Сочинения для 9 класса огэ

Клише к сочинению части С3 ОГЭ русский язык 9 класс

Схема сочинения-рассуждения С-3 (ОГЭ, 9 класс).

1 абзац – определение. Рассуждение об определении.

2 абзац – доказательства из текста . Микровывод.

3 абзац – пример из жизни или литературного произведения. Микровывод.

4 абзац – итог рассуждения, связанный с определением первого абзаца.

Вариант написания.

Что такое настоящая дружба?

1абзац. Дружба – это….. дайте определение

2 абзац. Обратимся за примерами к тексту (кого)…. (анализ дружеского поведения с указанием номеров предложения). Микровывод: Именно такие отношения можно назвать дружбой.

2 абзац. Подтверждение своей мысли нахожу в тексте (кого?). Несмотря на многочисленные преграды, дружба мальчиков крепнет, потому что основана на доверии, взаимном интересе и заботе (предл. 7-8). Микровывод: Дружба участников событий согревает их сердца, придает смысл ежедневному существованию.

Важно

3 абзац. Я счастлив тем, что моя жизнь тоже богата примерами дружбы….(назвать примеры.) . Микровывод: Наша дружба проявилась во взаимопонимании и поддержке.

Обратите внимание

3 абзац. Говоря о дружбе, хочу привести пример из рассказа ….(за курс старших классов)… Микровывод : Основным свойством дружбы здесь были верность и приветливость.

3 абзац. Иллюстрируя тему дружбы, хочу привести пример из повести В. Крапивина «Оружейник Кашка»… Микровывод : Здесь дружба проявляется в защите младших товарищей.

3 абзац. Рассуждая о необходимости дружбы, не могу не привести отрицательный пример. В романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» мы видим приятельские отношения между офицерами Печориным и Грушницким, построенные на соперничестве, зависти и самолюбии. Такая «дружба» привела к дуэли и смерти одного из них. Микровывод: Дружба не должна строиться на унижении товарища.

4.Общий вывод.

Следовательно, приведенные мной примеры свидетельствуют о настоящей дружбе, обогащающей человека и делающей его счастливым.

Или … Следовательно, эти отношения являются примерами настоящей и крепкой дружбы.

Или … Размышляя над текстом К. Г. Паустовского, я пришел к выводу о том, что его персонажи являют нам пример настоящей дружбы.

Или…Подводя итог сочинению, прихожу к выводу о том, что свою ответственность должен осознавать каждый. Если мы со вниманием будем делать свои дела, большие или маленькие, то наша жизнь станет лучше.

Схема сочинения-рассуждения.

1 абзац – определение. Рассуждение об определении.

2 абзац – доказательства из текста . Микровывод.

3 абзац – пример из жизни или литературного произведения. Микровывод.

4 абзац – итог рассуждения, связанный с определением первого абзаца.

Вариант написания.

Что такое настоящая дружба?

1 абзац. Дружба – это….. дайте определение

2 абзац. Обратимся за примерами к тексту (кого)…. (анализ дружеского поведения с указанием номеров предложения). Микровывод: Именно такие отношения можно назвать дружбой.

2 абзац. Подтверждение своей мысли нахожу в тексте (кого?). Несмотря на многочисленные преграды, дружба мальчиков крепнет, потому что основана на доверии, взаимном интересе и заботе (предл. 7-8). Микровывод: Дружба участников событий согревает их сердца, придает смысл ежедневному существованию.

Важно

3 абзац. Я счастлив тем, что моя жизнь тоже богата примерами дружбы….(назвать примеры.) . Микровывод: Наша дружба проявилась во взаимопонимании и поддержке.

Обратите внимание

3 абзац. Говоря о дружбе, хочу привести пример из рассказа ….(за курс старших классов)… Микровывод : Основным свойством дружбы здесь были верность и приветливость.

3 абзац. Иллюстрируя тему дружбы, хочу привести пример из повести В. Крапивина «Оружейник Кашка»… Микровывод : Здесь дружба проявляется в защите младших товарищей.

3 абзац. Рассуждая о необходимости дружбы, не могу не привести отрицательный пример. В романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» мы видим приятельские отношения между офицерами Печориным и Грушницким, построенные на соперничестве, зависти и самолюбии. Такая «дружба» привела к дуэли и смерти одного из них. Микровывод: Дружба не должна строиться на унижении товарища.

4абзац . Общий вывод.

Следовательно, приведенные мной примеры свидетельствуют о настоящей дружбе, обогащающей человека и делающей его счастливым.

Или … Следовательно, эти отношения являются примерами настоящей и крепкой дружбы.

Или … Размышляя над текстом К. Г. Паустовского, я пришел к выводу о том, что его персонажи являют нам пример настоящей дружбы.

Или…Подводя итог сочинению, прихожу к выводу о том, что свою ответственность должен осознавать каждый. Если мы со вниманием будем делать свои дела, большие или маленькие, то наша жизнь станет лучше.

Вариант готового сочинения

Что такое ответственность?

Ответственность – это такое отношение к жизни, при котором человек готов качественно выполнять возложенные на него обязанности. При этом часто возникают трудности, которые необходимо преодолевать ради достижения цели. При этом надо учиться трудолюбию и терпению.

Давайте задумаемся, что произойдет, если мы перестанем качественно выполнять наши поручения? Недосмотрел за сестренкой – она попала в беду, не выучил уроки – получил двойку, не прибрался в доме – взвалил дополнительный груз забот на уставших родителей.

Обратите внимание

Нельзя избегать ответственности, это приводит к печальным последствиям. Именно об этом идет речь в тексте О. Корниенко.

Совет

Семья Емелиных не была готова к появлению в доме кролика. Его присутствие вызывало неудовольствие, потому что был нарушен привычный уклад жизни: Зяка царапал мебель, обои. Поэтому семья избавилась от него, отдав кролика в зоопарк (предл.19).

Проявив безответственность, глава семьи вскоре раскаялся в своем поступке и привез кролика домой, где уже были созданы условия для его жизни (предл. 41).

На примере данного поступка можно сделать вывод, что семья сделала выбор в пользу ответственного поведения.

Рассуждая по теме сочинения, хочу привести пример из рассказа Л. Н. Андреева «Кусака», главная героиня которого проявила малодушную безответственность, сначала приручив собаку, а потом бросив , надеясь на приобретение породистого щенка. Девочка не подумала, на какое ужасное страдание она обрекла доверившееся ей животное.

Подводя итог, прихожу к выводу о том, что свою ответственность должен осознавать каждый. Если мы со вниманием будем делать свои дела, большие или маленькие, то наша жизнь станет лучше.

Или В заключение хотелось бы привести слова А. де Сент-Экзюпери «: Мы в ответе за тех, кого приручили». Я полагаю, что так должен поступать каждый человек.

Что такое ответственность?

Ответственность – это такое отношение к жизни, при котором человек готов качественно выполнять возложенные на него обязанности. При этом часто возникают трудности, которые необходимо преодолевать ради достижения цели. При этом надо учиться трудолюбию и терпению.

Давайте задумаемся, что произойдет, если мы перестанем качественно выполнять наши поручения? Недосмотрел за сестренкой – она попала в беду, не выучил уроки – получил двойку, не прибрался в доме – взвалил дополнительный груз забот на уставших родителей.

Обратите внимание

Нельзя избегать ответственности, это приводит к печальным последствиям. Именно об этом идет речь в тексте О. Корниенко.

Совет

Семья Емелиных не была готова к появлению в доме кролика. Его присутствие вызывало неудовольствие, потому что был нарушен привычный уклад жизни: Зяка царапал мебель, обои. Поэтому семья избавилась от него, отдав кролика в зоопарк (предл.19).

Проявив безответственность, глава семьи вскоре раскаялся в своем поступке и привез кролика домой, где уже были созданы условия для его жизни (предл. 41).

На примере данного поступка можно сделать вывод, что семья сделала выбор в пользу ответственного поведения.

Рассуждая по теме сочинения, хочу привести пример из рассказа Л. Н. Андреева «Кусака», главная героиня которого проявила малодушную безответственность, сначала приручив собаку, а потом бросив , надеясь на приобретение породистого щенка. Девочка не подумала, на какое ужасное страдание она обрекла доверившееся ей животное.

Подводя итог, прихожу к выводу о том, что свою ответственность должен осознавать каждый. Если мы со вниманием будем делать свои дела, большие или маленькие, то наша жизнь станет лучше.

Или В заключение хотелось бы привести слова А. де Сент-Экзюпери «: Мы в ответе за тех, кого приручили». Я полагаю, что так должен поступать каждый человек.

Читайте также:  Печорин лишний человек и почему сочинение

Или (фраза для другого сочинения). Размышляя над текстом К. Г. Паустовского, я пришел к выводу о том, что его персонажи являют нам пример настоящей дружбы.

Источник: https://compedu.ru/publication/klishe-k-sochineniiu-chasti-s3-oge-russkii-iazyk-9-klass.html

Подготовка к ОГЭ по русскому языку: изложение, сочинение

Статьи

Среднее общее образование

Русский язык

Работа над такими экзаменационными заданиями, как изложение и сочинение, является важным этапом подготовки к ОГЭ 2018. Корпорация «Российский учебник» в серии статей о выпускных экзаменах 2018 года представляет методические разработки педагогов по выполнению непростых задач.

15 мая 2018

Сжатое изложение – первое задание ОГЭ 2018 по русскому языку. Работа над изложением наиболее комфортна для аудиалов – людей, хорошо воспринимающих информацию на слух. Но таких всего 5-7%, большинство же учеников являются визуалами: они лучше воспринимают информацию зрительно.

Тексты данного задания в ОГЭ по русскому языку, как правило, являются рассуждениями, что только усложняет задачу.

Педагог Татьяна Захарова, в одном из вебинаров для корпорации «Российский учебник», представила авторскую разработку – способы фиксации информации на изложении и алгоритмы их применения:

Таблица-черновик

  1. Составляется таблица с тремя колонками: «Глаголы (грамматическая основа)», «Слова», «Предложения».
  2. При первом прослушивании ученик записывает в первую колонку глаголы и грамматические основы. Поскольку глагол – это центр высказывания, по нему легко восстановить смыл всего предложения. Данная работа повод наглядно показать, что «быть» и «казаться» часто выполняют роли глагола-связки или вспомогательного глагола, по ним сложно понять, о чем говорилось в предложении.
  3. Во вторую колонку ученик дописывает к глаголам слова. Если не удается вспомнить подходящее слово, на его месте ставится знак «?» и при повторном прослушивании школьник обращает особое внимание на соответствующую часть текста, дорабатывает словосочетание.
  4. В третьей колонке учащийся составляет предложения на основе содержания первых двух столбцов.

Данный способ наиболее эффективен, однако стоит использовать и другие методы.

Представление содержания в виде графических символов, схем, рисунков

  1. Педагог создает видеоряд, соответствующий тексту изложения на будущем уроке. Благодаря этому ученики узнают, как мозг должен фиксировать основной смысл текста, представляя его содержание в обобщенном виде.
  2. Первое прослушивание текста на уроке происходит с видеорядом. Этот прием можно начать практиковать уже с 7 класса.
  3. Девятиклассники выполняют проектную работу: составить видеоряд к изложению для семиклассников.

Осмысление логики автора

Ученик, используя разные способы сжатия текста, пробует представить логику подачи материала автором.

Приемы сжатия текста. Согласно условиям задания, изложение должно быть сжатое. Существует три способа сжатия текста: упрощение, исключение, обобщение. Специалисты рекомендуют метод обобщения.

При этом исключение срабатывает автоматически, при записи материала.

Нужно учесть, что работая над сжатием, ученики часто допускают ошибки: например, записывают только одно слово из ряда однородных членов, что приводит к нарушению логики повествования, а иногда даже создает юмористический эффект.

Сочинение

Сочинение в ОГЭ по русскому языку 2018 представлено тремя заданиями. Ученик должен выполнить одно из них.

15.1. Сочинение на лингвистическую тему

Повышенный уровень. Данное задание стоит отрабатывать не только к предстоящему ОГЭ, но и к олимпиадам. Элементы подготовки:

  • Повторение разделов языкознания. Приступая к сочинению, школьник должен первым делом определить, о каком разделе в высказывании ученого идет речь. Примеры:

Высказывание современного лингвиста Н. С. Валгиной: «При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность» – Пунктуация.

Высказывание филолога Н. М. Шанского: «На примере сложноподчиненного предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» – Синтаксис.

Высказывание лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное — это как бы дирижер грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» – Морфология.

  • Формулировка интерпретации. Школьнику нужно объяснять, как он понимает то или иное высказывание. Пример: «Высказывание В. Г. Ветвицкого относится к такой области языка как морфология. Она изучает грамматические признаки различных частей речи. Именно существительному ученый отводит главную роль, называя эту часть речи – дирижером грамматического оркестра».
  • Составление аргументации. В сочинении школьнику необходимо доказать, что выказывание справедливо. Для этого, как и указано в задании, нужно найти примеры в прочитанном тексте.

15.2. Сочинение с опорой на исходный текст

Высокий уровень. Активно разбирать данный вид сочинения лучше с теми выпускниками 9 классов, которые собираются переходить в 10 класс и, соответственно, сдавать последующие экзамены. Работа с текстом и понимание проблематики текста – очень важные навыки при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку.

15.3. Сочинение-рассуждение о значении общего понятия

Базовый уровень. С данного задания лучше начинать подготовку к написанию сочинения. Как правило, рассуждение выбирают те ученики, которые испытывают определенные трудности в создании письменных высказываний. Элементы подготовки:

  • Работа с наводящими вопросами. Пример вопросов ученику по теме «Красота»: Что такое красота с твоей точки зрения? Почему ты так считаешь? Что такое красота с токи зрения автора? Как это проявляется в тексте?
  • Создание личного словаря. Ученик заводит тетрадь для записи определений общих понятий, которые могут встретиться на экзамене.
  • Работа с аргументацией. Ученик ищет аргументы к теме: один из представленного текста, другой – из жизни, из литературы.
  • Работа с обобщением понятий. Ученику необходимо представить сочинение уровня как минимум выше начальной школы.
  • Дополнительные задания. В УМК М.М. Разумовской «Русский язык» (издания корпорации «Российский учебник») приведены разнообразные тексты, на основе которых можно составлять тренировочные вопросы, например: «Как бы ты сформулировал по этому тексту задание 15.3?»

Критерии оценки ОГЭ 2018

Изложение

Максимальный балл: 7.

Критерии:

  • ИК1: Содержание изложения.
  • ИК2: Сжатие исходного текста.
  • ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Основные трудности на экзамене связаны с третьим критерием: учащиеся часто допускают логические ошибки. Получить 7 баллов за изложение несложно. При постоянных тренировках дети начинают осознавать, что способны зафиксировать любой текст, а уверенность помогает стравиться с заданием.

Сочинение

Максимальный балл: 9.

Задания 15.1, 15.2, 15.3, несмотря на разные уровни сложности, оцениваются одинаково. Из-за этого некоторые педагоги не работают с наиболее сложной темой – а зря. Выполнение заданий формата 15.1 способствует развитию мышления, речи, расширяет и углубляет знания учеников о русском языке, учит мыслить грамматическими категориями.

Критерий СК1 отличается в соответствии с заданием:

  • 15.1: Наличие обоснованного ответа.
  • 15.2: Понимание смысла фрагмента текста.
  • 15.3: Толкование значения слова.

Остальные критерии оценки сочинения идентичны:

СК2: Наличие примеров-аргументов.

СК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.

СК4: Композиционная стройность.

Грамотность и фактическая точность речи

Максимальный балл: 10.

Сочинение и изложение оцениваются вместе по критериям: орфография, пунктуация, грамматика, речь, фактическая точность.

Читайте также:  Образ и характеристика жюльена сореля в романе стендаля красное и черное сочинение

Разные алгоритмы написания изложения и сочинения позволяют осуществить дифференцированный подход в подготовке. Так повышается вероятность успеха каждого ученика на ОГЭ 2018 по русскому языку.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/sochinenie-oge-russkii-yazik/

Ответы на вторую часть по литературе

В 2018 году вторая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают одну из четырех тем и пишут сочинение. Объем – не менее 200 символов.

Ниже перед вами четыре варианта сочинений для ответа на задание 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 как пример ответа на задание части 2 ОГЭ по литературе в 2017 году.

Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите текст, по которому нам предстоит писать сочинение.

Сочинения к ОГЭ по литературе

 

Разбираем задание 2.1

Сатирическое обличение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 

Пример сочинения для задания 2.1

Поэма «Мертвые души», написанная в годы разгула николаевской реакции, поразила всю Россию. В «Мертвых душах» дана широкая социальная панорама первых десятилетий прошлого века.

Читая «Мертвые души», мы сначала смеемся. Однако смех скоро уступает место раздумьям, становится горько и больно за Россию.

Комическое в поэме лишь более ярко оттеняет общую трагическую картину русской действительности.

Центральное место в произведении отведено образам помещиков и чиновников.

Важно

Неприглядные портреты сменяются другими, еще более неприглядными, ужасающие картины быта провинциальной России следуют одна за другой.

Гоголь описывает в «Мертвых душах» не какие-то редко встречающиеся уголки России. Он показывает типичные картины самой обычной жизни помещиков, чиновников на обширных пространствах страны.

Мертвящее впечатление производят эти картины. Города в запустении, в них царствует произвол чиновников-взяточников и пошлая обывательщина. Между городами разбросаны нищие деревни, похожие издали на «кучи старых дворов».

Среди деревень стоят дворянские усадьбы, где паразитически живут и властвуют маниловы, коробочки, плюшкины, собакевичи и им подобные. Они давно утеряли человеческий облик и не живут, а коптят небо – ленивые, грубые, без мыслей и без чувств, страдающие разве что от обжорства плодами чужого труда.

Паразитизм, корыстолюбие, духовное убожество свойственны не только помещикам, но и другим слоям так называемого «образованного» общества.

В среде городских чиновников, показанной Гоголем в «Мертвых душах», процветает угодничество перед высшим по чину, взяточничество, мелкие обывательские интересы, сплетни.

Правители города не обременяют себя заботами о городском благоустройстве, но очень ревностно занимаются своим обогащением.

Тот же полицмейстер – неисправимый взяточник, который чувствует себя в лавках местных купцов полным хозяином.

Совет

С иронией отзывается Гоголь и об уровне образованности городских чиновников, подчеркивая, что некоторые из них совсем ничего не читают. Под стать мужской части городского общества были и дамы, основным занятием которых были виртуозные сплетни да мечтания о чинах и богатстве.

Образы крестьян и положение народа описаны скупо. Но и то немногое, что показывает Гоголь, говорит о пагубном влиянии крепостного права, делающего крестьян темными и забитыми.

Так по кирпичикам складывается ужасающая картина жизни помещичьей России.

Поэма Гоголя стала разоблачением не отдельных пороков и недостатков, а всего общественного строя – лживого, основанного на угнетении и бесчестности; пронзительным обвинением всего существующего жизненного уклада России в середине XIX века.

 

Разбираем задание 2.2

Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих лирических произведениях?

Пример сочинения для задания 2.2

Творческое сознание Ф.И. Тютчева формировалось в атмосфере любомудрия – движения мысли и творчества, которое зародилось в Московском университете, где учился поэт. Будучи профессиональным дипломатом и прирожденным психологом, в своих произведениях Тютчев нередко обращается к философским темам бытия.

Многие стихи поэта посвящены размышлениям о непознаваемости мира, о жизни и смерти, о роли человека во Вселенной, о судьбе. 

Так, в стихотворении «День и ночь» (1839 г.) поэт говорит о призрачности дня и могуществе ночи. День – это иллюзия, лишь оболочка для истинного мира, который открывается ночью. Ночь – это символ хаоса, первородной стихии, откуда всё пришло и куда всё уйдет. Ее невозможно понять до конца, как и человеческую душу, но именно поэтому ночь, так пугая, одновременно и манит нас.  

Еще одна философская категория – судьба, рок – нашла отражение в лирике Тютчева. Так, тема судьбы-рока развивается в стихотворении «Море и утёс» (1848 г.

), где противопоставление фатума и человека носит метафорический характер. Разыгравшееся море – это бунтарская природа человека, но стихия разбивается о неприступный утес – символ судьбы.

И волна успокаивается, усмиряется, как человек, уставший бросать судьбе вызов.

Значительное место в лирике Тютчева занимают произведения, посвященные единству природы и человека. Поэт проводит между человеком и окружающим миром параллель, но говорит, что людям необходимо учиться у природы противостоять невзгодам жизни, принимать все изменения смиренно и с радостью.

Тютчев часто использует в своих произведениях прием олицетворения, делая с его помощью природу живой, одухотворенной. Именно это мы видим в произведении «Есть в осени первоначальной» (1857 г.). Настроение стихотворения немного грустное, но умиротворенное. После летних трудов в природе наступил покой.

Еще далеко до зимних бурь, поэтому есть время насладиться отдыхом. Всё в природе спокойно проживает свою жизнь, одно время года сменяет другое. Увядающая красота окружающего мира не печалит, а лишь дает надежду на будущее возрождение.

Именно поэтому, по мнению Тютчева, природа должна стать идеалом для человека.

Обратите внимание

Таким образом, в лирике Ф.И. Тютчева нашли отражение философские идеи непознаваемости мира, давления судьбы над человеком, неразрывной связи природы и человека.

Мария Ким. 9 класс (2016 г.)

 

Разбираем задание 2.3

Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») 

Пример сочинения для задания 2.3

Роман «Евгений Онегин», действительно, произведение многогранное, энциклопедичное. Так, затронув все стороны русской жизни, особенно точно и ярко А.С. Пушкин создал картину жизни русского человека, принадлежавшего высшему сословию.

Евгений Онегин – молодой человек восемнадцати лет, но в столь юном возрасте он уже пресыщен жизнью, устал от развлечений, которыми заполнен весь его день. Он родился и вырос в Петербурге, роскошная жизнь привела к тому, что Евгений с детства не привык ни в чем себе отказывать.

Вся его жизнь нацелена лишь на получение удовольствий: клубы и театры, званые обеды и ужины, балы, одежда по последней моде. Образование герой получил поверхностное, так как учил его гувернер-француз, сам не отличавшийся большими познаниями в науках. Но даже этого достаточно в обществе, где вращается Онегин.

Он читает Адама Смита, разбирается в политэкономии, но, к сожалению, нигде не может использовать свои знания:

Отец понять его не мог,
И земли отдавал в залог.

Его не увлекает литература:

Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить.

Искусство также не интересует: звезда балета того времени, знаменитая Евдокия Истомина, вызывает у Онегина зевоту. 

Но, по мнению, автора, главный герой не виноват в том, что он так избалован. Онегин, перефразируя название романа М.Ю. Лермонтова, – «герой своего времени». Именно эпоха, по мнению Пушкина, сформировала Евгения.

Обратимся к истории и вспомним, что это было время после декабристского восстания, когда в стране, управляемой Николаем I, был введен ряд жестких мер, имевших целью пресечение любого вольнодумия. Именно николаевская эпоха вошла в историю как эпоха циркуляров, предписаний, строгой дисциплины и военной муштры.

Важно

Белинский пишет, что Онегин – добрый малый, каких немало среди людей, но одновременно он сильно отличается от окружающих своим умом и незаурядностью.

Читайте также:  Сочинение как печорин относится к проблеме судьбы?

Как человеку незаурядному, мыслящему, ему трудно было где-либо приложить свои таланты, и, не поставленный в условия, когда необходимо работать, чтобы прокормить себя, он все свои силы направляет на получение жизненных удовольствий. Таким образом, Онегин, человек эгоистичный сам по себе, попав под влияние эпохи, становится заложником сложившейся социально-экономической ситуации, то есть «эгоистом поневоле». 

Так, мы видим, что Евгений с целью как-то занять себя, избавиться от скуки пытается писать, читает произведения различных авторов, но… Не приученный к постоянному труду, бросает все дела, едва приступив к ним.

Казалось бы, герою представился прекрасный случай изменить свою жизнь – отъезд в деревню, но и там, начав прогрессивные изменения и заменив барщину оброком, за что крестьянин-раб «судьбу благословил», Онегин вскоре охладевает ко всему.

 
«Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется…» – так говорит о нем Белинский.

Разочаровавшись в жизни так рано, Онегин и другим людям приносит лишь несчастья и боль: из-за его малодушия и неспособности противостоять мнению света погибает Ленский. Татьяна Ларина, продолжая испытывать чувства к Евгению, выходит замуж за нелюбимого человека.

Но, вчитавшись внимательнее в пушкинские строки, умный читатель понимает: все, что он видит в начале романа, лишь внешняя сторона жизни героя, так как суета и пошлость общества не убили в нем чувства. Белинский, характеризуя Онегина, кроме определения «эгоист поневоле», дал ему и еще одно – «страдающий» эгоист.

И действительно, он тяжело переживает смерть Ленского, погибшего по его вине. Он сумел по достоинству оценить печальную и молчаливую Татьяну, разглядеть ее богатый внутренний мир, ее самобытность, искренность.

Хотя и достаточно жестко, но герой честно признается девушке, что не создан для брака и не хочет обманывать ее, так как не сможет сделать счастливой. Несколько лет спустя, вернувшись в Петербург и вновь повстречав Татьяну, Онегин влюбляется в нее.

Совет

Мы видим, каким искренним чувством горит его письмо-признание, как он страдает от отказа. Но и здесь герой во многом ведет себя эгоистично: его в первую очередь заботят собственные эмоции, а не то, как Татьяна, замужняя женщина, переживает сложившуюся ситуацию.

Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что Белинский, называя Онегина «эгоистом поневоле», имел в виду то, что он, безусловное порождение своего времени, будучи умным и незаурядным человеком, так и не смог найти свое жизненное призвание, ничего не совершил для мира. А «страдающим эгоистом» его делает неспособность отказаться от условностей общества, которое он презирает, и любовь, отвергнутая вначале и так мучившая героя в конце романа.

Разбираем задание 2.4

Изображение войны в лирике русских поэтов второй половины ХХ века. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору учащегося).

Пример сочинения для задания 2.4

Великая Отечественная война – событие, навсегда разделившее историю нашей страны на две части: до и после. Тема войны нашла отражение во всех видах творчества: и в кино, и в живописи, и в музыке, и, конечно же, в литературе. Особенно ярко «звучит» война в лирике советских поэтов.

В своем сочинении рассмотрим, как события Отечественной войны отобразились в произведениях Булата Окуджавы, для которого война стала одной из главных тем. Это и неудивительно, так как после девятого класса он добровольцем ушел на фронт. В понимании поэта война – это не только боль физическая, в первую очередь это боль от переживаний, разлук, потерь.

Вся «военная» поэзия Окуджавы проникнута гуманистическим пафосом – оставаться человеком даже в самые тяжелые времена.

«Вы наплюйте на сплетников, девочки,/ Мы сведем с ними счеты потом…» – так говорил он.
Поэт навсегда останется в нашей памяти как автор стихов о «неофициальной войне». В лирике Окуджавы почти нет громких патриотических призывов, наоборот, в ней говорится о трудностях, о неудобствах военного быта:

Звенят комары.
Звенят, звенят:
Возле меня.
Летят, летят –
Крови моей хотят.

(«Первый день на передовой»).

А еще о вполне понятном страхе смерти… и о том, как бывает стыдно после такого страха:

Мне немного лет…
гибнуть толку нет…
я ночных дозоров не выстоял…
я еще ни разу не выстрелил…
И в сопревшую листву зарываюсь
и просыпаюсь…
Я, к стволу осины прислонившись, сижу,
я в глаза товарищам гляжу-гляжу:
а что, если кто-нибудь в том сне побывал?
А что, если видели, как я воевал?

(«Первый день на передовой»).

В стихотворении «До свидания, мальчики» Окуджава находит очень точные образы, чтобы показать жизнь простых людей, их страдания, любовь, которая из-за тягот войны должна была прерваться. Так, образ белых платьиц, раздаренных младшим сестренкам, как нельзя лучше передает боль осознания, что счастье так и не состоялось:

Обратите внимание

Ах, война, что ж ты подлая сделала!
Вместо свадеб – разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

(«До свидания, мальчики»)

Не обходит стороной поэт и нелицеприятные стороны разлук. Так, в стихотворении «Песенка о солдатских сапогах» говорится об измене:

А где же наши женщины, дружок
Они встречают нас и вводят в дом,
Но в доме пахнет воровством.

(«Песенка о солдатских сапогах»)

Таким образом, мы видим, что Окуджава затрагивает все человеческие переживания.

Конечно, поэт показывает и трагические стороны войны. Смерть, неотъемлемый атрибут войны, в его стихах представлена зримо и ясно. Но даже когда звучат у поэта призывы быть стойкими и умереть, если надо, то и они лиричны, оттенены нежностью и надеждой на возвращение:

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими!
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

(«До свидания, мальчики»)

Но бывает и так, что надежды нет… Тогда поэт показывает, как смерти противостоит мужество простых солдат, описывая состояние которых, поэт находит такие точные образы и определения, что ты понимаешь: смерти нет, пока есть такие люди на земле:

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех – мы за ценой не постоим.
Одна на всех – мы за ценой не постоим.

(«Нам нужна одна победа»)

Важно

В заключение хочется сказать, что Окуджава, увидевший войну, будучи еще совсем юным, до конца жизни переосмысливал сущность этой трагедии. Война для поэта – это причина «расчеловечивания» людей, поэтому, описывая в своих стихах ее быт, трудности, показывая изнанку войну, он призывал лишь к одному – оставаться человеком в самых бесчеловечных условиях.

Мария Ким. 9-й класс (2016 г.)

Вернуться к части 1

Источник: https://www.examen.ru/add/gia/gia-po-literature/otvetyi-na-chast-dva-oge-po-literature/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector