Сочинение век нынешний и век минувший в комедии горе от ума грибоедова

Сочинение Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума Грибоедова

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана автором в эпоху смены взглядов и отражает события того времени, когда часть людей все ещё продолжала жить по старым законам, в то время как другая уже начала испытывать жажду перемен.

В произведении олицетворением «века минувшего» является Фамусов и его окружение, которых полностью устраивала жизнь по давно устоявшимся традициям. 

«Век нынешний» же представлен молодым человеком по фамилии Чацкий. Прожив несколько лет за границей, общаясь с иностранцами и декабристами, он вернулся в Россию с совершенно новыми взглядами на жизнь, которые шли вразрез с общепринятыми.

С этого момента берёт начало конфликт взглядов двух сторон. Чацкий подвергает критике образ жизни дворянства, их отношение ко многим привычным вещам.

Обратите внимание

Так, первое столкновение их взглядов пришлось на тему воинской службы.  Если приверженцы взглядов Фамусова считают, что главное в службе – имение высокого звания, притом, совершенно неважно, каким способом полученного, то Чацкий настаивает на том, что служба должна быть исключительно во благо народу, а любое прислуживание вышестоящим лицам ради получения высокого чина унизительно.

Чацкий подвергает остракизму и отсутствие у дворянства желания получать образование, интеллектуально развиваться, читать литературу. 

Обсуждение вопроса о крепостном праве также вызвало волну негодования со стороны обеих сторон. Дворяне «минувшего века» не считали крепостных крестьян за людей,  для них они приравнивались по статусу к собакам.

Сам же помещик мог считаться уважаемым и обеспеченным человеком только в том случае, если у него во владении имеется достаточное количество крепостных.

Чацкого возмущает столь бесчеловечное отношение к людям, он борется за то, что каждый должен иметь свободу.

Фамусовский круг общения отличает также восхищение всем иностранным и пренебрежение российским, тогда как Чацкий настаивает на необходимости гордости за российскую культуру и её постоянного совершенствования.

Все эти споры приводят к тому, что Чацкого отказываются принимать в светском обществе и начинают считать сумасшедшим только по причине того, что он на порядок умнее всех окружающих, честен и не боится в открытую высказывать своё мнение.

Таким образом, данное произведение носит сатирический характер и ставит перед собой цель высмеивания порочной жизни дворянства того времени, а также демонстрирует острую необходимость перехода к новым порядкам.

Вариант 2

Великий писатель, Александр Сергеевич Грибоедов, завершил написание «Горе от ума» в 1824 году. Когда он создавал ее, одно мировоззрение менялось на другие взгляды. Когда этот поток перемен завершился, произошло декабристское восстание. Соревнование двух эпох стало главной поднятой проблемой в произведение.

Фамусов и все те, кто его поддерживал, были приверженцами старого века. Их жизнь основывалась на поддержании устойчивых обычаев. Чацкий был представителем нынешнего времени. Старался всегда говорить людям в лицо то, что о них думает и всегда был готов к новым переменам.

Когда Чацкий вернулся в столицу России к женщине своего сердца Софии, он увидел, как она изменилась, когда начала выступать на стороне своего отца. Ее папа являлся его противником. На приеме у Фамусовых начинается борьба с Чацким в первый раз. Гости завязывают диалог, в результате которого обмениваются своим мировоззрением по поводу жизни.

Важно

Чацкий высказывает свое мнение по поводу Фамусова и ему подобным. Так начинается борьба веков в рассказе. Первой проблемой, которую они подымают это служба. Мнение Фамусова заключается в том, что служба и чин в ней являются главным приоритетом, при этом не важно каким образом достигнута цель.

Это означает, что для достижения богатства, необходимо всю жизнь прислуживать людям более высоким, чем ты сам. Чацкий, категорически, против выступает против прислуживания. Его противники считали, что он сумасшедший. Сумасшествием они считали образованность и просвещенность Чацкого.

Чацкий пытается всячески осудить крепостное право, необразованность людей старого века, их нежелание к переменам и типичные устои. Было такое, что Хлестова, при случае, умудрилась попытаться опозорить Чацкого перед всеми окружающими.

Он выступает против нынешней системы образование молодого поколения и категорически осуждает учителей из других стран. Выращивание детей в стиле ненависти к народу, к культуре своего народа, к родному языку вызывают у него недовольстве.

Крик своей души он объясняет тем, что вокруг царит глупое и пустое воображение кому-либо”.

Когда мы читаем комедию, мы наблюдаем, что речью Чацкого писатель выявляет существующие недостатки дворянского рода. Можно сделать вывод, что все, что думает Чацкий, является мыслями автора

← Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина ← Почему Чацкий обречен на одиночество↑ ГрибоедовОбраз и характеристика Чацкого в комедии Горе от ума → Фамусов и его окружение →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/vek-nyneshnij-i-vek-minuvshij-v-komedii-gore-ot-uma

Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума сочинение

«Век нынешний» в комедии представляет Чацкий, а «век минувший» – это Фамусов и компания. Самое главное противоречие между ними – это отношение к богатству и чинам. Чацкий готов служить во благо России, но никак не прислуживаться перед чиновниками.

У Фамусова – служба передаётся из поколения в поколение, от отца к сыну. Для него идеалом является дядя Максим Петрович, который служил ещё при императрице Екатерине почти что шутом, зато кушал на золотых блюдах.  Ещё и учит этому молодых.

Чацкий называет прошлый век веком покорности и страха.

Не сошлись они во мнении и в вопросах воспитания. Фамусов считает, что образование ни к чему, сравнивает учение с чумой, ему не нравятся образованные люди.

Ведь их труднее обмануть, напугать и заставить что-то делать для себя. Чацкий, конечно же, за Россию образованную и просвещённую.

Поэтому, умного и образованного Чацкого объявили сумасшедшим, чтобы было легче манипулировать и настроить против него всё московское общество.

Совет

Следующее  разногласие между «веками» – отношение к крепостному праву. Чацкий с негодованием рассказывает о том, что крепостных могут, как вещь продать, обменять, проиграть в карты, высечь на конюшне, сослать в Сибирь. Для Фамусова и компании это в порядке вещей.

«Минувший век» преклоняется перед всем иностранным, нанимает иностранцев учителями к своим детям. Чацкий – за развитие российской культуры.

К минувшему веку относятся не только люди в возрасте, как Фамусов или Скалозуб, но и молодые – Софья Фамусова, Молчалин. Они уже насквозь пропитались духом  фамусовского общества и их оттуда не вытянуть. Есть ещё парочка странных молодых людей, которые не хотят жить по законам «века минувшего».

Это двоюродный брат Скалозуба, князь Фёдор, которого пренебрежительно называют «химик и ботаник». И, оказывается, даже странный Репетилов состоит в каком-то тайном обществе. Члены которого, пока не понять, чем занимаются, только шумят.

Но эти люди пока не могут быть идейными противниками «века минувшего», они до этого ещё не «созрели».

Для этого надо было побывать в Европе того времени, в которой уже назревала революционная ситуация, глотнуть свежего воздуха, а не сидеть в деревне и читать взаперти книги. Не зря Грибоедов дал главному герою фамилию, напоминавшую фамилию Чаадаев.

«Век минувший» ещё не понимает, что его время прошло. Он цепляется за старые традиции и устои. «Век нынешний», с присущей ему пылкостью и страстью, максимализмом молодости, получивший образование за границей, вдохнувший воздух просвещения, пытается «взять быка за рога». Чацкий хоть сейчас готов начать реформы, были бы только союзники. Но их нет.

Они ещё только «шумят» да в деревне книги читают, закрывши двери. Он не добился своего. «Век минувший» не сдаст так просто свои позиции. Потребуется ещё не одно десятилетие, чтобы реформы в России начали «работать». Семена, посеянные такими людьми, как главный герой, дадут свои всходы.

  При смене одного века другим всегда найдутся Чацкие, которые борются с отжившим, ускоряют процесс выздоровления общества.

Сочинение Век нынешний и век минувший в Горе от ума Грибоедова

В комедии «Горе от ума» очень хорошо представлен конфликт людей взглядов консервативных и новых. Вернее, показаны в ней не только сам конфликт и разногласия сторон, но само преобразование общества, начало этого процесса.

Ведь ничто не охватывает сразу общественные массы. Происходит это постепенно. Так и в комедии Грибоедова предстает перед читателем то время, когда еще большинство дворян жило, согласно устоявшимся взглядам, в том числе и молодежь.

И, лишь немногие из них мыслили и по-новому и иначе смотрели на вещи.

К числу этого меньшинства принадлежал герой комедии – Чацкий. Однако, такие как он считаются в консервативном обществе ненормальными, едва ли не слабоумными. Вольнодумие и вовсе порицается.

Обратите внимание

Чем же отличаются эти две противоборствующие стороны – «век минувший» и «век нынешний»? Разнятся они своими взглядами и тем, какой ведут образ жизни. Люди «минувшего века» ориентируются лишь на личную выгоду и общественное мнение.

То, что подумают в свете о них – это превыше всего. И, не так важно, соответствуют ли они этому мнению на самом деле. Красноречивы слова служанки Лизы о том, что согрешить – можно, лишь бы никто не знал.

Гораздо важнее прослыть хорошим и добропорядочным человеком, нежели являться таковым в действительности.

Но, это далеко не единственный порок «консервативного» общества. В цене у него услужливость ради собственной выгоды, и ради все того же общественного мнения. Расчет же присутствует у них везде. Именно исходя из этого считает Фамусов Чацкого недостойным женихом для Софьи.

Ведь тот не желает прогибать спины для того, чтобы добиться успехов. Поколение людей взглядов новых являлось полной противоречивостью старых ценностей. Таковым и был Чацкий. Он жил своим умом и своими силами.

Порицая все старое, как уже отжившее себя, он смеялся над этим обществом.

Так поставлен в пьесе конфликт между поколениями. Однако, слово «поколения» здесь означает вовсе не молодых и пожилых людей, а символизирует старые взгляды и новые. Старые – это и есть «век минувший», который пока еще довольно твердо стоит на ногах и уверен в своей непоколебимости. Но уже идет ему на смену «век нынешний», встречая на своем пути препятствия и непонимание.

Век нынешний и век минувший

  • Сочинение по картине Белоковской Портрет сына 7 классРукой русской художницы Ольги Белоковской написано немало шедевров, известных сегодня по всему миру. Ее картина “Портрет сына” не является исключением. На полотне изображен мальчик, который внимательно читает книгу. Видно,
  • Сочинение на тему Моя любимая книга 5 класс
  • Сочинение Добрые люди в моей жизни 9 лассКрасота спасёт мир. Так когда-то сказал Достоевский. А я думаю, что мир спасёт доброта. Люди часто говорят, что в мире много зла и несправедливости. Они считают, что жизнь тяжелая, и в ней мало счастливых мгновений. Но мне кажется, такие пессимис
  • Сочинение на тему Дружба, друзья, подруги
  • Сочинение Самая лучшая школа 5 классДумаю, каждый считает, что его школа лучше других, и я — не исключение. Помню, как впервые зашла в это здание ещё совсем маленькой, когда едва могла понимать, чего от меня хотят взрослые «тёти» и «дяди», находящиеся здесь.
  • Сочинение по картине Герасимова Дары осени 6 классГерасимов Александр Михайлович был разносторонним художником. В его коллекции почти три тысячи полотен. Ему с легкостью удавалось уловить портретное сходство, которое он потом изображал на холсте. Но так, же в его творчестве

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/vek-nyneshnij-i-vek-minuvshij-v-komedii-gore-ot-uma

Сочинение на тему Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума Грибоедов читать бесплатно

Век нынешний и век минувший

Сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” была написана в 1824 году. Она создавалась во времена, когда у людей одно мировоззрение менялось на другое. Люди “века минувшего” продолжали жить по старым устоявшимся законам, а люди “века нынешнего” стремились к новым переменам.

К представителям “века минувшего” относились Фамусов и окружающее его дворянское общество. Они боготворили старые порядки и их устраивали такие нормы жизни. Фамусов чувствовал, что минувший век заканчивается, поэтому он с сожалением говорил: “Тогда не то, что ныне…”

А к “веку нынешнему” относился молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Он, живший по законом нового поколения, хотел изменить устои старого света в лучшую сторону.

После трёхлетнего отсутствия Чацкий вернулся в Москву, в которой родился и вырос.

За время своего путешествия он увидел, как живёт народ в разных городах, общался с декабристами, что сильно повлияло на его взгляды и убеждения.

Важно

Первые противоречия между Чацким и фамусовским обществом случились по поводу отношения к службе. Все считали, что служить надо ради денег, наград, чинов и славы, притом не имело значения, каким путём это достигнуто. А Чацкий пытался им доказать, что служить надо делу, а не людям, служить на благо народу, “служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Читайте также:  История происхождения глуповцев в истории одного города салтыкова-щедрина

Чацкий осуждает их невежество, ничтожность интересов, нежелание учиться и читать книги. Хлестова, когда узнала о том, что в городе открылся новый институт, говорит: “И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних, от пансионатов, школ, лицеев, как бишь их;” Чацкого объявили сумасшедшим только потому, что он умный, честный, прямой и не боялся отстаивать свою точку зрения.

Не сошлись взгляды Чацкого и фамусовского общества и на крепостное право. В обществе ценили человека только по богатству наличию крепостных. Хлестова ставит на одну ступень свою девку – арапку и собачку. Для Чацкого это дико, он возмущается таким пренебрежением к людям, ведь он борется за свободу человека.

Люди “века минувшего” преклоняются перед всем иностранным, а Чацкий считает, что нужно развивать свою национальную культуру. Чацкий становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе, и оно его отвергает.

Различие мировозрений старых московских дворян и передового дворянства привели к столкновению “века минувшего” и “века нынешнего”. Фамусовское общество ещё очень сильное, но и у Чацкого есть единомышленники. По закону жизни “век нынешний всё равно сменит “век минувший”.

см. также:
Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов

Характеристики главных героев произведения Горе от ума, Грибоедов

Краткое содержание Горе от ума, Грибоедов

Краткая биография Александра Грибоедова

Источник: http://www.sdamna5.ru/vek_nyneshnij

Сочинение Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума

Грибоедов сознательно сталкивает в комедии «век нынешний» и «век минувший». Для чего? Для того, чтобы обнажить проблемы и того, и другого века. А проблем в России много – крепостное право, воспитание и образование молодёжи, производство в чины.

Нынешний век представлен молодым дворянином  Чацким, получившим образование в Европе. Он хочет применить полученные  знания в России. Но, увы, Россия живёт в веке минувшем с его страшной, уродливой язвой – крепостным правом. Минувший век представлен консерваторами-феодалами во главе с Фамусовым.

Они не собираются без боя сдавать свои позиции. И вот скрестились шпаги словесной дуэли, только искры летят.

Совет

Первый раунд – отношение к богатству и чинам. Молодёжь готова и хочет служить России. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Это лозунг Чацкого. А что Фамусов может предложить в ответ? Служба, передающаяся по наследству. Его идеал – дремучий дядя Максим Петрович (и где он только его откопал)? Он служил ещё при Екатерине Великой, и не важно, что он был глупым шутом.

Раунд второй – отношение к вопросам воспитания. Выпад Фамусова – образование не нужно, оно страшно, как чума. Образованные люди опасны и страшны. Но следуя моде, нанимают иностранных учителей. Чацкий парирует – Россию он видит образованной, просвещённой, культурной. Чем-то напоминают идеи ранних декабристов.

Раунд третий – отношение к крепостному праву. Чацкий в негодовании – он не понимает, как люди людей продают, как скот, меняют, на них играют в карты, разлучают семьи, отправляют в далёкую холодную Сибирь. Для Фамусова это обычная практика.

«Век минувший», как и зачастую принято в России, борется не по правилам, не честно. Если проигрываешь противнику, то надо его на какое-то время обезвредить и вывести из игры. Всё простенько и со вкусом сделано руками некогда любимой женщины.

Чтобы не мешал ей и другим жить по-старому, она публично оклеветала Чацкого, сказав, что он душевно больной. Хорошо хоть не буйно помешанный, а то вообще бы изолировали от общества. А с больного человека что взять. Сам не ведает, что говорит.

По сути Чацкого и поддержать-то некому. Нет у него соратников, а одному с Фамусовым и ему подобными не справиться. В пьесе упоминаются люди, которые с точки зрения фамусовской компании, странные. Это двоюродный брат Скалозуба, читающий книги в деревне.

Да князь Фёдор, к которому намертво приклеили ярлык «химик и ботаник». А что в этом смешного и постыдного  – не понятно. Репетилов по секрету сообщает, что он вхож в какое-то общество. Что они там делают, никто не знает.

«Шумим», как выражается сам Репетилов о своей деятельности.

Униженному, оскорбленному, но не побеждённому Чацкому не остаётся ничего другого, как покинуть этот город и людей, которые оклеветали и отвергли его.

Вариант 2

Рассказ был окончен к 1824 году. В это время между людьми в разных прослойках общества нарастали разногласия по поводу взглядов. Буквально через год восстали декабристы и случилось это примерно из-за назревающей проблемы. Те, кто поддерживал всё новое, реформы, изменения как в политике, так и литературе, становились против консервативно настроенных родственников.

Примерно таким либерально настроенным был Чацкий, который буквально олицетворял молодость, горячность и стремление к изменениям. А Фамусов, как и все люди старшего возраста, был склонен к тому, что «раньше было лучше», потому и выступал за сохранение этого «раньше».

Когда же Чацкому пришлось вернуться в столицу, то первым делом ему бросилось в глаза то, что Софья стала говорить также, как отец. Слова возлюбленной причиняли боль, однако молодой человек понимал мощь пропаганды, которая мощными волнами обрушивалась на Софью от её отца.

Собственно, первое столкновение «века минувшего» и «нынешнего» произошло на почве военной службы. Для Фамусова служба является лишь способом заработка. Что примечательно: заработка любой ценой.

Обратите внимание

Его не волнует, что иногда приходится подстилаться под высшие чины, однако у Чацкого другое отношение. Сказав ёмко и немного грубо фразу «Служить бы рад, прислуживаться тошно», он чётко объяснил свои позиции.

Он буквально питает отвращение к слепому поклонению иностранным вещам, чинопочитанию, крепостничеству, что так милы Фамусовскому кругу.

Приятели Фамусова, в свою очередь, считают возлюбленного Софьи сумасбродным, умалишённым, неаккуратным в действиях и словах франтом. А теперь, можно представить, как непросто было Софье: с одной стороны, отец пропагандирует заграничных писателей и всё остальное, а с другой – молодой человек рассказывает о бесполезности заграничных учителей.

Таким образом, устами Чацкого говорил народу сам Грибоедов об необходимости изменений. Он тщетно пытался донести, что всё, что есть в России – уже хорошо, что есть свои учителя, намного лучше иностранных. А творчество…. То, что творчество лучше в России, Грибоедов решил доказать на собственном примере.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/griboedov-a.s/vek-nyneshnij-i-vek-minuvshij-v-komedii-gore-ot-uma

Век нынешний и век минувший | Инфошкола

17 Февраль 2013       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   22995

«ВЕК НЫНЕШНИЙ» И «ВЕК МИНУВШИЙ» В КОМЕДИИ  ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» План. 1. Вступление.

«Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений в русской литературе. 2. Основная часть. 2.1 Столкновение «века нынешнего» И «века минувшего». 2.2. Фамусов — представитель старого московского дворянства. 2.

3 Полковник Скалозуб — представитель аракчеевской армейской среды. 2.4 Чацкий — представитель «века нынешнего».

3. Заключение.

Столкновение двух эпох рождает перемены. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей.

И. Гончаров

Комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»  можно назвать одним из самых злободневных произведений в русской литературе.

Здесь автором затронуты острые проблемы того времени, многие из которых продолжают занимать умы общественности даже много лет спустя после создания пьесы.

Содержание комедии раскрывается через столкновение и смену двух эпох — «века нынешнего » и «века минувшего» .

После Отечественной войны 1812 года в русском дворянском обществе произошёл раскол: сформировались два общественных лагеря.

Лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба, других людей их круга воплощает «век минувший». Новое время, новые убеждения и позиции передовой дворянской молодёжи представлены в лице Чацкого.

Столкновение «веков » Грибоедов выразил в борьбе этих двух групп героев.

«Век минувший » представлен автором людьми разного положения и возраста. Это Фамусов, Молчалин, Скалозуб, графиня Хлёстова, гости на балу. Мировоззрение всех этих, персонажей сформировалось в «золотой» екатерининский век и с тех пор никак не изменилось. Именно этот консерватизм, стремление сохранить всё так, «как делали отцы», объединяет их.

Важно

Представители «века минувшего» не приемлют новизны, а в просвещении видят причину всех проблем настоящего времени:

Ученье — вот чума, учёность — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусова принято называть типичным представителем старого московского дворянства.

Он убежденный крепостник, не видит ничего предосудительного в том, чтобы для достижения успехов по службе молодые люди учились «сгибаться вперегиб», прислуживаться. Павел Афанасьевич категорически не приемлет новых веяний.

Он преклоняется перед дядей, который «на золоте едал», и читатель прекрасно понимает, как получены его многочисленные чины и награды — конечно, не благодаря верной службе Родине.

Рядом с Фамусовым полковник Скалозуб — «золотой мешок и метит в генералы». На первый взгляд его образ карикатурен.

Но Грибоедов создал вполне правдивый исторический портрет представителя аракчеевской армейской среды.

 Скалозуб так же, как и Фамусов, руководствуется в жизни идеалами « века минувшего», но только в более грубой форме. Цель его жизни не в служении Отечеству, а в достижении чинов и наград.

Все представители фамусовского общества — эгоисты, лицемеры и корыстолюбцы. Их интересуют только собственное благополучие, светские развлечения, интриги и сплетни, а их идеалы — богатство и власть. Грибоедов разоблачает этих людей в страстных монологах Чацкого.

 Александр Андреевич Чацкий — гуманист; он защищает свободу и независимость личности. В гневном монологе «А судьи кто?« герой обличает ненавистный ему крепостнический строй, высоко оценивает русский народ, его ум, свободолюбие.

Низкопоклонство перед всем иностранным вызывает у Чацкого резкий протест.

Чацкий — представитель передовой дворянской молодёжи и единственный герой в комедии, воплощающий «век нынешний». О том, что Чацкий — носитель новых взглядов, говорит всё: его поведение, образ жизни, речи. Он уверен, что «век покорности и страха» должен уйти в прошлое вместе с его нравами, идеалами и ценностями.

Совет

Однако традиции минувших дней всё ещё сильны — в этом Чацкий убеждается очень быстро. Общество резко ставит героя на место за его прямоту и дерзость. Конфликт между Чацким и Фамусовым только на первый взгляд видится обычным конфликтом отцов и детей. На самом же деле это борьба умов, взглядов, идей.

Так, наравне с Фамусовым, к «веку минувшему» принадлежат и сверстники Чацкого — Молчалин и Софья. Софья не глупа и, может быть, в дальнейшем её взгляды ещё могли бы перемениться, но она была воспитана в обществе отца, на его философии и морали. И Софья, и Фамусов жалуют Молчалина, и пусть «  нет в нём этого ума,/ Что гений для иных, а для иных чума  » ..

Он, как и положено, скромен, услужлив, молчалив и никого не обидит. Они не замечают, что за маской идеального жениха скрываются лживость и притворство, направленные на достижение цели. Молчалин, продолжая традиции «века минувшего», безропотно готов «угождать всем людям без изъятия», чтобы добиться выгоды. Но именно его, а не Чацкого, выбирает Софья. Дым Отечества «сладок и приятен» Чацкому.

По прошествии трёх лет он возвращается в родной дом и поначалу настроен очень доброжелательно. Но его надежды и радости не оправдываются — на каждом шагу он упирается в стену непонимания.

Чацкий одинок в своём противостоянии фамусовскому обществу; его отвергает даже любимая девушка.

Более того, конфликт с обществом тесно переплетается с личной трагедией Чацкого: ведь именно с подачи Софьи в обществе начинаются разговоры о его сумасшествии.

Итак, Чацкий, возмутитель спокойствия и насмешник, отвергнут и изгнан фамусовским обществом. Его трагедия масштабна: герой переживает любовное разочарование, он понял, что потерял связь с родными местами, не находит дружеского участия.

Но эта ситуация только на пользу герою, потому как он ратует за новые нормы жизни. В комедии сталкиваются «век нынешний» и «век минувший».

Обратите внимание

И хотя время минувшее ещё слишком сильно и продолжает порождать себе подобных, перемены осуществляются и настают.

Источник: https://info-shkola.ru/vek-nyneshnij-i-vek-minuvshij/

Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

А. С. Грибоедов

Век нынешний и век минувший . В памяти поколений А. С. Грибоедов остался автором одного произведения.

Одного, но какого! Комедии «Горе от ума»! В первом варианте она называлась еще многозначительнее — «Горе уму», и уже в самом этом названии был заключен ее глубокий идейнофилософский смысл.

Грибоедов рассказал в своей комедии о несчастьях умного человека, обрушившихся на него именно потому, что он был умен и в силу этого обстоятельства оказался в «противоречии» с обществом, состоящим из людей закоснелых в своем невежестве.

Век нынешний и век минувший, в сознании передовых людей того времени историческим рубежом между «веком нынешним» и «веком минувшим» явились Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, разгром Наполеона. Отзвуки этих событий слышны в комедии «Горе от ума».

Столкновение в ней «века нынешнего» с «веком минувшим» было отражением противостояния двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после войны 1812 года.

Читайте также:  Сравнительная характеристика базарова и кирсанова сочинение и таблица

С одной стороны — приверженцы старого крепостнического уклада жизни (Фамусов и его гости), с другой — передовая дворянская молодежь, чьи идеи выражает Чацкий.

Комедия основана на конфликте личном и общественном — конфликте между умным, честным героем, человеком передовых взглядов, с окружающим его безумным миром, стоящим на страже реакционных устоев. Самый яркий представитель этого мира — Фамусов, в доме которого и разворачиваются все события. Каждая реплика Фамусова вызывает гневную и резкую отповедь Чацкого.

Важно

Идеал Фамусова воплощен в Максиме Петровиче. «Покойник дядя», по мнению Фамусова, является образцом для подражания, так как очень богат («не то на серебре, на золоте едал», «сто человек к услугам»).

На этом вельможа завоевал уважение Фамусова не только потому, что был богат, обладал властью и был отмечен царской милостью.

Фамусов совершенно искренне восхищается тем, что Максим Петрович, несмотря на свой «надменный нрав», готов был на любое унижение: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб…»

Откровения Фамусова возмущают свободный ум Чацкого. И он произносит монолог, пронизанный ненавистью к «раболепству»-, — монолог, направленный против тех, кто ради «высочайшей улыбки» готов был «отважно жертвовать затылком». Чацкий надеется на обновление «века покорности и страха»: «Нет, ныне свет уж не таков… Вольнее дышит всякий и не торопится вписаться в полк глупцов».

Другой типичный представитель «века минувшего» — полковник Скалозуб, самовлюбленный военный карьерист, «созвездие маневров и мазурки». В своем цинизме он не уступает Молчалину, но, в отличие от него, не скрывает своих заветных желаний: Довольно счастлив я в товарищах своих,— Вакансии как раз открыты,

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

И, наконец, Молчалин… Он молод, но это тоже порождение «века покорности и страха». В комедии мы узнаем очень много интересного об этом человеке. Фамусов «откопал» Молчалина в какой-то конторе в Твери. Не случись Фамусова, так и остался бы Молчалин в Твери.

За несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и «три награждены», стал секретарем Фамусова. Но главное — сумел завязать нужные связи и приобрести полезные знакомства.

На пути к цели Молчалин не брезгует ничем: «Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет».

Совет

Чацкий — и в этом его ошибка и трагедия — поначалу не воспринимает Молчалина всерьез, не видит в нем достойного соперника. Для Чацкого Молчалин — полное ничтожество, «жалчайшее созданье». В глазах же Молчалина Чацкий — неудачник. Неудачник в любви, неудачник и в жизни. Поэтому он так откровенен с ним, снисходительно поучает его.

Увы! Чацкий недооценил Молчалина. Тот оказался живучим, неуязвимым. Молчалины представляли собой ту силу, которую невозможно было одолеть. Осознав это, Чацкий с горечью восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете».

И вот комедия приближается к развязке. Бал в доме Фамусова… Масса людей, можно сказать, что собралась вся дворянская Москва. Вокруг Чацкого сплошной гул, сплетни, пересуды.

В этом обществе не брезгуют общаться с картежником и доносчиком Загорецким, уважают вздорных и брюзгливых Хрюминых, боятся грубой, деспо-шчной Хлестовой. И лишь одного простить не могут — ума, нового, свободного образа мыслей, независимости суждений, нравственного и духовного превосходства Чацкого.

Ума боятся, как чумы. И поэтому с такой ненавистью и злобой они преследуют Чацкого. С такой радостью подхватывают сплетни о его сумасшествии.

Но и Чацкий не остается в долгу. Со всей силой своего общественного темперамента он обрушивается на своих мучителей. Однако здесь, в толпе гостей Фамусова, Чацкий одинок. Случайно оказавшись свидетелем сцены между Софьей, Молчалиным и Лизой, Чацкий прозревает. Униженный и оскорбленный, Чацкий произносит свой последний монолог, в котором с негодованием клеймит мир Фамусовых.

Так заканчивается комедия: любовно-лирическая линия завершается горем неразделенной любви, общественно-политический конфликт — окончательным разрывом с фамусовским обществом: «Довольно!., с вами я горжусь моим разрывом. Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок».

У меня такое ощущение, что я покидаю дом Фамусова вместе с Чацким. Я вдыхаю свежий воздух и мне становится легче и восстанавливается способность нормально мыслить.

Обратите внимание

Я понимаю, что фамусовский дом со всем тем, что произошло в нем однажды с Чацким, — не более чем «закоулок Москвы», но именно отсюда Грибоедов показал нам не только всю тогдашнюю Москву, но и всю российскую действительность, какой она была после Отечественной войны 1812 года.

Источник: https://prepodka.net/vek-nyneshnij-i-vek-minuvshij-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

«Век нынешний» и «Век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» явилась отражением той напряженной борьбы, которую вели между собой два противоположных лагеря русского дворянства. Конфликт между реакционной и передовой частью общества в те времена бурно разрастался. Противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» показано Грибоедовым на примере московского дворянства.

С большой художественной силой автор рисует столкновение барской Москвы с Чацким, представителем прогрессивного дворянства. В комедии раскрывается жизнь не только Москвы, но и Петербурга, которая мало чем отличается от московской. Но все же на первом плане, говоря словами Пушкина, «резкая картина нравов» барской Москвы.

Ей противостоит прогрессивное дворянство в лице Чацкого.

Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» происходит из-за того, что люди, подобные Чацкому, не только непонятны, но и враждебны реакционерам.

Представители «века минувшего» не могут понять всей правоты идей молодого человека. Сам Чацкий вначале искренне верит, что Фамусова и его гостей еще можно убедить словами, открыть им глаза на мир.

Но все его старания остаются тщетными. И тогда он понимает, что этим путем ничего добиться нельзя:

Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой и спала пелена…

Фамусовское общество, считающее Чацкого заблуждающимся человеком, сначала даже готово пожалеть его. Но как только оно почувствовало в герое силу и протест, сразу же постаралось расправиться с ним любыми средствами. Чацкого единодушно признают сумасшедшим:

Про это знает целый свет…

Так представители «века минувшего» боролись с неугодными им людьми. Показательно, что через десять лет после драмы Чацкого Николай I объявил сумасшедшим Чаадаева, который выступил с идеями, крамольными в глазах реакционного дворянства.

Важно

Большое значение имеет образ Скалозуба. Полковник — опора реакции, один из тех, кто потом расстреливал декабристов на Сенатской площади. В Скалозубе воплощены все черты, присущие барскому обществу. Это гонитель просвещения:

Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий.

И Скалозуб не одинок в этом стремлении. Все фамусов-ское общество видит в просвещении источник бед. Совсем иную позицию занимает Чацкий. Будучи очень образованным человеком, он клеймит позором тех, кто считает учение вредным занятием:

Теперь пускай из нас один… В науки он вперит ум, алчущий познаний… Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!!

Чацкий отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме он видит одно из главных средств переделки общества. Чацкий — просветитель, непримиримый враг морального рабства, которое Грибоедов заклеймил в образе Молчалина. Этот персонаж стал символом угодничества и подхалимства. Именно такие люди были необходимы столпам «века минувшего»:

…Ведь нынче любят бессловесных.

Особенно острый протест Чацкого вызывает дворянское преклонение перед всем иностранным. Представители «века минувшего» в то время говорили на смеси «французского с нижегородским», плохо знали свой родной язык. Особенно отличается этим Скалозуб. Члены фамусовского общества полностью оторваны от народа, русской культуры.

Чацкий решительно отвергает подчинение национального духа иностранному влиянию. Главный герой комедии очень любит свой народ, выступает с гневной обличительной речью в адрес крепостников. А представители «века минувшего» решительно требовали сохранить старые крепостнические порядки.

Жестокое отношение к слугам характерно для всего фамусовского общества:

В работу вас! на поселенье вас!

Гости Фамусова не видят в крепостных людей, ставят их на одну доску с животными. Например, графиня Хлестова предлагает Софье накормить собачку и «арапку-девку» подачками с господского стола. Чацкий же обличает само право владеть живыми людьми.

Он вступается за бесправных, чей подневольный труд был основой благополучия фамусовского общества, Чацкий — это истинный патриот России. Он готов служить, но ему «прислуживаться тошно». Людям «века минувшего» такая позиция кажется смешной и даже опасной.

В барском обществе процветают лицемерие, в почете раболепие, карьеризм:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы…

Фамусов, Мол чал ин и другие представители старого мира стремятся из государственной службы извлечь максимум выгод для себя. Им кажутся странными поступки Чацкого, человека прямого, честного, порвавшего отношения с министрами в Петербурге. Но Чацкий не одинок.

В комедии упоминается брат Скалозуба, который вышел в отставку, уехал в деревню и стал читать книги. Можно вспомнить и о племяннике княгини Тугоуховской, химике и ботанике.

Совет

Именно такие люди составляли основу «века нынешнего», лагеря передовой русской молодежи, вступившей на рубеже 20-х годов XIX века в решительную борьбу с «веком минувшим».

Источник: http://www.1kessay.ru/read/3378

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в первой половине

XIX века. Основной ее конфликт общественный, идейный: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». К первому можно отнести самого Чацкого – главного героя комедии, ко второму – все фамусовское общество. Рассмотрим основные вопросы, в которых мнения этих сторон кардинально расходятся.

Наверное, самый животрепещущий из них – отношение к богатству и чинам. Фамусовское общество придерживается мнения, что «чтоб чины добыть, есть многие каналы». Для Чацкого единственный способ – выслуга перед Отечеством, но никак не перед чиновниками. Подтверждение этому – знаменитая его фраза: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».

Естественно, для чиновников большое значение имеет преемственность, например:

                          … у нас уж исстари ведется,

                              что по отцу и сыну честь;

                              Будь плохенький, да если наберется

                              Душ тысячки две родовых, -Вот и жених.

А в это время Чацкий спрашивает:

                              Где, укажите нам, Отечества отцы,

                              Которых мы должны принять за образцы?

                              Не эти ли, грабительством богаты?

Мы видим, что он бы хотел иметь достойный пример для подражания, некий идеал, тогда можно с уверенностью сказать, что в своих пылких речах он говорил бы о предках с гордостью, а не с горечью.

Он был бы рад иметь какую-то опору в своих суждениях, однако перед ним совсем другое общество, которое не может дать ему этой опоры, и бедному Чацкому ничего не остается, кроме как в одиночестве пытаться доказать окружающим их неправоту. По сути, он выступает один против целой Москвы, поэтому его позиции и точки зрения заранее обречены на провал.

Но он с упрямством, достойным, может быть, упрека, а может, и восхищения, борется за свои взгляды на жизнь. Он вовсе не боится высказывать честное и провокационное мнение о том, что «начал свет глупеть»:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол, не жалея!

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели. 

Прямой был век покорности и страха,

Все под личиною усердия к царю.

Для самого Фамусова важно мнение света. Его волнует лишь репутация добропорядочного человека, но только для соблюдения внешних приличий. Они с Чацким говорят, практически не слушая друг друга.

Читайте также:  Сочинение учителя митрофана в комедии недоросль фонвизина

Следующий вопрос — отношение к образованию и воспитанию. Довольно красноречиво высказался сам Фамусов:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Чацкий, конечно, уверен в противоположном. И здесь уместно упомянуть об иностранцах, которые в то время часто и являлись учителями. Он высмеивает их:

Ах! К воспитанью перейдем.

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят 

Историком и географом!

Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!

Общество Фамусова не принимает никаких нововведений. Поэтому и мнение его о вопросе крепостного права расходится с позицией Чацкого:

Тот Нестор, негодяй из знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки 

И жизнь, и честь его не раз спасали: вдруг

 На них он выменял борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах 

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,

 Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

Обратите внимание

А каково отношение героев к любви? Чацкий объясняется с Софьей, говоря: «И все-таки я вас без памяти люблю». Но Софья, хоть и его ровесница, относится скорее к фамусовскому обществу, нежели к сторонникам сумасшедших идей Чацкого. Имея «книжное» воспитание, она предпочитает ему тихого Молчалина, который любит ее «по должности». На это Чацкий точно замечает: «Ведь нынче любят бессловесных».

К концу комедии обстановка нагнетается, против Чацкого выступает все больше представителей старой Москвы. Софья не принимает его ухаживаний. Он остается совсем один. Почему? Потому что окружение людей, в которое он попал, очень консервативно. Оно живет по своим законам, которые не устраивают такого честного и порядочного Чацкого.

Он их не принимает, следовательно, общество не принимает самого Чацкого. Он – новатор по своей сути, сторонник преобразований, а фамусовское общество не принимает их как таковых. Неудивительно, что Чацкого объявляют сумасшедшим. Ведь в глазах старой Москвы он, со своими безумными идеями и разоблачительными речами, таким и выглядит.

В отчаянье он произносит свой последний монолог:

Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой – и спала пелена;

Теперь не худо б было сряду 

На дочь и на отца 

И на любовника глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, –

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Чацкий при всем его неугомонном желании изменить мир не в состоянии сделать это в одиночку. Наверное, даже в конце комедии он не понимает этого, обвиняя всех вокруг, досадуя, что он так и не смог ничего сделать. Нет, это вовсе не значит, что он сам виноват в этой ситуации, но его резкость и излишняя откровенность не могли не сыграть свою роль в этом холеном обществе.

Конечно, он поступает так, как подобает романтику: с достоинством удаляется туда, «где оскорбленному есть чувству уголок», но он не становится романтиком до конца именно потому, что перекладывает всю вину на всех окружающих. С его уходом ничего не изменится.

Чины так и будут получать подхалимством и с помощью протекции, иностранцев так и будут любить и считать историками и географами, девушки так и будут, воспитываясь на романах, выбирать себе в мужья тихих и загадочных молчалиных. Он вовсе не перевернул мир, не сломал старую Москву. «Век минувший» все равно остался сильнее.

Но он не был бы Чацким, если бы не попытался так отчаянно бороться за свое счастье. Возможно, он обретет его где-то далеко от Москвы, где его поймут и примут.

Источник: http://lit-helper.com/p_vek_nineshnii_i_vek_minuvshii_v_komedii_gore_ot_uma_a_s__griboedova

Век » нынешний » и век » минувший » в комедии грибоедова » горе от ума «

Сочинения по литературе: Век нынешний и век минувший в комедии грибоедова горе от ума

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший

Свежо предание, а верится с трудом.

А. С. Грибоедов

” Горе от ума ” одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет .

” Горе от ума ” – плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России , о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные и культурные проблемы эпохи.

Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни – века ” нынешнего ” и века ” минувшего ” . Границей между ними, на мой взгляд, является война 1812 года – пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов.

После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря. Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого.

В комедии ясно показано, что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.

Важно

В восторженных рассказах Фвмусова и обличительных речах Чацкого автор создает образ 18го, ” минувшего ” века. Век ” минувший ” и является идеалом фамусовского общества, ведь Фамусов – убежденный крепостник.

Он готов из – за любого пустяка сослать в Сибирь своих крестьян, ненавидит просвещение, пресмыкается перед начальством, выслуживаясь как может для получения нового чина. Он преклоняется перед дядей, который ” на золоте едал ” , служил при дворе самой Екатерины, ходил ” весь в орденах ” .

Разумеется, что свои многочисленные чины и награды он получил не верной службой отечеству, а выслуживаясь перед императрицей. И этой гнусности он старательно учит молодежь :

Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя.

Фамусов хвастается как собственным полупросвещением, так и всего сословия, к которому он принадлежит ; хвастая тем, что московские девицы ” верхние выводят нотки ” ; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, ” особенно из иностранных ” .

В следующей ” оде ” Фвмусова – хвала барству, гимн раболепной и корыстной Москве :

Вот например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь :

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых – тот и жених!

Приезд Чацкого встревожил Фамусова : от него жди только неприятностей. Фамусов обращается к календарю. Это для него священнодействие.

Принявшись за перечисление грядущих дел, он приходит в благодушное настроение. В самом деле, предстоит обед с форелями, погребение богатого и почтенного Кузьмы Петровича, крестины у докторши.

Вот она, жизнь русского дворянства : сон, еда, развлечения, опять еда и снова сон.

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб – ” и золотой мешок и метит в генералы ” Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. На первый взгляд, его образ карикатурен. Но это не так : исторически он вполне правдив.

Совет

Как и Фамусов, полковник руководствуется в своей жизни философией и идеалами века ” минувшего ” , но в более грубой форме.

Цель своей жизни он видит не в службе отечеству, а в достижении чинов и наград, которые для военного, по его мнению, более доступны :

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты :

То старых выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Чацкий характеризует Скалозуба так :

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки.

Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым.

На мой взгляд, Фамусову и Скалозубу в описании барской Москвы принадлежит первое место. Люди Фамусовского круга – эгоисты и корыстолюбцы . Все свое время они проводят в светских развлечениях, пошлых интригах и глупых сплетнях.

Это особое общество имеет свою идеологию, свой быт, взгляды на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. ” Ведь только здесь еще и дорожат дворянством ” , – говорит Фамусов о барской Москве.

Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает, куда ведет Россию господство фамусовых.

Свои разоблачения, он вкладывает в монологи Чацкого, который обладает острым умом, быстро определяет суть предмета. Для друзей и для врагов, Чацкий был не просто умным, а ” вольнодумцем ” , принадлежащим к передовому кругу людей. Думы, волновавшие его, тревожили умы всей прогрессивной молодежи того времени.

В Петербург Чацкий попадает тогда, когда том зарождается движение ” либералистов ” . В этой обстановке, по – моему складываются взгляды и стремления Чацкого. Он хорошо знает литературу. До Фамусова дошли слухи, что Чацкий ” славно пишет, переводит ” . Такое увлечение литературой было характерно для свободомыслящей дворянской молодежи.

Обратите внимание

Вместе с тем Чацкого увлекает и общественная деятельность : мы узнаем про его связь с министрами. Полагаю, он успел побывать даже в деревне, ведь Фамусов утверждает, что он там ” наблажил ” . Можно предположить, что эта блажь означала хорошее отношение к крестьянам, возможно, кое – какие хозяйственные реформы.

Эти высокие стремления Чацкого являются выражением его патриотических чувств, вражды к барским нравам и крепостному праву в целом. Думаю, не ошибусь, предположив, что Грибоедов впервые в русской литературе раскрыл национально – исторические истоки русского освободительного движения 20х годов 19 века, обстоятельства формирования декабризма.

Именно декабристское понимание чести и долга, общественной роли человека противопоставлены рабской морали фамусовых. ” Служить бы рад, прислуживаться тошно ” , – заявляет Чацкий подобно Грибоедову.

Так же, как и Грибоедов, Чацкий является гуманистом, защищает свободы и независимость личности. Крепостническую основу он резко разоблачает в гневной речи ” о судьях ” . Здесь Чацкий обличает ненавистный ему крепостной строй. Он высоко оценивает русский народ, говорит о его уме, свободолюбии , и это, на мой взгляд, тоже перекликается с идеологией декабристов.

Мне кажется, что в комедии есть идея самостоятельности русского народа. Низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное для дворянской среды, вызывают резкий протест Чацкого :

Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья ;

Чтоб искру заронил он в ком – нибудь с душой ;

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Очевидно, что Чацкий в комедии не одинок. Он выступает от имени всего поколения. Возникает закономерный вопрос : кого же имел в виду герой под словом ” мы ” ? Вероятно, молодое поколение, идущее другим путем.

То, что Чацкий не одинок в своих взглядах, понимает и Фамусов. ” Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений! ” – восклицает он . У Чацкого преобладает оптимистическое представление о характере современной ему жизни.

Он верит в наступление новой эры. Чацкий с удовлетворением говорит Фамусову :

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший :

Свежо предание, а верится с трудом.

Еще совсем недавно ” прямой был век покорности и страха ” . Нынче пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей. Возникает общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило время, когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения, появления новых гуманных идей.

Борьба против фамусовых в комедии не завершилась, потому что и в реальной действительности она только началась. Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения. Очень верно заметил Гончаров : ” Чацкий неизбежен при смене одного века другим. .

Чацкие живут и не переводятся в русском обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.”

Источник: http://ruslit.biz/vek-nyneshnij-i-vek-minuvshij-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector