Вольнолюбивая лирика пушкина стихи список сочинение 9 класс

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Вольнолюбивая лирика Пушкина А.С.»

       Александра Сергеевича Пушкина, прекрасного русского поэта, по праву называют и «солнцем русской поэзии», и реформатором русского языка, и основоположником реализма в отечественном художественном слове.

Поэт с неповторимой красотой, силой и чувством времени писал о сердечных переживаниях, о дружбе, о морали, о своём государстве и мн.др.

Но есть особая тема и вместе с тем особая черта его творчества, которая должна быть также оценена высоко – это непобедимое чувство любви к свободе. 

Обратите внимание

       Александр Сергеевич жил и творил в противоречивую эпоху русской истории. Он, как и многие его современники, хотел расширить права российского общества, ждал свободы. Но империя несокрушимо стояла на своих позициях, что давало поэту новые и новые поводы к стихотворным излияниям души.

Таково произведение «Узник», самый «знаменитый» глас свободы Пушкина. Кто не знает строк: «Сижу за решёткой в темнице сырой»? В этом стихотворении поэт отождествляет волю и орла, для него «вскормлённый в неволе орёл молодой» – это непобедимое чувство свободы во плоти и к тому же зеркало его собственной души.

К этому времени (1822 г.) Александр Сергеевич уже знал не понаслышке, что такое жёсткая цензура и, надо полагать, тяготился этим. Как истинный поэт, он жаждал полной свободы слова, а потому в письменную форму облёк свою мечту.

Его орёл зовет поэта взглядом и криком своим «и вымолвить хочет: “Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! «…»Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..”

       Ещё одной «песней» свободы является ода «Вольность». Само название и жанр произведения говорят об абсолютном восхвалении и примате воли, свободы над порочными человеческими страстями.

Уже первая строфа содержит ярый призыв поэта к своей музе свободолюбивых строк, дабы она затмила его «изнеженную лиру» любовных виршей и дала совершенно новые плоды – плоды, можно сказать, бунтарские.

Ведь далее, на протяжении всего стихотворения, Пушкин обличает тиранию, сетует на «законов гибельный позор», «неволи немощные слезы», «неправедную власть», «грозного гения рабства» и «славы роковую страсть».

Поэт восстаёт против царского абсолютизма, называя императора «самовластительным злодеем», ужасом мира, стыдом природы, упреком богу на земле». Он всеми силами пытается доказать народу несправедливость самодержавной единоличной власти и необходимость её свержения.

Важно

В назидание он рисует картину предательства Павла I и его страшной кончины. Но несмотря на то, что поэт осознаёт грешный позор убийц, он всё же не жалеет о смерти царя, он будто спокойно констатирует: «…Погиб увенчанный злодей». Последнее четверостишие оды – прямое наставление правителям: «Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой». Причём закон для поэта – это не обычный законопроект, а «Вечный Закон» мироздания.

       В творческой кладовой великого русского поэта ещё много произведений, воспевающих свободу человека и народа, например, «Аквилон», «Во глубине сибирских руд…», «Свободы сеятель пустынный» и др. Но уже эти два стихотворения показывают нам, насколько высоко ценил Пушкин безграничную волю и насколько сильна была его любовь к свободе.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/417-sochinenie-na-temu-volnolyubivaya-lirika-pushkina-a-s.html

Сочинение на тему: Вольнолюбивая лирика Пушкина

В 1817 г. после окончания лицея Пушкин переезжает в Петербург. Начинается новый период в его творчестве. Он сближается с будущими декабристами, литераторами, становится активным. членом кружка «Зеленая лампа». Вольнолюбивые настроения, проявившиеся у Пушкина еще в лицее, укрепляются и углубляются в Петербурге.

Вполне закономерно поэтому, что в пушкинской лирике петербургского периода наряду с традиционными для него темами и образами «легкой поэзии» («К ней», «Торжество Вакха», «Всеволжскому», «Платонизм» и др.) возникает целый цикл «вольных стихов», сыгравший важную роль как в творческой эволюции самого Пушкина, так и в литературно-общественном движении его времени.

Вольнолюбивая лирика Пушкина — яркий образец романтического искусства. В развитии русского романтизма Пушкину удалось объединить сильные стороны двух течений} гражданского и психологического.

Его лирический герой проявляет подчеркнутую гражданскую активность, становится трибуном, оратором, использующим в своей политической проповеди высокие традиции русской поэзии XVIII в.

Вместе с тем в новых произведениях гражданские мотивы органически соединяются с лирическими интонациями, что придает пушкинской поэзии более задушевный, как бы доверительный характер. Традиционные жанры — дружеское послание и элегия теперь включают патриотические и общественно-политические мотивы, а в оде, напротив’, проявляются личные чувства автора.

Ода «Вольность» (1817) в наибольшей степени была близнка к традициям классицизма. Однако у Пушкина этот жанр переосмысливается. В оде обычно воспевались цари, царицы, великие государственные деятели. Радищев первый изменил эту традицию, написав оду, прославляющую вольность. По этому пути пошел и Пушкин.

Демонстративно отказываясь от «изнеженной лиры», поэт в первых же строчках провозглашает свою программу. «Хочу воспеть Свободу миру, // На тронах поразить порок». Смелое обличение «тиранов мира», прославление Вольности и Закона сделало это стихотворение поэтической прокламацией, живо подхваченной декабристами.

В иной тональности написано известное пушкинское стихотворение «К Чаадаеву» (1818). По жанру это не ода, а дружеское послание. Однако Пушкин и здесь нарушает установившиеся традиции. Не мотивы дружбы, любви, «юных забав» занимают здесь поэта; перед нами, по существу, воодушевленная ораторская речь, которая посвящена общественно-политическим проблемам.

Совет

Вместо «любви, надежды, тихой славы» Пушкин воспевает «минуты вольности святой». Сам облик поэта-романтика, посвящающего Отчизне «Души прекрасные порывы» и призывающего друзей верить в «Звезду пленительного счастья», был чрезвычайно привлекателен. Своеобразно построено стихотворение «Деревня» (1819).

Первая часть его написана в элегическом плане, здесь возникает традиционный образ поэта, удалившегося от светской жизни к мирной сельской тишине, где его свободная жизнь проходит на лоне пленительной природы. Глубина и подлинность переживаний автора подчеркиваются конкретными и точными деталями.

Вторая часть (запрещенная в свое время цензурой) резко контрастна по отношению к первой. Элегия переходит в сатиру. Настроений

Умиротворенности, внутреннего спокойствия совершенно исчезают, звучат мотивы гражданского негодования, возмущения ужасами крепостного права, античеловеческого по своей сущности.

Следует заметить, что Пушкин (как и многие декабристы) надеялся на то, что крепостничество будет отменено «сверху» — «по манию царя». Вольнолюбивые стихи Пушкина имели огромный успех у передовой молодежи и распространялись по всей России во множестве копий.

Поэт не входил ни в одну из тайных организаций, но его политическая лирика воодушевляла будущих декабристов на борьбу с деспотизмом и рабством.

 

Источник: http://www.getsoch.net/sochinenie-na-temu-volnolyubivaya-lirika-pushkina/

Вольнолюбивая лирика пушкина

Вольнолюбивая лирика пушкина

Тема вольности, свободы была актуальна для Пушкина на всем протяжении его творчества, хотя и вмещала в себя в разные перио­ды творчества поэта разные идеи.

Приехавший в Петербург молодой Пушкин попадает в «Арзамас», в который в 1817 году вступают Н. Тургенев, Орлов и Мура­вьев, которые, будучи активными членами конспиративных групп, рассматривают литературу как средство политической пропаганды. Основная идея — «необходимость уничтожения рабства».

Начало оды «Вольность» Пушкина — демонстративный отказ от любовной поэзии, и обращение к вольнолюбивой Музе вполне в духе этих на­строений. Да и весь круг идей — отношение к русскому самодержа­вию и французской революции — вполне выражает политические концепции Союза Благоденствия.

Обратите внимание

Вольность в понимании Пушкина наступает только тогда, когда выше всех будет стоять не царь, не тиран, а закон и правосудие.

В то же время тема свободы у Пушкина связана с идеей «естест­венного человека» Руссо. Свобода не противопоставляется Счастью, а совпадает с ним. Свободное общество должно обеспечить полноту и расцвет личности, расширение внутренних сил и страстей.

Одновременно с этим тема свободы приобретает личный харак­тер — человек противопоставляется чиновному миру. В стихах по­является идея объединения единомышленников, в это время пи­шется много посланий («К Чаадаеву», «Жуковскому», «Послание к Тургеневу» и т. д.). В стихотворении «К Чаадаеву» выражены стремления в борьбе за свободу, честолюбивые замыслы, желание бессмертной славы:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

В стихотворении 1819 года «Деревня» с темой борьбы за свобо­ду соединяется тема поэта-витии. Кроме того, свобода соединяется с просвещением:

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря!

В годы ссылки тема свободы приобретает романтический коло­рит. В поэме «Кавказский пленник» тема свободы носит философ­ский смысл: герой не только пленник горцев, но и пленник своих страстей, «цепей судьбы». Свободолюбивый романтический герой бежит из тесных городов на волю, но и там он не находит полного раскрепощения, хотя и не жалеет людей города:

О чем жалеть? Когда б ты знала

Когда бы ты воображала

Неволю душных городов!

Там люди в кучах, за оградой,

Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов,

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Алеко не может жить вольной жизнью цыган, он «не рожден для дикой доли, он для себя лишь хочет воли».

В годы южной ссылки Пушкин сближается с Орловым, Раев­ским и другими кишиневскими декабристами и становится вырази­телем их политических идей. В стихотворении 1821 года «Кинжал» Пушкин явно выражает себя сторонником тираноубийства. По идее Пушкина, на каждого тирана обязательно находится кинжал:

Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет

Среди своих пиров.

Цезарь хочет стать императором Рима, но его убивает Брут. Марат становится палачом революции, вольности, и его убивает Шарлотта Конде. «Грозя бедой преступной силе», кинжал стано­вится символом мести для каждого тирана.

Весной 1923 года Пушкин переезжает в Одессу. В это время его ждут два потрясения.

Важно

Первое — подавленная революция в Греции, второе — разгром кишиневской группы заговорщиков, что было связано и с общим кризисом декабризма.

Настроения этого времени выразились в стихах «Свободы сеятель пустынный…», «Недвиж­ный страж дремал на царственном пороге» и т. д. Появляется идея бесполезности всех усилий:

Паситесь мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Кроме того, в южной ссылке Пушкин, разрабатывая тему поэта, приходит к противопоставлению поэта и царя и пишет о свободе внутренней, о свободе человека творчества.

В период Михайловской ссылки вольнолюбивая лирика Пушки­на связана с декабристскими идеями. В 1825 году написано стихо­творение «Андрей Шенье» о гибели знаменитого французского поэта. Пушкин пишет о гибели поэта, чья слава будет бессмертна, который даже перед смертью казнит самодержавных палачей, вос­певает свободу. В стихотворении провозглашается неизбежность свободы:

Постой, постой, день только, день один:

И казней нет, и всем свобода,

И жив великий гражданин

Среди великого народа.

В 1827 году Пушкин пишет послание декабристам «Во глубине сибирских руд». Декабризм требовал осмысления, и первой реак­цией явилось чувство эмоциональной солидарности («Любовь и дру­жество до вас дойдут сквозь мрачные затворы…»).

Пушкин пишет декабристам о небесполезности всего, что было сделано, и о том времени, когда оковы непременно рухнут и настанет царство свобо­ды.

В стихотворении «Арион» Пушкин подчеркивает свою причаст­ность к делу и идеям декабристов и вместе с тем провозглашает: «Я гимны прежние пою…»

В 1828 году Пушкиным было написано стихотворение «Анчар». В нем поэт говорит о несвободе от всякой власти, поэтому любая власть ужасна. Больше того: в этом стихотворении ясно указывает­ся на то, что смерть порождает смерть:

Совет

А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

В конце 20 — начале 30-х годов темой вольнолюбивых стихов Пушкина становится тема внутренней, духовной свободы — свобо­ды поэта и свободы человека. Свобода поэта — это способность не обращать внимание на критику, цензуру:

Все это, видите ль, слова, слова, слова.

Иные, лучшие мне дороги права,

Иная, лучшая потребна мне свобода,

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними,

Никому

Отчета не давать. Себе лишь самому Служить и угождать…

Свобода человека — свобода от всего, что тревожит покой чело­века, препятствует его воле:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить…

И глядь — как раз — умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Источник: https://sochinenya.com/volnolyubivaya-lirika-pushkina/

Сочинение на тему: Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно.

Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы.

В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!»

Петербургский период творчества Пушкина особенно насыщен вольнолюбивой лирикой. В оде «Вольность» поэт выражает желание жертвенно служить идее освобождения страны от рабства:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Читайте также:  Катерина - луч света в темном царстве сочинение

С удивительной отвагой поэт обличает самодержавие и тиранов. Он утверждает, что закон выше власти монархов. Автор ненавидит тиранию и призывает народ к восстанию:

Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

В стихотворении «Деревня» автор, после идиллических картин природы, вновь обрушивается на «рабство тощее» и «барство дикое». Лирический герой с горечью отмечает: «Везде невежества убийственный позор». Поэт жалеет, что его стихи не могут ничего изменить в общественном устройстве страны. Это стихотворение заканчивается не призывами, как раньше, а вопросами, на которые нет ответа:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение-послание «К Чаадаеву» было новаторским в творчестве Пушкина, поскольку сочетало в себе элементы любовной и гражданской лирики. Поэт говорит о взрослении своего лирического героя, вспоминает, какими были его убеждения в юности:

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…

Обратите внимание

Любовь уступила место гражданским чувствам, идеям борьбы за свободу родины. Наступления свободы герой ждет так же нетерпеливо, как «минуты верного свиданья» с возлюбленной. Поэт обращается с пламенным призывом:

Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Поэт верит, что «Россия вспрянет ото сна», царский режим падет.

В элегии «К морю» Пушкин в духе романтической поэзии объединяет стихию моря и свободы. Величавая картина безбрежного моря вызывает у лирического героя образы Байрона и Наполеона – великих людей с мятежными характерами. Свободному морю поэт противопоставляет «скучный, неподвижный берег», где живут люди по своим законам, далеким от справедливости. Герой обращается к морю, восхищается им:

Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас, И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Поэт прощается с морем, клянется в верности «свободной стихии».

К 1823 году свободолюбивые взгляды Пушкина теряют силу и убежденность. Поэт переживает кризис. Он понимает, что призывы к свободе тонут в пустоте равнодушия и непонимания, ими не «разбудить» забитый и неграмотный народ. Надежда на смену власти также несбыточна.

Горечь и бессилие выразились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Поэт пишет от первого лица и подводит итоги своей многолетней борьбы за свободу народа, когда он, как сеятель, бросал семена правды в души людей, но только напрасно потерял время, «благие мысли и труды».

Итог, который подводит Пушкин, жесток и реалистичен. Поэт полностью избавляется от иллюзий:

Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Позже тема свободы у Пушкина перемещается в стихи о поэте и поэзии. Он заявляет о праве художника быть свободным от давления властей и от мнения великосветской «черни».

Источник: https://kodori.ru/sochineniya/pushkin-a-s/volnolyubivaya-lirika-pushkina.html

Вольнолюбивая лирика Пушкина

Вольнолюбивая лирика Пушкина – это тема, которой уделяется особое внимание в ходе изучения девятиклассниками творчества великого русского поэта.

Школьники знакомятся с самыми известными произведениями Александра Сергеевича, ставшими его визитной карточкой и навеки вошедшими в сокровищницу мировой литературы. В качестве итогового задания по теме готовят письменные работы.

Вашему вниманию предлагается сочинение «Вольнолюбивая лирика Пушкина» (9 класс).

Важно

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт и прозаик. Нет в нашей стране человека, который бы не знал его имени. Он вошел в историю своими прекрасными сказками, повестями, рассказами, а главное – великолепными стихами, равных которым нет в мире. Одной из главных тем лирики поэта стала свобода. За нее в своем творчестве Пушкин боролся всю жизнь.

Окончив лицей в 1817 году, и переехав в Петербург, юный Александр познакомился с декабристами – людьми, которых не устраивал империализм, процветавший в то время в России.

И Пушкин, проникшись идеями новых друзей, стал писать стихи, воспевающие свободу и равенство среди людей. На смену любовным поэзиям в его творчестве пришли произведения совсем другого плана.

Некоторые из них понравились мне особенно.

Вот, например, стихотворение «Узник». Это настоящий гимн свободе, которой были лишены в 19 веке большинство жителей России, и поэты в том числе. Крестьяне стонали под крепостным гнетом, а литераторам обрезала крылья цензура. Обо всем этом, наверное, думал поэт, когда писал своего «Узника».

Орел в данном стихотворении символизирует вольную жизнь. Которая манит заключенного, вынужденного смотреть на мир через решетку. Возможно, Пушкин ассоциировал с этим узником себя.

Стихотворение поразило сердца современников поэта и сегодня считается одним из самых сильных в творческом наследии гения.

Еще один образец свободолюбивой лирики Пушкина – ода «Вольность». Данный жанр в поэзии предполагает восхваление, возвеличивание чего-либо.

И до Александра Сергеевича большинство литераторов делали героями своих од царей, полководцев и других правителей. А Пушкин воспел свободу. Которая, по его мнению, дороже всех денег, почестей и тронов на свете.

Совет

В своей оде «Вольности» поэт обличает тиранов, стремящихся поработить все вокруг себя.

Живя в 19 веке, Александр Сергеевич Пушкин, по сути, тоже был узником системы. Он не мог публиковать все, что хотел, подвергался гонениям и, в конце концов, был убит совсем молодым.

Думаю, что его гибель была подстроена: уж слишком он был неугоден царю. Но от многих других заложников империи Пушкин отличается тем, что его вольнолюбивый голос не удалось заглушить никому и ничему.

Даже смерть оказалась бессильной.

Поэт писал, несмотря на все запреты, и добился своего: стихи его дошли до наших дней. Они уже вдохновили миллионы людей на борьбу за свободу, и будут вдохновлять человечество еще много веков подряд!

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/volnolyubivaya-lirika-pushkina.html

Сочинение на тему: Вольнолюбивая лирика Пушкина

С юных лет заветной мечтой, главной жизненной ценностью А.С. Пушкина была свобода. Она лежит в основе дружбы и является необходимым условием для творчества. К этой желанной «звезде пленительного счастья» был устремлен поэт со своими друзьями-единомышленниками. Не случайно тема вольности занимает важное место в его творчестве.

Взгляд думавших о будущем России просвещенных дворян нашел отражение в оде «Вольность». Пушкин с негодованием говорит в ней о неправедной власти, скорбит о лишенном счастья и блага мире, в котором отсутствует свобода. Глашатай вечных истин, автор страстно желает быть услышанным, хочет, чтобы жизнь устроилась по законам свободы. Протестуя против насилия, он обращается к разуму монархов:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона.

В «Деревне» поэт правдиво нарисовал образ русской крепостной деревни. Идиллические картины деревенских пейзажей, изображенных художником слова, — лишь иллюзия счастливой жизни.

«Здесь барство дикое…присвоило себе…и труд, и собственность, и время земледельца», «…покорствуя бичам, здесь рабство тощее влачится…».

Автор показывает, что проявление тирании – типичное для крепостной России явление.

Каждая строчка написанного во время южной ссылки стихотворения «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу в произведении не встречается. Увидев однажды прикованного к цепи орла, поэт представил себя томящимся в темнице пленником. Чем выразительнее в стихотворении описывается неволя, тем ярче ощущается желание вырваться на свободу: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»

Предметом глубоких размышлений А.С. Пушкина были итоги движения декабристов. Стихотворным посланием «Во глубине сибирских руд», в котором отражена вера в будущее торжество гуманных идей декабризма, поэт стремится укрепить дух своих товарищей:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Судьба выступивших в защиту свободы декабристов в аллегорической форме передана в стихотворении «Арион». Выброшенный грозою на берег «таинственный певец» хранит верность своим друзьям и убеждениям: «Я гимны прежние пою».

Совершенным воплощением идеала свободы и гуманного устройства общества является стихотворение «Анчар», созданное в период творческой зрелости поэта. В нем автор хочет показать, как разрушительно влияет рабство на развитие жизни.

Обратите внимание

Смерть раба, гибель соседей – трагические и бессмысленные последствия неограниченной власти человека над человеком.

Гуманист Пушкин дает понять: если зло в природе – только угроза, то, обусловленное произволом «непобедимого владыки», оно всесильно.

Вольнолюбивая лирика характеризует А.С. Пушкина как борца за справедливость и свободу. Она разоблачала самодержавие и крепостничество, призывала современников бороться за свободу России и народа.

Стремясь показать свои заслуги перед Родиной, в одном из последних произведений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» поэт написал:

…в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Название произведения:

Источник: http://po-literature.ru/sochinenie-na-temu-volnolyubivaya-lirika-pushkina.html

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

  Скачать сочинение

    Тема вольности является одной из главных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает значение его в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: “Вольность”, “Сказки”, “Деревня”, “К Чаадаеву”, “Узник”, “Свободы сеятель пустынный…

”, “Пророк”, “Во глубине сибирских руд…”, “Арион”, “Анчар”, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…”, “(Из Пиндемонти)”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.     Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.

    Стихотворения “Вольность”, “Сказки”, “К Чаадаеву”, “Деревня” написаны в петербургский период. К этому времени Пушкин уже достиг значительных высот поэтического мастерства, освоил классицизм, романтизм как литературные методы.     Стихотворение “Вольность”, созданное в 1817 году (в послелицейские годы), написано в жанре оды, характерном для поэзии классицизма.

Но Пушкин является своего рода новатором, так как впервые в оде воспевает не царей и полководцев, а волю, свободу. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:     Хочу воспеть Свободу миру,     На тронах поразить порок…     В стихотворении используется прием олицетворения (“Свобода”, “Вольность”, “Закон” воспринимаются как что-то живое).

    Главная мысль этого стихотворения — закон должен быть превыше всего, власть должна “сочетаться” с ним.     Владыки! вам венец и трон      Дает Закон — а не природа;     Стоите выше вы народа,     Но вечный выше вас Закон…     Но также Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его.

Поэт заявляет:          И горе, горе племенам,     Где иль народу, иль царям     Законом властвовать возможно!..          То есть опасность не только неограниченное самодержавие, но и неограниченная демократия. В этом Пушкин опередил своих современников (будущих декабристов), которые выступали лишь за ограничение власти монарха-самодержца.

В этом стихотворении юный Пушкин упоминает тех людей, которые были для него идеалами, например французского поэта А. Шенье (“возвышенный Галл”). Также в стихотворении находит отражение работа Руссо “Общественный договор” (о роли закона в обществе).

В этот период воззрения Пушкина были близки ко взглядам будущих декабристов, он во многом разделяет их убеждения, и в стихотворении “Вольность” он открыто призывает угнетенных, бесправных людей драться за свою свободу: “Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы!” Но очевидно, что в это время у Пушкина не сложилась еще своя собственная точка зрения, потому что он еще очень молод и в какой-то степени находится под влиянием чужих взглядов. Поэтому даже в одном и том же стихотворении можно найти много противоречий.     Только что Пушкин призывал к борьбе против угнетателей, но в следующих строках уже осуждает убийство Людовика, так как убийство даже злодея преступно:     Молчит Закон — народ молчит,     Падет преступная секира…     Молчание — знак осуждения, и в этих строчках Пушкин использует прием повтора для усиления мотива вины тех, кто это совершил.     В стихотворении Пушкина есть такие строки:     Самовластительный злодей!     Тебя, твой трон я ненавижу,     Твою погибель, смерть детей     С жестокой радостию вижу…     Конечно, в какой-то степени это написано заносчиво, необдуманно, “по юности”, и такое в творчестве Пушкина встречается первый и последний раз.     Это стихотворение звучит очень смело для того времени. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает всех властителей, но и касается личности самого Александра I, что в какой-то степени и привело к ссылке поэта.     В конце стихотворения Пушкин выдвигает свою точку зрения, предлагает выход:     Склонитесь первые главой     Под сень надежную Закона,     И станут вечной стражей трона     Народов вольность и покой…     Чтобы народы были свободны, должен господствовать закон.     Хотя в стихотворении “Вольность” еще много противоречий, “чужих” суждений, но оно, несомненно, является для этого периода пушкинского творчества одним из главных произведений, раскрывающих тему свободы.     Стихотворение “К Чаадаеву” (1818 г.) написано в жанре послания. Стремление к вольности в этом стихотворении воссоздается поэтом как чувство очень личное. В конце этого стихотворения Пушкин выражает свое кредо, там опять присутствует мотив призыва к разрушению самодержавия:     …Товарищ, верь: взойдет она,     Звезда пленительного счастья,     Россия вспрянет ото сна,     И на обломках самовластья     Напишут наши имена!     Стихотворение “Деревня” написано в 1819 году и продолжает традицию жанра идиллии.     Стихотворение состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой, вдохновение. И эта часть полностью соответствует традиционным представлениям об идиллии. Но во вторую часть Пушкин вносит новое содержание. Части соотнесены по принципу контраста, и вторая часть начинается со слова “но” (Пушкин таким образом подчеркивает их противопоставленность). В этой части Пушкин разоблачает невежественное, жестокое крепостничество (“барство дикое”, “рабство тощее”).     Здесь девы юные цветут     Для прихоти бесчувственной злодея…     В стихотворении также присутствует декабристская терминология (“друг человечества”, “просвещенная Свобода” и т. д.).     В стихотворении “Деревня” есть призыв к царю отменить крепостное право, изменить положение народа не “снизу”, а “сверху”.     Увяжу ль, о друзья! народ неугнетенный     И рабство, падшее по манию царя,     И над отечеством Свободы просвещенной     Взойдет ли наконец прекрасная Заря?     Все эти стихотворения объединяет то, что в них поэт обращается к теме политической свободы, которая на этом этапе становится главной в свободолюбивой лирике Пушкина.     Стихотворение “Узник” (1822 г.) — одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Оно построено как исповедь лирического героя, что является одним из признаков романтического произведения, как и неопределенность времени и места действия.     В “Узнике” символом свободы становится орел, который вскормлен в неволе и стремится к свободе. В последнем четверостишье Пушкин использует прием усиления для создания образа свободы, также используется триада — три стихии: гора, безграничные морские просторы и ветер — символы свободы, воли.     В стихотворениях Пушкина звучат не только призывы к борьбе, но и пессимистические ноты. Одним из таких произведений является стихотворение “Свободы сеятель пустынный…” (1823 г.). В нем поэт сравнивает себя с человеком, который оказался один в пустыне и которого никто не слышит. Пушкин воспринимает народ как безответное стадо:     Паситесь, мирные народы!      Вас не разбудит чести клич.     К чему стадам дары свободы?      Их должно резать или стричь.     В стихотворении “Пророк” (1826 г.) слова “свобода”, “воля” не используются, но важен подтекст: чтобы призывать к свободе, нужно вынести непомерные страдания и муки.     Стихотворения 1827 года “Во глубине сибирских руд…” и “Арион” можно объединить, так как они подчинены одной задаче. Эти произведения написаны в поддержку декабристов, в них Пушкин говорит, что он остался верен своим друзьям и их идеалам:     Я гимны прежние пою…     В стихотворении     “Во глубине сибирских руд…”     Пушкин пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение и в конечную победу их дела:     Оковы тяжкие падут,      Темницы рухнут — и свобода     Вас примет радостно у входа,     И братья меч вам отдадут…     Стихотворение “Арион” написано в аллегорическом ключе, в нем с помощью мифологических образов зашифровано очень актуальное политическое содержание.     Пушкин остается верен декабристам, продолжает воспевать свободу.     Стихотворения “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…” (1834 г.) и “(Из Пиндемонти)” (1836 г.) выявляют более зрелые взгляды поэта, его новое отношение к проблеме свободы.     В период “подведения итогов” в творчестве Пушкина идеал свободы политической сменяется идеалом “внутренней свободы”.     В стихотворении “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…” “Воля” воспринимается Пушкиным уже не как декабристская “вольность”: поэт стремится к высшей свободе — свободе духовной. Он открыл, нашел для себя эту высшую свободу, как найдет ее для себя потом Пьер Безухов, герой “Войны и мира” Л. Н. Толстого…     В стихотворении “(Из Пиндемонти)” (оно является своеобразной мистификацией, так как Пушкин из цензурных соображений назвал свое собственное произведение переводом из итальянского поэта) духовная свобода противопоставляется “вольности”, которую Пушкин воспевал раньше:     Иные, лучшие, мне дороги права;     Иная, лучшая, потребна мне свобода…      В этом стихотворении поэт выдвигает своего рода жизненную программу. Он понимает, что смысл жизни заключается не в борьбе с властью или преклонении перед нею, а в духовной независимости, в наслаждении “божественной” красотой природы и “созданьями искусств и вдохновенья”, а также — и, может быть, в первую очередь — в творчестве.     Тема свободы возникает и в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836 г.).     Это своего рода подведение итогов всей творческой жизни Пушкина, его поэтическое завещание, в котором политическая вольность и духовная свобода сливаются в единое гармоничное целое:     И долго буду тем любезен я народу,     Что чувства добрые я лирой пробуждал,     Что в мой жестокий век восславил я Свободу

Читайте также:  Образ прекрасной дамы в творчестве блока сочинение, текст для реферата

    И милость к падшим призывал…

120923 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00090601184864049470

Сочинение на тему Лирика Пушкина А.С

Поэзия Александра Сергеевича Пушкина необычайно разнообразна. Кажется, все было подвластно перу великого русского поэта, все оживало и расцветало под взглядом его глаз. В раннем периоде стиль лирических произведений Пушкина еще не определился. Жанры дружеского шутливого послания, застольные оды привлекали юного лицеиста своим веселым задором.

Знакомый с европейской и русской поэтической традицией, Пушкин пробует стилизации под античную и современную ему поэзию. Часто обыгрывается в ранних его стихах тема монашества («К Наталье», «Монах»), несоответствие между чувствами и положением в обществе… Но в раннюю пору окраска этой темы еще иронична, комедийна, несмотря на крайнюю её серьезность.

Вообще, в первый период стихи молодого поэта носят чаше всего легкий характер — в духе Анакреонта или Парни.

Важно

Пушкину близки были жанры эпиграммы, стилизации под народное творчество (вспомним его стихотворения «Казак» или «Песни о Стеньке Разине»), разрабатывал он и жанр классической элегии с характерными для них мотивами грусти, одиночества, разочарования во всем.

Несколько позже у Пушкина появляются стихи политического характера (Ода «Вольность» — явная ссылка на Радищева, «К Чаадаеву»), в которых поэт поднимает вопросы о человеческих ценностях. Что важнее — служение вольности или личное счастье, любовь, слава?.. Послушайте, какой горячей искренностью звучат слова одного из самых знаменитых его стихотворений:

В гражданской лирике Пушкина ясно читается вера в то, что «Россия вспрянет ото сна»… Интересна эволюция политической темы в творчестве поэта: от эмоционального протеста — до философских размышлений о борьбе добра и зла в мире…

Тема любви проходит через все творчество Пушкина. И это не любовь — ненависть, не поединок, а гармоничное, сильное чувство, даже если оно и не разделено. Если в ранней лирике герой был настроен легко и игриво, то потом отношение к любви становится более серьезным. Появляется тема неразделенного чувства:

А иногда лирический герой поклоняется женщине, как богине:

И даже разочарование вызывает у поэта уже не боль, а только нежную грусть («Я вас любил…»). Обращения к жанрам стансов, любовного послания, элегии придают теме любви необычайное богатство.

Еще одна важная для Александра Сергеевича тема — дружба. Она вошла в его творчество с самого начала, и поэт развивал ее всю жизнь.

Философская лирика Пушкина говорит об одиночестве, близкой смерти, разочаровании:

Особая тема в творчестве Пушкина — поэта и поэзии и их предназначение. Что есть поэзия, чему она должна служить?.. И здесь лирический герой — пророк, избранник небес, призванный «глаголом жечь сердца людей». Главное — не личная слава, не угождение толпе, а служение высшим ценностям:

Лирический герой поэзии Пушкина стоит над толпой, он сам чувствует свое высшее предназначение. А его творчество разнообразно и по жанрам, и по тематике, и по отраженным в стихах переживаниям. Но для каждого из нас есть у этого поэта доброе, верное слово…

Источник: http://litera.su/learner/all-works/pushkin-a-s/pushkins-lyrics

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность… 

Ф. М. Достоевский

Русская литература на протяжении всей своей истории была самой демократичной и передовой литературой в мире. Она всегда отстаивала интересы народа и отражала прогрессивные идеи своего времени.

Пушкин жил и творил, когда на арене освободиельного движения появились первые русские революционеры, дворяне-декабристы. Их вольнолюбивые мысли и нашли свое отражение в творчестве великого поэта.

В начале девятнадцатого века в России возникают тайные политические общества. В них объединяются передовые дворяне, которые своей главной задачей провозласили борьбу с самодержавием и крепостным правом.

Совет

Пушкин встречался с декабристами, со многими из них он был дружен. Свободолюбивые стихи Александра Сергеевича находили отклик в сердцах людей. Почти у каждого декабриста после ареста были найдены вольнодумные произведения поэта, Конечно, стихотворения Пушкина о свободе не могли быть напечатаны, но они расходились в рукописях и заучивались наизусть.

Одним из первых свободолюбивых стихотворений молодого Пушкина явилось стихотворение «Лицинию», написанное в 1815 году. Уже в столь раннем возрасте поэт привнес в творчество политические мотивы.

В этом стихотворении Пушкин выступает против рабства и тирании. Изобразив древний Рим, он подразумевал Россию. Современники поэта хорошо понимали, что означает знаменитая строка: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен».

В ней содержится грозное предупреждение тиранам.

Призывом к борьбе звучат строки из оды «Вольность» (1817). Вопреки установившимся традициям, поэт прославляет не царя, а свободу:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Ужасна атмосфера, царившая тогда в стране:

Везде бичи, везде железы,  Законов гибельный позор, 

Неволи немощные слезы…

Звучат здесь и прямые угрозы самодержавию:

Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Обращаясь к французскому королю, Пушкин восклицает:

Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу,  Твою погибель, смерть детей 

С жестокой радостию вижу.

Эти слова ненависти, конечно же, были обращены не к Людовику, а к Александру. Хотя владыки и стоят высоко над народом, но есть закон, который выше их, и горе тем, кто этот закон справедливости не соблюдает.

В 1818 году Пушкин пишет стихотворение «К Чаадаеву» (1818), посвященное своему близкому другу, связь с которым скрепилась общностью политических убеждений, В начале стихотворения поэт говорит, что рухнули надежды на улучшение жизни народа, лучшие люди страны теперь ждут «вольности святой», которой Пушкин призывает отдать все свои силы:

Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Пушкин предвещает бесславный конец самодержавию:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Горячей любовью к русскому народу проникнуто стихотворение «Деревня» (1819), в котором Пушкин обращается к теме крепостного права, «барства дикоо» и «рабства тощего». Поэт задает вопрос:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Пушкин знает, что отмены крепостного права от царя ждать нечего, и вопрос его звучит скорее как призыв к борьбе за освобождение народа.

С ненавистью поэт говорит о поработителях народа в стихотворении «На Аракчеева» (1820):

Полон злобы, полон мести,
Без ума,без чувств, без чести…

Казнь декабристов глубоко потрясла Пушкина и в то же время укрепила веру в торжество их идеалов. В годовщину казни декабристов в 1827 году поэт пишет стихотворение «Арион». В основу его положен миф о певце, который был сброшен разбойниками в море, а дельфин, очарованный песней Ариона, вынес его на берег.

Я гимны прежние пою И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою,

— утверждает Пушкин устами лирического героя. Как и прежде, поэт больше всего в жизни ценит свободу. За нее многие декабристы отдали свои жизни.

Всем известно стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827), которое Пушкин передал с женой декабриста Муравьева своим ссыльным друзьям. Поэт призывает их к мужеству и стойкости, говорит о своем уважении к ним, верит, что «придет желанная пора», когда «оковы тяжкие падут, // Темницы рухнут», и свобода радостно встретит героев.

Обратите внимание

В 1828 году Пушкин пишет еще одно стихотворение о ненавистном ему самодержавии. Это «Анчар». Так называется древо яда:

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет…

Но туда, куда не осмеливается подойти ни одно живое существо, «…человека человек // Послал к анару властным взглядом…». Поэт говорит о деспотизме власти правителя, обрекающего раба на гибель, чтобы добыть яд, с помощью которого тиран будет нести смерть другим людям.

В 1836 году Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», в котором он подводит итог своей творческой деятельности, обращаясь не только к современникам, но и к последующим поколениям:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробежал, Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Свободолюбивая лирика Пушкина явилась выражением единомыслия его и друзей-декабристов. Ее праву можно считать значительным явлением в общественной жизни страны.

Политические стихотворения Пушкина — это взволнованная реакция мыслящего человека на ужасы и позор самодержавного деспотизма и крепостного рабства.

Его дерзкое свободомыслие, позиция независимо действующего человека, высокая нравственная чистота дают ему право быть и оставаться «неподкупным голосом» и «эхом русского народа». Творческий путь Александра Сергеевича был гражданским подвигом, не уступавшим революционному подвигу декабристов.

Источник: http://5litra.ru/soch/989-svobodolyubivaya-lirika-a-s-pushkina.html

Вольнолюбивая лирика пушкина (сочинение)

Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно.

Читайте также:  Сочинение на тему что такое целеустремленность 9 класс огэ 15.3

Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы.

В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!

» Петербургский период творчества Пушкина особенно насыщен вольнолюбивой лирикой. В оде «Вольность» поэт выражает желание жертвенно служить идее освобождения страны от рабства:

Важно

  С удивительной отвагой поэт обличает самодержавие и тиранов. Он утверждает, что закон выше власти монархов. Автор ненавидит тиранию и призывает народ к восстанию:

  В стихотворении «Деревня» автор, после идиллических картин природы, вновь обрушивается на «рабство тощее» и «барство дикое». Лирический герой с горечью отмечает: «Везде невежества убийственный позор». Поэт жалеет, что его стихи не могут ничего изменить в общественном устройстве страны. Это стихотворение заканчивается не призывами, как раньше, а вопросами, на которые нет ответа:

  Стихотворение-послание «К Чаадаеву» было новаторским в творчестве Пушкина, поскольку сочетало в себе элементы любовной и гражданской лирики. Поэт говорит о взрослении своего лирического героя, вспоминает, какими были его убеждения в юности:

  Любовь уступила место гражданским чувствам, идеям борьбы за свободу родины. Наступления свободы герой ждет так же нетерпеливо, как «минуты верного свиданья» с возлюбленной. Поэт обращается с пламенным призывом:

  Поэт верит, что «Россия вспрянет ото сна», царский режим падет. В элегии «К морю» Пушкин в духе романтической поэзии объединяет стихию моря и свободы.

Величавая картина безбрежного моря вызывает у лирического героя образы Байрона и Наполеона – великих людей с мятежными характерами.

Свободному морю поэт противопоставляет «скучный, неподвижный берег», где живут люди по своим законам, далеким от справедливости. Герой обращается к морю, восхищается им:

  Поэт прощается с морем, клянется в верности «свободной стихии». К 1823 году свободолюбивые взгляды Пушкина теряют силу и убежденность. Поэт переживает кризис. Он понимает, что призывы к свободе тонут в пустоте равнодушия и непонимания, ими не «разбудить» забитый и неграмотный народ. Надежда на смену власти также несбыточна.

Совет

Горечь и бессилие выразились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Поэт пишет от первого лица и подводит итоги своей многолетней борьбы за свободу народа, когда он, как сеятель, бросал семена правды в души людей, но только напрасно потерял время, «благие мысли и труды». Итог, который подводит Пушкин, жесток и реалистичен.

Поэт полностью избавляется от иллюзий:

  Позже тема свободы у Пушкина перемещается в стихи о поэте и поэзии. Он заявляет о праве художника быть свободным от давления властей и от мнения великосветской «черни».

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/volnolyubivaya-lirika-pushkina-sochinenie/

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Тема свободы и воли присутствует в творчестве Александра Сергеевича Пушкина на протяжении всей его жизни и проходит эволюцию от раннего творчества к позднему.

Подводя итоги своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», поэт написал такие строки:        И долго буду тем любезен я народу,        Что чувства добрые я лирой пробуждал,        Что в мой жестокий век восславил я свободу.Таким образом, Пушкин подчеркнул значение темы свободы и воли в своей поэзии.

https://www.youtube.com/watch?v=zR2TJjn7jDU

В раннем творчестве поэт понимает свободу как внешнюю – свободу в государстве. Постепенно Пушкин изменяет свои взгляды и приходит к выводу, что ценность представляет только внутренняя свобода, которая ограничивается нравственным идеалом самого человека. В конце жизни поэт воспринимает вольность как философскую категорию.

В начале своего творческого пути Пушкин высказывает взгляды «государственного человека». Он рассуждает о внешней свободе человека, о свободе, которую ему дает государство. Александр Сергеевич Пушкин пишет оду «Вольность», в которой поучает царей и воспевает свободу и вольность.

Для поэта свобода возможна в государстве, в котором Закон един для всех:        Лишь там над царскою главой        Народов не легло страданье,        Где крепко с Вольностью святой        Законов мощных сочетанье;        Где всем простерт их твердый щит,        Где сжатый верными руками        Граждан над равными главами        Их меч без выбора скользит…Царь должен первым подчиниться Закону, потому что власть в стране принадлежит государю, значит, он должен показывать пример своим подданным:        Владыки! Вам венец и трон        Дает Закон – а не природа;        Стоите выше вы народа,        Но вечный выше вас Закон.Пушкин в оде «Вольность» приводит исторические примеры, доказывая, что любое нарушение Закона приводит к необратимым последствиям и не может быть оправдано. Поэт вспоминает Великую французскую революцию 1789 года и убийство Павла I в Михайловском замке.В конце стихотворения автор преподносит урок правителям, призывая их обратиться к Закону, так как считает, что это единственный возможный путь для установления справедливости:        Склонитесь первые главой        Под сень надежную закона,        И станут вечной стражей трона        Народов вольность и покой.Своими идеалами Пушкин делится с близким другом Чаадаевым. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) лирический герой выбирает путь борьбы с самовластием. Он готов умереть за то, чтобы восторжествовала свобода:        Товарищ, верь: взойдет она,        Звезда пленительного счастья,        Россия вспрянет ото сна,        И на обломках самовластья        Напишут наши имена!Более глубокое понимание свободы поэт выражает в стихотворении «Деревня». Важную роль играет композиция произведения: оно состоит из двух частей, противопоставленных друг другу, то есть Пушкин использует прием антитезы. Первая часть представляет собой описание природы, что характерно уже для раннего творчества поэта, так как в природе он видит образец и пример для подражания. Природа живет по своим законам, которые никто не нарушает, и поэтому в ней есть гармония. Люди, должны ориентироваться на природу и учиться у нее следовать Закону:        Я здесь, от суетных оков освобожденный,        Учуся в Истине блаженство находить,        Свободною душой Закон боготворить…Однако гармонии первой части противоречит «мысль ужасная», которая возникает, когда лирический герой переводит взгляд от природы к обществу. Пушкин осуждает и «барство дикое, без чувства, без закона», и «рабство тощее», так как обе стороны нарушают закон.В конце стихотворения поэт, с одной стороны, выражает надежду, что свобода восторжествует, а с другой – сомневается, что это возможно:        Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный        И рабство, падшее по манию царя,        И над отечеством свободы просвещенной        Взойдет ли наконец прекрасная заря?Постепенно Пушкин отказывается от былых идеалов и приходит к осмыслению внутренней свободы. В стихотворении «Чаадаеву» (1824) Пушкин снова обращается к теме свободы, но осознает ее по-другому. Это произведение перекликается со стихотворением шестилетней давности, тоже обращенным к Чаадаеву. Поэт размышляет об истории храма в Тавриде, сравнивая свою дружбу с Чаадаевым с дружбой Ореста и Пилада. В конце стихотворения Пушкин делает вывод, что теперь считает дружбу главной ценностью и готов отдать за нее жизнь:        …И, в умиленьи вдохновенном,        На камне, дружбой освященном,        Пишу я наши имена.Поэт остается верным своим друзьям на протяжении всей жизни, поэтому после поражения восстания декабристов в 1825 году, несмотря на то что его взгляды изменились, он возвращается к понятию внешней свободы, чтобы поддержать участников восстания, среди которых было много его друзей. В качестве примера могут служить стихотворения «Во глубине сибирских руд…» и «Арион».В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» поэт дает своим товарищам надежду на то, что их дело не пропало даром, что «темницы рухнут и свобода. примет радостно у входа…».Стихотворение «Арион» написано на годовщину казни пятерых декабристов. В этом произведении автор в иносказательной форме описывает события, связанные с декабристами. Использовав в первой строчке местоимение «нас», Пушкин подчеркивает свою причастность к делу друзей, таким образом пытаясь их поддержать. Последние строчки стихотворения свидетельствуют, что лирический герой продолжает начатое дело:        …Я гимны прежние пою        И ризу влажную мою        Сушу на солнце под скалою.К концу жизни для Пушкина свойствен философский взгляд на окружающую действительность. Это касается и отношения к свободе. Философское осмысление категории свободы раскрывается в стихотворении «(Из Пиндемонти)». В нем поэт отказывается от общественного положения (государственной службы), от мирской суеты: «Все это, видите ль, слова, слова, слова».Пушкин размышляет об «иных правах», «иной свободе», которые являются, по мнению автора, истинными ценностями. Для Пушкина главное – это внутренняя свобода, которая ограничена нравственным идеалом самого человека:        …Никому        Отчета не давать, себе лишь самому        Служить и угождать; для власти, для ливреи        Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.В противовес идеалам общества Пушкин называет другие ценности, которые составляют содержание жизни человека: это природа и искусство. По мнению поэта, человек, приобщившийся к этим «правам», постигает истину и счастье: «Вот счастье! вот права…»

Таким образом, проследив развитие темы свободы и воли в лирике Александра Сергеевича Пушкина, читатель может сделать вывод, что эта тема проходит сложную эволюцию. Вместе с поэтом меняется и его мировоззрение: желание изменить окружающую действительность сменяется желанием усовершенствовать себя.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

    • Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве.

      Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю».

      С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же…

    • Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году.

      В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели.

      Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с…

    • Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя.

      Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь.

      Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько…

    • Поэма Вергилия «Энеида» – это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама.

      Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого – построить новое, мощное государство.

      Основание Рима Энеем подается как воля…

    • Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал».

      Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.

      Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать…

    • Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”.

      Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание.

      Образ Иудушки…

    • Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.

      Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников.

      Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из…

    • Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников.

      Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».

      В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы…

    • Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам.

      Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много…

    • Сочинение “Война и мир” Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны.

      В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне.

      Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и…

Источник: https://www.shollklass.ru/literatura/2895-volnolyubivaya-lirika-a-s-pushkina

Ссылка на основную публикацию