Анализ произведения шолохова червоточина

Краткое содержание Рассказа «Червоточина» и «Чужая кровь» — Сочинение

Рассказы «Червоточина» («разлом» богатой семьи), «Прод-комиссар» (сын не останавливает расстрел отца) продолжают ту же тему: «одного роду, но не одного класса» люди.

Одно из важнейших достижений молодого Шолохова — от­крытие души простого казака, в которой он находит черты ис­тинной человечности, красоты, продолжая тем самым тради­цию классической литературы в решении темы «маленького че­ловека», но уже на своем особом, донском материале.

Рассказ «Чужая кровь» словно предсказывает нам будущего Шолохова. Главное здесь — глубокий психологизм в обрисовке характера старого Гаврилы и его жены. Шолохов сумел передать сложную гамму чувств, их движение.

Обратите внимание

Вначале — «вынашивал, кохал, нянчил ненависть» к красным, назло надевал погоны, шаровары с лампасами, кресты и медали.

Дрогнуло сердце от ужаса расправы над продотрядом и от жалости к белокурому продотряднику — мальчишка еще, ровесник погибшему сыну… Горе, ненависть, озлобление постепенно отступают перед лю­бовью к спасенному юному продкомиссару: «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного»… «Слезы закипали в груди» от жалости и тревоги, когда ухаживал за ра­неным. «Невыплаканную любовь» перенесли старики на нового Петра, радовались, когда он впервые произнес «отец». С пора­зительной силой передана трагедия расставания: старик «угло­вато осунулся» и не выдержал: «Прощай, родимый! Солнышко ясное без тебя у нас…» — и, кривя мокрое от слез лицо, резко, до крика, повысил голос: «Подорожники не забыл, сынок?.. Ну, прощай!.. Прощай, сынушка!» — а в груди рыдало невып­лаканное слово «Не верится!». Итак, в «Донских рассказах» уже обнаружились важнейшие черты Шолохова-художника:

—    правда, суровая, подчас жестокая, умение показать ост­рые жизненные конфликты;

—    внимание к простому человеку, к образам живых людей (об этом шел спор в литературе 20-х годов);

—    особый язык (разговорный, с использованием элементов донского диалекта, фольклорных мотивов, например, песня в «Чужой крови», параллели с животным миром), индивидуали­зация речи героев, юмор;

—   особая роль пейзажа (например, образ непаханой, запу­щенной земли в «Чужой крови»; «Днями летними, погожими, в степях донских, под небом густым и прозрачным звоном се­ребряным вызванивает и колышется хлебный колос. Это перед покосом, когда у ядреной пшеницы гарновки ус чернеет на ко­лосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти» («Алешкино сердце»).

«Донские рассказы» свидетельствовали о несомненной та­лантливости молодого писателя. И в то же время Шолохов еще не поднялся в них над уровнем большинства произведений 20-х годов, в которых ожесточенное классовое противостояние при­нималось как нечто естественное и закономерное, не подлежа­щее сомнению.

Сюжеты большинства произведений несложны, они отлича­ются резкой контрастностью изображения (наши — не наши) и такой же однозначностью авторской позиции, что влияет на подбор художественных средств.

Поэтому в «Донских рассказах» нет и еще не могло быть того многостороннего охвата жизни во всей ее сложности, разнообразии и трагизме, того осознания самоценности человеческой личности, которые будут присущи «Тихому Дону».

Здесь искали:

  • чужая кровь краткое содержание
  • Червоточина шолохов краткое содержание
  • червоточина краткое содержание

Источник: http://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-chervotochina-i-chuzhaya-krov/

Михаил Шолохов — Червоточина

Здесь можно скачать бесплатно «Михаил Шолохов — Червоточина» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Червоточина» читать бесплатно онлайн.

Шолохов Михаил

Червоточина

Михаил Шолохов

Червоточина

Яков Алексеевич — старинной ковки человек: ширококостый, сутуловатый; борода как новый просяной веник,- до обидного похож на того кулака, которого досужие художники рисуют на последних страницах газет. Одним не схож одежей.

Кулаку, по занимаемой должности, непременно полагается жилетка и сапоги с рылом, а Яков Алексеевич летом ходит в холщовой рубахе, распоясавшись и босой.

Года три назад числился он всамделишным кулаком в списках станичного Совета, а потом рассчитал работника, продал лишнюю пару быков, остался при двух парах да при кобыле, и в Совете в списках перенесли его в соседнюю клетку — к середнякам.

Прежнюю выправку не потерял от этого Яков Алексеевич: ходил важной развалкой, так же, по-кочетиному, держал голову, на собраниях, как и раньше, говорил степенно, хриповато, веско.

Хоть урезал он свое хозяйство, а дела повел размашисто. Весной засеял двадцать десятин пшеницы; на хлебец, сбереженный от прошлогоднего урожая, купил запашник, две железные бороны, веялку. Известно уж, кто весной последнее продает: кому жевать нечего.

По всей станице поискать такого хозяина, как Яков Алексеевич: оборотистый казак, со смекалкой. Однако и у него появилась червоточина: младший сын Степка в комсомол вступил. Так-таки без спроса и совета взял да и вступил.

Доведись такая беда на глупого человека-быть бы неурядице в семье, драке, но Яков Алексеевич не так рассудил. Зачем парня дубиной обучать? Пусть сам к берегу прибивается.

Важно

Изо дня в день высмеивал нонешнюю власть, порядки, законы, желчной руганью пересыпал слова, язвил, как осенняя муха; думал, раскроются у Степки глаза, — они и раскрылись: перестал парень креститься, глядит на отца одичалыми глазами, за столом молчит.

Как-то перед обедом семейно стали на молитву. Яков Алексеевич, разлопупгав бороду, отмахивал кресты, как косой по лугу орудовал; мать Степкина в поклонах ломалась, словно складной аршин; вся семья дружно махала руками. На столе дымились щи; хмелинами благоухал свежий хлеб. Степка стоял возле притолоки, заложив руки за спину, переступая с ноги на ногу.

— Ты человек? — помолившись, спросил Яков Алексеевич.

— Тебе лучше знать…

— Ну, а если человек и садишься с людьми за стол, то крести харю. В этом и разница промеж тобой и быком. Это бык так делает: из яслев жрет, а потом повернулся и туда же надворничает.

Степка направился было к двери, но одумался, вернулся и, на ходу крестясь, скользнул за стол.

За несколько дней пожелтел с лица Яков Алексеевич; похаживая по двору, хмурил брови; знали домашние, что пережевывает какую-нибудь мыслишку старик, недаром по ночам кряхтит, возится и засыпает только перед рассветом. Мать как-то шепнула Степке:

— Не знаю, Степушка, что наш Алексеевич задумал… Либо тебе какую беду строит, либо кого опутать хочет…

Степка-то знал, что на него готовит отец поход, и, притаившись, подумывал, куда направить лыжи в том случае, если старик укажет на ворота.

В самом деле, есть о чем подумать Якову Алексеевичу: будь Степке вместо двадцати пятнадцать годов, тогда бы с ним легко можно справиться.

Долго ли взять из чулана новые ременные вожжи да покрепче намотать на руку? А в двадцать годов любые вожжи тонки будут; таких оболтусов учат дышлиной, но по теперешним временам за дышлину так прискребут, что и жарко и тошно будет. Как тут не кряхтеть старику по ночам и не хмурить бровей в потемках?

Максим — старший брат Степки, казак ядреный и сильный,- по вечерам, выдалбливая ложки, спрашивал Степку:

— А скажи, браток, на чуму тебе сдался этот комсомол?

— Не вяжись! — рубил Степка.

— Нет, ты скажи,- не унимался Максим.- Вот я прожил двадцать девять лет, больше твово видал и знаю и так полагаю, что пустяковина все это…

Совет

Разным рабочим подходящая штука, он восемь часов отдежурил — ив клуб, в комсомол, а нам, хлеборобам, не рука… Летом в рабочую пору протаскаешься ночь, а днем какой из тебя работник будет?..

Ты по совести скажи: может, ты хочешь службу какую получить, для этого и вступил? — ехидно спрашивал Максим.

Степка, бледнея, молчал, и губы у него дрожали от обиды.

— Ерундовская власть. Нам, казакам, даже вредная. Одним коммунистам житье, а ты хоть репку пой… Такая власть долго не продержится. Хоть и крепко присосались к хлеборобовой шее разные ваши комсомолы, а как приспеет время, ажник черт их возьмет!

На потном лбу Максима подпрыгивала мокрая прядка волос. Нож, обтесывая болванку, гневно метал стружки. Степка, бесцельно листая книгу, угрюмо сопел: ему не хотелось ввязываться в спор, потому что сам Яков Алексеевич прислушивался к словам Максима с молчаливым одобрением, видимо ожидая, что скажет Степка.

— Ну, а если, не приведи бог, какой переворот? Тогда что будешь делать? — хищно поблескивая зубами, щерился Максим.

— Зубы повыпадут, покель дождешься переворота!

— Гляди, Степка! Ты уж не махонький… Игра идет «шиб-прошиб», промахнешься — тебя ушибут! Да случись война или ищо что, я первый тебя драть, буду! Таких щенят, как ты, убивать незачем, а плетью сечь буду… До болятки!

— И следовает!..- подталдыкивал Яков Алексеевич.

— Пороть буду, вот те крест!..- подрагивая ноздрями, гремел Максим.- В германскую войну, помню, пригнали нашу сотню на какую-то фабрику под Москвой,- рабочие там бунтовались. Приехали мы перед вечером, въезжаем в ворота, а народу возле конторы — тьма. «Братцы казаки, шумят, становитесь в наши ряды!» Командир сотни-войсковой старшина Боков-командует: «В плети их, сукиных сынов!..»

Максим захлебнулся смехом и, багровея, наливаясь краской, долго раскатисто ржал.

— Плеть-то у меня сыромятная, в конце пулька зашита… Выезжаю вперед, как гаркну забастовщикам этим: «…

Вставай, подымайся, рабочий народ! Приехали казаки вам спины пороть!» Попереди всех старичишка в картузе стоял, так, седенький, щупленький… Я его как потяну плетью, а он — копырь и упал коню под ноги… Что там было…

— суживая глаза, тянул Максим.- Бабья этого лошадьми потоптали — штук двадцать. Ребята осатанели и уж за шашки взялись…

— А ты? — хрипло спросил Степка.

— Кое-кому вложил память!

Степка спиной прижался к печке. Прижался крепко-накрепко, сказал глухо:

— Жалко, что не шлепнули тебя, такого гада!..

— Это кто же гад?

— Ты…

— Кто гад? — переспросил Максим и, кинув на пол необтесанную ложку, поднялся со скамьи.

Ладони у Степки взмокли теплым потом. Стиснул кулаки, ногти въелись в тело, и уже твердо сказал:

— Собака ты! Каин!

Максим, вытянув руку, сжал в комок рубаху на груди у Степки, рывком оторвал его от печки и кинул на кровать. Ненависть варом обожгла парня. Метнулся в сторону, в пальцах Максима оставил ворот рубахи, взмахнул кулаком… Хлесткий удар в щеку свалил Степку с ног.

Читайте также:  Новаторство горького-драматурга в пьесе на дне сочинение

Левой рукой Максим мял ему горло, правой размеренно бил по щекам. Степка чувствовал над собой частое дыхание брата, видел холодную и такую ненужную улыбку на его губах, от каждого удара захватывало дыхание, звон колол уши, из глаз текли слезы.

Крик обиды за невольные слезы, за улыбку Максима застревал в стиснутом горле… Из разбитых губ текла кровь.

Вращая выпученными глазами, Степка кровью плевал в лицо брата, но тот отворачивал в сторону голову, показывая бритую жилистую шею, и так же размеренно, молча кидал шершавую ладонь на вспухшие щеки Степки…

Выждав время, разнял их сам Яков Алексеевич. Максим, все так же улыбаясь, поднял с земли недоделанную ложку, сел возле окна, Степка вытер рукавом окровяненные губы, надел шапку и вышел, тихонько притворив за собой дверь.

— Ему это на пользу… Пущай за борозду не залазит, а то он скоро и до отца доберется! — заговорил Максим.

Яков Алексеевич задумчиво мял бороду, хмурился, поглядывая на мокрое от слез лицо старухи.

x x x

Наутро Максим первым затеял разговор.

— Пойдешь в Совет жалиться? — спросил он Степку.

— Пойду!

— А по-семейному это будет?

Обратите внимание

Степка глянул на посеревшее лицо Максимовой жены, на мать, утиравшую глаза завеской, и промолчал. Про себя решил снести обиду, молчать.

С этого дня надолго легла в доме нудная тишина. Бабы говорили шепотом. Яков Алексеевич, пасмурный, как ноябрьский рассвет, молчал, Максим, виновато улыбаясь, заговаривал со Степкой:

— Ты, браток, не всякую лыку в строку. Мало ли чего не бывает в семье… А все это через твой комсомол! Брось ты его к чертовой матери! Жили без него, да и теперь проживем. Какая тебе нужда переться туда? Отцу вон соседи в глаза лезут: «Что ж, мол, Степка-то ваш в комсомолисты подался?» А старику ить совестно… Опять же жениться тебе, какая девка без венца пойдет? Хлюстанку брать?

Степка отмалчивался, уходил на баз. По вечерам шел на площадь, в клуб. Под хрипенье поповской фисгармонии думал невеселые думки.

А на станицу напористо перла весна. На девичьих щеках появились веснушки, на вербах — почки. По улицам отзвенело весеннее половодье. Неприметно куда ушел снег, под солнечным пригревом дымилась, таяла в синеве бирюзовая степь.

В степных ярах, в буераках, вдоль откосов еще лежал снег, поганя землю своей несвежей, излапанной ветрами белизной, а по взгорьям, по лохматым буграм уже взбрыкивали овцы, степенно похаживали коровы, и зеленые щепотки травы, пробиваясь сквозь прошлогоднюю блеклую старюку, пахли одурманивающе и нежно.

Источник: https://www.libfox.ru/50882-mihail-sholohov-chervotochina.html

Тема гражданской войны в творчестве Шолохова

Серафимович, Маяковский, Фурманов, а за ними и молодые писатели выступили против изображения революции, гражданской войны как стихии, подчеркивали организующую роль партии в народном движении. Шолохов обратился к теме гражданской войны вслед за Фурмановым и Серафимовичем.

Со стороны именно этих писателей он получил высокую оценку и признание.

Можно полагать, произведения Шолохова о гражданской войне встретили одобрение Фурманова прежде всего потому, что они были близки его идейным позициям, потому что им была чужда идеализация стихийного начала в революционном движении. За жизненную правдивость ценил «Донские рассказы» и А.

Серафимович. Он первый отметил особенности творческой манеры Шолохова; жизненную простоту, динамичность, образность языка рассказов, чувство меры в «острых моментах», «тонкий схватывающий глаз», «умение вырвать из многих признаков наихарактернейшее»,

Важно

В ранних рассказах Шолохов реалистически зримо, с идейных позиций писателя нового мира объясняет социальный смысл событий, происходивших на Дону в первые годы становления Русской власти. Первый сборник Шолохова «Донские рассказы» (1926) открывался рассказом «Родинка».

Командир красного эскадрона Николай Кошевой ведет непримиримую борьбу с белыми бандами. Однажды его эскадрон сталкивается с одной из банд, во главе которой стоит отец Николая Кошевого. В бою отец убивает сына и случайно узнает его по родинке.

Открывая сборник этим рассказом, Шолохов тем самым обращал внимание на одну из центральных мыслей  всего сборника – острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Одна сторона защищает собственнические, сословные интересы, другая – завоевания революции.

Коммунисты, комсомольцы, молодежь деревни смело порывают со старым миром, героически отстаивают в суровых схватках с ним интересы и права народа.

Второй сборник «Лазоревая степь» (1926) начинается одноименным рассказом, вступление к которому, написанное в 1927 году, носит откровенно полемический характер. Автор иронизирует над писателями, очень трогательно сюсюкающими «о пахучем седом ковыле», о крас-ноармейцах-«братишках», которые якобы умирали, «захлебываясь напыщенными словами».

Шолохов утверждает, что красные бойцы гибли за революцию в степях донских и кубанских «безобразно просто».

Решительно выступая против идеализации, ложной романтизации действительности, он изображает борьбу народа за Советскую власть как сложный социальный процесс, прослеживает рост революционных настроений в казачьей среде, преодоление трудностей и противоречий на путях к новой жизни.

Рекомендуем почитать ►

«ДОРОГА ЧЕСТИ» КНЯЗЯ АНДРЕЯ

Почти одновременно с Шолоховым такие писатели, как С. Подъячев, А. Неверов, Л. Сейфуллина и другие, раскрывали остроту жестокой классовой борьбы в деревне в годы гражданской войны, показывая то новое, что несла в деревню революция.

Совет

Однако ряд писателей продолжал акцентировать внимание на «идиотизме» деревни, на якобы извечной косности «мужика», не замечая революционного обновления деревни и ее людей. Вс.

Иванов в сборнике «Тайное тайных» искусственно изолировал крестьян от социальной борьбы, увлекся изображением их биологических инстинктов. К. Федин в повести «Трансвааль» и рассказах одноименного сборника не заметил торжества новых, социальных отношений в русской деревне.

Преувеличивая роль кулака, он тем самым нарушал реальное соотношение сил, обращал преимущественное внимание на косность, застойность деревенской жизни.

В 1925 году вышел в свет роман Л. Леонова «Барсуки», в котором писатель, в отличие от ранних рассказов, утверждал победу организующего начала в революции над стихией старого мира. Однако автор еще не добился четкого показа расслоения деревни. Классовая борьба подменялась случайной тяжбой двух деревень за владение покосами.

Этой тяжбой и определялось отношение крестьян к Русской власти. Рисуя двух братьев, Семена и Павла Рахлеевых, участвующих в борьбе на стороне двух враждебных лагерей, Л.

Леонов руководствуется не столько необходимостью показа классовой борьбы, размежевавшей даже семьи, сколько стремлением положить в основу произведения психологически напряженный конфликт.

Шолохова же интересовала классовая, социальная борьба, обусловившая идейное размежевание членов одной и той же семьи. В рассказе «Червоточина» писатель изображает «разлом» богатой кулацкой семьи.

Против отца и брата, враждебно настроенных к Русской власти, выступает младший сын, комсомолец Степан. Он не может молчать, зная,
что они обманывают Советскую власть, скрывают излишки хлеба.

Обратите внимание

Вражда в семье доходит   до того,   что Яков Алексеевич и его старший сын Максим убивают ненавистного им Степана.

Рекомендуем почитать ►

Материнское слово

Источник: http://www.getsoch.net/tema-grazhdanskoj-vojny-v-tvorchestve-sholoxova/

«Донские рассказы» Михаила Шолохова: опыт анализа на уроках литературы в 11 классе

«Донские рассказы» Михаила Шолохова: опыт анализа на уроках литературы в 11 классе

Современный старшеклассник очень далёк от проблем, которые волновали их ровесника Шолохова в 20-х годах – почти сто лет назад! Ему, родившемуся в 1905 году на Дону, в казачьей станице, довелось испить полную чашу: горькое детство незаконнорожденного в семье «иногородних» (отец – приказчик, выходец из Рязанской губернии, мать – из семьи крепостного с Черниговщины), невозможность получить хорошее образование – только четыре класса гимназии (а учиться очень хотелось!), участие в деятельности продотряда, плен у махновцев, (откуда отпустили по малолетству!), тяжелый труд (грузчик, делопроизводитель заготконторы, каменщик, статистик по переписи населения, учитель, ликбеза разносчик), поступление на рабфак, желание закончить институт… И первые литературные опыты. И все это за неполных 19 лет! Именно тогда, в 1924 году девятнадцатилетний Шолохов увидел напечатанным в газете «Юношеская правда» свой первый рассказ, давший начало теме Гражданской войны в его творчестве. А уже в 1926 году вышли в свет сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», в которых оживали воспоминания юного автора о кровавых событиях недавней братоубийственной войны, участником которых он был. В каждом рассказе – смерть и боль — беспощадная правда о том суровом времени.

Задача учителя литературы — помочь учащимся увидеть события Гражданской войны глазами очевидца (писатель знал множество историй, служа в продотряде, поэтому такими достоверными выглядят характеры и судьбы персонажей) и вглянуть с позиции сегодняшнего дня, понять и почувствовать правдивое слово писателя, сумевшего показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории. Поэтому так важно познакомить старшеклассников с биографией автора в контексте истории Гражданской войны, ее отражением в произведениях современников (Булгаков М., «Белая гвардия», 1924; Островский Н., «Как закалялась сталь», 1934; Пастернак Б., «Доктор Живаго», 1945−1955; Фадеев А., «Разгром», 1927; Шмелев И., «Солнце мертвых», 1923).

Начинаем изучение раннего творчества Шолохова с рассказа «Родинка». Беседу в классе открываем вопросом:

-Какое впечатление произвело на вас это произведение? В чем драматизм изображаемых событий? (Как и многих других, разбросало в лихую годину отца и сына. Сын, Николка Кошевой, — красноармеец, командир эскадрона, отец – атаман банды)

-Как это случилось? (Ребята восстанавливают истории жизни обоих героев).

-Как относится автор к своему герою? Какие слова выражают это отношение? (Писатель с теплотой называет его Николка, пацаненок, сынок, мальчишка, куга зеленая и т.п.)

-Сколько лет Николке? О чем он вспоминает перед боем? (Ему 18.

Перед его лазами проходят смутные воспоминания о детстве, образы отца и матери, сиротское голодное отрочество, участие в боях против Врангеля, мечты об учебе: «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Учиться б…» Шолохов уставшего от суровой жизни юношу, понимающего, кто виноват в такой его судьбе и испытывает ненависть к врагам, лишившим его счастливой жизни)

-Как повлияла судьба на характеры персонажей? Какими мы видим их накануне боя? («Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая»)

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа мать горького

Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки.

Однако есть у них общее – что именно? (Николка не жил нормальной жизнью, а атаман эту жизнь утратил: гражданская война и плен, воевал на стороне белых, у Врангеля, бежал в Константинополь, лагерь в колючей проволоке, банда.

Чувства обоих героев перекликаются. Николка: «Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё…». Атаман: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы»).

-Как отразилась нравственная усталость в портретах героев? (Раньше времени состарился Николка: «Плечист…, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». «Зачерствела душа» у атамана, «как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной», и похож он на «набедившего волка», «дорогою и целиною бездорожно».)

-И все же Николка – сын своего отца: в свои 18 лет он «неизмеримо отважен». Что он еще унаследовал от своего отца? (он казак, с пяти-шести лет на коне, от отца унаследовал любовь к лошадям и родинку величиной с голубиное яйцо на левой ноге, выше щиколотки).

-Парадоксально, но Шолохов подчеркивает и общность жизненных целей героев. Какой прием он использует? (Писатель использует повтор: Николка ликвидирует ликвидирует банды, а атаман говорит: «коммунистов ликвидируем». Их цель – взаимное уничтожение!)

-Прочитаем сцену гибели Николки. Как ведет себя атаман? (Он должен быть доволен, что убил врага. Но опознав по родинке на ноге Николки своего сына, он «завыл», «почернел», «упал, заглядывая в меркнущие глаза». «К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и … выстрелил себе в рот»)

-Как вы относитесь к атаману? Каково отношение к нему автора? (Нам жаль как всякого многое пережившего человека; он семь лет не видал родных куреней, может быть, он не виноват в том, что он попал в банду. Шолохов тоже сочувствует атаману, понимает боль казака, оторванного от родной земли, потерявшего семью, зачерствевшего душой).

-Отец убивает сына, и это для Шолохова важнее, чем борьба классовых врагов. Чем определяется эта авторская позиция? (На самом деле важнее всего, что ты – человек, а не твоя социальная принадлежность. Человек не должен уничтожать себе подобных.

А если это происходит – значит, нарушен привычный уклад жизни, пресекается род человеческий, нарушен мировой порядок, произошла катастрофа вселенского масштаба.

Важно

А причина этой катастрофы — Гражданская война, ставшая трагедией для целого народа, сделав врагами отцов и детей:«Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебные стороны».

В этой войне нет победителей: убивает отец сына в «Родинке», сын отца в «Продкомиссаре», муж — жену, оставляя сиротой ребенка, в рассказе «Семейный человек», трагическим убийством заканчивается любовь в «Кривой стежке», убивают неугодного начальника в рассказе «Смертный враг», сына — отец вместе со старшим сыном в «Червоточине», издеваются и убивают детей на глазах старика отца в рассказе «Лазоревая степь»).

— Как вы думаете, почему рассказ называется «Родинка»? (Родинка – это родимое пятно, то, что достается человеку с рождения, особая примета кого-либо, то, что связывает человека с теми, кому он обязан жизнью, со всем родом.

Убив родственника, человек становится изгоем, навсегда разрывая связь свою с родом человеческим – и это для него самое страшное наказание.

Таким образом, писатель выражает христианский взгляд на гражданскую войну как на страшную человеческую трагедию)

-Шолохов показывает конфликт поколений сквозь новую призму – какую? (Дети отвергают сложившийся за века уклад жизни, готовы жертвовать собой за «идею» — и уничтожать своих близких, считавших, что изменить жизнь к лучшему можно только упорным трудом и нравственным усовершенствованием, и поэтому мешавших в её осуществлении).

-Есть ли выход из кровавого месива человеческой жестокости? Какой? В каких рассказах он показан? («Алешкино сердце», «Жеребенок», «Чужая кровь», «Один язык»).

Далее предлагаем сравнить рассказ «Родинка», «Разгром» А.Фадеева, «Как закалялась сталь» Н.Островского, «Конармия» П.Бляхина, стихотворения Н.Тихонова, М. Светлова, определив авторскую позицию в этих произведениях и средства её выражения, выбрав цитату, соответствующую данной позиции:

1. А я стою один меж ними

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других…

(М.Волошин)

2. Белым был –

Красным стал,

Кровь покрасила…

Красным был –

Белым стал,

Смерть побелила.

(М.Цветаева)

3. О, годы юности

Немилой,

Ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг

Он – враг.

А мать?

Но сказано: два мира,

И ничего о матерях…

(А. Твардовский)

4. Там, где царит насилие,- царит горе и льется кровь.

(В.Гроссман)

5. А ад я видел на земле.

(Саша Черный)

6. Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. (Демокрит)

В ходе дальнейшего изучения «Донских рассказов» учащимся предлагается составить таблицу «Тематика и проблематика рассказов М.Шолохова» (тема детства; тема женской судьбы; проблема богооставленности человека; тема любви; тема человеческой веры).

Важно обратить внимание на то, как помогают пейзажные зарисовки понять внутреннее состояние героев.

Совет

Развитие темы Гражданской войны в творчестве М.Шолохова интересно рассмотреть в связи с изучением «деревенской прозы» — романов «Кануны» В.Белова, «Мужики и бабы» Б.Можаева, «Овраги» С.Антонова, что дает возможность более объективно представить описываемое время и выявить полнее взгляд писателя на поднимаемые проблемы.

Литература:

  1. Алиева Т.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004

  2. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век.- Москва, 2004.

  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006

  4. Курдюмова Т.Ф. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/Т.Ф. Курдюмова и др. – М.: Дрофа, 2009.

  5. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч./Т.Ф.Курдюмова. — М.:Дрофа, 2009.

  6. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: методические рекомендации /Т.Ф.Курдюмова. — М.:Дрофа, 2009.

  7. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-Пресс,2009

  8. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004

  9. Сатарова Л.Г. «Брат на брата, сын на отца…» (Художественная концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова).- «Литература в школе».- №4 1993.

  10. Щербинина И.В. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/donskiie_rasskazy_mikhaila_sholokhova_opyt_analiza_na_urokakh_litieratury_v_11_k

Краткое содержание Рассказа “Червоточина” и “Чужая кровь”

Рассказы “Червоточина” (“разлом” богатой семьи), “Прод-комиссар” (сын не останавливает расстрел отца) продолжают ту же тему: “одного роду, но не одного класса” люди.

Одно из важнейших достижений молодого Шолохова – от­крытие души простого казака, в которой он находит черты ис­тинной человечности, красоты, продолжая тем самым тради­цию классической литературы в решении темы “маленького че­ловека”, но уже на своем особом, донском материале.

Рассказ “Чужая кровь” словно предсказывает нам будущего Шолохова. Главное здесь – глубокий психологизм в обрисовке характера старого Гаврилы и его жены. Шолохов сумел передать сложную гамму чувств, их движение. Вначале – “вынашивал, кохал, нянчил ненависть” к красным, назло надевал погоны, шаровары с лампасами, кресты

и медали.

Дрогнуло сердце от ужаса расправы над продотрядом и от жалости к белокурому продотряднику – мальчишка еще, ровесник погибшему сыну… Горе, ненависть, озлобление постепенно отступают перед лю­бовью к спасенному юному продкомиссару: “Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного”… “Слезы закипали в груди” от жалости и тревоги, когда ухаживал за ра­неным. “Невыплаканную любовь” перенесли старики на нового Петра, радовались, когда он впервые произнес “отец”. С пора­зительной силой передана трагедия расставания: старик “угло­вато осунулся” и не выдержал: “Прощай, родимый! Солнышко ясное без тебя у нас…” – и, кривя мокрое от слез лицо, резко, до крика, повысил голос: “Подорожники не забыл, сынок?.. Ну, прощай!.. Прощай, сынушка!” – а в груди рыдало невып­лаканное слово “Не верится!”. Итак, в “Донских рассказах” уже обнаружились важнейшие черты Шолохова-художника:

– правда, суровая, подчас жестокая, умение показать ост­рые жизненные конфликты;

внимание к простому человеку, к образам живых людей (об этом шел спор в литературе 20-х годов);

– особый язык (разговорный, с использованием элементов донского диалекта, фольклорных мотивов, например, песня в “Чужой крови”, параллели с животным миром), индивидуали­зация речи героев, юмор;

– особая роль пейзажа (например, образ непаханой, запу­щенной земли в “Чужой крови”; “Днями летними, погожими, в степях донских, под небом густым и прозрачным звоном се­ребряным вызванивает и колышется хлебный колос. Это перед покосом, когда у ядреной пшеницы гарновки ус чернеет на ко­лосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти” (“Алешкино сердце”).

“Донские рассказы” свидетельствовали о несомненной та­лантливости молодого писателя. И в то же время Шолохов еще не поднялся в них над уровнем большинства произведений 20-х годов, в которых ожесточенное классовое противостояние при­нималось как нечто естественное и закономерное, не подлежа­щее сомнению.

Сюжеты большинства произведений несложны, они отлича­ются резкой контрастностью изображения (наши – не наши) и такой же однозначностью авторской позиции, что влияет на подбор художественных средств.

Поэтому в “Донских рассказах” нет и еще не могло быть того многостороннего охвата жизни во всей ее сложности, разнообразии и трагизме, того осознания самоценности человеческой личности, которые будут присущи “Тихому Дону”.

Глоссарий:

  • чужая кровь краткое содержание
  • червоточина краткое содержание
  • Червоточина шолохов краткое содержание

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-chervotochina-i-chuzhaya-krov/

«Донские рассказы»: анализ произведения Шолохова М.А

Первым печатным произведением Михаила Александровича Шолохова (1905 — 1984) стал рассказ «Родинка» (1924). Когда в 1925 году появились «Донские рассказы», и читатели, и критики единодушно решили, что в литературу пришел новый талантливый писатель.

Страшные события гражданской войны и коллективизации становятся главным сюжетом «Донских рассказов», а ведущей темой — судьба человека, попавшего под «жернова» истории.

С беспощадной правдой показал двадцатилетний писатель в своих первых произведениях суровые реалии этих лет: разъединение людей на «своих» и «врагов», классовую ненависть к «врагу», которым может стать член собственной семьи — отец, сын, брат; бессмысленную, ничем не оправданную жестокость, всплеск самых темных, мрачных эмоций, хранящихся в глубинах народного сознания. Революция разрушила сами основы народной жизни, народной нравственности. Гибнет изначальная ячейка «крестьянского мира» — семья.

Обратите внимание

В рассказе «Червоточина» от младшего сына кулака Якова Алексеевича, комсомольца Степки, отвернулась вся семья, а когда Степка разоблачает отца на собрании (тот скрыл истинную цифру площади засеваемой им земли), Яков Алексеевич совместно со старшим сыном, Максимом, убивают его зверски. Жестокое время раскрепостило в человеке звериные инстинкты, и больше всего страдают от несправедливости мира самые беззащитные — дети.

Читайте также:  Основные темы и мотивы творчества а. а. блока (лирики, поэзии) сочинение

У пухнущего с голоду четырнадцатилетнего Алешки, героя рассказа «Алешкино сердце», умерли голодной смертью мать и сестренка.

Богатая соседка Макарчиха убивает утюгом другую сестру — Польку — за то, что та влезла к ней в хату и стала есть остывшие в печи щи.

Сам Алешка, чудом оставшийся в живых, в финале рассказа спасает четырехлетнюю девочку: не позволило ему его маленькое щедрое сердце стать свидетелем убийства.

Смертельной ненавистью пронизаны отношения между людьми: атаман Кошевой, «ликвидирующий коммунистов», заставляет старика-мельника, пытающегося спасти от бандитов зерно, есть землю, но судьба настигает и его: собственной рукой убивает атаман неузнанного им единственного сына — красного эскадронного командира Николку Кошевого («Родинка»). Убивает за измену врагу свою невенчанную жену Дарью пулеметчик Яшка Шибалок, не разрешив ей даже вскормить новорожденного младенца. Ощущение катастрофичности бытия определяет расстановку акцентов в «Донских рассказах»: герои Шолохова либо погибают в бою, либо, застигнутые врасплох, подвергаются мучениям и пыткам, либо вынуждены убивать своих близких. Но вера автора в конечное торжество жизни неистребима: несмотря на все ужасы настоящего, станет хорошим человеком Алешка, вырастет в детском доме «шибалкино семя», спасется трогательный маленький жеребенок.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/sholokhov_m_a/donskie_rasskazy_analiz_proizvedenija_sholokhova_m_a/14-1-0-2353

Червоточина

ЧЕРВОТОЧИНА. Рассказ был напечатан в журнале  «Смена» в мае 1926 года, № 10; затем опубликован в сборнике «Лазоревая степь», Новая Москва, М., 1926; затем отдельным изданием  в Госиздате, без даты; затем в сборнике « Донские рассказы», Московский рабочий, М., 1929; затем «Донские рассказы», ЗИФ, М., 1930.

Ещё один  рассказ о трагической судьбе комсомольца Степана, который оказался червоточиной в семье домовитого хозяина  и его сына Максима, взял быков для Прохора, наложили сена , а сами легли спать. Проснулись —  быков нет. Приехал хозяин и Максим и отомстили за пропажу быков:  Максим вилами убил Прохора, а хозяин – Степку.

А быки ночью вернулись во двор.

МАКСИМ, брат Степана, двадцатидевятилетний казак, справный и домовитый. Едко подшучивает над Степаном, который отказался креститься перед застольем,ходит в клуб, высказывает надежду, что, может, Степка какую-нибудь должность из-за комсомола получит.

«Ерундовская власть. Нам, казакам, даже вредная.Одним коммунистам житье, аты хоть репу пой…Такая власть долго не продержится.

Хоть и крепко присосались к хлеборобовой шее  разные комсомолы, а как приспеет время, ажник черт их возьмет!» В германскую войну Максим участвовал в подавлении рабочего бунта, одному из рабочих Максим вдарил плетью, « а он – копырь и упал коню под ноги…А бабья  этого лошадьми  потоптали – штук двадцать.

Ребята осатанели и уж за шашки взялись…» Степан пожалел, что такого гада,  как Максим,   не шлепнули. «Собака ты! Каин!» — крикнул Степан. И тогда Максим использовал свою мощь и силу – избил Степана так, что  « от каждого удара  захватывало дыхание , звон колол уши, из глаз текли слезы».

Важно

  Максим уговаривал отца говорить не полную правду  статистику , чтобы не платить большого налога, сказать надо семь десятин, а не двадцать. Так Яков Алексеевич и сделал, но Степан поправил отца и сказал, что засеяли двадцать десятин.

СТЕПАН, комсомолец, любит говорить правду, полон противоречий, отказывается креститься, то все-таки под давлением отца креститься.  Степан видел и чувствовал, что отец что-то замышляет против него, он человек не глупый, насильно давить не будет. Но своего часа дождется.

Семья откололась от Степки, « Сторонились и чуждались, словно заразного, стал вроде чужим. А комсомольцы упрекали Степана: « Обуздай отца, Степка. Ведь он разоряет бедноту. Скупая под весну за бесценок сельскохозяйственные орудия. Стыдно!» Но Степан ничего не мог поделать с отцом. А отчуждение переходило в злобу, а злоба в ненависть.

«Кусок застревал  у парня в горле , непрошенные слезы жгли глаза. Валом вставало  глухое рыданье».

Однажды Степан вмешался в хозяйственные дела: Прохор Токин попросил у Якова Алексеевича быков сена перевезти, отец не давал, а Степка просто потребовал дать Прохору быков.

 Отец согласился, но быков дал Степану, чтобы они вместе с Прохором привезли это сено. Так оно и случилось, но ночью быки пропали, а оказалось, что быки ночью ушли домой.

За что Степан и получил смерть от рук отца,  а Прохор – от вил Максима.

ЯКОВ АЛЕКСЕЕВИЧ, бывший кулак, но ,почувствовав перемены, стал крепким середняком.«Яков Алексеевич – старинной ковки человек:ширококостный, сутуловатый; борода, как новый просяной веник, — до обидного похож на  того кулака, которого досужие художники рисуют на последних страницах газет. Одним не схож – одежей.

Кулаку, по занимаемой должности, непременно полагается жилетка и сапоги с рыпом, а Яков Алексеевич летом ходит в холщовой рубахе, распоясавшись и босой.

Года три назад числился он всамделишным кулаком в списках станичного Совета, а потом рассчитал работника, продал лишнюю пару быков, остался при двух парах да при кобыле, и в Совете в списках его перенесли в соседнюю клетку – к середнякам.

Прежнюю выправку не потерял от этого Яков Алексеевич: ходил важной развалкой, так же, по-кочетиному, держал голову, на собраниях, как и раньше, говорил степенно, хриповато, веско». Но даже в этой домовитой семье появилась червоточина – Степан вступил в комсомол. Все перед обедом крестились, а Степан не крестился, стоял возле притолоки, заложив руки за спину.

« — Ты человек? – помолившись, спросил Яков Алексеевич.

— Тебе лучше знать…

— Ну, а если человек и садишься с людьми за стол, то крести харю. В этом и разница промеж тобой и быком. Это бык так делает: из яслев жрет, а потом повернулся и туда же надворничает.

Степка направился было к двери, но одумался, вернулся и, на ходу крестясь, скользнул за стол».  Когда Максим избил Степку за оскорбление, отец «задумчиво мял бороду, хмурился, поглядывая на мокрое от слез лицо старухи».

Совет

Яков Алексеевич раньше всех был на поле, Максим ругал отца, что так рано выгнал их на работу. «Сена набрал Яков Алексеевич на две зимы.

Хозяйственный человек он и знает , что  на провесне, когда у безтягловых скотинка с голоду будет дохнуть, можно за беремя сена взять добрые деньги, а если денег нет, то и телушку-летошницу с база на свой баз перегнать.Вот поэтому – то Яков Алексеевич и вывершил прикладок вышиной в три косовых.

Злые люди поговаривали, что и чужого сенца прихватил ночушкой Яков Алексеевич, но ведь не пойманный – не вор, а так мало ли какую напраслину можно на человека взвалить…»

И статистику Яков Алексеевич все подсчитал: « — Жита две десятины,- на левой его руке палец пригнулся к ладони, — проса одна десятина , — согнулся другой  растопыренный палец, — пшеницы четыре десятины…».

Но Степан напомнил отцу , что он запамятовал назвать еще один клин пшеницы , всего двадцать десятин. Так статистик и записал. А тут история с пропавшими  быками.

«Яков Алексеевич с разбегу ударил побелевшего Степку и повалил его наземь.

— Убью!.. Зоб вырву !..Признавайся, проклятый: продал быков?! Тут, небось, купцы…ждали…Через это и охотился за сеном ехать!…Го-во-ри!..»

Яков Алексеевич умело бил Степку под сердце. А быки, повторяю, оказались дома.

Образ Якова Алексеевича чем-то существенным напоминает образ Якова Лукича Островнова из романа «Поднятая целина». Может, и названы они одинаково – Яковами…

Источник: http://rummuseum.ru/portal/node/2168

Краткое содержание Шолохов Червоточина

В произведении «Червоточина» рассказывается о том, как рушились семьи во время становления советской власти на Дону.

Жила семья: отец Яков Алексеевич, мать и два сына — младший Степка и старший Максим. Степка вступает в ряды комсомольцев. Это не нравится отцу и старшему брату. Максим избивает Степку, но даже после этого мальчик и остается в комсомоле.

Степка не может выносить огромную злобу отца и брата к Советской власти. Отец и сыновья подготавливают свой надел земли а севу. Яков Алексеевич и Максим очень этому рады. Ведь можно будет излишки урожая продать.

Обратите внимание

Степка отмалчивается, чтобы не раздувать конфликт. Ссора в семье разрастается. Отец и старший сын перестают разговаривать со Степкой. Младший, в свою очередь, все чаще убегает из дома.

По ночам мальчику снится, что его хоронят в степи.

Степка, не выдержав такого обращения, идет в сельсовет. Там он признаётся, что отец указал неправильную площадь своего надела, уменьшив ее. Узнав про это, Яков Алексеевич избивает ябедника кнутом. Когда с поля пропали быки, то отец со старшим братом убивают Степку. После выясняется, что младший сын не причастен к пропаже животных.

Произведение учит никогда не отступать от своего мнения.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Достоевский Подросток

    Аркадий, молодой человек, можно сказать, еще подросток, закончив обучение в Московской гимназии, отправился в Петербург, к своему отцу, чтобы там найти свое призвание и поступить на службу.

  • Краткое содержание Шахматная новелла Цвейг

    В последние минуты перед отправлением два приятеля стояли на палубе подальше от суеты. И вдруг один говорит, что вместе с ними плывет шахматная знаменитость Мирко Чентович.

  • Краткое содержание Лессинг Эмилия Галотти

    Действие трагедии Лессинга «Эмилия Галотти» развивается в вымышленной итальянской провинции Гвастелла. Ее правитель, принц Гонзага, готовится к свадьбе с графиней Орсина. Он разглядывает ее портрет и понимает

  • Краткое содержание Зимний дуб Нагибин

    Коля Савушкин — главный герой рассказа «Зимний дуб» советского писателя Юрия Марковича Нагибина. Мальчик рос в бедной многодетной семье. Отец у него погиб на войне, мать работала простой нянечкой в санатории

  • Краткое содержание Шмелёв Как я стал писателем

    В произведении «Как я стал писателем», написанном Иваном Сергеевичем Шмелёвым, рассказывается о событиях, которые происходили до революции. В этом рассказе Иван Шмелев делиться воспоминаниями о своем творческом пути.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sholohov/chervotochina-kratko

Ссылка на основную публикацию