Изображение национального характера в рассказах В. Шукшина (по рассказам «Мастер», «Микроскоп», «Дядя Ермолай»)
Герой рассказа” Мастер-Семка Рысь,” забулдыга, непревзойденный столяр. Он” не злой человек, но” транжирит свои” лошадиные силына что угодно поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь. К тому же Семка временами” крепко пьет.
На первый взгляд, совсем не привлекательный образ. Но постепенно автор, разворачивая повествование о герое, приоткрывает такие стороны его души, которые заставляют читателя не просто проявить снисхождение к Семке, но и залюбоваться им.
Во-первых, Семка” мог такой шкаф изладить, что у людей глаза разбегались. Мастера, равного ему, нет во всей округе. К герою приезжают издалека, делают заказы, платят большие деньги. Простой русский человек одарен от природы, необыкновенно талантлив, мастеровит.
Но по-настоящему удивляет Семка Рысь, когда мы видим его мытарства по поводу заброшенного храма. Герой умеет чувствовать красоту, ценить ее. Увидев талицкую церковку, он теряет покой.
Очарованный ее обаянием и восхищенный мастерством создателя храма, Семка загорается желанием восстановить церковь.” Мне жалко, такая красота пропадет,- говорит Рысь и начинает свои хождения. Терпеливо и последовательно идет он к своей цели.
Выслушивает рядового батюшку, потом митрополита, затем отправляется в облисполком, потому что понимает:” Это – гордость русского народа, а на нее все махнули рукой. Сердце Семки полно патриотизма.
Образ героя в рассказе” Мастермногогранен, как многогранен вообще русский характер.
Герой рассказа” Микроскоп, Андрей Ерин – тоже столяр. Он работает в маленькой мастерской при” Заготзерне. Однако” маленькому человекуне чужды” высокиеинтересы.
Он готов” вламыватьв полторы смены, готов полностью быть лишенным заработанной премии только ради того, чтобы обзавестись, к примеру, микроскопом и стать посвященным в таинства мироздания и науки.
Андрей понимает, каким разговором с женой может быть чревато такое приобретение, и тем не менее, осуществив свою мечту, он” тихосиял.
С необыкновенной любознательностью разглядывает Андрей” микробов. Для него их существование в эти мгновения – вопрос наипервейшей важности. Невольно проникаются интересом к микроскопу жена и дети Ерина. Хотя жене, конечно, мужниного одухотворения не понять.
Как только Зоя понимает, какой ценой достался Андрею микроскоп, она без колебаний отправляется сдавать” счастливое приобретениев комиссионку. Для Ерина же материальное второстепенно. Даже о детских шубках, о житейских проблемах он вспоминает в последнюю очередь.
И горько ему становится от того что” бытвсе-таки берет верх.
Дядя Ермолай из одноименного рассказа Шукшина трогателен своей честностью, которую он страстно пытается найти в других. Столкнувшись с откровенным и упорным враньем шаловливых мальчишек, Ермолай искренне плачет от своего бессилия перед ложью.
Сначала он требует от них признания, потом умоляет о нем, не ради открытия истины, а только ради самой правды, чтобы правда восторжествовала. У дяди Ермолая доброе сердце. Он обещал снять с мальчишек за вранье трудодни, но не снял, хотя те ни в чем и не сознались.
Не снял, несмотря на то что обидно Ермолаю было до слез.
Шукшин создал великое многообразие характеров. Его герои заставляют о многом задуматься, полюбить простого русского человека, удивиться ему. Справедливо сказал о шукшинских героях исследователь Э.
Павляк:” Все эти шоферы, плотники, трактористы, деревенские” всезнающиемудрецы, весельчаки, высмеивающие всех и вся,- все эти люди, на первый взгляд, неотесанные, казалось бы даже примитивные, в глубине души таят богатый мир переживаний.
Шукшин, Сочинение
Источник: http://www.slavkrug.org/izobrazhenie-nacionalnogo-xaraktera-v-rasskazax-v-shukshina-po-rasskazam-master-mikroskop-dyadya-ermolaj/
«Эмоционально образный анализ рассказа В. М. Шукшина «Дядя Ермолай» (с использованием интернет ресурса)
- Актуализация знаний, подготовка к восприятию материала,
Целеполагание.Мотивация к целеполаганию. 5. Рефлексия и оценивание6. Домашнее задание
Что они делают?Чью они долю мыкают по полю?Уж не мою ль?Тихо в поле.Устали кони…Тихо в поле-Зови, не зови.В сонном озере, как в иконе,-Красный оклад зари.Это наивное, но достаточно горячее стихотворение принадлежит В.М.Шукшину, поэту, писателю, актеру, просто человеку.
Задаю вопрос о том, что известно учащимся о нашем великом земляке.Сообщаю учащимся о том, что один из исследователей творчества Шукшина сказал, что Шукшин очень похож на свою родину – Алтай и Сростки.
Предлагаю обратиться к работам художников-пейзажистов, рисовавших Алтай. Это картины Ю.П. Коробейникова, В.С.Кораблина, Ю.А.
Чулюкова, А.Ф. Песоцкого, В.В.Тихонова А.В.Иевлева, Ю.В.Котова В настоящее время общепризнанно, что Алтай – один из красивейших уголков. Природа здесь разнообразна и богата замечательными панорамами. Даже простой человек испытывает чувство глубокого восхищения, а тем более художник, способный в своих работах сохранить увиденное.
Очень многие художники рисовали пейзажи Алтая. Работаем с ресурсом «Художники Алтая»: http://uymon.ru/exhibitions/artists_of_altai/
Задается вопрос: Какие чувства вызывает лирический пейзаж?На доске открываю определение «пейзаж настроения».Необозримая ширь алтайских полей, чистое высокое небо, безмятежность, чистый воздух, благоуханная теплота земли. Глубина и простота алтайского пейзажа в произведениях Шукшина. Определим цель сегодняшнего урока.
Учитель резюмирует: знакомство с образным рядом рассказа.Задаю вопрос: Какие рассказы В.М.
Шукшина, написанные на основе детских впечатлений вы прочитали? Какова история создания рассказа?Задаю вопрос: Какое впечатление произвел на вас рассказ? Предлагаю обсудить в группах, написать общее (по возможности) мнение от группы на полоске белой бумаги для 1,2,3 группы, а 4 группа выражает в цвете и вынести на доску.
Почему?Задаю вопрос: Как удалось автору вызвать именно такое эмоциональное восприятие рассказа? Предлагаю рассмотреть через компоненты художественного произведения. Какие вы можете назвать?
1 группа — психологический портрет дяди Ермолая;
2 группа – психологический портрет мальчиков;3 группа — пейзаж, гроза;4 группа – создает цветовое выражение грозы и пейзажа.Задаю вопрос: На какие раздумья наводит нас этот рассказ?Обращаю учащихся к задачам урока. Спрашиваю, все ли задачи выполнены.Прошу провести самооценку деятельности на уроке, использую вопросы. Предлагаю написать эссе по эпилогу рассказа.
Решают познавательную задачу, говоря о том, что они знают место рождения В.Шукшина, факты из биографии, его творческий путь как поэта, актера и режиссера. Говорят о вечной тоске Шукшина по Алтаю, Сросткам, о любви и уважении к простому человеку-труженику. Вспоминают прочитанные рассказы «Солнце, старик и девушка», «Волки».
Приходят к выводу, что, действительно, Шукшина нельзя до конца понять, не повидав Сросток, Алтая.
Учащиеся рассматривают картины, делают вывод об особенностях алтайского пейзажа. http://srostki-altay.ru/prochstat/3-material/4-shukshin-srostki-altay.html
Изучают материал об алтайских художниках, замечают, что многие из них родились и учились в других регионах страны, но рисуют Алтай. Все художники работали в жанре лирического пейзажа.
Осознают, что лирический пейзаж выражает спокойствие, умиротворение, страдание человеческие переживания, создает настроение.
Учащиеся соотносят научное определение «пейзаж настроения» с личным пониманием. Учащиеся определяют цель, задачи урока: — рассмотреть образы детей;- рассмотреть образ дядя Ермолая;- зачем в рассказе гроза?- обсудить прочитанное, выразить личное мнение.
Отвечают на вопрос, называют рассказы из сборника «Далекие зимние вечера»
Учащиеся зачитывают справку из дополнительной литературы о том, что в основу рассказа положен случай, который произошел с автором рассказа в детстве, когда ему было 11-12 лет.
Родился рассказ только в 1971 году, в последний приезд Шукшина в Сростки.
Учащиеся обсуждают, принимают решение, демонстрируют на доску.Дети представили слова: обман, тревога, печаль, удивление, мудрость, справедливость; сочетание желтого, розового, синего, оранжевого, зеленого. Обсуждают в группах, высказывают мнение от групп. Учащиеся называют: героев, пейзаж, эпилог.
Учащиеся выполняют работу по вопросам, анализируют.1 группа обращаются к тексту рассказа, зачитывают диалог, делают вывод о психологическом состоянии дяди Ермолая, сравнивают выступают с результатами.
2 группа зачитывают в диалоге слова, отражающие психологическое состояние мальчиков, обсуждают, почему мальчики не хотят сказать правду, анализируют, поняли ли мальчики дядю Ермолая.
3 группа находит в описании грозы ключевые слова, готовит выразительное чтение отрывка, выявляет роль пейзажа, связывает описание грозы с развитием конфликта.
4 группа представляет картину «Гроза»Группы выступают с результатами.Учащиеся обсуждают, говорят о том, за внешней простотой рассказа много смысла. Раздумывают о том, что жить нужно по правде и по совести даже в детстве, любить родной город и край. Учащиеся анализируют итоги совей работы.Учащиеся заполняют листы самооценки.
Источник: http://publekc.ru/emocionaleno-obraznij-analiz-rasskaza-v-m-shukshina-dyadya-erm/index.html
Художественное своеобразие рассказов В.М.Шукшина
Без сомнения, В.М.Шукшин является мастером в жанре короткого рассказа. Этого писателя можно считать продолжателем традиций классической русской литературы. Основной целью человеческой жизни Шукшин считал желание помочь окружающим.
Особенностью творчества писателя по праву можно считать стремление раскрыть сущность своих персонажей в самые сложные моменты их жизни. В образах, создаваемых Шукшиным, воплощены, на мой взгляд, идеалы простого русского человека. Любое произведение, по мнению писателя, должно «рождать в душе его радостное чувство устремления вослед жизни или с жизнью вместе».
Яркой особенностью творчества Шукшина является, на мой взгляд, динамичность, быстрая смена картин, которая способствуют большему пониманию сложившейся ситуации. Героями его рассказов являются обычные люди, живущие так, как велит им внутренний мир.
Вспомним одно из лучших произведений Шукшина — «Дядя Ермолай». В нем рассказчик вспоминает свое детство, когда он и его друг Мишка должны были стеречь зерно во время страды.
Но поскольку «гроза разыгралась вовсю», то ребята заблудились и решили заночевать в первой же скирде. На следующий день дядя Ермолай начал укорять мальчишек за то, что их не было ночью на месте.
Но ребята защищались и никак не хотели признаваться, что не были «на точке».
Интересно отношение старика к Ваське и Гришке: «Обормоты, — говорил он на ходу. – Не были же, не были – и в глаза врут стоят. Чтобы вам околеть, не доживая веку!…» Получается, что Дядя Ермолай может многое понять и простить, но только не обман.
Этот рассказ интересен также и в композиционном плане. Начинается произведение со слов: «Вспоминаю из детства один случай». Таким образом, без особого вступления автор вводит читателей в мир своего детства.
Основную часть составляет сам сюжет повествования. В конце же автор подводит итоги, делает выводы уже с высоты своих лет: «Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю – стою над могилой, думаю.
И дума моя о нем – простая: вечный был труженик, добрый, честный человек».
Но не всегда Шукшин сам подводит итоги. Чаще всего читатель сам должен понять и осознать, о чем говорит автор и что он считает самым главным в той или иной ситуации.
Для раскрытия характеров своих героев Василий Шукшин, кроме всего прочего, прибегает к юмору и к комическим моментам. Так, в рассказе «Билетик на второй сеанс» повествуется о кладовщике перевалочной товарной базы Тимофее Худякове.
Этот герой считает, что судьба его не сложилась: «Было время, гордился, что жить умеет, теперь тосковал и злился».
Сторож Ермолай по-своему понимал, «отчего душа болит» у Тимофея: «Совесть тебя, дьявола, заела: хапал всю жизнь, воровал… И не попался ни разу, паразит!»
Также комичным является тот момент, когда пьяный Худяков принимает своего тестя за Николая Угодника и начинает жаловаться на свою жизнь, жену, которая «вся в папашу своего: «Хайло разинет и давай – только и знает».
Такие высказывания в свой адрес тесть не смог долго выносить. Интересно, как сам Тимофей выбрался из этой «сложной ситуации»: «Все секреты свои рассказал тебе. Тьфу! Ну, ничего – знай. Вот ведь как обознался! Это ж надо так вклепаться?»
Таким образом, отношение читателей к героям Шукшина формируется во многом благодаря комическим ситуациям, которые и раскрывают образы в полной мере. Кроме того, они показывают персонажей такими, какими они являются в реальности.
Очень часто в произведениях В.Шукшина веселые нотки переплетаются с грустью и какой-то всепоглощающей тоской.
Так, в рассказе «Думы» главный герой, слушая чуть ли не каждую ночь звуки гармони на улице, вспоминает свои молодые годы, где было много памятного. Самые разные мысли одолевают героя: вспоминает он о смерти брата, о своей жене, думает о будущем.
Надо сказать, что Шукшину свойственно обращение к форме раздумий в своих произведениях, ибо именно размышления раскрывают внутренний мир человека.
В языковом плане рассказы писателя очень ярки и многогранны. Автор легко воссоздает речь героев, которая является очень живой и образной.
Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/shukshin-v-m/10018-khudozhestvennoe-svoeobrazie-rasskazov-v-m-shukshina
В.М. Шукшин. Личность писателя. Рассказ «Дядя Ермолай»
Василий Макарович Шукшин известен как писатель, сценарист, режиссер, актер. Родился он в крестьянской семье на Алтае. Когда мальчику было около четырех лет, его отец был раскулачен. Василий работал с шести лет.
Став постарше, в поисках заработка он отправился в город, пытался учиться в автомобильном техникуме, работать бухгалтером. Но все это не было ему интересно.
Шукшин начал писать юмористические рассказы и случаи из жизни деревни.
В.М. Шукшин – это автор двух романов, большого количества рассказов, сценарист фильмов «Позови меня в даль светлую», «Живет такой парень», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная». Герой Шукшина – «чудик», есть у писателя рассказ с таким названием.
Но этот герой встречается и во многих других произведениях автора. «Чудик» – человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству, и поэтому чуждый обывателю.
Герои-«чудики» любимые у Шукшина.
Рассказ «Дядя Ермолай»
Рассказ «Дядя Ермолай» – один из последних рассказов Василия Макаровича Шукшина – написан в 1970 году. Мать писателя вспоминала:
«Вот есть рассказ «Дядя Ермолай». Это бригадир такой был у нас в Сростках. Вася даже ни фамилии, ни имени нисколечко не переменил. Помню, начали сено возить. Я и говорю: «Ермолай Григорьевич, возьми, бога ради, моего Васю-то копна возить на волокушах.
Все хошь маленько, да подработает». А он: «Я бы взял, мне-то что, да беда, ножонок-то у него не хватит, чтобы коню спину обнять». Я говорю: «Что вы, он уже цепко держится».
Взяли все же… У Васи все получалось потому, что сызмальства труд крестьянский узнал, всегда среди простых людей был».
Рассказ автобиографичен, В.М. Шукшин сохраняет даже имя главного героя – Васька.
Действие происходит в сибирском колхозе. Вот начало произведения:
«Вспоминаю из детства один случай. Была страда. Отмолотились в тот день рано, потому что заходил дождь. Небо – синим-сине, и уж дергал ветер. Мы, ребятишки, рады были дождю, рады были отдохнуть, а дядя Ермолай, бригадир, недовольно поглядывал на тучу и не спешил».
Мы видим, как по-разному на непогоду реагируют дети и дядя Ермолай: он переживает, что дождь может испортить зерно.
Очень важна роль пейзажа в произведении:
«Гроза разыгралась вовсю: вспыхивало и гремело со всех сторон! Прилетали редкие капли, больно били по лицу. Пахло пылью и чем-то вроде жженым – резко, горько. Так пахнет, когда кресалом бьют по кремнию, добывая огонь.
Когда вверху вспыхивало, все на земле – скирды, деревья, снопы в суслонах, неподвижные кони, – все как будто на миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала все; сверху гремело гулко, уступами, как будто огромные камни срывались с горы в пропасть, сшибались и прыгали».
А вот реакция дяди Ермолая на детей:
«Дядя Ермолай ошалел… Может быть, мы – в глазах его – тоже на миг подпрыгнули и повисли в воздухе, как вчерашние скирды и кони, – отчего-то у него глаза сделались большие и удивленные».
Автор проводит параллель между поведением героев и явлениями природы.
Ермолай велит мальчикам посторожить зерно:
«– Самая воровская ночь, – сказал дядя Ермолай. – Ну-ка, Гришка… – дядя Ермолай поискал глазами, я попался ему. – Гришка с Васькой, идите на точку – там ночуете. А то как бы в такую-то ночку не подъехал кто да не нагреб зерна. Ночь-то… самая такая».
В рассказе заметен кинематографический почерк автора. Над рассуждением преобладает диалог. Посмотрим на центральную часть рассказа – диалог мальчишек и дяди Ермолая:
«– Ну, караульщики, – спросил дядя Ермолай, увидев нас, мне показалось, что он смотрит пытливо. – Как ночевали?
– Хорошо.
– Все там в порядке? На точке́-то?
– Все в порядке. А что?
– Ничего. Спрашиваю… Я посылал, я и спрашиваю. «А что?» – А сам все смотрит. Мне стало не по себе. – Зерно-то целое?
– Целое. – У Гришки круглые, ясные глаза; он смотрит не мигая. – А что?
– Да вы были там?! На точке́-то?
У меня заныл кончик позвоночника, копчик. Гришка тоже растерялся… Хлоп-хлоп глазами.
– Как это «были»?..
– Ну да, были вы там?
– Были. А где же мы были?
Эх, тут дядя Ермолай взвился:
– Да не были вы там…»
Диалог яркий, подвижный и колоритный:
«– Да растудыт вашу туда-суда и в ребра!.. – Дядя Ермолай аж за голову взялся и болезненно сморщился. – Ты гляди, что они вытворяют-то! Да не было вас на току, не бы-ло-о! Я ж был там! Ну?! Обормоты вы такие, обормоты! Я ж следом за вами пошел туда – думаю, дошли ли они хоть? Не было вас там!»
Разбор
Составим психологическую характеристику героев, выписав ключевые глаголы.
Реакция дяди Ермолая | Реакция мальчишек |
Смотрит на мальчиков пытливо | Смотрят не мигая |
Взвился | Решили стоять насмерть |
Аж за голову взялся | Это нас не смутило |
Несмотря на то что дядя Ермолай решил не наказывать мальчишек, они не сознались в том, что заблудились и не дошли до тока с зерном:
«– Ну, ладно, ладно… Вы, можеть, боитесь, что я ругаться буду? Не буду. Только честно скажите: где ночевали? Не скину по пять трудодней… Где ночевали?
– На току.
– Да где на току-то, – сорвался дядя Ермолай. – Где на току-то?! Где, когда я… У-у, обормоты! – Он заискал глазами – чем бы огреть нас».
Очень важен финал рассказа:
«Теперь, много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на кладбище помянуть покойных родных, я вижу на одном кресте: «Емельянов Ермолай …вич».
Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю – стою над могилой, думаю. И дума моя о нем – простая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать я ее не умею, со всеми своими институтами и книжками.
Например: что́ был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том именно, как они ее прожили. Или – не было никакого смысла, а была одна работа, работа… Работали да детей рожали. Видел же я потом других людей… Вовсе не лодырей, нет, но… свою жизнь они понимают иначе.
Да сам я ее понимаю теперь иначе! Но только когда смотрю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее? Не так – не кто умнее, а – кто ближе к Истине.
И уж совсем мучительно – до отчаяния и злости – не могу понять: а в чем Истина-то? Ведь это я только так – грамоты ради и слегка из трусости – величаю ее с заглавной буквы, а не знаю – что она? Перед кем-то хочется снять шляпу, но перед кем? Люблю этих, под холмиками. Уважаю. И жалко мне их».
Автор предлагает читателю разобраться в вопросах, на которые не может ответить сам.
Спустя годы персонаж Шукшина мучается мыслью о том, что не признались тогда мальчишки. Через весь рассказ проходят тема правды и тема совести. Прожитые годы не оправдывают детский поступок.
Заключение
Рассказ В.М. Шукшина «Дядя Ермолай» – это рассказ-характер, рассказ-судьба. В нем показан человек с чистой и праведной душой.
Вопросы к конспектам
1. Понравился ли вам рассказ?2. В каком году написан рассказ «Дядя Ермолай»?3. Какие темы затрагивает рассказ «Дядя Ермолай»?
Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3439
Роль подтекста врассказаВ.Шукшина. Анализ рассказов «Дядя Ермолай», «Думы», «Алеша Бесконвойный»
4. Проблема творческой эволюции писателя. Сравнение одного из первых рассказов – «Светлые души» – и последнего рассказа В.Шукшина «Кляуза» (проследить за изменением авторской интонации, за оценкой писателем нравственного состояния человека).
5. «Чудики» как тип шукшинского героя (рассказы «Чудик». «Раскас». «Миль пардон, мадам!», «Микроскоп»).
Шукшин искал своих героев среди простого народа. Его привлекали обычные люди с необычными характерами. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку.
Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе «Чудик». Чудиком «иногда ласково» называет главного героя жена. Весь рассказ — описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для него это становится большим, так долго ожидаемым событием – как-никак, с братом они не виделись целых 12 лет.
Чудик — типичный деревенский житель. Но он «обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные». Первое происшествие случается с героем еще по пути на Урал.
В районном магазине, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку».
Молча поднять ее у героя не хватает наглости…
Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает его на то, чтобы неудачно пошутить. Чудик совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось. В этой ситуации герой, обратив на себя внимание всех, оказался непонятым. Очередь молчала. Чудик положил деньги на прилавок и ушел. По дороге он обнаружил, что «бумажка»-то была его. Но он постеснялся вернуться и забрать ее.
А ведь деньги были сняты с книжки, долго копились, и их потеря – большой урон для героя. Настолько большой, что ему приходится вернуться домой. Хотел было Чудик возвратиться в магазин, объяснить очереди, оправдать как-то свою рассеянность.
Но вместо этого он долго ругает себя: «Да почему же я такой есть-то?» Дома Чудик «получил по голове» от жены шумовкой, снял деньги снова и поехал к брату.
Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. По его представлениям, он ведет себя естественно, так, как надо себя вести. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на героя как на самого настоящего чудика.
И вот Чудик наконец в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, но тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни.
Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, герой, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Но не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал.
… И поблагодарить бы он должен Чудика за заботу, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся – такая благодарность за заботу.
А он приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть. «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать» — не ожидал такого ответа на свою грубость.
В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах. Герой предельно открыт, даже в общении с совершенно незнакомыми людьми.
Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог он также подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается.
Он снова желает сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице. На следующий день после приезда Чудик расписывает детскую коляску.
А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.
За это «чудачество» сноха выгоняет героя из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Они приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных».
Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе – вот мерила человеческого достоинства для «образованных», а душевные качества стоят для них на последнем месте. Чудик уехал… Дмитрий ничего не сказал…
Домой герой приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле.
И лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно. Важно то, что поступает он так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение — единственно правильное и искреннее.
Все это Шукшин описывает трогательно и предельно просто. На нашем лице может появиться лишь умиленная улыбка, грустная, но добрая. Иногда Чудика становится жаль. Но это не оттого, что автор пытается вызвать сочувствие. Нет, Шукшин никогда не идеализирует своих героев. Он показывает человека таким, каков он есть.
Герой рассказа взят из деревенской среды, потому что, считает Шукшин, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Ему больше всего присуща та искренность, доброта и наивность, которой так не хватает современным городским людям, изуродованным прогрессом и так называемой цивилизацией.
6. Место В.Шукшина в русской прозе 60 –70х годов (среди возможных вариантов: «деревенщик»; «промежуточный писатель»; мастер «рассказа – анекдота»; создатель образов «чудиков»; писатель, сумевший отразить русский национальный характер своего времени).
Источник: https://cyberpedia.su/12x6af2.html
Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина Дядя Ермолай
- Гафарова Румия Джафяровна, учитель русского языка и литературы
Литература по сути своей предмет личностно-ориентированный.
Личностно-ориентированный подход в обучении- это технология последовательного движения учителя вместе с учениками от образа к действию через различные виды анализа, воздействие на детское сознание, эмоциональный мир ребёнка через музыку, игру, интригу, цвет, воспоминание и т. д. Данный урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в обучении.
Уроки литературы всегда помогают воспитывать нравственного человека. Основой личностного- ориентированного обучения является не один урок, а серия уроков, посвящённых одной теме.
Поэтому мы несколько уроков читали и анализировали рассказы В. М. Шукшина.
К этому уроку дети должны были написать мини-сочинения по вариантам «Какие качества я больше всего ценю в людях?», « Что мне нравится в людях?»
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с рассказом В. М. Шукшина «Дядя Ермолай»;
- показать детям духовный мир героев рассказа;
Развивающие:
- развивать речь учащихся, творческое воображение;
- развивать самостоятельность мышления: выражать своё мнение, выделять главное, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к урокам литературы;
- воспитывать любовь к природе;
- помочь детям в понимании героев В. М. Шукшина, а через это повлиять на их нравственный мир;
- воспитывать душевную чуткость, совестливость.
Оборудование:
- портрет В. М. Шукшина;
- выставка книг;
- репродукции картин: К. Е.Маковский «Дети, бегущие от грозы», И. Левитан «Сумерки. Стога», Ф. Васильев «Перед грозой»;
- Толковый словарь С. И. Ожегова;
- магнитофон;
- магнитофонная запись «Перед дождём».
Структура урока.
- Организационный момент. (3мин.)
- Проверка домашнего задания. (10 мин.)
- Работа над содержанием рассказа. (30 мин.)
- Подведение итогов. ( 5 мин.)
- Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Ребята, сейчас мы с вами мысленно побываем в будущем. Для этого я попрошу вас закрыть глаза и немного пофантазировать вместе со мной. (Звучит спокойная музыка) Представьте себе, что наступили летние каникулы. Пора сенокоса.
Ваши родители косят на дальнем лугу. Вы скачете на лошади. За вами исчезает село. Впереди луг. Везде пестреют цветы. Поют птицы. Только на природе человек задумывается о смысле жизни, задаёт себе разные вопросы.
А теперь открыли глаза и попробуем ответить на вопросы, заданные на дом.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение мини-сочинений: 1 вариант « Какие качества я больше всего ценю в людях?»; 2 вариант «Что мне не нравится в людях?»
3. Работа над содержанием произведения.
– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с рассказами В. М. Шукшина. Какие рассказы вы уже прочитали?
— Тема нашего урока звучит так: «Нравственные проблемы в рассказе В. М. Шукшина «Дядя Ермолай». Эпиграфом урока станут слова самого писателя. прочитаем его. Слова лежат у вас на партах.
Нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит — жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду».
— Найдём значение слова нравственность в толком словаре. ( Чтение словарной статьи). Мы ещё вернёмся к эпиграфу по ходу урока.
– Дома вы самостоятельно познакомились с рассказом «Дядя Ермолай». Почему так назван рассказ? Что поразило вас в нем? В чём, на ваш взгляд, заключается основная мысль рассказа?
— А сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: какие нравственные проблемы ставит перед читателями В. М. Шукшин.
Первая проблема- это проблема правды. Ведь в основе этого рассказа лежит случай, который произошёл с самим автором, когда ему было 12 лет. А рассказ написан в 1971 году. Сколько лет прошло? Почему он решил написать своё произведение спустя 30 лет? Чтобы ответить на этот вопрос, мы прочитаем короткое вступление к рассказу. ( Вспоминаю из детства один случай).
— Почему автору не вспомнился случай, он не вспомнил о нём, а – вспоминаю? ( Этот случай не даёт ему покоя, он помнит о нём постоянно. Память запечатлела поступок, и через много лет он пишет рассказ.)
-Перед нами возникает ещё одна проблема, над которой будем работать в классе- проблема памяти. Найдём значение этого слова в словаре.
– Рассказ ведётся от первого лица. В рассказах Шукшина, написанных от первого лица, не раз обращается он к предкам. Старики Шукшина – совестливые и мудрые люди. Об этом мы ещё сами убедимся.
– Почему автор сразу не рассказывает нам про этот случай, а показывает состояние природы? Прочитаем пейзаж. Что описывается в нём? (Природа во время грозы, перед дождём). Послушаем, что происходит в природе перед грозой, дождём. ( Звучит музыка).
— Птицы волнуются, боятся. Слышен отдалённый гул.
— А теперь посмотрим на репродукции картин художников, которые изобразили приближение грозы. Обратим внимание на репродукцию картины Ф. Васильева «Перед грозой». Какие изменения происходят в природе перед грозой?
— Смотрим на репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Что можно сказать про эту картину.( На картине изображена надвигающаяся гроза. На пожелтевшем небе большая серая туча. Она закрыла почти всё небо. Солнца не видно.
Налетевший ветер клонит к земле траву, цветы, деревья. перед нами испуганные ребятишки, убегающие от грозы. У девочки волосы растрёпались от бега и сильного ветра. На спине у неё маленькая сестрёнка. Она боится грозы.
С замиранием сердца смотрит она на небо и думает: успеет ли добраться до дома, прежде чем разразится гроза.)
-Вспомните, возможно, кому-то из вас случалось быть во время грозы в поле, в лесу? Что вы почувствовали: волнение, тревогу, ужас, страх? Почему люди боятся грозы? А как вы думаете, мальчики испугались грозы?
Прочитаем по ролям диалог дяди Ермолая и мальчиков, а затем выделим слова, которые показывают чувства героев в психологическом поединке. (Чтение диалога по ролям).
—Почему, солгав, мальчики упорно стоят на своём? Зачем дядя Ермолай добивался, чтобы дети
сказали правду? ( Бригадир не мог понять, зачем они так упорно врут.)
— Дети не сознались, что не были на току, куда их отправил дядя Ермолай. Как вы думаете, сознаются ли они во лжи потом, когда пройдёт время?
— В этом рассказе Шукшин так и не пояснил, почему дядя Ермолай ночью в грозу сам отправился на ток. Хотел мальчишек проверить или забеспокоился- страшно им в такую ночь.
Как вы думаете? Что оскорбило его в поведении детей? Почему он хотел услышать от них правду, их собственное признание? В. И. Даль говорил: «От человека утаишь, от совести не утаишь».
Следующая проблема, которую поднимает автор в рассказе- это проблема совести. Шукшин говорит, что человек должен жить по совести и правде.
– Автор не даёт ответа на вопрос: в чём смысл жизни обыкновенных людей, а предлагает над ним подумать. У него есть такая формула: «Труд- это очень простое понятие, как правда».
Не случайно объединяет писатель правду и труд. А по тому о труде он пишет, стремясь быть правдивым до конца. Труд бескорыстный, но ради людей, ради Отчизны. Этот смысл звучит и в эпиграфе.
У Шукшина на первом месте всегда стоит правда:
- правда и память
- правда и совесть
- правда и труд. Ибо он писал: «Нравственный человек для меня- это прежде всего человек совестливый и правдивый». Какие главные проблемы затрагивает автор в этом рассказе?
4. Подведение итога урока.
Закончите фразы:
- Я сейчас чувствую…
- Я думаю…
- Я не умею…
5. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему: «Герой рассказов Шукшина, затронувший мою душу.»
Источник: http://koshkinsad.ru/3970/
Тема памяти в рассказе В.Шукшина «Дядя Ермолай»
Лаптева Наталья Ивановна, Нижегородская область, г. Сергач, учитель русского языка и литературы
МБОУ Сергачская СОШ №2
Тема памяти в рассказе В.Шукшина «Дядя Ермолай».
Тип урока: урок –проект
Цели урока:
- -проектная деятельность;
- -составление лингвокультурологического словаря и схем по ходу рассуждения;
- — уловить глубинный смысл ;
- -воспитывать чувство совести, памяти, моральной ответственности за совершенный поступок.
Методы и приемы:
- -чтение и анализ рассказа в классе;
- -беседа по восприятию;
- -отбор ключевых слов(по группам);
- -творческая работа учащихся по составлению лингвокультурологического словаря.
Тип взаимодействия:
- -организация совместной поисковой деятельности;
- -учитель координирует работу учащихся.
Средства обучения:
- Текст рассказа В.Шукшина «Дядя Ермолай».
- Лингвистические словари
- Подготовительный этап.
Накануне урока ребята получают задание:
- — Что для меня значит слово ПАМЯТЬ? (Мини-сочинение)
- -Подобрать пословицы и поговорки , где используется слово ПАМЯТЬ.
Ход урока.
Первый этап—подготовка к восприятию (эвристическая беседа)
- -Толкование пословиц с целью подвести учеников к проблемному вопросу.
- — заслушивание творческих работ учащихся.(реализация домашнего задания).
- Чтение рассказа учителем в классе.
-С помощью ряда вопросов задать нужный тон рассуждения учеников.
- —Почему автор решил описать то, что случилось много лет назад?
- —Почему рассказчик помнит Ермолая?
- —В чем заключается основной смысл рассказа?
Второй этап—проверка восприятия.
- -Обсуждение ключевых слов в группах.
- -Активная работа с текстом:
- — Многократное прочтение, проговаривание отдельных фрагментов.
- — Аналитическая деятельность.
Третий этап – анализ текста.
- — Обсуждение и отбор ключевых слов .
- -Аналитическая беседа с элементами чтения.
С помощью ряда вопросов учитель направляет деятельность ребят:
- -Почему автор так подробно описывает сцену допроса детей?
- -Что оскорбляло Ермолая в поведении детей?
- — Почему в конце рассказа очень много вопросов, на которые автор не дает ответа ?
Четвёртый этап – подведение итогов, обобщение.
Беседа по проблемным вопросам:
- —Легко ли жить с муками совести?
- —Всегда ли можно исправить свои ошибки?
- —Как вы относитесь к автору-рассказчику?
Пятый этап – домашнее задание.
Ученики получают следующие задания:
1) Составить лингвокультурологический словарик для ключевых слов «память», «совесть», «правда».
2) Изменилось ли что-то в вашем понимании после анализа рассказа? (сочинение).
Итог урока:
- Во-первых, ученики освоили навыки работы со словарями, опыт углублённого прочтения текста.
- Во-вторых, были достигнуты развивающие цели: навыки мыслительных операций, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
- В-третьих, решены важные воспитательные задачи: опираясь на текст, ребята смогли сделать вывод о том, что исправлять жизненные ошибки никогда не поздно, что память о тех, кто учил добру и правде, вечна.Скачать полностью работу
Источник: http://u4eba.net/sbornikidei/tema-pamyati-v-rasskaze-v-shukshina-dyadya-ermolay.html
Нравственная проблематика рассказов Шукшина
Нравственная проблематика рассказов Шукшина
План реферата:
1) Краткая биография В.П.Шукшина
2) Нравственность рассказов Шукшина
3) Его рассказы:
а) «Думы» и «Дядя Ермолай»
б) «Микроскоп», «Забуксовал», «Космос, нервная система и шмат сала»
в) «Осенью»
г) И многие другие рассказы
4) Заключение
1) Краткая биография В.П.Шукшина.
Василий Макарович Шукшин родился в 1929году в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После окончания сельской семилетней школы поступил в Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе. В 1946году покинул родное село и переехал в Калугу.
Вплоть до 1949года работал сначало слесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге, потом на тракторном заводе в городе Владимере, слесарем, разнорабочим головного ремонтно-восстановительного поезда.
В 1953году вернулся в село Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости.
Затем приезжает в Москву и в 1954году поступает на режиссерское отделение Всесоюзного государственного института кинемотографии. Именно во время учебы снялся в своей первой главной роли в фильме
М.Хуциева «Два Федора», это было в 1956году. В этом же году был впервые опубликован в журнале «Смена» с рассказом «Двое на телеге».
И вот с 1963года В.Шукшин — становится режиссером киностудии им. М.Горького. Снял по своему сценарию фильмы «Живет такой парень»,»Ваш сын и брат».
Шукшин за свою короткую жизнь был актером, режиссером, литератором. Он снялся в 58фильмах, поставил по собственным сценариям такие фильмы как «Печки-лавочки» в 1973году, «Калина красная» в 1974году.
«Перу писателя принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов и книга публицистики (сборник новелл «Сельские жители»в 1963году, «Там в дали» в 1968году, сборник рассказов «Характеры» в 1974году, в том же году «Беседы при ясной луне», и роман «Я пришел дать вам волю» и др.).»
Но жизнь этого талантливого человека к сожалению закончилась рано — в 1974году, на 46году жизни В.М.Шукшин скоропостижно скончался во время съемок кинофильма «Они сражались за Родину».
_________________________________________________________
1) Русская литература XX века Христоматия для 11класса. — М.,c1993г., II часть.
2 ) Нравственность рассказов Шукшина.
В литературе 60х — 70х годов одной из главенствующих тем — была тема деревни. Обострение общественного интереса к экономическим и социально-идеологическим процессам, происходящим в сельском хозяйсиве вызвало в жизни ряд замечательных произведений Ф.Абрамова,
В.Белова, В.Тендрякова и конечно же Василия Шукшина.
Их произведения тем и замечательны, что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражение социальные и духовные, нравственные интересы современного общества.
Писатели устремлены к познанию нравственных истоков характера деревенского человека, стремительно меняющегося в то время. Преображаются социальные условия деревенского бытия.
Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено почетное место. Его новеллистическое творчество — явление яркое и самобытное.
При всем многообразии жанровых форм Шукшина — есть то, что их объединяет, — излюбленная нравственная проблематика и присущая только этому автору творческая манера, тот творческий почерк, по которому узнаешь каждую его страницу.
Проза Василия Шукшина явление своеобычное, со своими стилевыми особенностями. Характеры увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает, довоображает. Шукшин вглядывается в свой персонаж и исследует его как художник досконально, открывая его душевную многослойность, многогранность.
В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаимости, в удивительном разнообразии. Интонация его произведений подвижна, богата оттенками. Шукшин на нескольких страницах создает неповторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия.
Форма у него несет в себе лаконичность, экономию средств вырожения и необыкновенную насыщенность. Шукшин обращается к обыденному, казалось бы значительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием.
Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие.
Никогда не найдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но самодовлеющей детали. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки.
Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым прибегает Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет функции простой информативности, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога — подвижен, современен, насыщен колоритными речениями.
Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие художественных средств.
Никогда не сталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредственностью, — уж тут не упрекнуть автора в рациональности. Сюжетные ситуации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем — все это увлекает и волнует читателя.
Не «рассказы настроения» влекут к себе Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе отпечаток времени.
Особенное пристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность.
Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, нехватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке.
Шукшин глубоко переживал тот разрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городе и в деревне, между уровнем культуры.
Шукшин — писатель глубоко социальный. Он исследовал новые социальные явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни.
Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровом повседневности он мог видеть особенное — те черты, которые в совокупности создавали русский национальный характер.
Русский национальный характер, русский народ в его историческом движении — вот что неизменно занимало творческое мышление Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.
Для литературы 70х годов характерны глубокая постановка нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души, смелость художественных исканий.
В этом русле и развивается творчество Шукшина, полные веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности.
В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но и не благостен, — он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу.
Прямая и беспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сфере нашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, Шукшин не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас читателей.
Шукшин никогда не контролирует своих героем. Он умеет обнаружить в обыденном характере прорастающее в нем типизирующее начало. Его правда не бывает книжной, она выстрадала, она возникла как итог его жизни.
Исследуя как художник новые социальные явления, Шукшин протаптывал свою тропу в искусстве и обращался к неизведанным пластам жизни. Это — обычная жизнь обыкновенных людей. Социальные конфликты занимают Шукшина прежде всего с их нравственной стороны. Художник с глубоким интересом вглядывается в индивидуальную психологию героя.
Одна из главных его тем — тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложных этических проблем.
Что же такое счастье и как же оно достигается? Что дает человеку честный труд? Какова же та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья?
3 ) Его рассказы:
а) «Думы» и «Дядя Ермолай».
Основой нравственности для Шукшина всегда был труд, труд — на пользу обществу, труд — удовлетворение и радость.Для него это было то миропонимание, которое складывалось в ранние детские годы.
Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к труду.
Поэтому и хочется остановить внимание читателя прежде всего на рассказах, в которых созданы образы трудолюбов.
В рассказе «Думы» (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей Рязанцев.
В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступив в колхоз и выстрадал многие перемены в деревне. Началась война — пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когда вернулся после госпиталя домой — избрали председателем колхоза.
Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии — слияния с природой. Писатель акцентирует внимание человека на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.
Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемственности поколений требуют от писателя анализа чувств.
Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности материнства и доброты — через них познается человек, а через него — время и сущность бытия.
Пути постижения писателем ведут его к познанию глубин души человеческой. А в этом — ключ к решению древних и новых загадок жизни.
Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненного предназначения. Рассказ «Думы» философски насыщен, здесь философия становится чувством или чувство философией.
Рассказ «Дядя Ермолай» написан в 1917году. Рассказчик вспоминал о честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам иждивенчиства, захребетничества, корыстолюбия. Он в стремлении передать душевную красоту хлебороба.
Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: «знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что с измальства труд крестьянский узнал».
В рассказах «Дядя Ермолай» и «Думы» созданы типичные народные характеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских тружеников так же , как и всех советских людей, волнуют проблемы и противоречия века.
б) «Микроскоп», «Забуксовал» и «Космос, нервная система и шмат сала».
Деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем, рождая парадоксы.
Эти парадоксы привлекают внимание Шукшина, и из под его пера выходят такие рассказы, где герой изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которого стремится прикоснутся к тайнам природы.
Рассказ «Микроскоп» пронизан юмором, но в глубине его образной системы — глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о «вещной болезни», ставшей столь распространенной в наше время.
Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.
Можно зло посмеяться над героем рассказа «Забуксовал», который вдруг задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеятся?
Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт.
Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от матери, и он ест хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич скряга отменный. Живет он зажиточно, в кладовке чего только у него нет.
Старик удивляется: зачем учиться еще 8лет, — что бы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он советует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары цивилизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем.
В буседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно голодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язвителен.
Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе.
в) «Осенью».
В рассказах Шукшина — сложная картина жизни, — за простыми реалиями существования открывается второй план, углубляющий понимание философии того или иного произведения.
Таков и рассказ «Осенью» (1973). Это один из лучших рассказов Шукшина, несущий в себе глубокое гуманистическое содержание, отличающийся тонкостью психологического письма, грустно-лирической интонацией.
Скрестились судьбы трех людей. Филипп Тюрин в юности полюбил красавицу Марью Ермилову, и Марья тоже его любила, — и дело шло к свадьбе. Убеждения Филиппа не позволяли ему венчаться в церкви, а Марья, под влиянием родителей и деревенских обычаев того времени, заупрямилась: венчаться, и все. Так и расстались. С годами боль не ушла… Уже была семья, детишки.
А болело и болело по Марье сердце. Жена поняла причину постоянной печали и замкнутости Филиппа и возненовидела его. Доходили до Филиппа слухи, что и в семье Марьи нет лада, что и Марья тоскует. Прошли годы. И вот на пароме встречает Филипп похоронную процессию и узнает, что везут хоронить Марью.
И захотел Филипп в последний раз взглянуть на любимое лицо, да и то муж Марьи — Павел прогнал его.
И завершается рассказ печальными мыслями Филиппа о том, что нельзя воротить прошлое и прожить жизнь по другому. Судьба всех троих исковеркана покорностью Марьи старым обычаям, юношеским максимализмом Филиппа, отстаивавшего новые формы жизни и не сумевшего убедить любимую, бравадой Павла, отбившего красивую девушку. Вот так и оказалось — все трое лишили себя счастья.
Читатель этого рассказа не может не почувствовать потрясения человеческими судьбами, не может не поверить в то, что счастье достижимо, но надо уметь постоят за него, оно редко приходит без зова.
г) И многие другие рассказы.
Шукшин хотел видеть человека прекрасным во всех его проявлениях
— в труде, в высоте духовных и нравственных запросив, в любви к женщине и уважении к старикам, в добром внимании к окружающим людям, в сопричастности к большому миру. И все свое хотение он выражал в своих рассказах, и именно потому его рассказы глубоко нравственны.
В своих рассказах автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах «Мужик Дерябин», «Непротивленец Макар Жеребцов», «Привет Сивому!», «Мой зять украл машину дров!», «Бессовестные».
Аналитическая мысль писателя, выделяя те или иные социально-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное.
Рассказа создаются в результате глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа.
«Сураз», «Раскас», «Беспалый», «Страдания молодого Ваганова» — рассказы, казалось бы, тематически близкие, убеждают нас в неповторимости, самоценности каждого случая и его финала.
Даже курьезная история неожиданно заставляет угадывать скрытую за нею значимость случая, вызывая сочувствие герою.
Поступки героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться человеческим характерам, но и относиться к личности с уважением, считаться с нею.
Смерть наведывается к героям Шукшина,и, кажется, в ней нет ничего загадочного, хотя переход от неистовой «циганочки» к вечному покою трагически противоестественен.
Смерть — разрушение жизни, непоправимое несчастье («Горе», «Как помирал старик», «Сураз», «Залетный», «Охота жить», «Осенью», «Солнце, старик и девушка», «Жил человек», «Заревой дождь»).
Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающий путь человека, народно в своей основе.
Источник: https://botanim.ru/content/nravstvennaya—problematika-rasskazov-shukshina-329.html