Сочинение судьбы людей в революции в романе белая гвардия

Судьбы людей в годы революции (по роману м. булгакова “белая гвардия”)

Судьбы людей в годы революции (по роману м. булгакова “белая гвардия”)

“Роман этот я люблю больше всех моих вещей”, – писал М. Булгаков о романе “Белая гвардия”. Правда, тогда еще не был написан вершинный роман “Мастер и Маргарита”.

Но, конечно, “Белая гвардия” занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова.

Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.

Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась. “Велик был и страшен год по Рождестве Христовом 1918”, – пишет он. События захлестнули своим водоворотом обыкновенных людей, простых смертных.

Обратите внимание

Эти люди мечутся, проклинают, как Алексей Турбин, поневолеставший участником творимого зла. Зараженный ненавистью толпы, он набрасывается на мальчика, разносчика газет: цепная реакция зла действует и на добрых людей. Непонимающе смотрит на жизнь Николка, ищет свои пути Елена.

Но все они живут, страдают, любят.

Город, любовь, дом, война… Роман этот о судьбе русской интеллигенции в революции. М. Булгаков нарисовал быт русской интеллигенции. Здесь снисходительны к человеческим слабостям, внимательны, искренни. Здесь нет высокомерия, чванства, чопорности. В доме Турбиных непримиримы ко всему, что стоит за гранью человеческой порядочности.

Но рядом с Турбиными живут Тальберги, Лисовичи. Самые жестокие удары судьбы принимают на себя те, кто верен долгу, кто порядочен. А Тальберг и ему подобные умеют пристроиться, умеют выжить. Оставив жену Елену и ее братьев, он бежит из Киева с петлюровцами.

Идет война идей. Но идеи ли сражаются? Турбины – монархисты по своим взглядам, однако для них монархия – это не столько царь, сколько самые святые страницы русской истории, которые традиционно связывали с именами царей.

При всем неприятии идеологии революции М. Булгаков понимал главное: она – результат позорнейшего многовекового нравственного и физического угнетения народной массы. Ведя повествование, писатель сохраняет нейтралитет. Он с одинаковой объективностью отмечает смелость большевиков, честь белогвардейских офицеров.

Но М. Булгаков и ненавидит. Ненавидит Петлюру и петлюровцев, для которых человеческая жизнь ничего не стоит. Презирает политиков, разжигающих в сердцах людей ненависть и злобу, ибо ненависть правит их поступками. Высочайшими словами о городе, матери городов русских, они прикрывают свои трусливые деяния, а город залили кровью.

Любовь и ненависть схлестнулись в романе, и побеждает любовь. Это любовь Елены и Шервинского прежде всего.

Любовь выше всего на свете. Не может быть гуманнее вывода из той драмы, свидетелями которой мы становимся, читая роман. Человек и человечность превыше всего. Это утверждает М. Булгаков своим романом.

Важно

Турбины сумели сберечь честь смолоду и потому выстояли, многое потеряв и дорого заплатив за ошибки и наивность. Прозрение, пусть позднее, все же пришло. Таков главный смысл и урок исторического романа М.

Булгакова “Белая гвардия”, делающий эту книгу современной и своевременной.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/sudby-lyudej-v-gody-revolyucii-po-romanu-m-bulgakova-belaya-gvardiya/

Семья и революция . (по роману «Белая гвардия»)

Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова был написан в 1923— 1924 годах, но временные рамки романа — декабрь 1918 — февраль 1919 года, то есть то самое время, когда в столицах (Петрограде и Москве) уже свершилась Революция и мир необратимо стал меняться. Колесо истории, о безжалостности и необратимости движения которого писал Александр Блок, повернулось.

Именно о них — о людях, попавших под колесо истории, унесенных ветром революций и войн,— идет речь в «Белой гвардии».

Главный объект внимания в романе «Белая гвардия» — Семья Турбиных, причем именно семья, как нечто целое и неделимое, как особый мир людей, в котором заключено все самое хорошее и светлое.

Семья Рассматривается как явление постоянное: она не может исчезнуть внезапно, вдруг, сама по себе, нет, ее. можно уничтожить только извне, грубой внешней разрушающей силой, каковой в понимании Булгакова являются войны и революции.

И только Семья, скрепленная узами не столько кровного родства, сколько любви, сочувствия и сострадания, способна противостоять разрушающему влиянию времени.

«Белая гвардия» начинается с ретроспективных воспоминаний о смерти и похоронах матери и предшествующих этому семейных событиях (писатель как бы знакомит нас со всеми членами семьи Турбиных, причем в самую трудную для них минуту).

Именно мать была центром, стержнем этой семьи, с ее смертью обрушились на оставшихся Турбиных неисчислимые беды. По роману Алексею Турбину, старшему,— 28 лет (самому Булгакову в 1918 году было 27). Он вернулся в родной город «после страшного удара, потрясшего горы над Днепром», «постаревший и мрачный с 25 октября тысяча девятисот семнадцатого года».

Авторские характеристики довольно отчетливо рисуют портрет одного из главных героев романа, в котором легко просматриваются автобиографические черты, но нельзя полностью отождествлять Алексея Турбина с автором «Белой гвардии», особенно их взгляды. Алексей Турбин вернулся в родной город, чтобы попытаться устроить заново обыкновенную человеческую жизнь.

Он не был профессиональным военным, как и Карась, и Мышлаевский, и многие другие.

Но в годы Гражданской войны он, как и сотни тысяч других людей, был поставлен перед выбором: с кем быть? кому и чему служить? Он не мог остаться в стороне, трусливо наблюдая, как гибнет все то, что когда-то было ему дорого, как его друзья идут драться за свои убеждения и свое представление о счастье.

