Анализ сказки о мертвой царевне и о семи богатырях пушкина

Скрытый смысл в сказке А.С Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”

Сказка ложь, да в ней намёк…

Предлагаю прочитать сказку Александра Сергеевича Пушкина “о мертвой царевне и семи богатырях”, обладая опытом жизни страны с момента её написания 1833 года. 

Действующие лица (образы):

Царица – европейская страна, с момента своего появления бьющаяся в амбициях и претензиях на звание самой Великой.
Царевна – молодая страна, появившаяся на обломках прежней империи.
Королевич Елисей – Сибирь (Енисей).
Чернавка – Санкт-Петербург.

В основу сюжета легла сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Принципиальные отличия в произведениях братьев Гримм и А.С. Пушкина:

Про короля ни слова./

Царь находится в отъезде ровно 9 месяцев.

Дата рождения не указана, только время года./

Указана точная дата рождения дочери.

Новая королева становилась перед настенным зеркалом./

Зеркальце небольших размеров: «бросит зеркальце под лавку».
«Злая мачеха сидела,
Перед зеркальцем своим».

Мачеха отправляет в лес Белоснежку в возрасте 7 лет./

Царица приказывает отвезти царевну в лес после того, как услышала накануне девичника ответ зеркальца.

Безымянный королевич впервые увидел Белоснежку в стеклянном гробу./

Королевич Елисей с приданым сватается к царевне.

В лес девочку отводит егерь./

Царица призывает Чернавку.

Королева приказывает увести в лес и убить./

Отвести в лес и оставить под сосною.

Узнав об обмане егеря, сама отправляется за семь гор к семи гномам./

Услышав от зеркальца об обмане, снова приказывает Чернавке «царевну погубить».

Предпринимает три попытки убийства: красивый шнурок, отравленный гребень и отравленная половина красивого яблока./

Угощает отравленным яблочком («наливное, молодое, золотое»).

Белоснежка ждёт гномов дома одна./

Царевна остаётся с псом Соколкой.

Гномы положили в стеклянный гроб и отнесли на гору./

Богатыри положили “во гроб хрустальный” и отнесли “в пустую гору”.

Белоснежку королевич не разыскивает, он был проездом у гномов и увидел гроб на горе./

Невесту разыскивает королевич Елисей. 

Гроб уронили, кусок яблока выскочил, Белоснежка очнулась./

Королевич разбил гроб, ударив всей силой.

Рассказывается о страшной казне над королевой./

Царица умерла от тоски, увидев царевну.

Белоснежка выглядела как мертвая./

“Труп царевны молодой”.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь,
Бог дает царице дочь.

Имеет принципиальное значение верное ожидание у окна царя.

Не случайно и время рождения, «в сочельник в самый, в ночь» (ночь накануне Рождества).

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,
Издалеча, наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен:

Но как быть? И он был грешен:
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица,
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройка, бела,И умом, и всем взяла;Но за то горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.


Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела;
С ним одним приветливо шутила,
И красуясь говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я-ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее.

Обратите внимание

Умирает прежняя империя, её место занимает через год новая царица. Тем временем подрастает молодая наследница. 

Зеркальце, его форма и размеры в сказке не уточняются.

Уменьшительная форма слова зеркала, позволяет представить образ предмета.
Зеркальце здесь – символ Земли, мирового господства.

И жених сыскался ей, – 

Королевич Елисей.
Сват приехал; царь дал слово;
А приданое готово:
Семь торговых городов,
Да сто сорок теремов
.

Королевич Елисей – образ Сибири (Енисей). 

В 1763 году Ломоносов М.В. сказал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью».
Семь торговых городов: Тобольск, Тюмень, Верхотурье, Енисейск, Томск, Якутск, Иркутск. http://russiasib.ru/gorod/
О торговых городах Сибири. http://www.rgo-sib.ru/book/articles/44.htm

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей

Спорить нечего. С царевной
Вот чернавка в лес пошла,

И царица налетела
На Чернавку: ,,как ты смела
Обмануть меня? и в чем?…

Чернавка в тексте упоминается дважды с большой буквы, один раз – с маленькой, и это, не опечатка. Хотя в современных изданиях трижды напечатано с большой буквы. Когда царица обращается к девушке – имя с большой буквы, при описании действия девушки – с маленькой.

Чернавка – река, на которой располагалась деревня Минкино, затем вошла в состав Санкт-Петербурга. Не простое совпадение и упоминание Сенной (удачно примененное в начале строки).
Про Сенную площадь http://www.universalinternetlibrary.ru/book/25092/ogl.shtml 
«Холерный бунт» на Сенной в 1831г. Кстати, по всей стране прокатились подобные бунты «народного» негодования в период с 1830 по 1831 г.г. (наверняка такие же «стихийные», как и в наши дни).

Королевич Елисей,

Помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.

Собираясь в дорогу молится Богу (в современных изданиях уже с маленькой буквы).

Пока просто обратите внимание, что делает королевич перед отправкой в дорогу.
Главное – душа, не просто телесная оболочка (духовность, нематериальное).

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленаго вина
Отрекалася она;

А.С. Пушкин работал с «важными бумагами» в архивах по делу о восстании Емельяна Пугачёва. Это для нас может быть неопределённость в том, кто же был на самом деле руководитель восстания. Автор, очевидно, знал больше, чем мог сказать открыто.

День за днем идет мелькая,

А царевна молодая
Все в лесу, – не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарею
Братья дружной толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.

Семь богатырей – город на семи холмах. Москва. Есть в России ещё один город на семи холмах, окруженный лесами, имеющий отношение к Романовым. Это город Чердынь, Пермский край – край лесов (см. герб Пермского края).

Весть царевну в глушь лесную,

И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Все события «богатырских забав» происходят в одно время. Руку правую потешить – в правой руке скипетр, распространение власти. Сорочин – образ жителей Сорочинска, город между Оренбургом и Самарой. В этих местах проходили события войны 1773-1775г.г. под предводительством Емельяна Пугачёва.

Именно у татарина, не монголо-татарина. В альбоме 1899-1902 г.г. Свена Андерса портреты татар и монгол никак не пересекаются. Подобные портреты встречаются и в других источниках: на картах, книгах. Здесь нарисованы бакинские и оренбургские татары.

С черкесами вели военные действия в ходе Кавказской войны. Очень интересно и красивым слогом жизнь, быт народов, населявших черноморское побережье описаны в книге Торнау Фёдора Фёдоровича «Воспоминания кавказского офицера 1835, 36, 37 и 38 года».

Об участии англичан на Кавказе повествует глава в книге Ворошилова В.И. «История убыхов»: «Англичане на побережье Кавказа».

Рисунки из альбома шведского архива: Hedin, Sven Anders. Scientific results of a journey in Central Asia, 1899-1902. Stockholm : Lithographic Institute of the General Staff of the Swedish Army 1904-1907.http://pds.lib.harvard.edu/pds/view/10102485?n=4179

Видно выспался он худо,

Ей царевна говорит;
На-ж, лови!” и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
“Благодарствую”, сказала,
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!”
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…

Хлеб – как образ России, экспортирующей зерно.

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
“Брось!” Она его ласкать,
Треплет нежною рукою;
“Что, Соколка, что с тобою.
Ляг!”

Соколока – образ охраны.

Ждали три дня, но она

Не возстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили, и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ея к шести столбам
На цепях чугунных тамОсторожно привинтили

И решеткой оградили

;
И пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил…

В расшифровке этой части не уверен. Отнесли хрустальный гроб внутрь пустой горы именно в полночную пору. Возможно, речь о сокрытии каких то знаний.

Не для красивого словца описаны поиски королевичем своей невесты.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет, как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен:
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу, наконец,
Обратился молодец
.

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
“Ветер, ветер! ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного…”

В поисках невесты у королевича «появились зацепки» только после обращения к красну солнцу. Вспомните, что сделал в первую очередь королевич, отправляясь на поиски.

Вот идет; и поднялась

Перед ним гора крутая:
Вкруг нея страна пустая,
Под горою темный вход…

В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет

Важно

Пророчество о судьбе родной Отчизны, которая сможет для себя выбрать правильные ориентиры и освободиться ото сна (рабства).

В целях сокрытия истины проводятся реформы языка, создание новых языков, производятся смены режимов в странах, переименовывают названия городов, улиц, площадей, развязывают войны, уничтожают памятники архитектуры в ходе военных конфликтов и т.п.

Источник: http://mishawalk.blogspot.com/2015/01/blog-post_19.html

Чему учит сказка о мертвой царевне и семи богатырях?

Чему учит сказка о мертвой царевне и семи богатырях?

  • эта сказка не стала исключением и как во многих здесь добро побеждает зло , так что можно сказать в первую очередь она учит нас доброты а так же не мало важно справедливости , так же здесь можно найти осторожность
  • Сказка учит и тому, что надо терпеливо относиться к ударам судьбы,быть добрым и милосердным. Именно за такой нрав. характер девушка-царевна получает в конце концов счастье, любовь. Учит верить в доброту людей.Тому, что злые люди в конце концов получат по заслугам.
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях учит справедливости, зло наказывается, а добро торжествует и все живут в мире и гармонии. Как ты отнесешься к миру, так мир отнесется к тебе, если любишь природу, под дубом найдешь местечко спрятаться от дождя, любишь людей – каждый будет рад тебе помочь.
  • Сказка Александра Сергеевича Пушкина quot;О мртвой царевне и семи богатыряхquot; гласит, что чистое и доброе сердце всегда будет выше несправедливости, лжи, лицемерия. Человек всегда должен стремиться к развитию наиболее благодатных качеств.
  • Как и любая другая русская сказка,эта учит нас тому,что в людях должно быть милосердие и сочувствие.И в любой сказке всегда есть противостояние добрых и злых сил, но ведь в итоге добро будет всегда побеждать зло.Потому что добрых людей вокруг нас гораздо больше,чем злых.И сказка нас учит тому,что добро это благодетель и оно всегда будет вознаграждено,а вот зло является грехом и оно на самом деле будет наказуемо.И что мир состоит из людей,которые могут вовремя оказать посильную помощь,не прося за это какой то награды.И что каждый человек должен развивать в себе лучшие качества,которые всегда будут ценны в жизни.
  • Главная мораль любой сказки уже по определению в том, что добро всегда сильнее зла. Но это только один момент. Мне бы хотелось заострить наше внимание на нескольких других уроках этой сказки. Прежде всего самовлюбленность и самолюбование, то что называют нарциссизмом, до хорошего не доводит.

    Читайте также:  Анализ рассказа ванька тепляшин шукшина

    Когда человек слишком уверен в своей исключительности и внезапно оказывается это не так, возможно всякое, такая тоска возьмет, что хоть на месте умирай. Далее, эта сказка учит никогда не терять надежду.

    Царевич Елисей долго искал царевну, справлялся о ней у солнца, месяца и ветра и даже услышав о ее смерти, решил все равно добраться до гроба, чтобы хотя бы попрощаться. А в жизни все-таки случаются чудеса и это еще один урок сказки. Гроб разбивается, царевна оживает, мачеха-царица умирает от тоски.

    И наконец самый окончательный вывод: красота великая сила. Краса и кротость царевны спасли ее когда ее вела в лес Чернавка, сделали семерых богатырей ее преданными поклонниками, даже собака полюбила царевну и как могла пыталась предостеречь ее от отравленного яблока.

  • Сказка удивительная. Злая мачеха как бы ни старалась, но ничего у не не выходит. Доброта и верность царевны настолько велики, что все злые козни оканчиваются крахом. Значит, зло не всесильно, хоть и доставляет массу неприятных, а иногда и страшных моментов. Красота сама по себе без прекрасных душевных качеств ничто, пустота и зависть.

    А ещ каковы семеро богатырей! Они настолько деликатны, что просто диву даешься.

    Их отношение к незнакомой, а кто е знает, вообще какой-то неизвестной забредшей к ней девице настолько уважительное, нежное, подчеркнуто деликатное, что …добрым молодцам урок. Как они отреагировали на то, что ей милей королевич Елисей!

    О верности в любви, доброте, незлобивости, порядочности – об этом сказка.

    И такой же избранник царевны – королевич Елисей.

    Замечательная история, сказочная.

  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, учит нас многому, но только не всегда получается учиться на чужих ошибках, все чаще наступаем на собственные грабли.

    Царевна очень добрая и доверчивая девушка, а в современном мире все же надо быть не на столько доверчивой, чтобы кушать еду от абсолютно не знакомого человека.

    Но все же справедливость в данной сказке восторжествовала и добро в очередной раз победило зло.

  • сказка о мертвой царевне и семи богатырях учит впрочем как и все сказки о том,что добро всегда побеждает зло!

    Побольше бы нашим деткам смотреть именно те старые добрые сказки и мультики нашего детства!

    а то что выпускают сейчас это бред и куда не глянь зло,оружие, агрессия…

    Для тех кто не смотрел приятного просмотра

  • Наверное, каждый может найти что-то для себя в quot;Сказке о мртвой царевне…quot; – лично я помню, что сначала прочла quot;Белоснежкуquot;, поэтому пушкинскую сказку воспринимала как пересказ данного сюжета, но только в стихах и с добавлением национальных особенностей…

    Чему учит? Скорее всего, учит осмотрительности, осторожности – коварный враг может находиться гораздо ближе, чем ожидаешь. Учит вере в хороших людей, в любовь – всегда найдутся те, кто выручит и поможет. Учит благодарности – никогда нельзя забывать даже одного доброго дела, которое кто-то сотворил в твой адрес…

    Вот замечательный старый мультфильм, посмотрите.

  • конечно же учит добру и справедливости. Что всегда добро побеждает зло, все придет со временем если быть порядочным человеком. Ещ сказка показывает как может закончить жизнь самовлюбленный человек если будет себя так вести. Злая мачеха наказана.

  • Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-kultura/chemu-uchit-skazka-o-mertvoj-carevne-i-semi-bogatiryah/

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: анализ произведения А. С. Пушкина и главные герои

    Меню статьи:

    Французская писательница Жорж Санд собирала народные сказки Франции и писала на их основе произведения. Российский поэт, гений Александр Пушкин тоже увлекался переосмыслением русских сказок. «Сказка о мертвой царевне» написана на основе материалов из народного произведения «Волшебное зеркальце».

    Сюжетные линии сказки

    Писатель обращается к традиционному для русских народных сказок мотиву: царь уезжает, а в это время царица рожает дочь. Однако жена умирает до приезда мужа.

    Через год царь снова женится: новая царица хороша собой, но внешняя красота сочетается с внутренним, нравственным уродством. Женщина отличается жестокостью, своенравностью и завистливостью.

    Почитатель сказок без труда угадает в этом сюжете сходство с известной историей о Белоснежке.

    Совет

    Как и у мачехи Белоснежки, у царицы из пушкинской сказки тоже есть волшебное зеркало. Вещь разговаривает со своей хозяйкой, подтверждая, что та «румянее и белее» ото всех других девиц.

    Проходят года, но зеркало подтверждает, что нет девушки, прекраснее царицы.

    Однако время нещадно по отношению к людям: однажды зеркальце ответило царице, что та по-прежнему красива, но юная царевна, подрастающая дочка царя, превосходит царицу красотой.

    Царицу охватила злоба и ярость. Завистливая женщина призвала служанку, повелев той отвести юную царевну в темную лесную чащу и оставить там умирать, на растерзание зверей. Царевна поняла, что ей грозит опасность. Служанка смилостивилась над девушкой, сжалилась над царевной и отпустила ее. Жестокой же царице служанка сказала о том, что девушка мертва.

    У царевны был жених – Елисей. Царь, которому сообщили о смерти дочери, охвачен грустью и отчаяньем, однако Елисей не верит словам о гибели царевны.

    Сама же девушка, побродив по лесу, находит дом, расположенный в глубине чащи. Дом – большой и просторный, а сторожевая собака явно симпатизирует гостье. Хозяев дома не оказалось. Царевна решила навести порядок в доме.

    Вечером, когда хозяева вернулись, они заметили, что в доме чисто и убрано.

    Хозяевами оказались семь братьев-богатырей. В благодарность за порядок, богатыри обещают незваному путнику гостеприимство. Царевна выходит из своего укрытия. Речь выдала в девушке особу королевских кровей.

    Богатыри хорошо приняли гостью, позволив найти в их доме приют. Девушка нравится братьям. Богатыри предложили, что царевна может найти мужа среди них, но та ответила, что ее сердце принадлежит жениху – Елисею.

    Тогда богатыри предложили царевне быть им сестрой.

    Царица же снова задает зеркалу привычный вопрос, но ответ остается неизменным: царица хороша, но красота царевны затмевает ее. Правда раскрывается, и служанка говорит, что царевна на самом деле не умерла.

    Тогда царица задумала новый план умерщвления царской дочери. В дом богатырей царица подослала нищенку. Пес встретил ту лаем, не подпуская к девушке. Добрая душой царевна сжалилась над нищей женщиной и бросила той хлеб. Ответный дар от нищенки – яблоко.

    Как только царевна попробовала яблоко, она упала замертво.

    По возвращении, братьев-богатырей встретил верный пес. Собака показала братьям тело царевны: в тоске по девушке, пес проглотил остатки яблока и тоже умер. Богатырям жаль хоронить вновь обретенную сестру. Девушка не выглядит трупом: ощущение, что царевна лишь спит. Тогда богатыри соорудили для красавицы гроб из хрусталя, который поместили в одной из горных пещер.

    Обратите внимание

    Царица, снова спрашивая зеркало о своей красоте, наконец, получает положительный ответ: прекраснее нее нет женщины. Елисей ищет царевну во всех уголках мира. Никто ничего не слышал о возлюбленной юноши. Ветер указывает Елисею путь к гробу девушки. Горюя, Елисей «ударился» о пристанище царевны: хрусталь разбился, и девушка внезапно обрела жизнь.

    Елисей и его невеста собираются пожениться, а царица снова задает зеркалу прежний вопрос. Услышав, что царевна жива, злобная женщина погибает, сраженная злобой и завистливыми чувствами.

    Идея сказки – в победе добра над злом, в торжестве справедливости. Сказки Александра Пушкина полны волшебства и чудес.

    Однако, исследователь Владимир Пропп считает, что добрая сказка о мертвой царевне скрывает жестокую традицию инициации. Сказки мира отличаются похожими сюжетами.

    Это навело ученого на мысль, что на самом деле все произведения сохраняют сказание об одном событии – о моменте взросления. Смерть – это символ перехода из одного состояния в другое.

    Культурологическая интерпретация «Сказки о мертвой царевне»

    В данном случае читатель сталкивается с художественным описанием «мужского дома». Эти дома – институт родового строя, в средневековье перевоплотившийся в союзы рыцарей. Здесь селились юноши, достигшие половой зрелости.

    С этого момента и до женитьбы, жизнь юношей проходила в мужских домах. Такие коммуны иногда назывались сообществами холостых.

    Женщин в мужские дома не пускали, но были исключения, которое читатель наблюдает в сказке о мертвой царевне.

    Важно

    Мужские дома – большие по размеру, как изображено и в сказке Пушкина. Иногда дом изображается окруженным изгородью из растений или кустов. Такой «живой» забор образовывается только вокруг места сна красавицы – не мертвой, но спящей. Большие дома населяются охотниками или братьями.

    Число жителей дома варьируется, но обычно их количество составляет от двух до двенадцати человек. Как видим, в сказке в лесном доме живут семь братьев-богатырей, что вписывается в рамки «мужского дома». В доме не живут девушки, единственное исключение – сестра или старуха.

    На сестре или старухе нельзя жениться, а инцест в данном случае исключен.

    Жизнь в мужском доме идет своим чередом, пока здесь не селится «сестрица». Мертвая царевна в сказке играет роль такой сестрицы, вносящей в размеренное существование сообщества новую динамику.

    Девушка-сестрица присматривает за порядком в доме, «живет», «хозяйничает», а за это имеет «благословение» от Бога.

    Однако девушка не может быть «простой», смерть – особое качество сестрицы, проводящее черту между ней и миров вне мужского дома.

    Черты сестрицы

    1. Девушка приходит в мужской дом по доброй воле, но также она может быть похищенной.
    2. Сестрица занимается хозяйственными делами, а юноши из мужского дома уважают девушку и заботятся о той, как о родной сестре.
    3. Однако время служения братьям однажды заканчивается, девушки выходят замуж и прекращают быть «сестрицами».

    Центральные персонажи сказки Александра Пушкина

    Главная героиня произведения – царская дочь. Мачеха царевны, на которой отец девушки женился после кончины жены – матери царевны, злая и завистливая. Мачеха не стерпела превосходства падчерицы над собственной красотой, а потому решила изжить царевну со свету.

    Чернавка – горничная царицы – получила приказ отвести царевну в глухой лес и оставить там, чтобы ту убили дикие звери или непогода.

    Чернавка должна привязать царевну к дереву, но та пожалела невинную девушку и просто оставила в лесу. В аналогичной сказке про Белоснежку, слуге приказали вырезать сердце царевны – как доказательство смерти героини.

    Совет

    Тот предоставил злой королеве внутренности животного – вместо сердца Белоснежки.

    Царевна скиталась по лесу, но потом нашла большой дом, который пустовал. Оказалось, что в тереме живут 7 братьев, принявших девушку впоследствии как сестру. Единственное, что окрашивает жизнь царевны здесь в грустные краски, – тоска по суженому, королевичу Елисею.

    Елисей

    Юный королевич – возлюбленный царевны. Юноша обладает красивой внешностью, у Елисея пронзительный и острый ум. Настойчивость и храбрость толкают царевича отправиться на поиски суженой. Королевич долго ищет невесту: он задает вопросы небесным светилам, но те не видели царевны. Наконец, ветер сообщил Елисею, что царевна умерла, а гроб девушки подвешен в одной из пещер.

    https://www.youtube.com/watch?v=j8riiS7tSRU

    Отправившись к горе, где царевна нашла последнее пристанище, Елисей в порыве горя ударился о гроб. Заглянув в хрустальную опочивальню, королевич увидел, что к царевне вернулась жизнь: удивившись непривычному сну, девушка ожила.

    Мачеха, царица

    Женщина любит постоянно спрашивать у зеркала (приданного королевы) о том, кто на свете «всех милее». Зеркало до поры до времени отвечает, что красивее царицы мир никого не знает. Но царская дочь подрастает и хорошее, поэтому однажды зеркало называет царевну первой красавицей.

    Царицу охватила ужасающая злоба. Сказка описывает многочисленные попытки царицы избавиться от конкурентки. Осознав тщетность попыток изжить падчерицу, королева гибнет от «тоски».

    Читайте также:  Характеристика и образ барона в пьесе горького на дне

    Братья-богатыри

    Молодые юноши, живущие в большом доме, расположенном в лесной чаще. Царевну, случайно попавшую в их жилище, братья принимают радушно и гостеприимно, разрешая девушке остаться здесь жить. Взамен, в знак благодарности царевна хозяйничала в доме богатырей.

    Царевна отвечает, что сердце ее уже отдано Елисею – суженому девушки. Тогда богатыри предлагают гостье остаться в доме в качестве сестры.

    Братья занимаются охотой. Вернувшись домой в один из вечеров, богатыри становятся свидетелями гибели царевны. Но «сестрица» выглядела как живая, лишь дыхание пропало. Поэтому братья соорудили для девушки хрустальную усыпальницу, поместив ее на горе, в пещере.

    Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah.html

    Профессор Знаев

    Много веков тому назад жил на Руси народ-труженик, народ-богатырь.

    На его долю выпало много испытаний и бед, но он верил в добро и любовь и выражал свои мысли и чувства в произведениях устного народного творчества: былинах, пословицах, поговорках, загадках, песнях, частушках, которые сохранились до наших дней. Cамые любимые, знакомые каждому человеку с детства фольклорные произведения – это сказки, в которых всегда побеждает добро и происходит чудо.

    Народными сказками восхищался   великий русский поэт А.С. Пушкин. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», – восклицал он. Маленькому Саше в детстве их рассказывали бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна. Эту любовь А. С. Пушкин сохранил на всю жизнь. Став взрослым, он сам написал замечательные сказки. Их любят и хорошо знают взрослые и дети.

    Писатель С. Я.

    Маршак утверждал: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной!» При изучении «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» ученики нашего класса находили в ней народные слова, выражения, волшебные числа и отметили большое сходство со сказкой «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, которые собирали, обрабатывали народные немецкие сказки и опубликовали их в 1812-1814 г.г. Учёные предполагают, что поэт был знаком с немецким вариантом сказки и использовал его при создании своего произведения в 1833 году. На эту тему написано несколько исследований.

    Хорошо известен также фрагмент народной сказки «Царевна у богатырей». Поэт записал его со слов няни в 20-ых годах XIX в. в Михайловском.

    Есть ли в русском фольклоре другие сказки, похожие на пушкинскую? Что в них общего? Чем они отличаются? Во втором томе сборника «Народные русские сказки» А.Н.

    Афанасьева мы прочитали сказку «Волшебное зеркальце», о которой редко упоминается, и решили в данной работе сравнить   её   и «Царевну у богатырей» с произведением А.С. Пушкина.

    Особенности русской волшебной сказки как жанра устного народного творчества

    Волшебная сказка – занимательный рассказ, отличительной особенностью которого является наличие фантастики, волшебства, чуда.

    Существуют различные классификации волшебных сказок.

    С учётом сюжета – системы событий, происходящих в произведении, – выделяются:

    – сказки о чудесной задаче;

    – сказки о чудесных женихах и невестах;

    – сказки о чудесных детях

    – сказки о брачных испытаниях;

    – сказки о детях, ведьмах и людоедах;

    – сказки о невинно гонимых;

    – героические сказки.

    Обратите внимание

    По конфликту – столкновению характеров и обстоятельств, положенному в основу действия, волшебные сказки делятся на:

    – героические: герой борется с волшебной силой (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный);

    –социально-классовые: герой борется с царём, барином;

    –семейные: противоречие между героями возникает в семье.

    Большинство волшебных народных сказок строится одинаково:

    Элементы сюжета Содержание сказки
    1. Экспозиция Знакомство с членами семьи (она состоит из двух поколений – родителей и детей) или будущим героем (солдатом). Присутствует отлучка одного из членов семьи. Усиленной формой отлучки является смерть родителей
    2. Завязка сказки Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу, нарушают какой-либо запрет. Вре -дитель выведывает или получает сведения о герое, пытается обмануть его. Начинается противодейст- вие – отправка героя из дома
    3. Развитие сюжета Герой ищет потерянное или недостающее.Обречён-ный на смерть герой отпускается
    4. Кульминация Главный герой, или героиня сражаются с противо -борствующей силой и всегда побеждают её
    5. Развязка Потеря или недостача преодолеваются. Герой (ге- роиня) воцаряются, крестьянский сын становится мужем царевны

    Это сходство, по мнению русского фольклориста В.Я. Проппа, [5, с.20] связано с тем, что в русских волшебных сказках одинаковые действия (поступки) совершают различные персонажи. Таких действий немного, и всех героев можно объединить в несколько групп:

    1) антагонист (вредитель);

    2) даритель;

    3)помощник;

    4)царевна или её отец;

    5)отправитель;

    6) герой;  

    7) ложный герой.

    Герой сказки назывался жертвой, если он пострадал от действий вредителя в начале сказки, или искателем, если отправляется на поиски другого героя. Один и тот же персонаж может выполнять разные роли (Баба Яга-вредитель Баба Яга-даритель). При создании образов сказочных героев использовался приём антитезы.

    Особенностями построения народной сказки также являются

    – замедление действия при помощи многократных повторов;

    – использование сказочных формул

    Начальные Серединные Конечные(концовка)
    Присказка:Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди. Формулы оповещения:добрый молодец, красная девица Стали они жить-поживать, добра наживать
    Зачин: В некотором царстве, в некотором государстве
    Формулы обращения:Избушка! Стань ко мне передом, к лесу задом
    Формулы пространства и времени: долго ли коротко ль, далеко ли близко.

    К языковым средствам выразительности русской народной сказки относятся:

    – гиперболы (преувеличения): и рос он не по дням, а по часам;

    – повторы: диво-дивное, чудо-чудное;

    – постоянные эпитеты: дремучий лес, серый волк;

    – уменьшительные и увеличительные суффиксы: головушка, избушка, глазищи.

    –сросшиеся синонимы: грусть-тоска, путь-дорога;

    – повторные приставки: затужили-загоревали, повыжжено-поломано.

    Фольклорные традиции и особенности авторской сказки в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    2.1. Сходство и различие сказочных сюжетов и образов

    «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина по классификации русских народных волшебных сказок может быть отнесена к семейным сказкам или сказкам о невинно гонимых. Сравнение сюжетов сказки А.С. Пушкина и русских народных<\p>

    Пушкинская сказка опирается на фольклорный сюжет.<\p>

    А.С. Пушкин сохраняет основные элементы сюжета народных сказок:

    – завязка (решение мачехи убить падчерицу);

    – кульминация (убийство царевны, похороны);

    – развязка (воскрешение героини, свадьба).

    В то же время поэт упрощает сюжет. Он не использует некоторые сказочные ходы из «Волшебного зеркальца» (любовь к купеческой дочери и вредительство брата купца и начального генерала, служба купеческой дочери поварёнком в доме отца) и добавляет в новые (королевич Елисей ищет невесту). В его сказке действует и меньшее количество героев.

    Персонажи сказок.

    А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Запись народной сказки со слов Арины Родионовны (фрагмент)
    Царица-мать
    Царевна (пострадавший герой) Купеческая дочь (пострадавший герой) Царевна (пострадавший герой, защитница богатырей)
    Дядя, брат купца (вредитель 1)
    Царь-отец Купец-вдовец
    Царица-мачеха (вредитель) Мачеха (вредитель 2) Мачеха (вредитель)
    Чернавка (исполнитель злой воли, щадящий главную героиню) Брат купеческой дочери (исполнитель злой воли вредителя 1, щадящий главную героиню)
    Нищая черница (исполнитель злой воли вредителя) Старуха (исполнитель злой воли вредителя 2)
    Семь богатырей Два богатыря Двенадцать богатырей
    Соколко (собака-помощник царевны)
    Королевич Елисей (герой-искатель, избавитель) Царевич (избавитель) Царевич (избавитель)
    Солнце, Месяц, Ветер (силы природы – помощники королевича)
    Свита царевича
    Родители царевича
    Начальный генерал (вредитель3)
    Матрос

    Автор не случайно вносит такие изменения. Он хочет привлечь внимание читателя к главным героям сказки и более глубоко раскрыть их характеры и прежде всего характер главной героини – царевны.

    Если во фрагменте сказки, записанном со слов няни, о качествах царевны не говорится и она является не только жертвой мачехи, но и защитницей богатырей, то в «Волшебном зеркальце» и пушкинской сказках царевна и купеческая дочь являются только жертвами. Эти героини похожи.

    Купеческая дочь Царевна
    А купеческая дочь была уже на возрасте и такой красоты неописанной А царевна молодая,Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла,Поднялась – и расцвелаБелолица, черноброва
    …И тиха-то, и скромна. Нраву кроткого такого

    А. С.

    Пушкин, описывая красоту царской дочери, сравнивает её с цветком. Читатель чувствует, что автор любуется ею: называет «прекрасной невестой», «красавицей душой», «душой моей», «милой сестрицей» для братьев-богатырей.

    В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова даётся такое толкование слова «милый»: «1. Славный, привлекательный, приятный. Милый ребёнок.2. Дорогой, любимый. Милый друг».

    Значит, царевна молодая любима автором не только из-за   внешней   красоты: она дорога ему.

    А.С. Пушкин показывает нам душевные качества героини, её внутреннюю красоту. Царевна молодая скромна, воспитанна, у неё кроткий нрав. Именно поэтому Чернавка, «в душе её любя,/ Не убила, не связала, / Отпустила…». Служанка выполнила злую волю мачехи, но смягчила её.

    Несмотря на то, что героиня – царская дочка, она трудолюбива. В тереме у богатырей «всё порядком убрала, /Засветила Богу свечку, / Затопила жарко печку». Милая девица добра и заботлива. Купеческая дочка приглашает в дом старуху, потому что скучает по дому и хочет узнать новости, а царевна жалеет нищую черницу и угощает её хлебом.

    Но главные качества героини пушкинской сказки – любовь и преданность своему жениху. У дочери купца из «Волшебного зеркальца» не было жениха, как у царевны молодой, а два богатыря сразу договорились, что девица будет им «родною сестрицею». В сказке А.С. Пушкина «братья милую девицу» полюбили и предложили ей: «Одному женою будь». На что она, верная Елисею, ответила:    

    Ой, вы молодцы честные,

    Братцы вы мои родные,

    Как мне быть? Ведь я невеста.

    Для меня вы все равны,

    Все удалы, все умны,

    Всех я вас люблю сердечно,

    Но другому я навечно

    Отдана. Мне всех милей

    Королевич Елисей

    Царская дочь очень похожа на свою мать, любящую и тоскующую в разлуке. В народной сказке обычно ничего не говорится о характере царицы-матери, только в начале упоминается, что она умирает (отлучка родителей). Поэт в своей сказке специально показывает сходство этих героинь, но не только их:

    За невестою своей

    Королевич Елисей

    Между тем по свету скачет.

    Нет как нет! Он горько плачет…

    Елисею сочувствуют силы природы: солнце, месяц, – а ветер помогает найти невесту. Этих героев в народной сказке нет. Царевну пытался спасти от смерти пёс Соколко, который стал ей верным другом и даже не захотел жить, когда она «умерла». Во фрагменте, записанном со слов няни Пушкина, «псы ходят на цепях и не подпускают мачеху», они хорошие сторожа.

    Важно

    Поэт описывает по-другому и пробуждение царевны. В народной сказке купеческая дочь оживает, потому что «вдруг выпал из … косы волшебный волосок» во время расчёсывания её царевичем перед похоронами.

    Царская дочка очнулась от сна, потому что «об гроб невесты милой он (Елисей) ударился всей силой». Автор хочет, чтобы читатель понял, как королевич любит свою невесту и горюет по ней. И в народной, и в пушкинской сказке добро торжествует над злом, но А.С.

    Пушкин в своём произведении утверждает, что добро – это любовь и верность.

    Особенности композиции сказки А.С.Пушкина, изобразительно-выразительные средства.

    «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» показывает, что поэт хорошо знал особенности композиции (построения) народной сказки и изобразительно-выразительные средства, которые в ней используются.

    В основе сказки лежит приём антитезы (царевна-мачеха, царица-мать-царица-мачеха; купеческая дочь-брат купца, купеческая дочь-мачеха, купеческая дочь-начальный генерал).

    В ней есть троекратный повтор (королевич Елисей трижды обращается к силам природы, богатыри три дня ожидают, когда царевна оживёт; к купеческой дочери трижды приходит злая старуха), волшебное число семь (семь богатырей). Из сказочных формул поэт берёт только концовку:

    Читайте также:  Характеристика и образ насти в пьесе горького на дне сочинение

    Я там был, мёд, пиво пил,

    Да усы лишь обмочил.

    К сказочным изобразительно-выразительным средствам в его произведении можно отнести сросшиеся синонимы («путь-дорога»), повторы («ждёт-пождёт»; «росла, росла», «шла да шла»), постоянные эпитеты («красная девица», «молодцы честные», «белы руки»), уменьшительно-ласкательные суффиксы («тихонько», «хозяюшка», «яблочко», «солнышко», «дружок», «зеркальце»).

    А. С.

    Пушкин хорошо знал и любил язык своего народа и использовал в сказке народные слова и выражения («тяжелёшенько», «белёшенька», «издалече», «тужит», «пожалую», «благодарствуй», «худо»), но в его сказке есть слова и выражения, которые могли быть употреблены только в литературной сказке («восхищенья не снесла», «свойство зеркальце имело», «погасла …жертвой злобе», «сотворив обряд печальный», «молва трезвонить стала»).

    Народные сказки написаны прозой, а пушкинская стихами. Поэтическая речь очень красивая. А. С. Пушкин часто использует звукопись:

    Только видит: вьётся вьюга,

    Снег валится на поля,

    Вдруг она, моя душа,

    Пошатнулась не дыша…

    В первом отрывке повторяется звук [в], он передаёт завывание вьюги. Во втором звук [ш] помогает понять, что царевне очень тяжело и автор сочувствует ей.   Рифма (созвучные окончания строк) в сказке, написанной стихами, также передаёт состояние героя, его характер:

    Как царица отпрыгнёт,

    Да как ручку замахнёт,

    Да по зеркальцу как хлопнет,

    Каблучком-то как притопнет!

    Совет

    Царица-мачеха «своенравна и ревнива». Её зависть и гнев подчёркивают рифмующиеся глаголы.

    Заключение.

    Сравнив «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина со сказками «Волшебное зеркальце”, «Царевна у богатырей, созданными народом, можно сделать вывод, что поэт продолжает фольклорные традиции. Сходство с народными сказками есть в сюжете, композиции, образах героев. Автор использует изобразительно-выразительные средства народных сказок.

    Вместе с тем   А.С. Пушкин создаёт оригинальное произведение, литературную сказку в стихах. Он показывает внутренний мир главной героини, выражает к ней своё отношение. Поэт любит царевну молодую за внутреннюю красоту, прославляет в сказке любовь и верность.

    Источник: http://znaew.ru/index.php/doklad-po-literature/3465-doklad-po-literature-skazka-o-mertvoj

    Урок №16. Тема. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

    5 класс

    Урок № 16.

    Тема. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    Цель:

    • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;
    • развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;
    • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

    Оборудование: мультимедийная презентация.

    ХОД УРОКА.

    І. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.1. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Няне».2.Беседа по первичному восприятию «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.- Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина?- Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?- Составьте цитатный план.

    • «Царь с царицею простился..»
    • «Царь женился на другой..»
    • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
    • «А царевна все ж милее..»
    • «Вот Чернавка в лес пошла..»
    • «Будь нам милая сестрица»
    • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
    • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
    • «В руки яблочко взяла»
    • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
    • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
    • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
    • «Свадьбу тотчас учинили»

    III. Изучение нового материала.

    1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.2.Анализ содержания сказки.2.1. Слово учителя об истории создания сказки.В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, – говорят, – тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г.

    2.2. В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в. Объясните значение слов и выражений: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка, всем взяла.

    2.3. Выразительное чтение отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».

    – Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).

    Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.

    – Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)

    – Какие слова передают отношение автора к героине? (Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).

    2.4. Выразительное чтение отрывка от слов «Правду молвить, молодица…» до слов «Гордо в зеркальце глядясь».

    – Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива).

    – Объясните лексическое значение слова «ломлива»? (Капризная, кривляющаяся).

    – Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? («Ты, царица, всех милее…» Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.)

    – Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?И царица хохотать,И плечами пожимать,И подмигивать глазами,И прищёлкивать перстами,И вертеться подбочась.

    (Слова, соединённые повторяющимся союзом «и», раскрывают самые разные значения слова «ломлива». Царица любуется собой, она подвижна и весела).

    – В глаголах из приведённого отрывка определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает многократность действия? (Суффикс «-а-»).

    – Какие приставки усиливают эти значения, делают описания действия более яркими и выразительными? (Приставки «под-», «по-», «при-»).

    2.5. Слово учителя.Образы царицы-матери и царицы-мачехи контрастны. Царица-мать сидит у окна, ожидая царя, она видит огромный мир за окном; царица-мачеха глядится в зеркало и видит только себя, думает только о себе. В образах героинь противопоставлены мягкость и надменность, любовь и эгоизм.2.6. Выразительное чтение отрывка от слов «Но царевна молодая…» до слов «Да сто сорок теремов».

    – Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»? (Своенравию царицы-мачехи противопоставлена кротость царевны).

    – Объясните лексическое значение слова «кротость». (Спокойствие, доброта, незлобливость).

    – С кем сравнивает поэт царевну?- Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны.- Почему мачеха решила расправиться с царевной?2.7. Выразительное чтение отрывка от слов «На девичник собираясь…» до слов «Всё ж румяней и белее».- Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем? Найдите обращения, которые выражают изменения настроения царицы. Какие слова появляются в её речи? Как это характеризует героиню?- Какие приставки помогают А.С.Пушкину передать гнев и возмущение царицы? 2.8. Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой».- Что в сказке противопоставлено злобе царицы?- В каких словах проявляется отношение автора к царице?2.9. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича (с.101 учебника, ч.1).- Как Соколко встретил царевну? Почему?2.10. Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась».- О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?2.11. Слово учителя.Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.- Каково лексическое значение слова «богатырь»?- Какими мы видим богатырей? Что можно о них рассказать?2.12. Выразительное чтение отрывка от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать».

    – Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).

    – Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?2.13. Выразительное чтение эпизода от слов «Между тем царица злая…» до слов «Иль царевну погубить».- Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?2.14. Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Раз царевна молодая…» до слов «И тиха, недвижна стала».

    – Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).

    – Почему так подробно описывает автор яблочко?

    – Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).

    – Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?- Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?2.15. Выразительное чтение фрагмента сказки от слов «Братья в ту пору домой…» до слов «Только гробу одному».- Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?- Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?

    IV. Подведение итогов урока.

    – В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

    Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

    Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

    Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

    V. Домашнее задание. Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:- от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;- от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;- от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».

    Источник: http://ist.na5bal.ru/doc/20810/index.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector