Анализ рассказа платонова возвращение

Педология | Смысл названия рассказа А.Платонова «Возвращение»

Автор: Можаева Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Новопетровская ООШ
Населённый пункт: Алтайский край Кулундинский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Смысл названия рассказа А.Платонова «Возвращение»
Дата публикации: 11.04.2016
Раздел: среднее образование

Назад

Прежде он [Иванов] чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем. А. Платонов.

«Возвращение» Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П.

Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки анализа художественного текста.
Ход урока

1.

Слово о писателе

А. А. Платонов родился на рубеже веков и за полвека пережил вместе со страной и войны, и революции, и лишения, и голод, и гонения, и радость труда. В семье рано умерла мать, и будущий писатель остался старшим среди многочисленных сестер и братьев. Уже в 13 лет он работал в конторе, потом разнорабочим на заводе.

Обратите внимание

В годы гражданской войны А. Платонов служил в Красной Армии помощником паровозного машиниста, после войны участвовал в строительстве новой деревни. Все эти «университеты» сформировали душу и характер А. Платонова с его болезненным неравнодушным к нужде и человеческому страданию.

Платонов — псевдоним писателя, образованный из имени отца Платона Фирсовича, родовая фамилия его — Климентов. Еще будучи подростком, А. Платонов начал писать стихи. С осени 1918 года юноша активно участвует в литературной жизни Воронежа. В своих произведениях Платонов был по-настоящему талантлив.

Особо трепетное отношение было у писателя к детям. С первых дней Великой Отечественной войны Платонов добивается отправки на фронт. С октября 1942 года он военный корреспондент в действующей армии.

За годы войны Платонов выпустил 6 книг прозы, из которых исключил батальные картины и всю нагрузку перенес на нравственные решения людей и философскую сущность событий. Его не оставляли размышления о мире, о том, какой человек выйдет из войны и какой будет послевоенная реальность.

В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» был опубликован замечательный рассказ « Семья Иванова», позже названный «Возвращение». Писатель не раз передавал в своих произведениях мотив возвращения, но теперь эта ситуация наполнилась у него особым, сокровенным смыслом.

2. Анализ рассказа.

Вы прочитали рассказ.

Каково ваше впечатление от прочитанного? • Какова тема рассказа? (Разрушение семьи как одно из последствий войны) • Определите идею произведения (В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу; нужно быть выше губительных страстей, ревности эгоизма, жестокости, мести; взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей; дети также ответственны за судьбу взрослых; по мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чем неповинные несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискаженном свете мир.) • Каков смысл заглавия? (Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему, доброму и человечному) • Какое из названий «Семья Иванова» или «Возвращение» наиболее удачно? (Название «Семья Иванова» подчеркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения) • Кто герой рассказа? • Что притягивало Иванова к Маше? Почему он с ней разговорился? (Поезд, который должен увезти домой маму и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве. Единственное, что могло утешить, развлечь сердце человека, было сердце другого человека. Маша была миловидна, проста душою, добра). • Каково состояние природы в этот момент? (Наступила уже холодная, осеняя ночь, в окружающей их природе было уныло и грустно в этот час). Платонов описывает природу, враждебной человеку. Этим, в частности, объясняется взаимное притяжение Иванова и Маши. • Другой причиной их сближения было то, что «оба чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии». Люди привыкли к заведенному порядку, к армейским будням и по инерции, хоть и стремились к гражданской жизни, домой, не могли перестроиться на лад мирной жизни. • Таким образом, автор подробно обосновывает сближение Иванова и Маши. Приводит несколько причин, «оправдывающих» героев. • Почему капитан Иванов не торопится домой? (Он сам не знал, почему так делал — может быть, потому, что хотел погулять еще на воле). • Считаете ли вы кого-то из героев виноватым? (Виноватых в этой ситуации нет. На войне люди часто жили одни днем, эта привычка долго сохранялась и после. Не виновата и Маша: она «не знала семейного положения Иванова и по девичьей застенчивости не спросила его о нем». Собственно, для нее неважно было его семейное положение — Маша ничего не требовала. Не виновата и Люба, жена Иванова, которая всю войну работала день и ночь, поднимала детей, ждала мужа, голодала.) • На вокзале Алексея встретил его сын Петруша. Опишите портрет мальчика.

Чтение первого разговора сына с отцом

• Как это разговор характеризует Петрушу ? • Как втретился Иванов с женой Любовью Васильевной ? (Иванов приблизился к жене, обнял ее и там стоял с нею, не разлучаясь, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека). • Что приходилось делать Любе, когда Алексей был на войне ? (Работала на кирпичном заводе, растила детей). • Как дети заботились о матери ? • Иванов не мог понять ясно, «почему у Петруши сложился такой характер». Как это объяснить ? (Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья).

Чтение сцены «Откровенный ночной разговор» по ролям.

• Как ведут себя во время этой сцены Люба и Алексей ? • Частный с емейный конфликт Платонову удает ся возве сти в степеньширочайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию. Ибо за семьей Ивановых (типичная русская фамилия) стоит война, сотворившая столько горя миллионам семей России. За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности возвращения к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь безоблачной, какой она представлялась герою. После отгремевших боев нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет новой жизни. Иванов к ним еще не готов, и оттого так тяжело он воспринимает первые испытания послевоенной жизни. Иванов оробел; он ожидал, что все будет легче и проще, приятнее для него. Сквозь кору себялюбия, обиды, ревности не доходят до него святые признания жены, его не трогают ее светлые слезы. Ему страшно хотя он в этом и не признается взять на себя главный труд, самому строить жизнь свою и близких. Он уходит из семьи. И подвергается последнему испытанию.

Найдите отрывок, который является кульминацией рассказа.

Демонстрация эпизода из фильма (Финал картины)

Кульминация рассказа несет в себе освобождающую силу и просветление остывшей в годы войны души. Иванов видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной жизни.

«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием.

Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительнее. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем». Это едва ли не лучшие строки во всей прозе Платонова.

Важно

К ним ой шел многие годы: в Иванове тоже проснулся, очнулся «сокровенный человек» и сквозь все преграды вышел к миру и людям. Испытав нравственное потрясение, герой приходит к нравственному очищению, прозрению. • Кто из героев вам особенно понравился? Почему? (Краткая характеристика героев.

• Если бы вы могли встретить сегодня писателя А.П. Платонова, за что бы вы его поблагодарили? (За то, что обратил внимание на значение и значимость семьи, которую нельзя предавать, за хороший финал рассказа)

Итог урока.

В раздел образования

Благодарственное письмо. Бесплатно!

Источник: http://pedologiya.ru/servisy/publik/publ?id=692

«Возвращение» Платонова: поэтика недоговоренности

I. История публикации текста, переименования

Рассказ Андрея Платонова под названием “Возвращение” не был опубликован при жизни писателя.

В журнале “Новый мир” в предпоследнем (сдвоенном) номере за 1946 год (№ 10-11) появился только первый его вариант “Семья Иванова”, сразу подвергнутый жестокой критике со стороны тогдашних авторитетов советской литературы — А. Фадеева и В. Ермилова1 .

После чего автор существенно доработал журнальный вариант, в частности дав ему иное название, но опубликовать так и не смог. В первый раз рассказ напечатан в 1962-м, спустя 11 лет после смерти писателя2 . Как пишет в комментарии Н.

 Корниенко, “только по чистой случайности имя Платонова не попало на страницы знаменитого партийного постановления 1946 г. о журналах “Звезда” и “Ленинград”. Рассказ “Семья Иванова” хотел печатать журнал “Звезда”, но Платонов весной 1946 г. забирает рассказ из “Звезды” и передает в “Новый мир””3.

Причины этой передачи неизвестны, как неизвестно и то, почему вообще рассказ был опубликован.

В своей критике Фадеев — вполне руководствуясь духом Постановления — назвал рассказ “лживым и грязноватым”, “перерастающим в злопыхательство”, даже “выползшей на страницы печати обывательской сплетней”, Ермилов же, выступивший до него, — наполненным “мраком, цинизмом, душевной опустошенностью”, “гнуснейшей клеветой на советских людей”.

По словам последнего, Платонов всегда любил “душевную неопрятность”, обладал “пакостным воображением”, у него тяга ко всему “страшненькому и грязненькому”, в духе дурной “достоевщины”, он превратил даже 11-летнего героя “в проповедника цинизма” (это по поводу истории, пересказанной Петрушкой, про “дядю Харитона” и терпимость того к измене собственной жены).

Совет

Платоновский Иванов для Ермилова — “толстокожий” и “грубошерстный”: для того чтобы “прошибить” этого человека, вернуть ему совесть, понадобилась такая страшная сцена, как “жалкие, спотыкающиеся детские фигурки, бегущие вдогонку за “гулящим” отцом”.

(Но, значит, все-таки, самого критика эта сцена в рассказе, что называется, проняла или даже “прошибла”! — Отчасти это подтверждается тем, что спустя почти 20 лет Ермилов вынужден был признать свой поступок с рецензированием статьи “ошибочным”.) Особенно же возмутительным для него показалось то, что герой показан как “просто самый обыкновенный, “массовый” человек; недаром ему присвоена такая обиходная, многомиллионная фамилия. Эта фамилия имеет в рассказе демонстративное значение: дескать, именно таковы многие и многие “Ивановы и их семьи””.

Изменив название, Платонов только в этом как бы пошел навстречу пожеланию критика. В целом же, напротив, он в чем-то усилил именно те стороны, за которые его ругали.

Вот еще два патетических пуанта статьи Ермилова: “Нет на свете более чистой и здоровой семьи, чем советская семья” (невольно вспоминаются слова Понтия Пилата из второй главы “Мастера и Маргариты”) и еще — “Советский народ дышит чистым воздухом героического ударного труда и созидания во имя великой идеи — коммунизма”. Все дело в том, что воспевания этого в рассказе не было.

Описание у Платонова, резюмирует Ермилов, “всегда только по внешней видимости реалистично, — по сути же оно является имитацией конкретности” (но чем же, в конце концов, должно быть художественное описание, если не имитацией конкретности?).

Характерно, пожалуй, изменение формы имени сына Иванова, произошедшее в окончательной редакции, да и само различие того, как называют его в рассказе повествователь, мать и отец: первый раз он назван уменьшительно Петькой — еще заглазно, в отдаленном воспоминании отца, не видевшего детей четыре долгие года и помнившего сына лишь маленьким. Потом, наоборот, отец называет его по-взрослому — Петром (повествователь как бы примеривается, как называть 11-летнего мальчика), при первой встрече с ним, в глаза, отец назовет сына даже по отчеству — Петром Алексеевичем, отчасти в шутку, чтобы показать, что того трудно узнать, потом еще дважды — Петей (тут он вынужден как бы оправдываться перед сыном, о чем будет разговор дальше), но затем сразу же и до конца только — Петрушкой. Кстати, так звали героя и таково было второе название (обычно Платонов писал его в скобках, вслед за основным) рассказа, не опубликованного при жизни, 1943 года, с основным названием — “Страх солдата”.

Мать же в прямой речи везде в “Возвращении” обращается к сыну ласкательно — Петруша. Надо сказать, что в рассказе “Семья Иванова” формы имени Петрушка вообще не было, вместо нее везде — и в обращении отца и матери, и в речи повествователя — только Петруша.

Позже, в переработанном варианте, такая ласкательно-уважительная форма делается более значимой, оставаясь только в устах матери: ср. также называние сына Петрушей у патриархальных родителей пушкинского Петра Гринева в “Капитанской дочке”.

Обыденно-нейтральным в рассказе Платонов делает имя Петрушка, с которым для русской культуры исходно связаны коннотации высмеивания и даже глумления — в традиции площадного театра и лубка4 . (Всего в этой форме имя употреблено в рассказе 72 раза.)

Обратите внимание

II. Применяемые приемы

Достаточно хорошо известны, уже описаны исследователями такие характерные приемы платоновского письма, как использование грамматической, стилистической неправильности, неоднозначность, введение разного рода шероховатостей в свой язык, имитация детской речи, так называемые “сращения смысла”, “спрямления”, когда в едином синтаксическом выражении, отступающем от правил языковой сочетаемости, сконденсированы сразу несколько смыслов, заимствованных из разных фразеологических оборотов. Это — поэтика анаколуфа, каламбура, подстановки (А. Цветков), характеризующая зрелого писателя (по крайней мере, с “Чевенгура”, “Котлована”, “Ювенильного моря” и до “Счастливой Москвы”). Она видна и в позднем творчестве, но в “Возвращении” к ней добавляются новые черты, которых раньше не было или которые проявлялись, но были видны в меньшей степени. Кроме неоднозначности, сдваивания значений, постоянного включения чужого слова в свою речь, Платонов все чаще использует в своем тексте недоговоренность, намек, а также насыщает произведение перекликающимися друг с другом повторами. Эти темы и будут рассмотрены в статье. Но сначала остановимся на иллюстрации уже известных приемов — примерами из этого рассказа.

Читайте также:  Князь ипполит курагин в романе война и мир толстого сочинение

В первой фразе встречаем выражение, стилистически отмеченное как армейское, канцелярский оборот, но в непривычной грамматической форме, с нарушением глагольного вида: Алексей Алексеевич Иванов, гвардии капитан, убывал из армии по демобилизации5 . Фраза проницательно прокомментирована И. Спиридоновой:

“Форма официального документа, военного приказа, предполагает использование глагола совершенного вида “убыть”, который означает: “выбыть из состава чего-л. (вследствие увольнения, отпуска, смерти и т. п.)”. (Словарь русского языка в 4 тт. Т. 4. М., 1988. С. 447.

) Платонов меняет вид глагола на несовершенный и получает эффект длящегося, незавершенного действия-процесса (“убывал”, “убывающий”), наполненного не только внешним (социальным), но и внутренним (психологическим) содержанием и чреватого разными драматическими возможностями.

Таким образом, первое предложение аккумулирует в себе не только содержание начальных эпизодов рассказа (проводы Иванова в воинской части и его отъезд домой), но содержание всего произведения, его сюжетный нерв и проблематику”6 .

В окончательной версии рассказа в том же абзаце появляется еще дополнительно закрепляющее этот неологизм, настаивающее на его уместности и “законности” причастие: На другой день сослуживцы Иванова снова его провожали; они опять пели песни и обнимались с убывающим в знак вечной дружбы с ним….

— Как будто напрашивается такой привходящий смысл: .

— Именно такое построение текста, с парными “перекличками” по наиболее важным, содержательно насыщенным словам или мотивам становится явным в этом позднем шедевре Платонова: череда повторов, лексических перекличек в мотивах отрабатывается им до совершенства7 .

Вот обычное у Платонова наложение, или силлепсис, из второй фразы рассказа8 , но тут он незаметен, сглажен повторением предлога: …..Иванова проводили, как и быть должно, с сожалением, с любовью, уважением, с музыкой и вином.

— Последние два слагаемые добавлены в сочинительную конструкцию как бы противозаконно (провожать с сожалением — это одно, а с музыкой — другое), так же как незаконно само упоминание запретных в соцреализме сюжетов — во-первых, выпивки, но особенно — супружеских измен, а здесь на них, как мы увидим, строится фабула рассказа.

Как обычно, платоновские неловкости речи, или избыточности, недоговоренности порождают новые смыслы — от взаимодействия слов вне непосредственно своего синтаксического подчинения: Маша была миловидна, проста душою и добра своими большими рабочими руками и здоровым, молодым телом.

 — Что такое “добра руками и телом” — не очень понятно, ведь герой в данной ситуации только смотрит на нее (а не обнимает). Может быть, у девушки были большие, как говорится, “добрые” руки, и здесь несобственно-прямая речь героя дополняет рассуждения повествователя.

На заднем фоне тут как будто сквозят, неясно просвечивая, и следующие смыслы, заимствованные из “левого” и “правого” контекстного окружения: она была , , или, может быть, даже …

А вот о маленькой дочери Иванова Насте сказано, что у нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез....

— Как понять это парадоксально “сосредоточенное лицо ребенка”, ведь обычно у детей лица скорее характерны безмятежностью и, как раз наоборот, рассредоточенностью, а если лицо живое, то далее как бы просятся такие характеристики как: “подвижное, изменчивое, постоянно меняющее выражение”… — Но Платонов ценит несочетаемое: стало быть, лицо было или , то есть — характерный платоновский парадокс-оксюморон9 .

Важно

Автор пользуется и таким приемом, который можно назвать “неоправданно-широким увеличением перспективы”: так, в рассказе говорится, что в окружающей героев осенней природе было уныло и грустно в этот час.

Поезд, который должен отсюда увезти домой Машу и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве — последнее обстоятельство добавлено в поздней редакции, это как бы повтор.

Но этот смысл неопределенного, безразмерного пространства усилен и подчеркнут еще раз — введением третьего по счету компонента (также в последующей редакции рассказа), такого определения героини, попутчицы Иванова, как дочери пространщика. Ср.: “Пространщик, м.

Работник бани, обслуживающий посетителей в раздевальном зале, отделении (от устар. “пространок” — одна из частей такого зала) / ж. “пространщица””10 .

Речь повествователя у Платонова представляет собой смешение высокого и низкого, выражений официальной пропаганды, армейского жаргона и вместе с тем домашних, даже мещанских оборотов речи.

Характерны речевые сдвоения в устах героя: одет-обут (о Петрушке), живыздоровы (о всей семье) или слова из речи самого Петрушки, передающего речь “дяди Харитона”, обращенную к его жене Анюте: дурабаба.

Но вот и гораздо более тонкое отражение чужой речи — внутри авторской (как будто в форме услышанного Ивановым из репродуктора объявления по вокзалу): Поезд…. опоздал на долгие часы, а затем, когда эти часы истекли, опоздал еще дополнительно.

Совет

В словах “опоздал дополнительно” выражен не прямой смысл, потому что, безусловно, проще было сказать: — или: герой в тот день .

Ожидание как бы удваивается с целью заставить читателя почувствовать, как долго герою пришлось ждать поезда: словно цитируется объявление, доносящееся до него из репродуктора: . Кроме того, дополнительно рифмуется со словом окончательно — друзья только что простилисьс Ивановым, как сказано и как они думали, окончательно, что наводит на мысль: — здесь просвечивает авторская ирония.

Или чужая взрослая речь — в укоре, который Петрушка адресует сестре: она, по мнению брата, может испортить себе зрение, надев очки “дяди Семена” (та делает вид, что читает книжку): будешь иждивенкой всю жизнь проживать и на пенсии11 .

Почти в конце рассказа, тоже в его окончательной версии, Платонов заменяет стилистически нейтральное слово — маркировано-неправильным, передающим скорее речь самого героя, Иванова, чем автора-повествователя: Он вошел в тамбур вагона и остался в нем, чтобы, когда поезд пойдет, посмотреть в последний раз на небольшой город, где он жил до войны, где у него рожались дети…. (вместо прежнего, в журнальном варианте: …у него родились дети)12 . Просторечное и не вполне уместное, как бы взятое из детского языка слово “рожались” аккумулирует в себе следующие смыслы: слово, которое мог слышать и сохранить в памяти сам Иванов , , а может быть, услышанное и подхваченное ребенком, переделанное в возвратный залог: как бы .

Платоновский капитан Иванов — сам, по сути дела, ребенок. Так же точно мог бы сказать его сын: Петрушка, например, подхватывает отцовское слово “настроение” и, обращаясь к плачущим матери и сестре, говорит: Чего вы все?.. Настроеньем заболели….

— Это происходит вскоре после произнесенного отцом (к матери): Так, значит, в общем ничего, говоришь, настроение здесь было у вас? — Это слово отцовской речи тоже, очевидно, не его собственное, а заимствованное — из прежней, армейской жизни, как бы из стандартного обращения командира к своим солдатам, на фронте, для ободрения: “Ну, как настроение, бойцы?” (или, может быть, из официальной газетной риторики, где в контексте осуждения часто упоминались в то время чьи-то “упаднические настроения”).

Далеко не всегда в окончательной версии рассказа мы видим семантически более сложную единицу, по сравнению с ранней, первоначальной, и более нагруженный текст.

Вот, кстати, наоборот, произведенное автором упрощение, не с добавлением, а с сокращением своего слова в окончательном тексте (в пользу слова героя): Иванов откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей. В прежней редакции было: …

задерживался в пути, откладывая радостный и тревожный час… “Задерживался в пути” прозвучит излишне отстраненно, а “откладывал” передает внутреннюю речь героя более непосредственно. Но общее направление движения, тенденция очевидны — к возрастанию сложности.

Недосказанности и недоговоренности
разного рода

Источник: http://www.zh-zal.ru/voplit/2008/2/mi6.html

Тема: Анализ рассказа А. Платонова «Возвращение»

Тема: Анализ рассказа А. Платонова «Возвращение».
Цели:

— раскрыть идейное содержание, увидеть эволюцию главного героя;

— развить навыки работы с текстом, умение через сюжетное содержание раскрыть идейный замысел писателя;

— учиться вдумчиво читать, воспитывать чувство ответственности за тех, кто находится рядом с тобой, умение понять и простить другого.

Ход урока
1. Слово учителя.
В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» публикуется рассказ А. Платонова «Семья Иванова». И волна жесткой критики обрушивается на писателя. 4 января 1947 года на страницах «Литературной газеты» появилась разгромная статья под названием «Клеветнический рассказ Платонова», в которой В. Ермилов охарактеризовал произведение как «гнуснейшую клевету на советских людей, на советскую семью».

Главный герой Платонова – солдат, возвращающийся с войны, но это не герой-победитель, а обыкновенный человек с изломанной войной душой, с черствым сердцем, человек честолюбивый и тщеславный. А. Платонов по-новому говорит о трагедии войны: он обратился к оборотной стороне победы, приковав внимание читателя не к радости, к незаживающим душевным ранам народа, нанесенным войной.

2. Вопросы для выявления особенности идейного содержания рассказа

— Что мы узнаем о главном герое рассказа? (Алексей Иванов, гвардии капитан, прослужил всю войну, возвращается домой. «На вид ему было лет тридцать пять, кожа на лице его, обдутая ветрами и загоревшая на солнце, имела коричневый цвет, серые глаза…»).

— Почему, встретившись на перроне с «Машей-дочерью пространщика», Иванов отодвигает встречу с родными? (он боится возвращаться домой, «откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей»).

— Что объединяло Машу и Иванова? (они оба возвращаются домой после войны, «единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека», оба чувствуют себя «осиротевшими без армии»).

— Как живут дети и жена Иванова в ожидании его возвращения? («Любовь Васильевна три дня подряд выходила ко всем поездам, отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости, на четвертый день послала на вокзал детей, чтобы они встретили отца, если он приедет днем, а к ночному поезду она опять вышла сама»).

— Кто встречает Иванова? В чем особенность встречи? (Встречает его Петруша, которого отец называет Петр Алексеевич, отец сына не сразу узнал, диалог между ними совсем не близких людей, Петруша берет вещевой мешок отца и несет его, а отец идёт следом).

Какими мы видим детей Иванова?

Петруша. Ему шел уже 12 год, это серьезный подросток, «маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно», он в доме хозяин, дает наставления матери и сестре. Петруша хозяйственный, всю работу мужскую по дому выполняет сам.

Велит Насте каждый день заниматься, писать палочки.

Старается есть меньше всех, «боится, что если начнет есть помногу, то Настя тоже, глядя на него, будет много есть, а ему жалко», он хочет, чтобы родителям «больше досталось», дает указания отцу сходить «в райсовет и военкомат, чтобы скорее карточки на него получить», заботится обо всех.

Настя. Ей 5 лет. Маленькая Настя не помнит отца и отталкивает его от матери по возвращении Иванова домой как чужого. Настя беспрекословно слушается брата, который был все эти 4 года за отца.

«У нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому что она не обижалась на Петрушку». Когда мать плачет, Настя «обхватила ногу матери руками, прижалась лицом к ее юбке и исподлобья сурово посмотрела на отца», она говорит: «А мама плачет, и я буду».

Девочка заботливо оставляет кусок пирога для дяди Семена, оборачивает его салфеткой и кладет под подушку.

— Почему Петруша такой взрослый? (Раннее взросление Петруши объясняется его жизнью без отца, который был на войне. У мальчика не было детства, всю тяжесть забот он кладет на свои плечи. Петруша похож на маленького старичка. И перед ним его отец робеет.

Обратите внимание

Для него характерны рассудительность, постоянный учет дел, «нужд» дома, семьи. Он указывает сестре, матери, отцу и даже огню в печи. Так не должно быть. Петруша занял место отца.

На это указывает и тот факт, что Иванов к нему обращается: «Здравствуй, Петр Алексеевич», дальше – «Петр». А мать – «Петруша»).

— Ночной разговор Иванова и Любови Васильевны. Чьими глазами мы его видим? (Семейная драма Иванова предстает перед нами в восприятии Петруши. Для Платонова, художника, мыслителя, философа, была важна детская точка зрения на происходящее.

В горькой исповеди женщины, пытающейся объяснить грешному мужу мотивы своей измены, выражена глубина человеческой трагедии, в которой виновата война, явившаяся причиной страшного отчуждения людей, их отрешенности от привычного хода жизни. Речь Любы нерешительна, тускла.

Уличить ее в нелогичности, непоследовательности, слушая ее сбивчивую речь, совсем не трудно. Особенно, если слушать Любу отчужденным сердцем. Интуитивно Люба сердцем понимает, что никто, кроме сына, свидетеля ее минувшей жизни и ее мук, правильно не поймет.

Но нельзя не почувствовать и правоту Любы, так нуждающейся в годы своих четырехлетних мытарств в тепле, поддержке, без которых пришла бы к ней смерть, а значит и гибель детей).
3. Чтение текста по ролям.

Со слов «Алеша, ты не шуми, дети проснутся…» до слов «…а я тоже человек, а не игрушка».

— Чего не может простить Иванов своей жене? Почему? Какой выход он видит? (Слушая рассказ Любы о Семене Евсеевиче, согревавшемся у их очага рядом с детьми, о своей муке одиночества и минутной слабости, Иванов ведет себя как человек, думающий только о себе. Автор мастерски рисует обольщение героя своим «я».

(«Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить еще хочу». «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя») Не желая идти следом за сердцем, Иванов бездушно судит Любу («Стерва ты, и больше ничего»). Конечно, тяжело узнать об измене после кровавых фронтовых испытаний.

Иванов пестует в душе гордыню и ложное чувство оскорбленного самолюбия, ложное потому, что сам грешен и боится в этом признаться. Он воспринимает все случившееся с женой сердцем очерствелым, слепым.

Искренняя правда любящей жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом («Ничего без расчета не бывает»). Вынужденное взросление детей кажется ему противоестественным, странным. Душа его покрылась толстой коростой самолюбования и себялюбия, усугубленных ревностью.

Важно

Выход Иванову видится один – уйти из дома. Этот путь для него единственный, потому что понять другого человека – это труд души. Встретившись со своей семьей, он оробел. Ему страшно, хотя он в этом и не признается).

— Как рассказ Петруши о Харитоне повлиял на Иванова? (Из уст ребенка звучит нравственный укор ревнивому отцу: «У нас дело есть. Жить надо, а вы ругаетесь как глупые какие». Петруша рассказывает отцу о Харитоне из инвалидной кооперации, который оправдал поступки своей жены-изменщицы тем, что выдумал массу фронтовых любовных приключений.

Эта история воспринимается как мудрая житейская притча, зовущая грешников к смирению. Она явилась толчком к подлинному, а не мнимому возвращению Иванова из искаженного фронтового пространства в русло естественной человеческой жизни.

Эта притча-укор заставила отца устыдиться своей тайной мысли о Маше, своей случайной знакомой («Иванов с удивлением слушал историю, что рассказывал ему Петруша и думал: он и про Машу мою скажет сейчас»).

Финал рассказа. Самый драматичный и кульминационный момент рассказа.
3. Чтение учителем.

«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессиливших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием.

Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем…

Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети».

Источник: http://tilimen.org/urok-russkogo-yazika-v-6-klasse-g-r-bulegenova—shkola-licej-1.html?page=3

Андрей Платонов Возвращение Нравственная проблема рассказа

Андрей Платонов. «Возвращение» . Нравственная проблема рассказа.

Фильм • https: //yandex. ru/video/search? film. Id=4388843550246920767&text=%D 0%B 2%D 0%BE%D 0%B 7%D 0%B 2%D 1% 80%D 0%B 0%D 1%89%D 0%B 5%D 0%BD%D 0%B 8%D 0%B 5%20%D 0%BF%D 0%BB%D 0%B 0%D 1%82%D 0 BE% D 0%BD%D 0%BE%D 0%B 2%20%D 1%81%D 0%BC%D 0%BE%D 1%82%D 1%80%D 0%B 5%D 1%82%D 1%8 C%20 %D 1%84%D 0%B 8%D 0%BB%D 1%8 C%D 0%BC&noreask=1&path=wizard

Платонов «Возвращение» https: //interneturok. ru/literatura/ 8 -klass/literatura-hh-veka/rasskaz -andreya-platonova-vozvraschenie

Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября.

Совет

Фамилию он сменил в 1920 -х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа. Мать А. Платонова, Мария Васильевна, дочь часового мастера, была домохозяйкой.

Несмотря на хроническую нужду, она обладала незлобивым, кротким характером и вносила в семейные отношения доброту и сердечность.

Учился Андрей сначала в церковноприходской школе, затем в городском училище, а трудиться начал уже с тринадцати лет. «У нас семья была. . . 10 человек, а я старший сын — один работник, кроме отца. Отец же. . . не мог кормить такую орду», писал он впоследствии в своих воспоминаниях.

В малолетстве он испытал и тяжесть нищенской сумы, и горечь безвозвратных утрат ( голодной смертью умерли младшие братья и сестры), участвовал в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» и образовали душу и разум Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию. « Я жил и томился, — писал А Платонов в 1922 году жене и другу М. А.

Платоновой, — потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. »

В 1918 году пошел учиться в Воронежский политехникум. Он работал инженером, мелиоратором, журналистом. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга — сборник очерков «Электрификация», где утверждалась мысль, что «электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года. «

В 1922 г. увидела свет его вторая книга — сборник стихов «Голубая глубина» . В 1926 г. Платонов переехал в Москву. В 1927 г. книга «Епифанские шлюзы» сделала писателя известным. В 1928 г. были изданы сборники : «Луговые мастера» и «Сокровенный человек» .

С лета 1942 года Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» . Подолгу бывал Андрей Платонов на передовой, устраиваясь в блиндажах с командирами рот или батальонов. Изучал фронтовой быт, солдатский язык, окопные песни, частушки, шутки.

Обратите внимание

Вот что писал о нем сослуживец: « Во внешности Платонова было что-то от мастерового, рабочего человека, в силу необходимости ставшего солдатом, чтобы защитить свою Родину. Был он мягок и прост в обращении, умел найти слово для каждого – будь то генерал, солдат, старуха- крестьянка или ребенок.

Говорил глуховатым, низким голосом, спокойно и ровно.

Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны… Когда случалось останавливаться на ночлег в крестьянской хате, Платонов проникался заботами хозяев: запросто нарубит дровец, подберет на дворе не у места брошенную лопату, достанет воды из колодца…»

Рассказ «Семья Иванова» ( «Возвращение» ) – один из шедевров малой русской прозы. Написан в конце лета 1945 г. , опубликован в 1946 в журнале «Новый мир» . В. Пузырьков. «Впереди мир»

«Возвращение» • Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какие эпизоды запомнились? • Кто герои рассказа?

Андрей Платонович Платонов (1899– 1951 гг. ) Рассказ первоначально назывался «Семья Иванова» . После публикации в журнале «Новый мир» , автор не только изменил его название, но и поменял сам ход событий.

Жанр произведения психологический рассказ.

Капитан, Алексей Алексеевич Иванов, возвращается с войны.

Тема разрушение семьи как одно из страшных последствий войны.

Идея рассказа • В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу. • Нужно быть выше губительных страстей: ревности, эгоизма, жестокости, мести и т. п. • Взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей.

• Дети также ответственны за судьбы взрослых. По мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чём неповинные, несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискажённом свете мир. «Гений детства в соединении с опытом зрелости обеспечивает успех и безопасность человеческой жизни» . (А. Платонов)

Значение имён героев

Композиция рассказа • Экспозиция. Демобилизация капитана Иванова из армии. Встреча с Машей. • Завязка действия. Возвращение Алексея Иванова домой.

• Развитие действия. Встреча Иванова с женой и детьми. Решение скорее приняться за дело. Обед в кругу семьи. Откровенный разговор с женой Любой. Решение оставить семью и вернуться к Маше. Узнавание в бежавших за поездом ребятишках своих детей.

• Кульминация. Нравственное прозрение Иванова (катарсис). «Обнажившееся сердце» . • Развязка действия. Окончательное возвращение Иванова.

n n n Что роднит Иванова и Машу? Как они расстались? Как встретились Иванов и его жена – Любовь Васильевна?

Автор не объясняет читателю, почему Маша и Иванов понимали друга, а даёт возможность поразмыслить, догадаться. Андрей Платонович Платонов (1899– 1951 гг. )

Важно

Автор даёт возможность читателю подумать: что пришлось пережить мальчишке в свои неполные двенадцать лет, почему он так сухо разговаривает с отцом. Андрей Платонович Платонов (1899– 1951 гг. )

Иванов, увидев жену, просто подошёл, обнял и стоял так, не веря в счастье своего возвращения.

Маленькая Настя отталкивает отца от матери, она не помнит его. Для неё он чужой человек.

Петруша покрикивает на Настю: — Настька!. . . Опомнись, кому я говорю! Это отец наш, он нам родня!

Отец, наблюдая за родными людьми, удивляется. Странен и непонятен был ему этот родной дом: в сердце радость, а осознание этой радости не приходит.

Иванов не может поверить, что чужой человек приходит в его дом, к его детям, читает Насте книжки. И не просто приходит — отогревается рядом с детьми.

Зачем нам время, если тебя нет? . .

Ночной разговор отца с матерью Петруша слышал, потому что привык спать чутко. Ему очень жалко мать.

Герою больно и трудно понять эту жизнь без войны. Он ещё не осознал, что именно война изменила его семью. Тяжесть горя легла на плечи Любы, Петрушки, Насти.

Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет. Ты не знаешь!

Любовь Васильевна любит мужа, поэтому разговаривает с ним откровенно, надеясь на понимание. Он тоже любит жену, но без войны ранен в самое сердце.

Совет

Мотив дороги у Платонова — это путь поиска смысла жизни, путь поиска точки, в которой можно

Главный герой не понимает своих родных, не хочет принимать их правду.

Душа должна работать, «перерабатывать» жизненный материал. Вместо этого капитан Иванов бежит.

Тот, который побольше, не оставлял маленького. Если маленький уже не мог бежать, ребёнок постарше волочил его за собой. На перепутье они остановились на какое-то мгновение и снова побежали, теперь — за пассажирским поездом. У большего ребёнка одна нога была обута в валенок, а другая — в калошу, ребёнок падал, поднимался и снова бежал.

Глядя на бегущих детей, Иванов вдруг почувствовал своё сердце, которое обнажилось, начало жить. Он узнал своих детей.

Что произошло с Алексеем Ивановым? Момент возвращения. Он понял, что значит для него семья.

Писатель Андрей Платонов ведёт читателя по дороге возвращения к жизни, к любви сердца. Андрей Платонович Платонов (1899– 1951 гг. )

Возвращение Какое? ► Долгое, тревожное, счастливое ► Откуда? С фронта ► К кому? К семье, к детям, к себе ► К чему? К дому, к миру, к любви ► Вечные образы Возвращение блудного сына ►

Смысл заглавия ВОЗВРАЩЕНИЕ с войны домой к миру в семью к жене и детям к себе прежнему доброму и человечному

Обратите внимание

Название «Семья Иванова» подчёркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения.

Мотивы, звучащие в рассказе: • «возвращение» ; • «дом» и «дорога» ; • «память сердца» и «свет жизни» .

«Прежде он [Иванов] чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем» . А. Платонов.

Источник: http://present5.com/andrej-platonov-vozvrashhenie-nravstvennaya-problema-rasskaza/

А.П.Платонов «Возвращение». Идея рассказа

6. Выявление конфликта произведения.

7. Позиция автора.

8. Выход на проблему.

9. История издания рассказа.

На доске фиксирую высказывания уч-ся: (Слайд 6)

Иванов

Жена + Сын + Дочь +
Любил, но ревновал к Семёну Евсеевичу, обвинил в измене« — » «равнодушен», раздражен (сын занял его место)стр. 184«испытывает робость, глядя на сына»« — » Больше нравилась маленькая крохотная Настя, но «не по-доброму улыбнулся» (ревновал к Семёну Евсеевичу)« — »

-Почему Иванов испытывает отрицательные чувства ко всем членам своей семьи?

-Можно ли С.Е назвать основной причиной негативных эмоций (конфликта ) А.А.?

Конфликт – основа развития сюжета любого эпического произведения: нет конфликта-нет сюжета.

-Это конфликт внешний, который лежит на поверхности, мы сразу его видим, читая рассказ, но за ним стоит более глубокий, внутренний конфликт.

-Если причина не только в нем, то в ком? Чём?

— Самолюбие задето, причём, безосновательно, до такой степени, что герой уходит из дома, из семьи, не попрощавшись ни с кем, только целует спящую Настю («сердце ожесточилось, нет прощения» — стр. 186).

-Чем Платонов заканчивает свое повествование? (Слайд 7)

-В чём разница между возвращениями?

(Слайд 8)

Возвращение

I II
Физическое +Духовное — Духовное +Физическое +

— Возвращений 2, а название рассказа в единственном числе. Почему?

Да, мало победить в войне (Алексей – защитник), важно еще суметь вернуться к себе прежнему, переступив через собственное эго. Это и есть ЭТАП ВЗРОСЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ.

Дописываю схему-запись «Возвращение».

(Слайд 9)

— Вспомните начало урока, каким нам представлялось возвращение солдат с ВОВ?

-Почему тогда А.Платонов показал его таким трудным, мучительным, долгим?

-Это проблема одной семьи? Докажите.

— Действительно, эта проблема была настолько злободневной, «обнажающей» правду жизни, что рассказ, написанный в конце 1945 года, был напечатан лишь в 1946 году под названием «Семья Ивановых», пережив резкие нападки советской литературной критики во времена сталинского режима.

Главный персонаж Иванов совсем не похож на идеального героя – честного, благородного, самоотверженного. Это человек, душа которого надломлена войной, сердце зачерствело, а разумом руководят тщеславие и честолюбие.

Платонов в своем рассказе обнажает обратную сторону победы, тяжелые раны, нанесенные войной каждой семье, раны, которые трудно излечить.

А под итоговым названием «Возвращение» рассказ издан лишь в 1962 году, почти через 10 лет после смерти писателя.

Выступление уч-ся

(приложение 1)

Осудить легче, чем понять.

Дома он чувствует себя чужим и бесполезным, Иванов понимает, что нужно взять жизнь жены и детей в свои руки, и принимать самостоятельные решения, а не выполнять служебные приказы.

Это пугает его, он думает только о своем болезненном эго и, выгораживая себя и свое желание бросить дом и связанные с ним трудности, он делает виноватыми жену и детей – в том, что жена поддалась минутной слабости и не была верна, старший сын всем заправляет и командует в доме, а маленькая дочь не признает отца и предпочитает ему дядю Семена.

в «самолюбии» героя Иванова (стр. 187) – конфликт внутри самого героя.

— вторым возвращением.

— по-настоящему герой смог вернуться домой только тогда, когда «обнажилось сердце», т.е стало открытым любви, победив собственное самолюбие.

В момент духовного прозрения и состоялось настоящее возвращение Иванова к самому себе и к своему дому.

-счастливым, весёлым,….

— Горькая правда жизни.

Автор показал проблему перехода от войны к мирной жизни. (ДОСКА — 1 схема)

— Нет, об этом говорит даже фамилия семьи – Ивановы – типичная русская фамилия, это проблема людей в целом.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/a-p-platonov-vozvrashchieniie-idieia-rasskaza

Моу «сош № 2 р.п. базарный карабулак»

Тема «Уроки жизни в рассказах Платонова «Третий сын», «Возвращение»

Цель: 1) нравственное воспитание учащихся; связь с жизнью; 2) частичный анализ жизни и

творчества писателя;3) лингвостилистический анализ рассказов «Третий сын», «Возвращение»

Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщение учащегося с элементами беседы, элементы лингвостилистического анализа.

Оборудование: портрет А.Платонова, медиапроектор, иллюстрации учащихся на тему «Семья»<\p>

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.

А.С.Макаренко

Кто родителей почитает, тот век не погибает.

Вся семья вместе — и душа на месте.

Пословицы.

Ход урока.

1.Организация класса.

2. Слово учителя.

Совсем недавно мы проводили 2008год, объявленный годом семьи, но тема семьи, отношений между ее членами волновала, волнует и будет волновать еще не одно поколение.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема урока «Уроки жизни в произведениях А.П.Платонова «Третий сын», «Возвращение»

Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами А.С.Макаренко, взятыми в качестве эпиграфа. Прочитайте их. Как вы их понимаете? Согласны ли вы с данной точкой зрения?

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями Платонова, в которых автор затронул актуальные и в наше время проблемы, рассмотрим позицию автора при анализе рассказов, тесно связанных с жизнью.

Знакомясь с содержанием произведений Платонова, вы заметили, что читать Платонова все — таки трудно. Дело тут не только в «трудном» платоновском стиле.

Вспомните, ребята, а что такое стиль?

Стиль — это мировоззрение, жизненная позиция, выраженная в художественном слове. Каким изображен платоновский стиль?

Именно стиль «вел» Платонова, иногда вопреки его рациональным установкам, идеологическим и политическим пристрастиям, — к открытию трагического содержания жизни ХХ века. А.

Платонов явно не относится к художникам, творчество которых позволяет расслабиться, забыться, уйти от проблем. Его произведения погружают читателя в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, тупики сознания, горе одиночества.

Но здесь нельзя поставить точку. Продолжая традицию великой русской литературы, Андрей Платонов пишет правду, считая, что литература ответственна перед жизнью.

Важно

Мало погрузить человека в боль времени, надо поднять его с «адова дна» существования, снять с него кору отчуждения и равнодушия, пробудить творческие силы, помочь обрести «высшую участь».

Хотя читать Платонова трудно, но если мы хотим понять жизнь человека ХХ века, понять себя, то Андрей Платонов предлагает свою помощь, свое знание, оплаченное сердцем. Время не раз отрекалось от писателя, но писатель от времени — никогда.

Вечные ценности, которые выстрадал художник, о которых не уставал напоминать, остаются актуальны и по сей день.

Как же складывалась творческая судьба А.Платонова? Вспомните яркие моменты из жизни писателя? (портрет)

Сообщение учащегося . В самой ранней автобиографии Андрей Платонов сообщает о себе: «Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже. Деревню же я до слез любил, не видя ее до двенадцати лет. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри… не дома, а хаты, куры, сапожники…

Работал я во многих местах, у многих хозяев. У нас семья была одно время в десять человек, а я — старший сын — один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду.

Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машины, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится.

…И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце…

Теперь исполняется эта мечта. Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу!..»

Этот рассказ о фактах своей жизни, так по-платоновски превращающийся в размышление о смысле жизни, помещен в первом и единственном сборнике стихов А. Платонова «Голубая глубина», вышедшем в 1922 году. Когда он писал эти возвышенные слова, ему не было еще и двадцати трех лет. Это молодость, почти юность.

Но время было таким, что за плечами у молодого мечтателя оказался уже немалый жизненный опыт, и практические умения, и теоретические знания.

Он брался за все.

И все у него получалось: работал на Воронежском паровозостроительном заводе, в годы гражданской войны был бойцом отряда ЧОН, корреспондентом газеты в Новохоперске: с отцом, Платоном Фирсовичем Климентовым, водил поезда, был губернским мелиоратором, руководил строительством воронежской электростанции, одновременно начал писать и писал много, увлеченно — как прозаик, поэт, критик, публицист, пропагандист-просветитель . За год до сборника стихов вышла его публицистическая книга «Электрификация» Это был стихийный взрыв талантливости, столь характерный для многих его современников, людей революционной эпохи. Его отношение к революции было восторженным, т. к. революция — это воодушевление таланта, который получил свободу для заветного дела, для воплощения мечты, выношенной веками народных ожиданий, по -писательски — он хотел понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб.

Природный русский коренной житель одной из центральных областей России, он с любовью вводит свою землю в свое творчество. Названия родных мест часто звучат в его прозе: Ямская слобода, Тамлык, Усмань, Потудань, Ясная Меча…

В конце 1942 года Платонов был призван в действующую армию и до конца войны служил корреспондентом «Красной звезды» непосредственно на фронте. Солдаты при нем не чувствовали себя стесненными и свободно говорили на свои солдатские темы». Платонов многое увидел в русском человеке на войне. Это было время его большого творческого подъема.

В 1944 году он заболел туберкулезом, а послевоенные годы оказались для него самыми трудными. Затравленный догматической критикой, писатель был почти лишен возможности печататься, его здоровье все ухудшалось, силы уходили, хотя работа никогда не прерывалась.

Совет

В оставшемся после него обширном рукописном наследии — проза, пьесы, статьи. В последние годы жизни вышло лишь три небольших сборника русских сказок в пересказе А. Платонова, один из них — «Волшебное кольцо» — под общей редакцией М. А. Шолохова.

Умер Андрей Платонович Платонов совсем еще не старым, неполных пятидесяти двух лет, 5 января 1951 года. (на 1-2 минуты)

? Вопрос классу: Что вас поразило в творческой биографии писателя?

(В Платонове поражает все — и его деятельная, подвижническая натура, и весь его литературный облик. Он — художник редкой, ни на кого не похожей стилевой манеры)

Семейное счастье, радость общения между родными людьми очень значимы для человека и писателя Платонова. Тема дома и семьи — ведущая в творчестве

4 учащийся Хотя художественно — философская система Платонова имеет свои устойчивые опоры, она, следуя за жизнью и преломляя ее, развивается. В середине и конце 30-х годов такие перемены начинают ощущаться в новой прозе Платонова: в рассказах «Третий сын», «На заре туманной юности», «Возвращение», «Фро».

Размышление о человеке и его деле, его участии в развитии жизни и раньше включало у Платонова чувство родительской любви и глубокого ответного чувства, переживаемого детьми.

В «Третьем сыне лишь тот «смелее делает успехи в жизни», у кого есть неизмеримая защита материнской любви, отчего дома.

3.Анализ рассказа «Третий сын». Дома вы читали рассказы Платонова,, 3 сын,, , ,,Возвращение,, Нашу работу мы начнем с анализа рассказа «Третий сын»

( Вопросы для анализа рассказов лежат на столе)

Итак, ребята, будьте внимательны при работе с текстом произведения

? Какое трагическое событие собрало в доме всех сыновей? Каким показан отец по отношению к детям, по своему описанию, радует ли его в глубине души приезд детей? Подтвердите текстом произведения.

(Умирает мать. Съезжается «могучая полдюжина сыновей», чтобы проводить ее в последний путь .Отец рад приезду, но очень переживает смерть старухи)

? Кем стали в жизни сыновья? Зачитайте.

(«Двое из них были моряками — командирами кораблей, один московским артистом, один, у которого была дочка, — физиком, коммунистом, самый младший учился на агронома, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден на груди за свое рабочее достоинство».) Мы видим, что мать и отец вывели своих детей в жизнь, поставили на ноги, дети стали настоящими людьми, которыми могут гордиться родители.

? Как автор показывает страдания сыновей?

(«Сыновья молча плакали редкими задержанными слезами, искажая свои лица, чтобы без звука стерпеть печаль», «все шестеро и седьмой отец находились вокруг мертвой матери и молчаливо оплакивали ее, скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери…», «каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно…»)

? Как повели сыновья поздней ночью? Можем ли мы объяснить это поведение? Почему дети временно при встрече друг с другом забыли о смерти матери?

Зачитайте.

(Поздней ночью, испытывая такую, в общем, понятную радость от встречи друг с другом, они затевают в соседней комнате, рядом с гробом матери, жизнерадостную возню). (долго не виделись, хотелось пообщаться, рассказать каждому о себе)

? Меняется ли отношение автора к ним?

(На наших глазах меркнет ореол могучей силы сыновей, перед нами оказываются всего лишь преуспевающие, здоровые физически и туповатые нравственно люди. Старший сын » с восторгом убежденности» говорил о » пустотелых пропеллера». «Голос его звучал сыто и мощно, чувствовались его здоровые, вовремя отремонтированные зубы и красная глубокая гортань».)

? Обратите внимание на неожиданный и убийственно двойной смысл слова «пустотелый». Объясните ЛЗ слова.

На что обращает наше внимание автор?.

(«Пустотелый» — значит абсолютно пустой, не наполненный душой. Можно сделать вывод, что у человека, говорящего об этих пропеллерах также пусто и в душе.)

? Все ли забыли о причине приезда в дом матери?

(Нет, внучка остро переживает всю неуместность самодовольного веселья. «Мне бабушку жалко… Все живут, смеются, а она одна умерла». Не выдерживает этого неосознанного кощунства веселья ее отец — третий сын. «До сих пор не слышно было его звука: он ничего не говорил и не смеялся. Он чем-то успокоил всех своих братьев, и они перестали даже разговаривать».)

? Какие языковые средства использует автор в рассказе? Найдите, зачитайте, подтвердите текстом (магические числа 6, 3, гротеск, прием внутреннего монолога, диалога, символический образ гроба, в котором лежит мать, давшая жизнь своим детям, антитеза, метафора)

Я (зачитываю) — Много лет назад, на заре своей литературной работы Платонов писал: «Человечество — одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному — больно всем.

Умирает один — мертвеют все… да здравствует человеческий организм».

«Третий сын» особенно требовательно отстаивает чувство единой жизни всех поколений, которое поддерживается спасительной скорбью по каждому отдельному человеку.

? В чем сила рассказа?

Сила рассказа в том, что он дает более глубокое, более человечное определение жизни.

Жизнь — это не только веселье от полноты жизненных сил и успехов, в том числе и трудовых.

А смерть не одно лишь отсутствие такого веселья. Жизнь включает в себя все состояния духа: и страдание, и тоску, и безутешную память. Она неполна без ощущения утраты того света, который погас вместе со смертью матери.

Когда в финале в их силе на наших глазах заметно прибавилось духовности. Одинокое горестное шептание вокруг мертвой матери, ночное переживание каждым своей утраты снова сделало их сильнее, вернуло друг к другу.

Запись учащимися со слайда

Вывод: Ничем нельзя, по Платонову, разделить людей — в том числе и самой смертью, и полнота соучастия делает человека не «пылью», а частицей неуничтожимого и всемогущего человечества.

Созвучным с рассказом «3сын» является рассказ «Возвращение»

Анализ рассказа «Возвращение» НЕТ, ДРУЗЬЯ, ЛЮБОВЬ ЖЕНЫ НА ВОЙНЕ СИЛЬНЕЙ ВОЙНЫ.

1. В каких значениях используется автором слово «возвращение»?

2. Почему Алексей Иванов принимает решение вернуться в конце произведения? Какова роль ночного разговора между мужем и женой, подслушанная сыном?

3. Определите идею рассказа.

4. Чем схожи оба произведения Платонова?

А теперь для вас игра,

Всем подумать вам пора!

Свой не упустите шанс,

Будьте внимательны сейчас!

Задание: из 5 пословиц выпишите выделенные слова и составьте из них шестую, соотнесите с содержанием изученных рассказов.

1)Бывает и на старуху проруха.

2)Без кота мышам масленица.

3)Не в бровь, а в глаз.

4)Не было печали, так черти накачали.

Обратите внимание

5)Радость горю не попутчик (радость без печали не бывает)

Работа по лексике пословицы ( д/з — опрос)

-Дома вы должны были подобрать пословицы, отражающие содержание произведения, зачитайте их (Всяк своему счастью кузнец. Не нужен клад, коли в семье лад. Не узнав горя, не узнаешь и радости. Других не суди, на себя погляди.) Пословицы с доски

К уроку учащимися нарисованы иллюстрации на тему «Семья»

?(удалось ли детям выразить в рисунках понимание темы «Семья»?) Использование цветописи как инновационного приема

Итог урока. Учитель:

А. Платонов оставил нам романы, повести, рассказы, стихи, статьи, пьесы, письма. Далеко не все из написанного им найдено и опубликовано. Но и то, что в разрозненных публикациях уже стало достоянием читателей, представляет огромный художественный материал, который надо осваивать.

? Чем мы занимались на уроке? Выразите свое отношение к творчеству А.Платонова в 3-4 предложениях, запишите в тетрадь

Мнение учащихся об уроке (включить «Родительский дом»)

— На уроке я задумался над…

— Я открыл для себя…

— Урок помог мне…

— Мои чувства по уроку можно вы разить словами…

Домашнее задание.

Сочинение- рассуждение «Уроки нравственности в рассказах А.Платонова»

— А закончить урок хотелось бы словами Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир»

КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК

Источник: http://school2bk.okis.ru/russky_uroki.html

Ссылка на основную публикацию