Анализ рассказа космос, нервная система и шмат сала шукшина

Анализ рассказа Космос, нервная система и шмат сала Шукшина

Большое количество своих коротких рассказов Шукшин посвятил тематике взаимоотношения городского и деревенского типа сознания. Он рассматривал эти отношения в самых разнообразных ипостасях. Для его времени весьма характерным был типаж человека, который стремительно работал для того чтобы выбраться из деревни и стать кем-то в городе.

Именно таким является молодой, но весьма сознательный парень Юрка, которому пришлось рано повзрослеть в том числе и для того чтобы двигаться к собственной мечте – выучиться и поступить в медицинский институт.

Как обнаруживается далее из самого рассказа, этот герой обладает довольно высокими порывами, так как вполне мог бы оставаться работать шофером в деревне, который получает больше чем доктор.

Обратите внимание

Тем не менее, для Юрки имеет значение не только зарплата, но и служение высоким идеалам прогресса человечества, он легко грезит о покорении космических просторов, людях, которые могли бы жить до 120, общаться с представителями инопланетных цивилизаций.

Соседом Юрки является Наум Евстигнеевич – пожилой и скупой человек, который в свою очередь представляет сверх консервативное и довольно примитивное сознание.

Он живет практически только для себя и не считает актуальным для людей учиться и прогрессировать куда-то.

Сфера его интересов ограничивается, так сказать, хлебом насущным и даже в этом деле он включает минимальное количество каких-то нравственных идеалов, больше заботясь только о собственном благополучии.

Хотя герои обладают практически противоположными взглядами, они много общаются, в основном по инициативе старшего, так как тому нужно с кем-то говорить. Периодически Наум Евстигнеевич напивается и после этого мучается от похмелья. Такую сцену и описывает рассказ.

Чтобы облегчить симптомы похмелья, старик начинает общение с юношей и тот рассказывает ему об академике Павлове и выработке различных привычек.

Юрка убедительно и аргументировано советует Науму Евстигнеевичу в следующий раз начать вырабатывать полезную привычку и не посещать после пенсии магазин.

Ранее старик никогда не давал просто еды своему сожителю, хотя и понимал его бедственное положение, но после этого совета он приносит ему кусок сала в знак благодарности о полученном совете касательно употребления алкоголя.

Важно

Рассказ говорит о том как прогресс и прогрессивный взгляд может помогать. Также тут идет речь о примирении взглядов. Люди, которые ранее в основном спорили, отыскали, как приносить взаимную пользу.

← Анализ рассказа Критики ← Анализ рассказа Даёшь сердце↑ ШукшинАнализ рассказа Мастер → Анализ рассказа Крепкий мужик →

  • ГогольПеречитывая произведения великого писателя, задумываешься над тем, как изумительно отражен каждый из его героев и, наверное, так бы никто кроме Николая Васильевича и не смог создать такие гениальные творения.
  • Сочинение Описание собакиМоя собака Барни — лабрадор. Он светло-коричневого цвета. Наличие лабрадора в качестве домашнего животного служит у нас двойной цели. Мы не только получаем отличного друга, который всегда готов играть
  • Тема любви в лирике Тютчева, Любовная лирика Тютчева (в творчестве) сочинениеДля большинства русских поэтов любовь является бессмертным чувством, которое в любом из своих проявлений становится источником вдохновения, зарождения новой мысли.
  • Сочинение по картине Шишкина Осенний пейзажПочти все картины, написанные этим художником, олицетворяют уникальность нашей природы и родных просторов, умелой рукой мастера на них запечатлено неподвижное изображение, которое полно льющихся звуков, запахов и движений природы.
  • Образы футлярных людей в рассказах Чехова сочинениеЧехов один из лучших писателей, особенно когда дело касается символизма и различных аллегорий и сравнений. В своих произведения он явно даёт понять свою точку зрения, ставя себя на места своих героев

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/shukshin/analiz-rasskaza-kosmos-nervnaya-sistema-i-shmat-sala

Герои рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»

Вцентре рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» два героя — старик Евстигнеич и его квартирант Юрка. Юрка — восьмиклассник. Он приехал из соседней деревни, чтобы закончить здесь десятилетнюю школу, потому что в его деревне «деся­тилетка» отсутствует. Жизнь Юрки нелегка.

Его мать одна воспитывает четверых детей, и помочь сыну она ничем не может. Но Юрка старается. Для того он и терпит все невзгоды, для того и сидит долгие часы за уроками, чтобы отучиться, стать человеком, окон­чить мединститут, помогать матери. Юрка воспитан и умен.

Безусловно, этот герой заслуживает всяческого уважения.

Интересный, народный характер показывает Шук­шин в образе Евстигнеича. Умело автор передает про­стую деревенскую речь со всеми ее просторечиями и диалектизмами, благодаря которым образ Евстигнеи­ча становится по-настоящему колоритным. Старик хитер, жаден.

«Он вообще скряга отменный»,— заме­чает о нем автор. Ему многого жаль для самого себя. Страдая от похмелья, от так и не покупает дополни­тельную выпивку. Не потому что его вразумили Юр-кины наставления, а потому, что «жалко денег».

Це­лый день изводит Евстигнеич Юрку своими стонами. Старик ненавидит своих детей за то, что те не стали жить в деревне, выросли и уехали в город. Как в храм, спускаясь в полный продуктами погреб, Евстигнеич ругает сына и дочь чертями.

Ему непонятно, почему их не привлекло в деревенской жизни даже такое изо­билие. Для него это главное мерило счастья.

Жадность Евстигнеича переходит в душевную чер­ствость, когда речь заходит о Юрке. Мальчик беден, он недоедает, а «старик вроде не замечает Юркиной бедности, берет с него пять рублей в месяц».

Если же у квартиранта кончаются продукты, Евстигнеич дает ему, но только в долг и только после того, как долго ходит вокруг да около, «косится», раздумывает. При этом пшено, к примеру, старик обязательно взвеши­вает на безмене.

Сам он при этом ни в чем не нуждает­ся, «живет справно», а помочь Юрке безвозмездно все-таки не может.

Совет

Когда Юрка сообщает Евстигнеичу, что хочет стать хирургом, тот удивляется и сразу делает предположение: «Што, они много шибко получают, што ль?» Ни­чем иным какая-либо профессия, по Евстигнеичу, привлекательна быть не может.

Вот водителем, на­пример, быть очень даже почетно, потому что можно много «зашибать» да еще «приворовывать». Матери­альное благосостояние для старика — главная жиз­ненная ценность, и никаких нравственных преград к его обретению для него не существует. Евстигнеич не верит в бога.

Он предлагает не молиться ради благода­ти, а работать, добывая ее. Но коллективной работы, работы для других, общества старик не признает. Он индивидуалист.

Интересны и исполнены авторским юмором разго­воры Юрки с Евстигнеичем. Тонкий психолог, Шук­шин умело передает все оттенки душевных движений старика, обнажая все его нехитрые пороки и достоин­ства. Евстигнеич малограмотен и испытывает огром­ный интерес к Юркиным занятиям. Его интересуют вопросы веры, астрономии, физиологии.

Старик, за­гораясь интересом, обнаруживает всю свою искрен­ность, простоту, безыскусность, что и делает его образ привлекательным.

Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой, веря и не веря ему одновре­менно, относясь к его рассказам с подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки, о которых так легко рассказывает восьмиклассник.

Особенно сильное впечатление на старика произ­вел рассказ Юрки об академике Павлове. Удивителен и непонятен для Евстигнеича подвиг самопожертво­вания ради науки.

Но он потряс его настолько, что ку­да-то подевались и жадность его, и скряжничество. Евстигнеич угощает Юрку большим куском сала, и не в долг, а от всей души.

Обратите внимание

Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценно­стей.

Источник: http://5litra.ru/soch/338-geroi-rasskaza-v-shukshina-kosmos-nervnaya-sistema-i-shmat-sala.html

Ланин Б.А. Изучение рассказов В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» и «Микроскоп» в 7 классе

Б.А. Ланин (Москва)доктор филол. наук, профессор, зав. лабораторией дидактики литературы ИСМО РАО,

главный научный сотрудник 

Изучение рассказов В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» и «Микроскоп» в 7 классе

Ключевые слова: рассказ, характер, психологический анализ, композиция, кульминация, развязка.

Аннотация. В статье дана методическая разработка уроков по произведениям В.М. Шукшина.

На знакомство с биографией В.М. Шукшина и изучение двух рассказов отводится всего три часа. Предполагается осветить следующие темы: «»Сокровенный» герой рассказов Шукшина», «Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей » », « Столкновение с миром грубости и практической приземленности», «Внутренняя сила героя» .

Основная тема для обсуждения на уроках: «Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.: традиции и новаторство » . 

Василий Макарович Шукшин (1929-1974) родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Отец был репрессирован, когда будущий писатель еще не ходил в школу, и был реабилитирован лишь в 1956 году.

Отчим, который воспитывал мальчика, погиб на фронте в 1942 г. Мать писателя заняла особое место в его жизни. По словам С.П.Залыгина, известного писателя и главного редактора литературного журнала «Новый мир», она «оставалась человеком небольшой грамоты, но душа ее была развита и сильна сама по себе, от природы и от своего народа.

Она была чуткой к слову, к песне, к картине, к любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему. Это было вполне очевидно, это были те необыкновенные, ни в ком более не повторимые задатки, которые она передала своему сыну». Про самого Шукшина Сергей Залыгин писал: «Шукшин — один из самых загадочных писателей.

Ибо каким образом он достигает своей сверхзадачи — постижения души человеческой, — порой совершенно необъяснимо… Говорит Шукшин по большей части об очень простых вещах, а часто и смешных, но действует на наше сознание серьезно».

Шукшин всегда отличался невероятной тягой к знаниям, к узнаванию нового. Он учился в Бийском автомобильном техникуме, работал строителем в Калуге, во Владимире, в Подмосковье разнорабочим, слесарем, такелажником, маляром, грузчиком, служил срочную службу на флоте. После службы вернулся в родную деревню, преподавал русский язык и литературу, был директором школы.

Новая жизнь началась, когда Шукшин поступил на режиссерский факультет Всесоюзного института кинематографии в мастерскую знаменитого режиссера Михаила Ромма. «Мне трудно было учиться. Чрезвычайно. Знаний я набирался отрывисто и как-то с пропусками.

Кроме того, я должен был узнавать то, что знают все и что я пропустил в жизни. И вот до поры до времени я стал таить, что ли, набранную силу». «Утаенная» сила — это его проза, которую он сначала показывал своему учителю.

Важно

С 1957 года Шукшин начал сниматься в кино, а с 1958 года в печать стали регулярно выходить его произведения. Критик Леонид Емельянов позже писал: «Его рассказы можно сравнить с пословицами. Та же в них сатира и мгновенность схватывания сути, та же дерзкость образности, тот же лаконизм, «жилистость» выражения.

Его художественная мысль всегда настолько энергична и проявлена, что средства ее художественного воплощения рождаются как бы сами собой по принципу необходимых и достаточных».

Он писал и масштабные произведения. Так, в 1965 году появился его роман «Любавины». В ту пору были модны «сибирские семейные романы поколений», к каким относился и роман «Любавины».

О своем замысле Василий Шукшин писал так: «Мне хотелось рассказать об одной крепкой сибирской семье, которая силой напластования частнособственнических инстинктов была вовлечена в прямую и открытую борьбу с Новым, с новым предложением организовать жизнь иначе. И она погибла, семья Любавиных. Вся. Иначе не могло быть».

В том же году Шукшин вступил в Союз писателей. Рекомендации ему дали писатели Юрий Нагибин, Сергей Антонов, Георгий Березко. Рекомендуя Василия Шукшина, Юрий Нагибин писал: «Проза Шукшина добра и достоверна, трудна и серьезна, как жизнь людей, которых автор всегда любовно имеет в виду.

Шукшин хочет и умеет воспроизвести эту жизнь в совершенной подлинности, в точном соответствии с ее реальной сложностью и живописностью».

Шукшин написал множество рассказов и повестей, снял популярные и любимые нашим зрителем фильмы: «Калина красная», «Печки-лавочки» и т. д. Он мечтал снять фильм о Степане Разине.

В журнале «Сибирские огни» уже был опубликован сценарий будущего фильма под названием «Я пришел дать вам волю». Однако неожиданная смерть разрушила все планы…

Урок 1

На этом уроке учитель знакомит школьников с биографией Василия Макаровича Шукшина. Можно сразу выделить особенности творчества Шукшина-рассказчика. Современная исследовательница пишет: «Шукшин создал особый тип рассказа.

Он почти лишен экспозиции, построен на диалоге, имеет открытый финал, который поддается любым философским трактовкам.

В центре повествования — необычный случай, необычная, но чаще бытовая •ситуация, герой находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения (гнева или радости), благодаря которому соединяется в его душе и высокое, и низкое, и идеальное, и бытовое.

Совет

Это соединение служит истоком и причиной того трагикомического звучания, которое присуще рассказам подобного рода». Можно использовать целый ряд терминов и понятий: экспозиция, открытый финал, диалог, повествование, трагикомедия, событие в литературном произведении. Некоторые еще не известны школьникам, можно вкратце охарактеризовать их и предложить записать в рабочую тетрадь.

Читайте также:  Сочинение семейный и социальный конфликт в драме гроза островского

Методическая подсказка. Следует сказать, что в начале двухтысячных появилось несколько фильмов — экранизаций шукшинских рассказов. Они были неудачными, и их нельзя рекомендовать как мультимедийное сопровождение, тем более в условиях дефицита учебных часов. Лучше сразу обратиться к тексту.

Как правило, рассказы Шукшина диалогичны. Их интересно читать по ролям.

Выразительное чтение по ролям дает прекрасные возможности для лучшего понимания текста. Выделите определенный фрагмент. Медленно прочтите его вслух сами себе при подготовке к уроку. Обратите внимание на то, что дети читают медленнее вас. Определите фрагмент, который может уложиться по времени в первый урок.

Не забудьте о том, что необходимо также дать биографию писателя и разъяснить домашнее задание.

Итак, в рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» мальчик снимает угол у одинокого деда. Сначала читатель не знает, что он одинок, однако это постепенно становится видно из текста. Мальчик разъясняет деду, почему у него похмелье.

Откуда же он столько знает? Выясняется, что уроки в школе не прошли для него даром. Мальчик из бедной семьи, из отдаленной деревни, и ему приходится жить у чужого человека, ведь в родной деревне наверняка нет школы.

Что заинтересовало Наума Евстигне-ича? Какой ученый произвел на него большое впечатление? Почему именно этот ученый?

Ребята отвечают, что на Наума Евстигнеича огромное впечатление произвел научный подвиг академика Павлова.

Он до последнего вздоха оставался исследователем, и, умирая, старался зафиксировать каждый свой шаг, каждое свое ощущение.

Домашнее задание. Вообразите, как изменятся отношения между мальчиком и Наумом Евстигнеичем после этого вечера. Изменятся ли? Почему вы так думаете? Опишите их «новые» взаимоотношения. В «Рабочей тетради» есть место для записи ваших мыслей.

Урок 2

Обратите внимание

Учащиеся отвечают на вопросы: Многих героев В.М.Шукшина принято называть… Как же их принято называть? А за что их так называют? Итак, вспомнили, как называют героев В.М.

Шукшина? А кого из героев рассказов «Космос, нервная система и шмат сала» и «Микроскоп» можно назвать этим словом? Для чего понадобился микроскоп Андрею Ерину? Как микроскоп изменил жизнь семьи Ериных? «Странно, Андрей Ерин становился крикливым хозяином в доме».

Что произошло в его жизни? В чем была права жена Андрея? Как относится к ней рассказчик? Что доказывает такое отношение к ней?

Урок 3На этом уроке самое важное — дискуссия. Вопросы способствуют развитию речи учащихся, умения рассуждать, давать простор собственному воображению.Появление микроскопа в семье Ериных — всего лишь эпизод.

Что изменит этот эпизод в жизни каждого члена семьи? А может, все они легко позабудут о микроскопе? В одно ли время происходят события в обоих рассказах?Известный писатель Петр Вайль как-то сказал: «Интеллигент — это человек, чьи интеллектуальные, духовные и душевные интересы выходят за пределы работы и семьи».

Известно ли вам значение слова «интеллигент»? Как вы понимаете значение этого слова? Можно ли считать интеллигентом Андрея Ерина?Учащиеся должны ответить на все эти вопросы и доказать свое мнение, опираясь на текст.

Рассказы В.М.Шукшина — прекрасная возможность для реализации небольшого исследовательского проекта на тему «»Чудики» в рассказах В.М. Шукшина».

Результат проекта

Уже при жизни Шукшина критики нашли удачное определение его героев — чудики. Они отличались своей человечностью, необычностью, у каждого из них была своя особенность, изюминка.

Важно

Чем же так полюбились чудики читателям? Почему они появились именно в рассказах, а не в романах Шукшина? Видимо, дело в том, что рассказы строятся на одном-двух поступках, а в романах характер героя раскрывается постепенно. Чудики успевают раскрыться в одном-двух эпизодах.

Необходимо показать, как именно это происходит, какие художественные средства используются.

Результатом проекта должно стать исследование, оформленное в виде доклада, возможна также подготовка визуальной презентации.

Время выполнения. Три недели.
Ход выполнения. Сначала, как говорят ученые, нужно определить предмет исследования. Иными словами, необходимо выбрать рассказы Шукшина, в которых действуют герои-чудики. Рассказов ДГукшин написал много, так что просмотреть (даже не прочитать!) все было бы нелегко. Это заняло бы много времени, а времени в школе всегда не хватает.

Для выполнения проекта можно взять героев рассказов «Миль пардон, мадам!» и «Выбираю деревню на жительство», а также добавить к ним героев уже прочитанных рассказов из учебника. Сначала определяются вопросы, на которые необходимо ответить в школьном исследовании.

Уже было сказано, что многих героев Шукшина принято называть «чудиками».

Что это за герои? Чем они отличаются от других? Раз речь идет о чудиках, то справедливо начать с вопроса: почему этих героев так называют? С этим вопросом также связан другой: кто их так называет — другие персонажи или рассказчик? Что необычного они совершают? Чем отличается их поведение? С помощью каких художественных средств описаны эти герои? Как они выглядят? Чем отличается, если отличается, их речь от речи остальных персонажей? Каково отношение автора к этим чудикам? Являются ли они помехой для окружающих или, напротив, добрым примером для любования и подражания?

Рекомендации и советы. После ответов на эти поставленные вопросы, лучше обратиться к литературной критике. Она поможет точнее сформировать представление о шукшинских чудиках.

Только нельзя путать последовательность: сначала учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы, записывают их, и только потом могут обратиться к критике! О Шукшине писали многие, так что в Интернете можно найти множество работ о нем.

Наверняка множество полезных рекомендаций даст и школьный библиотекарь. Лучше начать со статей Льва Аннинского и Бориса Панкина. Эти работы легко найти в Интернете.

«Русская словесность» . — 2015 . — № 5 . — С. 19-23.

Источник: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1357

Рассказ В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»

Жарияланды 3-03-2015, 09:37 Категориясы: Орыс тілі және әдебиеті Литература 11 классТема: Рассказ В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»Цели изучения темы:а) познакомить с рассказом «Космос, нервная система и шмат сала», определить особенности стиля В. М. Шукшинаб) способствовать формированию информационной культуры, критического мышления.

формирование коммуникативных навыковв) формировать коммуникативную культуруМетоды: словесные, наглядные, аудиовизуальные и т. д.Тип урока: объяснение новой темыХод урока:І. Орг. момент.ІІ. Опрос домашнего задания. Жизнь и творчество В. М. Шукшина. Работа по слайдам.ІІІ. Новая тема. Рассказ Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»А) Словарная работаШмат — шматок м. южн. зап. пск. твер.

тамб. кус или кусок, ломоть; часть, отрезок, отрывок; иногда расстоянье. Шмат, шматина хлеба, мяса. Шматочек свиного сала. Собака из полы целый шмат вырвала.Вступительное слово учителяРассказ В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» написан в 1966 г. Живет мальчик Юрка на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет десятилетки.

Отца у него нет – утонул на лесосплаве. Осталась мать с четырьмя детьми. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил школу, а Юрка мечтает поступить в мединститут.Юрке не хватает до конца месяцев продуктов, полученных от матери, и он ест хлеб в сухомятку, Старик порой ему дает в долг пшена на кашу. При этом пшено старик обязательно взвешивает. Сам при этом ни в чем не нуждается.

, «живет справно», т. е. в достатке, а помочь Юрке безвозмездно все — таки не может. Наум Евстигнеич – скряга отменный. Ему помогают дети, в погребе чего только нет. Старик удивляется: зачем учиться восемь лет, чтобы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он советует Юрке учиться на шофера; Наум ругает ученье и все дары цивилизации. У него идет вечный спор с пятнадцатилетним жильцом.

Совет

Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем. Увлеченно рассказывает он старику о космосе, об инопланетянах, о научном и техническом прогрессе. Наум ярый спорщик – ничему не верит, все отвергает. Но вот рассказ Юрки о том, как умирая, академик Павлов до последнего мгновения служил науке, взволновал старика. Он даже подобрел – угостил Юрку салом.

В) Чтение текста учащимисяС) Просмотр фильма (2 мин.)Д) Прослушивание аудиозаписи (3 мин.)Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.

Материал рейтингісі: барлық дауыс бергендер: 0Ілмек сөздер: Рассказ Шукшина, космос, нервная система и шмат сала, урок по русскому литературеЖариялаған bolat   Оқылды: 3204 (рет)   |   Пікірлер:   Баспаға шығару    Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.

  • Экстраверт пен Интроверт деген не?Жер бетінде қанша адам болса, сонша мінез бар. Әркімнің әдепкі әдеттері әртүрлі. Бүгін экстраверт және интроверт адамдарға шағын зерттеу жүргіземіз. Бұл терминдерді Швейцария психологі Карл Густав Юнг қолданысқа енгізген еді.Экстраверт: адамдармен тез араласуға бейім тұратын;публика алдында сөз сөйлегеннен қысылмайтын; кез келген әрекетін сыртқы ортамен бөлісетін адам.Интроверт:жалғыздықты сүйетін; өз — өзімен сөйлескенді ұнататын; ішкі әлемінде өмір сүретін жан. Адам бір іспен шұғылданғанда, тіпті сөйлегенде күш жұмсайды. Әдетте адам энергияны тыныс алу, тамақтану және ұйықтау арқылы алады. Ұйқымыз қанғанда, жаңа күш пайда болғандай әсерде болатынымыз сондықтан. Психологтардың айтуынша, экстраверт адамдар үшін бұл энергия жеткілікті көрінбейді. Сондықтан, олар энергияны қарым — қатынас арқылы басқа адамдардан алады. Экстравертердің үнемі жұрттың назарында болғысы келетіні осы себептен болса керек. Экстравертер алға ұмтылғыш, ашық — жарқын болып келеді. Араласатын адамдары да айтарлықтай көп болады. Себебі, ол кез келген ортаны баурап, адамдардың есінде қала алады. Дегенмен, бұл жүз достың бәрі сенімді деген сөз емес… Ал интровертер керісінше. Олар көпшілік ортада ұзақ қалғысы келмейді, үнемі жалғыздықты жаны қалап тұрады. Адамдармен араласып — құраласып кету олар үшін оңай емес. Интровертер сезімдерін сыртқа шығара бермейтін салмақты, жабық, тұйық адамдар. Бұл эгоистік емес. Олар үшін қоршаған ортадан өз ішкі әлемі маңызды. Оның бір немесе екі досы болуы мүмкін. Көбіне олардың осы бір не екі досымен өмір — бойы сырласып өтуі ғажап емес. Психологтар сондай — ақ, шығармашылықпен айналысатын адамдардың көбі интроверт болып келеді дейді. Экстравертер қиындыққа душар болғанда, ештеңені ішіне ұстамай, айрықша эмоциямен сыртқа шығарып тастайды. Бұл қоршаған ортаның оған деген көзқарасын өзгертуі мүмкін. Ал интровертер бәрін ішінде сақтайды. Соның кесірінен тығырықтан шығатын жол таба алмай, күйзеліске түсіп кетуі ғажап емес. Өзіңізді танып отырсыз ба? «Таяқтың екі ұшы болатыны» сияқты бұл екі түрдің де өзіндік ерекшеліктері бар. Осы орайда біз экстраверке мынадай кеңес береміз. «Сіз көбіне мәселені бет жағынан қарап, тереңірек үңіле бермейсіз. Сіз үшін дәл қазіргі оқиға бәрінен маңызды. Дегенмен, мәселені жан — жақты ойланып барып, шешім қабылдағаныңыз дұрыс». Ал интроверке: «Жаңалық іздеуден қашпаңыз. Жаңа таныстыққа қол сілтемей, адамдармен араласуға ұмтылыңыз» демекпіз. Адам жаратылысынан не экстраверт, не интроверт болады. Бірақ, қоршаған орта қажеттіліктеріне қарай, экстравертердің интровертке, интровертердің экстравертке айналуы әбден мүмкін.Дереккөзі: massaget. kz
  • Сәкен Сейфуллин: «А. Байтұрсынұлы қарапайым кісі емес, оқыған кісі. Оқығандардың арасынан шыққан өз заманында патша арам қулықты атарман — шабармандарының қорлығына, мазағына түскен халықтың намысын жыртып, дауысын шығарған кісі. Өзге оқыған мырзалар шен іздеп жүргенде қорлыққа шыдап, құлдыққа көніп, ұйқы басқан қалың қазақтың ұлт намысын қорғап, ұлттың арын жоқтаған патша заманында жалғыз — ақ Ахмет еді. Қазақтың ол уақыттағы кейбір оқығандары уез, губернатор, соттарға күшін сатып, тілмаш болып, кейбір оқығандары арларын сатып ұлықтық істеп жүргенде, Ахмет қазақ ұлтына жанын аямай қызметтерін қылды», – деп жазса, ақынның өзі ол туралы:Адамдық диқаншысы – жолға шықтым,Көгі жоқ, көгалы жоқ қырға шықтым.Тұқымын адамдықтың шаштым, ектім,Көңілін көтеруге құл халықтың, – деп жырлайды.Алдына үлкен мақсаттар қойып, соған жетер жолда аянбай қызмет еткен қарапайым мұғалім Ахаңды кейін бүкіл ұлттың ұстазына айналады деген ой сол сәтте ешкімге де келмеген болар…
  • Ұлт ұстазына айналған, өмірбойы ұйқыдағы халқын «Маса» боп ызыңдап оятуды көздеген, «қазаққа қазақты сүюді үйреткен» Ахмет Байтұрсынұлының халқы үшін еткен қызметі шаш етектен. Ол – ақын, ол – қоғам қайраткері, ол – қазақтың тұңғыш әдебиет теоретигі, лингвист, ағартушы — ғалым… Ол – Алаш көшбасшыларының бірі. Ол қазақ үшін бес рет түрмеге түсіп: «Асықпаңдар! Артымызда қазы бар…» деп, соңында атылып кете барған асыл боздақ. Оның өмір жолын, жасаған қызметін білу, бағалау – біздер үшін парыз…Марфуға ШАПИЯН
  • ағаштар қайда ?
  • ЛОГИКАЛЫҚ СҰРАҚТАР ЖИБЕРЕСИЗБА
  • Адамдық диханшысы
  • Оте керемет. Маган унады.
  • Өлең жыр бәйгесіне қатысыңыздар!
  • Эвфемизм — Сыпайы, жағымды, әдеби тілдің үлгісіне жатады.Дисфемизм — Әдепсіз, дөрекі, жағымсыз. Әдеби тілдің үлгісіне жатпайды. Ауызекі тілдің сөйлеу үлгісі.Мысалы:1. Ерінен айырылған көмгенше жылайды, Елінен айырылған өлгенше жылайды. (көмгенше – жерлегенше, өлгенше – өмірінің соңына дейін)2. Қақылдаған тауық тумай қоймайды.(тумай – жұмыртқаламай)
  • Шығарма: Табиғатты қорғайықТабиғат біздің анамыз,Жер – Ана біздің панамыз.Таза болса табиғатБіз де аман боламыз.Табиғат ол біздің үйіміз. Ол бізді қоршап тұрады. Өсімдік, адам, жануар, құстар барлығыда табиғаттың бір бөлшегі. Ол бізге көптеген нәрселерді береді. Табиғатсыз өмір жоқ. Сондықтан табиғатты қорғауымыз керек. Барлық дүние табиғаттан алынады. Табиғат пен адам арасында көптеген байланыстар бар. Табиғаттағы байлықтарды үнемдеп пайдалану қажет, өйткені ол бітіп қалуы мүмкін. Құстарға ұя салып, оларға көмек беру керек. Өсімдіктерді қорғау керек олардан көптеген дәрі — дәрмек жасап алуға болады. Жануарлардың көбісі бізге жақын.Халқымыз бұрыннан-ақ табиғатты қорғау керек деп көптеген насихаттарды жазып қалдырған. Себебі олар бұрыннан-ақ білген, табиғат ол ұлы әрі қасиетті.Сол қасиетті дүниені сақтайық. Табиғатты қорғайық.
Читайте также:  Сочинение профессии моих родителей 3, 5, 7 класс

Источник: http://bilimdiler.kz/oris_tili/17280-rasskaz-v.-m.-shukshina-kosmos-nervnaya-sistema-i-shmat-sala.html

Краткое содержание “Космос нервная система и шмат сала” Шукшина

Раз в месяц старик Наум Евстигнеевич напивается, после чего три дня лежит на печи, хворает и “матерится в бога”. Вот и сейчас он стонет и жалуется своему квартиранту, восьмикласснику Юрке.

Юрка учит уроки, и на жалобы старика отвечает: “Не надо было напиваться”. От разговоров Науму Евстигнеевичу становиться малость легче, но Юрке нужно учить уроки. Он предлагает старику похмелиться, но тому жалко денег.

В селе старик слывет “скрягой отменным”. Дом у него – полная чаша: хозяйство, погреб, полный запасов, неплохая пенсия, да и дети помогают. На детей – сыновей и дочь – Наум Евстигнеевич обижен за то, что они уехали в город.

Часто спускается в погреб, сядет на приступку и подолгу задумчиво сидит. “Черти драные. Тут ли счас не жить” – думает он и вылезает на свет белый.

У Юркиположение тяжелое. В родной деревне парня нет десятилетки, и он переехал в село, чтобы окончит десять классов и поступить в медицинский институт. Отца у Юрки нет, и мать бьется изо всех сил, чтобы исполнить мечту старшего сына и поднять троих младших мальчишек.

Старик знает о Юркиной бедности, но берет с него пять рублей в месяц и столуется отдельно. Иногда в конце месяца Юрке нечего есть, и старик отвешивает ему в долг пару килограмм пшена.

По утрам Юрка собирается в школу и беседует со стариком. Того интересует, чего это Юрку так в медицинский тянет, ведь шофер в совхозе получает больше, чем врач. Наум Евстигнеевич не одобряет тягу молодежи к учению и считает, что раньше было лучше.

Сбили вас с толку этим ученьем – вот и мотаетесь по белому свету Жили раньше без всякого ученья – ничего, бог миловал: без хлебушка не сидели.

Обратите внимание

Затем старик и Юрка начинают спорить, что лучше – “ироплан” или телега. Старик остается на весь день один, и ему необходимо наговориться. Юрку раздражает брюзжание старика, но он горд тем, что защищает Новое – учение, книги, аэропланы.

В бога старик, как ни странно, не верит. Считает, что человек должен работать, но не на колхоз, а на себя. Сам он в колхозе давно не работает. Однажды Юрка в сердцах назвал старика кулаком. Наум Евстигнеевич долго молчал, а потом велел не вякать: придут и лишние сотки от огорода отрежут.

Старик снова стонет на печи и вызывает Юрку на разговор – спрашивает, что он сейчас учит. Юрка учит астрономию. Он рассказывает старику про космос и космонавтов, но тому непонятно – зачем летать в тот космос.

Юрка загорается, начинает рассказывать про Луну и Венеру, про планеты, где могут жить разумные существа, с которыми люди наладят обмен знаниями. Инопланетные технологии разовьют земную технику, медицину.

Люди будут жить до 120-ти лет и летать друг к другу в гости на личных вертолетах.

Старик не согласен – до 120 лет жить скучно, да и инопланетяне драться могут полезть. Лучше б лекарство от похмелья изобрели. Юрку бесит дремучесть старика, и он возвращается к учебникам.

Наум Евстигнеевич не унимается, говорит, что в книгах “вранье одно”, а врачи вылечить человека неспособны. Разозленный Юрка рассказывает, что врачи победили чуму и туберкулез, но старик возражает: бабка не врач, а пошепчет – и все проходит.

Тогда Юрка рассказывает об академике Павлове.

А знаешь ты, что когда академик Павлов помирал, то он созвал студентов и стал им диктовать, как он помирает.

Павлов рассказывал все до последней минуты, потому что это нужно было для науки.

На Наума Евстигнеевича этот рассказ производит впечатление. Некоторое время спустя он просит Юрку показать ему портрет Павлова. Юрка с укором говорит старику, что академик был бодрым до старости, потому что не напивался и не оглушал свою нервную систему. Наум Евстигнеевич тоже мог бы перебороть свой рефлекс и, получив пенсию, не сворачивать к магазину.

Важно
Обратите внимание

Старик кряхтя слезает с печки, выходит в сени, возвращается с солидным шматом сала и дает его Юрке.

[/su_box]

На, поешь, а то загнесся загодя со своими академиками… пока их изучишь всех.

Юрка уписывает сало и слушает лекцию старика о том, как правильно кормить свиней.

Потом Наум Евстигнеевич спрашивает, была ли у академика Павлова родня: “Никого если бы не было родных-то, не много надиктуешь. Одному-то плохо”. Юрка решает не напоминать о студентах, соглашается – конечно, одному плохо.

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-kosmos-nervnaya-sistema-i-shmat-sala-shukshina/

Краткое содержание «Космос нервная система и шмат сала» Шукшина Помощь по литературе

Раз в месяц старик Наум Евстигнеевич напивается, после чего три дня лежит на печи, хворает и «матерится в бога». Вот и сейчас он стонет и жалуется своему квартиранту, восьмикласснику Юрке.

Юрка учит уроки, и на жалобы старика отвечает: «Не надо было напиваться». От разговоров Науму Евстигнеевичу становиться малость легче, но Юрке нужно учить уроки. Он предлагает старику похмелиться, но тому жалко денег.

В селе старик слывет «скрягой отменным». Дом у него — полная чаша: хозяйство, погреб, полный запасов, неплохая пенсия, да и дети помогают. На детей — сыновей и дочь — Наум Евстигнеевич обижен за то, что они уехали в город.

Часто спускается в погреб, сядет на приступку и подолгу задумчиво сидит. «Черти драные. Тут ли счас не жить» — думает он и вылезает на свет белый.

У Юрки положение тяжелое. В родной деревне парня нет десятилетки, и он переехал в село, чтобы окончит десять классов и поступить в медицинский институт. Отца у Юрки нет, и мать бьется изо всех сил, чтобы исполнить мечту старшего сына и поднять троих младших мальчишек.

Старик знает о Юркиной бедности, но берет с него пять рублей в месяц и столуется отдельно. Иногда в конце месяца Юрке нечего есть, и старик отвешивает ему в долг пару килограмм пшена.

По утрам Юрка собирается в школу и беседует со стариком. Того интересует, чего это Юрку так в медицинский тянет, ведь шофер в совхозе получает больше, чем врач. Наум Евстигнеевич не одобряет тягу молодежи к учению и считает, что раньше было лучше.

Сбили вас с толку этим ученьем — вот и мотаетесь по белому свету Жили раньше без всякого ученья — ничего, бог миловал: без хлебушка не сидели.

Совет

Затем старик и Юрка начинают спорить, что лучше — «ироплан» или телега. Старик остается на весь день один, и ему необходимо наговориться. Юрку раздражает брюзжание старика, но он горд тем, что защищает Новое — учение, книги, аэропланы.

В бога старик, как ни странно, не верит. Считает, что человек должен работать, но не на колхоз, а на себя. Сам он в колхозе давно не…работает. Однажды Юрка в сердцах назвал старика кулаком. Наум Евстигнеевич долго молчал, а потом велел не вякать: придут и лишние сотки от огорода отрежут.

Старик снова стонет на печи и вызывает Юрку на разговор — спрашивает, что он сейчас учит. Юрка учит астрономию. Он рассказывает старику про космос и космонавтов, но тому непонятно — зачем летать в тот космос.

Юрка загорается, начинает рассказывать про Луну и Венеру, про планеты, где могут жить разумные существа, с которыми люди наладят обмен знаниями. Инопланетные технологии разовьют земную технику, медицину.

Люди будут жить до 120-ти лет и летать друг к другу в гости на личных вертолетах.

Старик не согласен — до 120 лет жить скучно, да и инопланетяне драться могут полезть. Лучше б лекарство от похмелья изобрели. Юрку бесит дремучесть старика, и он возвращается к учебникам.

Наум Евстигнеевич не унимается, говорит, что в книгах «вранье одно», а врачи вылечить человека неспособны. Разозленный Юрка рассказывает, что врачи победили чуму и туберкулез, но старик возражает: бабка не врач, а пошепчет — и все проходит.

Тогда Юрка рассказывает об академике Павлове.

А знаешь ты, что когда академик Павлов помирал, то он созвал студентов и стал им диктовать, как он помирает.

Павлов рассказывал все до последней минуты, потому что это нужно было для науки.

На Наума Евстигнеевича этот рассказ производит впечатление. Некоторое время спустя он просит Юрку показать ему портрет Павлова. Юрка с укором говорит старику, что академик был бодрым до старости, потому что не напивался и не оглушал свою нервную систему. Наум Евстигнеевич тоже мог бы перебороть свой рефлекс и, получив пенсию, не сворачивать к магазину.

Важно
Обратите внимание

Старик кряхтя слезает с печки, выходит в сени, возвращается с солидным шматом сала и дает его Юрке.

[/su_box]

На, поешь, а то загнесся загодя со своими академиками… пока их изучишь всех.

Юрка уписывает сало и слушает лекцию старика о том, как правильно кормить свиней.

Потом Наум Евстигнеевич спрашивает, была ли у академика Павлова родня: «Никого если бы не было родных-то, не много надиктуешь. Одному-то плохо». Юрка решает не напоминать о студентах, соглашается — конечно, одному плохо.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/3212_kratkoe_soderzhanie_171_kosmos_nervnaya_sistema_i_shmat_sala_187_shukshina.htm

Краткое содержание Космос, нервная система и шмат сала Шукшин

Наум Евстигнеевич лежал на печи и помирал с похмелья. Ровно раз в месяц, получив пенсию, старик напивался, а после три дня лежал не вставая, ворчал и матерился в Бога. Вот и сегодня, он болеет и сетует Юрке, ученику восьмого класса, который снимает у Евстигнеевича комнату.

Юрка делает домашнее задание, а на стоны старика отвечает, что не стоило выпивать. За беседой Науму становится лучше, но парню надо учить уроки. Квартирант предлагает ему поправить здоровье, выпив бутылочку, но старого жаба душит.

Наум был очень скуп. Хотя хорошо жил, и пенсия неплохая и хозяйство хорошее, да и сын с дочкой помогали. Правда, на детей старик осерчал, что они в город жить уехали.

У квартиранта, все наоборот, непросто ему живется. Приехал он из соседнего села, так как там нет десятого класса в школе, а ему на медика учиться надо. Вот он и снимает угол у старика. Отец Юрки погиб, а мать изо всех сил старается поднять детей на ноги, коих еще кроме Юрки трое.

Наум Евстигнеевич делает вид, что не замечает Юркиной нищеты, и берет с него квартплату пять рублей ежемесячно. Питаются они раздельно, каждый свои продукты. Когда у мальчика заканчивается продовольствие, старик в долг отсыпает ему пшена.

Утром перед занятиями Юрка всегда разговаривает со стариком. Евстигнеевич недоумевает, почему парень хочет стать хирургом, а не водителем, ведь врачу меньше платят, чем шоферу. Дед не разделяет научных взглядов мальчика. Он полагает, что в его времена лучше жилось.

Потом они разводят дискуссию на тему, что же лучше, аэроплан или телега, и каждый остается при своем мнении. Юрка всегда на стороне нововведений, а дед все по старинке. Евстигнеевич целые дни проводит в одиночестве, поэтому спешит наболтаться с мальчиком.

Юрку порой раздражает ворчание старика.

Наум не признает религию. Полагает, что человек должен трудиться, но не на государство, а на себя. Сам Наум, давно уж нигде не трудится, хотя многие в его годы еще работают. Однажды Юрка сказал ему, что живет он с кулацким уклоном, на что дед промолчал, а потом заявил, чтоб Юрка не болтал лишнего, а то придут и отберут часть огорода.

Важно

Старик опять заохал на печке и позвал квартиранта побеседовать. Поинтересовался, чем сейчас занят Юрка. Мальчишка ответил, что повторяет астрономию. Наум заинтересовался, и Юрка с удовольствием стал рассказывать старику о космосе, но тут опять возник спор.

Читайте также:  Сочинение добро и зло

Дед сказал, чтоб лучше средство от его сегодняшнего недуга изобрели, чем развивали космические технологии. Юрка раздражен неосведомленностью старика, и он продолжает заниматься.

Далее они спорят о врачах, Наум ругает науку и мальчик рассказывает ему историю о докторе Павлове. Знаменитый академик, когда умирал, велел своим ученикам записывать свои ощущения. Это было сделано для науки. Старик поражен этим рассказом, он просит показать его фото.

Юрка корит деда тем, что тот выпивает, не может побороть свой рефлекс, куда ему до великого академика.

Старик, постанывая, слезает с печи и идет в сени, оттуда он возвращается с большим куском сала. Он угощает им Юрку. Мальчик с удовольствием лакомиться салом и продолжает слушать старика.

А тот интересуется, были ли у Павлова родственники, Юрка об этом не знает, говорит, что завтра спросит в школе. Дед полагает, что были, одному ведь плохо.

Юрка понимает одиночество старика, и в какой – то мере жалеет.

Этот рассказ учит нас не бросать и не забывать своих родных.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Тургенев Месяц в деревнеНачинается пьеса с появление в семье Ислаевых нового учителя Алексея Николаевича. Он сразу стал любимцем у детей. Коля и Вера Ислаевы – воспитанники Алексей Николаевича были в восторге от своего учителя, он развил в них умение мастерить, правильно мыслить
  • Краткое содержание Зощенко Голубая книгаКнига М. М. Зощенко » Голубая книга» написана по просьбе друга, Горького. В ней показана жизнь простого народа, поэтому состоит она из бытовых новелл и написана на языке
  • Краткое содержание Чехов КанительСатирический рассказ о том, как трудно двум существам договорится и добиться консенсуса, если сферы интересов не имеет точек соприкосновения.
  • Краткое содержание Пришвин ВыскочкаУ нас прижилась собака (породы лайка) – уроженка Алтая, проживающая на берегах реки Бии. Вначале звали Бией, затем Бьюшкой и наконец, её имя трансформировалась в Вьюшку.
  • Краткое содержание Платонов Третий сынПроизведение Андрея Платонова «Третий сын» описывает, на первый взгляд, совершенно житейскую историю – смерть пожилой женщины. Она умерла на склоне лет, и близким было, чем гордиться: в ее семье выросло шестеро сыновей

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilij-shukshin/kosmos-nervnaya-sistema-i-shmat-sala

Василий Шукшин — Космос, нервная система и шмат сала

Шукшин Василий

Космос, нервная система и шмат сала

Василий Шукшин

Космос, нервная система и шмат сала

Старик Наум Евстигнеич хворал с похмелья. Лежал на печке, стонал. Раз в месяц — с пенсии — Евстигнеич аккуратно напивался и после этого три дня лежал в лежку. Матерился в бога.

— Как черти копытьями толкут, в господа мать. Кончаюсь…

За столом, обложенным учебниками, сидел восьмиклассник Юрка, квартирант Евстигнеича, учил уроки.

— Кончаюсь, Юрка, в крестителя, в бога душу мать!..

— Не надо было напиваться.

— Молодой ишо рассуждать про это.

Пауза. Юрка поскрипывает пером.

Старику охота поговорить — все малость полегче.

— А чо же мне делать, если не напиться? Должен я хоть раз в месяц отметиться…

— Зачем?

— Што я не человек, што ли?

— Хм… Рассуждения, как при крепостном праве.- Юрка откинулся на спинку венского стула, насмешливо посмотрел на хозяина.- Это тогда считалось, что человек должен обязательно пить.

— А ты откуда знаешь про крепостное время-то? — Старик смотрит сверху страдальчески и с любопытством. Юрка иногда удивляет его своими познаниями, и он хоть и не сдается, но слушать парнишку любит,- Откуда ты знаешь-то? Тебе всего-то от горшка два вершка.

— Проходили,

— Учителя, што ли, рассказывали?

— Но.

— А они откуда знают? Там у вас ни одного старика нету.

— В книгах.

— В книгах… А они случайно не знают, отчего человек с похмелья хворает?

— Травление организма: сивушное масло.

— Где масло? В водке?

— Но.

Евстигнеичу хоть тошно, но он невольно усмехается:

— Доучились.

— Хочешь, я тебе формулу покажу? Сейчас я тебе наглядно докажу…Юрка взял было учебник химии, но старик застонал, обхватил руками голову.

— О-о… опять накатило! Все, конец…

— Ну, похмелись тогда, чего так мучиться-то?

Старик никак не реагирует на это предложение. Он бы похмелился, но жалко денег, Он вообще скряга отменный. Живет справно, пенсия неплохая, сыновья и дочь помогают из города. В погребе у него чего только нет — сало еще прошлогоднее, соленые огурцы, капуста, арбузы, грузди… Кадки, кадушки, туески, бочонки — целый склад, В кладовке полтора куля доброй муки, окорок висит пуда на полтора.

В огороде яма картошки, тоже еще прошлогодней, он скармливает ее боровам, уткам и курицам. Когда он не хворает, он встает до света и весь день, до темноты, возится по хозяйству. Часто спускается в погреб, сядет на приступку и подолгу задумчиво сидит. «Черти драные. Тут ли счас не жить» — думает он и вылезает на свет белый. Это он о сыновьях и дочери.

Он ненавидит их за то, что они уехали в город.

Совет

У Юрки другое положение. Живет он в соседней деревне, где нет десятилетки. Отца нет. А у матери кроме него еще трое. Отец утонул на лесосплаве. Те трое ребятишек моложе Юрки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтоб Юрка окончил десятилетку. Юрка тоже хочет окончить десятилетку. Больше того, он мечтает потом поступить в институт. В медицинский.

Старик вроде не замечает Юркиной бедности, берет с него пять рублей в месяц. А варят — старик себе отдельно, Юрка себе. Иногда, к концу месяца, у Юрки кончаются продукты. Старик долго косится на Юрку, когда тот всухомятку ест хлеб. Потом спрашивает:

— Все вышло?

— Ага.

— Я дам… апосля привезешь.

— Давай.

Старик отвешивает на безмене килограмм-два пшена, и Юрка варит себе кашу. По утрам беседуют у печки.

— Все же охота доучиться?

— Охота. Хирургом буду.

— Сколько ишо?

— Восемь. Потому что в медицинском — шесть, а не пять, как в остальных.

— Ноги вытянешь, пока дойдешь до хирурга-то. Откуда она, мать, денег-то возьмет сэстоль?

— На стипендию. Учатся ребята… У нас из деревни двое так учатся.

Старик молчит, глядя на огонь. Видно, вспомнил своих детей.

— Чо эт вас так шибко в город-то тянет?

— Учиться… «Что тянет». А хирургом можно потом и в деревне работать. Мне даже больше глянется в деревне.

— Што, они много шибко получают, што ль?

— Кто? Хирурги?

— Но.

— Наоборот, им мало плотят. Меньше всех. Сейчас прибавили, правда, но все равно…

— Дак на кой же шут тогда жилы из себя тянуть столько лет? Иди на шофера выучись да работай. Они вон по скольку зашибают! Да ишо приворовывают: где лесишко кому подкинет, где сена привезет совхозного — деньги. И матери бы помог. У ей вить ишо трое на руках.

Юрка молчит некоторое время. Упоминание о матери и младших братьях больно отзывается в сердце. Конечно, трудно матери… Накипает раздражение против старика.

— Проживем,- резко говорит он.- Никому до этого не касается,

— Знамо дело,- соглашается старик.- Сбили вас с толку этим ученьем — вот и мотаетесь по белому свету, как…- Он не подберет подходящего слова — как кто.- Жили раньше без всякого ученья — ничего, бог миловал: без хлебушка не сидели.

— У вас только одно на уме: раньше!

— А то… ирапланов понаделали-дерьма-то.

— А тебе больше глянется на телеге?

— А чем плохо на телеге? Я если поехал, так знаю: худо-бедно доеду. А ты навернесся с этого свово ираплана — костей не соберут.

И так подолгу они беседуют каждое утро, пока Юрка не уйдет в школу. Старику необходимо выговориться — он потом целый день молчит; Юрка же, хоть и раздражает его занудливое ворчание старика, испытывает удовлетворение оттого, что вступается за Новое — за аэропланы, учение, город, книги, кино…

Странно, но старик в бога тоже не верит.

— Делать нечего — и начинают заполошничать, кликуши,- говорит он про верующих.- Робить надо, вот и благодать настанет.

Но работать — это значит только для себя, на своей пашне, на своем огороде. Как раньше. В колхозе он давно не работает, хотя старики в его годы еще колупаются помаленьку — кто на пасеке, кто объездным на полях, кто в сторожах.

— У тебя какой-то кулацкий уклон, дед,- сказал однажды Юрка в сердцах. Старик долго молчал на это. Потом сказал непонятно:

— Ставай, пролятый заклеменный!.. — И высморкался смачно сперва из одной ноздри, потом из другой. Вытер нос подолом рубахи и заключил: Ты ба, наверно, комиссаром у их был. Тогда молодые были комиссарами.

Юрке это польстило.

— Не пролятый, а — проклятьем,- поправил он.

— Насчет уклона-то… смотри не вякни где. А то придут, огород урежут. У меня там сотки четыре лишка есть.

— Нужно мне.

Частенько возвращались к теме о боге,

— Чего у вас говорят про его?

— Про кого?

— Про бога-то,

— Да ничего не говорят — нету его.

— А почему тогда столько людей молятся?

— А почему ты то и дело поминаешь его? Ты же не веришь.

— Сравнил! Я — матерюсь.

— Все равно — в бога.

Старик в затруднении.

— Я, што ли, один так лаюсь? Раз его все споминают, стало быть, и мне можно.

— Глупо. А в таком возрасте вообще стыдно.

— Отлегло малость, в креста мать,- говорит старик.- Прямо в голове все помутнело.

Юрка не хочет больше разговаривать — надо выучить уроки.

— Про кого счас проходишь?

— Астрономию,- коротко и суховато отвечает Юрка, давая тем самым понять, что разговаривать не намерен.

— Это про што?

— Космос. Куда наши космонавты летают.

— Гагарин-то?

— Не один Гагарин… Много уж.

— А чего они туда летают? Зачем?

— Привет! — воскликнул Юрка и опять откинулся на спинку стула.Ну, ты даешь. А что они, будут лучше на печке лежать?

— Што ты привязался с этой печкой? — обиделся старик.- Доживи до моих годов, тогда вякай.

— Я же не в обиду тебе говорю. Но спрашивать: зачем люди в космос летают? — это я тебе скажу…

— Ну и растолкуй. Для чего же тебя учат? Штоб ты на стариков злился?

— Ну во-первых: освоение космоса-это… надо. Придет время, люди сядут на Луну. А еще придет время — долетят до Венеры. А на Венере, может, тоже люди живут. Разве не интересно доглядеть на них?..

— Они такие же, как мы?

— Этого я точно не знаю. Может, маленько пострашней, потому что там атмосфера не такая — больше давит.

— Ишо драться кинутся,

— За что?

— Ну, скажут: зачем прилетели? — Старик заинтересован рассказом.Непрошеный гость хуже татарина.

— Не кинутся. Они тоже обрадуются. Еще неизвестно, кто из нас умнее — может, они. Тогда мы у них будем учиться. А потом, когда техника разовьется, дальше полетим…- Юрку самого захватила такая перспектива человечества.

Он встал и начал ходить по избе.- Мы же еще не знаем, сколько таких планет, похожих на Землю! А их, может, миллионы! И везде живут существа. И мы будем летать друг к другу… И получится такое… мировое человечество.

Все будем одинаковые.

— Жениться, што ли, друг на дружке будете?

— Я говорю — в смысле образования! Может, где-нибудь есть такие человекоподобные, что мы все у них поучимся. Может, у них все уже давно открыто, а мы только первые шаги делаем. Вот и получится тогда то самое царство божие, которое религия называет — рай.

Или ты, допустим, захотел своих сыновей повидать прямо с печки — пожалуйста, включил видеоприемник, настроился на определенную волну — они здесь, разговаривай.

Обратите внимание

Захотелось слетать к дочери, внука понянчить — лезешь на крышу, заводишь небольшой вертолет — и через какое-то время икс ты у дочери… А внук… ему сколько?

Источник: https://www.libfox.ru/51299-vasiliy-shukshin-kosmos-nervnaya-sistema-i-shmat-sala.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector