Анализ романа обыкновенная история гончарова сочинение

«Обыкновенная история», анализ романа Гончарова

Роман, впервые опубликованный в «Современнике» в 1847 г., автобиографичен: в Саше Адуеве легко узнаётся Иван Гончаров в ту пору, когда всё свободное от службы время он посвящал писанию стихов и прозы. «Кипами исписанной бумаги я топил потом печки», — вспоминал писатель.

«Обыкновенная история» – первое произведение, с которым Гончаров решился выйти на публику. В стихах, приписанных Саше, литературоведы узнают подлинные стихи автора (оставшиеся в черновиках).

В Сашиных стихах перепеваются «общие места» романтизма: и тоска, и радость беспричинны, с действительностью никак не связаны, «налетают внезапной тучей» и т.д., и т.п.

Литературное направление

Гончаров – яркий представитель того литературного поколения, которое, по выражению современного исследователя В.Г.

Щукина, «изо всех сил старалось подчеркнуть свою враждебность к преодоленному ими (в чём они постоянно убеждали самих себя и окружающих) романтическому мироощущению»: для него «антиромантический реализм был в 1840-х гг. чем-то вроде самореабилитации, расчёта с романтическим прошлым».

Жанр

«Обыкновенная история» – типичный роман воспитания, изображающий коренные изменения в мировоззрении и характере главного героя – типичного молодого человека своего поколения – под влиянием перемен в обществе и житейских перипетий.

Проблематика

Проблема неизбежности перемен в человеке под влиянием перемен в обществе – главная в романе, но отношение к ней отнюдь не однозначно: в самом названии есть доля горькой иронии, сожаление о наивных, но чистых идеалах юности.

И отсюда вторая немаловажная проблема, состоящая в том, что индивид, прекрасно адаптированный социально, отнюдь не способен гарантировать простых общечеловеческих ценностей (физического здоровья, морального удовлетворения, семейного счастья) ни самому себе, ни своим близким.

Главные действующие лица

Адуев-младший (Александр) – прекраснодушный юноша, с которым по ходу романа происходит «обыкновенная история» возмужания и очерствения.

Адуев-старший (Пётр Иваныч), дядя Александра, – «человек дела».

Лизавета Александровна – молодая жена Петра Иваныча, она любит и уважает мужа, но искренне сочувствует и племяннику.

Стиль, сюжет и композиция

Роман Гончарова – исключительный случай стилистической зрелости, подлинного мастерства дебютного произведения.

Ирония, которой пронизано авторское изложение, тонка, подчас неуловима и проявляется задним числом, когда простая, но изящная композиция романа заставляет читателя вернуться к некоторым сюжетным коллизиям.

Подобно дирижёру, автор управляет темпом и ритмом чтения, заставляя вчитываться в ту или иную фразу, а то и возвращаться назад.

Обратите внимание

В начале романа Саша, окончив курс наук, живёт в своей деревне. Мать и дворня молятся на него, соседка Софья в него влюблена, лучший друг Поспелов пишет длинные письма и получает такие же ответы. Саша твёрдо убеждён, что его с нетерпением ожидает столица, а в ней – блестящая карьера.

В Петербурге Саша живёт в соседней с дядей квартире, забывает Сонечку и влюбляется в Наденьку, которой и посвящает романтические стихи. Надя, вскоре позабыв свои клятвы, увлекается более взрослым и интересным человеком.

Так жизнь преподаёт Саше первый урок, отмахнуться от которого не так легко, как от неудач в поэзии, на службе. Однако «негативный» любовный опыт Александра ждал своего часа и был востребован, когда ему самому представился случай отбить молодую вдову Юлию Тафаеву у влюблённого в неё дядиного компаньона.

Подсознательно Александр жаждал «мести»: Юлии, вскоре им оставленной, надлежало пострадать вместо Нади.

И вот теперь, когда Саша понемногу начинает разбираться в жизни, она ему и опротивела. Работа – хоть на службе, хоть в литературе – требует труда, а не только «вдохновения». И любовь – труд, и у неё есть свои законы, будни, испытания. Саша исповедуется Лизе: «Я изведал всю пустоту и всю ничтожность жизни – и глубоко презираю её».

И тут в разгар Сашиных «страданий» является подлинный страдалец: входит дядюшка, невыносимо страдающий от боли в пояснице. А безжалостный племянник его же ещё и обвиняет в том, что и его жизнь не задалась. У читателя возникает уже второй повод пожалеть Адуева-старшего – в виде подозрения, что у него не только с поясницей, но и с женой не сложилось.

А ведь, казалось бы, он-то и достиг успеха: вскоре получит должность директора канцелярии, титул действительного статского советника; он богатый капиталист, «заводчик», в то время как Адуев-младший на самом дне житейской пропасти. Прошло 8 лет со дня его приезда в столицу. 28-летний Александр с позором возвращается в деревню.

«Стоило приезжать! Осрамил род Адуевых!» — заключает их спор Пётр Иваныч.

Прожив в деревне года полтора и похоронив мать, Саша пишет умные, ласковые письма дяде и тёте, сообщая им о своем желании вернуться в столицу и прося о дружбе, совете и покровительстве. Этими письмами заканчивается спор, да и сам сюжет романа. Вот вроде бы и вся «обыкновенная история»: дядя оказался прав, племянник взялся за ум… Однако эпилог романа оказывается неожиданным.

…Спустя 4 года после вторичного приезда Александра в Петербург он появляется вновь, 34-летний, пополневший, оплешивевший, но с достоинством носящий «свой крест» – орден на шее.

Важно

В осанке же его дяди, уже «отпраздновавшего 50-летний юбилей», достоинства и самоуверенности поубавилось: больна, и быть может опасно, жена Лиза.

Муж говорит ей, что решил бросить службу, продаёт завод и увозит её в Италию, чтобы посвятить ей «остатки жизни».

Племянник является к дяде с радостной вестью: он присмотрел себе юную и богатую невесту, и отец её уже дал ему свое согласие: «Идите, говорит, только по следам вашего дядюшки!»

«А помните, какое письмо вы написали мне из деревни? – говорит ему Лиза. – Там вы поняли, растолковали себе жизнь…» И читателю невольно приходится вернуться назад: «Не быть причастным страданиям значит не быть причастным всей полноте жизни».

Почему Александр сознательно отказался от найденного соответствия жизни и собственного характера? Что заставило его цинично предпочесть карьеру ради карьеры и женитьбу ради богатства и без всякого интереса к чувствам не только богатой, но юной и, видимо, красивой невесты, которой ведь тоже, как и Лизе, «нужно и ещё чего-нибудь немножко, кроме здравого смысла!»?..

Для ответа на все эти вопросы в эпилоге не остается места, и читатель должен просто поверить в такое перерождение поэта-романтика в скучного циника, а о причинах должен догадаться сам.

По произведению: «Обыкновенная история»

По писателю: Гончаров Иван Александрович

Источник: https://goldlit.ru/goncharov/813-obyknovennaia-istoria-analiz

Анализ произведения Гончарова Обыкновенная история

Иван Александрович  Гончаров является известным русским писателем и литературным критиком. Его произведения известны всему миру и считаются классическими. Особенно выделяются следующие произведения: «Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв». В этой статье мы проанализируем широко известный роман «Обыкновенная история».

Стоит отметить, что это первое произведение, который Иван Гончаров решился представить публике. Сам роман просто в понимании; в центре сюжета воспитания, ключевые изменения главного персонажа, который является ярким представителем своего времени.

Действующими лицами являются Александр Адуев и его дядя Петр Адуев. Первый является сыном небогатого помещика, и вот-вот собирается покинуть родное имение.

Совет

 Александр, получив достойное образование в университете, мечтает служить отечеству. В имении остается первая любовь Александра – Сонечка.

С самого начала читателю становится понятно, что Александр не очень хочет расставаться с привычным укладом жизни, но высокие цели берут над ним верх.

По приезде в Санкт-Петербург, читатель знакомится со вторым персонажем – Петр Иванович. Он является родным дядей Александра, и после смерти родного брата ( отца Александра), Петр не охотно общается с его семьей. Стоит отметить, что своего племянника Петр не очень рад его видеть, но тот не придает этому значения.

Далее, Петр Иванович помогает своему племяннику, дает различные советы, находи ему место. По мнение дяди, Александр слишком романтичный и летает в облаках, поэтому ставит цель спустить племянника на землю и разрушить его грезы.

Спустя два года, читатель узнает, что Александр добился больших успехов на службе, что очень радует его дядю. Единственное, что смущает Петра Ивановича – это влюбленность Александра в девушку по имени Надежда. Он считает, что это может помешать Александру в его карьерном росте.

Далее, читатель узнает о любовных перипетиях персонажей. Наденька всерьез заинтересована графом Новинским, хотя и к Александру питает теплые чувства.  Александр не может смириться с этим, и намерен вызвать графа на дуэль.

Петр Иванович всеми силами отговорить племянника от этой затеи, но попытки тщетны. Единственной, кто останавливает Александра является Лизавета Александровна — супруга Петра Ивановича.

Именно она отговаривает Александра от дуэли.

Роман оканчивается тем, что Александр добивается высокого положения и серьезно намерен, женится на богатой наследнице. Также, он оставляет свои иллюзии и романтизм в прошлом.  Петр Иванович становится более мягким и любящим семьянином. Он планирует подать в отставку, так как подозревает недуг у своей супруги.

«Обыкновенная история» — это произведение, события которой полностью скопированы из жизни. Сам автор не раз об этом говорил. Ведь превращение романтика в циника происходит ежедневно. Также, прослеживается классическая тема «лишнего человека», у которого всего лишь два пути: уйти из жизни или подстраиваться под общество и забыть о своих истинных чувствах.

Анализ 2

Гончаров написал произведение «Обыкновенная история» в 1847 году. Здесь главными героями стали два совершенно разных человека. У каждого из них имеется свой противоречивый характер. Одного героя зовут Александр, а другого героя зовут Петр.

Петр является дядей Александра. Он живет в городе и является не последним человеком. С ним не только считаются, но еще и вращается в высших кругах. А вот его племянник Александр совсем из другой среды. Он родился и вырос в деревне.

Больше всего на свете ему хочется вырваться из деревни и жить в городе. Но для этого он должен окончить университет, а потом уже в городе искать работу. Кроме этого ему хочется приносить людям только пользу и помогать людям жить в радости и согласии.

И с этими идеями он отправляется в Петербург.

Обратите внимание

Вот только парень еще не понимает, что в городе жизнь существует совсем по-другому и для того чтобы исполнить все свои желания придется очень хорошо постараться. Здесь царят патриархальные порядки, с которыми не все согласны.

Он думает, что город его встретит с открытыми объятиями, а вот город решил по-другому и он не совсем радуется, что сюда приехал новый житель.

Поэтому здесь Александр встречается с проблемами и трудностями, которые не требуют отлагательств и их нужно решать как можно скорее.

Если в деревне жители встречаются друг с другом, то они не только обнимутся, но еще и спросят как дела и подскажут, как решить ту или иную проблему. А вот в Петербурге такого нет. Каждый житель живет только для себя и ради себя, а на других им наплевать. Если у кого-то случится беда, то они просто пройдут мимо и не помогут и даже не спросят, что у них случилось.

В деревне можно было зайти в любой дом, и их всегда будут встречаться с открытой душой и открытым сердцем. И этого же он ожидал от своего дяди. Вот только дядя совсем по-другому встретил своего племянника.

Каждый член семьи очень сильно занят, и встречать гостя им просто некогда. В итоге Александру пришлось просто извиниться непонятно за что и заняться своими делами.

Кроме этого дядя считает лишним своего племянника, и он совсем не рад, что он приехал. Также он считает его странным.

С самого начала для читателей автор описывает дядю не только красивым, но еще и деловым. Вот только на самом деле это совсем не так. Оказывается, у него имеется эгоистический характер, который он старается спрятать, но рано или поздно он появляется, и хозяин ничего не может с ним сделать.

У Александра есть любимая девушка по имени Софья. Когда дядя увидел подарок от нее, то просто выкидывает в окно. Больше всего на свете парню нравится сочинять, а потом записывать на листочках.

А тем временем дядя просто поклеил этими листками стены в одной из комнат. Кроме этого дядя обещал устроить племянника на хорошую службу, а на самом деле он теперь работает простым переписчиком деловых писем.

Постепенно характер парня поменялся и теперь он уже не знает, любит ли он Софью или нет. Он перестал писать ей письма.

Важно

Если дядя никогда положительными качествами не обладал, то и сейчас он ими не обладает. А вот Александр раньше всегда помогал всем и защищал. А пожив немного в городе его характер поменялся.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/goncharov/analiz-proizvedeniya-obyknovennaya-istoriya

Анализ романа Обыкновенная история Гончарова сочинение

Гончаров написал огромное количество разных произведений. И одно из них называется «Обыкновенная история». Здесь автор представляет два совершенно разных характера двух героев.

Саша живет в деревне и ему больше всего на свете хочется вырваться в город, где он может воплотить в жизнь огромное количество своих идей. И каждая его мысль является положительной динамикой для человечества. Но для начала ему нужно закончить университет, куда он недавно поступил.

Когда парень приезжает в Санкт-Петербург, то город встречает его совсем не так, как этого хотелось парню. И парень теперь начал понимать, что для того чтобы воплотить в жизнь все его мечты нужно немного постараться.

Перед Сашей встает огромное количество проблем и испытаний, которые ему нужно пройти и никто ему не сможет в этом помочь.

Читайте также:  Сочинение на тему дисциплина. что это такое 9 класс 15.3

Если в деревне все друг друга знают и всегда при встрече не только поздороваются, но еще и спросят про здоровье. То здесь совсем другая жизнь.

Здесь у каждого человека имеются свои проблемы, которые они торопятся решить и им совсем неважно что делает другой человек и какие у него проблемы. Если не получается добиться своей цели, то люди начинают идти по головам других.

Дома ему нравилась природа, которой он постоянно любовался, прогуливаясь по улице. То здесь даже и посмотреть не на что. Здесь везде стоят большие дома, и природы практически нет.

Совет

Кроме этого здесь живет его дядя и Саша решил заглянуть к нему и надеялся, что они будут рады его видеть. Но все получается совсем по-другому.

Как только они увидели парня, то у них сразу же появились дела, которые нужно решать прямо сейчас и не часом позже. Его не пускают даже на порог дома.

Но при этом обещает, что когда он решит все свои дела, то обязательно с ним созвониться и встретиться, а также поможет обустроиться в городе.

В свободное от работы время Саша любит сочинять и записывать в блокнот стихи. И когда он показывает их дяде, то вместо радости он встречается с равнодушием. Немного погодя дядя устраивает его на работу переписчиком документов.

Постепенно парень становится уже не тем, каким был раньше. Его любимая Софья подарила ему талисман, который будет защищать его от всего плохого. Но вместо того чтобы беречь его, парень просто выкидывает его на улицу.

Дядя совсем не ценит любовь и равнодушен к своим родным и близким людям. А вот у Саши все это было, но когда он приехал в город жить, то постепенно это все потерялось, и он превратился в другого человека.

Вариант 2

В произведении Гончарова “Обыкновенная история” рассказывается история, которая, что понятно по названию, должна быть знакома всем. Таких историй десятки, если не сотни,  скорее всего, поэтому автор и назвал так своё произведении.

Но даже несмотря на якобы на обыкновенность и бытовую не уникальность данной истории, которая описывается в произведении, можно с уверенностью сказать, что история весьма и весьма захватывающая внимание своего читателя, так как в ней разыгрываются весьма нешуточные страсти, которые сопряжены с личными переживаниями героев, что также придаёт произведению читабельности.

В произведении описывается поистине одна из самых распространённых историй. Деревня, в ней есть мать и сын. Мать весьма бережёт своего сына, так как он у неё единственный родной человек, который её ещё не покинул.

Сын же характер, весьма окрылённый молодой человек, старающийся верить в настоящую любовь, любящий чувственные разговоры, настоящий джентльмен. Ну и, конечно же, по всем законам жанра он влюблен в жительницу деревни, дочь их соседей.

Однако, как бы всё лучезарно не было, сын решает отправиться учиться в Петербург, после чего он собирает вещи и отъезжает, предварительно попрощавшись со всеми своими близкими, и на последний день влюбленные дают друг другу обещания не охладеть.  

Обратите внимание

В данном эпизоде произведения автор показывает первую часть своей обыкновенной истории. Он говорит об искренней, чистой любви, любви к своей матери, любви к дому родному, и конечно любви к возлюбленной.

Говорит о его тяге к новым свершениям, о его новаторских идеях, и в тоже время о том, что есть множество нюансов, из-за которых молодой человек не может добиться того, чего желает.

Всё это описывает Гончаров в этом эпизоде.

Следующим же эпизодом служит Петербург и пребывание в нём молодого человека. Там он встречает своего дядю, который по нравам и темпераменту намного холоднее своего племенника, и который решает подделать племянника под себя, что у него отлично получается.

После некоторых манипуляций с характером молодого человека, он становится в точности таким же чёрствым и бездушным человеком, прямо как его дядя. И в этом эпизоде Гончаров показывают ещё одну важную идею в произведении – влиянии окружающего нас мнения.

Гончаров тем самым показал, что даже какой то простой угрюмый человек может затушить пламя в таком горячем, даже пылающим огнём, сердце. Молодой человек, разочаровавшись во всём, холодеет к миру, становясь более сдержанным, и в тоже время без эмоциональным.

Поддавшись внешнему влиянию, он становится настолько обезображен окружающем миром, что холодеет даже к своей матери, к ближайшему своему человеку, перестаёт мечтать, и становиться обычнейшим человеком, без мечт и надежд, и именно это Гончаров и считает обыкновенной историей, обыкновенной историей гибели личности, и становления человека.

← Анализ романа Обломов ← Анализ Сна Обломова — 9 главы романа Обломов↑ ГончаровСравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной →

  • Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс рассуждениеПословицы рассказывают о том, как следует поступать. Они основаны на многовековом опыте народа, который сумел сделать определенные выводы из этого мира и в итоге создал такие краткие формулы
  • Про времена годаПо законам природы в мире существует четыре времени года – начинает и заканчивает год зима, затем холода отступают, уступая дорогу весне, за которой следует жаркое лето, а после него, уже – осень.
  • Сочинение на тему Весна пришла 2, 3, 4, 5, 6 классВесна! Как радостно звучит это слово, после морозной, снежной зимы. Такое далекое и холодное зимнее солнце, становится теплым и греющим. Его яркие лучики согревают нас с каждым днем все сильнее и сильнее.
  • Возможна ли гармония между мечтой и реальностью? Итоговое сочинениеМечта и реальность. Реальность и мечта. Две стороны одной монеты. Две интересные и вечные противоположности, которые присутствуют в повседневной жизни каждого из нас. Могут ли столь различные суждения быть в гармонии
  • Сочинение на тему Что значит быть талантливым читателемЧтение книг — увлечение для людей по всему миру. Чтение полностью поглощает, вовлекая в свой мир приключений и страстей, интриг.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/goncharov/analiz-romana-obyknovennaya-istoriya

Анализ романа «Обыкновенная история» Гончарова И.А

Читатели впервые познакомились с первым романом писателя со страниц мартовского и апрельского выпуска «Современника» в 1847 году. В своем произведении Гончаров выводит и противопоставляет два характера: Александр Адуев и его дядя Петр Адуев.

Дядя живет в столице и является типичным представителем буржуазно-делового уклада, а племянник представляет деревенский, патриархальный уклад. Адуев – племянник недавно закончил университет и полон оптимистических, возвышенных идей о пользе людям на поприще общественной деятельности.

С этой целью он и приезжает в столицу.

Важно

Петербург, как этого и следовало ожидать, разрушил все иллюзии доверчивого молодого человека, взлелеянные патриархальной провинцией. Столица подвергла наивного Александра суровым испытаниям.

У себя дома он привык, что при встрече все кланяются друг с другом, останавливаются минут на пять, чтобы обменяться парой приветливых слов, а в столице все всегда куда-то бегут, норовя смести всех со своего пути, словно враги какие-то. Привыкший к прекрасным деревенским пейзажам, он находит здесь однообразные, напоминающие скучные гробницы дома.

В его краях всегда рады гостю и хранят добрые родственные чувства. Александр думает встретить у своих родственников подобное отношение, но и тут его ждет разочарование: все извиняются нехваткой времени, дядя сторонится объятий, едва глядит на родственника и морщится. Молодой человек всем кажется странным.

Если первоначально трезвость и деловитость Петра Адуева смотрятся привлекательно, то через некоторое время трезвый расчет и холодный эгоизм отталкивает читателя.

Дядя использует листки со стихами племянника для оклейки стен; талисман, подаренный Александру его любимой Софьей, выброшен им на улицу; вместо серьезной госслужбы, дядя устраивает его простым переписчиком деловых бумаг.

Так разрушаются все романтические надежды Александра Адуева. Молодой человек преобразуется из некогда верного Софье человека в обычного столичного соблазнителя.

Если беда Петра Адуева в том, что он все время пренебрегает естественными духовными порывами, равнодушен к гармоничным межчеловеческим отношениям, то вина Александра в том, что он имел все эти качества, но растерял их под натиском столичной жизни.

В итоге родственники меняются местами: племянник становится достойным продолжателем своего дяди, а дядя, наоборот, все чаще начинает задумываться о неполноценности своей жизни.

Гончаров выступает сторонником золотой середины. По нему, чреваты как излишняя наивность, так и холодный прагматизм.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/07/analiz-romana-obyknovennaja-istorija-goncharova.html

Смысл названия романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обыкновенная история / Смысл названия романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Роман «Обыкновенная история» был написан в 1847 году и еще в рукописном варианте показан Белинскому, заслужив его горячее одобрение. Затем этот роман принес молодому писателю И.А. Гончарову широкую известность.

Почему же сейчас, спустя столько лет, мы обращаем внимание на это произведение? Почему оно названо «Обыкновенная история», а не более конкретно? Ведь в этом романе рассматривается, в первую очередь, противостояние двух поколений, как в «Отцах и детях» Тургенева, например.

    Дело в том, что вариант Гончарова о разногласиях между отцами и детьми был создан писателем в тридцатипятилетнем возрасте. Поколение Гончарова только что само прошло через описанную в романе «обыкновенную историю». Так что писатель лично мог увидеть целый ряд весьма поучительных человеческих метаморфоз, давших ему богатый запас жизненных впечатлений.

Совет

    Поколение Гончарова в юности отличалось своей романтической экзальтированностью. Тот же А.И. Герцен, однокашник Гончарова по университету, вспоминал в «Былом и думах», как они с Огаревым давали друг другу клятвы, вместе рыдали над судьбами человечества. Но позже именно из пылких юных романтиков 1830-ых годов получилось немало холодных карьеристов и цепких практических дельцов.

Мне кажется, что психологически это нисколько не удивительно.     Все это и отразил Гончаров в своем романе. Однако, что более важно, изображенное в романе не привязано лишь к какому-то определенному времени и поколению. Гончаров сумел придать ему универсальный характер, поэтому «Обыкновенная история» сохраняет свою художественную и эстетическую значимость для читателя начала 21 века.

И именно эту универсальность писатель подчеркнул в названии своего произведения – «обыкновенная» история. То есть, с одной стороны, обычная, ничем не выделяющаяся, а с другой – та, которая может произойти с любым человеком, типичная, не вызывающая удивления.     Эта «обыкновенность» подчеркивается постоянно, на протяжении всего романа.

Юноша Александр Адуев покидает родную деревню и приезжает в Петербург, где является к своему дяде Петру Иванычу, давно здесь живущему и делающему успешную карьеру. Младший Адуев – романтик по натуре. Он сочиняет стихи и прозу, и, в общем-то, его творчество довольно талантливо. Но Петр Адуев постоянно критикует племянника и направляет на «путь истинный».

Ведь он сам прошел когда-то через обыкновенную историю. Потому племянник ему предельно ясен: Александру суждено вырасти не в крупного поэта, но в энергичного, делающего успешную карьеру чиновника — «каков есть сам Петр Иваныч».     Александр же инстинктивно сопротивляется попыткам дяди заставить его честно посмотреть на самого себя.

Не однозначна позиция и самого дяди: на протяжении романа он не раз пытается буквально «гнать» племянника из Петербурга назад, домой. И дело тут явно не в том, что ему просто не хочется видеться с Александром. Нет! Можно почувствовать, что в глубине души, не умом, а сердцем, дядя не так уж и хочет, чтобы племянник повторил его собственную судьбу, собственную эволюцию.

А умом Адуев-старший как раз положительно относится к такому будущему племянника, хотя и не очень верит, что тот выдержит. Петр Иваныч чисто инстинктивно не прочь уберечь Александра как личность от «обыкновенной истории».

Иными словами, на самом дне сознания дяди притаилась горечь, ощущение которой он умело гасит в себе и отлично прячет за внешней самоуверенностью человека, всего достигшего, прочно стоящего на ногах.

Обратите внимание

    Да, Петр Иванович многого достиг, но многое и утратил… Утратил человеческую природу и растерял ту систему ценностей, которая пропитывает натуру человека, те моральные и нравственные принципы, которые выглядят в столице столь наивно.     Адуев-младший полностью повторил судьбу своего дяди. В конце романа он вдобавок удачно и не без расчета женился на богатой невесте. Тем самым он лишний раз доказал, что его история – обыкновенная и типичная.     В эпилоге романа довольно неожиданно Гончаров попробовал нарисовать особую скорбную женскую «обыкновенную историю» на примере Лизаветы Александровны. Здесь писатель отразил ту систему отношений в семье, которая сформировалась на основе православия и многие века обеспечивала стабильность и нравственное здоровье. Ведь, несмотря на то, что Лизавета Александровна находится под влиянием своего мужа, даже под его гнетом, она говорит о себе: «Если бы он не был так умен, я была бы спасена…»

    Итак, мы видим, что в названии романа «Обыкновенная история» заложен глубокий смысл. «Обыкновенность » же заключается даже не в сюжетном построении, а в идейном содержании. Люди, попадая в другую социальную среду, претерпевают эволюцию как в характере, так и в нравственных принципах. Эту закономерность и хотел показать Гончаров. Потому он назвал свое произведение «Обыкновенная история».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обыкновенная история / Смысл названия романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

Читайте также:  Анализ сказки о мертвой царевне и о семи богатырях пушкина

Смотрите также по произведению «Обыкновенная история»:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00017201184864252134

«Обыкновенная история» — анализ произведения Гончарова

Роман Ивана Гончарова «Обыкновенная история» напечатал журнал «Современник» в 1847 году в нескольких своих выпусках.

Читателям сразу понравилось, как автору удалось вывести и противопоставить две личности с их достаточно противоречивыми характерами. Речь идет о главных персонажах романа: Александре Адуеве и его дяде Петре Адуеве.

Делая анализ произведения «Обыкновенная история», мы рассмотрим, чем интересны эти герои и что хотел сказать нам Гончаров.

Петр Адуев (дядя) вращается в столичной жизни, где царит буржуазно-деловой уклад, и сам он, разумеется, смотрится, как типичный представитель этих слоев общества. Племянник вышел из совершенно другого общества, где царят деревенские и патриархальные порядки.

Этот молодой человек только-только после окончания университета, его наполняют оптимизм и возвышенные идеи, которые он хотел бы реализовать, занимаясь проблемами общества и принося народу пользу именно таким образом.

Стремясь к таким идеалам, Александр Адуев (племянник) едет в Петербург, где его ждет столичная жизнь.

Противопоставление главных героев

Анализ произведения «Обыкновенная история» направлен в первую очередь на противопоставление, ведь этой целью задался сам автор, чтобы раскрыть главную тему.

Иллюзорным представлениям юного героя в Петербурге сбыться не довелось, что неудивительно. Жизнь в провинции с патриархальными порядками и столичная жизнь — это огромная разница.

В Петербурге Александр встречается с немалыми трудностями, и личность его испытывается.

С детства Александр видел, как ведут себя люди, например, встретившись, они готовы не только раскланяться в знак уважения, но и постоять какое-то время, чтобы искренне поинтересоваться жизнью другого и оказать ему любезность. Жизнь в столице подразумевает ужасную суету, ни у кого нет времени не только на обмен приветствиями, но и на поклон. А сам город? Разве сравнятся с этими скучными домами деревенский пейзаж и красота природы!

Что еще видно в поведении Александра? Мы говорим об этом, потому что нам чрезвычайно важны эти детали для того, чтобы верно сделать анализ произведения «Обыкновенная история». Дома племянник привык, что гость охвачен заботой и уважением, а родственники выказывают теплоту и заинтересованность.

Прибыв в Петербург, ему кажется разумным ожидать такого приема родственников, но он глубоко разочарован: все настолько заняты, что им остается только деловито извиниться, чтобы продолжать соблюдать свой повседневный режим. До гостя дела никому нет. Даже дяде не хочется тепло обнять племянника.

Мельком глянув на Александра, он поморщился. Какой же племянник, однако, странный!

Ключевые детали анализа «Обыкновенная история»

Изначально Петр Адуев кажется привлекательным, ведь он умеет трезво рассчитывать и с умом вести дела. Однако по мере знакомства с этим героем читатель видит за этой деловитостью эгоистический характер и сухость, что не может не оттолкнуть.

Например, листками, где его племянник написал стихи, дядя оклеивает стены, а подарок Софьи, которую Александр любит, Петр Адуев просто выбрасывает на улицу. Еще факт: племянник мечтал о серьезной службе в каком-нибудь госдепартаменте, но дядя решил устроить его переписывать деловые бумаги. Это было крахом надежд молодого человека, его романтика развеялась, как дым.

Ранее верный Софье, постепенно Александр Адуев превращается в типичного петербургского гуляку с сомнительными принципами и целями.

Важно

Что всем этим хотел сказать Гончаров? Анализ произведения «Обыкновенная история» нам позволяет сделать точный вывод. Петр Адуев заглушил свои потребности в духовном, и гармония человеческих взаимоотношений его не интересовала, он холоден и расчетлив.

Александр же обладал этими ценностями личности, но столичная жизнь сломала его, и он все потерял.

В конце концов, один встает на место другого: племянник превращается в своего дядю по характеру, а дядю все больше волнует смысл жизни и глубокие духовные вопросы.

Надо сказать, что Иван Гончаров — сторонник уравновешенного подхода. Не стоит быть излишне наивным и мечтательным, но и сухой, расчетливый подход тоже не красит человека.

Надеемся, что анализ произведения «Обыкновенная история» оказался для вас полезным. Читайте также по теме:

  • Краткое содержание «Обыкновенная история»
  • Биография Ивана Гончарова

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/obyknovennaya-istoriya-analiz-proizvedeniya-goncharova

«Обыкновенная история»: анализ романа Гончарова

И. А. Гончаров с М. Ю. Лермонтовым, И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским, А. И. Герценом в 1840-е годы положили начало русскому классическому роману.

Первым творением Гончарова в этом роде стала «Обыкновенная история», над которой он работал в 1845-1846 годах.

Публикация ее в журнале «Современник» (1847) принесла автору не просто известность, но шумную славу, вызвала восторженные оценки самых требовательных критиков — В. Г. Белинского, Ап. Григорьева, В. П. Боткина.

Совет

Григорьев счел ее лучшим произведением со времени появления «Мертвых душ». Белинский заявил, что Гончаров отныне занимает в русской литературе одно из самых видных мест.

В романе «Обыкновенная история», анализ которого нас интересует, Гончаров вывел на сцену и заставил до конца высказаться двух героев, которые олицетворяли две стороны русской действительности, прежде разделенные и далекие друг от друга, а теперь сведенные самой жизнью.

Адуев-старший — тип, прекрасно известный романисту, характерный для его петербургского окружения. Он — знамение времени, продукт «петербургского периода русской истории». Это уже не только преуспевающий столичный чиновник, но и новейший делец, предприниматель, извлекающий немалую выгоду из своих трудов на пользу промышленности и общему прогрессу.

Он практик и вместе с тем философ в своей сфере, выработавший неопровержимую систему принципов и правил, которые гарантируют ему успех, благополучие, душевный комфорт.

Петр Иванович не сомневается, что до конца понял природу человека и законы его существования, что измерил все его потребности и возможности; он убежден, что все, выходящее за пределы измеренного, — беспочвенные мечтания, праздные и вредные фантазии, происходящие от бездеятельности, глупости и незнания действительности.

Преисполненный такой уверенности, вооруженный опытом, здравым смыслом, едкой иронией, он беспощадно развенчивает и казнит в племяннике наивную веру в «высокое и прекрасное», в «вечную любовь», в «святость дружеских уз».

Адуев-младший также был хорошо знаком Гончарову. Эти Адуевы — питомцы старых барских усадеб, в большинстве своем восторженные идеалисты, вынесшие из родного гнезда, из книг, из стен университета сколь возвышенные, столь и отвлеченные представления о чувствах человека, о добродетелях, о творчестве и общественном служении. Петербург становится тяжким испытанием для Александра.

И оказывается, что молодому герою нечего противопоставить логике и прозе петербургской действительности. Его ресурсы незначительны, вдохновение бесформенно, энтузиазм недолговечен, его аргументы неубедительны в споре с современностью — и с дядей.

Обратите внимание

Чем дальше развивает и дорисовывает Гончаров характер Александра (неоднократно подчеркивая его родственность пушкинскому Ленскому), тем яснее становится, что этот романтик присвоил себе романтизм, но воплотить его в поступке, в судьбе, в творчестве не сумел, чем и отличается он от истинных романтиков.

В финале романа он решает пустить в выгодный оборот свое умственное и душевное достояние — в тот оборот способностей и капиталов, которым и создается петербургская цивилизация,— и преуспевает в этом не меньше дяди.

Гончаров не вершит суд и расправу над героями, он только тщательно собирает все подробности их жизни и составляет простую, стройную картину — без резких контуров, без слишком густых теней, без чересчур ярких пятен света.

Смысл картины выступает сам собою» хотя он не так уж и прост, как казалось то некоторым критикам. Ошибиться в нем невозможно: все данные достоверны, осязаемы, все живет и движется здесь свободно и естественно.

В этом неотразимая сила гончаровского реализма, проявившаяся уже в первом романе «Обыкновенная история».

Источник: Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец. — СПб.:»Паритет», 2001

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/goncharov_i_a/obyknovennaja_istorija_analiz_romana_goncharova/75-1-0-1151

Философские споры в романе И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Сочинение

В центре романа — история Саши Адуева, и название говорит о том, что его эволюция — явление обычное для своего времени. Показывая нам превращение восторженного, романтически настроенного юноши в расчетливого дельца и называя роман «Обыкновенной историей», Иван Александрович делает широкое обобщение.

Философское значение имеют споры Саши Адуева со своим дядей Петром Иванычем. Они затрагивают вечные темы — темы любви, дружбы и творчества, и в связи с этим автор имеет возможность рассмотреть множество самых важных проблем. Первая проблема, с которой сталкивается Саша, — это вопрос о том, что такое любовь.

Он утверждает, что это вечное и романтическое чувство, способное изменить всю человеческую жизнь, но сам не способен доказать этот взгляд своими поступками. Любовь такую, какой её в начале романа представляет себе Саша Адуев, символизирует «Желтый цветок».

«Желтый цветок» — знак пошлости и глупой сентиментальности. Петр Иваныч вообще отрицает существование любви, а утверждает, что отношения мужчины и женщины основаны на привычке и взаимной выгоде. Но жизнь опровергает и его теории.

В конце концов Адуев-старший решает бросить все свои дела, забыть о выгоде и уехать в Италию ради того, чтобы, поправить здоровье любимой жены.

Авторская позиция где-то посередине между этими двумя противоположными точками зрения. Оба персонажа во время споров о любви представлены в ироническом свете. Скажем, когда Адуев-старший рассуждает о своей теории (дескать, человеческие отношения строятся только на деловой, практической основе), входит его жена Лизавета Александровна и все его построения с ходу опровергает.

По вопросу о дружбе позиции героев также расходятся. Саша Адуев грезит об «окровавленных объятиях», «клятвах в дружбе на поле боя».

Петр Иваныч, выступающий в данном случае в роли резонера, учит своего племянника отличать истинную дружбу, выражающуюся в конкретной практической помощи, от лицемерных излияний.

Важно

Но с другой стороны, когда Саше понадобилась психологическая, эмоциональная помощь, когда он находился в депрессии, то дядя не в состоянии был оказать ему эту помощь, а утешила Сашу Лизавета Александровна, просто по-женски пожалев.

И, наконец, третья тема разговоров дяди и племянника — творчество.

Саша Адуев, пописывающий вполне графоманские стихи и мечтающий при этом о литературной славе, утверждает, что творчество присуще только искусству.

Дядя же убежден в том, что истинным творцом может быть и поэт, и математик, и часовщик; словом, любой человек, любящий свое дело и способный внести что-то новое в привычное ремесло.

Проблемы, которые поднимает автор в романе «Обыкновенная история», являются общечеловеческими. Споры двух персонажей — Адуева-младшего и Адуева-старшего — это как бы спор автора с самим собой. Автор смотрит на проблемы с разных точек зрения, показывает возможность противоположных взглядов по одному и тому же вопросу.

Но последнее слово всегда остается за Гончаровым, он всегда ясно выражает свою авторскую позицию.

В этом смысле «Обыкновенная история» — философский роман, который хотя и претендует на социальную злободневность (ведь Саша Адуев — это тоже своеобразный «герой своего времени»), тем не менее остается современным и по сей день, так как проблемы, затронутые в нем, вечны.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/goncharov-i-a/philosophical-debates-in-goncharovs-ordinary-story

О романе гончарова «обыкновенная история»

Первый роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» был напечатан на страницах журнала «Современник» в мартовских и апрельских номерах за 1847 год. В центре романа столкновение двух характеров, двух философий жизни, выпестованных на почве двух общественных укладов: патриархального, деревенского (Александр Адуев) и буржуазно-делового столичного (его дядюшка Петр Адуев).

Александр Адуев — юноша, только что закончивший университет, исполненный возвышенных надежд на вечную любовь, на поэтические успехи, на славу выдающегося общественного деятеля. Эти надежды зовут его из патриархальной усадьбы Грачи в Петербург.

Покидая деревню, он клянется в вечной верности соседской девушке Софье, обещает дружбу до гробовой доски университетскому приятелю Поспелову. Романтизм Александра питает многое. Во-первых, далекая от жизни университетская наука.

Совет

Во-вторых, юность, га ее широкими, зовущими вдаль горизонтами, с ее душевным нетерпением и максимализмом. Наконец, эта мечтательность связана с русской провинцией, со старорусским патриархальным укладом жизни. В Александре многоеидет от наивной доверчивости, свойственной провинциалу.

Он готов видеть в каждом встречном друга, он привык видеть глаза людей, излучающие человеческое тепло и участие. Эти мечты наивного провинциала подвергаются суровому испытанию столичной, петербургской жизнью.

«Он вышел на улицу — суматоха, все бегут куда-то, занятые только собой, едва взглядывая на прохожих, и то разве для того, чтоб не натолкнуться друг на друга. Он вспомнил про свой губернский город, где каждая встреча с кем бы то ни было, почему-нибудь интересна… С кем ни встретишься — поклон да пару слов, а с кем не кланяешься, так знаешь, кто он, куда и зачем идет».

Провинциал верит в добрые родственные чувства. Он надеется, что и столичные родственники встретят его с распростертыми объятиями, как принято в деревенском усадебном быту. Но и тут молодого романтика-провинциала ждет урок! «Куда! на него едва глядят, морщатся, извиняются занятиями; если есть дело, то назначают такой час, когда не обедают и не ужинают…»

Именно так встречает восторженного Александра петербургский дядюшка Петр Адуев. На первый взгляд, он выгодно отличается от племянника отсутствием неумеренной восторженности, умением трезво и деловито смотреть на вещи. Но постепенно читатель начинает замечать в этой трезвости сухость и расчетливость, деловой эгоизм бескрылого человека.

С каким-то неприятным, демоническим удовольствием Петр Адуев «отрезвляет» молодого человека. Он безжалостен к юной душе с ее прекрасными порывами.

Стихи Александра он употребляет на оклейку перегородки, подаренный любимой Софьей талисман с локоном ее волос — «вещественный знак невещественных отношений» — ловко швыряет в форточку, вместо стихов предлагает перевод агрономических статей о навозе, вместо серьезной государственной деятельности определяет племянника чиновником, занятым перепиской деловых бумаг.

Читайте также:  Сочинение лирика пушкина и лермонтова сравнение (сходство и различие)

Под влиянием дядюшки разрушаются романтические иллюзии Александра. Гибнут надежды на вечную любовь. Увядают идеалы вечной дружбы. Разбиваются вдребезги мечты о славе поэта и государственного деятеля. В разочарованиях героя в неменьшей степени повинен трезвый, бездушный практицизм столичной жизни, с которой сталкивается юноша.

Через 10—12 лет мы видим Александра в роли преуспевающего дельца. Он добросовестно служит и стоит на пути к «карьере и фортуне». С ним происходит «обыкновенная история» — история превращения романтика в дельца.

И совершенно невольно Гончаров, доказывающий нам преимущества трезвого разума и расчета, криком кричит о том, что любовь к людям выше всякого бездушного дела.

К сожалению, автор не видел в свое время выхода из этой драматической коллизии: возможности сочетать большое дело с истинно человеческой сущностью.

Обратите внимание

Так как же жить — чувством или разумом и расчетом? Этот вопрос волнует и сегодняшнее молодое поколение. И хотя старый роман Гончарова «Обыкновенная история» не дает прямого ответа, но заставляет задуматься над ним. А это не так уж и мало.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/o-romane-goncharova-obyknovennaya-istoriya.html

Иван Гончаров, «Обыкновенная история»: краткое содержание, главные герои, история создания :

Классические произведения всегда считаются лучшими публикациями для чтения. Они не только проверены годами, но и поднимают сложные, жизненно важные вопросы, которые актуальны в любые времена. В классической литературе мы находим самих себя, она заставляет нас задуматься о своем характере, образе мыслей, поведении и мышлении.

Именно таким образчиком классической литературы и является “Обыкновенная история” Гончарова, краткому содержанию которой и будет посвящена наша статья. Что это за произведение? В чем его суть и смысл? Какова психологическая проблема “Обыкновенной истории” Гончарова? Давайте узнаем.

Но перед тем, как лучше узнать произведение, давайте познакомимся с его автором.

И. А. Гончаров

Создатель “Обыкновенной истории” — Иван Александрович Гончаров – родился в 1812 году, в семье именитых и богатых купцов. С раннего детства мальчик вел беззаботную пресыщенную жизнь – погреба и амбары были переполнены всевозможной провизией и сластями, в сундуках складывались золотые, хозяевам прислуживала дворня.

В семь лет Ваня потерял отца. Его опекуном и воспитателем стал крестный Трегубов, добрый и просвещенный человек, моряк по профессии. Вначале он обучал ребенка сам, затем отдал его в училище в Москве.

Восемь лет обучения помогли Ивану стать более зрелым и осведомленным, он пристрастился к чтению, сам захотел писать. Его идеалами становятся Пушкин и Карамзин, именно на них будущий писатель хочет равняться, именно им стремится подражать.

В девятнадцать лет молодой Иван Гончаров поступает в столичный университет на факультет словесности. Здесь он знакомится с Белинским, Аксаковым, Лермонтовым, Тургеневым. Такие талантливые, глубокомыслящие друзья и товарищи оставляют неизгладимый след в открытой душе юноши.

Он много размышляет о смысле жизни и вечных ценностях, литературе и искусстве, жизни народа и нравах дворянства.

Окончив университет, молодой Иван Гончаров получает хорошую государственную должность, однако продолжает вращаться в литературных кругах Петербурга. Здесь он близко сходится с живописцем Николаем Майковым и его писательницей-супругой. У них знакомится с представителями культурной жизни столицы – поэтами, художниками, музыкантами…

Продолжая трудиться на государственном поприще, занимая ответственные должности и важные посты, Иван Александрович начинает писать. Его первым произведением становится “Обыкновенная история”, последующими – знаменитые до сих пор “Обломов” и “Обрыв”.

Чем примечательна первая книга Гончарова “Обыкновенная история”?

Как писалось произведение

История создания “Обыкновенной истории” Гончарова охватывает довольно продолжительный период времени. Вообще он творил очень медленно и не спеша, детально обдумывая каждый росчерк и каждую мысль, стараясь постигнуть не только глубину характеров своих героев, но и историческое время, в которое жил и которое описывал.

“Обыкновенная история” Гончарова (краткое содержание ее будет подано чуть ниже) была задумана автором еще в 1944 году. Последующие два года он трудился над своим творением, как всегда сосредоточенно отрабатывая каждое предложение, анализируя каждую ситуацию и каждую реплику героя.

Несколько раз писатель дорабатывал свое произведение. В 1945 году, после прочтения набросков в семье Майковых, он внес некоторые изменения в рукопись, прислушавшись к дельным советам хозяина дома. Затем он корректировал сочинение непосредственно перед его изданием.

История издания

Как был напечатан роман Гончарова “Обыкновенная история”? Вначале рукопись была доверена автором литературному меценату Языкову, однако тот счел произведение малозначительным и тривиальным и не захотел его показывать знаменитому критику Виссариону Белинскому.

Если бы не Николай Некрасов, который забрал рукопись у Языкова и показал Виссариону Григорьевичу, мир, возможно, не увидел бы произведение напечатанным.

Роман пришелся критику по вкусу. Он увидел в нем современное и актуальное веяние, а также тонкий психологизм и художественный реализм. В 1947 году произведение было куплено у Гончарова (за двести рублей за каждый лист) и напечатано в журнале “Современник”.

Каков же сюжет “Обыкновенной истории” Гончарова, так заинтересовавшей знаменитых литераторов того времени?

Начало повествования

Краткое содержание “Обыкновенной истории” Гончарова следует начать с описания отъезда молодого небогатого помещика Александра Федоровича, единственного сына добросердечной барыни Анны Павловны.

Саша – симпатичный двадцатилетний романтик, только что окончивший университет. Он горит желанием послужить Отечеству, найти свою дорогу в жизни и пройти по ней рука об руку с нежной и доброй девушкой.

Александр Федорович имеет много талантов, пишет стихи, он ожидает, что в Петербурге его ждет счастье и любовь.

Важно

В родной деревне молодой человек оставляет влюбленную в него соседскую барышню Соню, девушку искреннюю и чистую. Та дарит ему на память локон и обещает ждать.

Чтобы проститься с Сашей, приезжает его друг Александр Поспелов, специально проскакавший ради этого более ста пятидесяти километров. Молодые люди с теплотой вспоминают свои задушевные беседы о любви, верности и служении отечеству.

Встреча с дядей

В столице Адуев приезжает к своему родному дяде по отцу, Петру Ивановичу, влиятельному чиновнику и зажиточному фабриканту. Однако тот поначалу даже не хочет принять племянника. Однако вспомнив, как добра была к нему Анна Павловна, Адуев-старший встречается с молодым человеком, но ведет себя сдержанно и холодно.

Саше непонятна бесчувственность дяди, ему не по себе от городской церемонности и безразличия. Гуляя по Петербургу, юноша разочаровывается в столице. Ему не хватает девственной природы, бескрайних просторов, добродушия и приветливости знакомых.

Между тем Петр Иванович собирается учить племянника уму-разуму. Он запрещает ему проявлять свои искренние чувства и эмоции, велит забыть Сонюшку и даже выкидывает ее подарки. Дядя находит Александру хорошо оплачиваемую, но нудную работу, и побуждает молодого человека забросить поэзию и литературу, как занятие малоприбыльное и глупое.

Спустя два года

Что происходит с главными героями “Обыкновенной истории” Гончарова через этот небольшой промежуток времени?

Александр стал более городским и важным. Он продолжает работать в одном из государственных департаментов, дополнительно переводит статьи и время от времени пишет стихи или рассказы.

Оказывается, молодой человек влюблен в юную девушку Надю, которая отвечает ему нежностью и взаимностью. Однако дядя осуждает их романтические отношения, утверждая, что для брака любовь не нужна.

Любовь и предательство

Целые вечера проводит влюбленный на даче у своей возлюбленной. Наденька воспитывается одной матерью, растет изнеженной и ветреной барышней. Она просит у Александра год, чтобы проверить свои чувства и воссоединиться вместе в счастливом браке.

И вот тогда, когда назначенное время приближается, на горизонте юной барышни появляется другой человек – утонченный, богатый, именитый граф Новинский. Надя увлекается им и мало уделяет внимания Адуеву.

Тот, терзаемый ревностью, ведет себя вызывающе и по отношению к возлюбленной, и по отношению к счастливому сопернику. Со временем девушка отказывает Александру.

Для него это стало тяжелым ударом. Он бесшумно рыдает и тоскует по своему утраченному счастью. Дядя не понимает чувств юноши и, видя, что тот хочет вызвать графа на поединок, советует ему отомстить другим, более изощренным образом. Лишь тетя – молодая жена Адуева-старшего жалеет Сашу в его неразделенной любви.

Прошло двенадцать месяцев

Александр по-прежнему страдает от Надиного отказа. Он теряет смысл в жизни, теряет веру в людей, ему кажется, что его окружают беспринципные злые невежды.

Находя радость в сочинительстве, молодой человек целыми днями пишет повесть, но Петр Иванович критикует ее и доказывает племяннику, что ее никто не будет публиковать. Так и есть.

Совет

Журнал отказывает печатать произведение, и молодой Адуев разочаровывается в своем таланте и своих способностях.

Лизавета Александровна, жена Адуева-старшего, страдает от его холодности и отчужденности. Ей тягостно, что муж заботится о ее комфорте, забывая при этом о ее сердце и чувствах.

Красавица-вдовушка

Юлия Тафаева – молодая женщина, рано овдовевшая, становится причиной беспокойства Петра Ивановича о своем компаньоне. Тот влюбился в девушку и тратит на нее все деньги. Поэтому дядя просит Александра поиграть с вдовой в любовь, чтобы отвлечь ее от своего партнера.

Адуев-младший сомневается в своем успехе, но приударяет за красивой вдовой. Сам того не замечая, он влюбляется в опытную женщину и, как оказывается, взаимно.

Молодые люди очень схожи. Они оба хотят нежности, бурных проявлений любви, всепоглощающей страсти. В своих чувствах они ищут уединения и желают принадлежать друг другу безраздельно.

Но такое зависимое состояние, омраченное постоянной ревностью и неудержимостью возлюбленной, надоедают Александру. Он теряет к Юлии интерес, а та настаивает на женитьбе.

Дядя помогает молодым людям объясниться и освобождает племянника от докучающих ему отношений.

Депрессия главного героя

Разрыв с Тафаевой не делает молодого мужчину счастливым. Он испытывает огромные сомнения – что-то не так пошло в его жизни. Он раскаивается, что приехал в Петербург, что бросил живописную деревенскую природу и милую Сонюшку.

Однако такое переосмысливание жизни не побуждает главного героя к действиям. Он опускается все ниже и ниже, вяло работает, общается с неприглядной компанией, не посещает дядю.

Обратите внимание

Петр Иванович старается расшевелить племянника, он взывает к его честолюбию и напоминает о карьере. Затем пытается пробудить в нем прежние романтические порывы, но тот оледенел душой и разочаровался во всем.

В скором времени молодой человек увольняется со службы и уезжает из Петербурга к себе домой, полностью опустошенным и уставшим душой и телом.

Но это еще не конец

Мать очень рада видеть сына, однако она обеспокоена его внешним видом и физическим состоянием.

Со временем Александр свежеет и хорошеет. Природа и нежные воспоминания восстанавливают его силы. Он живет спокойной жизнью, но продолжает мечтать о Петербурге. Через полтора года мужчина пишет тете, что хочет вернуться в столицу и начать новую жизнь. Он понимает, что вел себя глупо, и хочет исправиться.

Конец произведения

Прошло четыре года после вторичного возвращения Адуева в Петербург. Многое изменилось в семействе его дяди.

Достигнув небывалых высот и богатства, Петр Иванович, наконец, понимает, что все это – была мишура, сейчас для него главное – здоровье любимой жены, которая медленно угасает от его холодности и замкнутости.

Однако Лизавета Александровна уже потеряла радость в жизни и ей безразличны запоздалые чувства мужа.

Совсем по-иному сложилась жизнь Александра. Мать его умерла, а он наконец нашел себя – стал уверенным и довольным, получил хорошую должность и завидный чин. Он собирается жениться на малознакомой девушке с хорошим приданном, которую не любит и даже не уважает. Адуев старший рад за племянника и впервые в жизни обнимает его.

На этом заканчивается краткое содержание “Обыкновенной истории” Гончарова.

Проблематика романа

Как видим, писатель поднял в своем произведении серьезные психологические вопросы, относящиеся к потаенным душевным порывам и изменчивости человеческого сердца.

Анализ “Обыкновенной истории” Гончарова показывает нам, как влияние общества и собственное мировоззрение может кардинально изменить человека, заставить его переступить через себя и свои убеждения, забыть собственные порывы и чаяния.

Приспособившись к окружающей его системе, Адуев превратился из доброго мечтательного человека в жадного карьериста и беспринципного эгоиста. Под конец произведения он даже меняется с дядюшкой местами, так как тот становится более семейным и добродетельным, беспокоясь о здоровье любимой супруги.

Об этом свидетельствует и характеристика героев “Обыкновенной истории” Гончарова.

Образы произведения

Если раньше юный Саша предстает перед читателями привлекательным внешне и внутренне, которому невольно симпатизируешь и сочувствуешь, то со временем, переживая разочарования и находясь под влиянием богатого дяди, он превращается в обычного себялюбца, карьериста и притворщика.

Серьезный анализ “Обыкновенной истории” Гончарова приводит читателя к мысли, что в бедах молодого человека, его трагедии и унынии, виноваты не другие, а он сам. Он, который бросил невинную, влюбленную в него Соню и свободную жизнь в деревне, и отправился покорять столицу. Он, который шел на поводу своей слабости, зациклившись на неразделенной любви и собственных чувствах.

Разве плохо быть богатым? Разве плохо иметь высокооплачиваемую должность? Конечно, нет! Это все очень хорошо, если человек остается самим собой, если его сердце чисто, а совесть спокойна. Если он творит добро и думает о чувствах других.

Важно

К сожалению, Александр Адуев не смог сохранить непорочность своей души. Однако это, конечно же, совсем обыкновенная история…

Источник: https://www.syl.ru/article/358967/ivan-goncharov-obyiknovennaya-istoriya-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi-istoriya-sozdaniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector