Анализ произведения бедные люди толстого

Анализ рассказа Бедные люди Толстого (произведения)

В произведении «Бедные люди» Лев Николаевич Толстой показывает, что человек даже в самой трудной жизненной ситуации остается добрым и имеет сострадание к другим людям. Читатель после прочтения рассказа, должен подумать, какие ценности важнее в жизни для человека.

В произведении описывается рыбацкая хижина, обстановка бедна, но очень уютная. В ней живут Жанна с мужем и пятеро детей. Муж ловит рыбу и с самого утра отправляется на своей лодке в море, в любую погоду, он знает, что ему необходимо кормить семью.

Жанна выполняет заказы на пошив, наводит в доме чистоту и создает уют. Она понимает денег не хватает на хорошее питание, а у детей нет обуви, и они бегают босиком.

Обратите внимание

Женщина сидит у окна и ждет мужа, она тревожиться за него. На улице бушует ветер, идет сильный дождь, что даже не видно полосу моря. Пока дети спят, она пошла навестить соседку, которая сильно больна. Войдя в холодную и бедную лачугу, Жанна понимает, что женщина умерла еще вчера, а возле нее прижавшись, друг к другу спят ее маленькие дети.

Жанне стало жалко малышей, ведь они могут умереть от голода и холода. Она не стала долго думать и унесла спящих деток к себе в дом. Положила их рядом со своими детьми, она задернула полог. После чего у нее началось сомнение, а что скажет муж, вернувшись с рыбалки. Она боялась, что он может не одобрить ее решение, ведь кормить придется своих пятерых детей и двух приемышей.

Не могла бедная женщина поступить по-другому, как она будет жить спокойно дальше, зная, что рядом в доме умирают два малыша. Сострадание к другим людям победило у Жанны боязнь бедности и нищеты.

Когда стихла буря, муж вернулся домой, и Жанна рассказала ему о случившейся беде с соседкой. Не смотря на усталость и то, что он только что не погиб в море от шторма, он отправляет жену забрать детей к себе. Он так же понимает, что малыши умрут без матери в холоде и голоде. Он берет на себя обязательство прокормить еще двоих детей.

Жанна, отдернув полог у кровати, показала мужу, что забрала соседских ребятишек, со словами «Вот они».

Автор пытается показать читателю, что в жизни существуют не только материальные ценности, но и великодушие, и милосердие к окружающим тебя людям.

Вариант 2

В рассказе Льва Николаевича Толстого «Бедные люди» описывается непростая жизнь жителей революционной России в начале 20 века. Тогда семьи были в основном многодетные, муж добывал пропитание, а жена занималась ведением домашнего хозяйства.

Главные герои рассказа семейная пара, у которой пятеро детей. Муж ловит рыбу и выходит в море при любой погоде, ведь дома его ждут голодные дети и любимая жена. Она сидит с детьми и занимается пошивом вещей на заказ, но денег в семье всегда очень мало и не хватает на хорошее питание. Дети их одеты плохо, у них даже нет обуви, поэтому они бегают босиком по улице.

Каждый раз Жанна ждет мужа с трепетом в сердце с рыбалки. Случается так, что море бушует и это во многом осложняет рыбную ловлю, подвергая опасности самого рыбака.  Герои рассказа любят друг друга, ведь он каждый раз отправляется за добычей пропитания, а жена всегда ждет его волнуясь. Но они всегда надеются на лучшее.

Важно

Однажды в ненастную погоду муж снова отправился к морю за рыбой. Бушевал порывистый ветер, шел сильный дождь, огромные волны набегали на берег. Не было видно даже линии моря. Жанна невозможно переживала за мужа и чтобы хоть как-то отвлечься решила проведать свою болеющую подругу Симону, которая жила в бедности без мужа и с двумя детьми.

Войдя в лачугу, где жила подруга, Жанна почувствовала что-то неладное. Вдруг она заметила, что Симона неподвижно лежит на кровати. Жизнь впроголодь, в холоде и болезнь добили окончательно Симону.

Ее организм этого не выдержал. Рядом с ней спали прижавшись друг к другу двое маленьких детей.

Жанна, недолго думая, забрала малышей с собой, надеясь на лучшее, ведь их никак нельзя было здесь оставлять.

Только милосердная и храбрая женщина могла так поступить. Женщина пожалела сирот и не испугалась гнева мужа. Она понимала, что у них самих жизнь далеко не сладкая.

Пятеро детей и еще вдобавок двое малышей подруги, конечно же, усложнят их существование, но деваться было некуда. Ради спасения детей Жанна сделала этот шаг.

Она очень переживала насчет того, что скажет муж, когда вернется и даже успела пожалеть о содеянном своем поступке.

Рыбак пришел домой злой и без улова, так как шторм помешал ему хоть что-либо поймать. К тому же он порвал все сети.

Совет

Рассказывая мужу о случившемся несчастье с подругой, Жанна внутренне трепетала от страха. Она сообщила о том, что сиротки теперь у них.

Но как ни странно рыбак принял мудрое решение оставить чужих детей в своей семье. Несмотря на все трудности, он все равно решил воспитать этих малышей.

В этом рассказе автор наглядно показывает тяжелую жизнь бедных людей, которые, невзирая на все невзгоды, остаются человечными и не равнодушными к чужой беде. Это очень важное качество для каждого человека и оно присуще далеко не всем.

Не каждый бы богатый человек сделал подобное. После этого рассказа невольно задумываешься об основных ценностях жизни. Лев Николаевич попытался донести до читателя основную мысль о том, нужно быть всегда великодушным и не гнаться за наживой.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/analiz-rasskaza-bednye-lyudi

Анализ произведения Бедные люди Толстого

Рассказ Толстого «Бедные люди» написан по одноименному стихотворению Виктора Гюго. Льву Николаевичу очень нравилось это произведение, которое он считал высшим образцом искусства.

Сюжет рассказа очень прост: главная героиня Жанна живет на берегу моря вместе с мужем рыбаком и пятью детьми. Их хижина очень бедна. Денег едва хватает на то, чтобы прокормить семью, но они не жалуются.

Отпуская мужа в море, жена очень боится за него, но другого выхода нет: он должен ловить рыбу, иначе они умрут с голоду. Видно, что герои любят друг друга, раз муж не страшится уходить в бушующее море, а жена терпеливо, хоть и с  беспокойством, ждет его.

В крепкой любви и самоотверженности надежда героев.

Вот и в этот раз Жанна ожидала своего мужа, который отправился в шторм за промыслом. За окном завывал ветер, черные волны набегали на берег. Жанна сильно разволновавшись, решила пойти проведать свою соседку, Симону. Симона — вдова с двумя детьми. Как отмечает Жанна: «Плохое вдовье дело, а тут еще и болезнь!»

Но зайдя в дом, Жанна поняла, что случилось непоправимое. Стояла необычная гнетущая тишина. Жена рыбака прошла в комнату и увидела, что Симона неподвижно лежит на кровати. Голодная жизнь в холоде и болезнь окончательно сломили ее. Рядом с ней спали двое маленьких детей. Увидев их, Жанна сразу поняла, что нужно сделать. Она забрала их с собой.

Этот поступок характеризует ее как милосердную и храбрую женщину. Милосердную потому, что она пожалела сирот, а храбрую, потому что не побоялась гнева мужа.

Ведь им самим живется не сладко с пятью детьми, а тут еще нужно будет кормить двоих малышей. Но Жанна уже сделала свой выбор. Осталось только ждать мужа. Ожидание выходит томительным и беспокойным.

«Господи, и зачем я это сделала?» — вопрошает не раз Жанна саму себя.

Обратите внимание

Вскоре вернулся рыбак. Он был очень зол и разочарован, потому что из-за непогоды он не смог ничего поймать, и к тому же порвал все сети. Жанна, замирая внутренне от страха, рассказывает мужу о смерти Симоны и о том, что двое детей стали сиротами. Рыбак выслушивает жену и принимает решение взять детей в семью. «Ну, да что уж, как-нибудь перебьемся!» — стоически произносит он.

В итоге, можно сказать, что Толстой показал, как тяжело живется бедным людям, но, несмотря на трудности, они остаются добрыми и не равнодушными к чужому горю. Умение сохранять человечность в трудных условиях – важное качество настоящего человека.

Вариант 2

При первом прочтении названия рассказа Толстого настраиваешься на мрачную и темную историю. Ведь бедность всегда ассоциируется с чем-то плохим, асоциальным. Однако это жизнеутверждающее произведение, показывающее, что необязательно быть богатым, чтобы помогать окружающим.

Главная героиня рассказа Жанна жена рыбака, мать пятерых детей. Ее жизнь не сахар, муж занимается опасным ремеслом, которое не приносит большого дохода, но и является весьма опасным. Самый большой страх Жанны, что в конце дня муж не вернется домой. Эти тяжелые мысли не дают ей покоя.

На ней же лежит забота о пятерых малых ребятишках. Прокормить и вырастить их трудная задача. Так и проходят ее дни, один за другим, похожие друг на друга, омраченные тяжелыми мыслями. Казалось бы, в такой ситуации каждый должен думать прежде всего о себе. Когда перед тобой стоит вопрос выживания, все другое отходит на дальний план.

У Жанны есть соседка, такая же бедная вдова с двумя ребятишками. Иногда они по-соседски навещали друг друга, но никакой особой привязанности между ними не было. В один из своих визитов главная героиня узнает, что соседка умерла. Найдя рядом с бездыханной матерью ребятишек, Жанна просто не смогла остаться в стороне.

Не смотря на все жизненные трудности и невзгоды, она прежде всего человек. И исинное человеческое великодушие не позволяет ей оставить малышей на произвол судьбы.

Она забирает их к себе, чтобы вырастить как своих. В этот момент она ни на минуту не задумывается, что этот поступок может ухудшить и без того скудное материальное положение семьи.

Ею движет материнский инстинкт и желание помочь ближнему.

Уже дома Жанна начинает волноваться, как отнесется к ее поступку муж.  Ведь он суровый человек, чей характер каждый день море испытывает на прочность. Безысходность их положения, тяжелые условия работы могли не только закалить его характер, но и высушить эмоции, сделать жестоким. С такими тревожными мыслями героиня ждет супруга домой.

Важно

Муж Жанны оказывается ей под стать.  Он принимает новых детей в семью, несмотря на бедность и необходимость кормить еще большее количество голодных ртов. Для него на первом месте стоят человеческие моральные ценности. Просто неприемлемо оставить двух малюток умирать, когда им так необходима помощь.

В своем рассказе Толстой развеивает миф, что благодетельными могут быть только богачи, которым не нужно думать о собственном обеспечении, а значит можно помочь нуждающимся. Человек, даже если он борется за собственное выживание, все еще человек. И его внутренняя сила и красота не зависят от материального положения.

← Анализ трилогии Детство. Отрочество. Юность ← Анализ произведения Юность↑ Толстой ЛевАнализ произведения Князь Серебряный → Анализ произведения Детство →

  • Сочинение Дагестан — мой край роднойДагестан – моя Родина. Мое место рождения и любимый сердцу уголок. Дагестан входит в состав республик Российской Федерации, расположен на юге России, в Северо – Восточной части Большого Кавказа. Столицей является город Махачкала
  • Сочинение Что такое внутренний мир человека? рассуждение 9 класс ОГЭ 15.3Наверное, далеко не каждый задумается о том, что такое внутренний мир человека. И правильно, зачем лишний раз себе засорять мысли, но если вы уж задумались об этом, значит сейчас в вашей жизни оно играет немало важную роль
  • Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник Пушкина сочинениеОдним из основных персонажей произведения является образ Петра Первого в олицетворении горделивого истукана – памятника Медному всаднику.
  • Образ Ивана Игнатьича в романе Капитанская дочка ПушкинаИван Игнатьевич является милым старичком-офицером, который служит в Белгородской крепости. Он фактически стал частью семьи Мироновых, с которыми проводит много времени.
  • Сочинение Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-ЩедринаСатирическую сказку «Пропала совесть» М.Е. Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Здесь автор изложил свои размышления на тему жизни, нравственности, морального разложения общества в то время.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/analiz-proizvedeniya-bednye-lyudi

Толстой Л.Н. «Бедные люди» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

После прочтения произведения Льва Толстого «Бедные люди» в голове появляется масса различных вопросов.

Тот, который я хочу поднять в этом сочинении, звучит так: что именно означает название рассказа? Что Лев Толстой имел в виду, когда назвал так свое произведение? На каком слове он сделал ударение – на слове «бедные» или на слове «люди»? Возможно, перестановка акцента поменяет смысл всего произведения.

Читайте также:  Сочинение на тему котенок

На протяжении всего рассказа читатель напряжен. Какой будет развязка, как отреагирует муж Жанны на двух приёмышей в своей семье? Несмотря на то, что данное произведение Льва Толстого является довольно коротким, характеры главных героев раскрыты хорошо. Буквально по нескольким словам, сказанным о них, можно увидеть всю суть их жизни.

Симон. Как она стала вдовой? Может, её муж погиб в одной из бурь, вроде той, о которой говорилось в рассказе. Может, он умер от болезни, как умерла она. Много ли счастья узнала Симон за свою жизнь? Наверное, не больше, чем может узнать бедный человек.

И не меньше, чем может узнать женщина, родившая ребенка. «Да, тяжело ей было умирать» — говорит о ней Жанна. Умирать тяжело всегда, но когда ты понимаешь, что от твоей жизни зависит жизнь твоих детей, это тяжелей втройне.

Что она чувствовала, когда в последний раз укутывала своих спящих детей, не дай Бог никому никогда почувствовать.

Муж Жанны. Писатель даже не дал ему имени. Безымянный рыбак, высокий и смуглый, работающий весь день напролет. Таких было сотни, тысячи во все времена. Из поколения в поколение подобные мужчины воевали со стихией, чтобы прокормить себя и свою семью.

Рыбаки в большинстве своем храбры, терпеливы и упорны – но у всех ли они настолько человечны, насколько оказался муж Жанны? Его жена боялась, что в бесконечной борьбе за выживание и пропитание, измотанный бедностью и тяжелым трудом, он потерял способность сострадать.

К счастью, она ошиблась.

Жанна. Верная жена, любящая своего мужа. Она ждет его каждый день и никогда не может быть уверена, что он вернется домой. Жанна воспитывает пятеро детей и ведет хозяйство. Она отлично знает, каким адским трудом занимается её муж. И понимает, что их семья очень бедна. Кто бы имел право винить её, если она бы не взяла к себе сирот? Никто.

Совет

Да вот только невозможно жить дальше, если знаешь, что в соседнем доме умирают от голода и холода дети. Если, конечно, в тебе осталось хоть что-то человеческое. Вот Жанна и не смогла просто пройти мимо. С одной стороны – её собственные дети могут голодать из-за двух приёмышей.

А с другой стороны – повернись судьба по-другому, и это она лежала бы мертвая в избе, а рядом с ней спали её малыши.

Конфликт между долгом перед семьей и долгом перед собой, поднятый в этом рассказе, страшен.

Разве может считаться нормальным, когда что-то отнимает у человека право на человечность и милосердие? Говорят, что бедность не порок – это ложь.

Да, очень часто люди не виноваты в собственной бедности, в ней виновато устройство общества, при котором возможно разделение на разные социальные касты. С бедностью нужно бороться, это явление нужно лечить, как лечат раковые опухоли.

Так что же все-таки хотел сказать Лев Толстой, назвав свое произведение «Бедные люди»? Хотел ли он написать рассказ о том, как отвратительна бедность или о том, насколько человечны люди? Выражал ли он через название своё сочувствие героям? Или наоборот, подчеркивал, что даже в бедности человек способен оставаться человеком? К сожалению, у него мы это уже спросить не сможем, поэтому каждый сможет подчеркнуть в названии то слово, которое посчитает нужным.

Источник: http://resoch.ru/tolstoj-l-n-bednye-lyudi-sochinenie/

Урок Л.Н.Толстой. Бедные люди..docx — Статья «Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого «Бедные люди» в 6 классе»

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноВидеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Урок по произведению Л.Н.Толстова «Бедные люди»Урок № 1 Любимое произведение Л.Н.

Толстова – урок проявления любви к ближнемуЗадача урока: ответить на вопрос о том, почему Л.Н.Толстой высоко ценил и любил этопроизведение В.Гюго? ХОД УРОКА Во внутреннем мире человека доброта – это солнце Виктор Гюго 1. Как вы понимаете слова Виктора Гюго?2. Что такое, по­вашему, доброта?3.

Какие ассоциации вызывает у вас слово ДОБРОТА ? (ЧТО? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ?)(Составление кластера)Формулирование собственного определения на основе полученных слов. В это время одинучащийся работает со словарём Ожегова.Запись на доске: Доброта ­ это отзывчивость, душевное расположение к людям,стремление делать добро. Сравнение полученных формулировок.

Обратите внимание

­ Скажите, почему мы заговорили о доброте?Творческая история рассказа ­ Какие чувства у вас вызвал рассказ? ­ Почему возник этот рассказ? Рассказ «Бедные люди» – прозаическое переложениестихотворения В.Гюго «Les pauvres gens» (из книги «La legende des siecles»), которое Толстойвысоко ценил и любил.

В трактате «Что такое искусство?» Толстой относит этопроизведение Гюго к числу «образцов высшего, вытекающего из любви к богу и ближнему,религиозного искусства». (Л.Н.Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественнаялитература, 1983. Т. 15) «Это такая классическая вещь, что портить ее грех», – писал Толстой И.И.Горбунову­Посадову 3 марта 1905 г.

https://www.youtube.com/watch?v=9VUFDLQX0O0

ЧЧтение фрагмента стихотворения ГюгоТеперь обратимся к содержанию рассказа в переложении Толстова. Сформулируйте и запишите сюжет произведения в трех предложениях. (Суть содержанияпередается по принципу композиции: завязка­кульминация­развязка)­Почему выбрали именно эти эпизоды?­ Определите тему рассказа.

Через какие подтемы раскрывается общая тема рассказа?­ На сколько частей можно разделить рассказ? На три и три предложения в пересказанномсюжете. Какие смысловые части отражает ваш текст? Ожидание мужа.  Смерть соседки.  Добрый поступок. ­Кто является носителем доброты? главная героиня рассказа – Жанна.

­Что оно означает ее имя? Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.

Найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.Работа в 4­х группах в соответствии с приемом:прием 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средствасинтаксической выразительностиприем 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя».

Найти описаниеприроды и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа.Сравнить описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова«Буря». 1886 г, «В бурю» 1872гприем 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детейраскрывает образ главной героини, ее семьи.

Сравнить описание деталей быта в рас­сказеи на репродукции картины В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), Л. Галле. «Семьярыбака» (1848), И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)прием 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна.(синтаксические средства, лексические средства). Сравните описание событий в рассказе ина репродукциях картин 1) А.П.

Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен­Валери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегуНеаполитанского залива» (1842)­ Является ли жизнь Жанны иллюстрацией проявления доброты?­ Какую страшную картину увидела Жанна?­ Раздумывала ли она, как ей поступить?­ Сделайте вывод о поступке Жанны.

Она проявила доброту, поступила милосердно поотношению к детям.­ Кто из героев ещё имеет имя? Соседка Симон ­ Как вы думаете, почему автор соседке даёт имя, а рыбаку нет? Симон – заботливая илюбящая мать (чтение текста). Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина­мать­идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины­матери.

­ На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о главной героине? Она ­ мать. У неё своихпятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей.­ О чём думает потом? Мысли о муже.­ Почему боится мужа? Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение.Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется сним.

­ Как Жанна относится к мужу в начале произведения? Какие она испытывает чувства? О чембеспокоится? Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать…Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу.Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле­еле кормятся.

Важно

А у ребяток все нетобуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, чтохватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы.Нечего жаловаться, — думает Жанна и опять прислушивается , к буре.— Где­то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” — говорит она и крестится.

­ Как Жанна относится к мужу в конце произведения? Какие она испытывает чувства? О чембеспокоится? Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми иторопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что­тоскажет он?.. — сама с собой говорит она. — Шутка ли, пятеро своих ребятишек — мало

еще ему было с ними заботы… Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он

меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!… Нет. Опять никого!Господи, и зачем я это сделала?..Как ему теперь в глаза взгляну?..» И Жанна опятьзадумывается и долго сидит у кровати” ­ Как вы можете оценить поступок Жанны и её мужа? Попытайтесь дать собственную оценкурешению Жанны и её мужа.

Они проявили любовь к ближнему, милосердие. «Ну, деал! –проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать? Придется взять, а топроснутся, каково им будет с покойницей? Ну, да что уж, как­нибудь пробьемся! Ступай жескорей! Но Жанна не двигалась с места.

­Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна? –Вот они, сказала Жанна и отдернула полог. (1905) Таким образом, Жанна и ее муж любят ипонимают друг друга. Они хорошо знают: «чтобы быть счастливым, надо одно — любитьлюдей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро,ничего не требуя взамен.

В этом поступке проявляется мудрость души героев.­ А как вы объясните слово милосердие? Работа одного учащегося со словарём Ожегова.Милосердие – не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.

­ Какова главная мысль рассказа? Основа жизни – это желание проявлять любовь кближнему, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, если случится беда.­ Почему рассказ назван «Бедные люди»? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьиЖанны? Назовите ключевые слова и словосочетания.

­ Какое название предложили бы вы?Письменная рефлексия: Почему Л.Н. Толстой высоко ценил и любил произведение В. Гюго? Стихотворение А. Дементьева, поэта 20 века.Доброту не купишь на базаре,Искренность у песни не займёшь.Не из книг приходит к людям зависть.И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,Но не всем пошло ученье впрок.Тот, как был, — так и остался хамом.Этот вот — от чванства занемог.Видимо, порой образованьюТронуть душу не хватает сил.Дед мой без диплома и без званьяПросто добрым человеком был.Значит, доброта была вначале?…Пусть она приходит в каждый дом,Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

Домашнее задание: найти примеры урока доброты в другом художественном произведении (указатьавтора, название, сформулировать эпизод), в истории любой эпохи и страны, в 21 веке (пример изличной жизни или деятельности современного общества). Записать афоризмы со словом добро,доброта (Л.Н.Толстова и др.

)Дополнительное задание: прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева, сопоставьте его с рассказом «Бедные люди». «Два Богача» И.С.Тургенева Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту­племянницу в свой разоренный домишко.— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Совет

Далеко Ротшильду до этого мужика! РАБОТА В ГРУППАХГруппа 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средствасинтаксической выразительности.Группа 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя». Найти описаниеприроды и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа.

Сравнитьописание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова 1) «Буря». 1886 г, 2)

«В бурю» 1872г.

1 2 Группа 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей раскрываетобраз главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рас­сказе и нарепродукциях картин 1) В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), 2) Л. Галле. «Семья рыбака»

(1848), 3) И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)

1 2 3 Группа 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна. Сравните описаниесобытий в рассказе и на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю вгавань Сен­Валери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу

Читайте также:  Анализ сказки маршака двенадцать месяцев 5 класс

Неаполитанского залива» (1842)

1 2 Урок № 2. Сочинение « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»­Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?

­А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

­ Актуальна ли тема рассказа в наше время?­ Почему доброта так важна в нашем обществе?Ответом на этот вопрос будет ваше сочинение­рассуждение.Высказывания Л.Н.Толстого:«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».«Делая добро, будь благодарен за это».

«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознаниедоброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».Тема « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»Вопросный план1. Что такое доброта?2. Какие поступки можно считать добрыми?3. Какой урок преподносит Л.Н.Толстой в произведении «Бедные люди»?4.

Какой автор художественной литературы преподносит нам урок доброты?5. Совершает ли современное общество добрые поступки?6. Добрый поступок как проявление любви к ближнему.Пример сочиненияДоброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Она помогает людям в жизни,согревает их. Добротой можно решить можно проблем в отношениях между людьми.

Доброта несетрадость людям, поэтому заставляет их отвечать добром даже в сторону тех, кого мы по какой­топричине недолюбливаем. Добрый поступок – это тот поступок, который мы совершаем не ради себя, аради других. Например, можно спасти бездомного щенка, стать донором (сдать кровь), перечислитькарманные деньги в фонд для лечения больных детей.

А можно всей семьей поучаствовать в акцииРождественский марафон. Когда мы совершаем добрые поступки, нам становится самим лучше иприятнее в душе. Наша душа радуется, даже если поступок этот мог навредить тому, кто егосовершил, потому что добрый поступок делает мир лучше.Доброта учит нас многому: честности, выносливости, смелости в любви.

Обратите внимание

Эти качества оченьважны, только у доброго человека они могут быть.К сожалению, по­настоящему добрые поступки в наше время чаще можно встретить вхудожественной литературе, чем в повседневной жизни. Например, в произведении Л.Н.Толстого«Бедные люди» мы встречаемся с милосердием и добротой в сердце Жанны. Она забираетосиротевших двоих детей в свою семью, хотя у самой пятеро ребятишек.

Живут они бедно. Еле концыс концами сводят. Ее урок доброты для нас заключается в любви к ближнему. Не каждый человекспособен на такой серьезный поступок.Рассказ Платонова «Юшка» учит быть добрым со всеми. Юшка – главный герой произведения,который был бедняком и работал в кузнице.

Все свои деньги, заработанные за год, он отдавал насодержание чужой ему девочки­сироты, а сам отказывал себе в покупке насущных, необходимыхвещей.В 21 веке у людей очень много стресса и забот, на самом деле у них очень мало времени остаетсядля добрых дел. Но еще есть люди, которые посвящают добру всю свою жизнь. Доктор Лиза многие

годы помогала самым обездоленным и несчастным. Она с группой помощников кормила и лечила

бездомных на московских вокзалах, вывозила из­под обстрелов раненых украинских детей на лечениев Москву. Она говорила: «Добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия».

Добро – ключ к Миру.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/statya_podhody_k_izucheniyu_proizvedeniya_lntolstogo_bednye_lyudi_v_6_klasse-21377/26187

Художественное своеобразие рассказа Л. Н. Толстого «Бедные люди»

Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Цели:

Образовательные: Создать условия для развития продуктивного мышления, в которых ученик сможет выявить жанровое своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди». Понимать и формулировать тему, идею литературного пр-ня, характеризовать его героев.

Развивающие: Создать условие для развития личности на основе усвоения способов деятельности: формирование навыков лексической работы, выразительного чтения. Умение выделять причинно-следственные связи (в поступках героев худ. пр-ня, рассказа), подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции и формулировать выводы.

Умение работать со словарем.

Воспитательные: Создать условия, при которых у учащихся будет формироваться понимание не только авторской позиции к поступку героев рассказа, но и своего отношения к ней, о необходимости делать добро и единстве ценностных гуманистических представлений в разнообразии национальных традиций.

Задачи:

  1. Находить ключевые слова для определения темы произведения.

  2. Уметь давать их лексическое значение с помощью толкового словаря.

  3. Анализировать фрагменты текста с целью раскрытия образов.

  4. Установить причину поступков главных героев.

  5. Определить идею произведения

ХОД УРОКА.

Сегодня я приглашаю вас к разговору, который касается всех нас. Нашим мудрым собеседником будет великий писатель Л. Н. Толстой, который ещё в детстве мечтал о том, чтобы все были счастливы.

На краю оврага он вместе с братьями закопал зелёную палочку, на которой по словам старшего брата Николая была написана тайна о том, « как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий , а были постоянно счастливы!».

С тех пор прошло много лет, а люди всё пытаются открыть эту тайну, возможно, она скрыта и в самих произведениях писателя. Сегодня мы постараемся найти ее в одном из произведений Льва Николаевича, которое называется «Бедные люди».

Итак,

Тема нашего урока «Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди».

Как вы думаете, почему рассказ называется «Бедные люди?».

Какие ассоциации у вас вызывает слово «бедные»? (Жалкий, обездоленный)

(ответы учеников записываются на доске)

Предположите, о чем пойдет речь в рассказе, судя по его названию.

Сегодня мы постараемся подтвердить или опровергнуть вашу гипотезу.

Постановка цели и задач (совместно с учениками).

Цель: определить авторскую оценку изображаемого события.

(Автор всегда оценивает изображаемое, поэтому, читая произведение нужно уловить авторскую оценку явления, выяснить главную мысль и идеею произведения)

Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы понять автора? (Вчитаться в произведение, найти тему и идею).

Какие задачи нам нужно будет поставить перед собой, чтобы определить идею произведения?

  1. Находить ключевые слова для определения темы произведения.

2.Уметь давать их лексическое значение с помощью толкового словаря.

3.Анализировать фрагменты текста с целью раскрытия образов.

4.Установить причину поступков главных героев.

5. Выявить жанровое своеобразие рассказа.

Учитель. «Бедные люди» — прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, творчество которого писатель высоко ценил и любил. Перерабатывая стихотворение Гюго для печати, Толстой стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику. «Это такая классическая вещь, что портить её грех», — утверждал писатель.

— Что такое «классическое произведение»? (Произведение, несущее общечеловеческий смысл, поняв который, мы, возможно, приблизимся к открытию тайны Толстого, мечтавшего о счастье для всех людей.)

Особенности жанра подлинника наложили свой отпечаток на прозаический вариант. Он стал близок к жанру стихотворение в прозе, для которого характерны краткость, изображение характера в одном моменте в одном поступке, образность речи и ритмичность.

Сейчас вы услышите чтение рассказа, во время которого постарайтесь заметить указанные особенности.

(Выразительное чтение с элементами художественного пересказа).

Учитель. — Какие чувства вызвал у Вас рассказ?

Обратим внимание на особенности рассказа.

Вопросы к классу:

-Какие детали важны для описания жизни семьи Жанны. Назовите ключевые слова и словосочетания.

-Найдите описание природы. (Образ стихии противопоставлен теплу домашнего очага (антитеза)

-Назовите приёмы, использованные автором (Противопоставление — снаружи внутри (стихия жилище).

Какую роль играют приемы в характеристике Жанны? (Заботливая мать, хозяйка, любящая жена)

— Расскажите об отношении отношение Жанны к мужу. Какие слова вы выберете для характеристики. (Чтение фрагмента от «Спать ещё рано….» до «…ничего не видно».

— Какая интонация звучит в этом эпизоде? (тревога, беспокойство). Назовите приёмы, использованные автором для передачи этой интонации (ритмичность текста , одинаковое построение предложений).

Учитель. Во всём чувствуется забота Жанны о семье и муже. Она любит, уважает и понимает своего мужа, беспокоится о нём и во всём помогает.

(Доброта, любовь, забота, понимание, готовность к самопожертвованию).

— Чтение фрагментов: «Ветер рвёт с неё платок…»подумала она и толкнула дверь»; «Жанна снимает снимает колыбельку с детьми… не могла не сделать то, что сделала». (Найдите ключевые слова)

— Почему Жанна постучала в дверь? Почему забрала детей? (Не могла поступить иначе).

(«Добрая мысль живет у человека в сердце» — Григорий Философ)

Каково отношение автора к Жанне?

-Как воспринял муж новость о смерти соседки? Найдите ответ в тексте. «Жанна замолчала. Рыбак нахмурился….. Ступай же скорее!».

-Как характеризует этот фрагмент мужа Жанны? (Он принимает на себя ответственность за жизнь детей, поэтому рассуждает, но не долго. Задумался и принял решение. Не может поступить иначе.)

-Прочитайте финал. Какое впечатление он оставил у вас?

-Вернёмся к названию.

Название — всегда сложная задача для художника. В нем находят отражение и тема, и идея.

Вспомните ваши ассоциации со словом «бедный» (жалкий, обездоленный). Изменились ли они?

— Какое чувство вызывают у нас обездоленные люди? (Жалость). А какое чувство заставляет нас испытать автор, говоря о Жанне и её муже? (Восхищение). Так почему рассказ называется «бедные люди»? Бедные ли они на самом деле? (Они великодушны). Как образовано это слово? (Великая Душа).

(«Великодушие — это не что иное, как сострадание благородного сердца».

Н. Шамфор)

— Как вы думаете, каков смысл названия рассказа?

Важно

Назвав рассказ «Бедные люди», автор загадал нам загадку. Говоря о трудном материальном положении семьи Жанны, автор заставляет размышлять читателя не о том, почему они бедны, не вызывает к ним чувство жалости, а побуждает читателя начать думать о добре, о готовности помочь людям. Положение семьи только подчёркивает величину великодушия этих людей, вызывая у читателя восхищение их поступком.

-Сможете ли вы теперь ответить на вопрос, какую тайну нам открывает автор рассказа, что нужно делать, чтобы люди были счастливы?

(Творить добро)

— Так что такое добро?! (Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Словарь С.Н. Ожегова.)

Согласны ли вы с высказываниями Л.Н. Толстова «Делая добро, будь благодарен за это»; «Добро, которые ты делаешь от сердца — ты делаешь всегда себе».

Когда вы получаете большее удовольствие, когда для вас что-то делают хорошее, и когда вы что-то делаете хорошее для других?» (когда сам делаешь -приятней…)

Эту тайну хорошо знали во всем мире простые люди, потому что это общечеловеческие нравственные ценности (высказывания мудрецов разных стран — представленные на уроке).

«Из всех даров мира остается только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого (Саади)»

Среди казаков существовал неписаный закон — «Делай добро тайно, явно позаботится Круг» (Заветы Игната). В казачьих станицах дети «односумов» и соседей свободно усыновлялись, если они оставались без родителей или семья не имела возможности прокормить всех детей.

Почему же не все люди стремятся делать добро для других? (Не все понимают, что нужно делать.) Многие не верят в добро, кроме того — зло делать легче. Что нужно для того чтобы поверить в добро?

«Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать!» — говорит Л.Н.Толстой.

ИТОГ урока:

-Итак, что было написано на зеленой палочке?

-Достигли ли мы цели которую поставили в начале урока?

Сегодня мы прикоснулись к разгадке таны зеленой палочки. Изучая другие произведения Л.Н. Толстого, вы откроете для себя эту тайну до конца. Сам Л.Н.

Толстой уже став известным писателем вспоминал: «…и, как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает…»

Домашнее задание: Вспомните о тех добрых делах, которые для вас сделали тайно… Делали ли вам добро тайно?

Сочинение-миниатюра «Добро в моей жизни…»

Совет

Односум — казач. товарищ в походе, однополчанин, сослуживец; у казаков бывают вьючные переметные сумы, по одной на двоих, троих, и более человек.

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/oack1omn.html

Уроки добра Л.Н.Толстого. Рассказ «Бедные люди»

Этап 3.

Работа с текстом после чтения.

1.Концептуальная беседа по тексту.

2. Работа с заглавием, иллюстрациями.

3.Творческое задание.

Организует работу по анализу проблематики рассказа.

— О чем этот рассказ?

— Какова главная мысль этого рассказа?

— Какие качества проявили Жанна и её муж?

Записи в тетради:

Милосердие – («милое» «сердце») готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Читайте также:  Анализ рассказа любовь к родине или путешествие воробья платонова

— Чем отличается смысл слова «милосердие» от смысла синонимов? (Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).

— Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна? (Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.

— Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем? (умершая соседка – Симон)

— Почему умершей соседке Л.Н.Толстой дает имя, а рыбаку – нет. Даже в своих мыслях Жанна называет его словом «он». (Жанна и Симон – матери.

Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям.

Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).

— Хотел ли автор написать рассказ о том, как отвратительна бедность или о том, насколько человечны люди? Выражал ли он через название своё сочувствие героям? Или наоборот, подчеркивал, что даже в бедности человек способен оставаться человеком?

-Чему учит этот рассказ?

— Какова главная мысль рассказа?

Очень хочется, чтобы вы, ребята, в своей жизни проявляли больше доброты и милосердия.

«Бедные люди» – прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, творчество которого писатель высоко ценил и любил. Перерабатывая стихотворение Гюго для печати, Толстой стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику. «Это такая классическая вещь, что портить её грех», – утверждал писатель.

Рассказ называется «Бедные люди».

Важно

Назвав рассказ «Бедные люди», автор загадал нам загадку. Говоря о трудном материальном положении семьи Жанны, автор заставляет размышлять читателя не о том, почему они бедны, не вызывает к ним чувство жалости, а побуждает читателя начать думать о добре, о готовности помочь людям. Положение семьи только подчёркивает величину великодушия этих людей, вызывая у читателя восхищение их поступком.

-Сможете ли вы теперь ответить на вопрос, какую тайну нам открывает автор рассказа, что нужно делать, чтобы люди были счастливы?

-Можно ли придумать другие названия?

-Можем ли назвать рассказ «Богатые люди»? Почему?

-Какими богатствами обладают главные герои нашего рассказа?

— Надо помогать людям, которые попали в беду, нужно проявлять жалость,доброту, сочувствие.
— Герои рассказа добрые, жалостливые. Жанна и её муж проявили милосердие.

— Объясняют смысл слова,   одбирают синонимы. Записывают в тетради слова: жалость, сочувствие, сострадание, человеколюбие…доброта   Милосердие — не просто чувство, это стремление сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то.

Высказывают свое мнение.

-Рассказ учит сопереживать, сочувствовать, сострадать – этих умений нам так часто не хватает в жизни.

— Творить добро.

Ребята предлагают разные названия, объясняя свой выбор.

— Душевные сокровища дороже бриллиантов и золота. Доброта- главное богатство любого человека.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;

Обратите внимание

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах

Личностные: формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль,

развитие адекватной самооценки.

Источник: https://multiurok.ru/files/uroki-dobra-l-n-tolstogo-rasskaz-bednye-liudi.html

Уроки доброты Л. Н. Толстого Рассказ «Бедные люди» «Доброта это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»

Уроки доброты Л.Н.Толстого

Рассказ «Бедные люди»

«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»

(Афоризм Генри Дэвида Торо, американского писателя и философа 19 века)
Цель:1)Выявление ключевой идеи рассказа «Бедные люди», проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви;

2)Формирование коммуникативной компетенции через умение работать с текстом, доказательно выражать свою точку зрения;

3)Развитие нравственных представлений учащихся в ходе работы с такими понятиями, как добро, доброта

4) развитие критического мышления учащихся через работу с текстом

Оборудование: Стенд с высказываниями писателей о доброте.

Фонограмма (П.И.Чайковский «Старинная французская песня»)

Учебник (рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»), стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача», репродукция картины

Ход урока:

Добрый день! Улыбнитесь друг другу, пожелайте всего доброго на сегодняшнем уроке.

Нам желают «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Ребята, каким вы видите наш урок, что от него ожидаете?

Обращаю внимание ребят на эпиграф к уроку: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

Работа в тетради:

Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)

Чтение отрывков сочинений учащихся «Что значит для меня доброта?»

Многие великие люди говорили о доброте. Возможно, их высказывания пригодятся в нашем разговоре.

Вывод:

Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди». Сделайте свои предположения: о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Поделитесь первыми впечатлениями.

Анализ рассказа.

На сколько частей можно разделить рассказ?

  • Ожидание мужа.
  • Смерть соседки.
  • Добрый поступок.

А. Найдите ключевые слова, вставьте их вместо пропусков или подберите сами нужные слова (Бедность, нищета, мысли Жанны: оптимизм, любовь к мужу, тревога за него, любовь к детям).ЗАДАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ

Расскажите (Пересказ с изменением лица рассказчика)

Вывод: автор подчеркивает крайнюю бедность в семье, но во всем чувствуется забота о семье, любовь, взаимопонимание

Б. Жанна идет проведать больную соседку. Жанна видит постель, на которой она и двое ее маленьких детей.

ЗАДАНИЕ ПО ВАРИАНТАМ

Найдите прилагательные, которые употребляет автор, говоря о матери.

На какую художественную деталь вы бы обратили внимание? (Рука матери. ) Мысли Жанны: как ей плохо, что она чувствовала, как болело сердце за детей.

Найдите прилагательные и наречия, которые употребляет автор, говоря о детях.(словно ангелы)

Какие выводы вы сделаете на основе наблюдений?

Вывод: Как беззащитны дети, еще даже не знающие, что они оказались в беде. Рука матери, свесившаяся с соломы — эта деталь подчеркивает, что в последние минуты жизни мать постаралась укрыть детей, уберечь.

Жизнь часто ставит человека в ситуацию выбора. Выбор был и у Жанны: взять этих маленьких детей, но тогда…… или оставить, но тогда………………………..

Жанна выбирает первое, причем она сама не знает «как и зачем она сделала это»

В. Что побудило Жанну взять детей? Как вы оцените ее поступок?

Физпауза Добрые дела – божественны (Г.Манн)Ребята садятся по 3 группам.У каждого ученика буквы слова, слово должно быть прочитано в группе

Работа в тетради(ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ): Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.

В начале В конце
Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать… Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, — думает Жанна и опять прислушивается , к буре.

— Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” — говорит она и крестится.

Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. — сама с собой говорит она. — Шутка ли, пятеро своих ребятишек — мало еще ему было с ними заботы… Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”
Ваши выводы Ваши выводы. Объясните причины такого изменения.

Перечитаем по ролям финал. Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и ее мужа.

Попытайтесь определить авторскую точку зрения. Согласны ли вы с ней? Подкрепите свой ответ высказываниями писателей.

Обратим внимание на название рассказа.

Доброта и любовь – высшие проявления сущности человека. Именно о проявлении этих качеств говорит автор в этом прозаическом произведении. К какому жанру вы бы его отнесли? Аргументируйте ответ.

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Стихотворение в прозе – вид лирического произведения в прозаической форме. Признаки: небольшой объем, эмоциональность, характер изображается в отдельном его проявлении.

Я хочу познакомить вас со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Есть ли связь между стихотворением в прозе Тургенева и рассказом Толстого?

Почему богатые? Герои рассказа были богаты духовно. Какими сокровищами они обладали? (В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства. Мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.

Написать на бумажках-шестигранниках качества, которыми обладали герои произведений. Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь сокровища души.

Представьте, что вам нужно рассказать о характере наших героев при помощи цвета. Какой цвет вы выберете?.

Важно

Кисть и краски порой могут выразить душевное состояние не хуже, чем слово. Посмотрите на картину современной художницы Ирины Карпикиоти. Какое бы название вы ей дали?

Мы говорили сегодня о важных качествах человека, и ,надеюсь, наш урок был для вас полезным. .Какие бы ключевые слова вы вставили в название нашего урока? (доброты, любви,)

Творческая работа.

«О, мудрецы, вы бесконечно правы,

Наш мир спасут добро и красота…»

Озвучиваем написанное.

Раздаем «богатства»: каждый достает «Бриллиант» из корзинки и дарит его тому, кто, по его мнению, обладает этим качеством.

Если вам не досталось сокровище, не расстраивайтесь, эти качества наверняка есть и у вас, просто окружающие их еще не разглядели. Для этого нужно уметь делиться своими душевными богатствами.

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

А. Дементьев

Подводим итоги работы класса и отдельных учащихся.

Лист деятельности учащегося

Уроки ……………………………………………….. Л.Н.Толстого

Рассказ «Бедные люди»

«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»

Генри Дэвид Торо

Задание 1. Выберите задание и выполните его. (ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР)

1) Восстановите текст. Попробуйте объяснить, какую смысловую нагрузку несут слова, которые вы вставили.

2) Выпишите из 1 части рассказа слова, которые, на ваш взгляд, могут быть ключевыми _____________________________________________________________________________________________

3) Подберите сами слова, с помощью которых можно передать обстановку в семье Жанны _____________________________________________________________________________________________

Задание 2. Расскажите о жизни Жанны от 1 лица

Задание 3 (ЗАДАНИЕ ПО ВАРИАНТАМ) А. Найдите прилагательные, которые употребляет автор, говоря о матери. ______________________________________________________________________________________

Б. Найдите прилагательные и наречия, которые употребляет автор, говоря о детях_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4 Работа( по группам): Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.

В начале В конце
Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать… Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, — думает Жанна и опять прислушивается , к буре.

— Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” — говорит она и крестится.

Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. — сама с собой говорит она. — Шутка ли, пятеро своих ребятишек — мало еще ему было с ними заботы… Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”

Источник: http://psihdocs.ru/uroki-dobroti-l-n-tolstogo-rasskaz-bednie-lyudi-dobrota-eto-ed.html

Ссылка на основную публикацию