Трагедия катерины в драме гроза островского сочинение

Судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Драма Островского «Гроза» написана в 50—60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы — разночинцев-интеллигентов. В литературе по-явилась новая тема — положение женщины в семье и обществе. Центральное место в драме занимает образ Катерины.

Взаимоотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой — символ душевного состояния, поэтому каждый из героев характеризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение.

Внутренняя, никому не видимая гроза бушует и в душе самой героини.

Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило отпечаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Детские годы Катерины были счастливыми и безоблачными.

Обратите внимание

Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы богомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина — мечтательница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действительности.

Девушка и не стремится понять действительную жизнь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ангелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску.

Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые проявились уже в детстве.

Еще будучи шестилетней девочкой, Катерина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка.

А позже, в разговоре с Варей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать.

«Отчего люди не летают так, как птицы?» – эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.

Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая, независимая личность, с другой — тихая, религиозная и покорная судьбе и родительской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова.

Катерина не любила своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле матери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир.

Но покинуть его нельзя, она замужняя женщина, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира.

Важно

Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Заключенная в «темное царство» невежественных диких и кабановых, столкнувшись с грубой и деспотичной свекровью, инертным мужем, в котором не видит поддержки и опоры, Катерина протестует. Ее протест выливается в любовь к Борису.

Борис мало чем отличается от ее мужа, разве что образованностью. Он учился в Москве, в коммерческой академии, у него шире кругозор в сравнении с другими представителями города Калино-ва.

Ему, так же как и Катерине, трудно ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он такой же инертный и безвольный, как и Тихон. Борис ничего не может сделать для Катерины, он понимает ее трагедию, но советует ей покориться судьбе и этим самым предает ее.

Отчаявшаяся Катерина упрекает его в том, что тот загубил ее. Но Борис только косвенная причина. Ведь Катерина не боится людского осуждения, она страшится гнева Божьего.

Главная трагедия происходит в ее душе. Будучи религиозной, она понимает, что изменить мужу — грех, но сильная сторона ее натуры не может смириться со средой Кабановых. Катерина терзается страшными муками совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, между праведной жизнью и падением.

Она не может себе запретить любить Бориса, но сама себя казнит в душе, считая, что своим поступком отвергает Бога. Эти страдания доводят ее до того, что она, не выдержав мук совести и опасаясь кары Божьей, бросается в но
ги к мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. Душевные муки Катерины усиливает гроза.

Совет

Не зря Дикой говорит, что гроза посылает наказание. «Я и не знала, что ты так грозы боишься», — говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! – отвечает Катерина. – Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…» Удар грома был последней каплей, переполнившей чашу страдания Катерины.

На ее признание окружающие реагируют каждый по-своему. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живой, Тихон же, наоборот, прощает Катерину.

Муж простил, Катерина как бы получила отпущение грехов. Но осталась неспокойной совесть, да и желаемой свободы она не обрела и вновь вынуждена жить в «темном царстве». Муки совести и боязнь навсегда остаться среди Кабановых и превратиться в одну из них приводят Катерину к мысли о самоубийстве.

Как же могла набожная женщина решиться на самоубийство? Сносить мучения и то зло, которое здесь, на земле, есть, или же уйти от всего этого по своей воле? Катерина доведена до отчаяния бездушным отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность остаться жить.

Гибель ее была неминуема.

В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном царстве».

Источник: http://www.getsoch.net/sudba-kateriny-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza/

Протест катерины в драме а. н. островского “гроза”

А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”.

И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, страшном и одновременно смешном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Болыновых, Подхалюзиных, Диких и Кабановых.

Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного “темным царством”, стало главной темой творчества Островского. Не составила исключения и драма “Гроза”, вышедшая из печати в 1860 году.

Сюжет пьесы достаточно прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека.

Мучимаяугрызениями совести и не желая принять мораль “темного царства” (“Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”), она признается в своем поступке всенародно в церкви. ”После.

этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.

Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского “Гроза”. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”. Беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя “на воле”.

Обратите внимание

Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором часто гуляла и любовалась цветами. Вспоминая о своей жизни в родном доме, она говорит; “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.

Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”.

Катерина отличается от всех представителей “темного царства” глубиною чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет обманывать.

“Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”. Но Катерина – сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Катерина очень любит природу, ее красоту, а также русские песни.

Поэтому речь ее – эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная – проникнута высокой поэзией и иногда напоминает народную песню.

Воспитываясь в родном доме, Катерина приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, соблюдение обычаев. Она нигде не училась и любит слушать рассказы странниц, богомолок, серьезно воспринимая все их религиозные предрассудки; это и заставило Катерину воспринимать свою любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти.

Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, она очень тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.

Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против “темного царства”, в котором она не нашла счастья, свободы и независимости.

Измученная и страдающая, Катерина кончает жизнь самоубийством, доказывая тем самым свою правоту, нравственную победу над “темным царством”.

Важно

Добролюбов, давая оценку образу Катерины, писал: “Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!”.

То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/protest-kateriny-v-drame-a-n-ostrovskogo-groza/

Школьные сочинения

Трагедия Катерины  в столкновении с людьми не способными ее понять.

В пьесе, которая застает Катерину уже с началом любви к Борису Григорьичу, все еще видны последние, отчаянные усилия Катерины – сделать себе милым своего мужа»; «Тихон сам по себе любит жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может». Катерина «никогда… не жалуется, не бранит свекрови; сама старуха не может на нее взнести этого; и, однако же, свекровь чувствует, что Катерина составляет  для   нее   что-то   неподходящее,   враждебное.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала: «Без этого нельзя, – говорит ей Варвара, – ты вспомни, где ты живешь; у нас на этом весь дом держится…» Катерина поддается своему положению, выходит к Борису ночью, прячет от свекрови свои чувства в течение десяти дней.

К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свобод.

Все окружающие полны суеверного страха, и все окружающие, согласно с понятиями и самой Катерины, должны смотреть на ее чувство к Борису как на величайшее преступление. Приехал муж, и жизнь ей стала не в жизнь.

Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела; надо было опять воротиться к своей черствой, тоскливой жизни, – это ей показалось горче прежнего.

 Такое положение невыносимо было для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала… и конец был тот, что она не могла вытерпеть – при всем народе покаялась во всем мужу.

С «преступницею» приняли меры… обычные в том быту: муж, по повелению матери, побил маленько свою жену, свекровь заперла ее на замок и начала есть поедом. Она согласна бежать с Борисом, по «Борис ничего не имеет и вполне зависит от дяди – Дикого»; к тому же «Борис – не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье.

Самоубийство Катерины в оценке Добролюбова: «В Катерине видим мы протест против кабаповских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет примириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу».

Общий смысл пьесы Добролюбов видит в словах Тихона, произнесенных над трупом жены.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » В чем суть трагедии Катерины в пьесе «Гроза» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-713.htm

В чем причина драмы катерины в пьесе а.н. островского «гроза»?

Драма А.Н. Островского «Гроза» – самое значительное произведение драматурга – появилась в 1860 году, в пору, когда ломались устои крепостничества и в душной российской атмосфере действительно собиралась гроза.

В основе произведения – конфликт молодой женщины Катерины с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Понять, почему возник этот конфликт, почему конец драмы столь трагичен, можно, лишь заглянув в душу Катерины.

Со слов Катерины мы узнаем о ее жизни в девичестве: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству, «наряжала, как куклу».

Совет

Жизнь в родном доме была свободной: девушка рано вставала, шла умыться к роднику, поливала ключевой водой цветы, которых было много в доме, шла с матерью в церковь, а потом занималась рукоделием и слушала рассказы странниц, которыми вечно был полон дом.

Читайте также:  Сочинение медведев в пьесе на дне горького

От природы Катерина – натура цельная, страстная, мечтательная. Она всей душой искренне принимает веру.

«И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится!» На службе и в снах она часто улетала на небо, парила над облаками, общалась с ангелами.

Ей случалось подняться среди ночи и до утра молиться и плакать. О чем она молилась, о чем плакала – она и сама не знала. Всего того, что противоречило ее представлению о жизни, она просто не замечала, уносясь в мечтах на небо.

При всей своей набожности Катерина наделена от природы сильным характером и свободолюбием.

Однажды, в возрасте шести лет, обидевшись на что-то, она ночью убежала на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! Еще одной важной деталью ее жизни было то, что она жила в своем мире, отгороженном от реальной действительности.

Жизнь ее была чиста и целостна, душа пребывала в покое. Наивная, добрая, набожная девушка с задатками сильной, целостной, свободолюбивой личности – вот что такое Катерина до замужества.

Замужество меняет все. Хотя Катерине в каком-то смысле даже повезло: ее муж хоть и подчинен матери, но жену не обижает и даже по-своему защищает. Отчего же мы с самого начала пьесы понимаем, что душа Катерины страдает и мечется?

Первое, чего лишилась Катерина, выйдя замуж, – свободы. В доме, не ставшем для нее родным, ей тяжело от самой необходимости жить в замкнутом пространстве, быть запертой в четырех стенах, ограниченной лишь кругом домашних забот.

Обратите внимание

Катерина уважает себя, и домостроевские замашки Кабанихи постоянно ранят ее чувствительную душу. Она не умеет не замечать их и не реагировать на них, она не хочет и не может молчать, выслушивая незаслуженные попреки.

Отстаивая собственное достоинство, Катерина разговаривает со свекровью на «ты», как с равной себе.

После постоянного общения с природой, которым было наполнено ее детство, для Катерины невыносимо затворническое существование, полное обмана, лицемерия, жестокости, бесправия, подчинения чужой воле, ей душно и скучно в доме свекрови.

К тому же замуж ее выдали очень рано, без любви, она, по словам Вари, не нагулялась в девках, сердце ее «не уходилось». Но по мнению самой Катерины, оно и не «уходится» никогда: «слишком горячей родилась». Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить.

Тиша, голубчик, ни на кого тебя не променяю». Но любить искренне и открыто, как того просит душа, в «темном царстве» не принято: Кабаниха одергивает невестку: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься».

Катерина признается Варваре: «Да здесь все как будто из-под неволи».

Глотком свободы становится для нее чувство к Борису, вспыхнувшее с первого взгляда и ставшее причиной ее нескончаемых душевных страданий. Для набожной женщины сами помыслы о любви к чужому мужчине греховны. Отсюда подавленность Катерины, страх, предчувствие близкой гибели.

Внешне она еще ничего не совершила, но уже преступила свой внутренний нравственный закон и терзается чувством вины. Вот почему она уже не испытывает восторга от посещения церкви, не может по-прежнему молиться, не в состоянии сосредоточиться на своих мыслях.

Тревожные думы, бередящие душу, не дают ей любоваться природой. Изменились и ее сны. Вместо райских кущ видится ей кто-то, кто обнимает ее горячо-горячо и уводит куда-то, и она за ним идет.

Важно

Внутренне она уже согрешила и осознает свою любовь как «страшный грех», а потому боится умереть вдруг, без покаяния, предстать перед Богом «как… есть, со всеми… грехами, со всеми помыслами лукавыми».

Ей тяжело дома, ей хочется бежать от свекрови, которая все время унижает ее человеческое достоинство, от тоски она готова что-то сделать с собой. Борясь со своими чувствами, как утопающий, хватающийся за соломинку, она просит мужа не оставлять ее одну.

Но тот говорит, что сам устал от жизни в маменькином доме и хочет погулять на воле. Нет у Катерины и детей, а они могли бы скрасить ее одиночество и стать ее опорой: «Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их.

Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это».

Так Катерина остается одна. Варя не понимает ее, считает слишком мудреной, выступает в роли искусительницы, передавая ключ от калитки и обещая прислать Бориса. По ней – делай что хочешь, лишь бы все было шито-крыто. Когда-то и она, как Катерина, не умела врать, но жизнь научила ее и вранью, и лицемерию.

Почему в борьбе мотивов: увидеть Бориса или выкинуть ключ -побеждает первое желание «будь что будет, а Бориса я увижу!»? Катерина не лукавила даже перед самой собой, она знала, что идет на грех, но, видимо, настолько непереносимой стала для нее ее жизнь, что она решает: «Мне хоть умереть, да увидеть его». И на первом свидании Катерина говорит Борису: «Ты меня загубил!»; «Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!»

Жить со столь тяжким грехом на душе Катерина не может. Потому-то она так боится грозы. Она для нее – проявление гнева Божьего. Быть убитой грозой (а она уверена, что та обязательно убьет ее) и предстать перед Богом, не раскаявшись, кажется ей невозможным. Ее собственный суд над собой для нее невыносим.

Сокрушены ее внутренние устои. Тут не просто «семейный обман» – произошла нравственная катастрофа, нарушены казавшиеся Катерине вечными моральные нормы. Единственным способом спасения своей души считает она покаяние.

Но ее публичное признание не нужно никому, даже мужу: «Не надо, не надо! не говори! Что ты! Матушка здесь!»

В представлении обывателей ее страдания и не трагедия вовсе: мало ли случаев, когда жена погуливает в отсутствие мужа. К тому же Тихон любит Катерину и прощает ей все. Но она не в состоянии простить саму себя, и оттого жизнь превращается для нее в постоянную муку, одна смерть кажется ей избавлением.

Катерина не стала бы Катериной, получившей литературное бессмертие, если бы у нее все было «шито-крыто». Так же как нестрашен для нее суд людской, так невозможна для нее никакая сделка с совестью. «Нет, мне что домой, что в могилу – все равно… В могиле лучше».

Душевная драма Катерины заканчивается трагедией. Такое наказание за свой грех назначила сама себе эта решительная, цельная, русская натура. И если на минутку забыть, что пьеса написана полтора столетия назад, то можно увидеть, что подобная драма могла случиться не только в ту отдаленную эпоху, она возможна во все времена.

Совет

Потому что это драма свободолюбивой личности, которая не может развернуться в невыносимом для себя окружающем мире насилия, прежде всего над человеком. Это драма нравственной личности в мире окружающей безнравственности. В самой невозможности для человека примирить эти противоречащие начала я и вижу причину драмы Катерины.

Источник: http://lit-helper.com/p_V_chem_prichina_drami_Katerini_v_p-ese_A_N__Ostrovskogo_Groza

Трагедия Катерины

Катерина – энергичная, благородная личность молодой женщины. Она не может подчиниться самодурному гнету и принизиться; она не может пойти и на сделки с совестью, вступить на дорогу лжи.
Поэтический образ Катерины – несомненно, один из важнейших образов творчества Островского.

Личность даровитая, впечатлительная и сильная духом, Катерина выросла под влиянием важнейших явлений русской жизни и под впечатлениями широкой и могучей волжской природы. Резвый ребенок, любимое дитя в родной семье, она жила дома, «ни о чем не тужила, точно птичка на воле»; мать в ней «души не чаяла».

Весело было на сердце у живой и чуткой девочки. Вставши рано утром, умывшись на ключике и поливши свои любимые цветы, отправлялась Катерина с матерью в церковь.

Дом их был старинный, благочестивый; он всегда был полон странниц да богомолок; эти странницы повествовали, когда домашние сидели за работой (а работали больше золотом по бархату), повествовали, где они были, в каких святых местах, рассказывали жития святых, пели духовные стихи. Потом всем домом шли к вечерне; потом Катерина гуляла по саду, «а вечером опять рассказы и пение».

Катерина любила молиться, молилась с любовью и вдохновением: в храме она чувствовала себя как в раю, – не помнила времени, никого не видала, мечтались ей ангелы, следила она своей фантазией за их полетом и пением в столбе света, идущего вниз храма из окон купола.

Божий мир, утро в саду, восход солнца вызывали в душе ее религиозное умиление, слезы восторга, чистую беспредметную молитву.

И снились ей чудные и чистые сны: храмы золотые, деревья и горы, какими она видела их на иконах; слышалось ей райское пение, и летала во сне по воздуху, легкая и просветленная.

Обратите внимание

Религиозные впечатления возвышенно настроили душу молодой девушки и остались в ней на всю жизнь.
Выйдя замуж, Катерина так же восторженно любила церковь и молитву.

«Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! – говорит Борис Григорьевич. – Какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

Сохранилась на всю жизнь в душе Катерины и светлая мечтательность: «Отчего люди не летают так, как птицы! – говорит она своей золовке Варваре.- Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.

Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» Душа Катерины пылкая и энергичная.

– «Такая уж я зародилась горячая!» , – говорит она. «Я еще лет шести была, не больше, так что сделала. Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега.

На другое утро уж нашли верст за десять!»
Сила духа, не покоряющееся гнету, благородное упорство не покидают Катерину до смерти: насилие встречает с ее стороны горячий, огненный протест; Катерину нельзя принизить, сделать безответной и безмолвной.

Когда Варвара удивляется, что она какая-то мудреная – не хочет жить и поступать так, чтобы все было шито да крыто, Катерина говорит ей:

– Не хочу я так. Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.- А не стерпится, что ж ты сделаешь? – спрашивает Варвара.- Что я сделаю?- Да, что сделаешь?- Что мне только захочется, то и сделаю. -Сделай, попробуй, так тебя здесь заедят.

– А что мне! Я уйду, да и была такова.- Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена.

– Эх, Варя; не знаешь ты моего характера! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.

Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!

Идеализм религиозных верований и чистой возвышенной мечтательности высоко поднял душу Катерины над пошлостью и пороком жизни; для нее невозможны сделки с совестью; серьезно, с благоговейным уважением смотрит Катерина на то, что признает нравственным законом.

Она вышла замуж еще почти ребенком, не понимая, может быть, значения брака, не зная человека, который стал ее мужем. В муже Катерина не нашла любящего сердца, которое бы ответило ее душевным требованиям, которому она могла бы отдать свое сердце.

А между тем юность делала дело: Катерине хотелось любви, счастья – и она полюбила чужого человека. Она испугалась этого чувства:

«Ох, девушка,- говорит она Варваре, – что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю… быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх,такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда тянет, а удержаться мне не за что.

Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду… Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы.

Важно

И такая мысль придет на меня, что кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…»
Признать свою любовь правдой Катерина не может, потому что она хочет быть верной, и, действительно, верна нравственным законам окружающего ее быта.

Чувство свое она считает и называет грехом: «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю!» -говорит она.

Катерина хочет быть не только в мире со свекровью, она хочет любить Кабаниху дочерней любовью: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты», – говорит она искренне.И так же искренне и правдиво хочет она жить с мужем в любви и совете, быть ему верной женой.

Читайте также:  Образ и характеристика лебезятникова в романе преступление и наказание достоевского сочинение

Она в нем ищет опору против своего чувства к Борису Григорьевичу.«Тиша, не уезжай, – просит бедная женщина, уже сознавая возникшую в сердце незаконную любовь.

– Ради Бога, не уезжай! Голубчик, прошу тебя!»

А когда Тихон говорит ей, что нельзя не ехать, если маменька посылает, она просит:

«Ну, бери меня с собой, бери!… Тиша, голубчик, кабы ты остался, либо взял меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого!»Она высказывает ему свои опасения, что без него «быть беде, быть беде!» Она, наконец, просит его взять с нее «какую-нибудь клятву страшную…

» И на его глупые отнекивания от всех ее просьб, от всех попыток спасти себя и его, отвечает из души вырвавшимся криком тоски: «Ус¬покой ты мою душу, сделай такую милость для меня!»

Потом, когда Тихон не внял ее мольбам и уехал, она все еще не теряет надежды остаться верной закону.

Она жалеет о том, что у нее детей нет, они бы спасли ее.

– «Эко горе! Деток-то у меня нет; все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, ангелы ведь это».

И вот, оставленная на произвол судьбы, без поддержки и сочувствия, Катерина, наталкиваемая на грех единственным хоть сколько-нибудь ее жалеющим, если не любящим человеком, Варварой, предается своему чувству к Борису, предается всей душой, искренне и горячо.

«Мне хоть умереть – да увидать его!» – восклицает она, и назначает Борису свидание, а на свидании говорит ему, кидаясь на шею: «Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь?»

Но сближение с любимым человеком приносит ей не счастье, а горе и муки.

И не утешить ей этих мук никакими оправданиями, никакими соображениями, вроде того, что: «В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову придет… Долго ли в беду попасть!.. А горька неволя, ох, как горька!»

В самую минуту свидания она мучится тяжелой внутренней борьбой.«Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? – говорит она Борису. – Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски… пойми ты меня, враг ты мой: ведь до гробовой доски!»Счастливая взаимностью, она желает, в то же время, смерти.

Говоря Борису: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?», она, однако, болезненно, мучительно желает этого суда, как своего спасения.«Говорят, даже легче бывает, – рассуждает Катерина, – когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься».Муки бедной женщины происходят, во-первых, оттого, что она грехом считает самое свое чувство: «ты меня загубил…

загубил, загубил», – говорит она Борису; во-вторых, оттого, что правдивая натура ее не выносит лжи и обмана: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», – искренно и просто заявляет она Варваре; и действительно, когда возвращается Тихон, она становится сама не своя. Варвара боится, что она бросится мужу в ноги и все откроет. Так и случается.

Совет

В угрожающих словах сумасшедшей барыни, в раскатах грома, в картине геенны огненной Катерина слышит упреки совести, грозящей наказанием в загробном мире за радости земного счастья. И она бросается к мужу и, при свекрови, при народе, все открывает ему.Это вторичная, уже бессознательная попытка Катерины примириться с окружающим ее миром…

Если бы этот мир великодушно простил ее и принял, она бы всей душой привязалась к мужу и энергией воли пода¬вила бы свои личные порывы.Но еще не совсем изнемог дух бедной женщины: она еще хочет видеть Бориса, она еще на него возлагает некоторые надежды: «Возьми меня с собой отсюда!», – просит она его, как прежде просила мужа.

И как прежде муж, так теперь Борис, тоже приниженный и безвольный человек, хоть и в более образованных и мягких формах, отказывает ей: «Нельзя мне, Катя; не по своей я воле еду; дядя посылает, уж и лошади готовы…»Это – последняя капля, переполнившая чашу; для Катерины больше нет в жизни никакой опоры – и не нужно ей больше жизни.

В кротком сердце ее не возникает злого чувства против человека, невольно обманувшего ее надежды. «Поезжай с Богом; не тужи обо мне», просит она Бориса. И с этой минуты все мысли ее сосредотачиваются на смерти и на могиле. Все земное от нее отстранилось, – и к ней вернулась ее прежняя, чистая мечтательность с возвышенным религиозным оттенком.

Она не может идти в дом, вернуться к жизни: ей все там противно.«Умереть бы теперь!» – мечтает она. «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя!… Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»«В могиле лучше, под деревцем могилушка… как хорошо! Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая…

птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут; цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие… всякие… Так тихо, так хорошо!.. А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!»

И она уходит из жизни – уходит спокойно, навеки, в глубокий омут Волги.

Источник: http://biblioman.org/compositions/ostrovsky/groza/tragediya-kateriny/

Образ Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза»

В годы, когда создавалась «Гроза», в одном из волжских городов произошла трагедия: утопилась молодая женщина из купеческой семьи. Многое совпадало, чтобы посчитать, что именно это происшествие положено в основу драмы, но не совпадало лишь одно ― сроки: «Гроза» к этому времени была уже закончена…

Этот факт лишний раз убеждает нас в том, что А.Н. Островский ― «летописец русской жизни». Пеаред нами драма. И драма эта ― самое решительное произведение Отровского, где отношения самодурства и его жертв доведены до предела. И этим пределом стала гибель главной героини.

На первом плане общая, не зависящая ни от кого из героев обстановка жизни. Пьеса изображает «темное царство» со всеми его проявлениями: невежеством, безнравственностью, предрассудками.

Обратите внимание

Но царство это окружено красотой, светом. Люди Калинова живут в благословенных местах: город стоит на берегу Волги, весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства.

И наряду с этой красотой перед нами предстают люди, которым эта красота чужда.

Герои «Грозы» живут в мире кризисном и катастрофичном. Эта катастрофичность сродни предгрозовой атмосфере: что-то еще сдерживает стихию, но дух борьбы и противостояния незримо витает в воздухе. Столь же естественно и неизбежно собирается гроза человеческого духа, сколь неизбежной будет гроза над городом Калиновым. Но в чем причины собирающейся грозы?

Едва ли мы можем винить в этом Кабаниху или Дикого. Нет, прежде всего виновато время, которое их воспитало, которое подчинило их своим законам. Да, старые порядки постепенно забываются, на смену им приходят новые, но именно от этого, от понимания того, что прежней властью они уже не обладают, самодурство Дикого и Кабанихи порой доходит до абсурда.

Когда мы говорим о Кабанихе, перед глазами у меня возникает образ ее дома. Дом этот очень крепкий, основательный, жизнь семьи течет за высокими дубовыми заборами. Везде в доме большие замки.

Замки на всем: на дверях, на сундуках на кладовых.

И как в таких условиях могла спокойно жить Катерина, эта романтическая и возвышенная душа? Недаром она говорит Варваре: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».

Утешение Катерина ищет в мечтах: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица», успокоение в молитвах, в воспоминаниях. Но и это ей не может помочь, она хочет вырваться, полететь, хочет обрести свободу. Но разве может она это сделать, живя с деспотичной свекровью? Оттого и страдает она.

Катерина по своей натуре человек свободолюбивый, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства. Она, как назовет ее Добролюбов, «луч света в темном царстве». Светлое начало естественно в ней, как дыхание, она натура свободолюбивая и страстная.

И вскоре мы понимаем, что у нее один выход. И выход этот ― освобождение. Но ее нравственная чистота исключает возможность легкого освобождения. И освобождение ее трагично.

Трагично оно потому, что рядом с ней не оказалось человека, способного уберечь ее от рокового шага.

Важно

Тихон… Нет, Тихон не мог этого сделать, ведь он всего лишь жалкое подобие мужчины, он марионетка в руках своей маменьки.

И только в конце пьесы в нем ождается нечто похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…» И в этом отношении Кабанов становится выше Бориса, в котором Катерина не нашла ни помощи, ни поддержки.

Но она не винит бориса, нет, наоборот, она казнит себя, казнит за то, что принесла ему неприятности своей любовью. И даже у Варвары, у своей сверстницы, она не нашла понимания. Не нашла потому, что Варвара вышла из среды диких и кабаних. Да, она осталась одна.

Но противоречия существуют и в душе самой Катерины: неустойчивая совесть сталкивается с безоглядной любовью, а страх ― с отчаянным желанием освободиться. В этом и драма. Добролюбов писал: «Она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. в ее характере нет ничего внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри».

Да, Катерина страдает из-за того, что жить она привыкла руководствуясь чувствами, а вдоме мужа и на ее чувства пытаются повесить замок. Видимо, когда-то и Кабаниха была а месте Катерины, когда-то и она пришла в дом мужа.

Но у нее и у Катерины существенное отличие: Марфа Игнатьевна позволила жизни сделать из нее Кабаниху, Катерина же предпочитает остаться «лучом света», она не захтела жить в «темном царстве», не захотела подчиняться его волчьим законам.

Она решает, что бросившись в Волгу, она навсегда обретет свободу, она избавится от жестокости земного мира. Но даже здесь она боится, боится, что ее осудят за то, что не смогла вынести всех страданий. И мы чувствуем, что ей настолько плохо, ей настолько тяжело, что не можем не простить ее.

Да, читатель прощает ее, но простит ли он ту жизнь, те порядки, которые привели к таим последствиям? Постепенно меняется жизнь, но самодуры, чувствуя, что их положение теряет силу, становятся еще страшнее и жестче в своих требованиях к людям.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/10/obraz-kateriny-v-drame-ostrovskogo-groza.html

Душевная трагедия Катерины – сочинение по пьесе Гроза Александра Островского

“Душевная трагедия Катерины” – сочинение по пьесе “Гроза” Александра Островского

“Гроза”- наиболее сильное и решительное произведение А. Н. Островского, в котором ярко описаны картины мрачной действительности России дореформенного периода.

Центральный конфликт драмы – столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром ” тёмного царства”, с царством лжи, лицемерия, ханжества, невежества, власти денег, в котором правят “хозяева”, сильные и властные люди.

Именно им противопоставлена светлая и чистая душа главной героини Катерины Кабановой.

С самых первых сцен она привлекает к себе особое внимание. Катерина отличается от всех представителей “тёмного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, поэтичностью натуры. В её образе автор запечатлел всю красоту народной души.

Совет

Свои думы и чувства Катерина выражает простым народным языком, не употребляя обычных в купеческой среде искажённых слов и выражений. Речь героини музыкальна , напевна, напоминает народные песни. В ней много ласкательных и уменьшительных слов: солнышко, водица, дождичек, травка.

А какое чистосердечие звучит в рассказе о её вольной жизни в родном доме, среди цветов, икон, молитв. “Я жила ,ни об чём не тужила, точно птичка на воле”. Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица-символ воли. И Катерина ,как “вольная птица” ,верна чувству свободы, лишь в ней она видит содержание и смысл жизни.

“Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. “Но эта вольная птица попала в железную клетку. И она бьётся, тоскует в неволе.

Со своей мечтательной и романтической душой Катерина чужая в доме Кабановых. С таким характером она не может жить там, где всё держится на лжи, лицемерии, тирании. Не может жить в доме, где жизненная философия хозяйки – пугать, унижать и держать всех в страхе. Ей тяжело терпеть унизительные упрёки свекрови.

Но цельная ,сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. “А уж коли очень мне здесь опостынет, -говорит она, – так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.

Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” Среди жертв “тёмного царства” она выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу,” -отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживёшь.

Самодурная сила “тёмного царства” не согнула Катерину, не отравила её сознания, не заставила лицемерить и лгать. Она живёт с мечтой о настоящей, человеческой жизни.

Её попытка вырваться из “опостылевшего” мира сливается с проснувшимся чувством любви. И в этот момент происходит столкновение любви и долга. Ведь Катерина не может любить так, как робкие жертвы “тёмного царства”. Она хочет открытости, свободы, “честного” счастья. Борис говорит ей: “Никто и не узнает про нашу любовь…

” А Катерина отвечает: “Пусть все знают ,пусть все видят, что я делаю!” Она изменяет своему мужу Тихону, но при этом воспринимает своё светлое чувство любви как смертный грех. И здесь перед нами открывается трагедия женской души, её муки и страдания. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собою.

Читайте также:  Сочинение базаров и родители в романе отцы и дети тургенева

Она не может выбрать между долгом и любовью. Героиня находится в мучительном разладе со своей совестью. Она мечется, тоскует, пытается подавить в себе радость любви, озарившей её жизнь, пытается запретить себе любить и быть счастливой. Но эта борьба с собой, со своими чувствами оказывается героине не по силам.

Обратите внимание

Законы окружающего мира, его уклад и порядок давят на неё. И Катерина жаждет очистить свою совесть покаянием. Она не может больше терпеть. И когда видит на стене галереи в церкви картину “Страшного суда” ,то не выдерживает, падает на колени и принародно кается в грехе. Но это не приносит облегчения.

Трагизм заключается в том ,что героиня нигде не находит поддержки. Даже у любимого человека. “Возьми меня с собой отсюда!” -молит она Бориса. Но слаб и забит её друг. “Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду…” -таков его ответ. Борис -не герой, он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину.

Невозможность найти поддержку и опору в любимом человеке, травля со стороны деспотичной свекрови, столкновение любви и долга -всё это приводит к трагическому концу, ломает судьбу Катерины, толкает её к обрыву.

Она уже не представляет своей жизни без любви и счастья, поэтому жить в доме Кабановой, для которой эти понятия чужды, Катерина не может. И единственный возможный выход для себя героиня находит в самоубийстве.

Мысль о будущем только пугает её, а могила кажется спасением от душевных мук. Катерина уходит из жизни. Но в этом проявляется скорее её сила, чем слабость.

Потому что она не захотела пользоваться жалким прозябанием, которое ей предлагали в обмен за её живую душу, не захотела жить в обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка.

Смерть героини не была бесполезной. Нравственная победа Катерины над “тёмным царством” несомненна. Она озарила царящий в душах и сердцах людей мрак, открыла им глаза, побудила к действию. Её смерть-это страшный вызов самодурной силе, это приговор всему “тёмному царству”. Жизнь героини была коротка, но она, как “луч света”, полыхнула во мраке и оставила зарево над царством тьмы и безумия.

Александр Островский Гроза Пьеса Сочинение Школьная программа

Источник: http://vse-provse.ru/literature/68/

Сочинение на тему «Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза»»

Катерина — главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения — конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.

Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве.

Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой.

Важно

Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую‑нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности.

Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины — безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых.

Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из‑под неволи», — роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.

Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело.

Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» — говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой.

Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.

Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы.

Совет

Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами.

Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни.

Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное.

Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины — она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет.

Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем.

Смерть — ее освобождение.

Источник: https://schoolsochinenie.ru/tragediya-katerin-v-drame-ostrovskogo-groza.html

Сочинение на тему: Душевная трагедия Катерины

         Катерина Кабанова – ключевой образ в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Именно ее душевная трагедия, ее чувства и переживания, ее внутренняя борьба держат внимание читателя от первой до последней страницы.

         Главная героиня не случайно названа Н. Добролюбовым «лучом света в темном царстве». Она действительно не вписывается в мир купеческого городка со своей любовью к природе, Богу, людям, со своим пытливым умом, со своей светлой душой, со своим внутренним достоинством.

Что-то неземное в Катерине замечают люди, которых еще не успело полностью поглотить «темное царство». Тот же Борис утверждает, что «у нее на лице улыбка ангельская».

Обратите внимание

Контраст Катерины с окружающими ее персонажами настолько велик, что читатель практически сразу понимает: это произведение закончится трагедией.

         Со стороны может показаться, что в жизни главной героини есть все, что ей нужно: она не имеет материальных проблем, замужем за мужчиной, который ее любит, живет в уважаемой в городе семье.

Никто и не догадывается, насколько несчастлива Катерина. Она задыхается под постоянным контролем и неприязнью, источаемой властной и недалекой свекровью.

Она страдает от того, что отдана в жены слабому и нелюбимому мужчине, который не вызывает у нее никаких чувств, кроме жалости.

         Шанс на спасение Катерина находит в любви к Борису. Она борется со своими чувствами, понимая, что измена законному мужу – грех. И все же сердце берет верх над разумом: главная героиня выбирает любовь. И именно это, казалось бы, светлое чувство, подталкивает ее к обрыву.

Прилюдно признавшись в запретной любви к другому мужчине, она приближает свою кончину. Окружающие не простили Кате такой смелости, пересуды насмешки, давление преследовали ее повсюду. Любимый не может защитить от всего этого, проявляя слабость.

Добавьте к этому душевные муки по поводу греховности собственного поступка, и становится понятно, почему главная героиня выбирает для себя такой трагичный финал.

         Катерина считает себя виновной в страшном грехе и сама находит себе наказание, которое оказывается для нее одновременно и способом сбежать из этого «темного царства». Катя убеждена, что лишь в смерти она обретет покой: «Под деревцем могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождик мочит…».

Важно

         Катерина не просто падает с обрыва. Она – улетает. Пусть не вверх, как мечтала, а вниз, пусть и несколько секунд, но все же – парит над землей. Трагедия получила невероятно грустную, но ожидаемую развязку. Счастливый финал этой истории выглядел бы фальшиво, потому что один «луч света» не в состоянии прогнать мрак из «темного царства».

Источник: http://testsoch.ru/groza/sochinenie-na-temu:-dushevnaya-tragediya-katerinyi.html

Безысходность главной героини в пьесе Островского “Гроза”

Сочинения › Островский А.Н. › Гроза

Готовые Домашние Задания

Характер Катерины веет на нас

Новой жизнью, которая

Открывается нам в самой

Ее гибели.

Н.А.Добролюбов.

Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”, и в этом я с ним согласна, так как Островский показал бесправность женщины в ту эпоху. Женщина должна была во всем повиноваться мужу, позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Она должна была делать все напоказ, соблюдая старые обряды.

Катерина- “русский сильный характер”, для которого, правда и чувство долга превыше всего.

Детство и юность Катерины прошли беззаботно. Как она сама говорит: …”жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле”. Маменька в ней души не чаяла, наряжала ее, как куклу, работать не принуждала. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую- нибудь работу, так проходил весь день.

С детства Катя была очень смелой, решительной, горячей девушкой. Если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, она становилась упрямой и непокорной. Это подтверждает случай с лодкой. Когда Катерине было шесть лет, она обиделась на родителей, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега. И нашли ее только утром верст за десять.

Отданная замуж за Тихона, она очутилась в злой среде бессердечности и глупого рабского преклонения перед могуществом старых. Кабанова пытается внушить Катерине свои законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз. Так воспитан ее сын. Кабанова и из Катерины намеревалась слепить нечто подобное тому, во что превратила она свое чадо.

Но Катя пытается отстаивать свое право на уважения, не хочет никому угождать, хочет любить и быть любимой. Тихон не дает ей этой любви, а потребность в этом влечет ее к Борису.

Она видит, что внешне он нее похож на других жителей города Калинова, и воображает, что он единственный человек, который решится увезти ее из “темного царства” в сказочный мир.

Совет

Героиня ищет объяснения своим чувствам, в душе желает оправдаться перед мужем, пытается отторгнуть от себя смутные желания.

Самая главная черта ее характера – это честность. Честность перед собой, мужем и другими людьми. Она не может врать, таиться.

Самая большая ценность – свобода души. Живя в родительском доме, она ни о чем не тужила, точно птичка на воле, но, попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в атмосфере назойливой опеки, унижения, подозрительности и лжи.

Не желание принять мораль “темного царства”, способность сохранить чистоту своей души – свидетельство силы характера героини. Она сама о себе говорит: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой.

В окно выброшусь, в Волгу кинусь”.

С таким характером не могла Катя после измены Тихону оставаться в его доме. Ей трудно находится там, где ее не понимают. Перед смертью говорит: “Что домой, что в могилу – все равно… В могиле лучше…”Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и унижений. Грустно такое освобождение, но чего, же делать, когда другого выхода нет.

Героиня погибает, отстаивая свою независимость. Умирая, она спасает свою душу и приобретает желанную свободу.

Сочинения по теме:

  • Борьба за свободу и любовь не боится ни греха, ни покаяния (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») сочинение
  • Связь понятий греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского “Гроза” сочинение
  • Традиционный жизненный уклад и любовь сочинение
  • Конфликт в провинциальном мире сочинение

Источник: http://1soch.ru/ostrovskiy-an/groza/bezyshodnost-glavnoy-geroini-v-pese-ostrovskogo-groza

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector