Сочинение традиции и новаторство в комедии горе от ума грибоедова

Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума»

В конце 1823 года Пушкин писал Вяземскому из Одессы: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чаадаева. В теперешних обстоятельствах это очень благородно с его стороны». А уже в начале 1825 года Пушкин получил счастливую возможность познакомиться с самой грибоедовской комедией, которую привез ему в Михайловское его лицейский товарищ Иван Пущин.

Вероятно, Грибоедов не переставал вносить какие-то исправления в первоначальный текст, и разные списки произведения несколько отличались друг от друга.

Но как бы то ни было, несомненно, что в 1824 году произведение было завершено и, не будучи опубликованным (в журнале «Русская Талия» в 1825 году появился лишь небольшой фрагмент), стало стремительно расходиться в рукописных списках.

Обратите внимание

И хотя с сокращениями первое издание комедии появилось лишь в 1833 году после трагической гибели Грибоедова, уже задолго до этого пьеса стала предметом споров и обсуждений, которые касались как ее содержания, так и формы его воплощения.

А художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была действительно очень необычнаи непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и новаторские элементы.

В своей статье, посвященной комедии «Горе от ума», В.Г. Белинский сказал, что первая половина 1820-х годов – это «последний период французского классицизма в русской литературе».

Безусловно, нельзя считать это определение критика полностью характеризующим литературную жизнь России этого периода.

Дело в том, что проза, а особенно поэзия, к двадцатым годам уже решительно преодолела догматы классицизма, и господствующим направлением в искусстве стал романтизм.

К этому времени уже возникла яркая звезда В.А. Жуковского, уже законодателем литературных вкусов в прозе стал Н.М. Карамзин, а Пушкин уже не только создал свои южные поэмы и великие лирические произведения периода южной ссылки, но и начал «Евгения Онегина». Однако именно драматургия труднее, чем другие роды литературы. Преодолевала правила и устои классицизма.

Грибоедов очень чутко отзывался на общественные и литературные запросы времени. Эстетический вкус его был безупречен.

И, может быть, его комедия, как никакое другое произведение, соединила в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму.

Важно

В этом смысле «Горе от ума» остается одним из самых уникальных художественных созданий начала ХIХ века в русской литературе.

Упомянув о «последнем периоде французского классицизма в нашей литературе», Белинский сразу же энергично и страстно перечисляет все то, что совершил Грибоедов в опровержение классицизма.

Во-первых, его комедия была написана «не шестистопными ямбами с пиитическими вольностями, а вольными стихами, как до того писались только басни». Во-вторых, она была написана «не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком».

В-третьих, «каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превращался в пословицу или поговорку».

В-четвертых, комедия Грибоедова «отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый истертый механизм старинной драмы». Под старинной драмой Белинский, безусловно, подразумевает драму классицизма.

В самом деле, ритмическая гибкость грибоедовского текста в сочетании с естественностью разговорной речи стала ярчайшим образцом поэтического реализма и во многом определила дальнейшее развитие русской реалистической драматургии.

«Характеры и редкая картина нравов», по выражению Пушкина, были порой пугающе достоверными.

Классицизм требовал от драматурга, чтобы каждый персонаж был носителем какой-то одной ярко выраженной черты: глупости и коварства, скупости или лицемерия, бесстрашия и доверчивости.

Герои грибоедовской комедии многоплановы, противоречивы, в них соединяется так много человеческих особенностей, что достоверность их не вызывает сомнений.

Совет

Чацкий «чувствителен, и весел, и остер», но он же поражает нелепостью поведения, неуместностью некоторых словесных эскапад, на что первым обратил внимание еще Пушкин: «Все, что говорит он, очень умно, но кому он это говорит?»

Фамусов, с одной стороны, является почти олицетворением консерватизма «времен очаковских и покоренья Крыма». Но он же хлебосольный, гостеприимный москвич, остроумный и яркий собеседник, блестяще парирующий выпады молодого Чацкого, а при этом еще и заботливый отец, и добрый барин.

Софья, с одной стороны, не видит страданий Чацкого и может показаться бессердечной московской барышней, а с другой стороны, она же способна на самоотверженное чувство к безродному Молчалину и не боится ни гнева отца, ни суждений общества: «Что мне до них, до всей вселенной?».

Грибоедову не нужны были ни разлучники, ни тем более резонеры (непременный атрибут комедии классицизма), потому что его герои были так выразительны, так ярки, что не требовали никаких комментариев к своим словам и поступкам. Судить и комментировать предлагалось читателю и зрителю.

Если коротко подытожить сказанное Белинским, то можно сформулировать его тезис так: Грибоедов преодолел классицизм во всем, что делало «Горе от ума» явлением литературы: в языке, в стихе, в колорите и емкости характеров, в отказе от «механизма старинной драмы».

Однако «Горе от ума» задумывалось и писалось не только для чтения, но и для постановки на сцене. Грибоедов был человеком театра и, понимая всю опасность своего произведения, тем не менее не мог не мечтать о его постановке в театре.

А театр грибоедовской эпохи был гораздо консервативнее литературы, и драматургу приходилось считаться с требованиями классицизма, которые продолжали господствовать на русской сцене.

Главным среди этих требований было соблюдение принципа трех единств: времени, места и действия.

Грибоедов сохранил единства времени (действие комедии происходит в течение одного дня) и места (все действие протекает в доме Фамусова).

Однако требование единства действия оказалось для автора не столь существенным, и это привело к знаменитым упрекам П. Катенина в адрес писателя.

Как известно, последовательный приверженец классицизма Катенин видел «главную погрешность» грибоедовской комедии «в плане».

Обратите внимание

Очевидно, имелось в виду несоблюдение принципа сквозного действия, основанного на четко прописанном сюжете без каких бы то ни было отступлений. А Грибоедов удивительным образом сумел соединить «общественную комедию» с любовной драмой, а кроме того, усилил сюжетное напряжение выдумкой о сумасшествии Чацкого, которую позже Ю. Тынянов назовет самым сильным местом в сюжете «Горе от ума».

Есть в грибоедовской комедии и другие внешние приметы классицизма: говорящие имена (Фамусов – знатный, знаменитый; Софья – мудрая; Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, да и Чацкий, невольно напоминавший читателям о Чаадаеве); монологи, обращенные не столько к партнерам по сценическому действию, сколько прямо в зал.

Вольно или невольно, сознательно или несознательно, но Грибоедов не стал пренебрегать требованиями театральной жизни своего времени, однако со свойственным ему изяществом сумел отчасти преодолеть их, введя в свое произведение огромное множество внесценических персонажей.

Именно они, герои целых монологов, как, например, Максим Петрович или французик из Бордо, или вскользь упомянутые лица, как родители Чацкого, арапка-девка, двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, Марья Алексевна, Татьяна Юрьевна и многие другие дамы, мадам Розье, Удушьев Ипполит Маркелыч и прочие, – именно они помогли автору расширить пространственно-временные границы действия.

С помощью внесценических персонажей местом действия становится и Москва за пределами фамусовского дома, и Петербург, и не названное точно место совместной службы Чацкого и Горича и многие другие. Они же, внесценические персонажи, создают эффект длительного исторического времени – от екатерининской эпохи до начала двадцатых годов ХIХ века.

Как отмечал в статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров, «комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира». Она не потеряла своего реалистического звучания даже при соблюдении некоторых внешних требований классицизма.

А общая тональность произведения, кроме того, была усилена романтическим характером главного героя.

И, может быть, ни в одном другом произведении русской литературы не найти такого удивительного сплава, такого органического соединения эстетических элементов даже не двух, а трех художественных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

Источник: https://school-essay.ru/tradicii-i-novatorstvo-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma.html

Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» создавалась на стыке трех литературных направлений и стилей: классицизма, романтизма и зарождающегося реализма. Грибоедов закончил работу над комедией накануне декабрьского восстания 1825 года, в 1824 году. Это определило многое в характерах главных героев пьесы и в идейной направленности самой комедии. Замысел автора требовал новых форм и их воплощения.

Перед нами образец первой реалистической комедии, которая приобрела оригинальные черты благодаря многим новаторским приемам, используемым автором. Так, характеры героев пьесы даны в развитии. В своих воспоминаниях Чацкий рисует нам свое детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софьей.

Важно
Обратите внимание

Следует сказать, что автор не делит своих героев на положительных и отрицательных, как требовали того правила классицизма. Характеры персонажей выпуклы и многогранны. Все они — типичные люди своего времени и среды. В основе классицистической комедии лежала любовная интрига.

[/su_box]

Грибоедов оставляет ее основой для сюжета, но любовная интрига не является доминирующей, она постепенно перерастает в общественный конфликт, который становится основным. Комедия же из любовной превращается в общественную.

В основе классицистической комедии лежал любовный треугольник, состоящий из первого любовника, как правило, идеального героя, положительной героини и второго любовника, менее достойного, чем первый.

Любовная интрига завершается выбором героиней более достойного из двух героев. Но в комедии Грибоедова не один треугольник, а несколько. Молчалин «принимает вид любовника» с Софьей, хотя ему по сердцу ближе Лиза, а той в свою очередь «милей Петруша».

Кроме того, за Лизой не прочь приударить и сам Фамусов.

Еще одно нововведение Грибоедова состоит в том, что он изменяет амплуа героев. Классицистическая комедия подразумевала наличие героев-резонеров, не участвующих в действии, но выражающих авторскую позицию, и субретки, активно принимающей участие в действии, но не высказывающей ни своего, ни авторского мнения.

У Грибоедова Чацкий выступает в двух ролях: он является участником любовной интриги и, в то же время, резонером, участником общественной интриги. Так и Лиза — она одновременно является субреткой и вторым резонером, дающим меткие характеристики действующим лицам комедии.

Так, например, она говорит о Чацком: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий? »

Финал комедии трагичен. Чацкий, обвиненный в сумасшествии, разочарованный, вынужден бежать из Москвы. Добро в комедии не торжествует, а зло не наказано, хотя симпатии автора целиком на стороне главного героя.

Композиция классицистической комедии состоит из экспозиции, в которой второстепенные персонажи в длинных монологах представляют главных героев, завязки, развития действия, кульминации и развязки, иногда присутствует эпилог и пролог.

Совет
Важно

В комедии Грибоедова нет пространных монологов, произносимых второстепенными лицами, на сцене сразу появляются участники любовного треугольника: Софья и Молчалин. В экспозиции Софья рассказывает свой сон, который помогает нам понять ее характер.

[/su_box]

Героиня оказывается хитрой, находчивой девушкой, рассказывающей выдуманный сон, чтобы не только выйти из затруднительного положения (отец застал ее с Молчалиным), но и узнать его реакцию на то, если бы она захотела выйти замуж за Молчалива. Сюжет сна напоминает сюжет французских романов, которые любит читать Софья.

Лиза в своих высказываниях представляет будущих героев, а также дает им меткие характеристики. Вот, например, полковник Скалозуб: «И золотой мешок, и метит в генералы». Завязка — появление Чацкого, влюбленного в Софью. Экспозиция общественного конфликта — первый монолог Чацкого, в котором он интересуется у Софьи произошедшими событиями за время его отсутствия.

Он, как романтический герой-одиночка, противопоставлен всему фамусовскому обществу. В своих гневных обличительных монологах он клеймит устои этого общества. Но Чацкий не одинок в комедии. У него есть сторонники среди внесценических персонажей, число которых превышает сценические, что также является нововведением Грибоедова.

К числу представителей «века нынешнего» относится князь Федор, «химик и ботаник», двоюродный брат Скалозуба, «который «чинов не хочет знать», профессора Педагогического института, «упражняющиеся в расколах и безверьи», и та передовая молодежь, от имени которой в своих монологах выступает Чацкий.

Главный герой— представитель «века нынешнего», он не приемлет образ жизни отцов, «век покорности и страха». В разговоре с Фамусовым он ставит под сомнение авторитеты, которым поклоняется все общество, он говорит о «подлейших чертах прошедшего житья». Чацкий — патриот, он готов служить на благо Отчизны, готов служить «делу, а не лицам», при этом «прислуживаться» ему тошно.

Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…» и монолог Чацкого «Где, укажите нам, отечества отцы…» являются завязкой общественного конфликта, который, постепенно развиваясь, выходит на первый план, а любовная интрига отходит на второй. Таким образом, комедия из любовной превращается в комедию политическую.

Кульминация комедии — это бал в доме Фамусова, куда съехались представители московского барства, образ жизни которых клеймит Чацкий в своих монологах. Именно на балу была пущена сплетня о сумасшествии героя. Виновницей этого стала Софья, возлюбленная Чацкого, сказав: «Вот нехотя с ума свела».

Обратите внимание
Совет

Она заклеймила Чацкого, а общество вмиг подхватило эту мысль и сделало героя социальным безумцем, потому что другого оружия у них против Чацкого не было. Так косное общество расправилось с передовым человеком.

[/su_box]

Развязка комедии трагична. Горе досталось не только Чацкому, но и Софье, которая увидела Молчалива в истинном свете. Спокойствие Фамусова также нарушено, ибо он в страхе восклицает: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?»

Читайте также:  Сочинение евгений онегин мой любимый герой пушкина

Чацкий же уезжает, а не погибает, как истинно романтический герой, уезжает, ибо «сломлен количеством старой силы», но он одерживает моральную победу, нанеся удар по устоям фамусовского общества, спокойное, сытое существование которого кончилось. Его мораль осудили, против него восстали.

В своей комедии Грибоедов сохраняет такой традиционный прием для классицистических пьес, как говорящие фамилии. Фамусов («:Гатив») — молва. Действительно, он известен в московском обществе и занимает высокое положение в нем.

Репетилов, являясь в дом к Фамусову, приносит много сплетен и новостей.

В комедии много ассоциативных фамилий, таких как Скалозуб, Хлестова, Молчалин, Тугоуховский, да и сам Чацкий, прототипом которого послужил Чаадаев, объявленный сумасшедшим за свои вольнолюбивые мысли.

В своей комедии Грибоедов использует принцип типизации, который является основным в реалистическом методе изображения действительности. Все герои комедии типичны, хотя и обладают индивидуальными чертами, присущими только им.

Автору хватило одного дня, чтобы показать жизнь не только московского барства начала XIX века, но и всей России. Речь героев комедии индивидуализирована, она служит средством характеристики персонажей.

Обилие афоризмов делает пьесу более живой и запоминающейся: «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, а предрассудки стары», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», «Счастливые часов не наблюдают» и другие.

Драматург заменил почтенный александрийский стих комедии на вольный ямб, приблизив речь героев к естественной речи, что подготовило переход русской драматургии к прозе («Ревизор» Гоголя). Большое количество внесценических персонажей расширяет рамки комедии, выводя ее за рамки фамусовского дома.

Тем самым нарушается единство времени и места. Грибоедов, используя драматургические нормы прошлого, объединяя сразу несколько литературных направлений и стилей, создал первую реалистическую комедию в русской литературе, которая поражает нас до сих пор своей новизной и актуальностью.

Источник: http://velib.com/sochinenie/tradicii_i_novatorstvo_a_s_griboedova_v_komedii_gore_ot_uma/

Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова Горе от ума

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Автор: Грибоедов А.С.

Комедия Грибоедова “Горе от ума”, несомненно, лучшее его творение. Можно даже сказать, что для потомков писатель навсегда остался автором одного произведения.

Комедия стоит, по словам Гончарова, “каким-то особняком” среди произведений, составляющих репертуар русских театров.

Своеобразие пьесы заключается в том, что эта “гениальнейшая русская драма” (Блок) явилась особым произведением на стыке “века минувшего” и “века нынешнего”, века просветительского классицизма и нового, реалистического искусства.

Важно

В самом заглавии пьесы кроется ее важнейшая проблема — проблема ума. В отличие от комедий классицизма, в которых существовало однозначно решаемое противостояние ума и глупости, у Грибоедова противопоставлено несколько типов ума.

С проблемой ума связано переосмысление традиционных амплуа: Чацкий — и умник, и глупец одновременно. Он не всегда является резонером, часто попадает в комические ситуации. Он похож и на романтического героя, противостоящего всему миру, и это противостояние может разрешиться только смертью. Но Чацкого нельзя однозначно назвать высоким я трагическим, романтическим героем.

Кроме того, Молчалин беден, а не богат, каким традиционно должен быть второй любовник, да и Софья — главная героиня, имеющая двух любовников, совсем не идеальна. Таким образом, Грибоедов изменяет систему амплуа классицизма и романтизма.

Более того, он еще углубляет характеры своих персонажей, создает индивидуальности: Лиза, субретка, произносит печальные и умные слова: “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”.

Однако при этом все персонажи также типичны (Чацкий говорит: “Молчаливы блаженствуют на свете”).

Грибоедов наделяет своих героев “говорящими фамилиями”, раскрывающими сущность каждого из них: фамилия Чацкого созвучна с фамилией Чаадаева, Молчалин — человек, у которого нет своего мнения, князья Тугоуховские имеют проблему со слухом…

По классицистической традиции в комедии должно быть не более десяти действующих лиц, а в произведении Грибоедова “двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”, и при этом нет однолинейных персонажей, все герои представлены выпукло и многогранно.

Однако, кроме главных и второстепенных героев, автор вводит много внесценических персонажей, которые не появляются на сцене, но играют большую роль в раскрытии основного конфликта пьесы.

Совет

Создавая свое произведение, писатель нарушил три классицистических канона: единство времени, места и действия. Хотя события разворачиваются в первой четверти девятнадцатого века, упоминается Екатерина Вторая:

При матушке служил Екатерине.

Называя Петербург, Грибоедов выводит действие пьесы за пределы дома Фамусова:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь…

Нарушение единства действия заключается в том, что Чацкий приехал к Фамусову совсем не для того, чтобы обличать московское общество, а чтобы просить у него руки Софьи, В тот момент, когда ее отец отказывает ему и советует “пойти послужить”, происходит завязка общественного конфликта, завязка же любовного конфликта уже произошла тогда, когда Чацкий приехал в дом к Фамусову. Герой понял, что Софья влюблена в другого, и пытается выяснить, кто же является его соперником. Таким образом, оба конфликта развиваются параллельно, но постепенно общественный конфликт выходит на первое место, и комедия из любовной превращается в общественную.

Кульминация общественного конфликта происходит в третьем действии, на балу у Фамусова. В основе сплетни о сумасшествии Чацкого лежит каламбур. Так, Софья говорит: “Вот нехотя с ума свела!”, — при этом она имела в виду сумасшествие любовное, а общество восприняло это по-своему и вынесло Чацкому приговор: “Безумен по всему!”

Развязка общественного конфликта вынесена за рамки пьесы. Вопреки симпатиям автора, победа оказалась на стороне фамусовского общества, но герой одержал победу моральную: спокойная жизнь крепостников закончилась…

Развязка любовного конфликта тоже до конца не ясна. Неизвестно, захочет ли Софья после сцены за колонной выйти замуж за Молчалина, согласится ли на это Фамусов.

Итак, комедия Грибоедова “Горе от ума” — комедия, которая имеет открытый финал, в которой нет однозначно положительного героя.

Это произведение далеко от классицизма и романтизма, хотя в нем есть присущие этим направлениям черты.

По словам Гончарова, “комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и, вместе с тем, и комедия”. Это первая реалистическая комедия в русской драматургии.

Источник: https://works.doklad.ru/view/96MS6Ue819M.html

Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Гениальный драматург, талантли­вый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов сво­ей комедией «Горе от ума» положил начало русской реалистической дра­матургии. В Московском университе­те Грибоедов сближается с будущи­ми декабристами, страстно увлекает­ся театром и литературой.

Вместе с другими передовыми студентами он изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но крити­чески относился к защитникам прин­ципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает вооб­ражению.

Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития на­ционально самобытной русской лите­ратуры.

Обратите внимание

Ранние пьесы Грибоедова пред­ставляли собой вольный перевод с французского («Молодые супруги», «Притворная неверность»), но затем он создает оригинальное яркое про­изведение. Эстетика Грибоедова — это эстетика реализма. В 1824 году он закончил работу над комедией «Горе от ума». Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила про­изведение в печать.

Реакционный ла­герь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику пьесе дал Пушкин, восторженно ее встре­тили декабристы. По мнению Пушки­на, цель комедии — «характеры и резкая картина нравов». До Грибое­дова только комедия «Недоросль» Фонвизина имела такой успех. «Горе от ума» было использовано декабри­стами для пропаганды их политичес­ких идей.

В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание произведе­ния составляет столкновение и смена двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувше­го». Появление «Горя от ума» способ­ствовало становлению реализма в русской литературе.

Новаторство Грибоедова в том, что он своеобразно использовал новый реалистический метод изображения. Все герои даны в движении, в развитии, все образы подчинены централь­ному конфликту — борьбе нового со старым. В образах и картинах коме­дии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь со­временной писателю эпохи.

Герои Фонвизина оставались неизменными на всем протяжении действия. Гри­боедов, напротив, стремится пока­зать внутреннее развитие своих геро­ев (Чацкий, Софья). Грибоедов рас­крывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом также особенность его реа­лизма.

Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он за­висит, под давлением жизненных об­стоятельств. Чацкий с горечью вос­клицает: «Молчалины блаженствуют на свете!».

Образ Молчалина — уди­вительная находка драматурга, край­не «жизнеспособный» тип, ведь и по сей день Молчалины процветают, во­круг слишком много покорных, живу­щих по принципу: «Не должно сметь свое суждение иметь».

Основной чертой реализма являет­ся изображение типических характе­ров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реа­лизма вполне отвечает «Горе от ума». Типизируя образ, Грибоедов каждо­му персонажу комедии придает инди­видуальные черты и свойства.

Важно

Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характе­ры, которые есть во все времена.

В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозу­ба), в любом управлении — «всесиль­ного дядюшку» (Фамусова), покрови­теля родственников, который держит всех служащих в узде.

Составивший основу комедии кон­фликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из сре­ды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жиз­ненной правдивостью и историчес­кой верностью. Новаторство Грибое­дова-художника, выразившееся в ес­тественности, простоте и ясности драматургической композиции, блес­тяще охарактеризовал Пушкин. Он назвал Грибоедова «комическим ге­нием».

Источник: http://lit-helper.com/p_Tradicii_i_novatorstvo_v_komedii_A__S__Griboedova_Gore_ot_uma

Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума» сочинение

Традиции и новаторство.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в традици­ях эпохи, последовавшей за эпохой классицизма, поэтому в ней происходит переосмысление бывших ранее традиционными об­разов, идей, художественных средств.

Грибоедов выступает ис­тинным новатором, создавая произведение, в котором ставятся актуальные для того времени социально-политические пробле­мы, обогащаются и углубляются образы персонажей, изменяется сюжетная линия, возникает новый комедийный язык.

В самом заглавии пьесы задана важнейшая проблема коме­дии — проблема ума. В произведении Грибоедова она обогащает­ся философским смыслом в отличие от комедий классицизма, в которых существовало однозначно решаемое противостояние ума и глупости. У Грибоедова же противопоставлено несколько типов ума.

С проблемой ума связано переосмысление традиционных амплуа: Чацкий у Грибоедова носит и амплуа умника, и амплуа глупца одновременно. Он далеко не всегда является резонером, часто попадает в комические ситуации. Чацкий похож и на ро­мантического героя.

Сама общественная линия конфликта «Горя от ума» необычайно сходна с традиционным романтическим конфликтом: одинокий, исключительный герой противостоит всему миру, и это противостояние может разрешиться только смертью.

Чацкого назвать однозначно героем высоким и траги­ческим, романтическим нельзя, и вовсе не случайно в комедии появляется снижающий двойник — Репетилов.

Кроме амплуа Чацкого меняется и амплуа, например, Молча­лина. Он более всего подходит на роль героя, олицетворяющего «золотую середину» (как Филинт у Мольера), но у Грибоедова он отнюдь не положительный герой. Он лакей в душе и в поведе­нии, привычках. Таким образом, Грибоедов изменяет традици­онные амплуа произведений классицизма и романтизма.

Более того, он еще и углубляет характеры своих персонажей, создает психологические индивидуальности (Лиза, скромная субретка, произносит печальные и умные слова: «Минуй нас пуще всех пе­чалей и барский гнев, и барская любовь»).

При этом психологи­ческая индивидуализация характеров не мешает персонажам ос­таваться подлинными типами (Чацкий говорит: «Молчалины блаженствуют на свете»),

Совет

Грибоедов переосмысляет не только амплуа и характеры ге­роев, но и саму сюжетную схему. Соперничество двух молодых людей ради прекрасной девушки — сюжет традиционный, но в прежних комедиях всегда побеждал по-настоящему достойный и все заканчивалось счастливой развязкой. Молчалин не являет­ся достойнейшим в концепции Грибоедова, но он оказывается удачливее Чацкого.

Счастливой развязки не происходит вовсе, и финал остается открытым. Любовная интрига становится вы­ражением идейного одиночества героя. Традиционный сюжет в «Горе от ума» не только переосмысляется, но и обогащается со­циально-политической линией.

Далеко не случайны политиче­ски окрашенные монологи в пьесе («Вот то-то, все вы гордецы…» Фамусова или монолог Чацкого о французике из Бордо).

Грибоедов в своей комедии достигает необычайной широты охвата изображаемого. Он показывает при помощи деталей быта и нравов всю Москву, а не один дом Фамусова (говорит о званых вечерах, Английском клубе, о спокойной службе в архивах и т. д.). Писатель говорит: «И общее, и детали — все это не сочи­нено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену».

Москва — модель всей России в комедии Грибоедова (рамки комедии расширяются внесценическими персонажами).

Грибоедов — новатор не только в постановке актуальных со­циально-политических проблем, в переосмыслении сюжета ко­медии, но и в изображении характеров героев и в создании ти­пов, в использовании особого языка и стиля.

Стиль комедии Гри­боедова основан на живом разговорном языке, причем это язык московский.

Громоздкий александрийский стих прежних коме­дий, необходимый для высоких жанров, Грибоедов заменил вольным ямбом, благодаря которому темп получил возможность замедляться и ускоряться в зависимости от длины строки, что создает эффект, пафос живой речи («Гляди в окно: Молчалин на ногах давно»).

Обратите внимание

Предполагается, что у каждого героя в классицистической комедии должна быть речевая маска. Некоторые из гостей на ба­лу и Скалозуб ее имеют, речь же остальных разнится сильно.

Читайте также:  Сочинение на тему конек-горбунок

Грибоедов хотел создать литературный и поэтический язык, по­этому все его герои говорят хорошо и остроумно: афоризмы есть не только у Чацкого («Свежо предание, да верится с трудом»), но и у Софьи («Счастливые часов не наблюдают»), Лизы («Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»).

Гон­чаров в статье «Мильон терзаний» пишет: «Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, ко­торый Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом».

Новаторство Грибоедова заключается еще и в том, что он обогащает и психологически переосмысливает характеры героев и средства, при помощи которых эти характеры создаются.

Гри­боедов пишет комедию, развязку которой невозможно назвать ни трагической, ни счастливой, имеющую открытый финал, ко­медию, в которой нет однозначно положительного героя. Его ко­медия далека от произведений классицизма и романтизма, хотя и многое взяла у классицистов и романтиков.

По словам Гонча­рова, «комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия… какая едва ли найдется в других литературах…»

Источник: https://sochinenya.com/traditsii-novatorstvo-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma-sochinenie/

Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинения по литературе: Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова Горе от ума

Знаменитая комедия АС. Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX

Столетия.

Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса

Самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской

Революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма,

С его пристрастием к «высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких

Представителей и родоначальников критического реализма и стал А. С.Грибоедов.

В его комедии «Горе от ума», удачно сочетающей завоевания классицизма и реализма, бытовая конкретность и характерность языка, психологичность и житейская колоритность сюжета приобрели решающее значение. Это произведение стало первой русской реалистической комедией, произведением совершенно новым и необычным

Для литературы того времени.

В соответствии с традициями классицизма, Грибоедов выдерживает три единства в

Комедии: действия, времени и места. Но эта традиционная форма наполнена совершенно

Новым содержанием. Кроме того, комедия имеет и черты романтизма, ведь в центре ее —

Сильная, яркая, незаурядная личность Чацкого. Его монологи наполнены сильным

Чувством, высоким обличительным пафосом. Но в отличии от романтика, писатель-реалист отделяется от своего героя и изображает его объективно, как порождение реальной действительности.

Важно

Традиционен и любовный конфликт, на основе которого начинает развиваться действие в пьесе. Легкомыслие и непостоянство Софьи – невесты Чацкого, не несет здесь главной

Идеологической нагрузки: любовный конфликтсуществует в комедии в тесной связи с

Конфликтом социально-политическим. Это столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью общественных нравов, основанных на предрассудках «древней старины». Главный герой, описывая высокое, решительно порывает с фамусовским обществом, оплотом косности и консерватизма. По-новаторски показывая

Воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных

Обстоятельств на нравы и духовный мир людей, Грибоедов раскрывает

Нам фабулу своего произведения, которая состоит не в тривиальном конфликте между

Положительным и отрицательным героем, а представлена в виде злободневного

Конфликта эпохи, когда представитель передовой дворянской интеллигенции йе

Находит ни признания, ни применения в консервативной барско-чиновничьей среде.

Окончательный разрыв главного героя с этой средой еще раз подчеркивается в «открытом» (финале пьесы.

Интересно и необычно заканчивает Грибоедов комедию: неизвестно, что же произойдет с героями после скандала в доме Фамусова.

Не акцентируя внимания на житейских перипетиях героев, автор переносит внимание читателя на социально-политический аспект: важно, что мыслящий и деятельный Чацкий выбирает иной путь нежели Молчалины, Фамусовы и прочие.

«Горе от ума представляет собой синтез традиций и новаторства и в отношении жанра и в

Изображении героев. В жанровом своеобразии произведения Грибоедова мы видим слияние и сатирической комедии, и лирико-психологической драмы.

В своей статье «Миллион терзаний» Гончаров пишет, что в «Горе от ума» дана и картина нравов фамусовской Москвы, и галерея живых типов, и есть жгучая сатира на человеческие пороки. Но все же критик видит в произведении «…

истинную комедию, комедию положений и одновременно комедию характеров». Так Гончарову удается небывалое: он раздвигает границы многих других жанров.

Совет

По-новому изображены и герои комедии. Используя приемы реализма, драматург показывает своих героев в тесной связи с той средой, в которой они выросли и жили, которая положила на них свой отпечаток. Каждый из героев изображен Грибоедовым полно и всесторонне, каждый из них — это не воплощение какого-либо человеческого

Порока или добродетели, а живой человек, который обладает всеми гранями

Человеческого характера. Не принимая одни, Грибоедов А. С. удачно использует другие

Достижения сатирической литературы XVIII в. Он применяет для своих персонажей «говорящие» фамилии, указывая тем самым на определенныеотличительные качества своих героев.

Еще одно главное и бесспорное достоинство комедии — это ее язык. А. С. Пушкин один из первых выразил восхищение по поводу неординарности стихов комедии. Они полны

Естественности и непринужденности, лаконизма и в то же время смысловой

Насыщенности. «Половина (их) – должны войти в пословицу» — это пророчество

Пушкина сбылось полностью. Чуть не половина стихов комедии превратилась в крылатые

Выражения, которые и по сей день служат украшением русской речи.

По богатству своего содержания ихудожественности форм «Горе от ума» явилось комедией замечательной иисключительной.

В ней реалистически описаны и общественная жизнь России того времени, и все социально-политические вопросы, поднятые эпохой. Грибоедов дал образец новой русской комедии, нового литературного языка и стихотворного слога.

Он вместе с Пушкиным стоял у истоков нового реалистического направления, принесшего русской литературе мировую известность.

Источник: http://ruslit.biz/tradicii-i-novatorstvo-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» — Пример сочинения

Сочинения по литературе: Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» создавалась на стыке трех литературных направлений и стилей: классицизма, романтизма и зарождающегося реализма. Грибоедов закончил работу над комедией накануне декабрьского восстания 1825 года, в 1824 году. Это определило многое в характерах главных героев пьесы и в идейной направленности самой комедии. Замысел автора требовал новых форм и их воплощения.

Перед нами образец первой реалистической комедии, которая приобрела оригинальные черты благодаря многим новаторским приемам, используемым автором. Так, характеры героев пьесы даны в развитии. В своих воспоминаниях Чацкий рисует нам свое детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софьей.

Важно
Обратите внимание

Следует сказать, что автор не делит своих героев на положительных и отрицательных, как требовали того правила классицизма. Характеры персонажей выпуклы и многогранны. Все они — типичные люди своего времени и среды. В основе классицистической комедии лежала любовная интрига.

[/su_box]

Грибоедов оставляет ее основой для сюжета, но любовная интрига не является доминирующей, она постепенно перерастает в общественный конфликт, который становится основным. Комедия же из любовной превращается в общественную.

В основе классицистической комедии лежал любовный треугольник, состоящий из первого любовника, как правило, идеального героя, положительной героини и второго любовника, менее достойного, чем первый.

Любовная интрига завершается выбором героиней более достойного из двух героев. Но в комедии Грибоедова не один треугольник, а несколько. Молчалин «принимает вид любовника» с Софьей, хотя ему по сердцу ближе Лиза, а той в свою очередь «милей Петруша».

Кроме того, за Лизой не прочь приударить и сам Фамусов.

Еще одно нововведение Грибоедова состоит в том, что он изменяет амплуа героев. Классицистическая комедия подразумевала наличие героев-резонеров, не участвующих в действии, но выражающих авторскую позицию, и субретки, активно принимающей участие в действии, но не высказывающей ни своего, ни авторского мнения.

У Грибоедова Чацкий выступает в двух ролях: он является участником любовной интриги и, в то же время, резонером, участником общественной интриги. Так и Лиза — она одновременно является субреткой и вторым резонером, дающим меткие характеристики действующим лицам комедии.

Так, например, она говорит о Чацком: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий? «

Финал комедии трагичен. Чацкий, обвиненный в сумасшествии, разочарованный, вынужден бежать из Москвы. Добро в комедии не торжествует, а зло не наказано, хотя симпатии автора целиком на стороне главного героя.

Композиция классицистической комедии состоит из экспозиции, в которой второстепенные персонажи в длинных монологах представляют главных героев, завязки, развития действия, кульминации и развязки, иногда присутствует эпилог и пролог.

Совет
Важно

В комедии Грибоедова нет пространных монологов, произносимых второстепенными лицами, на сцене сразу появляются участники любовного треугольника: Софья и Молчалин. В экспозиции Софья рассказывает свой сон, который помогает нам понять ее характер.

[/su_box]

Героиня оказывается хитрой, находчивой девушкой, рассказывающей выдуманный сон, чтобы не только выйти из затруднительного положения (отец застал ее с Мол-чалиным), но и узнать его реакцию на то, если бы она захотела выйти замуж за Молчалива. Сюжет сна напоминает сюжет французских романов, которые любит читать Софья.

Лиза в своих высказываниях представляет будущих героев, а также дает им меткие характеристики. Вот, например, полковник Скалозуб: «И золотой мешок, и метит в генералы». Завязка — появление Чацкого, влюбленного в Софью. Экспозиция общественного конфликта — первый монолог Чацкого, в котором он интересуется у Софьи произошедшими событиями за время его отсутствия.

Он, как романтический герой-одиночка, противопоставлен всему фамусовскому обществу. В своих гневных обличительных монологах он клеймит устои этого общества. Но Чацкий не одинок в комедии. У него есть сторонники среди внесценических персонажей, число которых превышает сценические, что также является нововведением Грибоедова.

К числу представителей «века нынешнего» относится князь Федор, «химик и ботаник», двоюродный брат Скалозуба, «который «чинов не хочет знать», профессора Педагогического института, «упражняющиеся в расколах и безверьи», и та передовая молодежь, от имени которой в своих монологах выступает Чацкий.

Главный герой— представитель «века нынешнего», он не приемлет образ жизни отцов, «век покорности и страха». В разговоре с Фамусовым он ставит под сомнение авторитеты, которым поклоняется все общество, он говорит о «подлейших чертах прошедшего житья». Чацкий — патриот, он готов служить на благо Отчизны, готов служить «делу, а не лицам», при этом «прислуживаться» ему тошно.

Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…» и монолог Чацкого «Где, укажите нам, отечества отцы…» являются завязкой общественного конфликта, который, постепенно развиваясь, выходит на первый план, а любовная интрига отходит на второй. Таким образом, комедия из любовной превращается в комедию политическую.

Кульминация комедии — это бал в доме Фамусова, куда съехались представители московского барства, образ жизни которых клеймит Чацкий в своих монологах. Именно на балу была пущена сплетня о сумасшествии героя. Виновницей этого стала Софья, возлюбленная Чацкого, сказав: «Вот нехотя с ума свела».

Обратите внимание
Совет

Она заклеймила Чацкого, а общество вмиг подхватило эту мысль и сделало героя социальным безумцем, потому что другого оружия у них против Чацкого не было. Так косное общество расправилось с передовым человеком.

[/su_box]

Развязка комедии трагична. Горе досталось не только Чацкому, но и Софье, которая увидела Молчалива в истинном свете. Спокойствие Фамусова также нарушено, ибо он в страхе восклицает: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?»

Чацкий же уезжает, а не погибает, как истинно романтический герой, уезжает, ибо «сломлен количеством старой силы», но он одерживает моральную победу, нанеся удар по устоям фамусовского общества, спокойное, сытое существование которого кончилось. Его мораль осудили, против него восстали.

В своей комедии Грибоедов сохраняет такой традиционный прием для классицистических пьес, как говорящие фамилии. Фамусов («:Гатив») — молва. Действительно, он известен в московском обществе и занимает высокое положение в нем. Репетилов («гереЪег») — повторять.

Репетилов, являясь в дом к Фамусову, приносит много сплетен и новостей.

В комедии много ассоциативных фамилий, таких как Скалозуб, Хлестова, Мол-чалин, Тугоуховский, да и сам Чацкий, прототипом которого послужил Чаадаев, объявленный сумасшедшим за свои вольнолюбивые мысли.

В своей комедии Грибоедов использует принцип типизации, который является основным в реалистическом методе изображения действительности. Все герои комедии типичны, хотя и обладают индивидуальными чертами, присущими только им.

Автору хватило одного дня, чтобы показать жизнь не только московского барства начала XIX века, но и всей России. Речь героев комедии индивидуализирована, она служит средством характеристики персонажей.

Обилие афоризмов делает пьесу более живой и запоминающейся: «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, а предрассудки стары», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», «Счастливые часов не наблюдают» и другие.

Драматург заменил почтенный александрийский стих комедии на вольный ямб, приблизив речь героев к естественной речи, что подготовило переход русской драматургии к прозе («Ревизор» Гоголя). Большое количество внесценических персонажей расширяет рамки комедии, выводя ее за рамки фамусовского дома.

Тем самым нарушается единство времени и места. Грибоедов, используя драматургические нормы прошлого, объединяя сразу несколько литературных направлений и стилей, создал первую реалистическую комедию в русской литературе, которая поражает нас до сих пор своей новизной и актуальностью.

Читайте также:  Сочинение учителя митрофана в комедии недоросль фонвизина

Источник: http://schooltask.ru/tradicii-i-novatorstvo-a-s-griboedova-v-komedii-gore-ot-uma/

Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Категория: Горе от ума

Actionteaser.ru — тизерная реклама

В конце 1823 года Пушкин писал Вяземскому из Одессы: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чаадаева. В теперешних обстоятельствах это очень благородно с его стороны». А уже в начале 1825 года Пушкин получил счастливую возможность познакомиться с самой грибоедовской комедией, которую привез ему в Михайловское его лицейский товарищ Иван Пущин.

Вероятно, Грибоедов не переставал вносить какие-то исправления в первоначальный текст, и разные списки произведения несколько отличались друг от друга. Но как бы то ни было, несомненно, что в 1824 году произведение было завершено и, не будучи опубликованным (в журнале «Русская Талия» в 1825 году появился лишь небольшой фрагмент), стало стремительно расходиться в рукописных списках.

Обратите внимание

И хотя с сокращениями первое издание комедии появилось лишь в 1833 году после трагической гибели Грибоедова, уже задолго до этого пьеса стала предметом споров и обсуждений, которые касались как ее содержания, так и формы его воплощения.

Обратите внимание

А художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была действительно очень необычна и непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и новаторские элементы. В своей статье, посвященной комедии «Горе от ума», В.Г. Белинский сказал, что первая половина 1820-х годов – это «последний период французского классицизма в русской литературе».

Безусловно, нельзя считать это определение критика полностью характеризующим литературную жизнь России этого периода. Дело в том, что проза, а особенно поэзия, к двадцатым годам уже решительно преодолела догматы классицизма, и господствующим направлением в искусстве стал романтизм. К этому времени уже возникла яркая звезда В.А.

Жуковского, уже законодателем литературных вкусов в прозе стал Н.М. Карамзин, а Пушкин уже не только создал свои южные поэмы и великие лирические произведения периода южной ссылки, но и начал «Евгения Онегина». Однако именно драматургия труднее, чем другие роды литературы. Преодолевала правила и устои классицизма.

Грибоедов очень чутко отзывался на общественные и литературные запросы времени. Эстетический вкус его был безупречен. И, может быть, его комедия, как никакое другое произведение, соединила в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму.

В этом смысле «Горе от ума» остается одним из самых уникальных художественных созданий начала ХIХ века в русской литературе. Упомянув о «последнем периоде французского классицизма в нашей литературе», Белинский сразу же энергично и страстно перечисляет все то, что совершил Грибоедов в опровержение классицизма.

Во-первых, его комедия была написана «не шестистопными ямбами с пиитическими вольностями, а вольными стихами, как до того писались только басни». Во-вторых, она была написана «не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком».

В-третьих, «каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превращался в пословицу или поговорку». В-четвертых, комедия Грибоедова «отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый истертый механизм старинной драмы». Под старинной драмой Белинский, безусловно, подразумевает драму классицизма.

В самом деле, ритмическая гибкость грибоедовского текста в сочетании с естественностью разговорной речи стала ярчайшим образцом поэтического реализма и во многом определила дальнейшее развитие русской реалистической драматургии. «Характеры и редкая картина нравов», по выражению Пушкина, были порой пугающе достоверными.

Важно

Классицизм требовал от драматурга, чтобы каждый персонаж был носителем какой-то одной ярко выраженной черты: глупости и коварства, скупости или лицемерия, бесстрашия и доверчивости. Герои грибоедовской комедии многоплановы, противоречивы, в них соединяется так много человеческих особенностей, что достоверность их не вызывает сомнений.

Чацкий «чувствителен, и весел, и остер», но он же поражает нелепостью поведения, неуместностью некоторых словесных эскапад, на что первым обратил внимание еще Пушкин: «Все, что говорит он, очень умно, но кому он это говорит?» Фамусов, с одной стороны, является почти олицетворением консерватизма «времен очаковских и покоренья Крыма».

Но он же хлебосольный, гостеприимный москвич, остроумный и яркий собеседник, блестяще парирующий выпады молодого Чацкого, а при этом еще и заботливый отец, и добрый барин.

Софья, с одной стороны, не видит страданий Чацкого и может показаться бессердечной московской барышней, а с другой стороны, она же способна на самоотверженное чувство к безродному Молчалину и не боится ни гнева отца, ни суждений общества: «Что мне до них, до всей вселенной?».

Грибоедову не нужны были ни разлучники, ни тем более резонеры (непременный атрибут комедии классицизма), потому что его герои были так выразительны, так ярки, что не требовали никаких комментариев к своим словам и поступкам. Судить и комментировать предлагалось читателю и зрителю.

Если коротко подытожить сказанное Белинским, то можно сформулировать его тезис так: Грибоедов преодолел классицизм во всем, что делало «Горе от ума» явлением литературы: в языке, в стихе, в колорите и емкости характеров, в отказе от «механизма старинной драмы». Однако «Горе от ума» задумывалось и писалось не только для чтения, но и для постановки на сцене.

Грибоедов был человеком театра и, понимая всю опасность своего произведения, тем не менее не мог не мечтать о его постановке в театре. А театр грибоедовской эпохи был гораздо консервативнее литературы, и драматургу приходилось считаться с требованиями классицизма, которые продолжали господствовать на русской сцене.

Главным среди этих требований было соблюдение принципа трех единств: времени, места и действия. Грибоедов сохранил единства времени (действие комедии происходит в течение одного дня) и места (все действие протекает в доме Фамусова). Однако требование единства действия оказалось для автора не столь существенным, и это привело к знаменитым упрекам П. Катенина в адрес писателя.

Совет

Как известно, последовательный приверженец классицизма Катенин видел «главную погрешность» грибоедовской комедии «в плане». Очевидно, имелось в виду несоблюдение принципа сквозного действия, основанного на четко прописанном сюжете без каких бы то ни было отступлений.

А Грибоедов удивительным образом сумел соединить «общественную комедию» с любовной драмой, а кроме того, усилил сюжетное напряжение выдумкой о сумасшествии Чацкого, которую позже Ю. Тынянов назовет самым сильным местом в сюжете «Горе от ума». Есть в грибоедовской комедии и другие внешние приметы классицизма: говорящие имена (Фамусов – знатный, знаменитый; Софья – мудрая; Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, да и Чацкий, невольно напоминавший читателям о Чаадаеве); монологи, обращенные не столько к партнерам по сценическому действию, сколько прямо в зал. Вольно или невольно, сознательно или несознательно, но Грибоедов не стал пренебрегать требованиями театральной жизни своего времени, однако со свойственным ему изяществом сумел отчасти преодолеть их, введя в свое произведение огромное множество внесценических персонажей. Именно они, герои целых монологов, как, например, Максим Петрович или французик из Бордо, или вскользь упомянутые лица, как родители Чацкого, арапка-девка, двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, Марья Алексевна, Татьяна Юрьевна и многие другие дамы, мадам Розье, Удушьев Ипполит Маркелыч и прочие, – именно они помогли автору расширить пространственно-временные границы действия. С помощью внесценических персонажей местом действия становится и Москва за пределами фамусовского дома, и Петербург, и не названное точно место совместной службы Чацкого и Горича и многие другие. Они же, внесценические персонажи, создают эффект длительного исторического времени – от екатерининской эпохи до начала двадцатых годов ХIХ века.

Как отмечал в статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров, «комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира». Она не потеряла своего реалистического звучания даже при соблюдении некоторых внешних требований классицизма.

А общая тональность произведения, кроме того, была усилена романтическим характером главного героя.

И, может быть, ни в одном другом произведении русской литературы не найти такого удивительного сплава, такого органического соединения эстетических элементов даже не двух, а трех художественных направлений: классицизма, романтизма и реализма.



Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения.

Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, «плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания.     Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она с

Сочинение на тему « Есть ли место подвигу в наши дни». Где-то я прочитал, что каждое время нуждается в своих героях — за инстинктом самосохранения.

Обратите внимание

Итак, от нас, молодых, которых совершенствует современная эра изменений, общество тоже ждет своих «героев». Когда между моими друзьями зашел об этом разговор, вырисовалась интересная картина.

С одной стороны, как нам доказывают, сегодня нашему обществу очень не хватает энергичных, деловых людей, которые умеют дать порядок и себе, и людям. А с другой

» Война есть противное человеческому естеству состояние «, — писал Л.Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: «Альпийская баллада», «Обелиск», «Сотников» и др.

В повести Быкова «Сотников» подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, ко

Каждый человек способен на любовь, только у каждого она своя. У кого-то она страстная и яркая, а у других она тихая, романтичная, спокойная. Онегин, как и любой другой человек, тоже способен любить.

Всю свою молодость Евгений провел в обществе светских людей, у него было много красивых дам, но они ему нужны были только для утех. Он устал от вечной лжи и фальши, поэтому и перебрался в деревню.

Там перед ним предстала Татьяна, она была полной противоположностью всем светским дамам, от которых так

Город, улица, дом, тропинка, знакомая до боли, — вот она моя маленькая родина. Ей всего 80. Много это или мало? Не знаю. А мне всего 14. Я по сравнению с ней — совсем ребенок. Человек богат своими корнями.

Важно

Я хочу быть богатой и щедрой, хочу знать свои корни, хочу гордиться своей землей, своим народом и научить своих детей любить и беречь ее. Природа, родина, народ, родник — слова одного корня. Как сказал Паустовский, земля рождает. Все от земли.

И мы тоже. Земля и человек неразделимы. Так почем

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) начал писать очень рано. Работая корреспондентом в различных газетах, Астафьев заявил о себе как прозаик в 1953 г., выпустив сборник рассказов «До будущей весны».

Следом вышли книги для детей: «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957), «Теплый дождь» (1958). Писателя волновала проблема становления личности в нелегких жизненных условиях.

Эта тема нашла отра­жение в произведениях: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит вой­на». В п

Боязнь ревизии и ревизоров жила в чиновниках постоянно. Страх этот заставлял принимать за ревизора всякого не совсем обычного путешественника, попавшего в тот или иной город. Так, например, композитор М. И.

Глинка рассказывает, как его однажды тоже приняли за ревизора. Об этом он писал Н. В.

Кукольнику 19 июня 1838 года: «О подробностях путешествия сообщу изустно, при свидании, вообще оно скучно и трудно, но встречалось кое-что смешное и забавное, и нередко приводило па память Гоголя. В Переясла

Велика была власть губернаторов в губерниях, городничих — в уездных городах Чиновники, пользуясь своей властью, творили беззакония, всюду процветало взяточничество и казнокрадство; взятки брали все, начиная с губернатора или городничего и кончая квартальными. Местный суд сам участвовал в этих злоупотреблениях, а дела в судах были запущены настолько, что разобраться в них было очень трудно. Изредка посылались из столицы в провинцию чиновники в качестве ревизоров с целью навести на местах порядок.

Совет

Богатство и красоту мира природы раскрывают в своем творчестве многие русские писатели.

Но если Фета привлекает природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, если в творчестве Тургенева, Никитина, Паустовского главная мысль — гармония человека и природы, то Пришвин ставит в своих произведениях вопросы о смысле жизни.

Он размышляет сам и заставляет задуматься нас о том, как надо жить, чтобы оставить свой след на земле. Он учит любить всех, сохраняя внимание к каждому. В его рассказах мы

Монолог Катерины (действие второе явление десятое пьесы А.Н. Островского «Гроза») является одним из ключевых в понимании характера этой героини. В этом эпизоде мы наблюдаем за душевными метаниями Катерины.

Ей в руки попадает ключ от калитки, и женщина вольна решать: пойти ли ей на свидание к Борису или остаться верной Тихону.

    По сути, Катерина стоит перед дилеммой – сохранить верность патриархальному закону и остаться несчастной или поступить так, как велит ей сердце, пусть и за счет гибели

Сейчас смотрят:{module Грибоедов:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/griboedov-a-s/sochineniya-po-proizvedeniyu-gore-ot-uma/4587-traditsii-i-novatorstvo-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma.html

Ссылка на основную публикацию