И он делает свой выбор: вступает в формирующийся мортирный дивизион, чтобы защищать свой город, свою семью не только от петлюровских банд, но й от большевиков. Этот выбор не был случайным: он был подсказан Алексею Турбину не столько разумом, сколько сердцем.

Совет

О дальнейшей судьбе Алексея можно только догадываться (как и о судьбах всех остальных членов се- Мьи Турбиных), так как замысел Булгакова не был реализован полностью. Младший брат Алексея Турбина Николка — юнкер; ему всего лишь семнадцать с половиной лет, но он, как и старший брат, выбирает нелегкий и тернистый путь защитника веры и Отечества.

Известно, что прототипом Николки стали сразу два человека — младшие братья Булгакова Николай и Иван, которые в 1920 году с волной белой эмиграции оказались за границей. Николка Турбин — один из тех, кого Гражданская война в первую очередь мобилизовала в свои ряды как обычное, но необходимое «пушечное мясо».

Зачастую такие Николки были лишь орудием в чьих-то более опытных и грязных руках и нередко поэтому гибли бессмысленной смертью. Во времена, когда жизнь человека стоила так мало (а иногда и вовсе ничего не стоила!), о судьбе молодого поколения не задумывались.

Поэтический образ «златовласой» Елены является в творчестве Булгакова зримым воплощением традиций русской классики. Она достойное продолжение своей матери, «светлой королевы», хранительница чистого, уютного мира в доме «с кремовыми шторами» на окнах. Капитанская дочка и Наташа Ростова не случайно упоминаются в тексте романа: именно от них принимает булгаковская Елена эстафету добра и милосердия.

https://www.youtube.com/watch?v=Bes77KB_3PA

Елена вполне самостоятельна в своих убеждениях и поступках, и в то же время она предстает в романе как помощница, утешительница и спасительница своих братьев. Героиня сама выбирает свой путь в жизни, но этот путь совпадает с тем, которым идут ее братья.

«Да вы напрасно, господа, меня утешаете, я ничего ровно не боюсь, напротив, одобряю»,— говорит Елена уходящим на защиту города братьям и друзьям. Этот выбор является осознанным, ведь она выросла и воспитывалась в той же семье, что и остальные Турбины, в той же нравственной атмосфере.

Поэтому Елена понимает и внутренне соглашается со взглядом братьев на поступки ее мужа, капитана Тальберга. Елена признается сама себе, что, может быть, она еще любит, но уже не уважает Тальберга, который бросил не только ее, ее семью, но и осажденный город, то есть свою Родину, нуждающуюся в защите. Героиня внутренне обращается к мужу: «Знаю я, знаю… уважения нет.

Знаешь, Сережа, нет у меня к тебе уважения…» На долю героини выпала горькая участь: разрыв с любимым человеком, потеря близких… Ее судьба — типичная судьба многих женщин той кровавой эпохи, потерявших самое главное в жизни — семью, но продолжавших жить, храня память об ушедших и с неясными надеждами на будущее.

Такие люди, как Турбины (а особенно — Елена), обладают магическим даром притягивать к себе людей, причем именно хороших людей, которые, изголодавшись за время войн и революций по человеческому теплу, семейному уюту, просто по состраданию, тянутся душой и телом поближе к семейному очагу Турбиных и там, у очага, среди близких духовно людей, оттаивают, отогреваются, приходят в себя и снова становятся людьми.

В этом и заключается главная ценность семьи, дома — быть островом надежды, островом спасения среди бушующего житейского моря, островом, где тебя всегда ждут, где тебе всегда рады, где тебя просто любят, любят уже за то, что ты есть на этом свете.

И эту высшую ценность семьи прекрасно понимал и осознавал Михаил Булгаков, поэтому Семья являлась, пожалуй, основополагающей силой в жизни самого писателя и превратилась в главного героя романа «Белая гвардия».

Источник: http://www.sochuroki.com/semya-i-revolyuciya-po-romanu-belaya-gvardiya/

Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» по роману М. Булгакова «Белая гвардия»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ В 11

КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА « Судьбы людей в революции»

(по роману М.Булгакова «Белая гвардия».

Цели урока: показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации выбора( по роману М.А.Булгакова «Белая гвардия».

в результате исследования источников сформировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.

Задачи урока:

-обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков самостоятельной работы знания учащихся о значении Октябрьской революции в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;

-обучать старшеклассников работе с дополнительной литературой, умению -отбирать нужный материал в соответствии с темой;

-развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-воспитывать самостоятельность мышления, формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.

Учащиеся должны :

1. учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отказа от идеологизированности в оценке причин и событий гражданской войны.

2. учащиеся должны закрепить полученные знания о причинах гражданской войны и основных этапов.

3. Опираясь на источники, учащиеся должны дать оценку красному и белому террору.

Ход урока

I .Учитель литературы :

-Почему мы обращаемся к роману М.А.Булгакова «Белая гвардия»?

( учащиеся отвечают)

Учитель истории:

Какие мысли приходят к нам в результате чтения романа?

(Учащиеся говорят о том, что роман Булгакова — одно из немногих произведений, которое рассказывает о видении Гражданской войны белыми офицерами. В нём поднимаются сложные общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема нравственного выбора в сложные исторические времена. Особенно интересна роль семьи в их разрешении)

II. Реализация домашнего задания

Учащиеся рассказывают о героях романа, зачитывают отрывки, находят ключевые слова, характеризующие героев. Обращаем внимание на ключевые слова, портретные и речевые характеристики.

I. Елена: рыжеватая голова, «Лена ясная», «золотая Елена», «красавица Елена». Взгляд — мягкий, тревожный. Стрелки на лице Елены — .печальные складки.

2 Тальберг: «двухслойные глаза», «двухэтажные глаза», «вечная патен­тная улыбка», «поджарая фигура… как автомат», «вежливо и заискивающе улыбаясь» разговаривает с германским лейтенантом. Алексей Турбин о нем: «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!».
3. Агексей Турбин: старший в семье Турбиных, 28 лет, врач, бритый, светловолосый. Постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года. Вещий сон часть 1, глава 5).
4. Николка: голубые глаза, длинный птичий нос, вихор. Командуя юнкерами, испытывает гордость, «что он, оказывается, храбрый». «В бою, знаете ли , приятно помереть» (часть 2, глава 11). Вспомним героев, которых напоминает Николка: пушкинского Гринева, Петю Ростова из «Войны и мира». 5 Мышлаевский: бывший студент, поручик, громадные плечи, «голова была очень красива странной и печальной, и привлекательной красо­чней, настоящей породы и вырождения», смелые глаза, гордые губы, один уголок рта приспущен печально», «лицо в пятнах от водки и бешеной усталости».

6.Шервинский: (часть 1, глава 3): бывший лейб-гвардии уланского полка поручик, ныне адъютант 6 штабе князя Белорукова, «наглые гла­за», «маленький», великолепный голос («Все вздор на свете, кроме тако­го голоса, как у Шервинского»).

Читайте также:  Анализ повести камю посторонний

7.Карась (Степанов): бывший студент, подпоручик, артиллерист, «ма­ленький, укладистый и действительно очень похожий на карася».
8.Лариосик: (часть 2, глава 11): «Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной», кожа на лице «старенькая, серенькая», зубы кривые и желтые. Часть 3, глава 12. Разбивает синий сервиз (символическая деталь!)
9.Най-Турс: боевой армейский гусар, полковник (см. сон Турбина, часть 1, глава 5, где Най-Турс предстает в облике рыцаря). Индивидуаль­ность речевой характеристики (картавость). Часть 2, глава 11 — спасает юнкеров ценой своей жизни. «Умер как герой». Часть 3, глава 17 — похо­роны Най-Турса (Николка).
10.Малышев: кадровый офицер, «на свою совесть беру и ответствен­ность все!..все!» (часть 1, глава 7 — сцена в гимназии), «Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!» (часть 2, глава 12).
11.Лисович: прозвище Василиса (часть 1, глава 3), мочальные усы, в квартире пахнет мышами, «плесенью, ворчливой сонной скукой». Затем учащиеся находят эпизоды, характеризующие поведение героев в ситуациях выбора.

Обратите внимание

III. Беседа

Учитель литературы:

Основная тема романа — трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства — белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного насле­дия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.

Вспомним лучших представителей русской интеллигенции — поэтов и писателей. Многие из них неоднозначно относились к революции. Было сложно разобраться, на чьей стороне истина, историческая правда.

  • Как относились Блок, Горький, Булгаков, Пастернак к интелли­генции? (Они считали интеллигенцию хранительницей русской куль­туры, лучшим социальным слоем. И сами были ее яркими представите­лями. М.А. Булгаков в романе «Белая гвардия» через судьбу семьи Тур­биных показал трагизм и ужас братоубийственной войны.)

Учитель истории: : Двадцатое столетие стало для России временем тяжких испытаний и потрясений, неисчислимых жертв… Не зря его называют «железным веком»…и самым страшным испытанием явилась революция. Существует мнение, что революция-это беспощадная схватка Бога и Дьявола за человеческую душу.

Литература помогает нам ответить на волнующие вопросы, раскрывая перед нами историческую сущность эпохи, породившей спорные, такие неоднозначные взгляды на это время. Революция разделила людей на 2 лагеря: красных и белых. Но страдания от этого противостояния в большей степени легли на плечи простых людей.

Вот мы и подошли к решению важной проблемы: как обычный, простой человек перенёс эти трагические события? (Обычный человек: кто он? Ответ-Это мать , ребёнок, старик ,крестьянин, рабочий).

Фактически революцию пережили, но все по-разному: кто-то участвовал в военных событиях, защищая идеи революции, кто-то перемолчал, перетрусил, расстреливал в окопах и пустырях, в бою и совершал самосуд…А всему объяснение одно- время. Время было очень и очень непростое.

Никто из писателей и поэтов не мог остаться равнодушным к этой теме. Как сказал Гейне, что у настоящего художника трещина мира проходит через его сердце.

Учитель литературы:

  • По каким нравственным законам живут Турбины? (В семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность. В доме Турбиных, «несмотря на пушки», крахмальная и белоснежная ска­терть. «Полы лоснятся, и в декабре… На столе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жиз­ни»,— пишет Булгаков. Здесь женщине поклоняются как богине, а честь — в верности не только царю, белому знамени, но и товарище­ству, долгу перед младшими и слабыми.)
  • Какова роль образа русской литературы в романе? (Русская литера­тура присутствует в романе как полноправный герой.. То и дело в «Белой гвардии» упоминаются имена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, имена их героев: Лиза из «Пиковой дамы», Тарас Бульба, ведь­ма — панночка (Явдоха), Наташа Ростова, героиня «Капитанской доч­ки». Вены Турбиных врываются бесы из романа Достоевского, лермон­товский Демон.)
  • Каково отношение Турбиных к интеллигенции? (Турбины счита­ют интеллигенцию солью земли, боятся революции, потому что боятся разрушения культуры, семьи, быта, боятся того, что «потухнет огонь в бронзовой лампе, а «Капитанскую дочку» сожгут в печи». Старый мирный быт кажется им невыразимо прекрасным. Самым главным для: них является понятие чести. Они не меняют своих убеждений, не мо­гут предать.)
  • Дружелюбна ли история к Турбиным? (История выступает как нечто враждебное частной жизни людей.)

Учитель истории: . Мы рассмотрели 2 точки зрения, как 2 стороны медали — отношение человека к этому историческому периоду с 1917 –1922г. Каким же ощущал себя человек, пройдя такие испытания, увидев кровь и жестокость? Запишите: Эхо Гражданской войны долго отзывалось в душах людей, многие ею себя мерили, т.е. мерили свою жизнь степенью участия в борьбе.

Мы пришли к пониманию того, что Революция – это схватка Бога и Дьявола, это кровь и жестокость. Но главное, страна наша всегда держалась тем духовным стержнем, который позволил вновь возродить всё лучшее, что было нам присуще.

  • Можно ли избежать столкновения с Историей, с революцией ? (Рево­люцию нельзя пересидеть за уютными кремовыми шторами или закрыв­шись от нее на цепочку, как Василиса. В шумной, веселой жизни Турби­ных — нота обреченности. Неизбежно расставание с прошлым, неиз­бежны революционные разгромы и взрывы.)

Учитель литературы:

Давайте поговорим о судьбах главных героев: об Алексее, Елене и Николке.

  • Что вы можете рассказать о судьбе Алексея? (Алексей Тур­бин, старший брат — один из заблудившихся в этой революционной метели: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок собы­тий», — мог бы подписаться он под есенинской фразой. В первых главах романа Алексей — убежденный монархист и белогвардеец, решитель­ный противник большевиков. Считает своим долгом защищать Город от петлюровцев, добровольно записываясь в дружину в качестве док­тора. Смертельно раненный, в конце романа Турбин мучительно пере­живает крушение своей веры.)
  • Какой вывод делает Алексей из пережитого? (А. Турбин, заблужда­ясь и сомневаясь, приходит к убеждению: надо «устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь», а не воевать, заливая кровью род­ную землю)
  • Что сближает автора с его героем? ( Многое: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, и мечта о мирной жизни, и боль от утраты духовных ценностей.)

— Выдержал ли Николка Турбин испытание временем? (Николай — самый юный герой «Белой гвардии», ему семнадцать с половиной лет. Живет в его сердце мечта о подвиге (можно сравнить его образ с обра­зом толстовского Пети Ростова). Он также человек чести.

Младше­му Турбину принадлежат слова: «…слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете».

Николка мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сооб­щить им о его героической смерти и достойно похоронить.

Пиколка быстро взрослеет, время не сломило его, а помогло про­явить лучшие качества, закалить характер.)

  • Проанализируйте эпизод «Николка в бою».
  • В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот централь­ный образ в романе? (Елена — хранительница семейного очага и семей­ных традиций Турбиных. Она излучает любовь, свет и добро. На это ука­зывают синонимичные эпитеты: «рыжая, рыжеволосая, рыжеватая, золо­тая, красивая. Трагедия ее —в предательстве мужа, в том, что рушатся семейные связи. Она всеми силами пытается сохранить тепло домаш­него очага. Именно ее устами Булгаков выражает свои заветные мыс­ли: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы… У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга. Ждите, пока к вам придут».

В ней воплощено и религиозное начало. Она просит в своих молитвах о спасении Алексея: «…все мы в крови повинны, но ты не карай. Не карай»)

  • Кто из персонажей, кроме Турбиных, сберег свою честь, сохранил человечность и чувство долга в это смутное время? (Обреченные на поражение, оказавшиеся в трагической ситуации, лучшие герои Бул­гакова — друзья Турбинных, Най-Турс — сохраняют человеческое му­жество, офицерскую честь, высокое чувства долга, товарищества, стремление к нормальной человеческой жизни, к любви.)

Учитель истории: ) Отношения “человек — время — война”. Обсуждается вопрос о защите города, немцах, петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут фактически погибать? Алексей, Николка, их друзья становятся на защиту прежде всего вечных ценностей: дома, родины, семьи. Идёт разговор об офицерах Белой гвардии, “показанных не в «плакатной личине врага», а как обычные люди — хорошие и плохие, мучающиеся, заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных изнутри, а лучшие в этой среде — с очевидным сочувствием” (Б.Мягков). Особо отмечаются Най-Турс, Малышев. Особо говорится об ужасе братоубийственной войны.

  • Расскажите о Най-Турсе, Мышлаевском, Малышеве.

Учитель литературы:

  • Кто из персонажей романа противопоставлен этим героям? (Преж­де всего Талъберг, муж Елены Турбиной. Автор презирает его за бес­принципность, слабодушие, предательство: «Чертова кукла, лишен­ная малейшего понятия о чести!» Талъберг — это «цвет» белой армии, он окончил военную академию. Тем горше разочарование в нем. Расчет­ливый, циничный Талъберг, с его «двухслойными глазами», не обреме­нен понятием о чести: он рассматривает, на чьей стороне сила, и дела­ет карьеру наверняка. В революцию он первый выходит на улицу с крас­ным бантом и потом первый кричит на выборах в пользу гетмана. Ему неплохо при любой власти. По мысли автора, убегающий «крысий по­бежкой из дома Талъберг — не просто несчастье Елены, это позор, бесчестие и бесславие белой гвардии.

Хочет пересидеть смутное время, закрывшись от него на щеколду, домовладелец Лисович (его называют женским именем Василиса) — «инженер и трус, буржуа и несимпатичный». Он считает и прячет купоны, затаившись в тишине за ставнями, Все, что происходит вок­руг, его не касается, только бы пережить бурю.)

Учитель литературы:

Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает ис­ключение по отношению к тем, у кого не обнаруживает ни чести, ни сове­сти, ни элементарной человеческой порядочности.

Он сурово наказывает Л исовича за трусость и бесхребетность; дворника, пытающегося задержать Николку, — за трусливую злобу; поэта Русакова — за духовное разложе­ние; другого поэта, Горболаза, — за доносительство. Характер каждого наказания соответствует, по воле автора, характеру грехопадения.

Лисо­вич наказан лишением «сокровищ», дворник Нерон — ответной злобой Николки, Русаков за душевную гниль — физической гнилью, сифили­сом, Горболаз—тем, что желал агитатору-большевику, которого пытался выдать.)

Учитель истории:

Бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, рас­поряжаясь их судьбами.

Важно

Герои стали игрушкой в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга, символически предвещенная эпиграфом из «Капитанской дочки». Вспомним образ Блока из «Двенадцати» — рево­люция как стихия.

На поверхности жизни мелькают, сменяя друг друга, политические временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунто­вавшаяся народная масса.

1У. Итог урока

Учитель истории:

Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гет­мана, избранного правителем Украины в цирке. Обратим внимание на эту символическую деталь.

Роман наполняется жестоким сознанием неотвратимости суда исто­рии, блоковским чувством возмездия.
Учитель литературы:

Находим эпизод бегства в Город (часть 1, глава 4).

— Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе? (Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности людей пе­ред историей, друг перед другом. Все пройдет, все исчезнет, «а вот звезды останутся…» (обращаемся к эпиграфу). Звезды — это вечность жизни, это вечные нравственные ценности: добро, книги, семья, дом, любовь. Любовь победит все, любовь есть жизнь. За Алексеем Турби­ным гналась смерть, а догнала любовь в образе Юлии Рейсе. Николка приходит в дом Най-Турсов вестником смерти, приносит горе, а уно­сит с собой любовь сестры героя. Сердце Елены покорил Шервинский. Любовь нельзя убить, как нельзя убить жизнь. Подобно «Капитанской дочке», «Белая гвардия» — не только исторический роман, но и своеоб­разный роман-воспитание, где, говоря словами Л. Толстого, мысль се­мейная соединяется с мыслью народною.)
Y.Рефлексия.
YI.Оценка учителями ответов учащихся.

Домашнее задание. По вариантам: проанализировать две ключевых сце­ны романа — вечеринка у Турбиных (часть 1, глава 3) и сцена в гимназии (часть 1, главы 6, 7).

Написать сочинение-миниатюру на тему «Человек- частица истории».

Источник: http://konesh.ru/integrirovannij-urok-po-literature-i-istorii-v-11-klasse-t.html

Тема Гражданской войны в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия». на Сёзнайке.ру

25 октября 1917 года раскололо Россию на два лагеря: «белых» и «красных». Кровавая трагедия, продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представление людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывало свое понимание правды.

Монархисты, анархисты, большевики, меньшевики, коммунисты… Сколько их, этих партий было. Трудно оказалось разобраться в пестроте политической окраски и политических лозунгах крестьянам, рабочим, интеллигенции. Такие «шатания и мучительные искания» изображены в романе М. А.

Читайте также:  Анализ повести первая любовь тургенева

Булгакова «Белая гвардия».

Роман можно назвать как автобиографическим, так и историческим.

«Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй…» — так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Городе (Булгаков не называет его Киевом, он — модель всей страны и зеркало раскола), на Алексеевском спуске.

Семья Турбиных, милая, интеллигентная семья, которая вдруг становится причастной к великим событиям, происходящим в России. Семья Турбиных невелика: Алексей (28 лет), Елена (24 года), ее муж — Тольберг (31 год), Николка (17 лет)… И ещё приживалка Анюта. Обитатели дома лишены высокомерия, чопорности, ханжества, пошлости.

Совет

Они радушны, снисходительны к слабостям людей, но непримиримы к нарушениям порядочности, чести, справедливости. Мать завещала им: «Живите дружно». Так бы и жила семья спокойно и размеренно, если бы не революция и гражданская война. Появляются новые люди, новые персонажи.

Семья превращайся в свидетельницу и участницу дел странных и удивительных.

https://www.youtube.com/watch?v=OkMy0f4SSGw

Художественная биография этой вполне обычной семьи становится интересным и символичным историческим документом непреходящей ценности. «Белая гвардия» — во многом автобиографична. В образе Алексея Васильевича Турбина, молодого врача, нетрудно узнать Михаила Афанасьевича Булгакова.

Первая часть «Белой гвардии» — размежевание, в ходе которого выясняется, кто есть кто.

Завязкой основного действия можно считать два «явления» в доме Турбиных: ночью пришел замерзший, полумертвый, кишащий вшами Мышлаевский, рассказавший об ужасах окопной жизни на подступах к Городу и предательстве штаба.

В ту же ночь объявился и муж Елены, Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честь русского офицера и сбежать на Дон через Румынию и Крым к Деникину. Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России.

Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества. Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата.

Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой».

Вторая часть — схватка. Автор, больше симпатизируя белым дружинам, сохраняет нейтралитет, сочувствуя погибающим с обеих сторон.

Обратите внимание

Третья часть — раздумье о жизни и смерти. Жизнь по Булгакову — это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Соединяются сердца Елены и Шервинского, Анюты и Мышлаевского.

Булгаков написал роман с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина.

За драматической кульминацией следует развитие действия, очень важное для сюжета в целом: оправятся ли герои от потрясения; сохранится ли Дом на Алексеевском спуске?

По-разному складываются судьбы персонажей «Белой гвардии».

Выстрел Алексея в петлюровца, ранившего его на улице Мало Провальной, возвещает начало нового этапа развития старшего Турбина и встречу его с Юлией Рейсо. Послано было чудо, доктор Турбин выздоровел.

О Николеньке Булгаков пишет немного с иронией. Это «самый сведущий специалист по вопросу обысков». Иллюзии «геройствующего унтер-офицера» проявляются в том, что он прячет не только оружие, но и портрет наследника — цесаревича Алексея.

Показательны эпизоды в конце романа. Иллюзии, связанные с Тольбергом, разрушаются.

«Белая гвардия» стала «романом воспитания», где белый офицер Мышлаевский, собирающийся служить в Красной армии, делает свой окончательный вывод из жестоких уроком истории, говоря о России: «Прежней не будет, новая будет». Пройдя через тяжелые испытания, кажется находят свою дорогу и Алексей, Тольберг, и Николка.

Хотя существует мнение о «незавершенности» романа, но Дом Турбинных уже выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство — идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах. Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом.

Все — белые и красные — братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом. И голубоглазый библиотекарь Русаков как бы от автора произносит слова только что прочитанного Евангелия: «…И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…»; «Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов: …

слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло…»

Важно

Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя — свидетеля революции и по-своему «отпевшего» всех — и белых и красных.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/2171——-q-r

Судьбы людей в революции в романе “Белая гвардия”

А. С. Пушкин – великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы.

В стихот­ворениях “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Во глубине сибирс­ких руд”, “Арион”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как “свобода”, “воль­ность”.

В первый период своего творчества — период окончания лицея и про­живания в Петербурге – до 1820 года – понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.

В 1817 году он пишет оду “Вольность”, которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении.

Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.

В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы “воспеть свободу миру, на тро­нах поразить порок”. Выступая против тирании, поэт призывает угнетен­ных восстать:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы.

Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях.

Он пишет об убитом Людовике XVI – “мученике ошибок славных”, указывая при этом не только на то, что неповинующи­еся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем рево­люций и бунтов к свободе тоже не прийти.

Смерть Людовика он сравни­вает с убийством Павла I. Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Продолжая мысли оды “Вольность”, в 1818 году

Совет

Пушкин пишет сти­хотворение “К Чаадаеву”, в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения — дружеское посла­ние — приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: “власть роковая” и “Отчизна”.

В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа “под гне­том власти роковой”. В обращении “товарищ” появляется новый отте­нок – соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много поли­тической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения.

Стихотворение проникнуто боевым, революцион­ным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотво­рении “Деревня” он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России.

“Деревня” – это выступле­ние поэта по одному из важнейших вопросов того времени – вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молоде­жи. Стихотворение построено по принципу антитезы.

В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борь­ба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко уга­дываются окрестности Михайловского.

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда…

Вторая часть противопоставлена первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут…

Возникающие образы “барства дикого” и “рабства тощего” – это обоб­щенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение за­канчивает риторическим вопросом:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели измене­ния. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонял­ся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие “свобода” приобрело абсолютное, абстрактное значе­ние. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет сти­хи о побеге в “мир вольных стихий”.

Обратите внимание

В стихотворении “Узник” мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти “воль­ные стихии” противопоставлены несвободному миру с его “темницами сырыми” и “решетками”.

В элегии “К морю” поэт прощается со свобод­ной стихией – океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных дви­жениях. Результатом этого явилось стихотворение “Свободы сеятель пустынный”, в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное по­нятие свободы – свободы материальной. Так, в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” он высказывает такую истину: “В наш век жестокий без денег и свободы нет”.

События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения вос­стания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзь­ям-декабристам.

Среди них послание в Сибирь “Во глубине сибирских руд”, отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свобо­ды победит и тогда “оковы тяжкие падут, темницы рухнут”.

Он остался верен делу декабристов, говоря о том, что их “скорбный труд” не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении “Арион” поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе.

Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой “кормщика умного”. Поэт поет песни “беспечной веры полн” в торжество общего дела.

Важно

Затем появляется образ “грозового вих­ря”, в результате которого “погиб и кормщик, и пловец”, но “таинствен­ный певец” “выброшен на берег волною”. Он остается верен своим идеа­лам и помыслам:

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода – это независи­мость поэта и его деятельности от мнения толпы “непросвещенной”, и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, “велению Музы”. Это особенно ярко прослеживается в стихотворениях “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830).

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум,

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы – свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. “На свете счастья нет, но есть покой и воля”, – пишет он в стихотворении “Пора, мой друг, пора!” (1834), а в стихотворении “Из Пиндемонти” (1836) лишь подтверждает эту мысль:

Читайте также:  Сочинение на тему что такое мечта?

Иная, лучшая потребна мне свобода…

…себе лишь самому

Служить и угождать.

По прихоте своей скитаться здесь и там.

Дивясь божественным природы красотам.

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836) яв­ляется в определенном смысле поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит итог своему творчеству. Главную свою заслугу он видит в том,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Итак, идеалы свободы постоянно претерпевали изменения на протя­жении всей жизни поэта. Это было обусловлено как обстановкой в стране, так и личными фактами биографии поэта. Но несмотря ни на что, Пуш­кин всегда оставался великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях.

Источник: https://ege-essay.ru/sudby-lyudej-v-revolyucii-v-romane-belaya-gvardiya/

Изображение русской интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»

Сегодня уже много сказано о  М. А. Булгакове как о крупном мастере слова, авторе пьесы «дни Турбиных», повести «Собачье сердце», романа «Мастер и Маргарита».

А ведь начинал писатель с темы белой гвардии, поскольку Булгаков все это видел, знал, любил русскую интеллигенцию и хотел разобраться нее трагедии. «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», — писал автор о «Белой гвардии».

Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии Булгакова.

Совет

Почему понравилось мне это произведение, которое я прочитала на одном дыхании? Самое важное, пожалуй, даже не в том, что писатель показал революцию глазами белых офицеров. Ценность романа М.

Булгакова — в тончайшей эмоциональной ауре духовности, которая разлита в мире, окруженном кремовыми шторами, где, «несмотря на пушки», крахмальная и чистая скатерть, стоят на столе розы, где женщина — полубогиня, а честь — в верности не только андреевскому знамени, царю, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми. И еще эта книга волнует меня, как и писателя, тем, что она полна воспоминаний о родном Киеве.

Этот роман привлекает нас и сегодня именно силой и глубиной мыслей и чувств автора. Это светлая, поэтичная книга о детстве, отрочестве и юности, лирические сны и грезы об утраченном счастье.

И вместе с тем очевидно, что «Белая гвардия» — роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе в революции и трагедии гражданской войны, о крови, ужасе, неразберихе, нелепых смертях.

Словно с высоты времени оценивает Булгаков эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась. «Велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918», — пишет он. События затянули и захлестнули в свой водоворот обыкновенных людей, простых смертных.

Эти люди мечутся, проклинают, как Алексей Турбин, поневоле ставший участником творимого зла. Зараженный ненавистью толпы, он набрасывается на мальчика, разносчика газет: цепная реакция зла заражает и добрых людей. Непонимающе смотрит на жизнь Николка, ищет свои пути Елена.

Но все они живут, любят, страдают.

Многие свидетели революции и гражданской войны говорили о страшной стихии, захлестнувшей Россию, искалечившей человеческие судьбы. Мир вздыблен и погружен в хаос.

Погружен в туман хаоса и Город. Не просто Киев, не просто город, а некий символ всеобщей разрухи и трагедии, хотя это был именно Киев, родной город писателя.

Обратите внимание

Город, любовь, дом, война… Роман этот о судьбах русской интеллигенции в эпоху революции. Булгаков нарисовал глубоко интеллигентный русский быт, образ жизни.

Здесь снисходительны к человеческим слабостям, внимательны, искренни. Здесь нет высокомерия, чванства, чопорности. В доме Турбиных непримиримы ко всему, что стоит за порогом порядочности.

Но рядом с Турбиными живут Тальберги, Лисовичи.

Самые жестокие удары судьбы принимают на себя те, кто верен долгу, кто порядочен. А Тальберг и ему подобные умеют пристроиться, умеют выжить. Оставив жену Елену и ее братьев, он бежит из Киева с петлюровцами.

Идет война идей. Но идеи ли сражаются? Турбины — монархисты по своим взглядам, однако для них монархия — это не столько царь, сколько самые святые страницы русской истории, которые традиционно связывали с именами царей.

При всем неприятии идеологии революции автор понимал главное: она — плод позорнейшего многовекового угнетения, нравственного и физического, народной массы. Веди повествование, Булгаков словно сохраняет нейтралитет. Он с одинаковой объективностью отмечает смелость большевиков и честь белых офицеров.

Но Булгаков и ненавидит. Ненавидит Петлюру и петлюровцев, для которых человеческая жизнь ничего не стоит. Презирает политиков, разжигающих в сердцах людей ненависть и злобу, ибо ненависть правит их поступками. Высокими словами о городе, матери городов русских, они прикрывают свои трусливые деяния, а город заливают кровью.

Любовь и ненависть схлестнулись в романе, и побеждает любовь. Это любовь Елены и Шервинского. Любовь выше всего на свете. Не может быть гуманнее вывода из той драмы, свидетелями которой мы становимся, читая роман. Человек и человечность превыше всего. Это утверждает Булгаков своим романом.

Турбины сумели сберечь честь смолоду и потому выстояли, многое потеряв и дорого заплатив за ошибки и наивность.

Прозрение, пусть позднее, все же пришло. Таковы главный смысл и урок исторического романа М. А. Булгакова «Белая гвардия», делающие эту книгу современной и своевременной.

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/bulgakov/113-belayagvardiya.html

Сочинение по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»

М.А. Булгаков родился и вырос в Киеве. Всю жизнь он был предан этому городу. Символично, что имя будущему пи­сателю было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Действие романа М.А.

Булгакова «Белая гвардия» происходит в том самом знаменитом доме №13 на Андреев­ском спуске (в романе он назван Алексеевским), где когда-то жил сам писатель.

В 1982 году на этом доме была установлена мемориальная доска, а с 1989 года находится Литературно мемориальный дом-музей имени М.А. Булгакова.

Важно

Автор не случайно выбирает для эпиграфа фрагмент из «Ка­питанской дочки», романа, рисующего картину крестьянского бунта.

Образ вьюги, метели символизирует вихрь развернувших­ся в стране революционных перемен.

Роман посвящен второй жене писателя Любови Евгеньевне Белозерской-Булгаковой, ко­торая также какое-то время жила в Киеве и помнила те страшные годы постоянной смены власти и кровавых событий.

В самом начале романа у Турбиных умирает мать, завещая детям жить. «А им придется мучиться и умирать», — воскли­цает М.А. Булгаков. Однако ответ на вопрос о том, что делать в тяжелое время, дает в романе священник: «Уныния допус­кать нельзя… Большой грех — уныние…».

«Белая гвардия» — в определенной степени автобиографичное произведение. Известно, например, что поводом для написания романа стала скоропостижная смерть матери самого М.А. Булгакова Варва­ры Михайловны от тифа.

Писатель сильно переживал это со­бытие, вдвойне тяжело было ему потому, что он не смог даже приехать из Москвы на похороны и проститься с матерью.

Из многочисленных художественных деталей в романе вы­рисовываются бытовые реалии того времени.

«Революционная езда» (час едешь — два стоишь), грязнейшая батистовая сорочка Мышлаевского, обмороженные ноги — все это красноречиво свидетельствует о полной бытовой и хозяйственной неразберихе в жизни людей.

Глубокие переживания социально-политических конфликтов выразились и в портретах героев романа: Елена и Тальберг перед разлукой даже внешне осунулись, постарели.

Крах устоявшегося уклада М.А. Булгаков показывает и на примере интерьера дома Турбиных. С детства привычный для героев порядок со стенными часами, мебелью старого красно­го бархата, изразцовой печкой, книги, золотые часики и се­ребро — все это оказывается в полнейшем хаосе, когда Тальберг решает бежать к Деникину. Но все-таки М.А.

Совет

Булгаков призывает никогда не сдергивать абажур с лампы. Он пишет: «Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут».

Однако Тальберга, чело­века военного, жесткого и энергичного, не устраивает на сми­ренная покорность, с которой автор романа призывает отно­ситься к жизненным испытаниям. Елена воспринимает бегство Тальберга как предательство. Не случайно перед отъездом тот упоминает, что у Елены есть паспорт на девичью фамилию.

Он словно отрекается от жены, хотя в то же время пытается убедить ее в том, что скоро вернется. В ходе дальнейшего раз­вития сюжета мы узнаем, что Сергей уехал в Париж и вновь женился. Прототипом Елены считается сестра М.А. Булгакова Варвара Афанасьевна (по мужу Карум).

Тальберг — известная в мире музыки фамилия: в девятнадцатом веке в Австрии был пианист Зигмунд Тальберг. Писатель любил использовать в своем творчестве звучные фамилии известных музыкантов (Рубинштейн в «Роковых яйцах», Берлиоз и Стравинский в романе «Мастер и Маргарита»).

Измученные люди в вихре революционных событий не зна­ют, во что им верить и куда податься. С болью в душе встречает киевское офицерское общество известие о гибели царской семьи и вопреки осторожности поет запрещенный царский гимн. От бе­зысходности офицеры напиваются до полусмерти.

Ужасающий рассказ о киевской жизни периода граждан­ской войны перемежается воспоминаниями о прошлой жизни, которая выглядят сейчас как непозволительная роскошь (на­пример, о поездках в театр).

В 1918 году Киев стал приютом для тех, кто, опасаясь рас­правы, покинул Москву: банкиров и домовладельцев, артистов и художников, аристократов и жандармов. Описывая культур­ную жизнь Киева, М.А.

Булгаков упоминает о знаменитом те­атре «Лиловый негр», кафе «Максим» и декадентском клубе «Прах» (на самом деле он назывался «Хлам» и располагался в подвале гостиницы «Континенталь» на Николаевской улице; в нем бывали многие знаменитости: А. Аверченко, О. Ман­дельштам, К. Паустовский, И.

Обратите внимание

Эренбург и сам М. Булгаков). «Город разбухал, ширился, лез, как опара из горшка», — пи­шет М.А. Булгаков. Мотив бегства, обозначенный в романе, станет сквозным мотивом для ряда произведений писателя. В «Белой гвардии», как это становится понятным уже из назва­ния, для М.А.

Булгакова важна прежде всего судьба русского офицерства в годы революции и гражданской войны, которое в большинстве своем жило с понятием офицерской чести.

Автор романа показывает, как в горниле лютых испытаний звереют люди. Узнав о зверствах петлюровцев, Алексей Тур­бин зря обижает мальчишку-газетчика и тут же сам ощущает стыд и нелепость от своего поступка. Однако чаще всего герои романа остаются верны своим жизненным ценностям.

Не слу­чайно Елена, когда узнает, что Алексей безнадежен и должен умереть, зажигает лампаду перед старой иконой и молится. После этого болезнь отступает. С восхищением описывает М.А.

Булгаков благородный поступок Юлии Александровны Рейс, которая, рискуя собой, спасает раненого Турбина.

Отдельным героем романа можно считать Город. В родном Киеве у самого писателя прошли лучшие годы. Городской пей­заж в романе поражает сказочной красотой («Вся энергия горо­да, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете), обрастает гиперболами («И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира»). М.А.

Булгаков широко использует старинную киевскую топонимику (Подол, Крещатик), часто упоминает дорогие каждому сердцу киевлянина достопримечательности города (Золотые ворота. Софийский собор, Михайловский монастырь). Лучшим местом в мире на­зывает он Владимирскую горку с памятником Владимиру.

От­дельные фрагменты городского пейзажа столь поэтичны, что напоминают стихотворения в прозе: «Сонная дрема прошла над Городом, мутной белой птицей пронеслась, минуя стороной крест Владимира, упала за Днепром в самую гущу ночи и по­плыла вдоль железной дуги».

Важно

И тут же эту поэтичную картину прерывает описание паровоза бронепоезда, злобно сипящего, с 76 тупым рылом. В этом контрасте войны и мира сквозным обра­зом является крест Владимира — символ православия. В фина­ле произведения освещенный крест зрительно превращается в угрожающий меч.

А писатель призывает нас обратить внимание на звезды. Таким образом, от конкретно-исторического воспри­ятия событий автор переходит к обобщенно-философскому.

Важную роль в романе играет мотив сна. Сны видят в произведении Алексей, Елена, Василиса, часовой у бронепо­езда и Петька Щеглов. Сны помогают расширить художест­венное пространство романа, глубже охарактеризовать эпоху, а главное — в них поднимается тема надежды на будущее, на то, что после кровопролитной гражданской войны у героев начнется новая жизнь.

На этой странице искали :

  • судьбы героев в романе белая гвардия
  • Судьба героев в романе белая гвардия
  • сочинение на тему судьбы героев в романе белая гвардия
  • сочинение по роману белая гвардия
  • судьбы людей в романе белая гвардия

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-romanu-m-a-bulgakova-belaya-gvardiya.html

Ссылка на основную публикацию