Анализ романа госпожа бовари флобера

Анализ романа Флобера «Госпожа Бовари»

Психологический роман «Госпожа Бовари» принес автору славу, которая осталась за ним и по сей день. Новаторство Флобера проявилось в полной мере и поразило читателей.

Оно заключалось в том, что писатель видел материал для искусства «во всем и везде», не избегая каких-то низких и якобы недостойных поэзии тем. Он призывал коллег по цеху «все более и более приближаться к науке».

Обратите внимание

Научный подход включает в себя беспристрастность и объективность изображения и глубину исследования. А потому литератор, по словам Флобера, «должен быть созвучен всему и всем, если он хочет понимать и описывать».

Искусство, как и наука, должно отличаться не только полнотой и масштабностью мысли, но и непреступным совершенством формы. Эти принципы получили название «объективный метод» или «объективное письмо» Флобера.

Смысл и главные принципы объективного метода Флобера на примере романа «Госпожа Бовари»

Флобер хотел добиться наглядности в искусстве, которая и отражала его инновационный литературный метод. Объективный метод – это новый принцип отражения мира, который подразумевает бесстрастное детальное изложение событий, полное отсутствие автора в тексте (т.е.

его мнения, оценки), взаимодействие его с читателем на уровне средств художественной выразительности, интонации, описаний, но не прямого высказывания.

Если Лев Николаевич Толстой, например, пояснял свою точку зрения в многочисленных лирических отступлениях, то у Густава Флобера они полностью отсутствуют.

Объективная картина в произведении Флобера – это больше, чем мимесис, это осмысленное и творчески переработанное автором воспроизведение, стимулирующее мыслительные процессы и созидательные возможности самого читателя. При этом писатель брезгует драматическими эффектами и случайностями.

Настоящий мастер, по мнению Флобера, создает книгу ни о чем, книгу без внешней привязи, которая держалась бы сама собой, внутренней силой своего стиля, как земля, ничем не поддерживаемая, держится в воздухе, – книгу, которая почти не имела бы сюжета или, по меньшей мере, в которой сюжет, если возможно, был бы почты невидим.

Пример: главная идея романа «Госпожа Бовари», в которой описана обыденная жизнь, как история или эпопея, раскрыт при помощи виртуозной композиции и всепобеждающей иронии.

Иллюстрацией может послужить анализ сцены на ярмарке, когда Родольф признается Эмме в любви: пылкие речи прерываются балаганными выкриками о цене сельскохозяйственной продукции, достижениях крестьян и торгах. В этой сцене автор подчеркивают, что между Эммой и Родольфом происходит та же банальная пошлая сделка, только приукрашена она подобающе.

Флобер не навязывает мораль: «О, как вульгарно он ее соблазняет! Как это похоже на базарный торг! Будто курицу покупают!». Занудства такого рода и в помине нет, но читатель понимает, почему о любви говорят на ярмарке.

Важно

Для извлечения поэзии из примитивных характеров Флобер трепетно относился к правдивости в изображении взаимосвязей личности и обстоятельств.

Верность психологии, по словам Флобера,- одна из основных функций искусства.

Перфекционизм формы у Флобера – это не формализм, а стремление создать «произведение, которое отразит мир и заставит задуматься о его сущности, не только лежащей на поверхности, но и скрытой, изнаночной».

История создания романа «Госпожа Бовари». Эмма Бовари – реальная женщина или выдуманный образ?

В основу произведения «Госпожа Бовари» положена невыдуманная история семьи Деламар, которую Флоберу поведал друг– поэт и драматург Луи Буйле.

Эжен Деламар – посредственный врач из глухой французской провинции, женатый на вдове (которая вскоре после брака скончалась), а затем и на молодой девушке –  это прототип Шарля Бовари.

Его молодая жена – Дельфина Кутюрье – измучившаяся от праздности и захолустной скуки, промотавшая все деньги на вычурные наряды и капризы любовников и покончившая жизнь самоубийством –  это прототип Эммы Руо/Бовари.

Но надо помнить, что Флобер всегда подчёркивал: его роман – не документальный пересказ реальной жизни. Устав от расспросов, он отвечал, что у госпожи Бовари нет прототипа, а если и есть, то им является сам писатель.

Образ провинции: нравы мещанской провинции, как типичные обстоятельства формирования личности

Флобер высмеивает провинциальные нравы и выявляет закономерности формирования личности в провинциальном мещанском социуме. «Мадам Бовари» — это попытка художественного исследования социальной реальности, типичных ее проявлений и тенденций.

Автор детально описывает, как сформировались Эмма и Шарль под влиянием мещанских предрассудков. Они с детства приучены быть «золотой серединой». Главное в этой умеренной жизни – обеспечить себя и выглядеть пристойно в глазах общества.

Яркий пример мещанской расчётливости: мать Шарля, почтенная и умудренная опытом женщина, выбрала ему невесту по размеру годового дохода. Семейное счастье пропорционально заработку. Мерилом общественного признания в этой среде является платежеспособность.

Воплощение идеального провинциального мещанина – образ аптекаря Гомэ. Его пошлые сентенции блестят бытовой, практической мудростью, которая оправдывает всякого, кто обеспечен и хитер настолько, что скрывает свои пороки под жирным слоем благочестия.

Совет

Мелочные расчеты, чревоугодие, нарочитая хозяйственность, мелкое тщеславие, тайные любовные приключения на стороне, зацикленность на физической стороне любви – вот ценности и радости этого общества.

Эмма Бовари отличается от мещанского эталона тем, что замечает его пороки и бунтует против заурядного устройства провинциального быта, но она сама является частью этого мира, не может бунтовать против себя. Характер человека очень зависим от среды его обитания, поэтому Эмма впитала провинциальность с молоком матери, ей не измениться без радикальной перемены окружения.

Основные признаки мещанской провинции Флобера:

  • пошлость
  • отсутствие рефлексии
  • низменные страсти и амбиции
  • грубый, убогий материализм

Причина трагедии Эммы Бовари: оценка Флобера

Эмма получила образование в монастыре, поэтому была оторвана от убогой реальности. Ее воспитание складывалось из величественных, но непонятных ей католических обрядов и догм наряду с романтическими романами о любви, из которых она подчерпнула возвышенные, нереальные представления об этом чувстве.

Она хотела книжной любви, но не знала жизни и подлинного чувства. Вернувшись на ферму к грубому неотесанному отцу, она столкнулась с бытом и рутиной, однако продолжала пребывать в иллюзиях, чему способствовало религиозное воспитание.

Ее идеализм приобрел довольно пошлый вид, ведь она – не святая, она – такая же обывательница в глубине души, как и все те, кто так ей противен. Трагедия госпожи Бовари в том, что она не смогла примириться с собой, она и есть мещанство.

Внутреннюю коллизию породили неуместное воспитание в заточении, богатое воображение и пагубное влияние низкосортной литературы на это воображение, и так склонное к нелепым фантазиям и нагромождению шатких амбиций.

Как Флобер относится к Эмме Бовари? Он объективен к ней: описывает и некрасивые руки, и обыкновенные глаза, и хлопающие деревянные башмачки. Однако героиня не лишена прелести здоровой молодой крестьянки, которую красит любовь. Писатель оправдывает бунт мадам Бовари, уничижительно описывая мещанскую среду.

Он обличил иллюзии наивной ограниченной женщины, да, но еще больше авторского сарказма досталось ее окружению, той жизни, которую ей уготовила судьба. Все приняли эту рутинную скуку, а она осмелилась восстать. Эмме, надо сказать, неоткуда знать, что делать, как бороться против системы, она – не дикарь Олдоса Хаксли.

Но не бесчеловечное общество будущего убивает ее, а обыкновенное мещанство, которое либо перемалывает человека, либо хладнокровно выбрасывает за борт. Однако творческое открытие Флобера состоит в том, что он предоставляет читателю самому разбираться с поставленной проблемой и судить Эмму.

Логические акценты, искажения действий и вторжение автора недопустимы.

Актуальность романа Флобера «Госпожа Бовари»

Интересно то, что излишние знания принесли несчастье и беспокойство госпоже Бовари. Знания не приносят счастья, человек, чтобы быть удовлетворенным, должен остаться ограниченным потребителем, как описал Хаксли в своей антиутопии «О дивный новый мир» .

Эмма изначально имела посредственный ум (ничего не доводила до конца, не могла читать серьезные книги) и волевых усилий не прилагала, так что была бы счастлива вести уютную жизнь закоренелой провинциалки с примитивными, ограниченными интересами.

Она ведь тянулась к земным идеалам (знатность, развлечения, деньги), но шла к ним мистическими, романтическими путями в своем воображении. У нее не было оснований для таких амбиций, поэтому она их придумала, как выдумывают многие наши знакомые и друзья.

Обратите внимание

Тропа эта не раз уже пройдена и едва ли не вымощена, как полноценная жизненная дорога. Воспаленная фантазия часто будоражит умы провинциальных мещан. Каждому наверняка приходилось слышать о воображаемых связях, огромных капиталах завтрашнего дня и донельзя амбициозных планах «С ПОНЕДЕЛЬНИКА».

Жертвы культа успешности и самореализации со знанием дела говорят об инвестициях, проектах, своем бизнесе и независимости «от дяди». Однако проходят годы, рассказы не прекращаются и лишь обрастают новыми подробностями, только вот ничего не меняется, люди живут из кредита в кредит, а то и из запоя в запой.

У каждого неудачника есть своя трагедия, и она мало чем отличается от истории Эммы Бовари. В школе ведь тоже говорили, что отличники будут жить долго и счастливо. Так и остается человек наедине со своим дневником, где у него пятерки, и реальным миром, где все оценивается другими мерилами.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-flobera-gospozha-bovari/

«Госпожа Бовари», анализ произведения Флобера

Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость (А. П. Чехов).

В романе «Госпожа Бовари» герои — это жители французской провинции 19-го века. Главная героиня романа — Эмма Бовари, молодая жена провинциального врача. Эмма мечтательна и ищет новых впечатлений. Дочь фермера, она начиталась книг о красивой жизни.

Эмма любит роскошь, красивые вещи, блистательные приемы, но все это не по средствам для ее мужа. Она изнывает от скуки и тоски и мечтает о галантных мужчинах.

Эмма искусно притворяется, что любит мужа, но на самом деле презирает его, считая недостойным такой красавицы, как она.

Муж Эммы, Шарль Бовари — деревенский врач. Он не очень умен, зато очень добр. Муж любит Эмму нежной любовью и заботится о ней, как только может, часто во многом отказывая себе самому ради нее.

Ради Эммы он ссорится, например, со своей матерью, которая считает, что Эмма плохая хозяйка.

Ради Эммы он переезжает в городок Ионвиль и начинает свою карьеру сначала , хотя ему хорошо жилось и работалось врачом в деревне, здесь его уважали.

Шарль скромен, робок, честен, часто он не может постоять за себя перед другими, карьера дается ему с трудом. Здесь бы ему могла помочь Эмма, у которой бойкий, решительный и целеустремленный характер. Но Эмма совсем не ценит достоинства мужа и слепо не замечает его любви.

Образ госпожи Бовари сочетает эгоистичность и черствость по отношению к близким: мужу, дочери, с большой страстностью и силой любви, которые она направляет на своих любовников. Сначала она сходит с ума по Родольфу и хочет сбежать с ним на край света.

Второй любовник Эммы, Леон, тоже поддается ее чарам, поначалу она дарит ему большое счастье. Но Эмма любит больше свои мечты, чем реальных людей.

Чтобы создавать иллюзию мира, который ей нравится, она тратит деньги семьи, швыряя их налево и направо, обманывает мужа, залезает в долги.

Любовники Эммы Родольф и Леон — разные люди. Родольф хитер, сладострастен, расчетлив. Леон поначалу романтичен, пылок, Эмма — его давняя юношеская любовь.

Важно

Но оба любовника Эммы в итоге выбирают спокойное и сытое существование, а не любовные бури. А когда Эмма разоряется и приобретает репутацию гулящей женщины, оба дружно предают ее,.

В финале героиня кончает жизнь самоубийством, даже не подумав, как это будет переживать ее семья, что будет с дочкой Бертой.

Композиция романа «Госпожа Бовари» имеет несколько характерных черт: очень длинную экспозицию, которая позволяет понять психологические мотивации дальнейших поступков героини. Также роман не заканчивается со смертью героини, а продолжается еще несколькими главами, в которых показаны последствия поступков уже умершей героини.

Практически каждая деталь, каждый эпизод и действие главных героев кладут еще один «кирпичик» в логическую концепцию романа и психологическую картину провинциального общества.

Автор очень тщательно прорисовывает характеры героев и детали их быта.

Им с потрясающей убедительностью воссоздан колорит французской провинции 19-го века, показана бездушная буржуазная атмосфера добропорядочного с виду общества.

История создания «Госпожи Бовари» растянулась у автора Гюстава Флобера на десять лет. После выхода книги он был привлечен к суду, книгу сочли оскорбительной для общества.

Среди новых на то время художественных приемов в романе был натурализм (автор с беспощадной правдивостью описывает мучительную смерть Эммы от яда).

Также в книге нет ни одного однозначно положительного героя, здесь, по сути, не с кого брать пример — и это казалось оскорбительным критикам того времени.

Читайте подібні твори

Анализ рассказа Н. Лескова «Человек на часах»

Аналіз новели Франца Кафки «Перевтілення»

Сочинение «Идея сказки «Синяя птица» М. Метерлинка

Читайте также:  Сочинение 9 мая день победы

Классицизм в драматургии: анализ трагедии «Гораций» Пьера Корнеля

Аналіз новели «В житах» Г. Косинки


Tweet

Источник: https://ycilka.net/tvir.php?id=504

Анализ романа Флобера «Госпожа Бовари»

Центральной героиней романа становится молодая женщина по имени Эмма, дочь самого обыкновенного, хотя и довольно состоятельного фермера. Девушка получает воспитание в монастыре, где постоянно читает старинные книги о прекрасных дамах и благородных, смелых рыцарях, всецело им преданных.

Наивная Эмма даже не сомневается в том, что обязательно встретит на своем жизненном пути именно такого безупречного рыцаря, красивого и храброго, который будет готов совершить ради нее любой подвиг.

Она абсолютно не представляет себе реальной жизни, и именно это обстоятельство становится главной причиной последующей трагедии в ее судьбе.

Мужем Эммы становится самый обыкновенный человек Шарль Бовари, не обладающий ни выдающимися внешними данными, ни светскими манерами.

Совет

У Бовари имеются некоторые лекарские навыки, хотя настоящего образования у него и нет.

Шарль безумно влюблен в молодую жену, он согласен трудиться день и ночь для того чтобы она ни в чем не нуждалась, однако Эмма с ее идеалистическими представлениями оказывается не в силах оценить любви и преданности этого простого человека, она мечтает о другом, а Шарль ее запросам совершенно не соответствует. Сам Бовари с самого начала повествования выглядит достаточно жалким, хотя он и не заслуживает столь презрительного и неприязненного отношения со стороны супруги.

Эмма очень быстро разочаровывается и в муже, и в семейной жизни в целом, продолжая грезить о «настоящем мужчине».

Когда она встречает юного Леона, он вызывает у нее живейший интерес, поскольку, по крайней мере, не похож на Шарля, но робкий молодой человек лишь смотрит на нее с восторгом, не в силах сделать ни единого шага навстречу.

В период их первого знакомства никаких отношений не завязывается, для Эммы все ограничивается только мечтами.

В случае искушенного, циничного Родольфа все получается совсем иначе. Он видит с первого же взгляда, насколько госпожа Бовари наивна, насколько она не знает жизни и в особенности мужчин, и понимает, что победа над этой женщиной не составит для него никакого труда.

Эмма действительно сближается с ним без всякого сопротивления, и Родольфу вскоре надоедает ее чрезмерная привязанность, которую она не в силах скрывать, ее преданность и обожание. С самого начала ясно, что эта связь долго не продлится, и Родольф разрывает отношения точно так же, как многократно делал это и до Эммы.

Для него в этом любовном эпизоде нет ничего особенного, тогда как героиня романа от потрясения едва не теряет рассудок.

Обратите внимание

Следующая встреча с уже несколько повзрослевшим Леоном приводит к тому, что Эмма сама, став довольно опытной женщиной, соблазняет его.

Еще один роман в жизни госпожи Бовари, который тоже в итоге ничем не заканчивается, но в этом случае ситуация осложняется также требованиями кредиторов, ведь Эмма, покупая себе в долг дорогие наряды и бездумно разбрасываясь деньгами, приводит и себя, и мужа к полному разорению.

То, что оба любовника от нее при этом отворачиваются, нисколько не удивляет, этого следовало ожидать, ни один из них и не планировал с нею серьезных и длительных отношений и, разумеется, не собирается решать ее проблемы.

Потеряв все и окончательно отчаявшись, Эмма сводит счеты с жизнью. Ее уход фактически убивает и несчастного Шарля, он даже не пытается вспомнить о том, что у него осталась дочь, что о ней необходимо позаботиться.

Равнодушие героев этого романа к своему ребенку вообще кажется странным, мировоззрение Эммы нисколько не меняется после рождения девочки, а ее муж по-прежнему сосредоточен только на супруге.

Жизнь Шарля заканчивается вместе со смертью жены, он абсолютно не способен взять себя в руки, к тому же он узнает о том, что Эмма его обманывала, встречаясь с другими мужчинами, хотя это было и ранее очевидно, Бовари лишь не хотел ничего замечать в своей слепой любви.

Шарль становится такой же жертвой крушения иллюзий в результате столкновений мечтательности с реальностью, как и его жена, финал обоих супругов весьма печален. Автор показывает читателям, какой трагедией может обернуться отсутствие представлений о настоящей жизни, длительное существование в вымышленном мире, как это произошло с Эммой Бовари.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/04/analiz-romana-flobera-gospozha-bovari.html

Проблематика и поэтика романа Флобера «Госпожа Бовари»

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Мадам Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала были привлечены к судебной ответственности за оскорбление морали.

– Роман оказался манифестом литературного натурализма, но помимо этого в нем отчетливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще.

– Роман имеет ряд формальных особенностей: очень длинная экспозиция, отсутствие традиционно положительного героя.

– Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.

Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857).

«Госпожа Бовари» 1856

– Главная героиня романа — Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам и заводящая внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни.

– Хотя сюжет романа довольно прост и даже банален, истинная ценность романа — в деталях и формах подачи сюжета.

– Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать верные слова.

– «Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем» – писал Флобер.

– Главная особенность эпохи — пошлость. Флобер стремится показать пошлость мещанской среды и невозможность счастья в жизни.

– Для Флобера провинция — это вся Франция.

– Шарль – воплощение мещанства.

Эмма

– типичная представительница своей среды, но её незаурядность в том, что она не хочет примириться с её убожеством.

– Вкусы Эммы, её представления о жизни порождены пошлой буржуазной средой.

– У неё два идеала — внешне красивая жизнь и всепоглощающая любовь. Но поиски такой любви оборачиваются заурядностью и пошлостью: оба её любовника далеки от идеальных образов её воображения. Но любовь для неё — единственный способ существования.

– Она представляет себе любовь только в роскоши и богатстве, и потому высокие чувства в ней легко уживаются с векселями и долговыми расписками. Настоящим смертным приговором для неё становится письмо-счет от ростовщика Лере.

В этом мире

– деньги олицетворены хищным ростовщиком Лере

– церковь — жалким священником

– интеллигенция — глупым Шарлем

Символом вырождения общества стал образ аптекаря Омэ — образ торжествующей и всепобеждающей пошлости.

– Реализм Флобера – в умении поднять единичное до общества, увидеть в заурядном случае типический.

– Роман считается не только одним из ключевых произведений реализма, но и одни из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще.

– Скепсис Флобера по отношению к человеку проявился в отсутствии для традиционного романа положительных героев.

– Тщательная прорисовка характеров обусловила и очень длинную экспозицию романа, позволяющую лучше понять характер главной героини и мотивацию её поступков.

– Жесткий детерминизм в поступках героев стал обязательной чертой французского романа первой половины 19 века.

– Тщательность изображения героев, точная до беспощадности прорисовка деталей были отмечены критикой как особенность писательской манеры Флобера.

25. Американская литература второй половины 19 века. Творчество Марка Твена.

Становление реализма — 1870-е годы

– регионалистические тенденции: достоверное изображение повседневной жизни разных уголков Америки

– Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

– Д. Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

– Ф. Брет Гарт «Габриэль Конрой»

После победы кандидата республиканцев Авраама Линкольна на выборах 1860 года, одиннадцать южных штатов объявили о выходе из состава США, образовав новое мятежное государство, Конфедеративные Штаты Америки. Начинается Гражданская война (1861-1865) между Севером и Югом, в результате которой Юг потерпел поражение, и рабовладение было отменено на всей территории США.

Со второй половины 19 века американская литература получила широкое развитие и самобытное значение.

Важно

Марк Твен (настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс (1835-1910) — юмор, сатира, философская фантастика, публицистика и др.

Фолкнер писал, что Марк Твен был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор его наследники». Хемингуэй писал, что вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекельберри Финна».

Сборники рассказов и эссе

– «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» 1867

– путешествие по Европе – «Простаки за границей» 1869

Трилогия о Миссисипи

– «Приключения Тома Сойера» 1876

– «Жизнь Миссисипи» 1883

– «Приключения Гекельберри Финна» 1884

Исторические романы

– «Принц и нищий» 1881

– «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» 1889

– «Личные воспоминания о Жанне дАрк сьера Луи де Канта, её пажа и секретаря» 1896

Сатирические памфлеты

– «Соединенные линчующие штаты» – проблема расовой дискриминации

– «Грандиозная международная процессия», «Приветствие 19 века 20 веку» – критика империалистической политики США

– «Исправленный катехизис», «Таинственный незнакомец» – критика религии

Источник: https://cyberpedia.su/6x23af.html

«Госпожа Бовари», художественный анализ романа Гюстава Флобера

В основу романа «Госпожа Бовари» легла реальная история семейства Деламар, рассказанная Флоберу другом – поэтом и драматургом Луи Буйле. Эжен Деламар – посредственный врач из глухой французской провинции, женатый в начале на вдове, а затем на молодой девушке – стал протипом Шарля Бовари.

Его вторая жена – Дельфина Кутюрье – изнывающая от мещанской скуки, тратившая все деньги на дорогие наряды и любовников и покончившая жизнь самоубийством – легла в основу художественного образа Эммы Руо/Бовари.

При этом Флобер всегда подчёркивал, что его роман далёк от документального пересказа реальной истории и времена даже говорил о том, что у госпожи Бовари нет прототипа, а если и есть, то им является сам писатель.

С момента рождения замысла и до публикации произведения прошло долгих пять лет. Всё это время Флобер тщательно работал над текстом романа, первоначально имевшим тысячу страниц и урезанным до четырёхсот.

В «Госпоже Бовари», как ни в каком другом произведении французского классика, проявилась его уникальная художественная манера, заключающаяся в лаконизме, ясности выражения мысли и предельной точности слова. Работа над романом далась Флоберу нелегко.

С одной стороны ему было неприятно писать о пошлой жизни среднестатистических буржуа, с другой – он пытался сделать это, как можно лучше, чтобы показать читателю всю подноготную провинциальной мещанской жизни.

Художественная проблематика романа тесно связана с образом главной героини – Эммы Бовари, воплощающей в себе классический романтический конфликт, заключающийся в стремлении к идеалу и неприятию низменной действительности.

Совет

Душевные метания молодой женщины, между тем, проходят на сугубо реалистическом фоне и не имеют ничего общего с возвышенными позициями прошлого. Она и сама, «при всей своей восторженности», была натурой «рассудочной»: «в церкви ей больше всего нравились цветы, в музыке – слова романсов, в книгах волнения страстей…».

«Чувственное наслаждение роскошью отождествлялось в её разгорячённом воображении с духовными радостями, изящество манер – с тонкостью переживаний».

Получившая стандартное женское воспитание в монастыре урсулинок Эмма всю жизнь тянется к чему-то необычному, но каждый раз сталкивается с пошлостью окружающего её мира.

Первое разочарование настигает девушку сразу же после свадьбы, когда вместо романтического праздника при свете факелов она получает фермерскую пирушку, вместо медового месяца – бытовые заботы по обустройству нового дома, вместо статного, умного, стремящегося сделать карьеру мужа – доброго, ничем, кроме неё, не интересующегося, человека с некрасивыми манерами.

Случайное приглашение на бал в замок Вобьесар становится сокрушающим для Эммы: она понимает, насколько сильно не устраивает её жизнь, впадает в тоску и приходит в себя только после переезда в Ионвиль.

Материнство не приносит главной героини радости. Вместо долгожданного сына Эмма рожает дочь. Купить желаемое детское приданое она не может из-за недостатка средств. Девочка, как и её отец, обладает заурядной внешностью.

Эмма называет дочь Бертой – в честь незнакомой ей женщины с Вобьесарского бала – и практически забывает о ней.

Любовь к дочери в госпоже Бовари просыпается вместе с тщетными попытками полюбить мужа, которые она делает на протяжении всего романа, разочаровавшись то в одной, то в другой своей страсти.

Первая влюблённость в помощника нотариуса, белокурого юношу Леона Дюпюи оборачивается для Эммы платонической, полной душевных переживаний связью. Госпожа Бовари не сразу догадывается о том, что происходит между ней и молодым человеком, но, поняв это, изо всех сил пытается удержаться в лоне семьи и общественной морали.

На людях она «была очень печальна и очень тиха, очень нежна и в то же время очень сдержанна. Хозяйки восхищались её расчётливостью, пациенты – учтивостью, беднота – сердечность. А между тем она была полна вожделений, яростных желаний и ненависти».

Читайте также:  Сочинение на чем строятся взаимоотношения в семье? (итоговое декабрьское)

На этом этапе жизни от измены Эмму удерживает собственная «душевная вялость» и неопытность Леона.

После того, как измученный безответной любовью юноша уезжает в Париж, госпожа Бовари вновь погружается в тоску, из которой её вырывает новая, уже вполне взрослая страсть в виде первого в жизни любовника – Родольфа Буланже.

Обратите внимание

Эмма видит в тридцатичетырёхлетнем красавце романтического героя, в то время как богатый помещик воспринимает женщину, как очередную любовницу. Госпожу Бовари хватает на полгода возвышенной любви, после чего её отношения с Родольфом переходят в статус «семейных».

При этом разрыв с мужчиной Эмма воспринимает настолько болезненно, что, как и положено всем романтическим героиням, чуть не умирает от нервной горячки.

Последний этап духовного падения Эммы приходится на второго любовника, первого любимого – Леона Дюпюи. Встретившиеся спустя несколько лет герои уже обладают необходимой для создания временной пары распущенностью и не испытывают никаких угрызений совести из-за происходящего. Напротив и Эмма, и Леон наслаждаются своей любовью, но делают это до тех пор, пока не наступает очередное пресыщение.

Любовные похождения госпожи Бовари проходят для мужа незамеченными. Шарль боготворит супругу и слепо доверяет ей во всем. Будучи счастлив с Эммой, он совсем не интересуется тем, что чувствует она, хорошо ли ей, всё ли её устраивает в жизни? Госпожу Бовари это приводит в бешенство.

Возможно, будь Шарль более внимательным, она смогла бы установить с ним хорошие отношения, но каждый раз, когда она пытается найти в нём что-то положительно, он неизменно разочаровывает её – своей душевной чёрствостью, своей врачебной беспомощностью, даже своим горем, свалившимся на него после смерти отца.

Запутавшись в чувствах, Эмма одновременно путается и в деньгах. В начале она покупает вещи для себя – чтобы развлечься, успокоиться, приблизиться к красивой жизни; затем начинает делать подарки любовникам, обустраивать своё любовное гнёздышко в Руане, транжирить деньги на чувственные удовольствия.

Финансовый крах приводит Эмму к краху духовному. Она всей душой ощущает моральное превосходство мужа, и намеренно уходит из жизни, в которой так и не нашла счастья. Шарль прощает жене измены и потерю состояния. Он любит её вопреки всему, и умирает вслед за ней, потому что жить без неё не может.

Изображая в своем романе «Война и мир» военные события, Толстой не только дает широкие полотна, рисующие такие яркие картины, как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, но широко показывает каждого человека, вовлеченного в поток боевых действий. Главнокомандующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны – все эти разнообразные участники войны показаны автором с поразительным мастерством в самых разных условиях их боевой и «мирной» жизни. При этом писатель, сам бывший участник войны на Кавказе и обороны Севастополя, стремится показать наЛетом многие дети гостят у своих родственников: кто в деревне, кто в другом городе. Я часто навещаю свою тетю, и этим летом я гостила у нее около месяца. Дни тянулись медленно и однообразно, казалось, что жара будет одолевать нас вечно. Но один день у меня остался в памяти. Моя подруга Маша предложила сходить во Дворец пионеров и посмотреть “Уголок зверей”. По сравнению с душными улицами Москвы Дворец пионеров показался нам раем. Первое, что я увидела,— это аквариумы с необыкновенно красивыми рыбками. Их разноцветная чешуя переливалась всеми цветами радуги. Рыбки подплывали к стеклу и смотрелОднажды вечером к нам в квартиру позвонили. Я бросился к двери, а за мной кот Маркиз. В дверях стояла тетя Валя, мамина сестра — она приехала к нам в гости из Полтавы. Мама сразу захлопотала на кухне, чтобы угостить гостью. Папа стал расспрашивать тетю Валю о новостях, а я уселся с ногами в кресло, на руки ко мне прыгнул Маркиз. «И для чего вы кота в доме держите? — пожала плечами гостья. — Сколько хлопот с ним!» Папа погладил кота и сказал: «Это любимец всей семьи! У него свой угол с ковриком, есть мячик. Любит спать на диване или на подоконнике, почему-то на газетах. А когда в квартире бываеНаверное, мало кто задумывался о своей будущей старости. Какая она? Старость в кругу близких и родных людей – детей, внуков, друзей? Или такая одинокая старость как в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма»?      Главная героиня – Катерина Иванова, старая, одинокая женщина, живущая в деревне. В городе живет ее дочь Настя, которая уже четыре года не приезжает к ней. Автор показывает образ женщины с глубоким состраданием: она на старости лет осталась «одна на белом свете». Катерина Ивановна доживала свои последние дни в одиночестве.      На мой взгляд, дочь Настя ошибалась, оставив свою мать вМоя школаВремя, которое человек учится в школе, называют школьной жизнью. И правда, ведь 10 лет, которые мы проводим в стенах школы – это целая эпоха в жизни каждого, время взлетов и падений, первых удач и первых ошибок, время, когда ты начинаешь понимать, что такое дружба, предательство, любовь, взаимопомощь и поддержка. Жизнь в широком смысле – это бурное сочетание семьи, работы, отдыха… Так же и школа: это и учеба, и общение с людьми, и постоянное открытие нового и ранее неизвестного. В школе мы проводим большую часть своего времени.    Учеба в школе, как говорят многие, одни из самых лучшиСейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:}

Источник: https://retsept-goda.ru/analiz-stikhotvoreniya/5805-gospozha-bovari-khudozhestvennyj-analiz-romana-gyustava-flobera.html

Трагизм человеческог существования в романе Г.Флобера “Госпожа Бовари”

/ Сочинения / Флобер Г. / Госпожа Бовари / Трагизм человеческог существования в романе Г.Флобера “Госпожа Бовари”

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Основной особенностью творчества Гюстава Флобера является глубокий психоанализ героев, исследование их души, их чувств. Его герои живут в своем мире, но каждый их них наделен своими, противоречивыми чувствами. В каждом герое, в каждой душе, созданной им самим, Флобер отыскивал что-то тонко-неуловимое, неподвластное объяснению.

Он наделял героев особой поэтичностью, но при этом никогда не отходил от суровой правды жизни. Именно поэтому его героев можно встретить и сейчас, и даже найти их частичку в себе.

Трагические противоречия, так часто встречающиеся в героях произведений Флобера – необъяснимые чувства, которые присутствуют в сознании людей, но ими не замечаются – одна из главных черт главной героини романа «Госпожа Бовари».     Эмма Бовари – образ женщины ищущей, но потерянной в себе и в жизни, не способной отличить реальность от придуманных ею же образов.

Важно

Среда, в которой жила Эмма повлияла на нее в первую очередь, и сам Флобер хотел в своем произведении вскрыть все пороки общества и воспитания. Выросшая в неестественной среде, изолированная от настоящей жизни, Эмма сама себя воспитала на романтических книгах, далеких от реальности. Жизнь героев ее книг становилась жизнью самой Эммы, ведь настоящей жизни она и не знала.

Со временем, Эмма настолько ушла в мир своих грез, что любые события из ее реальной жизни воспринимались ею в противоестественной форме.

Например, смерть матери Эмма восприняла как повод для внешних изменений: «Эмма в глубине души была очень довольна, что сразу поднялась до того изысканного идеала безрадостного существования, который навсегда остается непостижимым идеалом для посредственных сердец».

Отсюда ее «театральная пошлость»- не знавшая жизни и выросшая на любовных романах Эмма стала большее внимание уделять внешнему выражению, нежели выражению внутреннему, выражению сущности. И вся ее дальнейшая жизнь сводилась к одному – дотянуться до внешней формы. Это, на мой взгляд, и есть трагизм существования госпожи Бовари.

    Всю дальнейшую жизнь Эмма ведет, словно повторяя жизнь своих книжных героинь – она ищет любви, оказывается обманутой и разочарованной в чувствах, не давших ей ту внешнюю роскошь, о которой она так мечтала, о которой она столько прочитала в книгах, словно переживая снова и снова. Заводит любовника, не видя разницы между понятием любить и иметь любовника. И снова разочарование в любви, и теперь уже ее духовные искания сводятся к одному только поиску чувственных наслаждений. Дальше – полнейшее разочарование, шаг за шагом разбиваются мечты и иллюзии Эммы об идеальной жизни. Постоянная ложь себе и людям приводят героиню к нравственному падению: «Вся ее жизнь превратилась в сплошную ложь. Ложь стала для нее потребностью, манией, наслаждением».

    Но Флобер наделяет героиню и положительными качествами – она мечтает, у нее есть идеалы, к которым она стремится, она единственная из всех героев произведения не довольна и не может смириться с провинциальной жизнью, в которой ей просто тесно.

Но все ее идеалы изначально пошлы, ибо воспитана Эмма на извращенном понимании жизни, на противоестественных примерах. Непонимание этого – ее трагедия, но не ее вина.

И эта трагедия не только ее, но трагедия всего общества, описанного Флобером – низкие, пошлые идеалы, стремление к внешнему благополучию, роскоши, постоянная ложь и незнание, нежелание взглянуть в глаза настоящей жизни.

Добавил: polinamay

5548 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению “Госпожа Бовари”:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00856901322057682806/

Любовная лирика великих людей » Анализ романа Густава Флобера «Госпожа Бовари»

« Русская лирика во второй половине XIX века | Главная | Страстные отношения Жюльетты и Виктора. »

Анализ романа Густава Флобера «Госпожа Бовари»

Написал: admin | Дата: 8 октября 2015 | Категория: Густав Флобер

Сюжет романа «Госпожа Бовари» основан на реальной истории семейства Деламар, которую Флоберу  рассказал его друг, поэт и драматург Луи Буйле. Прототипом Шарля Бовари стал Эжен Деламар —  обыкновенный врач из глухой французской провинции, который женился вначале на вдове, а потом на молодой девушке.

Его второй женой была Дельфина Кутюрье,  страдающая от мещанской скуки, и расходующая все средства на  дорогие наряды и любовников, и ушедшая из жизни, наложив на себя руки, и она стала прототипом художественного образа Эммы Руо/Бовари.

Однако, Флобер всегда старался отметить, что его роман не отражает документальный пересказ реальной истории, и даже иногда отмечал, что госпожа Бовари не имеет прототипа,  а если и есть, то это сам писатель.

Сюжет романа «Госпожа Бовари»

Совет

Флобер на протяжении пяти лет тщательно работал над текстом  романа, который первоначально имел тысячу странниц, и был урезан до четырехсот.

В этом романе у французского классика впервые проявилась его уникальная художественная манера, состоящая в предельной точности слова, ясности выражения мысли и лаконизме. Флоберу было довольно тяжело работать над романом.

Во-первых, ему было неприятно описывать пошлую жизнь среднестатистических буржуа, а во-вторых, он старался, чтобы читатель, как можно больше узнал о подноготной провинциальной  мещанской жизни.

В главной героине романа, в Эмме Бовари  воплощается классический романтический конфликт, состоящий в стремлении к идеалу и не восприятию низменной действительности.

Молодая женщина душевно мечется на сугубо реалистическом фоне, и ее метания не имеют ничего общего  с возвышенными принципами прошлого.

Эмма воспитывалась в монастыре урсулинок, но ее всю жизнь привлекает что-нибудь необычное, но каждый раз ей приходится сталкиваться  с циничностью окружающего мира.

Девушка сразу же разочаровывается после свадьбы, поскольку вместо романтического праздника она получает фермерскую пирушку, и  медовый месяц заменяется благоустройством нового дома, и вместо умного, статного мужа – ничем не интересующего мужчину с неприглядными манерами.  Для Эммы становится сокрушающим внезапное приглашение на бал в замок Вобьесар, после него она начинает понимать, что ее жизнь ее не устраивает, и она начинает тосковать, и только после переезда в Ионвиль приходит в себя.

Главная героиня не получает радости от материнства, поскольку у нее рождается дочь, вместо долгожданного сына. Свою дочь она называет Бертой, в честь незнакомки с Вобьесаровского бала, и можно сказать почти забывает о ней.

Обратите внимание

В госпоже Бовари любовь к дочери просыпается вместе с безуспешными попытками полюбить мужа, которые предпринимает в течение всего романа, при этом она разочаровывается то в одной, то в другой своей страсти. Эмма, запутавшись в чувствах, также путается и в деньгах, поскольку  начинает тратить деньги на чувственные удовольствия.

У Эммы из-за финансового краха наступает крах духовный. Она, ощущая моральное превосходство мужа, преднамеренно уходит из жизни, так и не найдя в ней счастья.

Многие писатели и поэты оставили после себя не только свои литературные произведения, но и не менее значимые, письма своим возлюбленным. Переписка таких поэтов и писателей, как Лорд Байрон и Вольтер открыла перед их читателями новые грани их таланта. К сожалению, многие письма и записки подобного характера уничтожались, и до нашего времени дошло небольшое количество этих произведений.

Читайте также:  Жюли карагина в романе война и мир сочинение образ характеристика

Источник: http://lyricpoet.ru/poety-i-pisateli/gustav-flober/analiz-romana-gustava-flobera-gospozha-bovari/

Анализ эпизода из романа Гюстава Флобера “Госпожа Бовари”

Она любила только розы,

А я любил − левкой,

Она любила шум и грозы,

А я любил − покой.

В.П. Жадовский

Я считаю, что роман Гюстава Флобера “Госпожа Бовари” является одним из самых ярких произведений мировой литературы. Согласно опросу, проведенному в 2007 году, читатели поставили роман Флобера “Госпожа Бовари” на второе место после “Анны Карениной” среди самых популярных произведений, повествующих о трагичной судьбе женщины.

Впервые “Госпожа Бовари” была опубликована в 1856 году. Флобер работал над своим детищем в течение пяти лет, тщательно выписывая каждую фразу, детально прорисовывая характер, поведение, образ жизни героев и место, где развиваются события. (“Я пять дней просидел над одной страницей”).

Роман стал литературным дебютом Флобера и  снискал себе скандальную славу за безнравственное отношение к общественным ценностям. Однако это произведение обозначило новое течение в рамках французского реализма, переходящее в натурализм. Своим романом Флобер бросил вызов таким мастодонтам французского реализма, как О. Бальзак и А. Стендаль. Впоследствии Э.

Золя назовет “Госпожу Бовари” кодексом современного романа. И действительно, если в произведениях писателей, заложивших основы реализма, главный герой противопоставлен насквозь прогнившему буржуазному обществу, символом которого становится Париж, то Флобер ставит перед собой иную задачу: он хочет описать реальную картину мира, такой, какая она есть.

Его герой не отделен от среды, он часть этой среды, а провинция не является антитезой Парижу, она равна ему. Париж в романе Флобера − это город, формирующий в человеке пошлые жизненные ценности и идеалы.

Париж − это столица, именно на нее равняются все жители страны, а потому ее принципами и идеями заражено все французское общество, которое и высмеивает автор на страницах своего романа. Эта мифологема стала ключевой в нравственном падении Эммы.

Например, если мы обратимся к отрывку, выбранному нами для анализа, то увидим следующее: “−Понимаете, это очень неприлично!//−Почему? − возразил Леон. − В Париже все так делают! Это был для неё самый веский довод“.

Важно

Таким образом, Флобер низводит Париж до уровня провинциального городка, который существует в стандартных рамках и в котором нет места настоящим чувствам и эмоциям, поэтому время в нем остановилось, а все персонажи “Госпожи Бовари”, сформированные этим пространством, становятся пошлыми и обыкновенными. В романе отсутствует идеальный герой.

Разве что Шарль, муж Эммы, может претендовать на живого человека, и то лишь потому, что он искренне любит свою жену, ищущую страсти. Эмма − книжный трафарет. Она мечтает устроить свою жизнь таким образом, как это было описано в сентиментально-романтических произведениях, которые она читала, будучи в монастыре.

Её любовники − это жалкие пародии на книжных персонажей, которые при столкновении с реальностью растворяются в ней. Родольф − это пародия на байроновского героя, а Леон − на персонажа из сентиментального романа. Они, как и Эмма, лишь воображают свою жизнь. Например, Леон при встрече с Бовари в гостинице очень часто говорит о своих мечтаниях, но ничего не может рассказать о своей реальной, настоящей жизни: “я мечтал: а вдруг вы приедете в Париж; он ощущал потребность в самопожертвовании; он тоже мечтал только о покое могилы; хотелось быть такими, какими они себя изображали: оба создали себе идеал и к этому идеалу подтягивали свое прошлое”.

 Действие романа, который взорвал нравственность французского общества того времени, происходит в годы Июльской монархии, знаменитой господством буржуазии, мещанскими взглядами на жизнь, а потому большинство персонажей “Госпожи Бовари” − это буржуа, люди, сосредоточенные на материальной стороне жизни и верящие только в расхожие ценности.

Для Флобера буржуа − это синоним слову мышление, то есть определенное мировосприятие, которое ограничено сытой жизнью, роскошными домами, раутами, пустыми разговорами, пышными нарядами.

Чтобы наиболее полно отразить систему ценностей французского общества той эпохи, Флобер помещает своих героев в провинциальный городок (Тост − Ионвиль − Руан), где время замирает и герои не получают никакого внутреннего развития. М.М.

Бахтин, анализируя хронотоп романа, то есть взаимосвязь временных и пространственных отношений, говорит о том, что провинциальный мещанский городок с его затхлым бытом − чрезвычайно распространенное место свершения романных событий в XIX веке. В таком городе не происходит каких-либо значимых действий, способных изменить жизнь героев.

Здесь время лишено поступательного исторического хода, оно движется по очень узкому кругу: изо дня в день повторяются те же бытовые действия, те же темы разговоров, те же слова. Люди в этом времени едят, пьют, спят, интригуют, сплетничают. Время бессобытийно и потому кажется почти остановившимся.

Совет

Деромантизация, которая прослеживается на протяжении всего развития сюжета, особо остро видна в сцене, происходящей в руанском соборе, куда приходит Эмма, чтобы попрощаться со своей мечтой обрести настоящую любовь и идеального мужчину, способного подарить ей женское счастье.

Этому эпизоду в соборе предшествует описание чудесного летнего утра, когда Леон должен встретить Эмму и соблазнить её. Флобер очень тонко соединяет  высокое и низкое, желаемое и действительное: “лучи солнца, косо падавшие на собор в голубом небе летали стрижи; на площади пахло цветами в центре журчал фонтан”.

Затем картина резко меняется, и Флобер возвращает героя на землю, в грубую реальность: “под широкими зонтами, окруженными пирамидами дынь, простоволосые торговки завертывали в бумагу букеты фиалок”.

Подойдя к собору, Леон встречает роскошно разодетого привратника (“в шляпе с султаном, при шпаге и с булавой, величественный, словно кардинал, и весь сверкающий, как дароносица”), который как будто открывает для него ворота рая, где он наконец-то обретет свою мечту.

Оказавшись в соборе, Леон начинает воображать Эмму: “она предстанет перед ним во всем своем многообразном, чисто женском изяществе, со всем невыразимым обаянием уступающей добродетели она появилась, как ангел, в благовонном дыму”. Эмма Бовари становится неким небесным существом, рождение которого происходит на небесах: она создана для любви и поклонения.

Анализируя этот эпизод, я вспомнила стихотворение А.А. Блока “Вхожу я в тёмные храмы” из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”. Лирический герой надеется повстречать свою идеальную возлюбленную именно в храме. Он связывает этот образ с Девой Марией: “О, Святая, как ласковы свечи, // Как отрадны Твои черты! // Мне не слышны ни вздохи, ни речи, // Но я верю: Милая − Ты”.

Однако Эмме Бовари не удается стать идеальной женщиной, потому что её любовь носит плотский характер. В эпизоде происходит дехристианизация религиозных ценностей, что подчеркивает их ложность. Для Флобера и религия становится лишь красивым украшением, которое отделяет человека от реальности.

Поэтому церковь становится “будуаром” для интимных встреч двух людей, жаждущих не духовного очищения, а плотских утех, любовь становится опошленной, она связана только с физиологией человека. Флобер меняет полюса: положительное приобретает негативную, сниженную коннотацию. Собор в представлении романистов − это символ духовного мира человека.

Обратите внимание

В пространстве собор занимает вертикальное положение, соединяя земное и духовное начала. Он является своего рода лестницей, позволяющей человеку приблизиться к богу. В романе это самая наивысшая точка пространства, откуда должно было пойти духовное восхождение, или возрождение, главной героини, что позволило бы ей обрести бессмертие в любви к богу.

Однако этого не происходит, и собор становится предвестником окончательной гибели Эммы. Она появляется в черной накидке, что, безусловно, символизирует траур в ее душе: она потеряла всякую надежду на любовь, а потому уже похоронила себя заживо (“Эмма была бледна”).

В последний раз она обращается за помощью к тому, кто может протянуть ей руку помощи − Божьей матери, потому что, когда она обратится за спасением к Родольфу и Леону, прося у них денег для оплаты своих долгов,  они откажут ей в этом. Но Флобер тут же высмеивает и этот поступок Бовари, называя его ханжеским: “Эмма молилась или, вернее, старалась молиться; она надеялась, что вот сейчас её осенит, и она примет решение, уповая на помощь свыше всей своей шаткой добродетелью она цеплялась за деву Марию”. Этот порыв к поистине настоящему сопровождается “равнодушной болтовней” привратника, что делает невозможным духовное движение Эммы наверх. А потому прежде чем они покинут руанский собор и сядут в “громоздкую колымагу”, привратник предскажет ей страшный конец, перечислив основные картины библейских сюжетов: “Увидите Воскресение из мертвых, Страшный суд, Рай, Царя Давида и Грешников в геенне огненной”.

Таким образом, мы приходим к выводу, что сцена в соборе является наивысшей пространственно-временной точкой романа, которая окончательно низвергает Эмму в бездну порока и пошлости.

Приложение 1

“Было чудесное летнее утро.

В витринах ювелиров отсвечивало серебро; лучи солнца, косо падавшие на собор, скользили по изломам серых камней; в голубом небе вокруг стрельчатых башен летали стрижи; на шумной площади пахло цветами, окаймлявшими мостовую: розами, жасмином, гвоздикой, нарциссами и туберозами, росшими в беспорядке среди влажной зелени котовика и воробьиного проса; в центре площади журчал фонтан; под широкими зонтами, окруженные пирамидами дынь, простоволосые торговки завертывали в бумагу букеты фиалок.

Молодой человек взял букет У левых дверей на середине притвора под Пляшущей Мариам стоял в шляпе с султаном, при шпаге и с булавой, величественный, словно кардинал, и весь сверкающий, как дароносица, привратник.

В чаше со святой водой отражался неф вместе с нижней частью стрельчатых сводов и кусочками цветных стёкол. Отражение росписи разбивалось о мраморные края чаш, а дальше пестрым ковром ложилось на плиты пола. От трёх раскрытых дверей тянулись три огромные полосы света.

Время от времени в глубине храма проходил ризничий и, как это делают богомольные люди, когда торопятся, как-то боком опускался на колени напротив престола. Хрустальные люстры висели неподвижно. На хорах горела лампада.

Важно

Порой из боковых приделов, откуда-то из темных углов доносилось как бы дуновение вздоха, и вслед за тем стук опускающейся решетки гулко отдавался под высокими сводами.

Леон чинно прохаживался у самых стен. Никогда ещё жизнь так не улыбалась ему, как сейчас.

Вот-вот, украдкой ловя провожающие ее взгляды, взволнованная, очаровательная, войдет она, и он увидит её золотую лорнетку, платье с воланами, прелестные ботинки, она предстанет перед ним во всем своем многообразном, чисто женском изяществе, которое ему еще внове, со всем невыразимым обаянием уступающей добродетели.

Вся церковь расположится вокруг неё громадным будуаром; своды наклонятся, чтобы под их сенью она могла исповедаться в своей любви; цветные стекла засверкают еще ярче и осветят её лицо; кадильницы будут гореть для того, чтобы она появилась, как ангел, в благовонном дыму.

Но вот по плитам зашуршал шелк, мелькнули поля шляпки и чёрная накидка…Она! Леон вскочил и побежал навстречу.

Эмма была бледна. Она шла быстро.

− Прочтите!..− сказала Эмма, протягивая ему листок бумаги. − Ах нет, не надо!

Она отдернула руку, пошла в придел во имя Божьей матери и, опустившись на колени подле стула, начала молиться.

Всей своей шаткой добродетелью она цеплялась за деву Марию, а скульптуры, за могильные плиты, за малейший предлог.

Но тут Леон вынул второпях из кармана серебряную монету и схватил Эмму за руку.

−Ах, Леон!.. Я право, не знаю..Мне нельзя..

Она кокетничала. Потом сказала уже серьезно:

−Понимаете, это очень неприлично!

−Почему? − возразил Леон. − В Париже все так делают!

Это был для неё самый веский довод.

−Выйдите хотя бы через северные двери! − крикнул им с порога привратник. − Увидите Воскресение из мертвых, Страшный суд, Рай, Царя Давида и Грешников в геенне огненной.

−Куда ехать? − осведомился кучер.

−Куда хотите! − подсаживая Эмму в карету, ответил Леон.

И громоздкая колымага пустилась в путь”. (Г.Флобер. Госпожа Бовари, стр.214-218, часть третья).

Список используемой литературы

  1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. − М., 1997
  2. Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб., 2002
  3. А. Блок. Лирика. Театр. − М., 1981
  4. Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999
  5. История всемирной литературы: в 9тт. − М., 1987
  6. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. СПб., 2014
  7. Реизов В.Г. Творчество Флобера. − М., 1955
  8. Флобер Гюстав. Собрание сочинений в 2-х томах. Т.1. Госпожа Бовари. − М., 1998
  9. http// www.tvkultura.ru: Игра в бисер с Игорем Волгиным

Источник: http://taganova.ucoz.net/publ/analiz_ehpizoda_iz_romana_gjustava_flobera_gospozha_bovari/1-1-0-21

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector