Значение образа сони мармеладовой в романе преступление и наказание достоевского сочинение

Значение образа Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Соня Мармеладова является центральным женским персонажем романа «Преступление и наказание». Она молода, хрупка и, в какой-то степени, совершенно невинна.

Особое отношение автора к своей героине можно наблюдать на протяжении всего произведения. Он восторгается ею, любит и где-то даже оберегает ее от несчастий.

Соня является одним из персонажей Федора Михайловича, в которых он старался показать свое представление о безупречном человеке.

Обратите внимание

Если поведение Раскольникова можно назвать бунтом, то Соне, напротив, присуще смирение. Она не возмущается и не протестует против своего положения. И это во многом происходит от ее веры. Соня верит в Бога, в справедливость, в искупление. Именно вера помогает ей не сломаться в тяжелых жизненных ситуациях и сохранить в себе искру человечности.

Не стоит считать, что, если одной из главных черт Сони является смирение, то она слаба душой. Все совершенно наоборот.

Она предстает перед читателем как сильная личность, которая не побоялась «пойти по желтому билету», пожертвовать собой ради своих близких, а не покончить жизнь самоубийством, как предлагал ей сделать Раскольников.

Соня продавала свое тело не из-за личной выгоды, а чтобы прокормить свою нищенствующую семью. Она принесла себя в жертву ради других. А это настоящий душевный подвиг. 

Легко можно заметить, что Соня несет в себе Божественное начало. Ее отношение к главному герою можно сравнить с отношением Бога к человеку. Именно Мармеладова служит для Раскольникова нравственным ориентиром и ей он обязан своим духовным возрождением.

Девушка даже в убийце смогла увидеть человека, понять его и начать сопереживать, а позднее и вовсе способствовала его раскаянию. Впоследствии Соня решается ехать в Сибирь за Родионом и готова преодолевать все его страдания и испытания вместе с ним.

На такое мог решиться только человек с чистым и добрым сердцем, умеющим бескорыстно любить.

Любовь в жизни Сони занимает особое место. И любовь эта ни завистлива, ни корыстна, она молчалива. Героиня не говорит о ней во всеуслышание, не пытается доказать ее словом.

Важно

Чувства переполняют ее, но имеют выход во внешний мир лишь в виде поступков. Другие персонажи романа уважают Соню за ее безмолвную любовь ко всем людям.

А искренние чувства Раскольникова к девушке, помогают ей возродиться, словно Лазарь.

Особую роль в понимании этого персонажа служит внешность. Соня предстает перед читателем совсем молодой девушкой.

Детское худое лицо способствует проявлению сочувствия по отношению к героине, а голубые глаза и светлые волосы девушки помогают ей располагать к себе читателей, ведь у большинства людей этот образ ассоциируется с чистотой и невинностью. Внешность Сони полностью отражает ее внутренний мир.

Образ Сони Мармеладовой помогает в большей степени понять характер самого автора произведения. Именно через эту героиню Федор Михайлович передал свои взгляды на то, каким должен быть истинный христианин, и что для него значит человечность. Жизненная позиция девушки, ее всепрощение и вера в справедливость также соответствует позиции Достоевского.

← Числа в романе Преступление и наказание ← Роль истории Настеньки в повести Белые ночи↑ ДостоевскийЭпилог и его роль в романе Преступление и наказание → Образ Петербурга рассказах Достоевского →

  • Сочинение Я — личность 6 классНаверное, для каждого человека Бог создал свои условия и свою жизнь, которую ему придется прожить. У каждого человека разная судьба. Вот только у одних она будет легкой и без лишних уголков
  • Сочинение Анализ рассказа Гриша ЧеховаЧитая рассказ Чехова Гриша, может показаться, что это простое описание череды событий, которые постигли маленького героя в течение одного дня. Но это не верно. В данном произведении скрыт достаточно тонкий смысл на уровне психологии.
  • Нужно ли быть верным своей мечте? Итоговое сочинение«Человек без мечты, как птица без крыльев». Эта фраза как нельзя точно отражает жизнь человека, который не любит и не умеет мечтать.
  • Сочинение по картине Айвазовского От штиля к урагануАйвазовский написал огромное количество картин и на многих из них он изображал море. Он мог изобразить в разных видах. На одной картине оно тихо и таинственно, а вот на другой бурное и шумное.
  • Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова Парус 6 классМ.Ю. Лермонтов слишком рано ушел из жизни и покинул поэтический небосвод. Его гибель стала невосполнимой для российской и мировой литературы. Но его творчество живо и не теряет своей актуальности и в наши дни.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/znachenie-obraza-soni-marmeladovoj-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Характеристика и образ Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Соня Мармеладова является одним из основных персонажей шедевра русской классики, романа Фёдора Михайловича Достоевского под названием «Преступление и наказание».

Девушка живёт по «жёлтому билету», она вынуждена продавать своё тело, чтобы помогать своей семье. Её отец, Семён Захарович Мармеладов, ранее занимал приличную должность, а теперь дошёл до грани нищеты и начал пить.

Совет

Мачеха, Екатерина Ивановна, болеет чахоткой и всячески притесняет Сонечку. Чтобы хоть как-то обеспечить родителей и их младших детей, Соня решается на низменный в её понимании поступок: она становится публичной женщиной.

Её семья голодает, поэтому Мармеладова переступает через себя и нарушает свои моральные принципы.

Девушке восемнадцать лет, она обладает женственной, стройной фигурой, имеет светлые волосы, маленькие нос, подбородок и ясные голубые глаза. У Сони низкий рост и миловидное, симпатичное лицо.

Люди, окружающие девушку, понимают её тяжёлое положение и не осуждают Соню. В некоторой степени, её поступки благородны и заслуживают уважения, ведь Мармеладова не тратит заработанные деньги на себя, а отдает их своим близким и безвозмездно помогает другим людям.

Несмотря на род деятельности, Мармеладова очень добрый, искренний и наивный человек. Её часто незаслуженно обижают, но она очень мягкая личность и не способна дать отпор, ведь обладает очень робким характером.

Сонечка очень религиозна, а также, человеческую жизнь она считает наивысшей ценностью. Девушка способна на самопожертвование, ведь она вынуждена терпеть ужасный позор ради благополучия близких.

Она старается появляться дома как можно реже, ведь ей стыдно за её способ заработка денег, Соня приходит лишь для того, чтобы отдать средства отцу или мачехе.

Она не согласилась с теорией Родиона Раскольникова о том, что людей нужно делить на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Соня считает, что все равны между собой, никто не имеет права осуждать кого-либо и отнимать чужую жизнь. Девушка искренне верит в Бога, поэтому думает, что только он может оценивать человеческие поступки.

В образе Сони Мармеладовой Достоевский воплощает своё понимание идеи гуманизма, человеческого сострадания и благородности. В её лице, автор создал антипод главного героя, Родиона Раскольникова. У читателей Соня вызывает сочувствие и понимание, а также, на её примере Достоевский показывает действительно ценные человеческие качества.

Сочинение про Соню Мармеладову

Среди всех персонажей романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей. Эта героиня заставляет задуматься читателя о самых нужных качествах для человека: милосердии, самопожертвовании, искренней вере в Бога.

Соня Мармеладова — молодая девушка восемнадцати лет, стройная, со светлыми волосами. Ее отец бывший чиновник, который стал безбожным пьяницей после увольнения. Его постоянное пьянство довели его до того, что он вынес все ценные вещи и одежду своей супруги, мачехи Сони, из дому, чтобы оплачивать долги.

Для того, чтобы Соню и ее семью не выгнали из комнаты, которую они снимали ,она жертвует своей невинностью и, как истинная верующая в Бога, совершает этим тяжкий грех.

Обратите внимание

Не смотря на то, что подобный поступок сильно подкосил дух героини, она не винит в этом отца или мачеху, Катерину Ивановну, которая буквально вынудила ее пойти по желтому билету. Вместо этого она находит в себе силы смириться со своей судьбой.

Она понимает всю важность поступка, ведь это было сделано не для нее, а ради того, чтобы семья не голодала в нищите. Этот поступок не проходит бесследно для Сони Мармеладовой. Она ощущает себя ниже других женщин и даже не может присесть в обществе сестры Родиона Раскольникова.

В этом романе читатель видит Соню как истинную верующую и проповедницу христианства. Основа ее действий ничто, как  любовь к ближним и родным ей людям: она дает отцу деньги на выпивку из-за любви к нему, ее любовь помогла Раскольникову очистить его душу на их совместной каторге.

Соня Мармеладова в этом романе выступает как противопоставление образу Радиона Раскольникова, его теории. Для героини все люди равны между собой, и никто не имеет права отнимать жизнь у другого.

Она отправилась с Родионом на каторгу, где надеялась не только помочь ему в искуплении его грехов, но и искупить свои.

Благодаря любви героини ко всему окружающему сокаторжники полюбили Соню, а Раскольников нашел в себе силы раскаяться в своих грехах и начал новую жизнь с чистого листа.

Через образ Сони Мармеладовой Федор Михайлович Достоевский показывает читателям свои мысли и убеждения ,относящиеся к справедливости и любви к людям.

Вариант 3

Эта нежная и совсем хрупкая девушка, вызывает у читателя глубокое сочувствие, ее нелегкая судьба заставляет сердце сжаться.

Совсем юная девушка Сонечка, была вынуждена стать рабыней обстоятельств, посланная собственной семьей на панель, она смиренно принимает свою участь. Эта миниатюрная девушка с глубокими и ясными газами, слишком робкая и богобоязненная особа.

Но преданность своей семье, настолько сильна, что она переступает через себя и свои убеждения, дабы помочь семье справится с финансовыми трудностями.

Важно

Не смотря на то, что главная героиня не совсем Соня Мармеладова, все же в романе отчетливо прослеживается, нежное отношения Федора Михайловича Достоевского, к этому истерзанному судьбой персонажу. Он все время возвращается к этой совсем юной и такой ранимой особе, которая вынуждена нести свой крест.

Соня не ждет взамен благодарности и оваций за свое решение, ее преданность отцу не видит границ, Мармеладов же, в свою очередь тоже очень любит свою дочь, но болезненная тяга к спиртному, сделала из него безвольного раба. Он бесцельно шатается по улицам и кабакам, затуманивая свое сознание раз за разом, сжимая, в такой способ чувство вины за собственную беспомощность.

Хрупкой Сонечке в свою очередь очень стыдно посещать отчий дом, не смотря на то что пошла она не этот грех, только ради своей семьи, приходит она лишь для того чтобы отдать деньги мачехе, которые достаются ей сквозь нестерпимые душевные терзания.

Складывается впечатление, что Соня совершенно не способна думать о себе, все ее действия направлены на заботу о своих ближних. Она считает, что нет людей лучше, чем она и нет же хуже, ибо перед Богом все равны, все дети его.

Единственное что смущает эту щупленькую девочку с детским личиком, это то, что Раскольников, после своего признания пытался скрыть вину. Но, по мнению Мармеладовой, нет преступления ужасней, она не осуждает молодого человека, но все же считает, ужасным пытаться обойти наказание.

После того как Родион признался в своих деяниях и ответил перед законом. Соня единственная кто не отвернулся от него и продолжала наведывать Раскольникова, в местах не столь отдаленных. Не смотря на то, что Родион, не очень то тепло встречал на первых парах девушку, она продолжала посещать юношу. Что в очередной раз доказывает то, что нет придела ее милосердию.

Есть между молодыми людьми нечто связующее, они оба перешли черту, оба прыгнули с обрыва и ничего не вернуть назад, но все же есть существенная разница, Родион, пренебрег чужой жизнью, а Соня пожертвовала собственной. У обоих были вне сомнения благие цели, но все же есть черта дозволенного.

Сочинение 4

Соня Мармеладова — главный женский образ романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Первый раз читатель узнаёт о Соне из рассказа её отца, Семёна Мармеладова о своей жизни Родиону Раскольникову: «единородная дочь моя».

Глава семейства Мармеладовых рассказывает о подвиге Сони: ради благополучия семьи восемнадцатилетняя девушка идёт на панель, ведь другого способа заработать денег у неё нет.

Совет

Это считается подвигом, ведь Соня переступает через страх унижения, мораль, она не думает о себе, а заботится о близких.

Этот поступок отразится на дальнейшей жизни Сони, ведь теперь она обладательница «жёлтого билета», документа заменяющего паспорт и дающего право на работу «ночной бабочкой». Вернуть паспорт обратно было тяжело, а с жёлтым билетом заниматься можно было только проституцией, а значит, получить хоть какую-нибудь работу Соня Мармеладова не могла.

Читайте также:  Анализ романа доктор живаго пастернака 11 класс

Зная, чем занимается Соня, окружающие её травили, брезговали находиться с ней в одном помещении (пример: Амалия Фёдоровна, выдворившая Соню из комнаты, сдававшейся Мармеладовым).

Полное имя девушки, София, пришло из Греции. На греческом оно означает «мудрость». И правда, Соня Мармеладова мудрая девушка. Любой её поступок обоснован. Это иногда не заметно под наивностью и некоторым любопытством, присущими Соне в силу её возраста.

Внешность Сони даёт понять читателю, что душа девушки наполнена светом, несмотря на все обстоятельства её жизни. У Сони Мармеладовой «голос кроткий», «личико бледненькое, худенькое». Она «белокурая», «малого роста, блондинка, с замечательными голубыми глазами». У девушки «стыдливый взгляд» ей не плевать на нравственные ценности и идеалы.

Это мы видим и в сцене с признанием Раскольникова. Она, сочувствуя ему, всё же убеждена в том, что каждый имеет право жить, что бы он ни совершил и кем он ни был.

Преступление непозволительная роскошь для всех, кто пытается таким образом добиться счастья себе или другим. Соня понимающая, любящая, преданная девушка – она отправляется в Сибирь вслед за Родионом. Соня готова была ждать возвращения возлюбленного.

Обратите внимание

Она нравственный идеал Фёдора Михайловича Достоевского, героиня, выражающая мнение автора.

Мы сочувствуем Соне и в то же время понимаем, что она стоит на правильном пути и по правильному пути движется вперёд. На этот путь она наставляет и главного героя романа – Родиона Раскольникова.

5 вариант

Одним из шедевров русской литературы является произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И одним наиболее ярких персонажей является Соня Мармеладова. Автор преподносит читателю образ восемнадцатилетней девушки, с красивой осанкой и белоснежными волосами. Ее тонкая и женственная натура, подвержена сильным жизненным переживаниям, из-за трагической судьбы героини.

Соня живет в семье, в которой отец не работает и злоупотребляет спиртными напитками, матери у нее нет, есть только мачеха. Эта женщина больна, в семье много детей, детям нечего кушать. Поэтому Соня решает работать продажной женщиной, чтобы заработать хоть какие-то деньги для семьи.

Это решение было вынужденным, оно полностью противоречит характеру и мировоззрению героини, она пошла на эту жертву ради своей семьи. Поэтому очень переживает из-за своей работы, дома она не бывает, приносит деньги отцу и опять уходит на работу.

Но это низкое занятие не переломило Соню, она верит в людей, в Бога и помогает Раскольникову. Раскольников делит людей на два сословия, одни по его мнению должны править миром, а вторые просто дрожащие твари, которых не нужно уважать.

Соня не разделяет этого мнения, она говорит Родиону, что все люди равны перед Богом и только Господь Бог может судить людей. Все люди равны перед Богом и обществом, вот поэтому она готова искупить свою вину и, Раскольникова наставить на истинный путь.

Автор на примере главной героини романа «Преступление и наказание», показывает читателям, какие есть хорошие черты человеческого характера. Именно Соня Мармеладова, имеющая столь антиморальную профессию, обладает высокими душевными качествами.

Она на протяжении всего романа рассказывает Раскольникову о смысле жизни и о том, как нужно искупить свою вину, перед людьми и перед Богом. Именно благодаря Соне и ее любви к нему Раскольников выдерживает долгие годы каторги и искренне раскаивается в своем поступке.

Важно

Это раскаяние дает облегчение его душе, он может жить дальше и любить Соню. Благодаря постоянной поддержке со стороны Сони, Раскольников начал новую жизнь. Он покаялся в содеянном преступлении и полностью поменял свое отношение к жизни и людям.

Соня Мармеладова, это именно тот герой произведения, который может помочь не только себе, но и всем окружающим получить путь к спасению, через веру в Бога и всепоглощающей любви к людям. Она настолько искренне общалась с Раскольниковым, что он смог стать чуточку добрее и легче смотреть на жизнь.

Соня сама страдала от душевных мук, так как не могла простить себя за то, что ей пришлось работать в публичном доме. Но благодаря вере в Бога и сильному духу, Соня вытерпела все эти муки и стала на истинный путь. И помогла не только себе, но и Раскольникову стать лучше, чем он есть на самом деле.

Сонечка Мармеладова

Произведения Достоевского всегда имели в себе намного больше, чем просто интересный сюжет и колоритные персонажи. В своих произведениях автор часто задевал общественные темы и идеи, тем самым размышляя над ними в произведениях вместе с читателем.

Он показывал простые бытовые проблемы красивым литературным языком, метафорами, и афоризмами, что также сыграло немаловажную роль в развитии, как и его карьеры, так и всей литературы в целом.

За весь свой творческий путь он написал немало достойных произведений, однако самым ярким примером вышеописанного является его знаковое для литературы произведение – “Преступление и наказание”.

В своём произведении “Преступление и наказание” Достоевский рассказывает трагичную историю становления простого человека в разбойника, убийцу, и просто алчного человека. Также в произведении мы можем видеть множество различных персонажей со своими уникальными, не похожими друг на друга, образами. Одним из таких персонажей является Соня Мармеладова.

Соня Мармеладов – молодая девушка, которой из-за весьма неприятных обстоятельств приходится работать в ещё более неприятных местах, дабы прокормить себя, и свою семью.

Автор показывает её образ, как образ самоотверженной девушки, которая готова пойти на все, дабы помочь своей семье.

Показывая её как девушку, которая по воле судьбы обязана преодолевая себя работать в таких отвратительных местах, автор внедряет новую мысль и тему в произведение – тему преодоления своих желаний во имя общего блага.

Совет

Характером же Соня довольно скромна, и даже наивна, но эта наивность в основном и подкупает её клиентов, заставляя обращать на неё своё внимание, и происходит это, скорее всего, из-за жалости.

Так или иначе, автор создал достаточно запоминающийся образ в произведении, который переносит его  мысли и темы, которые он бы хотел перенести в своё произведение, дабы читатель мог вместе с ним поразмышлять на данную тему, и, конечно же, прийти к возможному решению проблемы.

Я считаю, что именно данные черты преобладают в образе Сони Мармеладовой в произведении “Преступление и наказание”.

  • Сочинение на тему Взаимоотношения людей рассуждение ЕГЭКаждый день нас сталкивает с теми или иными людьми, с которыми завязываются или продолжаются какие – то отношения. Что же характерно для этих взаимоотношений?
  • Юон К.Ф.Родился двенадцатого октября 1875 года в Москве. Отец был клерков в страховой компании, а мать была музыкантом-любителем. Учился в московском училище живописи. После его окончания работал в мастерской
  • Сочинение на тему Взросление. Что такое взросление 15.3 9 класс ОГЭЧто такое взросление? Когда рост становится больше, молочные зубы выпадают, а размер одежды почти, как у папы? Как понять, что ты повзрослел?
  • Анализ романа Война и мир ТолстогоПроизведение представляет собой классический роман, созданный в виде героического эпоса, повествующих о событиях 1812 года. Создание романа происходит на протяжении долгих семи лет, в результате которых структурная композиция произведения в окончательном
  • Сочинение на тему Моя семья 2, 3, 4, 5, 6 классВсе традиции начинаются с семейных привычек. Здесь личность черпает силы, желание жить, учиться и делиться сокровенными секретами. Важно, чтобы любой гражданин мог найти защиту, поддержку и совет в самый трудный момент

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/harakteristika-i-obraz-soni-marmeladovoj-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo

Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  Скачать сочинение

    Соня Мармеладова — центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке.

Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе — они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.

    Один из самых страшных эпизодов в романе — рассказ о том, как Соня, спасая от голодной смерти мачеху и ее детей, впервые пошла на улицу: «И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла… Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила…

а взяла только… платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…

»     В глазах общества Соня становится презираемым, падшим существом — она принуждена получить желтый билет (выдаваемый проституткам вместо паспорта) и жить отдельно от своей семьи по требованию квартирной хозяйки; Лебезятников заявляет, что не может находиться под одной крышей с «таковской», Лужин называет се в своем письме к Пульхерии Александровне девицей «отъявленного поведения». Но и для Мармеладова, горячо любящего свою дочь, и для Раскольникова, сочувствующего Соне, очевидно, что девушка, какие бы обстоятельства ее пи оправдывали, виновна в тяжком грехе. Отец в пьяном бреду предается каким-то болезненным и восторженным мечтаниям о том, как Бог простит Соню в день Суда, а Раскольников повторяет вслед за Соней, что она «великая грешница», говорит с жестокой прямотой, что лучше бы ей было «головой в воду и разом покончить».     Но Достоевский, защищая свою героиню, противопоставляет «букве» библейских заповедей «дух» евангельского учения. В ее «падении» автор видит высокий подвиг сострадательной и жертвенной любви, он прибегает к сопоставлению «Сонечкина жребия» с крестными муками Христа.     Однако Соня не пассивная жертва злой судьбы — подобно Христу, она губит себя сознательно, делает вполне определенный нравственный выбор.

    Достоевский рассматривает самые страшные, самые «крайние» ситуации, обнажающие подлинное лицо человека, суть его «натуры».

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00039401184864175146

Образ Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание сочинение

Этот образ был специально введен автором для того, чтобы читатель понял, что нужно делать хорошие поступки и не бояться жертвовать собой ради других.

Соня Мармеладова появляется только в середине произведения, о ней рассказывает её же отец. По описанию, читатель понимает, что девушка несчастна, а семья её бедна. Мармеладов открыто говорит о том, как страдает его жена и дочь, но сам он в то время пропивает все деньги. Соня чувствовала, что должна помочь мачехе и в один момент начинает продавать себя, свое тело.

Всё время она считала, что виновата перед Богом, ей казалось, что она не имеет права общаться с людьми, которые чисты перед собой и перед Всевышним. Любые движения пытается контролировать, чтобы не опозорить честь других людей своим присутствием.

Она сильна сердцем и душой, но справиться с грязью, которую на неё выливают Соня не может. Девушка не умеет постоять за себя, зато автор показывает, как она умеет любить.

Обратите внимание

Любовь – слабость, с которой она не может справиться, все её поступки совершены, исходя из этого чувства.

Образ Сони Мармеладовой показывает, что доброта, любовь и сострадание – самое важное, что есть в человеке, благодаря этому, он может изменить себя и других людей, наставив их на путь истинный.

Сочинение Образ Сони в романе Преступление и наказание рассуждение

Сонечка Мармеладова – самая нежная, открытая и в то же время непонятная героиня романа «Преступление и наказание». В первый раз ее образ появляется со слов ее папы, бывшего титулярного советника, Семена Мармеладова. Он  предстает ее в образе спасительницы. Соня, чтобы помочь своей семье не умереть от голода, по совету своей мачехи начинает заниматься проституцией.

Образ Сони Мармеладовой несколько противоречив. Она привлекательная молодая блондиночка, очень худенькая, невысокого роста, с худоватым лицом и голубыми глазами. Она очень робкая, стеснительная.

Но в то же время род ее занятий никак не сочетается с ее образом, несмотря на то, что она одевается очень ярко и вызывающе.

Сама по себе она еще ребенок, ей, около семнадцати лет, но ей уже пришлось познать ужасные стороны этой жизни.

Характер Сони также противоречив, как и ее образ. С одной стороны, она занимается таким «бесстыдным делом», а с другой стороны – она полна стеснения, даже стесняется войти в комнату к своему отцу, когда он погиб. Она считает себя грешницей, стыдится людей, но не бросает своего занятия.

Читайте также:  Сочинение соков в романе мастер и маргарита

Доброта, тепло, терпеливость, стойкость – все эти качества свойственны этой хрупкой блондинке. Она терпеливо выносит равнодушие Раскольникова, смерть Лизаветы, которая была ей так близка. Она помогает Раскольникову после убийства старухи найти в себе силы признаться, раскаяться и начать новую жизнь.

Несмотря на то, что Сонечка Мармеладова живет неправильной жизнью, она все равно остается самым светлым и добрым персонажем этого романа. Ее доброта и отзывчивость делают ее положительным персонажем. Самой ей помогает вера в Бога.

Важно

Она говорит, что без него она никто и ничто. Своей верой в Бога она помогает и Раскольникову.
Счастливы Соня и Родион становятся лишь тогда, когда пережили все трудности, которые им приготовила судьба.

Даже ссылка в Сибирь, в итоге, очень сильно изменила их жизнь.

Образ Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание

  • Сочинение рассуждение на тему прозвища 7 класс по русскому языкуВ этом сочинении я приведу свои мысли по поводу прозвищ. Это такие «дополнительные имена», которые даются человеку другими людьми. Обычно в прозвище содержится отличительная особенность человека, напоминание о каком-то обстоятельстве…
  • Сочинение Какой должна быть школьная перемена 5 классШкольная перемена, переменка — большая и маленькая, весёлая и не очень. Пожалуй, у каждого человека в жизни были разные школьные перемены. Стоит отметить, что вся школьная жизнь состоит
  • Сочинение Лето — это маленькая жизньВ нашей стране, очень хорошо выражены все поры года, и это приносит очень большое удовольствие ее жителям, так как всегда можно полюбоваться прелестями различных пор года, что не возможно в других странах. Среди всех пор года, моя самая любимая пора,
  • Образ и характеристика Мцыри в поэме Лермонтова сочинение 8 классХарактеризуя Мцыри, можно найти много похожих деталей во взглядах на жизнь литературного персонажа и самого М. Ю. Лермонтова. Главный герой, как и Михаил Юрьевич, готов отдать жизнь ради Отчизны, уважает историю, чтит память предков, ненавидит рабство.
  • Образ и характеристика Пети Трофимова Вишневый сад сочинениеИзначально автор создал образ Пети Трофимова в знаменитой пьесе «Вишневый сад» как образ исключительно положительного героя. И хотя Антон Павлович не сделал этот образ главным героем, тем не менее он играет в произведении не последнюю роль.
  • Сочинение на тему Друзья и враги Жилина в повести Кавказский пленник (Толстой)В исторической были «Кавказский пленник», Лев Толстой, величайший прозаик, сам участник этих событий, повествует о военных буднях действующей русской армии 19 века. Главный герой истории, Жилин,

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-soni-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Роль Сони в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сочинение по литературе

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» посвящен истории вызревания и совершения преступления Родионом Раскольниковым. Угрызения совести после убийства старухи-процентщицы становятся для героя просто невыносимы. Этот внутренний процесс тщательно выписан автором романа.

Но не только достоверностью психологического состояния главного героя замечательно это произведение. В системе образов «Преступления и наказания» есть и ещё один персонаж, без которого роман так и остался бы детективом. Сонечка Мармеладова является ядром произведения.

Дочь случайно встреченного Мармеладова вошла в жизнь Раскольникова и положила начало его духовному возрождению.

Жизнь Сонечки ничем не примечательна. После смерти матери отец из жалости женился на женщине, оставшейся вдовой с тремя детьми. Брак оказался неравным и в тягость обоим. Соня была падчерицей для Екатерины Ивановны, поэтому ей больше всех доставалось.

В минуту душевного надрыва мачеха отправила Соню на панель. Её «заработками» держалась вся семья. У семнадцатилетней девушки не было никакого образования, именно поэтому всё сложилось так плохо.

Хотя отец не брезговал деньгами таким образом заработанными дочерью, и всегда просил у неё на опохмелку…. Тоже мучился от этого.

Это, как уже было сказано, обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени.

Но что заставило автора романа «Преступление и наказание» заострить на Сонечке Мармеладовой внимание и вообще ввести этот образ в сюжет? Прежде всего – это совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутренней чистоте и величии.

Впервые Раскольников встречается с Соней в сцене смерти Мармеладова, когда видит её в толпе народа, сбежавшегося на новое зрелище.

Девушка была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером, обязательная «умбрелька» в руках в латаных-перелатаных перчатках), но потом Соня приходит к Раскольникову, чтобы поблагодарить за спасение отца. Теперь она выглядит иначе:

Чем больше Раскольников общается с ней, тем более она раскрывается.

Совет

Выбрав Соню Мармеладову для откровенного признания, он словно пытается её проверить на прочность, задаёт злые, жестокие вопросы: не боится ли она заболеть при её-то «профессии», что будет с детьми в случае её болезни, что Полечку ждёт та же участь – проституция.

Соня как в исступлении отвечает ему: «Бог этого не допустит». И совершенно не держит зла на свою мачеху, утверждая, что ей намного тяжелее. Немного позже Родион отмечает в ней ярко характеризующую её черту:

Эта детскость ассоциируется с чистотой и высокой нравственностью!

Также интересна характеристика Сони её отцом: «Безответная она, и голос у ней такой кроткий…» Вот эта безответность и кротость является отличительной чертой девушки.

Она всем пожертвовала, ради спасения своей семьи, которая и семьёй-то ей, в сущности, не являлась. Но её доброты, милосердия хватает на всех.

Она ведь и Раскольникова сразу же оправдывает, говоря, что он голоден был, несчастен, и преступление совершил, будучи доведён до отчаяния.

Жизнь Соня живёт не ради себя, а ради других. Она помогает слабым и нуждающимся, и в этом её непоколебимая сила. Раскольников так и говорит о ней:

Раскольникову кажется совсем невероятным эта её отчаянная самоотдача. Он как эгоист-индивидуалист, вечно думающий только о себе, пытается постичь её мотивы. И эта вера в людей, в добро, в милосердие кажется ему неискренней.

Даже на каторге, когда старые, прожжённые убийцы-преступники называют юную девушку «матушкой милосердной», он должен был потерять её из вида, чтобы понять, как она важна и дорога ему.

Только там он принимает все её воззрения, и они проникают в его суть.

Обратите внимание

Сонечка Мармеладова представляет собой замечательный образец гуманизма и высокой нравственности. Она живёт согласно христианским законам.

Не случайно автор поселяет её в квартире у портного Капернаумова – прямая ассоциация с Марией Магдаленой, жившей в городе Капернауме. Её сила выражается в чистоте и внутреннем величии.

Родион Раскольников очень метко дал характеристику таким людям: «Они всё отдают… глядят кротко и тихо».

Источник: http://litera.su/learner/all-works/dostoevsky-f-m/role-sonia-in-dostoevsky-novel-crime-punishment

Образ Сони Мармеладовой и его значение для понимания идейной композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» выражает свое отношение к Родиону Раскольникову посредством других действующих лиц романа, что позволяет автору вершить своеобразный «суд» над своим героем.

И тем основным действующим лицом, в столкновении которого с Раскольниковым и выявляется позиция самого автора, становится Соня Мармеладова.

Именно она – воплощение идеала христианского смирения, кротости и человеколюбия – оказывает самое сильное влияние на Родиона, принимающего в итоге решение прекратить «бунт».

Соня так же, как и Раскольников, «переступила» моральные нормы. Однако она пошла против человеческого морального закона, стала отверженной ради закона более высокого, ради жизней других людей.

Родион Раскольников совершил убийство старухи процентщицы ради подтверждения своей теории, согласно которой род людской разделен на две части – «дрожащий муравейник» слабых и безвольных людей и гениев, повелителей, которые являются двигателями прогресса и могут позволить себе пролить чужую кровь. Но сохранившиеся в его душе добрые, человеческие чувства не дают ему покоя. Сознание того, что он оказался лишь «тварью дрожащей», а не властелином, гложет Раскольникова.

Когда Раскольников оказывается не в силах терпеть боль нравственных страданий, он идет к Соне. Именно она, униженное обстоятельствами существо, должна понять и оправдать его, дать ему успокоение. Раскольников считает себя и Соню родственными натурами, но это кажущееся сходство. На упрек Сони в убийстве человека Родион восклицает: «Да я вошь убил!».

«Это человек-то вошь?» – возражает Соня. Для нее человек всегда достоин жалости и сострадания, любви. И когда Раскольников пытается заставить ее поддержать его в совершенном им преступлении, предлагая ей «…

если бы вдруг все это теперь на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умереть Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?». Соня пылко отвечает: «К чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать?..

И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Достоевский здесь устами Сони отвергает саму возможность того, что один человек имеет право распоряжаться жизнью и смертью другого, какими бы высокими целями это ни было продиктовано.

Важно

Казалось бы, и Раскольников, и Соня похожи, так как оба преступили нравственный закон.

Но если совершенное Родионом преступление продиктовано эгоцентризмом его теории, желанием утвердить себя как повелителя «дрожащего муравейника», то поступок Сони – результат ее безграничной любви к людям.

Раскольников находит у Сони не оправдание, а приговор, поскольку она не в состоянии понять, как можно пролить чью-то кровь ради собственного счастья. Девушка предлагает Родиону принять на себя страдание и тем самым искупить свой грех.

В финале романа истерзанный своими душевными страданиями Раскольников признается следователю в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Но, даже идя на каторгу, Родион не перестает испытывать власть собственной теории, и между ним и остальными людьми остается пропасть.

Он злится на окружающих и на Соню, якобы из-за которой он оказался среди каторжан и которая поехала в Сибирь вслед за ним.

Эту же девушку, всегда со всеми приветливую, все окружающие, наоборот, полюбили, несмотря на то, что трудно было бы найти более порочных и заблудших людей, чем эти каторжники.

Но в таком состоянии Раскольников пребывает недолго. Ситуацию меняет неожиданное исчезновение заболевшей Сони, перевернувшее всю душу Раскольникова, осознавшего наконец, кем для него была эта женщина. В его сердце вновь появляется любовь к людям и к Соне.

Судьбы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой органически переплетаются в действии романа. Достоевский сталкивает этих героев, для того чтобы развенчать «теорию» Раскольникова, губящую человека.

Совет

Благодаря Соне и происходит искупление Раскольниковым совершенного им преступления и спасение его через покаяние и чистую любовь к людям и Богу, приходящим в его сердце вместо прежней ненависти и злобы.



Источник: https://scribble.su/work/400/123.html

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

       Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» представляет читателю целую плеяду образов. Они оттеняют, дополняют друг друга и сплетаются в общую канву повествования, раскрывая замысел романа. Большое количество лиц не заставляет читателя колебаться в своей оценке.

Наоборот, удивительно как в небольшом по объему произведении умещается столько ярких и неожиданных героев. Разноплановые мужские и женские образы, образ ребенка, едва уловимый, но проходящий через все повествование даже образ мистического и живого города Петербурга населяют роман, помогают почувствовать себя частью его мира.

Но, пожалуй, в большей степени роман Достоевского — это история двух людей, Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова.

       Раскольников — главный герой этого литературного произведения. Вокруг его мыслей, действий и переживаний крутятся все события романа. Но есть еще один образ, не менее важный, а может быть, в духовном плане и основной. Без которого нельзя представить это бессмертное произведение.

       С хрупкой и доброй Соней Мармеладовой нас знакомят не сразу. Федор Михайлович вводит ее в роман, когда уже совершено непоправимое. Произошло убийство двух человек.

Но Соня еще до своего знакомства с главным героем начинает влиять на него. Впервые о ней Раскольников слышит в пьяной исповеди Мармеладова, отца Сонечки.

Он унижен и раздавлен нищетой, но безумно благодарен хрупкой, нежной дочери, которая спасает семью, принося себя в жертву.

Обратите внимание

       Автор дает описание внешности героини. Это юная девушка 17-18 лет, тоненькая блондинка с голубыми глазами. Она очень скромная, об этом говорит ее одежда, обстановка комнаты и поведение. Сонечка — девушка с нелегкой судьбой. Она рано стала сиротой, потеряв маму.

Читайте также:  Анализ произведения анна каренина толстого

Отец быстро нашел новую супругу, Катерину Ивановну, у которой своих несколько детей. Мачеха не была злой женщиной, но голод и нищета ожесточали ее. И она нередко попрекала падчерицу куском хлеба. Поэтому кроткая и скромная Сонечка решается на отчаянный шаг.

Она приносит себя в жертву семье, чтобы прокормить сводных братьев и сестру, — становится проституткой. Но свет ее чистой души не гаснет, попадая в грязь, а упрямо разгорается с большей силой. Соня — это любовь и благородство, мощная сила характера в хрупком, слабом теле. С нею Бог, она не мыслит жизни без него.

Героиня верит в христианские истины и ценности, не отступая от них. Истинная христианка и праведница, осознанно идущая на грех ради праведной цели, она не требует благодарности от семьи и Родиона, которому помогает. Истинная сила характера юной героини раскрывается в момент признания Раскольникова.

Она категорически не приемлет его теории и очень твердо отстаивает христианскую мораль. Ей чуждо само понятие необыкновенной личности, имеющей возможность отнять жизнь другого человека, преступив закон Божий. При этом она принимает и жалеет Родиона, называя его самым несчастным человеком на свете.

Она поддерживает его и с завидным терпением направляет на путь раскаяния. Сила ее духа помогает Раскольникову осознать всю тяжесть своего проступка, сознаться и раскаяться.

       Мармеладову в романе называют «вечной Сонечкой». Это очень точная формулировка. Ведь несмотря на то, чем ей приходится заниматься, она осталась добрым и открытым ребенком.

Она очень скромная и стыдится сама себя. Сонечка стесняется подать руку сестре и матери Раскольникова, боясь их оскорбить этим.

Важно

Не может находиться на поминках собственного отца, ведь яркий и дешевый наряд проститутки оскорбляет приличных женщин.

       Я считаю, что образ Сонечки Мармеладовой не менее значим в романе, чем образ Раскольникова. Соня — это не просто антипод той «правды», которую несет главный герой.

Соня — это образ, уравновешивающий Родиона и все зло романа. Эта героиня вносит баланс в повествование. Этот образ учит чистоте, благородству, честности и христианской морали, которая всегда актуальна.

«Преступление и наказание» — поистине великое произведение гениального автора.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/440-sochinenie-na-temu-obraz-soni-marmeladovoj-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Сочинение на тему Образ Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание », — Сочинения по литературе

Читайте также:
Сочинение на тему Раскольников и Соня Мармеладова

Сочинение на тему Образ Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание «

Образ Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание «— это для Достоевского воплощение вечного смирения и страдания женской души с ее состраданием к близким, любовью к людям и безграничным самопожертвованием.

Кроткая и тихая Сонечка Мармеладова, слабая, робкая, безответная, ради спасения от голода своей семьи, родных людей решается на страшный для женщины поступок. Мы понимаем, что ее решение — неизбежный, неумолимый результат условий, в которых она живет, но в то же время это пример активного действия во имя спасения погибающих.

У нее нет ничего, кроме своего тела, и поэтому единственно возможный для нее способ спасти от голодной смерти маленьких Мармеладовых — это заниматься проституцией.

Семнадцатилетняя Соня сама сделала выбор, сама решила, сама выбрала дорогу, не чувствуя ни обиды, ни зла к Катерине Ивановне, слова которой были последним толчком, приведшим Сонечку на панель. Поэтому ее душа не ожесточилась, не возненавидела враждебный ей мир, грязь уличной жизни не коснулась ее души. Ее спасает бесконечное человеколюбие.

Вся жизнь Сонечки — это вечная жертва, жертва бескорыстная и бесконечная. Но в этом для Сони и есть смысл жизни, ее счастье, ее радость, она не может жить иначе. Ее любовь к людям, как вечный родник, питает ее изму ченную душу, дает ей силы идти по тернистому пути, которым является вся ее жизнь.

Она даже думала о самоубийстве, чтобы избавиться от позора и мучений. Раскольников тоже считал, что «справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» Но самоубийство для Сони было бы слишком эгоисти- ческим выходом, а она думала о «них» — голодных детях, а потому сознательно и смиренно приняла уготованную ей судьбу.

Смирение, покорность, христианская всепрощающая любовь к людям, самоотречение — главное в характере Сони.

Раскольников считает, что жертва Сони напрасна, что никого она не спасла, а только себя «загубила». Но жизнь опровергает эти слова Раскольникова. Именно к Соне приходит Раскольников исповедаться в грехе — в совершенном им убийстве. Именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в раскаянии и страдании.

Она считает, что ни один человек не в праве лишить жизни другого: «И кто меня судьей поставил: кому жить, кому умереть?» Убеждения Раскольникова ужасают ее, но она не отталкивает его от себя. Великое сострадание заставляет ее стремиться переубедить, нравственно очистить загубленную душу Раскольникова.

Соня спасает Раскольникова, ее любовь воскрешает его к жизни.

Любовь помогла Соне понять, что он несчастен, что, при всей видимой гордости, он нуждается в помощи и поддержке.

Совет

Любовь помогла перешагнуть через такую преграду, как двойное убийство, чтобы попытаться воскресить и спасти убийцу. Соня отправляется за Раскольниковым на каторгу.

Любовь и жертва Сони очищают ее от позорного и печального прошлого. Жертвенность в любви — вот вечная черта, характерная для русских женщин.

Спасение для себя и для Раскольникова Соня находит в вере в Бога.

Ее вера в Бога — это ее последнее самоутверждение, дающее ей возможность делать добро во имя тех, кому она себя приносит в жертву, ее довод в пользу того, что жертва ее не будет бесполезной, что жизнь скоро найдет свой исход во всеобщей справедливости.

Отсюда ее внутренняя сила и стойкость, помогающие пройти «круги ада» ее безрадостной и трагической жизни. О Соне можно говорить много. Ее можно считать героиней или вечной мученицей, но не восхищаться ее мужеством, ее внутренней силой, ее терпением просто невозможно.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-obraz-sonechki-marmeladovoj-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Сочинение по «Преступлению и наказанию». Образ Сони Мармеладовой

Часто в литературе можно встретить героев, которые вроде бы и не являются главными, но без них произведение было бы «урезанным». И идея осталась бы нераскрытой. Это касается и бессмертного романа Достоевского. Без образа Сони Мармеладовой «Преступление и наказание» потеряло бы очень многое.

Соня – совсем молоденькая девушка. Ей всего 17 лет, и росла она в неблагополучной семье. Мать умерла, а отец – пьяница. Есть еще мачеха Катерина Ивановна – изнуренная безденежьем и заботами о троих маленьких детях – женщина. Она неплохой человек, но жизненные неурядицы сломили ее, сделали нервной. И мачеха упрекает Соню в том, что та сидит на шее.

Семнадцатилетняя девушка принимает очень сложное для нее решение. Она идет в проститутки, чтобы помогать семье. Сложно представить, как при этом чувствует себя героиня, основные черты которой – набожность и скромность.

Эти «грязные» деньги Соня отдает мачехе и сводным братьям и сестрам. Ведь иначе малыши умрут от голода… А еще покупает непутевому отцу мундир, который он вскоре пропивает.

Кроткая и добрая девушка не жалеет даже последних 30 копеек, чтобы Мармеладов мог похмелиться… Она сочувствует отцу и хочет ему помочь.

Внешность Сони Достоевский показывает читателю не сразу. Сначала мы знакомимся с ее характером. А потом узнаем, что девушка похожа на измученного ангела. Худенькая, хрупкая, со светлыми волосами, синими глазами и заостренным лицом. На всем облике Сони лежит печать страданий, но в то же время от героини исходит неземной свет.

И да, она, действительно, ангел. Именно такова роль Сони Мармеладовой, на мой взгляд, в судьбе Раскольникова. Главный герой знакомится с девушкой уже после своего ужасного преступления. И признается ей в нем.

Обратите внимание

И Соня не отталкивает Раскольникова, не осуждает. Хотя сама она не смогла бы убить и мухи. В маленькой, хрупкой и изможденной Соне кроется великая сила.

Ведь только сильные духом люди умеют прощать и принимать окружающих такими, какие они есть.

Юная Мармеладова следует за убийцей и изгоем на каторгу. За Раскольниковым ее ведет любовь и желание помочь. А еще – стремление искупить свою собственную вину, которая гложет Соню. Прошлая жизнь уличной проститутки не дает ей покоя.

Но на самом деле Соня осталась непорочной. Грязь, возможно, прилипла к ее телу, но не коснулась души. И, посылая этого ангела вслед за Раскольниковым, Достоевский дал ему надежду. На спасение, прощение и исцеление. На очищение перед собой и Богом!

На этой странице искали :

  • образ сони мармеладовой сочинение
  • сочинение образ сони Мармеладовой
  • сочинение на тему образ сони мармеладовой в романе преступление и наказание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/obraz-soni-marmeladovoj.html

Сочинение на тему: Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Особое место в романе «Преступление и наказание» занимают женские образы. Девушек нищего Петербурга Достоевский рисует с глубоким чувством сострадания. «Вечная Соня» — назвал героиню Раскольников, имея в виду тех, кто будет жертвовать собой ради других.

В системе образов романа это и Соня Мармеладова, и Ли-завета, младшая сестра старой ростовщицы Алены Ива­новны, и Дуня, сестра Раскольникова.

«Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит» — эти слова могут служить эпиграфом к рассказу о судьбах девушек из бедных семей в романе Достоевского.

Соня Мармеладова, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника Семена Мармеладова. За­мученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, Катерины Ивановны, Соня вынуждена пойти на панель, чтобы содержать отца и его семью.

Автор изоб­ражает ее как наивного, светлого душой, слабого, беспомощного ребенка: «Она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком…». Но «…несмотря на свои восемнадцать лет» Соня нарушила заповедь «не прелюбодействуй». «Ты тоже преступила,… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загу­била жизнь…

свою» — говорит Раскольников. Но Соня торгует своим телом, а не душой, она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близ­ким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не поки­дали ее. Достоевский не показывает Соню «промышляю­щей», но тем не менее мы знаем, как она добывает деньги, чтобы накормить голодных детей Катерины Ивановны.

И этот вопиющий контраст ее чистого духовного облика и ее грязной профессии, страшная судьба этой девушки-ребенка — наиболее веское доказательство преступности общества. Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги: «Я не тебе поклонился, а всему страданию че­ловеческому поклонился». Соня всегда готова прийти на помощь.

Раскольников, разорвав все отношения с людь­ми, приходит к Соне научиться у нее любви к людям, умению принимать свою судьбу и  «нести свой крест».

Важно

Дуня Раскольникова — вариант все той же Сони: даже для собственного спасения от смерти себя не продаст, а за брата, за мать продаст. Мать и сестра любили Родиона Раскольникова страстно. Чтобы поддержать брата, Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова, взяв вперед сто рублей. Семьдесят из них она послала Роде.

Свидригайлов покусился на невинность Дуни, и она вынуждена была с позором оставить место. Чистота и правота ее вскоре были признаны, но практического выхода она все же не могла найти: по-прежнему нищета стояла у порога перед ней и матерью, по-прежнему она не в состоянии была чем-то помочь брату.

В безвыходном своем положении Дуня приняла предложении Лужина, почти откровенно покупавшего ее, да еще с унизительны­ми, оскорбительными условиями. Но Дуня готова идти за Лужина ради брата, продавая свое спокойствие, свободу, совесть, тело без колебаний, без ропота, без единой жало­бы. Раскольников ясно понимает это: «…

Сонечкин жре­бий ничуть не сквернее жребия с господином Лужиным».

В Дуне нет присущего Соне христианского смирения, она решительна и отчаянна (отказала Лужину, готова была стрелять в Свидригайлова). И в то же время душа ее так же исполнена любви к ближнему, как и душа Сони.

На страницах романа Лизавета появляется мельком. О ней рассказывает студент в трактире, мы видим ее в сцене убийства, после убийства о ней говорит Соня, ду­мает Раскольников.

Постепенно вырисовывается облик доброго, забитого существа, кроткого, похожего на боль­шого ребенка. Лизавета — покорная раба своей сестры Алены.

Автор отмечает: «Тихая такая, кроткая, безответ­ная, согласная, на все согласная».

В сознании Раскольникова образ Лизаветы сливается с образом Сони. В полубреду он думает: «Верная Лизаве­та! Зачем она тут подвернулась? Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими…

» Особенно остро это ощущение ду­ховного родства Сони и Лизаветы дано в сцене призна­ния: «Он смотрел на нее и вдруг в ее лице как бы уви­дел лицо Лизаветы».

Совет

Лизавета стала «Соней», такая же добрая, отзывчивая, погибшая безвинно и бессмысленно.

И Соня Мармеладова, и Дуня Раскольникова, и Лизаве­та, взаимо дополняя друг друга, воплощают в романе идею любви,   милосердия,   сострадания,   самопожертвования.

Источник: http://lit-helper.com/p_sochinenie_na_temu_obraz_vechnoi_sonechki_v_romane_f__m__dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie

Ссылка на основную публикацию