Анализ произведения отрочество толстого

Краткое содержание «Отрочества» Толстого: знаменитая псевдобиография

«Отрочество» – вторая часть знаменитой псевдоавтобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого. В ней читатель вновь встречается с хорошо знакомым семейством Иртеньевых и их окружением – Николенькой, Володей, отцом, учителем Карлом Ивановичем, горничной Натальей и другими.

Во время путешествия по Кавказу молодой литератор Лев Толстой задумал создать жизнеописание мальчика по имени Коля (для домашних Николенька) Иртеньев. Отобразив основные этапы жизненного пути человека, Толстой решил показать, каким был Иртеньев в детстве, отрочестве, юности и в зрелости.

Как видим, по первоначальному замыслу псевдоавтобиография должна была представлять из себя тетралогию, однако в процессе создания произведения автор ограничился тремя частями.

Первая повесть «Детство» вышла в свет в 1852 году и была напечатана на страницах журнала «Современник», который на тот момент курировал Николай Алексеевич Некрасов.

Двумя годами позже, в 1854-м, было опубликовано «Отрочество». «Юность» вышла еще через три года, в 1857-м.

Обратите внимание

Между публикацией сравнительно небольших по объему произведений проходит время, за которые некоторые авторы пишут по несколько романов.

Толстой всегда относился к литературному труду кропотливо и дотошно шлифовал свои тексты. Так, «Детство» было переписано автором целых четыре раза.

Зато когда повесть попала в руки к Некрасову, он без раздумий взялся ее публиковать. Особенно главреду нравилась «простота и действительность содержания».

Чутье, как всегда, не подвело Некрасова – толстовская трилогия была тепло встречена публикой и критикой, открыв начинающему прозаику путь в большую литературу.

«Отрочество» Толстого: краткое содержание

Главные герои и их характеристика

Николенька Иртеньев – обыкновенный ребенок, воспитывающийся в дворянской семье. Свое детство он провел в деревенской усадьбе, но когда добрая мама Николеньки умирает, семейство Иртеньевых вынуждено переехать в шумную Москву к бабушке графине.

Коля больше не чувствует себя тем беззаботным деревенским ребенком. Столичная суета, новый чужой дом, учитель-француз, которого взяли на замену доброму Карлу Ивановичу – все это напоминало о том, что детство закончилось.

Юного Иртеньева одолевают чисто подростковые переживания. Он страдает от застенчивости, замкнутости, у него появляется склонность к мучительному самоанализу, в ходе которого Николенька приходит к выводу, что он сущий урод и неудачник. Глядя на красивого брата Володю, главный герой переносит свое «уродство» вдвойне тяжелее.

Вместе с тем Коля хочет быть любимым. Лишившись материнской ласки, неожиданно для себя Иртеньев осознает, что он начинает испытывать странные чувства в присутствии представительниц противоположного пола.

Его волнует миловидная 25-летняя горничная Маша, она очень хороша собой. Правда, Николенька еще по-детски не понимает ее романа с портным Василием.

Неужели такие грубые отношения можно назвать любовью?

Воспитание в аристократической среде объясняют, что добрый по природе Николенька никак не может распрощаться с детским эгоизмом. Время от времени он устраивает истерики и даже в порыве гнева бьет своего гувернера.

По ходу взросления Николенька привыкает к новой жизни. В их московский дом заходят Володины друзья, Дубков и Нехлюдов. Последний становится приятелем Коли. Николеньке нравится подолгу беседовать с Димой Нехлюдовым.

Важно

Удивительно, что новый товарищ рассказывал Коле такие вещи, о которых он никогда не слышал.

Нехлюдов говорит о вечном самосовершенствовании, в котором нуждается каждый человек, о том, что он, Николенька, Володя и тот незнакомый господин на другом конце улицы – хозяева мира, а потому в их силах изменить его к лучшему.

Николенька чувствует, как сам становится чище, лучше, уверенней в себе. Он хорошо учится и собирается поступать на математический факультет. До вступительных экзаменов осталось совсем немного, и тогда закончится отрочество, и наступит юность!

Главная идея произведения

Главная цель, которую преследовал автор, – показать развитие человека как личности в разные периоды жизни. Отрочество есть переходный период между детством и юностью. Это время неопределенности, неуверенности, новых пугающих открытий, стремительных перемен.

В начале повести Николенька предстает перед нами ребенком, которому сказали, что детство закончилось. Причем, сделали это так бесцеремонно, что юный Иртеньев не успел опомниться.

Толстой не боится показывать негативные стороны своего героя. Он знает, если в человеке есть заряд добра, положительных качеств, они непременно возьмут верх.

За период отрочества Николенька учится управлять своими эмоциями, быть уважительным, он расстается с эгоцентризмом, приобретает самостоятельность. Узнает много нового, в частности, настоящим открытием становится информация о классовом неравенстве.

Мальчик был его свидетелем с детства, но никогда не задумывался о том, почему кучер Павел ночует в сарае, а он, Николенька, на мягкой перине.

Николай Гаврилович Чернышевский, который состоял в редакции печатавшего «Отрочество» «Современника», называл повесть «картиной внутренних движений человека». Чтобы продемонстрировать их наиболее выразительно, автор поместил своего героя в те условия и обстоятельства, где его личность могла проявиться особенно ярко.

Анализ произведения

При анализе толстовской трилогии следует обратить внимание на характер рассказчика. На первый взгляд все предельно ясно – рассказчик один – Николенька Иртеньев – повествование ведется от первого лица.

Однако внимательный читатель заметит, что рядом с Николенькой незримо присутствует кто-то другой. Этот человек намного старше, опытнее, мудрее. Время от времени он придает нужную коннотацию высказываниям мальчика.

Этот невидимка – никто иной, как взрослый Николенька.

Повествовательное пространство подчинено замыслу повести. С каждой новой частью, как и с каждым новым этапом жизни, мир Николеньки расширяется. Сперва его крохотную вселенную составляет усадьба Иртеньевых и ее обитатели. Мальчик вполне счастлив в этом уютном земном рае.

Совет

В «Отрочестве» кругозор Иртеньева значительно расширяется, в придачу к этому он символично переезжает в Москву. Вокруг Николеньки появляется масса новых людей. Сперва перемены пугают мальчика, но через время он начинает получать от них удовольствие и с волнующим нетерпением ждать новых перемен. Они ждут его в университете, колыбели свободной юности.

Жанр «Отрочества» идентифицируют как псевдоавтобиографию. Префикс псевдо- указывает на то, что история жизни и ее главный герой – вымышленные. Николеньки Иртеньева, ровно как и всего его семейства, никогда не существовало. В чем же тогда автобиографичность «Отрочества» и других частей трилогии?

Льву Николаевичу был хорошо знаком быт русского дворянства XIX века. Он сам принадлежал к древнему аристократическому роду Толстых. Так что все реалии повести – это давние воспоминания самого автора, виденные им в своей семье и семьях друзей и знакомых.

Образ Николеньки – собирательный, однако интимнейшие переживания, безусловно, принадлежат самому Толстому. Некоторые из них можно проследить по биографии писателя. Так, он рано потерял мать.

Мария Николаевна Волконская умерла от родовой горячки через полгода после рождения младшей дочери Марии. Льву на тот момент исполнилось всего два года.

Пятеро детей (Николай, Сережа, Дмитрий, Лев и Маша) были отданы на воспитание дальней родственнице, после чего осиротевшее семейство Толстых перебралось из уютной усадьбы в Ясной Поляне в Москву на Плющиху.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/otrochestvo.html

Анализ трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

Сочинения › Толстой Л.Н. › Детство. Отрочество. Юность.

Готовые Домашние Задания

А впрочем, бог один знает,

точно ли смешны были эти

благородные мечты юности,

и кто виноват в том,

что они не осуществились?

Л. Н. Толстой

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил детей и молодежь. В них он видел идеальных людей, еще не испорченных пороками и передрягами жизни. Этим чистым, первозданным светом озарено начало его знаменитой трилогии “Детство. Отрочество. Юность”.

Главный герой трилогии Николенька Иртеньев просыпается оттого, что Карл Иванович ударил над ним хлопушкой и на его голову упала муха. Это очень рассердило мальчика, и он отчужденно и холодно начинает анализировать поведение своего наставника.

Даже его халат, шапочка и кисточка кажутся Николеньке противными. Но Николенька очень добрый мальчик, и его отношение к наставнику быстро меняется в хорошую сторону.

Обратите внимание

Раздражение внезапно разбуженного человека проходит, уступая место более естественному для мальчика состоянию любви и благодарности к учителю.

Сам автор выступает здесь в роли психолога. Он скрупулезно исследует поведение ребенка в различные моменты его жизни. Другой эпизод с Николенькой внешне не связан с первым, но внутренняя психологическая связь усматривается. Николенька возвращается с охоты и решает нарисовать все, что он видел за прошедший день.

Но так как у него была только синяя краска, он очень живо изобразил синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак.

У мальчика прекрасное настроение, он любуется своими синими творениями, но вдруг ему в голову приходит мысль: а бывают ли синие зайцы? Спросив об этом у отца и получив утвердительный ответ, Николенька нарисовал синего зайца, но переделал его в синий куст, а из куста сделал синее дерево, потом вместо дерева — облака и так далее.

Все это в конце концов разозлило его, и он порвал рисунки. Почему возникло на этот раз раздражение? Ведь сначала мальчик нарисовал синих собак, и они ему понравились. Все просто: когда мальчик отдавался творческому процессу, ни о чем не думая, перед ним не вставало никаких вопросов, но только он начал исследовать творческий процесс, как сразу же возникло раздражение.

Толстой как бы говорит, что непосредственность живого чувства всегда гармоничнее холодного, рассудочного отношения к жизни. Детям непосредственность присуща от рождения, но по мере взросления этот дар у многих людей пропадает. Толстой часто обращается к анализу этого момента.

Читайте также:  Образ и характеристика чичикова в поэме мертвые души гоголя сочинение

Например, когда он описывает детские игры, происходит похожая ситуация: дети сели на землю и, вообразив, что они плывут на лодке, стали “грести”. Лишь брат Николеньки Володя сидел неподвижно. Когда ему сделали замечание, он сказал, что это все ерунда и что от того, больше или меньше они будут махать руками, ничего не изменится.

Вроде бы Володя был прав, но согласиться с ним — значит испортить всю игру. Глава заканчивается так: “Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что же тогда останется?” Действительно, холодный рассудок показывает, что синих зайцев не бывает, что, сидя на траве и размахивая руками, никуда не уплывешь, а шапочка и халат Карла Ивановича и в самом деле не так уж привлекательны. Но в любви, доброте и фантазии есть истина, украшающая нашу жизнь.

Я заметил, что маленький герой Толстого побеждает раздражение к миру своей любовью к окружающим его людям. А эти люди своей ответной любовью к Николеньке помогают ему преодолеть различные временные отрицательные эмоции, как, например, в случае с мухой.

После выхода второй части трилогии — “Отрочество” Н.Г.Чернышевский писал: “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота — отличительная черта таланта графа Толстого”.

У меня создалось впечатление, что все шесть лет из жизни Николеньки Иртеньева прошли перед глазами (читатель знакомится с мальчиком, когда ему исполняется 10 лет, а расстается, когда ему 16), однако в трилогии нет последовательного, день за днем, описания жизни героев. Это рассказ всего о нескольких, но значительных эпизодах.

Важно

Так, в “Отрочестве” автор повествует о самых грустных в жизни Николеньки сутках, когда он получил единицу, нагрубил учителю, открыл портфель отца и сломал ключ. Толстой подробно рассказывает на протяжении шести глав, как герой был наказан и чем закончилось его наказание.

В “Юности” особенно выделены три дня: день после поступления в университет, следующий за ним, когда Николенька делает визиты, а затем посещение им семьи Нехлюдовых.

Николенька и Нехлюдов открывают новый нравственный закон. Но исправить все человечество оказалось очень трудным, потому что даже искренние и настойчивые попытки самосовершенствования чаще всего терпели неудачу. За всеми этими возвышенными понятиями нередко скрывалось обыкновенное тщеславие, самолюбование, высокомерие.

По-моему, последняя часть трилогии больше посвящена не метаниям героев, а попытке автора доказать самому себе возможность нравственного совершенствования.

В юности Николенька постоянно с переменным успехом играет какую-нибудь роль. То роль влюбленного с оглядкой на прочитанные им романы, то — философа, так как в свете его мало замечали, а задумчивостью можно было замаскировать свой неуспех, то — большого оригинала. Все это отодвигало на задний план его настоящие чувства и мысли.

Николенька стремится к тому, чтобы его любили, старается понравиться. Но как бы герой не желал походить на окружающих людей, автор показывает, что этого не удается сделать потому, что свет в нравственном отношении чужд ему.

Эти люди никогда не создавали нравственных ценностей и не пытались им следовать, тем' более не мучились от того, что их не удается реализовать в жизни.

Они, в отличие от Николеньки, всегда пользовались теми нравственными законами, которые были приняты в их среде и считались обязательными.

Совет

Я как читатель верю, что Николенька при всех своих неудачах никогда не остановится в нравственных поисках. Не зря же в конце трилогии он вновь садится писать правила жизни с убеждением, что уже никогда не сделает ничего дурного, ни одной минуты не проведет праздно и никогда не изменит своим правилам.

Я понимаю, что этот порыв был присущ и самому писателю. Толстой то отрекался от всей своей прошлой жизни, то утверждал открывшуюся для него внове истину. Но для нас он остался человеком, постоянно стремившимся к нравственному самосовершенствованию, полным сомнений и противоречий, а потому реальным.

Сочинения по теме:

  • Глубокий смысл и тематика произведения Л. Н. Толстого «Юность» сочинение
  • Величайшая трилогия Л. Н. Толстого сочинение
  • Взросление и становлении личности описанное в повести Л. Н. Толстого «Юность» сочинение
  • Художественное своеобразие трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» сочинение

Источник: http://1soch.ru/tolstoy-ln/detstvo-otrochestvo-unost/analiz-trilogii-l-n-tolstogo-detstvo-otrochestvo-unost

Мои впечатления от повести Толстого «Отрочество»

В Казани Толстой прожил пять с половиной лет, выезжая каждое лето с семьей в Ясную Поляну. В 1844 году он поступил в Казанский университет на арабско-турецкое отделение восточного факультета, с намерением стать дипломатом.

Учился он без особого рвения, тем более что в Казани юноша сразу же попал в водоворот светских развлечений, в которых протекала жизнь местного «Высшего общества».

Вскоре Толстой перешел с восточного факультета на юридический, но и перспектива сделать себе карьеру по судебному ведомству также не могла прельстить его. В 1847 году он вышел из университета не окончив курса. Нельзя не отметить, что повесть «Юность» во многом не соответствует датам биографии Л.Н.

Толстого: в ней в большей степени показано влияние именно московской жизни.

Так, Лев Толстой становится студентом восточного факультета Казанского Университета в августе 1844 года, а в «Юности» Николенька Иртеньев поступает на математический факультет Московского Университета (там какое- то время проучился брат Николай). Вместе с тем,- это время начало дружбы будущего писателя с Дмитрием Дьяковым, описания которой тоже как бы переносятся на московскую почву. «Князь Нехлюдов поразил меня с первого раза как своим разговором, так и наружностью.

Честолюбивые мечты о военной славе, жажда необыкновенных подвигов уживались с очень энергичной работой сознания, со стремлением разрешить отвлеченные вопросы о назначении человека и о смысле человеческой жизни. То, что сказано об этом в отношении Николеньки Иртеньева в повести «Отрочество», целиком характеризует и отроческие годы самого Толстого.

К счастью, со временем резкость в отношениях с гувернером исчезла и вспышки ненависти к гувернеру проявлялись все реже, хотя чувство одиночества у маленького Льва (Николеньки) по-прежнему было очень сильным.

Он был самым маленьким мальчиком в семье, он был некрасив и чувствовал себя одиноким, ему казалось, что никто его не понимает. «Студент, дававший уроки трем братьям сказал про них следующее: «Сергей и хочет, и может, Дмитрий хочет, но не может, и Лев и не хочет и не может.

Обратите внимание

А Левочка чувствовал, что он может, что в нем что-то есть», но напрасно пытался доказать это окружающим. Мальчик жил напряженной внутренней жизнью.

Рекомендуем почитать ►

Трактовка образа Мцыри, как романтического героя

Вспоминая свои детские годы, проведенные в Москве, Толстой рассказывал как он однажды, гуляя с братьями по городу, забрел в большой сад Асташовского (домовладение Полякова, между Большой Бронной улицей и Тверским бульваром, теперь дом №19 по Тверскому бульвару) «Сад показался им необыкновенной красоты. Там был пруд с лодками, флагами, цветы, мостики, дорожки, беседки и т.д.

; они шли, как очарованные по этому саду». Хозяин сада Асташов их любезно принял, катал на лодке, но когда они через несколько дней, второй раз пришли в этот сад уже без миловидной девочки, то хозяин их не принял и через сторожа запретил им входить в сад».

Среди других реальных событий жизни Льва Толстого, отраженных в повести «Отрочество», главное место занимают смерть бабушки, подготовка к поступлению в Университет, а также конфликт с новым гувернером Сен-Тома (Сен-Жером). Прежде безоблачный мир детства обнаруживал свои более жесткие, более суровые стороны.

Горячо любимый учитель Федор Иванович Рессель (Карл Иванович в «Детстве») был заменен гувернером-французом Проспером Сен-Тома, изображенным в «Отрочестве» и «Юности» как Сен-Жером. Грубый, грозящий детям розгой за провинности, Сен-Тома, по признанию, сделанному Толстым в его «Воспоминаниях», навсегда внушил ему «ужас и отвращение перед всякого рода насилием».

Читайте также:  Сочинение под лежачий камень вода не течет по пословице 4, 6, 7 класс

«У него было другое горе- отставка добрейшего немца Федора Ивановича, и передача Левочки ещё при жизни бабушки в ведение нового гувернера Сен-Тома ограниченного, самовлюбленного француза, весь облик которого, с его неестественной напыщенностью, почти театральной деланностью отвращал чуткого мальчика.

У Сен-Тома была своя теория воспитания и дисциплины, он смотрел сверху вниз на глупые, сентиментальные рассуждения доброго немца, презирал его. У Федора Ивановича (Карла Ивановича) не было никакой теории воспитания, очень мало знаний и настоящий дисциплины, он просто любил своих воспитанников…».

Повесть «Отрочество» начинается с описания возвращения всей семьи в Москву после похорон матери. Рассказывая в повести «Отрочество» о своей первой поездке в Москву, Толстой пишет, что она оказала сильное влияние, не только на его отношение к другим людям, но и на становление личности молодого человека.

«С приездом в Москву перемена моего взгляда на предметы, лица и свое отношение к ним стала ещё ощутительнее». В Москве он понял в первый раз, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей.

Впечатления, полученные в Москве, как утверждает сам писатель, послужили первым толчком для расширения и углубления его интереса к жизни других людей общества.

В главе «Ненависть» Толстой показал, какую глубокую ответную реакцию может вызвать у юного существа унижение его человеческого достоинства.

«Да, это было настоящее чувство ненависти, не той ненависти, про которую только пишут в романах и в которую я не верю, ненависти, которая будто находит наслаждение в делании зла человеку, но той ненависти, которая внушает вам непреодолимое отвращение к человеку, заслуживающему, однако, ваше уважение, делает для вас противными его волоса, шею, походку, звук голоса, все его члены, все его движения и вместе с тем какой-то непонятной силой притягивает вас к нему и с беспокойным вниманием заставляет следить за малейшими его поступками. Я испытывал это чувство к Сен-Жером».

Важно

Прожив некоторое время в Ясной Поляне, Толстой с младшей сестрой Машей и дальней родственницей и любимой воспитательницей Т.А.Ергольской летом 1839 года снова приехали в Москву. К этому времени относится его ученическое сочинение «Кремль», полное восхищения великим городом.

Впечатления от встречи с Москвой отразились в ученическом сочинении десятилетнего Толстого «Кремль».

«Какое великое зрелище представляет Кремль! Иван Великий стоит как исполин посреди других соборов и церквей… Белые каменные стены видели стыд и поражение непобедимых полков наполеоновых; у этих стен взошла заря освобождения России от наполеоновского ига, а за несколько столетий в этих же стенах положено было начало освобождения России от власти поляков во времена Самозванца; а какое прекрасное впечатление производит эта тихая река Москва! Она видела, как быв ещё селом, никем не знаемая, потом возвеличивалась, сделавшись городом, видела ее все несчастия и славу и, наконец, дождалась до ее величия. Теперь эта бывшая деревенька Кучко сделалась величайшим и многолюднейшим городом Европы».

Рекомендуем почитать ►

Поэтический взгляд на мир в трагедии «Гамлет»

Но несмотря на то, что в его направлении я находил много общего с своим или, может быть, именно поэтому, чувство, которое он внушил мне, когда я в первый раз увидал его, было далеко не приязненное» «Вот я никак не думал, чтобы вы были так умны!» сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив». «Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под её приятным явлением мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову. С самолюбия мы незаметно перешли к любви, и на эту тему разговор казался неистощимым. Несмотря на то, что наши рассуждения для постороннего слушателя могли показаться совершенной бессмыслицею так они были неясны и односторонни,- для нас они имели высокое значение. Души наши так хорошо были настроены на один лад, что малейшее прикосновение к какой-нибудь струне одного находило отголосок в другом. Мы находили удовольствие именно в этом соответствии звучании различных струн, которые мы затрагивали в разговоре. Нам казалось, что недостает слов и времени, чтобы выразить друг другу все те мысли, которые просились наружу».

Источник: http://www.getsoch.net/moi-vpechatleniya-ot-povesti-tolstogo-otrochestvo/

Анализ трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

Трилогия Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность» – произведение, в котором автор скорее написал свой автопортрет, начиная с детского возраста.Детство маленького Николеньки окрашено теплыми тонами домашнего уюта, добра, заботы, любви. Все окружающее его весело и счастливо, как кажется мальчику.

Тесный мир его вполне безопасен.Но наступает отрочество – период сомнений, тысячи вопросов, задаваемых не столько окружающим, сколько самому себе. Отрочество, стремящееся заглянуть, что же там, за стенами родительского дома. Неизвестность, которая неудержимо влечет, несмотря на ощущение опасности, раздора даже с самим собой.

Юность – период, когда Николай Иртеньев, получивший такую долгожданную свободу выбора и действий, сталкивается с суровой реальностью. Мир за стенами дома холоден и чужд, он строго судит и не пощадит за ошибки. Николай Иртеньев узнает, сколь многогранен человеческий характер, какими разными могут быть люди.

Произведение особенно тем, что в нем отражена одна из первых попыток в русской литературе, не просто описать происходящее, но отразить внутренний мир героя. Отразить реально, со всеми достоинствами и недостатками. Все душевные терзания Иртеньева очень естественны и натуральны для юной души. Этим приемом Толстой делает героя близким читателю.

Близким настолько, что его чувства и эмоции переживаются читателем, как свои собственные.

Трилогия изначально задумывалась автором как роман под рабочим названием «Четыре эпохи». То есть кроме трех перечисленных должна была быть еще и «Молодость». Но дойдя до конца Юности автор, в лице Николая Иртеньева испытал некоторое крушение идеалов. Истина – субстанция не постоянная. Это то, что думающий человек ищет всю жизнь.

И у каждого наступают переломные моменты, когда пересматриваются старые идеалы, обнаруживаются новые, доселе незамеченные. В такие моменты поиск истины устремляется в начало, туда, где все началось. Только пройдя все заново, проанализировав и обдумав, можно найти новый для себя путь.

Тот, который в этот момент будет представлять для тебя истину.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

    • Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать…
    • Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки…
    • Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из…
    • Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы…
    • Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много…
    • Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и…
    • Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются опасения и страх самого поэта быть непонятым. И…
    • «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не…
    • Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда…
    • Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение «Сжала руки под темной…
Читайте также:  История создания романа пушкина евгений онегин

Источник: https://www.shollklass.ru/literatura/sochineniya-po-russkoj-literature/5441-analiz-trilogii-l-n-tolstogo-detstvo-otrochestvo-yunost

Детство, отрочество и юность Толстого

28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне в семье Толстых родился мальчик, которого назвали необычным, но красивым именем Лев. Отец будущего знаменитого писателя — граф Николай Ильич принадлежал к знатному роду с более чем 600-летней историей, был участником похода 1813-1815 годов.

Имея собственную точку зрения на внешнюю и внутреннюю политику России, он отказался от службы в последние годы царствования Александра І и при Николае І. Мать, Мария Николаевна, урожденная княгиня Волконская, была талантливой пианисткой и умелой рассказчицей, однако писатель почти не помнил: родив долгожданную дочку Марию, она умерла.

Тогда Льву едва исполнилось два года.

Воспитанием детей занялась дальняя родственница Ергольская Татьяна Александровна. В прошлом она была влюблена в их отца, но отказалась от замужества с ним, когда он овдовел, но она заботилась обо всех детях, словно они были ей родные. Чуткая и внимательная женщина окружила детей любовью настоящей матери, создала заботливую домашнюю атмосферу понимания и любви.

В 1837 году умер отец и дети небольшое время оказались под бабушкиной опекой, но вскоре в 1838 году и она скончалась. Над всеми пятью детьми опекунство берет родная сестра Александра Ильинична Остен-Сакен. Это была искренняя и верующая женщина, которая общалась в окружении старцев, посещала Оптину пустынь.

С раннего детства будущий писатель приобщался к православным духовным ценностям. Неудивительно, что одной из самых любимых детьми игр были «муравьиные братья». Их придумал старший брат Николай, утверждавший, что существует тайна, записанная на «зеленой палочки», как сделать всея людей счастливыми, уничтожить болезни и прочие неприятности.

Эту тайну писатель будет разгадывать всю свою жизнь.

Совет

Вместе с двумя тетками дети проживали в Ясной Поляне. Характер и образ жизни маленького Левушки достаточно полно раскрыт в автобиографической трилогии. Будущий писатель получил хорошее домашнее образование под руководством гувернера немца Федора Ивановича Ресселя (в повести «Детство» его черты воплощены в Карле Ивановиче).

После смерти графини Остен-Сакен в 1841 году опекунство над младшими детьми по просьбе Николая, старшего из них, берет на себя Пелагея Ильинична Юшкова — еще одна родная сестра их отца. Она забирает младших из тульского имения в Казань.

В Казанский университет переводится из Московского университета Николай, а в 1844 году в это же учебное заведение был зачислен и Лев Толстой. Изначально он поступил на философский факультет по специфическому направлению арабско-турецкой словесности, но после на юридический.

Окончить университет будущему писателю помешало желание учиться не по общей программе. Изучение трудов Монтескье привело к увлечению идеями Ж. Ж. Руссо, что полностью захватило будущего писателя и стало одной из главных причин прекращения учебы.

Образ жизни в доме казанской тетки очень отличался от яснополянского привычного для него образа. У Юшковых собиралось высшее общество, где ценились родовые связи и богатство. Но и сам будущий писатель поддается влиянию аристократов и стремится стать таким же, как и его окружение.

Он следует надуманным, лицемерным правилам комильфо, слишком много уделяя внимания собственной внешности, проводя время в развлечениях. Впоследствии писатель по-разному оценивал этот период собственной жизни. В «Исповеди» он отзывался о нем с отвращением.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/detstvo-otrochestvo-i-yunost-tolstogo.html

Внутренний мир героя в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Толстого

Благодаря яркому мастерству слова Л. Н. Толстого, трилогия «Детство. Отрочество. Юность» не теряет своей актуальности и сегодня.

«Детство» — психологизм главного героя

На первых страницах начальной части трилогии «Детство» мы видим маленького мальчика Николеньку Игнатьева. Описание его жизни это скрупулезное исследование автора его душевного наполнения и нравственных понятий, которые меняются в  зависимости от различных жизненных ситуаций.

Так, после эпизода, когда учитель Карл Иванович, утром будит мальчика при помощи хлопушки, у Николеньки первоначально проявляется раздражение: ему не нравится как то, что его разбудили, когда он хотел спать, так и смешная шапочка наставника, в которой он выглядит комично и глупо.

Тем не менее, благодаря свойству быстрой отходчивости и той незапятнанной любви к людям, которая живет в его сердце, Коля перестает сердиться на учителя, раздражение внезапно сменилось чувством глубокой благодарности ведь Карл Иванович так много делает для него.

Обратите внимание

Внутренний мир ребенка ярко изображен в эпизоде, когда Николенька рисовал зверей, которых увидел на охоте. У него были только синие краски и все деревья и животных он нарисовал синим цветом. Однако когда он принялся изображать зайцев, его отец, наблюдавший за процессом, сказал мальчику, что синих зайцев в природе не существует, также как и синих растений.

Это было очень ранимо воспринято Колей и стало первым звонком разочарований и жизненных сомнений. Однажды мальчик вместе со своими друзьями начал играть в игру: дети сели на землю и начали представлять, что плывут по морю, усиленно махая руками, имитируя греблю.

Старший брат Николеньки увидев детские забавы, саркастически заметил, что несмотря на их усилия, они не сдвинутся с места, так как на самом деле находятся не на воде, а в саду. Детский мир главного героя, его жизненное восприятие от таких слов начали бесповоротно рушиться.

В умиляющую душу непосредственность, которая свойственна каждому ребенку, начали резко врываться первые холодные отголоски взрослого рассудка: нельзя плавать на несуществующем корабле, не бывает синих зайцев, а смешная шапочка учителя вызывала уже не мнимое, а действительное раздражение, как и сам Карл Иванович.

Однако автор не осуждает Николеньку это те процессы, которые рано или поздно приходят в жизнь каждого взрослеющего ребенка, и основательно отдаляют от него восторженный мир детства. 

«Отрочество» — работа над собой, нравственное становление личности

В книге отрочество описывается всего лишь один день из жизни Николеньки, который ярко показывает характер и психологию  мальчика. В этот день его преследовали сплошные неудачи: он получил единицу в школе, поссорился со своим учителем, сломал ключ своего отца, без разрешения открыв его портфель.

После того как мальчика наказали за его проступки, в душе героя зарождается первое желание не допускать больше таких ситуаций и быть всегда примерным ребенком. Автор, дает возможность между строк прочитать читателю, что такое решение зачастую тянет за собой фальшь и обман.

Важно

Николенька ступил на путь правильных приоритетов своих духовных поисков, но не правильно выбрал средства их достижения. И от этого его нравственные ценности обретают реальность, так как каждому человеку свойственны ошибки, противоречия и сомнения.

Автор делает из своего героя не идеалиста фантазера, а человека с доброй душой, который стремится к духовному развитию, хотя при этом и допускает некоторые погрешности. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Герцен «Былое и думы»: роль отрочества в становлении личности автора
Следующая тема:   Горький «Детство»: история детской души в повести

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/tolstoi-detstvo-otrochestvo-vnutrennii-mir-geroya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector