Анализ рассказа шолохова обида

Рецензия на рассказ Шукшина «Обида» | Инфошкола

24 Март 2013       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   4608

Рецензия на рассказ В. М. Шукшина «Обида»

     «Обида» — один из самых известных рассказов Шукшина, и это не случайно. В нем нашла отражение позиция Шукшина-гражданина: он мужественно признает не только существование непростых нравственных проблем в обществе, но и столь же мужественно утверждает, что нет простых  решений этих проблем.

    История обиды шукшинского героя Сашки на хамоватую продавщицу, а затем и на поддержавшего ее пожилого человека в плаще как будто снята скрытой камерой: настолько все правдиво и жизненно.

Ссора в магазине разгорается из-за пустяка: продавщица рыбного отдела, оскорбила пришедшего в магазин с маленькой дочкой Сашку ни с того ни с сего. Он потребовал директора.  Другая тетя, в кабинетике, не разрешила возникшего конфликта, а только усугубила Сашкину обиду.

Его человеческое достоинство было задето, как говорит автор, потому  что унижали его при дочери и потому, что в последнее время  он наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. Перед нами обыкновенный рабочий парень.

Обратите внимание

Шукшин нисколько не идеализирует его, но в то же время понимает, почему Сашка не готов пожать плечами, повернуться и уйти к черту.

    Психология героя проста: он вспыльчив, не склонен анализировать ситуацию и вовремя благоразумно отступить. У него то и дело сводит челюсть, трясутся губы (слово затрясло автор повторяет особенно часто).

Сашка пытается  защищать свое достоинство в нелепой, почти комичной ситуации. Толпа (очередь) мыслит стереотипами: «Вас тут каждый вечер — не пробьешься.

Вопросы, которые хочет задать Сашка наиболее рьяному защитнику продавщицы, звучат убедительно:  до каких пор мы сами будем помогать хамству? И проблема эта не шуточная.

     Шукшин справедливо упрекает нас за проклятое желание угодить хамоватому продавцу, чиновнику. Хамство плодит хамство. И вот уже человек в плаще издевательски отвечает на попытку Сашки объясниться: «Поговорите у меня в другом  месте!».

 В ситуации, изображенной Шукшиным, особое внимание  привлекают два героя.

Это девочка, «крохотуля», которая «все понимает, и «человек в плаще», который долго жил, но не догадывается, что угодничать — нехорошо, скверно …  У Шукшина «старый» не  значит мудрый.

    Когда Сашка приходит домой к Чукалову, «человека в плаще», движимый желанием поговорить с человеком и объясниться, то от него  пахнет водкой. У него и  его сына, спустившего Сашку с лестницы, темные злые глаза.

Если в Сашке есть какая-то внутренняя интеллигентность, доброта к жене и дочерям, то Чукаловы — это только  злоба и грубая сила. В сцене в их квартире звучат слова: громко позвал, уперся глазами, цепко … схватил,  больно защемил, сгреб,  пристукнул, протащил.

Важно

 Конфликт достигает кульминации, когда в голове Сашки возникает мысль о молотке, лежащем у него в прихожей. Напряженность действия усиливается тем, что авто показывает событие как бы уже свершившимся.

Вот Сашка звонит в дверь, отталкивает пожилого, а если откроет сам Игорь, ставит ногу на упор, чтобы дверь не успели захлопнуть … Страшная развязка настолько близка, что становится жутко: из-за какой же мелочи, из-за какого пустяка может быть совершено преступление!

      Однако Шукшин не доводит до такого финала: жена Вера успокаивает Сашку и уводит домой. В последних нескольких строках показано его душевное состояние. У Сашки навернулись на глаза слезы. Он нахмурился. Сердито кашлянул. Сунул руки в карманы, достал пачку сигарет, вытащил дрожащими пальцами одну, закурил.

  Все говорит о внутренней борьбе, о выборе, перед которым стоит Сашка. Видимо, ему не впервой выяснять отношения в драке. Вера, жена, говорит: С кем ты опять драку затеваешь!», «Опять на тебе лица нет!».

Все решают слова жены: «Неужели тебе нас не жалко!» Выбор сделан: Сашка легким движением высвободил руку … И покорно пошел домой.

      Финал рассказа воспринимается с облегчением, но остается ощущение неудовлетворенности, ведь зло не наказано. Через все повествование проходит важная мысль: с обидой,  оскорблением не обязательно бороться, можно благоразумно уйти в сторону, не выяснять отношения, не возмущаться, не заводиться.

Благоразумие, — иронизирует Шукшин, — вещь не из рыцарского сундука. Автор как будто приглашает читателя к диалогу на житейскую тему (у каждого в жизни был хоть один подобный случай), но в то же время затрагивает вопросы, выходящие за  рамки обыденного: о внутренней культуре, совести, порядочности.

     В этом рассказе Шукшин ставит героя в ситуацию, из которой  почти нет выхода без ущерба для его человеческого достоинства, и не дает никаких рецептов, как следует поступать.  Может быть, поэтому до сих пор его рассказы воспринимаются свежо, с интересом, они заставляют примеривать на  себя описанные ситуации, взвешивать, сочувствовать, размышлять.

Источник: https://info-shkola.ru/recenziya-na-rasskaz-shukshina-obida/

Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»

    Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова.

Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость.

«Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.

    В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.

    «На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» — это хата, где квартирует Николка.

Совет!

Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды».

Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся». 

    Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.

    Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть.

Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает».

В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.

    Другой главный персонаж — атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела.

Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана.

Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках. 

Обратите внимание

    Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный.

Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…».

Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка. 

    Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире. 

    Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.

    Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод — бой один на один. 

    По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи.

Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…»- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война — германская.

Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.

Важно

    Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным. 

    Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/sholokhov-m-a/rodinka/9840-analiz-rasskaza-m-sholokhova-rodinka

Читать

Михаил Шолохов

Обида

По степи, приминая низкорослый, нерадостный хлеб, плыл с востока горячий суховей. Небо мертвенно чернело, горели травы, по шляхам поземкой текла седая пыль, трескалась выжженная солнцем земляная кора, и трещины, обугленные и глубокие, как на губах умирающего от жажды человека, кровоточили глубинными солеными запахами земли.

Железными копытами прошелся по хлебам шагавший с Черноморья неурожай.

В хуторе Дубровинском жили люди до нови. Ждали, томились, глядя на застекленную синь неба, на иглистое солнце, похожее на усатый колос пшеницы-гирьки в колючем ободе усиков-лучей.

Надежда выгорела вместе с хлебом.

В августе начали обдирать кору с караичей и дубов, мололи и ели, примешивая на лоток дубового теста пригоршню просяной муки.

Перед покровом Степан, падая от истощения, пригнал быков на свой участок земли, запряг их в плуг, в муке скаля зубы, кусая синюю кайму зачерствелых губ, молча взялся за чапиги[1].

Четыре десятины пахал неделю. Кривые и страшные выложились борозды, мелкие, с коричневыми шмотками огрехов, словно не лемехи резали затравевшую пашню, а чьи-то скрюченные, слабые пальцы…

Оттого Степан шел с поклоном к вероломной земле, что была, кроме старухи, семья — восемь ртов, оставшихся от сына, убитого в гражданскую войну, а работников — сам с пятью десятками лет, повиснувших на сутулой спине. Отпахался — продал вторую пару быков. Не продал, а подарил доброму человеку за сорок пудов сорного хлеба.

И вот тут-то вскоре после покрова объявил председатель хуторского Совета:

— Семенную ссуду выдадут. Заосеняет, подойдет с центра бумага — и на станцию. Кто не пахал — паши! Хучь зубами грызи, а подымай землю.

— Обман. Не дадут…- сопели казаки.

— Предписание есть. Все, как следовает, без хитростев.

— С нас тянут, а давать…- томился в тоске и радости Степан.

И верил и не верил.

Сошла осень. Засыпало хутор снегом. На обезлюдевших огородах легли заячьи стежки.

— Что же, cеменов дадут?..- надоедал Степан председателю.

Тот озлобленно махал рукой:

— Не вяжись, Степан Прокофич! Нету покеда распоряженья.

— И не будет! Не жди!.. Надо было народ от смерти отвесть обнадежили… Кинули, как собаке мосол. И люто тряс мослоковатыми кулаками: — Пропади они, сссу-у-укины сыны!.. Хлеб в городах жрут, мать ихня…

— Не выражайся, Прокофич. Пришкребу за слова!

— Эх!..- махал Степан рукой и, не договаривая, уносил из Совета большое свое костистое тело.

Был он похож на перехворавшего быка: из-под излатанного чекменя перли наружу крупные костяки лопаток, на длинных, высохших голенях болтались изорванные, с лампасами шаровары.

Зеленая проседь запорошила рыжую его бороду, глядел голодным, задичалым взглядом в сторону, стыдился за свое непомерно крупное, высохшее в палку тело. Приходил домой, падал на лавку.

— Скотину убери. Лег, сурчина! — липла жена.

— Варька намечет.

— Ей на баз не в чем выйтить.

— Нехай мои валенки обувает.

Совет!

Подросток Варька стягивала с деда валенки и шла убирать скотину, а он лежал, косо расставив длинные босые ступни, часто дергал веками закрытых глаз, вздыхал, кряхтел, думал тягучее и безрадостное.

А за обедом садился в передний угол, высился над столом ребристой громадиной, цепко оглядывал усыпавших лавки внуков.

Замечал, что самый младший, трехлеток Тимошка, кривит душой — мучительно улыбаясь, старается поймать в чашке уплывающий кусочек картошки,- и звонко стукал его по лбу ложкой.

— Не вы-лав-ли-вай!..

В хуторе мерли люди, источенные, как дерево червем, дубовым хлебом. И черная будила Степана по ночам тоска: вспаханное обсеменить нечем.

Скот обесценел. За корову давали пять — восемь пудов жита с озадками. На святках опять заговорили об отпущенной будто бы семенной ссуде, и опять заглох слух. Заглох, как летник в степи глубокой осенью. Ожил только на провесне. Вечером на собрании в церковной караулке председатель объявил:

— Получена бумага.- Помял пальцами горло, кончил: — Могем ехать за хлебом хучь завтра. Об нас, то же самое, не забывают…- и осекся от волнения.

Читайте также:  Философская лирика бунина сочинение

До станции от хутора полтораста верст. Разбились на партии с первой же ночевки. На лошадях уехали виеред, бычиные подводы рассыпались длинной валкой.

Степан ехал с соседом Афонькой — молодым, москлявым казаком. Дорога легла через тавричанские слободы. Гребни верст в тридцать — сорок одолевали только к ночи.

Тощие от бескормицы быки шли, скупо отмеряя шаги, прислоняясь ребристыми боками к виям[2].

Обратите внимание

Степан всю дорогу шел пешком, берег бычачью силу для обратного пути. С последней ночевки в Ольховом Рогу выехали, дождавшись месяца, и к полдню дотянулись до станции.

Возле элеватора с визгом дрались распряженные лошади, ревели быки, плелись многоголосые крики.,

К вечеру из ворот элеваторного двора выбежал запыленный весовщик, крикнул, оглядывая возы:

— Дубровинцы, подъезжай! Председатель где?

— Здеся,- по-служивски гаркнул председатель.

— Ордер при вас?

— Так точно, при нас.

Пока приехавшие раньше запрягали, Степан с Афонькой пробились к самым воротам. Поперек дороги большой черный казак, в атаманской фуражке и накинутом поверх зипуна башлыке, упрашивал мотавшего головой быка:

— Ше, ше, чертяка… Тпру… тпру, го-о-оф… Стой!..

— Посторонись, станишник,- попросил Степан.

— Небось объедешь.

— Иде ж тут объедешь? Ить обломаемся!

— Сани оттяни! — крикнул Афонька.- Стал вспоперек путя, как чирьяк на причинном месте… Эй, дядюля!..

Атаманец [3] здоровенной кулачиной саданул норовистого быка, и тот, выкатывая кровяные глаза, просунул морщинистую шею в ярмо.

— Подъезжай… Подъезжа-а-ай!..- орал весовщик, размахивая ордером у дверей весовой.

Степан направил быков рысью и первый подкатил к весовой.

По обшитому железом рукаву тек в мешки золотой, шуршащий поток пшеницы. Степан держал края мешка, задыхался от пахучей теплой пыли и радости, с удивлением глядел на бесстрастное лицо весовщика, равнодушно хрустевшего сапогами по рассыпанному зерну.

— Свешено. Двадцать один пуд.

Попробовал Степан, как раньше, тряхнув лопатками, вскинуть пятипудовый чувал повыше и неожиданно почувствовал неудержимую дрожь в коленях, качнулся, сделал два неверных, ковыляющих шага и прислонился к дверям.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=72377&p=1

Краткое содержание Шолохов Обида

В рассказе Михаила Шолохова «Обида», который вошел в сборник «Донские рассказы» (1926), говорится о пятидесятилетнем Степане, крестьянине из хутора Дубровинский. На хуторе голод – неурожай пришел с юга и нечем засеять землю.

А у Степана, кроме жены, восемь ртов – дети от погибшего на гражданской войне сына. Ему пришлось обменять двух своих быков на сорок пудов сорного хлеба.

Скотина уже не ценилась – люди умирали и, чтобы выжить, из высушенной перемолотой коры дуба замешивали тесто и пекли «дубовый хлеб».

Важно

Летом председатель сообщил, что по осени обещали дать зерно («семенную ссуду»), а значит, надо, мол, хочешь не хочешь, поднимать делянку.

И Степан, не поверивший председателю, на оставшихся быках все-таки принялся пахать землю. Трудился неделю. Тяжкая вышла пахота. А сообщение о том, что можно ехать забирать хлеб, пришло только в начале весны.

Погрузили Степан с молодым соседом Афанасием на свои сани зерно и попытались сунуться куда-нибудь на ночлег, но никто не пустил. Легли прямо там, где стояли, на сани, на мешки.

В обратный путь пустились рано утром. От станции до хутора сто пятьдесят верст. Но по дороге на них напали грабители, грозя наганами, перегрузили хлеб на свою бричку и уехали.

Когда все село стало сеяться, оставшийся без зерна Степан отправлялся к Атаманову кургану – с тоской смотрел на «обманутую» им землю.

Перед троицей пропали Степановы быки. Степан ходил, искал, спрашивал у людей, но безрезультатно. На развилке двух дорог встретил он арбу с сеном, правил которой тот самый тавричанин — один из ограбивших его и Афанасия.

Оба они узнали друг друга. Возница испугался, упал на колени, взмолился о пощаде, но слишком велика была обида Степана. «Мертвая земля лежит!.. А?.. Голод приняли!.. Пухли от травы!..

А?» — выкрикивал Степан, подступая все ближе.

Бывший грабитель предложил уладить конфликт миром, пообещал вернуть хлеб и даже предлагал своего коня, напирая на то, что у него самого была крайняя нужда поступить так, как он поступил. Но «обиженный» Степан выдернул из телеги вилы и убил тавричанина. А после подхватил на руки маленького мальчика, сына убитого, который пытался спрятаться от него в сене, и зашагал прочь.  

Совет!

Степан отомстил, но не столько за свою обиду и голод, упавший на его семью, сколько за «обманутую», вспаханную, но так и незасеянную им землю. Это поле ощущается им как место преступления. Такова была неразрывная, почти родственная связь крестьянина с его землей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Вулф На маякСемья Рэмзи проживает на острове Скай. Детям очень сильно хочется поехать на маяк. Они каждый день просят родителей об этом. Мать старается воодушевить их, а отец, наоборот, разочаровывает
  • Краткое содержание Васильев Экспонат номер №Произведение Васильева Экспонат № довольно драматично и депрессивно. Начинается оно с того, как в октябре 1941 года в коммунальной квартире проходят проводы молодого человека Игоря на фронт. Сосед Володя, который был ранен, давал парню советы
  • Краткое содержание Ремарк Ночь в ЛиссабонеСобытия, изложенные в романе, переносят читателя в столицу Португалии — Лиссабон. Идет 1942 год, вторая мировая война в самом разгаре. Нацисты, пришедшие к власти в Германии, преследуют представителей национальных меньшинств
  • Краткое содержание Сорок первый ЛавреневаШла Гражданская война. После кровавого боя с белыми из окружения вырвался небольшой отряд красноармейцев, возглавляемый «малиновым командиром» Евсюковым да девушка Марютка
  • Краткое содержание Алексин Звоните и приезжайтеПроизведение Звоните и приезжайте Анатолия Алексина рассказывает о жизни мальчика, у него замечательная мама, и добрый отец-хирург.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sholohov/obida-kratko

«Обида», анализ рассказа Шукшина

Рассказ «Обида» можно отнести к «рассказам-анекдотам». Обиженный человек не смог преодолеть «стенку из людей» — общество, несправедливо его оскорбившее, но его обиду смогли излечить крошечная доченька и жена.

Проблематика

В рассказе нет обычного для Шукшина противопоставления городского и деревенского сознания. Все герои рассказа – горожане. В рассказе противопоставляется сознание хорошего человека и лицемера-пьяницы.

Основную проблему формулирует сам главный герой: «До каких пор мы сами будем помогать хамству?» Другая проблема, связанная с первой, состоит в том, что плохие люди (хамы, лицемеры, алкоголики, подхалимы) будут всегда, бороться с ними – всё равно что сражаться против мельниц, как Дон-Кихот.

Умения видеть в человеке главное и избегать общения с плохими людьми — вот чего не хватает главному герою и чему он учится на глазах изумлённых читателей. Проблематика рассказа одновременно нравственная и социальная.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит в большом городе, где есть «девятиэтажная башня», и занимает всего несколько часов субботнего утра: неудачный поход Сашки Ермолаева с дочерью в магазин, поиск хама-соседа и выяснение с ним отношений. Сашка – философствующий герой Шукшина.

Рассказ начинается с философско-психологического рассуждения об обиде. Сначала читателю кажется, что это внутренний монолог героя, но постепенно становится понятным, что это рассуждения автора, своеобразное философское введение, экспозиция.

Автор говорит об обиде, о том, что из-за неё не стоит переоценивать жизнь, нужно быть спокойным и благоразумным. Автор обращается к тем читателям, которые не согласны стерпеть обиду, презирают благоразумных людей. Шукшин сравнивает отстаивание своей точки зрения обиженным человеком с боем на картонных мечах.

С его точки зрения, борец с обидчиками обязательно потерпит неудачу.

Вступление подобно морали, стоящей перед притчей. А история с Сашкой Ермолаевым – притча-иллюстрация.

Первая фраза рассказа – это завязка. Она отделена от развития действия вступлением-экспозицией. Затем следует подробный рассказ о том, как Сашка искал правды и пытался отомстить за причинённую обиду, при этом приходя во всё более угнетённое состояние духа. Прежде, чем действовать, Сашка рассуждает о том, что и зачем он собирается делать, как бороться за правду.

Мудрости Сашки, как и предполагал автор во вступлении, не хватает на то, чтобы простить обиду.

С Сашкой случается то, что предрекал автор: он намахался театральным мечом, его отовсюду с треском выставили, его уже охватило отчаяние.

И он уже идёт за молотком, чтобы из-за своей обиды побить или даже убить человека! Только жалость к жене побуждает Сашку стать благоразумным и покорно пойти домой.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Сашка Ермолаев. У Сашки есть две дочери. Старшая, Маша, судя по её речи, девочка лет 3-5. Младшая безымянная дочь только начала ходить. Сашкина жена Вера – мудрая женщина, понимающая чувства мужа, знающая его характер и то, на какой рычаг нажать, чтобы муж «покорно пошёл домой».

Сашка – рефлексирующая личность, он ранимый и чуткий человек. Неизвестно, какова его профессия, но он ведёт себя интеллигентно. Ни хамка-продавщица, ни хам в плаще не могут заставить его хамить в ответ. Единственный, кому Сашка «нашёл, что сказать», был парень-мясник.

Цель Сашки – доказать, что его обидели зря, что все неправы, а он прав.

Но когда это люди соглашались с тем, что они неправы? Сашка терпит поражение в споре с продавщицей Розой, с хамом в плаще Чукаловым, а потом и с его сыном, когда приходит к хаму домой объясняться.

Обратите внимание

После каждой новой обиды, усугубляющей предыдущую, Сашку начинает трясти. Это физическое проявление душевной боли, которую Сашка готов унимать даже с помощью убийства.

В конце рассказа к Сашке возвращается душевное равновесие. Он связывает свою хорошую мирную жизнь теперь не со справедливым обществом, а с тем, что для него дороже всего – с крохами-детьми и любимой женой. Это решение Сашки понятно из его поступка, но остаётся в подтексте, прямо о нём нигде не сказано.

Плохие дяди и тёти (по словам маленькой Маши) ведут себя одинаково, как все хамы, подлецы и лицемеры. Особенно поражает Сашку то, что лицемер Чукалов, несправедливо называвший его алкоголиком, сам оказывается пьяницей.

Маша, в отличие от Сашки, видит суть людей и сразу называет хамов «плохие дяди и тёти».

Она поражает Сашку тем, что всё понимает. И она же спасает его от непоправимой ошибки, рассказав маме о том, что папа поругался с плохими дядями.

Стилистические особенности

Сашка — советский человек, живущий согласно законам официальной советской морали.

А мораль эта гласила, что все должны быть вежливыми и приветливыми, что нужно договариваться, а не решать конфликты с помощью кулаков.

Именно поэтому Сашку так обижают аморальные с советской точки зрения прозвища Исусик, фон-барон и несправедливые обвинения в алкоголизме, хотя Сашка «забыл даже, когда выпивал».

В рассказе причудливо сочетаются рассуждения на морально-этическую тему автора, внутренние монологи героя и точка зрения на внешние события маленькой Маши. Эту точку зрения выявляют «детские» слова: дяди и тёти, гагазинчик (магазинчик), кабинетик.

  • «Обида», краткое содержание рассказа Шукшина
  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Критики», анализ рассказа Шукшина
  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина
  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • «Горе», анализ рассказа Шукшина
  • «Мастер», анализ рассказа Шукшина
  • «Крепкий мужик», анализ рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

По произведению: «Обида»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Источник: https://goldlit.ru/shukshin/986-obida-analiz

Анализа рассказа Шукшина “Обида”

Сашка Ермолаев субботним утром идет с маленькой дочкой в соседний магазинчик за молоком и рыбой. Их встречает там за прилавком сварливая, хмурая продавщица, которой по ошибке кажется, что Сашка – тот самый парень, который вчера устроил здесь же, в магазине, пьяный дебош.

“Чего глядишь, как Иисусик? Помнишь вчерашнее-то?” – грубо осведомляется у Сашки продавщица прямо при дочери. Незаслуженная обида толкает Ермолаева в грудь, как кулаком. Сашке пытается объяснить нахалке, что вчера не приходил в магазин, однако та с еще большим хамством заявляет ему, что он, видно, “не проспался”.

Ермолаева начинает трясти от обиды. Он идет вглубь магазина искать директора. Парень-мясник пытается преградить ему дорогу, но видит в глазах Сашки такое серьезное чувство, что отшагивает в сторону.

Важно

Сашка находитне директора, а завотдела. Та идет с ним к продавщице-обидчице (Розе). Две женщины заводят разговор о Сашке, даже не глядя его в сторону, как будто его здесь и нет.

Роза с самоуверенной настойчивостью продолжает уверять, что Сашка – вчерашний пьяный дебошир.

Ермолаев вновь пытается возражать, но на него теперь начинают громко покрикивать и недовольные задержкой покупатели из очереди. Особенно возмущается один пожилой гражданин в плаще, который даже намекает, что Сашка “рано пришел: водка начинает продаваться в десять часов”.

Ошарашенный Ермолаев выходит на улицу курить. Маленькая дочка называет “дядь и теть” из магазина “плохими”. Когда мужчина в плаще выходит на улицу, Сашка пытается объяснить ему, что он не прав. Но тот сначала грубо кричит на него, а потом поспешно скрывается назад в магазин – вызывать по телефону милицию.

Читайте также:  Сочинение на тему учитель в моей жизни

Сашка, держа за руку дочку, уходит домой. Обида доводит его до того, что на глаза готовы навернуться слезы. Особенно возмущает его мужик в плаще – трусливый подхалим. “Может, он одинокий какой, – думает Сашка, – может, стоит еще раз объяснить ему, что он неправ”.

Сашка и раньше часто видел этого мужчину – он живет в девятиэтажке напротив. Ермолаев идет в этот дом. Соседи узнают мужика по описанию: это Чукалов из 36-й квартиры.

Сашка звонит в 36-ю. Дверь открывает Чукалов. Сашка просит его не пугаться, говорит, что хочет объяснить. Но в глазах Чукалова вдруг загорается злая радость. Он хватает Сашку за рукав и зовет: “Игорь! “

В прихожую выходит молодой, крепкий, откормленный сын Чукалова. Сашка пробует объясниться и с ним, но Игорь вдруг неожиданно хватает его за грудки, ударяет два раза головой о дверь, толкает вниз по лестнице и запирает квартиру.

У Сашки кружится голова. Выбежав из подъезда, он бросается домой, где в прихожей лежит большой молоток. Сашка хочет ворваться с ним в квартиру Чукаловых и отомстить за обиду. Но во дворе его встречает и уводит успокаивать насмерть перепуганная жена, которая уже догадалась, что с мужем стряслось нехорошее.

Источник: http://schoolessay.ru/analiza-rasskaza-shukshina-obida/

Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова (На примере рассказа «Чужая кровь»)

Школа несчастья есть самая лучшая школа… 

В. Г. Белинский

Война — это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщее горе, сплачивающее народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом. Войны эти называли отечественными, когда люди боролись за свою независимость, и мировыми, когда в них вступало множество стран.

К сожалению, Россия прошла еще и войну гражданскую, войну между людьми одного государства. И это, наверное, самая большая беда. Если есть один общий враг у всего народа, то и правда для всех одна. В гражданскую войну столкнулись две позиции — старая и новая. И обе стороны были правы. Эта война сделала врагами даже родных людей. Революция взорвала Россию. Никто не остался в стороне.

Михаил Александрович Шолохов родился на Дону в 1905 году. Он стал свидетелем ключевых моментов истории страны и в своем творчестве отразил все этапы борьбы и строительства нового государства: гражданскую войну, коллективизацию и Великую Отечественную войну.

Совет!

Писатель изображает жизнь такой, какой она была. В середине двадцатых годов начинают печататься «Родинка», «Пастух», «Продкомиссар» — произведения, позже объединенные писателем в «Донские рассказы».

В них Шолохов покажет беспощадную правду гражданской войны, которая разделила вчерашних друзей, даже членов одной семьи на два непримиримых лагеря.

Смертельная схватка между борцами за новую жизнь и теми, кто отстаивал старые порядки, — основная тема этого сборника.

Вообще, в каждом из «Донских рассказов» Шолохова мы сталкиваемся с трагедией, которую принесла людям война. Но она пробуждала не только ненависть, но и такие чувства, как сострадание, милосердие, любовь. О классовом и общечеловеческом повествует один из лучших рассказов цикла — «Чужая кровь».

Обычная старая казачья семья теряет в войну единственного сына. Тоска по нему постоянно терзала стариков, Гаврилу и его жену. Верили они, что вернется Петро и пойдет прежняя спокойная жизнь. Даже хозяйство без него не велось: «Пропал сын — некому стало наживать». Но вскоре приходит точная весть — погиб Петр.

Тут становится ясно, что родителям нужна надежда на возвращение сына. «А ежели я не хочу этому верить?!» — багровея, захрипел Гаврила. Необходимо было старикам кому-то дарить свою любовь. И это чувство сделало чудо.

Во-первых, исчезла классовая ненависть к продотрядникам: «И глядя на них, уже не ощутил Гаврила в дрогнувшем от ужаса сердце той злобы, что гнездилась там с утра». Во-вторых, старики вернули к жизни полумертвого молодого красноармейца, который пришел отбирать у них хлеб.

«Четвертые сутки лежал он в горнице шафранно-бледный, похожий на покойника… На четвертый день с утра на щеках белокурого зарозовел румянец…».

Постепенно так полюбили Гаврила с женой этого красноармейца-рабочего, что даже называть его стали не настоящим именем — Николай, а Петр, как сына.

Так простые человеческие ценности: любовь, милосердие и доброта — победили классовую ненависть к людям другого мира, нарушившим вековые казачьи устои, к людям, пришедшим к ним с бедой.

И лишь ужасы войны заставляют заново посмотреть на эти вещи, оценить их.

В эти страшные годы проявление заботы и милосердия к своему классовому врагу считалось ненормальным, более противоестественным, чем, например, убийство отца сыном по идеологическим соображениям.

Но не остался Николай в казачьей станице. Чужой была для него жизнь среди казаков. Звал и манил его родной завод, вырастивший и воспитавший Николая человеком «чужой крови».

Обратите внимание

По-человечески он понимал, что благодарен Гавриле и его жене за то, что они вернули его к жизни, полюбили его, как родного сына.

Но классовое сознание было сильнее человеческих чувств, и Николай уезжает на родной завод, чтобы продолжать служить идеалам революции.

«Донские рассказы» — это быль казачьих станиц периода гражданской войны. Жизнь станицы, ее интересы разделяются на две половины: одна — за большевиков, за новь; другая — за «казачью честь», за устои самодержавного строя.

Рассказы Шолохова композиционно отчетливы, резки, в них не чувствуется растянутости.

В большинстве своем они посвящены гражданской войне, сталкивающей, как врагов, отца с сыном, брата с братом, вызывающей в ее участниках, наряду с дикой жестокостью, и готовность пожертвовать собой для блага общего дела, и живое сочувствие к более слабым, ломаемым железной поступью войны.

Именно общечеловеческие ценности Шолохов ставит на первое место в рассказе «Чужая кровь». Автор отвергает чудовищную братоубийственную войну. Несомненной заслугой Шолохова является отсутствие личных симпатий в описываемых ситуациях. Нет у него и таких понятий, как «хорошие» красные и «плохие» белые. Или наоборот.

Автор беспристрастен, и рассказы получаются правдивые, искренние, отчего только выигрывает читатель. Да, с одной стороны, Шолохов воевал на стороне большевиков. Но ведь, с другой — он родился и вырос на Дону, и казачья жизнь, старинные традиции казаков для него — неотъемлемая часть его самого.

Возможно, именно поэтому Шолохов в первую очередь призывает к всеобщему примирению и согласию.

Источник: http://5litra.ru/soch/1066-tema-grazhdanskoy-voyny-v-donskih-rasskazah-m-sholohova-na-primere-rasskaza-chuzhaya-krov.html

Методическая разработка урока «М. А. Шолохов. Сборник «Донские рассказы»

Тема занятия: М . А. Шолохов. «Донские рассказы»

Цели занятия:

Образовательные:

изучить «Донские рассказы» М. Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов «Родинка», «Алешкино сердце», «Шибалково семя», «Чужая кровь»; показать гражданское и писательское мужество М. Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа;

Развивающие:

развитие умения работать с информацией, развитие умения работать в малой группе; развитие умения обучающихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

Воспитательные:

воспитание толерантности, патриотизма и активной жизненной позицию; чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

Тип занятия: комбинированный

Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная

Методы обучениясловесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, творческий, метод сотрудничества.

Оснащение: портрет писателя, тексты рассказов (М.А. Шолохов «Донские рассказы»), ноутбук, проектор, опросные листы, В. П. Журавлев уч. «Литература», 11 класс

Эпиграфы к занятию:

Важно

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Демокрит

Война – распря, разрушающая творение Любви

Эмпедокл

Основные этапы занятия:

1. Орг. момент – 3 мин

2. Проверка домашнего задания – 10 мин

3. Изучение нового материала – 65 мин

4. Закрепление и контроль знаний — 10 мин.

5. Подведение итогов – 1 мин

6. Задание на дом – 1 мин.

Ход занятия

внешний вид студентов

— проверка присутствующих

— сообщение темы, целей занятия

II. Проверка домашнего задания (сообщения студентов)

Слово преподавателя. Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции на всей территории огромной, некогда великой державы, полыхала гражданская война.

Кажется, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок.

И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.

  1. Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

Сообщение учащегося. Гражданская война — это вооруженная борьба за власть внутри страны, между гражданами одного государства. Иными словами, это борьба внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками.

Официальные рамки гражданской войны 1918-1920 гг.

Расстановка социальных сил в годы гражданской войны.

«Красные» — часть пролетариата, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции.

«Белые» — буржуазия, помещики, часть офицерства, часть интеллигенции, зажиточное и среднее крестьянство.

Война вошла в каждый дом. И порой люди становились под знамена красных и белых под воздействием обстоятельств. Жизнь так сложилась. Эта война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами родных людей.

Донское казачество, изображенное в рассказах М.Шолохова, всегда отличалось вольнолюбивым характером.

В начале XX века большую часть казачества представляли середняки, зажиточные казаки, владевшие земельными наделами.

Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление советской власти. Кровавой, ожесточенной показана борьба казаков против советской власти в «Донских рассказах».

Преподаватель:«Донские рассказы» — это литературный дебют М. Шолохова. Чем была вызвана работа над рассказами?

  1. «История создания рассказов» Индивидуальное сообщение

«Донские рассказы» были опубликованы в 1926 году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем — реальность другой жизни.

Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром, гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года. А лет ему было всего лишь семнадцать.

«Приходилось бывать в разных переплетах»,- позже напишет он в автобиографии.

Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, «батька» пригрозил ему на будущее жестокой расправой.

Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Совет!

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А.

Фадеевым, составлявшими группу «Молодая гвардия», которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в «Журнале крестьянской молодежи» и на страницах газеты «Молодой ленинец».

Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

Преподаватель: Итак, «Донские рассказы» — это увиденное, услышанное, пережитое автором. Материал черпает из жизни донского казачества. Рассказы сразу же получили высокую оценку.

О Шолохове заговорили как о молодом талантливом писателе. Дебют был удачным. Автору нет и двадцати. Рассказы короткие, написаны простым, образным, сочным языком.

Шолохов использует в рассказах просторечия и диалектные слова, что делает их очень жизненными.

— Чем привлекают «Донские рассказы»? (Стремительно, динамично развивающееся действие. Живая жизнь, стремление увидеть живых, реальных людей).

III.Изучение нового материала

— Подберите ассоциации, связанные со словом «война». Составление кластера

Вступительное слово учителя. Самое первое зло, поразившее человека, — война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая страшная война – война гражданская.

Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”. Мы знаем уже, что писатели, не принявшие последствия революции, эмигрировали. Оставшихся несогласных с новой политикой постепенно уничтожили.

Читатель видел только одну сторону событий – прославление революции и гражданской войны. Пример тому – произведения А. Фадеева, А.Серафимовича, и др.. Сегодня нам предстоит выяснить, проанализировав 4 рассказа М.Шолохова («Родинка», «Алешкино сердце», «Шибалково семя», «Чужая кровь»), почему М.А.

Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной войны, какова главная идея «Донских рассказов», что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова?

Задачи  урока:

Обратите внимание

выяснить, какой показывает Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений;

каким из этого события выходит человек;

понять позицию Шолохова как писателя и как человека.

Чем сегодня нам могут быть интересны рассказы М. Шолохова?

Задание: Работу построим следующим образом:

Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам опорного листа, пользуясь справочным материалом, текстом рассказа. В ходе работы лист заполняется.

Представитель от группы обобщает результат работы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное.

1) Анализ рассказа “Родинка”

1. Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)

2. Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова.Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ)

3. Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)

4 Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? ( Усталость от того, что они делают, желание все изменить)

Читайте также:  Анализ романа господа головлевы салтыкова-щедрина

6. Каковы сокровенные мысли героев (Николка- учиться, атаман- тоска по утраченному)

7. Согласны ли вы, что конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны?

2) Анализ рассказа “Шибалково семя”.

1. В чем, по – вашему, смысл названия? «Мой это сынишка, мое семя…»

2. Подберите родственные слова слову «семя». (Семья – семьянин)

Важно

3. Главная тема. (Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.)

4. Авторская оценка героев.

5. Какова, на ваш взгляд, судьба ребенка? (Судьба мальчика, как и многих детей военной поры, типична: сирота, безотцовщина (по финалу чувствуется, что отец с сыном больше не увидятся); в лучшем случае попадёт в хорошие, трудовые руки, в худшем – беспризорщина и преступный мир)

3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”.

«Алешкино сердце»— Один из самых сильных рассказов цикла, «Алёшкино сердце», потрясающий по художественной силе, с которой Шолохов пишет страшные в своей жестокости сцены голода.
В станице Каргинской жил Алексей Федорович Крамсков.

Это с ним случилось всё то, о чём говорится в рассказе «Алёшкино сердце» «правильно описал моё детство Михаил Александрович, — рассказывал Алексей Фёдорович, — всё, как было, поведал. Вот и шрам на голове от макарчинского шкворня.

Только нигде не упоминает писатель, как кормили, поили меня в его доме, на настоящую дорогу жизни выйти помогли…»
1.Объясните смысл названия рассказа. Доброе Алешкиносердце среди жестокого мира голода и гражданской войны.

Как сердце не ожесточится, когда всё подводит к этому: от голода умерли младшая сестра и мать, на его глазах убили старшую сестру. Сам Алешка выжил только благодаря политкому Синицыну, пожалевшему мальчишку. Видимо, Алешкино сердце — особенное, оно умеет прощать, оставаться добрым, отзывчивым.

После рассказа “Алешкино сердце” трудно не верить, что новая власть не победит старую, тем более что старая несет голод, жестокость, смерть, а новая власть в лице политкома Синицина заботиться об Алешке, помогает выжить, принимает в ряды РКСМ, вселяет надежду на будущее.2. Кто изображен в рассказе негативно и кто является носителем добра?3.Каков главный герой рассказа? Как он относится к окружающей его жестокости?

4. Можно ли говорить о высокой духовности Алешки? Его судьба?

Вывод: Шолохов в этом рассказе утверждает о том, что только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Докажите это примерами из текста.
(Политком Синицин)

4) Анализ рассказа «Чужая кровь»

1.Объясните смысл названия рассказа.

2. Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти? (Шолохов акцентирует внимание на сравнении: как Петра, белоголового сынишку, «вынашивал, кохал, нянчил» ненависть на красных.

Лелеял ненависть к врагу и, поддавшись искушению, всё делал назло: носил шаровары с лампасами, вешал на грудь медали и кресты, шёл по воскресеньям в церковь, распахнувшись, таким образом, внешне дед Гаврила молодцеват, нарочито резок, вызывающе откровенен, вынашивая горькую обиду, которая «со злобой родниться начала».)

3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?

4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?

5.Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?

Обобщение.Таким образом, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке, М.Шолохов осуждает войну – «Распрю, разрушающую творение Любви» (Эмпедокл), приводя к евангельскому завету «любите врагов ваших», будто призывая героев повторить слова М.И. Цветаевой: «Враг, ты мой родной!».

Совет!

И своей художественной вершины эта мысль достигает в рассказе «Чужая кровь».
Вывод по уроку. Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия Гражданская война  для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи.

Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.  Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной.

Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло.

Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало как главный признак здоровья нации.

центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова становится семья; в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи.

IV.Закрепление материала.

Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

А сейчас я предлагаю вам составить синквейн.

СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Пусть каждая группа в составленном синквейне выразит свое отношение к тому, о чем мы с вами говорили на занятии

V. Подведение итогов. Выставление оценок за урок

VI. Домашнее задание

написать мини — сочинение на тему “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова”

Источник: https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-m-a-sholokhov-sb.html

Анализа рассказа В. Шукшина «Обида» — Тематическое сочинение

Общая особенность шукшинского творчества такова, что в нем активизируются композиционная и стилистическая сторона дискурса. Игнорируя их, легко свести творчество этого писателя к серии любопытных анекдотов или сцен.

Сюжеты шукшинских рассказов всегда динамичны, в центре их – остроконфликтная ситуация, где конфликт заключается в несовпадении героя со средой, другими людьми.

Герой Шукшина в большинстве случаев – самобытная личность, человек, остро чувствующий несправедливость и наделенный душевной тягой к прекрасному. Окружающие же его люди этих качеств лишены.

Часто герой протестует против жизненной рутины, мещанства бессознательно, как киномеханик Князев из рассказа «Чудик». В иных случаях, как в рассматриваемом рассказе «Обида», герой пытается понять, в чем причина людской черствости.

Такой конфликт сродни конфликту позднего чеховского творчества, где герой оказывается не удовлетворен ограниченностью ролевого поведения, навязываемого ему обществом, средой.

Обратите внимание

Но если у Чехова конфликт между ролью и личностью только констатируется, то у Шукшина герой стремится реализовать свою самобытность, личность самоутверждается. Соответственно, и среда, по закону ответного действия, начинает проявлять свою агрессивность, начинает героя подавлять.

С этим связан динамизм шукшинских сюжетов – в противоположность тем же чеховским, где доминирует статика, ничего как бы не происходит. Попутно заметим, что динамика сюжета у Шукшина создается за счет диалога: он явно доминирует над авторским повествованием и движет собой действие.

Охарактеризуем стилистику рассказа «Обида». Она задается уже в первом абзаце текста. «Сашку Ермолаева обидели» – этой фразой начинается произведение.

Предельно уменьшительное имя героя сразу формирует отношение и к нему, и ко всей ситуации – отношение «неформальное», развернутое в бытовую плоскость.

В продолжении начального фрагмента появляется множество междометий и междометных сочетаний, вводных слов-паразитов, фразеологических конструкций, создающих стилистику разговорной речи:

Намеренно разговорный стиль вступительного фрагмента задает жанр всей речевой ситуации: это свойская бытовая беседа в духе кухонных разговоров; и рассказчик преподносит ее как урок о пользе благоразумия.

При этом образ рассказчика создан предельно точно: субъект речи и сознания – обыватель. Как речевой образ, так и мировоззренческая позиция этого типа людей очень ясно передаются во всем абзаце, и в особенности в его последних словах: «Валяйте.

Когда намашетесь театральными мечами… приходите к нам, благоразумным, чай пить.»

Композицию рассказа удобно исследовать, предварительно разделив сюжет на эпизоды и подходя к каждому из них в отдельности.

В сюжете «Обиды» выделяются следующие эпизоды: вступительный фрагмент; сцена в магазине; разговор с «плащом» на улице; разговор с женой; сцена на лестнице у Чукалова; разговор с женой на улице. Рассмотрим подробно сцену в магазине.

Точка зрения, как мы помним, это разовое отношение сознания к его предмету. Концентратом предметной сферы изображаемого в произведении выступает фигура героя. Главный герой рассказа – Сашка.

В рассматриваемом эпизоде ему противостоит масса людей, включающая продавщицу, завотделом, очередь, человека в плаще – всех тех, кого маленькая Маша называет «тети и дяди». Продавщица среди них – основное действующее лицо, инициатор конфликта. Поэтому можно вести речь о двух героях – двух объектах оценки.

Проанализируем сначала систему точек зрения на Сашку. Субъектами сознания, выражающими свой взгляд на него, являются рассказчик, продавщица, сам Сашка, завотделом, человек в плаще, люди из очереди. Рассказчик как субъект речи скрывает в себе несколько субъектов сознания, что становится возможным за счет использования разных форм речи.

Важно

Так, через косвенную речь передается точка зрения самого рассказчика: «последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал».

Несобственно-прямая речь Сашки, вкрапленная в речь рассказчика, передает самооценку героя: «Черт возьми, где-то ты, Александр Иванович, уважаемый человек, а тут…» Косвенная речь передает точку зрения продавщицы: «ей показалось, что это стоит перед ней тот самый парень, который вчера здесь, в магазине, устроил пьяный дебош».

Чуть ниже смена точки зрения продавщицы передается через несобственно-прямую речь: «Может, она и поняла, что обозналась, но не станет же она, в самом деле, извиняться перед кем попало.

С какой стати?» Косвенная речь способствует пониманию точки зрения завотделом, когда рассказчик описывает ее разговор с продавщицей: «так говорят врачи между собой при больном – о больном же, еще на суде так говорят и в милиции – вроде между собой, но нисколько не смущаются, если тот, о ком говорят, слышит». Так говорят о людях ненормальных, выпадающих из общего ряда. Другие субъекты сознания выражаются через свою прямую речь.

Обратим внимание, какова последовательность появления этих точек зрения. Сначала высказывается точка зрения продавщицы, согласно которой Сашка – дебошир. Тут же ей противопоставляется самооценка героя: «уважаемый человек». Сашка мыслит себя «Александром Иванычем», полным именем. Так обозначается конфликт.

Для рассказчика Сашка – примерный семьянин. Но далее он становится: для продавщицы – «кто попало», для завотделом – ненормальный, для человека в плаще – обобщенная помеха («Вас тут… не пробьешься»), для очереди – просто никто, «всякий тут». Очевидно направление, в котором развивается оценочная ситуация по отношению к герою.

Если сначала он личность, то затем его мыслят все более и более общо, безразлично. Не случайно в конце эпизода появляется образ «стенки из людей», которую, чувствует герой, «ему не пройти». Здесь можно поставить вопрос о смысле заглавия рассказа: в чем же суть обиды? Не просто в том, что Сашке Ермолаеву нахамили в магазине.

Чтобы рассказать об этом, было бы достаточно фрагмента с продавщицей у прилавка. Главная обида в том, что проигнорировали сашкину личность, последовательно разыграв ситуацию «человек человеку – бревно». И попытка выйти из этой роли бревна, достучаться до людей приносит герою в следующих эпизодах лишь боль и унижение.

Второй объект оценки в рассматриваемом эпизоде – продавщица. Субъектами речи, высказывающими оценочные суждения, являются рассказчик и Маша. Однако сознание рассказчика не представлено: за формами его речи скрывается ряд других сознаний.

Во-первых, это сознание девочки, обнаруживаемое через несобственно-прямую речь за счет использования специфической детской лексики: «пошли в «гагазинчик»… пришли в рыбный отдел, а там, за прилавком – тетя. Тетя была хмурая – не выспалась, что ли».

Совет!

Тут несобственно-прямая речь почти сливается с косвенной речью рассказчика, обнаруживая близость точек зрения его и девочки. Точка зрения Сашки также открывается в его несобственно-прямой речи: «Тетя-то уж больно того – несгибаемая». Маша, далее, высказывает свою оценку прямо: «Какая тетя… похая».

«Сашка не стал при ребенке говорить, какая тетя» – этот фрагмент подчеркивает намерение рассказчика избежать прямой оценки, которая в данном случае очевидно совпадала бы с Сашкиной. В косвенной речи, в описании разговора представлена точка зрения завотделом: «завотделом слушала Розу и слегка – понимающе – кивала головой».

Заметим: у продавщицы в этом фрагменте появляется имя, и для завотделом она своя, отношение к ней понимающее. Сочувствующее отношение и у стоящих в очереди: «Работайте спокойно, не обращайте внимания…»

Прослеживая динамику оценок продавщицы, мы видим ситуацию, обратную той, которая имела место по отношению к Сашке. Если Сашка в этом эпизоде обезличивается, то продавщица, напротив, постепенно наполняется значимостью, обретает сочувствие окружающих.

Вокруг Сашки вырастает «стенка из людей», становящаяся все более живой, осязаемой, «антропоморфной». Она олицетворяется в ряде образов, среди которых образ обретшей имя Розы – самый представительный в первом эпизоде. И эта стена давит героя.

При этом рассказчик избегает прямой оценки. Но поскольку за счет несобственно-прямой речи, в начале эпизода переходящей в косвенную, его речевой образ оказывается очень близким к речевому образу Маши, то и точки зрения их тяготеют к сближению.

«Похие» «дяди, тети» – вот образ людской стены, увиденной глазами ребенка.

Дополнительное внимание в анализе рассказа стоит обратить на образ «стенки из людей».

Появившись как итоговый в конце эпизода в магазине, он усиливается несколько раз появляющимся в последних эпизодах образом молотка, с которым Сашка собирается «проломиться» к Игорю.

Молоток здесь оказывается единственным орудием, способным сокрушить эту людскую стенку. Подобные переклички позволяют говорить об образе людской стены как о лейтмотиве рассмотренного рассказа.

Источник: http://schooltask.ru/analiza-rasskaza-v-shukshina-obida/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector