Теория раскольникова и её крах в романе достоевского преступление и наказание сочинение

Идея Раскольникова и ее крах

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Идея Раскольникова и ее крах.

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно отнести к числу величайших творений того времени. Роман был написан Достоевским в очень тяжелый для России период, когда пошатнулись традиционные основы нравственности. Действие романа происходит в Петербурге, в конце шестидесятых годов девятнадцатого века.

Несмотря на то, что действие происходит в Петербурге, автор показывает нам город больным и безрадостным. Это помогает нам лучше понять состояние героев. Достоевский показывает нам жизнь нижнего слоя населения, с его проблемами.      Главный герой в романе – Родион Раскольников.

Родион – молодой человек, он «был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, темно-рус, роста выше среднего, тонок, строен», но «до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу ….шляпа была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, в дырках и пятнах…

»Учился в университете на юридическом факультете ,который оставил из-за отсутствия средств.

Обратите внимание

Вместо комнаты у Раскольникова была «крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жал кий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

    Радион хочет изменить мир к лучшему, но доведенный до крайности. выдвигает страшную идею, по которой общество делиться на две категории: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление, и все остальные , человечество, слабое и покорное. Раскольникова волнует вопрос: «вошь ли я, как все, или человек?..

Тварь ли я дрожащая или право имею?..»Причислив себя к «право имеющим» Раскольников решил убить старуху процентщицу. Из рассказа, случайно услышанного Раскольников узнает, что старуха очень богата. Дряхлая ростовщица безжалостна и жадна. Совершив убийство Раскольников думал, что спасет сотни жизней :свою семью от нищеты, поможет семье Мармеладова.

Родион решает переступить черту ,которая отделяет его от этих»великих людей». В душе героя происходит внутренняя борьба. Он уверен в правильности своей теории, но ему тяжело переступить через свою совесть. И все-таки переступив через свою совесть он убивает не только процентщицу, но и ее сестру Лизавету.

Раскольников убивает Лизавету случайно, как нежеланного свидетеля. Лизавета была безобидной, кроткой женщиной, нуждавшейся в помощи и защите. Совесть мучает Раскольникова, он боится разоблачения, теряет над собой контроль, его подозрительность не дает ему спокойно жить дальше.

    Деньгами, спрятанными в укромном месте он так и не воспользовался, не смог ни кому помочь. Он разочаровывается в себе, но не отрицает свою идею. Он больше не может терпеть и хранить все в тайне, он признается Соне Мармеладовой в преступлении. Раскольников видит в ней себя, ведь она тоже убивает себя как личность, живя « по желтому билету».

Соня отличается от Раскольникова ,оказывается лучше его. Даже в таких условиях она сумела остаться высоконравственным человеком. Она распоряжается своей жизнью, ради других, а не чужими, ради себя.«Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое…. мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

     Достоевский поднимает проблему вседозволенности , возвышение одного человека над другим. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория , разбивается на практике, принося мучения, страдания, и в конце концов , раскаяние героя романа.

Добавил: Shohina

60521 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00541131370253041302

Сочинение «Теория идеи Родиона Раскольникова и её крах» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение «Теория идеи Родиона Раскольникова и её крах» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 3.00/5 (60.00%) 2 votes

Фёдор Михайлович Достоевский всегда отличался глубиной, проникновенность своих произведений.

Писатель даёт персонажам свободу, поэтому они часто непоследовательны. Особое место в списке его великих творений занимает социально-философский роман «Преступление и наказание». Это произведение является яркой и правдивой картиной общества середины девятнадцатого века.

Роман «проводит» читателя по всем уголкам жизни, порой жестоким и мрачным уголкам.

Главный герой социально-философского романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского – Родион Раскольников, бывший студент. Родион умный и гуманный человек, но при этом живущий в глубокой нищете. Он наблюдателен, да только наблюдения его печальны.

Видит Родион лишь страдания людей и в связи с увиденным размышляет об общественном устройстве. Будучи окружённым сплошным горем, Раскольников создаёт свою бесчеловечную теорию деления людей на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на свершение преступления ради всего человечества.

Особые люди могут морально переступить через людей для достижения своих целей.

Специфика Достоевского в том, что он показывает своих героев в самые сложные периоды их жизни. Во время сильнейшего стресса человек раскрывается во всей своей полноте. Страдание вообще занимает важное место в романах Федора Михайловича. Как писатель с православным мироощущением, Достоевский показывает в своём творчестве, что через страдание человек идёт к истине и свету.

Важно

Теория Родиона Раскольникова – это детище общественной жизни России девятнадцатого века. В то время уже намечались революционные настроения, социальные противоречия всё чаще будоражили общество.

Раскольников пытается понять, к какой категории его теории принадлежит он.

Родион очень хочет быть «власть имеющим», особенным, но неодолимый страх гложет его – а вдруг он «вошь», вдруг он, являясь «тварью дрожащей», осмелился определять, кому жить, а кому умереть.

Раскольников придумал совершить пробу – сильная ли он личность. Жертвой этого эксперимента Родион выбирает старуху-процентщицу. По его мнению, смерть старухи пойдёт всем на пользу, что ей не зачем жить.

Раскольников долго не решается на убийство – ведь это просто лишь на бумаге, в мыслях, но не на деле. Когда преступление совершено – дело за наказанием. Этим наказанием для Раскольникова становится тяжёлое и трудное осознание своего преступления.

Теория, которая должна была спасти «униженных и оскорблённых», сделать Родиона Романовича сильной личностью, только ухудшила ситуацию. Ведь теория эта была создана Раскольниковым на основе собственного самоанализа и некоторых наблюдений.

И это довольно эгоистично – превратить свой самоанализ, собственные догадки в пафосную теорию.

Крах теории для героя означает крах всего. Он теперь отрезан от мира, от людей. Если бы не Соня, Родион не смог бы жить дальше. Мармеладова открыла ему свою «правду» –веру в людей и Бога, искренность. Но всё равно в глубине души Родиона живёт его теория, хоть он и раскаялся, жизнь его остановилась без идеи, без нового смыла.

Лишь на каторге, в последнем из четырёх снов, в котором люди жестоко убивают друг друга ради всего человечества – только тогда мы видим окончательный и бесповоротный крах теории. Родион Раскольников полностью переродился и обратился к христианским – истинным ценностям.

Совет

Роль этого и других снов в романе особая. Ведь сновидения – это часть нашего бессознательного. Описывая сны своего героя Достоевский проникает в святая святых – в глубины души Родиона, скрытые от него самого.

Эволюция снов показательна – первые два сна отражают мироощущение героя, его готовность к решительным действиям.

Последние же два – это отражение внутреннего наказания, неспокойной совести героя, когда ему в сновидении приходит уже убитая старуха-процентщица, а в самом последнем ставится идейная точка теории. Герой освободился теории, освободился для жизни.

Теория оказалась ложной и абсурдной. Будучи порождённой жизнью тяжёлой, несправедливой, жестокой жизнью, теория побеждается так же жизнью, но светлыми её сторонами. Любовь, вера, добро – вот что спасёт человечество.

Фёдор Михайлович показал в своём романе правду – простую, но такую важную истину. Преступление всегда остаётся преступлением. Наказание в любом случае настигнет преступника. Смерть человека ничего не даст, каждый достоин жизни.

Теперь нам незачем повторять путь Родиона, чтобы понять это.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-teoriya-idei-rodiona-raskolnikova-i-eyo-krah-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения. Главный герой романа «Преступление и наказание», бедный студент Родион Раскольников, убежден, что весь род человеческий делится на две неравные части.

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в своей статье, написанной за полгода до преступления, он говорит, что «люди, по закону природы, делятся на два разряда: на низших (обыкновенных), так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово». Смысл деления на два разряда — утверждение «права сильного» преступать закон и совершать преступления. Раскольников говорит об одиночках, возвышающихся над толпой: это — «сверхчеловек, живущий по закону, им самим себе данному. Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

Раскольников берется на деле доказать, что он — необыкновенная личность. Он тщательно обдумывает и приводит в исполнение ужасный замысел: убивает и грабит старую, скупую и ничтожную процентщицу Алену Ивановну.

Обратите внимание
Совет

Правда, при этом принимает смерть и ее тихая кроткая сестра Лизавета, никому не причинявшая зла. Раскольников не сумел воспользоваться плодами своего преступления, его замучила совесть.

[/su_box]

Но сам он верит в свою теорию даже тогда, когда идет признаваться в убийстве, считая, что это он сам не оправдал надежд.

В России переломных шестидесятых многие были склонны считать себя людьми, стоящими над другими. В частности, стремление обогатиться одним ударом было закономерным проявлением духа наживы, обуявшего крупную и мелкую буржуазию (в романе эта стихия именуется Лужиным).

Раскольников добивается не богатства и комфорта, он хочет осчастливить человечество. В социалистические идеи и революционную борьбу он не верил. Он хотел стать таким властелином, который употребил бы силу и власть на то, чтобы вывести человечество из унижения в светлый рай.

Читайте также:  Образ и характеристика софьи фамусовой в комедии горе от ума грибоедова сочинение

Для него власть — не самоцель, а лишь средство воплощения идеала.

При этом Раскольников сам не замечает, как нарушает собственные правила. Для сильной личности не существует других, а он все время пытается что-то делать для людей (то отдает скудные деньги Мармеладовым, то пытается спасти пьяную девочку на бульваре). В нем слишком сильно развито сострадание.

И хотя он доводит замысел до конца, в душе Раскольникова сражаются совесть, протестующая против пролития крови, и разум, оправдывающий убийство. Эта раздвоенность и привела к крушению идеи Раскольникова. Он желал стать Наполеоном и Мессией, Спасителем, в одном лице. Но тиран и добродетель не совмещаются.

Идея Раскольникова не оправдала себя именно потому, что задавленный голодом, болезнью, нищетой Родион оказался живым и совестливым человеком, готовым нести ответственность за свои поступки.

Источник: https://prepodka.net/smysl-teorii-raskolnikova-i-prichiny-ee-krusheniya-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Краткое сочинение: Теория Раскольникова и её крах | Литерагуру

(343 слова)

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — хранилище трагических судеб. Читая книгу, не один раз погружаешься в раздумья не только над судьбами героев этой конкретной истории, но и над тем, что испытывают люди, которых ты видишь каждый день.

Задумайтесь, кто из героев счастлив? Соня Мармеладова? Дуня? Лужин, Свидригайлов? Или Родион? Последний, наверное, несчастен даже в большей степени, чем все остальные.

В этом всеобщем несчастье разрослись корни знаменитой теории Раскольникова, которая не только лишила жизни старуху-процентщицу и ее беременную сестру, но и разрушила личность самого убийцы.

Важно

Главная идея теории Раскольникова — люди делятся на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие». Одни — заурядные и ведомые люди, другие — великие вершители судеб.

Родион говорит: «…большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопролитцы». Возможно.

Но разве главный герой романа – «благодетель и установитель человечества»? Скорее всего, он всего лишь «тварь дрожащая». К этому выводу он и приходит в конце своих душевных терзаний.

Под тяготами жизни Раскольников прогнулся, пошел на преступление не только по отношению к себе, но и к Лизавете, Алене Ивановне.

Но так ли он виноват? По утверждению Дмитрия Ивановича Писарева, известного литературного критика, не идея Раскольникова ведет его к убийству, а стесненные социальные обстоятельства, в которые ставит героя жизнь, лишенная всякого достатка.

Социальная несправедливость, стратификация общества, бедность, антисанитарные условия жизни – все это факторы, приведшие Родиона к воплощению теории. Не зря встреча с бедняком Мармеладовым окончательно убеждает героя к своей правоте.

По моему мнению, подобные идеи возникали не только в раздумьях Раскольникова. Абсолютно все герои вынуждены идти на определенные преступления: кто-то пошел против себя и получил желтый билет; кто-то, окончательно разочаровавшийся в жизни, нашел спасение в алкоголе; кто-то, желая помочь брату, соглашается на брак по рачету. Все эти герои – жертвы несправедливого общественного устройства.

В очередной раз поднимая проблему маленького человека в большом мире, Федор Михайлович хочет сказать: «Смотрите! Они несчастны! Кто в этом виноват?». И ответа точного так никто и не нашел, и не найдет никогда.

Совет

Желтый, болезненный Петербург, серые, мрачные подъезды, шатающиеся, окутанные паутиной лестницы, квартиры – углы, квартиры – клетушки, окна, выходящие на канавы и грязь – вот она, культурная столица.

Вот оно, хранилище трагических судеб…

Источник: https://LiteraGuru.ru/teoriya-raskolnikova-i-eyo-krah-sochinenie/

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» на Сёзнайке.ру

Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению писателя, эта самая логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию, и самую передовую, и самую преступную.

То есть жизнь не может проходить по теории.

И поэтому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека (то есть Раскольникова), одержимого теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова о возможности стоять над людьми («Кто я: Наполеон или тварь дрожащая?»), презирая все их законы, построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других (надо отметить, что тема «униженных и оскорбленных» прошла через все творчество Ф. М. Достоевского и даже один из романов носит название «Униженные и оскорбленные»). Убийство старухи-процентщицы было задумано Раскольниковым как жизненная проверка своей теории на частном примере. Преступление, которое он совершил, — это низкое и подлое дело.

Разумихин, Дуня, Порфирий Петрович, а больше всех Соня Мармеладова — все они подталкивают Раскольникова к мысли о неправильности, антигуманности его теории. Но самую значительную роль в развенчании «наполеоновской» теории Раскольникова сыграла, конечно же, Соня Мармеладова.

Раскольников был первым человеком, который отнесся к Соне с искренним сочувствием, принял ее как «приличную» барышню, усадил рядом со своими родными. Поэтому и неудивительна та страстная преданность, какой ответила ему Соня. Она не понимала, чем может быть интересна для такого человека, как Раскольников.

Ей, конечно же, не приходило в голову, что Раскольников видит в ней почти такого же преступника, как и он сам: оба они, по его мнению, убийцы; только если он убил старуху-процентщицу, то она совершила, может быть, даже более страшное преступление — убила самое себя и тем самым обрекла себя на одиночество среди людей.

Именно в разговорах с Соней Раскольников начинает сомневаться в своей теории. Ему хочется получить ответ на утверждение, можно ли жить, не обращая внимания на страдания, мучения и гибель других.

Раскольников совершил преступление сознательно, что наиболее страшно, презрев свою человеческую натуру. Убив старуху-процентщицу, Раскольников перевел себя в разряд людей, к которому не принадлежат ни «квартальные поручики», ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей «как будто ножницами».

Его человеческая натура не принимает этого отчуждения от людей. Раскольников начинает понимать, что даже такой гордый человек, как он, не может жить без общения с людьми. Поэтому его душевная борьба становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое из них приводит в тупик.

Обратите внимание

Раскольников пока по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, то и дело называет себя подлецом. Но в то же время страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них ему так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы.

И он старается не думать, потому что если он начнет о них думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории — к какому разряду людей.

По логике его теории они должны быть отнесены к «низшему разряду», к «тварям дрожащим», и, следовательно, топор другого «необыкновенного» человека может обрушиться на их головы, а также на головы Сони и Катерины Ивановны. Раскольников, по своей теории, должен отступиться от тех, за кого страдает, должен презирать, ненавидеть тех, кого любит.

«Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…» В этом монологе действительно выявляется весь ужас его положения: его человеческая натура здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией.

Сразу после этого монолога Достоевский дает сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она смеется над ним. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова. Наконец, Раскольников не выдерживает и открывается Соне Мармеладовой.

Происходит столкновение их идей, каждый из них упорно стоит на своем: Раскольников утверждает, что настоящий человек имеет право игнорировать моральные устои общества; Соня же не менее упорно утверждает, что нет такого права. Его теория приводит ее в ужас, хотя с самого начала она была охвачена горячим сочувствием к нему. Раскольников, страдая сам и заставляя страдать Соню, все же надеется, что она предложит ему какой-нибудь иной путь, а не явку с повинной. «Соня же представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут — или ее дорога, или его». Раскольников идет с повинной.

Следователь Порфирий Петрович сознательно старается побольнее задеть совесть Раскольникова, заставить его мучиться, выслушивая откровенные и резкие суждения о безнравственности преступления, какими бы целями оно ни обосновывалось.

Порфирий Петрович увидел, что перед ним не ординарный убийца, а один из тех, кто отрицает устои современного общества и считает себя вправе хотя бы в одиночку объявить этому обществу войну.

Важно

К личности Раскольникова, к его теории и преступлению Порфирий Петрович относится совершенно определенно, — несмотря на необходимость все время хитрить, он однажды высказался прямо: «…убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит…» Однако при самых резких суждениях о Раскольникове Порфирий Петрович прекрасно понимает, что перед ним отнюдь не уголовник, позарившийся на чужое имущество. Самое страшное для общества заключается именно в том, что преступник руководствуется теорией, движим сознательным протестом, а не низменными инстинктами: «Еще хорошо, что вы старушку только убили, а выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»

Раскольников был сослан в Сибирь. Приговор, однако ж, оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению, и, может быть, именно потому, что он не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявил желание сам еще более обвинить себя.

Задача Ф. М. Достоевского состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной бывает сама идея. Идея героя о праве избранных на преступление оказывается абсурдной и ложной.

Жизнь победила теорию, хотя Раскольников стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так бессмысленно и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться, покориться «бессмыслице» нелепого приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/7699-teoriya-rodiona-raskolnikova-i-ee-krushenie-v-romane

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тварь ли я дрожащая,

Или право имею?

Ф. М. Достоевский

В своем романе “Преступление и наказание”, опубликованном в 1866 году, Достоевский исследует проблему “личность – общество”, то есть примирения уникальности одной личности с равноценностью всех остальных людей.

Главный герой романа, бедный студент Родион Раскольников, убежден, что весь род человеческий делится на две неравные части.

В своей статье, написанной за полгода до преступления, он говорит, что “люди, по закону природы, делятся на два разряда: на низших (обыкновенных), так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово”. Смысл деления на два разряда – утверждение “права сильного” преступать закон и совершать преступления. Раскольников говорит об одиночках, возвышающихся над толпой: это – “сверхчеловек, живущий по закону, им самим себе данному. Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее…”

Читайте также:  Характеристика героев романа отцы и дети описание персонажей

На первый взгляд, его рассуждения логичны. Он раздумывает о том, как поступил бы Наполеон, если бы ему для успешной карьеры пришлось бы не завоевывать Египет, а убить жалкую старуху.

Раскольников решает, что для Наполеона такого вопроса просто не существовало: “… власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее”.

Человек “высшего разряда” имеет право взять власть, не останавливаясь ни перед чем.

Раскольников берется на деле доказать, что он – необыкновенная личность. Он тщательно обдумывает и приводит в исполнение ужасный замысел: убивает и грабит старую, скупую и ничтожную процентщицу Алену Ивановну.

Обратите внимание
Совет

Правда, при этом принимает смерть и ее тихая кроткая сестра Лизавета, никому не причинявшая зла. Раскольников не сумел воспользоваться плодами своего преступления, его замучила совесть.

[/su_box]

Но сам он верит в свою теорию даже тогда, когда идет признаваться в убийстве, считая, что это он сам не оправдал надежд.

Он пытался решить для себя вопрос, Наполеон ли он, но потерпел поражение. “Кто же у нас на Руси себя теперь Наполеоном не считает?” – саркастически восклицает следователь Порфирий. В России переломных шестидесятых многие были склонны считать себя людьми, стоящими над другими.

В частности, стремление обогатиться одним ударом было закономерным проявлением духа наживы, обуявшего крупную и мелкую буржуазию (в романе эта стихия именуются Лужиным). Раскольников добивается не богатства и комфорта, он хочет осчастливить человечество. В социалистические идеи и революционную борьбу он не верил.

Он хотел стать таким властелином, который употребил бы силу и власть на то, чтобы вывести человечество из унижения в светлый рай. Для него власть – не самоцель, а лишь средство воплощения идеала.

При этом Раскольников сам не замечает, как нарушает собственные правила. Для сильной личности не существует других, а он все время пытается что-то делать для людей (то отдает скудные деньги Мармеладовым, то пытается спасти пьяную девочку на бульваре). В нем слишком сильно развито сострадание.

И хотя он доводит замысел до конца, в душе Раскольникова сражаются совесть, протестующая против пролития крови, и разум, оправдывающий убийство. Эта раздвоенность и привела к крушению идеи Раскольникова. Он желал стать Наполеоном и Мессией, Спасителем, в одном лице. Но тиран и добродетель не совмещаются.

Идея Раскольникова не оправдала себя именно потому, что задавленный голодом, болезнью, нищетой Родион оказался живым и совестливым человеком, готовым нести ответственность за свои поступки.

Источник: http://www.sochuroki.com/smysl-teorii-raskolnikova-i-prichiny-ee-krusheniya-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Почему произошел крах теории Раскольникова?

Сочинения › Достоевский Ф.М. › Преступление и наказание

Готовые Домашние Задания

“Преступление и наказание” — роман идеологический, его сюжет связан с античеловеческой идеей, возникшей в воспаленном мозгу главного героя произведения, бывшего студента Родиона Романовича Раекольникова.

Человек добрый и чуткий к чужим страданиям, оказавшись в безжалостном Петербурге в бесчеловечных условиях, размышляя о жизни, он создает теорию, по которой все люди делятся на два разряда: “тварь дрожащая”, или собственно материал, создающий себе подобных и привыкший к послушанию, и необыкновенных людей, которые призваны повелевать первыми и усилиями которых движется мир, прогресс. Раскольников считает, что все они преступники, то есть преступают ранее установленные законы. Развивая эту мысль, Раскольников утверждает, что они могут разрешить себе “кровь по совести”, если потребуется устранить мешающие препятствия.

Решив проверить, к какому разряду относится он сам, а также помочь матери, сестре, Мармеладовым, Раскольников убивает старуху-процентщицу, тем самым подменяя следствием причину, ведь по его теории: если человек необыкновенный, то он может позволить себе преступление. А Раскольников действует по принципу: если я убью, то я необыкновенный. И проверяет свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал.

Это ведет сразу к нескольким трагедиям: невольному убийству Лизаветы, о которой сказано мимоходом, что она постоянно беременна, смерти матери, узнавшей после суда, что сын — преступник, и к глубокому кризису в душе Раскольникова (“Я не старуху убил, я себя убил!”). Это главное развенчание теории. Вся античеловеческая сущность ее раскрыта Достоевским в сопоставлении преступления Раскольникова с преступлениями Лужина и Свидригайлова.

Обратите внимание

Лужин тоже вооружен своей теорией, расчетом, из которого следует, что если каждый будет сам заботиться о своем благополучии, то жизнь улучшится, настанет пора “всеобщего преуспевания”.

Раскольников оспаривает эти выводы, утверждая, что тогда выходит, “что людей можно резать”. Здесь он наталкивается на противоречие.

Ненавидя Лужина, не принимая его взглядов, он чувствует близость своих убеждений с принципами этого человека.

То же самое происходит и во взаимоотношениях Раскольникова со Свидригайловым. Тот знает, кто убил старуху, и говорит Раскольникову: “Мы с вами одного поля ягоды”.

То есть, идя на преступление ради людей, Раскольников встал в один ряд с Лужиным, скрывающимся в Петербурге после какой-то аферы, и Свидригайловым, совершившим массу преступлений, продиктованных не теорией, а лишь испорченностью собственной натуры.

Свидрйгайлов, как и Раскольников, мучится своими преступлениями. Он кончает жизнь самоубийством, не выдержав сделки с совестью. А Раскольников не собирается этого делать. Даже признавшись в своем преступлении, он еще не разочаровался в теории.

Кроме того, украв деньги, он никому не помог, а Свидригайлов делает это как бы вместо него: устраивает в приют детей Мармеладовых, завещает некоторую сумму Дуне и Соне. Благодаря этому Соня и смогла покончить со своим прошлым, поехать вслед за Раскольниковым на каторгу.

И опять противоречие в теории: Раскольников хотел спасти детей Мармеладовых, а убивает, возможно, будущую мать, Лизавету. Хотел защитить сестру и Соню, а поднял руку против такой же беззащитной. Достоевский ставит этих трех женщин в один ряд.

Важно

Значит, одно преступление ведет за собой другие. Прекрасной цели нельзя достичь дурными средствами.

Самым главным обвинением теории является сопоставление преступления Раскольникова с “преступлением” Сони. Она, переступив через свою честь, возвысила себя, потому что ее цель — помочь детям. А Раскольников, осуществив свой замысел, принес горе не только себе, но и любимым людям.

Соня, несмотря на пережитые страдания, способна любить. Даже Свидригайлов испытывает глубокое чувство к Дуне, и это спасает его. Раскольников же смог полюбить только на каторге, когда отказался от своей теории.

Для Достоевского, верящего в огромную животворящую силу любви, это очень важно. В эпилоге романа герой возрождается к новой жизни любовью, начинает понимать ложность своей теории.

Последствия этой идеи, завладей она всеми людьми, обрисованы в последнем сне Раекольникова: мир превратился бы в “мировую язву” и вымер. Это ли не полное развенчание теории?

Сочинения по теме:

  • Сложный путь Андрея Балконского и Родиона Раскольниковак истинным ценностям жизни . сочинение
  • В чем заключается трагедия Родиона Раскольникова? сочинение
  • Исповедь Раскольникова перед Соней Мармеладовой (эпизод из 4 главы , 4 части романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”). сочинение
  • Раскольников – Лужин – Свидригайлов: одного поля ягоды. Что их объединяет? сочинение

Источник: http://1soch.ru/dostoevskiy-fm/prestuplenie-i-nakazanie/pochemu-proizoshel-krah-teorii-raskolnikova

Сочинение «Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).»

Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия.

В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью.

Совет

В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения.

И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.

Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» – это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии.

Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий».

Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы.

Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей.

Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь».

Обратите внимание

Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая», как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих.

Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей.

Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания.

Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу.

Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории.

Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля—вот логический итог теории Раскольникова.

Читайте также:  Катерина - луч света в темном царстве сочинение

И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим.

Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-teoriya-raskolnikova-po-romanu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Теория родиона раскольникова и ее крушение в романе ф. м. достоевского “преступление и наказание”

КЛАССИКА

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Теория родиона раскольникова и ее крушение в романе ф. м. достоевского “преступление и наказание”

Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению писателя, эта самая логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию, и самую передовую, и самую преступную.

То есть жизнь не может проходить по теории.

И поэтому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека (то есть Раскольникова), одержимого теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова о возможности стоять над людьми (“Кто я: Наполеон или тварь дрожащая?”), презирая все их законы, построена в своей основе на неравенстве людей, на избранностиодних и унижении других (надо отметить, что тема “униженных и оскорбленных” прошла через все творчество Ф. М. Достоевского и даже один из романов носит название “Униженные и оскорбленные”). Убийство старухи-процентщицы было задумано Раскольниковым как жизненная проверка своей теории на частном примере. Преступление, которое он совершил, – это низкое и подлое дело.

Разумихин, Дуня, Порфирий Петрович, а больше всех Соня Мармеладова – все они подталкивают Раскольникова к мысли о неправильности, антигуманности его теории. Но самую значительную роль в развенчании “наполеоновской” теории Раскольникова сыграла, конечно же, Соня Мармеладова.

Раскольников был первым человеком, который отнесся к Соне с искренним сочувствием, принял ее как “приличную” барышню, усадил рядом со своими родными. Поэтому и неудивительна та страстная преданность, какой ответила ему Соня. Она не понимала, чем может быть интересна для такого человека, как Раскольников.

Важно

Ей, конечно же, не приходило в голову, что Раскольников видит в ней почти такого же преступника, как и он сам: оба они, по его мнению, убийцы; только если он убил старуху-процентщицу, то она совершила, может быть, даже более страшное преступление – убила самое себя и тем самым обрекла себя на одиночество среди людей.

Именно в разговорах с Соней Раскольников начинает сомневаться в своей теории. Ему хочется получить ответ на утверждение, можно ли жить, не обращая внимания на страдания, мучения и гибель других.

Раскольников совершил преступление сознательно, что наиболее страшно, презрев свою человеческую натуру. Убив старуху-процентщицу, Раскольников перевел себя в разряд людей, к которому не принадлежат ни “квартальные поручи

Ки”, ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей “как будто ножницами”. Его человеческая натура не принимает этого отчуждения от людей. Раскольников начинает понимать, что даже такой гордый человек, как он, не может жить без общения с людьми.

Поэтому его душевная борьба становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое из них приводит в тупик. Раскольников пока по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, то и дело называет себя подлецом.

Но в то же время страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них ему так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если он начнет о них думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории – к какому разряду людей.

По логике его теории они должны быть отнесены к “низшему разряду”, к “тварям дрожащим”, и, следовательно, топор другого “необыкновенного” человека может обрушиться на их головы, а также на головы Сони и Катерины Ивановны. Раскольников, по своей теории, должен отступиться от тех, за кого страдает, должен презирать, ненавидеть тех, кого любит.

“Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…” В этом монологе действительно выявляется весь ужас его положения: его человеческая натура здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией.

Сразу после этого монолога Достоевский дает сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она смеется над ним. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова. Наконец, Раскольников не выдерживает и открывается Соне Мармеладовой.

Совет

Происходит столкновение их идей, каждый из них упорно стоит на своем: Раскольников утверждает, что настоящий человек имеет право игнорировать моральные устои общества; Соня же не менее упорно утверждает, что нет такого права. Его теория приводит ее в ужас, хотя с самого начала она была охвачена горячим сочувствием к нему. Раскольников, страдая сам и заставляя страдать Соню, все же надеется, что она предложит ему какой-нибудь иной путь, а не явку с повинной. “Соня же представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут – или ее дорога, или его”. Раскольников идет с повинной.

Следователь Порфирий Петрович сознательно старается побольнее задеть совесть Раскольникова, заставить его мучиться, выслушивая откровенные и резкие суждения о безнравственности преступления, какими бы целями оно ни обосновывалось.

Порфирий Петрович увидел, что перед ним не ординарный убийца, а один из тех, кто отрицает устои современного общества и считает себя вправе хотя бы в одиночку объявить этому обществу войну.

К личности Раскольникова, к его теории и преступлению Порфирий Петрович относится совершенно определенно, – несмотря на необходимость все время хитрить, он однажды высказался прямо: “…убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит…” Однако при самых резких суждениях о Раскольникове Порфирий Петрович прекрасно понимает, что перед ним отнюдь не уголовник, позарившийся на чужое имущество. Самое страшное для общества заключается именно в том, что преступник руководствуется теорией, движим сознательным протестом, а не низменными инстинктами: “Еще хорошо, что вы старушку только убили, а выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!”

Раскольников был сослан в Сибирь. Приговор, однако ж, оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению, и, может быть, именно потому, что он не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявил желание сам еще более обвинить себя.

Задача Ф. М. Достоевского состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной бывает сама идея. Идея героя о праве избранных на преступление оказывается абсурдной и ложной.

Жизнь победила теорию, хотя Раскольников стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так бессмысленно и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться, покориться “бессмыслице” нелепого приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя.

Источник: https://goldsoch.info/teoriya-rodiona-raskolnikova-i-ee-krushenie-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Школьные сочинения

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – один из выдающихся произведений мировой литературы (это «энциклопедия жизни России 60-х годов»; бесчеловечность буржуазного общества; поиски выхода из мира пользы и наживы в царство добра и правды).

Необыкновенный преступник  Родион  Раскольников –  главный  герой романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» преступление – убийство ростовщицы – он совершает под влиянием созданной им системы идей.

Что привело Раскольникова к преступлению? События, которые подтолкнули к убийству старой ростовщицы (залог кольца – подарка сестры Дуни; случайно услышанный в трактире разговор студента с офицером об «незначительной, злую (…) старую, (…) всем вредную»; письмо от матери о том, что сестра жертвует собой ради него; встреча с Мармеладовым, история Сонечки, Екатерины Ивановны. Статья Раскольникова «О преступлении» (теория Раскольникова о людях «низших» и «власть имеющих», которые имеют право «ради своей идеи» «переступить» хотя бы и через труп, убивать.

Что повлияло на решение Раскольникова, это желание проверить «вошь» он, как все, или человек, «тварь дрожащая» или «право имеет»; не окружающая среда, а его личные убеждения – идея, которая охватила его и овладела им, и нуждалась в немедленном воплощении. Через страдание – к истине происходит перерождение Раскольникова «свыше», что состоялось на каторге, приход к Богу; убеждение Достоевского в том, что высшая добродетель заключается в покорности, а «страдание – это и есть жизнь»).

Теория Родиона Раскольникова – зарождение и формирование теории под влиянием социальной несправедливости; деление Раскольниковым людей на два типа: низших, или «материал», и «высших», подобных Наполеону, «властителям судьбы»; низшие люди – молчаливо и покорно подчиняются заранее установленному порядку, «властители судьбы» – смело встают против обычаев, которые существуют, дерзко поднимая общественные нормы морали, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Моральное преступление против самого себя преступление Раскольникова – своеобразный тест на высший ранг. «Или тварь я дрожащая или право имею? Вошь я или человек?»; внесение изменений в жизнь человечества отдельными личностями никогда не давало положительных результатов; общие черты «вершителей истории» – эгоизм, стремление к власти, жестокость, неуважение к чужой жизни; в Раскольниковом было слишком много человеческого, чтобы стать Наполеоном (жалеет опороченную девушку, мать, сестру; сочувствует Соне, Екатерине Ивановне, Мармеладову; способен любить); наказание Раскольниковым самого себя за проверку своей теории; стараясь поднять себя в своих глазах над людьми, образовывает психологическую стену между собой и ими, и эта одинокость разрушает его).

Духовное возрождение Раскольникова – осознание Раскольниковым под влиянием поступков Сони Мармеладовой необоснованности своей теории: увидел в Соне не «дрожащую, тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которой направлено на спасение тех, кто гибнет, на действенную заботу о близких; возможность воскресения Раскольникова для новой жизни под влиянием Сониной любви.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Крах теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-666.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector