Тема родины в творчестве есенина сочинение 11 класс

Тема Родины в творчестве Есенина

    Я буду воспевать 
    Всем существом в поэте 
    Шестую часть земли 
    С названьем кратким “Русь”. 
     С. Есенин.

    К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины— ведущая тема в творчестве Есенина.

Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию.

Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.

    Родился я с песнями в травном одеяле, 

    Зори меня вешние в радугу свивали. 
    Вырос я до зрелости, внук купальной ночи, , 
    Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

Обратите внимание

    И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.

     О Русь — малиновое поле 

     И синь, упавшая в реку, 
    Люблю до радости и боли 
    Твою озерную тоску.

    В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает: 

    Но более всего любовь к родному краю 

    Меня томила, мучила и жгла.

    Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны:

    Свет луны, таинственный и длинный. 

    Плачут, вербы, плачут тополя. 
    Но никто под окрик журавлиный 
    Не разлюбит отчие поля.

    Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза — “девушка”, “невеста”, она олицетворение всего чистого и красивого:

    Я навек за туманы и росы 

    Полюбил и березки стан, 
    И ее золотые косы, 
     И холщовый ее сарафан. 

    По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают боль эпохи. В стихотворении “Русь” Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:

    Понакаркали черные вороны: 

    Грозным бедам широкий простор. 
    Крутит вихорь леса во все стороны. 
    Машет саваном пена с озер. 

    Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с народом.

    Ой ты, Русь, моя родина кроткая. 

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины, народа в бурную революционную эпоху — вот что теперь волнует его:

    О, Русь, взмахни крылами, 

    Поставь иную крепь! 
    С иными именами 
    Встает иная степь, 

    Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской цивилизации как приход враждебного “железного гостя”. 

    Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 1922-1923 годах. После нее Есенин “разлюбил нищую Родину”. Поэт с радостью описывает перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем принимает и готов воспеть красоту рождающейся “стальной” Руси, потому что за ней будущее:

    Полевая Россия! Довольно 

    Волочиться сохой по полям! 
    Нищету твою видеть больно 
    И березам, и тополям. 
    Я не знаю, что будет со мною… 
    Может, в новую жизнь не гожусь. 
    Но и все же хочу я стальною 
    Видеть бедную, нищую Русь.

    В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,— голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края, исторические судьбы Родины и народа — эти важнейшие темы Есенин решает в высшей степени своеобразно, художественно, ярко. 

    Творчество Есенина — одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. “Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам”,— справедливо сказал о Есенине поэт Луговской.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/esenin-s-a/raznoe/3847-tema-rodiny-v-tvorchestve-esenina

Тема Родины в творчестве С. Есенина — сочинения 2015 по русской литературе для 10—11-х классов — подготовка к ЕГЭ

Тема Родины в творчестве С. Есенина

Я люблю Родину!

Я очень люблю Родину!

С. Есенин

План

I. Любовь к Родине – основной мотив в творчестве С. Есенина.

II. Изображение России и размышления о ее судьбе в лирике Есенина.

1. Изображение красоты, гармонии, величия природы в стихах Есенина.

2. Религиозные мотивы в пейзажной лирике.

3. Есенин о судьбе русской деревни.

4. Отношение поэта к революции.

III. С. Есенин – национальный поэт.

Творчество Сергея Александровича Есенина многогранно. Он создал шедевры любовной и пейзажной лирики, его герой был и хулиганом, и пламенно влюбленным, и просто пьяным гулякой. Но Есенин – исконно русский поэт, и основной мотив в его творчестве – Родина.

Русская земля – это, прежде всего, природа, красота родного края. Для Есенина Русь – «малиновое поле и синь, упавшая в реку». В его поэзии чувствуется восторженность гармонией и величием природы. Есенина пленяет неповторимость родного края:

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Кажется, поэт может бесконечно долго созерцать прекрасные картины природы. Безыскусные русские пейзажи занимают значительное место в ранней лирике поэта:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром…

Важно

Есенин не прибегает к сложным приемам поэтики, рисуя родные пейзажи. Кажется, слова идут из самого сердца, они завораживают своей бесхитростностью. Лирического героя его поэзии невозможно представить вне родной деревни, природы.

В размышлениях поэта о русской земле присутствуют религиозные мотивы. Они не только в облике русской деревни («хаты – в ризах образа»). Судьба России в творчестве Есенина повторяет библейский сюжет:

Снеги, белые снеги —

Покров моей родины —

Рвут на части,

На кресте висит

Ее тело,

Голени дорог и холмов перебиты…

Но не только высокие понятия идеализирует Есенин. Порой он описывает фрагменты деревенской жизни, которые, на первый взгляд, не стоят кисти художника, но в которых, однако, заключается прелесть русской глуши, ее особенный, неповторимый колорит:

Я очень люблю Родину!

Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.

Люблю свиней испачканные морды

И в тишине ночной звенящий голос жаб…

Есенину близок мир, освященный тяжелым крестьянским трудом, который воспевает поэт:

Каждый труд благослови, удача! Рыбаку – чтоб с рыбой невода, Пахарю – чтоб труд его и кляча Доставали хлеба на года.

Не только гордость за родную землю присутствует в лирике поэта, но и боль, и страх за судьбу русской деревни:

Ветхая избенка

Горя и забот,

Часто плачет вьюга

У твоих ворот.

Часто раздаются

За твоей стеной

Жалобы на бедность,

Песни звук глухой.

Видя необходимость перемен, Есенин воспевает революцию и «капитана планеты» – Ленина. Однако и полностью с революцией согласиться, до конца принять ее поэт не может. В стихотворениях двадцатых годов о новой России звучит ирония, а часто и страх за Россию.

Есенин – глубоко национальный поэт. Он тонко чувствовал музыку России. Его талант, ум, судьба неразрывно связаны с жизнью Родины. Без нее поэт не мыслит своей жизни:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».



Источник: https://scribble.su/work/sochineniya2015/67.html

Тема родины и природы в творчестве С. А. Есенина:

С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми.

Поэт знал Россию с той сто­роны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви.

Глубокая внут­ренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему на­родным поэтом. «Искусство для меня не затейливость узоров,

570

а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить», — писал Есенин.

Совет

Большая часть произведений Есенина посвящена России. Сергей Есенин родился в старинном приокском селе Кон­стантинове, что около Рязани.

Здесь, на рязанской земле, от­шумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи.

И костер зари, и плеск волны, и серебри­стая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, пол­ные любви к русской земле:

О Русь малиновое поле И синь, упавшая в реку. Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, деви­чий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это — в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. «Моя поэзия бога­та одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество», — говорил Есенин.

О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу. Как настоящий поэт Есенин заявил о себе с самых первых стихов, но оригинальным предстает в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная»..,

В нем уже отчетливо проглядывает чисто есенинское: размашистость, неуемное озорство, нежная и пронзитель­ная любовь к родине. Ранние стихи Есенина полны зву­ков, запахов, красок, поэт воспевает родину, которую очень сильно любит. Вместе с тем уже в ранних стихах Есени­на много тоски и печали, предчувствия предстоящих бед России:

Но более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла.

571

Время Есенина — время крупных поворотов в истории России. От Руси, втянутой царизмом в пучину мировой войны, — к Руси, преображенной революцией, — таков путь, пройденный поэтом вместе со своей Русью, своим народом. Поэт переживает вместе со страной все исторические пере­мены. После революции 1917 г.

его поэзия наполнилась новым светом — Есенин видит будущее России в виде утопических картин рая на земле, романтического «града Инонии», поэт осознает ту силу и свободу, которую ему и народу принесли октябрьские события.

Обратите внимание

Но потом поэт понимает, что утопический рай — это не реальность, ему хочется понять происходящее, его мучает вопрос: «Ку­да несет нас рок событий?» Но найти ответ на этот воп­рос очень трудно, поэт стремится познать смысл происхо­дящего:

О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину.

Путешествуя и живя за границей, поэт не забывает свою родину, следит за всеми событиями, происходящими в Рос­сии. Он пишет стихотворения — впечатления об этих пере­менах, переживает за свой народ.

В стихах Есенина о деревне нас привлекает тревога за ее судьбу, верно показанная деревенская жизнь, беспредель­ная любовь поэта к деревне — неотъемлемой и важной частичке родины. Он знал и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда.

О том, что Есенин видел кричащие социальные противоречия деревни, что он болел этой вековой болью русской крестьянской жизни, свидетельствуют такие стихи, как «Заглушила засуха засев-ки…», «Край ты мой заброшенный» и другие.

Но в его стихах несравненно больше деревенских праздников и гуля­ний, картин сельского приволья, чем картин тяжелого кре­стьянского труда. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые сокровен­ные верования и чувства поэта.

Деревенская изба, род­ные приокские просторы обретают почти сказочную кра­сочность:

572

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/tema_rodiny_i_prirody_v_tvorchestve_s_a_esenina/4-1-0-2799

Сочинение «Тема родины в творчестве С. Есенина»

Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России.

Так, одно из наиболее известных его произведений «Гой ты, Русь моя родная…» С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением целая философия, система ценностей.

Мир деревни это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты русская боль».

Читайте также:  Сочинение старое и новое в науке и искусстве

Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины».

Важно

С присущей С. Есенину лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающееего, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты,Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу».

Порой стихипоэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувствонеприкаянности, лирический герой их странник, покинувший роднуюхижину, всеми отверженный и забытый.

И единственное, что остаетсянеизменным, что сохраняет вечную ценность это природа и Россия:«А месяц будет плыть и плыть,Роняя весла по озерам…И Русь все также будет жить,Плясать и плакать у забора».С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими идаже трагическими событиями.

На памяти его поколения война,революция, снова война теперь уже гражданская. Переломный дляРоссии год 1917 поэт встретил, как и многие художники его круга, снадеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.Поэты круга С. Есенина того времени это Н. Клюев, П. Орешин,С. Клычков.

Надежды эти выражены в словах Н. Клюева близкогодруга и поэтического наставника С. Есенина: «Мужицкая ныне земля,И церковь не наймит казенный».В есенинской поэзии в 1917 годупоявляется новое ощущение России: «Уж смыла, стерла деготь/Воспрянувшая Русь».

Чувства и настроения поэта этого времени оченьсложны и противоречивы это и надежды, и ожидания светлого инового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумьяна вечные темы.

Одна из них тема столкновения природы ичеловеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего еегармонию звучит в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст».

В немцентральным становится обретающее глубоко символический смыслсостязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бывоплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском«Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума,технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.

В послереволюционной поэзии С.

Совет

Есенина тема родины насыщенанелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненнопереживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий языкс новым поколением, для которого календарный Ленин на стенезаменяет икону, а «пузатый «Капитал» Библию. Особенно горькопоэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поютагитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С. Есенинсправедливо замечает: «Я поэт! И не чета какимто там Демьянам».

Поэтому так горестно звучат его строки: «Моя поэзия здесь больше ненужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но даже желаниеслиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своегопризвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю имаю, /Но только лиры милой не отдам».

Источник: https://shdo.net/sochinenie-tema-rodiny-v-tvorchestve-s-esenina/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Тема родины в творчестве С. Есенина»

       Родина занимает огромное место в творчестве любого писателя и поэта. Теме родины посвящали свои произведения А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок и С.А. Есенин. Вот только в лирике последнего тема родины, по его собственному признанию, занимает первое место. Есенин любит свою землю, свой край, свою страну. Любит сильно, беззаветно.

                     Но люблю тебя, родина кроткая!

                     А за что – разгадать не могу.

       Таких признаний в творчестве С.А. Есенина очень много. Одним из эпитетов, характеризующих родную землю, является слово «любимый». Но образ родины у поэта не однозначен, и восприятие им этого образа тоже противоречиво.

       В начале творческого пути поэт рисует родной край прекрасным, тихим, скромным. Это белые берёзки, зелёные клёны, тополя. Это синь небес, малиновые дали. «Тихая моя родина», деревянная, с ризами в хатах, с бескрайними полями, глубокими снегами. Поэт любуется родной стороной, восхищается её красотой. Но в то же время он видит и её убогость, и серость, и отсталость.

                     Край ты мой забытый,

                     Край ты мой родной!

       Война приносит новые беды родной земле. Теперь ситцевая родина уже не та. Поэт видит, что деревня всё больше беднеет, что нужны перемены. Он разочарован в родной стороне, потому что скуден край, где он родился и рос.

                     Устал я жить в родном краю

                     В тоске по гречневым просторам,

                     Покину хижину мою,

                     Уйду бродягою и вором.

       Поэтому С. Есенин в восторгом принял революцию. Он надеялся, что перемены коснутся села, что наступит «крестьянский рай». К сожалению, по прошествии нескольких лет он не увидел никаких перемен к лучшему в жизни крестьян.

А родина стала для него чужой и неуютной, потому что он не мог понять и принять того нового, что совершалось в жизни. Индустриализация страны пугала его. Есенин считал, что машины погубят ту голубую, ситцевую Русь которую он так любил.

В стихотворении «Сорокоуст» русская деревня изображена в образе жеребёнка, который пытается обогнать паровоз. Герой стихотворения остерегает его. Смертью грозит маленькому жеребёнку «стальной конь»

Обратите внимание

       Поездка за границу нанесла поэту ещё один удар. Он увидел совсем другую жизнь. Его лирический герой вступает в противоречия сам с собой. Его любовь поколебалась. Вернувшись на родину, он почувствовал себя ненужным в родной стороне, где поют песни Демьяна Бедного, читают «Капитал». В стихотворении «Да! Теперь решено. Без возврата…» (1922-1923) он признаётся в любви к городу:

                     Я люблю это город вязевый,

                     Пусть обрюзг он и пусть одрях.

       Но это всего лишь боль. Боль от несбывшихся надежд и крушения того мировосприятия, которые были у молодого поэта. Страдания поэта сильны. В этот период появляется цикл стихов «Русь кабацкая».

       И всё же поэт постепенно начинает понимать, что прежней Руси уже не вернуть. Он пытается снова найти своё место в этой, теперь уже новой жизни. Но… В одном из стихотворений С. Есенин признается:

                     И теперь, когда вот новым светом

                     И моей коснулась жизнь судьбы,

                     Всё равно остался я поэтом

                     Золотой бревенчатой избы.

       Родина для поэта осталась прежней, неизменной.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/61-sochinenie-na-temu-tema-rodiny-v-tvorchestve-s-esenina.html

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина

Сочинение по литературе.Сергей Есенин родился в одной из деревень Рязанской губернии. Поэт с самого детства впитал в себя дух и красоту родной природы. Он так пишет об этом: Родился я с песнями в травном одеяле,Зори меня вешние в радугу свивали.Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

 Картины родной природы, зарисовки деревенской жизни нашли отражение уже в первых стихах поэта: Под окнами костер метели белой.Мне девять лет. Лежанка, бабка, кот…И бабка что-то грустное, степное пела,Порой зевая и крестя свой рот. Любовью к своему родному краю были проникнуты и остальные произведения Есенина. На его лирику большое влияние оказали русский фольклор и языческая мифология.

Поэт одушевляет природу: Схимник-ветер шагом осторожнымМнет листву по выступам дорожнымИ целует на рябиновом кустуЯзвы красные незримому Христу.

 С какой теплотой поэт создает поэтические образы заросшего пруда, седых верб, белого сада! Читая стихи Есенина, мы совсем по-другому начинаем видеть русскую природу — она предстает перед нами в самых разных красках, она трогательная, всегда меняющаяся и… ослепительно красивая: О Русь — малиновое полеИ синь, упавшая в реку, —Люблю до радости и болиТвою озерную тоску.

 Многие стихи поэта — это поэмы о березе, которая стала символом русской природы. Есенин чувствует и передает читателю «зеленое» дыхание берез, «свежий и горьковатый» запах «милых березовых рощ». Широко известны и такие строки поэта: Я навек за сиянье и росыПолюбил у березки стан,И ее золотистые косы,И холщовый ее сарафан…

 В лирике Есенина можно найти не только радостные, но и грустные ноты. Описывая современную ему деревню, поэт пишет картину реальной жизни. В ней и ветхие избы, и заброшенные церквушки, и сиротливые тополя… Край ты мой заброшенный,Край ты мой, пустырь,Сенокос некошеный,Лес да монастырь. Есенин тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси.

Но все-таки именно деревенская Русь ближе поэту, чем новая индустриальная Россия.Поэт с болью и тревогой переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя «последним поэтом деревни». Поэтому не удивительно, что в его стихах появляются грустные нотки, страх перед деревней, меняющей свое лицо.

Пытаясь идти в ногу со временем, поэт пишет: Полевая Россия! ДовольноВолочиться сохой по полям!Нищету твою видеть больноИ березам и тополям. Написанные в отчаянии, эти строки еще не говорят о том, что поэт готов принять другую Русь — ту, которой она стала после революции 1917 года. Сама идея обновления была близка поэту.

Важно

В его стихах мы находим подтверждение этому: Довольно гнить и ноятьИ славить взлетом гнусь —Уж смыла, стерла деготьВоспрянувшая Русь. Но отношение Есенина к переменам, произошедшим с его страной после Октябрьской революции, неоднозначно. Приветствуя революцию, поэт надеялся, что она сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной хлеба и молока, кормилицей всего мира.

В стихотворении «Инония» поэт дает свое представление об этой стране. Он говорит, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай — Инония. В этом стихотворении Есенин отразил надежды русского крестьянства, вызванные происходящими в стране переменами. Но время шло, и надежды таяли… Отношение Есенина к произошедшим в России событиям меняется.

Он с горечью наблюдает за «расколом страны». Его родина уже не та, она теряет свой облик.Пытаясь уйти от горькой действительности, поэт уезжает за границу. Но он всей душой рвется назад, на родину. И, вернувшись в Россию, Есенин разочаровывается еще глубже. Это видно в его стихотворении «Возвращение на родину».

В нем уже нет прежней поэтизации деревни — мы видим бедный, неприглядный быт, подгнившие кресты на кладбище. Наряду с внешними переменами поэт описывает и внутренние изменения — в семье наметился раскол. Сестры-комсомолки, как Библию, читают «Капитал», выбрасывают, иконы, причиняя этим страдания деду: Ах, милый край!Не тот ты стал,Не тот.Да уж и я, конечно, стал не прежний.Чем мать и дед грустней и безнадежней,Тем веселей сестры смеется рот. Свои тревоги поэт высказывает и в стихотворении «Русь советская». Есенин с обидой замечает, что молодежь новой России с упоением читает «агитки», а его поэзия «здесь больше не нужна». Смятение поэта передают такие строки: Язык сограждан стал мне как чужой,В своей стране я словно иностранец. 

Сергей Есенин искренне переживал за свою родину, он желал ей процветания, но в советской России поэт был чужим. Вскоре жизнь поэта трагически оборвалась.

Также как этот яркий русский поэт не мыслил себя без родины, сегодня мы не можем себе представить родину без Есенина.

Его стихи не только учат нас искренне любить Россию, но и открывают нам «страну березового ситца» во всей ее простой и многоликой красоте.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

    • Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать…
    • Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки…
    • Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из…
    • Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы…
    • Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много…
    • Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и…
    • Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются опасения и страх самого поэта быть непонятым. И…
    • «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не…
    • Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда…
    • Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение «Сжала руки под темной…
Читайте также:  Тема любви в творчестве маяковского сочинение

Источник: https://www.shollklass.ru/literatura/sochineniya-po-russkoj-literature/2196-tema-rodiny-v-tvorchestve-sergeya-esenina

Тема Родины в творчестве С. Есенина

Тема Родины прослеживается во всем творчестве Сергея Есенина. Его стихотворения поражают свое естественностью, своей безграничной любовью к Родине, к ее родным полям, к ее просторам и ее деревенской жизни.

Родина Есенина – это не историческое прошлое России, не ее настоящее или будущее. Родина для него – это то, что он любит и видит перед собой, это то, что с детства запомнилось поэту: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись над метелью белой?», «Снежная замять дробится и колется, сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, через метель огонек у окна».

Поэт в своих стихотворениях воспевает свою Родину, свою Русь, свою «страну березового ситца». Понятие Родины у поэта складывается из мало значащих, но дорогих его сердцу примет: «весенняя гулкая рань», «кленов листьев медь», «колокольня без креста», взметнувшаяся «каланчой с березовою вышкой».

И для поэта,Как бы ни был красив Шираз,Он не лучше рязанских раздолий.

Совет

Рязанские раздолья – вот Родина Есенина, которую он воспевает и любит. Это и «волнистая рожь при луне», и «при луне собачий лай», и тальянка, и пашни.

О пашни, пашни, пашни,Коломенская грусть,На сердце день вчерашний,А в сердце светит Русь…

Но Родина поэта – это и бесприютная, и уходящая Русь. Русь бесприютная, о которой говорит поэт, – это беспризорники, у которых «невымытые хари». Мы видим, что Есенину жалко этих мальчишек, которые, может быть, могли бы стать Пушкиными, или Лермонтовыми, или Кольцовыми. Русь уходящая для поэта – это Русь до советской власти, Есенин печалится о том, что он остался в прошлом одной ногой, «стремясь догнать стальную рать». Родина Сергея Есенина – это «край разливов грозных и тихих вешних сил», где «манит ночлег, недалеко до хаты, укропом вялым пахнет огород, на грядки серые капусты волноватой рожок луны по капле масло льет». Родина поэта прочно связана с его думами о своей матери. Недаром он спрашивает в своих стихах: «Ты жива еще, моя старушка?»Его мать «в старомодном ветхом шушуне», которая учила его молиться в том краю, где раскидывает ветки по-весеннему белый сад, где милые березовые чащи. Родина поэта – это и его родной дом, где он родился и вырос, и котенок, который играл возле печки и бросался на клубок, и березка в «туманах и росах». Родительский дом, руки матери, березка под окном — вот из таких частей складывается понятие «Родина». Поэт ощущает кровную связь с этим миром, с этой землей. И отсюда его сила. Трагедией становится ослабление связи поэта с родной стороной, поэтому и его письмо матери грустное. Есенин ощущает не только утрату материнского тепла и ласки, но и утрату части Родины. Поэт становится пророком и ощущает неминуемую гибель крестьянской Руси – той, которую он знал и любил. Тонконогому жеребенку, с которым он сравнивает крестьянскую Русь, не угнаться за паровозом, железным конем цивилизации. Есенину грустно, оттого что гибнет то, что он любил. И все же сестре Шуре он говорит: «Не жалея о сгибшей надежде, я сумею тебе подпевать…» В заключение я хочу сказать, что Родина поэта – это его дом, его мать, Русь с ее чудной природой и тонконогим жеребенком, несущимся во весь опор. Он горячо любит ее. Его любовь к Родине видна во всех его стихотворениях.

Источник: http://www.slavkrug.org/tema-rodiny-v-tvorchestve-s-esenina-2/

Тема родины в лирике Есенина (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Волшебный мир поэзии С. Есенина, певучий и лиричный, сливается в одну песню, прославляющую страну “с кратким названием — Русь” .

Краем благословенной природы и обителью христианской культуры представлял Россию в своем раннем творчестве поэт.

Для него, воспитанного на традициях народной поэзии и стихах таких певцов родного края, как Кольцов и Никитин, родина- это вера предков, и народные предания, и светлая красота природы средней полосы.

В ранней лирике Есенина очень много от фольклора — описание природы, смен времен года, картины крестьянского труда и быта, которые он знал не понаслышке. Даже самые обычные, “бытовые” сцены сельской жизни в таких, казалось бы, прозаичных стихах, как “В хате”, ”Корова”, ”Дед”, написаны им с тонкой образностью и поэтичностью, что создает особую атмосферу покоя и домашнего уюта:

В поэзии Есенина часто звучат христианские мотивы, неразрывно связанные с народной этикой(“Пойду в скуфье смиренным иноком…”,”По дороге идут богомолки…”,”Калики”, ”Шел Господь пытать людей в любви…”).

Одно православные традиции, приверженцем которых выступает Есенин — это для него в первую очередь милосердие и смирение.

Обратите внимание

Вспомните как в стихотворении ”Шел Господь пытать людей в любви…” Господь выходит в образе нищего и встречает, по сути, такого же нищего, который делится с ним последней краюхой: ”На, пожуй…маленько, крепче будешь”.

Но, разумеется, прежде всего родина для Есенина — это родная природа. Он любит ее самозабвенно, он находит прекрасное в любом ее уголке а проявлении. Для него одинаково хороши и полны очарования и “черная, потом пропахшая выть» и «топи да болота», и «резеда и риза кашки» — все это его родина, «край любимый», который поэт воспевал и прославлял всю свою жизнь.

Однако не все безоблачно в жизни поэта, назревают грядущие перемены в стране, и уже в ранних стихах Есенина явственно начинают проступать тревожные мотивы, навеянные грустью, тоской и трагическим предчувствием:

Постепенно радостное, эйфорическое настроение сменяется ощущением грядущей катастрофы. Невозможно не заметить, что реальная жизнь деревни не укладывается в лубочные рамки народной поэзии, но поэт еще пытается отстоять свою верность прежним идеалам, своей прежней привязанности:

Но нотки сомнения уже прокрадываются в несколько искусственный мажорный тон поэта; он в сомнении, в колебаниях, и в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…» его лирический герой даже вступает в спор с Богом.
Теперь поэт выступает как протестант, он предсказывает России иную судьбу, призывая:

В таком, несколько смятенном, состоянии духа встречает Есенин революцию 1917 года – и с радостью принимает ее, хотя и «по- своему, с крестьянским уклоном», как он позднее напишет в своей автобиографии. Однако противоречивые чувства не покидают поэта.

Его стихи этого периода – это, в одной стороны, попытка порвать с прошлым ( «Проклинаю тебя я, Радонеж»), а с другой как-то совместить то, что он видит в реальности с мечтой о «крестьянском рае». Очень характерна в этом отношении поэма «Инония».

Здесь впервые начинает звучать тема откровенно неприязненного отношения к городу, противопоставления его деревне. Пока еще речь идет только об Америке, но вскоре конфликт города и деревни, перенесенный на русскую почву, станет неизбывной болью поэта.

Ненависть к городу только усиливает в творчестве Есенина нежное отношение к родной природе, и, наверное, поэтому в эти годы им написаны такие шедевры пейзажной лирики как «Зеленая прическа…», «Я по первому снегу бреду…» и «Нивы сжаты, рощи голы…».

Важно

Эти стихотворения – своего рода прощание с любимой природой. Перед неумолимым напором цивилизации природа вынуждена отступать, по сути, она обречена на медленную гибель. «Я последний поэт деревни!» — с горечью восклицает Есенин.

Однако наступающая цивилизация коснулась и его самого, и теперь он может сравнить диск луны с циферблатом часов, пробивающих последний час:

Наибольший трагизм звучит в стихотворении «Сорокоуст».

Поэт все яснее и яснее ощущает, что Родина, которую он знал и любил с детства, без которой он не представляет свою жизнь, изменяется неузнаваемо под напором агрессивной цивилизации, которая безжалостно уничтожает саму душу России – ее живую природу.

В тонконогом жеребенке, скачущем за поездом, фокусируется для Есенина непримиримый конфликт живой природы с наступающей железной цивилизацией, и в этом столкновении «красногривый жеребенок» обречен:

Уже прозвучавший ранее в «Инонии» мотив неприязни к городу, в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний» достигает своего апогея:

Это был полный разрыв с прошлым, со своими корнями, который обернулся для Есенина не только поэтической, но и личной трагедией. «Нет любви ни к деревне, ни к городу…». Действительно, как бы уйдя из деревни, Есенин так и не стал городским жителем.

Даже путешествие в Европу и Америку не добавило ему уважения к техническому прогрессу, не случайно свои путевые заметки он называет «Железный Миргород», подчеркивая этим его мещанское содержание. Жизнь в Москве не способствовала выходу из кризиса.

Стихи того периода – усталые, пессимистические, такие как «Москва кабацкая»,- ярко выражают его внутреннюю боль и страдание :

Совет

Последний период творчества Сергея Есенина – настоящая вершина его поэзии, поэзии примирения и подведения итогов: «Возвращение на Родину», «Русь уходящая», «Русь советская»… Да, старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось в романтическом Октябре 1917 – го.

Читайте также:  Герои рассказа в дурном обществе короленко: главные и второстепенные

Знаменитое «Письмо матери», написанное Есениным в эти годы, звучит не только как обращение к конкретному человеку, но и как прощание с матерью – родиной:

Вероятно, предчувствуя свой недолгий век, Есенин снова и снова спешит с грустью попрощаться с тем, что было ему дороже всего на свете :

В цикле «Персидские мотивы» — последнем признании любви к Родине – лирическое начало достигает своей максимальной выразительности, интимное, сугубо личное проникнуто ностальгическими нотками, а любовь в Родине согрета глубоким внутренним чувством.

Великий лирик, певец родного края, поэт трагической судьбы, в которой сфокусировались кровавые коллизии эпохи, Сергей Есенин до конца дней своих остался верен своему завету :

Источник: http://resoch.ru/tema-rodiny-v-lirike-esenina-sochinenie/

Тема родины в творчестве с. а. есенина (i вариант)

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне.

Есенин родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов. Поэтому тема Родины в творчестве поэта нераздельно связана с темой природы.

Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как «никнут шелковые травы», чувствует, как пахнет «смолистой сосной»; слышит пение «птах».

В более позднем стихотворении «Край любимый, сердцу снятся…» мы чувствуем, что поэт сливается с природой: «я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

Обратите внимание

У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже «гарь в небесном коромысле». Эти красоты снятся, причем сердцу.

Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.

В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но людские драмы нередко сравнивает с переживаниями животных.

Тема «братьев наших меньших» всегда присутствовала в творчестве Есенина. Он изображал животных, приласканных и обиженных, домашних и обездоленных.

Поэт сострадает дряхлой корове, мечтающей о телке («Корова»), чувствует боль ощенившейся собаки («Песнь о собаке»), сопереживает раненой лисице («Лисица»).

Характерной особенностью поэзии Есенина этого периода является то, что вместе с природой он прославляет патриархальную и религиозную Русь. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» перед взором поэта предстают хаты, низкие околицы, церквушки.

С этими поэтическими образами Есенин связывал быт и нравы русской деревни. Ему радостно слышать девичий смех, звенящий, как сережки, созерцать веселый пляс на лугах.

Поэтому на клич святой рати — «Кинь ты Русь, живи в раю!» — поэт может ответить только так:

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Важно

Сходные мотивы звучат в стихотворении «Запели тесаные дроги». Чувства «теплой грусти» и «холодной скорби» так же противоречивы, как и пейзаж русской деревни.

С одной стороны, вдоль дороги стоят часовни и поминальные кресты, а с другой — звенит поэтический и «молитвословный» ковыль.

Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. У поэта появляется мучительное осознание своей раздвоенности, привязанности к старой патриархальной Руси. Мы находим такие переживания в стихотворениях «Русь уходящая», «Письмо к матери», «Хулиган», «Я последний поэт деревни».

В произведении «Письмо к женщине» поэт ощущает себя «в развороченном бурей быте». Он мучается, потому что не поймет, «куда несет нас рок событий». В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» поэт произносит исповедальные слова.

Если кому-то «радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», то Есенин, теряясь в новой жизни, сохраняет собственное «я».

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Уходят в прошлое старые обряды и традиции. Праздничные сенокосы сменяет «железный гость». В стихотворениях «Сорокоуст», «Возвращение на родину», «Русь советская» поэт пытается проникнуться советским стилем жизни, старается понять «Коммуной вздыбленную Русь».

Но новый свет другого поколения все равно не греет. Есенин ощущает себя угрюмым пилигримом. В его словах звучит досада и грусть….

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

С образом Родины Есенин олицетворяет материнскую ласку.

Стихотворения «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Ответ» написаны в форме послания, в котором Есенин открывает душу перед самым близким человеком — матерью.

Совет

Образ Родины поэт связывает с весенними разливами рек, весну называет «революцией великой». Несмотря на отчаяние, звучащее в этом стихотворении, поэт по-пушкински верит: «она придет, желанная пора!»

И эта пора наступила для Есенина в конце жизни. Он прославляет советскую Русь в лиро-эпических произведениях «Баллада о двадцати шести» и «Анна Снегина». Автор стремится разобраться в нови родной Отчизны, стать настоящим сыном «великих штатов СССР». Ведь даже в «Персидских мотивах» Есенин остается певцом рязанских раздолий, противопоставляя их «шафрановому краю».

Таким образом, тема Родины проходит через все творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и ее красотами.

В нашем сознании поэт навсегда запомнится певцом российских просторов.

Источник: http://www.testsoch.info/tema-rodiny-v-tvorchestve-s-a-esenina-i-variant/

Образ Родины в поэзии Есенина

Образ Родины в поэзии Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с род­ной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константи­ново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость.

<\p>

Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С.

Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная…». С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая фило­софия, система ценностей.

Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина — это мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты — русская боль».

Особен­но это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.

Для поэта родная дерев­ня в России — это нечто цельное, родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью оду­шевлять все окружающее его, он и к России обращается, как к близкому человеку.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Порой стихи поэта наполняются нотами щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, теперь их лирический гелой — странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и за­бытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность — это природа и Россия:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам…

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Обратите внимание

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драмати­ческими и даже трагическими событиями. На памяти его поколе­ния — война, революция, снова война — теперь уже гражданская.

Переломный для России 1917 год поэт встретил, как и многие ху­дожники его круга—Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков — с надеж­дами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Надежды эти выражены в словах Н.

Клюева — близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:

Мужицкая ныне земля,

И церковь не наймит казенный.

В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и про­тиворечивы — это и надежды, и ожидание светлого и нового, и тре­вога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы.

Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разу­ма, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст». В нем центральным ста­новится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом.

При этом жеребенок как бы вопло­щает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, тех­нического прогресса сливается с размышлениями о судьбах Рос­сии. В послереволюционной поэзии С.

Есенина тема родины пе­реплетается с мыслями о месте поэта в новой жизни. Он болезнен­но переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти об­щий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый «Капитал» — Библию.

Осо­бенно горько для поэта сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна*. Это тем более грус­тно, что С. Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким- то там Демьянам».

Поэтому так горестно звучат его строки:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но даже желание слиться с новой жизнью не заставит С. Есе­нина отказаться от своего призвания российского поэта; он пи­шет:

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его призна­ние:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Важно

Сегодня нам трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название — Русь — было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в «Ресефесере», С темой родины у С.

Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти, Одним из програм­мных, важных для понимания темы родины, является стихотво­рение «Спит ковыль».

Спит ковыяь. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Стихотворение это, датированное 1925 годом, относится к зре­лой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» — трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения.

Стихотво­рение построено на традиционных поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, по­лынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак раз­луки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением по­эзии является «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии.

И в противовес ему звучит признание лирического героя в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой». Это один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина эпитетов, обычно он связан с цветовым понятием: золотой — то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна».

В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не столько цвет избы, сколько знак ее непреходящей ценности как символа уклада де­ревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревен­ская изба — это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.

Есени­на он воспринимается как глубокое и искреннее признание авто­ра. Тема родины в поэзии С. Есенина развивается из безотчет­ной, по-детски естественной привязанности, из памяти, которая никогда не вернется назад.

Источник: https://prepodka.net/tema-rodiny-odna-iz-glavny-h-v-tvorchestve-s-esenina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector