Фаддей в рассказе матренин двор солженицына сочинение (характеристика и образ)

Образ Матрены в рассказе Солженицына «Матренин двор»

Мало кого из читателей может оставить равнодушным образ Матрены в рассказе Солженицына «Матренин двор».

К этому персонажу прикипаешь сердцем еще больше, когда узнаешь, что женщина из произведения – не плод фантазии писателя, а реальный человек, проживавший на территории Вологодской области.

Рассказ является автобиографическим. Солженицын взял за основу реальные события при его написании.

Обратите внимание

Итак, Матрена, кто же она? Это обычная русская крестьянка с судьбой, которую, к сожалению, разделили миллионы женщин в нашем отечестве. Росла в период послереволюционных лишений.

Молодость Матрены припала на Великую Отечественную войну. На фронт ушел человек, которого любила героиня – Фаддей. И пропал без вести. Матрена долго ждала его, но в итоге вышла замуж за брата своего жениха – Ефима.

Но и этого мужчину отняла у нее война. Ефим погиб.

Мало счастья досталось Матрене в жизни. Дети ее от Ефима умерли один за другим. Вернувшийся из плена Фаддей, не простил бывшую невесту. И практически всю жизнь женщина провела одна в огромном доме, строившемся когда-то для большой семьи.

На момент знакомства с Матреной автора ей было 60 лет. Желтое лицо, изможденное болезнью тело, натруженные руки… Такой описывает Солженицын эту женщину, приютившую главного героя в своем доме, рассыпающемся от времени и от тоски по крепкой мужской руке.

У Матрены чистая, светлая душа. Она заботится о своем постояльце, как умеет. Труд – это все, что знает женщина. Свои горести и несчастья она всю жизнь «лечила» тяжелой работой. И даже лицо Матрены светлеет после напряженного трудового дня. Других удовольствий она просто не знает. Ни радости материнства, ни счастья любви ей было испытать не суждено.

Единственное, что грело крестьянку какое-то время – это дочь Фаддея, которую она взяла к себе на воспитание. Но подросшая девочка покинула Матрену. А отец ее еще при жизни своей бывшей возлюбленной решает забрать причитающееся наследство.

Здесь трагизм судьбы Матрены в рассказе «Матренин двор» прослеживается лучше всего. Помогая Фаддею перевозить ее имущество, женщина погибает. И никто не роняет на ее похоронах ни слезинки.

Важно

Словно коршуны стоят люди вокруг гроба, думая лишь о наживе: об оставшемся после Матрены рассыпающемся доме и жалкой утвари в нем.

Таков печальный конец рассказа. Умерла чистая русская душа. А корысть осталась жить. Наверное, именно это хотел сказать Солженицын своему читателю. «Матренин двор» — произведение, оставляющее неизгладимый след в душе и вдохновляющее на то, чтобы менять мир и самому становиться лучше!

На этой странице искали :

  • Сочинение по теме образ проведицы в рассказе матвеный двор

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/obraz-matreny-v-rasskaze-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Изображение русского национального характера в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»

В центре творчества А. И. Солженицына всегда находятся нравственные проблемы. В своих произведениях он рассуждает о том, что такое добро и зло, и может ли человек противостоять злу.

Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году и опубликованный в 1963 году, первоначально назывался «Не стоит село без праведника». Однако по требованию цензуры заголовок был изменен, а время действия было перенесено в 1953 год, то есть в дохрущевские времена. Прежняя дата — 1956 год — была восстановлена уже значительно позже.

Действие рассказа «Матренин двор» происходит на «сто восемьдесят четвертом километре от Москвы», то есть, с одной стороны, автор подчеркивает, что речь идет о европейской части России (близость Москвы), с другой стороны, мы понимаем, что деревня находится вдали от больших городов. Здесь, в глуши, в «нутряной» России, остался русский народный характер, сумевший сохранить себя в страшных потрясениях и катаклизмах двадцатого века.

Повествование ведется от лица учителя, который, описывая жизнь хозяйки избы, пытается разобраться в том, что происходит. Он сам — человек, прошедший лагеря и теперь тяготеющий к этой российской глубинке с ее тишиной и спокойствием.

В первой главе рассказчик знакомит читателя с главной героиней рассказа Матреной и ее обыденной жизнью. Действия здесь практически нет. Он подробно описывает саму Матрену, ее дом, рассказывает о ее привычках. В характеристике героини важную роль приобретает описание ее избы и различных бытовых мелочей: фикусов, зеркала, плакатов.

Мы видим рядом с героиней колченогую кошку, что говорит о Матрене как об одиноком, но сердобольном человеке. Изображение избы и быта героини становится средством раскрытия ее характера. Солженицын подчеркивает непохожесть Матрены на других людей, ее яркую индивидуальность.

Это сказывается в ее непритязательном отношении к одежде, в пристрастии к тому, что создает впечатление шумной, неодинокой жизни: копошащиеся мыши, тут и там снующие тараканы.

Во второй главе автор обращается к истории жизни Матрены. А жизнь она прожила непростую: гибель мужа, смерть шестерых детей, болезни. Она терпела бесконечные обиды, хотя всю жизни работала не покладая рук.

Ее обманывали при расчетах, выгнали из колхоза, лишили пенсии, а она как-то жила. Создавая образ Матрены, автор поднимается на уровень глубоких обобщений.

Беды и страдания героини воспринимаются читателем как выражение трагедии крестьянской жизни вообще.

Совет

История жизни Матрены помогла автору расширить рамки повествования. Он говорит не только о послевоенных тяжелых годах, но и о всех тех катаклизмах, в которых оказался русский народ: революции, войны. Таким образом, не только время, но и пространство в рассказе расширяется: от небольшого двора Матрены до масштабов всей страны.

Матрена же становится символом страдающей русской женщины, матери и, быть может, символом самой многострадальной Родины писателя.

Символичность Матрены заключается не только в ее судьбе, но и в русском характере. Мы можем говорить, что героиня Солженицына становится воплощением русского национального характера именно потому, что, несмотря на все беды, она не ожесточилась. Она сохранила в себе доброту и милосердие, бескорыстие, готовность прийти на помощь.

Она трудолюбива, ни на кого не держит зла и бесконечно терпелива. Ее выгнали из колхоза, а она на общие работы выходит, чтобы людям помочь. Она и горницу свою отдала Кире, чтобы та участок земли получила. И даже мужикам, которые часть ее избы увозят, Матрена бросается на помощь.

Она и погибает под поездом, помогая Фаддею перевозить бревна от ее же собственного дома.

Автор подчеркивает, что одно из основных качеств Матрены — ее доброта. Именно поэтому он показывает, как лучезарная улыбка освещает ее простое, по-крестьянски круглое лицо. Облик героини дополняет и певучая, истинно народная русская речь.

Когда героиня погибает, то ее смерть выявляет подлинную красоту и возвышенность ее души. Символично, что вместе со смертью Матрены рушится и ее дом. Когда избу разделили пополам, то это уже пошатнуло основы того мира, в котором существовала героиня.

Теперь же дом ее и двор пропадают. Так видит автор наступление на глубинную Россию жестокого железного века. Кроме того, гибель Матрены и гибель дома дают возможность выразить писателю одну очень важную мысль: Россия держится на таких русских людях, как Матрена.

Пока они есть, стоит и Россия.

Обратите внимание

Воплощением агрессивного и алчного мира являются родственники и соседи Матрены. В первую очередь это Фаддей. В его характере Солженицын подчеркивает прежде всего жадность и стяжательство.

Он все время в поисках того, что можно захватить, забрать, унести к себе.

Даже после гибели Матрены и сына, когда дочь сходила с ума, а над зятем нависла угроза суда, он занят только тем, чтобы успеть свести остатки горницы Матрениного дома к себе и не упустить ничего, что еще возможно прибрать к рукам.

Смерть Матрены, похороны, поминки, картина разрушения дома и двора показывают, насколько резок контраст между главной героиней и ее ближайшим окружением. Все искажено в мире стяжательства. Плач здесь переходит в политику, а на поминках начинается неприличное оживление.

Исполнение «вечной памяти» становится насмешкой, потому что никто не вкладывает в нее чувства, никто и не собирается помнить Матрену. Ближайшие родственники (в том числе и сестры) как стервятники налетели на тот жалкий скарб, который успела накопить Матрена. А увидев, что ничего ценного им не найти, они начинают оговаривать покойницу.

Виновата Матрена, что она и небережливая была, не гналась за добром, «помогала чужим людям бесплатно». Но именно теперь из этих осуждающих слов мы начинаем понимать истинный облик Матрены. Ведь осуждают ее люди, безумные от жадности.

Со смертью Матрены весь мир становится безумным: Фаддей ополоумел от жадности, дочь «трогается разумом», и даже мышами «овладело какое-то безумие». То есть создается парадоксальная ситуация, когда все понятия переворачиваются с ног на голову.

Люди, в глазах которых Матрена выглядит нехорошим человеком, настолько плохи сами и так искаженно трактуют добро, видя в нем лишь то, что накоплено человеком, что читателю становится ясно — Матрена — хороший человек уже потому, что она не такая, как ее родственники и соседи.

В рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын изобразил народный характер, тип русской женщины-праведницы. Праведность Матрены раскрывается не на героическом материале.

Важно

Она реализует себя в совершенно обыденной обстановке. Она живет так же, как жили все простые люди в это время.

Солженицын рисует свою героиню на фоне колхозной жизни 1950-х годов с ее бесправием и пренебрежением к обычному человеку.

Праведность Матрены состоит не в героических поступках, а в том, что она живет не во лжи, что она сумела в нечеловеческих условиях сохранить доброе сердце и живую душу. Матрена — это тот тип по-настоящему доброго русского человека, без которого не было бы и России.

Источник: http://5litra.ru/soch/1077-izobrazhenie-russkogo-nacionalnogo-haraktera-v-rasskaze-a-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Матрёны в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

       Произведение замечательного русского писателя ХХ века А.И.Солженицына «Матрёнин двор» – это краткая, но ёмкая и тонкая зарисовка жизни простой пожилой женщины, Матрёны Васильевны Григорьевой.

       Матрёна Васильевна живёт в деревне Тальново, где ведётся торфодобыча и куда отправили самого рассказчика на трудоустройство. Ей уже перевалило за шестой десяток лет, уже давно её мучает болезнь, из-за которой она порой не может встать по два дня сряду, но всё остальное время она держится всегда бодро и приветливо.

Рассказчик-квартирант поселяется в её доме, бывшем когда-то могучим и добротным, и видит всю нехитрую обстановку жизни Матрёны: изрядно постаревшее и прохудившееся убранство, множество фикусов и колченогая кошка, которую женщина когда-то по доброте душевной взяла к себе домой.

Есть у Матрёны ещё один питомец – грязно-белая коза, которая, может, стара, как и хозяйка, но, отвечая на заботу её, всё ещё даёт молоко.

       Почти полное отсутствие комфорта, скудное варево ничуть не омрачают проживания здесь рассказчика, наоборот, он чувствует здесь какую-то душевность, спокойствие, и это – заслуга Матрёны.

       Её жизнь была нелегка: несложившаяся любовь к Фаддею Григорьеву, потеря мужа, брата Фаддея, смерть всех 6 детей – но все эти события не сломили её, она продолжает жить, ни на что не жалуясь, всегда безвозмездно помогая всем, кто попросит, не стараясь обогатиться, а просто заботясь о каждом сегодняшнем дне. А ещё она верит в Бога, хотя и не молиться во всеуслышание и даже не креститься явно, но любое мелкое дело начинает со слов «С Богом».

       Переломный момент в жизни Матрёны наступает, когда её повзрослевшей воспитаннице Кире для собственного участка понадобилось здание, а именно горница Матрёниного дома, уже завещанная девушке. Но ведь Матрёна рассчитывала на это только после собственной смерти, а тут требуется делить дом немедленно.

Совет

Это известие да отчаянные, упорные уговоры Фаддея подкашивают её дух, но всё же она соглашается. И когда дело уже сделано, сани отправляются в путь, она вдруг бежит за ними – помогать (казалось бы, чем больная Матрёна может подсобить?). Но происходит ужасное: и застрявшие на железнодорожном переезде сани, и тех, кто пытался их перетащить, «раскорёжило» паровозом.

Читайте также:  Сочинение мечты сближают людей

В том числе и Матрёну, уже «родного человека» рассказчику.

       Горе было огромное. Но как бы ни было всё печально, квартирант замечает в традиционном плаче над гробом Матрёны, как раскрываются злые, эгоистичные и жадные натуры всех её близких знакомых. Все только пытаются разделить и так худые пожитки умершей хозяйки.

И на фоне всего случившегося рассказчик понимает, что, несмотря на все «недостатки», которые увидели в ней её знакомые (ведь она не гналась на нарядами, богатством, корыстью, имуществом), на самом деле она была тем праведником, «без которого, по пословице, не стоит село. Ни город.

Ни вся земля наша».

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/397-obraz-matrjony-v-rasskaze-a-i-solzhenitsyna-matrjonin-dvor.html

Характеристика произведения «Матренин двор» Солженицына А.И

Actionteaser.ru — тизерная реклама

«Летом 1953 года из пыльной горячей пустыни возвращался наугад — просто в Россию». Эти строки открывают рассказ Солженицына «Матренин двор», удивительный сплав документа и высокой художественной прозы. В рукописи, правда, указывался 1956 г.

, но, по совету Твардовского, Солженицын сменил дату из соображений цензуры, переместил действие во времена хрущевской оттепели. Рассказ во многом автобиографичен. После освобождения из лагеря Солженицын приехал в среднюю Россию работать учителем, где и встретился с будущей героиней рассказа. В.

Астафьев назвал рассказ «вершиной русской новеллистики», он считал, что вся современная «деревенская проза» вышла из «Матренина двора».

В основе рассказа — случай, раскрывающий характер главного героя. Через трагическое событие — гибель Матрены — автор приходит к глубокому пониманию ее личности. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок».

Писатель не дает подробного, конкретного портретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены.

Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — и грел этот отсвет лицо Матрены».

И далее — прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Речь Матрены плавная, певучая, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушки в сказках».

Весь окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью — это продолжение ее самой, частичка ее жизни.

Обратите внимание

Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная Матреной из жалости кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Через художественные детали раскрывается образ главной героини.

Это, например, любимые Матренины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой», фикусы, что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы.

Много горя и несправедливости пришлось хлебнуть Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины. Но не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна, была из тех, кто, по Некрасову, «коня на скаку остановит». И все это «не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не мене пенсии ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией Солженицын, работала она не заводе — в колхозе. И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки.

«Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того — по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, без тени зависти» рассказывая потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки.

Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.

Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей — вот те, кто был наиболее близок Матрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. И что же? Жила она бедно, убого, одиноко — «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью.

Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам, протащить с ними сани через переезд).

Правда, после смерти Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга — единственная, кто искренно любил Матрену в этой деревне, тем не менее, уходя, не забыла забрать с .

собой вязаную кофточку Матрены, чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признавшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это.

Матрена была одинока внутри большого общества и, что самое страшное, — внутри малого — своей деревни, родных, друзей. Значит, неладно то общество, которое подавляет лучших.

Важно

Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием — Торф-продукт. Уже в самом названии — дикое нарушение, искажение исконных русских традиций. Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни.

Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным — стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.

Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и огромные площадки земли пустовали за заборами. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев — «то за точкой, то за запятой».

Более опытные в жизни соседки подвели итог ее пенсионным мытарствам: «Государство — оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет».

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Произошло искажение, смещение самого главного в жизни — нравственных устоев и понятий. Жадность, зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили».

Тягостное впечатление оставляет картина: «Облетали листья, падал снег — и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег…» «И шли годы, как плыла вода…», вот и не стало Матрены, «убит родной человек». В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые.

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало, они неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене».

По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, разны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства».

Совет

Самая страшная фигура в рассказе — Фаддей, «ненасытный старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый жаждой наживы. Фаддей в юности был совершенно другой — не случайно же его любила Матрена. И в том, что к старости он изменился неузнаваемо, есть некая доля вины и самой Матрены. И она это чувствовала, многое ему прощала.

Ведь не дождалась она Фаддея с фронта, похоронила в мыслях прежде времени — и обозлился Фаддей на весь мир, сгоняя всю свою обиду и злость на жене, найденной им второй Матрене. На похоронах Матрены он был мрачен одной тяжкой думой — спасти горницу от огня и от Матрениных сестер. «Перебрав жальновских, — пишет автор, — я понял, что Фаддей был в деревне такой не один».

А вот Матрена — такая — была совершенно одна.

Смерть Матрены неизбежна и закономерна, это некий рубеж, обрыв нравственных связей, начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. Первоначальное (авторское) название рассказа — «Не стоит село без праведника» — несло в себе основную идейную нагрузку. Твардовский предложил нейтральное название — «Матренин двор».

«Матренин двор» — символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.

По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Гибнет Матрена и рушится этот мир.

И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

Горек финал рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Праведница Матрена — нравственный идеал писателя. По Солженицыну, «смысл земного существования — не в благоденствии, а в развитии души». Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/xarakteristika-proizvedeniya-matrenin-dvor-solzhenicyna-a-i/

Сочинение с планом по рассказку Солженицына «Матренин двор» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические произведения, не страшась расправы власти за такой смелый шаг.

На страницах произведений Солженицына изображается общество во время и после царствования тоталитарного режима. Увы, жизнь в эти два периода времени мало отличалась: люди бедствовали и терпели жизненные невзгоды всегда.

Солженицын являлся очевидцем таких событий и стремился открыть всю правду потомкам, поэтому придерживался девиза «жить не по лжи!».

Обратите внимание

Самым темным временем в истории существования СССР Солженицын считал эпоху тоталитарного общества. Страна была разграбленной, разрушенной. Тоталитарный режим, когда из-под каждого куста стоило ожидать опасность, уже прошла, но люди долго восстанавливались после такого эмоционального шока, поэтому стали озлобленными, безнравственными. Но были и другие — настоящие праведники.

Россия в послевоенное время была страшной страной: в глубинке люди жили в нечеловеческих условиях, а в Москву и Петербург нелегко пробраться.

Рассказчик в произведении «Матренин двор» после фронта потерял еще 10 лет жизни на то, чтобы отсидеть в лагере – такая участь ждала многих советских солдат, которые были заподозрены в измене или выбирались живыми из плена во время войны.

Читайте также:  Анализ произведения отрочество толстого

Повествователь оказывается в российской глубинке, в местности, где добывают торф. На краю света он находит единственного человека, который отличается по характеру и образ жизни от всех – это старушка Матрена, у которой он был квартирантом.

В рассказе Солженицын сравнивает изобразить, с какими сложностями сталкивались люди, которые жили по совести. К категории таких людей можно отнести и Матрену. Она не была счастливой ни в молодости, ни сейчас: не дождавшись с войны мужа, ей пришлось выйти замуж за его брата.

С тех пор все в жизни этой бедной женщины пошло наперекор: дети умирали один за другим, и в деревне все стали показывать на нее пальцем. Однако Матрена находила в себе силы продолжать жить дальше и бороться со всеми невзгодами.

Несчастную судьбу вместе с ней по всей России разделяли миллионы женщин, но Матрена одна из немногих не падала духом, за что ею можно восхищаться.

Матрена была последней из праведников деревни Тальново. Не думала о себе – она жила ради других. Пословица «русская женщина коня на скаку остановит» становится чрезвычайно правдивой, поскольку Матрена действительно была способна не только на это, но и на другую тяжелую работу.

Важно

Что же будет с Россией, когда таких женщин, как Матрена, совсем не станет? Солженицын заставляет читателя задуматься над этим в конце рассказа, когда происходит трагическое событие. Матрена умирает нелепой роковой смертью – вряд ли ее когда-нибудь одолела старость.

От нее осталась только правая рука, которой она непременно будет молиться на том свете за всех хороших и плохих, добрых и злых, благодарных и неблагодарных людей со своей деревни и всей земли русской.

Характеристика персонажей: взаимоотношения Матрены с жильцами деревни Тальново

Главная героиня рассказа Александра Солженицына «Матренин двор» была уникальным типом человеческой натуры. Она мало заботилась о себе и всецело отдавалась людям.

Ее устаревшие поступки и привычки раздражали окружающих ее людей, и один лишь учитель, выступающий в роли рассказчика, понимал и любил эту женщину. Он был у Матрены квартирантом и наблюдал за ее жизнью.

Он никогда на нее не злился и даже прощал ее за кусочек торфа или тараканью ножку, которая случайно оказывалась в его похлебке. У него «не хватало духу упрекнуть Матрену».

С добротой и лаской к Матрене относилась приемная дочка Кира, которая была рождена женщиной по имени Матрена от Фаддея – человека, который должен был стать мужем главной героини, если бы не война. Ради Киры и делалось все это наследство, на котором, в первую очередь настоял ее отец – не хотел он упускать возможности заполучить немногочисленное наследство старушки – козу да избу.

Никто Матрену не любил и не уважал: Фаддей, узнав о том, что Матрена не дождалась его и вышла за брата Ефима, чуть не заколол ее топором.

Но стоило ли винить Матрену, когда Фаддея считали погибшим и сами родственники настояли на матренином браке с Фаддеем? Свой план мести Фаддею невольно удается совершить спустя несколько десятилетий, когда Матрена помогает ему с сыновьями перетаскивать свое наследство через железную дорогу.

Никто из малочисленных наследников Матрены не пожелал дожидаться ее смерти – имущество было распределено при ее жизни. Родственники не любили чудаковатую старушку, которая практически не следила за собой и выполняла тяжелую работу во благо другим. Не женственной она была, простой!

Совет

Муж Ефим не смог сделать Матрену счастливой. Он упрекал ее в том, что одевается она по-простому, не по моде, что не любит и не умеет за собой ухаживать. А разве нужно заниматься лишь собой, когда вся деревня и держится на одной Матрене? Об это никто не думал в момент скорби, и потому среди искренних причитаний другой Матрены, жены Фаддея, было слышно: «А насчет избы еще поговорим!».

Одна-одинешенька была Матрена в Тальново да и на всей земли русской: грязно-белая коза, колченогая кошка и рассказчик – единственные существа, которые, если не любили, то хотя бы не осуждали эту старую, но сильную женщину. А если подумать, то, действительно, именно на таких, как она, и держится наша земля.

Мини-сочинение: Смысл названия рассказа «Матренин двор»

В рассказе «Матренин двор» Александр Солженицын изображает целую галерею образов русских людей, живущих в провинции. Некоторые из них уже прожили половину жизни на фронте и в лагерях, а некоторые только начинали жить и, глядя на своих сломленных горем соседей, перенимали худшие черты их характера.

Вопросы просвещения в отдаленных уголках России никого не интересовали: каждый жил своей размеренной жизнью, считая ее правильной, и без зазрения совести осуждал людей, которые отличались от других.

Такой были и Матрена – старушка из поселка Тальново, которая трагически погибает после своей благодетельной жизни по вине всех окружающих ее людей.

Почему же поселок, который с Матреной делили десятки других жителей, называли двором, «Матрениным двором»? Старушка была центральным персонажем – все следили за ее жизнью, все осуждали за старушечьи повадки, но никто не задумывался, что на таких, как она, и держится весь «двор», вся Россия, весь мир.

Неизвестно, какие изменения произойдут после ухода Матрены, но ответ на этот вопрос можно найти в первоначальном названии рассказа.

«Не стоило село без праведника» — именно такое название Солженицын хотел дать своему произведению, но его последний выбор помогает сосредоточиться читателю на «дворе», который мало чем отличался от самой отдаленной местности земли, на краю света.

После ухода Матрены не стало и ее имущества – избу разобрали, козу увели. Никто не вспоминал, как бескорыстно Матрена помогала всем в хозяйственных делах, говорили о ней без любви – неопрятная она была, не модная. Не осталось ничего после смерти: угас последний светоч, исчезло добро, позабыто все хорошее. Стерт с лица земли Матренин двор – двор простоты, праведничества, бескорыстия.

Источник: http://resoch.ru/sochinenie-s-planom-po-rasskazku-solzhenicyna-matrenin-dvor/

Образ праведной женщины Матрены в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

Сочинения › Солженицын А.И. › Матренин двор

Готовые Домашние Задания

Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”.

С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы о совсем неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни. Но Солженицын сумел одним из первых определить в русской литературе второй половины двадцатого века круг тем и проблем “деревенской прозы”, до этого не поднимаемых или замалчиваемых.

И в этом смысле рассказ “Матренин двор” занимает совершенно особое место в отечественной литературе.

В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу.

Обратите внимание

В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”. Замуж она вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты.

Рассказ “Матренин двор” начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены.

Его рассказ — спокойный и насыщенный разного рода деталями и подробностями — придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: “Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад — просто в Россию”.

Матрена Васильевна — одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна в большом старом доме. “Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти”. Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно.

Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.

Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. “Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа.

Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.

Не накопив “богатства” и не нажив какого-либо “добра”, Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее.

Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела.

Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить “свое” добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.

“Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет… А для Матрены было это — конец жизни”.

Во второй части рассказа читатель узнает о молодости Матрены Васильевны. С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь — Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: “…

если б не брат мой родной — я бы вас порубил обоих”.

Важно

Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В его словах о замужестве Матрены с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их прекрасном прошлом.

Обратите внимание

В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело.

Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием Фаддея и его родственников сэкономить на малом, не гонять трактор дважды, а обойтись одним рейсом.

Многие после смерти ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: “…и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; …и глупая, помогала чужим бесплатно”. Даже Игнатьич с болью и раскаянием признается: “Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку”.

Но если задуматься, разве смогли бы многие из нас помогать чужим людям “бесплатно”, не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А Матрена смогла Солженицын в своем рассказе “Матренин двор” стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит из нашей жизни, и процесс этот является очень опасным, так как связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И лишь только на таких праведниках, как Матрена, держится еще наша великая страна.

“Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша…”.

Читайте также:  Сочинение чем отличается мечта от цели?

Сочинения по теме:

  • Судьба бедной женщины Матрены Васильевны. сочинение
  • Чужая среди своих, но с собственным миром (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор») сочинение
  • Матрёна — яркий образ, на котором держится мир сочинение
  • Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор» сочинение

Источник: http://1soch.ru/soljenicyn-ai/matrenin-dvor/obraz-pravednoy-jenshhiny-matreny-v-rasskaze

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.

Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.

Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми, ведь на войну и трудную жизнь можно списать собственные грехи – мол, не мы плохие, жизнь плоха.

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа.

И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала.

Совет

Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую». Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери.

Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю («Вечную память», как положено, перед киселем поют!). И гордятся тем, что все делается по-людски…Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец.

Горький вывод делает автор рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Да, жизнь Матрены – не житие святой.

Не все смогли оценить ее  праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго деливший с нею кров… И все? Но разве дело в том, как тебя оценят, что о тебе скажут? Дело в том, как ты проживешь свою жизнь, сумеешь ли остаться человеком, какую страничку впишешь в книгу жизни.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/2238-obraz-pravednitsy-v-rasskaze-solzhenitsyna-matrenin-dvor

Образ Фаддея в оповіданні «Матренин двір» | Справочник школьника — лучшие уроки по всем предметам E-uroki.kiev.ua

Не накопив «богатства» и не нажил какого-нибудь «добрая», Матрена Григорьева сумела сохранить окружающую общительным нравом и сердце, способное к жалости. Она появилась жидкой человеком с безмерно доброй душой, не потеряла способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна вспашка не обходилась без ее.

Вместе с другими женщинами она впрягалася в соху и тащила ее на себе. Ни родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у него самого прошлого неотложные дела.

Отсутствие всякой пользы и стремление сохранить «свое» добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома

«Не жаль было самую горницу, что стояла без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жаловала Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать то крыша, под которой прожила сорок лет…

А для Матрени было это — конец жизни». Во второй части повествования читатель узнает о молодость Матрени Васильевны.

С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь — Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: «…если бы не брат мой родной — я бы вас изрубил обоих».

Образа праведной женщины Матрени в рассказе противопоставленный Фаддей. В его словах о замужестве Матрени с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило о Матрене их прекрасное прошлое.

Обратите внимание

В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело.

Катастрофа поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозили, было определено пустяковым желанию Фаддея и его родственников сэкономить на малом, не гонять трактор дважды, а обойтись одним рейсом

Многие после смерти ее принялись упрекать Матрену. Так, золовка сказала о ней: «…и нечистоплотное была, и за обзаводком не гналась, и не заботливая …и глупая, помогала чужим бесплатно». Даже Игнатьич с болью и раскаянием признается: «Нет Матрени. Убит родного человека. И в последний день я упрекнул ее за телогрейку».

Но если задуматься, разве смогли бы многие из нас помогать чужим людям «бесплатно», не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А Матрена смогла Солженицын в своем рассказе «Матрениного двор» стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит из нашей жизни, и процесс этот является очень опасным, потому что связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И как только на таких праведниках, как Матрена, еще держится наша великая страна

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша…».

Смысл названия рассказа, я думаю, заключается в том, что без Матрени Васильевны в деревне Тальново нормальной жизни не будет. Она была центром всего происходящего, она добавляла частицу себя во все сельское жизнь, работу.

Ее можно по праву считать хозяйкой, ведь даже начальство, что по сути дела и должно помогать всем обращаюсь за помощью именно в Матрене, «без Матрени не обходилась ни одна вспашка огорода», без Матрени ничего не обходилось

А еще можно сказать, что Матрениного двор — это ее дом, после разрушения которого разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия, праведничества.

Без таких людей погибнет Русь

В произведении «Матрениного двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрени, что никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью

Само название рассказа «Матрениного двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрени, ее хозяйство, ее чисто бытовые заботы и трудности.

Важно

Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрени, самого Матрениного хозяйственного двора.

В третьем случае «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы Вматрене.

В каждом из приведенных выше значений слова «двор» заключен тот трагизм, который присущ, пожалуй, образа жизни каждой женщины, похожей на Матрену. Но все-таки в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик.

Здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не о одиночество, а о том, что даже смерть не может заставить людей один раз задуматься о справедливости и правильное отношение к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях страх за себя, свою жизнь, а судьба других мало их волнует. «Тут узнал я, что плач над покойной не просто плач, а своего рода пометина.

Слетелись три сестры Матрени, захватили дом, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто попатрали двести похоронных рублей, что приходят всем втолковували, что они одни прошлого Матрене близкие».

Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор» и каждое из них отражает ту или другую трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», что окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрени и при жизни Матрени; бессмысленная гибель Матрени.

Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительное трактовка по многим реплікам героев повествования, и это открывает нам ту завесу, за которой кроется сам настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев

Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют немного ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготний, ничем не прикрытый, истинный смысл.

«Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверное, теперь они на нас обиделись! И родная ты наша, и вся твоя вина! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла — не думала! И что же ты нас не слушалась? (И из всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет хаты еще поговорим!)».

Совет

Читая между строк рассказы Солженицына, можно понять, что сам Александр Исаевич делает совсем другие выводы из услышанного, чем те, которые можно было ожидать.

«И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мной образ Матрени, который я не понимал ее, даже живя с ней бок о бок». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле все не так, как вдействительности.

Матрена — это противопоставление тому окружению, что в рассказе Солженицына выражено через злость, зависть и алчность людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что каждого, кто существует в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепкий духом

Сохрани — » Образ Фаддея в рассказе «Матрениного двор» . Появился готов произведение.

Источник: http://e-uroki.kiev.ua/index-9201.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector