Анализ рассказа век живи – век люби распутина

О чем заставил меня задуматься рассказ «век живи — век люби»

Каждый человек в определенном возрасте пытается понять, каким образом устроен мир, какие ценности важны для него, что значит, быть самостоятельным, взрослым? Над этими вопросами задумывается Саня — главный герой рассказа В.Г. Распутина «Век живи — век люби». Размышления подростка о самостоятельности заставили меня задуматься над данной проблемой.

Является ли Саня самостоятельным? Да, наверное, он стал таким, когда остался без присмотра взрослых, по счастливой случайности — мама и папа отправились в Ригу путешествовать, бабушке срочно пришлось уехать помогать больной тете Вере.

Мальчик начинает жить самостоятельно, он делает то, что раньше вызывало неприязнь (полет грядки каждый день, готовит обед, ходит в магазин). Ощутив себя взрослым, он решает отдать три рубля на выпивку местному жителю Митяю, хотя тот об этом не просил.

Саня самостоятельно принимает решение и идет в лес за ягодами с ночевкой в тайге.

Но будут ли все эти действия признаками самостоятельности? Сомневаюсь. Саня же делал то, что делали окружающие его взрослые: полол грядки как бабушка, давал деньги, как папа, собрался в лес, как делали это дачники и деревенские жители.

Обратите внимание

Самостоятельность, по моему мнению, это ощущение, что ты на своем месте, делаешь то, что нужно именно в этот момент, следуешь по своему пути, принимая решения. Именно это осознание глубины жизни приходит к Сане в тайге, когда он, как будто случайно, вспоминает фразу, услышанную от отца: «смертный ужас рождения».

Красота тайги, которая приводит Саню в восторг, позволяет почувствовать его любовь ко всему окружающему.

Эта любовь, по моему мнению, и делает человека самостоятельным, дает ему нравственный стержень, основы для мировосприятия.

Только очутившись в ночной тайге, почувствовав слабое дыхание, мальчик смог почувствовать: мир становился ближе, темная ночь «точно взялась показать ему один из своих могучих пределов».

В.Г. Распутин показывает нам, такие события не случаются напрасно. Саню ждет нечто новое, а этот поход за ягодами помог понять все, что «копилось и ширилось» в сознании мальчика несколько лет, но никак не могла прорваться наружу.

Свою взрослость и самостоятельность Саня проявил и когда Митяй выкинул его ягоду, оказавшуюся ядовитой. Дядя Володя преподносит мальчику плохой урок, он не собирается предупредить его сразу в поезде, что пользоваться оцинкованным ведром, когда собираешь голубицу нельзя.

Мужчина поступает цинично: дожидается, когда радостный Саня принесет ягоды из леса на станцию.

Может показаться, одухотворенность, восторженность и чувство гармонии с природой у мальчика убиты, но, я думаю, это тоже «прививка» самостоятельности: Саня понимает, что все люди разные, не все хотят добра и мира. Но нужно стараться понять и их тоже.

Важно

Именно поэтому название произведения звучит как наказ: человек должен беречь в себе эту гармонию и чувство прекрасного, быть добрым к людям и миру вопреки любым сложностям.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/o-chem-zastavil-menja-zadumatsja-rasskaz-vek-zhivi-vek-ljubi.html

Сочинение «Проблематика рассказа В Распутина «Век живи — век люби»»

Валентин Григорьевич Распутин — один из тех писателей, чьё творчество обращено к человеку, к глубинам его сознания и подсознания, к ценностям, которые столетиями формировались и сохранялись в народной жизни. В XX в.

эти ценности в силу разных причин оказались под угрозой, нарушились многие естественные связи человека — с землёй, природой, другими людьми. Всё это не только отразилось на состоянии общества, но и сказалось на личности, которая лишилась духовной опоры.

Как восстановить гармонию с миром, обрести смысл бытия, понять, что с нами происходит? Над этими и другими нравственными и философскими проблемами размышляет Распутин в рассказе «Век живи — век люби».

Афористично название произведения («Век живи — век люби»), оно звучит как завет автора юным, вступающим в жизнь и перекликается с поговоркой «Век живи — век учись», однако шире и глубже. Заглавием задана ведущая тема рассказа — любви ко всему окружающему, которую ни в коем случае нельзя утратить и которая составляет основу личности, её нравственный стержень.

Речь в произведении идёт о важном этапе жизни главного героя, пятнадцатилетнего Сани, — этапе взросления и осознания своего места на земле. Рассказ начинается с размышлений героя над глубинным смыслом слова «самостоятельность»: «самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок».

Пытливый и внимательный, мальчик открывает для себя мир, который воспринимает как целостную систему, людей, которые «только на чужой взгляд остаются в общем ряду», а на самом деле очень разные. Всё для героя исполнено особого смысла: жизнь, листки календаря, даже нелюбимая работа на огороде. Он принимает первое взрослое решение: «за себя в жизни ответ держать».

Мальчика тяготит родительская опека, и, хотя в произведении нет конфликта «отцов» и «детей», но налицо непонимание друг друга.

Саню обижает отношение к нему, как к маленькому. Обстоятельства складываются таким образом, что мальчик, приехавший в августе на Байкал, остался совершенно один (бабушка уехала к заболевшей дочери) и «получил удивительную способность оглянуться на этот мир».

Событием, лежащим в основе сюжета, является поход мальчика за голубицей с Митяем и дядей Володей, однако главное в рассказе не событийная сторона, а то, что происходит в душе героя и его сознании.

Именно глазами Сани читатель видит и запустение посёлков после создания Иркутского водохранилища, и красоту байкальской тайги, и скрытые от поверхностного взгляда достоинства и пороки людей. Поход за ягодами стал для героя настоящим открытием мира, людей, себя.

«Первая Санина ночь в тайге — и какая ночь! — точно взявшаяся показать ему один из своих могучих пределов» пробуждает в подростке новые, ранее неведомые ему чувства и ощущение, «что он бывай здесь».

Мысль о существующей «изначально» памяти не отпускает мальчика: он видит в ней связующую нить с прошлым и будущим: «жизнь — это воспоминание вложенного в человека от рождения пути». Именно поэтому герой узнаёт места, в которых не бывал в действительности, и видит «всё смятение и всё движение мира, всю его необъяснимую красоту и страсть». Однако возможность обрести гармонию с миром существует только там, куда ещё не вторгся человек-преобразователь. Цивилизация губит природу и изменяет человека. Так соединяются в рассказе экологические и нравственные вопросы.

Совет

Проблема байкальской природы — больная тема для Распутина. В рассказе отчётливо ощущается тоска «по красоте и по тому особенному и необыденному духу», который «может дать только Байкал».

После того как стали строить Иркутскую ГЭС, часть разъездов и полустанков опустела, люди выехали из родных посёлков, и на фоне пасмурного, серого дня герой видит нежилые дома, похожие на «чужие гробы», и у него рождается ощущение того, что он смотрит изнутри на старое место захоронения.

И люди на опустошённой земле выглядят потерянными и одинокими, они удаляются в «тёмный распадок» в поисках собственного вечного пристанища. Таким, «потерянным среди, людей», видится Сане Митяй, человек без имени, а только с кличкой, неопределённого возраста, пьяница, о котором бабушка мальчика говорила, что он «из круга выбился».

В посёлке по-своему уважали Митяя, зная, что он человек слова, «долги отдаёт». Красота этого человека открывается герою во время похода: только в тайге Митяй находится «в согласии с собой», он ловок, вынослив, бережен в отношении к природе, чувствует и любит её, как любят живое существо.

Он истинный «хозяин тайги», хотя так его называет с оттенком презрения дядя Володя — «новичок», замкнутый, недобрый человек. Дядя Володя преподносит Сане жестокий урок: видя, что тот собирает голубицу в оцинкованное ведро, не предупреждает сразу, что есть её нельзя, а дожидается, когда счастливый и измученный грузом мальчик вынесет ягоды из леса.

Цинизм поведения попутчика вызывает ярость у Митяя и убивает одухотворённое, восторженное чувство гармонии с миром у Сани. Жестокость дядя Володи не может быть наказана по юридическим законам, не боится он и суда человеческого, но Митяй считает, что кара всё-таки настигнет негодяя: «На тебя первая же лесина сама же свалится, первый же камень оборвётся. Они такие фокусы не любят…». Митяй уверен: оскорблена душа природы, и сама природа совершит свой суд.

Автор, так точно и тонко описывающий душевное состояние Сани во время похода, ничего не говорит о том, что он чувствует после этого урока: мальчик «аккуратно, со странной внимательностью следя за собой, как за посторонним, застегнул рюкзак на все застёжки».

Кажется очень важной и тревожной эта художественная деталь: «застегнул… на все застёжки».

Обратите внимание

Не запер ли Саня и свою душу?Не утратил ли обретённых «смыслов»? Устоял ли на ногах? …Ночью Сане снились голоса… они звучали в нём, и среди множества он различил один, который произнёс «такие грязные и грубые слова и таким привычно-уверенным тоном», что мальчик проснулся в ужасе: откуда в нём это взялось?

Читатель же верит в нравственную силу героя, в то, что «учёба» не ожесточила его, что не оборвалась духовная связь Сани с природой и восторжествует любовь к миру. Несколько по-иному после прочтения рассказа звучит его название: «Век живи — век люби» — люби, несмотря ни на что.

Источник: http://litsochinenie.ru/problematika-rasskaza-v-rasputina-vek-zhivi-vek-lyubi.html

Сочинение: «Век живи — век люби»

Перед человечеством в конце XX столетия остро встала проблема выбора: либо голый практицизм, признающий лишь материальное благополучие, либо установка на духовные ценности, на опыт предшествующих поколении, на любовь ко всему живому на земле.

Валентин Распутин относится к тем авторам, которые ставят эту проблему выбора с максимальной откровенностью и жесткостью.

И это понято: от того, каким путем пойдет человек в своих взаимоотношениях с окружающим миром, с природой, зависит его ближайшее будущее.

Повесть Распутина «Прощание с Матерой» можно назвать повестью-предупреждением. Предупреждением о реальности исчезновения человечества как рода.

Каждый из нас знает, что он смертен, и проблему небытия мы в большинстве случаев решаем оптимистически: я умру, но будут жить мои потомки.

Сейчас же наряду с таким традиционным пониманием жизни и смерти формируется повое миропонимание: мысль о возможности космической катастрофы. о гибели всей человеческой цивилизации в связи с ядерной и экологической угрозои.

«Прощание с Матерои» выражает в художественной форме именно эту эсхатологическую концепцию: для героев распутинской повести конец света как будто уже наступил.

Казалось бы, речь идет о «немногом»: как организованно и быстро провести затопление острова, необходимое в связи со строительством ГЭС на одной из сибирских рек. Однако для жителей Матеры (в основном это старые люди) переселение из затопляемой деревни, где прошла вся их жизнь, на новое место равносильно смерти. будто свет «пополам переломился».

Важно

Раньше деревня «худо-бедно», но все же держалась «своею места» на яру у левого берега, «встречая и провожая годы» «И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне: уходили на погост  одни, нарождались другие.

» Крестьянин осознавал себя звеном в вечной движущейся цепи времен, событии, человеческих судеб Теперь же, когда Матера «сошла с привычного хода», ясно видится неестественность происходящего.

Человек не должен творить насилие над окружающим миром. так как он посягает нс только на нс принадлежащие ему души деревьев, зверей, птиц, но прежде всего на самого себя.

Если людей, подобных старухам Дарье, Настасье, Катерине, занимавшихся каждодневным созидательным трудом: сеяли и убирали хлеб, воспитывали детеи, обиходили скотину — можно уподобить царственному лиственю, которым островная Матера кренится к речному дну, то пожогщики (дома прежде, чем затоплять, нужно предварительно сжечь) — скорее сорная трава, «перекати-поле», люди. -забывшие о душе и совести.

Для распутинских старух в окружающей их действительности нет ничего случайного Они хорошо ощущают свою сращенность с природным миром. Чувство природы для них—гораздо большее, чем простое любование ее красотами. Не любование, а любовь движет распутинскими героинями.

Поэтому домашние животные, будь то конь, корова, кошка, естественно включаются в систему семейных отношении и видят в человеке своего покровителя, защитника, хозяина в самом полном и глубоком значении этою слова. Такое любовное, а не потребительское отношение к живой твари, постоянная забота о ней очищают и самою человеческую душу.

вносят в нее спокойствие и уверенность. Через природу и Дарья в «Прощании с Матерой», и старуха Анна в повести «Последний срок» чувствуют приток живительных сил, понимают свою причастность к бытию Вселенной. Поэтому их кругозор не замкнут крестьянским бытом.

Возникает парадоксальная на первый взгляд ситуация: героини, жившие просто и естественно, на одном месте, как деревья в лесу, знают и понимают больше образованных, поездивших по свету людей. В споре с внуком Андреем, склонным к «перемене мест», старуха Дарья так объясняет свое преимущество: «Я мало видала, да много жила.

Читайте также:  Пан тыбурций в рассказе дети подземелья короленко сочинение

На че мне довелось смотреть, я до-о-олго на его смотрела, а не походя, как ты». К этому надо добавить, что на жизнь Дарья смотрит не только своими глазами, но как бы мудрым взором предшествующих поколений, твердо знавших свое место в жизни.

Совет

Отчуждение от земли, невосприимчивость к веками накопленным духовным ценностям — вот главная причина невосполнимых моральных потерь, взаимонепонимания, тех бед, которые обрушились на человечество с победой бездушной цивилизации.

Гонимые со своей земли, насильственно вырванные из привычных обстоятельств бытия, ставшие «квартирантами» люди теряют себя, живут не своей, а чужой жизнью. «Ты это или не ты? А если ты, как ты здесь оказался?» — горестно размышляет о своей судьбе сын старухи Дарьи Павел Пинигин. «Не своим ходом живем» — таков лейтмотив повести «Прощание с Матерой».

А вот персонаж по имени Петруха, который, не дожидаясь пожогщиков, преднамеренно опережая их, собственноручно сжигает родную избу. Горящая изба символизирует всеобщий пожар, самосожжение, саморазрушение России. Не случайно показываемое в произведении событие характеризуется необычайной обобщенностью: «Пылало так. что не видно было неба.

Далеко кругом озарено было этим жарким недобрым сиянием..»

Разрушая природу, разрушаем себя, свое прошлое, настоящее и будущее. Эта мысль остро звучит и в повести «Пожар», которую можно рассматривать как сюжетное и логическое завершение «Прощания с Матерой».

В «Пожаре» мы видим уже последствия тех социально-нравственных метаморфоз, которые произошли в результате уничтожения Матеры и подобных ей поселений. Двадцать лет стоит выстроенный поселок, собравший жителей нескольких затопленных деревень. Но люди воспринимают свою жизнь в нем как временное, переходное, бивачное состояние.

Поселок строился наспех, без расчета на детей и внуков, и хотя дети и внуки появились, ослабло не только чувство рода, по и чувство самого себя. Люди «так разошлись всяк по себе, так отвернулись и отбились от общего и слаженного существования», что им прежде всего «себя.. недостает».

Отсюда— та легкость, с которой нарушаются границы добра и зла: «Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитается за ловкость и доблесть» Процесс жизни, осмысление своего пребывания на земле как формы проявления космической мудрости, свойственное распутинским старухам, вылилось здесь в «процедуру жизни», в жизнь навыворот, которая и не есть жизнь человека и природы Понадобилось несчастье, пожар, чтобы осознать это.

«Век живи — век люби» — так называется один из рассказов Распутина Люби природу, народ, свой род — все это не только однокоренные слова, но и сферы бытия, друг без друга невозможные Восстановление единой родственной основы всего существующего на земле — первоочередная задача наших дней Воспримем ли мы предупреждение писателя, жестко и однозначно сформулировавшего эту задачу?.

Источник: http://dodiplom.ru/ready/99011

Краткое содержание Распутин Век живи – век люби

Пятнадцатилетний Саня вдруг решил стать самостоятельным.  Он был единственным ребенком в семье и родители не замечали, что он уже вырос и относились к нему  как к маленькому.

Вскоре подростку представилась возможность попробовать эту самую самостоятельность: приехав из лагеря, где он находился весь июнь, Саня узнает, что его родители уезжают в отпуск, а его отправляют в деревню к бабушке на Байкал. Парень был рад избавиться от родительской опеки.

В деревне Сане еще раз повезло: бабушка получила телеграмму, в которой дочь просила приехать помочь с внучатами. Пожилая женщина была в растерянности – как оставить Саню? Но и отказать дочке она не могла. Внук заверил ее, что все будет в порядке и бабушка уехала.

Обратите внимание

Сане очень нравилась самостоятельная жизнь. Он ходил в магазин, готовил еду, рвал траву, полол и поливал грядки. И то, что его никто не заставлял это делать, что он сам видит и выполняет эти нелюбимые раньше обязанности, наполняло парня удовольствием.

Так продолжалось неделю, а потом к нему пришел Митяй – мужик, с которым  отец Сани ходил каждый год в тайгу за ягодой. Митяй огорчился, что отец не приехал, потому что ягоды в этот год уродилось как никогда. И он предложил мальчику поехать с ним в тайгу.

Саня взял рюкзак, поставил в него ведро, также прихватил теплую одежду и еду, потому что предстояла ночевка в лесу. Наутро они с Митяем сели в поезд, в который погрузилось еще много охотников за лесными дарами. Но все ягодники вышли раньше, а наши герои  уехали дальше всех.

В поезде к ним присоединился какой-то неприятный человек, дядя Володя, которого , оказывается, Митяй тоже взял с собой.

Приехав, компания долго и трудно добиралась до митяева ягодного места.  Когда они уже валились с ног, их взору предстала великолепная поляна, вся усыпанная ягодными кустами, сгибающимися под тяжестью урожая. Там же был обустроенный шалаш.

Отдохнув, люди принялись собирать ягоду. Мальчик не отставал от бывалых ягодников, он мечтал, как наварит и надавит с сахаром свою добычу, как это лакомство будет есть его маленькая двоюродная сестра.

Переночевав в шалаше, товарищи продолжили собирать голубицу, а затем, нагрузившись, отправились в обратный нелегкий путь.

Когда они пришли на станцию, дядя Володя с усмешкой сказал, что Санину ягоду есть нельзя, потому что он собрал ее в оцинкованное ведро, и теперь она – отрава.

Важно

Митяй начал кричать на него, спрашивая, почему он не сказал этого с самого начала, но тот ответил, что мальчишке будет наука. Митяю пришлось высыпать санины ягоды.

Эта книга учит тому, что порой приходится сталкиваться с подлостью, но самостоятельный человек находит достойный выход.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Искандер Сандро из ЧегемаДяде Сандро около восьмидесяти лет. Он статный, стройный пенсионер с седыми волосами, белесыми усами и бородой. Пожилой мужчина любил остроумно и увлекательно рассказывать о своей жизни
  • Краткое содержание Носов Мишкина кашаКоля живет с мамой на даче. Однажды к мальчику в гости приезжает его лучший друг Мишка. Коля очень рад. Мама замечает, что это очень кстати, так как она собирается в город на пару дней, а ребята могут остаться на даче одни
  • Краткое содержание Гюго ОтверженныеВ романе Гюго «Отверженные» ярко изображены важные стороны действительности. Невозможно равнодушно читать это произведение, где нам противопоставлены глубокие темы: человечности и жестокости, страдания бедных и горе богатых
  • Краткое содержание Браун ИнферноЗнаток по определению символов Роберт Лэнгдон, профессор культуры очнулся после тяжелой травмы головы. Последнее что он помнит, как находился в Гарвардском университете. По виду из окна профессор сообразил, что находится во Флоренции
  • Краткое содержание Ворон-челобитчик Салтыков-ЩедринПереживал старый ворон о роде вороньем: кормиться негде стало, люди десятками убивают, хищные птицы данью непомерной обложили.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/rasputin/vek-zhivi-vek-lyubi-kratko

Краткое содержание Распутин Век живи – век люби для читательского дневника

С первых страниц произведения главный герой задумался над тем, что значит быть самостоятельным. В свои пятнадцать лет Санька решил всем доказать, что он уже не ребенок, и может действовать и решать без подсказки. И ему представилась такая возможность в начале летних каникул.

Вернувшись из лагеря спортивного направления, он узнал, что родители отравляются в путешествие по стране до конца лета. Его же отправляли к бабушке. Отцу тоже хотелось съездить на Байкал, потому что именно в августе там можно было сходить по грибы и удачно порыбачить.

Санька же,  с удовольствием побывал бы в Бресте без мамы и папы, так как они, считая его еще маленьким, постоянно держали около себя.

Прибыв к бабушке, Санька, наконец,  смог показать себя, насколько он может прожить без опеки взрослых. Неожиданно у старушки заболела младшая дочь, и она просила ее приехать понянчиться с детьми. Мальчик, успокоив, бабулю, отправил ее и остался один. Присматривать же за ним осталась их соседка, тетя Галя.

Когда он остался один, то вздохнул с облегчением. Теперь никто его не заставлял ничего делать принудительно. Санька ходил, когда ему было нужно, за продуктами, варил себе обед и ужин, и даже пропалывал траву в огороде.

И что самое важное было для него, что физическая работа приносила ему удовлетворение. Перед сном он читал всегда книгу Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», что помогало ему без страха засыпать оному в пустом доме.

Однажды, когда Санька сушил грибы, к нему пришел дядя Митяй, который думал, что к бабушке приехал отец мальчика. Ведь они с ним часто ходили собирать ягоды, и приносили постоянно целые корзины. Мама не любила старика, потому что, когда тот был в нетрезвом состоянии, то всегда рассказывал о своих нехороших делах.

Совет

Сожалея о том, что отец не приехал в гости, он предлагает Саньке сходить с ним в тайгу, на что, тот соглашается. Взяв с собой теплую одежду и ведро, мальчик отправился с Митяем и другими ягодниками на поезде вглубь таежного леса. Через некоторое время Санька знакомится с мужчиной, который тоже отправился с ними по ягоды.

Дядя Володя был неприятен мальчику, но он старался виду не показывать.

Наконец путники добрались до замечательных ягодных мест, которые нашел дядя Митяй. Когда Санька увидел заросли ягод, то он сразу же представил, как он соберет их и наварит варенье. А его сестренка будет его кушать с удовольствием.

Набрав богатый урожай, они вернулись домой. И только, когда они вышли на станции, то дядя Володя сказал мальчику, что его ягоды нельзя есть, так как он собирал их в цинковое ведро. Митяй стал ругать приятеля за то, что он не предупредил их заранее.

Но делать было нечего, и Санька лишился ягод.

Рассказ учит нас любить и понимать природные богатства,  относиться к людям с душой.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/rasputin/vek-zhivi-vek-lyubi

Нравственные искания в современной прозе

(по рассказам В. Распутина)

Одно совершенство не может помешать другому, один талант не затмит другой — они равноправны. Повести Валентина Распутина не затмили его рассказов, хотя появление последних и было несколько неожиданным для читающей публики, привыкшей к тому, что Распутин — прежде всего мастер повести.

«Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» характеризуются взлетом философской мысли, отталкивающейся от драматических коллизий и трагических ситуаций.

В этих повестях исследуются излом и несломленность души человеческой — мятущейся, страдающей, пытающейся найти себе объяснение и оправдание в мире, — и они позволяют говорить о достойном продолжении писателем лучших традиций Достоевского, Толстого, Андрея Платонова.

В рассказах же («Уроки французского », «Век живи — век люби», «Что передать вороне?»), по очень точному наблюдению критики, — «новый уровень общения людей: здесь душа с душою говорит». Если в повестях Распутина душа высока в своей трагедии, но одинока, то в рассказах она распахнута навстречу миру, природе.

Эта устремленностьвовне душ героев обуславливает их обогащение неведомыми ранее чувствами. Для подростка Сани — это осознание величественности, могущественности, самодостаточности природы, которая отныне стала частью его души; для школьника из «Уроков французского» — открытие доброты, участия и понимания; для героя рассказа «Что передать вороне?» — признание абсолютной силы добра, которое стремится к абсолютному господству, не желая мириться с иными оттеночными качествами.

В рассказах Распутина — чеховская точность наблюдений и бунинское чувство языка. Эти особенности, дополненные мастерским описанием природы, создают уникальный, неповторимый колорит, который и отличает рассказы писателя.

Они отмечены не только высоким художественным мастерством и глубиной проникновения в души героев, но и той неповторимостью, которую сообщает им состояние первопроходчества, первооткрывательства. Любовь к добру — вот что привлекает в героях распутинских рассказов.

Все они стремятся обрести внутреннюю гармонию, быть в ладу с собою, с людьми, с природой. Может быть, это происходит еще и потому, что энергия доброты, излучаемая взрослыми, жадно воспринимается детьми и затем приносит в их душах щедрые дары.

Обратите внимание

В одном из лучших рассказов Распутина «Век живи — век люби» пятнадцатилетний Саня как раз и является носителем такого изначального заряда добра, уже требующего своей реализации.

Читайте также:  Сочинение детство моей мамы

Это добро воплощено в стремлении к любви, ибо в ней — вся сила, держащая этот мир, не дающая ему пропасть; в ней — вся сущность человека: для того он и явлен миру, чтобы отблагодарить, согреть его своею любовью. Иначе, зачем человек в прекрасном мире — не для себя же только одного рожден он на свет?!

С тех пор как Саня осознал, что возможна «самостоятельность», он загорелся желанием ощутить, что же это такое. И ему повезло. Он приехал к бабушке в деревню, а ей надо было срочно перебираться к заболевшей дочери. Саня остался на хозяйстве один.

И сразу же внес изменения в привычный ход жизни — «в своей собственной жизни он выдвинулся поперед всего, что окружало его и с чем он прежде постоянно вынужден был находиться рядом». Он с удовольствием делал неприятную ранее работу, готовил для себя обед, и эти бытовые мелочи позволяли ему чувствовать себя независимым, самостоятельным, взрослым человеком.

Многое открывалось ему впервые, приобретая особый, значимый для него смысл. Но самое важное, что Саня открыл себя.

Человек немыслим без природы не только как неотъемлемая часть ее, но и как совершенно уникальная субстанция, которая способна соединить разум и то, на что направлены его познавательные способности, осуществить связь между малой частью планеты и необозримыми просторами вселенной. Саня не задумывался об этом, но какие-то неясные силы смутно бродили в нем и словно готовились к только им ведомому часу, не выплескиваясь раньше времени.

И час этот настал. Дядя Митяй предложил подростку вместе с ним сходить в тайгу за ягодами. Этот обычный с виду поход и стал тем ключом, который открыл Сане и в себе самом, и в окружающем мире, и в людях столько, сколько не было постигнуто за несколько лет жизни.

Уже с первых слов дяди Митяя о тайге слышится именно поэтическое, ни на что не похожее звучание; поэзия первопознания дополняется поэтизацией природы. И уже целая симфония их приближающегося единения рождается на наших глазах. Нелегко теперь живется тайге — вытоптанной, изломанной. Особенно находящейся вблизи поселений.

Важно

Много людей вышло из поезда как раз там, на первой остановке. Но не таков Митяй, чтоб идти за всеми, проторенными тропами, как будто он и не таежник вовсе. Много сокрыто в характере этого странного неразговорчивого человека, он бывает хмурым, раздосадованным, задумчивым, но не злым. Еще в поезде Митяй преобразился, голос его зазвенел — он был уже в ожидании встречи.

Правда, и его, и Саню несколько насторожило появление третьего — дяди Володи: слишком уж дисгармонировало оно с той мелодией, которая, казалось, вот-вот должна зазвучать.

В этом рассказе, как ни в каком другом у Распутина, природа живет своей самостоятельной, независимой, вольной жизнью и в то же время предвосхищает и поясняет происходящее с человеком. С первых же минут знакомства с тайгой Саня отмечает, что она «стояла тихая и смурная; уже и проснувшись, вступив в день, она безвольно дремала в ожидании каких-то перемен».

Деловитый Митяй, брюзжащий, чем-то недовольный дядя Володя и не верящий своим глазам Саня пока только входят в тайгу. У каждого — свое восприятие, свой взгляд.

И кажется, какое им дело — вековым деревьям, безмолвным кустам, тихой траве — до этой троицы, забредшей на два дня с ночевкой по своим человеческим делам? Но тайга крепкими, невидимыми нитями соединена с человеком, с его миром, и изменения в одном тут же сказываются на состоянии другого.

Только на первый взгляд может показаться случайным разговор между Митяем и дядей Володей, когда они вы шли к участку тайги, зацепленному смерчем, — деревья, как подрезанные, лежали вповалку. На угрюмое замечание дяди Володи, что так и убить кого-нибудь могло, Митяй отвечает: «В новичков-то и хлещет. Их-то, главно, и караулит. Из-за их-то и происходит.

Ишь, сколь тайги из-за одного такого погубило». — «Из-за кого? — вскинулся дядя Володя. — Что ты мелешь?!» — «Откуль я знаю, из-за кого. Я тут не был». Так появляется в рассказе мотив греха и наказания. Причем наказывают силы природы, от которых невозможно скрыть содеянного.

Наверное, не все чисто на душе у дяди Володи, раз он так резко отреагировал на Митяево «из-за одного такого». Вступая в царство тайги, все трое понимают, что тут царят какие-то особые законы, правила, — и каждый ведет себя в соответствии со своими представлениями о них. У Сани представления эти, как и бывает в отрочестве, ясно не сформированы. Он — в поисках.

Совет

И поиски эти, как почти у всех главных героев Распутина, прежде всего философские, направленные на познание таких понятий, как смысл жизни, чувства человека, отношения между человеком и природой.

«Не может быть, — не единожды размышлял Саня, — чтобы человек в каждый свой новый день вслепую, не зная, что с ним произойдет, и проживая его лишь по решению своей собственной воли, каждую минуту выбирал, что делать и куда пойти. Не похоже это на человека.

Человек столь закончен в своих формах и способностях, что просто не верится, что его может сорвать, как перекати-поле.

Не может быть! К чему тогда эти долгие и замечательные старания в нем? Столько сделать внутри и оставить его без пути?» Это Санино «Не может быть!», обращенное к человеку, очень важно — еще ничем не доказанное, не обоснованное, не подкрепленное, оно уже существует в его сознании как противовес хаосу и разладу. Ибо первична все-таки гармония. День вхождения в новый мир; ночь познания мира Саней и Сани — миром; второй день, освещенный уже промелькнувшими зарницами познанной истины, — все это составляет крещендо не только звуков, но и красок, предвещающее близящийся апофеоз, за которым уже чувствуется какое-то опустошение.

Первое, что увидел разбуженный Митяем юноша, было солнце — во все огромное небо. Ушли и ночные страхи, и дождь, и беспросветная тьма. Природа продолжала являть свое многообразие, наполняя специально для этого дня подготовленную, очищенную душу молодого человека.

Начавшийся яркими красками взошедшего солнца лучший Санин день и заканчивается светлым утверждением величия и красоты: «Гулко и отрывисто застучало у Сани в сердце: пусть, пусть что угодно — он это видел!».

В такой же степени глубоко психологичен и рассказ «Что передать вороне?», в котором оптимистическое звучание и переходы от нежной акварели к густой живописи предыдущего произведения сменяются драматизмом.

Внешне сюжет прост: писатель, работающий над книгой в домике на берегу Байкала, приезжает по делам в городскую квартиру, чтобы вечером того же дня вернуться к письменному столу в домике. Маленькая дочь просит его остаться, но он, посчитав это капризом, все же уезжает.

Но дорога оказывается, как никогда до того, трудной и даже опасной, работа не клеится, душа писателя почему-то не на месте. А на следующий день он узнает, что дочь заболела и лежит с высокой температурой. Показывая любовь ребенка к отцу, их прогулки, их игру (отец рассказывает о живущей у его домика вороне, все знающей о девочке и рассказывающей о ее времяпровождении), автор подчеркивает доверчивость ребенка, его убежденность в том, что мир изначально справедлив. Этим писатель подводит нас к мысли, что взрослые утратили нечто очень важное, что могло бы помочь им с такой же доверчивостью относиться к детям.

Вот и писатель не услышал голоса души дочки, просящей о помощи.

Обратите внимание

Видимо, зачем-то очень уж надо было этому маленькому человечку, чтобы с ней побыл папа, раз она до такой степени обиделась на его отказ, что на традиционный вопрос: «Что передать вороне?» — отвела глаза и безразлично сказала: «Ничего. До свидания ». Видимо, именно тогда уже заболевающий организм требовал тепла, энергии, дополнительной защиты.

Отдаляясь от дома, отец девочки выбивается из ритма, даже двигается с усилием: он уже раздвоен, целостность нарушена, разбита им самим тем скоропалительным отказом дочке, который затем породил второй отказ: творчества — от творца.

И лишь только когда, бесцельно промаявшись, не дождавшись вдохновения, герой выходит за пределы жилья и вступает в мир природы, простирающийся во все стороны, — только тогда он чувствует суетность жизни.

И только когда герой задумывается о смысле жизни и своем месте на Земле, тогда и приходит состояние, уже знакомое Сане из рассказа «Век живи — век люби»: «И сознание, и чувства, и зрение, и слух приятной подавленностью меркли во мне, отдаляясь в какое-то общее чувствилище. И все тише становилось во мне, все покойней и покойней.

Я не ощущал себя вовсе… Я словно бы соединился с единым для всего чувствилищем и остался в нем». Но, в отличие от незамутненной Саниной души, надломленная душа писателя природную гармонию не обретает, умиротворение не снисходит на него: гармония воссоединяется лишь с гармонией.

Потому и слышащиеся ему голоса приближаются с согласием и верой, а уходят с ропотом: «Что-то во мне не нравилось им, против чего-то они возражали». Ранним утром писателя, спящего в своем домике, разбудили стук дождя, невыносимая тоска, печаль и крик вороны. Может, и она поверила в то, что он говорил о ней своей дочери, и принесла от нее весть? Ничто ведь в природе не исчезает бесследно, и слово — материально… Позвонив в город, писатель узнал, что дочь заболела.

Две души вместе — отца и дочери — смогли победить две болезни, но каждая в одиночку со своей не справится, потому что одна потратила часть сил на обиду, другая — на вину. Рассказы Валентина Распутина позднего периода в очередной раз опровергли предположения о кризисе этого жанра.

Пройдя в ранних рассказах школу ученичества, Распутин позже выступил как искусный мастер рассказа, которому ведомы самые потаенные секреты жанра.

Важно

Продолжая основную идейную линию своих повестей, направленных на утверждение духовности, писатель в ограниченных пределах малого жанра сумел предельно точно и емко показать, что человеку не прожить без души, что она — движущая сила и его хранитель, единственная связь с прошлым и будущим, с Землей и Вселенной.

Источник: https://school-essay.ru/nravstvennye-iskaniya-v-sovremennoj-proze.html

Тема: «Душа с душою говорит…» (По рассказу В. Распутина «Век живи – век люби…») Цель

Тема: « Душа с душою говорит…» (По рассказу В.Распутина «Век живи – век люби…»)

Цель: ввести учащихся в мир распутинской прозы, попытаться донести до подростков, каким видится писателю настоящий человек, помочь разобраться в философском смысле рассказа.

Ведущий прием – беседа-анализ.

Приемы: заочная экскурсия, работа с изобразительным материалом, комментированное чтение, выразительное чтение, элементы диспута, слово учителя.

Наглядность: презентация, подготовленная учащимися о пребывании героев в тайге.

^

Взглянуть в свой внутренний мир, задуматься – еще раз – о цели и смысле бытия… М.ГорькийДо конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Н.РубцовВ очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. Н. Заболоцкий «Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести.

Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян» (Слайд 2). «Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его хлеб – с горчинкой, без изысков. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности.

Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина – незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил», – так пишут о творчестве удивительного писателя современные критики.

  Сегодня, живя в единении с природой, Распутин по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации. Художественный мир В.Распутина – это мир в известном смысле неподвижный.

Откуда же тогда в этом мире рождаются конфликты, отзывающиеся в сердцах читателей? Конфликты возникают и разгораются в сердцах, в душах людей через которые проходит Время – беспощадное, утверждающее новый быт, новые законы и новую мораль на месте всего старого и привычного. Сейчас наступило время открытия этого автора вам, юные читатели XXI века.

Для этого нужно немного: мы должны лишь постараться услышать внутренний духовный мир писателя. А вместе с тем «взглянуть в свой внутренний мир, задуматься – еще раз – о цели и смысле бытия…», – как писал когда-то М.Горький. Я назвала сегодняшний урок «Душа с душою говорит…». Что такое душа? В словаре С.

Читайте также:  Сочинение по картине свидание маковского 4, 7 класс описание

Ожегова дается такое толкование слова:

  1. Душа – внутренний психический мир человека.
  2. Душа – то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

(Слайд 4)

Опираясь на эти определения слова ДУША, скажите, может ли душа одного человека говорить с душой другого человека? Или это предложение – своеобразная авторская метафора?

Как вы считаете, что нам необходимо сделать, чтобы «разгадать тайну», заключенную в формулировке темы урока?

  • Проанализировать образы героев рассказа.
  • Выяснить отношение автора к своим героям.
  • Определить роль пейзажа в повествовании.
  • Сформулировать идею рассказа.

  1. Реализация домашнего задания.

– Итак, нам предстоит сегодня заглянуть во внутренний мир героев рассказа. Кто я? Зачем человек в мире? Эти вопросы волнуют каждого, и для вас сейчас они приобретают актуальное звучание. Попробуем разобраться в них.

Главный герой рассказа Распутина приехал к бабушке в деревню. Саня жаждет самостоятельности. Это похвальное стремление, ведь еще А.С. Пушкин писал, что «самостоянье человека – залог величия его». История, которая произошла с героем, – это своеобразная «внутренняя» исповедь, открытие себя.

^

(Выступления учащихся по группам.)

Задание для 1 группы: подготовить рассказ о главном герое по плану:

  1. Каков герой в начале рассказа?
  2. Что его занимает, к чему стремиться, как относится к людям?
  3. Какие события вызывают изменения во взглядах, поведении, характере героя?
  4. Как эти изменения проявляются во внешнем облике, речи?
  5. Чьи влияния испытывает герой? Как они сказываются на отношении героя к жизни?

Задание для 2 группы: подготовить рассказ о Митяе.

  1. Каким мы видим Митяя в первую встречу?
  2. Что говорят о нем в семье Сани?
  3. Как раскрывается его характер в ходе сюжета?
  4. Каковы его взаимоотношения с природой?
  5. Какие черты характера Митяя вам кажутся особенно привлекательными, ценными, необходимыми и в наше время?

Задание для 3 группы: составить рассказ о дяде Володе:

  1. Как Саня отнесся к появлению в вагоне нового человека? Почему?
  2. Как ведет себя дядя Володя по дороге в тайгу?
  3. Почему так странно отреагировал дядя Володя на случайный разговор о смерче?
  4. Каким его видит Саня во время сбора ягод?
  5. Почему герой признается в своей подлости, только выйдя из тайги?
  1. Углубление восприятия произведения.

Какой круг проблем очерчивает автор в рассказе?

(Проблемы взаимоотношений человека и природы, добра и зла, совести и хамства, духовности и бездуховности, моральной ответственности человека за все происходящее.) – Человек – главная тема любого распутинского произведения. Главной задачей писателя является познание души человеческой.

^

(Доброта, открытость, искренность, способность удивляться миру).

В.Распутин видит свое предназначение в раскрытии народного характера, сумевшего в современной неправедной жизни сохранить себя. Можно ли Митяя назвать праведником?

– Этот человек внешне ничем не примечательный, сдержанный, нетребовательный, простой труженик. Однако он оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Праведность его состоит в его способности сохранять светлые человеческие качества в любой жизненной ситуации.

^

– Этот образ дает возможность писателю ярче показать характер Митяя, оттенить безнравственность жизненного уклада дяди Володи. Между этими героями лежит непреодолимая пропасть, потому что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде. Автор показывает столкновение двух людей, противоположных во всем – в образе жизни, в отношении к людям, во взглядах на природу, на нравственные ценности.

^

– Распутин осуждает зло, страшное по своей разрушительной силе, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.

^

– Бездуховность, его отказ признать нравственные законы, объединяющие людей и природу.

^

А). Задание: определить, как построен рассказ, выделить его основные части.

Б). Ответы учащихся:

Рассказ содержит 4 основные части:

  • Первый день пребывания Сани в тайге – день вхождения в новый мир.
  • Наступившая ночь стала для героя ночью познания мира, но и мир у Распутина, в свою очередь, тоже познает мальчика.
  • Второй день, освещенный проблесками познания мира и истины, стал для героя своеобразным крещендо (В музыке: всё громче, с нарастанием силы звучания) не только звуков, но и красок.
  • Вечером в гармонию души Сани входит безнравственный поступок дяди Володи, как бы внося бациллу хаоса. Пока она одна, Санина сущность отторгает ее, хотя память о ней остается.

В). Проверка понимания эпизода: – Какая память остается? – Боль! Когда какое-то событие оставляет в душе человека неизгладимый, болезненный след, в народе это называют «зарубками на сердце». (Слайд 5)

^

Как же поступить Сане в ответ на подлость дяди Володи?

(Элементы дискуссии)

Д). Вывод.

– Одного из философов спросили: «Чему надо учиться прежде всего?»

Он ответил: «Научитесь не делать зло». Обратите внимание на то, как отреагировал Митяй на безнравственный поступок обозленного попутчика: -Теперь, дядечка Володечка, ходи и оглядывайся. Такое гадство в тайгу нести… мало тебе посёлка?! – Сядешь,- так же спокойно ответил дядя Володя. – Сидел и еще сядешь.

– А я об тебя руки марать не буду,- уверенно и как дело решенное заявил Митяй. – На тебя первая же лесина сама свалится, первый же камень оборвется… Тайга такие фокусы не любит…ой не любит! Пейзаж в произведении не просто фон, на котором развертываются события.

В этом рассказе, как ни в каком другом у Распутина, природа живет самостоятельно, независимо, вольно. И в то же время растительный мир крепкими невидимыми нитями соединен с человеком, с его душой, и изменения в одном тут же сказываются на состоянии другого. Давайте понаблюдаем, как это происходит в рассказе.

(Выразительное чтение эпизодов рассказа о пребывании героев в тайге сопровождается демонстрацией слайдов презентации.) (Слайды 6-17).

Вывод.

В ходе сюжета мы видим не просто поход подростка за ягодой, а становление его души: от первого открытия нового в себе до познания взаимоотношений человека и мира. Его представления о законах природы не сформированы ясно, он в поисках.

Совет

И поиски эти, как почти у всех распутинских главных героев, прежде всего философские, направленные в сторону таких понятий, как смысл жизни, чувства человека, отношения между человеком и природой. Саня душой осознает гармонию мира человека и природы. И словно в благодарность за понимание природа предоставляет мальчику возможность приблизиться к ней.

Это такое взаимное доверие, какому не бывать в случае с дядей Володей. Подтверждают эту мысль и строки поэта Н.Заболоцкого:В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна.

Но только ли природа учит нашего героя? А Митяй? Сколько мудрости звучит в его простых словах! Мудрость – это тоже чудо, мудрость постижения, познания человека.

– Какие художественные детали говорят о духовном единении положительных героев? (Слайд 18)

Митяй Саня
– поэтически воспринимает природу, преображается в ожидании встречи с ней;- живет в согласии с собой; в любой ситуации остается человеком; – разговаривает со зверьком, извиняясь за вторжение на его территорию. – открывается для всего, что окружает его в тайге;- необходимость неприятной работы сходится с его «собственной потребностью»;- лучшее, что есть в душе, изливается на окружающее, очеловечивая его, поднимая до равенства.

Душа Митяя закрыта для постороннего взгляда. Он немногословен. Но самое главное в нем – душевная чуткость – то, что он способен услышать и понять другого человека. Саня видит, как меняется Митяй, оказавшись в тайге. Общение с природой делает его увереннее в себе, сильнее. Он помогает мальчику приобщиться к красоте. Ощущение единства душ рождается на наших глазах. Мы чувствуем, как душа взрослого человека вдруг открывается мальчику. И Саня в ответ всем сердцем осознает, что не покорять природу надо, а жить с ней в мире, любви, черпая из её богатств только необходимое, ощущая ответственность за сохранение такого чуда, как тайга. Место главного героя в этом рассказе принадлежит, конечно, самому автору. И хотя он находится в позиции наблюдателя, главное в рассказе – внутренний духовный мир писателя, именно поэтому незримое присутствие автора ощущается в каждом слове. Обратимся к тексту. В семейном разговоре о Митяе бабушка говорит: «Он мужик-то не дурной, нет, только из круга выбился». Вот это «из круга выбился» почему-то больше всего и возбуждало в Сане интерес к Митяю. Есть, значит, люди в круге и есть за кругом,- и что же, не может или не хочет он вернуться обратно в круг?»

Что имела в виду бабушка? Какое значение слова выбиться? (Слайд 19)

Выбиться: 1. Освободиться, с трудом выйти откуда-нибудь.

  1. Выступить, показаться наружу.
  2. Отклониться от правильного пути.

(Бабушка говорила о том, что Митяй «имеет особого рода меты, которые отпугивают благочинных людей: когда-то «сидел», пьет). Она считала, что он «отклонился от правильного пути».

^

– Митяй отличается от других людей своим внутренним миром. Ему свойственны лучшие качества, присущие русскому народу: честность, доброта, совестливость. Понимать и уважать как жизнь в целом, так и душу отдельного человека – вот жизненные принципы этого героя. Именно поэтому он и «выступает» вперед из круга, в котором находятся его односельчане (Слайд 20).

В другом эпизоде, где Саня анализирует свою самостоятельную жизнь, читаем о том открытии, которое сделал мальчик: «…он выдвинулся вперед всего, что окружало его и с чем он прежде постоянно вынужден был находиться рядом. Люди только на чужой взгляд остаются в общем ряду, каждый из них в отдельности, на свой взгляд, выходит вперед, иначе жизнь не имеет смысла».

^

(Дискуссия учащихся)

Вывод: Саня не собирался переходить границы нравственных законов, в этом не было необходимости, но границы самостоятельности собирался «пораздвинуть», чтобы в жизни самому за себя ответ держать.

В этом герое нас привлекает энергия доброты, которой он делится с людьми, природой.

Он пытается разобраться, зачем человек живет в этом прекрасном мире? Ведь не для себя же только одного рожден он на свет?! Он жаждет «вместить в себя все сияние и все движение мира», и это чувство не потребления, а огромная любовь к миру, которая роднит его с Митяем.

Именно этим, по мнению автора, он и «выдвинулся вперед всего, что окружало его». Думается, что он в своей жизни будет следовать призыву Н.Рубцова: До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста!

– Как вы понимаете смысл названия рассказа?

– «Век живи – век люби» природу, народ, свой род – все это не только однокоренные слова, но и те составляющие человеческой жизни, которые невозможны друг без друга. В любви вся сила, держащая этот свет, не дающая ему пропасть. В ней вся сущность человека, ведь он явлен миру, чтобы согреть его любовью, облагородить его (Слайд 21).

^ ?

– В.Распутин сумел показать, что человеку не прожить без души, что она – движущая сила и его охранитель, единственная связь с прошлым и будущим, с Землей и Вселенной. Проверяя духовную состоятельность личности её отношением к природе, писатель утверждает, что красота природы и красота духа будут нерасторжимы, пока человек соблюдает нравственный закон в себе. По мысли Распутина, противостояние всеобщему разрушению, сохранение человека в себе вопреки всему, есть важнейшее дело каждого из нас, ежедневное, требующее постоянного внутреннего усилия. – Как вы поняли финал? Почему именно здесь автор оканчивает повествование, оставляет своего героя? – Нужны ли вам такие произведения? – Какие вопросы, поднятые писателем, актуальны сегодня? Несмотря на грустный финал рассказа, нравственная победа остается за героями, несущими добро. Сегодня как никогда важно, кем себя чувствует каждый из нас. Спросите себя: «Кто я? Временщик, желающий ухватить кусок пожирнее, или человек, осознающий себя, как Саня, звеном в бесконечной цепи поколений? Имею ли я право порвать эту цепь?» Нет! Каждый из нас должен быть благодарен за созданное прошлыми поколениями. Каждый несет ответственность за будущее. Потому так важен для всех нас поиск смысла человеческого существования, открывающийся перед нами в книгах В.Распутина, который говорит со своим читателем о самом важном, без чего немыслим день завтрашний.
Письменный ответ на вопрос: «Какие «зарубки на сердце» остались у вас после прочтения рассказа В.Распутина «Век живи – век люби»?

Источник: http://uch.znate.ru/docs/1210/index-3341.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector