Анализ и мораль басни волк на псарне крылова 5 класс

Анализ басни Крылова «Волк на псарне»

Басня «Волк на псарне» была впервые напечатана в журнале «Сын Отечества», ч.I, №2, в октябре 1812 года. Оригинальный сюжет этой басни основан на одном из ключевых эпизодов Отечественной войны 1812 года.

Действие басни происходит на псарне, куда по ошибке попал Волк, собиравшийся похитить овцу из овчарни. Псы моментально учуяли хищника и подняли шум. На этот шум прибежали псари и закрыли ворота, отрезав волку путь к отступлению.

<\p>

Увидев, что выбраться из ловушки нет возможности, Волк пытался вести переговоры с псами, напоминая, что он приходится им дальним родственником. Волк клятвенно пообещал больше никогда не воровать овец и даже защищать их от других хищников.

Обратите внимание

В ответ на речи Волка Ловчий сказал, что он хорошо знает волчью натуру и не собирается идти на мировую. После этого Ловчий спустил на Волка стаю гончих псов.

Под Волком на псарне Крылов в своей басне подразумевает Наполеона в России. Наполеон к тому моменту уже вошел в Москву и, думая, что выиграл войну, ждал, когда русский император ответит на его предложение о мире. Но император Александр I пообещал не заканчивать войну, пока неприятель не покинет пределов России.

Наполеон напрасно ждал, когда русские согласятся на его условия. В итоге, он оказался в западне.

Общий план военных действий, сообщенный Кутузову из Петербурга еще в начале сентября, заключался в том, чтобы действовать в тылу Наполеона, затрудняя отступление.

Князь Волконский, присланный для получения от Кутузова объяснения его действий, доносил императору, что Наполеону трудно будет выбраться из России.

Подобно Наполеону, в безвыходном положении оказался и Волк на псарне в басне Крылова. Льстивые слова Волка довольно точно соответствуют тогдашним предложениям Наполеона о заключении мира.

Под псами Крылов в басне подразумевает войска и народное ополчение, которые рвались в бой. Увидев Волка, псари закрыли ворота на псарню, и тот оказался в западне. В образе Ловчего Крылов представил Кутузова, который «запер» Наполеона в Москве, как в ловушке.

По свидетельствам современников, Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг офицерам. При чтении строк: «а я, приятель, сед», полководец снял фуражку и потряс наклоненной седой головой. Чтение басни сопровождалось дружным хохотом. На другой день басню читал весь лагерь.

Так творчество Крылова поднимало боевой дух русской армии.

«Ты сер, а я, приятель, сед» — эта фраза показывает, что Крылов в своем Ловчем ценил преимущественно и даже, может,  исключительно хитрость. Такой взгляд баснописца на главнокомандующего вполне оправдывается многими историческими данными.

Важно

Перед отъездом Кутузова в армию, один из его родственников имел нескромность спросить: «Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?» Кутузов отвечал: «Нет. А обмануть надеюсь». Почти то же самое сказал он во время Тарутинской стоянки: «Разбить меня может Наполеон, а обмануть — нет».

Кутузов не поддался на хитрые речи Наполеона и в результате захватчик оставил Москву, а позже покинул с остатками своей армии пределы России.

Из басни «Волк на псарне» видно, как живо следил Крылов за событиями Отечественной войны и как метко он подмечал все, что происходило. В басне Крылов выразил чувство национальной обиды и справедливую жажду мщения. Устами поэта говорила тогда вся Россия. Впоследствии, под влиянием басни «Волк на псарне» родилась пословица «Поджал хвост, что волк на псарне», занесенная в сборник Даля.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/krylov/analiz_volk_na_psarne/

«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне. Аллегория и мораль»

Конспект урока литературы в 5 классе по теме:

«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне. Аллегория и мораль».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные:

  • развивать умение находить нужные сведения;
  • выявить основную идею басни;
  • подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;
  • формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;
  • познакомить с термином «аллегория»;
  • формирование навыка работы с иллюстрациями;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;
  • совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: мораль, олицетворение, аллегория, твердить, забияка, сват, кум;
  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;
  • раскрывать творческий потенциал учащихся.
  • развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные:

  • воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
  • формирование и воспитание духовно развитой личности;

воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как лесть, корысть, заискивание.

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, запись пословиц на доске, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г

Эпиграф к уроку:

История твердит – вот человек каков,

а должен быть каким — вещает басня.

Вольтер

ХОД УРОКА

1.Орг.момент

1.Психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

2.Сообщение темы, целей урока.

-Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Волк на псарне». Но сначала давайте обратимся к эпиграфу урока.

-Что такое эпиграф? (Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока»).

— Прочитаем его.

-Как понимаете слова «твердит» и «вещает»?

& Словарная работа. Работа с толковыми словарями.

Твердить – постоянно говорить одно и то же

Вещать – предсказывать, говорить

-Как эпиграф подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.

3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.

  1. Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.

«Биография И.А.Крылова».

  1. Отметьте дату рождения И.А.Крылова

А) 1812 г.

Б)1844 г.

В) 1769 г.

2. Определите место рождения И.А.Крылова

А) Москва

Б) Санкт-Петербург

В) Тверь

3.Воспитанием мальчика занималась:

А) бабушка

Б) мать

В) няня

4.Восьмилетний Крылов работал:

А) грузчиком

Б) мыл посуду

В) переписчиком бумаг

5. Крылов в большей степени становится известен как:

А) баснописец

Б) журналист

В) издатель

6.Иваном Андреевичем Крыловым было создано:

А) Более двухсот басен

Б) Более трёхсот басен

В) Более ста

2)Повторение сведений о басне и её особенностях (материал учебника стр.55-56)

-Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

Приём «Незаконченные предложения».

Продолжите предложения:

Басня – это краткий рассказ …

Мораль – начальные или заключительные строки …

Басня состоит из …

В баснях мы часто встречаем …

Олицетворение – это…

Аллегория – это …

-Что нового вы узнали о басне?

Итог: В баснях интересный короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает основную идею.

Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках.

Многие басни смешны, с помощью смеха легко донести мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.

4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Волк на псарне».

1).Слово учителя:

В основу сюжета басни «Волк на псарне» положены события войны 1812 года. Когда Наполеон вошёл в Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец.

2). Выразительное чтение басни учителем.

— О чём эта басня?

-Кто главный герой басни?

3). Чтение басни учащимися.

— Прочтите басню и выделите незнакомые слова.

4). Обобщающая беседа.

-Куда хотел залезть волк?

& Словарная работа

Овчарня – хлев для овец.

— А куда попал? Почему?

-Как отнеслись к появлению волка на псарне?

Дополните предложение:

Весь псарный двор поднялся: псы … и …; псари …; бегут:…, ….

-Как автор называет волка? (серый, забияка, мой Волк, мой хитрец).

& Словарная работа

Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры

-О чём это говорит? (об отношении автора к главному герою).

-Как ведёт себя Волк? Опишите его, используя иллюстрацию на стр.59

— Почему Волк начинает хитрить?

— Найдите в басне и прочтите причину его хитрости?

& Словарная работа

Сват – родственник (родитель одного из супругов)

Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника

— Как вы понимаете выражение: «Ты сер, а я, приятель, сед…»? (говорит о возрасте Ловчего, о его опыте борьбы с захватчиками).

5). Чтение в лицах диалога между Волком и Ловчим.

6). Характеристика Волка и Ловчего.

Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.

Коварный – Волк

Опытный – Ловчий

Мудрый — Ловчий

Вероломный — Волк

Хитрый – Волк

Предусмотрительный — Ловчий

Трусливый — Волк

7).Работа со словами морали.

-Какова тема басни?

-Где отражена тема?

-Идея басни?

-Где находится ее смысл? (С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой).

-Что такое мораль?

-Как понимаете слова морали? (Волк – это хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он всё равно остаётся хищником, которого надо уничтожать).

5. Домашнее задание:

1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» с. 59 – 60.

2.Сделать иллюстрацию к басне.

6. Подведение итогов урока.

— Что мы начали изучать на уроке?

— Какова мораль басни?

— Как эпиграф подходит к уроку?

— Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

7.Рефлексия:

1. Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/basnia-i-a-krylova-volk-na-psarnie-allieghoriia-i-moral.html

Какая мораль в басне Крылова Волк на псарне?

Какая мораль в басне Крылова Волк на псарне?

  • Мораль в этой басне не в том, что волкам с собаками не дружить.Мораль в том, что был бы волк не один, а со стаей, то он бы даже не думал бы о мирных переговорах, а сразу бы загрыз овцу или собаку.Но перед целой псарней волк струсил и стал просить о пощаде.Также поступают и люди. Толпой кинуться драться легко, а вот попробуй-ка не струсить перед двумя, тремя или несколькими неприятелями. Это не всем дано.
  • Мораль басни Волк на псарне состоит в том, что врага необходимо победить и уничтожить, чтобы не было от него вреда никому больше. Вот так и поступили псы с волком на псарне.Басня, посвещенная войне 1812 года, сравнивает волка с Наполеоном, который попал в западню, захватив Москву.
  • В одной из немалоизвестной басне Крылова quot;Волк на псарнеquot; говорится о волке которому хотелось сьесть овцу, не проверив полез ночью в сарай подумав что там овцы, на самом деле он попал на псарню где спала стая псов, почуяв волка они погнались за ним.В мом понимании мораль такова: если собираешься сделать что то нехорошее, сперва проверь не попаймают ли тебя quot;на горячемquot;. Есть хорошо подходящая поговорка: незная брод не заходи в воду.
  • Шла Великая Отечественная война 1812 года. Иван Андреевич Крылов, как обычно, проводил вечер в гостиной Олениных. Там знали все новости о войне. А. И. Тургенев рассказывал о том, как Наполеон запросил мира, а Кутузов ему отказал. Иван Андреевич весь этот рассказ слушал с глубоким волнением. Он даже смахивал слзы с глаз. В этот раз он ушл с вечера Олениных очень рано. Крылова не было несколько дней. За это время он написал басню Волк на псарне.В басне описывается то, как волк рассчитывал прийти в овчарню, а попал на псарню. Волку дают дружный отпор. Ощетинившийся хищник прижался в углу и предложил мировую. Крылов читал вслух свою басню и при этом делал умильное лицо. Его голос передавал просительно-заискивающую интонацию волка. Конечно, все узнали в лицемерном волке Наполеона, а в седом мудром Ловчем Кутузова.
  • Сам по себе сюжет этой басни весьма трагичен для волка, который по ошибке вместо обеда в виде овечки, получил свору собак на свою шкуру. Конечно волк пытался схитрить и ссылался на давнее родство с собаками, хотя всем известно, что те же волки ненавидят собак и при случае также не идут с ними на мировую. Смысл этой басни в том, что откровенно слабому противнику нельзя просить мира, это лишь подтверждает его слабость и более сильный с удовольствием его уничтожает. Поэтому слабому надо либо не допускать дело до ссоры-войны, либо биться до последнего. Предложить мир имеет право либо более сильный противник, либо при равенстве сторон, когда quot;войнаquot; приняла затяжной характер.
  • В этой басне Крылова, образно выводится мораль, что хищники понимают только язык силы и другими способами (уговорами), на них воздействовать бесполезно. Как известно, поводом для написания этой басни послужила история о бегстве Наполеона из России.
  • Мораль басни quot;Волк на псарнеquot; в том что с волками псам не делать мировой. Волк перепутал и забрался не к овцам а к собакам на псарню. Собак было много а волк один, силы были неравны и поэтому переговоры не получились.
  • Эта басня была написана в 1812 году в Отечественную войну против Наполеона. Крылов в басне отображает Волка — Наполеона, а Кутузова русского полководца — Ловчим,Наполеон потерпел поражение на Бородинском поле и занял Москву, но опомнившись, что оказался в ловушке, он послал весть Кутузову о перемирии, но Кутузов отврг это перемирие, началось победоносное сражение и Кутузов освободил Россию от врага.
  • Совсем недавно прочитала эту интересную басню нашего известнейшего российского баснописца и публициста Ивана Андреевича Крылова quot;Волк на псарнеquot;. Очень понравилось, рекомендую всем для прочтения. По сюжету волк попадает вместо овчарни в псарню, сам того не желая. И вместо того, чтобы полакомиться овцами, он зажимается в угол, поджимает хвост и старается уговорить псов оставить его в живых, ведь он пришел мириться. А больше ему ничего и не остается. Волк от безысходности лицемерит, врет, ведь понимает, что иначе его разгрызут, растерзают разъяренные псы.Мораль такая, бороться сурово необходимо с каждым коварством врага.
  • Басня Крылова quot;Волк на псарнеquot; очень занимательна, интересна и поучительна. Полностью басню можно прочитать сайте quot;deti-online.comquot;, ну или же по этой ссылке.В этой басне Крылова можно выделить пару известнейших крылатых выражения:В этих выражениях и вся мораль басни. А басня начинается с того, что серый лицемерный волк по ошибке вместо овчарни попал на псарню, где псы, увидев волка, желают всеми силами растерзать его. А волк, поняв, что ему quot;конецquot;, забился в угол и начинает льстить псам, спасая свою шкуру.Мораль басни следующая — человек, который скрывает свою истинную злую сущность, в момент опасности начинает лицемерить, хитрить как и волк в этой басне спасает свою шкуру изворотливостью.
Читайте также:  Анализ рассказа материнское сердце шукшина 11 класс

Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/kakaya-moral-v-basne-krilova-volk-na-psarne/

Мораль басни «Волк на псарне» Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Подлинное прославление Кутузова, его народного гения военного и дипломата, дано Крыловым в басне «Волк на псарне». Это произведение поэта — чудо искусства слова. Здесь торжествует аллегория и как аллегория, т. е.

поэтика широкого радиуса действия, и как (при всей условности своей) максимальное приближение к действительности,— в смысле данного конкретного случая.

Здесь одержало победу свою и искусство портретной живописи, одной чертой, одним мазком схватывающее всего человека с головы до ног.

Что позже восхитит в Крылове Гоголя и станет для него высшей школой поэзии.

Но следует сказать и то, что, читая гениальное творение Крылова, видишь в поэте не только художника, описавшего великого полководца, но и человека, сопричастного гению Кутузова.

Басня написана была при следующих широко известных обстоятельствах. Попав «в сеть», расставленную Смоленским, Наполеон 23 сентября (до пожара) сделал предложение о мирных переговорах. Кутузов отверг их. Что соответствовало и плану всей кампании полководца, и настроению армии, буквально рвавшейся в бой и ждавшей только сигнала.

Гениальность рассказа Крылова состоит именно в том, что поэт в 34 стихах не только передал особенности данной ситуации, ставшей коллизией, но и раскрыл ее как ситуацию общественно-историческую, чему не только не помешала, но и способствовала аллегория, дав возможность экономичного «расходования» художественных средств при максимальной их выразительности. Потому-то на столь небольшой площадке ситуация предстала перед нами (идя в терминологии вслед за Гегелем) как всеобщее состояние мира. А переходя с языка философских абстракций на язык конкретно-исторических определений, как настроение масс, как состояние и уровень народного движения. В 1812 году, писал Белинский, нация пришла в движение, образовалась поэтическая действительность. Патриархальность была жестоко потрясена. Что и оплодотворило гений Пушкина.

Но справедливости ради следует сказать, что первым поэтом, непосредственно наблюдавшим эту новую действительность и воссоздавшим ее в изумительной по силе картине, был Крылов.

Басня «Волк на псарне» замечательна именно тем, что в ней воспроизведена правда истории, атмосфера народного подъема, активности и дерзости масс, творящих историю.

Без этого образ Ловчего, завершающий рассказ Крылова, был бы одинок, неполон, неясен и невозможен в своей мудрости.

Как и всегда, для введения в поэтическую ситуацию Крылову потребовалось один-два стиха. Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Сказано все. А далее — естественный результат, который является всем, чем угодно, но только не недоразумением.

Это — история.

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»

И вмиг ворота на запор…

Совет

Казалось — уже кульминация. Напряжение столь сильное и яростное, что дальше уже плюсовать некуда. «Ворота на запор» — тоже ставит некую точку. Но оказалось не так. Это еще не басня, а только побасенка. Басня будет впереди — говаривал поэт. Да, самое главное, как бурное нарастание решающего, как картина всеобщего «остервенения народа» ,— все это впереди. И оно грянуло:

Бегут: иной с дубьем,

Иной с ружьем.

«Огня! — кричат.— Огня!»

Здесь только возрастание напряжения закончилось.

В литературе отмечалось: «с дубьем», «с ружьем» — картина народного воодушевления — картина партизанской войны. Видимо, сюда же надо отнести и«Огонь», вершинное в картине и воссоединяющее два плана басни: аллегорический (волки больше всего боятся огня) и реально-исторический (огонь — одно из сильнейших оружий партизанской, народной войны).

В данном случае «огонь» — это и освещение и оружие, не мешало бы, мол, проказника подпалить чуточку, тоже «для порядка».

После того как «огонь» решил дело, Крылов делает «мирную передышку». Пришли с огнем. И мы наблюдаем чудесную метаморфозу, которой позавидует и Публий Овидий Назон. Волк стал Лисой. Кажется, единственный случай у Крылова.

Но что характерно в этой помеси, что надо отнести к великому искусству писателя: Лиса остается Волком, а Волк не перестает быть Лисой. Здесь мы сталкиваемся с чисто пушкинской теорией характера: противоположности взаимопроникновенны.

Посмотрим, как это происходит.

После спокойного «Пришли с огнем» (не «Бегут с огнем»!), что указывает на решенность и завершенность дела — напряжение спало, ситуация ясна, свет «включен», перевес определен и определенен, Крылов продолжает:

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

(лучшая, кстати, позиция обороны: тыл защищен)

Зубами щелкая и ощетиня шерсть…

(он на что-то надеется, еще не все разглядел; образ картинен и звучен)

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…

(его желания и намерения, его натура остались неизменными; Волк остается Волком, басенные характеры стойки: они всегда из леса смотрят в овчарню)

Но, видя то, что тут не перед стадом…

(т. е. надеялся до последнего времени, до последней секунды его не оставляла надежда,— так Крылов понял Волка и его «прототипа» Наполеона)

Пустился мой хитрец

В переговоры,

Какая длинная фраза. Она не могла быть короче: Волку нужно время, чтобы, как и всякому актеру, переодеться. И этот процесс переодевания является дополнительной нагрузкой (сверхзадачей?) всей фразы.

Отметим еще лишь изумительные концовки трех стихов подряд, эти закрытые слоги, мужские рифмы, звучные конечные «ц», дополняющие как бы смысл слова «наконец», обрубающие и отсекающие всякую возможность иного исхода для Волка , и сменяющий их стих, самый короткий, но в этих пределах и самый длинный —

Обратите внимание

Пе-ре-го-во-ры —

стих явно замедлил свое течение,— пять открытых слогов, что по длительности превышает три предыдущих стиха. Оно и понятно: Волку нужно выиграть время. Ему необходима оттяжка. К тому же и «переговоры» — это тоже длительность. Тоже время.

Речь Волка, конечно, верх дипломатического искусства. Предел маскировки. Но Крылов, давая ему полную волю и свободу маскироваться, не вмешиваясь и не стесняя его ни в чем (проблема образа в его объективности здесь полностью сохраняется), видит одновременно в Волке Волка, хотя тот все сделал, чтобы стать Лисой, другом и братом гончих, охраняющих овец.

Волк выговорился весь. «Лад» — «стад» — «рад», В это поистине можно поверить.

Но « грызться рад» и « волчья клятва» (а другого он сказать не мог) вопиют против соединения,— эти сочетания обличают. Клятва взрывается, натура дает себя знать, что и увидел ловчий.

Искуснейшую по дипломатии речь Волка на «мирных» переговорах — прервал ловчий, который до времени сдерживал гончих: шли переговоры.

«Послушай-ка, сосед,—

Тут ловчий перервал в ответ,—

Ты сер, а я, приятель, сед…»

Современники рассказывают, что, читая эти строки, Кутузов снимал картуз, склонял голову и показывал свои седины. Факт, достойный исторического полотна. Это была бы картина о великом полководце и великом художнике — Крылове, запечатлевшем в одном штрихе образ Кутузова, полностью и целиком.

Сед.

Это не только портрет человека, но и его психологический облик. Не только старость, но и мудрость. И не только замечательный портрет полководца, но и автопортрет самого поэта. Сказав все о Кутузове, он сказал все о себе. И лишь в одном слове. Кратком, как выстрел, и столь же сильном, как удар кисти.

Голос нарастает. Сейчас последует приговор ловчего — приговор истории…

«А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».

Вы слышите, каким быстрым и резким стал стих. Это и справедливость и ожесточение. Имя этому — возмездие. Кара. Расплата за злодеяния. Так был в истории впервые сформулирован принцип безоговорочной капитуляции. И тут же выпустил на Волка гончих стаю,— завершает дело.

«Волк на псарне» — произведение историческое. Как таковое, оно является глубоко философским. В нем в живой поэтической форме Крылов решает сложнейшие вопросы философии истории—вопрос о движущих силах истории, о роли масс в истории, о роли личности в истории, об отношении вождя и массы.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Какая мораль в басне Крылова Волк на псарне?

  • Мораль в этой басне не в том, что волкам с собаками не дружить.Мораль в том, что был бы волк не один, а со стаей, то он бы даже не думал бы о мирных переговорах, а сразу бы загрыз овцу или собаку.Но перед целой псарней волк струсил и стал просить о пощаде.Также поступают и люди. Толпой кинуться драться легко, а вот попробуй-ка не струсить перед двумя, тремя или несколькими неприятелями. Это не всем дано.
  • Мораль басни Волк на псарне состоит в том, что врага необходимо победить и уничтожить, чтобы не было от него вреда никому больше. Вот так и поступили псы с волком на псарне.Басня, посвещенная войне 1812 года, сравнивает волка с Наполеоном, который попал в западню, захватив Москву.
  • В одной из немалоизвестной басне Крылова quot;Волк на псарнеquot; говорится о волке которому хотелось сьесть овцу, не проверив полез ночью в сарай подумав что там овцы, на самом деле он попал на псарню где спала стая псов, почуяв волка они погнались за ним.В мом понимании мораль такова: если собираешься сделать что то нехорошее, сперва проверь не попаймают ли тебя quot;на горячемquot;. Есть хорошо подходящая поговорка: незная брод не заходи в воду.
  • Шла Великая Отечественная война 1812 года. Иван Андреевич Крылов, как обычно, проводил вечер в гостиной Олениных. Там знали все новости о войне. А. И. Тургенев рассказывал о том, как Наполеон запросил мира, а Кутузов ему отказал. Иван Андреевич весь этот рассказ слушал с глубоким волнением. Он даже смахивал слзы с глаз. В этот раз он ушл с вечера Олениных очень рано. Крылова не было несколько дней. За это время он написал басню Волк на псарне.В басне описывается то, как волк рассчитывал прийти в овчарню, а попал на псарню. Волку дают дружный отпор. Ощетинившийся хищник прижался в углу и предложил мировую. Крылов читал вслух свою басню и при этом делал умильное лицо. Его голос передавал просительно-заискивающую интонацию волка. Конечно, все узнали в лицемерном волке Наполеона, а в седом мудром Ловчем Кутузова.
  • Сам по себе сюжет этой басни весьма трагичен для волка, который по ошибке вместо обеда в виде овечки, получил свору собак на свою шкуру. Конечно волк пытался схитрить и ссылался на давнее родство с собаками, хотя всем известно, что те же волки ненавидят собак и при случае также не идут с ними на мировую. Смысл этой басни в том, что откровенно слабому противнику нельзя просить мира, это лишь подтверждает его слабость и более сильный с удовольствием его уничтожает. Поэтому слабому надо либо не допускать дело до ссоры-войны, либо биться до последнего. Предложить мир имеет право либо более сильный противник, либо при равенстве сторон, когда quot;войнаquot; приняла затяжной характер.
  • В этой басне Крылова, образно выводится мораль, что хищники понимают только язык силы и другими способами (уговорами), на них воздействовать бесполезно. Как известно, поводом для написания этой басни послужила история о бегстве Наполеона из России.
  • Мораль басни quot;Волк на псарнеquot; в том что с волками псам не делать мировой. Волк перепутал и забрался не к овцам а к собакам на псарню. Собак было много а волк один, силы были неравны и поэтому переговоры не получились.
  • Эта басня была написана в 1812 году в Отечественную войну против Наполеона. Крылов в басне отображает Волка — Наполеона, а Кутузова русского полководца — Ловчим,Наполеон потерпел поражение на Бородинском поле и занял Москву, но опомнившись, что оказался в ловушке, он послал весть Кутузову о перемирии, но Кутузов отврг это перемирие, началось победоносное сражение и Кутузов освободил Россию от врага.
  • Совсем недавно прочитала эту интересную басню нашего известнейшего российского баснописца и публициста Ивана Андреевича Крылова quot;Волк на псарнеquot;. Очень понравилось, рекомендую всем для прочтения. По сюжету волк попадает вместо овчарни в псарню, сам того не желая. И вместо того, чтобы полакомиться овцами, он зажимается в угол, поджимает хвост и старается уговорить псов оставить его в живых, ведь он пришел мириться. А больше ему ничего и не остается. Волк от безысходности лицемерит, врет, ведь понимает, что иначе его разгрызут, растерзают разъяренные псы.Мораль такая, бороться сурово необходимо с каждым коварством врага.
  • Басня Крылова quot;Волк на псарнеquot; очень занимательна, интересна и поучительна. Полностью басню можно прочитать сайте quot;deti-online.comquot;, ну или же по этой ссылке.В этой басне Крылова можно выделить пару известнейших крылатых выражения:В этих выражениях и вся мораль басни. А басня начинается с того, что серый лицемерный волк по ошибке вместо овчарни попал на псарню, где псы, увидев волка, желают всеми силами растерзать его. А волк, поняв, что ему quot;конецquot;, забился в угол и начинает льстить псам, спасая свою шкуру.Мораль басни следующая — человек, который скрывает свою истинную злую сущность, в момент опасности начинает лицемерить, хитрить как и волк в этой басне спасает свою шкуру изворотливостью.
Читайте также:  Образ и характеристика гаврилы в рассказе челкаш горького

Мораль басни Крылова Волк на псарне

И волчью вашу я давно натуру знаю;А потому обычай мой:С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/dosug/moral-basni-volk-na-psarne-krylova-analiz-sut-smysl-literaturus-mir-russkoj-literatury.html

Волк на псарне. Басня Крылова

Басню «Волк на псарне» Иван Андреевич Крылов наполнил глубоким содержанием и патриотическим подтекстом. Посвящена она событиям 1812 года. Кто же из известных исторических личностей стал ее героями? – узнаете после прочтения поучительного стихотворения.

Басня «Волк на псарне»

Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор — Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»— И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. «Огня!— кричат,— огня!» Пришли с огнем.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.

Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом И что приходит, наконец, Ему расчесться за овец,— Пустился мой хитрец В переговоры И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! А я, не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад И волчьей клятвой утверждаю, Что я…» — «Послушай-ка, сосед,— Тут ловчий перервал в ответ,— Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой».

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Мораль басни Крылова «Волк на псарне»

Мораль басни «Волк на псарне» заключена в заключительные слова ловчего и состоит в том, что врагов нужно побеждать и уничтожать, не поддаваясь ни на какие их уговоры о перемирии, ведь уговоры эти могут являться лишь следствием безвыходного положения и, сложись обстоятельства иначе, враг не пощадит.

Анализ басни «Волк на псарне»

Как уже отмечалось ранее, басня «Волк на псарне» посвящена событиям 1812 года, когда, захватив Москву и оказавшись из-за этого «загнанным в угол», французский император Наполеон пытался заключить с М. И. Кутузовым мировую, но это ему не удалось, так как великий полководец не смог простить французу тех потерь, которые понесла из-за него русская армия.

Наполеон в этой басне – это Волк, а ловчий – Кутузов.

Однако нельзя ограничивать анализ данного произведения лишь описанным выше историческим фактом. Его смысл значительно шире: ввязаться в войну может каждый, но не каждый способен с честью выстоять до конца, и раз уж пролилась кровь, чтобы не говорил коварный и изворотливый враг, с ним нужно бороться, так как сложись обстоятельства наоборот, он бы точно не пощадил.

Крылатые выражения из басни «Волк на псарне»

  • «Волчью вашу я давно натуру знаю» – употребляется в басне «Волк на псарне» как насмешка в значении: «меня не обмануть, я слишком хорошо тебя для этого знаю».
  • «Ты сер, а я, приятель, сед» – фраза, характеризует мудрость говорящего в отношении адресата и в буквальном смысле читается: как ни старайся, я все равно вижу твою натуру насквозь.

Читать все басни Крылова

Источник: https://ihappymama.ru/iq/basni/volk-na-psarne-basnya-krylova/

Анализ басни Крылова «Волк на псарне»

Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец. В его баснях используется аллегория – за образами зверей мы с легкостью можем узнать людей, политических и общественных деятелей того времени.

Дело в том, что в то время, когда жил и творил Крылов, не было возможности говорить все прямо – цензура за это жестко карала. Именно поэтому аллегория приобрела такую огромную популярность. В своих баснях Иван Андреевич Крылов поднимает как общечеловеческие вопросы, которые волнуют всех и каждого, так и частные случаи – какие-то исторические ситуации.

Басня «Волк на псарне» также имеет свою историческую подоплеку. Она была написана во время великой отечественной войны 1812 года. В один прекрасный день Иван Андреевич Крылов проводил вечер в гостиной у Олениных – именно там он узнавал все самые последние новости о войне. Тургенев рассказывал историю о том, как Наполеон запросил мира, а Кутузов взял и отказал ему.

Важно

Ни о каком перемирии и не могло быть речи, пока французы были в самом сердце нашей страны – в Москве. Иван Андреевич Крылов слушал ее с особым трепетоми волнением. Отмечали даже то, что он смахивал слезы со своих глаз. В этот вечер Крылов необычайно рано покинул гостеприимный дом Олениных, где после не появлялся в течении нескольких дней.

Именно в это время великий баснописец и писал свое произведение, названное «Волк на псарне». В своей басне он рассказывает о том, как волк хотел прийти в овчарню и оказался на псарне. Тут-то и досталось разбойнику: ему дали дружный отпор, которого он ну никак не ожидал. После хищник испугался и предложил перемирие.

В образе седого и мудрого Ловчего мы с легкостью узнаем Кутузова, великого русского полководца. Наполеон же предстает в образе волка, который хотел напасть на Россию и одержать победу, но ничего у него не вышло. Волк показан как лицемер, его внешний вид абсолютно не соответствует его речам, что свидетельствует о его необыкновенной коварности.

Псарня в прямом смысле становится самым настоящим адом для волка. Этот ад напоминает нам лермонтовское Бородино – война действительно стала живым адом на земле, Наполеону вовсе не удалось легко победить Россию и прошагать победным маршем по ее бескрайним просторам: русские люди смогли дать жесткий отпор, постоять за свою любимую родину до конца, прогнать вражеское войско вон.

Ловчий же показан нам смелым, умудренным жизненным опытом, повидавшим многое на своем пути.

(11 votes, average: 3.64

Источник: https://school-essay.ru/analiz-basni-krylova-volk-na-psarne.html

Изучение басни «Волк на псарне» в пятом классе

Басня «Волк на псарне» принадлежит к историческим басням Крылова о войне 1812 года. В основе ее, как известно, лежит конкретный исторический факт, а вся басня передает высокое патриотическое чувство, отражает всенародный патриотический подъем. Напомним учителю, что перед изучением басни не следует сообщать об этом ребятам.

Иначе при анализе они пойдут от заданного и будут видеть в Волке только Наполеона, в Ловчем—только Кутузова, а главное — это помешает им понять широкое значение морали басни.

Только после того как школьники освоят сюжетную ситуацию басни, поймут ее героев, суть нравоучения, нужно познакомить их с историческими фактами и рассказать, как послание великого баснописца Крылова было принято великим полководцем Кутузовым.

Совет

Басня прочитана. Ребята коротко пересказывают, из-за чего поднялся переполох на псарне.

—        Какими словами рисует автор переполох?—спрашиваем у детей.

Задавая этот вопрос, обращаем внимание учеников на активные, действенные глаголы, передающие яркую, живописную картину общей тревоги на псарне. В сжатом до предела описании возбужденной, взбудораженной псарни именно глаголы — самые характерные, самые образные слова.

Весь двор поднялся. Как? Псы залились, рвутся на драку, псари кричат, бегут: иной с дубьем, иной с ружьем. «Огня! — кричат.— Огня!»

—        Как же ведет себя в этой обстановке Волк? — задаем новый вопрос классу.

Чтобы ребята поняли, как злобен, опасен и хитер Волк (а совсем не жалок, как иногда им кажется), обращаем внимание на несоответствие между тем, что он делает, и его речью. Вот он, прижавшись в угол, сидит.

—        Каким рисует его автор в этот момент? — спрашивает учитель.

—        Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет,— отвечают дети.

—        А речь льстивая, заискивающая, лицемерная,—подсказывает учитель.— Как объясняет Волк свое появление на псарне и что об этом сообщает автор?

Дети отвечают: «Крылов пишет: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню…».

—        А Волк говорит: «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Некоторые замечают: «Крылов его сам хитрецом называет, как будто подсказывает нам, что Волк притворяется, изворачивается, хитрит, скрывает злобу, поэтому он так много говорит».

Стремясь закрепить в сознании учащихся ряд важных для характеристики Волка качеств, учитель делает небольшое обобщение: «Волк пытается скрыть злобу. Его обращение к псарям и Ловчему заискивающее, льстивое. Такое поведение мы называем лицемерным».

Нужно обязательно попробовать прочитать «речь» Волка, стараясь передать скрытое в ней притворство.

Читайте также:  История создания романа пушкина евгений онегин

Можно рассказать ребятам, как Крылов сам читал свою басню в лицах, представляя, как Волк, встретивший дружный отпор, ощетинился, прижался в угол и лицемерно предложил мировую.

«Иван Андреевич изогнулся, сделал умильное лицо и просительным голосом передал заискивающе-примирительную речь Волка: «Друзья! К чему весь этот шум…».

Школьникам понятно, почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка: он ему не верит. Но внимание детей надо обязательно привлечь к словам Ловчего: ведь именно из них вытекает мораль басни. Волк и Ловчий противопоставлены в басне друг другу.

Обратите внимание

Дети доказывают, что Крылов во всем согласен с Ловчим, что он, как автор, сам помогает читателям скорее понять и разоблачить Волка. С этого и басню начинает: «Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню».

Все яснее проявляется волчья натура: «Глазами всех съесть хочет», однако понимает, «что тут не перед стадом и что приходит наконец ему расчесться за овец». Автор как будто напоминает читателям старые грехи Волка.

Почти все ученики сами делают попытку связать эту басню с предыдущей басней о Волке. И если уж об этом зашел разговор в классе, то уместно спросить: «Похож ли этот Волк на нашего старого знакомого? Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни?»

Да, это тот же Волк — злобный, хищный, беспощадный. Он привык легко и безнаказанно расправляться с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, когда он встречает дружный отпор, он изворачивается, хитрит, лицемерит. Однако при этом остается злобным и опасным хищником. Вот поэтому и соглашается с решением Ловчего сам Крылов.

Предложим ребятам ответить на 6-й вопрос хрестоматии. Затем сам учитель, похвалив детей за правильные догадки, кратко расскажет об истории создания- этой басни.

Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя великими народами».

Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего парода». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько- дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром., седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.

Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу.

Важно

Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура» !.

— Но неужели эта мораль применима только для одного конкретного случая?:— спросит учитель. Нет, мораль басни имеет значение и для нашего времени.

Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова.

(Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю…», «с волками… не делать мировой!»).

Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом, в какую бы шкуру он ни рядился.

Урок заканчивается выразительным чтением басни и просмотром диакадров, посвященных ей. В качестве домашнего задания можно предложить ребятам найти и выписать крылатые слова, меткие обороты, перешедшие в пословицы, и подумать над тем, когда они употребляются.

Источник: http://www.testsoch.com/izuchenie-basni-volk-na-psarne-v-pyatom-klasse/

Методическая разработка урока литературы 5 класс Тема урока: «Басни. И. А крылов «Звери мои за меня говорят». Басня «Волк на псарне»»

Методическая разработка урока литературы

5 класс

Тема урока: «Басни. И. А Крылов «Звери мои за меня говорят». Басня «Волк на псарне»».

Цели: познакомить с биографией И. Крылова, создать представление о внешнем облике баснописца, формировать представления о басенном творчестве И.А. Крылова; познакомить с терминами «басня», «аллегория», «мораль», развивать умение определять жанровые признаки басни, проанализировать басню Крылова «Волк на псарне»; воспитывать любовь к художественному слову.

Словарная работа: устаревшие слова и слова, определяющие человеческие достоинства и недостатки.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, мультфильм по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица», текст басни «Ворона и Лисица» — 15 листов, записи на доске (к словарной работе), карточки с заданием – 15 шт., портрет Кутузова и Наполеона, иллюстрация к басне «Волк на псарне», учебник.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение басен Крылова, изученных в начальной школе.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя.

Крылов Иван Андреевич (1769 – 1844).

С целью создания представления о внешнем облике баснописца ребятам демонстрируется портрет И.А. Крылова.

Иван Андреевич Крылов

Портрет И. А. Крылова кисти К. П. Брюллова. Конец 1830-х гг.Когда произносят «дедушка Крылов», сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Но возвращается, уже будучи профессиональным литератором, к жанру басни гораздо позднее. Он писал стихи, пьесы, переводил басни.

Однажды Крылов решил показать свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву, который пришёл в восторг от басен, он понял, что в этом призвание Крылова. «Это ваш род, вы нашли его»,  сказал Дмитриев и отправил басни в журнал, где они и были напечатаны в 1806 году. Через несколько лет, в 1809 году, вышла первая книга Крылова. В ней было 23 басни.

Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо». Язык басен лёгкий, простой, запоминаются они хорошо. И. А.

Крылов очень популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле. Он написал более 200 басен.

Их успех у читателей объясняется тем, что баснописец представил в своих произведениях русскую жизнь во всех её противоречиях с народной точки зрения, живым народным языком нарисовал яркие сцены, в которых вскрыл социальные противоречия, обратился к вечным нравственным проблемам. Итак, что же такое басня?

Знакомство с терминами.

Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Басня чаще всего содержит мораль, то есть нравоучительный вывод (затем учащиеся читают данное определение в учебнике).

Аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления через обрисовку конкретного персонажа или события.

Работа с определением басни и составление опорного конспекта.

Басня

Небольшой рассказ, часто стихотворный,

2 части,

основное повествование и мораль (нравоучение);

аллегорическая форма (иносказание);

сатирическое изображение;

герои – чаще животные;

диалог;

афористичность языка;

особый басенный стих (строчки разной длины),

передающий разговорную речь;

олицетворение.

Просмотр мультфильма по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

Длительность фрагмента: 4:14

Цель: показать мастерство исполнения басни профессиональным чтецом.

(На каждой парте перед учащимися лежит текст басни «Ворона и Лисица».)

Вопросы:

 Найдите мораль басни. («Уж сколько раз твердили миру…») Что такое лесть? (Лицемерие, угодливое восхваление.) Почему она «гнусна», то есть омерзительна, внушает отвращение? (Неприятно видеть человека корыстного, готового ради своей выгоды на лицемерие, самоуничижение.) А почему «вредна»? (Она вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искажённом свете, думать о себе лучше, чем следует.) Почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Потому что это так заманчиво – слушать комплименты, купаться в славе, которую ты не заслужил, и при этом не прилагать никаких усилий.)

Словарная работа

На доске записаны слова, к которым подбираем синонимы и антонимы, таким образом составляем пары:глупость, ограниченность – ум; беззащитность – наглость;хитрость – простодушие, наивность;жестокость – доброта;скромность – развязность;вежливость – грубость.

А теперь рассмотрите лежащие перед вами карточки с заданием: выразительно прочти произведение и определи, является ли оно басней? Почему?

С. Погореловский «Трудное положение»

В тревоге и смятении

Встречает сына мать:

Ну, что по поведению?

Да троечка опять!

Ах, что за наказание?

А чем я виноват?

Домашнее задание

Писал мне старший брат,

Ты делала сложение,

Делил и множил дед.

Но хуже с поведением:

Помощников-то нет!

А. Измайлов «Лестница»

Стояла лестница однажды у стены.

Хотя ступени все между собой равны,

Но верхняя ступень пред нижними гордилась.

Шёл мимо человек, на лестницу взглянул,

Схватил, перевернул –

И верхняя ступень внизу уж очутилась.

Так человек иной уж на высоте стоит,

Гордится, и глядишь: как раз слетит.

Возьмём в пример Наполеона:

Как сатана с небес, так он слетел со трона.

Цель: научить отличать басню от ранее изученных жанров.

Учащиеся читают вслух данные произведения и отвечают на вопросы. (Первое произведение не является басней, потому что отсутствует аллегория, нет морали. Второе произведение  басня, потому что есть все признаки басни.)

В чём иносказательный смысл басни А. Измайлова «Лестница»? (Не надо слишком зазнаваться, оказавшись в высоком положении: оно может быть не вечным.)

  1. Знакомство с басней «Волк на псарне».

Выразительное чтение басни «Волк на псарне» учителем.

Вводное слово учителя.

На доску вешается портрет Михаила Илларионовича Кутузова (1745-1813), русского полководца, генерал-фельдмаршала (1812) и Наполеона I Бонапарта.

Цель: дать представление о персонаже, с которым связан иносказательный смысл басни.

Михаил Илларионович Кутузов

Портрет М. И. Кутузова кисти Р. М. Волкова

Наполеон Бонапарт

Ф. Бартолоцци. По рисунку Дж. Аппиани, 1789 г.В июле 1812 года Наполеон со своим войском напал на Россию. Все жители поднялись на защиту своей Родины. Вместе со всеми переживал тревогу за судьбу своего Отечества и Крылов. Отгремел Бородинский бой.

В деревне Фили Кутузов созвал военный совет, на котором решено было временно оставить столицу, чтобы сохранить армию от потерь. Вместе с ней уходили и московские жители. Город горел. Наполеон, сидя в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель; он стал просить мира, но вместо переговоров Кутузов дал его войскам сражение при Тарутине.

Совет

А Крылов написал по этому поводу свою знаменитую басню «Волк на псарне», которая начиналась так:

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Вся Россия узнала в этом волке Наполеона.

Переписав басню, Крылов отправил её Кутузову в действующую армию. Фельдмаршал прочёл крыловскую басню окружавшим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я, приятель, сед»,  Кутузов сдёрнул шапку со своей седой головы, и громкое «ура» было ответом полководцу и приветствием поэту.

Чтение басни учащимися вслух.

Словарная работа:

ловчий – главный псарь, ведавший всей псовой охотой.

На доску вешается иллюстрация к басне «Волк на псарне».

Цель: формирование умения анализировать текст басни на основе сопоставления словесного и графического образов.

Волк на псарне

А. М. Лаптев. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Волк на псарне».1947 г.

Анализ содержания по вопросам, предложенным в учебнике:

  1. Перечитайте басню. Какие слова передают возникший на псарне переполох? Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.
  2. Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?
  3. Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?

Далее учащиеся читают басню вслух и отвечают на вопросы.
 О каком известном баснописце мы сегодня говорили? Какие басни И.А. Крылова вы знаете? Назовите основные особенности басни. Что вам понравилось на уроке?

Выставление и комментирование оценок

  1. Домашнее задание: выучить биографию Крылова и термины «басня», «аллегория», «мораль».

Источник: http://lit.na5bal.ru/doc/15493/index.html

Ссылка на основную публикацию