Анализ произведения в прекрасном и яростном мире платонова

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» – Школьный географический клуб «РАЙМАНТАУ»

Урок №1

Тема: «Андрей Платонович Платонов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Знакомство с рассказом «В прекрасном и яростном мире»

Цели: продолжить знакомство учащихся с личностью А.Платонова и его творчеством на примере рассказа «В прекрасном и яростном мире»; дать понятие «сокровенность человека» на примере судьбы А.

Мальцева; познакомить учащихся с непростыми «простыми» людьми, отделенных от остальных, не столь совершенных людей одинокой гордыни своего таланта; познакомить учащихся также с приемами изображения Платоновым «сокровенного человека»; развивать умения учащихся выразительно читать, понимать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы, стараться домысливать героя, понимать его по поведению, поступкам; постигать смысл «сокровенности» человека; воспитывать внимание, интерес к творчеству А. Платонова, его героям – человеку простому и непростому.

 Оборудование: портрет писателя А. Платонова; сведения о писателе

   (ученик, заранее подготовивший сообщение о Платонове);  

   текст рассказа «В прекрасном и яростном мире»; высказывания  

    современников о Платонове.

   Ход урока

I  Мотивация учебной деятельности

Обратите внимание

Сегодня мы продолжаем знакомство с писателем, человеком необычной судьбы – Андреем Платоновичем Платоновым. Так случилось, что при жизни талант и значимость произведений этого писателя не оценили.

А чем дальше, тем больше, уже после его смерти, мы убеждаемся в его необходимости, ибо его произведения, герои помогают нам постигать самих себя, свою «сокровенность», свое назначение, человечность.

II   Работа над темой урока

   1. Слово учителя с элементами беседы

Ребята, мы уже изучили произведения А.Платонова

–  Кто помнит о чем они?

( «Июльская гроза» – о детях, которые учатся жить у взрослых, таким образом сами взрослеют, понимая ответственность перед малыми за из судьбу;

«Корова» – о доброте человеческой, о понимании наших друзей – обитателей природы

–   животных;

«Неизвестный цветок» – сказка- быль о цветке, выросшем из пыли и праха, превратившись в красоту жизни.)

   А сегодня мы продолжаем постигать талант писателя А.Платонова и приступаем к изучению его рассказа «В прекрасном и яростном мире», но сначала мы расширим наши сведения о жизни и творчестве А Платонова.  

Слово ученику, который готовил сообщение (краткое) о жизни и творчестве

 А. Платонова.  

Учитель. Итак, эпиграфом к изучению рассказа взяты слова самого А. Платонова: «Писать надо не талантом, а «человечностью» – прямым чувством жизни. Все возможно – и удастся все, но главное – сеять души в людях».  

Платонов, как вы помните, больше всего любил свою Родину, учительницу первую свою, которая первой рассказала ему сказку про Человека; а также роботу, потную роботу

– Как вы понимаете «потную»?

Проблемные вопросы:

– Почему так назван рассказ «В прекрасном и яростном мире?»

–  Кого можно назвать в рассказе «сокровенным человеком» и почему?

Записать в тетрадь: «Сокровенность» – это самостоятельное, оригинальное, цельное, свойственное только ей, этой личности, и оберегаемое ею, личностью, никому не дающее проникнуть в тайны души своей

 2.Чтение 1 и 2 глав рассказа учащимися и их анализ:

– Первая фраза рассказа какова?

– От чьего имени ведется рассказ?

– В каком возрасте был Мальцев?

– Как был назначен наш рассказчик в помощники к Мальцеву?

– Доволен ли рассказчик был своим назначением?  

  Почему?

– А Мальцев как воспринял это назначение?

– Почему?

– Пытался ли наш рассказчик выяснить, почему так?

Учитель: «и улыбнулся» : возможно, он хотел этим как бы извиниться перед помощником за недоверие. Возможно. Это домысливает читатель. И это тоже своеобразие платоновского языка.

– Что же понял наш рассказчик?

Найдите эпизод в тексте, подтверждающий эти мысли, и зачитайте.

– Как водил Мальцев машину?

– Что же произошло 5 июля и почему рассказчик запомнил эту дату?

III Домашнее задание:

Смотреть записи в тетради; дочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире» до конца; подготовиться к анализу событий и поступков героев рассказа; отвечать на вопросы и задания после рассказа.

IV Подведение итогов; выставление оценок – балов.

   Урок №2

Тема: «Идейно-художественный анализ рассказа «В прекрасном и

Важно

яростном мире» А.П.Платонова, смысл названия произведения, оригинальность языка»                 

 Цели: продолжить с учащимися работу над осмыслением главной мысли 

   (идеи) рассказа «В прекрасном и яростном мире», ее героев; развивать

   умения учащихся анализировать события и поступки героев на

   основании их поведения, делая соответствующие выводы; подвести

   учащихся при анализе к осмыслению названия произведения;

   воспитывать интерес к человеку, активную жизненную позицию; 

   понимание значения произведения А. Платонова для нас ,

   современников.

Оборудование: портрет А.Платонова; высказывания современников о

     писателе, текст рассказа «В прекрасном и яростном мире»

     Ход урока

I Объявление темы и целей урока  

II Актуализация опорных знаний учащихся

 1. Проверка домашнего задания.     

А)фронтальный опрос о жизни и творчестве писателя:  

  – Чем заинтересовала вас личность писателя А.Платонова?

– Какие важне мысли о жизни и людях высказал писатель в произведениях, с которыми вы знакомились в предыдущих классах?

– Где учился? Что больше всего любил?  

 Б) Какие произведения А.Платонова вы знаете и над каким произведением работаем сейчас?  

В) О чем рассказ «В прекрасном и яростном мире»? какое впечатление произвел?

Г) Кому бы посоветовали прочитать эту книгу?  

 III Работа над темой урока:  

Идейно-художественный анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире». Смысл названия произведения. Оригинальность языка.

 1.идейно-художественный по вопросам:  

Итак, как мы понимаем: Мальцев ослеп. Что же было с ним дальше?  

– Какое участие принял рассказчик Костя в дальнейшей судьбе Мальцева?   – Согласен ли был с таким решением Костя – рассказчик?   – Почему теперь так казнил себя следователь?     – Как вы понимаете смысл сказанных Костей-рассказчиком слов следователю: «Вы не виноваты, Вы ничем не рисковали.

Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?     – А вы как думаете, ребята?   – Как вы понимаете смысл слов Кости-рассказчика: « Вы следователь, вы должны про человека знать все, и даже то, что он про себя не знает»? согласны ли вы с этим мнением?     -Был ли другом Костя-рассказчик Мальцеву? Но что он (Костя) знал о себе?   – Как же вернул к радости жизни Мальцева Костя?     – Что мы узнаем в конце рассказа о Мальцеве и чему искренне радуемся?   – Стали ли друзьями Костя и Мальцев?     – Как вы понимаете последние строки рассказа: «Я боялся оставить его одного без защиты против внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира»?     (Ив этом состоит особенность платоновского языка: домыслить, понять эти своеобразные высказывания)     

2. Каково значение рассказа А.Платонова. «В прекрасном и яростном мире»   – Каково значение рассказа?

(Ответы учащихся)   Учитель. И все это, ребята, человеческие ценности, без которых ни одно поколение гуманных людей не сможет обойтись.     

3. Работа над проблемными вопросами: 1) почему так назван рассказ?  2) кого можно назвать в рассказе «сокровенным человеком»?     

4. Оригинальность языка А. Платонова «В прекрасном и яростном мире»   Учитель. При анализе этого рассказа мы уже обращали внимание на особенности платоновского стиля.

А сейчас я хочу продолжить работу по этому вопросу и остановиться еще на некоторых особенностях его языка: это краткость, скупость, непонятность в оформлении мысли, заставляющая читателя домысливать, читать , как бы между строк.

Совет

     Нельзя сказать, что Платонов схематично изображает героя, но писатель как бы выхватывает его из «прекрасного и яростного» мира в жизненных острых ситуациях, и таким образом Платонов заставляет читателя волноваться, принимать активное участие в судьбе.

Хочется дочитать этот рассказ и убедиться в том, что «сокровенность» этого человека, лучшие ее стороны в жизни не всегда понимаются людьми, а потому не всегда человек воспринимается таким, какой он есть, то есть и не такой гордыня, зазнайка…   Монологи- также один из способов выражения главной мысли писателя, они способствуют более глубокому раскрытию внутреннего «я» каждого из героев.   IV Подведение итогов. Выставление оценок-баллов.

V Вывод. Учитель: Гроза – как символ обновления мира.

Подводя итоги вашим ответам (как мыслили, отвечали…) хочу обратить ваше  внимание на символ, введенный Платоновым в произведение, с которым мы будем встречаться и при изучении других произведений, – гроза.

Это символ обновления не только природы, но и жизни, души человека, так как человек, как мы уже отмечали, – это частица природы, и вследствие каких-то катастроф, к сожалению, человек начинает по-новому мыслить, понимать другого, то есть по-другому воспринимать мир и себя в этом мире.     Что мы и наблюдали в рассказе «В прекрасном и яростном мире».  

    Домашнее задание:   дать ответ на один из вопросов (или на свой вопрос, который возник в душе твоей, а на уроке не прозвучал):

1) Понравился ли рассказ? Какой след оставил в душе?

2) Кто из героев больше запомнился? Почему?

3) Как теперь (после знакомства с рассказом) я буду относиться к людям?

Для будущих филологов:

Прочитайте рассказ А. Платонова «Юшка». Определите, что сближает его с рассказом « В прекрасном и яростном мире», чем они отличаются?

Источник: http://raimantau.narod.ru/load/literatura/a_p_platonov_v_prekrasnom_i_jarostnom_mire/9-1-0-508

«Своеобразие языка в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». Нравственная формула жизни А. Платонова». (7 класс)

Автор: Сухопарова Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы МАОУ – Лицей № 62 Октябрьского района г. Саратова

Класс: 7

Предмет: литература

Тема урока: «Своеобразие языка в рассказе А.Платонова «В прекрасном и яростном мире». Нравственная формула жизни А.Платонова».

Читайте также:  Анализ сказки пушкина о рыбаке и рыбке сочинение

Тип урока: урок-исследование

Цель урока: раскрыть нравственную позицию А.Платонова на основе анализа рассказа;

Задачи урока

Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся средствах художественной выразительности, отработать навыки лингвистического анализа художественного текста, подготовить учащихся к публичным выступлениям, формировать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Обратите внимание

Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.

Воспитывающая: утверждение необходимости высоких духовных идеалов, таких как любовь к ближнему, милосердие, чувство ответственности, жертвенность; воспитание интерес а к слову, формирование внимательного отношения к своей речи, умения ценить красивую и правильную речь, воспитание толерантности, умения работать в группе.

Оборудование к уроку: портрет А.П.Платонова; аудиозапись (формат Mp3) – звуки вокзала, железной дороги; сюита «Время, вперед!»; видеоролик «Движение поезда»; видеоролик «Шаровая молния»; презентация Power Point.

Методы работы: создание проблемной ситуации, аналитическая беседа, работа с текстом.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Урок начинается с прослушивания аудиозаписи «Звуки паровоза, железной дороги»

Сегодня мы с вами, ребята, на уроке будем говорить о своеобразии языка рассказа А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Целью нашего урока будет определить нравственную формулу жизни А.Платонова .

Первая стадия – «Вызов».

– С помощью каких образов автор сумел передать быстрый темп жизни в своем произведении? (образ железной дороги, паровоз) – Просмотр видеоролика «Движение поезда».

– Найдите строчки в рассказе, посвященные этой машине.

– Кому из героев принадлежат эти слова?

Вторая стадия – «Осмысление».

1. – Сейчас мы с вами разобьемся на группы. Каждая из пяти групп получит задание, связанное с анализом эпизодов рассказа А.Платонова. Отвечая на вопросы, приводите цитаты их текста рассказа.

Задание для группы № 1:

Найдите в начале текста описание того, как работал Мальцев (стр. 124-126). Ответьте на вопросы:

  • Почему в первых строках рассказа Александр Васильевич Мальцев назван лучшим паровозным машинистом?

«Он вёл состав с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и потому властвующего над ним».

  • Какими чертами характера он поразил своего молодого коллегу?
  • Почему Мальцев проверял все своими руками, не доверял помощникам?
  • В чем заключалась тайна таланта Мальцева?
  • В чем заключалась причина постоянной грусти Мальцева и его равнодушия к людям?

«…я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам» «…он скучал от своего таланта, как от одиночества» (Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда.

Никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, «ему было грустно с нами», он чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного).

  • Как, с помощью каких приемов показывает автор талантливость мастера?

( 1. Введение профессиональных слов,

2. сравнение работы мастера с работой обычного человека,

3. прямое авторское утверждение о таланте мастера.)

Задание для группы № 2:

Найдите в тексте описание природы во время грозы. ( стр. 127-128)

  • Как автор передает ощущения Мальцева и его помощника?
  • Какую роль в описаниях природы выполняют причастные и деепричастные обороты?
  • Как Мальцев управляет паровозом во время грозы?

Задание для группы № 3:

Найдите в тексте описания работы Мальцева во время и после грозы. (стр.128-130)

  • Что случилось 5июля?
  • Почему та поездка для Мальцева была последней?
  • Как ведет себя Мальцев, находясь за рулем паровоза?
  • Какие нарушения допустил Мальцев?
  • Как можно догадаться, что Мальцев ослеп?

Задание для группы № 4:

Дальнейшая судьба Мальцева.

  • Каким мы видим Мальцева после того, как он ослеп? Почему он постарел, похудел? (стр. 135-136)
  • Как меняется жизнь Мальцева после несчастного случая? (Жизнь Мальцева кардинально сильно меняется. Он теряет работу, а главное, интерес к жизни).

«Я с ним иногда разговаривал, но видел, что ему скучно было беседовать о пустяках и довольствоваться моим любезным утешением, что и слепой – это тоже вполне полноправный, полноценный человек.

– Прочь! – говорил он, выслушав мои доброжелательные слова».

  • Почему он грубо отталкивает Костю с его «доброжелательными словами»? (Ему не нужна жалость)
  • Какие чувства вызывает Мальцев у Кости и у нас, читателей?

Задание для группы № 5:

Слепой Мальцев за рулем паровоза. (стр.136)

  • Зачем Костя взял Мальцева на паровоз?
  • Как передает автор ощущения слепого Мальцева , вернувшегося к привычной работе?

(« Забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством»)

  • Как и когда к Мальцеву возвращается зрение?
  • Какой смысл вложен в слова: «Веди машину до конца, Александр Васильевич, ты видишь теперь весь свет!» ?

(Новыми , прозревшими глазами смотрит теперь Мальцев на мир.)

  • Как вы думаете, главный герой действительно снова обретает возможность видеть? (Однозначного ответа в тексте нет, Каждый вправе ответить на этот вопрос по-своему. Но в любом случае мы с вами можем не сомневаться в том, что произошло чудо. Мальцев действительно смог самостоятельно довести паровоз до конечной станции.)

Во время работы групп звучит сюита «Время, вперед!»

Выступление групп. Рефлексия.

По ходу выступления учащиеся отвечают на вопросы учителя:

– Почему Мальцева считают лучшим машинистом? («Ему было лет тридцать, но он уже…»; «Он вел состав…»; «По нашей вине…»; «…он брал подъемы…», «Диспетчер вышел к паровозу…»).

– А вы захотели бы работать с ним помощником машиниста?

(да: он мастер своего дела, профессионал, у него многому можно было научиться, работать с ним – одно удовольствие;

нет: неприятно, когда тебе не доверяют и постоянно переделывают твою работу, Мальцев почти не разговаривал со своим помощником.)

– А как отнесся к этому назначению Костя? Почему?

(«Я был доволен…»)

Просмотр видеоролика «Шаровая молния»

– Почему молния поразила именно Мальцева, а не Костю и не кочегара?

– Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?

– «Я чувствовал свою особенность человека», – говорит Костя. В чем она?

– Что означает фраза Кости в конце рассказа, обращенная к Мальцеву: «Ты видишь теперь весь свет»?

– Почему Мальцев, всегда говоривший «прочь» на желание Кости поговорить с ним, теперь готов просидеть с ним весь вечер и всю ночь? Что изменилось в нем?

(Происходит «внутреннее» нравственное прозрение Мальцева. Это обретение веры в людей, понимание, что нужно бороться, не останавливаться перед трудностями.

Мальцев раньше к Косте относился равнодушно, а сейчас понял, что люди должны относиться друг к другу теплее, потому что дружеское отношение к другому человеку рождает добро, даже может произойти чудо, как это случилось с ним.

Прекрасно, когда у человека есть желание помочь другому – это чудо духовного единения людей.)

– Что нового появилось теперь в отношениях героев?

( Они стали друг для друга близкими людьми, готовыми помочь и поддержать друг друга)

– Почему свой рассказ А.Платонов назвал «В прекрасном и яростном мире»?

– Когда для человека мир становится прекрасным?

(Герой рассказа «В прекрасном и яростном мире» – машинист Мальцев – в начале повествования предстает перед нами сильной и независимой личностью. Ему не требуется ничья помощь. Скорее, он сам возьмёт всю работу и всю ответственность на себя.

Важно

Но судьба играет с Мальцевым злую шутку: он слепнет. Неожиданно, непредсказуемо, при странных обстоятельствах.… И жизнь главного героя резко меняется. Он теряет любимую работу, попадает в тюрьму. Жизнь его становится скучной и бессмысленной.

И никто вокруг, кроме Кости, не мог или не хотел ему помочь. Окружающие оказались слепы к его беде.

Проще всего признать человека больным, неполноценным. Но, к счастью для Мальцева, нашелся по-настоящему зрячий человек, который разглядел в нем, замкнутом и озлобленном, силы, возможности, желание жить.

Бывший ученик не побоялся посадить за пульт управления паровозом слепого учителя. Сначала управлять пришлось вместе, но в какой-то момент Мальцев сам будто бы стал видеть. А это значит, ему подарили настоящее чудо.

Он снова испытал те неповторимые ощущения, которые испытывает только сильный и здоровый человек.

Мы тоже можем сделать окружающих сильнее, заставить их поверить в собственные силы. Тогда окружающий мир для нас станет не враждебным и яростным, а прекрасным. Прекрасные его делает тепло человеческих отношений.)

Итоги урока.

– Подводя итоги урока, постараемся определить нравственную формулу жизни А.Платонова .

– Что, по мнению писателя, является необходимыми составляющими человеческого счастья?

Запись в тетрадь «Формула счастья»:

  1. Труд, работа. Любимая работа, которая оправдывает жизнь. Мастерство в профессии. Труд – это нравственное содержание человеческой жизни.

  2. Чувство ответственности за других, за все, происходящее в мире.

  3. Любовь. Готовность любить, отдавать себя другим. Милосердие.

В заключении урока звучит аудиозапись «Звуки паровоза, железной дороги».

Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его на каждом шагу подстерегает опасность.

Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, миру. Враждебный мир становится для человека прекрасным, если он обретает любимое дело, работу, обретает друзей, когда он готов любить и отдавать себя другим, чувствуя ответственность не только за близких людей, но и за все происходящее в мире.

Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми. Этому учит нас Андрей Платонов.

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/okwg1xoq.html

Краткое содержание В прекрасном и яростном мире Платонова

Рассказ ведется от лица помощника машиниста Кости, но главный герой не он, а его старший товарищ Александр Мальцев, лучший работник депо. По характеру он молчаливый и замкнутый, всегда сам перепроверяет исправность оборудования, чем очень обижает Костю – ведь это его обязанности. Мальцев по-настоящему влюблен в свое дело и чувствует паровоз, как живое существо.

Читайте также:  Сочинение по картине пукирева неравный брак 6 класс описание

Однажды героев просят о помощи: курьерский поезд на несколько часов выбился из графика, и это отставание требуется сократить. Такому прекрасному специалисту, как Мальцев, задача вполне по силам. Вместе с Костей он ведет поезд и попадает в грозу.

Мальцев слепнет от молнии, но не замечает этого, продолжая видеть мир в своем воображении. Машина едва не попадает в аварию, и лишь вмешательство Кости спасает их от катастрофы. Скоро зрение возвращается к Мальцеву: он узнает жену, которая вышла его встречать.

Героя судят и отправляют в тюрьму за халатность; Костя пытается доказать невиновность товарища, но не преуспевает.

Спустя некоторое время к Косте приходит идея.

Совет

Он объясняет следователю, что Мальцев ослеп не от самой молнии, а от идущего перед ней удара электромагнитной волны, и предлагает проверить эту гипотезу с помощью установки Тесла, имеющейся в местном университете.

Следователь дает согласие. Героя выпускают на свободу, но и следователь, и Костя чувствуют перед ним вину: после эксперимента с искусственной молнией Мальцев потерял зрение вторично и окончательно.

Костя сдает экзамен на машиниста и самостоятельно водит состав. На станции он часто видит Мальцева, провожающего поезда. Попытки завести разговор заканчиваются ничем: банальные темы неинтересны герою, который потерял дело всей свой жизни и теперь болеет от горя.

Однажды отчаявшийся Костя предлагает Мальцеву тайком взять его на паровоз, тот соглашается. Во время поездки герой счастлив, что снова ощущает машину. Перед концом рейса способность видеть свет чудесным образом возвращается к Мальцеву.

Костя провожает его домой и сидит с ним “весь вечер и всю ночь”.

Одни из ключевых образов истории – выведенный в заглавии прекрасный и яростный мир. Костя одновременно и восхищается его красотой, и чувствует страх перед непонятными законами вселенной, способными в один миг искалечить человека, разрушить его судьбу.

Рассказ учит не отступать перед, казалось бы, неодолимыми силами рока и защищать от них своих близких.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание сказки У страха глаза великиВ некоторой деревне в избушке жила-была не тужила бабушка. Да жила она не одна, а с внучкой, курочкой, да мышкой. Жили они дружно, да целыми днями порядки наводили. Бабушка и внучка хозяйничали в избе
  • Краткое содержание Даль Девочка СнегурочкаСказка начинаться так сказать с рождения снегурочки из комочка снега у бедных стариков, которые имели любимую собачку по кличке Жучка
  • Краткое содержание Чарская Записки сироткиМаленькая девочка Катя в раннем детстве осталась без родителей. И на ее судьбу выпадет очень много испытаний и всевозможных приключений.
  • Краткое содержание Про слона ЖитковРассказ ведётся от лица одного из матросов корабля, который идёт к Индии. Больше всего на свете, он хотел увидеть слона, ему было удивительно, что слоны могут просто ходить повсюду, а не в зоопарке.
  • Краткое содержание Сколько стоит долг ПогодинВ произведении «Глаз волка», созданном французским писателем Даниэлем Пеннаком, повествуется о жизни одноглазого волка.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/platonov/v-prekrasnom-i-yarostnom-mire

Андрей Платонович Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Андрей Платонович Платонов

«В прекрасном и яростном мире»

Цели урока:

  • познакомить учеников с вехами биографии писателя;
  • показать развитие романтических и реалистических традиций в рассказе;
  • раскрыть нравственный смысл рассказа;
  • определить роль художественных приемов, развивать навыки анализа художественного текста.

Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа художественного текста.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Слово учителя. (слайд 3)

Андрей Платонович Платонов (Климентов) родился на рубеже веков и за полвека пережил вместе со страной и войны, и революции, и лишения, и голод, и гонения, и радость труда.

В семье рано умерла мать, и будущий писатель остался старшим среди многочисленных сестер и братьев. Уже в 13 лет он работал в конторе, потом рабочим на паровозоремонтном, трубном заводах. В годы гражданской войны А.

Платонов служил в Красном Армии помощником паровозного машиниста. Во время ВОВ был военным корреспондентом.

Обратите внимание

Рассказ писателя во многом автобиографичен: Платонов вырос в семье машиниста паровоза, сам работал на железной дороге, водил поезда, был инженером.

В автобиографии Платонова есть слова, которые можно поставить эпиграфом к рассказу «… кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу…».

В этой простой фразе – теплый, живой образ: и восхищение мощью механизмов; и уважение к человеку, придумавшему, сделавшему эти машины и управляющему ими; и ностальгический, беспокоящий душу звук гудка, и радость тяжелой и нужной работы.

3. Словарная работа. Слайды 4-6

Инжектор – Чугунная или стальная коробка для подшипников

основных колес локомотива или вагонной оси

Букса – Струйный насос для сжатия газов и паров, а также нагнетания жидкости в различные аппараты и резервуары; применяется для подачи под давлением воды в паровые котлы

Петарда – Сигнальный разрывной снаряд, укладываемый на рельсы перед опасным местом для немедленной остановки поезда во избежание крушения.

Тендер – Особой конструкции вагон, прикрепляемый непосредственно к паровозу;

предназначен для запасов воды и топлива, а также смазочных, обтирочных материалов и инструментов

Реверс – Механизм, предназначенный для изменения направления движения машины (двигателя) или отдельных ее элементов на обратное.

4. Комментированное чтение и беседа по вопросам. Слайд 7

  • Как вы считаете, почему в рассказе так много непонятных большинству слов, терминов? Какую роль они играют? Непонятные слова заинтересовывают читателя, делают героев людьми особыми, знающими что-так такое, что не доступно простому человеку. Такие слова предают значительность, весомость и таинственность героям, говорят о таланте мастера.
  • Известно, что труднее всего написать первую и последнюю фразы, так же, как и начать и закончить любую работу. Как это сделал А.П. Платонов? Чем хороша первая фраза рассказа? Платонов начинает рассказ так, что сразу вводит читателя в действие: “В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев”. В этой фразе обозначено место действия, главный герой; сказано, чем этот герой занимается в жизни, отмечено его особое мастерство, уважительное к нему отношение людей.
  • Что говорит автор о возрасте главного героя? Машинист Мальцев назван «старым машинистом», на самом деле ему было тридцать. Определение старый здесь означает «опытный».
  • Как Платонов показывает талант машиниста Мальцева? Во-первых, автор прямо утверждает, что машинист талантлив: Мальцев был еще молод – ему было лет тридцать, «но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда», «Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним». Во-вторых, Платонов показывает талант машиниста, приравнивая его к таланту «вдохновенного артиста». В-третьих, талант просвечивает в деталях: автор пишет о глазах Мальцева: «как пустые», но тут же добавляет: «я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, – даже воробей… привлекал взор Мальцева…» Обратим внимание на возвышенную лексику, которая способствует утверждению мысли автора о таланте героя («отважный», «вдохновенный», «властвующий», «взор»). В-четвертых, доказательством таланта Мальцева служит и последний эпизод первой главы: (читаем от слов: «И правда, мы не могли понять его умения»).
  • Каково авторское отношение к труду машинистов?Почему Мальцев проверял все своими руками, не доверял помощникам, был равнодушен к ним? «Он чувствовал свое превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта…».
  • Что значит выражение «скучал от своего таланта»? Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда, что больше него никто не любит паровозы. Поэтому он был одинок – ведь никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, «ему было грустно с нами», «скучал от своего таланта» – то есть чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного.
  • Каким мы видим Мальцева в роковой день 5 июля? Мальцева увлекало зрелище грозы вдалеке. «Он понимал, что работа и мощность нашей машины могли идти в сравнение с работой грозы, и, может быть, гордился этой мыслью». Мальцев изображен могущественным, подобным какому-то языческому божеству: «Глаза его, привыкшие к дыму, огню и пространству, блестели сейчас воодушевлением». Воодушевление Мальцева разделяет и рассказчик: «Мы бешено мчались к той дальней земле, спеша на ее защиту».
  • Почему поездка 5 июля оказалась последней для Мальцева? Молния, поразившая Мальцева, кажется ударом высших сил, дерзкий вызов которым бросил машинист. Это борьба равных, но Мальцев в результате ослеп. Он вел поезд «на автомате», чувствуя, но не видя окружающее. Тем самым Мальцев допустил целый ряд нарушений: прошел мимо желтого светофора, красного, сигналов путевых обходчиков, из-за него взорвались петарды. Костя догадался, что Мальцев ослеп от близкого разряда молнии.
  • Когда и при каких обстоятельствах мы узнаем имя помощника Мальцева? Когда Мальцев называет его по имени, просит вести паровоз. Когда наступает критический момент, он понимает, что ослеп, что стал обычным, смертным человеком. Когда нужны становятся человеческое понимание и участие. Рассказчик любуется паровозом как произведением искусства, машина, вызывает «чувство воодушевления», «особую растроганную радость… – столь же прекрасную, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина». То есть для рассказчика дело машиниста, паровозы – наравне с вершинами искусства, вызывают восторг. Но при этом рассказчик только любуется машинами, талант же принадлежит избранному – Мальцеву.
Читайте также:  Анализ рассказа заячьи лапы паустовского

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/andriei-platonovich-platonov-v-priekrasnom-i-iarostnom-mirie.html

Презентация на тему “Произведение А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире» *”

  • Слайд 2А. Платонов работал в железнодорожных мастерских и на паровозе помощником машиниста2
  • Слайд 3
    • виртуозный мастер, “вдохновенный артист»
    • целиком и полностью поглощён любимым делом
    • чувствует машину всем своим существом, точно она живой организм

    3

  • Слайд 4

    “Глаза Александра Васильевича глядели отвлечённо, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся ему навстречу, – даже воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновенье голову за воробьём…”

    профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить своё влияние мастера-владыки и на него.

    4

  • Слайд 5

    “Он вёл состав с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в своё внутреннее переживание и потому властвующего над ним”.

    5

  • Слайд 6
    • А что вы можете сказать о его взаимоотношениях с товарищами по работе?
    • Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным Мальцеву?
    • В отношении Мальцева к членам бригады отчётливо ощутимо недоверие.

    Приведите примеры

    6

  • Слайд 7

    «Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал

    своё превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины”.

  • Слайд 8

    8

  • Слайд 9

    Букса-

    а) деталь в колесе вагона

    б) сам вагон

    в) крыша вагона

    Тендер-

    А) запасная дверь

    Б) вагон для запасов воды

    В) паровоз

    Реверс-

    а) поклон

    б) прибор

    в) труба вагона

    Инжектор-

    а) человек, проверяющий пути

    б) светофор

    в) насос

    9

  • Слайд 10

    Петарда-

    а) фуражка машиниста

    б) снаряд сигнальный для остановки поезда

    в) кобура.

    Бандаж-

    а) приспособление для колеса

    б) рычаг

    в) рельсы

    Наволочь-

    а) тучи

    б) мешок

    в) снег

    Кичиться-

    а) радоваться

    б) хвастаться

    в) плакать

    10

  • Слайд 11

    А) серый

    Б) прозрачный

    В) густой

    11

  • Слайд 12

    – Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и

    оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу?

  • Слайд 13

    – Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу, ослеп именно

    Мальцев?

  • Слайд 14

    «…я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека: я почувствовал тайный, неуловимый расчёт этих сил – в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенныхлюдей” – гл. 4

    14

  • Слайд 15

    – А как думаете вы, почему же они поражают лучших представителей рода человеческого?

    15

  • Слайд 16

    Вспомним, как изображена в рассказе “роковая” встреча главного героя с приближающимся

    атмосферным фронтом: стр. 127 (гл. 4)

  • Слайд 17

    Мальцев “на огромной скорости вёл курьерский поезд в хвост товарному” составу

    17

  • Слайд 19

    Каким автор изображает следователя? (Недоверчивым, равнодушным).

    Почему следователь говорит о тюрьме? (Мог создать аварийную обстановку).

    19

  • Слайд 20

    он почти не защищается

    Приговор встречает смиренно, хотя в конфиденциальной беседе с помощником и утверждает, что “прав, а не виноват”.

    20

  • Слайд 22

     Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом “яростном” мире? Следует “бороться, искать…

    и не сдаваться”, несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам?

  • Слайд 23

    Иван Александрович Гончаров

    23

  • Слайд 24

    “Быть человеком – значит быть борцом”

    “ Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой”

    24

  • Слайд 25

    “Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил”

    25

  • Слайд 26

    “…люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами”

    26

  • Слайд 27

    Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей прошлого. Какой, по их мнению, должна

    быть жизненная позиция человека?

    “Жизнь – борьба, в борьбе – счастье” (И.А. Гончаров)

    “Быть человеком – значит быть борцом” (И.-В. Гёте)

    “Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой” (И.-В. Гёте)

    “Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил” (Ч.Диккенс);

    “…люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами” (М.Горький).

    27

  • Слайд 28

    неудачный эксперимент

    28

  • Слайд 29

    «…Я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека».

    29

  • Слайд 30

    «Что лучше: свободный слепой человек или зрячий, но заключенный в тюрьму?»

    Почему Костя не успокаивается?

    (Пытается помочь).

    30

  • Слайд 31

    “Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека… Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека. И я пришёл в ожесточение и решил воспротивиться, сам ещё не зная, как это нужно сделать”.

    31

  • Слайд 32

    Удастся ли победить слепые, неведомые силы, обрёкшие человека на “безжизненную участь”?

    32

    – Почему рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз?– Что помогло прозреть ослепшему герою?

  • Слайд 33

    “…я посадил Александра Васильевича на своё место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки”.

    33

  • Слайд 34

    “Я смотрел на своего учителя с тайным ожиданием…

    – Закрой пар! – сказал мне Мальцев.

    Я промолчал, волнуясь всем сердцем”.

    Почему же разволновался Константин?

    34

  • Слайд 35
    • Прекрасный
    • Радость
    • Творчество
    • Красота природы
    • Враждебность
    • Стихия
    • Неудачи
    • Болезни
    • Против Мальцева:
    • гроза
    • слепота (беспомощность)
    • равнодушие людей
    • 35
    • Яростный
  • Слайд 36

    Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

    «Как вы понимаете смысл названия рассказа “В прекрасном и яростном мире”?»;

    «Быть человеком – значит быть борцом» (И.-В. Гёте) (на литературном материале и по жизненным впечатлениям);

    «Тема нравственной слепоты и духовного прозрения в рассказе».

    36

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/andrey-platonov-v-prekrasnom-i-yarostnom-mire

Смысл названия рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире» – Сочинение

Смысл названия рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Андрей Платонович Платонов прожил трудную, полную лишений жизнь. «Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрос лого человека, лишая юности», — писал он жене. Тем не менее сердце писателя не ожесточилось. Об этом свидетельствуют такие произведения, как рассказ «В прекрасном и яростном мире».

Сюжет рассказа сводится к происшествию, случившемуся с машинистом Мальцевым. Во время одной из поездок на паровозе он слепнет от разряда молнии, а затем прозревает вновь. И хотя катастрофы паровоза чудом удаётся избежать, Мальцева отдают под суд.

Рас­сказчик Костя, служивший его помощником, пытается помочь осуждённому машинисту. Но в результате эксперимента с электричеством Мальцев снова слепнет. Костя становится машинистом и берёт в одну из по ездок освобождённого, но слепого Мальцева.

Сидя в ка­бине машиниста и вспоминая о своей любимой рабо­те, Мальцев вновь обретает способность видеть.

Автор назвал мир прекрасным и яростным. Он дей­ствительно прекрасен.

Костя с удовольствием расска­зывает о том, каким замечательным машинистом был Мальцев, как он вёл паровоз, каким наслаждением было работать с таким человеком.

«Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредо­точенностью вдохновенного артиста», он «понимал машину точнее», чем другие. Однако совершенство Мальцева угнетало его самого, он чувствовал себя одиноким.

С яростью, стихией мира Мальцев столкнулся во время грозы, когда он не смог контролировать паро­воз. Всё его умение было бесполезным. Силы природы оказались неподвластны человеку.

Пыльный вихрь, грозовая туча неслись навстречу паровозу. «Свет по­им нем вокруг нас; сухая земля и степной песок засвистели заскрежетали по железному телу паровозa.

Людям стало трудно дышать, а паровоз не мог пробиться сквозь пыль и ветер.

Важно

Произошедшее изменило Мальцева. Его самоуве­ренность исчезла, он превратился в больного пожилого человека. Мальцев очень скучал по паровозам и проводил всё время, сидя около железной дороги.

Вновь обретя зрение, Мальцев стал всё видеть по другому. Теперь он нуждался в участии, в душевной теплоте других людей. Рассказчик провёл с прозревшим Мальцевым всю ночь, боясь оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.

Что было бы с Мальцевым, не случись с ним та кого несчастья? Он продолжал бы вести жизнь иде­альную, но одинокую, скучную, лишённую душев­ной близости с другими людьми. А окружающий мир тем и прекрасен, что в нём остаётся частица, непод­властная человеку.

Здесь искали:

  • смысл названия рассказа в прекрасном и яростном мире
  • в прекрасном и яростном мире анализ
  • смысл названия в прекрасном и яростном мире

Источник: http://sochineniye.ru/smysl-nazvaniya-rasskaza-platonova-v-prekrasnom-i-yarostnom-mire/

Ссылка на основную публикацию