Анализ произведения тургенева живые мощи

«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева

Рассказ Тургенева «Живые мощи» был напечатан в литературном сборнике «Складчина», составленном из трудов русских литераторов в пользу голодающих Самарской губернии, в 1774 г. У рассказа был подзаголовок — «Отрывок из «Записок охотника»».

Замысел рассказа относится к периоду до 1852 г., но он не вошёл в первое издание «Записок охотника». В рассказе есть автобиографические черты. Действие происходит в Алексеевке, одном из имений матери Тургенева.

Прототипа героини рассказа Лукерьи звали Клавдией, с ней Тургенев встречался в первой половине 40-х гг. Другой прототип Лукерьи – калека Евпраксия, которая была красавицей, когда с ней был близок 17-летний Тургенев.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Живые мощи» принадлежит к реалистическому направлению. В нём отразилась психология человека, переносящего страдания с терпением.

Проблематика

Проблема отношения человека к собственным страданиям и к страданиям других. Истоки силы и слабости человека, сочувствие и сострадание к ближним.

Основная проблема – долготерпение русского народа.

Сюжет и композиция

Эпиграфом к рассказу стала цитата из стихотворения Тютчева о том, что русскому народу свойственно долготерпенье.

Рассказ имеет рамку. Барин попадает на хутор случайно, из-за дождя, мешающего охоте. Большая часть рассказа – разговор с Лукерьей, в котором есть и ретроспекция о её прошлом. Конец – повествование о её скорой смерти.

Герои

Лукерья – 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.

Лукерья принимает как должное все выпавшие на её долю испытания. В её голосе рассказчик не слышит жалоб. Лукерья в её положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей.

К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов.

Обратите внимание

Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфёне из Глинного, доброй женщине.

Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждёт помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай».

Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует её положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви (священник исповедует её). Лукерья также чувствует себя частью всей природы.

Положение Лукерьи делает её подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых. Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Её жизнь — полноценная жизнь христианской души.

Она совсем не может читать, хотя и умеет, потому что не может удержать книгу, только молится.

Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжёт, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.

Лукерья чувствует свою пользу: она передаёт девочке-сиротке, которая ходит к ней, своё умение петь песни, а знает она их множество.

Важно

Единственное, о чём просит Лукерья – уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.

Восхищения рассказчика её терпением она отвергает, вспоминая о подвигах Симеона Столпника, Иоанна Затворника и Жанны д’Арк (последних двух по именам не знает).

Барин-рассказчик

Рассказчик называет Лукерью несчастным, полумёртвым существом. Проникнувшись сочувствием к Лукерье, он хочет везти её в больницу, потому что она там «будет не одна». Он старается «для её же пользы», рассуждая так же, как доктор, который обследовал Лукерью и не велел ей противиться: «Я для вас же, дураков, стараюсь».

Постепенно ужас перед несчастным существом сменяется в рассказчике несказанной жалостью.

Единственное полезное дело, которое барин может сделать для Лукерьи, — достать ей лекарство от бессонницы.

Особенности стиля

Лукерья описана очень поэтично. То, что должно бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Её лицо окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма.

Её крохотные пальчики холодны, а тёмные веки, опушённые золотистыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всём образе Лукерьи есть какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик.

Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг.

Особую смысловую и образную нагрузку несут сны Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной её болезни. Последний её сон, в котором Смерть предсказывает ей время её кончины, сбывается. Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает её в Царство Небесное и родители благодарят за молитвы.

  • «Живые мощи», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Муму», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Певцы», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Бирюк», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева

По произведению: «Живые мощи»

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/968-zhivie-moschi-analiz

Анализ произведения Тургенева Живые мощи

Произведение по жанровой направленности относится с реалистичному рассказу, имеющему автобиографические черты и вошедшего в прозаический сборник русских писателей под названием «Складчина».

В качестве основной тематике в рассказе рассматриваются вопросы о долготерпении русских людей, стойко и терпеливо переносящего жизненные страдания.

Главной героиней рассказа является двадцатидевятилетняя девушка по имени Лукерья, имеющая тяжелое заболевание, ранее бывшей белокожей красавицей, хохотушкой и певуньей, а в настоящее время ставшей мумией.

Композиционная структура произведения представляет собой рамочную схему, заключающаяся в рассказе Лукерьей истории собственной прошлой жизни, которую на бумаге излагает повествователь, барин, случайно встретивший девушку, укрывшись от ливня на ближайшем хуторе.

Сюжетная линия рассказа отображает отношение главной героини к испытаниям, выпавшим на ее долю, которые она воспринимает как должное, не жалуясь на жизнь, сочувствуя другим окружающим людям. Даже желает счастья собственному жениху Василию Полякову, который понимая, что невеста доживает последние дни, заключает брак с доброй женщиной Аграфеной из соседней деревни.

Отличительной особенностью жизненной философии Лукерьи заключает в необременении своим положением окружающих, а свои умения пытается максимально передать девочке, являющейся круглой сиротой, обучая ее пению.

Единственным неприятным моментом девушки является необходимость обрезать красивейшую косу, а также желание убедить барыню снизить налоговое бремя для крепостных крестьян.

Для рассказчика Лукерья является похожей на святых мучеников, терпя тяжелые физические мучения, заключающиеся даже в отсутствии сна.

Среди средств художественной выразительности в рассказе присутствуют литературный прием в форме оксюморона, а также многочисленные сравнения, раскрывающие образ главной героини поэтично и в то же время нежно в виде описания ее окаменелого, неподвижного лица и колеблющегося голоса. Кроме того,  в качестве смысловой и образной нагрузки писатель использует описания снов Лукерьи, отображающие прекрасный и чистый характер героини.

Совет

Повествовательное содержание рассказа демонстрирует авторский замысел, заключающийся в представлении терпеливой русской женщины, не падающей духом, с радостью ожидающей приход собственной смерти.

← Анализ рассказа Малиновая вода ← Анализ рассказа Тургенева Лес и степь↑ ТургеневАнализ рассказа Ермолай и мельничиха → По рассказу Бежин луг →

  • Жизнь среди людей — сочинение 4 классНа земном шаре живет очень много людей. А все остальные живые существа и растения живут среди людей. Среди людей живут домашние цветы. Они тоже живые. Их надо поливать, мыть и опрыскивать.
  • Анализ произведения Распутина Женский разговорВ произведении Женский разговор автор затрагивает проблемы подрастающего поколения. Главное место отводится откровениям Натальи, которая повествует о нравственности, безгрешии, счастье.
  • Сочинение Анализ рассказа Юнкера КупринаОсновным персонажем произведения является юнкер кадетского училища Алексей Александров, представленный писателем в образе юноши, обучающегося воинскому делу в Александровском корпусе.
  • Сочинение Тема любви в рассказе Гранатовый браслет Куприна 10, 11 классВсю сознательную жизнь большинство людей ищут свою вторую половинку, кому-то это удается, кто-то терпит фиаско, а в некоторых стрела Купидона попадает так точно, что подаренная любовь может вознести человека
  • КороленкоСочинения по произведениям Короленко

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/turgenev/analiz-proizvedeniya-zhivye-moshchi

Анализ рассказа Живые мощи Тургенева

Пример бесконечного терпения, страдания и принятия божьей воли  И.С.Тургенев показал в своём рассказе «Живые мощи». В образе главной героини Лукерьи автор отразил характер, силу духа и отношение к жизни русского народа.

Герой произведения после неудачной охоты в дождливый день, заезжает  переночевать на хутор Алексеевка, который принадлежал его матушке. Прогуливаясь по знакомым местам и любуясь красотой природы, он доходит до пасеки, рядом с которой стоял небольшой сарайчик. Здесь он и встречается с главной героиней. Весь рассказ это описание разговора Петра Петровича и Лукерьи.

Лукерья, двадцати девятилетняя женщина, напоминает по внешнему виду скорее мумию, чем человека. Она вот уже многие годы прикована к кровати. Примерно семь или восемь лет назад, она и сама точно не помнит, с ней случилась беда, он  по непонятной причине оступилась  и упала.

С тех пор физические силы её стали слабеть, а затем и вовсе покинули, внутри постоянно что-то болезненно ноет, движения женщины ограничены, так как доставляют тяжесть и боль.

Многие врачи и бабки-знахарки пытались её лечить, но ничего не помогает, так как никто не может установить причину и определить болезнь. Так Лукерья осталась один на один со своей бедой. Она сильно похудела, обессилела, превратилась в старуху и всё время лежит. На хуторе её стали называть живые мощи.

  А ведь была когда-то она первая красавица на деревне, резвая, бодрая, певунья и плясунья, собиралась выходить замуж, но всё оборвалось  в один миг.

Но как мы видим из текста, Лукерья не испытывает к себе жалости и сострадания.  Она с благодарностью принимает то положение, в котором находится, старается найти хотя бы что-то хорошее в своей жизни. Женщина признательна всем тем, кто к ней заходит даже изредка, кто ухаживает за ней.

Находясь прикованной к постели, она радуется тому, что Господь избавил её от грехов. Так как в таком состоянии, как говорил женщине священник, даже грехи от тебя отвернулись. Лукерья считает, что её болезнь это расплата за её грехи и грехи других людей.  Героиня уверена, что она избавляет человечество от мук.

Читайте также:  Герой нашего времени - первый русский психологический роман сочинение

Женщина  всей душой радуется за бывшего своего жениха, который отказался от неё во время болезни и женился на другой женщине.

Обратите внимание

Больше всего Лукерья волнуется и переживает за обычных крестьян, потому что они очень бедные, у них мало земли. Она просит Петра Петровича, чтобы он поспособствовал в улучшении их условий жизни.

Ещё  женщине очень совестно перед своим собеседником за свою длинную и красивую косу, которою она отрезала из-за невозможности ухаживать за волосами.  С каким восторгом и искренностью Лукерья рассказывает о красоте природы, которую она отдельными фрагментами видит, но больше всего слышит.

Забежавший случайно зайчик, залетевшая ласточка, принесённые полевые цветы, всё это вызывает у женщины целую бурю эмоций и придаёт ей физические, моральные силы и желание жить, даже в таком состоянии.

Автор показал нам  сильную духом русскую  женщину, которая, несмотря на тяжесть судьбы, сумела мужественно нести эту ношу до конца своих дней.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/turgenev/analiz-rasskaza-zhivye-moshchi

Анализ рассказа «Живые мощи» | Инфошкола

19 Июль 2014       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   19013

В этом рассказе Тургенев нарисовал прекрасный; чисто русский образ смиренного страдания и покорности воле Божьей.

Автор рассказывает, как он однажды зашел в уединенную усадьбу и здесь в отдаленном сарае увидел больную женщину, которая неподвижно лежала на постели. в этой женщине автор узнал бывшую горничную Лукерью, которая раньше была красавицей и имела любимого жениха.

Лукерья внезапно подверглась такой болезни, которая иссушила ее и навсегда при ковала к постели.

Жених, конечно, оставил ее и женился на другой, а Лукерья с тех пор лежала несколько лет одна, заброшенная, без всякого ухода. Но она нисколько не жаловалась на свое тяжелое положение. Душа ее освободилась от всех страстей; у нее не было ни злобы, ни зависти, ни ревности; себе она ничего не желала, а только заботилась о других.

На вопрос автора, не нужно ли ей чего, Лукерья ответила: «ничего мне не нужно, всем довольна, слава Богу … А вот вам бы, барин, матушку вашу уговорить: крестьяне здешние бедные, хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет .. Они бы за вас Богу помолились … А мне ничего не нужно, всем довольна».

Когда автор удивился ее терпению, Лукерья смиренно ответила: «Эх, барин! Что вы это? Какое такое терпение? Вот Симеона Столпника терпение было точно великое: тридцать лет на столбу простоял».

Лукерья весьма религиозна, она постоянно читает молитвы, в которых не ропщет на Бога, а только благодарит Его за жизнь и «крест». Смерти она не боится и радостно просит ее взять к себе.

За несколько дней до смерти она видела ее во сне …

Важно

В лице героини рассказа «Живые мощи» Тургенев показал, до какого духовного просветления доходят лица из народа. Героиня рассказа — молодая девушка Лукерья, была красавицей, веселой и бойкой; она любила своего жениха и была им любима.

Однажды, оступившись, она падает вниз с крыльца и после этого начинается с ней какая то особенная болезнь: она сохнет, перестает владеть ногами и затем окончательно костенеет.

Автор находит ее в плетенном сарайчике близ пасеки, где она проводит лето.

Несмотря на перенесенные ею страдания и настоящее тяжелое положение, она и не думает падать духом — напротив, она кажется даже довольной своим положением, поет песни, любуется природой в ее разнообразных проявлениях — следит за тем, как липа или гречиха зацветают, как пчелы по пасеке летают, как ласточки гнезда вьют и т.д. Когда автор дивится ее терпению, она замечает, что ее терпение ничто в сравнении с терпением Иоанна Столпника или Жанны ДАрк, предание о которой она передает. Она глубоко религиозна, видит пророческие сны, Христа, иногда и свою собственную смерть; последней она совсем не боится, она ждет ее, как какой-то радости …

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-rasskaza-zhivye-moshhi/

И. С. Тургенев, Живые мощи: краткое содержание, анализ

Тургеневский рассказ «Живые мощи» входит в сборник «Записки охотника». Лето и половину осени 1846 года известный писатель провел за охотой в родовом имении Спасское Лутовино. В октябре, приехав в Петербург, он узнал, что руководителем литературного журнала «Современник» стали Н. Некрасов и И. Панаев, которые и предложили ему свое сотрудничество.

Вот в это самое время и создал свой потрясающий рассказ «Живые мощи» Тургенев. Анализ произведения говорит о том, что в нем писатель воплотил прекраснейший образ доброй, многострадальной и в тоже время смиренной русской души, полностью покорной воле Божьей.

Петр Петрович

Барин Петр Петрович, приехавший поохотиться на тетеревов в Белевский уезд, с егерем Ермолаем попадают в сильный ливень. Так начинает свой рассказ Тургенев («Живые мощи»).

Краткое содержание дальше продолжается тем, что хоть и были они в непромокаемых плащиках, но охота сразу не заладилась: было неудобно, ветки обдавали водой, затекало даже за пазуху, да и собаки от воды сбили свое чутье.

И тогда Ермолай предложил поехать в хуторок Алексеевку, принадлежащий матушке Петра Петровича.

Добравшись до места, они обнаружили нежилой чистенький флигелек, где и заночевали. На следующий день погода стояла солнечная и безоблачная.

Сарай

Надо отметить, что большим мастером на описание пейзажей был Тургенев. «Живые мощи» – рассказ, бесподобно описывающий благоуханную деревенскую природу, свежий воздух и щебетание жаворонков.

В общем, Петру Петровичу захотел пройтись, по тропинке он дошел до пасеки и там вдруг увидел плетеный сарайчик, куда обычно на зиму убирают ульи. Он открыл дверь и заглянул, потянуло запахом душистых сушеных трав – мяты и мелиссы. В углу стояли подмостки, где виднелась маленькая фигура, прикрытая одеялом.

Он хотел было закрыть дверь, но вдруг услышал, что кто-то его зовет. Он остолбенел от неожиданности и от того, что увидел практически усохшую бронзовую женскую голову с узким носом, тонкими губами, белыми зубами и бесцветными глазами, а из платка выбивались прядки рыжих волос.

Лукерья

Петр Петрович стал вглядываться в лицо. Оно было необычным, как образ со старинной иконы. Женщина назвалась Лукерьей и напомнила ему, что водила хороводы у его матушки в Спасском и запевалой была.

Он узнал ее и сразу вспомнил, какой она была красавицей на хозяйской дворне. Она была румяной, полной певуньей, хохотуньей и плясуньей. За ней ухаживали все местные парни.

А Петр Петрович тогда был еще 16-летним юношей, которому она тоже очень нравилась.

Тургенев, «Записки охотника»: «Живые мощи»

Он произнес ее имя и спросил о том, что с ней произошло.

Писатель лихо закручивает сюжет, и становится необыкновенно интересно, кто эта женщина, и какая беда с ней приключилась.

Она стала рассказывать ему, что около семи лет назад ее помолвили с Василием Поляковым, видным и кудрявым буфетчиком барыни. Однажды ночью ей не спалось, вышла она на крыльцо, и послышался ей голос любимого.

От неожиданности она оступилась и сильно упала. Вернувшись к себе в комнату, она поняла, что как будто бы в ней что-то оборвалось, тяжко стало, и заболела.

Совет

Барыня по доброте своей врачам ее показывала, но они даже не смогли диагноз ее определить.

В барских домах калек держать было не принято, и больную девушку отправили сюда к родственникам. Жених ее погоревал, да и женился на другой.

Полумертвое существо

Лукерья продолжала свой рассказ тем, что вот уже много лет лежит она, летом здесь, в плетушке, а зимой – в предбаннике. Добрые люди ее не забывают. Лукерья рассказала, что сначала ей было томно, но потом она привыкла, и подумала, что ей еще не так уж и плохо, по сравнению с глухими и слепыми инвалидами и бездомными людьми.

Она даже отметила, что здоровому человеку очень легко согрешить, а от нее даже сам грех отошел.

Дальше она стала рассказывать, что священник Алексей, когда стал ее причащать, сказал, что ей и исповедоваться не в чем, но она ему напомнила про мысленный грех, тогда батюшка отметил, что этот грех не такой уж великий.

Лукерья добавила, что старается даже мысли плохие гнать от себя. Тургенев «Живые мощи» в буквальном смысле украшает снами Лукерьи.

Христос

Она рассказала своему гостю, что иногда поет тихо сама про себя, а иногда читает молитвы, которых тоже немного знает: Отче наш, Богородицу, акафист Всех скорбящих.

Барин хотел было предложить лечение, но она наотрез отказалась и попросила не жалеть ее. А потом стала рассказывать про свои необычные сны.

Однажды видит она поле и рожь золотистую, в руках у нее серп, похожий на месяц, а рядом собачка рыжая, все укусить ее пытается. И захотелось ей из васильков сплести себе венок, но все никак не получалось, а потом кто-то позвал ее по имени. Она надела на голову, как кокошник, свой серп и все кругом засияло.

Обратите внимание

И вдруг Луша увидела, что по колосьям к ней катит не жених ее Василий, а Сам Христос в белом одеянии с золотым поясом. Он протянул ей руку и сказал, чтобы она Его не боялась, ибо она невеста Его разубранная и будет у Него в Царстве Небесном хороводы водить и песни петь райские. Потом взял ее за руку, крылья у Него распахнулись, и они полетели.

А собачка осталась, так как это была болезнь ее, и в Царстве Небесном ей места не будет уже.

Покойные родители

А дальше еще интереснее насыщает подробностями Тургенев «Живые мощи». Лукерья рассказала и другой свой сон. Пришли к ней ее покойные родители и низко поклонились ей. Она сразу спросила, зачем они это делают.

Те стали говорить с ней о том, что она не только свою душу облегчила, но и их самих спасает. Якобы Лукерья со своими грехами уже справилась, а вот теперь и родительские грехи побеждает.

Читайте также:  Сочинение делать чудеса своими руками по повести алые паруса грина

Затем они исчезли, опять поклонившись.

Женщина-Смерть

А потом больная девушка и третий свой сон рассказала. Будто бы видит она себя на большой дороге в платке с палочкой и котомкой. Вроде идти ей надо куда-то на богомолье. И мимо нее люди, как странники проходят. А между ними она увидела женщину на голову выше их.

Она вилась вокруг них, платье на ней не русское, лицо постное и строгое. Все сторонятся ее, а она прямо к Лукерье и подошла. Луша спросила ее о том, кто она такая, а та ответила, что она ее смерть. Девушка ни на мгновение не испугалась и стала молить ее, чтобы забрала она ее поскорее.

Смерть обернулась и произнесла, что, мол, после «Петровок»… А потом девушка проснулась.

Много еще интересного поведала Луша барину, а на прощание попросила, чтобы маменька его немного оброк у здешних крестьян сбавила. Угодий мало у них, а они бы за них и помолились бы.

Через несколько недель Лукерья скончалась, как раз после «Петровок».

Заключение

Вот так закончил свой удивительный рассказ Тургенев. «Живые мощи» (краткое содержание раскрывает лишь малую часть рассказа) повествуют о реальном событии. Известно, что эта история действительно случилась с Тургеневым и даже имя его героини подлинное.

Лукерья почти не вызывает жалости, она даже в таком мученическом состоянии славит Бога и молится ему. Она знает, за что ей все это послано, и терпеливо несет свой крест.

Совсем непростым сделал произведение «Живые мощи» Тургенев. Анализируя его, после прочтения каждый читатель обязательно задумается над вечными и очень глубокими вопросами веры и покаяния.

Очень сильна в нем духовная составляющая. Ведь пока человек здоров, он редко вспоминает о Спасителе. Как говорят в народе: «Пока не грянет гром, мужик не перекрестится».

Но рано или поздно каждый придет к Богу и будет просить о прощении грехов своих.

Источник: https://autogear.ru/article/230/782/i-s-turgenev-jivyie-moschi-kratkoe-soderjanie-analiz/

Тургенев.»Живые мощи»

Исследовательская работа по литературе:

И. С. Тургенев «Живые мощи»

Работу выполнила:

Ученицы 9Б класса ГБОУ СОШ 588

Баклановой Екатерины Дмитриевны

Учитель: Музылёва Светлана Павловна

2012г

Санкт — ПетербургОглавление

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Примечание

Вступление.

Рассказ «Живые мощи» (1873) занимает особое место в цикле «Записки охотника»: чем старше становился Тургенев, тем более глубоко постигал духовное содержание жизни человека.

В эпиграф Тургенев внёс две строчки из стихотворения Тютчева 1885 г.: «Край родной долготерпенья, // Край ты русского народа!», тем самым возводя «долготерпенье» в основное качество русского народа.

Содержание стихотворения Тютчева гораздо шире, более того – принципиально не сводимо к «долготерпенью», потому что само это «долготерпенье» определено тем «тайным светом», светом христианства, правдой Иисуса Христа, которые наполняют жизнь русского человека особом смыслом.

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймёт и не заметит

Гордый взор иноплемённый,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удручённый ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

Важно

Мы можем предположить, что основные идейно-эмоциональные центры тютчевского стихотворения определили структуру тургеневского шедевра. «Долготерпенья» стало отправной точкой постижения автором духовной самобытности русского православного человека.

В год написания рассказа – год смерти Тютчева – Тургеневу было 55 лет; Тютчеву в год написания стихотворения – 52. Почти в одном возрасте, в пору зрелости, они создали свои произведения. Не забудем, что Тютчев и Тургенев принадлежали к одной христианской культуре, давшей миру высочайшие образцы художественного воплощения самых чистых и возвышенных состояний души человека.

Основная часть.

В названии рассказа — «Живые мощи» — соединяются два значения.

Первое – из сферы обыденного народного метафорического словоупотребления: «Живые мощи» — так называют больного, крайне истощенного, худого человека.

Второе – из сферы религиозной: мощи – «нетленное тело угодника Божия». Это значение раскрывается в содержании тургеневского произведения и соотносится с христианским понятием «святые мощи», с почитанием святых мощей, с верой в бессмертие души.

«Человек – это единство души и тела. Тело без души мертво, но и душа без тела не может считаться полноценной».

Человек – живое существо, наделенное душой, радость его тела есть и радость его души.

В начале рассказа устами Петра Петровича автор воспел жизнь, радость телесного здоровья и общения человека с природой.

Пётр Петрович в Алексеевке просыпается «ранёхонько», бродит по саду.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/04/24/turgenevzhivye-moshchi

«Живые мощи» рассказ И,С Тургенева

Конспект урока русской литературы в 8 классе.

Подготовила учительница русского языка и литературы

МКОУ « Ленинаульской общеобразовательной школы №2»

С. Ленинаул Казбековского района РД

Шамирзаева Пайнусат Мавсуровна

Тема урока Анализ рассказа « Живые мощи « И.С. Тургенева

Цель урока:

формировать у учащихся умение анализировать  художественное произведение;

-раскрыть богатый духовный мир Лукерьи из рассказа «Живые мощи»;

-развивать связную речь учащихся.

Эпиграф урока: Край родной долготерпенья—

                             Край ты русского народа!

                                                                   Ф.Тютчев

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы урока и целеполагание:

  3. Актуализация знаний учащихся.

Что такое стихотворение в прозе?

— Чем отличаются они от обычных стихотворений?

— Какие стихотворения в прозе Тургенева мы читали?

— Чему посвящено стихотворение в прозе « Как хороши, как свежи были розы»?

(Произведение «Как хороши, как свежи были розы» посвящено воспоминаниям героя. Лирическая миниатюра пронизана горечью и сожалением о прекрасных днях молодости. )

— Как построено стихотворение?

(Стихотворение построено на антитезе: светлые картины чередуются с изображением мрачного настоящего. Такому противопоставлению служат:

-поэтические образы свежих роз и одинокой гаснущей свечи;

-многочисленные эпитеты и метафоры.

-Противоположны и времена года.

События прошлого происходят теплым летом, а настоящего – морозной зимой. Очень важен в тексте и символ света: «горит одна свеча»«вечер тихо тает и переходит в ночь»,«все темней и темней»«свеча меркнет и гаснет».)

-Какое настроение вызывает у вас этот текст?
(Становится грустно , ощущаешь конечность бытия человеческого, но символ розы пробуждает уверенность в том, что есть что-то вечное)


4. Объяснение новой темы.

Сегодня на уроке мы будем анализировать рассказ И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника» «Живые мощи.

-Что такое цикл рассказов?

Цикл рассказов как жанровое понятие (циклизация). Циклизация (от греч.KYKLOS- «круг, колесо»)- объединение ряда произведений на основе идейно- тематического сходства, общности жанра, места или времени действия, образов персонажей, формы повествования стиля. Результатом такого объединения является цикл. ( Википедия)

До 1847 года г.Тургенев, который начал литературную деятельностьстихами , не имел известности ,как писатель, известность его в литературе началась с «Записок охотника».

Основная тема и идея «Записок охотника» — изображение простого русского народа, крепостных крестьян.

Здесь Тургенев дает оценку высоких духовных и нравственных качеств; показывает нравственное оскудение русского дворянства

Идея произведения – это протест против крепостного права.

« Записки охотника состоят из 25 произведений.

Все произведения , которые входят в цикл объединяют тема, общность содержания, взятого из обыденной жизни.

— Что представляет собой русский народ и подавляющее его большинство – крестьянство, каковы его духовные ресурсы ,как влияет на народ существующий общественно-политический строй и в первую очередь крепостное право ,если оно оказывает вредное влияние на общественную жизнь -на эти все вопросы можно найти ответ в « Записках охотника» И С Тургенева

В этот цикл входит и рассказ « Живые мощи»

— Очень интересно название рассказа « Живые мощи».

Что мы можем сказать о нем?

Разберем понятие «мощи»: это нетленные останки святых, которые способны творить чудеса. (В названии противоречие, заключенное в сочетании противоречивых понятий).

Используется стилистическая фигура, которая называется «оксюморон»

Что такое оксюморон?

Это прием, когда противоречивые явления связываются воедино.

В переводе с греческого «оксюморон» -«остроумная глупость», что само по себе является оксюмороном. 

-Какой эпиграф взят автором к рассказу? («Край родной долготерпенья – // Край ты русского народа!». Ф.И. Тютчев).

2. Какой смысл в заглавии рассказа?

В рассказе Тургенева «Живые мощи» заглавие и эпиграф имеют глубокий смысл.

Не просто терпение , а именно «долготерпение» определяет основную черту характера Лукерье. В героине великое , безграничное терпение.

А заглавие- это основное понятие всего рассказа , которое раскрывает религиозно- философский смысл рассказа в целом.

Мощи- это бессмертие неживого, а в названии рассказа соединяются два значения:

«Живые мощи»- называют больного, истощенного, худого человека.

Нетленное тело угодника Божия

Это значение и раскрывается в рассказе И.С.Тургенева « Живые мощи»

Оно соотносится и с христианским понятием « Святые мощи»

-Как показывает автор встречу рассказчика с Лукерьей?( Знакомство вводится приемоммотивировки . Рассказчик – охотник, которого застала в лесу непогода, и он решил переждатьее на хуторке Алексеевка).

-Чьими глазами мы смотрим на главную героиню? (Автора-повествователя)

— Что связывало рассказчика и Лукерью ? (Лукерья была крепостной девушкой его матери, а он в шестнадцатилетний юноша, влюбленный в нее).

— Какое чувство испытал рассказчик при встрече с Лукерьей?

(Изумление, удивление. Красавица Лукерья из его воспоминаний так отличалась с нынешней Лукерьей).

— А какую помнит он Лукерью? (Красивую, веселую, умную, « хохотунью», «плясунью»талантливую девушкой, счастливо влюбленную: «…первая красавица,.. высокая, белая, румяная…»).

— А чем удивлен рассказчик, когда героиня, в ответ на его вопросы, рассказывает свою историю? (Он удивлен тому, как героиня рассказывает о себе – «почти весело», не жалуясь на судьбу, не охая и вздыхая.).

— Каково движение чувств, настроения рассказчика от первой встречи до момента прощания? (Он изумлен, удивлен даже немного испугался, ошеломлен, растерян. Он готов помочь Лукерье, отвести в больницу, показать врачам., облегчить страдания бедной девушки, лежавшей как мумие).

— Дайте портрет героини

(Голова высохшая, одноцветная, будто бронзовая , нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видно, только зубы белеют и глаза, У подбородка движутся ,медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечных руки тоже бронзового цвета. лицо не только не безобразное, даже красивое, — но страшное, необычайное)

Читайте также:  Сочинение по картине проводы ополчения ракши 8 класс описание

-Какое у героини отношение к природе, к животным.? ( находите в тексте)

-В чем находит утешение, жизненные силы?

(Духовное преодоление Лукерьей физической не­мощи произошло вследствие осознания ею жертвенности своего страдания, его необходимости для избавления других крестьян от мук и грехов­ности.

Иными словами, Лукерья почувствовала свою причастность к Божьему откровению — и это наделило ее такой внутренней силою, какая далеко не всегда обнаруживается у людей в обычных условиях.

Убежденность Лукерьи в том, что ее крест — залог благодатной любви Бога, позволяет ей обрести гармонию, единение с миром и средой. Оттого она вовсе не чувствует себя несчастной («многим хуже бывает»,— говорит она, хотя, каза­лось бы,— куда еще хуже?).

Через физическую беспомощность Лукерьи выявлена ее ничем не убитая тяга (как человека, выросшего в своих национальных верованиях) к беспредель­ной чистоте, истинной любви, к полному удовлет­ворению потребностей и совершенству.

Совет

В своем безнадежно-трагическом поло­жении Лукерья умеет не обеспокоить окру­жающих («Я смирная — не мешаю») и думать не о себе и своем горе, но о тех, кому «еще хуже бывает».

«Нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие», она сама сердечно участлива: радуется, что ее возлюбленный «жену нашел себе хорошую, добрую, и детки у них есть»; просит рассказчика угово­рить его мать-помещицу «хоть бы малость оброку» сбавить с бедняков-крестьян.

Несмотря на ужасное положение, Лукерья не жалуется, «благодаря за все». Терпеливость, без­ропотность, религиозность души Лукерьи проявились в ясном, спокойном отношении к испытанию: «Кто другому помочь может? Кто ему в душу войдет? Сам себе человек помогай!».

Я стал прощаться с нею, повторил ей мое обещание прислать ей лекарство, попросил ее еще раз хорошенько подумать и сказать мне — не нужно ли ей чего? — Ничего мне не нужно; всем довольна, слава богу,— с величайшим усилием, но умиленно произнесла она.

— Дай бог всем здоровья! А вот вам бы, барин, матушку вашу уговорить — крестьяне здешние бедные, хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет… Они бы за вас богу помолились… А мне ничего не нужно, всем довольна.

)

—Как проявилась православная традиция (отношение к вере)?

(Лукерья не только сравнивает себя с людьми горшей судьбы, но и религиозно мотивирует свое восприятие своей судьбы и жизни людей.

— А то я молитвы читаю,— продолжала, отдохнув немного….

….Даже батюшке на духу рас­сказала. Только он так полагает, что это было не виде­ние, потому что видения бывают одному духовному чину.

«Томление» — это слово два раза произносится в рассказе: «Лгать не хочу — сперва очень томно было…»; «Только очень меня от жары растомило…».

Слово это имеет огромный смысл в христианстве и указывает на особое чувство человека: когда человек умирает, когда душа его готовится расстаться с телом, она томится, находится в особом состоянии: жалости от прощания с телесным миром и страха перед миром, в который она должна отойти. В рассказе «томление» Лукерьи связано с первым состоянием души — в ее отношении к телу.)

— Что  же мы узнаем из  так называемой исповеди о Лукерье? О её внутреннем мире? (Она не просто смиренная, верующая в Бога крестьянка, а ещё и заступница за других. Сиротку учит пению, просит за крестьян в деревне (сбавить налоги), вся жизнь её – это безропотное несение креста, который дал ей Господь. Круг её общения- живая природа, да паломники заезжие.)

—Как она относится к греху?

( Она сильно боится греха и говорит, что здоровый человек может легко согрешить, а от нее грех отошел, потому что она больна. И это все от Бога. Но она хочет вымолить даже мысленный грех, на что отец Алексей отвечает , что мысленный грех не считается)

— Какое чувство осталось после прочтения? Что способствует этому?

5. Подведение итогов урока.

О чем мы говорили на уроке? Какую цель поставили перед собой?

(Раскрыть внутренний мир героини)

— Какой вывод можно сделать после чтения рассказа?

(Вывод:«Маленькая фигурка», «мумия», «полумертвое существо» го­ворит: «Только одна я — живая!» — и автор художественно убе­дительно доказывает правоту Лукерьи: она — живая, и телом, вроде бы совсем немощным, «полумертвым», и уже «осененной» душой, но по-прежнему способной к смирению и состраданию.)

             — Обратимся к эпиграфу нашего урока, о чем он говорит?

                             Край родной долготерпенья—

                             Край ты русского народа!

                                                                   Ф.Тютчев.

-Так в чем же сила духа Лукерьи? (В вере)

Лукерья прошла через страх , боль, она в жизни видела много горя ,но не потеряла веры. Человек не должен терять веры в светлое будущее. И.С.

Тургенев своим рассказом убеждает нас , что главная черта человека- мощь души, которая прослеживается в каждом даже падшем человеке. От Лукерьи идет свет и сила. Это прекрасно! Вы должны знать, жизнь – разнообразна. Она нам может понести любой удар..

При любой трагедии, при любых обстоятельстваз нужно сохранить мощь души. Лукерья умирала светло, красиво – этому тоже надо учиться.

«Живые мощи» — это призыв Тургенева нас не только к доброте, состраданию, любви, не только размышления о проблемах современности, но и проникновение в ту духовную реальность, которая составляет смысл жизни любого человека.

Жизнь – быстротекущая река. Много непонятного для человека несет она периодами. Река жизни должна обрести спокойное, величавое течение. Иначе его забьет муть, задушит камыш.

Обратите внимание

 7.Домашнее задание: Написать отзыв на рассказ « Живые мощи», уметь отвечать на вопросы.

Источник: https://multiurok.ru/files/zhivyie-moshchi-stikhotvorieniie-v-prozie-i-s-turg.html

Анализ рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи». Совершенствовать умение выражать свои мысли, чувства, понимание и оценку произведения Совершенствование навыков. — презентация

1 Анализ рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи»<\p>

2 Совершенствовать умение выражать свои мысли, чувства, понимание и оценку произведения Совершенствование навыков проблемно- тематического изучения произведения, художественно-языковых средств Укрепление представлений о межтекстуальных связях произведени Навыков самостоятельной интерпретации художественного произведения. Цели урока:<\p>

3 Цели урока: Поиск ответов на важнейшие жизненные вопросы Обращение к вековым свойствам русского национального характера Углубление проблемы антикрепостнической направленности тургеневских рассказов Перевод диалога Лукерьи и рассказчика в общий разговор автора, героев, учителя, учеников<\p>

4 Работа с эпиграфом. Используем к.1. Рассказ Тургенева своеобразный ответ на вопрос, поставленный в стихотворении Тютчева, прочитав его, понимаешь, «что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной». Работа с названием рассказа Используем к.2Подумайте о смысле заглавия. Какие определения вы бы к нему подобрали? Какое это заглавие? Может быть, к нему подойдёт одно из слов, которые мы записывали на уроке русского языка?<\p>

5 Работа с текстом текстом. Какой пейзаж предваряет встречу? Как выглядит Лукерья? На первый взгляд пейзаж контрастен. В чём? (вольный воздух, движение, простор – и неподвижность, темнота). Состояние рассказчика (чувство телесной бодрости,«дышал всей грудью») и Лукерья (« вздохнула с трудом. Грудь ей не повиновалась – так же, как и все остальные члены») Какие ощущения вызывает у рассказчика внешний вид Лукерьи? Рассказчик поражён телесной немощью Лукерьи по контрасту со своим состоянием и тем, какой он помнит её? Какой была раньше Лукерья? Сравните два портрета. Какие чувства испытывает рассказчик? Что предлагает?<\p>

6 О чём она просит? Как вы оцениваете способность Лукерьи и вообще личности смотреть на себя глазами человека горшей, чем у неё судьбы. Состояние «осенённости». Работа со словарём «Христианство». Способность к «осеянности», интуитивному постижению Божественного присутствия в жизни человека, мира. Перечитаем пейзажную зарисовку. Так ли контрастен пейзаж? Чужд ли он героине? О чём нам рассказали сны Лукерьи? Видит сны, полные глубокого христианского смысла. Как люди воспринимают произошедшее с Лукерьей? Имеет ли для неё значение их отношение? Если бы она о нём узнала, было бы ей, как вы думаете, обидно?<\p>

7 Запишите качества Лукерьи (терпеливая, мудрая, несёт свой крест, воплощает силу духа русского человека, праведница ). Зачитываем, дополняем. Вспоминаем смысл понятия «праведник», которым занимались при изучении «Очарованного странника» Лескова. Кого из героев изученных произведений напоминает Лукерья в своей праведности? Ученики продолжают письменную работу. Итоговая работа с карточкой 3. Определяем главную мысль урока и записываем её в оставленное в начале урока место.<\p>

8 Задание Иностранцу не понять истоки «долготерпенья», которые Тютчев объясняет «тайным светом». Что это за «тайный свет», который наполняет жизнь русского человека особым смыслом? Какой синоним можно подобрать к слову «долготерпенье»?<\p>

Важно

9 К-1 Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймёт и не заметит Гордый взор иноплемённый, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя<\p>

10 «Мощи – нетленное тело угодника божьего» (словарь В.И.Даля) «Мощи – останки людей, считаемых церковью святыми. Заимствовано из ст.-сл.языка, в котором является формой мн.ч. к сущ. мошть – «сила». Буквально означает «силы, способные совершать чудеса» (этимологический словарь под редакцией Н.М.Шанского) «Мощи – высохшие останки святых, считаемых церковью святыми. Живые мощи (перен.: об исхудалом человеке)» (словарь С.И.Ожегова). Задание 2 Ознакомьтесь с определениями словарей<\p>

11 Определите главную идею нашего урока. Варианты: «Сам себе человек помогай!» «Дай Бог всем здоровья» «А вы меня не слишком жалейте, право» «А мне ничего не нужно, всем довольна» Тайны русской «живой» души. Праведница в рассказе Тургенева. Поэтика рассказа Тургенева «Живые мощи» «Послал он мне крест – значит, меня он любит. «Тайный свет» русского человека в рассказе «Живые мощи»<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/380920/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector