Анализ рассказа ванька тепляшин шукшина

Краткое содержание Шукшин Ванька Тепляшин

У Ваньки Тепляшина, молодого шофера, обнаружили язву двенадцатиперстной кишки и положили сначала в сельскую, а потом в городскую больницу. Но лежать спокойно он не мог — был парень неугомонный, режим нарушал, выходя покурить.

В палате с интересом слушали его рассказ, посмеиваясь и не особенно веря, о том, как он, ведя машину, однажды провалился под лед и едва не утонул.

Его тогда так натерли одеколоном, говорил он, что он «вонял» этой «Красной гвоздикой» целую неделю.

Обратите внимание

Ваньке в больнице было скучно. Он рассматривал идущих мимо людей, стоя у окна. И однажды увидел мать, которая приехала к нему из села. Приема уже нет, и больные в ванькиной палате гадали: пропустят ли ее?

На вахте стоял худой красноглазый мужик, который на все попытки провести мать отвечал деревянным голосом: сегодня неприемный день. На доводы, что мать, мол, приехала издалека, он не реагировал. Тогда мать начала упрашивать вахтера, на что Ванька не мог не отреагировать.

Он самовольно провел мать на стоящую недалеко лавочку. Тот схватил Ваньку за рукав, пытаясь задержать, и позвал на подмогу кладовщика Евстигнеева. Вдвоем они хотели остановить парня, но тот ловко ускользнул от них. На шум и возню потасовки сбежались медсестры и врачи.

Лечащий врач Сергей Николаевич потом стыдил Ваньку, но Ванька уже твердо решил, что уедет домой до срока. Его уговаривали не валять дурака и долечиться, но ему очень захотелось вернуться в село.

Кладовщик, выдавая одежду, попенял Ваньке, что он просто не догадался, сунул бы вахтеру пятьдесят копеек и все дела. Нечего было и шум поднимать.

«Нигде ты, сынок, как-то не можешь закрепиться», — печально говорит мать, припоминая, как он вылетел когда-то из заводского училища.

Ванька подхватил сумки, и они отправились на вокзал, чтобы там сесть на автобус и ехать домой.

Ванька Тепляшин – один из галереи шукшинских «чудиков», простодушных, наивных и честных людей из российской глубинки. Не случайно в черновиках рассказ назывался «Ванька-дурак». Но при всей своей простоте, главное для этого героя – сохранять внутреннее достоинство, оставаться человеком.

Рассказ был написан в мае 1972 года, когда сам писатель находился в больнице. Опубликованный в журнале «Звезда» (1973, № 2), рассказ затем вошел в сборник «Беседы при ясной луне» (1974).

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Достоевский БесыВерховецкий Степан Трофимович – взрослый человек, который сохранил в себе детскую наивность. После того, как он похоронил двоих жен, он согласился на то, чтобы стать наставником одному мальчику по имени Николай
  • Краткое содержание Мериме КарменПовествование ведется от имени археолога, прибывшего в Испанию для установления места последней битвы Юлия Цезаря, в которой он победил, за счет чего прославился еще больше. Дело происходит в первой четверти 19 века
  • Краткое содержание Успенский Вниз по волшебной рекеВ произведении «Вниз по волшебной реке», созданном русским писателем Эдуардом Николаевичем Успенским, повествуется о летних приключениях Мити.
  • Краткое содержание Много шума из ничего ШекспирПринц Арагонский дон Педро со своим сводным братом доном Хуаном возвращаются из военного похода. С ними едут слуги и двое знатных молодых людей – Клавдио и Бенедикт. Оба они отличились в сражениях и снискали доброе расположение принца
  • Краткое содержание Манн Иосиф и его братьяСозданный в период с 1926 г. по 1943 г. роман в виде тетралогии подробно передает легенду из Библии об Иосифе Прекрасном. История из Ветхого завета совпадает по времени с 18-ой династией в Древнем Египте

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilij-shukshin/vanka-teplyashin-kratko

Русская литература 60-90-х годов XX века. Рассказ В.М. Шукшина «Ванька Тепляшин»

Ход урока

I. Слово учителя

Русская литература второй половины XX века отличается разнообразием жанров и направлений. Одним из наиболее значительных явлений русской культуры этого периода является так называемая «деревенская проза».

В русле «деревенской прозы» писали Валентин Распутин, Василий Шукшин, Виктор Астафьев. «Деревенская проза» дала картину жизни русского крестьянства в XX в., отразив главные события, повлиявшие на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и нэп, коллективизацию и голод, колхозное строительство и индустриализацию, военные и послевоенные лишения, всевозможные

эксперименты над сельским хозяйством и его нынешние проблемы. «Деревенская проза» продолжила традицию раскрытия «русского характера», создала ряд типов «простых людей». Суть этого направления — возрождение традиционной нравственности.

Важно

Один из талантливейших прозаиков, писавших о людях и проблемах деревни, — Василий Макарович Шукшин (1927—1974). Он из крестьянской семьи, его родина — село Сростки на Алтае.

Служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем, директором школы. Затем окончил режиссерский факультет ВГИКа. Известен как выдающийся актер, режиссер, сценарист. Как писатель начинал с публикации в 1961 г.

рассказов в журнале «Октябрь», а через два года вышел первый его сборник — «Сельские жители».

Герои рассказов Шукшина — деревенские люди, сталкивающиеся с городом, или горожане, попадающие в село (часто выходцы из той же деревни). Шукшин говорил, что чувствует себя человеком, «у которого одна нога на берегу, а другая — в лодке».

В развитии жанра короткого рассказа В.М. Шукшин был продолжателем традиций А.П. Чехова. Художественной целью изображения цепи комических эпизодов, происходящих с героем, являлось раскрытие его характера.

Главными выразительными средствами становились так же, как в чеховских произведениях», емкие, эмоционально окрашенные детали и драматизация повествования, создаваемые с помощью сочетания сказовой манеры повествования с использованием живой речи в диалогах.

Сюжет построен на воспроизведении кульминационных, «самых жгучих» моментов, когда герою предоставляется возможность в полной мере проявить свою «особенность». Новаторство В.М.

Шукшина связано с обращением к особому типу — «чудикам», вызывающим неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости.

Совет

Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворен своей жизнью, он чувствует наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усрсдненносги и пытается выразить собственную индивидуальность. обычно несколько странными поступками. Именно таких шукшинских героев называют «чудиками».

II. Беседа по рассказу «Ванька Тепляшин»

Опираемся на вопросы (с. 453—454) учебника-хрестоматии.

Дополнения и комментарии учителя

Основная идея рассказа передается в словах Ваньки Тепляшина, повторенных несколько раз: «Надо человеком быть…». Тема рассказа — противостояние народного миропонимания, с одной стороны, и мира стяжательства, хамства, бесчеловечности — с другой.

Герой рассказа не идеализируется автором. Ванька Тепляшин — обычный деревенский парень, не очень-то удачливый, задиристый, любящий прихвастнуть. Он не хватает звезд с неба, из-за своего характера не может нигде «закрепиться». При этом он обладает чувством собственного достоинства, отзывчивой душой.

Он чувствует себя в городе, в больнице, где созданы все условия для его выздоровления, одиноко, неприкаянно. Спровоцировав стычку с «красношарым», он тут же успокаивается, понимая, что сейчас поедет домой, в деревню.

Ванька проявляет «непонятную ему самому непреклонность», когда врач уговаривает его остаться, и с радостью покидает больницу.

Образ «Красноглазого» — антитеза образа Ваньки. Он создается, во- первых, с помощью характеристики, которую дают ему другие герои рассказа: «Если этот стоит, худой такой, с красными глазами, этот сроду не пустит». Автор показывает равнодушие, толстокожесть «Красноглазого»: он «даже и не слушал» приехавшую навестить сына мать, «всё безучастно смотрел в сторону, словно никого рядом не было».

Во-вторых, «Красноглазого» характеризуют авторские ремарки к его речи. Вместо слова «говорил» автор использует выражения «деревянно прокуковал», «опять трижды отстукал», «как-то даже брезгливо сказал». Бездушность этого героя подчеркивается и его неподвижностью: «Стоял прямо, как палка»; «головы не повернул — все смотрел вдоль своей вахты».

Авторские симпатии полностью на стороне Ваньки. Он дает своему герою самое «русское» имя, простую фамилию, в которой слышится душевная теплота.

Обратите внимание

Шукшин поднимает еще одну проблему: как победить равнодушие, вымогательство, жестокость? «Красноглазый» живет вольготно, потому что его никто не останавливает. Евстигнеев говорит: «Зря связался с дураком-то этим».

Даже врач предпочитает «не связываться» с вахтером: «Не обращай внимания на этих дураков! Что с ними сделаешь?» Всеобщее попустительство, инертность, нежелание «связываться» оставляет зло безнаказанным, и оно начинает набирать силу.

— Какую роль в рассказе играет образ матери?

Тема русской женщины-крестьянки, труженицы, матери проходит через все творчество Шукшина. В этом он продолжает и развивает традиции Некрасова. Прообразами таких женщин являются женщины, известные писателю, и прежде всего его мать.

Шукшин писал о них: «Редкого терпения люди! Я не склонен ни к преувеличениям, ни к преуменьшениям национальных достоинств русского человека, но то, что я видел, что привык видеть с малых лет, заставляет сказать: столько, сколько может вынести русская женщина, сколько она вынесла, вряд ли кто сможет больше, и не приведи судьба никому на земле столько вынести. Не надо».

Мать из рассказа «Ванька Тепляшин» тоже из таких женщин. Шукшин вмешивается в радостные мысли Ваньки, когда тот видит мать из окна больницы: «Ах, родная ты, родная!» Это восклицание и героя, и самого автора. Образ матери создается «теплой», светлой лексикой: несколько раз повторяется слово «радость».

Мать тревожится за своего непутевого сына, зная что «он ни с того ни с сего может соскочить с зарубки». А ей так хочется, чтобы хотя бы у сына жизнь была полегче, чем у нее. Она терпеливо сносит хамство вахтера, как терпеливо жила всю жизнь, скрывает «горькую думу» о судьбе

сына. Мать вызывает жалость своей униженностью, боязливостью, покорностью — жизнь приучила ее к этому. Она знает, что добиться чего- нибудь можно только долгими просьбами и унижениями. Даже законную мизерную пенсию так просто не получишь: надо «побегать» да «попросить». Образ матери сопровождает авторское сочувствие, нежность, обида за нее, желание защитить, помочь ей, поддержать.

III. Обмен мнениями по другим рассказам В.М. Шукшина

— Какие рассказы В. Шукшина вы читали? Какие герои вам запомнились? Чем они привлекают вас? Что в них вам не нравится?

IV. Герои Шукшина на экране

Если есть возможность, завершить урок можно фрагментами фильмов В.М. Шукшина: «Печки-лавочки», «Калина красная» и других, обсудить их.

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника-хрестоматии о В.П. Астафьеве.

2. Прочитать фрагменты его повествования «Царь-рыба», ответить на вопросы.

Источник: https://scribble.su/school-literature/pouroch-razrab-9-zolotarev/103.html

Шукшин, Ванька Тепляшин. В чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа?

Найдите в тексте рассказа слова, которыми может быть сформулирована его основная идея.

В чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа?Основная идея рассказа выражена в словах его героя «Надо человеком быть!», которые он дважды произносит.

Тем са­мым Шукшин выдвигает в качестве веду­щей проблемы произведения человече­ское достоинство личности, недопусти­мость его унижения.

 Охарактеризуйте героя рассказа. Почему у не­го постоянно возникают конфликты с окружающи­ми людьми?

Конфликты возникают из нежелания смириться с несправедливостью. Об этом мы узнаем из слов матери. «Нигде ты, сы­нок, как-то не можешь закрепиться, — сказала мать свою горькую думу.

Читайте также:  Как вы понимаете словосочетание «блудный сын»? сочинение

— Из ФЗУ тада тоже…» Слова «Надо человеком быть!», в которых выражена идея расска­за, Ванька Тепляшин относит не только и не столько к красноглазому вахтеру (вос­питывать его уже поздно), сколько к лю­дям, которые героя окружают, и прежде всего к самому себе, чтобы и впредь оста­ваться бескомпромиссным к проявлениям несправедливости и бесчеловечности. Ав­тор солидарен с ним, хотя и не принимает те средства борьбы против зла, которые избирает Ванька.

Душу героя щемила униженность мате­ри. Его поразило, какой у нее стал жалкий голос, даже какой-то заученно жал­кий, привычно жалкий. Ему стало стыдно за мать. Второй раз вспоминает он об уни­жении матери, когда доктор Сергей Нико­лаевич уговаривает его остаться долечи­ваться.

Важно

И это воспоминание усилило ре­шение Ивана уйти из больницы. Наконец, по дороге домой он вновь вспоминает обидную для него сцену и говорит матери: «Не проси так никого, как давеча этого красношарого просила. Никогда никого не проси.

Ясно?» Герой рассказа органи­чески не принимает приспособленческой морали, которая проявляется и в унижен­ных просьбах матери, и в намеках соседей по палате и гардеробщика Евстигнеева на всесильный полтинник, и в упреке докто­ра, зачем связался (слово неоднократно повторяется в тексте) с вахтером.

Поэтому и не принимает он столь заманчивого предложения врача, который был готов поселить Ванькину мать у себя в доме.

Симпатия писателя по отношению к ге­рою выразилась в сочетании мягкого юмо­ра и лиризма в повествовании.

В каких ситуациях, изображенных Шукши­ным, особо остро отстаивается авторская позиция?

Прежде всего, в сцене столкновения Ваньки Тепляшина с вахтером, в диа­логах героя с доктором, соседями по пала­те, с Евстигнеевым. Автор не приемлет нравственных компромиссов и потому со­лидаризируется с Ванькой, когда тот ре­шает покинуть больницу, несмотря на симпатию к Сергею Николаевичу.

Можно ли Ваньку Тепляшина отнести к раз­ряду шукшинских «чудиков»? Мотивируйте свой ответ.

Разумеется, да. «Чудики» Шукшина пытаются понять, осмыслить жизнь, что­бы «душа не болела». Они открывают правду жизни страстно и мучительно, их поведение воспринимается стандартны­ми, прагматичными людьми как отклоне­ние от нормы. Таков и Ванька Тепляшин.

Какое социально-нравственное явление сим­волизирует образ красноглазого вахтера? Какие ху­дожественные средства использованы для его со­здания? Какие синонимы заменяют слово «гово­рил» по отношению к вахтеру? В чем их смысл?

Другая, не менее важная мысль звучит в рассказе: быть человеком — значит быть личностью.

Между тем на фоне искренней радости встречи с матерью сына читатель с гневом воспринимает бездушие, настоя­щую бесчеловечность красноглазого вах­тера.

Совет

Он не произнес, не сказал, а «дере­вянно прокуковал: «В субботу, среду, вос­кресенье». Писатель передает его речь отрывочными фразами и восклицаниями: «Назад! Ко мне! Тут произвол!»

Столкновение Ваньки Тепляшина и красноглазого обрисовано также с по­мощью приема контраста. Если вахтер с презрением относится к людям, не счита­ет нужным реагировать на их просьбы и объяснения, разве что может его смягчить полтинник, то Ванька с достоинством тре­бует уважения к себе, даже в драке не на­падает, а отбивается, чтобы поменьше ле­тели стулья и тумбочки.

Почему Ваньке не понравилось в больнице?Ивану грустно от пребывания в город­ской больнице, потому что он испытывает чувство одиночества. Там он тоскует не только по родному саду, селу, но и по доб­рому человеческому отношению, в кото­ром заключено понимание людьми его индивидуальности. Здесь же он только «тематический больной». Тоскливое со­стояние усугубляется и видом из окна — все люди кажутся ему одинаковыми.

Большую роль в рассказе играет прием антитезы, с помощью которой автор обли­чает бездушие и ратует за торжество ис­тинной красоты человека. Так, в обста­новке больничной скуки во весь голос «неожиданно вскрикнула радость челове­ческая». «Мама идет!» — закричал он всем в палате радостно».

Что означают слова «тематический больной»? Какую роль они играют в этом рассказе?

«Тематический больной» — это паци­ент, диагноз которого соответствует про­филю научно-исследовательской работы больницы, кафедры медицинского вуза, расположенной на ее территории, или де­ятельности отдельного врача, работающе­го над кандидатской или докторской дис­сертацией.

Такие больницы осуществля­ют специальный подбор пациентов, на которых испытывают новые методы лече­ния. Язва двенадцатиперстной кишки, которой страдал Ванька Тепляшин, была, по-видимому, темой отделения и доктора Сергея Николаевича. В больнице даже медсестры называют Ваньку «тематиче­ский больной».

Тем самым Шукшин пока­зал факт обезличивания человека, против чего он сам восставал в своих рассказах, стремясь наделять своих героев индиви­дуальными, не похожими на других чер­тами характера, интересами, манерой по­ведения. Восстает против обезличивания человека и герой рассказа.

Выражение «тематический больной» в рассказе ис­пользуется в ироническом смысле.

Как вы думаете, связаны ли с идейным смыс­лом рассказа имя и фамилия героя?Несомненно, да. Иван, Ванька — ти­пично русское имя, распространенное в деревнях и имеющее широкое бытование в произведениях русского фольклора. Как правило, сказочный Иван открыт, добро­сердечен, общителен, борец за справедли­вость. Характеристика героя по его имен­ной номинации дополняется фамилией Тепляшин, что еще в большей степени усиливает представление о нем как иск­реннем, теплом по отношению к людям человеке. Может быть, в какой-то мере его фамилия указывает на способность к взрыву, вспыльчивость.

На этой странице искали :

  • в чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа ванька тепляшин
  • в чём вы усматриваете основную тему и идею рассказа
  • Почему ваньке не понравилось в больнице
  • ванька тепляшин анализ
  • ванька тепляшин сочинение

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/shukshin-vanka-teplyashin-v-chem-vy-usmatrivaete-osnovnuyu-temu-i-ideyu-rasskaza.html

Анализ рассказа В.М. Шукшина «Ванька Тепляшин» : Литература

Развить творческую активность учащихся, пробудить желание учиться, возможно через творческое взаимодействие учителя и ученика, через активный диалог. Богатый материал для этого дают уроки литературы.

Для примера возьмём программу под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Учебник по литературе для 9-го класса предлагает тему: В.М. Шукшин. Рассказ “Ванька Тепляшин”.

Вступительная статья об авторе обещает ученикам встречу с мастером рассказов, в которых живут бесхитростные и безыскусственные люди деревни. При этом автор, описывая обыденное, находит в них много нового, неизвестного, глубинного.

Обратите внимание

Его типичный герой – человек чудаковатый, душевный, отзывчивый в радости и беде. Таков и Ванька, один из шукшинских “чудиков”. Это нашлось в нашем языке и точно выражает главное в натуре героев Шукшина.

В 9-м классе дети уже знают, что художественное произведение рассматривается с трёх позиций: тема, идея, форма.

Вот и сейчас ученикам предлагается задание: определить тему рассказа. На первый взгляд может показаться, что этот рассказ о больнице, о нравах в ней, о лечении. Но нет.

В процессе диалога приходим к выводу, что здесь главное — отношения людей между собой, а особенно сына и матери – тёплые, мягкие, любовные; он – защитник старой женщины, он не позволяет ей унижаться, так как остро реагирует на зло и несправедливость, живёт по велению своего доброго сердца.

В больнице он тоскует, хотя рядом люди, с которыми он разговаривает, иногда шутит. Он часами стоял у окна, смотрел в него. А причина в том, что он был не дома.

Это суждение рождается после беседы с учениками, когда они предлагали свои варианты. Теперь надо найти доказательства этого вывода. Их в тексте много. Вот как автор говорит о встрече с матерью.

“Каково же было его удивление, радость, когда он в этом (городском) мире внизу вдруг увидел свою мать… Пробирается через улицу, оглядывается – боится. Ах, родная ты, родная! Вот догадалась-то.

— Мама идёт! – закричал он всем в палате радостно.

Так это было неожиданно, так она вольно вскрикнула, радость человеческая, что все засмеялись”.

И ещё один фрагмент, говорящий об отношении сына к матери. “Ваньку впервые поразило, — он обратил внимание, — какой у матери сделался жалкий голос, даже какой-то заученно – жалкий, привычно – жалкий … . И Ваньке стало стыдно, что мать так униженно просит. Он велел ей молчать:

— Помолчи, мам.

И в конце рассказа, когда они уходят из больницы, он опять говорит ей:

— Ещё одно тебе скажу: не проси так никого, как давеча этого красношарого просила. Никогда никого не проси. Ясно?.. Слушать стыдно.

Важно

Вот так, предлагая ученикам найти в тексте слова, определяющие тему, логично приходим к главной мысли, то есть к идее. Предлагаю сформулировать её и опять найти в тексте доказательства. Ванька Тепляшин дважды произносит их коротко и точно: “Человеком надо быть, а не сшибать полтинники”. Прав ли он? Безусловно.

Человеческие отношения нельзя определять деньгами. Это ненормально с точки зрения его морали, хотя другие мужики из больничной палаты предлагали этот способ решения проблемы, уверенно считая его наиболее результативным.

И этот же Евстигнеев, что помогал вахтёру ловить Ваньку, выдавая одежду, с запоздалым укором негромко сказал:

— Ты бы ему копеек пятьдесят дал, и всё – никакого шуму не было бы. Молодёжь, молодёжь …

Ванька ничего не стал объяснять Евстигнееву. Он спешил к плачущей матери.

Очень интересно, живо идёт обсуждение формы рассказа, способов, приёмов, использованных автором. Предлагаю ещё раз посмотреть на главного героя и найти в нём через слова его самого и автора самое существенное, определяющее его натуру.

Что увидели сразу? Автор замечает, что он “наладился тосковать”. У Шукшина, да и вообще в жизни, тоска – удел людей честных, со сложной внутренней организацией, хотя на вид они просты. И глагол “наладился” точно определяет тот факт, что эта тоска стала постоянной.

А вот когда после конфликта Ванька принял решение уехать, он сразу успокоился, помчался в палату, чтобы собрать вещи. Потом автор пишет, что ему становилось легче и легче.

А когда он прощался, то сделал это весело, пожелал всем здоровья, даже вахтёру, который обидел мать, сказал: “Будь здоров!” и с лёгкой душой поскакал вниз.

И ещё раз хочется сказать об удачно найденном слове “тосковать”, не скучать, а именно тосковать, так как скучают обычно бездельники. Ванька же из деревни, где все при деле, где скучать просто некогда.

Совет

Здесь мы замечаем роль глаголов, рисующих действия Ваньки: помчался, поскакал. Так он спешил к матери, торопился домой из чужого ему города.

Второе, что мы видим в Ваньке, — он прост, бесхитростен, речь полна таких слов, как: хлобысь, шваркнуло, фифочка, соскочить с зарубки, сцапать, загогулина (о вахтёре). Это не только просторечные слова.

В них и смысловая точность в выражении действий, в характеристике, и удивительная образность. Искренность и простоту Ваньки автор выразил ещё и такими словами: “…он и врать-то не умеет.

Это ведь тоже уметь надо”.

Ванька Тепляшин – натура тонкая, наблюдательная. Может, потому и город он не принял – чужой он для него. “Стоял он часами у окна, смотрел, как живёт чужая его уму и сердцу улица. Странно живёт: шумит, кричит, а никто друг друга не слышит. Все торопятся, но оттого, что сверху все люди одинаковы, кажется, что они никуда не убегают: какой-то загадочный бег на месте”. Сказано коротко, но точно.

Смотрим в учебнике вопрос: “Почему у него постоянно возникают конфликты с окружающими людьми?” После уже сказанных наблюдений и выводов ясно, почему у Ваньки конфликты. Он искреннее, честнее других, у него свои мерки, хотя он нигде не философствует, он просто живёт, не завидуя, не хитря, не интригуя, не декларируя свои принципы.

Очень интересен такой вопрос: “Как вы думаете, связаны ли с идейным смыслом рассказа имя и фамилия героя?” Дети уже знают, что имя героям авторы выбирают со смыслом, это один из авторских приёмов характеристики.

Читайте также:  Образ и характеристика доктора в романе обломов

Вспоминаем, что имя Иван в переводе “Благодать Божия”. Иван, Иванушка – герой народных сказок, это умелец, человек простой, но не однозначный, из сложных ситуаций выходит молодцом благодаря своей смекалке, находчивости.

Часто из трёх сыновей он самый ответственный, надёжный. Уменьшительное Ванька делает его проще, ближе. А фамилия явно говорящая о душевной щедрости, теплоте.

В сочетании имени и такой фамилии – надёжность и гарантия добрых отношений.

Обратите внимание

Интересно наблюдать за речью автора, когда он даёт характеристику вахтёру: деревянно прокуковал, трижды отстукал, а прилагательное красноглазый употреблено на двух страницах 20 раз, что тоже имеет свой смысл.

Отвечаем на следующий вопрос: “Какое социально-нравственное явление символизирует образ красноглазого вахтёра?” Когда мы сравним глаголы “прокуковал, отстукал” и “говорил”, то увидим огромную разницу между ними, а вывод напрашивается такой: перед нами не просто неприятный человек, а казённая душа, которая, если и пойдёт на уступку, то только за деньги. На первый взгляд может показаться, что он рьяно выполняет свою службу, а на самом деле – полное равнодушие к человеку, неспособность понять радость одного и горе другого, поэтому он, унижая человека, даже не понимает, насколько дурно выглядит в обществе. В. Шукшин нашёл очень точные глаголы: отстукал, прокуковал. Лучше не скажешь.

Предлагаю посмотреть на синтаксис рассказа: какова его особенность? Повторяем отличительные черты рассказа вообще и шукшинского в частности. После этого пытаемся найти доказательства динамичности повествования, то есть наличие и даже обилие простых предложений. Вот один из примеров.

“…Ваньку им не удалось сцапать… Он не убегал, но не давал себя схватить… Крик, шум поднялся… Набежало белых халатов. Прибежал Сергей Николаевич, врач Ванькин… Красноглазого и Евстигнеева еле-еле уняли. Ваньку повели наверх. Сергей Николаевич повёл. Он очень расстроился”.

Точно так же выглядит рассказ Ваньки: предложения короткие, картина яркая. Всё это говорит о таланте рассказчика, который живёт в нём и не претендует на что-либо. Вот как звучит его рассказ.

“Лёд впереде уже от так от горбатился – горкой… Я открыл дверцу, придавил газку. Вдруг – вниз поехал!.. ну, поехал!.. Натурально, как с горки! Вода – хлобысь мне в ветровое стекло! А дверку льдиной шваркнуло и заклинило. И я, натурально, иду ко дну, а дверку, а дверку не могу открыть. А сам уже плаваю в кабине.

Он не врёт, но больные не верят: “Ты прямо, как это… как в баню попал: “вылез, начинаю осматриваться”. Меньше ври-то”. Ванька на своей кровати выпучил честные глаза.

Вот так эмоциональный рассказ характеризует самого рассказчика и автора, который нашёл для него и слова, и интонацию.

В учебнике 9 класса ученикам предложено повествование В.Астафьева “Царь-рыба” (фрагменты), В.Распутина “Деньги для Марии” (фрагменты), А. Вампилова “Старший сын” (фрагменты).

Безусловно, выбраны фрагменты самые яркие, так что и ученикам читать интересно, и учителю работу над текстом организовать легче, так как составители учебника уже расставили некоторые акценты, остальное сделает учитель, организуя активный диалог с учениками.

Источник: http://poznanie21.ru/current/literature/505680504.php

Шукшин, Ванька Тепляшин. В чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа?

Сегодня мы изучали на уроке Шукшина. Это автор прекрасных произведений, среди которых и рассказ Шукшина Ванька Тепляшин. А благодаря знакомству с кратким содержанием романа В.М. Шукшина Ванька Тепляшин, вы сможете ответить на вопрос: В чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа, а также сделаете анализ работы, написав свое сочинение.

Изучая краткое содержание рассказа, мы знакомимся с Ванькой Тепляшиным — молодым шофером, у которого возникли проблемы. У него выявили язву и отправили в городскую больницу на лечение.

Там он все время нарушал предписанные правила, к тому же то и дело, развлекал соседей по палате своими рассказами из своей жизни.

Важно

Рассказал как-то историю о том, как он провалился зимой в реку на машине и о том, как его обтирали одеколоном а он потом еще долго издавал этот аромат. Многим его рассказы казались выдуманными, но он утверждал что все рассказанное правда.

И вот однажды, наблюдая из окошка за проходящими дамочками, посреди толпы увидел родное лицо. Как же он был рад увидеть маму, по которой сильно скучал. Но беда, день оказался не приемный. Как ни просила мать ее пустить, вахтер был непреклонен.

Ваньке стало жаль мать, которая унижалась и просила, не выдержал и заступился за нее. Против двух мужиков выстоял наш Ванька. А когда медсестры увели его в палату, тот заявил, что ни минуты здесь больше не останется и собрался домой.

Даже разговор с доктором, который разрешил матери остаться в больнице на несколько дней, не повлиял на решение нашего героя. Собрав вещи, он спустился. Гардеробщик подумал, что его выгнали с больницы и пожалел Ваньку. Отдавая ему одежду, тот сказал что нужно было просто дать денег вахтеру.

Выходя из больницы Тепляшин обозвал вахтера загогулиной, и подойдя к матери, которая сказала, что ее сын нигде не может задержаться, они вместе поехали домой.

Основная тема и идея рассказа, краткий анализ

Прочитав произведение Шукшина, сразу кажется, что это рассказ о больнице и ее нравах, о лечении и о пациентах. Но все не так. Анализируя рассказ, мы видим, что основная тема и идея произведения — это человеческие отношения.

Ванька несколько раз говорит фразу о том, что нужно быть человеком. И это главная мысль. А тут вахтер поликлиники берет взятки. А ведь человеческие отношения невозможно купить и их нельзя оценить деньгами, хотя даже соседи по палате говорили о том, что все можно решить с помощью денег.

Однако мораль Ваньки Тепляшина не позволяла ему этого сделать.

Знакомясь с работой, мы видим постоянные конфликты, что возникают между героем и другими персонажами, а все потому, что Ванька честнее других, искреннее. У героя свои мерки, и при этом он просто живет, без интриг, лжи, не декларируя свои принципы.

Совет

Автор наполнил свое произведение глубоким смыслом, где показал взаимоотношения людей в обыденной жизни. Достаточно вспомнить тот возглас, когда Ванька увидел в окне мать, его обращение к ней Моя родная, чтобы понять безграничную любовь и нежность. Как он встает на ее защиту. Мы видим, насколько огромная тоска охватила героя, который незамедлительно решил ехать домой.

Видим и отношение Ваньки с вахтером, который не может понять те чувства, что испытывают люди, находясь вдали друг от друга. Не может он этого понять, его интересуют только деньги, которые могли бы повлиять по-другому на ход событий.

События с вахтером позволили осознать простую истину. Не все измеряется деньгами, есть такие вещи, которые нужно чувствовать сердцем.

Да и о собственном достоинстве не нужно забывать, вот и советует он матери больше никогда не унижаться ни перед кем, иначе можно потерять уважение к самому себе.

Замечательная и поучительная работа Шукшина Ванька Тепляшин, которая учит нас оставаться людьми и быть человечнее.

Источник: http://sochinyshka.ru/shukshin-vanka-teplyashin-v-chem-vy-usmatrivaete-osnovnuyu-temu-i-ideyu-rasskaza.html

Книга Ванька Тепляшин. Содержание — Василий Шукшин ВАНЬКА ТЕПЛЯШИН

Ванька Тепляшин лежал у себя в сельской больнице с язвой двенадцатиперстной кишки. Лежал себе и лежал. А приехал в больницу какой-то человек из районного города, Ваньку вызвал к себе врач, они с тем человеком крутили Ваньку, мяли, давили на живот, хлопали по спине… Поговорили о чем-то между собой и сказали Ваньке:

— Поедешь в городскую больницу?

— Зачем? — не понял Ванька.

— Лежать. Также лежать, как здесь лежишь. Вот… Сергей Николаевич лечить будет.

Ванька согласился.

В горбольнице его устроили хорошо. Его там стали называть «тематический больной».

— А где тематический больной-то? — спрашивала сестра.

— Курит, наверно, в уборной, — отвечали соседи Ванькины. — Где же еще.

— Опять курит? Что с ним делать, с этим тематическим…

Ваньке что-то не очень нравилось в горбольнице. Все рассказал соседям по палате, что с ним случалось в жизни: как у него в прошлом году шоферские права хотели отнять, как один раз тонул с машиной…

— Лед впереди уже о так от горбатится — горкой… Я открыл дверцу, придавил газку. Вдруг — вниз поехал!.. — Ванька, когда рассказывает, торопится, размахивает руками, перескакивает с одного на другое. — Ну, поехал!..

Натурально, как с горки! Вода — хлобысь мне в ветровое стекло! А дверку льдиной шваркнуло и заклинило. И я, натурально, иду ко дну, а дверку не могу открыть. А сам уже плаваю в кабине.

Тогда я другую нашарил, вылез из кабины-то и начинаю осматриваться…

— Ты прямо, как это… как в баню попал: «вылез, начинаю осматриваться». Меньше ври-то.

Ванька на своей кровати выпучил честные глаза.

— Я вру?! — некоторое время он даже слов больше не находил. — Хот… Да ты что? Как же я врать стану! Хот…

Обратите внимание

И верно, посмотришь на Ваньку — и понятно станет, что он, пожалуй, и врать-то не умеет. Это ведь тоже — уметь надо.

— Ну, ну? Дальше, Вань. Не обращай внимания.

— Я, значит, смотрю вверх — вижу: дыра такая голубая, это куда я провалился… Я туда погреб.

— Да сколько ж ты под водой-то был?

— А я откуда знаю? Небось недолго, это я рассказываю долго. Да еще перебивают…

— Ну, ну?

— Ну, вылез… Ко мне уже бегут. Завели в первую избу…

— Сразу — водки?

— Одеколоном сперва оттерли… Я целую неделю потом «красной гвоздикой» вонял. Потом уж за водкой сбегали.

…Ванька и не заметил, как наладился тосковать. Стоял часами у окна, смотрел, как живет чужая его уму и сердцу улица. Странно живет: шумит, кричит, а никто друг друга не слышит.

Все торопятся, но оттого, что сверху все люди одинаковы, кажется, что они никуда не убегают: какой-то загадочный бег на месте.

И Ванька скоро привык скользить взглядом по улице — по людям, по машинам… Еще пройдет, надламываясь в талии, какая-нибудь фифочка в короткой юбке, Ванька проводит ее взглядом. А так — все одинаково. К Ваньке подступила тоска. Он чувствовал себя одиноко.

И каково же было его удивление, радость, когда он в этом мире внизу вдруг увидел свою мать… Пробирается через улицу, оглядывается — боится. Ах, родная ты, родная! Вот догадалась-то.

Читайте также:  Сочинение по картине подвиг молодого киевлянина иванова 5 класс описание

— Мама идет! — закричал он всем в палате радостно. Так это было неожиданно, так она вольно вскрикнула, радость человеческая, что все засмеялись.

— Где, Ваня?

— Да вон! Вон, с сумкой-то! — Ванька свесился с подоконника и закричал: — Ма-ам!

— Ты иди встреть ее внизу, — сказали Ваньке. — А то ее еще не пропустят: сегодня не приемный день-то.

— Да пустят! Скажет — из деревни… — гадать стали.

— Пустят! Если этот стоит, худой такой, с красными глазами, этот сроду не пустит.

Ванька побежал вниз.

А мать уже стояла возле этого худого с красными глазами, просила его. Красноглазый даже и не слушал ее.

— Это ко мне! — издали еще сказал Ванька. — Это моя мать.

— В среду, субботу, воскресенье, — деревянно прокуковал красноглазый.

Мать тоже обрадовалась, увидев Ваньку, даже и пошла было навстречу ему, но этот красноглазый придержал ее.

— Назад.

— Да ко мне она! — закричал Ванька. — Ты что?!

— В среду, субботу, воскресенье, — опять трижды отстукал этот… вахтер, что ли, как их там называют.

— Да не знала я, — взмолилась мать, — из деревни я… Не знала я, товарищ. Мне вот посидеть с им где-нибудь, маленько хоть…

Ваньку впервые поразило, — он обратил внимание, — какой у матери сразу сделался жалкий голос, даже какой-то заученно-жалкий, привычно-жалкий, и как она сразу перескочила на этот голос… И Ваньке стало стыдно, что мать так униженно просит. Он велел ей молчать:

— Помолчи, мам.

— Да я вот объясняю товарищу… Чего же?

— Помолчи! — опять велел Ванька. — Товарищ, — вежливо и с достоинством обратился он к вахтеру, но вахтер даже не посмотрел в его сторону. — Товарищ! — повысил голос Ванька. — Я к вам обращаюсь!

— Вань, — предостерегающе сказала мать, зная про сына, что он ни с того ни с сего может соскочить с зарубки.

Красноглазый все безучастно смотрел в сторону, словно никого рядом не было и его не просили сзади и спереди.

— Пойдем вон там посидим, — изо всех сил спокойно сказал Ванька матери и показал на скамеечку за вахтером. И пошел мимо него.

— Наз-зад, — как-то даже брезгливо сказал тот. И хотел развернуть Ваньку за рукав.

Важно

Ванька точно ждал этого. Только красноглазый коснулся его, Ванька движением руки вверх резко отстранил руку вахтера и, бледнея уже, но еще спокойно, сказал матери:

— Вот сюда вот, на эту вот скамеечку.

Но и дальше тоже ждал Ванька — ждал, что красноглазый схватит его сзади. И красноглазый схватил. За воротник Ванькиной полосатой пижамы. И больно дернул. Ванька поймал его руку и так сдавил, что красноглазый рот скривил.

— Еще раз замечу, что ты свои руки будешь распускать… — заговорил Ванька ему в лицо негромко, не сразу находя веские слова, — я тебе… я буду иметь с вами очень серьезный разговор.

— Вань, — чуть не со слезами взмолилась мать. — Господи, господи…

— Садись, — велел Ванька чуть осевшим голосом. — Садись вот сюда. Рассказывай, как там?..

Красноглазый на какое-то короткое время оторопел, потом пришел в движение и подал громкий голос тревоги.

— Стигаеев! Лизавета Сергеевна!.. — закричал он. — Ко мне! Тут произвол!.. — и он, растопырив руки, как если бы надо было ловить буйно помешанного, пошел на Ваньку. Но Ванька сидел на месте, только весь напружинился и смотрел снизу на красноглазого. И взгляд этот остановил красноглазого. Он оглянулся и опять закричал: — Стигаеев!

Из боковой комнаты, из двери выскочил квадратный Евстигнеев в белом халате, с булочкой в руке.

— А? — спросил он, не понимая, где тут произвол, какой произвол.

— Ко мне! — закричал красноглазый. И, растопырив руки, стал падать на Ваньку.

Ванька принял его… Вахтер отлетел назад. Но тут уже и Евстигнеев увидел «произвол» и бросился на Ваньку.

…Ваньку им не удалось сцапать… Он не убегал, но не давал себя схватить, хоть этот Евстигнеев был мужик крепкий и старались они с красноглазым во всю силу, а Ванька еще стерегся, чтоб поменьше летели стулья и тумбочки.

Но все равно, тумбочка вахтерская полетела, и с нее полетел графин и раскололся. Крик, шум поднялся… Набежало белых халатов. Прибежал Сергей Николаевич, врач Ванькин… Красноглазого и Евстигнеева еле-еле уняли. Ваньку повели наверх.

Сергей Николаевич повел. Он очень расстроился.

— Ну как же так, Иван?..

Ванька, напротив, очень даже успокоился. Он понял, что сейчас он поедет домой. Он даже наказал матери, чтоб она подождала его.

— На кой черт ты связался-то с ним? — никак не мог понять молодой Сергей Николаевич. Ванька очень уважал этого доктора.

— Он мать не пустил.

— Да сказал бы мне, я бы все сделал! Иди в палату, я ее приведу.

— Не надо, мы счас домой поедем.

— Как домой? Ты что?

Но Ванька проявил непонятную ему самому непреклонность. Он потому и успокоился-то, что собрался домой. Сергей Николаевич стал его уговаривать в своем кабинетике… Сказал даже так:

1

Источник: https://www.booklot.org/genre/proza/sovremennaya-proza/book/vanka-teplyashin/content/319682-vasiliy-shukshin-vanka-teplyashin/

Вопросы и ответы к рассказу В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин

Найдите в тексте рассказа слова, которыми может быть сформулирована его основная идея.

«Надо человеком быть!»

В чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа?

Основная идея рассказа выражена в словах его героя «Надо человеком быть!», которые он дважды произносит. Тем самым Шукшин выдвигает в качестве ведущей проблемы произведения человеческое достоинство личности, недопустимость его унижения.

Охарактеризуйте героя рассказа. Почему у него постоянно возникают конфликты с окружающими людьми?

Конфликты возникают из нежелания смириться с несправедливостью. Об этом мы узнаем из слов матери. «Нигде ты, сынок, как-то не можешь закрепиться, — сказала мать свою горькую думу.

— Из ФЗУ тада тоже…» Слова «Надо человеком быть!», в которых выражена идея рассказа, Ванька Тепляшин относит не только и не столько к красноглазому вахтеру (воспитывать его уже поздно), сколько к людям, которые героя окружают, и прежде всего к самому себе, чтобы и впредь оставаться бескомпромиссным к проявлениям несправедливости и бесчеловечности. Автор солидарен с ним, хотя и не принимает те средства борьбы против зла, которые избирает Ванька.

Душу героя щемила униженность матери. Его поразило, какой у нее стал жалкий голос, даже какой-то заученно жалкий, привычно жалкий. Ему стало стыдно за мать. Второй раз вспоминает он об унижении матери, когда доктор Сергей Николаевич уговаривает его остаться долечиваться.

Совет

И это воспоминание усилило решение Ивана уйти из больницы. Наконец, по дороге домой он вновь вспоминает обидную для него сцену и говорит матери: «Не проси так никого, как давеча этого красношарого просила. Никогда никого не проси.

Ясно?» Герой рассказа органически не принимает приспособленческой морали, которая проявляется и в униженных просьбах матери, и в намеках соседей по палате и гардеробщика Евстигнеева на всесильный полтинник, и в упреке доктора, зачем связался (слово неоднократно повторяется в тексте) с вахтером.

Поэтому и не принимает он столь заманчивого предложения врача, который был готов поселить Ванькину мать у себя в доме.

Симпатия писателя по отношению к герою выразилась в сочетании мягкого юмора и лиризма в повествовании.

В каких ситуациях, изображенных Шукшиным, особо остро отстаивается авторская позиция?

Прежде всего, в сцене столкновения Ваньки Тепляшина с вахтером, в диалогах героя с доктором, соседями по палате, с Евстигнеевым. Автор не приемлет нравственных компромиссов и потому солидаризируется с Ванькой, когда тот решает покинуть больницу, несмотря на симпатию к Сергею Николаевичу.

Можно ли Ваньку Тепляшина отнести к разряду шукшинских «чудиков»? Мотивируйте свой ответ.

Разумеется, да. «Чудики» Шукшина пытаются понять, осмыслить жизнь, чтобы «душа не болела». Они открывают правду жизни страстно и мучительно, их поведение воспринимается стандартными, прагматичными людьми как отклонение от нормы. Таков и Ванька Тепляшин.

Какое социально-нравственное явление символизирует образ красноглазого вахтера? Какие художественные средства использованы для его создания? Какие синонимы заменяют слово «говорил» по отношению к вахтеру? В чем их смысл?

Другая, не менее важная мысль звучит в рассказе: быть человеком — значит быть личностью.

Между тем на фоне искренней радости встречи с матерью сына читатель с гневом воспринимает бездушие, настоящую бесчеловечность красноглазого вахтера.

Обратите внимание

Он не произнес, не сказал, а «деревянно прокуковал: «В субботу, среду, воскресенье». Писатель передает его речь отрывочными фразами и восклицаниями: «Назад! Ко мне! Тут произвол!»

Столкновение Ваньки Тепляшина и красноглазого обрисовано также с помощью приема контраста. Если вахтер с презрением относится к людям, не считает нужным реагировать на их просьбы и объяснения, разве что может его смягчить полтинник, то Ванька с достоинством требует уважения к себе, даже в драке не нападает, а отбивается, чтобы поменьше летели стулья и тумбочки.

Почему Ваньке не понравилось в больнице?

Ивану грустно от пребывания в городской больнице, потому что он испытывает чувство одиночества. Там он тоскует не только по родному саду, селу, но и по доброму человеческому отношению, в котором заключено понимание людьми его индивидуальности. Здесь же он только «тематический больной». Тоскливое состояние усугубляется и видом из окна — все люди кажутся ему одинаковыми.

Большую роль в рассказе играет прием антитезы, с помощью которой автор обличает бездушие и ратует за торжество истинной красоты человека. Так, в обстановке больничной скуки во весь голос «неожиданно вскрикнула радость человеческая». «Мама идет!» — закричал он всем в палате радостно».

Что означают слова «тематический больной»? Какую роль они играют в этом рассказе?

«Тематический больной» — это пациент, диагноз которого соответствует профилю научно-исследовательской работы больницы, кафедры медицинского вуза, расположенной на ее территории, или деятельности отдельного врача, работающего над кандидатской или докторской диссертацией.

Такие больницы осуществляют специальный подбор пациентов, на которых испытывают новые методы лечения. Язва двенадцатиперстной кишки, которой страдал Ванька Тепляшин, была, по-видимому, темой отделения и доктора Сергея Николаевича. В больнице даже медсестры называют Ваньку «тематический больной».

Тем самым Шукшин показал факт обезличивания человека, против чего он сам восставал в своих рассказах, стремясь наделять своих героев индивидуальными, не похожими на других чертами характера, интересами, манерой поведения. Восстает против обезличивания человека и герой рассказа.

Выражение «тематический больной» в рассказе используется в ироническом смысле.

Как вы думаете, связаны ли с идейным смыслом рассказа имя и фамилия героя?

Несомненно, да. Иван, Ванька — типично русское имя, распространенное в деревнях и имеющее широкое бытование в произведениях русского фольклора. Как правило, сказочный Иван открыт, добросердечен, общителен, борец за справедливость.

Характеристика героя по его именной номинации дополняется фамилией Тепляшин, что еще в большей степени усиливает представление о нем как искреннем, теплом по отношению к людям человеке.

Важно

Может быть, в какой-то мере его фамилия указывает на способность к взрыву, вспыльчивость.



Источник: http://www.yurii.ru/ref11/rl-1997279.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector