Анализ рассказа шолохова бахчевник

Краткое содержание Шолохов Бахчевник

Бахчевик профессия вполне мирная, все, что необходимо делать работнику – охранять бахчиху. В этом рассказе бахчевиком работает паренек Митька. В его семье: он, старший брат Федор, отец и мать. Главу семейства назначают комендантом военно-полевого суда.

Тот очень рад этому, он всей своей душой на стороне казак, обладает характером жестким и жестоким и ни семьей своей, ни пленным не дает спуску.

Для него не существует полумер и полутонов, он давно определил для себя кто друг, а кто враг, что хорошо, а что плохо и твердо придерживается своих убеждений.

Обратите внимание

Характеры сыновей и отца настолько разные, что в итоге это приводит к конфликту. Отец узнает, что его старший сын Федор общается с большевиками и кидает в него кружкой, оставляя рану на лбу. После этого Федор решает уехать и воевать на стороне большевиков, он считает это правым делом. Для того чтобы он смог уехать, его младший брат Митька крадет у отца ключи от конюшни.

Узнав, что произошло и догадавшись, кто помог его старшему сыну, Анисим Петрович сильно избил Митьку, пинал его ногами, пока тот не перестал даже хрипеть. Досталось и матери, которая пыталась защитить своего сына.

Доброе сердце было у Митьки и он жалел пленных, которых видел, хотел им как-то помочь. Один раз сговорились они с матерью, чтобы накормить их, один из казаков согласился передать пленным еды и с тех пор он стал в его смены носить им хлеб.

Однажды отец отправил его по делам, и он сказал матери, чтобы она сама отнесла еду пленным, а когда вернулся, то застал в доме ее избитую до смерти, всю в крови.

Оказалось, что отец узнал о том, что они передавили хлеб пленным и грозился и его убить так же, как его мать. Тогда-то Митька сбежал из дома и устроился работать бахчевиком.

Работал он бесплатно, только в надежде, что кто-то даст ему кусок хлеба, и он не умрет с голоду.

Вскоре он встретил вновь своего брата Федора, тот был одним из солдат, которым удалось сбежать из-под обстрела казаков. Раненый он попросил у Митьки приюта и тот укрыл его у себя в домике.

Но Анисим Петрович прознал об этом и заявился к нему, угрожал и стал обыскивать дом. Ему удалось найти Федора, но Митька, который больше не мог на все это смотреть, схватил со стены топор и ударил им отца.

После этого они вместе сбежали, оставив его в доме.

Важно

Человека, который прикрываясь, высокими идеалами совершает жестокие и бесчеловечные вещи, в итоге ждет плохой конец. Потому что никто не способен терпеть такое вечно. Наказание найдет виновного.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Станюкович ПобегРассказ о сыне адмирала десятилетнем мальчике Васе. Василий проживает в городе Севастополь в большом доме с красивым садом, где растет много фруктовых деревьев дающих хороший урожай.
  • Краткое содержание Горький Мой спутникКак-то в одесской гавани я встретил странного человека. Вид его был редкого здесь восточного типа, одежда светлой, чистой и модной. Присутствие в гавани неспешно прогуливающегося господина
  • Краткое содержание Одоевский Серебряный рубльДедушка Ириней дарит разные подарки Лидиньке за то, что она ласковая, послушная и старательно учится. Он часто приносил ей конфеты, куклу, пяточек, четвертак, полтинник.
  • Краткое содержание Необыкновенные приключения Карика и Вали ЛарриИтак, в начале рассказа, нам как обычно дают краткое описание характеров героев. Мы видим чуть наглого и решительного Карика, его любопытную младшую сестренку Валю и чудного профессора-самоучку.
  • Краткое содержание Носов Витя Малеев в школе и домаВ 1951 году советский детский писатель Николай Носов написал повесть «Витя Малеев в школе и дома». За данное литературное произведение Носов был награжден Сталинской премией. Повесть посвящена подросткам младшего школьного возраста

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sholohov/bahchevnik-kratko

Тема войны в русской литературе («Донские рассказы» Михаила Шолохова)

Война – это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом, был ли это Батый или Гитлер.

Находились во все времена предатели и трусы, но это была капля в море. Войны эти называли отечественными, когда люди боролись за свою независимость; мировыми, когда боролся друг с другом почти весь мир. Наша многострадальная Россия еще прошла войну – Гражданскую; войну между гражданами одного государства.

На мой взгляд, это самая большая беда. Если есть один общий враг для всего народа, то и правда для всех одна. В Гражданскую войну были две правды – старая и новая. И обе стороны были правы.

Это война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами совершенно близких и родных людей.

Революция всколыхнула, нет, взорвала Россию. Никто не остался в стороне. Чудовищный смерч обрушился на страну, неся разрушения и смерть.

Во всех уголках России: в городахи в маленьких селениях -шли жаркие споры о дальнейшей судьбе и жизни. В донских казачьих станицах – тоже война. В смертельной схватке встречаются командир эскадрона Николка Кошевой и атаман банды («Родинка» М. Шолохова).

Николка вырос без отца, который пропал в германскую войну, мать умерла. Хлебнул он горя, а потом ушел с красноармейцами воевать с Врангелем. Атаман семь лет не видел родной земли. Сначала германский плен, потом Врангель, теперь банда. Устали от войны оба.

Совет

Мечта Николки пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле. И вот в бою они встречаются, полные ненавистью друг к другу; атаман убил Николку и, сняв с него сапоги, увидел родинку на ноге и узнал в своем враге сына.

Не высказать словами горе отца, уже не имеет значения вся эта кутерьма, белые, красные… Жизнь кончена, незачем жить, держа в объятиях найденного сына, атаман-отец застрелился.

Вообще в каждом из «Донских рассказов» Шолохова мы сталкиваемся с той драмой, на которую толкнула Гражданская война людей. Другой отец, из рассказа «Семейный человек», своими руками убил двух своих сыновей, но не из-за ненависти, он очень любил их обоих, но ценой их жизни он старался спасти жизни еще семерых своих детей.

Старшие сыновья, Данила и Иван, ушли к красным и попали в плен к своим же казакам. Отцу было предложено самому расправиться с ними и тем самым доказать свою преданность казачеству. Он мог бы отказаться, но где была гарантия, что его не убьют вместе с ними, а семеро малых детей пропадут.

Как расценивать его поступок? Зверь? Трус, предатель? Или, наоборот, человек, обладающий огромной внутренней силой? Не каждый может взять на себя такое – до конца жизни носить в себе огромную душевную боль. Он сам себе судья. Он день и ночь работает, чтобы вырастить детей, и горько слышать ему упреки дочери.

Он остается не понятым своими детьми, теми, из-за которых он пошел на это.

А вот еще отец, из рассказа «Бахчевник». Этот отец четко определил для себя, кто ему друг, а кто ему враг. Его избирают комендантом военно-полевого суда станицы, он от души радуется этому. Он «блюдет казачью честь», избивает старшего сына за то, что Федор общается с большевиками, тот вынужден уйти к красным.

Этот отец убивает свою жену за то, что та носила продукты пленным. Отказывается от младшего Митьки, бросив его на произвол судьбы. Четко служа казачеству, он отправляет на расстрел старшего Федора, попавшего в плен, а потом тщательно разыскивает его после побега.

Этот отец, оставшись бы он в живых, убил бы обоих сыновей, и рука бы у него не дрогнула бы.

Обратите внимание

Война пробуждала не только ненависть, но и такие чувства, как сострадание, милосердие, любовь. Старики, Гаврила и его жена, вырастили единственного сына Петра, надежду и опору. В огне Гражданской войны погиб Петр от рук красных.

В сердце старика Гаврилы огромное горе и боль превращаются в лютую ненависть к большевикам. И вот на его глазах белоказаки убивают большевика, и, вместо злорадства и торжества, его сердце сжимается от жалости.

Они со старухой выхаживают полумертвого красноармейца Николая, прикипают к нему всем сердцем, любят, как своего сына.

А какие страдания выпали на долю матерей! Как можно было объяснить матери, что один ее сын – друг, а другой – враг? Она их родила, вскормила, вырастила. В «Бахчевнике» мать умоляет мужа не трогать сыновей, несет продукты пленным красноармейцам, переживая за своего сына, поплатившись за это своей жизнью.

Это все касалось людей родных, а что же говорить о совершенно посторонних людях, встречавшихся в этой войне? В войну были вовлечены люди, убежденные в своей правоте, и люди, случайно попавшие в силу тех или иных обстоятельств.

В белой армии офицеры сознательно воевали за Россию, которая была, в Красной Армии воевали за будущую Россию, за светлое будущее, которое они рисовали в своем воображении.

Читайте также:  Сочинение по картине проводы ополчения ракши 8 класс описание

А простые солдаты с той или другой стороны, а обычно это были простые рабочие и крестьяне, воевали за то, в чем их убеждали: белые за царя и Отечество, против большевиков. Красные – за землю и равенство. Но иногда случалось так, что один и тот же человек сначала воевал на стороне одних противников, а затем переходил на другую.

Как Григорий Мелехов, который запутался и не мог понять, на чьей же стороне правда. Даже сейчас, спустя многие годы, мы до сих пор не знаем, на чьей стороне все-таки была правда. Ведь до сих пор нам навязывают свое мнение люди, стоящие во главе государства.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/tema-vojny-v-russkoj-literature-donskie-rasskazy-mixaila-sholoxova.html

Бахчевник

БАХЧЕВНИК.

Опубликован в журнале «Комсомолия», № 1, апрель 1925 г.; затем в сборники «Донские рассказы», «Новая Москва», М., 1926; «Лазоревая степь», «Московское товарищество писателей», М., 1931; альманах «Дон», Сталинград, 1937.

«В этом рассказе по многим приметам и происходившим реальным событиям легко угадывается станица Каргинская осени 1918 года, – писал Г.Сивоволов.

– В рассказе мы встречаемся с уже известными нам Кирюшкиным ветряком, стоявшим на прогоне, угадываем блестевший лысиной Песчаный курган, меловые яры, а внизу левады и густая стена верб»(С., 273).

В остром драматическом конфликте развиваются события между отцом и сыновьями

АНИСИМ ПЕТРОВИЧ – отец, в германскую войну стал офицером и его «храбрые отличия не забыты по начальству», он стал комендантом при военно – полевом суде в станице.Раньше был суров и нелюдим, а, получив назначение, стал улыбчивым и довольным.

Сыновья двадцатилетний Фёдор и четырнадцатилетний Дмитрий не поддерживают отца с его назначением: острая война между красными и белыми продолжается.

Важно

Федор уехал в Красную гвардию, а Митька, взяв ключи от конюшни и передав их Фёдору, получил от отца хорошую взбучку, отец «бил ногами деловито, долго, жестоко, до тех пор, пока перестали из Митькиного горла рваться глухие, стонущие крики».

По средам и пятницам Митька носил пленным красноармейцам передачу, а тут отправился в ночное, попросив мать передать передачу. Вернувшись, увидел мать в крови, избитую до полусмерти отцом.

Отец жесток и бессердечен, ударил пленного красноармейца по раненой голове так, что тот упал на землю. А казаки на площади захохотали, увидев расправу.

Шла жестокая схватка между казаками и красноармейцами, казаки победили, красноармейцы разбежались. Один из них, раненый, дополз до бахчи и спрятался. Вскоре Митька в раненом узнал брата Фёдора. Один за другим приезжали казаки на бахчу и спрашивали, нет ли здесь красноармейцев, Митька отвечал, что нет.

Но приехавший отец заметил кровяной след, «медленно расковырял чахлый шуршавый бурьянок и подсолнечные будылья», увидел босую ногу Федора и схватился за кобуру нагана.

«Качаясь, прыгнул Митька, цепко ухватил стоящий у стенки топор, ухнул от внезапно нахлынувшего тошного удушья и, с силой взмахнув топором, ударил отца в затылок…»

ФЁДОР И МИТЬКА – сыновья Анисима Петровича, Фёдор ушел к красноармейцам, а Митька мечтает уйти к большевикам, «правда у них живет». Митька просит мать испечь пышек для пленных. Мать соглашается: «- Отнеси, сынок, может – и наш Федя страдает где…И у пленных матери есть, тоже, небось, ночами подушки не высыхают».

Митька пошёл в бахчевники. Когда нанимался, казаки возражали: «У него брат в Красногвардии и мать, сука, пленных кормила.

На осину его, а не в бахчевники!» Но Митька денег не просил, атаман успокоил казаков: «Будет ваша милость – дадите кусок хлеба, а нет – и так издохнет…» На бахче Митька видит, как красноармейцы бегут, спасаются, а казак «рубит лежачего».

«У Митьки в глазах темнеет и зноем наливается рот». Митька чувствует, как безобразна гражданская война, сколько ужасов приносит эта схватка русских людей, как антигуманна и бесчеловечна.

Источник: http://rummuseum.ru/portal/node/2148

Готовые школьные сочинения

Окт 31 2015

Тема войны в русской литературе («Донские рассказы» М. А. Шолохова)

(“Донские рассказы” М. А. Шолохова) Война — это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое целое.

В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом, был ли это Батый или Гитлер. Находились во все времена предатели и трусы, но это была капля в море.

Войны эти называли отечественными, когда люди боролись за свою независимЪсть; мировыми, когда боролся друг с другом почти весь мир. Наша многострадальная Россия еще прошла войну — Гражданскую, войну между гражданами одного государства.

На мой взгляд, это самая большая беда. Если есть один общий враг для всего народа, то и правда для всех одна. В Гражданскую войну были две правды — старая и новая.

Совет

И обе стороны были правы. Это война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами совершенно близких и родных людей. Революция всколыхнула, нет, взорвала Россию. Никто не остался в стороне. Чудовищный смерч обрушился на страну, неся разрушения и смерть.

Во всех уголках России: в городах и в маленьких селениях — шли жаркие споры о дальнейшей судьбе и жизни. В донских казачьих станицах — тоже война.

В смертельной схватке встречаются командир эскадрона Николка Кошевой и атаман банды (“Родинка” М. Шолохова). Николка вырос без отца, который пропал в германскую войну, мать умерла.

Хлебнул он горя, а потом ушел с красноармейцами воевать с Врангелем.

Атаман семь лет не видел родной земли. Сначала германский плен, потом Врангель, теперь банда. Устали от войны оба. Мечта Николки пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.

И вот в бою они встречаются, полные ненавистью друг к другу; атаман убил Николку и, сняв с него сапоги, увидел родинку на ноге и узнал в своем враге сына.

Не высказать словами горе отца, уже не имеет значения вся эта кутерьма, белые, красные…

Жизнь кончена, незачем жить, держа в объятиях найденного сына, атаман-отец застрелился. Вообще в каждом из “Донских рассказов” Шолохова мы сталкиваемся с той драмой, на которую толкнула Гражданская война людей.

Другой отец, из рассказа “Семейный человек”, своими руками убил двух своих сыновей, но не из-за ненависти, он очень любил их обоих, но ценой их жизни он старался спасти жизни еще семерых своих детей.

Обратите внимание

Старшие сыновья, Данила и Иван, ушли к красным и попали в плен к своим же казакам.

Отцу было предложено самому расправиться с ними и тем самым доказать свою преданность казачеству. Он мог бы отказаться, но где была гарантия, что его не убьют вместе с ними, а семеро малых детей пропадут. Как расценивать его поступок?

Зверь? Трус, предатель? Или, наоборот, человек, обладающий огромной внутренней силой? Не каждый может взять на себя такое — до конца жизни носить в себе огромную душевную боль. Он сам себе судья.

Он день и ночь работает, чтобы вырастить детей, и горько слышать ему упреки дочери. Он остается не понятым своими детьми, теми, из-за которых он пошел на это. А вот еще отец, из рассказа “Бахчевник”. Этот отец четко определил для себя, кто ему друг, а кто ему вра.

Его избирают комендантом военно-полевого суда станицы, он от души радуется этому. Он “блюдет казачью честь”, избивает старшего сына за копирование запрещено © 2005 то, что Федор общается с большевиками, тот вынужден уйти к красным.

Этот отец убивает свою жену за то, что та носила продукты пленным.

Отказывается от младшего Митьки, бросив его на произвол судьбы. Четко служа казачеству, он отправляет на расстрел старшего Федора, попавшего в плен, а потом тщательно разыскивает его после побега.

Этот отец, оставшись бы он в живых, убил бы обоих сыновей, и рука у него не дрогнула бы. Война пробуждала не только ненависть, но и такие чувства, как сострадание, милосердие, любовь.

Старики, Гаврила и его жена, вырастили единственного сына Петра, надежду и опору. В огне Гражданской войны погиб Петр от рук красных.

Важно

В сердце старика Гаврилы огромное горе и боль превращаются в лютую ненависть к большевикам. И вот на его глазах белоказаки убивают большевика, и, вместо злорадства и торжества, его сердце сжимается от жалости. Они со старухой выхаживают полумертвого красноармейца Николая, прикипают к нему всем сердцем, любят, как своего сына.

Читайте также:  Сочинение образ русской земли в слове о полку игореве (образ руси) 9 класс

А какие страдания выпали на долю матерей! Как можно было объяснить матери, что один ее сын — друг, а другой — враг? Она их родила, вскормила, вырастила.

В “Бахчевнике” мать умоляет мужа не трогать сыновей, несет продукты пленным красноармейцам, переживая за своего сына, поплатившись за это своей жизнью.

Это все касалось людей родных, а что же говорить о совершенно посторонних людях, встречавшихся в этой войне?

В войну были вовлечены люди, убежденные в своей правоте, и люди, случайно попавшие в силу тех или иных обстоятельств.

В белой армии офицеры сознательно воевали за Россию, которая была, в Красной Армии воевали за будущую Россию, за светлое будущее, которое они рисовали в своем воображении.

А простые солдаты с той или другой стороны, а обычно это были простые рабочие и крестьяне, воевали за то, в чем их убеждали: белые за царя и Отечество, против большевиков.

Красные/— за землю и равенство. Но иногда случалось так, что один и тот же человек сначала воевал на стороне одних противников, а затем переходил на другую. Как Григорий Мелехов, который запутался и не мог понять, на чьей же стороне правда. Даже сейчас, спустя многие годы, мы до сих пор не знаем, на чьей стороне все-таки была правда.

Совет

Ведь до сих пор нам навязывают свое мнение люди, стоящие во главе государства.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Тема войны в русской литературе («Донские рассказы» М. А. Шолохова) . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/tema-vojny-v-russkoj-literature-donskie-rasskazy-m-a-sholoxova/

Образовательный портал |Урок литературы в 11 кл. «А ад я видел на земле»

Е.А.Комаровская. Урок литературы в 11 кл.

« А ад я видел на земле»

М.А.Шолохов «Донские рассказы»

Цели:

– Рассмотреть понятие «война» с нравственно-религиозной и социальной точек зрения, осудить братоубийственные усобицы, изображённые М.А.Шолоховым в рассказах «Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя», «Чужая кровь»;– «развивать то, что есть в душе» (В.Непомнящий): формировать систему нравственных ценностей;– вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;– воспитывать уважение к природе и фольклору родной страны;– развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.В декабре 1924 года под первым рассказом «Родинка» стояла фамилия молодого писателя – Шолохова. Человеческие судьбы открываются в самых ранних рассказах. И какие судьбы… отец – белый атаман, срубил в бою родного сына, красногвардейца.«Сынок!… Николушка!… Родной!… Кровинушка моя!… Чернея, крикнул:– Да скажи ты хоть слово! Как же это, а?Упал, заглядывая в меркнущие глаза, веки кровью залитые, приподнимая, тряс безвольное, податливое тело… К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотелую сталь маузера, выстрелил себе в рот…». Это рассказ «Родинка».Многое в «Донских рассказах» роднит их с более поздними произведениями писателя. Сам Шолохов отказывался видеть в своих ранних рассказах предысторию «Тихого Дона», но близость донского цикла и знаменитого романа слишком велика. Прежде всего это близость тематическая. Больше всего Шолохова волнует утрата нравственных ориентиров в человеческой душе, с выкорчеванной с кровью верой в Божьи заповеди идёт разложение людских душ, начинается страшная братоубийственная война. Даже звери кажутся более милосердными, им не нужно, например, выбирать, кого из друзей оставить жить, стоит ли спасать брата ценою жизни отца, убить ребёнка, если он «прижит от белогвардейской шпионки», или оставить в живых. Они живут по привычным законам своего мира. И этот упорядоченный мир живых существ Шолохов противопоставляет изуверству людей. «опять кровь, а я уж уморился так жить, опостылело всё!» – общая мысль всех шолоховских героев.

II. Работа с эпиграфами.

  1. «Там, где царит насилие, – царит горе и льётся кровь»
  2. «А ад я видел на земле.» (Саша Чёрный)
  3. «Я смотрю на людей исподлобья:

видно, в школу любвини единый из них не ходил» (Б. Чичибанин)4. «Белым был -Красным стал,Кровь покрасила…Белым стал,Смерть побелила.» (М. Цветаева)5. . «О, годы юностиНемилой,Её жестоких передряг.То был отец, то вдругОн – враг.А мать?Но сказано: два мира,И ничего о матерях…» (А.Т.Твардовский)Запишите в тетрадь тему урока и эти слова. В конце урока вы должны выбрать то высказывание, которое наиболее точно выражает суть рассказов.

III. Анализ рассказов.

«Родинка»

Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, который «сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира», и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд. Интересно, что автор описывает не только трагедию Николки – сына, Шолохов размышляет и над трагедией атамана.

– С какими мыслями ушёл из жизни потрясённый содеянным белогвардейский атаман? Сознанием своей запутанности? Прозрением?- Знает ли Николка, сын казака, что такое любовь?

(Помнит в полусне (лет пять-шесть было), как отец сажал на коня, а мать улыбалась, «бледнея». После смерти матери «в работниках всю жизнь гибнул». Значит «в школу любви» ходить Николке не довелось. Зато хорошо ему известно чувство ненависти.

Любовь матери, отца, сажавшего сына-казака на коня кратковременное счастье, радость в семье (семья по Аристотелю, «самый первый вид человеческого общения»), ощущение любви, покоя, мира.)

– Счастлив ли Николка? Доволен достигнутым?

(Психологическое состояние героя – во внутреннем монологе с кольцевой композицией: «Учиться бы поехать…» – «Учиться б…». а в середине монолога – боль души, уставшей, исстрадавшейся от убийств)

– Что мы знаем об атамане?

(Биография атамана сложна и полна самых драматичных событий. Его жизненным финалом становится самоубийство над телом сына, случайно узнанного по родинке. Пропав в германскую войну.)

– Каково предвестие беды в рассказе?

(«Знак беды» – смерть лошади, загнанной нарочным, чтобы передать важное донесение. Пакет с тремя крестами вызовет гамму тоскливых переживаний у Николки , и , идя в конюшню, он опять увидит «черную ленту крови» мёртвого животного.)

– Как происходит схватка «двух миров»?

(После сообщения мельника о банде Николка, «от ночей бессонных зелёненький», отдаёт привычные приказания. Вот она, та грань, когда противостояние становится кульминационным и кошевой «скачет один» на атамана с лицом, «злобой перекошенным», хотя оно молодое, безусое.

Один – это отвага и пример, и казацкое лихачество; но это и дикая ненависть, единоличное стремление одержать победу любой ценой, оправдать оказанное доверие.)

– Шолохов мог дать рассказу другое название «Судьба командира», «Судьба атамана» или «Судьба человека», трагическая судьба человека вообще, оказавшегося между молотом и наковальней двух враждебных. Непримиримых сил.

«Продкомиссар»

– Да, закрутила коловерть людей, потеряли она нравственные ориентиры. И вот убивает сын отца в «Продкомиссаре».– В рассказе «Продкомиссар» события развиваются по «зеркальной композиции». Напоминая «Родинку», только здесь сын-большевик убивает отца-кулака.Завязка чётко разделяет полюсы: на одном – областной продовольственный комиссар, на другом – крепкие казаки-труженики, рассудившие: «Дарма хлеб отдавать?.. Не дадим…»– В чём заключается конфликт поколений, исследуемый Шолоховым в этом рассказе?

(Дети во имя чужих идей идут против родителей, они отвергают весь старинный, сформированный веками уклад, а вместе с ним перечёркивают всю жизнь своих близких и даже устраняют их за ненужностью.)

– Расскажите о том как поступает Иван Бодягин?– Одобряете или осуждаете поведение сына Игната Бодягина по отношению к отцу?– И в тоже время писатель рассказывает о гибели Игната: замотался, потерял время. Так каков же Игнат?– Смысл финала?

(Покорность судьбе, смирение, готовность принять смерть – всё это передалось и Тесленко, который не оставил товарища одного, а разбойничьим посвистом отправил коня красноармейцы «долго провожали взглядами лошадей».

В этом «долго» – прощание с жизнью, молодостью, неосуществленными мечтами… «Легли рядышком». Последний абзац – картина жестоких нравов гражданской войны: «свирепый реализм» натуралистической зарисовки изуродованных тел.).

«Бахчевник»– Такая же семейная драма непонимания складывается у героев в рассказе «Бахчевник».- Прочитайте трагический финал рассказа.«Шепнул Митька бледнея…» до слов «…ударил отца в затылок».- Всё это мы видим глазами подростка. Почему именно подростка?

(Во время любых междоусобиц страдают, прежде всего, дети, в этом рассказе удивительно чётко прослеживается детская тема.)

– Может ли такой ребёнок превратиться в полноценного человека?

(Он или сам превратится в зверя, или всю жизнь будет до смертной тоски страдать по своим близким и не находить себе на земле места. Шолохов предупреждает, что растёт поколение духовно израненных людей).

-Что же ожидает страну в будущем?

(У этой страны, где погибают и мучаются дети, нет будущего. А сколько таких детей строило прошлое нашей страны).

«Шибалково семя».

-Права ли я буду, утверждая, что рассказ «Шибалково семя» – драматическая история рождения новой жизни.

– Что можно сказать о Якове Шибалке?

( Как и многие казаки, оказался в «эпицентре» классовой борьбы, считая главным и ответственным делом истребления банды Игнатьева. Однако автору важно, что именно яков правит коней к найденной на дороге женщине. Именно он «жалость к ней поимел» и упросил «станичников» дозволить её остаться на его тачанке.)

Читайте также:  Сочинение анализ трагедии пушкина борис годунов

– Прочитайте признание Дарьи солдату. «Я, говорит, в банде… сотню перевела…»- Какова же основная реакция героя на слова Дарьи, оправдана ли она? Почему?

(Страшное время разводит по разные стороны баррикад людей, соединённых самыми тесными, кровными связями.)

-Герой рассказа оказывается в классической ситуации выбора между «чувством» и «долгом» – то есть, в данном случае, между личным, индивидуальным и социально-классовым. Мы видим, что этот выбор даётся герою нелегко, и всё же он выбирает «долг».)- Ну, где же всё-таки в этом человеке уживается жалость? В чём?- Как воспринимается эпизод прощания ребёнка с отцом? (зачитать)

(Несмотря на то, что исход схватки с бандой вовсе не преодолён, этот эпизод воспринимается как сцена окончательного прощания и расставания навсегда).

– «Детству следует оказывать величайшее уважение», – изрёк Ювенал. Но детство и война несовместимы, а потому и просит Шибалок «гражданку» взять сына в детский дом. Трогательны отцовские «потуги» в деле воспитания, но надо добить «фоминовскую банду» – это поважнее. Как страшны советы братьев-товарищей, окаменевших в жестокости: «За ноги его да об колесо!…Что ты с ним страдаешь, Шибалок?»- Что ждёт, по-вашему, этого ребёнка?

(Судьба мальчика, как и многих детей военной поры, типична: сирота, безотцовщина (по финалу чувствуется, что отец с сыном больше не увидятся); в лучшем случае попадёт в хорошие, трудовые руки, в худшем – беспризорщина и преступный мир.)

«Алешкино сердце»– Один из самых сильных рассказов цикла, «Алёшкино сердце», потрясающий по художественной силе, с которой Шолохов пишет страшные в своей жестокости сцены голода.– Выразительное чтение отрывка. «На этот же день Полька, старшая сестра Алёшки, доглядела…кинула Польку в давнишний обвалившийся колодец и прикинула землёй»- В станице Каргинской жил Алексей Федорович Крамсков. Это с ним случилось всё то, о чём говорится в рассказе «Алёшкино сердце» «правильно описал моё детство Михаил Александрович, – рассказывал Алексей Фёдорович, – всё, как было, поведал. Вот и шрам на голове от макарчинского шкворня. Только нигде не упоминает писатель, как кормили, поили меня в его доме, на настоящую дорогу жизни выйти помогли…»- Шолохов в этом рассказе утверждает о том, что только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Докажите это примерами из текста.- Кто в этом рассказе воспринимается Шолоховым в качестве положительного героя?

(Политком Синицин)

«Чужая кровь»Только тот знает истинную любовь,Кто любит людей враждебных.Проверка истинной любви – любовь к врагам.Л.Н.Толстой.

-Рассказ «Чужая кровь» является венцом донского цикла в плане нравственной проблематики. Символично его начало, определяющее движение времени по православному церковному календарю.

(«В Филипповку, после заговенья, выпал первый снег»)

– Зачем в экспозиции так обстоятельно и подробно Шолохов изображает проводы Петра на фронт? (зачитать)

(В начале рассказа – раздумья Гаврилы о пропавшем сыне, а дальше воспоминания «развёртывают свиток» проводов сына на фронт против «красных»:

а) конь – «буря степная, летучая»;

б) седло и уздечка дедовская с серебряным набором;

в) напутствие сыну служить. Как отец, и «тихий Дон не срами»;

г) «…должон и ты!…» (как деды и прадеды);

д) по казацкой традиции и звучит старинная песня, провозглашая неизменность слепого подчинения отцу-командиру: «Мы туда идём – рубим, колем, бьём!..»

е) как положено, сын берёт горсть родной земли.

Всё это подчёркивает нерушимость традиций в казачестве, вековой уклад жизни, которая, как думали никогда не изменится.

Но пришла беда: красные «вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку».

– Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?

(Шолохов акцентирует внимание на сравнении: как Петра, белоголового сынишку, «вынашивал, кохал, нянчил» ненависть на красных.

Лелеял ненависть к врагу и, поддавшись искушению, всё делал назло: носил шаровары с лампасами, вешал на грудь медали и кресты, шёл по воскресеньям в церковь, распахнувшись, таким образом, внешне дед Гаврила молодцеват, нарочито резок, вызывающе откровенен, вынашивая горькую обиду, которая «со злобой родниться начала».)

– Каков внутренний мир героя? Чем живут старики?

(«Пропал сын – некому стало наживать». Этой фразой автор «обрубил» и надежду на покой, и тихую старость, и желание богатеть и хвалиться добрым сыном, и стремление жить во славу казачества и царя…

Всё разрушается и гниёт, везде «хозяйствуют» мыши. Единственное, что держало Гаврилу, – это зов весенней земли, которая манила и влекла, и, очарованный «властным зовом», старик отправлялся пахать и сеять.

Обычно жёсткий и невоздержанный, Гаврила поддерживает жену в её материнском горе, но сорвётся и «кинется зверем», увидев, как та баюкает и нянчит папаху Петро. Страшное горе и тоска обрушилась на стариков.

Ещё не знающих о смерти единственного сына, но предчувствующих беду.

Услышав от Прохора истинную правду, Гаврила в диком стоне ропщет и на посланца вести о смерти, и на врагов, и на Бога: «одного сына убить?! Кормильца?! Брешешь!… Не верю!…

Рухнули жизнь и надежды робкой, покорной, бессловесной матери и гордого, неприступного Гаврилы, который не спит ночами и зовёт сына в «темени, чёрной и строгой».)

– Прочитайте выразительно «…нагнулся Гаврила над Белокурым … с долгими промежутками стук сердца».- Каким здесь предстаёт дед Гаврила?

(Бесплодная ненависть сменяется жалостью, а потом и любовью. И образ старика Гаврилы возносится автором на недосягаемую высоту, ибо любовь к врагу, отрицание мщений являются высшей степенью сравнения человека перед Богом. Дед Гаврила победил в себе духа зла и тем самым указал путь и своему приёмному сыну.)

IV. Обобщение.

– Таким образом, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке, М.Шолохов осуждает войну – «Распрю, разрушающую творение Любви» (Эмпедокл), приводя к евангельскому завету «любите врагов ваших», будто призывая героев повторить слова М.И. Цветаевой: «Враг, ты мой родной!». И своей художественной вершины эта мысль достигает в рассказе «Чужая кровь».

V. Викторина.

А сейчас мы посмотрим, знаете ли вы текст.1. «- Маменька, испеки пышек… Я бы отнёс энтим, какие в сарае сидят…пленным.У матери на глазах мокрая плёнка.

– Отнеси, сынок, может, и наш Федя страдает где… И у пленных матери есть, тоже, небось, ночами подушки не высыхают.- А как батя узнает?

– Не приведи бог. Ты, Митенька, вечером отнеси.

Какие казаки стерегут, отдай им и скажи, чтоб передали». («Бахчевник»)

2. О ком это: «Подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира»? ( О восемнадцатилетнем Николае Кошевом, командире эскадрона. «Родинка».)

Обратите внимание

3. Кто «понял …что ему надо делать… На гранату блестящую, на бутылку похожую, лёг животом, лицо ладонями закрыл»? (Алёшка из рассказа «Алёшкино сердце»)

4. Откуда эти строки, о ком они: «Оттолкнул мать в сторону, Митьку повалил на пол, бил ногами деловито, долго, жёстоко, до тех пор, пока перестали из Митькиного горла рваться глухие, стонущие крики»? ( Об отце Анисиме Петровиче. «Бахчевник».)

5. Кто в голод перед своей смертью продал соседям «хату – за девять пригоршней муки, базы – за пшено. Леваду … за корчажку молока»? (Мать Алешки. «Алёшкино сердце».)

6. Из какого рассказа эти строки: «Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремлённые на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слёзы. Следом шёл голод»? («Алёшкино сердце».)

7. Из какого рассказа взяты эти строки: «Не дам я тебе дитя к груди припущать. Коль родился он в горькую годину – пущай не знает материнского молока, а тебя, Дарья, должен я убить за то, что ты есть контра нашей Советской власти»? («Шибалково семя».)

8. Кто «всем служивым казакам на диво кучеровала. Даром, что бабьего пола, а по конскому делу разбиралась хлеще иного казака»? (Дарья. «Шибалково семя».)

9. Персонажи какого рассказа ведут такой диалог: «- Меня за моё же добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю, -я есть контра… Грабьте, ваша сила…- Ты первый батраков всю жизнь сосал!

– …Не умру, сохранит матерь Божия, – своими руками из тебя душу выну…»? (Отец и сын. «Продкомиссар».)

VI. Работа с эпиграфами и над темами мини-сочинений.

  1. «И от судеб защиты нет» (А.С.Пушкин)
  2. «Россия! Встань и возвышайся!» (А.С.Пушкин)
  3. «Сама ты горька и полита слезами,

Родная земля!» (А.Н.Апухтин) Всей жизнью, дикой нестройной» (А.Н.Апухтин)

  1. «О, тщеславной ненависти пламень!» (И.Бунин)

VI. Домашнее задание.Написать мини-сочинение.

VII. Подведение итогов урока.

Источник: http://1piar.ru/folio/folio-48532.php

Ссылка на основную публикацию