Анализ сказки маршака двенадцать месяцев 5 класс

Анализ сказки 12 месяцев Маршака

В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года.

Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу, а также убедиться в том, что плохих людей неминуемо постигнет наказание, а счастливы будут лишь те, чья душа наполнена любовью и светом.

Кроме того это поучительный рассказ о трудолюбии: сама природа помогает тем, кто работает с удовольствием и не требует награды. 

Обратите внимание

Сказочная история начинается с неисполнимого каприза вздорной королевы, пожелавшей получить подснежники в обмен на золото.

Всем понятно, что цветы зимой не растут, но злая мачеха все равно гонит нелюбимую падчерицу в лес на верную погибель.

Доброй и ласковой героине суждено замерзнуть в лютую стужу, но ее спасает чудесная встреча с таинственными братьями-месяцами, которые одаривают ее редкими для декабря цветами.

Девочка не знает своих спасителей, но они хорошо с ней знакомы: встречали ее то набирающую воду, то таскающую дрова, то склонившуюся над грядками. Братьям известно, что кроткая и трудолюбивая девочка вынуждена терпеть злобные придирки мачехи, оставаясь при этом доброй и приветливой.

Братьев-месяцев – главных позитивных героев сказки – писатель показывает справедливыми и честными. И это естественно для природных сил. В их власти карать за злые намерения. Доказательства этому легко встретить не только в сказке, но и в реальной действительности.  

Персонажи сказки не наделены именами. Ни падчерица, ни королева, ни мачеха не имеют собственного имени. Подобным приемом автор показывает целостное общество, без разделения на личности.

В каждом герое воплощена собственная прослойка.

Сирота явилась олицетворением бедного и трудолюбивого народа, в королеве нашли отражение безжалостность и глупость, свойственные правителям, в советниках легко заметить подхалимство и трусость чиновников.

Важно

В сказке только месяцы имеют имена. В собирательном образе братьев заключено все могущество природы, дающей человеку возможность дышать, добывать пищу, продолжать род. Не всегда люди умеют ценить то, что их окружает. Как и недалекая сказочная королева хотят лета, а не зимы, ругают осадки. А ведь в природе любая погода является звеном обязательной цепи, обеспечивающей существование жизни.

Сказка о двенадцати месяцах учит тому, как важно быть добрым и отзывчивым, уважать труд и всегда сохранять человеческий облик.

Анализ 2

Без преувеличения сказка «Двенадцать месяцев» Маршака любима всеми. Она может научить многому не только детей, но и взрослых, открыв глаза на истинные человеческие ценности.

Главная героиня – падчерица, с самого начала вызывает симпатию у читателей своей добротой, искренностью и желанием помочь своим близким. Он добра и приветлива к своим сводным сестрам и мачехе, которые, безусловно, являются отрицательными персонажами и никакой симпатии не вызывают.

На противостоянии этих героев автор показывает постоянную борьбу добра и зла, очень характерную для русских народных сказок. Но, как и в народном эпосе у Маршака после долгого противоборства добро всегда побеждает зло.

Честность и трудолюбие главной героине в этой борьбе играют не последнюю роль.

Во многих сказках всегда присутствуют королевы или принцессы. Так вот, как то раз молодая королева возжелала подснежников зимой, пообещав тому, кто это исполнит корзину золота. Злая мачеха тут же отправила нелюбимую падчерицу на поиски. Далее с девушкой случается чудо. Заблудившись в лесу, она встречает двенадцать месяцев, братьев.

Сказочные братья не только спасли ее от холода, но и помогли раздобыть корзину подснежников зимой. Они попросили девушку сохранить в тайне волшебную историю появления подснежников в лютые морозы. Королева хотела утопить девушку, а сестры и мачеха мечтали о подарках, полученных от сказочных братьев, но в сказке этого не случилось.

Добро восторжествовало, а зло было наказано.

Сказка написана в виде пьесы. Она разделена на четыре действия, которые в свою очередь состоят из картин.

Каждая картина, это маленькая законченная история, произошедшая в определенном месте: в лесу, во дворце. В действиях участвуют также лесные звери: зайцы, вороны, волк. У каждого из них своя роль.

Совет

Они создают атмосферу сказочного праздника, помогают читателю поверить в реальность происходящего.

Важной деталью в сказке «Двенадцать месяцев» является незаметное на первой взгляд разительное изменение в характере королевы. Из капризной и злой, она становится доброй и нежной.

На ее примере Маршак показывает читателю неизбежность победы добра над злом. Даже противной мачехе и завистливым сестрам автор дает возможность исправиться.

Превращенные братьями волшебниками в собак, из-за их постоянного лая, они сохраняют надежду вернуться в человеческое обличие. Если будут хорошими и добрыми.

Даже самым юным читателям эта сказка помогает разобраться что хорошо, а что плохо. Во что надо верить и на что надеяться. Как правильно поступать. Доброта, порядочность и честность всегда побеждают ложь, зависть и лицемерие.

5 класс

  • Сочинение рассуждение Научная фантастикаВсе мы в детстве любили сказки. Невероятные приключения отважных героев в необычном окружении, магия, волшебство. Однако, все мы взрослеем, и сказки, если вы готовы и дальше идти с ними по жизни, должны взрослеть вместе с нами.
  • Образ и характеристика Швондера в повести Собачье сердце Булгакова сочинениеГлавным антагонистом профессора Преображенского в повести М, А, Булгакова «Собачье сердце» является некто Швондер, управляющий жилтовариществом дома, где проживает учёный.
  • Герои пьесы На дне Горького характеристики и описанияГорький в своей пьесе предлагает читателям целый калейдоскоп различных характеров и героев. Далее рассмотрим кратко каждого.
  • О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе сочинениеНравственность – это понятия, объясняющее стремление человека соответствовать каким-либо нормам, порядкам, или же, стандартам. Человек по своей природе существо, зависимое от мнения и оценки людей, которые его окружают
  • Анализ рассказа Однодум Лескова 10 классПроизведение является первым рассказом, вошедшим в прозаический цикл под названием «Праведники».

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/samuil-marshak/analiz-skazki-12-mesyacev

Анализ сказки Маршака Двенадцать месяцев 5 класс

Одним из самых известных произведений С.Я.Маршака является сказка «Двенадцать месяцев».

Главной темой произведения считается дружба между природой и человеком, а сюжет основывается на «приключениях» Падчеридцы по зимнему лесу. Как и во всех русских сказках, автор показывает, что добро всегда побеждает зло, а также, что природа сама помогает добрым людям.

В сказке есть реплики и ремарки, поэтому жанр произведения- сказка-пьеса. Нереальные события, герои, поучения- признаки того, что произведение является сказкой.

Главными героями сказки можно считать Падчеридцу, 12 месяцев, мачеху и ее дочь, Королеву, а все остальные герои являются второстепенными и эпизодическими.

В сказке непрерывно сражаются добрые и злые силы. Добрую Падчеридцу без конца мучала злая мачеха, которая заставляла ее выполнять домашние дела, унижала ее. Однако, в конце произведения зло наказывается – старуху и ее дочь двенадцать месяцев обращают в собак, поскольку они постоянно ругались, как собаки.

Обратите внимание

Победу добра над злом можно увидеть и в таком персонаже, как молодая Королева. В начале сказки она была совершенно равнодушна к людям, зла, эгоистична. Например, Королева способна выбрать между словами «помиловать» и «казнить».

И ее решение будет не таким уж положительным, то есть выберет она последнее. Однако, в конце сказки Королева пересматривает свои взгляды и переходит на сторону добра. Таким образом, С.Я.

Маршак показывает, что даже злые и эгоистичные люди способны изменяться и к этому нужно стремиться.

Эта сказка помогает проникнуться новогодним настроением. Падчеридца в поисках подснежников идет по зимнему, новогоднему лесу, что заставляет читателю почувствовать зимнюю атмосферу.

Стоит обратить внимание и на братьев-месяцев. Маршак изображает их очень справедливыми, добрыми и честными. Падчеридца не знает их, но они прекрасно ее знают – видели, как она набирает воду, носит дрова. Именно поэтому братья-месяцы и помогают ей.

Ни один персонаж в сказке, кроме братьев-месяцев, не имеет имени. Этим приемом автор хочет показать, что все люди являются единым обществом, а природа является самой могущественной перед всем.

И все же, в сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло, все становится на свои места. Возможно, со старухой и ее дочерью поступили не очень хорошо, но они заплатили за то, что издевались над бедной Падчеридцей. Но у них есть возможность измениться, встать на сторону добра. Маршак прекрасно изображает плохих людей, показывает читателям, какими быть не надо. Сказка учит добру и разуму.

Анализ 2

Сказку «Двенадцать месяцев» знают не только дети, но и взрослые,  это любимая сказка многих людей. После прочтения остается ощущение того, что добро всегда побеждает зло и справедливость восторжествовала, не смотря на интриги злых людей.

В этом произведении на стороне добра выступает Падчерица, она умна, проста, послушна и всегда готова помочь. Мачеха и ее дочь, совсем злые и ненавистные люди, они не любят никого на этой земле кроме себя.

Поэтому всю самую грязную и тяжелую работу они поручают Падчерице, которая в свою очередь все выполняет и ни разу не пожаловалась на свою судьбу. Однажды зимой в самый лютый мороз, мачеха послала падчерицу идти в лес за подснежниками.

Важно

Девушка думала, что мачеха шутит, но когда поняла, что нет, очень расстроилась, ведь понимала, что цветов зимой в лесу нет. Но послушав задание, одела свое тонкое пальто и шапку, взяла корзину и пошла  лес.

Погода была настолько суровая, что не видно было ничего, только снег и метель. Так бродила девушка по лесу, ужасно замерзла, но не нашла никаких цветов. Когда девушка уже стала почти замерзать, она увидела среди деревьев огонь, пошла на этот свет и встретила 12 месяцев.

Они сидели возле огня и просто разговаривали друг с другом, когда пришла к ним девочка они сразу ее узнали. Так как в любую погоду и зимой и летом, девочка всегда работала и все месяцы ее хорошо знали.

Они спросили девочку, зачем та пришла  лес, она им и рассказала о своей беде. Вот после долгого совещания месяцы решили на несколько  минут дать апрелю прийти, чтобы девочка собрала на поляне подснежников.

Вот когда один месяц сменялся другим, вскоре пришла весна, снег растаял, и расцвели цветы, девочка набрала полную корзину подснежников. Месяцы предлагали забрать ее мачеху и сестру, но девочка не согласилась, сказала, что ей нужно отнести домой цветы и жить дальше.

Но вскоре вернувшись, домой, девочка опять оказалась в немилости у семьи. Ведь королева написала приказ, кто принесет корзину подснежников тому и даст много денег, вот корзину во дворец понесли мачеха и ее дочь.

После того как королева получила цветов, она предложила всем вместе поехать в лес, и рассказать на какой поляне есть такие цветы. Но мачеха с дочкой тут же признались, что это падчерица их принесла. Вскоре ее опять заставили идти в лес, только в сопровождении стражи и королевы.

В итоге добро победило зло, 12 месяцев проучили мачеху, королеву и сестру,  в сказке восторжествовала справедливость, а злые мачеха и сестра были превращены в собак.

← Образ Мачехи в сказке 12 месяцев ← Описание внешнего вида Падчерицы в сказке 12 месяцев↑ МаршакАнализ сказки Кошкин дом → Анализ Сказки о глупом мышонке →

  • Сочинение Добро и зло в сказке Снежная королева Андерсена 5 классДва противоположных начала Бытия – Добро и Зло представлены в произведении в виде двух очень разных персонажей. Каждый из них является носителем нескольких качеств, значение которых раскрывается в сказке.
  • Сочинение Анализ рассказа Цифры БунинаХотя рассказ Бунина Цифры имеет довольно простое содержание и композицию, он говорит о по-настоящему значимых аспектах человеческого существования. Перед нами конфликт между отцами и детьми
  • Анализ произведения Лето Господне ШмелеваПроизведение писателя не имеет определенного жанрового направления и может восприниматься в виде сказки, мифа, легенды, свободного эпоса, однако в любом случае роман является высокодуховной автобиографической книгой
  • Сочинение-анализ рассказа Челкаш ГорькогоРассказ Горького «Челкаш» написан им по реальной истории, рассказанной товарищем по больнице. Свой рассказ Горький начинает с описания порта, где всё гремит и грохочет, подавляя своей мощью копошащихся на берегу людей
  • Сочинение Хоровод муз (о Блоке и его творчестве)Великий русский поэт, Александр Александрович Блок, прожил яркую и бурную жизнь. Поэту был все лишь 41 год, когда он умер, но жизнь его похожа на путь яркой звезды
Читайте также:  Анализ рассказа шукшина верую

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/marshak/analiz-skazki-dvenadcat-mesyacev-5-klass

Сказка «Двенадцать месяцев» — анализ произведения

Сказка «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака — это одно из самых известных его произведений, и сейчас мы сделаем краткий анализ сказки «Двенадцать месяцев», включая краткое содержание сюжета.

Автор нам описывает девушку «падчерицу», которая вызывает симпатию с самого начала повествования. Эта девочка добрая и приветливая, она готова помогать другим и как будто не замечает, что некоторые пользуются ее добротой. Итак, это положительная героиня сказки, но есть и отрицательные персонажи.

Мы видим мачеху и ее дочку, которые, по сути, противостоят добру и борются с ним. Делая анализ сказки «Двенадцать месяцев» Маршака, можно явно проследить характерную для литературной сказки особенность, когда после трудной борьбы зла и добра победителем выходит именно добро.

Характеризуя падчерицу, отметим, что ее трудолюбие и честность побуждали выполнять любые поручения, которые давала мачеха.

Краткое содержание сказки

Анализ сказки невозможно представить без краткого содержания «Двенадцать месяцев». Рассмотрим сюжет. Как-то раз молодая королева, тоже сирота, в зимнюю пору захотела получить подснежники. Но как известно, в это время года цветов просто не бывает, поэтому достать их не представлялось возможным.

Чтобы те, кто будут вести поиски, старались лучше, королевой был издан указ, согласно которому в случае успешного выполнения задания человек должен был получить в награду золото. И не просто кусочек, но до верха наполненную корзину.

Нетрудно догадаться, какая мысль пришла на ум злой мачехе несмотря на лютые лесные морозы — она быстро отправила за цветами свою падчерицу.

Совет

Далее, продолжая краткое содержание «Двенадцать месяцев», увидим, что произошло с бедной падчерицей. Девочка была честной — мы это уже отметили, и ей в голову не могла придти мысль прибегнуть к обману и не ходить в холодный лес.

Отправившись на поиски, главная героиня потеряла дорогу и ее ждала гибель от холода, однако случилось чудо. Встретив на лесной поляне двенадцать месяцев, которые были братьями, она была спасена. Братья не только согрели ее, но и сделали драгоценный подарок — корзину с подснежниками.

Однако было одно условие — девочка должна была пообещать, что будет молчать об этом чуде и не расскажет о существовании братьев-месяцев.

Во время проведения анализа сказки «Двенадцать месяцев» обратите внимание на реакцию королевы. Ее удивлению не было предела, и она потребовала объяснить, откуда взялись цветы. Но падчерица не выдала тайны, после чего королева отдала указ утопить непокорную девочку.

Завершая краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев», скажем, что в итоге с братьями-месяцами повстречались и молодая королева, и мачеха со своей дочкой. Эта встреча сильно повлияла на королеву, и она изменилась, к тому же изменилось и ее отношение к окружающим.

Выводы в анализе сказки

Сразу бросается в глаза, что Маршак в своем произведении противопоставил зло добру — две силы, которые постоянно ведут борьбу. Доброту падчерицы пытались сломить отрицательные герои, главным образом мачеха. Однако сила и влияние двенадцати месяцев расставили все по местам.

Зло было наказано, а добро награждено. Один из самых удивительных персонажей этой сказки — королева. Ее злоба и эгоизм, которые мы видим вначале, сменились добротой и нежностью. На примере королевы мы явно видим, как добро побеждает зло.

Это важная деталь в анализе сказки «Двенадцать месяцев».

А что можно сказать о мачехе и ее дочке? Они были превращены братьями-месяцами в собак, однако им оставили шанс на возможность быть людьми в случае если они одумаются.

Обратите внимание

После прочтения этой сказки невольно размышляешь над тем, что можно считать злом, а что добром, и почему победа добра так важна и на нее нужно всегда надеяться.

Мы рады, если краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака и анализ произведения вам понравились. Более подробно сюжет можно прочесть здесь.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/skazka-dvenadcat-mesyacev-analiz-proizvedeniya

Добро и зло в сказке Маршака «Двенадцать месяцев»

Иллюстрация к сказке «Двенадцать месяцев»

Сказка «Двенадцать месяцев» рассказывает нам о девушке «падчерицы», которая мне очень сильно симпатизирует.

Маршак изобразил главную героиню сказки очень доброй и приветливой девочкой, чем пользовались другие негативные герои. В качестве плохих героев в сказке изображена мачеха и ее дочка.

В этой сказке мы видим как добро борется со зломи в конце концов побеждает его, что вообщем и свойственно для литературных сказок.

Падчерица была настолько трудолюбивой и честной, что выполняла все указания своей мачехи. Однажды молодой королеве, которая, кстати, тоже была сиротой, захотелось подснежников, но в самый разгар зимы подснежники не цветут.

Королева издала указ, кто принесет ей подснежники, тому взамен она насыплет полную корзину золота.

Когда об этом узнала мачеха со своей дочкой, у них помутнел разум и в предвкушении наживы, не смотря на опасность холодного леса, отправили за подснежниками падчерицу. 

Падчерица отправилась в лес, хотя она и могла обмануть мачеху и не пойти за подснежниками, но и-за своей честности не стала обманывать. В лесу она сильно замерзла и заблудилась, но от гибели ее спасли двенадцать братьев месяцев.

Важно

Приняв у себя страницу, они ее отогрели и подарили корзину подснежников взамен о молчание их существование. Когда корзину передали королеве, она была удивлена и попросила рассказать ей о чуде. Падчерица дала обещание не рассказывать о существовании волшебной поляны и сдержала его.

Но эгоистичная королева приказала утопить непослушную падчерицу.

Когда королева и мачеха с дочкой отправились в лес, они заблудились и вышли к волшебной поляне, где находились двенадцать братьев месяцев. Находясь с 12 месяцами, королева извлекла жизненный урок и стала, по-другому относится к окружающим. А злых мачеху и ее дочку братья месяцы превратили в собак, но с условием, что если они изменятся, то опять станут людьми. 

В сказке идет постоянное противостояние добрых сил и злых. Падчерица была очень доброй и ее угнетали злые силы в лице мачехи, но благодаря доброте и могущества братьев двенадцать месяцев все стает на свои места. Плохих персонажей сказки наказали, а добрую падчерицу наградили.

Но в сказки есть еще один удивительный персонаж это – молодая королева. Она сначала была очень злой и эгоистичной, даже из-за того, что слово «помиловать» больше чем «казнить» она выбирает последнее. В этой сцене мы видим равнодушие и эгоизм королевы.

Но в конце сказки она меняется и переосмысливает свои взгляды, становится доброй и лучше относится к людям. В этом персонаже мы тоже видим победу добра над злом. 

В сказке «Двенадцать месяцев» добро победило зло. Может кто-то хочет сказать, что с мачехой и ее дочкой поступили, не очень хорошо, но это было справедливо и у них, есть возможность изменится.

Маршак показал всем, какие бывают плохие люди с очень некрасивыми поступками, и это учит нас какими не надо быть. Глядя на мачеху и ее дочку мне совсем не хочется такими быть.

Это сказка показывает, какими надо быть и учит нас добру и разуму.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/06/dobro-i-zlo-skazke-marshaka-12-mesyacev.html

С. Я. Маршак, сказка «Двенадцать месяцев»: краткое содержание, анализ и характеристика героев :

Сказки любят все: и дети, и взрослые. Следя за волшебными приключениями героев, мы одновременно получаем важнейшие нравственные уроки, становимся чище, добрее. Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» очень яркая, поэтичная и светлая.

Наряду с колоритными персонажами действующим лицом в ней становится природа, щедрая на метели, подснежники, ягоды и проливные дожди. Произведение ставится во многих театрах, по его мотивам созданы прекрасный мультфильм (1956 г.) и фильм для детей (1972 г.

).

История создания

Все мы с детства помним замечательные стихи и сказки С. Я. Маршака. Сам писатель вспоминал, что маленьким был вынужден читать книги для взрослых, так как других не было. Возможно, поэтому он так много внимания уделял литературе для детей.

Однако во время войны писатель переключился на взрослую аудиторию. Это продолжалось до получения письма от одного мальчика.

Совет

Ребенок спрашивал, почему его любимый автор ничего не сочиняет для детей именно сейчас, когда им так страшно? В результате в 1943 году на свет появилась пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

В ее основу легла словацкая легенда о новогоднем костре и братьях-месяцах, собравшихся вокруг него.

Завязка

Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» начинается в зимнем лесу, где волк беседует с мудрым вороном, а бельчата и заяц играют в горелки. Падчерица, посланная мачехой за хворостом, видит эту картину.

Она удивляется поведению зверей. Случайно встреченный солдат объясняет, что под Новый год случаются настоящие чудеса. Он помогает девушке собрать хворост.

Она, в свою очередь, показывает солдату самую лучшую елку, которую тот отвозит во дворец.

Четырнадцатилетняя королева в это время под руководством пожилого профессора изучает математику и чистописание. На уроке она капризничает и угрожает отрубить голову учителю, если тот пытается ей противоречить.

В конце концов юная королева высказывает желание получить подснежники к Новому году и подписывает приказ. Согласно ему, в королевстве наступил апрель.

Тому, кто принесет во дворец подснежники, она обещает целую корзину золота.

Мачеха и ее жадная дочка страстно хотят получить награду. Вернувшуюся из леса падчерицу они посылают обратно, несмотря на сильную метель. И запрещают приходить домой без подснежников.

Волшебная встреча у костра

Далее в сказке «Двенадцать месяцев» рассказывается о блужданиях замерзающей падчерицы по лесу. Неожиданно она выход к костру, за которым сидят братья-месяцы разных возрастов. После вежливого приветствия девушка рассказывает им свою грустную историю. Месяцы не раз видели в лесу трудолюбивую девушку. Чтобы помочь ей, Январь на один час уступает место Апрелю.

Кроме подснежников, падчерица получает в подарок кольцо. Если бросить его и произнести волшебные слова, месяцы придут на помощь. Перед уходом девушка обещает никому не рассказывать об увиденном. Домой она возвращается с полной корзиной цветов.

Коварство и капризы

Пока падчерица спит, мачехина дочка крадет у нее из руки волшебное кольцо. Проснувшись, девушка просит вернуть подарок. Однако мачеха с дочкой не слушают ее. Они уходят во дворец, прихватив подснежники.

Юная королева не желает признавать наступление Нового года без весенних цветов. Получив их, она пытается узнать, где «две особы» нашли их.

Смущенные мачеха и дочь сочиняют историю о чудесном озере в лесу, возле которого посреди зимы распускаются цветы, зреют ягоды и грибы. Королева хочет ехать туда немедленно.

Страх перед смертной казнью заставляет мачеху и ее дочку сознаться в обмане. Их посылают за падчерицей.

Обратите внимание

Королева с придворными отправляется в лес, где и продолжается дальше сказка «Двенадцать месяцев». Солдаты прорубают путь благородной процессии. От работы служивым становится жарко, в то время как придворные дрожат от холода. Королева, чтобы согреться, берет метлу и приказывает остальным следовать ее примеру. В это время подъезжают мачеха с дочкой и кроткая падчерица.

Королева дарует последней шубу и сулит другие подарки. Падчерица просит одного: вернуть ей украденное кольцо. Мачехиной дочке приходится сделать это. Однако милость королевы мгновенно сменяется на гнев, когда падчерица отказывается сказать, где достала подснежники.

Кульминация

События в драматической сказке «Двенадцать месяцев» развиваются стремительно. Падчерице угрожают казнью. С нее срывают шубу, швыряют в прорубь колечко.

Девушка едва успевает произнести волшебные слова и тут же исчезает. В лесу наступает весна. Радостная королева бежит к подснежникам, но сталкивается с проснувшимся медведем.

Придворные пугаются, и только солдат с профессором помогают капризной девочке.

Читайте также:  Анализ рассказа шукшина обида

Вслед за весной приходит лето, а затем осень с ливнями и ураганами. Придворные в страхе сбегают во дворец, прихватив всех лошадей. Королеву забывают в лесу. С ней также остаются мачеха с дочкой, старый профессор и солдат. Возвращается морозная зима. Герои не могут выбраться без лошадей и начинают замерзать.

Тут появляется загадочный старик и обещает исполнить желание каждого. Королева просится домой, солдат — к костру. Профессор высказывает пожелание, чтобы времена года снова вернулись на положенные им места.

Мачехина дочка загадывает шубы для себя и для матери, хотя бы собачьи. И тут же получает их. Мать укоряет ее, что не попросила собольи. За перебранку загадочный старик превращает мачеху и дочку в собак.

Солдат предлагает запрячь их в сани.

Финал

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» снова переносит нас к костру. Вокруг него сидят не только братья-месяцы, но и падчерица. Волшебные персонажи дарят ей сундук с красивыми нарядами, сани и чудесных коней, а также обещают наведываться в гости.

В это время подъезжают остальные герои на собачьей упряжке. Месяцы позволяют им погреться у костра. Чтобы вернуться во дворец, королева должна попросить помощи у падчерицы, так как на грызущихся собаках далеко не уедешь.

Однако надменная девушка не умеет делать этого.

Солдат учит ее просить об услуге по-доброму. Падчерица усаживает всех в свои сани, одаривает шубами. С месяцами она договаривается о том, чтобы через три года привести заколдованных собак к новогоднему костру. Если те исправятся к тому времени, то вернут первоначальный облик. Гости покидают лес. Братья-месяцы поют песню для встревоженной природы.

Образ падчерицы

Сказка «Двенадцать месяцев» тесно связана с народным фольклором.

Падчерица символизирует собой все лучшие женские качества, прославляемые на Руси: доброту, трудолюбие, скромность, вежливость, честность, терпение, самопожертвование.

Она тесно связана с природным началом, понимает язык животных, восхищается красотой леса. Это искренняя, открытая девушка может проявить твердость и пойти на смерть, чтобы сберечь доверенную тайну.

Именно ей природа приходит на помощь, являя настоящие чудеса. Сказка показывает, как любовь и огромное уважение ко всему окружающему способны преобразить мир вокруг и самого человека. В конце истории падчерицу наряжают в новые одежды, вышитые серебром.

Важно

Но даже преобразившись, она продолжает сочувствовать своим врагам, приходит им на помощь (узнает, как вернуть прежний облик мачехе с дочкой, подвозит королеву, хотя та хотела ее казнить). Именно к этому нравственному эталону призывает нас стремиться автор.

Мачеха и дочка

Во многих сказках главной героиней становится добрая, кроткая сиротка. Злая мачеха и ее избалованная дочь постоянно обижают девушку, но она не держит на них зла. Эта народная традиция четко прослеживается в сказке Маршака «Двенадцать месяцев».

Мачеха и ее дочь меркантильны. Ради богатства они способны погубить падчерицу, пойти на ложь, предательство. Даже между собой героини постоянно ссорятся. Дочь готова послать мать в сильнейшую метель искать подснежники без всякого угрызения совести.

Маршак показывает, что такое отношение к людям ведет к серьезным проблемам. В сказке отрицательный персонаж обязательно наказывается. Мир бумерангом возвращает человеку и добро, и зло. Эгоистичные мотивы никогда не приводят к счастью.

Королева

Не все герои сказки «Двенадцать месяцев» так однозначны. Четырнадцатилетняя королева — сирота, чем вызывает сочувствие к себе. Ее некому было воспитывать, так как девочка росла без родителей.

Придворные поклонялись ей и исполняли все капризы. Раздутое самомнение привело к ужасающим последствиям. Королева не знакома с моральными нормами, привыкла легко распоряжаться жизнями подданных.

Она уверена, что даже природа должна выполнять ее капризы.

При этом девушка умна, проницательна и умеет делать правильные выводы. В своей первое беседе с профессором она с затаенной тоской выспрашивает, как бы он наказал свою обычную ученицу за непослушание.

И по собственной воле идет в угол, пусть на несколько секунд. Впервые оказавшись в опасности и почувствовав свою беспомощность, девушка понимает истинное отношение к себе окружающих. Придворные в страхе разбегаются.

На помощь юной королеве приходят старый профессор и солдат, хотя она и обходилась с ними плохо.

Оставшись без поддержки, своевольная девочка осознает свою ошибку и даже находит силы кротко просить падчерицу о помощи. Она способна измениться в лучшую сторону и делает первые шаги в этом направлении. Персонаж показывает, что любой человек может совершать в жизни ошибки. Важно вовремя осознать их и попытаться все исправить.

Другие персонажи

Рядом с Королевой мы видим льстивых придворных и лицемерных послов. При первой опасности все они сбегают, сбросив своенравную девушку в лесной чаще. Это воплощение неискренних отношений между людьми.

Положительным героем сказки «Двенадцать месяцев» является солдат. Он отзывчив, великодушен, всегда действует по совести и думает о благополучии других людей. Солдат не слушается приказов вышестоящих лиц, если они безрассудны, готов пожертвовать собой и непритязателен. Своим желанием согреться у костра он щедро делится с Профессором и Королевой.

Старый учитель — натура неоднозначная. Он образован, старается жить в согласии с законами природы, глубоко переживает из-за безнравственности и эгоизма Королевы. Но в то же время боится расправы над собой и идет на поводу у капризной девчонки.

Совет

Этот внутренний конфликт постоянно гложет персонажа. В трудную минуту он, однако, не теряет присутствия духа, смело бросается спасать от медведя ученицу.

Маршаку удалось изобразить доброго, честного, справедливого старика, которого жизнь вынуждает идти на компромисс со своей совестью.

Образы волшебных братьев

Характеристика сказки «Двенадцать месяцев» не будет полной без анализа самых загадочных ее персонажей. Братья — олицетворение природных стихий, непоколебимого миропорядка. В то же время каждый следующий месяц младше своего предшественника. Через их образы показана не только бесконечная смена времен года, но и смена поколений.

Непросто добраться до двенадцати месяцев. В сказке только падчерица приходит к ним коротким путем, так как живет в гармонии с природой и своей душой. Остальные вынуждены прежде пройти испытания. Братья видят насквозь каждого человека. Кого-то они щедро награждают, а кому-то помогают прозреть, дают нравственные уроки. Но у каждого, даже у мачехи и ее дочери, есть возможность исправиться.

Смысл пьесы

В сказке «Двенадцать месяцев» добро и зло традиционно ведут свою борьбу. И происходит это сражение на фоне красивейшей природы. Она живет по своему гармоничному порядку. Если человек, поддавшись эгоистичным порывам, пытается разрушить его, он терпит поражение.

Совсем другое отношение к себе заслуживают люди, уважающие природу и окружающих людей. Они сохраняют гармонию в душе, поэтому способны видеть и чувствовать больше остальных. Именно для них среди ночного, заснеженного леса горит яркий огонь. В периоды тяжких испытаний свет собственной души освещает им дорогу, а силы природы приходят на помощь, творя настоящие чудеса.

Прочитав полностью сказку «Двенадцать месяцев», вы наверняка восхититесь ее поэтичностью, легкостью и мудростью. Маршак показал нам, что нет ничего необратимого. Нужно учиться жить в соответствии с законами миропорядка, быть отзывчивым к бедам другого человека и красоте окружающего мира.

Источник: https://www.syl.ru/article/382845/s-ya-marshak-skazka-dvenadtsat-mesyatsev-kratkoe-soderjanie-analiz-i-harakteristika-geroev

Урок 51 С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ» | Поурочные планы по русской литературе 5 класс | Русская литература

Урок 51 С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»

13.05.2015 10948 0

Цели: сообщить об известном детском писателе ХХ в. С. Я. Маршаке; информировать учащихся о новом виде литературного произведения – пьесе-сказке; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств.

Эпиграф:

Я думал, чувствовал, я жил, И все, что мог, постиг, И этим право заслужил

На свой бессмертный миг.

                                               С. Я. Маршак

Ход урока

I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.

Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже. Отцу приходилось часто менять место работы. Трудно пришлось мальчику при поступлении в Острогожскую гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербурге.

Судьба свела Маршака с известным критиком В. В. Стасовым, который душевно отнесся к мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта с М. Горьким и Ф. Шаляпиным.

В 1912 г. Маршак уехал учиться в Англию. В это же время сотрудничал с разными редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и шотландских баллад, творений У. Блейка и Р. Бернса.

Тогда же начинает писать для детей. После 1917 г. заведует рядом детских домов и колоний в г. Краснодаре. Здесь впервые в стране был организован детский театр. Первые сказки С. Маршак написал для этого театра.

Писать для маленьких читателей было непросто: на писателя обрушились враги фантастики, веселых историй, сказок. Помог М. Горький, защитил детских писателей.

В течение жизни С. Я. Маршак очень ответственно относился к работе.

В 1964 г. писатель тяжело заболел, ослеп и умер в том же году.

Литературное наследие С. Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное наслаждение любителям чтения.

II. Беседа о произведениях С. Я. Маршака.

В процессе диалога ребятам с учителем нужно вспомнить такие известные произведения, как «Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Дети нашего двора», пьесы «Терем-теремок», «Про козла», «Умные вещи» и другие. Кратко рассказать содержание полюбившихся произведений или фрагментов из них.

«Путешествие» по иллюстрациям, созданным ребятами к произведениям С. Я. Маршака.

III. Работа над понятием «драматическое произведение».

Драма от греч. – действие – произведение, предназначенное для постановки на сцене.

В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.

Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.

Обратите внимание

Первое, с чем встречается читатель, это афиша – список действующих лиц (экспозиция); ремарки (фр. замечания) – пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).

Вопрос: Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.

IV. Распределение ролей и чтение I действия сказки.

Вопрос и задание:

– Почему Маршак назвал пьесу «Двенадцать месяцев»?

– Попробуйте самостоятельно выбрать себе роль.

V. Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок».

Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукавая и т. д.

Вопросы и задания:

– Подберите определения, характеризующие королеву (падчерицу, мачеху, дочку).

– Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?

– Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.

– Что можно сказать о знаниях королевы?

Анализ 3-й картины.

Вопросы:

– Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?

– Объясните значение слова «мачеха».

– Как  дочь  и  мать  относятся  к  падчерице?  Из  каких  слов  сказки это видно?

Попробуем сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах сказки.

В прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками, девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди  зимы  подснежники.  Только  пропадешь,  увязнешь  в  сугробах». Но она  не  осмеливается  перечить  мачехе – плачет,  кутается  в  рваный платок и идет.

А вот этот же эпизод в пьесе:

Падчерица. Да какие же теперь подснежники – ведь зима!

Мачеха. Весною-то за подснежниками не золотом платят, а медью!

Падчерица. Не пойду!

Дочка. А что же – мне вместо тебя в лес идти?

Падчерица. Да ведь не мне золото нужно!

Вопросы:

– В чем разница данных вариантов? (У героини появилась внутренняя твердость, чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.)

Читайте также:  Анализ рассказа заячьи лапы паустовского

Обобщая проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы:

– Кто из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла? (Королева, дочка, мачеха.)

– Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини?

Домашнее задание: прочитать оставшиеся действия сказки.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/357-1-0-16045

Урок «Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»»

Урок литературы в 5классе

Тема:»Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель: обучить анализу и чтению драматического произведения; способствовать развитию мышления; формировать умение сопоставлять героев сказки, делать выводы.

Ход урока

I.Организационный момент: приветствие, пожелание друг другу успехов, хорошего настроения.

Мотивация к учебной деятельности: Ребята, я в руках держу корзину «Успешный урок» ,давайте в нее положим то, что нам будет необходимо для того, чтобы наш урок прошел успешно. (Дети пишут на листках фразы ,читают их и складывают свои записки в корзину)-3мин.

II.Актуализация знаний

Теоритическая станция (тест. Обучающиеся оценивают себя на Листе самооценки)

Дать определение понятию «пьеса»

Диалог-это….

Ремарка-это..

Монолог-это…

Персонаж-это..

Оцените себя по пятибалльной шкале.

Содержание сказки «Чьи это слова?»

— И вас жалко, и золото жалко, а больше всего себя жалко.(дочка)

-Сначала надо подумать, а потом писать. (профессор)

_-Весной- то за подснежники не золотом платят, а медью.(мачеха)

— Не могу же я писать и думать в одно и то же время.(королева)

-Да какие теперь подснежники. ведь зима! (падчерица)

Оцените себя по пятибальной шкале.-7мин

III. Введение в тему урока, постановка целей и задач.

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучать сказку «Двенадцать месяцев». Какова будет тема урока, вы узнаете, если соберете пазл.

(Детям раздаются пазлы с положительными и отрицательными героями. Они собирают пазл, называют героев, группируют их)Работа по группам

-Назовите героев, изображенных на иллюстрациях.

-Какие поступки они совершали?

-Какие слова вы бы подобрали к этим иллюстрациям?

-Как будет звучать тема урока? (Запись темы урока)

-Что мы должны будем узнать? Как нам это узнать?

-Как мы узнаем о персонажах, если в сказке нет авторской характеристики? На что мы будем обращать внимание? (поведение, речь, отношение к окружающим)5мин

Физминутка-релаксация3 мин

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно, как солнышко, нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути выросли колючие кустарники.

Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно! Такое нежное, яркое, ласковое, теплое, как руки мамы! Все дотянулись? Возьмите его в руки, приятно добро держать в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза.

Важно

Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром!

-Есть ли еще в сказке отрицательные герои?(Дочка, мачеха).Подтвердите тестом свое мнение.

-Запишите этих героев. Дайте им характеристику .

Скажите одним словом, какие по характеру эти герои?(Злые)

-Подберите антоним к слову «злой» (добрый). Кого из действующих лиц сказки вы бы соотнесли с этим словом и почему?

-Какими положительными качествами они обладают? Зачитайте фразы, которые доказывают нам, что данные герои- положительные персонажи.

Запишите качества характеров этих героев. (Записывают, называют, обсуждают)

Итак, какие же герои являются положительными? отрицательными?

-Какие уроки вы извлекли для себя из этой пьесы-сказки?

-Докажите, что каждому воздалось по заслугам.

-Чему научил вас этот урок?

-Поставьте себе оценки за работу на уроке по новому материалу в Лист самооценки.

Просмотр клипа на песню «Доброта»-2мин

VI. Рефлексия.- 5мин

Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы ее? Каким способом?

-Получился ли у нас урок успешным? Обоснуйте свое мнение.

Продолжите фразу: На уроке я научился…

Мне было интересно…

Свою работу на уроке я оцениваю..

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/polozhitelnie_i_otritcatelnie_geroi_v_peseskazke_135340.html

Методическая разработка урока литературы для 5 класса «Сочинение по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

5 класс

Урок №76

  1. Тема урока: Сочинение по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

  2. Тип урока: развитие речи

  3. Планируемые результаты:

А) Предметные:

  • Актуализировать и систематизировать знания по сказке «12 месяцев»;

Б) Метапредметные:

  • Развивать навыки устной и письменной речи;

В) Личностные:

  • Воспитывать эстетический вкус, навыки самоконтроля
  1. Оборудование: учебник В.Я.Кровиной

  2. План урока:

  1. Оргмомент (1 мин.)

  2. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

  3. Беседа по темам сочинения (30 мин.)

  4. Составление учащимися плана будущего сочинения (10 мин)

  5. Дом.задание (1 мин.)

  6. Рефлексия (1 мин.)

Мотивация учебной деятельности

— Мы завершаем работу со сказкой «12 месяцев» и нам нужно подвести итоги, обобщить знания. Как мы можем это сделать? (написать сочинение)

— Каковы же тема и задачи нашего сегодняшнего урока?

(Определяют тему и задачи урока)

— Давайте вспомним структуру сочинения (вступление-основная часть-заключение)

Работа с темами

  1. Как и почему в пьесе-сказке «12 месяцев» добро побеждает зло?

— С чего бы вы начали это сочинение? (добро всегда побеждает зло; как влюбой сказке добро борется со злом…)

— Кто из героев стоит на стороне добра, кто – на стороне зла?

— Какие добрые/злые дела, мысли и качества их характеров показаны?

— Кто помогает Падчерице победить зло?

— Почему ей помогают все окружающие?

— За что наказаны отрицательные герои?

— Что заставляет отрицательных героев измениться к лучшему?

— Как можно закончить это сочинение? (справиться со злом помогает не только волшебство, но и положительные качества людей)

  1. В чем близки и чем различны Падчерица и Королева?

— С чего бы вы начали это сочинение? (в сказке «12 месяцев» мы видим образы…)

— Чем похожи Падчерица и Королева?

— В чем отличие их характеров?

— Кто из героинь меняется по ходу пьесы?

— Как автор относится к героиням?

— Какой сделаете вывод? (под влиянием положительных людей человек может поменяться к лучшему)

  1. Чем похожа пьеса-сказка «12 месяцев» на народную и чем отличается?

— С чего начнете? (с определения сказки)

— Какие герои сказки Маршака действуют в народной сказке?

— Что сближает сказку Маршака с народной? (добро побеждает зло)

— В чем различие? (более сложный сюжет; оценка героев автором, а не народной моралью; драматическое произведение)

— Что в сказке фантастического, что — реального?

— Чему учит нас сказка? (веру в добро и справедливость) – вывод

Далее учащиеся выбирают тему и работают над составлением плана сочинения

Д.з.: написать сочинения на одну из предложенных тем

Рефлексия

Сегодня на уроке было легко/трудно …

Сегодня на уроке я работал …, потому что …

Полезно? Поделись с другими:

Источник: https://www.InfoUroki.net/metodicheskaya-razrabotka-uroka-literatury-dlya-5-klassa-sochinenie-po-pese-skazke-syamarshaka-dvenadcat-mesyacev.html

Профессор Знаев

Цели урока: показать художественные особенности пьесы на примере сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Неповторимый след на земле оставил известный писатель С.Я.Маршак. Без него, без его произведений нельзя представить историю детской литературы. Без его стихотворений и сказок она была бы неполной и не столь яркой.

Если  любого школьника спросить, кого из детских писателей он знает, первой прозвучит фамилия «Маршак». Если попросить взрослого любителя английской поэзии прочитать по-русски один из сонетов Шекспира, то он (скорее всего!)  выберет перевод Маршака.

Именно Маршак перевёл шотландскую балладу «Вересковый мёд» на русский язык. И ему принадлежит следующее высказывание: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.

Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. Художник-автор берёт на себя только часть работы.

Остальное должен дополнить своим воображением  художник-читатель».  Маршак   старался писать так, чтобы разбудить воображение.

Итак, С.Я.Маршак – автор драматургических произведений. Драматургия – даже внешне – совершенно особый вид литературы.

Совет

Литературные произведения, специально предназначенные для постановки на сцене, называются драматургией. Появился этот род литературы около двух с половиной тысячелетий назад, когда в Древней Греции родилось театральное искусство.

Сначала в театре разыгрывали «в лицах» мифы о боге Дионисе, а потом стали создавать специальные произведения – пьесы. Обычно пьеса имеет форму диалога – разговора между двумя или несколькими лицами. В ней, как правило, нет места внутренним монологам  героев (монолог – речь одного человека; внутренний монолог – изложение мыслей героя).

  Нет в пьесе и авторских характеристик героев – зрители должны сами всё понять из высказываний и поступков действующих лиц.

Первыми драматургами считают древних греков Феспида и Фриниха. Наиболее известными среди драматургов древности являются «отец трагедии» Эсхил и «баловень счастья» Софокл.

В те далёкие времена драматург нередко был и поэтом, и музыкантом, и режиссёром (постановщиком всей пьесы), и хореографом (постановщиком танцев), и актёром.

Вслед за древними греками мы различаем три основных вида пьес: трагедия, комедия и драма.

Известно, что сказка «Двенадцать месяцев» написана Маршаком в годы Великой Отечественной войны, а  начало её, истоки – в славянском фольклоре. Именно там оживают месяцы, которые и помогают Падчерице в трудные для неё минуты жизни.

Главные герои пьесы — Падчерица, злая Мачеха и её глупая Дочка, Учитель Королевы и сама Королева.

Обратите внимание

 В этой сказке повествуется о том, как Королева под Новый год издала Указ: «…доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников…» А того, кто исполнит волю Королевы, наградить полной корзиной золота, пожаловать ему «бархатную шубу на седой лисе» и позволить «участвовать в нашем королевском новогоднем катании».

Услышав об этом, злая Мачеха и её глупая Дочка отправляют в лес за подснежниками Падчерицу. Пожалуй, отправляют её на верную гибель. Но на её пути  встречаются добрые двенадцать месяцев, братья, которые и помогают найти подснежники. Дарят ей волшебное колечко. На этом сказка не заканчивается.

Мачеха и её Дочка не могут рассказать своенравной Королеве о том, где же они нашли подснежники, и рассказывают лишь о Падчерице. Королева хочет казнить Падчерицу, но на помощь опять приходят братья-месяцы: превращают Мачеху и её Дочку в собак, разгоняют придворных и заставляют Королеву подумать о том, что  такое доброта и милосердие.

Во время прочтения сказки читателей охватывают разные чувства: чувства грусти, радости, веселья и негодования.  Действие происходит в лесу, в домике, где жила Падчерица, во дворце Королевы. Главные герои сказки – это Падчерица и Королева.

Обе они – девочки, у них нет родителей.  Но они принадлежат к разным социальным слоям: одна – богатая и властная Королева, а другая – сирота, бедная девочка, Падчерица.

В сказке происходят волшебные события, а также есть и волшебные символы: волшебное число, весенний цветок подснежник.

Что же правдиво в сказке, а что нет? Правдиво изображены все капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, сердечность и душевность Падчерицы. Неправдоподобно, конечно, появление двенадцати месяцев в сказке, их превращение в людей, встреча Падчерицы с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну, быстрая смена всех времен года.

Для чего всё это? Зрители и читатели начинают верить в то, что братья-Месяцы существуют. Маршак учит нас добру и состраданию. Мы осуждаем злую Мачеху, её Дочку, своенравную Королеву, глупую Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Верим в добро, справедливость.

Важно

Итак, сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» — это пьеса, т.е.литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка Маршака – прекрасный образец драматического произведения.

У драматического произведения есть афиша (список действующих лиц), есть диалоги и монологи, пьеса делится на действия, картины, имеются  краткие ремарки. Драматург – создатель драмы – раскрывает свою идею через диалоги героев. Актёры произносят слова, т.е. играют свою роль.

На сцене имеются декорации, возможно звучание музыки. В этом и заключаются художественные особенности пьесы- сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Источник: http://znaew.ru/index.php/litra-konsp111/8568-urok-literatury-khudozhestvennye-osobennosti-pesy-skazki-dvenadtsat-mesyatsev-s-ya-marshaka

Ссылка на основную публикацию