Идея и тема романа «Господа Головлевы»
Роман реалистически изображает жизнь дворянства и беспощадно бичует то социальное зло, которое было порождено в России господством помещиков. Разложение помещичьего класса автор представил в форме истории морального опошления и вымирания одного семейства.
Семья Головлевых, взятая в целом, головлевская усадьба, где разворачивается действие основных эпизодов романа, — это собирательный художественный образ, обобщивший типические черты быта, нравов, психологии помещиков, весь деспотический уклад их жизни накануне отмены крепостного права в 1861 году и после этой реформы.
Головлевщина — это саморазложение жизни, основанной на паразитизме, на угнетении человека человеком.
От главы к главе Салтыков-Щедрин рисует картины тирании, нравственных увечий, одичания, следующих одна за другой смертей, все большего погружения головлевщины в сумерки.
И на последней странице: ночь, в доме ни малейшего шороха, на дворе мартовская мокрая метель, у дороги — закоченевший труп голо- влевского владыки Иудушки, «последнего представителя выморочного рода».
Роман состоит из глав, которые представляют собой отдельные очерки, повествующие о жизни семейства Головлевых в разные периоды.
В категории людей-хищников Иудушка представляет собой наиболее отвратительную разновидность — «хищника-лицемера». Автор сравнивает Иудушку с пауком, ловко расставляющим сети и сосущим кровь своих жертв. Он лицемер-пустослов, прикрывающий свои коварные замыслы притворно-ласковой болтовней о пустяках.
Попрание Иудушкой всех норм человечности несет ему возмездие, неизбежно ведет ко все большему разрушению личности.
Проблеск совести Иудушки — лишь момент предсмертной агонии, это та форма личной трагедии, которая порождается только страхом смерти и которая поэтому остается бесплодной, исключает всякую возможность нравственного возрождения и лишь ускоряет саморазрушение личности. Такие «иудушки» встречаются во все времена.
Сатира Салтыкова-Щедрина носит социальный характер. Описывая жизнь нескольких поколений, автор показывает, какие пороки способствовали разложению семейства Головлевых. Салтыкову-Щедрину удалось реально отобразить быт провинциальных помещиков-дворян.
В финале произведения все «возвращается на круги своя»: дальняя родственница Иудушки, которая следила за событиями в Головлеве, приезжает в поместье. А потому нет никаких надежд на то, что что-то изменится. Даже покаяние Иудушки Головлева не влечет за собой никакого очищения.
Автор иронично замечает, что злодеяний, которые совершены при жизни, не способно искупить никакое покаяние.
Салтыков-Щедрин следует традициям русской сатиры, которые были сформулированы Гоголем. Роман лишен положительного героя. Автор реалистически изображает окружающую действительность, обличая пороки социальной системы и российского общественного развития.
Источник: https://lit-kratko.ru/ideja-i-tema-romana-gospoda-golovlevy/
Жанровые особенности произведения М.Е. Салтыков-Щедрина «Господа Головлевы»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РОМАН М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ» В ОЦЕНКЕ КРИТИКОВ
1.1 История создания романа и его оценка современниками писателя
1.2 Изучение романа советскими литературоведами
1.3 Взгляд современных ученых-исследователей на роман Салтыкова-Щедрина
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РОМАНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО ЖАНРОВОГО СВОЕОБРАЗИЯ
2.1 «Господа Головлевы» как роман, отражение специфических черт этого жанра в данном произведении
2.2 Тематика и проблематика романа Салтыкова-Щедрина, ее актуальность для современного читателя
2.3 Система персонажей в романе
2.4 Значение романа для истории русской литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Среди выдающихся русских писателей XIX века М. Е. Салтыков, избравший себе литературный псевдоним Н. Щедрин, занимает особое место. И этот обусловлено не только характером его творчества, но и высокими личными качествами этого человека, его общественной деятельностью.
Его произведении — это и отклик на важнейшие события российской жизни, и описание повседневного быта людей разных сословий, и политическая сатира, и глубокое психологическое исследование человеческих душ, и широкомасштабное полотно российской провинции, и камерные семейные проблемы.
Его основным оружием был смех — острый, бичующий, сатирический.
Художественное дарование Салтыкова-Щедрина, его непревзойденное сатирическое мастерство по достоинству оценены крупнейшими русскими писателями. Салтыков, по определению И. С.
Тургенева, отмежевал себе в нашей словесности целую область, в которой был «неоспоримым мастером и первым человеком», Г.Л. Н.
Толстой находил у Щедрина «все, что нужно», чтобы завоевать признание народа: «сжатый сильный, настоящий язык, характерность, «веселый смех», «знание истинных интересов жизни народа».
По силе своего дарования и по значению своего творчества Салтыков-Щедрин является сатириком общечеловеческого значения. Он по праву стоит в ряду таких всемирно известных имен, как Ювенал, Рабле. Свифт, Диккенс.
И все же его творчество остается специфически русским, что подтверждают и переводчики его произведений, слишком хорошо писатель знал нравы современной ему России, слишком сильно любил ее и болел за нее душой.
«Я люблюРоссию до боли сердечной, — писал Салтыков-Щедрин, — и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России».
Литературная деятельность Салтыкова-Щедрина оказала заметное воздействие на общественную жизнь России. И в свое и в последующее время щедринская политическая сатира была выразителем общественно-политических и социальных идей писателя.
Среди произведений Щедрина выдающееся место принадлежит социально-психологическому роману «Господа Головлевы», который как раз и дает нам представление об идейно-художественных особенностях творчества писателя.
Основой сюжета этого романа является трагическая история семьи помещиков Головлевых.
В романе повествуется о русской жизни помещичьей семьи в условиях пореформенного буржуазного развития России, и через историю вымирания одной отдельно взятой семьи Щедрин, как действительно большой писатель и передовой мыслитель, показывает картину общественно-политического состояния всей России в целом, кроме того, в романе заложен и общечеловеческий смысл. Семейная хроника о Головлевых превращается в сложный, и социально-психологический, и общественно-политический сатирический роман, имеющий глубокий поэтический и философский смысл.
Роман с разных позиций исследовался как при жизни автора, так и в советское время, и в современный период. Однако комплексного изучения особенностей жанровой специфики данного произведения проведено не было. Но в нем безусловно есть необходимость, поскольку нам представляется, что термин «роман» в данном случае нуждается в определенной конкретизации и уточнении.
Таким образом, цель нашего исследования – анализ жанровых особенностей романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Объект – организация произведения Салтыкова- Щедрина как одного из эпических жанров.
Предмет – процесс воплощения в рамках романа идейной концепции автора.
Задачи:
— определение места данного произведения в творчестве Салтыкова-Щедрина;
— рассмотрение истории создания романа;
— выявление отношения критики к роману в разные периоды отечественной литературоведческой науки;
— выявление жанровых особенностей произведения;
— рассмотрение тематики и проблематики романа;
— рассмотрение образной системы романа;
— обобщение выводов о вкладе Салтыкова-Щедрина в историю русской литературы.
Новизна дипломной работы заключается в том, что ракурс обзора и систематизации творческого наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина нельзя назвать традиционным: комплексно проблема особенностей жанровой специфики романа «Господа Головлевы» еще не ставилась, поскольку основной упор в критической литературе ставился на исследование идейно-тематической и образной сторонах данного произведения..
ГЛАВА I . РОМАН М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ» В ОЦЕНКЕ КРИТИКОВ
1.1 История создания романа и его оценка современниками писателя
салтыков щедрин роман господа головлевы
Творчество писателя неотделимо от его жизненного пути и личных качеств, поэтому рассматривать историю создания романа «Господа Головлевы», на наш взгляд, необходимо параллельно с биографией Салтыкова-Щедрина.
Михаил Евграфович Салтыков (Н. Щедрин – литературный псевдоним, позднее прикрепленным к фамилии писателя и ставшей его полноценной частью) родился 15 (27) января 1826 г. в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Выходец из старинного дворянского, по матери — купеческого рода.
Семья будущего писателя отличалась суровыми крепостническими нравами. Мать, по происхождению из купеческой состоятельной среды» особенно была жестокой в обращении с крепостными и весь смысл своей жизни видела в увеличении богатства семьи. Современники рассказывают, что семья Салтыковых «была дикая и нравная; отношения между членами ее отличались какой-то звериной жестокостью».
Писатель на опыте жизни в родительском доме, а затем во время службы в провинции наблюдал все ужасы дворянского крепостного быта, диких семейных нравов. Щедрин начал себя помнить с момента, когда его жестоко высекли. «Было мне тогда, — вспоминает он, — должно быть, года два, не больше».
В 1838 году Михаил Салтыков поступил натретий курс Московского дворянского института, а через год его как одного из лучших перевели в Царскосельский лицей, где когда-то учился и Пушкин. Здесь юноша испытал огромное влияние статей В. Г. Белинского и начал писать стихи.
В 1844 году Михаил Евграфович окончил Царскосельский лицей и определился на службу чиновником в канцелярии военного министерства. Связи с литературой, однако, не прервал.
В лучших журналах того времени — в «Отечественных Записках» и «Современнике» Салтыков печатал рецензии на вновь выходящие книги, Его особенно интересовали вопросы воспитания, книги для детей.
В 1847 году появилась в печати первая повесть Салтыкова — «Противоречия», а за ней (в 1848 году) и другая — «Запутанное дело», в которых автор проповедовал идеи утопического социализма. Это привлекло к нему вполне закономерное внимание правящих кругов (в связи с событиями Французской буржуазной революции) и писателя ссылают в Вятку, где он и продолжает нести государственную службу. Ссылка продолжается до 1855 г.
Здесь Салтыков-Щедрин на личном опыте знакомится с помещичье-крепостнической Россией, сбытом чиновников и произволом административно-бюрократического аппарата. Эти живые наблюдения он отразил впоследствии в «Губернских очерках», они же нашли место и в других произведениях писателя, в том числе и в романе «Господа Гловлевы».
Вернувшись из ссылки в Петербург, Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел, а в 1858 году его назначили вице-губернатором в Рязанскую губернию. Но его деятельность на этом посту не пришлась по вкусу местным помещикам и губернатору, поэтому писатель переезжает в Тверь.
Весной 1862 года Щедрин уходит в отставку и посвящает исключительно литературе, сближается с кружком журнала «Современник» журнала.
Приход в «Современник» совершился в трудное время. Добролюбов в 1861 году умер, а Чернышевского в 1862 году арестовали и сослали на каторгу. Наступила жестокая политическая реакция.
Обстановка в журнале была очень тяжелой, — давила и угнетала цензура, а потому в 1864 году Щедрин решил прекратить литературную деятельность и вновь поступил на государственную службу по министерству финансов — председателем казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.
Своеобразные особенности характера Салтыкова, проявленные им во время руководства важным правительственным учреждением в Туле, наиболее выразительные черты его личности были запечатлены служившим под его началом тульским чиновником И. М. Михайловым в статье, опубликованной в «Историческом вестнике» в 1902 г.[1] На административном посту в Туле Салтыков энергично и на свой манер боролся с бюрократизмом, взяточничеством, казнокрадством, стоял за интересы низших тульских общественных слоев: крестьян, кустарей-ремесленников, мелких чиновников
Творчество Салтыкова-Щедрина, каждое его произведение и роман «господа Головлевы» в том числе, не раз становилось предметом жарких споров еще при жизни писателя. Враждебные сатирику литераторы и журналисты нередко извращали не только идейную направленность его произведений, но и его творческие принципы.
Под их пером Щедрин представал как человек, стремящийся во что бы то ни стало «окарикатурить» действительность и якобы отступающий тем самым от правды жизни.Дружественная писателю критика стремилась не только защитить его от этих нападок, но и осмыслить важнейшие художественные особенности его произведений. В выступлениях Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.К. Михайловского, А.М.
Скабичевского было высказано немало здравых соображений относительно тех или иных сторон сатирической поэтики Салтыкова-Щедрина. В частности по поводу романа «господа Головлевы» справедливо говорилось о том, что творческие принципы сатирика здесь были направлены на выявление жизненной правды, что «карикатуры» писателя не искажали действительность, а вскрывали ее глубинные закономерности[5] .
Таким образом, становится очевидным связь рассматриваемого нами в данном исследовании романа Салтыкова-Щедрина и его творческой биографии, поскольку темы и проблемы, затрагиваемые в нем, поднимались писателем в своем творчестве и до и после его написания, а сами «Господа Головлевы» органично вписываются в контекст литературной деятельности писателя, сатирических ее аспектов.
Еще больше доказательств этому мы обнаружим, если более подробно остановимся на истории создания романа.
скачать за 50 руб.
после оплаты нажмите на кнопку «Вернуться на сайт» — документ будет скачан автоматически
Источник: http://MirZnanii.com/a/136725/zhanrovye-osobennosti-proizvedeniya-me-saltykov-shchedrina-gospoda-golovlevy
Обличие крепостничества в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
Роман «Господа Головлевы» замыкал этап творчества Салтыкова-Щедрина. Это произведение и его тема семьи возникли неслучайно.
Уже в середине 80-х годов появился целый ряд щедринских сатирических произведений, которые разоблачали дворянское буржуазное общество с его понятиями о семье, собственности. Проблемы семьи занимали многих писателей.
Эта тематика затрагивается Толстым в романе «Анна Каренина», Достоевским в «Братьях Карамазовых». Салтыков-Щедрин на примере господ Головлевых показал, как семья подрывалась изнутри, постепенно превращаясь в ничто.
Имение Головлевых не бедное, более того, оно постепенно богатеет, но это накопительство не укрепляет семью, а наоборот, способствует ее распаду. Между членами семьи рвутся родственные связи, отношения между родителями и детьми строятся на взаимной вражде. Все дети из семьи Головлевых воспитаны в духе нелюбви и постоянных ссор.
Главой семейства считается Арина Петровна Головлева. Это сильная и властная женщина, которая целью жизни сделала накопительство. Жизнь ее — это вечная погоня за деньгами, лишь за своими подсчетами прибыли она чувствует себя счастливой. У Арины Петровны не осталось никаких материнских чувств. В детях она видит только лишнюю обузу.
Порочное семейное воспитание, при котором каждый старался урвать кусок побогаче и пожирнее, сказалось на детях самым неблагоприятным образом, лишило их таких черт характера, как милосердие, доброта, великодушие.
Матери совершенно не было дела до старшего сына, дочь она вспоминала лишь тогда, когда видела «двух щенков», как она называла внуков. Смерть дочери для нее ничего не значила. Немного другим было отношение к среднему сыну — Порфирию. Она его «не то чтоб любила, а словно побаивалась».
Что-то подобное она испытывала и по отношению к собственному мужу. Владимир Михайлович Головлев в свободное время занимался тем, что писал стихи в стиле Баркова. Отношения между супругами были довольно своеобразными: «муж называл жену «ведьмою» и «чертом», жена называла мужа «ветряною мельницей» и «бесструнной балалайкой»».
Старший сын Степан окончил курс в одной из московских гимназий и поступил в университет. Денег, которые мать давала, хватало ему лишь на то, чтобы не помереть с голода. Он стал чем-то вроде приживальщика у богатых студентов и шутом из-за страсти к поддразниванию. Именно Степан и окрестил Порфишу Иудушкой.
После окончания университета мать отправила Степана в Петербург. Начались скитания. «Протекций у него не было, охоты пробить дорогу личным трудом — никакой». Арина Петровна попробовала устроить Степку-балбеса в надворный суд, но через три года его уже там не было. И мать решилась на крайнюю меру: «выбросила ему кусок», то есть дом в Москве.
Дом оказался вскоре продан, и Степка питался сначала у крестьян, потом вынужден был вернуться к матери. Ко времени его возвращения это был больной, осунувшийся, безразличный ко всему человек. Его волновало только одно: будет ли мать давать на табак. В усадьбе ему чудился гроб. Для совета мать вызвала сыновей.
Степку поместили во флигеле и дали ему отцовский засаленный халат. В жизни Степана была пустота, ничем не заполненная пустота: «утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть». Однажды Степан попробовал бежать, но его вернули. Умер он тихо и незаметно.
Так же тихо окончил свою жизнь Павел. Ему тоже «выбросили кусок» — в Дубровне. Теперь там жила и сама Арина Петровна вместе с внучатами Анинькой и Любинькой. Павел Владимирович был в прошлом офицером. Этот ничем не примечательный человек боялся мать и ненавидел Иудушку.
Незадолго до смерти Павла Иудушка стал его навещать. Он чувствовал себя уже хозяином усадьбы. Перед смертью Павел так честил брата: «Кровопивец. Мать по миру пустил». Да и сама Арина Петровна теперь видела в сыне кровопийцу.
Она уже больше не была той властной женщиной, которая держала в страхе все семейство, для нее теперь «не существовало ни прошлого ни будущего, а существовала только минута, в которую предстояло жить». Самым ярким в романе выступает Порфирий.
«Порфирий был известен в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика, прозванного так еще в детстве Степкой-балбесом». Уже в детстве Порфирий умел «приласкаться» и «слегка понаушничать».
Порфирий Головлев — собственник, приобретатель, для которого нажива является первейшей необходимостью. Все эти хищнические интересы прикрываются лицемерными речами. Он умеет втереться в доверие к матери и с ее помощью обеспечить себе лучшую долю наследства.
Иудушка живет ложью, его лицемерие помогает ему прикинуться религиозным человеком, строгим, но справедливым отцом, хорошим хозяином. Иудушка богатеет, при этом все больше людей попадает в его зависимость. Иудушку охватывает злорадное стремление, обездоливая ближнего, «досадить ему», измучить его словесным зудением.
Тираническое слово Иудушки настигало каждого. Все домашние его боятся и стараются не попадаться на глаза. «Ядом поливает» — так говорит о его речах сама мать. «Кровопивцем» именуют брата Степан и Павел. Володенька жалуется: «Очень, бабушка, надоедает… С ним только заговори, он потом не отвяжется.
Постой да погоди, потихоньку да полегоньку…» Петенька в глаза называет отца «убийцей», говоря: «…у вас ведь каждое слово десять значений имеет: пойди угадай». «Страшно с вами», — откровенно признается Анинька. Даже Евпраксеюшка поняла, что он не разговаривает, а тиранит: «…в нем эта злость действует.
Знает он, который человек против него защиты не имеет — ну и вертит им, как ему любо».
Но пустословие Иудушки не прошло даром. Всю жизнь принося другим страдания, оно обернулось в конце концов против самого хозяина. Пустые слова отгородили Иудушку от живых людей. Его душа зачерствела, воля парализовалась, Иудушка перестал ощущать реальную жизнь.
Порфирия охватила духовная лень, умственная и нравственная апатия. Порфирий приходит к мысли о самоубийстве. В мокрую мартовскую метель он идет на Могилу матери, чтобы там умереть. К этому времени он полностью опустившийся человек, которого преследуют галлюцинации.
На примере семьи Головлевых Салтыков-Щедрин показал гибельность стяжательства, жадности, накопительства, лицемерия и пустословия. Именно они привели к упадку и разложению помещичий класс.
Источник: http://lit-helper.com/p_Oblichie_krepostnichestva_v_romane_Saltikova-Shedrina_Gospoda_Golovlevi
Разбор романа Господа «Головлевы» – художественный анализ — Сочинение по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
М. Горький, основоположник социалистического реализма, высоко ценил общественно-политическое содержание сатиры Щедрина, ее художественное мастерство.
Еще в 1910 году он говорил: «Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское общество на протяжении от 60-х годов вплоть до наших дней».
Среди произведений Щедрина выдающееся место принадлежит социально-психологическому роману «Господа Головлевы» (1875—1880). Основой сюжета этого романа является трагическая история помещичьего головлевского рода.
В романе повествуется о жизни русской помещичьей семьи в условиях пореформенного буржуазного развития России.
Но Щедрин, как действительно большой писатель — реалист и передовой мыслитель, обладает такой изумительной силой художественной типизации, что его конкретная картина об индивидуальных судьбах приобретает общечеловеческий смысл. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Разбор романа Господа Головлевы.
Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.
) Гениальный писатель создал такую пророческую художественную летопись, в которой легко угадывается историческая обреченность не только русских помещиков, но и вообще всех эксплуататорских классов.
Щедрин видел разложение этих классов и предчувствовал их неизбежную гибель. Семейная хроника о Головлевых превращается в социально-психологический роман, имеющий глубокий политический и философский смысл.
Перед читателем щедринского романа проходят три поколения Головлевых. В жизни каждого из них, как и у их более отдаленных предков, Щедрин видит «три характеристические черты»»: «праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой.
Первые две приводили за собой пустословие, тугомыслие и пустоутробие, последний являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы».
Очень стройная, гармоничная композиция романа и служит задачам последовательного изображения этого процесса постепенного вырождения, нравственного и физического умирания головлевской семьи.
Открывается роман главою «Семейный суд». В ней — завязка всего романа. Здесь еще заметна жизнь, живые страсти и стремления, энергия.
Но основой всего этого являются зоологический эгоизм, корыстолюбие собственников, звериные нравы, бездушный индивидуализм.
Центром этой главы является грозная для всех окружающих Арина Петровна Головлева, умная помещица-крепостница, самодержец в семье и в хозяйстве, физически и нравственно целиком поглощенная энергичной; настойчивой борьбой за приумножение богатства.
Порфирий здесь еще не «выморочный» человек. Его лицемерие и пустословие прикрывают определенную практическую цель — лишить брата Степана права на долю в наследстве.
Все это бытие помещичьего гнезда противоестественно и бессмысленно с точки зрения подлинно человеческих интересов, враждебно творческой жизни, созидательному труду, человечности; что-то мрачное и гибельное таится в недрах этой пустой жизни.
Здесь и муж Арины Петровны со всеми признаками озлобленного одичания и деградации.
Сильным укором головлевщине является Степан, его драматическая смерть, которой завершается первая глава романа. Из молодых Головлевых он самый даровитый, впечатлительный и умный человек, получивший университетское образование.
Но он с детских лет испытывал постоянное притеснение со стороны матери, слыл постылым сыном-шутом, «Степкой-балбесом».
В результате из него получился человек с рабским характером, способный быть кем угодно: пропойцей и даже преступником.
Тяжким было и студенчество Степана.
Отсутствие трудовой жизни, добровольное шутовство у богатых студентов, а затем пустая департаментская служба в Петербурге, отставка, разгул, наконец неудачная попытка спастись в ополченцах физически и нравственно истрепали Степана, сделали из него человека, живущего ощущением, что он, как червяк, вот-вот «подохнет с голоду».
И перед ним осталась единственная роковая дорога — в родное, но постылое Головлево, где ждет полное одиночество, отчаяние, запой, смерть. Из всех Головлевых второго поколения Степан оказался самым неустойчивым, самым неживучим. И это понятно — ничто не связывало его с интересами окружающей жизни.
И как удивительно гармонирует пейзаж, вся обстановка с этой драматической историей Степана — парии в головлевской семье.
В следующей главе «По-родственному» действие происходит десять лет спустя после событий, описанных в первой главе.
Но как измейились лица и отношения между ними! Властная глава семьи, Арина Петровна, превратилась в скромную й бесправную приживалку в доме младшего сына Павла Владимировича в Дубровинках.
Головлевским имением завладел Иудушка-Порфирий. Он теперь становится почти главной фигурой повествования.
Как и в главе первой, здесь тоже речь идет о смерти другого представителя молодых Головлевых — Павла Владимировича.
Щедрин показывает, что первоначальной причиной его преждевременной смерти является родное, но гибельное Головлево. Он не был постылым сыном, но его забыли, на него не обращали внимания, считая дураком.
Павел полюбил жизнь особняком, в озлобленном отчуждении от людей; у него не было никаких склонностей, интересов, он стал живым олицетворением человека, «лишенного каких бы то ни было поступков».
Затем бесплодная, формальная военная служба, отставка и одинокая жизнь в Дубровинской усадьбе, праздность, апатия к жизни, к семейным узам, даже к собственности, наконец какое-то бессмысленное и фанатическое озлобление разрушили, обесчеловечили Павла, привели его к запою и физической смерти.
Последующие главы романа повествуют о духовном распаде личности и семейных связей, об «умертвиях» Третья глава — «Семейные итоги» — включает сообщение о смерти сына Порфирия Головлева — Владимира.
В этой же главе показана причина наступившей позже смерти и другого сына Иудушки — Петра. Рассказано в ней о духовном и физическом увядании Арины Петровны, об одичании самого Иудушки. В четвертой главе — «Племяннушка» — умирают Арина Петровна и Петр, сын Иудушки.
В пятой главе — «Недозволенные семейные радости» — нет физической смерти, но Иудушка убивает материнские чувства в Евпраксеюшке.
В кульминационной шестой главе — «Выморочный» —речь идет о духовной смерти Иудушки, а в седьмой — наступает его физическая смерть (здесь же говорится о самоубийстве Любиньки, о предсмертной агонии Анниньки).
Источником всех этих нравственных увечий и смертей является Головлево, враждебное жизни паразитическое бытие помещичьего сословия.
Оно обесчеловечивает людей. «Головлево,— размышляет Аининька,— это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву… Все смерти, все отравы, все язвы — все идут отсюда». Особенно кратковременной оказалась жизнь самого младшего, третьего поколения Головлевых. Показательна судьба сестер Любиньки и Анниньки.
Они вырвались из проклятого родного гнезда, мечтая о самостоятельной, честной и трудовой жизни, о служении высокому искусству.
Но сестры, сформировавшиеся в постылом головлевском гнезде и получившие опереточное воспитание в институте, не были подготовлены для суровой жизненной борьбы ради высоких целей.
Отвратительная, циничная провинциальная среда («помойная яма» вместо «святого искусства») поглотила и погубила их.
Наиболее живучим среди Головлевых оказывается самый отвратительный, самый бесчеловечный из них — Иудушка, «набожный пакостник», «язва смердящая», «кровопивушка». Почему это так? Щедрин не только предрекает смерть Иудушки. Писатель вовсе не хочет сказать, что Иудушка — лишь ничтожество, которое будет легко устранено поступательным развитием вечно обновляющейся жизни, не терпящей мертвенности.
Нет, Щедрин видит и силу Иудушек, источники их особой живучести. Да, Иудушка — ничтожество, но этот пусто утробный человек гнетет, терзает и мучит, убивает, обездоливает, разрушает. Именно он является прямой или косвенной причиной бесконечных «умертвий» в головлевском доме.
Неоднократно писатель подчеркивал в своем романе, что безмерный деспотизм Арины Петровны и «утробное», несущее смерть лицемерие Иудушки не получали отпора, находили благоприятную почву для своего свободного торжества. Это и «держало» Иудушку в жизни, придавало ему живучесть.
Сила его в изворотливости, в дальновидной хитрости хищника. Посмотрите, как он, помещик-крепостник, ловко приспосабливается к «духу времени», к буржуазным способам обогащения! Самый дикий помещик старых времен в нем сливается с кулаком, мироедом. И в этом сила Иудушки. Наконец, ничтожный Иудушка имеет могучих союзников в лице закона, религии и господствующих обычаев.
Оказывается, мерзость находит полную поддержку в законе и в религии. На них Иудушка и смотрит как на своих верных слуг. Религия для него не внутреннее убеждение, а образ, удобный для обмана, обуздания и самообмана.
И закон для него — сила обуздывающая, карающая, служащая только сильным и угнетающая слабых. Семейные обряды и отношения — также лишь формальность. В них нет ни истинного высокого чувства, ни горячего убеждения.
Служат они тому же угнетению и обману. Всё Иудушка поставил на потребу своей пустоутробной, мертвящей натуре, на службу притеснения, мучительства, уничтожения. Он действительно хуже всякого разбойника, хотя формально никого не убил, совершая свои грабительские дела и убийства «по закону». Возникает и другой вопрос.
Почему великий писатель-социолог избрал трагическую развязку в судьбе Иудушки?
Источник: http://sochbox.com/razbor-romana-gospoda-quot-golovlevy-quot-xudozhestvennyj-analiz-sochinenie-po-proizvedeniyu-m-e-saltykova-shhedrina-gospoda-golovlevy/
Анализ эпизода смерти Иудушки Головлева в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» повествует о жизни и смерти семейства Головлевых. Эта история имеет много поучительных моментов.
Судьба каждого из героев раскрывает какой-либо человеческий порок. Многое здесь имеет свое символическое значение.
Поэтому, для правильного понимания образов героев, необходимо обращать внимание не только на то, как эти герои жили, но и как они умирали.
В отношении смерти Порфирия Владимировича Головлева, прозванного в семье Иудушкой, можно привести слова его матери, сказанные еще в начале романа: «Как жила твоя сестра беспутно, так и умерла…»
Так и Иудушка – жил как собака, не уважая ни роду, ни племени, предавая самых близких, так и умер – замерзнув на улице: «В нескольких шагах от дороги найден закоченевший труп головлевского барина». Автор подчеркивает, что даже умереть Порфирию Владимировичу не дано было легко: «Очевидно, требовалось насилие…»
Вспомним, что по христианскому поверью легкая смерть дается только тем, кто праведно жил. Следовательно то, что Иудушка хотел умереть и не мог («Как-будто и организм, своей неожиданной устойчивостью, мстил за старые умертвия»), означает, по задумке автора, наказание. И действительно, нет ничего ужаснее, чем жизнь тогда, когда «жить и мучительно, и не нужно».
Символично и то, что Иудушка умер тогда, когда решил покаяться перед матерью, на её могиле. Это решение созрело у него накануне кончины. И то, что он замерз и не дошел до её могилы, воспринимается, с одной стороны, как месть матери за предательство, с другой, как упрямство и гордыню героя, который так и не признал своих ошибок.
К тому же автор намекает на то, что смерть героя не была случайной, она была запланированной: «Нет, ждать развязки от естественного хода вещей – слишком гадательно; надо самому создать развязку, чтобы покончить с непосильною смутою. Есть такая развязка, есть. Он уже с месяц приглядывается к ней, и теперь, кажется, не применет…»
Вот каковы мысли Иудушки накануне ночи, когда он в одном халате выйдет на мороз. Таким образом, Иудушка совершил самоубийство, а это смертный грех, его даже похоронить должны были за оградой церкви. В этом тоже символ. Ведь если бы Головлева похоронили как и всех, на кладбище, то значит, что он ничем не отличается от праведных, хороших людей. Но автор находит способ выделить его из «общего списка» . И можно сказать, что Иудушка получил по заслугам.
Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/saltykov-shchedrin/gospoda-golovlevy/7163-analiz-epizoda-smerti-iudushki-golovleva-v-romane-m-e-saltykova-shchedrina-gospoda-golovlevy
Анализ романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» на Сёзнайке.ру
Этот роман – история одного семейства и в то же время – калейдоскоп искалеченных личностей. Так, главная проблема романа – семейные ценности, их сохранение и истинность. Идея – показать на примере одного семейства гниль и духовное убожество так называемой аристократии, которая давно утратила духовные ценности, хоть и убеждает себя в обратном.
Гниение этого семейства раскрывается понемногу в каждом из образов. То есть, семья, как единая система, начинает давать сбой в каждой шестеренке и в каждом винтике.
Так, главой семейства по праву считалась Арина. Это женщина, которая тщательно изображала из себя хозяйку дома, заботливую мать. На самом же деле, ее главной целью давно стало накопление вокруг имения как можно больше земель.
Дети, в любви к которым она стремилась убедить каждого, давно стали для нее обузой. Тем более, благоверный супруг давно перестал быть благоверным. Суть его жизни заключалась в мотовстве, разгильдяйстве. Естественно, мужа кроме этого ничего не интересовало.
Хотя в отличие от жены, он не пытался это скрыть за маской преданности семье и любви к детям.
Примечательно, что моральное разложение семьи автор приписывает и детям. Обычно дети – это чистые и наивные существа, которые меняются только в процессе взросления. Здесь же мы видим уже вполне сформировавшиеся характеры.
Отчасти, старший из четырех детей, Степан, которого в семье величают как не балбесом, то озорником, служит неким обличителем пороков членов семейства. Так, Порфирия он еще с самого детства прозвал Иудушкой, что, в итоге, и стало судьбоносным прорицанием.
Он стал позором семьи, промотал деньги, за что и оставлен умирать без надежды на нормальную жизнь. Напрашиваются параллели с притчей «О блудном сыне». Естественно, это сравнение – контраст. Согласно христианским ценностям, Степку, после его мытарств должны были встретить в лучшем виде.
Но вместо этого был устроен семейный суд, где его лишили наследства. Это говорит о том, что чета Головлевых не по закону Божьему живет.
Аннушка – единственная дочь в семье Господ Головлевых, сбежала с корнетом. Хоть она втайне и обвенчалась, но все равно вернулась с двумя детьми и без мужа. Дети же ее потом тоже пошли по наклонной.
Павел, тихий и апатичный, превратился в пьяницу, который, не видя смысла в своем существовании, стал просто плыть по течению.
Порфирий оправдал детское прозвище – стал неким Иудушкой. Он предал всех, для него не существовало обязанностей перед семьей. Казалось бы, любовь на время озаряет его мир, но это минутное явление. Он ждет смерти, но она приходит только тогда, когда он искренне кается и идет на могилу матери.
Вскоре умирает и Аннушка. Вместе с ней прекращает существовать и род Головлевых. Казалось бы, с алчностью, эгоизмом, бессмыслицей покончено. Но: «Тогда снарядили нового верхового и отправили его в Горюшкино к «сестрице» Надежде Ивановне Галкиной, которая уже с прошлой осени зорко следила за всем, происходившим в Головлеве».
Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10945—l-r