Анализ произведения сухой хлеб платонова

Краткое содержание Платонов Сухой хлеб

У Платонова много рассказов посвященных военной теме, труду, Родине. И одним из таких рассказов является произведение «Сухой хлеб».

В этом рассказе говориться о маленьком мальчике по имени Митя Климов. Ему семь лет и он живет в деревне с мамой. Он очень ценит и любит свою маму, поэтому всегда стремился быстрее стать взрослым, чтобы помогать ей, вспахивать землю и сеять хлеб. Он как-то даже начал много кушать, чтобы быстрее вырасти.

Но как – то выдалось лето очень жарким и сухим. Вся рожь в колхозе погибла от сильной жары. Мама ему всегда рассказывала, что дедушка, бабушка и отец, которые умерли, просто заснули. Именно поэтому, когда мальчик видит повядшие колоски, то понимает, что они заснули и скоро погибнут.

Обратите внимание

Тогда он нашел в сарае мотыгу и стал окапывать землю возле колосков. Потому как мама ему рассказывала, что если взрыхлить землю, то роса с утра сможет попасть к корням растений и тогда они оживут. Он принялся рыхлить землю, но это увидела его учительница, которая пригласила его на экскурсию в лес.

Но Митя сказал, что не сможет пойти, ему нужно маме помогать, потому что ему было жалко маму и рожь, которая погибала от знойной жары. Тогда Елена Петровна, учительница Мити, стала помогать ему, даже, несмотря на то, что потеряла руку на фронте.

А вот на следующий день пришли на помощь ребята со школы с мотыгами, и тогда работа стала двигаться быстрее.

И через какое – то время колоски действительно стали просыпаться. Вот так маленький мальчик, любящий мальчик смог спасти посевы.

Автор показывает, что всегда нужно трудиться, чтобы достичь каких-либо успехов и целей. Произведение воспитывает трудолюбие, любовь и уважение к старшим, а именно к родителям, доброту, отзывчивость, чуткость и внимание к окружающим людям. Всегда нужно заниматься нужным делом, даже если оно будет маленьким. И делать все нужно с любовью, аккуратно, беречь труд других людей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Бунин Господин из Сан-ФранцискоГосподин из Сан-Франциско со своей женой и дочкой отправился на отдых. Всю жизнь он работал, и вдруг его осенило, что у него уже много денег, и он может отдохнуть. Тогда все люди путешествовали или в Европу, или в Старый Свет.
  • СолженицынИзвестный писатель Александр Исаевич Солженицын известен нам по многочисленным произведениям. Он был не просто писателем, а мастером своего дела. В его творчестве присутствуют и исторические, и автобиографические произведения.
  • Краткое содержание Стругацкие Обитаемый остров по частямВ произведении «Обитаемый остров», созданном русскими писателями Аркадием и Борисом Стругацкими, повествуется о далёком будущем.
  • Краткое содержание Лед и пламя БрэдбериВ книге описывается далекое будущее, в котором люди стали осваивать иные планеты. Между 2 освоенными мирами началась космическая борьба. Во время сражений космический корабль прилетел на малоизученную планету
  • Краткое содержание Азимов Стальные пещерыКнига представляет собой детективно – фантастическую эпопею, в которой рассказывается о приключениях одного землянина и робота по имени Дэниел Оливо. Главного персонажа зовут Элайдж Бейли. Элайдж был инспектором полиции.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/platonov/suhoj-hleb

Здравствуйте, срочно нужно краткое содержание рассказа Платонова «Сухой хлеб».Заранее спасибо!

nina baсlanova Высший разум (224546) 3 года назадЭто рассказ о семилетнем деревенском мальчике Мите Климове, который очень любил свою маму и хотел вырасти, чтобы помочь ей пахать землю и выращивать хлеб. Он даже есть стал больше, чтобы расти быстрей.Лето было засушливым. Рожь на колхозном поле погибала от жары.

Мама говорила Мите, что его умершие дедушка и отец заснули, и когда Митя увидел поникшие ржаные колоски, он подумал, что они тоже засыпают и скоро умрут. Найдя в старом сарае корягу, похожую на мотыгу, Митя начал рыхлить землю вокруг колосков, потому что мама объяснила ему, что утренняя роса через взрыхлённую землю напоит корни растений и они оживут.

Важно

За этим занятием Митю увидела сельская учительница и пригласила его на школьную экскурсию в лес, но Митя отказался. Ему жалко было умирающую от зноя рожь. Тогда Елена Петровна начала помогать ему, несмотря на то, что на фронте потеряла руку.

А на следующий день привела на поле школьников с тяпками, и работа закипела!

Так своим примером Митя вдохновил ребят на доброе дело.

Источник: Личный пересказ.

Татьяна Туртаева Ученик (187) 2 года назад zaur kazimov Ученик (136) 2 года назад Ирина Назарова Ученик (131) 1 год назад Лиана Кот Ученик (175) 1 год назадСАМЫЙ ЛУЧШИЙ ОТВЕТnina baсlanova 2 года назадВысший разум (223301)Это рассказ о семилетнем деревенском мальчике Мите Климове, который очень любил свою маму и хотел вырасти, чтобы помочь ей пахать землю и выращивать хлеб. Он даже есть стал больше, чтобы расти быстрей.Лето было засушливым. Рожь на колхозном поле погибала от жары. Мама говорила Мите, что его умершие дедушка и отец заснули, и когда Митя увидел поникшие ржаные колоски, он подумал, что они тоже засыпают и скоро умрут. Найдя в старом сарае корягу, похожую на мотыгу, Митя начал рыхлить землю вокруг колосков, потому что мама объяснила ему, что утренняя роса через взрыхлённую землю напоит корни растений и они оживут.

Важно

За этим занятием Митю увидела сельская учительница и пригласила его на школьную экскурсию в лес, но Митя отказался. Ему жалко было умирающую от зноя рожь. Тогда Елена Петровна начала помогать ему, несмотря на то, что на фронте потеряла руку.

А на следующий день привела на поле школьников с тяпками, и работа закипела!

Так своим примером Митя вдохновил ребят на доброе дело

Лера DYI Ученик (144) 1 год назад Артур Надиров Ученик (175) 11 месяцев назадЭто рассказ о семилетнем деревенском мальчике Мите Климове, который очень любил свою маму и хотел вырасти, чтобы помочь ей пахать землю и выращивать хлеб. Он даже есть стал больше, чтобы расти быстрей.Лето было засушливым. Рожь на колхозном поле погибала от жары. Мама говорила Мите, что его умершие дедушка и отец заснули, и когда Митя увидел поникшие ржаные колоски, он подумал, что они тоже засыпают и скоро умрут. Найдя в старом сарае корягу, похожую на мотыгу, Митя начал рыхлить землю вокруг колосков, потому что мама объяснила ему, что утренняя роса через взрыхлённую землю напоит корни растений и они оживут.

Важно

За этим занятием Митю увидела сельская учительница и пригласила его на школьную экскурсию в лес, но Митя отказался. Ему жалко было умирающую от зноя рожь. Тогда Елена Петровна начала помогать ему, несмотря на то, что на фронте потеряла руку.

А на следующий день привела на поле школьников с тяпками, и работа закипела!Так своим примером Митя вдохновил ребят на доброе дело.

Источник: Личный пересказ.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/182335515

You books. Андрей Платонов. Сухой Хлеб

/ Language: Русский / Genre:prose_rus_classic,

Андрей Платонов

Андрей Планонов

https://www.youtube.com/watch?v=x78FYVgPA_c

СУХОЙ ХЛЕБ

1

Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна мать.

Был у Мити Климова еще дедушка, да он умер от старости еще до войны, и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. «Куда ушел дедушка?» — думал Митя.

Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел ее. Он думал, что и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят.

— А где дедушка? — спрашивал Митя у матери. — Он спит в земле?

— Он спит, — говорила мать

— Он уморился? — спрашивал Митя.

— Уморился, — отвечала мать. — Он всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плел; всю жизнь ему спать было некогда.

— Мама, разбуди его! — просил Митя.

— Нельзя. Он осерчает.

— А папа тоже спит?

— И папа спит.

— У них ночь?

— У них ночь, сынок.

— Мама, а ты никогда не уморишься? — спрашивал Митя и с боязнью смотрел в материнское лицо.

— Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая… Я тебя еще долго буду растить, а то ты у меня маленький.

И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснет, как уснули дед и отец.

Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная, под ее руками лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери.

В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки черного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нес его по земле. В полдень все небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал ее в мертвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане.

Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды.

Совет

Он приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не затомились и пахали.

Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе.

Подумав так, Митя пошел домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю.

Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал.

Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел еще капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб.

Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печеную картошку из горшка, макая ее в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.

Вечером мать пришла с пахоты. Видит она, спит ее сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела Митю, осмотрела его — не искусал ли его кто, глядит — живот у него, как барабан.

Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне.

А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну только воду пил.

Обратите внимание

С утра Митя ходил по деревне, потом пошел на пашню к матери и все время поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего. Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость.

— Мама, — сказал Митя, — давай я пахать буду, мне пора!

Мать ответила ему:

— Обожди! Придет и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты малолетний, ты маломощный еще, тебе расти и кормиться еще надо, и я тебя буду кормить!

Митя осерчал на мать и на всех людей, что он меньше их.

— Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!

Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

— Мама! — воскликнул Митя. — А что мне надо делать? А то я тебя люблю.

— А чего тебе делать! — сказала мать. — Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.

— А обо мне ты тоже думаешь?

— О тебе я тоже думаю — один ты у меня, — ответила мать. — Ой, лешие! Чего стали? — сказала она волам. — А ну, вперед! Не евши, что ль, жить будем?

2

В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зеленый мох. А сам сарай ушел с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В темном углу того сарая лежали старые, давние вещи.

Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот темный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: «Его дедушка в руках держал и я держу».

Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю. Митя нашел там еще колесо от домашней прялки… Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плел лапти себе и своим детям.

Там еще много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда еще Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.

Читайте также:  Характеристика и образ барона в пьесе горького на дне

Нынче Митя нашел в сарае твердую дубовую палку: на одном конце ее был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было.

Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или еще что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнес ее в избу.

Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.

3

К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами.

Важно

Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет.

Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую землю.

— Мама, — говорил он, — рожь от жары умаривается?

— Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не железный, он живой.

— А роса есть! — сказал Митя. — Она по утрам бывает.

— А чего роса! — ответила мать. — Роса сохнет скоро; земля вся поверху спеклась, роса вглубь не проходит.

— Мама, а как же быть-то без хлеба?

— Незнамо как и быть… Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живем.

— А лучше пусть в колхозе хлеб растет, пусть роса в землю проходит.

— Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается.

— Он не вырастет большой, он спит маленький! — произнес Митя; он скучал о тех, кто спит.

Он пошел один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил ее рукою — дедушка тоже, должно быть, гладил ее, — положил тяпку на плечо и пошел па колхозное озимое поле, что было за пряслом.

Там он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснется и будет жить.

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.

— Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!

Он оправил стебелек, уставил его в земле и стал теперь мотыжнть землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней.

Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба.

Корни были осохшие, слабые, мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его.

Совет

Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок.

Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у нее осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была веселая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая.

— Митя! Ты что тут копаешься? — спросила учительница.

— Хлеб пусть растет! — сказал Митя. — Я хлебу помогаю, чтоб он жил.

— Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит!

— Он росу будет пить!

Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу.

— Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному?

— Не скучно, — сказал Митя.

— А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдем, и ты пойдешь… Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил:

— Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.

Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе:

— Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя — маленькое, а большое!.. Знаешь что? Ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна!

И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней.

На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю.

Солнце поднялось, роса уже сошла и ветер с огнем дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели.

— Они просыпаются! — обрадованно сказал Митя учительнице. — Они проснутся!

— Конечно, проснутся, — согласилась учительница. — Мы их разбудим!

Она увела учеников с собой, и Митя остался один.

«Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, — думал Митя. — У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала».

Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб, — она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.

Источник: http://www.you-books.com/book/A-Platonov/Suhoj-Hleb

Профессор Знаев

Цель: Введение учащихся в мир творческой мастерской А.П.Платонова.

Задачи: Познакомить учащихся с произведением А.П.Платонова “Сухой хлеб”.

Обучать выразительному чтению, пересказу, монологическому ответу на поставленные вопросы; развивать навыки работы с художественным текстом.

Воспитывать уважение к труду и бережное отношение к хлебу, чувство любви к близким.

Оборудование:

иллюстрация к тексту,

портрет писателя,

иллюстрации с изображением сельскохозяйственных орудий труда – плуг, соха, тяпка; колоски.

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, ребята! Сегодня на наш урок чтения пришли гости, поприветствуем их. (Здравствуйте) Садитесь.

II. Постановка цели. Актуализация знаний

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного писателя

Андрея Платоновича Платонова. (1мин.)

— А что вы знаете об этом авторе? (1мин.)

Андрей Платонович родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Еще подростком он писал стихи, которые потом печатались в газетах и журналах.

Обратите внимание

Платонов пишет о людях труда, о взаимосвязи человека и природы. В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки.

После смерти Платонова осталось большое рукописное наследие. (2 мин.)

— Мы уже знакомы с творчеством А.П.Платонова. Вспомните, какие рассказы вы читали в прошлом году. (“Цветок на земле”, “Еще мама”.)

— Кто главные герои этих произведений? (Дети: Артем и Афоня)

— А сейчас отгадайте загадку. Отгадав, её вы узнаете, о чём будет идти речь в произведении, с которым мы познакомимся.

Рос, сперва, на воле в поле. Летом цвёл и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место. (Хлеб)

Сегодня мы знакомимся с новым произведением Андрея Платоновича Платонова,героем которого является ваш сверстник – мальчик Митя.

Это произведение называется “Сухой хлеб”.

— Как вы понимаете выражение “сухой хлеб”?

Вот сегодня мы с вами и узнаем, почему автор назвал так своё произведение и что для героя значит сухой хлеб. (3 мин.)

III. Знакомство с новым материалом

3.1.Выразительное чтение первой части “цепочкой” и лексическая работа с незнакомыми словами во время чтения (6 минут).

Плуг – сельскохозяйственное орудие для вспашки почвы (плуг может быть деревянным и металлическим).

Вол – бык, используемый в сельскохозяйственных работах. (Крылатое выражение: работать как вол, т.е. очень много, без устали).

Лемеха плуга – рабочая часть плуга для подрезания пласта почвы, его подъёма и направления на отвал плуга.

Мгла – непрозрачный воздух.

Зной – сильная жара от нагретого солнцем воздуха.

Бадья – широкое низкое деревянное ведро.

Коврига – край хлеба.

Рушник – полотенце.

— Ребята, мы прочитали 1 главу и познакомились с главным героем этого рассказа. Какой он?

3.2. Составление характеристики героя.

— Какими качествами обладает этот мальчик?

(Заботливый, любознательный, мечтательный, помощник матери, задумчивый, рассудительный).

— О чем часто задумывался мальчик?

(О смерти близких людей, о жизни неживых предметов).

О чем мечтает Митя?

(Стать большим и сильным, чтобы помогать матери.).

— В чём проявляется забота мальчика о матери?

Что он сделал, чтобы скорее вырасти? Прочитайте, как старательно, терпеливо и упорно он это делал. Выборочное чтение

— О каких качествах характера говорит этот поступок? (Заботливый, любящий)

Сделайте вывод, как относился мальчик к маме?

— Мы хорошо с вами потрудились, а сейчас немного отдохнём.

IV. Физкультминутка (2 мин.)

Все захлопали в ладоши Дружно, веселей! Застучали наши ножки- Громче и быстрей! По коле ночкам ударим- Тише! Тише! Тише! Ручки, ручки поднимаем — Выше! Выше! Выше! Завертелись наши ручки; Снова опустились Мы на месте покружились

И остановились.

V. Закрепление и обобщение изученного

А хотите ли вы узнать, что было дальше?

— Выразительное чтение текста “цепочкой” до конца. (10 мин.)

— О чём мы прочитали?

— Что ещё вы узнали о мальчике?

— Почему учительница сказала, что у Мити “сердце – маленькое, а большое”.

(Потому что мальчик спасал хлеб).

— А как он спасает хлеб, как помогает, хлебу расти? (Митя рассказывает, как помогает хлебу расти)

— И что сделала учительница? (Она организовала ребят на помощь Мити)

— Чему дети научились? (Уважительному отношению, помогать друг другу)

— Какие уроки получили ребята?

(Каждый человек должен трудиться, приносить пользу, найдя для себя маленькое, посильное, но нужное дело. Должен делать его с любовью, любить все живое, любить и уважать близких и беречь хлеб)

Развитие речи (Клоуз-тест).

— Вставьте по смыслу пропущенные слова, учитывая содержание всего произведения А.П. Платонова “Сухой хлеб”.

Солнце …, роса уже сошла и ветер с огнём … по земле. Однако те ржаные…, что возделал Митя нынче словно бы повеселели.

Справка: пропущенные слова поднялось, дул, колоски.

VI. Итоги урока

С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Почему автор назвал своё произведение “Сухой хлеб”?

— Чему научил вас этот рассказ?

— Подберите пословицы, соответствующие рассказу А.П. Платонова “ Сухой хлеб”.

(Худ обед, коли хлеба нет. Хлеб да вода – мужицкая еда. Голодной куме – хлеб на уме.

Хлеб – батюшка, водица – матушка. Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.

Есть калачи – не сидеть на печи. Пашню пашут – руками не машут. Пахать – не в дуду играть. Кто не пашет, у того и огрехов нет. Работа черна, да денежка бела).

— Как вы понимаете, значение каждой пословицы?

VII. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа А.П. Платонова “Сухой хлеб”. Приготовить краткий пересказ текста. Соотнести иллюстрацию с текстом.

Источник: http://znaew.ru/index.php/konsp-urok-nach-shkola/3264-urok-literaturnogo-chteniya-v-4-klasse-strana-dalekogo-detstva-a-p-platonov-sukhoj-khleb

Сухой хлеб

1

Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна мать.

Был у Мити Климова еще дедушка, да он умер от старости еще до войны, и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. «Куда ушел дедушка?» — думал Митя.

Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел ее. Он думал, что и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят.

— А где дедушка? — спрашивал Митя у матери. — Он спит в земле?

— Он спит, — говорила мать

— Он уморился? — спрашивал Митя.

— Уморился, — отвечала мать. — Он всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плел; всю жизнь ему спать было некогда.

— Мама, разбуди его! — просил Митя.

— Нельзя. Он осерчает.

— А папа тоже спит?

— И папа спит.

— У них ночь?

— У них ночь, сынок.

— Мама, а ты никогда не уморишься? — спрашивал Митя и с боязнью смотрел в материнское лицо.

— Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая… Я тебя еще долго буду растить, а то ты у меня маленький.

И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснет, как уснули дед и отец.

Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная, под ее руками лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери.

В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки черного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нес его по земле. В полдень все небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал ее в мертвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане.

Важно

Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды.

Он приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не затомились и пахали.

Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе.

Подумав так, Митя пошел домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю.

Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал.

Читайте также:  Образ и характеристика швабрина в романе капитанская дочка пушкина сочинение

Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел еще капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб.

Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печеную картошку из горшка, макая ее в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.

Вечером мать пришла с пахоты. Видит она, спит ее сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела Митю, осмотрела его — не искусал ли его кто, глядит — живот у него, как барабан.

Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне.

Совет

А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну только воду пил.

С утра Митя ходил по деревне, потом пошел на пашню к матери и все время поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего. Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость.

— Мама, — сказал Митя, — давай я пахать буду, мне пора!

Мать ответила ему:

— Обожди! Придет и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты малолетний, ты маломощный еще, тебе расти и кормиться еще надо, и я тебя буду кормить!

Митя осерчал на мать и на всех людей, что он меньше их.

— Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!

Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

— Мама! — воскликнул Митя. — А что мне надо делать? А то я тебя люблю.

— А чего тебе делать! — сказала мать. — Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.

— А обо мне ты тоже думаешь?

— О тебе я тоже думаю — один ты у меня, — ответила мать. — Ой, лешие! Чего стали? — сказала она волам. — А ну, вперед! Не евши, что ль, жить будем?

2

В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зеленый мох. А сам сарай ушел с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В темном углу того сарая лежали старые, давние вещи.

Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот темный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: «Его дедушка в руках держал и я держу».

Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю. Митя нашел там еще колесо от домашней прялки… Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плел лапти себе и своим детям.

Там еще много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда еще Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.

Нынче Митя нашел в сарае твердую дубовую палку: на одном конце ее был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было.

Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или еще что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнес ее в избу.

Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.

К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами.

Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет.

Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую землю.

— Мама, — говорил он, — рожь от жары умаривается?

— Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не железный, он живой.

— А роса есть! — сказал Митя. — Она по утрам бывает.

— А чего роса! — ответила мать. — Роса сохнет скоро; земля вся поверху спеклась, роса вглубь не проходит.

— Мама, а как же быть-то без хлеба?

— Незнамо как и быть… Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живем.

— А лучше пусть в колхозе хлеб растет, пусть роса в землю проходит.

— Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается.

— Он не вырастет большой, он спит маленький! — произнес Митя; он скучал о тех, кто спит.

Обратите внимание

Он пошел один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил ее рукою — дедушка тоже, должно быть, гладил ее, — положил тяпку на плечо и пошел па колхозное озимое поле, что было за пряслом.

Там он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснется и будет жить.

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.

— Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!

Он оправил стебелек, уставил его в земле и стал теперь мотыжнть землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней.

Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба.

Корни были осохшие, слабые, мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его.

Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок.

Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у нее осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была веселая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая.

— Митя! Ты что тут копаешься? — спросила учительница.

— Хлеб пусть растет! — сказал Митя. — Я хлебу помогаю, чтоб он жил.

— Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит!

— Он росу будет пить!

Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу.

— Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному?

— Не скучно, — сказал Митя.

— А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдем, и ты пойдешь… Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил:

— Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.

Важно

Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе:

— Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя — маленькое, а большое!.. Знаешь что? Ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна!

И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней.

На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю.

Солнце поднялось, роса уже сошла и ветер с огнем дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели.

— Они просыпаются! — обрадованно сказал Митя учительнице. — Они проснутся!

— Конечно, проснутся, — согласилась учительница. — Мы их разбудим!

Она увела учеников с собой, и Митя остался один.

«Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, — думал Митя. — У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала».

Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб, — она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.

Источник: http://platonov-ap.ru/novels/suhoi-hleb/

Сухой хлеб — платонов андрей платонович — русская литература xx века — хрестоматия. произведения школьной программы 3-4 классы — произведения школьной программы

Жил в деревне Рогачёвке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна мать.

Был у Мити Климова ещё дедушка, да он умер от старости ещё до войны, и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. «Куда ушёл дедушка?» — думал Митя.

Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел её. Он думал, что и брёвна в их избе, и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят.

— А где дедушка? — спрашивал Митя у матери.— Он спит в земле?

— Он спит,— говорила мать.

— Он уморился? — спрашивал Митя.

— Уморился,— отвечала мать.— Он всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плёл; всю жизнь ему спать было некогда.

— Мама, разбуди его! — просил Митя.

— Нельзя. Он осерчает.

— А папа спит?

— И папа спит.

— У них ночь?

— У них ночь, сынок.

— Мама, а ты никогда не уморишься? — спрашивал Митя и с боязнью смотрел на материнское лицо.

— Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая… Я тебя ещё долго буду растить, а то ты у меня маленький.

Совет

И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснёт, как уснули дед и отец.

Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная: под её руками лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери.

В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки чёрного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нёс его по земле. В полдень всё небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал её в мёртвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане.

Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды.

Совет

Он приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не затомились и пахали.

Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе.

Подумав так, Митя пошёл домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю.

Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал.

Обратите внимание

Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел ещё капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб.

Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печёную картошку из горшка, макая её в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.

Вечером мать пришла с пахоты. Видит она: спит её сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела Митю, осмотрела его — не искусал ли его кто, глядит — живот у него как барабан.

Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне. А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну только воду пил.

С утра Митя ходил по деревне, потом пошёл на пашню к матери и всё время поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего. Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость.

— Мама,— сказал Митя,— давай я пахать буду, мне пора!

Мать ответила ему:

— Обожди! Придёт и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты малолетний, ты маломощный ещё, тебе расти и кормиться ещё надо, и я тебя буду кормить!

Митя осерчал на мать и на всех людей, что он меньше их.

— Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!

Мать улыбнулась ему, и от неё, от матери, всё стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

— Мама! — воскликнул Митя.— А что мне надо делать? А то я тебя люблю.

— А что тебе делать! — сказала мать.— Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.

— А обо мне ты тоже думаешь?

— О тебе я тоже думаю — один ты у меня,— ответила мать.— Ой, лешие! Чего стали? — сказала она волам.— А ну, вперёд! Не евши, что ль, жить будем?

2

В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зелёный мох. А сам сарай ушёл с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В тёмном углу того сарая лежали старые, давние вещи.

Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот тёмный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи.

Важно

Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: «Его дедушка в руках держал, и я держу» . Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю.

Читайте также:  Анализ произведения левша лескова (суть, смысл и идея повести)

Митя нашёл там ещё колесо от домашней прялки и картинку, на которой был нарисован страшный старик, глядящий из облака на землю. Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плёл лапти себе и своим детям.

Там ещё много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда ещё Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.

Нынче Митя нашёл в сарае твёрдую дубовую палку: на одном конце её был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было.

Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или ещё что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнёс её в избу.

Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.

3

К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами.

Важно

Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет.

Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спёкшуюся горячую землю.

— Мама,— говорил он,— рожь от жары ума- ривается?

— Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не железный, он живой.

— А роса есть! — сказал Митя.— Она по утрам бывает.

— А чего роса! — ответила мать.— Роса сохнет скоро; земля вся поверху спеклась, роса вглубь не проходит.

— Мама, а как же быть-то без хлеба?

— Незнамо, как и быть… Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живём.

— А лучше пусть в колхозе хлеб растёт, пусть роса в землю проходит.

— Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается.

— Он не вырастет большой, он спит маленький! — произнёс Митя; он скучал о тех, кто спит.

Он пошёл один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил её рукою — дедушка тоже, должно быть, гладил её,— положил тяпку на плечо и пошёл на колхозное озимое поле, что было за пряслом. Там он стал рыхлить тяпкой спёкшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок.

Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А ещё ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснётся и будет жить.

Совет

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелёк тот сломался и поник.

— Нельзя! — вскричал Митя самому себе.— Ты что делаешь!

Он оправил стебелёк, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней.

Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба. Корни были осохшие, слабые.

Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его.

Совет

Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок.

Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у неё осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была весёлая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая.

— Митя! Ты что тут копаешься? — спросила учительница.

— Хлеб пусть растёт! — сказал Митя.— Я хлебу помогаю, чтоб он жил.

— Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит!

— Он росу будет пить!

Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу.

— Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному?

— Не скучно,— сказал Митя.

— А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдём, и ты пойдёшь…

Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил:

— Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.

Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе:

— Ах ты милый мой! Какое сердце у тебя — маленькое, а большое!.. Знаешь что, ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна!

И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней.

Обратите внимание

На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна: с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю.

Солнце поднялось, роса уже сошла, и ветер с огнём дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели.

— Они просыпаются! — обрадованно сказал Митя учительнице.— Они проснутся.

— Конечно, проснутся,— согласилась учительница.— Мы их разбудим!

Она увела учеников с собой, и Митя остался один.

«Мама пашет, и я хлебу расти помогаю,— думал Митя.— У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала».

Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб,— она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.



Источник: https://scribble.su/school-literature/reader-3-4-class/77.html

Ерёмина Ольга | | Журнал «Литература» № 14/2003

Урок 1. А.П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя.

I. А.П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя

Начнём урок отрывком из рассказа «Сухой хлеб»:

“К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами.

Важно

Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет.

Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтобы они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спёкшуюся, горячую землю.

Совет

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелёк тот сломался и поник.

— Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!

Он оправил стебелёк, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посередине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней.

Корни были осохшие, слабые. Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами, разрыхлял почву вокруг каждого ржаного колоска, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его”.

— Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас вызвал рассказ «Сухой хлеб»? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Платонова?

Прочитаем текст вступительной статьи учебника-хрестоматии.

— Как вы понимаете выражение “пропетая сердцем сказка про Человека”?

О Платонове может рассказать учитель. Вариант такого рассказа:

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье.

Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой.

Важно

Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах.

Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С четырнадцати лет начал работать.

Платонов учится в железнодорожном политехникуме, принимает участие в Гражданской войне. С девятнадцати лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты.

Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.

— Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова Платонова стали эпиграфом к главе, посвящённой его творчеству? Выпишите эти слова писателя в свою тетрадь.

II. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя

Учитывая стилистическое своеобразие произведений Платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «Никита». После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвёл на них рассказ.

— Какие чувства у вас вызвал рассказ?

— Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?

— Вы услышали этот рассказ первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?

Дети попытаются определить основную мысль рассказа. Запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.

— Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

Составление плана рассказа

Продолжаем обучение составлению сложного плана.

— Как вы думаете, на какие части можно поделить рассказ?

Поможем детям выделить три основные части:

1. Мама уходит на работу. (От начала до слов “…и его облако закроет”.)

2. Никита “живёт” один. (От слов “Оставшись один…” до слов “…и мать Никиты давно ушла с поля ко двору”.)

3. Возвращение отца. (От слов “Дома Никита увидел мать…” до конца рассказа.)

Разделим на пункты вторую часть.

Никита “живёт” один.

  • Кто живёт в бочке.
  • “Доброе солнце”.
  • Колодезные жители.
  • “Тайные жители” двора: змеи, пень, старая баня.
  • Жёлтый цветок.
  • “Незнакомые, злобные лица”.

Никита испугался и побежал к маме.

Беседуем по второй части рассказа. Просим детей подтверждать ответы примерами из текста.

— Почему Никите кажется, что всё вокруг него живое?

— С кем из “тайных жителей” Никита разговаривал? О чём?

— Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?

— Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика?

— Почему воображение мальчика “поселило” на солнце умершего дедушку?

— Почему “тайные жители” стали казаться Никите враждебными?

Домашнее задание

Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита». Подготовить рассказ о Никите.

Урок 2. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П. Платонова.

I. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита»

Продолжаем работу по составлению плана рассказа, проверяя выполнение домашнего задания.

Итак, разделим на пункты третью часть.

Возвращение отца.

  • Встреча Никиты с отцом.
  • Разговор Никиты с отцом.
  • Работа с отцом.

— Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?

“Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать…”

“Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце”.

“Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый”.

“Давай всё трудом работать, и все живые будут”.

— Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?

— Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?

— Рассмотрите иллюстрация В.Куприянова. Какой эпизод изображён художником?

— Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создаётся у человека, который смотрит на жёлтые стружки?

— Какую работу отец поручил Никите?

Подчеркнём созидательную роль человеческого труда.

— Во что верил отец Никиты? Что означают слова: “Давай всё трудом работать, и все живые будут”?

Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век”.

— Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?

Перечитаем записи о главной мысли рассказа, сделанные на первом уроке.

— Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Никита»?

II. Характеристика героя

Предложим детям рассказать о герое рассказа мальчике Никите. Спросим одного-двух учеников. Объясним, что подробного пересказа не требуется. Надо выделить главное и сделать выводы.

III. Язык рассказа А.П. Платонова

— Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительных смысл. Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 7-е задание, с. 117).

Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.

IV. Сравнительный анализ произведений (дополнительный материал)

Подводя итоги работе над рассказом А.П. Платонова «Никита», спросим у детей:

— В каком из прочитанных в 5-м классе произведений герой видит пень, превращающийся в чудовище?

Вспоминаем повесть Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

— Что хотел найти дед в заколдованном месте? Почему в горшке оказалось не золото, а “сор, дрязг”?

— Какая тема объединяет повесть Гоголя и рассказ Платонова?

Эти произведения объединяет тема труда. Прочно только то, что достаётся человеку трудом.

Домашнее задание

Подобрать пословицы о труде.

Источник: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200301410

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector