Тема воспитания в комедии недоросль фонвизина (проблемы воспитания и образования)

Тема воспитания в комедии Фонвизина “Недоросль”

В комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» поднята одна из самых важных проблем восемнадцатого века в России, которая волновала многих просвещенных людей. Это тема воспитания и образования молодых дворян. Большой проблемой в дворянских семьях, особенно живших в сельской местности и далеких от Москвы и Петербурга городах, была малообразованность и отсутствие всякой культуры.

Доходило до того, что многие отпрыски богатых семей к своему совершеннолетию не умели читать и писать. Несмотря на то, что еще при Петре Первом был принят указ, согласно которому обучение дворянских детей до двадцати лет было делом обязательным, указу следовали далеко не все.

Недорослями в те времена юных дворян, не имеющих образования – они не имели право жениться и поступать на службу.

Обратите внимание

Тема воспитания красной нитью проходит через все произведение Фонвизина. Каждый из персонажей так или иначе отзывается о проблемах обучения, и согласно своему отношению к этому вопросу все герои условно делятся на две группы – образованных и необразованных.

Семейство Простаковых не только необразованно, но ещеи невоспитанно. В доме всем заправляет госпожа Простакова, грубоватая женщина со склонностью тирании. Она не видит смысла в обучении сына, но понимает, что без образования он не сможет ничего добиться в жизни.

Даже для того, чтобы выгодно жениться на Софье, юноша должен иметь соответствующий документ. Скрепя сердце женщина соглашается пригласить учителей для своего великовозрастного ребенка. Но характер Простаковой – всего лишь следствие соответствующего воспитания.

Ее родители тоже считали образование чем-то бесполезным и ненужным. Брат Простаковой, Тарас Скотинин, еще более примитивен. За всю свою жизнь он не прочитал ни одной книги, и очень гордится этим.

Глупый, жадный и жестокий мужчина говорит об образовании: «Бог меня избавил этой скуки».

Сын Простаковых, Митрофанушка, к своим шестнадцати годам так и не смог обучиться хоть чему-то, хотя родители наняли ему учителей.

Математик Цыфиркин даже не хотел брать денег господ за обучение недоросля – ему стыдно, что нерадивый ученик так и не смог усвоить ничего из преподаваемого учителем. «Не буду учиться, хочу жениться», – говорит Митрофан.

Он избалован, груб с учителями, труслив и к родителям относится лишь как к средству получить все блага мира. На примере Простакова-младшего Фонвизин показывает читателю, что неверное воспитание приводит к полной бесполезности человека.

Важно

Некультурному и невоспитанному семейству Простаковых-Скотининых противостоят положительные герои. Это умная и начитанная Софья, ее дядя Стародум, который старается хорошо выучить и высокоморально воспитать девушку, и честный чиновник Правдин. Размышляя о недостатках воспитания, Фонвизин создал забавную и умную классическую комедию, не потерявшую актуальности и в наши дни.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/tema-vospitaniya-v-komedii-fonvizina-nedorosl.html

проблемы воспитания и образования в комедии фонвизина «недоросль»

Genie Мастер (1374) 10 лет назадЭто правда ответ на «Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»).

«Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее.

Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Комические одежды образа забавны только на первый взгляд. В. О. Ключевский относил М.

к породе существ, «родственных насекомым и микробам» , характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью» .С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания.

Учителя Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметики маракует» , грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» .Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили» .«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься» , предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник.

Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

Источник: Благодаря Врожденным Математическим Неспособностям

Валент Высший разум (147776) 10 лет назадВ эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания просвещенных, передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой) , у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “…не оставляют двора.. . двор им полезен”, “…чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие. Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. А вот сформулированные драматургом жизненные “…правила, которым следовать должны… ” настоящие дворяне: 1) “…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”. 2) “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”. 3) “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума”. 4) “Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”. 5) “…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим.. . Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство.. . погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.

Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

Лена Дорошенко Знаток (294) 10 лет назадМитрофан, которому скоро 16 лет, учится в доме своих родителей. Главный воспитатель Митрофанушки — его собственная мать. В «Недоросле» показана зажиточная дворянская семья екатерининского времени в абсолютно хаотическом состоянии. Все понятия здесь перевернуты вверх дном; все чувства вывернуты наизнанку; во всем гнет и произвол, ложь и обман, и круговое поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает. Хозяйка дома Простакова — смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна, поэтому учителя, выбранные для сына, на самом деле, недоучившийся семинарист, отставной солдат и просто кучер. Чему могут научить они Митрофана? Однако для Простаковой это не имеет никакого значения. Даже портной у нее на самом деле нигде не учился портняжному делу. Самоуверенность Простаковой настолько велика, что она считает: достаточно только приказать, и ее портной сам научится мастерству. Самодурство Простаковой заставляет ее близких лгать и изворачиваться, поэтому результат воспитания в этой семье является закономерным. Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и домашнего учителя такого же, как собственная мать. В конце комедии Митрофан с большой легкостью отказывается от родной матери. Воспитание изуродовало его беззлобный, в сущности, характер. По мнению П. А. Вяземского в лице Простаковой Фонвизин высмеивает «гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней властью» Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин попытался представить просвещенную власть дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина. Конечно, положительные герои пьесы не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка. Стародум не столько живое лицо, сколько моральный манекен, идеальный просветитель екатерининской поры. Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить» , «великий государь, есть государь премудрый» , «совесть всегда, как друг остерегает, прежде, нежели судья наказывает» . Слова Стародума являются призывом Фонвизина к нравственной чистоте моральных устоев современного ему общества. Одно время он даже издавал журнал с символическим названием – «Друг честных людей или Стародум» В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей.

Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина.

Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше ущербное телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных игр: «Кто хочет стать миллионером» и «Слабое звено» . И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующие глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования.

Серёга Кучебаев Ученик (186) 2 года назадМитрофан, которому скоро 16 лет, учится в доме своих родителей. Главный воспитатель Митрофанушки — его собственная мать. В «Недоросле» показана зажиточная дворянская семья екатерининского времени в абсолютно хаотическом состоянии. Все понятия здесь перевернуты вверх дном; все чувства вывернуты наизнанку; во всем гнет и произвол, ложь и обман, и круговое поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает. Хозяйка дома Простакова — смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна, поэтому учителя, выбранные для сына, на самом деле, недоучившийся семинарист, отставной солдат и просто кучер. Чему могут научить они Митрофана? Однако для Простаковой это не имеет никакого значения. Даже портной у нее на самом деле нигде не учился портняжному делу. Самоуверенность Простаковой настолько велика, что она считает: достаточно только приказать, и ее портной сам научится мастерству. Самодурство Простаковой заставляет ее близких лгать и изворачиваться, поэтому результат воспитания в этой семье является закономерным. Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и домашнего учителя такого же, как собственная мать. В конце комедии Митрофан с большой легкостью отказывается от родной матери. Воспитание изуродовало его беззлобный, в сущности, характер. По мнению П. А. Вяземского в лице Простаковой Фонвизин высмеивает «гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней властью» Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин попытался представить просвещенную власть дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина. Конечно, положительные герои пьесы не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка. Стародум не столько живое лицо, сколько моральный манекен, идеальный просветитель екатерининской поры. Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить» , «великий государь, есть государь премудрый» , «совесть всегда, как друг остерегает, прежде, нежели судья наказывает» . Слова Стародума являются призывом Фонвизина к нравственной чистоте моральных устоев современного ему общества. Одно время он даже издавал журнал с символическим названием – «Друг честных людей или Стародум» В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей.

Читайте также:  Характеристика и образ сони ростовой в романе толстого война и мир сочинение

Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина.

Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше ущербное телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных игр: «Кто хочет стать миллионером» и «Слабое звено» . И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующие глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования

Melok Знаток (331) 2 года назадКомедия «Недоросль» была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения — «говорящие» фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает «являющий свою мать». Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого «… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..» Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: «… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена…» Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. «…Золотой болван — все болван…» Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его: — Поди ж дай позавтракать ребенку. — Он уж и так пять булочек скушал. — Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! извольте смотреть. «… Митрофанушка, коли ученьетак опасно для твоей головушки, так по мне перестань…» Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана — он растет невеждой. Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучкми. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. «… Не хочу учиться, хочу жениться…» Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка. В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством. «… Вот злонравия достойные плоды!» Эта реплика Стародума говрит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.

Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия «Недоросль». Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.

Макс Знаток (310) 2 года назад Надежда Гаврилова Ученик (176) 1 год назад Яна Профи (515) 3 месяца назад

Источник: https://otvet.mail.ru/question/15609853

Сочинение на тему: проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия Недоросль и сегодня изучается в школе и до сих пор является актуальной. Ведь автор затрагивает разные проблемы, что волнуют людей и в настоящее время. Одна из таких проблем есть проблема воспитания в комедии Недоросль.

Тема воспитания всегда не давала покоя Фонвизину, который был за просвещение страны, за то чтобы граждане воспитывались по строгим правилам и были достойными гражданами.

Вот Фонвизин и поднимает в своем произведении проблему воспитания, ведь высший свет состоял из дворян, чье воспитание было поставлено дурно. Повсюду было самодурство и вседозволенность.

Закрывать глаза на это было попросту невозможно, вот и поднимается автором проблема воспитания в комеди.

Совет

Нам же предстоит сегодня написать сочинение по комедии, поднимая проблему воспитания. Достаточно обратить свое внимание на таких героев как Простакова, которая даже читать не умела, и не считала данное умение необходимым. Да и Скотинин тому пример, который с отроду ничего не читывал.

Раскрывая проблему воспитания истинного гражданина, автор показал два взгляда на воспитание. Это патриархальный взгляд, которого придерживалась Простакова. И здесь результатом ее деятельности и воспитания мы видим Митрофана, которого решили учить грамоте, чтобы пробиться в высшее общество.

Простакова говорит Митрофану, чтобы учился для виду, а он тому и рад, ведь он не хочет учиться, ищет любые поводы, чтобы уйти от учебы.

В итоге, за три года он при упоминании науки истории говорит, что и сам знает несколько историй, а дверь у него может быть как прилагательное, так и существительное. Об арифметике и других науках и вовсе говорить не стоит. Митрофанушка невежда, ничего не знает и не стремится к познаниям.

При этом в Недоросли проблема воспитания и образования заключается и в том, что и сами учителя, которые должны были научить молодого человека наукам, не настаивают на учебе. Да и чему они могут научить, когда один из них бывший кучер.

Цыфиркин дал все, что знал, а это говорит о том, что нужно полностью менять систему образования.

Благодаря таким героям, как Простакова, Скотинин, Митрофан, мы и можем ответить на вопрос, как раскрывается проблема воспитания в комедии.

Именно из-за старых взглядов, из-за лени, из-за отсутствия стремления к познаниям, из-за взрослых, которые являясь примером для подражания, Митрофанушки ведут себя наихудшим образом и будет существовать проблема воспитания.

Обратите внимание

Но, не все так плохо, ведь Фонвизин при этом рисует и других героев, таких как Стародум, Правдин, которые придерживались других взглядов. Они поддерживали просветительство и развитие.

При этом и среди молодого поколения есть те, кто хочет развиваться, хочет стремиться к лучшему и здесь появляются образы Софьи и Милона. Эти герои были образованными, честными, добрыми и справедливыми людьми. И пока такие люди есть, страна будет двигаться вперед, ну а Митрофанушки, они были, есть и будут, главное, чтобы мы сами не стали их подобием.

  • сочинение на тему воспитания

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-problema-vospitaniya-v-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl.html

Проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль» Фонвизина

Д.И. Фонвизин – писатель эпохи Просвещения в России, начало которой было положено после реформ Петра Первого. В это время страна очень нуждалась в образованных и талантливых людях, которые бы способствовали развитию государства.

Идеалом человека становится гражданин, получивший хорошее образование и воспитание, любящий свою Родину и приносящий ей пользу. Все видные писатели и литераторы того времени в своих произведениях поддерживали благоприятные перемены.

В обновленной России теперь стали цениться не титул и родословная, не деньги и молва, а только талант и личность самого человека.

Комедия Фонвизина «Недоросль» вышла в свет в 1783 и произвела большой резонанс в обществе. В ней ярко, прямолинейно и без прикрас описывалось противоборство старой России, закостеневшей в своих предрассудках, и новой, желающей меняться и трудиться ради блага Родины.

В комедии очень четко проведена грань между положительными и отрицательными персонажами, а мерилом их деления стало отношение каждой из групп к образованию и просвещению. В пьесе автором поставлен остросоциальный вопрос: благо ли образование и воспитание в духе просвещения.

Госпожа Простакова, Митрофан, Скотинин прочно стоят на том, что образование вредно. Они боятся «связываться» с умными людьми. Считают, что много знаний в голове вредит здоровью и т.д.

Основным аргументов в поддержку своей позиции считают утверждение: жили раньше люди без наук, значит и сейчас прожить можно. Да к тому же не дворянское это дело – учиться. Для этого и слуги заведены. А дворянин только повелевай, чего хочет.

Важно

Мерилом успешности для них являются: сундук с деньгами да древний род.

Но госпожа Простакова и Митрофан не желают замечать, что время идет, в стране все меняется, и теперь ценятся уже совсем иные качества. Они по привычке хотят отсидеться в стороне, прожить за счет чужого труда. От себя же никакой пользы не приносят, а только развращают молодое поколение, превращая его в недорослей.

Совсем о другом говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Это положительные герои комедии. Они как резонеры передают авторскую позицию. Стародум – вот истинный деятель эпохи Просвещения! Сильный ум, могучая воля, твердый и справедливый характер, жажда действия, любовь к ближним, гуманизм. Он воспитал свою племянницу Софью совершенно иначе, чем госпожа Простакова воспитала Митрофана.

Стародум дает свободу выбора своей воспитаннице, призывает прежде чем дать ответ задуматься и сказать от своего сердца. Таким образом, он учит Софью принимать решение и быть за них ответственной. Госпожа Простакова же всю жизнь принимала решения за Митрофана, и не только за него. Ни о какой свободе выбора, ни об умении принимать решения и отвечать за свои поступки речи здесь быть не может.

Таким и вырос Митрофан – бездейственным, несамостоятельным, ничего не умеющим. Научился он только ругаться на слуг да льстить тем, кто больше его по титулу. Таких молодых людей, которые не хотели учиться, называли тогда недорослями, запрещали им занимать государственные посты и заключать брак.

Стране требовались умные и деятельные люди, а такие, как Митрофан, не смогли бы помочь в деле преобразований. Россия стремилась к росту и развитию, а старое, закостенелое дворянство тормозило этот рост. Образование очень ценилось.

Именно умным и образованным людям в то время открывалась широкая дорога к успеху.

Да и по сегодняшний день образование дает очень многое. Мне кажется, что это очень важно, что и сегодня люди ценятся больше по знаниям, чем по связям и богатству. Да, конечно, и без этого не обойтись, но все же.

Если до Петровской эпохи простой человек из низов даже помыслить не мог о том, чтобы стать кем-то значимым в жизни, добиться титула и т.д.

, то после Петровских реформ и до сегодняшнего времени каждый человек может достичь успеха в жизни, даже если он из самых низов, главное хотеть этого и не жалеть сил на образование и самообразование. Именно развитие и получение новых знаний способствуют успеху человека.

Источник: http://sochinyalka.ru/2018/11/problemy-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-komedii-nedorosl-fonvizina.html

Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

    Комедия Фонвизина «Недоросль» недаром считается бессмертной. Ее можно поставить в один ряд с такими шедеврами драматургии, как «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, «Свои люди — сочтемся» Островского… Она и по сей день остается любимой читателями и важной в нравственном плане, т. к. поднимает чрезвычайно серьезные проблемы, актуальные и в наше время.

    Одной из таких проблем может быть названа проблема воспитания. Вообще, вся комедия по сути есть комедия воспитания. 

    О воспитании говорят все — начиная с госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Ведь от воспитания зависит очень многое: будешь ли ты принят в обществе, какое будущее ожидает тебя. 

Совет

    Комедия была написана в 1782г. В это время, в царствование Екатерины II, особенно процветало помещичье самодурство, полная вседозволенность. Стоит вспомнить только печально известную историю о барыне Салтычихе. Крепостное право чрезвычайно развращало и молодое поколение дворян, которые не могли в этих условия получить достойного воспитания.

    Тема воспитания всегда волновала Фонвизина. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны.

А в том, что воспитание молодых дворян было поставлено чрезвычайно дурно, сомневаться не приходится.

Нам кажется смешным пример воспитания Митрофанушки, чье имя уже давно стало нарицательным для обозначения неуча, невежды и лентяя, но ведь это был отнюдь не единичный случай. Напротив, весьма редкими казались молодые люди, подобные Милону и Софье.

Конечно, Фонвизин здесь не задавался целью изобразить какого-то конкретного Митрофана. Он, как настоящий художник, пошел по пути реалистического обобщения, типизации, поэтому мы и сегодня вполне свободно можем найти такого Митрофана среди нас.

    Фонвизин в своей комедии показывает также столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального — это Простакова, Скотинин и, как результат их деятельности, Митрофан; и передового, просветительского, представителями которого являются Стародум, Правдин, выразителем идей которых выступают Милон и Софья.

    Простакова и Скотинин стоят на весьма консервативных позициях. Простакова заявляет, что не умеет читать, да и вообще, слыханное ли дело, что «к девушкам пишут! Девушки грамоте умеют!» Сама Простакова с гордостью говорит, что она «не так воспитана», то есть она считает, что женщина не должна уметь ни читать, ни писать.

Читайте также:  Анализ произведения печальный детектив астафьева

Практически она стоит на позициях «Домостроя». Того же самого взгляда придерживается и Простаков, ее муж, и Скотинин, который тоже «от роду ничего ни читывал». Но уже и Скотинин, и Простакова начинают понимать, что времена меняются, и без образования уже нельзя обойтись.

Обратите внимание

Конечно, дворянский титул позволит получить какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество вряд ли даже он поможет, необходимы хотя бы какие-то знания. Поэтому они заставляют Митрофана учиться, нанимают ему учителей. Но и это герои делают на свой лад, то есть формально.

Вроде бы и они стоят на пути прогресса, просвещения, но на самом деле ничуть не уделяют ему внимания, а, напротив, стараются всячески уберечь Митрофанушку от учителей и проклятого учения. 

    Результаты такого обучения мы все прекрасно знаем, вспомните знаменитое митрофанушкино «прилагательно, потому что она [дверь] приложена к своему месту». Мы смеемся, слушая его наивные рассуждения об истории, географии, но ведь на самом деле смешного здесь мало. Ведь Митрофан не просто невежда, не знающий абсолютно ничего и не желающий ничему учиться. Он еще и злобный, грубый, жестокий и бессердечный человек. Этот герой вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим ни мать, ни, тем более, отца. И Стародум абсолютно прав, говоря, что это и есть «злонравия достойные плоды». Только такие люди и могут получиться при подобной системе воспитания.

    В противовес Митрофанушке, Фонвизин создает положительный образ молодого человека, воспитанного в прямом смысле слова, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Фонвизин вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что такие люди могут по-настоящему служить своей родине. И в этом он совершенно прав.

    Но, в то же время, в обрисовке образа Милона практически нет наигранности и натянутости, как того можно было ожидать. Ведь, как правило, в таких пьесах положительный герой бывает тупо положителен и только.

Но Милон не таков. Он действует, рассуждая здраво, как любой нормальный человек, в его речах отсутствует всякая напыщенность, т.к. сам Фонвизин был противником любых мишурных украшения, в том числе, и в речи.

    Проблема воспитания проявляется также и в образах учителей Митрофана.

Создавая их, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, «убоявшись бездны премудрости», или Вральману, бывшему кучеру, с голоду занявшемуся учительством, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека.

Из них один Цыфиркин вызывает нашу симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т.к. ничему не смог научить дубинноголового Митрофана. За свою честность учитель получает достойную награду.

Но все-таки и Цыфиркин со своей арифметикой уже не может дать необходимых знаний, А значит, систему образования надо в корне менять, делать ее более светской (вспомните Кутейкина с его псалтырем), научной и, естественно, доступной и общественной.

Важно

    За такую систему воспитания и ратовал Фонвизин, о ней высказывался устами Стародума. А результатом должно было стать появление прогрессивных, образованных молодых людей, способных сделать Россию самым передовым государством. Смеем надеяться, что мечты Фонвизина когда-нибудь по-настоящему воплотятся в жизнь.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/fonvizin-d-i/9420-tema-vospitaniya-v-komedii-fonvizina-nedorosl

Комедия «Недоросль»: недостатки образования, проблема воспитания и формирования облика истинного гражданина

Главная > Литература > Проблема воспитания и нравственности в комедии «Недоросль»

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» появилась в 1782 году, когда правление императрицы Екатерины Великой вступило в свою завершающую фазу.

После подавления восстания Пугачёва императрица отказалась от ранних проектов по демократизации управления и перешла к выстраиванию абсолютистского государства.

Важным этапом на этом пути стало закрепление положения дворянства как самого привилегированного и наиболее защищённого государством класса.

Исключению дворянства из фактически всего населения страны и его последующему преобладанию над этим населением в значительной степени способствовала отмена обязательной службы.

В силу этого разрушилась традиционная с петровских времён схема карьерного роста молодого дворянина в соответствии с Табелью о рангах.

Таким образом, возможность прожить жизнь, как хочется, приводила к определённому безразличию и фатализму в сознании ребёнка, выросшего в дворянской семье, и отчасти в сознании его родителей.

Именно поэтому в XVIII веке резко возрастает количество так называемых недорослей — юных дворян, не получивших необходимого документа о прохождении домашнего обучения.

Без этого документа было невозможно вступление во взрослую жизнь: получение подходящего статусу места и вступление в брак. Это стало одной из причин создания комедии Фонвизина.

Духовная жизнь конца екатерининской эпохи

Несмотря на ужесточение цензуры и сужение границ дозволенного для писателя и художника? искусство и культура находились на подъёме. Екатерина обладала глубокими познаниями в культуре и искусстве, состояла в переписке с выдающимися зарубежными мыслителями эпохи Просвещения.

Императрица способствовала появлению литературных журналов, чаще всего сатирических, и сама была редактором еженедельника «Всякая всячина».

Хотя существует мнение, что под своим именем она публиковала сочинения более талантливых авторов, невозможно отрицать её образованность и подвергать сомнению намерение посредством журналистики и иронии указать обществу на его недостатки.

Стиль классицизм в литературе

Господствующим художественным стилем эпохи был классицизм. Его отличительные черты состояли в следующем:

  1. Жёсткая структура текста.
  2. Требования соблюдения закона трёх единств: места, времени и действия.
  3. Ориентация на образцы античной культуры.
  4. Торжественность и академизм.

Упорядоченность и назидательный элемент идеально вписывались в тогдашние требования к театральному представлению.

Необходимость завершить действие в тот же день, когда оно началось, и в том же месте до известной степени упрощала техническую сторону постановки. Перебор античных образцов и создание на их основе однотипных пьес спровоцировали театральный бум.

Чтобы прикрыть слабость текста и придать некое значение произведению, драматурги использовали многочисленные моральные сентенции в финале. Морализаторство придавало определённую значимость пьесе и полностью соответствовало литературному кредо Екатерины: «Сатира в улыбательном духе».

Совет

Со временем античные персонажи и сцены уступают место отечественному материалу. Не в последнюю очередь это связано и с деятельностью Фонвизина как драматурга. Для усиления воспитательного элемента пьесы часто используются «говорящие имена». Их задача: выразить отношение автора к своему персонажу и пороку или же добродетели, им олицетворяемыми.

В «Недоросле» говорящими именами наделены все: слабый и глупый отец семейства Простаков, его жена, урождённая Скотинина, вместе со своим братом — грубые и невежественные люди, даже жестокие.

Сам недоросль — бестолковый Митрофанушка, как будто бы застывший в детском возрасте со своим уменьшительно-ласкательным именем.

Ничего не смыслящие учителя с фамилиями Кутейкин, Цыфиркин и Вральман в характеристике даже не нуждаются.

Другой шлюз, с помощью которого автор озвучивал публике свои идеалы и фактически напрямую обращался к ней, — наличие в структуре пьесы «героя-резонёра».

Это положительный персонаж, который порицает пороки главных героев и предлагает в итоге свою платформу улучшения нравов. В «Недоросле» таких резонёров два. Оба они наделены говорящей фамилией.

Условно их можно классифицировать в соответствии с занимаемой позицией:

  • Правдин играет активную роль, благодаря ему отрицательные персонажи в финале наказаны. Это чиновник, которому становится известно о бесчинствах Простаковой и её брата в своих имениях. В итоге он производит конфискацию их имущества в пользу государства.
  • Стародум выражает идеи автора, связанные непосредственно с проблемой воспитания и образования в комедии «Недоросль». Будучи воспитателем своей племянницы Софии (как известно, с греческого это имя переводится «мудрость») он проповедует моральные ценности и заботится о её нравственном облике.

Можно заключить, что в совокупности говорящие фамилии и резонёры исполняют необходимую классицизму назидательно-дидактическую роль.

Итак, с одной стороны, мы имеем заданную стилем необходимость воспитания и совершенствования общества, с другой — наличие в России конца XVIII века огромного количества не получивших даже примитивного образования молодых дворян.

Эти два аргумента приводят Фонвизина к написанию комедии, посвящённой нравственной проблематике. «Недоросль» оказался столь успешным и злободневным, что попросту проигнорировал некоторые каноны классицизма и опередил своё время.

«Недоросль» и концепции воспитания

Моральные качества семейства Простаковых

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» постулируется уже самим названием. Фактически главное обвинение предъявляется родителям Митрофанушки, вовсе не стремящимся дать отпрыску качественное образование.

Вместо этого, они нанимают всяких шарлатанов, которые едва смыслят в науках ими преподаваемых.

Возможно, это ощущается семейством Простаковых, но бездарность учителей — не повод им отказывать: главное — получить документ во взрослую жизнь, а не научить ребёнка чему-то полезному.

В настоящее время XVIII век воспринимается как эпоха Просвещения, когда закладывались основы фундаментальных наук, характеризуется развитием философии и окончательной секуляризацией сознания.

И в это же время Простакова училась только по «Домострою» и была глубоко возмущена умением нынешних девиц читать. Отец Митрофанушки, человек от природы глупый и вдобавок стеснённый наделённой крутым нравом женой, проявляет полное безразличие к обучению сына.

В таком контексте неудивительно, что недоросль хочет жениться, а не учиться.

Линия на обвинение родителей в том, что дети глупы и жестоки подчёркивается фамилиями. По отцу Митрофанушка — Простаков, а вот по матери — Скотинин.

Обратите внимание

Глупость, унаследованная от одного родителя, сочетается в недоросле с жестокостью, взятой от другого.

Впору только порадоваться, что младший Простаков так и не стал Митрофаном: он издевается над нянькой Еремеевной и другими крепостными, вместо того, чтобы учиться, резвится во дворе, ссылаясь на болезнь.

Важно заметить, что именно в этом Фонвизин делает значительное отступление от норм классицизма, согласно которым персонаж должен быть либо строго положительным, либо отрицательным.

По-человечески жаль Простакова, которого жена временами колотит, а сын ни во что не ставит.

Сама Простакова, озабоченная тем, чтобы содрать побольше с крестьян, безумно любит сына, и когда тот в финале говорит: «Да отвяжись ты, матушка», падает от потрясения в обморок.

Воспитание Митрофанушки — отрицательный пример

Сцены «уроков» с Митрофанушкой уверенно можно назвать наиболее комичными: дверь превращается в прилагательное, поскольку это нечто «приложено к своему месту», преподаватель арифметики в негодовании резюмирует, что ученик до трёх сосчитать не может, а учитель по всем наукам — бывший кучер, воспользовавшийся потребностью дворянства в учителях.

Своей сатирой Фонвизин жёстко критикует современное ему состояние дел, когда образование необходимо, чтобы лишь получить место, жениться и в итоге унаследовать состояние родителей. Драматург чётко указывает на то, что нынешний недоросль — впоследствии чиновник, который в силу происхождения будет способен воздействовать на судьбу страны.

Кроме того, желание Митрофанушки жениться во многом связано с желанием поскорее избавиться об опостылевших родителей: единственная добрая мысль, которую он может сказать матери, состоит в жалости к тому, как она устала в его сне колотить батюшку. В остальном же отец и мать — «всякая дрянь».

Воспитание Софии — положительный пример

В противовес глупости и жестокости семейства Простаковых, Фонвизин рисует более благожелательную картину, посвящённую воспитательным методам состоятельного дворянина Стародума.

Здесь проблема воспитания в произведении «Недоросль» раскрывается с другой стороны. Стародум вкладывает в голову своей племянницы Софии идеи того, как стать разумным и добропорядочным гражданином.

Девушка от природы является рассудительной и благоразумной, хотя Простаковы-Скотинины видят только тугой кошелёк её дяди, за который в буквальном смысле разворачивается борьба. Она желает выйти замуж за достойного человека, снискать о себе доброе мнение, и Стародум всячески поощряет её в этом.

Разница между Простаковыми и Стародумом проявляется и в методах воспитания. Простакова поручает образование сына совсем неподходящим для этого людям и сама часто вмешивается в учебный процесс. Стародум же общается со своей племянницей, обучение происходит в виде назидательных бесед.

Он не желает задавить её авторитетом и знаниями, вместо этого он делится своим опытом, кратко резюмируя его ёмкой фразой вроде «честный человек должен быть совершенно честный человек», «есть счастье всего этого больше.

Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Столкновение двух концепций и значение комедии

В сочинениях о проблеме воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» часто выделяют два побудительных мотива автора, повлёкших за собой создание этого произведения:

  • критика состояния образования и нравственного облика дворянства;
  • сатира на глупость, царящую внутри привилегированного класса.

Верно это лишь отчасти. Действительно, Фонвизин возмущён, что рано или поздно Простаковы придут к власти и окажутся причастны к управлению. Но представляется, что «Недоросль» не столько сатира на государственное устройство, сколько сатира на людей, формирующих общество.

Истинный смысл пьесы состоит в упрёке тем родителям, которые пренебрегая своими обязанностями, выпускают в свет детей бесталанных и вдобавок жестоких.

Автор понимает, что родители и не видят прока в образовании или в воспитателях, поэтому в финале вся материнская любовь Простаковой оказывается отвергнута, а Стародум произносит крылатую фразу: «Вот злонравия достойные плоды».

Важно

Нравственный урок комедии состоит именно в этом: глупость, жестокость и безразличие родителей являются причиной появления столь большого количества ни к чему не приученной молодёжи.

Читайте также:  Сочинение как печорин относится к проблеме судьбы?

Финалом, где Простаковы лишились имения и сына, Фонвизин подчёркивает их вину и призывает задуматься над тем, какими путями можно было бы избежать такой развязки. Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» имеет определяющее значение именно в контексте обязанностей родителей по отношению к ребёнку.

Исправить же трагикомическую ситуацию с дверями-прилагательными можно лишь в том случае, если родители-Простаковы начнут совершенствовать мир с себя.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/problema-vospitaniya-i-nravstvennosti-v-komedii-nedorosl.html

Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» 2.67/5 (53.33%) 3 votes

Комедия Фонвизина «Недоросль» подняла проблемы воспитания.

Ведь именно от этого зависит, будет ли принят человек в обществе и как социум отреагирует на конкретного индивида. Кстати сказать, о воспитании в комедии рассуждают многие ее персонажи.

Это госпожа Простакова и Правдин, а также иные образы, мастерски созданные автором.

Комедия была написана в 1782 году. Как мы помним из истории, это было время царствования Екатерины Второй. Несмотря на то, что царица хорошо относилась к образованию, в стране процветало самодурство и вседозволенность. Достаточно вспомнить историю о Салтычихе, которая замучила многих крепостных. Крепостное право развращало дворян, оно явилось позорным пятном во всей истории России.

Тема воспитания всегда волновала автора. Он болел за расцвет просвещения в России, а также считал, что дворяне, воспитанные в строгих правилах, станут достойными правителями России. Вместе с тем, автор понимал, что воспитание молодых дворян не является удовлетворительным.

Кажется смешным примеры воспитательных процессов, связанных с Митрофанушкой. Его имя стало очень давно нарицательным для обозначения лентяев и недорослей, невежд и самодуров. Совершенно очевидно, что, увы, но Митрофанушка был не единственным случаем нерадивого воспитания на просторах России.

Напротив, можно было встретить таких людей, как Софья и Милон, но весьма и весьма редко. Таким образом, Фонвизин не имел желание отобразить читателю конкретное лицо – Митрофана. Он, как настоящий творец своего слова, пошел по пути реалистического обобщения. Исходя из этого, посмотрите вокруг, дорогой читатель.

Сколько таких Митрофанов мы можем увидеть среди нас, в век научного и технического прогресса! Фонвизин на страницах своего произведения убедительно показывает столкновение двух взглядов на воспитание.

Это патриархальный взгляд Простакова и Скотинина, а также передовой и просветительский взгляд на воспитание молодого поколения. Приверженцем такого воспитания выступают Милон и Софья.

Простакова и Скотинин стоят на весьма консервативных позициях. При всем этом, Простакова не умеет читать и писать, она говорит о том, что девушка не должна этого уметь делать.

Совет

Словом, здесь и читать не хочется, поскольку совершенно очевидно, что представляют собой такие люди. Это глупость и тупость души и ума, это серость будней.

Иное дело такое образы комедии, как Милон и Софья, которые интересны читателю, поскольку их ум светел и не обделен эрудированностью и широтой взглядов.

Почему же родители Митрофана наняли ему учителей? Да просто они сделали это формально, понимая, что без образования в современный век никуда не выйти: в высшее общество, в особенности. При этом, вроде бы понимая надобность учения, они ругают сам процесс обучения и учителей Митрофанушки.

Что касается образа Митрофанушки, то автор не скупится на «комплименты». Этот человек вырос не только невежей и невеждой, он еще глупый и бессердечный подросток. В противовес этому персонажу, Фонвизин говорит о Милоне, человеке, который принесет огромную пользу Отечеству.

Этот человек умен, сердечен и не эгоистичен.

Проблема воспитания кроется не только в самом Митрофанушке или в его родителях, но и в учителях, которых они наняли для своего ребенка. Вряд ли может чему-нибудь научить человека учитель, который сам не закончил семинарию (Кутейкин) или Вральман, который занялся делом обучения из-за того, чтобы не умереть с голоду.

В принципе, из всего круга учителей, один Цыфиркин вызывает уважение читателя своей прямотой и честностью. Он отказывается брать деньги, поскольку знает, что их не заслужил. Но и Цыфиркин не может дать максимум необходимых знаний. Таким образом, Фонвизин говорит о том, что систему образования нужно в корне менять.

Источник: https://online-urok.ru/tema-vospitaniya-v-komedii-fonvizina-nedorosl/

Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

1. Уровень образования.2. Школа жизни.3. Моральные основы воспитания.

4. Роль невежества и грубости.

Воспитывать — значит приготовлять к жизни…Д. И. ПисаревПроблема воспитания являлась важной и актуальной в любой временной период. И дело здесь не только в том, что родители и дети подходят к ее решению по-разному, вовлекаясь в бесконечный спор двух поколений. Очень важно, что каждый человек вкладывает в это понятие, какие основы закладываются в воспитание.

На этот вопрос всесторонне отвечает комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».В своем произведении драматург создает многогранный образ такого понятия, как воспитание. Он старается не оставить без внимания все объекты: уровень подготовки людей для восприятия новых знаний, моральные основы этого процесса. У каждого из персонажей свой уровень воспитания.

Он формируется на основе двух компонентов. Первый из них основан на жизненных впечатлениях, а второй — на том, что преподносят учителя. Если с таких позиций рассматривать образ Митрофанушки, недоросля из комедии, то ему не дано ни того, ни другого. Его жизненные впечатления ограничиваются рамками собственного дома.

Обратите внимание

Что находится вне этого замкнутого пространства, ему неведомо. И несмотря на то что он так мало знает в этой области, не считает нужным расширять свой кругозор с помощью изучения различных наук, в том числе географии. А зачем постигать такую науку, когда кучер может довести, куда ему приказывают?От учителей Митрофанушка тоже ничего не перенимает.

Наоборот, именно тогда, когда он отвечает урок, мы понимаем, что его знания основываются на искаженных жизненных наблюдениях. Они описаны драматургом с некоторой долей иронии.П р а в д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?М и т р о ф а н. Дверь? Котора дверь?П р а в д и н. Котора дверь! Вот эта.М и т р о ф а н. Эта? Прилагательна.П р а в д и н.

Почему ж?М и тр о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна. Да и какие знания может получить Митрофанушка, если историю ему преподает бывший кучер Стародума Вральман.Так драматург показывает, что недоросль совершенно не воспитан. Он ничего не знает, да и знать не хочет.

Митрофанушка цепляется за любую соломинку, чтобы не идти на урок. Именно поэтому с его уст слетает знаменитая фраза: «Не хочу учиться, хочу жениться».Другие персонажи этой комедии более воспитаны. И дело здесь не только в том, что они получили прекрасное образование. В семье Скотининых к этому относились весьма негативно. Но они смогли приобрести богатый опыт.

А ведь жизнь приносит немало сюрпризов и задает такие вопросы, над которыми проходится и голову поломать. Для Стародума это была школа Сибири, для Милона — службы.

Софье, несмотря на столь юный возраст, тоже пришлось многое увидеть в жизни. Она получила образование в своей семье, но жизнь ее столкнула с Простаковыми и Скотиниными, которые тоже немало уроков преподнесли юной девице.

Но те нравственные основы, которые были заложены в родном доме, позволили ей не опускаться в пошлый и корыстный мир дома Простаковых. Она, живя в другой атмосфере, сразу же почувствовала чуждое ей окружение.

Вот как Софья рассказывает о лицемерном отношении к ней хозяйки дома.

С о ф ь я. Сегодня, однако ж, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну. Совершенно другие моральные основы заложены в натуре Скотинина, брата хозяйки.

Важно

Для него главное даже не нравственное наполнение человека. Он на него не обращает никакого внимания. Поэтому при сватовстве к Софье на первое место выходят свиньи, о которых, кажется, он думает и во сне.С к о т и н и н. …да я на них [10 тысяч] всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям.

В эту категорию невежественных натур можно внести и одного из учителей — Кутейкина, который требует оплаты не за знания, которые он вложил в ребенка, а за обувь, что «истаскал в три года». Очень важно в процессе воспитания иметь хороший пример для подражания. В данном случае можно выделить несколько таких образцов.

Один из них представляет семья Простаковых, в которой муж находится под каблуком своей жены. Он словно видит и живет только ее глазами и словами, не имея своего мнения. При этом их сын, Митрофанушка, хорошо чувствует на чьей стороне власть. Поэтому он встает на сторону матери, понимая, что за этим непременно последует вознаграждение.

И это настолько видно, что бросается в глаза даже Скотинину, который старается особо не вмешивается в семейные дела сестры: «Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».Но Фонвизин все же в этот семейный дуэт добавляется брата Простаковой, который является просто образцом грубости и невежества. Он не разбирает кто прав, а кто виноват и готов наказать каждого.

А как же может быть иначе, если его девиз: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».Но драматург дает нам возможность увидеть и другие образцы для подражания. Среди них можно выделить Стародума, который за свою жизнь приобрел богатый духовный опыт. Но он не забыл и завет отца, который говорил ему: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Именно подобные слова должны стать примером, которому не стыдно подражать. В произведении появляются и эпизодические персонажи, являющиеся образцом для подражания. Об одном из них говорит Милон: «Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой».

Все эти варианты показывают разные оттенки нравственного поведения, которые должны быть взяты на вооружение добродетельными молодыми людьми, которые делают только первые шаги в эту сложную жизнь.В комедии писатель поднимает еще один из аспектов воспитания, когда герои начинают рассуждать о невежестве. Определяет границы такого понятия Сатродум, когда экзаменует Митрофанушку.

Он говорит Простаковой, защищавшей невежество сына, о том, что «в человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь». Это было очень верно подмечено Стародумом. Но хозяйка не то чтобы с этим не соглашается, она, наоборот, приводит в пример своих родителей.

Совет

Г-жа П р о с т а к о в а. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить.

Но с каких бы сторон персонажи не подходил к проблеме воспитания, результат их действий представлен в конце произведения. Митрофанушка отталкивает свою мать, которая вложила в него очень много сил. Но самое страшное, что она сокрушается не о потери того, кого постоянно опекала. Ей важно другое: она лишилась власти. Только после этого Простакова вспоминает о сыне.

Г-жа П р о с т а к о в а (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына! То есть в мире Простаковых на первом месте непременно стоят деньги, власть, сила, а потом уже семья.

Именно такой подход и губит душу недоросля. Можно надеется, что военная служба окажет на него благотворное влияние. Но не стоит забывать, что в основу этой личности уже заложены невежество, которое весьма трудно будет исправить.

Об этом в очередной раз напоминает в конце произведения Стародум: «Вот злонравия достойные плоды!»

Хочется надеяться, что еще не поздно что-то изменить и вырвать хотя Митрофанушку из этого темного царства невежества и грубости. Но в эпиграфе к нашему сочинению представлено очень ценное замечание о том, что воспитание помогает приспосабливаться к жизни.

И на основе этого мы может сказать, что именно Митрофанушка меньше всего готов к жизни в новых условиях. Если рассматривает его под таким углом зрения, то недоросля становится немного жалко.

Однако пример Фонвизина, представленный в такой форме, становится более наглядным и поучительным не только для современников писателя, но и для нас, читателей-потомков.

Не даром Н. В. Гоголь называл произведение «истинно-общественной» комедией.

Обратите внимание

В ней словно в миниатюре драматург изобразил все общество с его положительными и отрицательными качествами. Но мы догадываемся, на чьей стороне автор, так как все отрицательные персонажи представлены в сатирическом свете.

Источник: http://lit-helper.com/p_Problema_vospitaniya_v_komedii_D__I__Fonvizina_Nedorosl-

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector