Анализ рассказа материнское сердце шукшина 11 класс

Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок литературы в 11 классе «Наука поведения» по рассказу В.М. Шукшина «Материнское сердце»

                     «Наука поведения» в рассказе В.М. Шукшина

                                «Материнское сердце».

Цели урока:

обучающая: рассмотреть духовный мир героев рассказа В.М. Шукшина «материнское сердце» (работа по восприятию и осмыслению нравственных проблем произведения, дальнейшее обучение навыкам работы с прозаическим текстом)

развивающая: расширять круг читательских интересов учащихся, умение выделить главное в художественном тексте.

воспитывающая: формирование нравственных черт характера – ответственность за свои поступки перед близкими, обществом, осознание себя как личности.

Тип урока – урок закрепления и совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока- урок – размышление.

Метод – частично – поисковый, аналитическая беседа

Формы – работа с ключевыми понятиями, решение проблемных заданий

Обратите внимание

Оборудование- портрет писателя, репродукции картин, словарь С.И.Ожегова, музыкальная фонограмма, раздаточный материал.

                                                                           «Есть прекраснейшее существо, у которого

                                                                            мы в долгу – это мать»    Н. Островский

                                                Ход урока.

Слайд №1 Мы продолжаем изучение творчества В.М.Шукшина. Сегодня на уроке для анализа рассказ «Материнское сердце». Тема урока «Наука поведения» в рассказе В.М.Шукшина «Материнское сердце» (запись в тетради темы, эпиграфа)

Слайд №2 «Есть прекраснейшее существо, у которого мы в долгу – это мать» Н.Островский

Образ матери… К нему обращались во все времена поэты и писатели, композиторы и художники, потому что это самый близкий нам человек – это мать.

Слайд №3 Полотна Леонардо Да Винчи, Боровиковского, Маргерит Жерар и другие произведения искусства воспели этот образ и продолжают воспевать.

        Матери… Матери… Им всегда более дорог свой ребёнок – пусть он не Моцарт, не прославленный учёный, не полководец – победитель, пусть он не очень удачливый, даже убогий.

        Их бескорыстие, их верность и преданность своему долгу поистине безграничны. Способность к такой самоотверженности раздвигает стены старого дома, границы одной семьи – женщина, отдающая себя без остатка своим детям, создаёт вокруг климат сердечности, доброты. Таково свойство подлинной человечности. Быть сыном или дочерью тоже высокое предназначение.

        «Берегите матерей!» — провозгласил Р. Гамзатов. Можно добавить: берегите так, как они берегут нас! Этот призыв был бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. И всё же… Дарить покой и радость – в наших руках.

3. Знакомство с новым.

Важно

          Короткий рассказ В.М.Шукшина «Материнское сердце» поднимает именно эту проблему – проблему долга, проблему ответственности за своё предназначение на Земле – быть сыном матери.

        Обратимся к рассказу. Беседа по вопросам текста. Слайд №4

-Кратко расскажите сюжет рассказа.

— Почему рассказ называется «Материнское сердце», ведь речь идёт о поведении молодого человека? (очень много переживаний выпало на долю матери).

— Подтвердите текстом переживания матери и её мытарства по освобождению сына.(Мать испугалась, взмолилась, заметалась по селу, пришла в милицию, воскликнула, мать поняла и замолчала, перекрестила сына и т.д.)

«Каждое слово  — в сердце отдаёт»

Поразмышляем о значении слова «сердце» Слайд №5

Определение к слову сердце:

  1. Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка (у человека с левой стороны грудной клетки, груди). Сердце бьётся. Порок сердца (одна из болезней).
  2. Переносное значение. Этот орган как символ переживаний, чувств, настроений человека. Золотое сердце у кого – нибудь (об очень добром человеке).
  3. Переносное значение. Важнейшее место чего – нибудь, средоточие. Москва – сердце нашей Родины.                        (Словарь Ожёгова)

Запись в тетрадях лексического 2 значения слова сердце.

Беседа:

-Есть ли ещё в рассказе кто – нибудь из близких родственников, кто помог Витьке в его беде? (Мать одна. И это беда, которая на неё свалилась. Ей трудно. Она прошла все инстанции, нигде не нашла помощи.)

— К кому ещё обращается мать за помощью? (К Богу)

— Почему мать, обращаясь к Богу, говорит: «Забегу, свечку Николаю Угоднику поставлю, попрошу его»? (Николай Угодник помогает именно таким, как Витька)

Слово учителя: На Руси Николая Угодника называют Николай Заступник, Николай Чудотворец, он помогает осуждённым, а именно оступившимся.

— Каким образом оступился Витька? (Напился, подрался, попал в КПЗ, теперь ему грозит суд).

-Каково теперь состояние Витьки, после случившегося? ( по тексту)

(Витька переживает, ему стыдно, но почему же случилось то, что случилось? (безответственность, легкомыслие).

-Каким было воспитание Витьки?

-Судя по тому, что в каком возрасте, уже собрался жениться, обзавестись семьёй, можно предположить, каким сыном был Витька? (Не совсем послушным, не всегда внимательным, не всегда обязательным).

— Почему Витька, а не Виктор?

1) Это деревенское обращение, уже устоявшееся в обиходе деревенских людей.

2) Видимо, нет уважения со стороны автора к нему. Само обращение подтверждает, что перед ними не всегда серьёзный, не особо пользующийся авторитетом человек в деревне.

— Какова позиция автора? (Он осуждает Витьку)

— В чём выражается авторская позиция? (Один необдуманный поступок сына рикошетом отзывается в сердце матери, и на протяжении всего рассказа мы наблюдаем, как страдает мать)

-Да, необдуманный поступок, итог – бесконечные страдания матери. Каждый человек стремится к душевному равновесию, гармонии (согласованность, стройность). Если поставить на весы всё происходящее, какая несоразмерная картина получается.

https://www.youtube.com/watch?v=I9P1g6z8ubc

Слайд №6 Задание: разместить из данного списка отрицательные и положительные качества, которые составляют поведение человека( искушение, ответственность, любовь к матери, легкомыслие, излишняя доверчивость, алкоголизм, искренность, целеустремлённость)

        С одной стороны – легко, запросто совершённый поступок сына, а с другой стороны – такие страдания  и мытарства матери. Ведь мать постоянно в действии.

— Можно ли назвать поведение Витьки только поступком? (Это серьёзное отступление от норм поведения, предстоит суд)

-Как тогда можно назвать Витьку, если он перешёл нормы поведения? Слайд №7  

Обратимся к словарю (отступник – неодобрительный человек, который отступил от прежних убеждений) Словарь Ожегова. Запись в тетрадь.

— Безмерные страдания матери, теперь уже явные бессонные ночи, дальнейшие хождения по инстанциям (ведь рассказ заканчивается на её решении действовать дальше). Вот итог его отступления.

— Какое чувство теперь переживает Витька? (Чувство вины, совести) Обратимся к словарю Слайд №8 (Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом) Запись в тетради.

— Совесть – высшее мерило человеческой ценности. Она заговорила в Витьке.

 — Какова окончательная позиция автора по отношению к Витьке? (Раз в нём заговорила совесть – есть надежда на нравственное возрождение. Автор даёт шанс своему герою понять цену отступничества, обсудить до конца своё поведение, ещё раз задуматься над собой.)

— Кого ещё можно назвать отступником? (Риту).

— Подумаем, как можно охарактеризовать её поведение? (Безнравственным).

— Слово отступник, отступление чаще встречается в библейских мотивах. Если мы обратимся к Библии, к его Завету, то найдём следующую заповедь, она считается 5-ой

заповедью Божия: Слайд №9 «Чти отца твоего и мать твою, да благо ли будет, и долголетен будеши на Земли» (прочесть и записать в тетради)

— Какова связь между рассказом и 5 –ой заповедью Божия? (Все беды Витьки от нарушения этой заповеди).

— Почему, говоря о нормах поведения, говорят о «Науке»? (В её основе лежат секреты этой науки, которые заложены в Библии).

— Какова главная идея рассказа? (Ответственность человека за свои поступки. Запись в тетради)

— Какой теперь можно сделать вывод? (Таким образом, Шукшин призывает своих героев и читателей к нравственным ориентирам, которыми должен овладеть человек, умеющий ценить и высоко нести честь семьи. Запись в тетради)                                                    

        Вы, стоящие на пороге семейной жизни, должны помнить: все проступки детей оставляют на материнском сердце раны, отметины.

Слайд №10 Обратимся к эпиграфу. Почему мы в долгу у матерей? (Она дала нам жизнь, мы должны сохранить ей жизнь, продлить её, а значит, не нарушать её покой, не причинять ей беды, горести, страдания)

Слайд №11 Стихотворение В. Романчина «У матерей священные права»

У матерей священные прав:

Казнить и миловать,

Надеяться и плакать,

И жребий свой.

Приобретя едва

Нести сквозь радости,

Сомнения и слякоть.

У матерей обязанность одна:

Себя забыв,

В заботах распыляться.

И плоть, и душу

Выложив до дна

Душой и плотью

В ком – то повторяться.

И ничего не требовать взамен!

Лишь жертвенно

Надеяться и верить,

Любя такой любовью без измен,

Что мерками земными не измерить.

У матерей и чаянья одни:

Самоотверженно у жизни на исходе

Стоять за жизнь

И в чём – то тут сродни

Они великой Матери – Природе.

И пусть за всё

 Воздастся щедро ей!

Собрав в букет

Любовь и откровенье,

Придите, дети,

К матери своей

И станьте перед нею

На колени.

        Слово учителя: Помните, ребята, что среди всех сердец на Земле Материнское сердце – особенное. У него особенное предназначение – принадлежать матери. Жертвенность материнского сердца естественна, но естественной должна быть и ваша готовность оградить и защитить это сердце, и тем самым с честью выполнять свой долг – быть настоящим сыном или дочерью.

Совет

Слайд №12 Стихотворение С. Киплинг «Владей собой среди толпы смятенной, останься честен, говоря с толпой»

Владей собой среди толпы смятенной

Останься честен, говоря с толпой.

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!               С.Киплинг.

Итог:

Так как, по мысли В.Шукшина, нельзя жить?

Какие жизненные принципы он не принимает?

Против каких нравственных пороков он восстаёт?

О чём заставил думать?

Какие вопросы, поднятые писателем, актуальны сегодня?

Слайд №13 Дом. задание: прочитать самостоятельно и подумать над произведением В.М.Шукшина «Живёт такой парень»

Оценки

Комментарий оценок.

Десять заповедей человечности.

  1. Не убий и не начинай войны.
  2. Не помысли народ врагом других народов.
  3. Не укради и не присваивай труда ближнего своего.
  4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло.
  5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
  6. Чти родителей и прародителей своих и всё, сотворённое ими, сохраняй и почитай.
  7. Чти природу как мать свою и помощницу.
  8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
  9. Пусть живёт всё живое и мыслится всё мыслимое.
  10. Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным.

Сердце – 1.Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка (у человека с левой стороны грудной полости, груди). Сердце бьётся. Порок сердца. 2. Перен. Этот орган как символ переживаний, чувств, настроений человека. Золотое сердце у кого – нибудь. 3. перен. Важнейшее место чего – нибудь, средоточие. Москва – сердце нашей Родины.

Отступник – (неодобрит.) Человек, который отступил от прежних убеждений.

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/24/urok-literatury-v-11-klasse-nauka-povedeniya-po-rasskazu-vm

Урок русской литературы в 11 классе по теме «Сердце матери» (по рассказу В. М. Шукшина «Материнское сердце») Учитель русского языка и литературы Бектауской сш

1. /Шукшин.docx Урок русской литературы в 11 классе по теме «Сердце матери» (по рассказу В. М. Шукшина «Материнское сердце») Учитель русского языка и литературы Бектауской сш
Читайте также:  Женские образы в романе тихий дон шолохова сочинение

Открытый урок русской литературы в 11 классе по теме «Сердце матери» (по рассказу В.М. Шукшина «Материнское сердце»)

Учитель русского языка и литературы Бектауской СШ

Подвысоцкая Наталья Валерьевна

Цели:

  • Проанализировать текст рассказа “Материнское сердце”. На примере жизни героя раскрыть причинно-следственные связи между преступлением и наказанием. Пробудить чувство ответственности за содеянное, размышляя о понятии “сыновний долг”;
  • Формироватьчуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными сыновьями;
  • Учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать;
  • Развивать творческие способности учащихся;
  • Способствовать формированию навыков правильности ответов на поставленный вопрос;
  • Активизировать эмоциональные реакции учеников, добиться сопереживания;
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • словесный (беседа, рассказ);
  • наглядный;
  • элементы проблемного метода (сочинение-миниатюра, приемы устного словесного рисования, самостоятельное мышление);
  • дедуктивный (умение анализировать, делать умозаключения);
  • вопросно-ответное общение.

Оборудование к уроку: портрет В.М.Шукшина, портрет матери Шукшина – М.С.Шукшиной, тексты с рассказом В.М.Шукшина “Материнское сердце”, плакат с записью слов “раскаяние”, “совесть”.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная,
  • групповая,
  • индивидуальная.

Структураурока:

I. Организационный этап.

II. Начало урока:

  • определение целей;
  • поэтическая страничка.

III. Объяснение нового материала:

  1. Слово о В.М.Шукшине.
  2. Отношение В.М.Шукшина к своей матери.
  3. Беседа по рассказу “Материнское сердце”.
  4. Работа над значением слов “совесть”, “раскаяние”,

IV. Закрепление ЗУНов (сочинение-миниатюра).

V. Контроль над результатом УД (“Юный скульптор”).

VI. Подведение итогов урока.

Эпиграфы:

Посмотри на нашу мамуЭто народ с большой буквы”.
(
В.М.Шукшин)

Все матери богаты, если любят своих детей”.
(
М.Метерлинк)

Ходурока

I. Организационный момент (внешняя и внутренняя психологическая готовность, перекличка класса).

II.Начало урока.

1. Слово учителя.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский в книге «Родительская педагогика» писал: «Есть такая опасная вещь — лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть — выбрось, ее, не дай прорасти дурманом. Лень души –-это равнодушие к человеку.

Ты идешь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение и отчаяние.

Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаяния, ни смятения, ты не подумал, что перед тобой горе, возможно, перед тобой гибель целого мира: ведь каждая человеческая душа – это неповторимый мир.

Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни лени души. Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире — человек…

» Главное в поле зрения Василия Шукшина — человек. В каждом рассказе писателя он возникает зримо с массой точных бытовых и психологических деталей. Герои В. Шукшина, по словам писателя, — это «люди простые, но всегда неравнодушные, ищущие».

2. Рассказ ученика о жизни В. Шукшина у стенда «Человек он редкостный».

( слайды)

3. Звучит песня “Мама” в исполнении О. Газманова.

Учитель: Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?

Ученики: О маме.

Учитель: Правильно, о маме, о любви к ней, о ее сердце.

Тема нашего урока так и называется “Сердце матери” по рассказу В.М .Шукшина “Материнское сердце”.

Мы проанализируем текст рассказа, на примере жизни героя раскроем проблему преступности и ее причины, попробуем прикоснуться к самому сокровенному – душе, заглянуть в нее, растревожить порой уснувшую совесть.

А помним ли мы о своих матерях? Не изболелось ли сердце у наших родных о нас, не забыли ли мы ласковое слово, не обидели ли мы ненароком самого дорогого нам человека?

III. Объяснение нового материала.

Учитель: Давайте вспомним, как В.М .Шукшин относился к своей матери – М.С.Шукшиной (любил, писал теплые письма, присылал деньги и расстраивался; что она их не тратит).

Обратите внимание

Да, верная опора для В.М.Шукшина – мать. “Учись, буду помогать. Как-нибудь выдюжу”. “Пусть едет, там он больше пользы принесет”, – говорила его мама. В.М.Шукшин всегда помнил и понимал, что сделала для него мать в главном – в стремлении, чтобы сын стал настоящим человеком.

И сын отвечал ей тем же. Послушайте строки из его писем: “Сплю и вижу, мама, как мы с тобой вместе живем”. “Милая, душа томит об Вас, Мамочка, как твое здоровье, родная?”. В письме к сестре Шукшин писал: “Посмотри на нашу маму… Это народ с большой буквы”.

Эти слова мы и возьмем эпиграфом к нашему уроку. Запишите число, тему, эпиграф. План урока на доске.

– Как вы думаете, только ли к матери Шукшина можно отнести эти слова?

Ученик: Эти слова можно отнести к матери, которая любит своего ребенка, заботится о нем, переживает за него.

– Именно о такой матери идет речь в рассказе В.М.Шукшина “Материнское сердце”.

Беседа по рассказу “Материнское сердце”.

1. Из скольких частей состоит рассказ?

Ученик: Рассказ состоит из двух частей. В первой речь идет о Витьке и описывается его преступление. Вторая, большая часть рассказа, посвящена матери Витьки Борзёнкова.

2. То, что произошло с Витькой, случайность ли это?

Ученик: Случайным поступок героя назвать нельзя.

Пил, хоть пить не умел, от выпитого становился дурной; ремень носил флотский с залитым в него свинцом: жениться собирался без любви (так легко пошел с незнакомой девушкой); мать не жалел; на работе не все в порядке, если хорошую характеристику обещают написать, то только из одолжения, из сочувствия к матери. (Работа со словом “залитый”, “залитый”.)

3. Что нам известно о матери Витьки?

Ученик: Мать прожила тяжелую жизнь, нелегко ей и сейчас. Читаем по тексту рассказа: “Мать Витьки родила пятерых детей, рано осталась вдовой (Витька грудной был, когда пришла похоронка об отце в сорок втором году).

Старший сын ее тоже погиб на войне в сорок пятом году, девочка умерла от истощения в сорок шестом, следующие два сына выжили, мальчиками еще, спасаясь от великого голода, ушли по вербовке в ФЗУ и теперь жили в разных городах.

Витьку мать выходила из последних сил, все распродала, осталась нищей, но сына выходила — крепкий вырос, ладный собой, добрый… Все бы хорошо, но пьяный — дурак – дураком становится”.

4. Сознает ли Витька, что он матери обязан не только своим рождением, но и тем, что выжил в годы войны? Выполняет ли он свой сыновний долг? Стал ли он кормильцем, опорой для нее?

5. Какое чувство вызывает мать, кинувшаяся спасать сына? Найдите в тексте, что пишет об этом автор?

Ученик: “Тяжело было смотреть на мать. Сколько тоски и горя, сколько отчаяния было в ее голосе, что становилось не по себе. И хоть милиционеры — народ до жалости не охочий, даже и они — кто отвернулся, кто стал закуривать…”.

6.Почему мать многое как будто не слышит, когда ей говорят о преступлении? Найдите ответ в тексте.

Ученик: “Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем”.

Ученик: “У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете — милиция, прокурор, суд, тюрьма… Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный… И кто же может сейчас отнять его у нее, когда она — только она, никто больше — нужна ему?”.

7. Как чувствует себя мать, когда идет на свидание с сыном? Найдите в тексте.

Ученик: “В глазах матери все туманилось и плыло… Она молча плакала, вытирала слезы концом платка, но шла привычно скоро, иногда только спотыкалась о торчащие доски тротуара… Но шла и шла, торопилась.

Ей теперь, она понимала, надо поспешать, надо успеть, пока они его не засудили, А то потом вызволять будет трудно. Она верила этому. Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем, и все вот так – находу, скоро, вытирая слезы концом платка. Неистребимо жила в ней вера в добрых людей, которые помогут.

Эти — ладно – эти за своего обиделись, а те – подальше которые – те помогут. Неужели же не помогут? Она все им расскажет — помогут. Странно, мать ни разу не подумала о сыне, что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда.

Важно

И кто же будет вызволять его из беды, если не мать? Кто? Господи, да она пешком пойдет в эти краевые организации, она будет день и ночь идти и идти… Найдет она этих добрых людей, найдет”.

8. Что беспокоит мать при встрече с сыном?

Ученик: “Мать Мудрым сердцем своим поняла, какое отчаяние гнетет душу ее ребенка.

Ученик: “Господи помоги батюшка,- твердила она в уме беспрерывно. – Не допусти сына до худых мыслей, образумь его. Он маленько заполошный – как бы ни сделал чего над собой”.

9.Как ведет себя мать, почему?

Ученик: Старается успокоить Витьку, идет на то, что говорит неправду о потерпевшем и о том, что ей обещали обязательно помочь. Она вселяет в сына уверенность, что все будет хорошо. Пытается поддержать его морально.

10. Итак, виноват ли Витька? Что вы скажете теперь?

11. Перед кем он виноват?

Ученик: Перед потерпевшими, перед обществом, перед матерью. Главная вина Витьки, конечно, перед ней.

12. Жалко вам героев? А кого больше и почему?

13. Почему Шукшин дал такое название своему произведению?

Ученик: Рассказ имеет такое название не случайно. Для Шукшина было важно описать, какие тяготы легли на сердце матери, сколько ей пришлось пережить, потому он так подробно и описывает действия матери после того, что случилось с сыном.

14. Можно ли Витькину мать назвать богатой? Не в материальном, а духовном смысле? В чем это богатство заключается?

Учащиеся делают вывод, что главное ее богатство заключается в любви.

Учитель: Также считает и бельгийский писатель рубежа 19-20 веков Морис Метерлинк: “Все матери богаты, если они любят своих детей”.

Учитель: Тема матери звучит во многих произведениях В.М.Шукшина. Например, в кинофильме “Калина красная”, в котором главный герой Егор Прокудин, семнадцать лет не видел мать.

Учитель: А в этом фильме как главный герой относится к своей матери? Чувствует ли он вину перед ней? Раскаивается ли он? Пробуждается ли в нем совесть?

Посмотрите, как пишет об этом В.М.Шукшин в киноповести “Калина красная”: “Он (Егор Прокудин) увидел, услышал, узнал, что никогда не замолить ему величайшего из человеческих грехов – греха перед матерью, что никогда уже его больная совесть не заживет”.

Учитель. А Витька Борзёнков раскаивается? Как вы думаете, почему Витька не рассказывает матери всю правду о случившемся?

Учитель, Как вы понимаете значение слов “совесть” и “раскаяние”? Посмотрите, как поясняются эти слова в Словаре русского языка.

(Вывешивается плакат со словами “совесть” и “раскаяние”.)

Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Раскаяние – это сознание своей вины, сожаление о совершенном проступке.

Учитель: Запишите значение этих слов в тетрадь.

IV. Закрепление ЗУНов.

Учитель: Возможно, кто-то из вас после сегодняшнего урока пересмотрит свое отношение к маме, напишет ей доброе теплое письмо и покается в чем-то перед ней.

Предлагаю написать вам небольшое сочинение-рассуждение “Признание маме”, в котором вы ответите на такой вопрос: О чем заставил меня задуматься рассказ В.М. Шукшина “Материнское сердце”? Чтение сочинений.

V. Контроль УД.

Работа по группам.

Учитель: Как вы думаете, такие матери, как мать Витьки Борзёнкова, потерявшая в войну мужа и старшего сына, похоронившая единственную дочь, умершую от голода, но все-таки сумевшая воспитать троих сыновей и не растерявшая душевной щедрости, теплоты и любви к своим детям, достойна памятника?

Представьте себя скульпторами. Вам доверено создать проект памятника Матери с большой буквы. Каким бы вы его сделали? Посоветуйтесь и дайте устный ответ. Можете нарисовать. Бумага и карандаши на партах.

Читайте также:  Анализ сказки о глупом мышонке маршака

Звучит спокойная музыка.

Проверка задания.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, кого рассказ “Материнское сердце” не оставил равнодушным? Почему? Что больше всего понравилось сегодня на уроке?

Учитель: Я очень рада, ребята, что рассказ затронул ваши души, заставил вас задуматься о себе, о жизни, о матери. В.М. Шукшин помог нам с вами понять самих себя.

Впечатления учащихся 11 «Б» класса Бектауской СШ от прочитанного рассказа В.М. Шукшина «Материнское сердце».

Этот рассказ заставил меня задуматься, как переживает за меня сейчас моя мама, как она любит и заботится обо мне, даже тогда, когда я далеко от дома. И осознаешь это, когда оказываешься далеко от мамы. (С. Черняева )Прочитав этот рассказ, я поняла, что глупо было бы своей матери делать что-либо нехорошее. Ведь мать – это единственный на свете человек, который может тебе помочь в трудную минуту, который, несмотря ни на что, любит тебя и ждет. И в каком бы ты возрасте не был, для матери ты всегда ребенок. (Т. Середа )Рассказ В.М Шукшина «Материнское сердце» заставил меня задуматься о том, что маму нужно ценить, ведь она самый родной человек на свете, что никто не сможет любить тебя так, как мама. Все матери любят своих детей, и мы должны всегда отвечать матерям взаимностью, помнить о том, что мама одна на свете и ее надо любить, ценить и уважать. (Р. Байжанова )учитель русского языка и литературы Бектауской СШ Подвысоцкая Наталья Валерьевна

Источник: http://kzbydocs.com/docs/521/index-28254-1.html

В. М. Шукшин, «Материнское сердце»: краткое содержание. «Материнское сердце» (Шукшин): литературный анализ произведения

Рассказы Василия Шукшина – это небольшие истории из жизни простых людей. «Материнское сердце» повествует о самом сильном чувстве, на которое способен человек. Чувство это безгранично.

Оно порою не знает ни логики, ни здравого смысла. В этой статье изложены анализ произведения и его краткое содержание.

«Материнское сердце» Шукшин посвятил женщинам, которые способны пройти все немыслимые преграды и преодолеть всевозможные трудности ради своих детей.

Произведения этого советского писателя исключительно просты и понятны. В них изображены обычные жизненные ситуации. Глубокое понимание человеческой души, которым обладал Шукшин, делает его прозу особенно интересной для широкого круга читателей.

Краткое содержание

Материнское сердце… Шукшин о нем говорит следующее: «Оно мудрое, но если замаячила беда, мать не способна воспринимать разум, логика здесь ни при чем». Героиня рассказа, которому посвящена эта статья, готова на все ради того, чтобы спасти своего сына.

Краткое содержание рассказа Шукшина «Материнское сердце» не дает представления о силе таланта этого писателя, который с помощью простого понятного языка мог донести до читателя свое тонкое понимание человеческой души. И все же следует изложить вкратце сюжет.

Главный герой произведения, о котором идет речь, – обычный деревенский парень. Зовут его Виктор Борзенков. Однажды, отправляясь в город с целью продать сало, поскольку предстоит свадьба, он сталкивается с мелкими мошенницами.

Одну из них он угощает вином недалеко от рынка и, принимая ее приглашение, следует к ней домой. Там девушка вместе со своей подругой опаивают деревенского простачка. Просыпается он уже где-то под забором. Нестерпимо болит голова, и заработанных денег, разумеется, уже нет.

Но Виктор не отправляется в огорчении в родную деревню.

В гневе на городских жителей и на весь мир он снова напивается на последние деньги и устраивает драку. И в результате дебоша трое человек оказываются в больнице. Один из них милиционер. А сам Витя – в камере предварительного заключения. Вот и все краткое содержание.

Материнское сердце Шукшин, однако, воспринимал как некую силу, которой неподвластны ни законы логики, ни законы правосудия. По крайней мере, женщина, с чьим ребенком случилась беда, не считается ни с чем. Такова и мать Виктора.

Она идет в милицию, к прокурору, затем собирается в более высокие инстанции. Ее цель – вызволить Витю. Она ему нужна. Только мать может спасти сына. А добрые люди непременно помогут.

Эта незамысловатая история и есть краткое содержание.

Материнское сердце

Шукшин умел лаконично и емко описать душевные переживания человека. Упорство матери, которая во что бы то ни стало добивается освобождения своего сына, вызывает смешанные чувства у других персонажей рассказа. Здесь есть и жалость, и легкое раздражение.

Она появляется в отделении милиции и сразу же падает на колени перед сотрудниками этого учреждения. Но когда после проникновенных, как ей кажется, просьб, ее сына все же не выпускают, она не теряется и отправляется прямо к прокурору.

Совет

Неимоверное упрямство любящего человека нарисовал в своем произведении В. М. Шукшин. «Материнское сердце», краткое содержание которого представляет собой небольшой по объему текст, является рассказом чрезвычайно глубоким. Оно подталкивает на размышления.

Первое, что приходит в голову: материнская любовь не похожа ни на какое иное чувство.

Эгоизм

Мать Виктора полагает, что ее сына нужно выпустить, поскольку тюрьма искалечит его судьбу. С этим сложно спорить. Но женщина не думает о том, что Виктор – преступник.

В ней не просыпается сочувствие по отношению к людям, которые оказались по его вине в больнице. А ведь они тоже чьи-то сыновья. Она знает лишь одно: ее Витя — хороший сын.

А то, что случилось – нелепое происшествие, из-за которого он может пострадать несправедливо.

Аргументы

Она пытается добиться помощи от милиционеров. И то, что у нее ничего не выходит, наводит ее на мысль, что они «обиделись за своего». Прокурор также не может ей помочь.

И здесь она не принимает его доводов о необходимости наказывать преступника. Ее аргументы: сын был пьян, невеста не дождется его из тюрьмы и так далее.

А то, что есть закон, и у каждого, даже самого страшного преступника, есть мать, она в расчет не берет.

Сила

Необыкновенной энергией обладает женщина, которая стремится помочь своему сыну. Мать Виктора не заплакала и не опустила рук. Она полна решимости и вселяет оптимизм даже в сына. Если нужно, она пойдет в краевые организации пешком. И она верит, что добрые люди ей помогут.

Любовь не поддается логике. Но разве может быть это чувство разумным, если оно настоящее? Истиной любви посвящен рассказ, который написал Василий Шукшин. «Материнское сердце», краткое содержание которого изложено в этой статье, – это произведение о самом иррациональном и сильном чувстве. О том, которое не требует взаимности и существует попреки всем нормам и законам – о материнской любви.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/v-m-shukshin-materinskoe-serdce-kratkoe-soderzhanie-materinskoe-serdce-shukshin/

В. М. Шукшин, Материнское сердце: анализ. Материнское сердце (Шукшин В. М.): сюжет и герои рассказа

Что может быть сильнее любви? Только материнская любовь. Этому чувству советский писатель, сценарист и режиссер посвятил небольшое произведение, глубину которого сможет раскрыть художественный анализ. «Материнское сердце» Шукшин создал с необыкновенным мастерством художника, способного слышать даже самые тонкие струны человеческой души.

О чем рассказ шукшина?

С чего можно начать анализ? «Материнское сердце» Шукшин начал с невеселой истории из жизни простого деревенского парня. Звали его Витькой Борзенковым.

К характеристике образа этого героя и стоит приступить, излагая краткое содержание и художественный анализ. Материнское сердце Шукшин назвал мудрым, не преминув отметить, что всяческую логику оно не признает.

Что имел в виду автор, можно понять, прочитав рассказ.

Простой деревенский парень

Витька собирался жениться, а потому ему нужны были срочно деньги. Затем, чтобы раздобыть средства на свадьбу, он поехал в город продавать сало. В рассказе этот герой играет не главную роль. Значимым является образ матери Витьки. Однако раскрывается характер этой женщины именно благодаря истории, которая случилась с ее сыном.

Витя Борзенков – типичный сельский житель. Он беззлобен, не особенно целеустремлен, любит выпить. В состоянии опьянения он теряет порой над собой контроль, что может привести к печальным последствиям.

Нечто подобное произошло с ним во время поездки. Такова характеристика главного героя рассказа, без которой невозможно сделать общий художественный анализ.

«Материнское сердце» Шукшин, однако, посвятил не злоключениям Борзенкова, а беспредельной любви, которую испытывала к нему мать.

В городе

Он распродал сало, но по наивности своей стал жертвой мошенниц, которые напоили, а затем и обобрали его до нитки. Стоит сказать, что когда на базаре к нему подошла незнакомая девушка, он с ней весьма охотно разговорился.

Затем не менее охотно Витька принял предложение скоротать время за бутылкой крепленого вина. Действия эти характеризуют героя как человека чрезвычайно легкомысленного.

Ведь он даже не вспомнил, что дома его ожидает невеста, ради которой и осуществлялась эта поездка в город.

Неприятное пробуждение

Когда на следующий день Витька очнулся где-то далеко от дома Риты (так звали новую знакомую), у него жутко гудела голова. Денег не было. Но в потайном кармане он все же нашел червонец. То, что произошло далее, и послужило раскрытию простого женского характера, которому посвятил Шукшин «Материнское сердце». Анализ произведения следует продолжить характеристикой матери Витьки.

После того как Борзенков осознал случившееся, он разозлился на всех: на Риту, на город и на весь свет. А потому потратил на выпивку последний червонец, после чего затеял драку, в которой пострадали несколько человек.

Среди них был даже сотрудник милиции. Витьку отправили в КПЗ, а мать его прибыла в город, как только узнала о беде, в которой оказался ее любимый сын. Далее изложено характеристика главной героини и анализ рассказа Шукшина.

Материнское сердце

Витькина мать рано осталась вдовой, родила пятерых детей, но выжили только трое. В произведении типичный образ русской деревенской женщины изобразил Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого – это, прежде всего, характеристика героини – повествует о стремлении матери вызволить сына из тюрьмы несмотря ни на что. Ее не интересует очевидная вина Витьки.

Она не думает о людях, которые оказались в больнице по его вине. Она руководствуется лишь тем, что подсказывает ей ее любовь. И в этом заключается главная идея, которую ввел в рассказ Шукшин.

«Материнское сердце», анализ которого следует делать, основываясь на специфическом общении женщины с сотрудниками правоохранительных органов, – это рассказ о необыкновенной активности, силе, упорстве.

В милиции

Когда она явилась в отделение, там как раз обсуждали недавнее происшествие. Каким изобразил Шукшин материнское сердце? Анализ произведения позволяет сделать вывод, что понятие это хотя и абстрактное, но применимо к необыкновенной силе, которой может обладать лишь женщина.

К тому же только та, чей ребенок оказался в беде. Не играет роли, сколько лет этому ребенку, преступник он или порядочный человек. Делая анализ рассказа Шукшина «Материнское сердце», следует обратить внимание на сцену в милиции.

Мать Витьки вошла, тут же упала на колени и запричитала громко.

У прокурора

Милиционеры – люди, несклонные к жалости. Но даже они разжалобились и посоветовали женщине наведаться к прокурору. Какой идее посвятил Василий Шукшин «Материнское сердце»? Анализ рассказа говорит о том, что это произведение о тяжелой женской судьбе, которую помочь пережить может лишь безграничная любовь к детям и слепая надежда на человеческое участие и понимание.

Прокурор проявил твердость и не проникся трогательной историей о доброте Витьки, который «тверезым и мухи не обидит». Но мать и на этот раз не сдалась, и лишь сделала вывод, что этот человек «обиделся за своего». Добившись разрешения на свидание с сыном, она отправилась снова в милицию.

Разговор с сыном

По дороге мать Витьки думала о том, как отправится в краевые организации. Она всю жизнь надеялась на помощь и понимание людей. Ей верить больше было не на что. Она вытирала слезы и молча плакала, но не замедляла шага. Мать Витьки Борзенкова всю жизнь только тем и занималась, что пыталась справиться со своим героем. В ее душе неистребимо жила вера в добрых людей, которые помогут.

Она ни разу не подумала о том, что ее сын совершил преступление, что существует закон, на который нельзя закрыть глаза. А когда увидела его похудевшим, осунувшегося, вдруг в мире перестали существовать и милиция, и безжалостный прокурор. Мать поняла, насколько страшная беда приключилась с сыном, и знала теперь точно, что только она сможет его спасти.

Читайте также:  Анализ драмы шиллера разбойники

В краевые органы

Увидев его беспомощность, она принялась все описывать в радужных красках. И милиционеры, и прокурор якобы посоветовали ей отправиться в краевые органы. Мать рассказывала и сама в это верила, что выпустить Витьку они вовсе не против, да только прав не имеют. Но там, в областном центре, есть люди, от которых все зависит. Они то Витю не оставят в беде.

На прощание мать посоветовала сыну помолиться, приговаривая: «Будем со всех сторон заходить». А затем вышла из камеры и пошла, опять ничего перед собой не видя из-за слез. Она должна была спешить, и теперь точно знала, что если понадобится, пройдет все инстанции, но вызволит сына.

Она отправится в краевые организации даже пешком, если нужно, но Витя ее выйдет на свободу.

Таково краткое содержание рассказа, который создал В. М. Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого изложен был в этой статье, посвящен всепоглощающей материнской любви.

Источник: https://autogear.ru/article/234/713/v-m-shukshin-materinskoe-serdtse-analiz-materinskoe-serdtse-shukshin-v-m-syujet-i-geroi-rasskaza/

Краткое содержание Шукшин Материнское сердце

Витька — молодой деревенский парень, чтобы накопить денег на предстоящую свадьбу, поехал в город продавать сало. Распродав весь свой товар, зашел в местную забегаловку выпить один-другой стаканчик. Там пока он сидел за столом, к нему подошла девушка с просьбой подкуриться.

Разговорившись, они выпили вместе и после позвала поехать к ней в гости. Витька не увидел ничего в этом плохого и с радостью приняв приглашение поехал к ней домой.

Там веселье продолжилось недолго, и вскоре Витька очнулся под забором, без копейки денег. Сразу же стало понятно, что его напоили и обобрали. Разозлившись на всех горожан за нечестность и плутовство, главный герой вступил в драку.

Разодравшись на улице, конечно же деревенский паренёк угодил в милицию.

Обратите внимание

Сразу же сообщили его матери, и она тут же примчалась в город. Первым делом пошла разговаривать с городовым, который сидел в участке, потом дошла до прокурора.

Оба говорили одно и то же — в драке участвовал, есть несколько пострадавших, грозит Витьке суд и реальный срок. Сердце матери обливалось кровью. Сын был самым младшим из пятерых детей.

Хорошим, ладным парнем, только с одним недостатком. Как только капля спиртного попадала в рот — становился сам не свой.

Увидевшись со своим ребенком, только еще больше расстроилась мать. Весь он сидел осунувшийся, озабоченный, боялся своей дальнейшей судьбы. А в голове у пожилой женщины уже прокручивались планы куда надо ехать, какие собирать бумаги и документы, чтобы спасать своего сына.

Ни на секунду у нее не возникала мысль, что он может быть в чем то виноват и должен понести наказание. Одна только мысль — спасти, вызволить, сделать все возможное чтобы не осудили.

Настолько сильна материнская любовь и слепо материнское сердце, что готово оправдать и защитить любой поступок, совершенный ее горячо любимым сыном.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание книги Зелёная Миля Стивена КингаДействия романа разворачиваются в эпоху великой депрессии. Большая часть событий проходит и взаимосвязано с тюрьмой, блоком, где держат заключённых
  • ТвардовскийТвардовский родился в июне 1910 года в Смоленской губернии в многодетной семье. В 30-е годы двадцатого столетия семья Твардовских была сослана в Сибирь, что впоследствии внесло определенную лепту в его поэтическое творчество.
  • Краткое содержание Бондарев БерегИстория повествует об истории любви писателя Вадима Никитина и фрау Герберт, которые были влюблены друг в друга во время Второй мировой войны. Рассказ ведется от двух лиц
  • Краткое содержание Лисистрата АристофанаЭта древняя комедия, как нельзя более актуальная в наши дни. Она повествует о том, как женщины остановили войну между Спартой и Афинами. Вдохновительницей этого героического по сути своей поступка стала женщина по имени Лисистрата
  • Краткое содержание Шолохов Семейный человекСтарый казак, работающий паромщиком, перевозит через Дон демобилизованного солдата. По дороге Микишара рассказывает историю своей жизни в надежде услышать мнение человека не местного, «не свойского», способного к непристрастному анализу.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilij-shukshin/materinskoe-serdce-kratko

Рецензия на рассказ В. М. Шукшина «Материнское сердце»

Категория: Шукшин В.М.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Многие знают и любят рассказы В. М. Шукшина. Маленькие жизненные ситуации, на которые никто бы не обратил внимания, вошли во всеми любимые сборники коротких рассказов. Простые и понятные, они заставляют думать. Рассказ “Материнское сердце”, о котором я хочу поведать, не стал исключением.

Эта история раскрывает всю полноту и глубину материнского сердца, которое отказывается от логики и здравого смысла во имя спасения собственного дитя. Тема “отцов и детей” присутствовала в литературе всегда, но достаточно редко эта тема описывала взаимоотношения матери и сына.

Произошел конфликт, но не семейный, а между матерью и “законом”, который она готова нарушить, лишь бы спасти своего ребенка. Ее сын Виктор Борзенков собрался жениться и, чтобы заработать денег, едет на рынок продать сало. Получив сто пятьдесят рублей, он отходит к ларьку выпить стакан красного вина, там он знакомится с молодой девушкой, которая предлагает продолжить их разговор у нее дома.

Важно

И естественно, наутро он проснулся в незнакомом месте, без денег и с больной головой. Еще на рынке он спрятал червонец, на всякий случай, и этот случай выдался. Вернувшись к ларьку, он выпивает бутылку вина из горла и забрасывает ее в парк. Люди, находившиеся рядом, попытались вразумить его словами, но дело дошло до драки.

Намотав на руку свой флотский ремень и оставив бляху, как кистень, Витька “отправил” в больницу двух нападавших. Под горячую руку попался и милиционер, который попытался его остановить. Милиционер с травмой головы был отправлен в больницу, а Витька Борзенков в КПЗ. Узнав о случившемся, мать Вити бросила все дела и поехала по всем инстанциям, надеясь освободить своего сына.

Она ни разу не подумала, что он совершил преступлен ие, что есть закон, по которому его должны судить. “Материнское сердце, оно — мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем”. Автор попытался передать те переживания, которые испытывала мать Вити. И я считаю, что это одна из самых удачных попыток.

Жизненная трагедия превращается в историю с глубоким идейным смыслом. А самым ярким моментом, раскрывающим основную мысль произведения, стала сцена встречи матери с сыном в тюрьме, когда она приходит к нему на свидание. “У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете — милиция, прокурор, суд, тюрьма…

Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный… И кто же может сейчас отнять его у нее, когда она, никто больше — нужна ему? И действительно, она ему нужна. Он свято чтит свою мать и ни за что не даст ее в обиду. Но еще до встречи ему становится стыдно. “Мучительно стыдно. Жалко мать. Он знал, что она придет к нему, пробьется через все законы, — ждал этого и страшился”.

Он сам боялся ее обидеть. Эти чувства глубоки и бездонны, и ясно, что выразить их словами просто невозможно. Но автор использует тот стиль, который понятен простому человеку, тот язык, который делает это произведение общедоступным. Помимо этого автор встает на сторону главных героев, и, хотя оспаривать закон трудно и даже невозможно, здесь на первое место выходит материнская любовь, которая не поддается никаким законам.

“И та неистребимая вера, что добрые люди помогут ей, вела ее и вела, мать нигде не мешкала, не останавливалась, чтоб наплакаться вволю. Она — действовала”. “Ничего, добрые люди помогут”. Она верила, что помогут.



Перед любым подростком рано или поздно встаёт вопрос: «Кем быть?» риторический вопрос, актуальность которого не исчезнет никогда.Будучи ещё маленькой, мои родители спрашивали «Дочка, когда ты вырастешь, какую профессию ты выберешь?»

«Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в Онегине личность Пушкина.

Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его…» — такое значение этому роману в творчестве Пушкина отводит Виссарион Григорьевич Белинский.

Совет

    Обычно герой романтической поэмы с первых же строк представляется человеком исключительной и драматической судьбы.

Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения.     Центральной темой литературы 60-х годов XIX века стала тема народа.

Для ее рассмотрения, а также для освещения многих крупных проблем современности писатель обратился к историческому прошлому: событиям 1805-1807 годов и войне 1812 года.

    Исследователи творчества Толстого расходятся во мнении, что он подразумевал под словом “народ”: кресть

Думаю, у каждого человека есть определенная цель в жизни. Пока мы маленькие, невелики и наши мечты. Ребенку хочется новую красивую игрушку, как в витрине магазина или у того мальчика, или новое платьице, или куклу Барби. Мы растем, и вместе с нами растут и наши желания, стремления, цели.

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано Пушкиным в «петербургский» период, в 1818 го­ду. В это время поэт находился под сильным влиянием декабристских идей. Под их воздействием создается его вольнолюбивая лирика этих лет, в том числе программное стихотворение «К Чаада­еву». Жанр — дружеское послание.

Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени.

    Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества.

    Фольклор в поэме — это былины, пословицы, сказки и сказочные персонажи, песн

Обратите внимание

Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты». Меня глубоко взволновала история детства Алеши Пешкова, мальчика, прошедшего через столько испытаний.

Особенно мне запомнился образ его бабушки. Мне кажется, это один из самых возвышенных женских образов русской литературы. Прочитав эту книгу, я лучше узнал о жизни людей в дореволюционной России.

В «Детстве» Горький талантливо описывает детское видение ми

После свершения революции В.В. Маяковский был одним из немногих поэтов, вставших на защиту новых порядков. В это время в нем с особой яркостью проявляется талант сатирика.

    Сатирические произведения Маяковского 20-х годов поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло его сатирического взгляда.

Перед нашим взором «целая лента типов тянется»: новый буржуй, кулак, вредитель, хулиган, обыватель, сплетник, хан

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова издавна зовут дедушкой Крыловым.

У его памятника в Летнем саду, в Санкт-Петербурге, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображённых героев его басен — разных зверей и птиц, знакомых каждому ребёнку.

Да, мы с детства, со школьной скамьи, а то ещё и до школы, знакомимся с крыловскими баснями.Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили,

Важно

В смутное время, когда XIX век сменялся XX, в мире, находящемся в предчувствии глобальных потрясений, вспыхнула самая яркая в литературе новой эпохи женская поэзия — лирика Анны Ахматовой. Весной 1912 г. вышел ее первый сборник стихов «Вечер».

Тираж был совсем небольшим – всего 300 экземпляров, но этого было достаточно, чтобы молодая поэтесса стала знаменитой.

Критики единодушно определили ей достойное место в ряду выдающихся русских поэтов, а почитатели (в основном, почитательницы) с нетерпение

Сейчас смотрят:{module Шукшин:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-shukshina-v-m/15936-retsenziya-na-rasskaz-v-m-shukshina-materinskoe-serdtse.html

Ссылка на основную публикацию