Анализ рассказа одна ночь быкова сочинение

Человек на войне. Проблема нравственного выбора в рассказе В. Быкова «Одна ночь»

В. Быков написал короткие воспоминания о тех фронтовых товарищах, которым он лично обязан тем, что остался жив — так они, эти воспоминания, и назывались – «Жизнью обязан». Следующие его работы, посвященные Великой Отечественной войне, это «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно», «Круглянский мост», «Атака сходу», «Сотников», «Его батальон», «Одна ночь» и другие.

Последнее из прочитанных мною произведений этого писателя – рассказ «Одна ночь». Прежде всего, меня заинтересовало его название. Что значит одна ночь в жизни человека? Песчинка, пылинка в потоке времени.

Одна ночь, несколько часов могут много значить для людей старых, а нам, молодым, кажется, что впереди ещё вечность.

Обратите внимание

Задумавшись об этом, я понял, что не только ночь или день, но и час, минута многое решают в жизни человека.

В этом небольшом рассказе два главных героя. Один из них — это Волока, русский солдат, второй — немец, обер-ефрейтор Хагеман. Обратим внимание на их имена. Волоку зовут Иваном, а немца – Фриц. Я думаю, что выбор писателем данных имён не случаен. Иван – исконно русское имя.

Так называли героев русских народных сказок, так звали наших бойцов гитлеровцы. Иван в рассказе «Одна ночь» – обобщённый образ русского человека, солдата, так же, как Фриц – образ солдата немецкой армии.

В произведении волею судьбы, нет, волею войны сталкиваются два человека, представители двух разных народов, воюющих между собою.

Они (Волока и Хагеман) были врагами там, наверху, где идёт бой, и здесь, в подвале, в первые минуты, пока ещё не превратился подвал в ловушку. Кто кого? Кто сильнее? Вот немец схватил Волоку за горло, затем Иван почти удавил немца. Но прогремел оглушительный взрыв, завалило выход из подвала, и завал этот отгородил двух солдат от остального мира, а главное – от войны.

Проблема нравственного выбора стоит перед многими героями В. Быкова. И этот рассказ не исключение. Вот перед Иваном придавленный плитой враг, а в сущности, беспомощный человек.

«Убить!» – мелькнула мысль, и руки привычно потянулись к оружию, а потом, неожиданно для себя, «инстинктивно»”, Волока освободил от завала немца, и сам “удивился этому своему поступку.

А чуть позже увидел перед собой «не какого-нибудь самоуверенного гитлеровца первых дней войны, а пожилого, усталого и, очевидно, немало перестрадавшего человека».

В такую же ситуацию автор ставит и второго героя – Фрица Хагемана. Теперь уже он помогает русскому солдату прийти в себя, подносит к его губам воду.

Важно

Постепенно писатель как бы сбрасывает со своих героев вражеские маски, обнажает их человеческую сущность. Вот «две пары рук упёрлись в один кусок бетона». В этих руках нет оружия.

Вот махоркой из одного кисета набиты самокрутки, и завязался разговор, в котором знания немногих слов чужого языка хватает для понимания друг друга.

Прошла ночь, и война снова заявила о себе сквозь дыру в стене подвала. «Появился выход, и всё стало другим». Вернее, не другим, а прежним. Постепенно обрываются нити человечности, связывающие двух людей, и они снова превращаются в солдат враждующих армий.

Что считать кульминацией рассказа? Я думаю, что описание того момента, когда стала видна дыра в стене подвала.

Можно наконец выбраться из ловушки, но где же выход из сложившейся ситуации? Что делать? Кому идти в плен? Или убить того, кто по другую сторону? На войне всё решают секунды.

Кто кого? И Иван оказывается первым: «рванул с плеча автомат и нажал на спуск», а затем «побрёл туда, откуда бежали бойцы».

Можно было бы на этом поставить точку. Но писатель не делает этого. Ещё несколько строк, а как много они значат в раскрытии замысла автора, в идейном содержании произведения. «Как же это? Что это?» – думал Волока, и ему хотелось ругаться от боли и тупой несправедливости того, что случилось. Переполненный душевной сумятицей, он… твердил в отчаянии: «От же гады! От гады!..»

Рядовой солдат, бывший колхозный столяр Иван Волока не знает, к кому обращены его слова, кто виноват в том, что люди уничтожают друг друга.

Совет

Но, прочитав последние строки рассказа, об этом задумается читатель. Я считаю, что они обращены к тем, кто развязывает войны, кто равнодушен к страданиям и слезам людей, кто толкает в пучину бед человечество.

Вернуться к списку: Сочинение по литературе

Источник: https://rusulitka.ru/chelovek-na-vojne-problema-nravstvennogo-vybora-v-rasskaze-v-bykova-odna-noch.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

Когда в жизни людей врывается война, он всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой Отечественной – вспоминают и поныне.

Василий Быков – один из важнейших отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Особенностью его произведений является то, что он изображает в своих рассказах войну такой, какой она была – в страданиях и крови..

Одним из таких произведений является рассказ «Одна ночь».

Сюжет нельзя назвать простым. Сложность заключается в том, что в развитие сюжетного действия вплетаются чувства – герой разрывается между гражданским долгом и человеческими состраданием.

Центральный персонаж рассказа Иван Волока, спасаясь от немецких пуль, оказывается в подвале под грудой обвалившихся стен. Но самым сложным и необъяснимым становится то, что вместе с ним под завалами остается немецкий солдат.

Последний ранен, ему нужна помощь, а из-под завалов самостоятельно не выбраться.

Как же поступить Ивану? Сможет ли он убить этого безоружного, пострадавшего при обвале немца? Поначалу, не осознавая того, что он делает, Иван помогает гитлеровцу выбраться из-под бетонной глыбы и перевязать рану.

Целую ночь они пытаются найти выход из каменной клетки. И вот они на свободе. Немец понимает, что оставшись с русским солдатом, он попадет в плен, поэтому, увидев гитлеровцев, он бросается к ним. Яростное желание ни за что не отдавать врагам этого человека просыпается в Иване. Забывая обо всем, он убивает солдата.

Тема жестокости и бесчеловечности войны красной нитью проходит через всё произведение.

Войне можно дать оценку – захватническая, освободительная, гражданская – но как оценить людей, идущих умирать за что-то идеалы? У войны свои законы. Главные герои военных действий – страх и ненависть. Они движут людьми, заставляя их порой совершать жестокие и негероические поступки.

Что двигало Иваном, когда он стрелял во Фрица – страх перед комиссаром, ненависть к гитлеровцам? Нельзя дать определенный ответ – все смешалось, рассыпалось, как мозаика.

Обратите внимание

Быков мастерски изображает картины войны через восприятие молодого солдата. По одному небольшому эпизоду встречи Волока с немцами можно многое сказать о том, какой видит войну автор.

«Позади грохнул взрыв…», и когда Волока, «…запыхавшись, влетел под спасительные своды подъезда, то от неожиданности едва не вскрикнул: со двора прямо на него выскочили два немца, но и немцы тут видно, не ждали его.

Передний что-то бормотал заднему, на мгновение в его расширенных глазах блеснул испуг и удивление.

В то же мгновение Волока, не целясь нажал на спуск – автомат содрогнулся от беспорядочной очереди – немец выпустил из рук карабин и упал лицом не мостовую…» Вот истинное лицо войны: хаос, паника, слепая жестокость, мотивированные только одним – страхом. Эта война не имеет никакой другой цели, кроме единственной, -убивать людей.

Поначалу оказавшись под насыпью обрушившихся стен, Иван испытывает жгучую ненависть к немцу «Аа, доняло, собака!» -говорит он, наблюдая тщетные попытки солдата выбраться из-под бетонной глыбы.

Ивану за полгода службы в полку не довелось так близко увидеть немецкого солдата. «Это был четвертый немец попавшийся ему под руку», пишет Быков. Троих он убил даже не задумываясь – так надо. Вот именно: надо. Для Волоки немцы – враги, у которых нет лица и нет лица и нет чувств.

И вот, впервые очутившись лицом к лицу со своим врагом, он теряется.

«Всего несколько минут назад, не видя и никогда не зная один другого, они насмерть дрались в этом подвале, полные злобы и ненависть, а сейчас, будто ничего между ними и не произошло, дружно расшатывали кусок бетона, чтобы выбраться из общей беды».

Иван видит немолодое лицо гитлеровца, загорелый лоб, густо изрезанный морщинами, такой же , как и у него рубец возле уха, и понимает, что перед ним- прежде всего – человек. Эта вдруг открывшаяся истина пугает и обезоруживает Волоку. «Иван неясно ощущая в душе, – читаем мы в рассказе, -что застрелить теперь этого человека уже вряд ли сможет.

Как стрелять в него, если между ними рушилось главное для этого – взаимная ненависть, если вдруг во вражеском мундире предстал перед ним самый обыкновенный человек, который и к Ивану относился уже не как враг, а как сообщник и друг? Кажется, это был совсем неплохой немец, и Иван даже ощутил неловкость оттого, что недавно едва не задушил его.

Читайте также:  Анализ сказки маршака двенадцать месяцев 5 класс

Всё это было странно и необычно».

Разговаривая с немцем, Иван узнает, что Фриц столяр, так же как и Волока, у него есть семья – жена и трое детей. У Ивана тоже остались дома супруга и две дочки.

Важно

Когда на Волоку рушится стена, Фриц имея возможность убежать, остается помогать Ивану, спасаем его от смерти. Волока понимает это, но настороженные чувства не покидают его.

И вот выход из каменной клетки найден. Свобода возвращает героев в «прежние рамки войны». Теперь они уже не два сообщника, вместе курящих русскую махорку, а два солдата – русский и немецкий. Это война. У нее свои законы. Невинные люди гибнут ради достижения чьих-то целей.

Увы, это понимают обе враждующих стороны. Немецкие солдаты знают что борются не на жизнь, а на смерть. Им лучше погибнуть, чем попасть в русский плен – тогда их семьи не заберут в контрационный лагерь.

Всё это читатель вместе с главным героем узнают из рассказа немецкого солдата Фрица Хагемана.

«Война никс гут!..Фриц Хагеман никс надо война», – говорит немец, прошедший пол-России и мечтающий скорее вернутся домой.

Но, увы его мечте не суждено сбыться. Заставляя своего героя убить, автор показывает механичность и бесчеловечность войны.

Конечно, герой рассказа отнюдь не идеален. Как и многие молодые солдаты, он мечтает красиво умереть.

Единственная мысль, заботящая его, пока он находится в каменной клетке завалов – как глупо будет вот так умереть. Разговаривая с немцем, он думает о том, что скажет на это его командир.

Очнувшись после тяжелого кошмара и увидев спящего Фрица, он собирается бежать, оставив гитлеровца в подвале.

Но автор не осуждает его списывая всё на молодость и на войну. Писатель – фронтовик не высказывает своей позиции, не становится ни на чью сторону – просто описывает события, давая читателю возможность самому оценить ситуацию.

Он пишет о том, что в экстремальных условиях люди могут вести себя по-разному, проявляя и трусость, и героизм. Пожалуй, в этом аспекте интересен нам герой Быкова.

Писатель показывает логику человеческого поведения в экстремальной ситуации, раскрывает его внутренний мир, обнажает душевное противоборство. Он помогает нам понять суровую правду о войне.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=78917

Одна ночь

Очень кратко Великая Отечественная война. Русский и немец оказываются заточёнными в подвале. Объединённые общей бедой, герои становятся друзьями, но, освободившись, вновь превращаются во врагов.

Конец Великой Отечественной войны. В захваченном советскими войсками городе внезапно начался авианалёт. Иван Волок, русский солдат, побежал за сержантом, но отстал. Неожиданно перед ним появилось двое немцев. Иван дал беспорядочную автоматную очередь и убил одного из них, второй немец куда-то исчез.

Среди взрывов и падающих зданий Иван увидел раскрытую дверь и забежал в неё. Не заметив ступенек, он оступился и полетел вниз, в подвал.

Совет

Немец, которого Иван не успел убить, прятался здесь же, в темноте. Они начали бороться, всеми способами стараясь уничтожить друг друга. Внезапно раздался новый взрыв. Ивана засыпало щебнем и осколками кирпича, он потерял сознание.

Очнувшись, Иван обнаружил, что вход в подвал полностью завалило, а бетонный потолок в углу потрескался, и в трещину проникает тонкий луч света, превращая тьму в полумрак. На миг Ивану показалось, что его противник погиб, но он ошибся — засыпанный осколками камня немец пришёл в себя.

Первым желанием Ивана было убить фашиста, однако «стрелять в беспомощного и больного всё же неловко». Удивляясь самому себе, он помог немцу выбраться из-под завала и отдал ему свой перевязочный пакет, чтобы тот забинтовал раненое колено. Немец был немолод, на его виске виднелся след от осколка — такой же рубец носил Иван на левом боку.

Только немецкая форма не позволяла Ивану забыть, что перед ним враг. Вдвоём они начали разбирать завал, безуспешно пытаясь расшатать бетонную плиту. Вскоре выяснилось, что немец немного говорит по-русски — его научила «русска фрау». Как и Иван, в мирной жизни Фриц Хагеман был столяром, строил дома.

Продолжение после рекламы:

Иван уже не чувствовал к Фрицу враждебность. Теперь его заботило другое — что будет, когда они выберутся из подвала. Кто их встретит наверху — свои или немцы? Если немцы — не лучше ли будет застрелить Фрица прямо сейчас? Но всё изменилось, и убить Иван уже не мог.

Внезапно наверху послышались голоса, но разобрать, на каком языке говорят, было невозможно. Иван и Фриц затихли. Никто не решился подать голос, опасаясь нарваться на врага. Обоим стало ясно, что выбираться из подвала придётся самосто­ятельно.

Иван предложил Фрицу добровольно сдаться в плен русским, но тот отказался. В Дрездене у него осталась жена и трое детей. Если Фриц попадёт в русский плен, его семью сошлют в лагеря.

Иван тоже вспомнил о жене и двух дочерях, оставшихся в родном колхозе. Немец признался, что ему не нравится эта война, а «Фюрер-шайза!».

Обратите внимание

Но всё же в отношениях Ивана и Фрица осталась напряжённость: каждый из них чувствовал исходящую от другого опасность и боялся выпустить из рук оружие.

Разбирая завал, Иван потревожил каменную плиту, та упала на него и оглушила. Некоторое время Иван провёл в беспамятстве и бреду. Немец заботился о нём — перевязывал разбитую голову и поил просочившейся в подвал водой.

Очнувшись, Иван заметил, что в подвале стало светлее — на месте обрушившейся на него плиты образовалась дыра. Надо выбираться и сдавать немца своим. Между Иваном и Фрицем снова всё изменилось.

Фриц вылез первым и вытащил из дыры Ивана. На улице немца заметили и окликнули свои. Однако Иван не хотел, чтобы этот человек вновь вернулся во вражеский полк, и выстрелил в недавнего союзника и почти друга. Фриц бросил в Ивана гранату, но тот в последний момент успел ещё раз выстрелить, и немец упал.

Осколком гранаты Ивана ранило в плечо. Его начали обстреливать, но мешала поднятая взрывом пыль, и Ивану удалось скрыться в переулке. Он медленно брёл к своим, и ему хотелось «ругаться от боли и тупой несправед­ливости того, что случилось».

Источник: https://briefly.ru/bykov/odna_noch/

Василь Быков «Одна ночь» (опыт прочтения и истолкования рассказа) и истолкования рассказа) – презентация

1 Василь Быков «Одна ночь» (опыт прочтения и истолкования рассказа) и истолкования рассказа)<\p>

2 Какими словами вы могли бы охарактеризовать стиль писателя, манеру его повествования на первых страницах рассказа? Лаконизм, Лаконизм, динамичность, динамичность, бесстрастность, бесстрастность, телеграфный стиль телеграфный стиль<\p>

3 Композиция рассказа Авианалет (экспозиция). Авианалет (экспозиция). Первый завал (завязка действия). Первый завал (завязка действия). Знакомство. Знакомство. Второй завал. Второй завал. Выход (кульминация). Выход (кульминация). Отчаяние Ивана (развязка). Отчаяние Ивана (развязка). Рассказ имеет «зеркальную» композицию. Рассказ имеет «зеркальную» композицию.<\p>

Важно

4 Как меняется отношение Волоки к немцу? Немец, враг, сволочь, гадина, проклятый, собака, недобитый гитлеровец, пожилой, усталый и немало перестрадавший человек, незлой человек, сообщник и друг, неплохой немец, товарищ, человек, Фриц Хагеман. Немец, враг, сволочь, гадина, проклятый, собака, недобитый гитлеровец, пожилой, усталый и немало перестрадавший человек, незлой человек, сообщник и друг, неплохой немец, товарищ, человек, Фриц Хагеман.<\p>

5 Что общего у Ивана и Фрица? Имя в его понимании Имя в его понимании Мирная профессия Мирная профессия Тоска по семье и детям Тоска по семье и детям Место в солдатском строю Место в солдатском строю Следы от ранений осколками Следы от ранений осколками Познания в языках друг друга Познания в языках друг друга Страх перед спецслужбами Страх перед спецслужбами Недоверие к агитации противника Недоверие к агитации противника Общая беда и спасительный подвал Общая беда и спасительный подвал Ненависть к войне и любовь к жизни Ненависть к войне и любовь к жизни<\p>

6 Где и когда происходит действие рассказа? Каков его главный конфликт? Рассказ лишен конкретного указания на место и время происходящего события, потому что оно носит вненациональный, общечеловеческий характер. Рассказ лишен конкретного указания на место и время происходящего события, потому что оно носит вненациональный, общечеловеческий характер. Конфликт основан на столкновении взаимоисключающих чувств солдата, стремящегося уничтожить врага, и человека, спасающего жизнь тому, кто попал в беду. Конфликт основан на столкновении взаимоисключающих чувств солдата, стремящегося уничтожить врага, и человека, спасающего жизнь тому, кто попал в беду.<\p>

7 В чем заключена идея рассказа? Лев Толстой: Лев Толстой: «Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». «Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».<\p>

8<\p>

9<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/53377/

Роман Униженные и оскорбленные. Часть 2

Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужденная терпеть и уход дочери, и гнев мужа. Но страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о всех своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством.

Достоевский высоко оценивает самоотверженную любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит ей счастья. Наташа страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий Наташи — не кто иной, как Алеша.

Это он оторвал ее от семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться. Он бросает Наташу и по настоянию князя женится на обладательнице миллионного состояния. Казалось бы, есть все основания для того, чтобы осудить виновника драмы Наташи Алешу. Но Достоевский этого не делает.

В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину Алеши. Рассказчик, от имени которого ведется повествование, писатель Иван Петрович, смотрит на Алешу влюбленными глазами Наташи.

Читайте также:  Образ главного героя в антоновских яблоках бунина сочинение

Он не видит эгоистичности поведения героя, а порой любуется, даже восхищается Алешей и склонен все низкие поступки молодого князя истолковать как безобидное проявление милой детскости. Автор заставил свою обесчещенную, обманутую героиню призывать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу.— П. П.), Ваня, —перебила Наташа…

—его судить нельзя как всех других… его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера…» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа.

Хагокество этой «христианской добродетели» тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатий.

Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого «барчука» к герою романа «Идиот» Мышкину или к Алеше Карамазову. Но такая параллель не основательна.

Сама по себе искренность не защищает человека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает человека безупречным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отличие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется и в его отношении к Кате, и в его любви к Наташе.

Совет

Когда оп убеждает Наташу согласиться на его брак с Катей, в его словах заметна эгоистическая логика: раз Наташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласиться на его брак с Катей.

Всем ходом сюжета автор доказывает, что если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь к ней была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто не разрушил бы их счастья и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского. Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу.

Напротрга, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей этой идеи Наташу. Но современный читатель, чуждый христианской идее всепрощения, не может смотреть на Алешу глазами Наташи. Он судит героя по его поступкам и делам. Естественно, что наша оценка Алеши расходится с оценкой Достоевского.

В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием очищается человек. И потому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости.

Если в первом романе Достоевского «Бедные люди» герой Макар Девушкин резко протестовал против страданий униженных и оскорбленных, пытался вскрыть социальные причины этих страданий («По какому нраву все это делается?» — спрашивал он), то в романе «Униженные и оскорбленные» Ихменев отказывается от протеста и призывает к гордому смирению: «О! пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!» Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывом «идти рука в руку», с которым Ихменев обращается к прощенной им Наташе, Достоевский заканчивает четвертую часть романа.

Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных» — главное достижение Достоевского-реалиста. Ее перекрывает другая сюжетная линия романа, получившая завершение в эпилоге — история Нелли и всего семейства Смитов.

Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была «какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина»; мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, сама Нелли, терпящая побои от мещанки и сводни Бубновой и всяческие надругательства от ее клиентов, — все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с еще большей социальной остротой. Именно трагическая судьба Нелли, этой гордой, не по-детски серьезной девочки, прошедшей через все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказанная Достоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющую несправедливость социальных отношений. Но Нелли не пассивна. Она не может смириться и простить своих обидчиков. Напротив, она одержима жаждой мести. Ее бунт н против князя и против окружающих ее условий полой трагизма. Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные» впервые так остро ставил вопрос о страданиях ни в чем не повинных детей, искалеченных условиями буржуазной действительности.

Образ Нелли — большое художественное достижение Достоевского-реалиста. От этого образа, как и от образа Неточки Незвановой (героини одноименной повести) протянется прямая линия к героине романа «Идиот» Настасье Филипповне, такой же, как и Нелли, гордой, застенчивой, предельно самолюбивой, обличающей несправедливости буржуазного мира.

Обратите внимание

Таким образом, изображая судьбы Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просветленное смирение, и с другой — непримиримое проклятие всему несправедливому миру.

Эти два ответа наложили отпечаток и на художественную структуру романа: вся линия Ихменевых окрашена в лирические, местами в сентиментально-примирительные тона; в описании' истории Нелли и злодеяний князя Валковского преобладает обличительная палитра красок.

Между этими двумя сюжетными линиями романа — пассивного и активного протеста — есть весьма существенные связующие звенья: князь Валковский и его антипод — писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование. Валковский воплощает в себе все зло капиталистического мира.

Это — великосветский развратник, подлец, обольститель и эгоист. Он признает одно правило: «Люби самого себя!» Жизнь для него — коммерческая сделка, а люди — лишь средство для достижения корыстных целей. Князь женится вначале на дочери откупщика, присваивает себе ее состояние, а жену сживает со свету.

Вскоре он вторично женится — на дочери заводчика Смита, будущей матери Нелли, обманывает и обирает и эту женщину, а затем выгоняет ее на улицу. Своего сына Алешу князь отдает на воспитание Ихменеву, чтобы развязать себе руки. Узнав о миллионах Кати, князь прочит ее в невесты Алеше.

Деньги для этого демона наживы — мера всех вещей, символ власти; во имя денег он готов пойти на любые преступления. «Я люблю значение, чин, отель, женщин, разврат, а не идеалы в жизни», — цинично заявляет князь.

Он издевается над шиллеровской романтикой молодежи, над высокими идеалами поэтов — над всем, что не подвластно денежному интересу. Князь уверен, что «в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм». Такая концентрация пороков в одном лице понадобилась Достоевскому для того, чтобы рельефно изобразить поистине сатанинскую в те годы силу капитала, чтобы возбудить ненависть читателя к ней.

Если князь Валковский изображен как полюс зла, то полюсом добра выведен рассказчик Иван Петрович, по замыслу автора человек в высшей степени гуманный и великодушный.

В этом герое Достоевский запечатлел некоторые черты своей собственной биографии: Иван Петрович — писатель, его первый роман напоминает первый роман Достоевского «Бедные люди», а отзыв об этом романе критика Б.— отзыв Белинского о «Бедных людях».

Но Иван Петрович не только рассказчик, он — и действующее лицо романа, герой, влюбленный в Наташу. При помощи Ивана Петровича связываются все нити весьма разветвленного сюжета романа.

Важно

Как рассказчик Иван Петрович «является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий, — пишет Добролюбов.

— К нему приходит отец Наташи — сообщить о своих намерениях, за ним присылает ее мать — расспросить о Наташе, его зовет к себе Наташа, чтобы излить пред ним свое сердце, к пему обращается Алеша — высказать свою любовь, ветреность и раскаяние, с ним знакомится Катя, невеста Алеши, чтобы поговорить с ним о любви Алеши к Наташе, ему попадается Нелли, чтобы выказать свой характер, и Маслобоев, чтобы разузнать и рассказать об отношениях Нелли к князю, наконец, сам князь… напивается так, чтобы высказать Ивану Петровичу всю гадость своего характера. А Иван Петрович все слушает и все записывает». Такая роль Ивана Петровича вполне оправдана. И не только его писательской профессией, по и гуманностью его натуры, во многом напоминающей натуру самого Достоевского. Столкновение Ивана Петровича с князем Валковским дает известное представление об идейном конфликте середины XIX века между добром и злом, альтруизмом и эгоизмом, хищничеством и бескорыстием. Не имея реальных возможностей активно бороться против зла, Иван Петрович усердно хлопочет о моральной помощи всем униженным и оскорбленным, он скорбит их скорбями и сочувствует их страданиям.

Несколько иная роль Ивана Петровича как героя романа, как человека, полюбившего Наташу. Создавая этот образ, Достоевский развивал свою теорию жертвенной любви, любви-альтруизма. Иван Петрович беспредельно любит Наташу.

Его самозабвение в любви доходит до такой степени, что он готов во имя счастья Наташи уступить ее Алеше.

Достоевский создает характер, который позднее в романе «Идиот» воплотится в князе Мышкине, где эта теория любви-альтруизма получит широкое обоснование.

Как же истолковать этот характер? Что в нем преобладает: сила или слабость? На этот вопрос Добролюбов отвечал вполне определенно: слабость.

Он писал: «Я признаюсь—все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только…

Читайте также:  Маленькие люди в романе преступление и наказание достоевского сочинение 10 класс

Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали еще нам, как идеал чего-то!»

Добролюбов откровенно высказывал свою неприязнь к герою, способному к жертвенной любви, и в этом чувствовалось веяние эпохи 60-х годов, когда развенчание безвольных дворянских интеллигентов стало одной из главных задач русской демократии.

Совет

Сам же Достоевский не считал поведение своего Ивана Петровича проявлением слабости. Наоборот, он видел в этом признак силы духа, умение человека подняться над собственным эгоизмом и совершить альтруистический акт — устроить счастье ближнего своего.

Поэтому он искренне видел нечто идеальное в поступках Ивана Петровича и заражал этим настроением читателя.

«Униженные и оскорбленные» — специфическая разновидность жанра романа. В нем объединились признаки романа психологического с элементами авантюрно-детективного. События предельно концентрированы и происходят в максимально короткий промежуток времени.

Психологические конфликты развиваются в форме острых и напряженных диалогов.

Герои исповедуются друг перед другом, рассказывают о своем прошлом, о своих чувствах и переживаниях, раскрывают свои взгляды на мир (таковы проникновенные исповеди Ихменева, Нелли или циничные, раскрывающие характер и отталкивающие своим безобразием признания князя Валковского).

Достоевский придает также большое значение внешне-предметному окружению героев, картинам природы. Пейзаж у Достоевского всегда играет важную психологическую роль. Роман начинается символической картиной вечернего Петербурга: «К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту.

Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем.

Новый взгляд, новые мысли… Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» Не трудно заметить, что автор соотносит картину природы со своим настроением («как будто на душе прояснеет»).

Перед тем как перейти к изложению событий, снова дается описание природы: «Но солнечный луч потух; мороз крепчал и начинал пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок». Однако здесь погасший луч — это уже не просто деталь пейзажа, но и предвестник какой-то беды, какого-то прискорбного события.

И далее мы узнаем о смерти одинокого старика Смита и его странной собаки. Природа у Достоевского — всегда ключ к предстоящим событиям.

Обратите внимание

После смерти Смита Иван Петрович, переехавший на его квартиру, говорит о своей грусти; как рассказчик, он сосредоточивает наше внимание на том, что «погода была ненастная и холодная», «шел мокрый снег», но к вечеру «проглянуло солнце и какой-то заблудший луч, верно из любопытства, заглянул и в мою комнату».

«Заблудший луч» предвещает появление Нелли — внучки Смита. В VIII главе четвертой части романа примирению Николая Сергеевича Ихменева с Наташей предшествует замечательное явление: раздается «довольно сильный удар грома».

Глава кончается тем, что Ихменев прощает свою дочь, а о Наташе автор пишет: «Платочек, которым она накрыла голову, сбился у ней па затылок, и на разбившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя». Природа здесь свидетельствует об очищении, возрождении души человеческой. В своей исповеди, изложенной в последующей (IX главе), Ихменев разъясняет подлинный смысл символа: «Она здесь опять, у моего сердца! — вскричал он, — о, благодарю тебя, боже, за все, за все и за гнев твой и за милость твою!.. И за солнце твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас!» (курсив мой.— П. П.).

Таким образом, Достоевский не только очеловечивает природу, но и весьма искусно сливает пейзаж с действием, с портретом и характером героя.

Среди изобразительных средств, с помощью которых Достоевский создает образы героев, значительное место занимают выразительные портретные зарисовки. Обычно они сопровождаются авторской эмоциональной оценкой. Вот, например, портрет Наташи Ихменевой: «Я глядел на нее с недоумением и страхом.

Как переменилась она в три недели! Сердце мое защемило тоской, когда я разглядел эти впалые, бледные щеки, губы, запекшиеся, как в лихорадке, и глаза, сверкавшие из-под темных ресниц горячечным огнем и какой-то страстной решимостью».

Не трудно заметить, что в этом портрете отчетливо «просвечивает» внутренний мир героини.

Портрет князя Валковского передай в деталях п весьма обстоятельно прокомментирован автором: «Правильный овал лица несколько смуглого, превосходные зубы, маленькие и довольно тонкие губы, красиво обрисованные, прямой, несколько продолговатый нос, высокий лоб, на котором еще не видно было ни малейшей морщинки, серые, довольно большие глаза…

» Таковы объективные детали портрета. Далее идут развенчивающие авторские комментарии: «…все это составляло почти красавца, а между тем лицо его не производило приятного впечатления».

Тут же мы узнаем, что выражение лица князя «было как будто не свое, а всегда напускное, обдуманное, заимствованное», что «под всегдашней маской» кроется «что-то злое, хитрое и в высочайшей степени эгоистическое», что «лучи его взглядов как будто раздваивались и между мягкими, ласковыми лучами мелькали жесткие, недоверчивые, пытливые, злые».

Важно

Портрет незаметно перешел в развернутую психологическую характеристику, и в этом сила Достоевского-художника, который стирает границы между внешним и внутренним, благодаря чему «проявляет» главную черту своего героя.

Роман «Униженные и оскорбленные» предварял такие большие философско-психологические полотна Достоевского, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». Он знаменовал собой победу реалистического начала в творчестве Достоевского в 60-е годы.

«Униженные и оскорбленные» заслужили всеобщее признание читателей и прогрессивной критики, которая сумела на основании этого произведения предсказать дальнейший взлет великого писателя.

Роман оказал большое влияние на русское общество и на последующую литературу, так как пробуждал ненависть к тем, кто унижает и оскорбляет человеческое достоинство, призывал к гуманности, к воспитанию подлинного благородства.

Источник: http://www.ipoet24.ru/android/?id=d_289

Сочинение по повести Достоевского «Белые ночи»

Достоевский написал много замечательных произведений и одна из самых запоминающих работ – это «Белые ночи» Достоевского. Произведение никого не оставит равнодушным. Здесь вместе с героями переживаешь их чувства и пытаешься стать на сторону того или иного героя. Однако нет здесь ни положительных героев, ни отрицательных.

Есть здесь лишь настоящее чувство любви и оно непредсказуемо. Сердцу не прикажешь, поэтому мы и видим именно такую концовку и, наверное, такая концовка лучше всего. Мечтатель и дальше продолжит жить в своем мире, среди таких знакомых дворов и улиц Петербурга, мечтая о любимой.

Героиня романа, которая пошла по зову сердца, будет ковать свое счастье с любимым.

Сама повесть «Белые ночи» Достоевского и краткое содержание вначале знакомит нас с героем произведения, с Мечтателем. Здесь не фигурирует его имя, да и мало описывается его внешность.

Мы знаем лишь, что он мелкий чиновник, который за восемь лет проживания в Петербурге не завел ни одного знакомства. А вот сам город знает очень хорошо. Он живет в своем мире и в своих мечтах влюблен в идеал созданной им девушки.

Автор изображает его одиноким чудаком, чувствительным, бескорыстным, искренним и открытым, он робкий с женщинами, не обидчивый. Однажды он встретил живую и настоящую девушку Настеньку, которую спас от пьяницы.

Очень часто в произведении Белые ночи Достоевский к Настеньке применяет уменьшительно-ласкательные слова. Вот она открыла «свои умные глазки», «захохочет всем своим детским, неудержимо веселым смехом».

Совет

Настенька – брюнетка с красивыми глазками, «премиленькая» с «черными кудрями». Она жила с бабушкой и ждала своего любимого человека, который уехал на год, но обещал вернуться и об этом мы узнаем из ее рассказа. Она много о нем рассказывала и постоянно ждала от него весточку, но ничего не было.

Вместо этого они каждую белую ночь встречались с Мечтателем, который полюбил девушку и она чувствовала его любовь. В одну из их очередных встреч Настя сказала, что забудет свою любовь, если Мечтатель будет любить и они решают быть вместе. Но, не долгим было счастье Мечтателя, ведь Настя повстречала жильца, в которого и была влюблена.

Любовь ее оказалась сильнее, поэтому она, выбрав второго мужчину, оставила Мечтателя одиноким, опустошенным.

Кто-то его, может, и осуждает, за то, что не поборолся за девушку, однако мне кажется, что Мечтатель поступил правильно, как настоящий влюбленный мужчина, который понимает, что девушка отдала сердце другому и только с ним она будет счастлива, а вот с Мечтателем она будет лишь существовать. Он же желал ей только счастья. Ну, а Мечтатель, он обязательно встретить свою женщину, полюбит ее и обязательно приобретет свое личное счастье, по крайней мере, очень хочется в это верить.

  • краткий анализ достоевский белые ночи
  • белые ночи сочинение
  • достоевский белые ночи сочинение
  • достоевский белые ночи сочинение о любви

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-povesti-dostoevskogo-belye-nochi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector