Сочинение спор о правде и лжи в пьесе на дне горького

Сочинения на Getsoch.ru

Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького «На дне»

      Пьеса М. Горького «На дне» вот уже более века вызывает вокруг себя споры. Пьеса «На дне» — это очень глубокое произведение, вскрывающее многочисленные социальные и философские проблемы человеческого общества, центральные из которых – проблема правды и человека.

       В пьесе рассказывается не столько о человеческих судьбах, об отдельных личностях, сколько об идеях человеческого существования, смысла жизни, поиска правды.

       С самого начала, еще даже до появления странника Луки, завязываются споры о человеке. Герои рассуждают о свободе и о том, какова жизнь человека.

Обратите внимание

Квашня с первых страниц провозглашает себя свободной женщиной, а Клещ надеется на обретение свободы, на то, что он вырвется «со дна», как только его жена, Анна, умрет.

Однако, все эти герои живут в своем собственном мирке, не обращая внимания ни на кого другого. Именно поэтому первые разговоры почти не связаны одной идеей.

      Но все меняется, как только в мирную размеренную жизнь ночлежки вторгается странник Лука. С его появлением развивается идейная часть пьесы.

Лука сразу провозглашает: «я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха». Для него – все равны, все заслуживают и сочувствия, и, главное, истинного, человеческого уважения.

И именно Лука старается привнести изменения в сердца обитателей ночлежки.

       Он с сочувствием относится к мечтам Насти об искренней и чистой любви, которую та обрела лишь в своих фантазиях, в своих мечтах. Он искренне пытается помочь Анне, жене Клеща, обрести покой перед своей смертью.

Анна, которая за всю свою жизнь едва видела что-либо хорошее, верит обещаниям Луки о светлой загробной жизни. Актеру Лука говорит, что существует лечебница, где бесплатно могут вылечить от алкоголизма.

Наконец, Ваське Пеплу он обещает спокойную вольную жизнь в Сибири со своей возлюбленной Наташей.

       Но сразу становится ясно: Лука лицемерит. Он, как его называл сам М.Горький, «жулик». «Он, собственно ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей.

Важно

Вот он и говорит им разные слова утешения», — так писал автор об им же созданном герое.

Именно это и обусловливает причину разделения обитателей ночлежки на два лагеря: на тех, кто борются за правду, за уважение к человеку, и тех, кто благоволит философии Луки.

       Первые обличают Луку. Бубнов называет его «шарлатаном».  Сатин говорит, что «надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… уважать надо!» Уважение человеческого достоинства – вот их лозунг. Для них – лучше знать правду, ведь «правда – бог свободного человека!», а «ложь – религия рабов и хозяев».

      Но, в то же время, глядя на судьбу этих людей, оказавшихся на самом дне общества, не имеющих никакой надежды, становится их искренне жаль. Поэтому, на мой взгляд, Лука не был «жуликом». Пусть он лгал, но это была ложь во блага.

Он хотел, чтобы люди получили надежду. Он верил, что «человек все может, лишь бы захотел». И, я считаю, он был абсолютно прав.

Смысл человеческой жизни не в поиске правде, а наоборот, правда заключается в том, что человек должен продолжать жить.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/112-spor-o-pravde-i-cheloveke-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Спор о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». — Сочинение по произведению М. Горького «На дне»

Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Вл. Гжегорчик Пьеса «На дне» — вершина драматургии Максима Горького. Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь.

Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь, — вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении.

Особенно важны и интересны для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей.

Совет

Можно условно выделить три разновидности обмана: ложь в смысле неистина, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во спасение и, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей.

Позиция Луки – это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни». Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: «Отдохнешь там!..

» — хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть…» — уклончиво отвечает он Пеплу на этот вопрос), делает вид, что верит Насте: «Я – верю!.. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…

значит – была она!». Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…

», указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…». Лука считает, что человеку в жизни нужно дать опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая идея, если она способна утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе прада больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…

Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь». С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой.

Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается. «Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…

» — восклицает герой. Далее он произносит свой знаменитый монолог: «Человек может верить и не верить… это его дело!.. Чело-век! Это – великолепно!

Это звучит.. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!

Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

» Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!»), что правда открывает перед человеком возможности реально, трезво мыслить.

Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь.

Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться.

Но в то же время Лука не лгал о существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время проснуться от «сна», навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей мечты. Первый акт пьесы рисует изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на лучшую жизнь.

В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру. Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы.

Актуальность произведения Горького, написанного столетие тому назад, неудивительна, ведь автор осветил один из главных вопросов человеческого бытия: на чем и каким образом можно построить отношения между людьми и что из этого получится?

Источник: http://sochbox.com/spor-o-pravde-i-lzhi-v-pese-m-gorkogo-na-dne-sochinenie-po-proizvedeniyu-m-gorkogo-na-dne/

Спор о правде в пьесе м. горького «на дне»

Что такое — правда?

М. Горький

СПОР О ПРАВДЕ …Я боюсь, что однажды опять повторится печальная исто­рия: закостенев во лжи, гоня и презирая истину, мы выйдем на улицы городов с плакатами: «Правда — бог свободного человека!». И еще раз (уже в который?!) великие слова станут символом нашего ничтожества. Ибо сказано: «Не бывает про­рок без чести, разве только в отечестве своем…».

Я этого очень боюсь.

А пока мы ожесточенно спорим о правде, может быть, есть смысл перечитать давно прочитанное в школе? Заглянуть — уже без «помощи» критики — в старые книги и увидеть там новое, неизвестное?

Итак…

Много лет спорят между собой на сцене и на страницах учебника литературы о правде два горьковских героя — Лука и Сатин. И, разумеется, побеждает последний. Но, может быть, он не совсем прав? Мы взываем к милосердию, мы учимся жить в непростом мире — иначе мы погибнем. И стоит подумать кто сегодня нам ближе — беспощадный Са­тин или Лука?

«Ложь — религия рабов и хозяев…» А была ли ложь?, Был Лука, принесший утешение страдающей, больной женщине, Ну кто бы из нас на месте Анны захотел услышать: «Умирай поскорее!»? Кто не ждет сострадания, милосердия? Ведь у Анны была не просто физическая боль, а надломлен­ная, измученная душа. И в последние минуты жизни она на ­шла сострадание, утешение, Их дал Лука,

Обратите внимание

Утешительная ложь… Как за соломинку хватается за нее Актер.. Человек жив, пока есть надежда. И Актер надеется; Все будет хорошо, он вылечится, вернется на сцену,,. Начнется новая жизнь, она, по сути, уже начинается.

, Но появляется Сатин с холодными, отрезвляющими словами, явно смеющий­ся над Актером. Страшный итог — еще одна загубленная жизнь. От чего погиб Актер? От правды Сатина или от лжи Лука? И снова — а была ли ложь? Было утешение, сочувствие, уча­стие, была надежда. А ложь?..

Что предпочтет каждый из нас: пусть иллюзорную, но надежду, или страшную, безыс­ходную, но правду?

«Вовремя человека пожалеть… хорошо бывает», Вовремя. Пока он не опустился в бездну неведения и отчаяния, Это — не уход 0т жизни, это ее спасение. Почему Клещ отвергает прав­ду? Почему проклинает ее? Не потому ли, что правда в том, что он — на самом «дне» жизни, и выхода отсюда не будет? Ведь человеку всегда свойственно стремиться к лучшему.

Почему, когда Пепел настойчиво требует от Луки правды, тот отвечает: «Она, правда-то, может, обух для тебя»? Прав­да — грозное оружие, с ней надо обращаться осторожно, она может ранить и убить, она может искалечить жизнь, Это по­нял Лука, это он пытается донести до нас,

А Сатин? Разве он не понимает этого? Понимает, Но… Он независим, он горд и в гордыне своей многого не видит, Он не знает и не хочет знать утешения. Он называет ложью муд­рость старика Луки. Сатин — максималист. Однако и он бу­дет нуждаться в утешении,

Лука и Сатин не могут существовать друг без друга. Они — части единого целого. И оба они правы, и оба они говорят правду.

Мы часто больше нуждаемся в утешении, чем в жестокой правде, Но без права говорить правду человек не может быть по-настояще­му свободен. «Человек — вот правда!» И только ему подвластен любой выбор. «Он за все платит сам…».

Человеку нужна надежда, не ложь ради лжи, не правда ради правды, а надежда, И только опираясь на это, человек может решить, что ему выбирать,

Источник: https://prepodka.net/spor-o-pravde-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

Правда и ложь в пьесе М. Горького На дне

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне».

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой философской пьесы М. Горького “На дне”.

Автор с понятиями правды и лжи связывает два вида гуманизма, которые можно трактовать по-разному. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни, предлагая “ложь во спасение”. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека.

Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь?

Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать.

Важно

Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто был выброшен из жизни, различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. У них нет ничего, все отнято, потеряно и затоптано в грязь.

Они живут в атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно.

Читайте также:  Характеристика и образ платона каратаева в романе толстого война и мир

И вот в ночлежке появляется Лука, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее обитателя. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма.

Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь — отдохнешь…». Его правда — утешительная ложь. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды.

Он относился к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь!

Совсем другая жизненная позиция показана в образе Сатина. Сатин — карточный шулер не боится ни жизни, ни смерти. Он потерял имя, работу, но он независим от обстоятельств, ценит свободу: «Хорошо это — чувствовать себя человеком!». Сатин — борец за истину.

Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. Какова же его правда? Правда у Сатина — человек.

Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную жизненную позицию: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека.

Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем — в перспективе. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку.

Совет

Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже “во спасение”, — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Сатиным.

Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже недостаточно. Он ничего не может изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”. И, очевидно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы.

Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно-важная правда пьесы.

  1. Сочинение >> Литература и русский язык

    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Источник: https://works.doklad.ru/view/aPp0kx4FfGo.html

Спор о правде и лжи в пьесе М.Горького «На дне»

Категория: На дне

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Вл. Гжегорчик Пьеса «На дне» — вершина драматургии Максима Горького. Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь.

Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь, — вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Особенно важны и интересны для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей.

Можно условно выделить три разновидности обмана: ложь в смысле неистина, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во спасение и, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей.

Позиция Луки – это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни». Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: «Отдохнешь там!..

» — хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть…» — уклончиво отвечает он Пеплу на этот вопрос), делает вид, что верит Насте: «Я – верю!.. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!». Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…», указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…».

Лука считает, что человеку в жизни нужно дать опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая идея, если она способна утешить человека, защитить его.

Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе прада больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь». С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой.

Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается. «Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» — восклицает герой. Далее он произносит свой знаменитый монолог: «Человек может верить и не верить… это его дело!..

Обратите внимание

Чело-век! Это – великолепно! Это звучит.. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!»), что правда открывает перед человеком возможности реально, трезво мыслить.

Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь. Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться. Но в то же время Лука не лгал о существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время проснуться от «сна», навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей мечты. Первый акт пьесы рисует изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру. Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы.

Актуальность произведения Горького, написанного столетие тому назад, неудивительна, ведь автор осветил один из главных вопросов человеческого бытия: на чем и каким образом можно построить отношения между людьми и что из этого получится?



В романе Толстого «Война и мир» лишь два героя проходят сложный путь внутреннего развития, претерпевают духовную эволюцию. Это любимые герои писателя — Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Несмотря на их серьезные различия (возраст, социальное положение, характер и т.д.), герои испытывали друг к другу искреннюю симпатию, теплый дружеский интерес.

Болконский видел в Пьере младшего товарища, чистую и светлую душу, которую требовалось «учить жизни», наставлять. Князь Андрей для Безухова был образцом д

Скрытой сюжетной линией романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является кризис крепостного строя и необходимость его уничтожения. На фоне этой линии и разворачивается конфликт «отцов и детей».

Идея романа, по определению самого автора, — показ «торжества демократизма над аристократией». Представителем демократического лагеря выступает главный герой романа Евгений Базаров.

    Базаров родился в семье бедного уездного лекаря, прошел «школу труд а и лишений», из которой вышел «сильным и суровым» чело

Важно

Стихотворение «Россия» написано Александром Александровичем Блоком восемнадцатого октября тысяча девятьсот восьмого года, в период, когда создавался цикл «Родина» третьего тома «Трилогии вочеловечения».

Это время было для поэта временем осознания всей важности освещения темы России, этого «первейшего, самого жизненного вопроса». Тогда он говорил,что посвящает всю свою жизнь Родине, что все его стихи о России.

Само название стихотворения уже говорит нам, о чем пойдет речь. Тема «России» – любовь

Михаил Михайлович Пришвин происходит из старинного русского города Ельца. Биография Пришвина резко делится надвое.

Начало жизни шло по проторенной дороге — купеческая семья, крепкий быт, гимназия, служба агрономом в Клину и Луге, первая агрономическая книга «Картофель в полевой и огородной культуре».    И вдруг — резкий перелом.

Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьем и записной книжкой.    Жизнь поставлена на карту. Что будет с ним дальше, Пришв

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в дворянской семье. Учился в гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. Входил в кружок известного стихотворца попечителя Московского университета Хераскова.

Состоял на службе в Иностранной коллегии, был секретарем Никиты Панина, крупного политического деятеля екатерининских времен.

Совет

По поручению Панина Фонвизин написал “Рассуждение” — политический трактат в форме памфлета, остро критиковавший порядки само

Літо — це час, коли здобуті за цілий навчальний рік знання мають змогу утрамбуватися і осісти, щоб залишити місце новим, які чекають на нас у наступному році.Це час перерви, дихання повними грудьми и прибирання в своїх головах.

Час осмислити усе, що було позаду, задуматися над тим, що буде попереду. Час спокою і затишшя, відпочинку для душі.

Час, коли усе раптом змінюється, й рівні, обридлі за стільки місяців ряди парт і стільців раптом обертаються на тонке мережево павутиння у волоссі й яскраво

Образ Татьяны в произведении «Евгений Онегин» очень своеобразен. Татьяна для Пушкина – милый идеал. Прежде всего, Татьяна – это цельная натура. Натура героини не многосложна, но глубока и сильна.

В ней нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком трудные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей.

Вся жизнь её проникнута той ценностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного прои

Читать вслух труднее, чем про себя. Что­бы делать это хорошо, надо усвоить, на мой взгляд, несколько важных правил.Во-первых, нужно читать выразительно. Для этого необходимо хорошо понимать, о чём идёт речь.

Обратите внимание

Любовная тема — одна из ведущих в лирике В. Маяковского. В дореволюционный период творчества поэта она нашла воплощение в его многочисленных стихотворениях и поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек».

Изображение неразделенной любви, характерное для этого периода творчества Маяковского, позволило поэту раскрыть трагедию человека в бездушном мире равнодушных и жестоких людей. Искренне чувство здесь обесценено корыстью, денежным интересом.

На мой взгляд, формула «деньги, любовь, ст

  Історичні умови виникнення полемічної літератури. Іван Вишенський — найвидатніший представник полемічної літе­ратури. Захист людської гідності й громадських прав трудівників міста і села.

Позитивні образи дрібних ремісників та покріпачених селян. Пристрасне викриття злодіянь проти народу з боку панства та вищого духовенства. Використання засобів комічного. Іван Франко про Івана Вишенського. ІІІ.

Світове значення творчості Івана Вишенського.  {loadposition textmod} Зараз дивля

Сейчас смотрят:{module Горький:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/gorkij-m/sochineniya-po-proizvedeniyu-na-dne/3261-spor-o-pravde-i-lzhi-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне»

Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Спор о правде раскрывается прежде всего в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову ложь.

Однако этим не исчерпывается смысл данной философской проблемы. Спор о правде подразумевает столкновение разных жизненных и философских позиций героев, прежде всего Луки, Бубнова, Сатина. Именно столкновение мировоззрений этих героев определяет развитие философского конфликта.

Оправданна ли ложь во спасение? Этот вопрос Горький ставит, раскрывая образ Луки. Появившись в ночлежке, Лука оказывает большое влияние на всех ее обитателей. Лука зарождает во многих героях веру.

Например, после разговора с Луной Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир, и умирает спокойно.

Лука жалеет обитателей ночлежки и, утешая их, часто говорит неправду, Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице где лечат от алкоголизма Лука заставляет Поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири.

Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто — неважно. Лука верит в человека в возможность ты его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе Позиция Бубнова.

«А вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?». — говори, Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него вранье.

Он не понимает, зачем Луна обманывает обитателей ночлежки своими красивым историями, зачём жалеет их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека.

В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.

В пьесе правда соотносится с верой, вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука единственный кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя… коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь,.

, значит — была она!» Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее.

Важно

Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией. Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав.

Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлежки, так как его правда, то есть позиция утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что- то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова.

Однако Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, застав их задумать о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» говори Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного ненавидящего людей человека Сатин преврати в авторского резонера.

Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из философии Луки Сатин берет веру в человека («Человек — вот правда! Он это понимал…»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь становится главным для Сатина.

Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».

Таким образом, истинной в пьесе «На дне», с авторской точки зрения, становится правда Сатина, а правда Луки оказывается лишь промежуточной ступенью к настоящей правде. Горький отвергает жестокую правду Бубнова, но он и не принимает утешительства Луки, основанного на жалости к людям. Человек должен поверить прежде всего в себя —  вот основная идея пьесы «На дне».

похожие материалы

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/gorkiy/319-spor.html

Спор о правде в пьесе горького на дне сочинение

У каждого своя правда

Творение М. Горького «На дне» затрагивает многие социальные и философские проблемы, но наиболее остро в пьесе стал вопрос о месте правды в жизни человека.

Спор о человеке завязывается в самом начале произведения, задолго до появления в нем странника Луки. Герои рассуждают на тему свободы и жизни человека, но их разговоры практически не связаны между собой.

Совет

Они обитают в своем маленьком, ограниченном мирке, не обращая внимания друг на друга.

Так, Клещ мечтает о свободе, надеется, что вырвется «со дна» после смерти его жены Анны, а Квашня уже провозгласила себя свободной женщиной.

Как Лука повлиял на обитателей ночлежки?

Все переменилось с приходом Луки, для которого все были равны, в равной степени заслуживали и сострадания, и уважения. Именно это странник старался посеять в души обитателей ночлежки.

Например, он с сочувствием выслушивает Настины мечты о светлой любви, Анне искренне желает обрести покой перед смертью, актеру советует обратиться в лечебницу, Ваське Пеплу — верить в спокойную жизнь в Сибири с его возлюбленной.

Однако сам М. Горький назвал Луку жуликом, ведь тот утешает людей, а сам ни во что не верит. Возможно, автор прав, и странник действительно лицемерил. Так или иначе, но после прихода Луки обитатели ночлежки разделились на два лагеря: на тех, кто борется за правду и уважение к человеку, и тех, кто согласен со странником.

Так, Бубнов называет Луку «шарлатаном», а Сатин говорит, что человека нужно не жалеть, унижая его жалостью, а уважать. Они уверены, что «правда — бог свободного человека, а ложь — религия рабов».

Я же считаю, что люди, оказавшиеся на дне общества, достойны только жалости и сочувствия, но никак не уважения. Пусть Лука и лгал, но это была ложь во благо, которая дарила людям надежду.

Я согласна с мнением странника, что «человек все сможет, лишь бы захотел».

Нужно давать людям поверить в свои силы, ведь смысл жизни не в поиске правды, а в том, чтобы продолжать жить, на каком бы дне общества ты не оказался.

Сочинение » На дне — Горький » Сочинение на тему «Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Человек! Это великолепно!

Это звучит. гордо!

Надо уважать человека!

Обратите внимание

Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она — свободная женщина, а Настя — мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги “Роковая любовь”.

И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда. Неслучайно бросает свою реплику Квашня, обращаясь к Клещу: “Не терпишь правды!” С самого начала пьесы многое звучит как спор М.

Горького с самим собой, со всей прежней идеализацией босяков.

В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной — опустившись на “дно”, люди не ушли от жизни, она настигает их. И прежнее горьковское желание — рассмотреть в босяках прежде всего хорошее — отступает на второй план. Эти люди жестоки друг к другу, их жизнь сделала их такими.

И жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, Барона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении реплику: “Врешь, не было этого!”

В среде этих ожесточенных людей появляется Лука. Он странник. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Всмотримся внимательней в образ Луки. Ведь именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры, составляет ее драматургическую линию. Лука утешает людей.

Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее бывших баронов, актеров, рабочего человека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего вспомнить хорошего о прожитой жизни, потомственного вора? И Лука прибегает ко лжи как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству.

В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем его жизненный опыт таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том свете.

Актеру — бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу — вольную жизнь в Сибири.

Важно

Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой. Долгое время в трактовках образа Луки преобладали отрицательные оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что механизм его утешительства несколько сложнее.

Он просто не очерствел душой. Нельзя не согласиться с оценками, которые дает Луке Сатин: “Он врал. но — это только из жалости к вам”. Лука не просто обманывает, на протяжении пьесы он творит реальное, деятельное добро: утешает перед смертью Анну, пытается усовестить Василису. Именно этот странник предотвращает убийство Васькой Пеплом Костылева.

И в Си бирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным. Лука не просто врет Актеру, он уговаривает его: “Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. возьми себя в руки — и терпи.

” И причина смерти Актера не в иллюзиях, а в их крушении, в прозрении, в сознании невозможности воздержаться и взять себя в руки.

Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека может только добро, не насилие, не тюрьма, а только доброе отношение человека к человеку.

“Человек может добру научить. Пока верил человек — жил, а потерял веру и удавился”.

Итак, в пьесе, как можно убедиться, главный носитель добра — Лука. Он желает людям добра, жалеет их, сострадает, старается помочь им словом и делом. Авторская позиция в пьесе выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы — смерть Актера — подтверждает слова Луки, что утрата веры — это и утрата жизни.

Принято считать, что настоящим оппонентом Луки является Сатин. Но по-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы.

Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное — человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью.

Это приводит его к тому, что он соглашается терпеть. Этот мотив звучит в пьесе не раз, например, в словах Анны: “Коли там муки не будет. здесь можно потерпеть. можно!” или в притче о праведной земле — жил человек плохо, но терпел в надежде найти когда-то иную жизнь.

Совет

Вот этого примирения с жизнью не приемлет Горький. Спор писателя с Лукой — это во многом спор с самим собой. Недаром он уже в послереволюционный период писал сценарий “По пути на дно”, где под влиянием идеологических догм разоблачил Луку.

Образ Луки долгое время считали отрицательным. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчезает из ночлежки. Все эти обвинения несостоятельны.

Лука — добрый и светлый образ в этой мрачной, безвыходной обстановке, обстановке без любви. Лука и вносит частичку человеческой доброты и любви в ночлежку, в души опустившихся людей.

Думается, что это произведение гуманное, а Лука — выражение того гуманизма, за который ратовал Горький.

17911 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне»)

Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)

Спор о человеке в драме М.Горького «На дне»

Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М.Горького «На дне»)

Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».

Человек – это звучит гордо (по пьесе М.Горького «На дне»).

Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»

Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне»)

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»

Смотрите также по произведению «На дне»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/5330/

Правда и ложь в пьесе м. горького “на дне”

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”.

Главное в ее сюжете – столкновение жизненных позиций и взглядов людей. В пьесе “На дне” автор поднимает характерный для русской литературы вопрос о двух видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни.

Гуманизм же Сатина призывает не бояться правды, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права.

Обратите внимание

Кто же прав – Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы,обратимся к тексту произведения. “Подвал, похожий на пещеру”. Затхлый и душный воздух.

Каменные закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц пьесы.

Большего “дна” и представить себе трудно.

Спустя некоторое время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой “ласковое” слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так им не хватало.

Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений.

Лука им говорил слова, которые им были очень нужны: “Христос всех жалел и нам так велел”.

Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие.

Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество.

Главное – не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.

Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что можно боль смягчить утешительной ложью. Он с самого начала выбрал ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, он

Лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была именно такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.

Но свою “утешительную” философию Лука примерил и к здоровым людям. Своими “сладким пилюлями” он поселил героев в мир заблуждений и иллюзий.

Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, убаюкивал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам.

Важно

Лука же своим ложным гуманизмом еще больше им навредил, “связав” окончательно руки и ноги. “Ты – надейся! Ты – верь!” – внушал он им.

Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется услышать горькую правду, которая “всегда поднимается над ложью, как масло над водою”. Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям? Ведь “кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью”.

Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки – ложный гуманизм.

Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение.

Художественное развенчание ее сопровождается развалом ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба Наташи…

Автор больше симпатизирует теории Сатина. По его словам, ничто так не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать.

Не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь – чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом, безусловно, можно согласиться с Константином Сатиным.

Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”.

Совет

И, возможно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или тоже без него, так и не поднялись бы со “дна”. Большая часть, того, чего человек добивается в жизни, зависит от него самого.

Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не стоит на месте, меняются обстоятельства, меняются люди. Каждое последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса М. Горького актуальна во все времена, и сейчас можно говорить о своевременности спора о гуманизме.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/pravda-i-lozh-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

«ПРАВДА – БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА!» (Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне»)

Что такое правда?

Горький

…Я боюсь, что однажды опять повторится печальная история: закостенев во лжи, гоня и презирая истину, мы выйдем на улицы городов с плакатами: «Правда — бог свободного человека!» И еще раз (уже в который?!) великие слова станут символом нашего ничтожества. Ибо сказано: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем…». Я этого очень боюсь.

А пока мы ожесточенно спорим о правде, может быть, есть смысл перечитать прочитанное в школе? Заглянуть — уже без «помощи» критики — в старые книги и увидеть там новое, неизвестное? Итак…

Много лет спорят между собой на сцене и на страницах учебника литературы о правде два горьковских героя — Лука и Сатин. И, разумеется, побеждает последний. Но, может быть, он не совсем прав? Мы взываем к милосердию, мы учимся жить в непростом мире — иначе мы погибнем. И стоит подумать, кто сегодня нам ближе — беспощадный Сатин или Лука?

«Ложь — религия рабов и хозяев…» А была ли ложь? Был Лука, принесший утешение страдающей, больной женщине. Ну кто бы из нас на месте Анны захотел услышать: «Умирай поскорее!» Кто не ждет сострадания, милосердия? Ведь у Анны была не просто физическая боль, а надломленная, измученная душа. И в последние минуты жизни она нашла сострадание, утешение.

Их дал Лука. Утешительная ложь… Как за соломинку, хватается за нее Актер. Человек жив, пока есть надежда. И Актер надеется. Все будет хорошо, он вылечится, вернется на сцену… Начнется новая жизнь, она, по сути, уже начинается. Но появляется Сатин с холодными, отрезвляющими словами, явно смеющийся над Актером.

Страшный итог — еще одна загубленная жизнь.

От чего погиб Актер? От правды Сатина или от лжи Луки? И снова — а была ли ложь? Было утешение, сочувствие, участие, была надежда. А ложь?.. Что предпочтет каждый из нас: пусть иллюзорную, но надежду или страшную, безысходную, но правду?

«Вовремя человека пожалеть… хорошо бывает». Вовремя! Пока он не опустился в бездну неведения и отчаяния. Это — не уход из жизни, это ее спасение. Почему Клещ отвергает правду? Почему проклинает ее? Не потому ли, что правда в том, что он — на самом «дне» жизни, и выхода отсюда не будет? Ведь человеку всегда свойственно стремиться к лучшему.

Почему, когда Пепел настойчиво требует от Луки правды, тот отвечает: «Она, правда-то, может, обух для тебя»? Правда — грозное оружие, с ней надо обращаться осторожно, она может ранить и убить, она может искалечить жизнь. Это понял Лука, это он пытается донести до нас.

А Сатин? Разве он не понимает этого? Понимает. Но… Он независим, он горд и в гордыне своей многого не видит. Он не знает и не хочет знать утешения. Он называет ложью мудрость старика Луки. Сатин — максималист. Однако и он будет нуждаться в утешении.

Лука и Сатин не могут существовать друг без друга. Они — части единого целого. И оба они правы, и оба они говорят правду. Мы часто больше нуждаемся в утешении, чем в жестокой правде.

Обратите внимание

Но без права говорить правду человек не может быть по-настоящему свободен. «Человек — вот правда!» И только ему подвластен любой выбор. «Он за все платит сам…» Человеку нужна надежда, не ложь ради лжи, не правда ради правды, а надежда.

И только опираясь на это, человек может решить, что ему выбирать.

Пьеса Горького «На дне» — сложное, противоречивое произведение. В своей работе писатель дает два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. Вопросы, поставленные драматургом, остаются открытыми и на сегодняшний день.

Две правды, две точки зрения на человеческую судьбу выражают два главных героя пьесы: босяк, обитатель ночлежки Сатин и странник Лука — неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.

Лука мягок и в речи и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова Лука находит для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири.

Хроническому пьянице Актеру старик рассказывает о чудесной клинике, в которой лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны Лука находит другие слова, ей он доказывает, что жизнь вовсе ничего не стоит, что жизнь приносит человеку одни мучения, а отдохнуть и быть счастливым можно только после смерти.

Лука — не сторонний наблюдатель жизни, он активный ее участник, который вмешивается во все. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит он вообще в возможность решительного переустройства жизни. Таким образом, Лука стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция в образе босяка. Сатина. Сатин — прежде всего борец, борец за справедливость. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь человека — своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужны не озлобили Сатина.

Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода облегчения страданий в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что Сатин выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав.

Важно

Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя.

Сатин не алкоголик, но любит выпить; не аферист по натуре, но карточный шулер, и создается впечатление, что он довольно уютно чувствует себя в костылевской ночлежке, где все-таки выше всех по уму и силе характера.

Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, Сатин решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев».

Таким образом, в драме существует две правды: правда Луки, с ее безразличной и безличной добротой, христианским смирением, с ее «святой ложью», и правда Сатина, в чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций рассудила история.

История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но это не означает, что это лучший путь. Мне кажется, что жесткие методы, формула «цель оправдывает средства» служат лишь для оправдания и обеливания неизбежных крови и смерти.

Источник: http://www.testsoch.info/pravda-bog-svobodnogo-cheloveka-spor-o-pravde-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

Ссылка на основную публикацию