Анализ рассказа шукшина обида

«Обида», анализ рассказа Шукшина

Рассказ «Обида» можно отнести к «рассказам-анекдотам». Обиженный человек не смог преодолеть «стенку из людей» — общество, несправедливо его оскорбившее, но его обиду смогли излечить крошечная доченька и жена.

Проблематика

В рассказе нет обычного для Шукшина противопоставления городского и деревенского сознания. Все герои рассказа – горожане. В рассказе противопоставляется сознание хорошего человека и лицемера-пьяницы.

Основную проблему формулирует сам главный герой: «До каких пор мы сами будем помогать хамству?» Другая проблема, связанная с первой, состоит в том, что плохие люди (хамы, лицемеры, алкоголики, подхалимы) будут всегда, бороться с ними – всё равно что сражаться против мельниц, как Дон-Кихот.

Умения видеть в человеке главное и избегать общения с плохими людьми — вот чего не хватает главному герою и чему он учится на глазах изумлённых читателей. Проблематика рассказа одновременно нравственная и социальная.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит в большом городе, где есть «девятиэтажная башня», и занимает всего несколько часов субботнего утра: неудачный поход Сашки Ермолаева с дочерью в магазин, поиск хама-соседа и выяснение с ним отношений. Сашка – философствующий герой Шукшина.

Рассказ начинается с философско-психологического рассуждения об обиде. Сначала читателю кажется, что это внутренний монолог героя, но постепенно становится понятным, что это рассуждения автора, своеобразное философское введение, экспозиция.

Автор говорит об обиде, о том, что из-за неё не стоит переоценивать жизнь, нужно быть спокойным и благоразумным. Автор обращается к тем читателям, которые не согласны стерпеть обиду, презирают благоразумных людей. Шукшин сравнивает отстаивание своей точки зрения обиженным человеком с боем на картонных мечах.

С его точки зрения, борец с обидчиками обязательно потерпит неудачу.

Обратите внимание

Вступление подобно морали, стоящей перед притчей. А история с Сашкой Ермолаевым – притча-иллюстрация.

Первая фраза рассказа – это завязка. Она отделена от развития действия вступлением-экспозицией. Затем следует подробный рассказ о том, как Сашка искал правды и пытался отомстить за причинённую обиду, при этом приходя во всё более угнетённое состояние духа. Прежде, чем действовать, Сашка рассуждает о том, что и зачем он собирается делать, как бороться за правду.

Мудрости Сашки, как и предполагал автор во вступлении, не хватает на то, чтобы простить обиду.

С Сашкой случается то, что предрекал автор: он намахался театральным мечом, его отовсюду с треском выставили, его уже охватило отчаяние.

И он уже идёт за молотком, чтобы из-за своей обиды побить или даже убить человека! Только жалость к жене побуждает Сашку стать благоразумным и покорно пойти домой.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Сашка Ермолаев. У Сашки есть две дочери. Старшая, Маша, судя по её речи, девочка лет 3-5. Младшая безымянная дочь только начала ходить. Сашкина жена Вера – мудрая женщина, понимающая чувства мужа, знающая его характер и то, на какой рычаг нажать, чтобы муж «покорно пошёл домой».

Сашка – рефлексирующая личность, он ранимый и чуткий человек. Неизвестно, какова его профессия, но он ведёт себя интеллигентно. Ни хамка-продавщица, ни хам в плаще не могут заставить его хамить в ответ. Единственный, кому Сашка «нашёл, что сказать», был парень-мясник.

Цель Сашки – доказать, что его обидели зря, что все неправы, а он прав.

Но когда это люди соглашались с тем, что они неправы? Сашка терпит поражение в споре с продавщицей Розой, с хамом в плаще Чукаловым, а потом и с его сыном, когда приходит к хаму домой объясняться.

Важно

После каждой новой обиды, усугубляющей предыдущую, Сашку начинает трясти. Это физическое проявление душевной боли, которую Сашка готов унимать даже с помощью убийства.

В конце рассказа к Сашке возвращается душевное равновесие. Он связывает свою хорошую мирную жизнь теперь не со справедливым обществом, а с тем, что для него дороже всего – с крохами-детьми и любимой женой. Это решение Сашки понятно из его поступка, но остаётся в подтексте, прямо о нём нигде не сказано.

Плохие дяди и тёти (по словам маленькой Маши) ведут себя одинаково, как все хамы, подлецы и лицемеры. Особенно поражает Сашку то, что лицемер Чукалов, несправедливо называвший его алкоголиком, сам оказывается пьяницей.

Маша, в отличие от Сашки, видит суть людей и сразу называет хамов «плохие дяди и тёти».

Она поражает Сашку тем, что всё понимает. И она же спасает его от непоправимой ошибки, рассказав маме о том, что папа поругался с плохими дядями.

Стилистические особенности

Сашка — советский человек, живущий согласно законам официальной советской морали.

А мораль эта гласила, что все должны быть вежливыми и приветливыми, что нужно договариваться, а не решать конфликты с помощью кулаков.

Именно поэтому Сашку так обижают аморальные с советской точки зрения прозвища Исусик, фон-барон и несправедливые обвинения в алкоголизме, хотя Сашка «забыл даже, когда выпивал».

В рассказе причудливо сочетаются рассуждения на морально-этическую тему автора, внутренние монологи героя и точка зрения на внешние события маленькой Маши. Эту точку зрения выявляют «детские» слова: дяди и тёти, гагазинчик (магазинчик), кабинетик.

  • «Обида», краткое содержание рассказа Шукшина
  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Критики», анализ рассказа Шукшина
  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина
  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • «Горе», анализ рассказа Шукшина
  • «Мастер», анализ рассказа Шукшина
  • «Крепкий мужик», анализ рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

По произведению: «Обида»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Источник: https://goldlit.ru/shukshin/986-obida-analiz

Анализа рассказа Шукшина “Обида”

Сашка Ермолаев субботним утром идет с маленькой дочкой в соседний магазинчик за молоком и рыбой. Их встречает там за прилавком сварливая, хмурая продавщица, которой по ошибке кажется, что Сашка – тот самый парень, который вчера устроил здесь же, в магазине, пьяный дебош.

“Чего глядишь, как Иисусик? Помнишь вчерашнее-то?” – грубо осведомляется у Сашки продавщица прямо при дочери. Незаслуженная обида толкает Ермолаева в грудь, как кулаком. Сашке пытается объяснить нахалке, что вчера не приходил в магазин, однако та с еще большим хамством заявляет ему, что он, видно, “не проспался”.

Ермолаева начинает трясти от обиды. Он идет вглубь магазина искать директора. Парень-мясник пытается преградить ему дорогу, но видит в глазах Сашки такое серьезное чувство, что отшагивает в сторону.

Совет

Сашка находитне директора, а завотдела. Та идет с ним к продавщице-обидчице (Розе). Две женщины заводят разговор о Сашке, даже не глядя его в сторону, как будто его здесь и нет.

Роза с самоуверенной настойчивостью продолжает уверять, что Сашка – вчерашний пьяный дебошир.

Ермолаев вновь пытается возражать, но на него теперь начинают громко покрикивать и недовольные задержкой покупатели из очереди. Особенно возмущается один пожилой гражданин в плаще, который даже намекает, что Сашка “рано пришел: водка начинает продаваться в десять часов”.

Ошарашенный Ермолаев выходит на улицу курить. Маленькая дочка называет “дядь и теть” из магазина “плохими”. Когда мужчина в плаще выходит на улицу, Сашка пытается объяснить ему, что он не прав. Но тот сначала грубо кричит на него, а потом поспешно скрывается назад в магазин – вызывать по телефону милицию.

Сашка, держа за руку дочку, уходит домой. Обида доводит его до того, что на глаза готовы навернуться слезы. Особенно возмущает его мужик в плаще – трусливый подхалим. “Может, он одинокий какой, – думает Сашка, – может, стоит еще раз объяснить ему, что он неправ”.

Сашка и раньше часто видел этого мужчину – он живет в девятиэтажке напротив. Ермолаев идет в этот дом. Соседи узнают мужика по описанию: это Чукалов из 36-й квартиры.

Сашка звонит в 36-ю. Дверь открывает Чукалов. Сашка просит его не пугаться, говорит, что хочет объяснить. Но в глазах Чукалова вдруг загорается злая радость. Он хватает Сашку за рукав и зовет: “Игорь! “

В прихожую выходит молодой, крепкий, откормленный сын Чукалова. Сашка пробует объясниться и с ним, но Игорь вдруг неожиданно хватает его за грудки, ударяет два раза головой о дверь, толкает вниз по лестнице и запирает квартиру.

У Сашки кружится голова. Выбежав из подъезда, он бросается домой, где в прихожей лежит большой молоток. Сашка хочет ворваться с ним в квартиру Чукаловых и отомстить за обиду. Но во дворе его встречает и уводит успокаивать насмерть перепуганная жена, которая уже догадалась, что с мужем стряслось нехорошее.

Источник: http://schoolessay.ru/analiza-rasskaza-shukshina-obida/

Презентация к рассказу В.М.Шукшина «Обида»

Слайд 1

Презентация выполнила ученица 11 б класса ГБОУ СОШ №531 Г. Москвы ГИРИНА АНАСТАСИЯ

Слайд 2

Русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист. Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году в селе Сростки Алтайского края. И на всю жизнь будущего писателя наложили отпечаток красота и суровость тех мест. Именно благодаря своей малой родине Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни. Василий Макарович Шукшин

Слайд 3

Рассказ «Обида» (1971) В рассказе Василия Шукшина «Обида» речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту. Место действия: магазин. Сашке Ермолаеву нахамила продавщица, ее поддержала очередь.

И все это в присутствии крохотули-дочки, которая еще в силу своего возраста не может понять, что случилось, но сердцем чувствует, что эти тети и дяди «плохие», они обидели ее папу. И Сашке стыдно перед дочерью за этих людей.

Далее он пытается добиться правды, жаждет справедливости, но увы, не получается.

Слайд 4

Обратите внимание

Главный персонаж рассказа — Сашка Ермолаев . Производит впечатление человека мягкого, доброго, покладистого. Автор так и называет своего героя – Сашка, а не Александр Ермолаев. Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаря использованию такого имени возникает некое родство, близость читателя и персонажа.

В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни его жизни.

Лишь только небольшой вывод прожитого: «последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже когда и выпивал…» Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем с главным героем, потому что главное для Василия Макаровича — выявить причину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показать его особенность. Главный герой

Читайте также:  Анализ поэмы пушкина медный всадник сочинение

Слайд 5

После того как Сашке Ермолову не поверили, ему становится обидно, аж так, что «сводит челюсть», но он не думает ни о какой мести, а наоборот, размышляет почему люди ведут себя подло, льстят кому-то: «зря он так – не разобравшись, полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой».

Удивительная реакция: после всех унижений, чудика заботит то, что происходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившего его. Это характеризует героя, как человека доверчивого, добродушного, не способного на подхалимство, справедливого, упорного, стремящегося к правде.

Также Ермолаев человек ранимый, чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает», он может плакать:«У Сашки навернулись на глаза слезы».

Его может «сломать» только боязнь за своих близких: «У Сашки подкосились ноги: он решил, что что-то случилось с детьми — с Машей или с другой маленькой, которая только-только ещё начала ходить. Сашка даже не смог от испуга крикнуть…», боязнь за тех, кого он любит, за тех, кому он предан.

Главный герой К, сожалению, справедливый и добрый Сашка нередко испытывает чувство страха. Но он не трус, чудик готов смотреть в лицо опасности, чтобы добиться правды.

https://www.youtube.com/watch?v=4MWi4SCit0E

Слайд 6

Вера – жена Сашки. Заботливая, любящая своих детей и мужа женщина. Ей не жалко денег для своих родных: « [ Сашка ] — Это дорогая-то? [ Вера ] — Ничего, возьми, — я ребятишкам поджарю.» Переживает, когда понимает что с мужем произошла какая то неприятная ситуация: «…не притворяйся — я тебя знаю.

Опять на тебе лица нету», «Сашка, милый, пойдём домой, пойдём домой, ради бога, — взмолилась Вера, видно, чутьём угадавшая, что творится в душе мужа. » Тем самым, останавливая мужа, от его уже задуманного плана расправы с сыном подхалима. Нашему герою очень повезло, что у него такая жена.

Не было бы её, можно было догадаться, чем закончился бы рассказ. Герои рассказа

Слайд 7

Роза (тётя за прилавком) – Шукшин показывает нам её ужасно упертой, необразованной « Да? И сколько плотют за такую работу?», нахальной, агрессивной, неприятной: «Тётя была хмурая — не выспалась, что ли. И почему-то ей, тёте, показалось, что это стоит перед ней тот самый парень, который вчера здесь, в магазине, устроил пьяный дебош.

Важно

Она спросила строго, зло: —Ну, как — ничего?…» Она сама создает напряженную обстановку, повышая голос на главного героя «тетя повысила голос, приглашая к скандалу других продавщиц». Этот человек лишен важнейших качеств–глубины, духовности, понимания, умения слушать других. Автор даёт «античудику» имя, несочетаемое с фамилией.

Имя Роза-благоприятствует спокойствие энергетики , что совсем не скажешь про нашу «тётю» .

Слайд 8

Образ « серого плаща » неразрывно связан и с образом «тети». Между ними существует явная связь. Способом характеристики этих персонажей является их речь: «— Хватит, — не был он в магазине! Вас тут каждый вечер — не пробьёшься. Соображают стоят. Раз говорят, значит, был.

» (Здесь мы видим как герой не имея своего мнение поддается обществу, и не разобравшись в ситуации начинает грубить Сашке) «Покупатель в плаще послал ему в спину последнее: — Водка начинает продаваться в десять часов! Рано пришёл!», «Плащ остановился, недобро уставился на Сашку.

», « Иди , проспись сперва! Понял? Он будет ещё останавливать… «Поговорить». Я те поговорю! Поговоришь у меня в другом месте !»

Слайд 9

« Игорь , наверно, сын, тоже с тёмными, чуть влажными глазами. Здоровый, разгорячённый завтраком, важный.

» «Игорь сгрёб его за грудки — этого Сашка никак не ждал, — раза два пристукнул головой об дверь, потом открыл её, протащил по площадке и сильно пустил вниз по лестнице. Сашка чудом удержался на ногах — схватился за перила.

Наверху громко хлопнула дверь.» [ Сашка ] :«Ах, славнецкий был спуск с лестницы!.. Умеет этот Игорёк, умеет… тварь поганая. Деловой человек, хорошо кормленный .»

Слайд 10

Пространство города, которое представлено в произведение, враждебное, чужое, закрытое. Магазин же становится символом этого города. Автор обрисовал общество, обезличенных людей, заглянув в него (в магазин). Важную роль играет ощущение заговора.

Словно все люди разделяют одну точку зрения, не совпадающую с мнением героя, и настроены очень агрессивно по отношению к нему. В рассказе множество риторических вопросов, которые ярко это иллюстрируют («Что за желание угодить продавцу, чиновнику, начальству?»).

Шукшин за юмором и иронией скрывает глубочайший смысл, за которым проглядывает и драматизм всей ситуации. Изображение боли главного героя способно вызвать просветление человеческой души через слезы.

Слайд 11

«Обида – это всегда боль. В большинстве случаев она возникает из-за непонимания или неумения общаться.»

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/23/prezentatsiya-k-rasskazu-vmshukshina-obida-0

Конспект урока литературы по творчеству В. Шукшина

Муниципальное образовательное учреждение средняя школа №3

Выполнила: Козлова Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы

г. Семенов
2014 г.

Конспект урока по литературе (9 класс)

«Эти разные — разные судьбы…»

Художественный мир В.М.Шукшина.

Цели урока:

Образовательные:

— познакомить с жизнью и творчеством писателя В.М.Шукшина,

анализ рассказов «Чудик», «Обида».

Воспитательные:

— воспитание нравственности и духовности, любви и уважения к окружающим людям.

Развивающие:

— развитие навыков осмысленного чтения, умение «вслушиваться» в слово художественного произведения , развивать связную устную и письменную речь учащихся.

Тип урока:

— групповая работа с использованием проблемной ситуации.

Оборудование:

— компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Портрет. Выставка книг В.Шукшина

Запись слов на доске:

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту Помни это. Будь человеком!» (В.М.Шукшин.)

Ход урока:

I Слово учителя:

— Сегодня наш урок посвящен творчеству замечательного русского писателя В. М. Шукшина.

Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский в книге «Родительская педагогика» писал: «Есть такая опасная вещь – лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть – выбрось его, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку.

Ты идешь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение и отчаяние.

Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаяния, ни смятения, ты не подумал, что перед тобой горе, возможно, перед тобой гибель целого мира: ведь каждая человеческая душа – это неповторимый мир.

Совет

Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни лени души. Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек…»

— В чем заключается основная мысль слов педагога Сухомлинского?

— Что такое «лень души»? К чему призывает автор высказывания?

— На доске записано высказывание, которое принадлежит В.Шукшину. К чему нас призывает писатель?

— Главное в поле зрения В. Шукшина – человек. В каждом рассказе писателя он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Герои Шукшина, по словам писателя, — это «люди простые, но всегда неравнодушные, ищущие».

II Презентация «Слово о Шукшине». Рассказ учеников о жизни В.Шукшина.

Первый ученик: В.М.Шукшин родился в крестьянской семье в селе Сростки _Бийского района Алтайского края 25 июля 1929 года.

Детство, пришедшееся на военные годы, было трудным. Работал в сельском хозяйстве. После войны, окончив школу, подался в город, где сменил множество профессий. Работал слесарем, разнорабочим, строителем, грузчиком, восстанавливал железные дороги. Этот жизненный опыт стал потом бесценным для писателя.

Шукшин служил матросом во флоте, был сельским учителем, директором вечерней школы в родном селе. Исколесил всю страну.

Оказавшись в Москве, случайно познакомился с известным режиссером Иваном Пырьевым, и вскоре деревенский парень приехал в столицу, где жил с 1954 года.

В 1961 году окончил режиссерский факультет института Кинематографии, стал снимать фильмы и сниматься в них как актер.

К числу картин, поставленных им как режиссером, относятся: «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная».

Параллельно Шукшин плодотворно трудится как писатель и создает многочисленные рассказы, сценарии, повести: «Калина красная», «Энергичные люди», «Точка зрения», «А поутру они проснулись», «До третьих петухов».

Напряженная работа в различных сферах искусства подорвала силы писателя, и во время съемок фильма «Они сражались за Родину» он скоропостижно скончался 2 октября 1974 года.

Второй ученик: В.М.Шукшин в искусстве – явление уникальное. Талантливый актер и кинорежиссер, сценарист и самобытный одаренный писатель. Всего лишь 15 лет активной творческой жизни, а след в культуре заметный. Писатель прожил короткую, но очень яркую жизнь.

Обратите внимание

С большой любовью и уважением отзывались о нем представители культуры и искусства, лично знакомые и работающие с ним. Писатель В. Каверин сказал: «Шукшин был похож на свои книги… Доброе лицо его дышало простотой, серьезностью и пониманием. Он существовал сперва для других, а уж потом для себя».

Образ Шукшина увековечили поэты Е. Евтушенко, В.Высоцкий, А.Вознесенский.

Третий ученик: В.М.Шукшин писал о себе: «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен, собран».

Стихотворение поэта Ю. Левитанского очень напоминает жизненную позицию Шукшина.

III Чтение стихотворения наизусть:

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе щит и латы, посох и заплаты.

Каждый выбирает по себе. Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя.

(Ю. Левитанский.)

Ученица читает наизусть стихотворение Е.Евтушенко «Памяти Шукшина».

В искусстве уютно быть сдобною булкой французской,

Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.

Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску,

Черняшкою той, без которой немыслим народ…

Когда мы взошли, на тяжелой закваске мужицкой,

Нас тянет к природе, к есенинским чистым стихам.

Нам с ложью не сжиться, в уюте ужей не ужиться.

И сердце, как сокол, как связанный Разин Степан…

Читайте также:  Образ и характеристика ундины в романе герой нашего времени лермонтов

(Е. Евтушенко.)

IV Слово учителя. Основной жанр, в котором работал В.М.

Шукшин, — короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героев.

Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный и правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о русском мужике, о России, о русском национальном характере.

«Рассказчик, — говорил Шукшин, — всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан и автор умер». Слова эти оправдались полностью. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о поведении человека, его поступках. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались над тем, что с нами происходит.

Тема нашего урока «Эти разные-разные судьбы». А что такое «судьба»?(Учащиеся объясняют слово «судьба» ,затем сравнивают с определением из словаря Ожегова)

Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. (С.И.Ожегов.)

Как же складывались судьбы героев Шукшина?

V Работа в группах.

Первая группа анализирует рассказ «Чудик».

Давайте обратимся к тексту рассказа «Чудик».

— Почему жена главного героя Василия Егорыча называла его Чудиком?

— Какие основные эпизоды можно выделить в рассказе?

— Что произошло с Чудиком в магазине?

— Почему Василий Егорыч не вернулся за деньгами?

— Смог ли Василий Егорыч найти собеседника в поезде?

— А смог ли Василий Егорыч найти собеседника в самолете? Найдите цитаты, подтверждающие эту мысль.

— Чем удивил Чудик своего соседа в самолете?

— Как Чудик составил текст телеграммы в аэропорту? О чем это свидетельствует?

— Найдите в тексте эпизод «Чудик в гостях у брата». Как встретила Василия Егорыча сноха?

— Прочитаем по ролям эпизод «Разговор с братом».

— Как относился Чудик к своей снохе? Чем он хотел ей угодить?

— Чтение эпизода « Разговор между братом и его женой».

— Какие чувства у вас появились после чтения рассказа?

— Каким человеком был Василий Егорович Князев?

-Какую проблему поднимает автор в рассказе?

Вторая группа анализирует рассказ «Обида».

— Вспомните краткое содержание рассказа.

— Чтение по ролям эпизода «В магазине».

— Как отнеслась к жалобе Ермолаева заведующая отделом?

— Каким было отношение очереди к Ермолаеву?

— Для чего главный герой решил дождаться на улице пожилого мужчину в плаще?

— Захотел ли мужчина понять другого человека?

— Как он отнесся к Ермолаеву?

— Зачем Сашка решил сходить домой к пожилому мужчине?

— Чем закончилась эта встреча?

— Над какими проблемами общества призывает нас задуматься писатель?

— Какие недостатки общества осуждает Шукшин в рассказе?

(Грубость, нежелание понять друг друга.)

VI Слово учителя:

— Чем вас удивил, поразил В.М.Шукшин?

— Против чего он борется?

— Какими хочет видеть людей?

— Согласны ли вы со словами В.М.Шукшина, написанными на доске?

После чтения рассказов В.М.Шукшина начинаешь более внимательно относиться к людям, которые тебя окружают. Как много может открыться в человеке, если повнимательнее приглядеться к нему.

Рассказы В.М.Шукшина – книги о добре, которым люди живы. Это книги о том, что каждый человек своим путем, может быть, очень трудным, приходит к этой истине. Если он Человек.

Его рассказы о людях думающих, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о самом себе, о жизни. И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос В.М.Шукшина: «Нам бы про душу не забыть.

Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее.»

С этим жил, в это верил, это проповедовал В.М.Шукшин.

VII Звучит песня В. Высоцкого «Еще – ни холодов, ни льдин…» (Памяти Шукшина).

VIII Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мой любимый рассказ Шукшина».

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturi-po-tvorchestvu-v-shukshina-911047.html

Над чем заставляет задуматься рассказ в. шукшина “обида”?

Люди, что с нами происходит?

Надо человеком быть…

В. Шукшин

В рассказе Василия Макаровича Шукшина “Обида” речь идет о& обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Речь идет об обыкновенном хамстве.

Сашке Ермолаеву нахамила продавщица, ее поддержала очередь.

И все это в присутствии крохотули-дочки, которая еще в силу своего возраста не может понять, что случилось, но сердцем чувствует, что эти тети и дяди “плохие”, они обидели ее папу.

И Сашке стыдно перед дочерью за этих людей. Как поступить ему? Может, промолчать, повернуться и уйти? Как говорится, лбом стену не прошибешь, только шишки себе набьешь.

Важно

А этих людей словом непереубедишь. И продавщицу-грубиянку, и людей из очереди, поддержавших ее, особенно Чукалова.

Но ведь далеко не каждый человек сможет хотя бы внешне спокойно перенести обиду. Просто не сможет. Тогда, может быть, проще на грубость ответить грубостью, отвести душу и тут же забыть о случившемся? Как говорят в народе, когда не хватает слов, помогают выражения. Но опять-таки не каждый человек может опуститься до грубости и хамства. По своему складу Сашка не может этого.

Но есть еще один аргумент – сила, к которому и решил обратиться Сашка Ермолаев. В данном случае этот аргумент – молоток. И только счастливая случайность, только вмешательство жены предотвратило катастрофу, иначе могло произойти непоправимое. В состоянии аффекта, не рассчитав силы, Сашка мог бы убить человека… А это уже самое страшное.

Как потом жить дальше, зная, что ты лишил жизни пусть и плохого, но человека.

Убить кого-то – это убить и большую часть своей души, самого себя. Что может быть труднее и страшнее жизни с постоянным ощущением своей вины, вечными угрызениями совести? Об этом страшно даже подумать.

Так как же быть? Сам автор не дает однозначного ответа, но как бы между прочим говорит: “…Ведь мы сами расплодили хамов, сами… Никто нам их на парашютах не забросил”.

Значит, он оставляет решение на совести каждого из нас.

А между тем беззаконие, произвол и хамство все умножаются. Мы живем среди обозленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость, к несчастью, становится как бы нормой поведения и общения. Если тебе спокойно, доброжелательно ответили, то ты воспринимаешь это не как норму, ,а как редкое и приятное исключение.

И в этом мире зла все труднее жить каждому из нас и всем вместе. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: “Люди, что с нами происходит?”. Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом быстром ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспомнить истину: “Надо человеком быть”.

Быть человеком…

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/nad-chem-zastavlyaet-zadumatsya-rasskaz-v-shukshina-obida/

Анализа рассказа В. Шукшина «Обида» — Тематическое сочинение

Общая особенность шукшинского творчества такова, что в нем активизируются композиционная и стилистическая сторона дискурса. Игнорируя их, легко свести творчество этого писателя к серии любопытных анекдотов или сцен.

Сюжеты шукшинских рассказов всегда динамичны, в центре их – остроконфликтная ситуация, где конфликт заключается в несовпадении героя со средой, другими людьми.

Герой Шукшина в большинстве случаев – самобытная личность, человек, остро чувствующий несправедливость и наделенный душевной тягой к прекрасному. Окружающие же его люди этих качеств лишены.

Часто герой протестует против жизненной рутины, мещанства бессознательно, как киномеханик Князев из рассказа «Чудик». В иных случаях, как в рассматриваемом рассказе «Обида», герой пытается понять, в чем причина людской черствости.

Такой конфликт сродни конфликту позднего чеховского творчества, где герой оказывается не удовлетворен ограниченностью ролевого поведения, навязываемого ему обществом, средой.

Совет

Но если у Чехова конфликт между ролью и личностью только констатируется, то у Шукшина герой стремится реализовать свою самобытность, личность самоутверждается. Соответственно, и среда, по закону ответного действия, начинает проявлять свою агрессивность, начинает героя подавлять.

С этим связан динамизм шукшинских сюжетов – в противоположность тем же чеховским, где доминирует статика, ничего как бы не происходит. Попутно заметим, что динамика сюжета у Шукшина создается за счет диалога: он явно доминирует над авторским повествованием и движет собой действие.

Охарактеризуем стилистику рассказа «Обида». Она задается уже в первом абзаце текста. «Сашку Ермолаева обидели» – этой фразой начинается произведение.

Предельно уменьшительное имя героя сразу формирует отношение и к нему, и ко всей ситуации – отношение «неформальное», развернутое в бытовую плоскость.

В продолжении начального фрагмента появляется множество междометий и междометных сочетаний, вводных слов-паразитов, фразеологических конструкций, создающих стилистику разговорной речи:

Намеренно разговорный стиль вступительного фрагмента задает жанр всей речевой ситуации: это свойская бытовая беседа в духе кухонных разговоров; и рассказчик преподносит ее как урок о пользе благоразумия.

При этом образ рассказчика создан предельно точно: субъект речи и сознания – обыватель. Как речевой образ, так и мировоззренческая позиция этого типа людей очень ясно передаются во всем абзаце, и в особенности в его последних словах: «Валяйте.

Когда намашетесь театральными мечами… приходите к нам, благоразумным, чай пить.»

Композицию рассказа удобно исследовать, предварительно разделив сюжет на эпизоды и подходя к каждому из них в отдельности.

В сюжете «Обиды» выделяются следующие эпизоды: вступительный фрагмент; сцена в магазине; разговор с «плащом» на улице; разговор с женой; сцена на лестнице у Чукалова; разговор с женой на улице. Рассмотрим подробно сцену в магазине.

Точка зрения, как мы помним, это разовое отношение сознания к его предмету. Концентратом предметной сферы изображаемого в произведении выступает фигура героя. Главный герой рассказа – Сашка.

В рассматриваемом эпизоде ему противостоит масса людей, включающая продавщицу, завотделом, очередь, человека в плаще – всех тех, кого маленькая Маша называет «тети и дяди». Продавщица среди них – основное действующее лицо, инициатор конфликта. Поэтому можно вести речь о двух героях – двух объектах оценки.

Проанализируем сначала систему точек зрения на Сашку. Субъектами сознания, выражающими свой взгляд на него, являются рассказчик, продавщица, сам Сашка, завотделом, человек в плаще, люди из очереди. Рассказчик как субъект речи скрывает в себе несколько субъектов сознания, что становится возможным за счет использования разных форм речи.

Обратите внимание

Так, через косвенную речь передается точка зрения самого рассказчика: «последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал».

Читайте также:  Сочинение внешность пьера безухова в романе война и мир

Несобственно-прямая речь Сашки, вкрапленная в речь рассказчика, передает самооценку героя: «Черт возьми, где-то ты, Александр Иванович, уважаемый человек, а тут…» Косвенная речь передает точку зрения продавщицы: «ей показалось, что это стоит перед ней тот самый парень, который вчера здесь, в магазине, устроил пьяный дебош».

Чуть ниже смена точки зрения продавщицы передается через несобственно-прямую речь: «Может, она и поняла, что обозналась, но не станет же она, в самом деле, извиняться перед кем попало.

С какой стати?» Косвенная речь способствует пониманию точки зрения завотделом, когда рассказчик описывает ее разговор с продавщицей: «так говорят врачи между собой при больном – о больном же, еще на суде так говорят и в милиции – вроде между собой, но нисколько не смущаются, если тот, о ком говорят, слышит». Так говорят о людях ненормальных, выпадающих из общего ряда. Другие субъекты сознания выражаются через свою прямую речь.

Обратим внимание, какова последовательность появления этих точек зрения. Сначала высказывается точка зрения продавщицы, согласно которой Сашка – дебошир. Тут же ей противопоставляется самооценка героя: «уважаемый человек». Сашка мыслит себя «Александром Иванычем», полным именем. Так обозначается конфликт.

Для рассказчика Сашка – примерный семьянин. Но далее он становится: для продавщицы – «кто попало», для завотделом – ненормальный, для человека в плаще – обобщенная помеха («Вас тут… не пробьешься»), для очереди – просто никто, «всякий тут». Очевидно направление, в котором развивается оценочная ситуация по отношению к герою.

Если сначала он личность, то затем его мыслят все более и более общо, безразлично. Не случайно в конце эпизода появляется образ «стенки из людей», которую, чувствует герой, «ему не пройти». Здесь можно поставить вопрос о смысле заглавия рассказа: в чем же суть обиды? Не просто в том, что Сашке Ермолаеву нахамили в магазине.

Чтобы рассказать об этом, было бы достаточно фрагмента с продавщицей у прилавка. Главная обида в том, что проигнорировали сашкину личность, последовательно разыграв ситуацию «человек человеку – бревно». И попытка выйти из этой роли бревна, достучаться до людей приносит герою в следующих эпизодах лишь боль и унижение.

Второй объект оценки в рассматриваемом эпизоде – продавщица. Субъектами речи, высказывающими оценочные суждения, являются рассказчик и Маша. Однако сознание рассказчика не представлено: за формами его речи скрывается ряд других сознаний.

Во-первых, это сознание девочки, обнаруживаемое через несобственно-прямую речь за счет использования специфической детской лексики: «пошли в «гагазинчик»… пришли в рыбный отдел, а там, за прилавком – тетя. Тетя была хмурая – не выспалась, что ли».

Важно

Тут несобственно-прямая речь почти сливается с косвенной речью рассказчика, обнаруживая близость точек зрения его и девочки. Точка зрения Сашки также открывается в его несобственно-прямой речи: «Тетя-то уж больно того – несгибаемая». Маша, далее, высказывает свою оценку прямо: «Какая тетя… похая».

«Сашка не стал при ребенке говорить, какая тетя» – этот фрагмент подчеркивает намерение рассказчика избежать прямой оценки, которая в данном случае очевидно совпадала бы с Сашкиной. В косвенной речи, в описании разговора представлена точка зрения завотделом: «завотделом слушала Розу и слегка – понимающе – кивала головой».

Заметим: у продавщицы в этом фрагменте появляется имя, и для завотделом она своя, отношение к ней понимающее. Сочувствующее отношение и у стоящих в очереди: «Работайте спокойно, не обращайте внимания…»

Прослеживая динамику оценок продавщицы, мы видим ситуацию, обратную той, которая имела место по отношению к Сашке. Если Сашка в этом эпизоде обезличивается, то продавщица, напротив, постепенно наполняется значимостью, обретает сочувствие окружающих.

Вокруг Сашки вырастает «стенка из людей», становящаяся все более живой, осязаемой, «антропоморфной». Она олицетворяется в ряде образов, среди которых образ обретшей имя Розы – самый представительный в первом эпизоде. И эта стена давит героя.

При этом рассказчик избегает прямой оценки. Но поскольку за счет несобственно-прямой речи, в начале эпизода переходящей в косвенную, его речевой образ оказывается очень близким к речевому образу Маши, то и точки зрения их тяготеют к сближению.

«Похие» «дяди, тети» – вот образ людской стены, увиденной глазами ребенка.

Дополнительное внимание в анализе рассказа стоит обратить на образ «стенки из людей».

Появившись как итоговый в конце эпизода в магазине, он усиливается несколько раз появляющимся в последних эпизодах образом молотка, с которым Сашка собирается «проломиться» к Игорю.

Молоток здесь оказывается единственным орудием, способным сокрушить эту людскую стенку. Подобные переклички позволяют говорить об образе людской стены как о лейтмотиве рассмотренного рассказа.

Источник: http://schooltask.ru/analiza-rasskaza-v-shukshina-obida/

Сочинение «НАД ЧЕМ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ РАССКАЗ В. М. ШУКШИНА «ОБИДА»»

В наше время, когда цивилизация шагнула вперед, а люди постепенно превращаются в вечно спешащих роботов, насущной становится проблема душевной теплоты, сострадания. Порой за вечной спешкой и житейскими проблемами мы не замечаем, что из нашей жизни исчезли такие понятия, как доброта, чуткость, понимание и человеческое общение.

Теперь рядом со словом «проблема» все чаще ставятся слова «нравственность», «гуманизм». А может быть, стоит порой хоть на минуту остановиться, чтобы услышать не только себя, но и других. Хорошо, когда человек стремится к собственному благополучию, но плохо, что порой за этим мы забываем, что в мире мы не одни, что кругом тоже люди, о которых надо думать и с которыми надо считаться.

Самая страшная болезнь на свете — это черствость души. Еще Чехов призывал нас: «Спешите делать добро». И лучше это сделать сегодня, прямо сейчас, ибо потом будет поздно. К сожалению, мы вспоминаем об этом не тогда, когда проходим равнодушно мимо чужого горя, а тогда, когда это равнодушие направлено на нас.

Совет

Рассказ «Обида» — это протест против зла, против человеческого равнодушия, казенщины. Есть такая определенная порода чиновников, которые, пользуясь своей «маленькой» властью, предоставленной им их служебным положением, превращают подчас эту власть в ничем не ограниченную и, к сожалению, почти не наказуемую тиранию.

Именно это — оскорбительное, сознательное намерение унизить человека — Шукшин стремится подчеркнуть в рассказе «Обида» и во всех остальных рассказах на эту тему. Писателя интересуют проблемы, касающиеся всех нас.

Они суммируются в трудном, исполненном глубокой боли вопросе: что с нами происходит? В самом деле — что? Вопрос был бы нетрудным, если бы дело заключалось только в том, чтобы объяснить, откуда берутся черствые, равнодушные люди, хамы попросту говоря, вроде продавщицы Розы или красноглазого из рассказа «Ванька Тепля- шин», вахтерши из документального рассказа «Кляуза».

Это можно объяснить их нравственной неразвитостью, низкой культурой, комплексом неполноценности и многим другим. Но этим вопрос не исчерпывается. Дело не только и, быть может, даже не столько в том, откуда берутся хамы, сколько в том, чем они держатся в жизни, почему остаются сплошь и рядом безнаказанными.

И Шукшин в полный голос заявляет, что если хам поднял голову, если он набирает силу, то виноваты во многом мы сами. Возвратимся к рассказу «Обида». Продавщица Роза наверняка не посмела бы издеваться над Ермолаевым, если бы в очереди нашелся хоть один, кто пожелал бы вникнуть в суть спора и встать на Сашкину сторону, — ведь дело-то было яснее ясного.

Но: «Между тем сзади образовалась уже очередь. И стали раздаваться голоса: «Да хватит вам: был, не был!», «Отпускайте!» — «Но как же так, — повернулся Сашка к очереди, — я вчера и в магазине-то не был, а они мне какой-то скандал приписывают! Вы-то что?» Тут выступил один пожилой, в плаще: «Хватит — не был он в магазине! Вас тут каждый вечер — не пробьешься. Соображают стоят.

Раз говорят, значит, был»… «Стоит возмущается! Это на вас надо возмущаться-то». — «Да вы что», — попытался было еще сказать Сашка, но понял, что бесполезно. Глупо. Эту стенку из людей ему не пройти. «Работайте, — сказали Розе из очереди. — Работайте спокойно, не обращайте внимания на всяких тут». Как верно Шукшин описал очередь и людской разговор. Мы, конечно, сочувствуем герою рассказа, переживаем вместе с ним, но мало кто из нас задумался над тем, что на месте Сашки мог бы оказаться любой из нас.

А вот еще похожая история из рассказа «Змеиный яд». Типичная история, характерная и для нашего времени. Может быть, кто-то из нас тоже столкнулся с чем-то подобным. «Максиму подумалось, что женщине доставляет удовольствие отвечать «нет», «не знаю». Он уставился на нее. «Что?» — спросила она.

«А где же он бывает-то! Неужели в целом городе нет?!» — «Не знаю», — опять с каким-то странным удовольствием сказала женщина. Максиму захотелось обидеть женщину, сказать в лицо ей какую-то грубость.

Обратите внимание

И не то вконец обозлило Максима, что яда опять нет, а то, с какой легкостью, отвратительно просто все они отвечают это свое “нет”».

А герой рассказа «Сапожки» рассуждает об этой категории продавцов так: «Странный они народ, продавщицы: продаст обыкновенный килограмм пшена, а с таким видом, точно вернула забытый долг».

Итог человеческому равнодушию подводит Ермолаев: «Что за манера? Что за странное желание угодить — продавцу, чиновнику, хамовитому бюрократу?! Угодить во что бы то ни стало! Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто же нам их не завез, не забросил на парашютах! Сами! Давайте разберемся в конце концов. Пора же им и «укорот» делать.

Они же уже меры не знают». Действительно, «укорот» нужен. Но как его сделать? В одиночку ничего не получится.

Сашка Ермолаев попробовал было не бороться даже, а просто выяснить, почему тот, «пожилой в плаще», угодничал перед продавщицей, так самого с лестницы спустили; Ванька Тепля- шин только и смог, что уйти из больницы да обругать на прощание красноглазого, который, кстати сказать, и ухом не повел; сам Шукшин в истории с вахтершей так и остался со своим вопросом-криком: «Что же с нами происходит?»

Вывод напрашивается только один: для того чтобы победить хама, надо объединить усилия, а для того чтобы объединить их, надо победить в самих себе равнодушие, косность, нравственную спячку. К этому и призывает нас Шукшин.

Источник: http://litsochinenie.ru/nad-chem-zastavlyaet-zadumatsya-rasskaz-v-m-shukshina-obida.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector