Краткое содержание «Князя Серебрянного» Толстого – суровые времена «грозного» царя
К написанию романа «Князь Серебряный» А. К. Толстого подтолкнул интерес к историческим песням о временах Ивана IV.
Писатель мечтал рассказать в своём произведении о суровых временах «грозного» царя, когда безмолвный русский народ вынужден был терпеть все ужасы опричнины. Начать работу над романом стало возможным только после смерти Николая I.
По мнению писателя, очередной царь-тиран непременно увидел бы параллель, проведённую между собой и Иваном IV. Толстой мог слишком дорого заплатить за свои «вольности».
Работая над книгой, писатель использовал монографию А. В. Терещенко «Быт русского народа» и популярную в те годы книгу Н. М. Карамзина «История государства Российского». До того, как роман был опубликован, автор прочитал его в Зимнем дворце. Книга очень понравилась императрице. Мария Александровна подарили писателю золотой брелок в виде миниатюрной книги.
Лето 1565 года. Князь Никита Романович Серебряный возвращается из Литвы. Проведя 5 лет в чужой стране, князь так и не смог справиться с поставленной перед ним задачей – подписанием мира между двумя государствами.
Проезжая мимо деревни Медведевка, Серебряный становится свидетелем того, как на небольшой населённый пункт напала шайка разбойников. После того, как дружина князя связала «лихих людей», выяснилось, что это царские опричники.
Серебряный не верит, что перед ним слуги царя и отправляет их к губернскому старосте в сопровождении своих воинов.
Князь отправляется дальше. По дороге он остановился на постой у колдуна. Здесь Никита Романович узнаёт, что его возлюбленная Елена Дмитриевна вышла замуж. Когда девушка осиротела, её некому было защитить от настойчивых домогательств князя Афанасия Вяземского.
Елена Дмитриевна любила Серебряного и дала ему слово стать его женой. Однако Никита Романович слишком долго пробыл в Литве. Чтобы спастись от назойливого ухажёра, Елена вышла замуж за боярина Морозова.
Поскольку Вяземский пользовался расположением Ивана Грозного, Морозов становится опальным.
Серебряный возвращается в Москву и отправляется к Морозову. Боярин рассказывает князю о том, что царь переехал в Александровскую слободу, а между тем царские слуги, опричники, чинят произвол в городе. Боярин уверен, что Серебряному не следует ехать к Ивану Грозному. Но князь не желает прятаться от государя. Объяснившись с Еленой, Никита Романович уезжает.
Царь даёт разрешение Вяземскому увезти Елену. Узнав о том, что Серебряный расправился с опричниками в Медведевке, Иван Грозный хочет казнить князя. Но за Никиту Романовича заступается Максим Скуратов.
Впоследствии князь Серебряный оказывается впутанным в целую сеть придворных интриг. Ему неоднократно грозит гибель от вражеской руки или смертная казнь. Вяземскому всё-таки удалось похитить Елену Дмитриевну.
Морозов обращается к царю в надежде, что тот восстановит справедливость. В результате, и боярин, и князь оказываются в опале: Иван Грозный приказал казнить обоих. Елена уходит в монастырь, отказавшись связать свою судьбу с Никитой Романовичем.
Серебряный просит царя назначить его на службу. Много лет спустя Иван Грозный узнаёт, что отважный князь погиб, исполняя свой долг перед отечеством.
Характеристика персонажей
Князь Серебряный
Молодой князь является воплощением мужества и чести. Никита Романович ставит интересы своей родины превыше собственных. Из-за открытости и честности у Серебряного появляется много врагов, самым опасным из которых становится царь.
Верность своему государю и чувство долго не покидают князя даже в самых опасных ситуациях.
Несмотря на то, что Никита Романович видит явную несправедливость Ивана Грозного по отношению к некоторым подданным, он покорно подчиняется всем приказам своего господина, готов понести наказание которого не заслужил, и не пытается бежать из тюрьмы при появлении такой возможности.
Елена Дмитриевна
Жену старого боярина Морозова можно сравнить с пушкинской Татьяной Лариной. Елена хранит верность нелюбимому мужу.
Она отказывается от своего счастья даже после смерти Морозова, считая, что между ней и Никитой Романовичем кровь её супруга, а значит, семейного благополучия не будет.
Елена винит себя в том, что так и не смогла полюбить человека, за которым была замужем. По мнению боярыни Морозовой, только полный отказ от женского счастья может искупить её вину.
Князь Вяземский
Афанасий Иванович Вяземский смог добиться в жизни многого: стать главой опричников и получить расположение Ивана Грозного. Только в личной жизни князя не ждал успех. Елена Дмитриевна – единственная женщина, на которой он хотел бы жениться.
Но возлюбленная настолько его ненавидела, что предпочла выйти замуж за старого боярина, лишь бы не достаться Вяземскому. Однако князь отказывается принимать поражение. Он отправляется к колдуну, чтобы получить у него приворотное средство. Ненависть Елены не останавливает Афанасия Ивановича, и он решается на похищение.
Так и не добившись взаимности от любимой, утратив расположение царя, Вяземский бесславно погибает.
Иван Грозный
Иван IV стал одной из самых неоднозначных фигур не только в романе, но и в русской истории. В царе-тиране сочеталась чудовищная жестокость и безграничная набожность. Завоевать расположение царя так же просто, как и ненависть. Будучи крайне подозрительным, тиран видит врагов на каждом шагу.
Историки отмечают странную любовь «грозного» царя к раскаянию. В детстве маленький Иван зверски убивал животных, а затем шёл в церковь и искренне каялся. В романе перед читателем царь предстаёт уже взрослым. Но детские привычки в нём сохранились. Вокруг резиденции царя стоят всевозможные орудия казни. При этом Ивану Грозному мерещатся образы убитых по его приказу людей, царя мучает совесть.
Несмотря на все свои недостатки, царь-тиран испытывает уважение к Никите Романовичу. Князь Серебряный не боится говорить то, что думает, оставаясь покорным. Иван Грозный уничтожает даже некогда любимого им Вяземского, но неоднократно прощает Серебряного.
Анализ произведения
По словам самого автора, его главная цель – описать читателю атмосферу ушедшей эпохи. В задачи Толстого не входит создание исторического очерка с достоверными подробностями. Автор рассматривает только характеры людей и человеческие отношения, которые мало изменились со времён Ивана Грозного.
Одно из таких злодеяний произошло в деревне Медведевка. Служба опричником давала безграничные возможности любителям насилия и произвола, чем и пользовались самые неблагородные люди государства. Подданные всегда мечтают о справедливом правителе, при этом сами редко бывают милосердны по отношению друг к другу.
Возможно, автор напрасно боялся гнева Николая I. Строгий царь был не менее подозрителен, чем его предшественник, живший в XVI веке. Тем не менее, Николай I был далеко не глупым человеком и вряд ли усмотрел бы крамолу в романе Толстого.
Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/aleksejj-tolstojj/knyaz-serebryaniy.html
Вопросы и ответы к роману А. К. Толстого «Князь Серебряный»
- Какую роль в развитии сюжета играет Елена Дмитриевна Морозова? Какие обряды, обычаи, приметы быта связаны с изображением этой героини?
- Видите ли в романе лишь одну сюжетную линию, связанную с любовью князя Серебряного и Елены Дмитриевны, или есть и другая, показывающая отношения царя и независимого князя?
- Почему народ в романе представлен главным образом «станичниками» — беглым и разбойниками?
- Как автор использует устное народное творчество и как, по вашему мнению, к нему относится?
- Оцените мастерство создания интерьера в романе. Приведите примеры наиболее заинтересовавших вас описаний.
- Какие приемы выражения своей позиции использует автор? Найдите примеры.
- Пейзажи в романе эмоционально ярки. Чем это определяется? Как это связано с их ролью в повествовании?
- Просмотрите свой словарик пословиц и поговорок, который вы составляли, читая роман Толстого. Попробуйте разбить его на разделы по темам.
- Если бы вас спросили, можно ли назвать этот роман сентиментальной историей несчастной любви, как бы вы ответили?
- Охарактеризуйте художественные средства, которые использует автор на страницах романа. Дайте примеры наиболее типичных, по вашему мнению.
- С какими знакомыми вам художественными произведениями вы могли бы сравнить этот роман?
- Попробуйте сравнить поэму М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова» и роман А. К. Толстого.
- Подготовьте отзыв на роман, продумав его название: «Оценка «Князя Серебряного» А. К. Толстого как исторического романа», «Иван Грозный и его окружение на страницах романа», «Автор и его оценка эпохи Грозного на страницах романа» и т. д. Можно не писать отзыв, а создать только его примерный план.
- Какие произведения фольклора используются в романе «Князь Серебряный»?
- Как объяснить особую роль песен на страницах романа?
- Чем вызван «спор» автора с песней о спасении царевича?
- Докажите богатство и целесообразность использования пословиц и поговорок в романе.
В романе «Князь Серебряный» несколько героев и лишь одна героиня. Елена Дмитриевна, несомненно, близка лермонтовской Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова. Работая над романом, А. К.
Толстой был под сильным влиянием «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Создание облика русской красавицы той поры, с одной стороны, основано на традициях далекой эпохи, с другой — опирается на нормы поведения и общения с окружающими молодой женщины, по убеждениям самого автора.
Героиня не смеет играть сколько-нибудь заметную роль в отношениях своих близких, стремясь полностью раствориться в их решениях, судьбах, поступках. Существо подчиненное, почти порабощенное, она ухитряется сохранить свое достоинство, стремясь если не помочь близким, то хотя бы не навредить им.
Преданность, покорность в исполнении своих неизменных обязанностей, умение видеть и принимать сложившуюся ситуацию такой, какова она есть, — вот достоинства героини — жены, друга, помощницы.
В центре сюжета романа, который повествует о судьбе князя Серебряного, находятся события, которые происходили в России, начиная с 1565 года. Узловые моменты жизни князя тесно переплетаются с важными для страны свершениями.
Сюжет исторического произведения с романтическими героями развертывается на фоне не менее романтическом. Лихая вольница «станичников»-разбойников с их анархией и разнузданными повадками была прекрасным фоном для трагического сюжета.
Автор очень охотно обращается к самым различным жанрам устного народного творчества. В романе мы находим и сказки, и предания, и исторические песни, и россыпь произведений малых жанров фольклора.
Обилие пословиц и поговорок в речи повествователя — яркая черта романа. Так автор демонстрирует свою позицию по отношению к языку художественной прозы, свои эстетические и философские взгляды.
Автор использует произведения фольклора и в композиции романа, включая их в самые ответственные главы и давая даже комментарии к ним, чтобы более точно и с учетом народного мнения описать конкретное событие. Так, сюжет о попытке царевича свергнуть отца и ответной реакции Грозного, А. К. Толстой берет из народной песни и снабжает своими комментариями, хотя в истории такой эпизод не зафиксирован.
В произведениях А. К. Толстого всегда очень ярок и убедителен слой бытового материала, который доносит до нас атмосферу эпохи. Он описывает и боярские, и царские палаты, и мельницу.
Всегда эти описания не только точны, но и с большим интересом и уважением, даже любовью воспроизводят важнейшие мелочи и самих предметов и их использования. Как пример можно привести описание пира в главе 8.
И расположение столов, и то, как сидят за ними гости, и порядок угощения, и весь праздничный ритуал описаны подробно, неторопливо, добротно. У читателя создается иллюзия чуть ли не участия в этом многочасовом сидении за пиршественным столом.
Автор не скрывает, а напрямую открывает читателю свои позиции. Они особенно отчетливы тогда, когда он сопровождает своими комментариями народные песни.
Автор не раз обращается к своим читателям. Делает он это и в своеобразном эпилоге романа. Напомним его:
«Прошло более трех веков после описанных дел и мало осталось на Руси воспоминаний того времени…
Да поможет Бог и нам изгладить из сердец наших последние следы того страшного времени… Ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает как древо: и многое и доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего». Напомним — это последние строки романа.
В романе не очень много пейзажей, и все они эмоционально связаны с событиями жизни героев, помогают их восприятию. Такая связь очевидна.
Стоит заметить и умение создавать беглые зарисовки, которые подготавливают чтение конкретных сцен. Возьмем в качестве примера начало главы 3 «Колдовство»: «Месяц взошел на небо, звезды ярко горели.
Полуразвалившаяся мельница и шумящее колесо были озарены серебряным блеском. Вдруг раздался конский топот…»
Чуть дальше: «Все было тихо. Только колесо, освещенное месяцем, продолжало шуметь и вертеться. Где-то в дальнем болоте кричал дергач. Сова завывала порой в глубине леса…»
Стоит отметить и специальные «исторические» пейзажи — виды Москвы, монастырей, храмов. Вот начало главы 4: «Если бы читатель мог перенестись лет за триста назад и посмотреть с высокой колокольни на тогдашнюю Москву…»
Пословицы и поговорки, которые насыщают страницы романа, используются в соответствии с содержанием глав и касаются самых различных тем. Они встречаются как в речи автора, так и в речи его героев.
Глава 1: «По сытому брюху хоть обухом бей!»; «Кречет соколам не помеха»; «В праздник пей, да не допивай; пой, да не оглядывайся!»; «Не было б вам на том свету ни дна ни покрышки!».
Глава 2: «Береженого коня и зверь не вредит»; «Затвердила сорока Якова»; «С одного поля ягода»; «Бери, что Бог послал».
Сразу видно, что темы у них разные и подсказаны они конкретными обстоятельствами. Чаще всего они подчеркивают неизбежность следования сложившимся обстоятельствам.
Если выписывание пословиц и поговорок велось при самостоятельном чтении и охватило все главы, то можно разобрать их по темам, но это будет самостоятельной творческой работой.
Проще предложить выборку по главам с последующими комментариями.
Роман «Князь Серебряный», если оценивать только его сюжет, является романом о несчастной любви двух благородных сердец. Но такой ответ не дает полной и тем более исчерпывающей характеристики романа.
Для автора он, прежде всего, роман исторический.
И хотя мы отчетливо видим все недостатки изображения далекого прошлого, все же он более исторический роман, чем сентиментальное произведение о несчастной любви.
Словесная ткань исторического романа А. К. Толстого отражает иное время и даже иную стихию мировосприятия. Отдаленность событий не раз подчеркивается автором различного рода суждениями, которые вплетены в ткань романа.
Художественные приемы, особенно те, которые вошли в нашу речь из фольклора, активно насыщают и речь автора, и речь героев. Это эпитеты (в том числе и постоянные), метафоры, сравнения и гиперболы.
Живая связь с языком фольклора — одна из характернейших черт авторского стиля.
Большую роль играют попутные авторские комментарии. Перечитаем: «День был светлый, солнечный, один из тех дней, когда вся природа дышит чем-то праздничным, цветы кажутся ярче, небо голубее, вдали прозрачными струями зыблется воздух, и человеку делается так легко, как будто душа его сама перешла в природу, и трепещет на каждом листе, и качается на каждой былинке» (глава 1).
Автор нередко прибегает к стилевым приемам, свойственным древней русской литературе. Об этом говорит уже первая фраза романа: «Лета от сотворения мира семь тысяч семьдесят третьего, или, по нынешнему счислению, 1565 года, в жаркий летний день, 23 июня, молодой боярин князь Никита Романович Серебряный подъехал к…».
Исторический ромам «Князь Серебряный» можно сравнить с романом «Айвенго» В. Скотта, повестью «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.
В этих произведениях история осмысляется более масштабно, а герои и конкретные события точнее рисуют эпоху, за изображение которой взялся художник. И все же А. К.
Толстой достоин того, чтобы мы с уважением отметили его беллетристическое произведение о трагичном времени правления Ивана Грозного.
Работая над строками своего исторического романа, А. К. Толстой был увлечен поэмой Лермонтова, ее сюжетом, героями. Он отчетливо представлял себе, насколько сложна задача изображения героини той эпохи, его Елена Дмитриевна отражает достоинства Алены Дмитриевны из поэмы Лермонтова.
Вот один из вариантов.
История трагической любви на страницах исторического романа «Князь Серебряный»
Введение. Эпоха и быт. Роль «Домостроя» в XVI веке на Руси.
Князь Никита Романович Серебряный и Елена Дмитриевна:
1) встреча и обеты юных влюбленных; Материал с сайта //iEssay.ru
2) пять лет разлуки;
3) неожиданная встреча князя и боярыни Морозовой;
4) бесчестные замыслы князя Вяземского;
5) похищение Елены;
6) поиски;
7) гибель боярина Морозова;
8) последняя встреча монахини и князя.
9) Заключение. Неизбежность трагического финала (благородство души диктует логику поступков).
План другого отзыва можно построить по этому же образцу.
В романе очень много обращений к фольклору. Это относится и к постоянно привлекаемым пословицам и поговоркам, и к объемным произведениям. Это не только песни, но и сказки, предания. И каждое из них играет активную роль в развитии сюжета. Сказку рассказывает даже сам царь Иван Грозный, и эта сказка — почти приказ, направляющий князя Вяземского на преступление.
Для А. К. Толстого песня — народное свидетельство исторических событий. Отсюда не только включение песен в текст романа, но и обстоятельные авторские комментарии к текстам этих песен.
Своеобразный «спор» автора с песней о спасении царевича вызван отчасти тем, что такого эпизода исторические источники не знают и А. К. Толстой был вправе судить так, как ему казалось верным: решение могла подсказывать ему собственная фантазия. Это было тем более важно для автора, что помогало предложить собственное толкование характеров участников этого события.
Во всех главах романа очень много пословиц и поговорок. Их целесообразность использования может быть подтверждена в каждом отдельном случае. Участники событий постоянно обращаются к ним, их включение в живую речь происходит так естественно и непринужденно, что с трудом «вырываешь» эти чудесные миниатюры из контекста романа.
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/t/tolstoj-aleksej/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami/knyaz-serebryanyj/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-romanu-a.-k.-tolstogo-knyaz-serebryanyj
Алексей Толстой “Князь Серебряный”, стихотворения (1861, XIX век)
Каким бы Алексей Константинович Толстой не пытался казаться серьёзным, всё равно в нём крепко засел дух Козьмы Пруткова.
Опосредованно, но вместе с тем и весьма явно, им была написана повесть о временах Ивана IV Грозного, когда тому уже минуло за тридцать пять лет и царь обезумел, решив быть частью народа, находясь при этом во главе его: на Русь пришла опричнина.
Заглянуть в недалёкое прошлое Толстой решил не любопытства ради, а лишь бы обличить режим Николая I. Выбранный пример вышел чересчур кровавым – кровь лилась рекой и о благоразумии никто не думал. Иван Грозный обновлял дворянство, а Русь погрузилась во мрак.
В антураже опричнины Толстой строит довольно правдивый сюжет. Из похода на Литву возвращается домой князь Никита Романович Серебряный и сразу сталкивается с узаконенными бесчинствами.
Он пытается внести ясность – в ответ получает внушение о бесполезности попыток взывать к совести. Опричники грабили и убивали, не пытаясь оправдать свои действия.
Их жертвой мог стать и Никита Романович, но на беду, не разобравшись, посмел противодействовать исполнителям царской воли. Как теперь это воспримет грозный правитель? Казнит сразу или даст право оправдаться?
Личность Серебряного придумана автором. На Руси был род Серебряных-Оболенских, а имя и отчество для главного героя Толстой мог взять от основателя династии Романовых Никиты Романовича Захарьина, жившего в одно время с Грозным, но не так как это приводится в сюжете произведения “Князь Серебряный”.
Не стоит забывать, что во время написания в литературе бытовал романтизм, чьи вольности в описании исторических процессов дозволяли широкие отступления от действительности.
Поэтому читатель может недоумевать от ужасов опричнины и сочувствовать пострадавшим от писательской воли, но не рассчитывать на серьёзное погружения в дела тех дней.
Одна из сюжетных линий касается вымышленного сына Малюты Скуратова, через которого Толстой показал человечность потерявших чувство совести людей. Сам Малюта готов за сына принять любое наказание от царя. Жестокость исчезает и уступает место родительскому состраданию, которое не понимает, почему должны страдать родные дети.
Толстой во многих сюжетных линиях искал оправдания для бесчинствующих действующих лиц. Не только Скуратов может быть мягким, таковым может быть и сам царь, в чьи уста Толстой вкладывает слова оправдания.
И ведь со страниц звучит убедительная речь, заставляющая задуматься над мрачной стороной сложившихся условий: они поступали из благих побуждений.
На казнь люди шли со светлыми мыслями, открыто говоря царю и собравшимся о своём видении ситуации. Им было больно жить, но они знали, что будущие поколения запомнят и не простят Грозному его прегрешений. С открытым сердцем они клали голову на плаху, не боясь расстаться с жизнью.
Немного по другому вели себя юродивые, их же на Руси называли блаженными. Они пользовались тем, что принимая на себя роль безумцев, могли спокойно говорить о творимых царём бесчинствах. Народ прощал Грозному многое, но никогда бы не простил ему казнь юродивых. Толстой получает ещё одну возможность донести до читателя свою точку зрения.
Про Грозного Толстой писал и в стихотворной форме, продолжая тему жестокости нравов.
Если говорить о стихотворениях отдельно, то стоит признать – весь талант Толстой отдал, созданному вместе с братьями Жемчужниковыми, Козьме Пруткову, что явился читателю в образе юродивого. Это творчество нужно рассматривать отдельно. Непосредственно под своим именем Алексей Толстой писал на исторические темы, поэтично описывал природу и говорил о тяжестях крестьянского труда.
Думается, Толстой с болью воспринимал прошлое своей страны и аналогично болезненно реагировал на режим Николая I. Смерть последнего дала шанс на публикацию “Князя Серебряного”.
Дополнительные метки: толстой князь серебряный критика, князь серебряный анализ, князь серебряный отзывы, князь серебряный рецензия, князь серебряный книга, Aleksey Konstantinovich Tolstoy, A K Tolstoy, Prince Serebrenni, The Silver Knight
Данные произведения вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | Ozon | My-shop
Это тоже может вас заинтересовать:
– “Сочинения” Козьмы Пруткова
Источник: http://trounin.ru/aktolstoy61/
Оценка «Князя Серебряного» А.К.Толстого как исторического романа
/ Сочинения / Толстой А.К. / Князь Серебряный / Оценка «Князя Серебряного» А.К.Толстого как исторического романа
Скачать сочинение |
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Роман А.К.Толстого «Князь Серебряный» является самым большим романом по сравнению с теми, которые я когда-либо читал. Несмотря на его достаточно крупный размер, у меня получилось проштудировать произведение за короткий отрезок времени. А всё потому, что роман словно завораживает читателя и отстраняет его от других дел.
Сейчас я хочу оценить «Князя Серебряного» со своей точки зрения. Если судить по тому, как я начал свою работу, можно сразу сказать о том, что роман пришелся мне как раз по вкусу. Прочитав пару первых глав, я узнал краткую биографию о главном герое князе Никите Романовиче Серебряном.
Он обладал всеми качествами, которые были присущи благородному и честному боярину, который несмотря ни на что мог отдать жизнь ради государя. Никита Романович был готов биться насмерть, если решался вопрос о его чести. Для меня Серебряный служит примером.
Возлюбленная князя вышла замуж не по своей воле за Дружину Андреевича Морозова, который тоже в свою очередь является образцом для подражания. Но я не в праве её обвинять в измене князю Никите Романовичу, потому что так сложились обстоятельства в жизни Елены и у неё не было другого выбора.
Вяземский всячески преследовал жену Морозова, пытался портить жизнь и самому боярину, вел себя непристойно. При прочтении романа у меня все больше и больше накапливался негатив по отношению к этому герою.
Больше всего меня удивил решающий поступок Морозова: когда ему насильственно надели одежду шута, он не растерялся и высказал государю всю правду об опричнине, о боязни крестьян и о том, что может ждать Ивана Грозного в будущем при сохранении такой же формы правления. После чего Дружину Андреевича казнили.
В романе сплетаются два сюжета: отношения князя Серебряного с его возлюбленной и связь Серебряного с Иваном Грозным. Сразу появляется стремление побыстрее узнать что будет в то время, когда речь заходит о моментах, связанных с царём и его приближенными. Ведь его поведение было непредсказуемо. Борис Годунов тоже привлёк моё внимание, мне было интересно узнавать, как он ловко прокручивал все дела, не испытывая на себе гнева государя.
Когда я заканчивал читать роман, на душе становилось грустнее, потому что я узнал, что Елена ушла в монастырь, Серебряный умер. Но две вещи меня порадовали точно: что все герои, будучи у Ивана Грозного, помянули Никиту Романовича добрым словом и то, что царь простил Перстня за все проступки.
По моему мнению, девиз великодушных, благородных бояр был таков: «Береги честь смолоду». Конечно же, критиковать героев можно всячески, ведь у всех свои предпочтения. Можно очень долго оспаривать мнения друг друга и в итоге не прийти к единому, потому что каждое произведение писателей по-разному захватывает читателей. Из романа А.К.
Толстого я узнал для себя много интересного и некоторые вещи повлияли на моё моральное развитие в лучшую сторону.
Добавил: melnikovevg
10106 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
Смотрите также по произведению «Князь Серебряный»:
- Краткое содержание
Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00540991306301697160/
Роман А. К. Толстого «Князь серебряный» (стр. 1 из 6)
Богуславский Г.
В октябре 1862 года журнал «Русский вестник» начал печатать «Повесть времен Иоанна Грозного», принадлежащую перу Алексея Константиновича Толстого — яркого и самобытного поэта, беллетриста и драматурга, для которого историческое прошлое России было основной темой творчества.
Роман появился на свет в бурное и сложное время. Страна находилась на одном из рубежей своей истории: революционная ситуация поставила все классы, все общественные слои перед острыми вопросами и выбором дальнейшего пути.
Происходило не просто значительное оживление, но качественное обновление русского общественного движения в условиях размежевания страны на два лагеря: демократический и консервативный. Главный фронт борьбы пролегал между революционно-демократическим лагерем, который возглавляли «мужицкие демократы» Н. Г. Чернышевский и Н. А.
Добролюбов, провозглашавшие лозунг крестьянской революции, и дворянским классом, стремившимся во что бы то ни стало и в новых социальных условиях сохранить свое господство.
Но и внутри господствующего класса не было единства. Развитие капиталистических отношений разрушило иллюзорную стабильность старого порядка вещей, изменилась система общественных ценностей — власть денег открыто спорила с утверждавшимся веками всесилием сословности.
Ликвидация крепостного права, проведенная господствующим классом «сверху» в страхе перед революцией «снизу», открыла клапаны, породила надежды и вызвала оживление буржуазных элементов и тенденций, но не могла кардинально и надолго решить коренных вопросов общественного бытия, разрубить тугой узел социальных противоречий.
В истории России было немного таких эпох, когда интересы и настроения различных общественных групп сталкивались бы столь остро, а картина социальной жизни была бы столь пестрой и противоречивой.
Сложная эпоха требовала и от искусства активного участия в борьбе за утверждение ясного общественного идеала.
Искусство больше чем когда-либо до этого осознавало себя общественной силой, посвятило себя главным образом изучению острых современных проблем, исследованию поведения человека в новых условиях.
Жестокая социальная схватка выдвигала новые идеи и эстетические требования, новые публицистические запросы, — она не только выдвинула искусство в авангард борьбы, но и вдохнула в него новую энергию, новые представления о его высокой миссии в общественной борьбе.
И сама эпоха, и порожденная ею борьба идей неизбежно должны были оживить интерес к прошлому с целью отыскать в нем ответы на актуальные вопросы современности; история становилась ареной, на которой сталкивались горячие политические страсти.
Устами революционных демократов провозглашались новые принципы истолкования истории: внимание к труду, быту и борьбе народа, стремление раскрыть причины его тяжелой жизни. Интерес к другим проблемам прошлого как бы отошел в эти годы на задний план.
Историческая беллетристика еще не набрала той высоты, на которой она стала бы в целом, в силу законов жанра и его методологии, могучим средством познания современности в самых разнообразных ее проявлениях. Общественный интерес к прошлому был в этот период слишком «прямолинейным».
В эту именно пору на страницах одного из популярных русских журналов появляется исторический роман, весьма далекий на первый взгляд от тех актуальных проблем, которые так остро волновали русское общество.
Следует ли удивляться тому, что критики на разные голоса порицали роман, считали его несозвучным современности.
«Бледный роман», «вообще не исторический роман», «сочинение нередко искусное, но чаще искусственное» — такими отзывами и едкими ироническими замечаниями в адрес «Князя Серебряного» пестрели рецензии.
Читатель же отнесся к роману по-другому, смог разглядеть и почувствовать в нем то, к чему оказалась невосприимчивой критика, — не только поэтическое и заинтересованное отношение автора к людям и событиям далекой эпохи, но и глубоко современное звучание этого исторического романа и поднятых в нем социальных и нравственных проблем.
История литературы дает немало примеров того, как произведение, встреченное при его появлении на свет хором восторженных похвал, довольно скоро оказывалось поблекшим и отживало. Но нередко происходит обратное: произведение, «приговоренное» современной критикой к неизбежному забвению, переживает не только своего создателя и своих хулителей, но и многих своих литературных ровесников.
Роман «Князь Серебряный», живущий уже более ста лет, выдержавший десятки изданий, — произведение именно такой судьбы. И нам интересно разобраться в причинах этого.
* * *
Алексей Константинович Толстой (1817-1875) занимает хотя и не первостепенное, но весьма заметное и своеобразное место в русской литературе.
«Не будучи одарен той силой творчества, тем богатством фантазии, которые присущи первоклассным талантам, Толстой обладал в значительной степени тем, что одно дает жизнь и смысл художественным произведениям — а именно: собственной, оригинальной и в то же время разнообразной физиономией»1, — так писал об авторе «Князя Серебряного» И. С. Тургенев.
Импозантный молодой аристократ, представитель старинного рода, получивший великолепное образование, еще в юные годы много путешествовавший, Толстой имел все основания рассчитывать на блестящую карьеру.
Он занимается разбором древних грамот в архиве министерства иностранных дел, удачно дебютирует на дипломатическом поприще, в двадцать три года Толстой — чиновник императорской канцелярии, связанный личной дружбой с наследником престола, будущим царем Александром II.
Чиновная и светская карьера складывалась отлично. Но она не привлекала его: «…он остался, — писал Тургенев, — верен своему призванию — поэзии, литературе…»2. Ранние поэтические опыты Толстого поощрялись В. А. Жуковским; есть свидетельства, что с ними был знаком и отзывался о них с одобрением А. С. Пушкин3.
Литература становится не только страстью, но и главным занятием молодого камер-юнкера. Он приобретает широкие литературные связи, близко знакомится с Жуковским и Н. В. Гоголем. В начале 1850-х годов Толстой сближается с Тургеневым, а затем и с кругом тогдашнего «Современника»: Н. А. Некрасовым, И. И. Панаевым, В. П. Боткиным, П. В. Анненковым и др.
Вторая половина 50-х годов — время, когда А. Толстой много пишет и печатается. Именно в эти годы определяется его лицо как художника и произведения его привлекают пристальное внимание русской критики и читающей публики.
В этот период Толстой создает большую часть лирических стихотворений, среди которых есть подлинные шедевры, живущие доныне: «Порой среди забот и жизненного шума…» (1856), «Минула страсть, и пыл ее тревожный…» (1858), «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…
» (1858), «Я вас узнал, святые убежденья…» (1858) и другие.
Литературное наследие автора «Князя Серебряного» по объему своему не очень велико, но жанровое и тематическое разнообразие его весьма значительно. Помимо лирической поэзии, он сделал заметный вклад в развитие поэзии эпической как автор широко известных и глубоко поэтических былин и баллад («Василий Шибанов» — 1840-е гг.
, «Змей Тугарин» — 1867, «Три побоища» — 1869, «Садко» — 1871-1872 и др.). Драматическая трилогия Толстого («Смерть Ионна Грозного» — 1866, «Царь Федор Иоаннович» — 1868, «Царь Борис» — 1870) принадлежит к числу значительнейших явлений русской драматургии. В то же время этот тонкий лирик и исторический драматург был (вместе со своими двоюродными братьями А. М. и В. М.
Жемчужниковыми) одним из творцов знаменитого «Козьмы Пруткова».
В сентябре 1861 года Толстой навсегда покинул придворную службу и с этого времени, живя в основном в деревне как частное лицо, целиком отдался литературной деятельности. Но, решительно отойдя от придворных кругов, порвав личные связи с великосветской средой, он не расстался ни со своими аристократическими принципами, ни с монархическими иллюзиями.
Общественная позиция писателя в эпоху острого идейного размежевания была противоречивой, в его мировоззрении причудливо переплетались просветительский пафос, аристократическая оппозиция самодержавному «деспотизму», неприятие материализма и воспевание «чистого искусства».
Толстой отрицательно относился к революционной мысли и революционно-демократическому движению 1860-х годов, выступал против «нигилистов» и их «вредного учения», но и либеральной идеологии он был чужд — восторженность русских либералов перед капиталистической Европой с ее буржуазной ограниченностью претила писателю.
В этот же период он не только отходит от славянофилов, с которыми ранее был близок, но и открыто полемизирует с ними, высмеивая их ходульную проповедь национальной замкнутости, их фальшивый «квасной» патриотизм, ублюдочность их архаического идеала.
Не примкнув ни к одному из борющихся лагерей, Толстой и сам не выдвинул какой-либо четкой общественной программы. Он писал еще в 1858 году, когда революционная ситуация в стране лишь назревала:
Неясность общественно-политической позиции писателя, свойственная ему классовая ограниченность аристократа, не поднявшегося выше протеста против деспотического «самовластья», не могли не породить идеалистического взгляда на прошлое и настоящее — мысли о том, что основой всего исторического развития являются нерушимые, одинаковые для всех времен, абсолютные нравственно-психологические категории. Именно в них видит Толстой ключ к пониманию и оценке прошлого и современности. Этой мыслью пронизано все творчество писателя I860-1870-х годов, когда основными для него становятся темы, подсказанные историей России, когда он пытается привлечь опыт истории для ответа на острые вопросы, поставленные сегодняшним днем, разрабатывая эти темы и в прозе, и в драматургии, и в поэзии.
Источник: http://MirZnanii.com/a/356643/roman-a-k-tolstogo-knyaz-serebryanyy
Опричнина Ивана Грозного в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный»
ПодробностиКатегория: Историческая прозаОпубликовано 26.07.2017 15:00Просмотров: 1730
Исторический роман А. К. Толстого о временах опричнины был опубликован в 1863 г.
Главный герой романа – легендарный отважный заступник за правду молодой боярин князь Никита Романович Серебряный. Что известно об этом человеке? Был ли он историческим лицом или создан фантазией автора?
Из истории
Оболенские – русский княжеский род (Рюриковичи), отрасль князей черниговских.
Ветвь князей Оболенских происходила от Дмитрия Семёновича Оболенского, по прозвищу Щепа, а двое его сыновей стали основателями двух других ветвей: князь Иван Дмитриевич прозвался Золотым-Оболенским, а князь Семён Дмитриевич – Серебряным-Оболенским. Другие потомки Дмитрия Семёновича назывались Щепины-Оболенские.
Опричнина времён Ивана Грозного
Опричнина – государственная политика террора на Руси в конце XV в. (1565-1572) во время правления Иоанна IV (Грозного).
Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).
Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек. Опричники (или избранные) должны были во время езды иметь заметное отличие: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны.
Какая была необходимость во введении опричнины?
Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной.
В 1558 г. царь начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, но ход войны пошел не так, как того хотелось государю. Грозный был недоволен недостаточной решимостью бояр, а когда один из военачальников предал его, царь и вовсе перестал доверять своей свите.
Иван Грозный начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти, поэтому он решил создать себе новое окружение, способное защитить его. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).
Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, но часто они злоупотребляли своими полномочиями и совершали самоуправство. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников. В результате этих бесчинств их стали ненавидеть.
В Александровской слободе (Владимирская область) царь создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану IV в его беззаконии, вскоре погибали.
В 1569 г. царь совершает террор в Новгороде, т.к. подозревает, что там совершён заговор против него. Его опричники грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома.
Следующая цель – Псков. После Пскова – Москва. Здесь был апогей опричнины: страшные многочисленные казни, террор, зверства, вседозволенность опричников, которые не щадили никого, даже приближённых царя. Их ненавидели и боялись. Когда появлялись опричники, люди старались поскорее спрятаться или убежать.
Н. В. Неврев «Опричники». Изображено убийство боярина И. П. Фёдорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал
Конец опричнины
В 1571 г. на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и, по некоторым сведениям, просто не явились на поле боя.
Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась от опричнины.
Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».
Результаты опричнины Ивана Грозного
Опричнина задумывалась как средство единения государства, целью опричнины была защита царя и государства и уничтожение феодальной раздробленности. Но привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.
Террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался нищим и не верил в справедливость государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.
Сюжет романа
После окончания Ливонской войны 5 лет провёл в Литве князь Никита Романович Серебряный в попытках подписать мир. И вот он возвращается домой. Подъехав к деревне Медведевка, князь увидел, что там проходит праздничное застолье.
Вдруг среди веселья появляются опричники. Они начинают зверствовать: рубят мужиков, ловят девушек и жгут деревню.
Князь, отсутствовавший на родине в течение нескольких лет, принимает опричников за разбойников, связывает их и велит высечь, а сам отправляется дальше.
Иллюстрация И. Глазунова
У князя есть любимая девушка – Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, сирота. Князь Афанасий Вяземский любит её, хочет приблизить к себе приворотными травами, но она любит Серебряного и даже дала ему слово верности.
Но он в Литве, а Вяземский упорен в своих домогательствах, и Елена выходит замуж за нелюбимого и старого боярина Морозова, давнего друга семьи князя Серебряного.Но царь Иоанн Грозный покровительствует Вяземскому, поэтому объявляет Морозова опальным, унижает его.
Вернувшись в Москву, князь Серебряный понимает, кто такие опричники – это дерзкие, пьяные и разбойные люди, называющие себя «царскими слугами». Князь Серебряный отправляется к Морозовым, объясняется с Еленой и выслушивает рассказ Морозова об опричниках, доносах, казнях и переезде царя в Александровскую слободу.
Князь тут же хочет отправиться туда и понять, что же происходит в стране, что случилось за время его отсутствия. Он понимает, что в стране творится что-то неладное. Морозов предупреждает его, что это смертельно опасно, но князь уезжает. Во время своего пути князь видит, что в стране произошли страшные перемены, а в Слободе стоят виселицы и плахи для казни.
Царя окружают страшные люди, а сам царь совершает страшные поступки: на своих пирах подаёт отравленное вино, глумится над людьми и позволяет это делать своим опричникам.Тут появляется Матвей Хомяк, бывший с опричниками в Медведевке, и рассказывает царю про поступок Серебряного, требуя его казни.
Князя тут же хотят казнить, но за него заступается Максим Скуратов, сын Малюты Скуратова. Князь прощён, но до времени.Князь Серебряный вступает в бой с опричниками, борется за Елену, но Вяземский похищает её. Когда ослабевший от ран Вяземский теряет сознание, Елену конь приносит к мельнику, тот прячет девушку. Серебряный попадает в тюрьму, где Малюта Скуратов с Годуновым допрашивают его.
Много приключений, измен, подлостей, предательств описаны в романе А.К. Толстого – это были реалии того времени.
Иллюстрация И. Глазунова
После того как царь сделал Морозова шутом, а тот предупреждает его о том, к каким бедствиям приведёт страну его правление, на Красной площади начинаются казни. Казнены Морозов, Вяземский, Басманов, мельник и многие другие.
После казней в Слободу приезжает князь Серебряный с отрядом станичникови и поначалу приходит к Годунову, а тот приводит его к царю. Князь рассказывает царю о битве с татарами и о своём желании служить отечеству, но не в опричнине.
Несмотря на глубокое отвращение к преступному окружению царя во главе с Малютой Скуратовым, князь сохраняет верность государю.
Н.В. Неврев «Иоанн и Малюта Скуратов»Елена ушла в монастырь, князь едет туда, чтобы проститься с ней, и она объясняет, что между ними кровь Морозова, и они не могли бы быть счастливы. Серебряный со своим отрядом бросает царский двор и уезжает биться с татарами, и только сознание выполняемого долга и ничем не омраченной совести помогает сохранить для него какой-то смысл жизни.
Проходят годы, и многие пророчества Морозова сбываются, на границах своих терпит Иоанн поражения, и только на востоке расширяются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Князь Серебряный погибает.
Завершая повествование, автор призывает простить царю Иоанну его злодеяния, ибо не один он несет за них ответственность. От имени Ивана Грозного было совершено множество преступлений, о которых царь даже не догадывался.
Но автор говорит, что люди, подобные Морозову и Серебряному, являлись тоже нередко и умели среди окружавшего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.
Работа автора над романом
Алексей Константинович Толстой
А. К. Толстого всегда интересовала эпоха Ивана Грозного: сначала он обращался к историческим песням о тех временах, а затем захотел написать роман о том времени, показать ужасы тирании и безмолвие народа. При работе над книгой (в течение 10 лет) Толстой использовал материалы «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, монографию А. В. Терещенко «Быт русского народа».
За два года до публикации автор читал свой роман в Зимнем дворце. За это он получил от императрицы Марии Александровны золотой брелок в виде книги: на одной стороне славянским шрифтом было выведено имя «Мария», а на другой – «В память Князя Серебряного». Внутри, на раскрывавшихся золотых пластинках-страницах, помещены миниатюрные фотографии слушательниц.
В Предисловии к первому изданию А.К. Толстой объясняет отступления от некоторых исторических фактов: «В отношении к ужасам того времени автор оставался постоянно ниже истории. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя он набросил на них тень и показал их, по возможности, в отдалении.
Тем не менее он сознается, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования.
Это тяжелое чувство постоянно мешало необходимой в эпическом сочинении объективности и было отчасти причиной, что роман, начатый более 10 лет тому назад, окончен только в настоящем году.
В заключение автор полагает нелишним сказать, что чем вольнее он обращался со второстепенными историческими происшествиями, тем строже он старался соблюдать истину и точность в описании характеров и всего, что касается до народного быта и до археологии. Если удалось ему воскресить наглядно физиономию очерченной им эпохи, он не будет сожалеть о своем труде и почтет себя достигшим желанной цели».
Со слов самого автора ясно, что его главной целью было описание атмосферы эпохи царствования Ивана Грозного. В задачи Толстого не входило создание исторического очерка с достоверными подробностями.
Автор рассматривает только характеры людей и человеческие отношения, которые мало изменились со времён Ивана Грозного, как ни печально это осознавать.
Но в то же время радует то, что люди, подобные князю Серебряному, не перестают появляться на нашей земле в самые необходимые для страны моменты.
Образ князя Серебряного
Иллюстрация И. Глазунова
Молодой князь в романе – воплощение мужества и чести. Он ставит интересы своей родины превыше собственных. Автор пишет: «Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность». Из-за открытости и честности у Серебряного появляется много врагов, самым опасным из которых становится царь.
Верность своему государю и чувство долго не покидают князя даже в самых опасных ситуациях.
Несмотря на то, что Никита Романович видит явную несправедливость Ивана Грозного по отношению к некоторым подданным, он покорно подчиняется всем приказам своего государя, готов понести наказание, которого не заслужил, и не пытается бежать из тюрьмы при появлении такой возможности.
Образ Ивана Грозного
В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»Иоанн IV (Грозный) – одна из самых неоднозначных фигур не только в романе, но и в русской истории. В царе-тиране сочеталась чудовищная жестокость и безграничная набожность. Завоевать расположение царя было так же просто, как и возбудить ненависть. Будучи крайне подозрительным, он видел врагов на каждом шагу.
Историки отмечают странную любовь царя к раскаянию. В детстве маленький Иван зверски убивал животных, а затем шёл в церковь и искренне каялся. В романе перед читателем царь предстаёт уже взрослым. Но детские привычки в нём сохранились. Вокруг резиденции царя стоят построенные по его указу церкви и всевозможные орудия казни.
При этом Ивану Грозному мерещатся образы убитых по его приказу людей, царя мучает совесть.
Несмотря на все свои недостатки, царь-тиран испытывает уважение к Никите Романовичу. Князь Серебряный не боится говорить то, что думает, оставаясь покорным. Иван Грозный уничтожает даже некогда любимого им Вяземского, но неоднократно прощает Серебряного.
Источник: http://ency.info/slovesnost/istoricheskaya-proza/724-oprichnina-ivana-groznogo-v-romane-a-k-tolstogo-knyaz-serebryanyj
Краткое содержание Князь Серебряный Толстой А. К
Суровые времена Ивана Грозного всегда волновали не только критиков, историков, но и писателей. Не остался в стороне и Алексей Константинович. Создавая свое произведение, автор брал некоторые выдержки из книг А.В.Терещенко и Н.М.Карамзина.
Действие романа происходит в летнее время в 1565 году. Благородный князь Серебряный едет из Литвы, где провел 5 лет. Никита Романович должен был выполнить царский указ –примирить два государство, и прописать в документе, но у него это так и не получилось.
Следуя мимо небольшой деревни, он видит, как на Медведевку напали разбойники. Князь со своими воинами схватили этих людей, где выясняется, что перед ними стоят государевы опричники. Князь не может поверить, что такие бесчинства устраивают слуги государя и пытается выяснить этот вопрос у губернского старосты.
Никита Романович едет дальше, но на пути ему встречается хижина чародея, где он останавливается переночевать. В ходе долгого разговора он узнает, что его невеста изменила ему по непредвиденным обстоятельствам, и теперь она замужем.
Когда Елена Дмитриевна потеряла всех своих родных, к ней стал приставать князь Вяземский. И помочь ей было некому, так как князь Серебряный пребывал очень долго за границей. Единственным вариантом для девушки было выйти замуж за боярина Морозова. Но Вяземский пользовался уважением у царя, Морозов, же сразу стал не в милости.
Князь приезжает в Москву и сразу же наносит визит Морозову. Боярин рассказывает о месте пребывания царя на данный момент, и возмущается безобразием, которое устраивают слуги Ивана Грозного. Он просит, что в такое неспокойное время князю нежелательно пребывать у царя. Решительный Никита Романович не хочет быть трусом и, поговорив со своей бывшей невестой, отбывает во дворец.
Параллельно в это время в государевых палатах происходят интереснейшие интриги. Князь Вяземский добивается у царя заполучить Елену. Но, она ненавидит его, и поэтому хоть и любит до сих пор Серебряного, верна своему нынешнему супругу.
Иван Грозный очень рассержен за то, что Серебряный наказал его слуг в Медведевке и даже хочет его казнить. Но Никита Скуратов спасает его, прося у царя за его проступки милости.
Вяземский все-таки крадет Елену Дмитриевну. Её супруг умоляет т царя, надеясь на его благоразумие, чтобы тот отдал приказ о том, чтобы ему вернули его жену. Но Иван Грозный, не слушая никого, приказывает казнить и Вяземского и Морозова.
Елена находит себя виновной в смерти мужа, и решает принять монашество. Только так она может искупить свою вину. Она отказывает даже князю Серебряному, считая, что счастья после случившихся событий у них не будет.
Никита Романович просит государя отправить его служить, впоследствии чего он погибает в одном из боев.
Роман учит нас быть великодушными, честными и патриотами своей державы.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Тургенев Свидание
Автор рассказа уснул в березовой роще под деревом с густыми, низко расположенными ветками. Дело было осенью. Проснувшись, он увидел недалеко от себя молодую девушку крестьянку.
- Краткое содержание Злой мальчик Чехова
Двое встречающихся молодых людей, Иван и Анна, решили немного порыбачить, чтобы побыть наедине друг с другом. Иван питался объясниться в любви, когда у девушки начало клевать. Она потянула удочку, — это был славный окунь, но он сорвался, упав на траву
- Краткое содержание Алексин Звоните и приезжайте
Произведение Звоните и приезжайте Анатолия Алексина рассказывает о жизни мальчика, у него замечательная мама, и добрый отец-хирург.
- Краткое содержание Голубой карбункул Конана Дойла
Под Рождество доктор Ватсон зашёл к своему товарищу. Шерлок Холмс отдыхал на диване и рассматривал какую-то шляпу. Он предложил Холмсу послушать про мелкий эпизод, который произошёл с мистером Питерсоном в четыре утра.
- Краткое содержание Бианки Одинец
Лось встал и выставил вперёд рога. Собаки не первый раз вышли на охоту, им не хотелось угодить под рога животному. Зверь сделал вид, что убегает от опасности, собаки постарались рвануть за ним и ошиблись, переступив осторожное расстояние.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/aleksej-tolstoj/knyaz-serebryanyj-kratko