Сочинение война в романе доктор живаго пастернака

Мнение Б.Л. Пастернака и его героев о революции и гражданской войне в романе «Доктор Живаго»

Сочинения › Пастернак Б.Л. › Доктор Живаго

Готовые Домашние Задания

При написании романа «Доктор Живаго» Пастернаку, в первую очередь, хотелось передать эпоху того времени, события, свидетелем и описателем которых он являлся.

В романе писатель выражает свой необычный, отличающийся от других, взгляд на мир, на происходящее.

Перед нами развертывается жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, судьбы которых оказываются прямо связаны с историческими событиями.

Содержание романа – это духовная история самого Бориса Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Живаго. При этом в несколько лет, прожитых доктором Живаго в разгар революции, Пастернак вмещает свой жизненный и духовный опыт за гораздо больший срок, чуть ли не за все послеоктябрьское время.

Обратите внимание

В переживаниях, раздумьях, страданиях героя романа отразился очень широкий круг обстоятельств. Писателю важно не столько изобразить самую жизнь героя, сколько выразить его отношение к революции, его отношения с революцией.

Живаго – это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила — стихия революции.

Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий, он служит тем, к кому попадает. Однажды, в бою с белыми, он даже берет винтовку и против собственной воли стреляет в атакующих, восхищающих его своею храбростью юношей.

Его отталкивает жестокость разгулявшейся красной партизанщины, отталкивает и жестокость белых, и равнодушие новой власти к культуре.

Пастернак, а вместе с ним и его герой, принимают жизнь и историю такими, какие они есть. Писатель считал, что «истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидать, как трава растет». Войны, революции, цари, Робеспьеры – это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят «люди действенные, односторонние фанатики».

События Октябрьской революции воспринимаются писателем как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы. Он их чувствует, слышит, но не осмысливает логически, они для него как природная данность.

Пастернак хотел показать всепоглощающую масштабность революции. Он считал, что надо заставить заговорить саму жизнь, в которой естественно сплетаются запахи природы и ужасы войны.

Чтобы понять отношение Пастернака к историческим событиям, надо привести одну сцену из романа.

Важно

Купив у мальчишки-газетчика экстренный выпуск с правительственным сообщением из Петрограда об образовании Совета Народных Комиссаров, установлении в России советской власти и ведении в ней диктатуры пролетариата, главный герой, Юрий Живаго, возвращается домой. Греясь у печурки, он протягивает газету тестю: «Видали? Полюбуйтесь. Прочтите».

Не вставая с корточек, вороша угли, Юрий Андреевич громко разговаривает с собой: «Какая великолепная хирургия!.. Откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без внимания к ее ходу».

Эти слова в романе едва ли не самые важные для понимания Пастернаком революции. Во-первых, они принадлежат Живаго, а, следовательно, выражают мысль самого писателя. Во-вторых, они прямо посвящены событиям Октябрьской революции. В-третьих, объясняют отношение передовой интеллигенции к революции.

Доктор Живаго принимает историю как данность, просто включая или не включая явления действительности в орбиту своей жизни. Вот как рассуждает Юрий о войне: «Война была искусственным перерывом жизни, точно существование можно на время отсрочить (какая бессмыслица!).

Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный воздух. Каждый ожил, переродился, у всех превращения, перевороты. Можно было бы сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая.

Мне кажется, социализм – это море, в котором должны ручьями влиться все эти свои, отдельные революции, море жизни, море самобытности».

Революция – это и есть откровение, и она не подлежит обычной оценке. Ее нельзя избежать, ее события нельзя изменить. Человек, оказавшийся в ее сетях, становится безвольным.

Он видит, участвует в революционных событиях, но участвует только как песчинка, мало что может изменить в ее ходе.

Совет

Нейтральность Живаго в гражданской войне объясняется тем, что он военврач, то есть нейтрален по международным конвенциям.

По мнению Пастернака, именно в войну даже угрозы смерти «были благом по сравнению с бесчеловечным владычеством выдумки и несли облегчение, потому что ограничивали колдовскую силу мертвой буквы».

Пастернак вместе с Юрием Живаго видит погибших в борьбе и погибающих без вины, разбросанные семьи, разбитые судьбы, тяжкие материальные лишения и разрушение нравственных норм.

И автор, и Живаго воспринимают революцию не просто как совершившийся факт, но видят величие происходящего, сознают его справедливость. Главное заключается в том, что Пастернак дает нам понять, какой ценой обошлась революция, какими потерями пришлось оплатить эту «великолепную хирургию».

Сочинения по теме:

  • Философские размышления Б.Л. Пастернака в романе .“Доктор Живаго” сочинение
  • Поиски бессмертия человеческого духа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» сочинение
  • Разнообразие женских образов в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» сочинение
  • Душевные порывы Юрия Живаго в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». сочинение

Источник: http://1soch.ru/pasternak-bl/doktor-jivago/mnenie-b-l-pasternaka-i-ego-geroev

Пастернак Б. Л. Доктор Живаго, Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Пастернак Б. Л.

Сочинение по произведению на тему: Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Необычно начало романа: “Шли и шли и пели “Вечную память”. Кого хоронят? “Живаго”. Так, на противопоставлении живого и мертвого, строится все произведение Пастернака.

Основной вопрос, вокруг которого вращается “внешняя и внутренняя” жизнь главных героев, — отношения с революцией, отношение к революции. Меньше всего и Юрий Живаго, и сам автор были ее противниками, меньше всего они спорили с ходом событий, сопротивлялись революции. Их отношение к исторической действительности совсем иное.

Оно в том, чтобы воспринимать историю, какая она есть, не вмешиваясь в нее, не пытаясь изменить ее. Такая позиция позволяет увидеть события революции объективно. “Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человеко-убоину, которой не привиделось конца.

Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножили”.

История доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции. Лишения и разруха гонят семью Живаго из обжитого московского дома на Урал. Самого Юрия захватывают красные партизаны, он вынужден против воли участвовать в вооруженной борьбе.

Возлюбленная Живаго Л ара живет в полной зависимости от произвола сменяющих друг друга властей, готовая к тому, что ее в любой момент могут призвать к ответу за мужа, давно уже оставившего их с дочерью. Жизненные и творческие силы Живаго угасают, так как он не может смириться с неправдой, которую ощущает вокруг себя.

Безвозвратно уходят окружавшие доктора люди — кто в небытие, кто за границу, кто в иную, новую жизнь. Сцена смерти Живаго — кульминационная в романе. В трамвайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ. “Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья.

” Перед нами воплощение задохнувшейся жизни, задохнувшейся оттого, что попала в ту полосу исторических испытаний и катастроф, которая вошла в жизнь России с 1917 года. Эта кульминация подготовлена всем развитием романа. На его протяжении и герой, и автор все острее воспринимали события как насилие над жизнью.

Читайте также:  Сочинения по творчеству фета

Отношение к революции выражалось как соединение несовместимого: правота возмездия, мечта о справедливости — и разрушения, ограниченность, неизбежность жертв. На последних страницах романа уже через пятнадцать лет после смерти героя появляется дочь Живаго Татьяна. Она переняла черты Юрия Андреевича, но ничего не знает о нем: “.

Обратите внимание

ну, конечно, я девушка неученая, без папы, без мамы, росла сиротой”. Еще летом 1917 года Живаго предсказал: “.очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения.” Но роман заканчивается авторским монологом, приемлющим этот мир, какой бы он в данный момент ни был.

Жизнь в самой себе несет начало вечного обновления, свободу и гармонию. “Счастливое, умиленное спокойствие за этот святой город и за всю землю, за доживших до этого вечера участников этой историй и их детей тиранило их и охватывало неслышимой музыкой счастья, разлившейся далеко кругом”.

Это итог любви к жизни, к России, к данной нам действительности, какой бы она ни была. “Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это. на исходе тягчайшей зимы 1920 года”. Эти философские раздумья выражаются и в цикле стихов, завершающих роман.

http://vsekratko.ru/pasternak/doktorzhivago7

Источник: http://www.school-essays.info/pasternak-b-l-doktor-zhivago-tema-revolyucii-i-grazhdanskoj-vojny-v-romane-b-l-pasternaka-doktor-zhivago/

Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака. Бориса Леонидовича Пастернака по праву можно называть талантливым русским писателем и поэтом XX века. Двадцать третьего октября 1958 года ему вручили Нобелевскую премию по литературе «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».

Роман «Доктор Живаго» занимает, возможно, ведущее место в творчестве Бориса Леонидовича. Этому труду Пастернак отдал свои наилучшие годы литературной жизни и воистину сотворил творение, Ч: которым мало что можно сравнить.

Этот роман является наилучшей, утонченной и достопамятной страницей русской и мировой литературы. Безусловно, существуют произведения, которые можно сопоставить по гениальности и виртуозности написания с этим романом.

Этот роман весьма разносторонен — в нем определено колоссальное число вопросов: человек и совесть, человек и революция, человек и любовь, человек и власть, человек и человек, вечное и мимолетное, революция и любовь, интеллигенция и революция и т. д. Однако хотелось бы более досконально заострить внимание на теме взаимоотношения интеллигенции и революции.

Это произведение поражает своей художественной оригинальностью; в то же время «Доктор Живаго» даже не роман.

Перед читателем просто своего рода автобиография, в которой ошеломительным образом не существуют внешние факты, совмещающиеся с действительной жизнью автора.

Пастернак вроде рассказывает о самом себе, но в тоже время пишет как о постороннем человеке, он выдумывает себе судьбу, в которой возможно было бы в наибольшей степени широко раскрыть перед читателем свою духовную жизнь.

Важно

Оригинально начало романа: «Шли и шли и пели «Вечную память»… Кого хоронят?.. «Живаго»». Так, на антитезе живого и мертвого, основывается все произведение Пастернака. Ключевой вопрос, вокруг которого вертится «внешняя и внутренняя» жизнь основных героев, это взаимоотношения с революцией, отношение к ней.

Менее всего и Юрий Живаго, и сам автор были ее противниками, меньше всего они перечили ходу событий, оказывали сопротивление революции. Их касательство к исторической реальности совершенно другое. Оно состоит в том, чтобы воспринимать историю, каковая она есть, не ввязываясь в нее, не стараясь трансформировать ее.

Подобная точка зрения позволяет познать события революции беспристрастно. «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и чело-векоубоину, которой не привиделось конца.

Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножили».

Эпопея о докторе’Живаго и его близких — это история людей, чья бытие первоначально вышиблено из колеи, а после этого сломано стихией революции. Нужда и разлад изгоняют семейство Живаго из обжитого московского дома на Урал.

Самого Юрия берут в плен красные партизаны, он принужден против своего желания принимать участие в вооруженной борьбе.

Любимая Живаго Лара проживает в абсолютной подчиненности от произвола меняющих друг друга властей, давно уже готовая к тому, что ее в любой час могут призвать к ответу за мужа, давным-давно уже покинувшего их с дочерью.

Жизненные и созидательные силы Живаго затухают, поскольку он не может примириться с обманом, который чувствует вокруг себя. Невозвратимо покидают окружавшие доктора люди: кто в небытие, кто за границу, кто в другую, новую жизнь. Интерлюдия кончины Живаго становится апогеем в романе.

Совет

В трамвайном вагоне у доктора возникает сердечный приступ. «Юрию Андреевичу не повезло.

Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…» Перед читателем олицетворение задохнувшейся жизни, задохнувшейся вследствие того, что очутилась в той полосе исторических экзаменов и катаклизмов, которая вошла в жизнь России с 1917 года. Этот венец подготавливался всем развитием романа.

На всем его простирании и герой, и сам автор воспринимали события как произвол над жизнью. Причастность к революции выражалась как синтезирование несовместимого: правота расплаты, греза о справедливости и разрушения, узколобость, неотвратимость жертв.

На финальных страницах романа уже спустя пятнадцать лет после кончины героя вырисовывается дочь Живаго, Татьяна.

Она заимствует качества Юрия Андреевича, но ничего не знает о нем: «…ну, конечно, я девушка неученая, без папы, без мамы, росла сиротой».

Заранее летом 1917 года Живаго прогнозировал: «…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения…».

Однако роман увенчивается монологом автора, принимающим этот мир, каковой бы он в настоящий момент ни был. Жизнь в самой себе дышит начатками неизбежного обновления, независимостью и гармонией.

«Счастливое, умиленное спокойствие за этот святой город и за всю землю, за доживших до этого вечера участников этой истории и их детей тиранило их и охватывало неслышимой музыкой счастья, разлившейся далеко кругом». Это своего рода следствие любви к жизни, к России, к данной реальности, какой бы она ни была.

«Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это… на исходе тягчайшей зимы 1920 года».

Эти мировоззренческие размышления проявляются и в цикле стихов, венчающих роман.

Источник: https://prepodka.net/tema-revolyucii-i-grazhdanskoj-vojny-v-romane-b-l-pasternaka-doktor-zhivago/

Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор живаго»

Сочинения по литературе: Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор живаго» Необычно начало романа: «Шли и шли и пели «Вечную память»… Кого хоронят?.. «Живаго». Так, на противопоставлении живого и мертвого, строится все произведение Пастернака.

Основной вопрос, вокруг которого вращается «внешняя и внутренняя» жизнь главных героев, — отношения с революцией, отношение к революции. Меньше всего и Юрий Живаго, и сам автор были ее противниками, меньше всего они спорили с ходом событий, сопротивлялись революции.

Их отношение к исторической действительности совсем иное. Оно в том, чтобы воспринимать историю, какая она есть, не вмешиваясь в нее, не пытаясь изменить ее. Такая позиция позволяет увидеть события революции объективно.

«Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человеко-убоину, которой не привиделось конца.

Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножили». История доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции.

Читайте также:  Сравнительная характеристика базарова и кирсанова сочинение и таблица

Лишения и разруха гонят семью Живаго из обжитого московского дома на Урал. Самого Юрия захватывают красные партизаны, он вынужден против воли участвовать в вооруженной борьбе.

Возлюбленная Живаго Л ара живет в полной зависимости от произвола сменяющих друг друга властей, готовая к тому, что ее в любой момент могут призвать к ответу за мужа, давно уже оставившего их с дочерью.

Обратите внимание

Жизненные и творческие силы Живаго угасают, так как он не может смириться с неправдой, которую ощущает вокруг себя. Безвозвратно уходят окружавшие доктора люди — кто в небытие, кто за границу, кто в иную, новую жизнь. Сцена смерти Живаго — кульминационная в романе.

В трамвайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ. «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…

» Перед нами воплощение задохнувшейся жизни, задохнувшейся оттого, что попала в ту полосу исторических испытаний и катастроф, которая вошла в жизнь России с 1917 года. Эта кульминация подготовлена всем развитием романа. На его протяжении и герой, и автор все острее воспринимали события как насилие над жизнью.

Отношение к революции выражалось как соединение несовместимого: правота возмездия, мечта о справедливости — и разрушения, ограниченность, неизбежность жертв.

На последних страницах романа уже через пятнадцать лет после смерти героя появляется дочь Живаго Татьяна. Она переняла черты Юрия Андреевича, но ничего не знает о нем: «…

ну, конечно, я девушка неученая, без папы, без мамы, росла сиротой». Еще летом 1917 года Живаго предсказал: «…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти.

Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения…

» Но роман заканчивается авторским монологом, приемлющим этот мир, какой бы он в данный момент ни был. Жизнь в самой себе несет начало вечного обновления, свободу и гармонию.

«Счастливое, умиленное спокойствие за этот святой город и за всю землю, за доживших до этого вечера участников этой историй и их детей тиранило их и охватывало неслышимой музыкой счастья, разлившейся далеко кругом». Это итог любви к жизни, к России, к данной нам действительности, какой бы она ни была.

«Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это…

на исходе тягчайшей зимы 1920 года». Эти философские раздумья выражаются и в цикле стихов, завершающих роман.

Источник: http://historylib.net/tema-revolyucii-i-grazhdanskoj-vojny-v-romane-b-l-pasternaka-doktor-zhivago/

Тема революции и гражданской войны в романе б. л. пастернака «доктор живаго»

Необычно начало романа: «Шли и шли и пели «Вечную па­мять»… Кого хоронят?.. «Живаго». Так, на противопоставлении живого и мертвого, строится все произведение Пастернака.

Основной вопрос, вокруг которого вращается «внешняя и внут­ренняя» жизнь главных героев, — отношения с революцией, отно­шение к революции. Меньше всего и Юрий Живаго, и сам автор были ее противниками, меньше всего они спорили с ходом собы­тий, сопротивлялись революции. Их отношение к исторической действительности совсем иное.

Оно в том, чтобы воспринимать ис­торию, какая она есть, не вмешиваясь в нее, не пытаясь изменить ее. Такая позиция позволяет увидеть события революции объектив­но. «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятеж­ников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошмати-ну и человеко-убоину, которой не привиделось конца.

Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрас­тая одно в ответ на другое, точно их перемножили».

Важно

История доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией ре­волюции. Лишения и разруха гонят семью Живаго из обжитого мо-

сковского дома на Урал. Самого Юрия захватывают красные парти­заны, он вынужден против воли участвовать в вооруженной борьбе. Возлюбленная Живаго Лара живет в полной зависимости от произ­вола сменяющих друг друга властей, готовая к тому, что ее в лю­бой момент могут призвать к ответу за мужа, давно уже оставивше­го их с дочерью.

Жизненные и творческие силы Живаго угасают, так как он не может смириться с неправдой, которую ощущает вокруг себя. Без­возвратно уходят окружавшие доктора люди — кто в небытие, кто за границу, кто в иную, новую жизнь.

Сцена смерти Живаго — кульминационная в романе. В трам­вайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ. «Юрию Андреевичу не повезло.

Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…» Перед нами воплощение задохнув­шейся жизни, задохнувшейся оттого, что попала в ту полосу исто­рических испытаний и катастроф, которая вошла в жизнь России с 1917 года.

Эта кульминация подготовлена всем развитием романа. На его протяжении и герой, и автор все острее воспринимали собы­тия как насилие над жизнью.

Отношение к революции выражалось как соединение несовмес­тимого: правота возмездия, мечта о справедливости — и разруше­ния, ограниченность, неизбежность жертв.

На последних страницах романа уже через пятнадцать лет после смерти героя появляется дочь Живаго Татьяна.

Она переняла чер­ты Юрия Андреевича, но ничего не знает о нем: «…ну, конечно, я девушка неученая, без папи, без мами, росла сиротой».

Совет

Еще летом 1917 года Живаго предсказал: «…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения… »

Но роман заканчивается авторским монологом, приемлющим этот мир, какой бы он в данный момент ни был. Жизнь в самой се­бе несет начало вечного обновления, свободу и гармонию.

«Счаст­ливое, умиленное спокойствие за этот святой город и за всю землю, за доживших до этого вечера участников этой истории и их детей тиранило их и охватывало неслышимой музыкой счастья, разлив­шейся далеко кругом». Это итог любви к жизни, к России, к дан­ной нам действительности, какой бы она ни была.

«Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это… на исходе тяг­чайшей зимы 1920 года».

Эти философские раздумья выражаются и в цикле стихов, за­вершающих роман.

Источник: https://online-urok.ru/tema-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voynyi-v-romane-b-l-pasternaka-doktor-zhivago/

Готовые школьные сочинения

Апр 05 2014

Человек в огне гражданской войны (по роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»)

Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию, Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать. А я стою один меж ними В ревущем пламене и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. М. Волошин Мироощущение лирического героя М.

Волошина было созвучно переживаниям многих людей, волею судьбы попавших в вихрь Данный текст предназначен только для частного использования 2005 революционных преобразований и гражданской войны. В произведениях Б. Пастернака «Доктор Живаго» революционная эпоха открылась с необычайной, но очень важной стороны — с позиции прав личности, прав отдельного человека.

В романе изображены события, происшедшие в России на крутом повороте истории, когда гражданская война разделила людей на два лагеря.

Обе стороны ослеплены ненавистью друг к другу. Отстаивая каждая свою правду, они готовы все сделать для блага человечества, но приносят ему только страдания. Автор видит все это глазами своего героя — Юрия Андреевича Живаго, история жизни которого составляет фабулу произведения. Главный герой романа понимает неизбежность, неотвратимость происходящих событий.

Более того, он сам, подхваченный могучим вихрем, с радостью приветствует революцию.

Читайте также:  Харакеристика и образ иешуа в романе булгакова мастер и маргарита

Юрий Андреевич, врач по профессии, воспринимает революцию как радикальное средство для излечения больного общества: «Какая великолепная хирургия! Взять и разом аристократически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали…

» Доктор Живаго не может полностью принять взгляды и методы большевиков. В силу гуманности главный герой категорически не приемлет жестокость, лежащую в основе совершаемой революции и гражданской войны. Причем жестокость эту проявляли обе стороны: и белые, и красные. Поэтому доктор Живаго «очутился ни в тех, ни в других, от одного берега отстал, к другому не пристал».

Автор очень тонко, с глубоким пониманием описывает переживания своего героя. Очевидно, что В. Пастернак отразил в этих переживаниях свое собственное восприятие происходивших в стране перемен.

Обратите внимание

Чтение страниц романа, на которых автор раскрывает психологические особенности характера доктора Живаго, требует от читателя высокого эмоционального напряжения. Сопереживая, я ищу правду вместе с героем романа.

Живаго возлагал большие надежды на свою новую власть, верил в возможность метаморфоз.

Герой лишь хотел спокойно трудиться ради блага людей, а столкнулся с жестокостью и непониманием. Юрий Андреевич не может найти свое место в послереволюционной Москве, а потому вынужден уехать. Приехав в Варыкино, Живаго начинает работать по специальности, но вихрь гражданской войны заносит его в лагерь партизан.

Получилось, что отъезд из Москвы в провинцию не избавил героя от крови и несправедливости.

В экстремальных условиях, общаясь с ожесточенными людьми, доктор Живаго остается верен своему человеческому и профессиональному долгу: он выхаживает раненого белогвардейца и спасает от неминуемой гибели большевика — командира партизанского отряда.

Но такую гуманную жизненную позицию почти невозможно сохранить в «новой» России, потому что: И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас…» Остаться просто человеком — такой нравственный выбор сделал герой романа и оказался между молотом и наковальней.

Всего несколько лет пожил после гражданской войны Юрий Андреевич, потому что никак не мог приспособиться к новым условиям, которые прекрасно подошли, например, его бывшему дворнику. Умный, интеллигентный Юрий Живаго не может служить, потому что от него требуют не своих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих».

Первая мировая война — преддверие и исток событий кровавых, страшных, переломных.

Героиня романа Лара Гишар считает, что война «была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий». Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев.

Важно

Об одном большевике, Тарасюке, мастере на все руки, рассказывают: «То же самое случилось с ним на войне. Изучил и ее, как всякое ремесло…

Всякое дело становится у него страстью, полюбил и военное. Видит, оружие — это сила, вывозит его. Самому захотелось стать силой. Вооруженный человек — это уже не просто человек. В старину такие шли из стрельцов в разбойники. Отыми у него теперь винтовку, попробуй».

Очень характерна судьба красного партизана Памфила Палых. Он открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, вся водой растеклась. Оголец у меня один из головы нейдет, огольца я одного стукнул, забыть не могу. За что я парнишку погубил? Рассмешил, уморил он меня.

Со смеху застрелил, сдуру. Ни за что». Это было еще до октябрьской революции. Чувствуя возмездие за совершенные преступления, он начинает сходить с ума из-за тревоги за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безмерно.

Вывод, который делаешь после прочтения романа, можно выразить так: всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой.

Счастье каждый человек ищет сам, идет к нему через тернии, но не может быть одного «рецепта» на всех: нет его готового.

И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения.

Совет

Мне близки слова Юрия Живаго, которые он адресует одному из «устроителей человеческого счастья»: «Властители наших душ грешат поговорками, а главную забыли, что насильно мил не будешь, и укоренились в привычке освобождать и осчастливливать, особенно тех, кто об этом не просит…»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Человек в огне гражданской войны (по роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго») . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/chelovek-v-ogne-grazhdanskoj-vojny-po-romanu-b-l-pasternaka-doktor-zhivago/

Школьные сочинения

Очень необычно начинается роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», с похорон главного героя. На этом принципе противопоставления живого и мертвого автор создал все произведение.

Главная проблема,  вокруг которой происходят события внешней и внутренней жизни центральных персонажей — это революция, ее события, влияние на жизнь людей и отношение людей к ней. И Пастернак и его герой Юрий Живаго практически не противостоят революции. У них совершенно другое к исторической реальности.

Состоит оно в том, чтобы ни в коем случае не мешать ей, не вторгаться и ничего не менять. Все должно идти своим чередом. С такой позиции можно объективно увидеть революцию.  

Описание жизни доктора и его семьи — это описание сотни таких же жизней , которые сначала были выбиты из колеи и растоптаны волной революции. Лишаясь родного дома под гнетом гонений Живаго уезжает с Урала.

Самого доктора застигают красные партизаны и ему приходится против собственного желания участвовать в борьбе. Его любимая Лара живет в постоянном страхе завися только от решения властей.

Каждый день она может быть призвана отвечать за мужа которого пленили.            

Жизнь и душа доктора постепенно теряют силу. Он не может терпеть всю неправду, которая его окружает. Он периодически теряет близких людей, кто-то уезжает из страны, кто-то переходит на другую сторону, кто-то уходит из жизни.  Эпизод гибели доктора — центральная сцена в романе.

В вагоне трамвая у Живаго начался сердечный приступ. Перед нашим лицом предстает жизнь, которая задыхается, потому, что она попала в течение тех событий 1917 года в России, в которых не в силах выжить. К этому моменту шло все произведение.

На протяжении событий романа и Пастернак и доктор все больнее чувствовали разрушительную силу революции и воспринимали ее как насилие.                

Осознание революции приходило постепенно в виде противоположностей: правильность мести, стремление к справедливости, пролитие крови ради спасения жизни, разруха ради построения будущего.

 В конце романа перед нами появляется дочь Живаго Татьяна, это спустя 15 лет после смерти отца. И она переняла характер и сердце отца.            Произведение завершается монологом Пастернака, который принимает этот мир, таким какой он есть.

Обратите внимание

Жизнь содержит в себе начало постоянного обновления, независимость и единение. Это вывод о любви к жизни и к родине, к нашему настоящему, какому есть без прикрас.

Мысли о сладкой и спокойной жизни о том что всегда благодаришь ее за свое существование хочет выразить автор в конце романа, но не знает как же сказать слова благодарности жизни в конце 1920 года…                   

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Тема гражданской война в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-2268.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector