Анализ рассказа шолохова коловерть

Краткое содержание Шолохов Коловерть

В произведении «Коловерть», написанном советским писателем Михаилом Александровичем Шолоховым повествуется о страшных событиях Гражданской войны. В этот период русской истории происходил раскол людей на «белых» и «красных». Зачастую по разные стороны баррикад оказывались члены одной семьи.

На хуторе жила семья Крамсковых: отец Петр Пахомыч, мать и три брата Михаил, Игнат и Григорий. Михаил стал кадровым военным в белой армии.

Отец и два брата сочувствовали красным.

Михаил неожиданно приехал в отчий дом. Но сразу же между членами семьи возникла неловкость. Михаил стесняется своей матери, ее рваная кофта пахнет навозом. Отцу не о чем с сыном поговорить.

Обратите внимание

Михаил не скрывает своей ненависти к красным, даже если это его братья и племянник. Михаил как враждебная и чужая сила противостоит работящей семье, любящей свою землю.

Он полностью подчиняется старшим по званию офицерам и подсказывает своему руководству, как осуществить план убийства братьев.

Когда отец, Игнат и Григорий присоединились к красногвардейцам, Михаил первым поведал об их уходе белым. И за это получил более высокое воинское звание. Когда белогвардейцы схватили Петра Пахомыча и Игната, (Гришка был уже мертв) Михаил не заступился за родных. Отца и брата расстреляли.

В произведении автор пытается ответить на сложный вопрос: «Может ли брат поднять руку на родного брата во имя идеи».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Есенин ПугачёвВ 1922 году известным русский поэт Есенин написал произведение Пугачев. Задачей этого текста было полное, максимальное раскрытие темы. Описать сложный для России и народа период истории
  • Краткое содержание Искандер Запретный плодВ книге ведется рассказ от первого лица. В рассказе описывается детство Фазила Искандера. Автор родился в религиозной семье. Родители были мусульманами и ставили перед своими детьми всяческие запреты
  • Краткое содержание Тим Талер, или проданный смех КрюсАвтор в редакции встречает взрослого Тима Талера, и тот несколько вечеров рассказывает историю, которая произошла с ним в детстве. Вскоре незнакомый человек, которого автор встретил в поезде, находит его и просит не писать историю Тима
  • Краткое содержание Беккер ГномНовелла Г.А.Беккера «Гном», начинается с того, что стайка сельских девушек, возвращаясь с водой от ручья, слушает историю древнего девяностолетнего старика по имени Грегорио
  • Краткое содержание Собор Парижской Богоматери ГюгоДействие романа разворачивается в Париже. Началось все с того что лет шестнадцать назад молоденькая девушка у которой была прелестная дочка доверилась цыганке и ненадолго отлучилась.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sholohov/kolovert-kratko

Конспект урока по литературе «В мире, расколотом надвое» (Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова, )

— Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Посмотрите на тему урока.

Подберите ассоциации, связанные со словом «война».

Составление кластера<\p>

Мы не могли представить всей полноты картины того времени, потому что целый ряд художественно значимых, но не отвечавших официальным представлениям о том, как «надо» изображать революцию и гражданскую войну, произведений был изъят из литературного процесса.

Возвращение публицистики и художественных произведений И.Бунина, М.Горького, В.Короленко, М.Булгакова, И.Бабеля, А.Платонова, книг эмигрантов И.Шмелева, М.Осоргина, М.Алданова, более глубокое прочтение классики советского периода во многом изменили представление и об истории, и о литературном процессе XX века.

Художники стремились осознать происходящее в исторической перспективе, исследовать истоки конфликтов, увидеть будущее России, ее место в мировой истории. Мысль о России, которая, по словам Н.Бердяева, «бесконечно дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений», стала центральной в литературе века.

Художники не могли не размышлять также о судьбе человека и вечных ценностей в переломную историческую эпоху. Несмотря на различия во взглядах, естественные для того времени непримиримость и остроту политических дискуссий, писатели в лучших произведениях брали верх над исторической ограниченностью собственных убеждений и пристрастий.

Исторический вихрь разрушил не только прежние социальные отношения. Революция привела к переоценке нравственных норм, всего, чем жили люди, во что они верили, и это был нелегкий, зачастую мучительный процесс, о котором тоже рассказало искусство.

«…Гражданская война была войной за завтрашнюю Россию как с «красной», так и с «белой» стороны. Вчерашней России уже не существовало…

Населяющие ее народы раскололись не по социальному имущественному и т. п. признаку, а по своему представлению о завтрашнем дне Родины.

…Гражданская война была отчаянным поиском утерянной родины для всего населения взорванной Российской империи… В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей.

В ней есть только побежденные – мы все. Весь народ, вся Россия».

Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над «Донскими рассказами» с 1923 года. Их автор молод, ему всего 21 год, но за его плечами уже была суровая школа гражданской войны, борьбы за советскую власть на Дону, школа, которая в одно мгновение перечеркнула детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской на хуторе Кружилине.

Михаил Шолохов принимал активное участие в становлении Советской власти на своей родине. С февраля 1920 г.

он работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых на хуторе Латышеве; с середины года – журналистом Каргинского станичного Совета, затем – учителем в начальной школе; с середины 1921 г.

– станичным статистиком; с января 1922 г. – делопроизводителем станичной конторы, а спустя некоторое время – производителем станицы Букановской.

В конце сентября 1920 г. в пределы округа вступил многотысячный отряд Махно. Однажды ночью банды заняли станицу Каргинскую и разграбили ее. Во время боя под хутором Коньковом бандиты взяли в плен Шолохова. Допрашивал его Нестор Махно. В случае новой встречи он пригрозил юноше виселицей.

Важно

1921 год был на Дону, как и в Поволжье, очень тяжелым – засушливым и голодным. На Дону действовали местные банды. Особенно жестоко зверствовала банда Якова Фомина, не раз занимавшая и грабившая станицу Каргинскую. В это время Шолохов принимал активное участие в борьбе с бандами, оставаясь на Дону до тех пор, пока они не были полностью разгромлены.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

В октябре 1922 г. Шолохов приехал в Москву, где собирался продолжить учебу. Но поступить на рабфак, как он хотел, не удалось. Занимаясь самообразованием, Шолохов работал грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем, счетоводом. Именно в это время, по словам самого писателя, и возникла «настоящая тяга к литературной работе». В 1924 г.

в журналах стали печататься рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (сборник «Лазоревая степь» был дополнением первого сборника, вышел тоже в 1926 году, в нем было всего три рассказа: «Семейный человек», «Лазоревая степь» и «Чужая кровь»). В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов.

Темы этих рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, преобразования в деревне.

Первый сборник – «Донские рассказы» – показал, что в русскую литературу вошел писатель, способный заметить в обычной жизни важные веяния своего времени.

Шолохов не романтизировал насилие, не пел «Россию, кровью умытую», – он нес в литературу суровую, жестокую правду о Гражданской войне. В его изображении классовая борьба – война своих против своих, она рассекает семьи, разделяет отцов и детей.

Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам опорного листа, пользуясь справочным материалом, текстом рассказа, Интернет-ресурсами. Представитель от группы обобщает результат работы и оценивает работу других членов группы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное.

  • Какой принцип построения сюжета использует автор в рассказе? (в рассказе используется хроникальный принцип построения сюжета, с отступлениями в прошлое (повествование о детских годах Николки, о его пропавшем в германскую войну отце).
  • Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве?
  • Найдите размышления Николки о «покривившемся» ходе его жизни накануне трагического поединка с отцом. («Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все…» Эта оценка гражданской войны дополнена деталью: нарочный загнал коня).
  • Как сложилась жизнь атамана банды, отца Николая Кошевого? Что вы можете сказать о его душевном состоянии? (чувствует, что его душу «точит изнутри боль, чудная и непонятная»)
  • Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы?
  • Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? (усталость)
  • Почему рассказ назван «Родинка»? Как вы понимаете смысл названия рассказа? (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына. Это знак родства людей, их былого единства, ставших теперь непримиримыми врагами.)
  • В рассказе есть точки зрения еще одного персонажа – старого мельника Лукича. (Лукич — представитель народа, народу война не нужна: «Много перевидал он за смутные годы таких вот вооруженных людей, бравших не спрашиваючи корм и муку, и всех их огулом, не различая, крепко недолюбливал»).
  • Какова главная тема рассказа? (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)
  • На чьей стороне автор? (Позиция автора — в зарисовке пейзажа, которой завершается расска)
  • Как вы думаете, с какими мыслями ушел из жизни потрясенный содеянным белогвардейский атаман? (прозрением, сознанием своей запутанности).

Кто изображен в рассказе негативно, а кто изображен в качестве положительного героя?

  • Подберите родственные слова к слову «семя».
  • Охарактеризуйте героя рассказа М. Шолохова «Шибалково семя».
  • Как изображает автор красных казаков в рассказе?
  • Как относятся красные казаки к ребенку Шибалка? («За ноги его да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок?»)
  • Как характеризуют Якова Шибалка его поступки — убийство Дарьи и спасение ребёнка? (Нравственный закон не позволяет ему убить ребёнка вслед за матерью-предательницей, и на коленях просит он сотню о милосердии: «Моё это семя, и пущай живым оно остаётся.)
  • В чем, по-вашему, смысл названия? («Мой это сынишка, мое семя…»
  • Какова главная тема этого рассказа М.Шолохова? (Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни. Оно сохраняется только у Шибалка: «А мне жалко постреленка до крайности…»).

Рефлексия Подведение итогов.

— Сборник назван «Донские рассказы». Попробуйте выбрать из названий всех рассказов сборника одно, которым можно было бы назвать весь сборник (рассказ «Коловерть»).

Читайте также:  Сочинение описание по картине неаполитанский залив в лунном свете айвазовского описание

— Как вы думаете, какой смысл вкладывал автор в это слово? (Коловерть — сильное кружение воды; водоворот, коловорот; такое значение слова дает Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой).

— Что утрачивается людьми во время гражданских войн?

— Символом чего использует Шолохов родинку из одноименного рассказа?

Почему рассказ «Родинка» начинает, а рассказ «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый Гражданской войне на Дону? Какую надежду читателю дает М.Шолохов?

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Вывод:

Гражданская война  для М.Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Больше всего волнует автора утрата нравственных ориентиров в человеческой душе, с выкорчеванной с кровью верой в Божьи заповеди идет разложение людских душ. Гражданская война несет страшное зло в человеческий мир прежде всего потому, что калечит души.

Это самая страшная война, потому что в ней врагами оказались самые близкие люди: отец и сын. Что может быть ужаснее такого противостояния? Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.Род, родня, родина, старинный, сформированный веками уклад жизни – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной.

Общая массовая деградация, расчеловечивание — вот следствие братоубийственных войн.

Совет

М.Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. «Гражданская война, она, брат, помимо всего прочего тем пакостна, что ни победы, ни победителя в ней не бывает…» (отрывок из диктовок М.А.

 Шолохова младшему сыну, приведённый в книге В.О. Осипова «Серый поток»).

И в этом состоит не только правда жизни, которую запечатлела рука донского художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времена: «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата».

А сейчас я предлагаю вам составить синквейн. СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Пусть каждая группа в составленном синквейне выразит свое отношение к тому, о чем мы с вами говорили на уроке.

Пример синквейна:

Гражданская война.

Братоубийственная, безжалостная,

Уничтожает, разрушает, убивает.

Война своих против своих.

Национальная трагедия.

Информация о домашнем задании

Дифференцированное домашнее задание:

1. Ответить на вопрос:

2. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Человек в огне Гражданской войны» (По произведениям писателей XX века).

3. Прочитать стихотворения М.Волошина «Гражданская война», «Потомкам» из цикла «Усобица» и ответить на вопросы:

— Какой художественный прием лежит в основе этих стихотворений?

— В каких строчках слышен голос поэта-патриота об опасности усобицы?

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-v-mire-raskolotom-nadvoe-izobrazhenie-grazhdanskoy-voyni-v-donskih-rasskazah-msholohova-289180.html

Шолохов Михаил Александрович

Михаил Александрович ШОЛОХОВ (1905-1980)

М. Шолохов пришел в литературу с фронтов гражданской вой­ны. Именно поэтому в первых его произведениях, вошедших в сбор­ники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», речь идет о тех со­бытиях, свидетелем которых он сам был, а именно — о жестокой классовой борьбе на Дону в 1917—1920 гг.

, когда зачастую не толь­ко соседи или близкие друзья, но и родственники: брат с братом, отец с сыном — оказывались в противоположных лагерях, и их столкновение приводило к кровавому, трагическому исходу (рас­сказы «Родинка», «Смертный враг», «Чужая кровь», «Коловерть», «Червоточина», «Шибалково семя»).

В ранних рассказах М. Шолохова четко расставлены классовые акценты, не существует полутонов. Критика сразу же отметила своеобразие стилистики писателя, умело соединяющего в едином повествовании высокопоэтическую литературную речь с ядреным казачьим просторечием.

В 1920-е годы молодежь взрослела и мудрела рано, поэтому нет ничего удивительного в том, что М.

Шолохов достаточно быстро после успеха ранних своих рассказов переходит к работе над круп­ным эпическим полотном и в 1929 году выпускает первую книгу романа-эпопеи «Тихий Дон», работа над которым будет продол­жаться в целом около 15 лет. И только в 1940 г. роман будет оконча­тельно завершен.

В промежутке между написанием 3-й и 4-й книги романа «Тихий Дон» Шолохов пишет роман «Поднятая целина», произведение злободневное, рассказывающее о коллективизации на Дону, фактически в тех же местах, где развивалось действие «Ти­хого Дона».

Несмотря на некоторые недостатки идеологического плана, роман также отличается яркостью и выразительностью на­родных характеров, многоплановостью повествования, выразитель­ностью и точностью языка — неотъемлемыми чертами художест­венной манеры М. Шолохова.

В период Великой Отечественной войны М. Шолохов, как и мно­гие другие представители советской литературы, работал военным корреспондентом.

Обратите внимание

Наиболее известным его очерком был «Наука не­нависти», фабульная основа которого в послевоенные годы легла в основу рассказа «Судьба человека». В конце 50-х годов увидела свет 2-я книга романа «Поднятая целина».

Роман о Великой Отечествен­ной войне — «Они сражались за Родину» — закончен не был, но на основе сохранившихся глав был создан С. Бондарчуком одноимен­ный фильм, оставивший заметный след в истории отечественного кинематографа. Творчество М.

Шолохова с вниманием и понимани­ем принималось не только в России, но и за рубежом. В октябре 1965 года Нобелевский комитет, рассмотрев 89 кандидатур на соискание премии по литературе, присудил ее автору «Тихого Дона».

Сюжетно-композиционную основу «Тихого Дона» составляют трагические судьбы нескольких казачьих семей, проживающих на хуторе Татарский: Мелеховых, Коршуновых, Астаховых. Роман состоит из 4-х книг, каждая из которых, в свою очередь, делится на две части.

В первой книге поэтично и вдумчиво рисуется столетиями нала­женный, разумный и гармоничный, подчиненный природным цик­лам мир донского казачества.

Глава семьи Мелеховых — Пантелей Прокофьич — защитник старых казачьих устоев, крепкий хозяин, благородный и гордый человек, горячего нрава, унаследованного от матери-турчанки. Его жена Ильинична — олицетворение русского национального жен­ского характера с его высокими нравственными качествами: по­этичностью, добротой, мудростью.

Она подлинная душа семьи, хра­нительница семейного очага, растворяющая свою личность в хлопо­тах по хозяйству, заботе о детях и внуках, поддержании мира и по­рядка среди многочисленных домочадцев.

Главный герой романа — Григорий Мелехов, чья трагическая судьба вызывала и вызывает много споров и разночтений, сочувствие и повод для раздумья.

Первая мировая, затем гражданская война вносят крупные пере­мены в сложившийся семейно-бытовой уклад жизни казаков, разру­шают привычные родственные связи, традиционную мораль, систе­му нравственных и социальных ценностей. В романе усиливается эпический размах, расширяется пространство повествования, появ­ляются массовые сцены военных действий, опустошительным смер­чем прошедших по Дону.

Вымышленные события и персонажи со­четаются с историческими фактами и реальными деятелями рево­люции и гражданской войны.

Подлинные события, точно датирован­ные и подкрепленные документами: приказами, резолюциями, теле­граммами, листовками, — письма, действительные маршруты воен­ных походов подкрепляют творческую фантазию писателя, его раз­мышления о судьбах казачества в сложную, переломную эпоху.

Важно

В отличие от ранних рассказов, М. Шолохов в «Тихом Доне» не дает окончательных ответов на волновавшие общество вопросы о роли ка­зачества в революции, о месте казаков в строительстве новой жизни, широко используя в обрисовке персонажей и ситуаций толстовский принцип «диалектики души» применительно к народным характерам.

Глубина и сложность переживаний, чувств и мыслей, которые счита­ются обычно свойством натур избранных, интеллигентных, обладаю­щих тонкой организацией психики, высокой культурой, в романе Шолохова присущи обычным людям, живущим в соответствии с за­конами природы, циклами сельскохозяйственного года и занимающи­мися каждодневным нелегким трудом земледельца.

Финал романа — «открытый»: Григорий Мелехов на перепутье. Он не хочет больше воевать ни на стороне белых, ни на стороне красных: «от белых отбился и к красным не пристал». Поэтому он и бросает винтовку в реку, полагая, что она ему больше не понадо­бится.

Этот эпизод имеет символический смысл. Григорий — зем­леделец, созидатель, а не разрушитель.

Но впереди его ждет разо­ренный мелеховский хутор, позади бесконечная череда потерь, и единственное, что удерживает его в жизни, — это сын Мишатка, передавший посмертный привет от жены Натальи.

Большая творческая смелость и гражданское мужество потре­бовались М.

Шолохову, чтобы так неординарно закончить главное произведение своей жизни в то время, когда набирала силу так на­зываемая «теория бесконфликтности», торжествовал социалисти­ческий реализм, требовавший от писателя под знаком исторической правды показывать обязательную и окончательную победу социа­листических идей в жизни и сознании героев.

Одним из важнейших достижений романа является образ Гри­гория Мелехова. Это открытие нового характера, нового типа лич­ности не только в русской, но и в мировой литературе. Впервые об­раз крестьянина, земледельца по уровню сложности и глубины чувств стал вровень с так называемыми «общечеловеческими ти­пами».

Характер его раскрывается многопланово: и в обществен­ном отношении, и в личных, глубоко интимных переживаниях, свя­занных с его искренней, глубокой, трагической и противоречивой любовью к Аксинье, жене соседа Степана Астахова.

Совет

Личная судьба Григория показана в сложной и многообразной связи с обществен­но-политическими процессами, происходившими на Дону в годы 1-й мировой войны и революции.

Григорий как личность наиболее полно может реализовать себя в привычной, традиционной ситуации — в труде, в семье, в любви. Но жизнь заставляет его постоянно делать выбор в ситуации, в ко­торой ему разобраться сложно, поэтому и мечется он между белы­ми и красными, не найдя правды ни у одних, ни у других.

И те, и другие, ожесточенные в своей борьбе, разрушают привычный ему мир, заливая кровью Донщину.

Художественная смелость и объек­тивность писателя состояла в том, что он сам никому не отдает пред­почтения, справедливо показывая ожесточение и омертвение лич­ности, попрание ею общечеловеческих законов, если выбор сделан и борьба идет до конца, на примере Михаила Кошевого, Анны Погудко, Бунчука со стороны красных, и Алешки Шамиля, казаков, казнивших экспедицию Подтелкова, Изварина, Листницкого и Митьки Коршунова — со стороны белых. Честный, горячий чело­век, не находя правды ни в одном лагере и не видя выхода из соз­давшегося положения, Мелехов не снимает с себя ответственно­сти за все происходящее: «Неправильный у жизни ход, и, может быть, и я в этом виноватый…» Трагедия Григория Мелехова, не на­шедшего места в жизни, четко разделенной на два враждебных ла­геря, в каждом из которых есть у него близкие и родные люди, — это трагедия мужественного и бескомпромиссного человека, не умеющего идти на сделки с совестью, не умеющего лгать и кривить душой. Если такие люди невостребованы новым обществом, оче­видно, есть в этом обществе серьезные изъяны, немного у него пер­спектив. Что больше мог сказать Шолохов в эпоху «развернутого строительства социализма!»

Художественная система романа тоже весьма примечательна. С первых же строк обращает на себя внимание динамика фразы, живописность картин природы и быта, яркая, включающая в разум­ном пределе диалектизмы речь персонажей.

Особенно впечатляют картины природы: замшелые в прозелени меловые горы, «звонкая стеклянная стынь холодеющего неба», Дон, «взлохмаченный вет­ром» и др. Природа не только оттеняет чувства людей, она отзыва­ется на них… В первой книге, когда Григорий только вступает в жизнь, мир для него полон радостных запахов и многоцветен.

Читайте также:  Сочинение все ли мечты должны сбываться?

В фи­нале романа, когда он, похоронив Аксинью, поднимает седую голо­ву, то видит над собой «черное небо и ослепительно сияющий чер­ный диск солнца».

Шолохов широко пользуется фольклорными приемами вырази­тельности: вводит в повествование старинные казачьи песни, по­словицы и поговорки («Вот вам хомут и дуга, а я вам больше не слу­га», «И петь не поет, и спать не дает» и др.), прямой и обратный па­раллелизм («Не лазоревым алым цветом, а дурнопьяном придорож­ным цветет поздняя бабья любовь»).

Обратите внимание

Творчество М. Шолохова оказало влияние как на современников писателя, так и на литературу последующих периодов, в первую очередь, на писателей-деревенщиков В.Белова, В.Распутина, Б.Можаева, рассказавших о судьбах русского крестьянства Севера, По­волжья, Сибири и других регионов России.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/826-sholohov-mihail-aleksandrovich.html

Михаил Шолохов — Коловерть

Здесь можно скачать бесплатно «Михаил Шолохов — Коловерть» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Коловерть» читать бесплатно онлайн.

Михаил Шолохов

Коловерть

На закате солнца вернулся из станицы Игнат.

Хворостяными воротами поломал островерхий сугроб, лошадь заиневшую ввел во двор и, не отпрягая, взбежал на крыльцо. Слышно было, как в сенцах скрипели обмерзшие половицы и по валенкам торопливо шуршал веник, обметая снег. Пахомыч, тесавший на печке топорище, смел с колен стружки, сказал младшему сыну Григорию:

— Ступай, кобыленку отпряги, сена я наметал в конюшне.

Дверь широко распахнув, влез Игнат, поздоровался и долго развязывал окоченевшими пальцами башлык. Морщась, сорвал с усов сосульки тающие и улыбнулся, радости не скрывая:

— Слухом пользовался — красногвардейцы на округ идут…

Пахомыч ноги свесил с печки, спросил с любопытством сдержанным:

— Войной идут али так?

— Разно гутарют… А только беспокойствие в станице, томашится народ, в правлении миру видимо-невидимо.

— Не слыхал молвишки всчет земли?

— Гутарют, что большевики землю помещичью под гребло берут.

— Та-а-ак,- крякнул Пахомыч и соскочил с иечки по-молодому.

Старуха у загнетки загремела ложками; щи в чашку наливая,сказала:

— Кличьте вечерять Гришатку.

На дворе смеркалось. Снежок перепадывал, и синевою хмурилась ночь. Пахомыч ложку отложил, бороду вытирая расшитым рушником, спросил:

— Про мельницу паровую разузнал? Когда пущать будут?

— Мельница работает в размол, можно веять.

— Ну, кончай вечерять и пойдем в амбар. Зерно надо перевеять, завтра, как удастся погода, уторком доеду смолоть. Дорога-то как, избитая?

— Шлях не спит, день и ночь едут, только разъезжаться трудновато. Сбочь дороги снегу глыбже пояса.

II

Григорий вышел за ворота проводить.

Пахомыч натянул рукавщы и yi-нездяяся в иередкв.

— На корову поглядывай, Гриша. Вымя налила она, что не видно; отелится…

— Ладно, батя, трогай!

Полозья саней с хрустом кромсают оттаявшую снежную корку. Вожжами волосяными Пахомыч шевелит, золу, просыпанную на улице, объезжает. Попадается оголенная земля — подреза липнут. Спины напружив, угинаясь, тянут лошади. Хоть и снасть справная и кони сытые, а Пахомыч нет-нет да и слезет с саней, кряхтя,- больно уж важко нагрузили мешков.

На гору выбрался, дал вздохнуть припотевшим лошадям и тронул рысцой шаговитой. Где приглянулось, оттепель сжевала снег, дорогу дурашливо изухабила. Теплынь на провесне. Тает. Полдень.

Лес начал огибать Пахомыч — навстречу тройка стелется. А снегу возле леса намело торы. В сугробах саженных дорожку прогрызли узенькую, разминуться никак невозможно. Что не видно- очень скоро, вот-вот.

— Эка, скажи на милость, оказия-то!.. Тпру!..

Приостановил Пахомыч лошадей, слез и шапку снял. Голову седую и потную ветер облизывает. Потому снял Пахомыч шапчонку свою убогую, что опознал в тройке встречной выезд полковника Черноярова Бориса Александровича. А у полковника землю он арендовал восемь лет подряд.

Важно

Тройка ближе. Бубенцы промеж себя разговорчики вполголоса ведут. Видно, как с пристяжных пена шмотьями брызжет и тяжело-тяжело колышется коренник. Привстал кучер, кнутом машет.

— Сворачивай, ворона седая!.. Что дорогу-то перенял?!

Поравнялся и лошадей осадил. Пахомыч, в полах полушубка путаясь, с головой непокрытой к санкам подбежал, поклон отвалил низенький.

Из саней, медвежьим мехом обитых, пучатся, не мигая, глаза стоячие. Губы рубчатые, выскобленные досиня, кривятся.

— Ты почему, хам, дог-огу не уступаешь? Большевистскую свободу почуял? Г-авнопг-авие?..

— Ваше высокоблагородие!.. Христа ради, объезжайте вы меня. Вы порожнем, а у меня вага… Я ежели свильну с дороги, так и не выберусь.

— Из-за тебя я буду лошадей кг-овных в снегу душить?.. Ах ты сволочь!.. Я тебя научу уважать офипег-ские погоны и уступать дог-oгy!

Ковер с ног стряхнул и перчатку лайковую кинул на сиденье.

— Аг-тем, дай сюда кнут!

Прыгнул полковник Чернояров с саней и, размахнувшись, хлобыстнул кнутом Пахомыча промеж глаз.

Охнул старик, покачнулся, лицо ладонями закрыл, а сквозь пальцы кровь.

— Вот тебе негодяй, вот!..

Бороду Пахомычеву седую дергал, хрипел, брызгаясь слюной.

— Я из вас дух кг-асногваг-дейский выколочу!.. Помни, хам, полковника Чег-нояг-ова!.. Помни!..

Над талой покрышкой снега маячит голубая дуга. рубенцы говорят невнятным шепотом… Сбочь дороги постромки обрывая, бьются лошади Пахомыча, сани опрокинутые, с дышлом поломанным, лежат покорно и беспомощно, а он тройку глазами немигающими провожает. Будет провожать до тех пор, пока не скроется в балке задок саней, выгнутых шеей лебединой.

Век не забыть Пахомычу полковника Черноярова Бориса Александровича.

III

С ведрами от криницы идет Пахомычева старуха.

В вербах, стыдливо голых, беснуются гоачи. За дворами, на бугре, промеж крыльев красношапого ветряка на ночь мостится солнце. В канавах вода кряхтит натужисто, плетни раскачивает. А небо — как вянущий вишневый цвет.

Ко двору подошла, у ворот подвода. Лошади почтовые с хвостами, куце подкрученными, и у ног их, захлюстанных и зябких, куры парной помет гребут. Из тарантаса, полы офицерской шинели подбирая, высокий, узенький — в папахе каракулевой — слез. Повернулся к старухе лицом иззябшим.

— Мишенька!.. Сыночек!.. Нежданный!..

Коромысло с ведрами кинула, шею охватила, губами иссохшими губы не достанет, на груди бьется и ясные пуговицы и серое сукно целует.

От материной кофтенки рваной навозом коровьим воняет. Отодвинулся слегка, улыбнулся, как варом в лицо матери плеснул.

— Неудобно на улице, мамаша… Вы укажите, куда лошадей поставить, и чемодан мой снесите в комнату… Заезжай во двор, слышишь, кучер?

IV

Совет

Хорунжий. Погоны новенькие. Пробритый рядок негустых волос. Свой: плоть от плоти, а стесняется Пахомыч, как чужого.

— Надолго приехал, сынок?

Сидит Михаил у окна, пальцами бледными, не рабочими, по столу постукивает.

— Я командирован из Новочеркасска со специальным поручением от войскового атамана. Пробуду, очевидно… Мамаша! Сотрите молоко со стола, что за неопрятность… Пробуду здесь месяца два.

Игнат с база пришел, следя грязными сапогами.

— Ну, здорово, братуха!.. С прибытием.

— Здравствуй.

Руку протянул Игнат, хотел обнять, но как-то разминулись и пальцы сошлись в холодном и неприязненном пожатии.

Улыбаясь натянуто, сказал Игнат:

— Ты, братушка, ишо погоны носишь, а у нас давно их к черту посымали…

Брови нахмурил Михаил.

— Я еще казачьей чести не продал.

Помолчали нудно.

— Как живете? — спросил Михаил, нагибаясь снять сапоги.

Пахомыч с лавки метнулся к сыну.

— Дай я сыму, Миша, ты руки вымажешь.- На колени стал Пахомыч, сапог осторожно стягивая, ответил: — Живем — хлеб жуем. Наша живуха известная. Что у вас в городе новостишек?

— А вот организуем казаков отражать красногвардейщину.

Спросил Игнат, глаза в земляной пол воткнувши:

— А через какую надобность их отражать?

Улыбнулся Михаил криво:

— Ты не знаешь? Большевики казачества нас лишают и коммуну хотят сделать, чтобы все было мирское — и земля и бабы…

— Побаски бабьи рассказываешь!.. Большевики нашу линию ведут.

— Какую вашу линию?

— Землю у панов отымают и народу дают, вон она куда кривится, линия-то…

— Ты что же, Игнат, за большевиков стоишь?

— А ты за кого?

Промолчал Михаил. Сидел, к окну заплаканному повернувшись, и, улыбаясь, чертил на стекле бледные узоры.

V

За буераком, за верхушками молодых дубков, курган могильный над Гетманским шляхом раскорячился.

На кургане обглоданная столетиями, ноздреватая каменная баба, а через голову ее, прозеленью обросшую, солнце по утрам переваливает, вверх карабкается и сквозь мглистое покрывало пыли заботливо, словно сука — щенят, лижет степь, сады, черепичные крыши домов липкими, горячими лучами.

Зарею заехал от шляха с плугом Пахомыч. Ногами, от старости вихляющими, вымерял четыре десятины, щелкнул на муругих быков кнутом и начал чернозем плугом лохматить.

Давит на поручни Гришка, чуть не в колено землю выворачивает, а Пахомыч по борозде глянцевитой ковыляет, кнутом помахивает да на сына любуется: даром что парню девятнадцатый год, а в работе любого казака за пояс заткнет.

Загона три прошли и остановились. Солнце всходит. С кургана баба каменная, в землю вросшая, смотрит на пахарей глазами незрячими, а сама алеет от солнечных лучей, будто полымем спеленатая. По шляху ветер пыльцу мучнистую затесал столбом колыхающимся. Пригляделся Гришка — конный скачет.

— Батя, никак, Михайло наш верхи бежит?

Читайте также:  Анализ песни о вещем олеге баллады пушкина сочинение

— Кубыть, он…

Обратите внимание

Подскакал Михаил, бросил у стана взмыленную лошадь, к пахарям бежит, на пахоте спотыкается. Поравнялся — дух не переведет. Дышит, как лошадь запаленная.

— Чью вы землю пашете?!

— Нашевскую.

— Да ведь это земля полковника Черноярова?

Источник: https://www.libfox.ru/50888-mihail-sholohov-kolovert.html

Михаил Шолохов. «Донские рассказы» (стр. 1 из 5)

Михаил Шолохов. «Донские рассказы»

Л.П. Егорова, П.К. Чекалов

Наверное, нет в русской литературе ХХ в. другого писателя, чья популярность сравнилась бы с мировым признанием автора «Тихого Дона». О нем, Художнике с большой буквы, восторженно отзывались Р.Роллан и Э.Хемингуэй, Д.Линдсей и К.Причард.

«Его дар художника, — писал Мартти Ларни,- можно, собственно, определить как любовь к суетному и милому земному странствию человека, с его самосознанием и страстями, с его радостью и горем, чувственной любовью, честолюбием и гордостью. Его увлекает зрелище жизни во всей его мощи и полноте.

Передавая самые потрясающие картины, его голос рассказчика не дрогнет. Он сохраняет удивительное равновесие, твердость и как бы беспристрастную объективность. Он принимает действительность без условий и оговорок. Человек у него — это человек, правда — всегда только правда. Именно в этом…

объяснение огромной притягательной силы его произведений».

В «Донских рассказах» М.Шолохова (к этому циклу мы относим все его рассказы 20-х годов, а не только одноименный сборник ) нет откровенной поэтизации подвига, нет романтических красок, поэтических реквиемов, сопровождающих уходящую жизнь героев революции в романтических повестях Б.Иванова, Б.Лавренева.

У Шолохова «безобразно просто» умирали люди, а его замечание о том, что ковыль («седой ковыль — любимый образ романтиков») — всего лишь «поганая белобрысая трава без всякого запаха» как будто развеяло все иллюзии, не оставляя места романтическому пересозданию действительности.

Герои «Донских рассказов» не предаются возвышенным раздумьям, они говорят о своем — порой будничном и совсем непоэтичном. Такова жизнь, но именно такая она прекрасна для Шолохова; последний мог бы повторить слова Л.Толстого «Герой же моей повести…, который всегда был, есть и будет прекрасен — правда».

Контрасты в его рассказах служат не эмоциональному раскрытию идеального начала, как у романтиков, а воссоздают реальные жизненные конфликты, через которые познается социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт.

В «Донских рассказах» нет сомневающихся, рефлектирующих героев, нет героев, избирающих «третий путь» или позицию «над схваткой».

Шолоховские сюжеты непосредственно посвящены фронту, который проходил почти через каждую семью независимо от ее действительных убеждений (у автора этих строк дядья служили: старший брат — у белых, младший — у красных, и за этим, кроме соответствия возраста объявленной мобилизации, больше ничего не стояло), а дальше вступала в силу логика борьбы, иногда не на жизнь, а на смерть. Показать объективным развитием действия кошмар братоубийственной борьбы — уже было проявлением гуманизма. Ведь тем, кому шолоховские рассказы кажутся излишне кровавыми и жестокими, кто обвиняет писателя а «разламывании каждой трещины» можно возразить: это предупреждение и в сегодняшней ситуации, когда страна поставлена на порог гражданской войны или безграничного произвола мафии.

Однако, и это замечают зарубежные шолоховеды, с середины 20-х годов и до сегодняшнего дня гуманистическое содержание этих произведений недооценивается. В наши дни самым массовым изданием, приобщающим читателя к «Донским рассказам» является очерк Виктора Чалмаева в книге для учащихся.

Важно

Соглашаясь с некоторыми его оценками, прежде всего с тем, что у раннего Шолохова схематично «деление людей на друзей и врагов», что «цветок-то (с лазоревым цветком сравнил «Донские рассказы» Серафимович — Л.Е.) вырос на крови…

и сострадание автора как будто сковано жесткой присягой» (37; 191), далее испытываешь удивление: «присяга» оказывается присягой на судейскую жестокость. Даже признавая острое шолоховское чувство природы, степи, не желающей разделять людских безумств» (а ведь это важнейший момент в определении авторской позиции — Л.Е.

), Чалмаев считает Шолохова учеником «комсомольских поэтов» и подстрекателем новых очагов кровопролития: «С каким-то азартом юности, со свирепой резвостью, провоцирующей революционную нетерпеливость, Шолохов раздувает угольки гаснущего костра » (37; 195).

И автор и его герои обвиняются в сталкивании «врагов», в том, что они не ищут «пути мимо огня, мимо крови» и даже в том, что «осознания Ленина, увы, нет в комсомольцах-продотрядниках Шолохова», что Шолохов не услышал призыва Ленина к НЭПу.

Противопоставляя «Донские рассказы» «Тихому Дону», Чалмаев посчитал единственным из заслуживающих внимания и положительной оценки «Шибалково семя» (герой умоляет спасти жизнь его ребенку после собственноручного расстрела матери, оказавшейся белой разведчицей). Между тем даже «площадь» порой повторяющихся рассуждений самого критика позволяла этот анализ значительно расширить.

Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды».

Но так ли это? Даже если согласиться с тем, что Шолохов осуждает насилие только со стороны «врага» (а не надо думать, что был только красный террор), это осуждение перерастает в общечеловеческое осуждение отце-сыно-братоубийства.

Настойчивое варьирование мотива убийства единокровного, ответного возмездия не может быть объяснено только желанием показать распад казачьего уклада — для этого было бы достаточно одного примера. Чем же объяснить пристрастие Шолохова к такой сюжетной коллизии.

Очевидно, желанием писателя исходить из нормы человеческих отношений, которые в условиях патриархального казачьего (в конечном счете крестьянского быта) ярче всего проявлялась там, где была скреплена узами крови, родственными отношениями. Драматизм рассказа Шолохова как раз и заключается в том, что они с величайшей глубиной раскрыли противоречия между реальностью и идеалом человеческих отношений.

Совет

Обратимся к рассказу «Коловерть». С точки зрения «врага» Михаил Крамсков тоже мог показаться героем, но писатель дает ему иную характеристику: Крамсков — не человек. К этой мысли автор подводит всем ходом повествования, показывая отчужденность героя от семьи: «От материнской кофтенки рваной навозом воняет. Отодвинулся слегка, как варом в лицо матери плеснул.

— Неудобно на улице, мамаша…»

Отец стесняется его как чужого, с братом Игнатом «пальцы сошлись в холодном и неприязненном пожатии», «помолчали нудно». С самого начала Михаил осознается как сила чужая и враждебная дружной, работящей семье. «Чужие мы ему, и земля чужая»,- говорит о Михаиле отец. Самодовольна его похвальба перед матерью: «…

Произвели в сотники за то, что большевизм в корне пресекаю»; поражает его грубость по отношению к племяннику: «…Щенка возьмите от стола, а то ему, коммунячьему выродку, голову оторву».

Глубоко символично то, что сразу после картины безысходного горя матери, узнавшей в утопленнике младшего сына: «Космами седыми мотая, на четвереньках в воду сползла, голову черную охватила, мычала:

— Гриша!.. Сынок», —

сразу же дается выписка из приказа о производстве Михаила в подъесаулы «за самоотверженную работу по искоренению большевизма». Крамсков отклоняет предоставленную ему право ходатайствовать о помиловании родных, идет на подлость, подсказывая ход предательского убийства. Авторская оценка раскрывается в эпизоде последнего появления Крамского на страницах рассказа:

«Офицер с погонами подъесаула, в папахе каракулевой, высокий, узенький, сказал тихо, вполголоса, самогонным перегаром дыша:

— Далеко не водить!.. За хутор, в хворост!..

У офицера уже нет имени, только по знакомой портретной — «в папахе каракулевой, высокий узенький» — угадываем мы потерявшего человеческий облик Михаила Крамского. Эта сцена завершается описанием щенившейся волчицы, откликнувшейся воем на короткий стонущий крик»,- и она ставит Крамскова ниже зверя.

Сказанное убеждает, что в данном рассказе нет «культа насилия».

То же можно сказать и о рассказе «Семейный человек», которому давалась различная оценка. И.Лежнев считал, что писатель оправдывал Микишару, застрелившего двух сыновей, служивших у красных, ради возможности сохранить себе жизнь, чтобы вырастить остальных семерых детей. Л.Якименко в трактовке этого образа усматривал противоречивость Шолохова. А.

Журавлева полагала, что художник осудил Микишару, прикрывавшую собственную трусость, безволие и желание получить льготы, лицемерной ссылкой на заботу об остальных детях. Достаточно обратиться к нравственно-эстетическим оценкам писателя, чтоб отпало основание для разногласий.

Обратите внимание

Первое, на что обращает внимание рассказчик — «тяжелый, стоячий взгляд» Микишары, из-под напухших век косые глаза глядели «жестко и нераскаянно». Определенная эстетическая оценка рождается из сопоставления искреннего порыва благодарности к отцу у Ивана, имевшего все основания быть любимым сыном, и лицемерного холодного расчета Микишары, не просто застрелившего сына, но и обманувшего его.

А чего стоит фраза: «Снял я с него шинель и ботинки…» Глубочайшим лицемерием кажется после этого заявление Микишары: «Я за детей за этих сколько горя перенес, седой волос всего обметал». Конечно, Микишара — не Крамсков, и наказание Шолохов ему назначает символическое — отчужденность от семьи, которую предал Микишара: «Гребостно с вами, батя, за одним столом исть»,- говорит ему дочь.

Эстетическую определенность несет и речевая самохарактеристика Микишары: «… Восьмерых голопузых нажеребила, а на девятом скопытилась». Даже в названии рассказа звучит несомненный сарказм.

Таким образом, показывая, что охватившая Дон классовая борьба разрушает семейные устои, Шолохов изображает реальность как противоречащую норме человеческих отношений, и разрешает это противоречие между идеальным и реальным абсолютным отрицанием последнего.

Но оно может «сниматься» и оправдывающими героя обстоятельствами. Именно при рассмотрении этих ситуаций необходимо упрекнуть автора «Донских рассказов».

Он, следуя ленинизму, разделял роковое заблуждение тех лет о классовом характере морали, когда нравственным объявлялось все то, что служило интересам революции: кровь на руках белого — это плохо, на руках красного — если и не хорошо, то, во всяком случае, нормально.

В рассказах «Коловерть», «Червоточина», «Семейный человек», «Бахчевник» одному и тому же физическому действию — убийству самого близкого по крови человека — дано контрастное нравственно-эстетическое осмысление. Вечная антиномия — добро / зло — обретает жесткую социально-классовую детерминированность: красные / белые.

В сценах отцеубийства, сыноубийства, братоубийства, любых других кровавых сюжетах четко обозначено либо оправдание крови, либо ее объяснение звериной аморальностью белого казачества. Преодолеет это Шолохов не только в «Тихом Доне», но, как мы увидим ниже, и в «Поднятой целине».

Источник: http://MirZnanii.com/a/353039/mikhail-sholokhov-donskie-rasskazy

Ссылка на основную публикацию