Анализ рассказа любовь к родине или путешествие воробья платонова

Человечество – без облагораживания его животными и растениями – погибнет, оскудеет, впадёт в злобу…

Андрей Платонов.

Много ли было писателей, понимавших душу и тоску животных и растений ? – Пришвин? Лондон? Толстой? После прочтения “Холстомера”, Тургенев даже сказал, что Толстой в прошлой жизни был лошадью.

Кем в прошлой жизни был Платонов? Какая наивность, понимать душу, как нечто “круглое”, цельное, улетающее на небо ли, возвращающееся на землю ли, словно перелётные птицы, устав от света и тепла. Душа – каждый миг рождается в человеке, бьётся воробышком в груди, ветвится деревом, обнимая растения, животных, людей и облака..

Пробивается из земли ресницами травы ( словно живыми, медленными лучами неведомого солнца в земле) и внимательными, голубыми глазами цветов, неустанно перерабатывая ночь земного праха и смерть, в свет и жизнь.

Обратите внимание

В любви Платонова к животным есть что-то от любви к ним Есенина, которого он любил.

В истории на этот изумительный рассказ, с таким воробьино-непритязательным названием, хотелось бы косвенно очертить и другие моменты из романов и рассказов Платонова о животных.

Если бы Кафке приснились некоторые вещи Платонова, он бы проснулся в поту, быть может даже вскрикнув, что где-то на земле сбылся творческий ад его произведений, как-то мучительно сладко и темно смешавшись с возможностью рая : седой воробей, бегающий пешком по занесённой снегом земле, дабы не мучить уставшее тело рваными и тёмными ветрами ночи. Кафка просыпается, проводит рукой по холодным складкам простыни, словно по застывшей позёмке, чему-то грустно улыбается. Под свесившейся на пол белоснежной простынёй, попискивает мышка.. Вспоминается почти забавный анекдот про Хемингуэя, Платонова и Кафку ( анекдот в конце истории).

Ночь, улица, фонарь, разбитое стекло. За мальчиком бежит седой музыкант, окно которого, цветущее зимой райскими цветами и папоротниками, разбил этот мальчик. В холодной и пустой комнате, в сугробе простыней, умирает воробей.

Старый музыкант играл на скрипке у памятника Пушкину, играл для жизни и людей. Но однажды к нему стал прилетать воробей, и случалось, что он играл для него одного. Воробья, словно Элли из сказки, уносит странным ураганом в африканские, жаркие, райские страны.

Куда уносит душу, когда она слушает музыку и стихи ? Узоры музыки и стихов и сами похожи на заиндевевшие узоры на стекле искусства, на обещание рая. Стекло обращается в “тонкий лёд счастья”, покрытый паутинками трещин, и по нему, словно по водам, ходит душа. Но воробей тоскует в этом южном раю по музыканту и хлебу. Душа музыканта тоскует по воробью.

Жизнь тоскует по тому, о чём поёт музыка. Растения, животные ( иногда у Платонова кончающие с собой), люди и даже земля, ворочаются в тёмном бреду одиночества, словно бы томясь вспомнить что-то вечное, всеми забытое. Добрые, одинокие, грустные животные, словно сбывшиеся слова Христа о солнце, льющее свой свет на праведных и неправедных…

живыми, ласковыми лучами, льнут они к музыкантам, ворам, растениям, земле, то обнимая, согревая их бытие, то грустно отражаясь от них в ветер ночи.

Воробьи на проводах вдоль вечерних дорог, словно музыкальные знаки самой жизни…

Россия. Зима. Разбивший стекло мальчик убегает от разъяренного дворника.

Важно

Мальчик бежит и думает: «Нет, ну так решительно нельзя. Я из хорошей семьи, я хочу учиться, саморазвиваться. Хочу, в конце концов, быть, как мой любимый писатель Эрнест Хэмингуэй — мужественным, сильным… На пляжах Кубы ловить рыбу. А не от дворников в этом городе убегать».

Куба. Жара. Эрнест Хэмингуэй, действительно, мужественный и сильный, сидит на пляже и пьет из горла ром, окруженный жаркими кубинками. Хэмингуэй думает: «Нет, это — не жизнь. Никакого героизма тут нет.

Народу ничего не нужно, 24 часа в сутки жара, мозги плавятся, женщины толстые.

Вот бы сейчас в старушку Европу, к писателю Кафке, мы бы с ним выпили хорошего чешского пива, поговорили об отцах, Флобере, смысле жизни.

Прага. Моросит слепой дождь. Кафка сидит в тускло освещённой комнате. Смотрит в ночь окна : словно мыши в мокрой траве листвы, мечутся воробьи. Жизнь так абсурдна. Вот бы мне в Россию, – думает он – куда я уже давно хочу съездить, к близкому мне по-духу писателю Платонову, он бы меня понял, мы бы с ним поговорили о человеке и абсурде жизни.

Зимний Воронеж. Андрей Платонов, в тулупе несется по закоулкам города за мальчиком и думает: ” Б..дь! поймаю – убью!”

Источник: https://www.livelib.ru/story/18585-lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya-andrej-platonov

«Формула жизни» А. П. Платонова (анализ рассказов «Любовь к Родине, или путешествие воробья», «Неизвестный цветок»)

Тема: «Формула жизни» А.П. Платонова

(анализ рассказов «Любовь к Родине, или путешествие воробья», «Неизвестный цветок»)

Цель:

  • знакомство с жанром рассказа-притчи
  • знакомство с творчеством А.Платонова
  • помочь понять, какова формула жизни А.Платонова, что входит в ее слагаемые

Ход урока:

Мы с вами уже в течение нескольких уроков ведем разговор с понятием новеллы. Сегодня мы познакомимся с разновидностью рассказа, рассказ-притча. Итак, что же такое притча.

Притча.

  1. В старинной литературе иносказательный рассказ с нравоучением. Например, евангельская притча.
  2. Перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении (разг.). Что за притча?
  3. Притча во языцех (шутл.) – предмет общих разговоров.

В каком значении сегодня мы с вами будем использовать это слово?

А прежде чем ответить на главный вопрос, мы поработаем с рассказами-притчами Платонова. Сегодня вы работаете в группах:

Задание для 1 группы:

– Перечитать эпизод «Скрипач и воробей»

– Ответить на вопросы:

  • Зачем скрипач ходил играть к памятнику Пушкина? Что хотел выразить музыкант, играя на скрипке?
  • Почему музыкант не берет денег за свое искусство?
  • Почему он играет именно у памятника Пушкину?
  • Почему скрипач так сильно полюбил воробья и каждый день носил для него хлеб?
  • Понимал воробей музыку? Что больше привлекало воробья: музыка или крошки хлеба?

Задание для 2 группы:

Перечитать эпизод «Воробей в райской стране» и ответить на вопросы:

  • Почему воробью стало печально на новой земле, почему он хочет улететь домой? Чего ему не хватает?
  • Кого он выбирает себе в друзья? Почему?
  • Где находит пристанище?
  • Что мучает воробья? О чем он мечтает в райской стране?

Задание для 3 группы:

Перечитать эпизод «Музыкант и черепаха» и ответить на вопросы:

  • Почему музыкант купил черепаху?
  • Что даст музыканту присутствие черепахи в доме?
  • Понимала ли черепаха настроение музыканта и его игру?
  • Что для Платонова ценно в человеке и во всяком живом существе?

Задание для 4 группы:

Перечитать эпизод «Воробей и ураган» и ответить на вопросы:

  • Как чувствует себя воробей в урагане?
  • Как он добывает себе корм? Трудно ли он ему достается?
  • Устраивает ли его жизнь в урагане?
  • Почему воробей, когда летел в урагане, забыл, как за ним ухаживал пенсионер?
  • О чем он только жалеет, чего ему не хватает в урагане?

Задание для 5 группы:

Перечитать эпизод «Новая встреча воробья и скрипача»

  • Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции – заканчивается трагически?
  • Почему воробей умирает?
  • Любил ли музыкант воробья, а воробей – музыканта?
  • Почему после смерти воробья в музыке недоставало полезного утешения?

(2 урок)

Итак, на прошлом уроке вы по группам работали с текстом рассказа-притчи А.Платонова «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Сегодня мы попытаемся выявить формулу жизни А.Платонова.

Слушаем выступления групп и записываем выводы после каждого выступления.

Жизнь

Материалы к изучению рассказа

Старик скрипач каждый вечер ходил на бульвар играть: «Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью».

Скрипач хотел дарить людям добро, потому что, видимо, делал это всю жизнь и не мог привыкнуть к мысли о своей бесполезности. Кроме того, он был одинок, а среди прохожих Тверского бульвара ему было уютнее и теплее, чем в пустой квартире; вокруг него собирались люди, и ему становилось легче и радостнее.

Бульвар расположен в самом центре Москвы, его окружают высокие дома, по заснеженным улицам спешат люди, здесь хорошо ощутим пульс большого города, живущего своей полнокровной жизнью. И на это смотрит с высоты наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, задумчивый и немного печальный…

И старику, и воробью, наверное, нравились высокие деревья на бульваре, большие дома, в которых жили люди (ведь именно к ним стремились герои 0 один, чтобы не быть одиноким и отдать им тепло своего сердца, другой, чтобы прокормиться возле них), звенящие трамваи и та полнота жизни, которая здесь, на бульваре, чувствовалась особенно остро…

Старик любил играть именно у памятника поэта. Почему? Может быть, сама фигура поэта, и его стихи, написанные на постаменте, вдохновляли старого музыканта пробуждать в людях «чувства добрые» своей нежной музыкой.

Совет

За свою музыку старик никогда не брал денег. Он играл не из-за денег, а просто для людей и считал, что искусство выше денег. Он бескорыстно отдавал людям свое душевное тепло, свое искусство, и ему было достаточно, что его слушали со слезами на глазах. Поэтому музыкант никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей.

Маленькая птичка заставила старика задуматься о трудной судьбе воробья, а рассмотрев его, поразился «спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия». Ему стало жаль маленькую птичку, и на следующий день он уже не мог не думать о ней.

Со временем старик привязался к птичке. Он почувствовал в воробье что-то родственное: старость, одиночество, бесприютность; он понял, что птичка нуждается в заботе и любви, и с радостью стал отдавать ей это чувство. Он тосковал, когда воробей не прилетел.

Однажды после грозной вьюги воробей исчез. Его вихрем унесло в далекую южную страну. в тот день, когда это случилось, на окне старика «выросли» «замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны». Он «стал любоваться этой воодушевленной игрою природы», не подозревая о том, что именно в эту «волшебную страну» умчался воробей.

Платонов ярко описывает страну вечного лета, в которую попал воробей. Здесь было много пищи, невидимые, яркого оперения птицы пели долгие музыкальные песни. Вокруг густая трава, разнообразие цветов и трав, безветренное небо, дожди шли лишь по ночам, когда все спали, чтобы ненастье не портило никому настроение. Но воробей тоскует.

Это чужая страна, в которой воробей не встретил никого знакомого. Здесь много пищи, но все плоды были либо слишком сладкими, либо горькими.

И «замороженные леса и цветы» на окне старика казались прекрасными, но воробей, оказавшись среди этих трав и лесов, не получил никакого тепла и почувствовал себя несчастным вдали от родного Тверского бульвара.

Чаще всего воробей тосковал по привычной кислоте простого черного хлеба, который заботливо был накрошен для него в футляр стариком. Тем более, что доставался он ему в самое голодное и холодное время, и от этих черных крошек ему становилось тепло среди студеной метели, да та, что он мог пробормотать небольшую песню. А здесь, в вечной стране тепла и изобилия он не пел совсем.

Обратите внимание

Поэтому он поселился на берегу ручья, покрытого мелкими камнями, где ничего не росло. Это место напоминало о родине: ведь там никогда не было вечного лета, «сладости и обилия». А затем и вовсе перебрался на голую скалу. Он надеялся, что когда-нибудь настанет буря, сорвет со скалы и унесет обратно домой, на Тверской бульвар. И однажды его желание сбылось…

А стрик в это время грустил долгими зимними вечерами. Единственное утешение – замороженное окно. Душа его, наверное, тосковала по далекому несбыточному счастью и по маленькой серой птичке. Может быть, поэтому он и купил себе в зоологическом магазине черепаху, которая смотрела на него с кротким видом, когда он играл для нее на скрипке.

В это же самое время воробей в чужой стране смотрел в темные приветливые глаза змеи, с которой он подружился. И змея, и черепаха будто из одного мира – мира земли. На протяжении многих столетий эти существа считаются символами мудрости и знания.

Поэтому не удивительно, что старик проснулся в ту ночь, когда воробья несла буря домой и вспомнил о нем.

Но сказка, рассказанная Платоновым, отличается от народных. Воробей погиб. Очевидно, не перенес второго сложного путешествия, не хватило его немолодых сил. Но оставаться в чужой стране он не мог: слишком тоскливо ему было там, в стране вечного лета и обильной пищи.

А может, сердце не выдержало радости встречи с Родиной. Музыкант был потрясен смертью воробья. Он даже не смог идти на бульвар играть на скрипке, словно смерть маленькой птички унесла и часть его души. А потом он стал играть нежную счастливую мелодию.

Он хочет, что птичке снился вечный счастливый сон про родную землю но в сердце столько печали, что музыка не может утешить старика, потому что он понимает, что лишился друга, и это уже не поправить. От этого старику становится одиноко и тоскливо. Музыка не смогла вернуть ему гармонии: в ней «недоставало чего-то».

Она уже не могла обещать «счастье и славную жизнь», потому что никакое искусство не заменит настоящей жизни и настоящих друзей.

https://www.youtube.com/watch?v=x78FYVgPA_c

Музыка играет в рассказе важную роль.

Благодаря ей мы понимаем одинокую душу старика и его мечту о счастье общения, она помогает нам увидеть его бескорыстное служение искусству и стремление быть полезным своей родной земле, мы будто слышим его искусную игру на скрипке. В музыке человеческая душа обретает утешение и стремление «жить высшей, прекрасной жизнью». Музыка дает нам возможность ощутить всю полноту утраты старого человека.

Наверное, о таком музыканте написал песню Булат Окуджава. Она так и называется «Музыкант».

Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел.

Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.

Я не то чтобы от скуки – я надеялся понять,

как умеют эти руки эти звуки извлекать

из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,

из какой-то там фантазии, которой он служил?

Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь…

А чего с ней церемониться? Чего ее беречь?
Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь

и вселяют в нас надежды… Остальное как-нибудь.

Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,

по чьему благословению я по небу лечу.

Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа куприна суламифь

музыкант, соорудивший из души моей костре.

А душа, уж это точно, ежели обожжена,

справедливей, милосерднее и праведней она.

Домашнее задание: «Неизвестный цветок» Платонова

Источник: http://www.uverenniy.ru/formula-jizni-a-p-platonova-analiz-rasskazov-lyubove-k-rodine.html

Андрей Платонов – Любовь к родине, или путешествие воробья

Здесь можно скачать бесплатно “Андрей Платонов – Любовь к родине, или путешествие воробья” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Любовь к родине, или путешествие воробья” читать бесплатно онлайн.

Платонов Андрей

Любовь к родине, или путешествие воробья

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОРОБЬЯ

(Сказочное происшествие)

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени.

Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.

Важно

Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар.

Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.

Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра.

Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку.

Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина…

В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание.

Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз.

Совет

Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, – он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться.

Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он не даром прилетал – хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и заботится, ему тоже надо существовать.

На другой вечер старый скрипач открыл футляр – на тот случай, что если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба, который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.

Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку.

Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам.

Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.

Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб.

Стоя на высоте подножия памятника, играя нежную мелодию, старик постоянно следил взором за своим открытым футляром, за ближними дорожками и умершими кустами цветов на летней клумбе.

Музыкант ожидал воробья и тосковал по нем: где он теперь сидит и согревается, что он ест на холодном снегу? Тихо и светло горели фонари вокруг памятника Пушкину, красивые чистые люди, освещенные электричеством и снегом, мягко проходили мимо памятника, удаляясь по своим важным и счастливым делам. Старик играл дальше, скрывая в себе жалкое чувство печали по небольшой усердной птичке, которая жила сейчас где-то и изнемогала.

Но прошло еще пять дней, а воробей все не прилетал гостить к памятнику Пушкину.

Обратите внимание

Старый скрипач по-прежнему оставлял для него открытый футляр с накрошенным хлебом, однако чувство музыканта уже затомилось от ожидания, и он стал забывать воробья.

Старику многое пришлось забыть в своей жизни безвозвратно. И скрипач перестал крошить хлеб, он теперь лежал в футляре целым куском, и только крышку музыкант оставлял открытой.

* * *

В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл последней вещью “Зимнюю дорогу” Шуберта и собирался затем уходить на покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей.

Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но равнодушный к ним и безбоязненный, – и перелетел внутрь футляра. Там воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть.

Он ел долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр.

Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно свою силу.

На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину; он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб.

Старик глядел на него с высоты подножия памятника, играл оттуда музыку на скрипке и чувствовал добро в своем сердце. В этот вечер погода стояла тихая, словно усталая после вчерашней едкой поземки.

Важно

Наевшись, воробей высоко взлетел из футляра и пробормотал в воздухе небольшую песню…

Утром долго не светало. Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. Морозный, жесткий снег несся по переулку и застил дневной свет.

На оконное стекло еще ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны.

Старик стал любоваться этой воодушевленной игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придется. Сегодня поет буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. Все же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошел по своему переулку к Тверскому бульвару.

Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нем летящего снега. Старик хотел положить хлебные комки на ступеньку памятника, но увидел, что это бесполезно: буря тотчас же унесет хлеб, и снег засыплет его.

Все равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа его стала бедной от старости лет.

Совет

Он перестал играть. На улице шел поток урагана, – худо, наверно, теперь воробьям. Старик подошел к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло.

Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?

* * *

Седой воробей не испугался снежного урагана. Только он не полетел на Тверской бульвар, а пошел пешком, потому что внизу было немного тише и можно укрываться за местными сугробами снега и разными попутными предметами.

Воробей тщательно обследовал всю окрестность вокруг памятника Пушкину и даже порылся ножками в снегу, где обыкновенно стоял открытый футляр с хлебом.

Несколько раз он пытался взлететь с подветренной стороны на голые, обдутые ступени памятника, чтобы поглядеть, не принес ли туда ураган каких-нибудь крошек или старых зерен; их можно было бы поймать и проглотить.

Однако буря сразу брала воробья, как только он отрывался он снега, и несла его прочь, пока он не ударялся о ствол дерева или трамвайную мачту, и тогда воробей поскорее падал и зарывался в снег, чтобы согреться и отдохнуть. Вскоре воробей перестал надеяться на пищу.

Он разгреб поглубже ямку в снегу, сжался в ней и задремал: лишь бы ему не замерзнуть и не умереть, а буря когда-нибудь кончится. Все-таки спал воробей осторожно, чутко, следя во сне за действием урагана. Среди сна и ночи воробей заметил, что снежный бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь снег вокруг него обвалился, рассеялся, и воробей остался один в урагане.

Источник: https://www.libfox.ru/43151-andrey-platonov-lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya.html

Тема. Формула жизни героев рассказа А. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Путешествие воробья».

ЦЕЛИ: помочь учащимся определить формулу жизни А.Платонова;

донести до ребят трепетную проникновенность, сокровенность пла-

тоновской интонации;

активизировать осмысление философского подтекста рассказа;

воспитывать у учащихся доброту, милосердие, трудолюбие.

ЭПИГРАФ.

Жить – это постоянно трудиться, дарить людям радость, быть кому-то необходимым, заботиться о ком-нибудь, любить.

А.П.Платонов.

ХОД УРОКА.

1.Слово учителя. Введение в тему.

– Ребята, вы прочитали рассказ А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». Вы, наверное, с увлечением следили за сказочным происшествием, в котором причудливо и вместе с тем естественно и органично соединились житейская реальность и сказочные мотивы.

Какие вопросы возникли у вас после прочтения этого рассказа? Что взволновало вас?

2.Анализ текста.

-Так о чем же этот рассказ? О чем важном, сокровенном хотел поведать читателю автор?

Словарная работа: СОКРОВЕННЫЙ – свято хранимый и тайный, задушевный.

/ О любви к родине, о милосердии, о любви ко всему живому/

Словарная работа: МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

  • И еще он, наверное, о том, как непросто жить на свете.
  • Каков жанр этого рассказа?

/Сказочное происшествие/

  • И оно обретает притчевое звучание.

Словарная работа: ПРИТЧА –иносказательный рассказ с нравоучением.

ИНОСКАЗАНИЕ – выражение, содержащее иной, скры-

тый смысл.

И это сказочное происшествие побуждает задуматься о жизни: о том, что необходимо для того, чтобы жить, и о том, без чего жизнь оказывается невозможной.

И некоторые ее слагаемые вы уже назвали.

Любовь к Родине ?

Милосердие ЖИЗНЬ ?

Любовь ко всему живому ?

  • Но почему же вопреки нашему ожиданию счастливого конца сказочного

происшествия воробей умирает? Случайная гибель?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, приглядимся к героям, к тому, как они живут. И по ходу беседы попробуем определить, что было необходимым условием жизни скрипача и воробья.

Поэтому и тема нашего урока будет звучать так…

3.Аналитическая беседа по образу скрипача.

-Всмотримся в старого музыканта. Каким вы себе его представляете?

/Седовласый, немного сутулый, в пальто и шляпе, в руке футляр, в котором находится скрипка./

-Что заставляет музыканта каждый день ходить на Тверской бульвар и играть у памятника Пушкину?

Тверской бульвар

/Старый музыкант «скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар». Его музыка утешает людей, она обращена к сердцам./

-А вы когда-нибудь слышали звуки скрипки? Давайте послушаем.

4.Музыка: фрагмент музыкального произведения композитора Шуберта «Зимний путь» – диск.

-Почему музыка звучит плохо в тесноте комнаты?

/«Мелодия плохо звучала в тесноте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа его стала бедной на старости лет»./

-Нет, не стала бедной его душа: музыка – его бескорыстный дар добра незнакомым людям, случайным прохожим.

-Почему скрипач играет именно у памятника Пушкину?

Памятник Пушкину (картина)

/Потому что и простой скрипач, и великий поэт своим искусством дарят людям добро и счастье (на памятнике надпись: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал»). Поэтому они стоят рядом./

-Почему он не берет денег за свою игру?

/Он бескорыстен. Ему доставляет удовольствие играть для других, он рад тому, что его искусство нужно людям./

-Почему старик так сильно полюбил воробья и каждый день носил ему хлеб?

/Скрипач почувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество…

Его доброта согревает ему сердце: он думает, что в тепле его комнаты

воробей перенес бы и зиму, как на пенсии/

-Кому будет дарить свою музыку и любовь скрипач после исчезновения воробья?

/Кроткой черепахе, которая скрасит его одиночество./

-Отчего он иногда просыпается ночью?

/От страха, что умирает, но сознание, что у него есть живая черепаха, успокаивало его, давало силы жить./

Читайте также:  Белогорская крепость в жизни петра гринёва сочинение

-Так для кого же живет музыкант?

5.Аналитическая беседа по образу воробья.

-А теперь обратимся ко второму персонажу рассказа – воробью.

Итак, воробей внезапно исчезает… Где он оказывается? Перескажите этот эпизод.

Пересказ эпизода «В райской стране».

Московский воробей волею судьбы оказывается в райской стране, где царствует вечное лето, а изобилие природных даров позволяет не заботиться о хлебе насущном, «потому что достаточно было склевать одну жирную ягодку в траве, чтобы насытиться ею на весь день и на всю ночь ».

-Но все ли так хорошо там для воробья?

/Нет. Он тоскует по черному хлебу. Воробья мучит печаль одиночества, хотя рядом красивые птицы, поющие сладкозвучные песни./

Кто становится его другом в этой стране?

/Одинокая змея без яда и без зубов, тоже старая./

-Вспомните, а другом старика?

/Черепаха и змея на протяжении многих столетий являются символами мудрости и знаний./

-О чем мечтает воробей?

/О родном Тверском бульваре./

-Итак, тоска по Родине.

И происходит чудо, воистину сказочное… Какое?

/Воробей, совершив второе путешествие – на Родину, попадает в дом старого музыканта и оживает, согретый сердечным теплом./

…И умирает.

-Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции – завершается трагически? Почему умирает воробей?

/Воробей был старый, больной, он не перенес столь дальнего путешествия из жаркой страны в Москву – сердце не выдержало, а может, он сильно ударился о камни, упав с неба…/

-Но ведь в воле автора было сделать конец рассказа иным.

Значит, смерть воробья отнюдь не случайна… Попробуем в этом разобраться.

Вспомните, как живет воробей?

/К памятнику прилетает тогда, когда голоден, а ведь музыкант ждет его каждый день./

-А как он берет принесенный скрипачом хлеб?

6.Выборочное чтение эпизодов.

/Воробей прилетел только на четвертые сутки, «без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу» – с134;

некоторое время спустя – «он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб» – с.135/

«Он уже привык жить в буре и обильно питаться из нее. Ему не хотелось больше добывать себе корм на бульваре постоянным хищничеством… Он жалел только, что нет среди всего этого могучего ветра крошек кислого хлеба» – с. 14

-Как же привык жить воробей?

-И когда воробей удовлетворен жизнью, он напевает песню. Кому? /Сам себе./

-Вспоминает воробей о старике-скрипаче?

/Нет. Он и его музыку не слышит, в отличие от черепахи./

-Любит ли он кого, думает ли о ком? Никого не любит, думает только о себе.

В этом проявляется его равнодушие к окружающим.

И воробей лишен того, благодаря чему возможно чудо жизни: способности и готовности любить, дарить, отдавать, трудиться.

7.Обобщение.

-О чем заставил задуматься рассказ А.Платонова?

/Забота о других, сострадание – непременное условие жизни; сердечность, доброта – его главное богатство./

-Сам писатель Платонов относился к растениям и животным, как к равным себе, поэтому и герой его рассказа музыкант тяжело переживает смерть воробья.

«Но в музыке недоставало чего-то для полного утешения горюющего сердца старика. Тогда он положил скрипку на место и заплакал».

-Какова основная тема рассказа?

/Любовь к Родине, ко всему живому, к жизни./

-Что хотел сказать нам писатель этим рассказом? (Идея)

/Нужно научиться дарить добро, любить все живое на земле, жить для других, трудиться./

Об этом говорит и сам А.А.Платонов.

8.Обращение к эпиграфу.

Портрет Платонова и эпиграф

-Милосердие, доброта – это основа жизни. Об этом вы пишите и в своих сочинениях на тему «Уроки доброты».

9.Чтение отрывков из сочинений – отрывки заранее выделены учителем.

10.Заключение. (Чтение учителем стихотворения К.Кулиева.)

-На мир смотрите добрыми глазами.

Нам, людям, лишь добро приносит счастье,

Оно в конце сильнее зла всегда,

Добро вовеки будет богом нашим,

Ему – молитва наша и хвала.

К.Кулиев.

– На этом наша встреча с А.П.Платоновым не заканчивается…

Источник: https://gigabaza.ru/doc/160175.html

Рассказам А. Платонова «Юшка», «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

УРОК ДОБРОТЫ

По рассказам А. Платонова «Юшка»,

«Любовь к Родине, или Путешествие воробья»,

«Корова» (7 класс)

Рассказова Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №17»

г.Королёва Московской области

Цель.

  1. На основе анализа произведений А. Платонова воспитывать в учащихся чувство доброты, сострадания, любви ко всему живому.
  2. Развивать память, связную речь у учащихся.

Оборудование. Плакаты с эпиграфом, высказывания о доброте; выставка рисунков детей на тему «Спешите делать добрые дела».

Эпиграф.

«Спешите делать добрые дела»

(А. Яшин)

Слова на плакате:

«Люди! Будьте человечны! Это ваш первый долг!»

(Ж. Ж. Руссо)

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

(В. Ключевский)

«Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог».

(В. Сухомлинский)

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята! Как приятно слышать такие слова: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! В добрый путь! Доброго здоровья!…»

Самым ценным в человеке являются добрые дела, добрые поступки, доброе сердце.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим; сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем; милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия; гуманизм, гуманный – человечный, отзывчивый, культурный; нравственный человек – добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других.

  1. Сегодня на уроке мы поговорим об этом.

Чтение эпиграфа и других высказываний о доброте. «Десять «нельзя» В. Сухомлинского» (говорят ученики).

Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, радостной, радостной. Бескорыстное добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.

  1. Небольшая викторина, включающаяся в себя отрывки прочитанных накануне произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, и темой данного урока. Ребята угадывают произведения, называют автора.

«Я тоже хочу, чтоб всем людям на земле была от меня польза и хорошо…» (А. Платонов «Корова»)

«Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших…» (А. Платонов «Юшка»)

«Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар». (А. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»)

«А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя. Да и злости я уже не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки!» (Владимир Солоухин «Мститель»)

«Я понимал, что она совершает сейчас героический, в некотором смысле даже великий поступок.

Потому что подняться на ступеньку труднее, чем спуститься, вылезти из болота на сухое место труднее, чем с сухого места толкнуть в болото, а самое трудное во все времена и для каждого человека – переступить через самого себя». (В. Солоухин «Под одной крышей»)

Что общего между этими произведениями? Какой идеей они объединены?

Сегодня мы ведем разговор о добром отношении людей друг к другу, к животному миру, к окружающей нас среде.

Анализ и обсуждение содержания рассказа А. Платонова «Юшка».

В о п р о с ы :

  1. Найдите описание Ефима Дмитриевича (Юшки). Почему «в руках у него мало было силы»?
  2. Почему автор особо выделяет его глаза? (Глаза – зеркало души. Душой мы сострадаем, ненавидим; разумом – мыслим)
  3. Каково отношение детей к Юшке?
  4. Осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение?
  5. Согласны ли вы с суждением автора: «Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним…»?
  6. Как относятся взрослые к Юшке?
  7. «Побеждает зло добром». Можете ли вы доказать, что это суждение полностью относится к Юшке?
  8. Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?
  9. Почему Юшка осерчал, а не разгневался? Может, не надо было серчать?
  10. Когда люди поняли свою ошибку?
  11. Почему людям без Юшки стало грустно?
  12. Когда он стал Ефимом Дмитриевичем?
  13. Можем ли мы сказать: «прости нас, Юшка!»?

Выбор эпиграфа к рассказу.

Какие из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка»? Почему?

Тихая моя родина!

Ивы, реки, соловьи…

Н. Рубцов

https://www.youtube.com/watch?v=mevgcYAMRS4

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

Я счастлив счастием, мне чуждым,

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

И. Суриков

  1. Можем ли мы сказать, что Юшка – нравственный человек? (Да, Юшка – нравственный человек. Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый…)
  2. Кто же продолжает дело Юшки после смерти?

«Формула жизни» Андрея Платонова

Любовь к Родине способность дарить добро,любить бескорыстно;
Милосердие каждодневный труд;преодоление обстоятельств;
Любовь ко всему живому родство, корни;память.

Работа над содержанием рассказа «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

В о п р о с ы :

  1. Что заставляет старого музыканта ходить на Тверской бульвар и играть у памятника Пушкину?
  2. Почему музыка звучит плохо в тесноте комнаты?
  3. Почему скрипач играет именно у памятника Пушкину?
  4. Почему он не берет деньги за свое искусство?
  5. Почему старик так сильно полюбил воробья и каждый день носил ему хлеб?
  6. Зачем скрипач купил черепаху?
  7. Почему воробей захотел улететь домой? Почему воробью стало печально на новой земле?
  8. Где воробью было лучше – на Тверской бульваре или на юге?
  9. Почему воробью хотелось кислого, черного хлеба, когда он жил в райской стране?
  10. Почему умер воробей? Любил ли муравья музыкант, а воробей – музыканта?
  11. В чем смысл рассказа?

В ы в о д :

Рассказ о любви к Родине, о милосердии, о любви ко всему живому. О том, как непросто жить на свете.

Действительно, сказочное происшествие заставляет задуматься о жизни: о том, что необходимо для того, чтобы жить, и о том, без чего жизнь оказывается невозможной.

Итак, воробей лишен животворных начал, коими, по Платонову, является труд, а также способность любить, дарить, отдавать. Именно благодаря им чудо жизни оказывается возможным. Обратимся еще раз к «формуле жизни» А. Платонова.

Анализ рассказа «Корова»

В о п р о с ы :

  1. Что вы можете сказать о жизни мальчика Васи, его увлечениях, его мироощущении?
  2. Почему машинист хотел бы усыновить Васю, если у него «не было бы сына своего»?
  3. Какой смысл вкладывал машинист в слова: «Он с малолетства полный человек, а у него еще все впереди»?
  4. Что значила в жизни Васи корова?
  5. Как изображена корова?
  6. Как раскрывает мальчика его сочинение?

В ы в о д :

Всякая душа, живая, трепещущая, ранимая, требует к себе доброго, человеческого отношения, и очень важно «по-отцовски» относиться не только к людям, но и к животным. А для Васи корова – пример служения Родине, всем людям, он относится к ней по-человечески!

  1. Обобщение всего материала.

Представьте, что мы не знали бы автора этих рассказов. Как можно доказать, что они написаны одним автором, есть ли в них что-то общее?

Это общее – идея человеческого братства, любви и гармонии в мире. Обратимся к автобиографии писателя: «И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце…».

«Берегите друг друга» О. Высотская

«О, как природа-мать терпима и добра!…» И. Старшинов

«Спешите делать добрые дела» А, Яшин

«Напутствие»

  1. Ученики читают собственные стихи о добром отношении ко всему живому, ко всему, что нас окружает.
  2. Ученики читают пословицы и поговорки, выписанные в тетрадь, и объясняют, как они понимают их смысл.

Жизнь дана на добрые дела.

Добро век не забудется.

Добро не лихо, ходит тихо.

На добрый привет – добрый ответ.

Доброе слово и кошке приятно.

  1. Экскурсия в «картинную галерею».

К уроку ребята приготовили рисунки на тему: «Смешите делать добрые дела».

Ученики рассказывают о своих рисунках, каждый из которых имеет свой заголовок: «Тот, кто дерево посадит, тот хороший человек», «Мы поддержим птиц зимой», «Просто старушка» и др.

  1. Притча о доброте (рассказывает ученица).

Жил на земле человек. Делал он людям добро. Но только люди ему попадались разные. Одним он даст добра горсть, а они ему ни крошки не отдадут. Другие отдавали добра столько, сколько его взяли. А третьим даст человек добра одну горсть, а они потом вдвойне отдадут.

Так учила мать Василия Пескова: «Не забывай людского добра, не будь судомером. Делай, сынок, добро людям сам, а если люди тебе добро сделают, то не забывай никогда. Делай добро не за деньги, за него плату не берут».

В ы в о д :

Человек, который делает добро, сам становится лучше. «Делать людям хорошее – хорошеть самому». И поэтому добро на земле живет вечно.

Домашнее задание. Написать сочинение-размышление «Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах».

Источник: http://reftop.ru/rasskazam-a-platonova-yushka-lyubove-k-rodine-ili-puteshestvie.html

«любовь к родине, или путешествие воробья»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17»УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА

«ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОРОБЬЯ»

Бобровская Антонина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №17» г. Губкина Белгородской областиГубкин 2010

Цели урока:

  1. Расширение представления о художественном мире Андрея Платонова на материале сказочного происшествия «Любовь к родине, или путешествие воробья».
  2. Работа над навыками выразительного чтения; умением подробно и сжато пересказывать текст по плану, составлять цитатный план.
  3. Формирование у учащихся представлений о смысле человеческой жизни, ее ценностях; воспитание чувства патриотизма, уважения к старости; воспитание эстетического вкуса средствами художественного слова и музыки.

План урока:

I. Беседа с учащимися об А.Платонове. II. Слово учителя о писателе. III. Идейно-художественный анализ рассказа. IV. Заочная экскурсия к памятнику Пушкину. V. Тематика рассказа. Работа над содержанием и идеей:

Тема родины. (Беседа по содержанию, сжатый пересказ учащихся по плану, самостоятельная работа),

Тема музыки. (Выразительное чтение текста учащимися, беседа по содержанию).

Тема одиночества. (Беседа с учащимися, наблюдения над текстом, выразительное чтение отрывков, комментарий учителя, устное сочинение-миниатюра).

VI. Заключительное слово учителя по содержанию рассказа. VII. Оценка работы учащихся на уроке. VIII. Домашнее задание.

Оборудование урока:

  1. Текст рассказа на каждый стол.
  2. Фотография памятника Пушкину в Москве работы скульптора А.М.Опекушина.
  3. Шуберт. Серенада.
  4. Оформленная доска.
  5. Тетради учащихся.
Наблюдение над языком

Буря поет, пение вьюги, поющие гордые птицы, воробей пробормотал тихую песню, воробей летел в буре и напевал сам себе песню и т.д.

Тема музыки. План 1.Музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. 2. Старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки. 3. Старик мог играть для одного человека и доигрывал произведения до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя.

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ

(КЛИМЕНТОВ)

1899-1951 Платонов – интеллигент, который не вышел из народа. «Любовь к родине, или путешествие воробья» (Сказочное происшествие)

Тема одиночестваМузыкант ожидал воробья и тосковал по нем, а мимо памятника проходили красивые чистые люди, удаляясь по своим важным делам.В старости душа не заживает, она долго мучается памятью.Старику многое пришлось забыть в своей жизни безвозвратно.

Самостоятельная работа.

Цитатный план по теме: «Старый одинокий воробей затосковал на богатой земле по родине на Тверском бульваре и кислому черному хлебу»

Устное сочинение-миниатюра.

«Музыка и музыкант в представлении старика-скрипача и автора».

Д/з.: Выберите отрывок для выразительного чтения, аргументируйте свой выбор, подготовьтесь к выразительному чтению.

Материал рассчитан на 2 часа. (Один за счет уроков внеклассного чтения, другой – за счет уроков развития речи).Предварительная подготовка к уроку:

  1. Самостоятельное домашнее чтение рассказа учащимися.
  2. Подготовка выразительного чтения учащимися трех отрывков текста.
  3. Подготовка заочной экскурсии к памятнику Пушкину в Москве. Рассказ учащегося на 2-3 минуты. (Об истории создания, об общенародном празднике в день его открытия, о литературных встречах у подножия памятника).

Ход урока

I. Б е с е д а с у ч а щ и м и с я о б А. П л а т о н о в е

  1. Что вы знаете о Платонове?

(Это наш сосед-земляк, уроженец Воронежской области.У него трудная и одновременно счастливая судьба: в конце жизни писателя не печатали, после смерти пришло настоящее призвание. В Воронеже много мест, связанных с Платоновым).

  1. Какие произведения писателя вы знаете?

(Детские рассказы «Никита», «Июльская гроза», «Неизвестный цветок» и др.).

  1. Какова главная мысль сказки-были «Неизвестный цветок? В чем убеждает нас автор?

(Чтобы жить и не умереть, надо было трудиться день и ночь. Цветок превозмогал боль и усталость, и в конце лета он, как звезда, явился живым мерцающим огнем). II. С л о в о у ч и т е л я о п и с а т е л е. Андрей Платонов – сложный писатель. Он жил в трудное время революции, гражданской войны, трагических событий 30-х годов. Вместе со своим народом он выдержал великое испытание Отечественной войной. В творчестве писателя нашли отражение события, пережитые страной. Его произведения – это художественная летопись России и ее многочисленного народа. Андрей Платонов был наделен трудным даром – «обнажившимся сердцем». О чем бы ни рассказывал писатель: о стариках или детях, о великих замыслах или обычной работе простого труженика, о музыканте – скрипаче или кузнеце, о любви или смерти – он прикасался к своим героям «обнажившимся сердцем». Страдания героев всегда сливаются со страданиями автора. Еще раз вспомним сказку-быль, с которой мы познакомились в прошлом году. Много трудностей преодолел цветок, выросший между камнем и глиной. Писатель сумел так рассказать об этой истории, так построить свое повествование, что мы почувствовали, как грустно самому автору. Печалится Даша, не нашедшая цветка на следующий год, это же состояние тоски и надежды испытывает рассказчик. «Обнажившееся сердце» Платонова – в каждом его произведении. Поэтому читатель, когда обращается к книгам этого автора, всегда волнуется. III. И д е й н о –х у д о ж е с т в е н н ы й а н а л и з т е к с т а. Сегодня мы будем работать над произведениями Андрея Платонова «Любовь к родине, или путешествие воробья». Вы должны были самостоятельно прочитать это сказочное происшествие. На уроках мы попытаемся разобраться в авторском замысле, в секретах мастерства писателя. По содержанию рассказа вы помните, что старик ходил к памятнику Пушкину и играл там на скрипке. Сейчас мы совершим заочную экскурсию к этому памятнику. Ее подготовили ваши товарищи. IV. З а о ч н а я э к с к у р с и я к п а м я т н и к у П у ш к и н у.

-Подумайте, почему старик-музыкант выбрал именно это место для игры на скрипке?

(Во-первых, поэзия Пушкина и сам поэт, наверное, были близки скрипачу. Пушкинские мысли и чувства были созвучны мыслям старика. Во-вторых, у подножия памятника всегда собираются люди, любящие и понимающие искусство. Следовательно, здесь у музыканта будут слушатели, способные понять то, что он будет исполнять). V. Т е м а т и к а р а с с к а з а. Р а б о т а н а д с о д е р ж а н и е м и и д е е й. С м ы с л з а г о л о в к а.

-О чьей любви к родине рассказывает писатель? Обратите внимание на запятую перед союзом и л и.

(Союз или в данном случае употребляется в значении то есть, об этом свидетельствует запятая; следовательно, писатель повествует о любви к родине старого воробья).

-Как вы понимаете подзаголовок «Сказочное происшествие»?

(С одной стороны, это рассказ о том, как воробей, унесенный ветром, оказывается в стране изобилия, а потом возвращается на родину. С другой – это повествование об одиноком несчастном, никому не нужном старике. Рядом с правдой жизни – вымысел). С л о в о у ч и т е л я. Знакомясь с новым произведением Андрея Платонова, мы обратим внимание на один из художественных приемов прозы писателя: сочетание реальности жизни с фантастическим началом, были со сказкой. Это слияние сказки с реальностью, часто используемое автором в таких крупных произведениях, как «Чевенгур», «Ювенильное море» и других, сближает его стиль с устным народным творчествам. Своими корнями Платонов глубоко уходит в фольклор. Наверное, поэтому о писателе говорят: «Платонов – интеллигент, который не вышел из народа».

-Как вы понимаете это высказывание? (Смотрите на доску).

(Интеллигент – это лицо, обладающее большой внутренней культурой, принадлежащее к людям умственного труда). Вы помните, что глагол «выйти» многозначный. Он может употребиться в значении «происходить из какой-л. семьи» и в значении «уходить».

-В каком значении употреблен глагол «не вышел» в приведенном высказывании?

(Не уходил).

-Чтение цитаты, записанной на доске и объяснение учащимся ее значения.

(Выходец из рабочей семьи, по культуре и образованию Платонов стал интеллигентом, но с народом не порвал, свою жизнь и свое творчество связал с простыми людьми, навсегда стал выразителем их интересов и чаяний). Обратимся к рассказу. Мы определили одну из тем рассказа – путешествие воробья. Очень сжато расскажите историю по плану: 1) Знакомство со стариком-музыкантом. 2) Путешествие в сказочную изобильную страну. 3) Возвращение на родину. Сжатый пересказ учащихся.

Какой эпизод, по вашему мнению, является главным в жизни воробья?

Над этим эпизодом мы сейчас поработаем. Раскройте тетради, запишите на полях число. Запись темы. (Смотрите среднюю часть доски: А. Платонов. Даты жизни. Высказывания о нем). Самостоятельная работа.

Цитатный план по теме «Старый одинокий воробей затосковал на богатой земле по родине на Тверском бульваре и кислому черному хлебу». Определение по заголовку содержания цитатного плана.

О ком должен быть цитатный план? (Смотрите на тему плана).

(О воробье).

О каком воробье?

(О старом, одиноком).

Что о нем?

(Затосковал).

Где затосковал?

(На богатой земле).

О чем затосковал?

(О родине и черном кислом хлебе). Найдите третью часть рассказа. Начиная со строчек «Проснулся воробей на земле…» и кончая словами «…согреваемый надеждой на бурю» – отрывок из рассказа, по которому вы самостоятельно будете составлять цитатный план. Первые три пункта мы составим вместе. Не забывайте тему плана. Коллективная работа. 1) «Проснулся воробей на земле, в чистой и теплой тишине». 2) «Здесь шло вечное лето, и пищи поэтому было много». 3) «Воробей клевал весь день». Самостоятельная работа: составление цитатного плана. (Работа будет проверена, оценки выставлены в журнал).

Предполагаемый план, составленный учащимися.

4) «Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба». 5) «Вскоре он стал вовсе печальным». 6) «Нигде не встречал ни знакомого, ни родственника». 7) «Воробей стал жить в одиночестве». 8) «Нашел себе постоянное место, где земля лежала более скудной и неудобной». 9) «Воробей подружился со змеей. 10) «Воробей надеялся, что когда-нибудь настанет буря и унесет обратно домой».

Так что же такое патриотизм?

(Это любовь к родине, тоска по ней, несмотря ни на какие прелести чужой земли. Это такое состояние, когда хочется домой, хотя дома, на родине, и беднее, и голоднее). Т е м а м у з ы к и в р а с с к а з е. Много места в рассказе занимает музыка. Играет скрипач, поет буря, слышно завывание вьюги, воробей бормочет тихую песню, в сказочной стране путешественник встречает поющих гордых птиц. Обратите внимание на левую сторону доски, где выписаны сочетания слов из текста, связанные с песней, с музыкой. Индивидуальное задание ученику: подготовиться к устному сочинению-миниатюре на тему «Музыка и музыкант в представлении старика-скрипача и писателя Платонова». Послушаем начало рассказа. Выразительное чтение подготовили ваши товарищи. Во время чтения будет звучать «Серенада» Шуберта». Выразительное чтение 1-го отрывка. (Первые два абзаца). Беседа по содержанию отрывка.

Почему вокруг скрипача собрались люди? Зачем им нужна музыка? (Во время ответа воспользуйтесь записями на доске слева).

О деньгах ли думает музыкант, исполняя то или иное произведение?

-Почему старик-скрипач мог играть даже для одного слушателя? Процитируйте (см. на записи в левой части доски).

Т е м а о д и н о ч е с т в а в р а с с к а з е. Беседа с классом по вопросам.

Что вы можете сказать о прошлом и настоящем старика?

(Всю жизнь занимался музыкой. Сейчас на пенсии, но со скрипкой не расстается).

-Хорошо или плохо он прожил свою жизнь?

(Хорошо, так как служил любимому делу. Плохо, потому что не обеспечил свою старость, у него нет ни близких, ни друзей).

-Какие странные поступки совершает старик?

(Дружит с птицей, черепахой; не имея лишних денег, очень скромно питаясь, покупает у мальчишек полуживую птицу). Анализ текста.

-Найдите фразу в тексте, которая записана на доске(правая сторона).

(музыкант ожидал воробья…)

Чьи мысли передает эта фраза? Чье состояние выражает она?

(Старика).

-Чем порождена эта мысль?

(Одиночеством, своей ненужностью, бессмысленностью жизни в данном положении).

-На чьей стороне автор: на стороне нищего музыканта или чистых, красивых прохожих, спешащих по своим нужным делам?

(Автор сочувствует старику).

-Всегда ли красивые, чистые люди совершают красивые поступки, выполняют нужные дела?

(В данной фразе мы слышим историю автора. Какие же это чистые и красивые люди, если они за своими «нужными и важными делами» ничего не видят и не способны принять чужого сострадания. Да и старик не нуждается в их сочувствии, может быть потому, что они не умеют сострадать). Выразительное чтение 2-го отрывка. (Из 4-й части, начиная со слов «Старый музыкант понял…» и кончая словами «…и сам тоже ложился… на покой…») К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: Перед нами трагедия человеческой жизни. «В старости душа не заживает, она долго мучается памятью». Перед нами одинокий человек. Всю жизнь он добросовестно и, наверное, с удовольствием, служил своему делу, скорее всего, играл в симфоническом оркестре. И вот пришла старость. В жизни было много потерь». Старику много пришлось забыть…безвозвратно». И теперь никому не нужен. Ни одного близкого человека рядом. И отходит он сердцем и душою то рядом с таким же старым и одиноким воробьем, то с кроткой и верной черепахой. Выразительное чтение в музыкальном сопровождении 3-го отрывка (конец рассказа, начиная со слов «Дома музыкант вынул птичку…» и до конца рассказа). Беседа по сопровождению отрывка.

    1. Почему в этот вечер музыкант не пошел на Тверской бульвар?

(Смерть воробья – это еще одна потеря в жизни старика. Ее надо пережить. Сил нет. Надо как-то справиться с болью утраты).

    1. Почему скрипач начал играть нежную счастливую музыку?

(Он рассчитывал, что музыка, как всегда, облегчит страдание, успокоит).

    1. Смогло ли утешиться горюющее сердце старика?

(Нет, в музыке чего-то не хватало для полного утешения горюющего сердца старика. Слишком много страданий выпало на долю музыканта. Так много страданий от потерь и так мало отдыха в радости!)

    1. Как вы представляете будущее старого скрипача?

(Пока сердцу хватит сил биться, музыкант будет ходить к памятнику Пушкину или играть для черепахи – она долго живет. Пока руки будут держать смычок, он не расстанется со своей скрипкой, так музыка может утешить кого-то, помочь преодолеть трудности. В этом герой Платонова видит оправдание своей жизни). Устное сочинение-миниатюра: «Музыка и музыкант в представлении старика –скрипача и писателя Платонова». VI. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я п о с о д е р- ж а н и ю р а с с к а з а. Итак, состоялась еще одна встреча с писателем Андреем Платоновым. Читая о сказочном путешествии воробья, знакомясь с судьбой старика, мы пережили грустные и волнующие минуты приобщения к художественному миру писателя. Мы увидели, что без родины трудно. Платонов побудил нас задуматься над своей жизнью и жизнью наших близких. А нет ли такого же берущего за душу одиночества? А не можем ли мы что-то сделать, чтобы облегчить чье-то страдание? Хорошо, если сегодня мы почувствовали «обнажившееся сердце писателя». Если это случилось, значит, мы услышали голос Андрея Платонова. Его волнения, тревоги, дошли до нас. Впереди новые встречи с Андреем Платоновым. Оценка работы учащихся (выразительное чтение, заочная экскурсия, сочинение-миниатюра, лучшие советы во время беседы по идейно-художественному содержанию рассказа). Сдача тетрадей на проверку. Домашнее задание (смотри на доске).

Список использованной литература:

1. Альбом «А.С. Пушкин: для уроков литературы в IХ классе». 2. Суслов И.И. Памятник Пушкину в Москве. М.: Просвещение, 1968.

3. Чалмаев В. Андрей Платонов. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1984.

Источник: http://referat.znate.ru/text/index-39257.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector