Анализ рассказа шолохова нахаленок

Анализ произведения Нахаленок Шолохова

Данный рассказ относится к первым произведениям Шолохова. Рассказ был написан в 1925 году и включает в себя все воспоминания детства автора. В содержание рассказа также входят события гражданской войны. Произведение включило в себя мысли автора о патриотизме.

Творение рассказывает о проделках и озорстве, дерзких поступках маленького мальчика по имени Миша. Миша был активным и веселым и поэтому приобрел прозвище нахаленок.

Миша постоянно улыбался и ходил с взъерошенными волосами, схожими лепестками подсолнуха. Его кожа была потресканной от непрерывного купания в реке. Его отцу нравились небесно-голубые и лукавые глаза мальчика. С виду Миша был простым дворовым мальчиком. На самом деле он боролся за коммунизм. И поэтому ему постоянно доставалось от мальчиков из состоятельных семей.

Обратите внимание

Мальчик с особым вниманием слушал повествования отца о войне. Его отец был станичным пастухом и отслужил на войне. Миша тоже хотел пойти на войну. Миша всегда говорил, что он на стороне коммунистов. Он стал уважать Ленина после рассказов отца. Его фотографию Миша всегда носил с собой.

Однажды мальчик получил возможность показать свои навыки и отвагу. Герой совершил героический поступок, отправившись ночью к Красноармейцам. Он отправился в соседнюю станицу под покровом ночи по поручению своего дедушки. Миша сообщил армии, что на станцию готовится нападение.

Миша сильно рисковал, поскольку мог попасть в плен к врагам.

Чтобы добавить художественную выразительность, которая улучшает содержание рассказа, автор использовал многочисленные сравнения. Также в произведении включены фразы, которые передают силу и отвагу донского народа. Кроме того душевное состояние Миши автор выразил с помощью снов мальчика. Во сне мальчик видел вождя революции в образе всесильного и добродушного человека.

В самом конце рассказа автор описал смерть отца Нахаленка. Данный эпизод является самым сильным потрясением для читателей. В семью героя пришло настоящее горе. Его отца зверски убили бандиты. Мальчик был в глубоком потрясении, увидев изрубленное и бездыханное тело отца. Данный момент автор описал в натуралистическом стиле.

В конце произведения мальчик совершает настоящий подвиг, который мог совершить взрослый мужчина. По мнению читателей, отличительными чертами характера Миши считаются шустрость, любопытство, непоседливость, трусоватость и непосредственность.

Вариант 2

Одной из главных тем в творчестве Шолохова является тема жизни простых крестьян, их прав и свободы. Эта же тема задета в известном рассказе автора «Нахалёнок», в котором Шолохов описал то, что происходило на Гражданской войне. Глядя на название, можно подумать, что это произведение какое-то детское. Однако, то, что на самом деле описывается в рассказе – далеко не для детей.

В центре событий стоит маленький мальчик Миша, которому 7 лет. Он проживает со своей маму и дедушкой на казачьем хуторе. Кругом идет гражданская война, именно там и находиться папа Миши.

Семья мальчика на грани бедности, еле сводят концы с концами. Парой, не хватает денег даже на кусочек хлеба. Мальчик живет обычной размеренной жизнью, соседи его называют просто Мишка или Нахалёнок.

Мальчик любит гулять с друзьями и не всегда поддается дедушкиному воспитанию.

Важно

Со службы вернулся папа Миши и жизнь малыша кардинально меняется. Миша от соседских мальчишек узнает о том, что его отец был на стороне большевиков. Однако, мальчик не может понять, в чем дело, ведь он по-прежнему любит отца. Однажды случился разговор, где отец и Миша беседовали откровенно. Отец рассказал свою позицию сыну и тот полностью ее принял.

Он поддержал идею отца и уже в таком юном возрасте готов был воевать на стороне новой власти, на стороне большевиков. Огромное впечатление на мальчика произвел рассказ отца о Ленине. Как-то раз Мишка выпросил у кого-то фотку Ленина, после он с ней не расставался. Это фото стало его талисманом. У мальчика не осталась друзей, у него была только цель и фото идейного наставника.

Мишка идеально подходил на роль будущего большевика. Он был смелый, шустрый, озорной, хулиганистый, но был верен своей цели и общей идеи. Как бы кто не пытался переменить мальчика на другую сторону, он был непреклонен.  К фото Ленина, которое он постоянно носил собой, Миша обращался тогда, когда ему было тяжело.

Он часто разговаривал с фотографией, рассказывал о своих успех и провалах, он находил в нем молчаливую поддержку.

Жизнь семьи Мишки в один момент кардинально изменилась. Это все случилось тогда, когда к ним на хутор пришла банда бандитов, которая была против большевиков. Отец снова ушел воевать против этих варваров. Там его и убили. Смерть отца повергла в шок всю семью. Теперь все они остались без защиты, ведь главный кормилец погиб.

Смерть отца еще больше подтолкнула Мишку к своей цели. Он стал более уверен в том, что все делает правильно, уверен в том, что он на нужном пути. Мальчик переборол себя и решил поехать в соседний хутор ночью, он плохо помнил дорогу и мог легко заблудиться.

Он все это делала для того, чтобы сообщить «своим» о банде. Он полностью преодолел свой страх и добрался к нужному месту. Мальчик прошел этот путь непросто: лошадь была убита, он сломал ногу, однако, справился с порученным заданием и доставил информацию.

Он до последнего хотел все это сделать, ведь должен был отомстить за отца, за его смерть. Все эти мысли дали мальчику еще больше уверенности. Мишка был горд собой, он понимал, что прекрасно справился с заданием, что с него выйдет хороший большевик.

Он готов был к бою, он хотел продолжать дело его идейного наставника – Ленина.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sholohov/analiz-rasskaza-nahalenok

Анализ рассказа М. Шолохова «Нахалёнок»

Сочинения › Шолохов М.А. › Нахаленок

Готовые Домашние Задания

Рассказ «Нахаленок — один из первых в творческой биографии М.А. Шолохова. Написанный в 1925 году, он вобрал в себя и воспоминания писателя о его собственном детстве, и реалии эпохи гражданской войны, и, как это ни печально, пропагандистские настроения Шолохова.

«Нахаленок» произвел на меня неоднозначное впечатление как произведение «неровное», не обладающее целостностью, внутренней гармонией.

Некоторые эпизоды в рассказе вызывают у меня стойкое неприятие как что-то инородное, лишнее, неискреннее.

А некоторые моменты «Нахаленка» трогают практически до слез – настолько они «выписаны по-настоящему», мастерски передают человеческие чувства, эмоции, переживания.

В центре рассказа находится фигура семилетнего мальчика Миши, который «для всей станицы — Мишка и Нахаленок». Герой живет с матерью и дедом в казачьем хуторе, вокруг которого бушует гражданская война.

Совет

Мы понимаем, что мишкина семья – из хуторской бедноты, у нее на счету каждый кусок хлеба. Это положение усугубляется и тем, что отец Мишки воюет «за большевиков» — в доме нет кормильца. Однако действие в рассказе завязывается именно с приездом отца героя, который, после плавания на «большом белом пароходе», возвращается домой.

Это событие – счастье для всей семьи: «…следом за дедом прет в горницу чужой большущий солдат в черной шинели и в шапке с лентами, но без козырька, а мамка на шее у него висит, воет». Особое значение имеет оно и для Мишки — приход отца нарушает привычное течение жизни героя.

Теперь игры с мальчишками, постоянное баловство и озорничанье, «войны» с дедом отходят для него на второй план. В жизни Нахаленка появляется нечто важное, что можно назвать ориентиром, еще смутной, до конца неосознанной, но целью.

Отец рассказывает мальчику о большевиках, о Ленине, о смысле той войны, на которой он пропадал четыре года: «Что вы, говорят, мужики и рабочие, раззяву-то ловите?.. Гоните господ и начальство в три шеи да поганой метлой! Все — ваше!..» И с этого момента наряду с фигурой отца в жизни Мишки появляется еще один важный авторитет, может быть, даже более значимый, чем отец, — Ленин.

Наверное, этот «высоченный человек в красной рубахе» стал представляться мальчику каким-то добрым всесильным волшебником, который может защитить, спасти, сделать так, чтобы всем было хорошо.

Недаром во сне Ленин обещает Мишке совершить настоящее чудо – спасти героя от гнева деда, если тот будет ругаться, что мальчик ушел воевать «против буржуазов»: «Но ежели дедуня меня за это зачнет хворостиной драть, тогда ты за меня заступись!..

— Обязательно заступлюсь! — сказал товарищ Ленин…»

А в том, что Мишка – это будущий большевик, продолжатель дела своего отца, нет никаких сомнений. Эту мысль Шолохов сознательно проводит на протяжении всего произведения.

Недаром маленького героя так очаровывает идея борьбы с богатыми ради счастья всех бедных, недаром он голосует на выборах председателя Совета, недаром стремится уйти воевать вместе с отрядом большевиков.

Обратите внимание

А смерть отца, убитого бандитами в конце рассказа, и «подвиг» Нахаленка, пробравшегося ночью в соседний хутор и рассказавшего «своим» о зверствах бандитов, окончательно убеждают нас в этой мысли.

В связи с этим можно сказать, что «Нахаленок» — некое подобие обобщенной биографии будущего образцового большевика. Мишка предстает перед нами практически идеальным мальчишкой – сорванцом и хулиганом, но наделенный сильным характером и искренними чувствами.

Позже мальчик узнает, как на самом деле выглядит Ленин – он видит его фотографию у чужака с портфелем: «крепко, навовсе, навсегда вобрал в память изогнутые брови, улыбку, притаившуюся во взгляде и в углах губ, каждую черточку лица запомнил». Эта выпрошенная фотография становится единственным другом героя, которой он стал доверять все свои тайны, обиды, разочарования.

И это не удивительно – ведь на всем протяжении рассказа мы не обнаруживаем у Нахаленка ни одного настоящего друга. На хуторе Мишку не любят: сначала за его буйный и задиристый нрав, а затем потому, что он сын коммуниста — «коммуненок, коммунячев недоносок».

Шолохов показывает, что в казачьем хуторе, как и всей стране, свирепствует классовая ненависть. Она коснулась даже детей, которые слышат разговоры своих родителей, стараются перенимать их поведение и относиться к своим сверстникам именно с классовых позиций: «Зато мой батянька на войне воевал, а твой — кровожад и чужие пироги трескает!..»

Важно, как мне кажется, отметить, что в «Нахаленке», в отличие от гениального «Тихого Дона», не чувствуется объективная позиция автора, здесь нет столь необходимой отстраненности во взгляде на ситуацию, сложившуюся в стране. В этом рассказе симпатии Шолохова прозрачны – они полностью на стороне «новых хозяев».

Это «проглядывает» и в описаниях Нахаленка, очарованного борьбой большевиков, Лениным и его политикой (вспомним эпизод с продразверсткой, когда Мишка выдал запасы поповской семьи). Видно это и из субъективных описаний «буржуазов» и их детей. Так, резко отрицателен в рассказе образ всей семьи местного попа.

Важно

У попова сына Витьки, с которым общается Мишка, «из ушей воняет дюже». Кроме того, он труслив, слаб, любит жаловаться и ненавидит Нахаленка, потому что завидует ему.

А еще Витька все время твердит о каком-то высшем суде, который приговорит всех коммунистов к жуткой расправе – адских муках на раскаленной сковороде.

Жена попа с «вороватым взглядом» жадна, пытается утаить свое добро от большевиков, способна избить ребенка (вспомним эпизод, когда она колотит Мишку за то, что тот выдал их хлеб). Да и сам глава семьи лицемерен, суетлив, жалок, лишен чувства собственного достоинства: «Батюшка, путаясь в подряснике, выбежал навстречу им, засуетился, попросил пройти в комнаты…»

Читайте также:  Сочинение мцыри как романтический герой в поэме лермонтова 8 класс

В противовес этим героям образы людей, присланных на хутор совершать продразверстку, идеализированы. Это сугубо положительные персонажи, несущие с собой справедливость и равенство.

Они умны и беспристрастны – берут у каждого столько зерна, сколько можно взять, не разоряя хозяев: «Солдат с трубкой обмерил взглядом закрома и улыбнулся: — Отвези, дедушка, вот из этого закрома, а остальное тебе на прокорм и на семена».

Солдаты видят насквозь все уловки священника и творят свое «праведное» дело, невзирая ни на что.

Такое разделение героев на сугубо положительных и отрицательных, идеализация большевиков и их сторонников, на мой взгляд, искусственна.

Все это лишает произведение правды жизни, превращает эпизоды, связанные с упомянутыми персонажами, в лубочные картинки.

Особенно неестественными и наигранными они кажутся нам, современным читателям, которым известны многие исторические подробности того, как устанавливалась власть красных, какая политика и какими методами проводилась ими.

Совет

Но есть в «Нахаленке» и моменты, которые не могут не тронуть, не задеть души и сердца. Именно в них, на мой взгляд, проявляется еще не совсем ограненный талант Шолохова, который в полной мере раскроется в его эпопее «Тихий Дон».

Одним из «сильнейших» эпизодов рассказа является описание убитого отца героя и того горя, которое пришло в его семью вместе с этим событием. До глубины души Мишку потрясает вид изрубленного тела отца, который описывается Шолоховым в натуралистическом ключе.

Очень точно, с психологической точки зрения, автор показывает, что больше всего в этом зрелище мальчика шокировала одна, но страшная, деталь – «на заплывшем кровью выпученном глазе, покачиваясь, сидит большая зеленая муха».

Мы понимаем, что именно эта подробность будет потом сниться герою в кошмарах.

Огромное впечатление производит описание реакции мальчика, когда он понял, что кровавый кусок мяса в повозке – это его «батянюшка»: «Упал с повозки, хотел бежать, но ноги подвернулись, на четвереньках прополз до крыльца и ткнулся головой в песок». Так же убиты горем и дед Мишки, и мать героя, которые со смертью Фомы потеряли все – сына, мужа, кормильца, защитника.

Помимо этого, самого сильного, на мой взгляд, эпизода в рассказе, вызывают симпатию и сцены, наполненные знаменитым шолоховским юмором, отражающим любовь писателя к своим землякам, к родной земле, к людям вообще.

«Смешные нотки» в произведении связаны в основном с отношениями Нахаленка и его деда, который, любя, постоянно «воспитывает» внука: «Эй, Михаило Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!» А тот, конечно, тоже не остается в долгу: «- Погоди, погоди, дедунюшка!..

Вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду!.. Хоть не проси тогда!»

Таким образом, рассказ «Нахаленок» я считаю во многом «ученическим» произведением М.А. Шолохова. В нем, несомненно, виден талант автора, но он еще требует практики, совершенствования, потому что в целом этот рассказ не производит впечатления цельного произведения.

В нем четко видны сильные и слабые части и эпизоды, во многих образах нет жизненной правды, сложности и «выпуклости». Наиболее удались Шолохову, как мне кажется, образы Нахаленка и деда.

Они, как, впрочем, и некоторые другие персонажи, получат свое развитие в последующих произведениях Шолохова и найдут законченное выражение в главном произведении писателя — романе «Тихий Дон».

Источник: http://1soch.ru/sholohov-ma/nahalenok/analiz-rasskaza-m-sholohova-nahalenok

Анализ рассказа Шолохова Нахаленок

Произведение относится к раннему творчеству писателя и является одной из составных частей авторского сборника «Донские рассказы».

Главным героем рассказа представляется семилетний мальчишка по имени Мишка, имеющий среди окружающих разнообразные уменьшительно-ласкательные прозвища в виде Миньки (для отеческого обращения), Минюшки (для матери), пострелёныша или Михайло Фомича в общении с дедом, а для местного населения Нахаленка.

Обратите внимание

Мишка описывается в рассказе в качестве голубоглазого, непоседливого парнишки, отличающегося телесной щуплостью, веснушчатым лицом, являющегося сыном пастуха, поддерживающего коммунистическую власть и воюющего против ее врагов в период гражданской войны. Именно по этой причине Нахаленку достается от ребят, имеющих зажиточные семьи, которые не только обижают ребенка, но и причиняют ему физические страдания.  

Характерными чертами мальчика писатель изображает его шустрость, трусоватость, любопытство и детскую непосредственность.

Нахаленок проживает в хуторской станице вместе с дедом и бабкой, ожидая возвращения отца с войны. Отец прибывает в краткосрочный отпуск и у него с мальчиком происходит серьезный разговор, на протяжении которого Мишка узнает о большевистских принципах, смысле происходящей войны, а также о Владимире Ленине. 

После откровенной беседы в батянькой, как Нахаленок называет отца, в душе мальчика происходит переоценка ценностей, в результате которой он очаровывается идеей борьбы с богатеями для освобождения нищих слоев населения.

В качестве средств художественной выразительности, усиливающих повествовательное содержание и характеристику главного персонажа, писатель использует многочисленные сравнения, разнообразные выражения с применением уменьшительных суффиксов и повторов слов, имеющих в составе букву «ё», а также фразы, передающие красоту истинного народного донского говора. Кроме того, яркой иллюстрацией душевного состояния Нахаленка представляется описание мальчишеского сна, в котором ребенок видит вождя революции в виде доброго, всесильного волшебника.

Финал рассказа повествует о гибели отца Мишки, зверски изрубленного бандитами, и совершении мальчиком настоящего подвига взрослого мужчины, когда Нахаленок по приказу деда отправляется за помощью в соседнюю станицу, совершая глубокой ночью поездку без сопровождения взрослых.

Анализ 2

Борьба за улучшение условий жизни простых крестьян, расширение их прав и свободы выбора является одной из центральных тем произведений Михаила Шолохова. Эту же тему отражает рассказ писателя «Нахалёнок», в котором описаны реальные события гражданской войны. Судя по названию, можно сказать, что это детское произведение, однако, события, описанные в нём, являются далеко не детскими.

Главным героем выступает семилетний мальчик Мишка, он живёт с дедом и матерью на казачьем хуторе. По всей округе идёт гражданская война, на которой воюет отец Мишки.

Семья мальчика относится к одним из бедных на хуторе, каждая копейка и каждый кусок хлеба у них на счету. Жизнь мальчика идёт обычным ходом, для всей соседей и жителей хутора он Мишка или Нахалёнок.

Парнишка шалит с друзьями и не хочет поддаваться воспитанию деда.

Важно

Но вот возвращается со службы отец и в жизни мальчика происходят изменения. Ведь отец воевал за большевиков, об этом мальчику постоянно с упрёком напоминают соседские мальчишки. Он не может понять, в чём дело, отношения к отцу сын не изменил. Побеседовав с ним и узнав всю цель гражданской войны, парнишка полностью принял его сторону и позицию в жизни.

Он, словно будущий большевик, уже в этом возрасте готов был идти воевать и продолжать идею отца. Ещё большее впечатление произвёл на мальчика товарищ Ленин, о котором ему рассказал отец. А фотография Ленина, которую Михаил выпросил у приехавшего на выборы человека, стала для него настоящим другом и талисманом.

Ведь у мальчика, как мы видим из текста, не было настоящих, постоянных друзей. Он, как настоящий большевик в будущем, идеально соответствовал всем его качествам. Был озорной, шустрый мальчик, немного хулиган, однако преданный своим идеям, его никто не мог склонить на свою сторону.

К фотографии Ленина Мишка постоянно обращался в трудные минуты, рассказывал о своих достижениях и неудачах, словно хотел услышать совета и получить поддержку.

Жизнь семьи Михаила-Нахалёнка меняется с приходом на хутор бандитов против большевиков и тех, кто организовывал продразвёрстку. Отец вынужден снова идти воевать против этой банды.

В итоге это заканчивается трагично, его убивают. Смерть отца, его изрубленное тело приводят в шок и деда, и мать, и Мишку. Ведь семья осталась без защитника, надёжной опоры и кормильца.

Вид мёртвого отцовского тела будет ещё долго сниться мальчику в кошмарных снах.

Эта трагическая смерть в семье ещё больше придала Мишке уверенности в правильности своих идей и действий, наполнила его силой, смелостью, бесстрашием. Семилетний парнишка не побоялся ехать один ночью в соседний хутор, при этом он плохо знал туда дорогу, чтобы сообщить «своим» о бандитах.

Преодолевая все свои сомнения и всё ещё детский страх, он добрался до нужного места и передал информацию. Конечно, были у мальчика определённые трудности: лошадь убита, нога у Михаила сломана, но задание он выполнил. Ведь он должен был отомстить за отца. Это ещё больше придало ему уверенности, укрепило силу духа.

Совет

Парнишка был горд и чувствовал себя достойным будущим большевиком, готовым идти в бой и продолжать начатое дело отца и товарища Ленина.

← Анализ рассказа Судьба человека ← Анализ произведения Алёшкино сердце↑ ШолоховАнализ рассказа Жеребёнок → Анализ произведения Двухмужняя →

  • Сочинение Морозка в романе Фадеева Разгром характеристика образНебольшой рассказ «Метелица», написанный А.А. Фадеевым, развернулся в грандиозный роман «Разгром» о временах Гражданской войны в Уссурийском крае.
  • Сочинение по картине Решетникова Опять двойка 5 классКартину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.
  • Анализ рассказа Царь-рыба АстафьеваПроизведение «Царь-рыба» достаточно современное. В рассказе поднимается вопрос о жестоком обращении человека с природой. Вроде бы нет голода, но многие относятся к живой природе, так как будто ее ресурсы никогда не иссякнут
  • Сочинение Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова РодионаНа первый взгляд неприметная Соня Мармеладова, дочь вечно пьяного титулярного советника, с которой Раскольников впервые знакомится в распивочной, оказала на Родиона колоссальное влияние
  • Сочинение по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли 8 классЕще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы. Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/sholohov/analiz-proizvedeniya-nahalenok

«Донские рассказы» Шолохова: краткое содержание, идея :

Творчество известного донского писателя Михаила Шолохова началось с написания им небольших рассказов, которые отражали все то, что писатель увидел или пережил сам.

Его первыми сборниками стали «Лазоревая степь» и «Донские рассказы».

В этих рассказах Шолохов рисует все то, что было в его эпоху, когда происходили трагические и страшные события послереволюционного периода: человек не мог найти себя, было много смертей и насилия.

История создания сборника

«Донские рассказы» Шолохов (краткое содержание по главам будет изложено в этой статье) начал писать в 1923 году. Тогда он был еще молодым и неопытным писателем. Известно, что первоначально все рассказы выходили по отдельности, и лишь только в 1926 году они вышли отдельной книгой.

Шолохов переиздал свой сборник в 1931 году. За это время изменилось в нём количество рассказов: первоначально их было девятнадцать, а во втором издании уже насчитывалось двадцать семь. После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.

Структура сборника

Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений.

Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек.

Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.

Третий рассказ – «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь – дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.

В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.

Читайте также:  Сочинения по рассказам куприна

Тема и идея сборника

Основной и, наверное, единственной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которого будет представлено в данной статье, является описание жизни донских казаков.

До Михаила Александровича в классической литературе уже были писатели, которые старались представить жизнь и быт донских казаков. Но у Шолохова это получилось правдиво и честно, потому что он сам вырос и жил среди них.

Поэтому ему не надо было изучать их быт, он знал его прекрасно.

В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего. Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.

Характеристики героев «Донских рассказов»

Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, – чаще всего люди, которые действительно существовали.

Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области.

Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.

Обратите внимание

Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый – это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции.

Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками.

Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа – небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает.

От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки.

Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Краткое содержание рассказа «Нахаленок»

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом.

Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем.

Важно

В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник.

После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Семейный человек»

Главный герой рассказа – Микишара. Он рано женился, и жена подарила ему девятерых сыновей, но сама вскоре, заболев горячкой, умерла.

Когда установилась советская власть, то два старших сына ушли воевать. А когда и Микишару заставили отправиться на фронт, то он среди пленных нашел сына Данилу. И первый ударил его.

А от второго тумака вахмистра тот умер. За смерть сына Микишару повысили в звании.

Весной привезли и пленного Ивана. Казаки его долго избивали, а потом отцу приказали доставить сына в штаб. По дороге сын просил о побеге. Сначала Микишара его отпустил, но когда молодой человек побежал, отец выстрелил ему в спину и убил.

Основное содержание рассказа «Чужая кровь»

Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия – погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.

Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична.

Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично.

Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.

Анализ рассказов

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых можно найти в этой статье, вполне реалистичны. В них автор старается рассказать о войне, но делает это правдиво. Нет никакой романтики в том, что происходит на Гражданской, и Шолохов об этом открыто заявляет. Но зато донской писатель видит красоту в другом, показывая, как красив казачий народ, его речь, жизнь и быт.

Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.

Стоит прочитать их, так как Шолохов в «Донских рассказах», краткое содержание которых представлено в данной статье, демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.

Источник: https://www.syl.ru/article/335568/donskie-rasskazyi-sholohova-kratkoe-soderjanie-ideya

Урок внеклассного чтения по рассказу Михаила Шолохова «Нахаленок» в 6 классе

Презентация урока внеклассного чтения по рассказу М. Шолохова « Нахаленок » в 6 классе.

Цели урока:

познавательные:

  • чтение и комментирование фрагментов рассказов с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;
  • приобретение навыков исследовательской работы над прозаическим текстом;
  • формирование представления об особенностях индивидуального стиля автора;

развивающие:

  • развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;
  • формирование эстетического вкуса и приобщение к творчеству М.А.Шолохова;

воспитывающие:

  • воспитание внимания к слову;
  • развитие любви к произведениям М.А.Шолохова.

Михаил Александрович Шолохов 

Русский писатель, прозаик,  лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса.

« Нахаленок »

Рассказ «Нахаленок» — один из первых в творческой биографии М.А. Шолохова. Написанный в 1925 году, он вобрал в себя и воспоминания писателя о его собственном детстве, и реалии эпохи гражданской войны. 

  В центре рассказа находится фигура семилетнего мальчика Миши, который «для всей станицы — Мишка и Нахаленок». Герой живет с матерью и дедом в казачьем хуторе, вокруг которого бушует гражданская война . 

Совет

М. А. Шолохов в своём рассказе «Нахалёнок» сумел запечатлеть годы гражданской войны на Дону в ярких, запоминающихся чертах; показать, как время формировало характер Мишки, как семья Мишки, где все так внимательно, любовно относятся друг к другу, открывает мир человеческих отношений.

Надеюсь, вы полюбите маленького Мишку, запомните его так же, как и писателя М. А. Шолохова, который правдиво и интересно рассказал нам о нём.

Конкурс на лучшее выразительное чтение отрывков из рассказа «Нахаленок»

Для отца он — Минька. Для матери — Минюшка. Для деда — в ласковую минуту — постреленыш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза,- «эй, Михаило Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!» А для всех остальных: для соседок-пересудок, для ребятишек, для всей станицы — Мишка и Нахаленок.

Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогенький Мишка — глазами.

Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

https://www.youtube.com/watch?v=akHoC-lrmcs

Снится Мишке, будто дед срезал в саду здоровенную вишневую хворостину, идет к нему, хворостиной машет, а сам строго так говорит: — А ну, иди сюда, Михайло Фомич, я те полохану по тем местам, откель ноги растут!.. — За что, дедуня? — спрашивает Мишка.

— А за то, что ты в курятнике из гнезда чубатой курицы все яйца покрал и на каруселю отнес, прокатал!.. — Дедуня, я нонешний год не катался на каруселях! — в страхе кричит Мишка.

Но дед степенно разгладил бороду да как топнет ногой: — Ложись, постреленыш, и спущай портки!..

Выкупался Мишка в вонючей, застоявшейся воде, обвалялся в песке, нырнул в последний раз и, чикиляя на одной ноге, натянул штанишки. Совсем было собрался идти домой, но тут подошел к нему Витька — попов сынок. — Не уходи, Мишка! Давай искупаемся и пойдем к нам играть.

Обратите внимание

Тебе мамочка разрешила приходить к нам. Мишка левой рукой поддернул сползающие штанишки, поправил на плече помочь и нехотя сказал: — Я с тобой не хочу играть. У тебя из ушей воняет дюже!..

Витька ехидно прищурил левый глаз, сказал, стаскивая с костлявых плеч вязаную рубашечку: — Это от золотухи, а ты — мужик, и тебя мать под забором родила!.. — А ты видал? — Я слыхал, как наша кухарка рассказывала мамочке.

Мишка разгреб ногой песок и глянул на Витьку сверху вниз: — Брешет твоя мамочка! Зато мой батянька на войне воевал, а твой — кровожад и чужие пироги трескает!.. — Нахаленок!..- кривя губы, крикнул попович.

Как на грех, в калитке свинья застряла. Голова с той стороны, а сама с этой, ногами в землю упирается, хвостом крутит и пронзительно визжит. Мишка — выручать: попробовал калитку открыть — свинья хрипеть начинает.

Сел на нее верхом, свинья поднатужилась, вывернула калитку, ухнула и — по двору к гумну вскачь. Мишка пятками в бока ее толкает, мчится 1 так, что ветром волосы назад закидывает.

У гумна соскочил — глядь, а дед на крыльце стоит и пальцем манит

Читайте также:  Анализ произведения шолохова червоточина

Только тогда перевел Мишка дух, когда с головой окунулся в зеленую колючую заросль конопли. Присел на влажную пахучую землю, вытер с расцарапанной шеи кровь и заплакал; сверху, пробираясь сквозь листья, солнце старалось заглянуть Мишке в глаза, сушило на щеках слезы и ласково, как маманька, целовало его в рыжую вихрастую маковку.

Впереди музыканты дуют в большущие трубы, грохает барабан, звон стоит над станицей. У Мишки глаза разбежались. Растерянно закружился на одном месте, потом рванулся и подбежал к музыкантам. В груди что-то сладко защемило, подкатилось к горлу… Глянул Мишка на запыленные веселые лица красноармейцев, на музыкантов, важно надувших щеки, и сразу, как отрубил, решил: «Пойду воевать с ними!..»

Перепела бодро посвистывают где-то в зеленой гущине зреющих хлебов. На дне балки звенит родниковая вода, ветер тянет прохладой.

Важно

Мишке страшно одному в степи, обнимает руками теплую Савраскину шею, жмется к нему маленьким зябким комочком. Балка ползет в гору, спускается, опять ползет в гору.

Мишке страшно оглянуться назад, шепчет, стараясь не думать ни о чем. В ушах у него застывает тишина, глаза закрыты.

Конкурс « Устный рассказ »

Составить мини-рассказ, описав скульптуру Нахаленка

Конкурс «ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ«

Для участия в конкурсе у ребят было домашнее задание: инсценировать любой отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Нахаленок».

Итак, перед нами ожившие страницы произведения.

Представление драматических способностей ребят.

Вопросы зрителям:

Что вы можете сказать об игре наших актеров?

Назовите героев, которых вы увидели?

Конкурс «КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ?»

» На тебе штаны с одной помочью, так нельзя, ты нас осрамишь своим видом!… Беги, пусть тебе матка пришьет другую, а мы тебя подождем тут: Терещенко поди принеси новому красноармейцу ружье и шинель:»

«Чудак ты, право! Нельзя нам обоим уходить сразу! Вот я вернусь, потом ты пойдешь, а то хлеб поспеет, кто же его будет убирать? Мать по хозяйству, а дед старый:»

« Я тебе зараз всыплю чертей!… Поплюю в кой — какие места, да хворостиной высушу!… Ах ты лихоманец вредный, ты на что ж это свинью объезжаешь»

«- Вот спрошу у дедушки. Коли брешешь — не ходи мимо нашего

двора!»

«- Значит, ты не жалеешь батяньку? Он с дороги уморился,прилег уснуть, а ты крик подымаешь? «

Рефлексия:

1.Чем понравился вам герой рассказа М.Шолохова Мишка?

2.Почему, несмотря на трагическое время, автор использует юмористические сцены?

3.Что такое «Юмор в произведении»? Работа с «Толковым словарём», теорию зачитать и записать в тетрадь.

4.Рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали и ответим на вопросы:

Кто нарисован? Какой эпизод? Чем привлек вас этот эпизод?

Подведение итогов:

Какое чувство у вас вызвал рассказ М.Шолохова? Понравился ли урок? 

Домашнее задание : Написать отзыв об уроке.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/urok-vnieklassnogho-chtieniia-po-rasskazu-mikhaila-sholokhova-nakhalienok-v-6-klassie

Краткое содержание Шолохов Нахаленок

Произведение  автора вошло в сборник «Донские рассказы», созданный им, во времена гражданской войны.

Это рассказ повествует нам о маленьком мальчике по имени Минька. Семья у него состоит из матери и дедушки. «Нахаленком»  его называли по причине того, что мама родила его в гражданском браке. Отец его воевал где-то. Так и жили.

Но вот возвращается в родное село папа ребенка. Раньше он был пастухом у богатых людей, потом же его призвали на службу. Плохо ему там было, за любую провинность старшие по званию офицеры избивали сильно.  Вот  когда к власти пришли большевики, он  стал служить  в Красной армии.

Миша не сразу узнает родного отца. Он вызывает у мальчика страх. Через некоторое время же  Минька совсем не боится, как ему казалось этого человека в форме, и уже с удовольствием слушает рассказы о  войне и вожде революции. Он уже съел и вяземский пряник, подаренный отцом.  Обувь  мать сразу же спрятала на запас.

Теперь Мишке  на улице приходится выступать в защиту отца, и местная ребятня начала обзывать его «коммунёнком».  Он не боится их и дерется с ними. Но силы неравные, и мальчику приходится убегать от них.

 Вскоре собирается местный сход, и на собрании ставится вопрос о назначении нового председателя колхоза. И односельчане выбирают Фому. Конечно же, среди них находились и зажиточные крестьяне, которые не очень то и хотели видеть бывшего пастуха на такой должности.

Однажды в деревню проходит продовольственный отряд и отбирает избытки  пшеницы. Дед Коршунов первым отдал часть кормов, а остальную половину   оставили ему красноармейцы для посева и еды.

Когда же приехали к батюшке за зерном, то матушка начала обманывать, и говорить, что муж ее еще не собирал ничего в своем хозяйстве. Тогда Мишка, игравший с поповским сынком,  напомнил, что в подполе видел мешки. Его слова оказались правдой.

Но с тех пор Мишке от мальчишек совсем житья не стало.

Совет

Отец опять уходит воевать. Не хотят отпускать его мать с дедом. Из села набирается отряд мужиков, которые добровольно готовы защищать Советы от белогвардейцев. С ними отправляется и Фома Коршунов.

Не успевают добровольцы уйти от села, как на них нападают . и всех практически убивают. В селе появляется мужик, который сообщает эту трагическую новость, и просит жителей забрать и похоронить с честью своих родных. Дедушка привозит на телеге покойного отца и посылает Мишку за помощью к солдатам Красной Армии, которые находились на хуторе за рекой.

Мишка скачет на коне и добирается до места, но тут подстрелили Савраску, и он свалился, придавив ногу мальчику. Теряя сознание, он говорит, что у них находится банда, и его отца убили.

Рассказ учит нас быть правдивыми, справедливыми людьми. Нужно всегда полагаться  на  свои силы и уметь выбирать собственный путь  в жизни.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Шекспир МакбетДействия происходят в Шотландии. Макбет отличный воин, имеет прекрасную репутацию, возвращается с очередной победой в обществе своего товарища Банко домой. По пути им встречаются три ведьмы
  • Краткое содержание Рождественская песнь в прозе ДиккенсаЭбинейзер Скрудж старый жадный старик, живущий свою жизнь скупо и скучно. Он никогда никому не помогает, но занят лишь своим бизнесом, постоянно подсчитывая свои доходы. Когда наступило время подготовки к очередному Рождеству
  • Манн ТомасТворческая деятельность прозаика из Германии безгранично велика и бесценна в истории немецкой литературы. Свой интерес к писательскому занятию у него проявились во время проживания в Мюнхене, являвшемся одним из самых культурных центров
  • Краткое содержание Набоков Камера ОбскураБруно Кречмар, специалист по живописи, обеспеченный человек средних лет живет в Берлине с женой Аннелизой и дочерью Ирмой 8 лет. Брат жены Макс также является членом его семьи. Однажды его стабильная размеренная жизнь
  • Краткое содержание балета КорсарНа площади Адриополя шла бойкая торговля. Покупатели разных национальностей и цвета кожи рассматривали товары, там же продавали и невольников

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sholohov/nahalenok-kratko

Анализ рассказа «Мягкотелый» М.А.Шолохова

Знакомясь с произведениями «Мягкотелый» М. Шолохова, с уверенностью можно сказать, что все его творчество создано от чистого сердца.

Писал он о том, что доставляло дискомфорт и сжимало сердце от душевной боли, доказывал возможность перемен и их необходимость, рассуждал о новой жизни.

По-моему мнению, именно в «Донских рассказах» у Шолохова получилось более ярко и красочно раскрыть эту тематику.

Создание рассказов этого сборника совпало с непростым для России временем. Это были годы революции и следующие несколько лет после нее, когда вся наша страна еще отходила от произошедшего. Как мне кажется, именно увиденная Шолоховым картина происходящих событий позволила ему так реалистично и красочно раскрыть тему.

Он вдоволь насмотрелся в эти года революции на ужас боли, ненависти родных друг другу людей, вид крови и нечеловеческих страданий близких, друзей и всего русского народа.

Ведь это, наверное, самое непонятное, страшное и зверское, когда друг на друга шли люди одной нации, имеющие одну Родину, но не смотря на это продолжали убивать и истреблять своих же.

У Шолохова очень много рассказов. И из большого количества его произведений больше всего мне понравился рассказ «Мягкотелый». 1927 год, когда был создан рассказ, был одним из самых тяжелых для страны. В эти года после войны устанавливалась новая власть.

Обратите внимание

В произведении не изображены бои, полные крови, и моменты самого переворота, а поднята та тематика, с которой у Шолохова ассоциируются самые страшные воспоминания.

В этом рассказе раскрыта мысль о личном взаимопонимании между самыми близкими людьми, родственниками.

Все события рассказа разворачиваются в ранние годы после окончания в стране гражданской войны. Это время, когда, на первый взгляд, жизнь простого народа вроде стала обычной и привычной. В это время обновляется власть, формируется новое мышление людей.

Однако, в стране все еще продолжал существовать орган от государства ГПУ. Он был предназначен для поимки людей, которые, по мнению власти, были вредны для нового общества, то есть всех тех, кто служил на стороне белых. Главного героя рассказа звали Игнат Ушаков.

Он как раз являлся одним из членов этого государственного органа.

Он всей душой верил в обновленную власть, которая точно должна привести всех в новое светлое будущее. Поэтому он добросовестно относился к выполнению всей своей работы. По долгу службы в сюжете рассказа он был поставлен автором в очень сложную ситуацию: перед героем предстал непростой выбор между своей страной и своими родственниками.

Игнату пришлось решать, что же для него важнее: преданность своей Родине с обновленными правителями, которым доверял, или любовь своих родственников, которые были ему дороги. Главная мысль рассказа «Мягкотелый» раскрыта в одной встрече и диалоге Игната и Владимира, его двоюродного брата.

Здесь очень ярко и красочна отображена вся острота событий, напряженность каждого момента и вся сложность взаимоотношений родных людей.

Перед главным героем возникает сложнейший вопрос: сдать брата властям, ведь он служит в контрразведке у белых, или укрыть его, ведь он же кровный родственник.

Важно

В рассказе Игнат все же сделал свой непростой выбор. Он говорит брату, что решил умолчать. Эта единственная фраза и есть кульминация всего рассказа.

Игнат решил не рушить связи с родственником и не стал докладывать о Владимире государству.

Я считаю, что позиция самого Шолохова в этом вопросе так же неоднозначна, как и предложенный выбор.

Ведь с одной стороны, называя Игната «мягкотелым», автор как бы осуждает его, но при этом, с другой стороны, можно сказать, что все таки и сам согласен с выбором, который сделал его герой.

Эта неопределенность позиции автора становится очень заметна после высказывания Владимира. Он называет время, в которое происходит действие, временем, когда нельзя доверять даже родному отцу, что уж говорить о брате, к тому же двоюродном.

В отличии от Шолохова, я полностью согласна с выбором Ушакова. Если бы мне пришлось оказаться на его месте, то я однозначно поступила бы точно так же.

По моему мнению, семья для каждого человека должна быть всегда на первом месте, являясь самым важным и ценным в жизни. Ведь только члены семьи и самые родные люди, поддержат всегда и в любой ситуации, помогут и направят на истинный путь.

Семья любит каждого уже просто за то, что он есть у них. А вот наша власть, к сожалению, не всегда приходит на помощь к своему народу.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/analiz-rasskaza-mjagkotelyj-sholohova.html

Ссылка на основную публикацию