Герои романа обломов гончарова (образы и характеристики, таблица)

И. А. Гончаров. Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов» — Все сочинения по литературе за 10 класс — Произведения школьной программы

Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе.

Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына».

Два последних образа – полные противоположности друг другу, их смело можно назвать линиям, которые никогда не пересекутся – они просто находятся в разных плоскостях. Единственное, что их объединяет – это Илья Ильич Обломов.

Обратите внимание

Ольга Ильинская – это молодая решительная девушка. Ее требования к жизни высоки, но и сама она готова приложить достаточно усилий, чтобы получить желаемое. Жизнь Ольги похожа на бурную реку – постоянно в движении.

Совет!

Ольга не отступится от поставленной задачи, но и не будет тратить времени на осуществление задуманного, если видит, что затея обречена на провал. Она слишком разумна, чтобы тратить свое драгоценное время на бессмыслицу. Свое яркостью и неординарностью она и привлекла внимание Обломова.

Обломов полюбил ее той чистой, бесхитростной и искренней любовью, на которую из всего окружения Ольги, пожалуй, только он один и способен. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла. Она слишком любила себя, чтобы заметить его в своем ослепительном блеске. Образ Ольги Ильинской неоднозначно трактуется критиками.

Кто‑то видит именно в ней достойный синтез рассудочности, образованности и духовности. Кто‑то, напротив, винит ее в поверхностности и неспособности к высокому чувству. Мне кажется, что Ольга – это обычный человек, стремящийся к комфорту и уюту, только понятие благосостояния у нее несколько иное, чем у Обломова.

В действительности они оказались слишком разными людьми, у которых во время хватило духу это признать. Зачем было мучить друг друга, если ясно, что ничего не выйдет? Ольге и в самом деле больше подходит Штольц, такой же здравомыслящий человек, как и она сама.

Агафья Матвеевна Пшеницына – совсем иной образ. Это тип настоящей русской женщины, зрелой, сознательной, обладающей простой житейской мудростью, которая бывает намного более полезной, чем все трактаты по психологии, вместе взятые. Ей никогда не придет в голову пренебречь интересами человека, живущего рядом с ней, она не бросится отстаивать свои права.

Возможно, ради нее мужчина не совершит подвиг, но именно рядом с такой женщиной он ощутит себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной никогда не придет в голову попытаться переделать человека. Психологически она намного ближе Обломову, в ней есть та естественность, которая помогает угадывать тайные мысли другого человека.

Все то, чего была лишена Ольга, Обломов находит в Агафье.

Ольга и Агафья являются полными антиподами и по складу характера, и по образу жизни. Но не случайно на смену Ольге в жизни Обломова появляется Агафья Пшеницына. Гончаров искренне верил, что надо описывать жизнь такой, какая она есть, без прикрас.

Важно

Именно поэтому его произведения начисто лишены всякой дидактики, он доверяет читателю в том, что тот вынесет верное суждение о романе.

Обратите внимание

Мне кажется, что герои Гончарова, будучи взятые из реальной жизни, описанные без прикрас, не являются ни «плохими», ни «хорошими», так же как и обычный человек не может быть только плохим или только хорошим. Ольга молода, привлекательна, умна.

Агафья в свою очередь умудренная жизнью женщина, ее желания сходны с идеалами Обломова. Она хочет простого женского счастья и иметь возможность заботиться о ком‑то. Обломов же хочет испытать тот уют, по которому он истосковался. А у Ольги другие представления о счастье, и в данном случае нельзя никого судить.



Источник: https://scribble.su/school-literature/sochineniya-lit-10/27.html

Иван Александрович Гончаров Роман «Обломов» (сравнительная характеристика героев романа) — презентация

1 Иван Александрович Гончаров Роман «Обломов» (сравнительная характеристика героев романа)<\p>

2 Вопросы по содержанию романа: 1.Главный герой романа. Расскажите о его внешности, жизненном укладе. 2.Почему автору понадобилась такая тщательная зарисовка не только портрета Обломова, но даже его халата? 3.Подготовьте сочинение –миниатюру на одну из тем («Портрет Обломова», «День Обломова», «Каким я представляю себе Обломова?»).<\p>

3 Вопросы по содержанию романа: 4. Обломов и его гости. Отношение главного героя к своим посетителям. Сопоставить поведение героев. 5. В чём похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга? 6. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.<\p>

4 Вопросы по содержанию романа: 7. Встреча со Штольцем. В чём различие воспитания Обломова и Штольца? 8. «Сон Обломова». Перескажите, зачитывая фрагменты. 9. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?<\p>

5 Вопросы по содержанию романа: 10. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя? 11. Что общего у Обломова с «лишними» людьми – Онегиным, Печориным? 12. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?<\p>

6 Сравнительная характеристика героев ОБЛОМОВШТОЛЬЦ Черты характера Натура кроткая, мечтательная, доверчивая, нежная, «голубиная душа», благородная, добрая, чистосердечная, «невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко… обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви…» (А.В.Дружинин) Штольца отличают энергия, сильная воля, подвижность.<\p>

7 Сравнительная характеристика героев ОБЛОМОВШТОЛЬЦ Черты характера Лишён самодовольства, честолюбия, в нём сердце преобладает над разумом. Отвлечённый ум, развитое воображение, склонность к философским раздумьям о высоком назначении человека. Отсутствие интереса к науке, скептическое отношение к жизни деловых людей. Натура рациональная, расчётливая. Трезвый, практический ум. Стремление к постоянному пополнению знаний, к деловым связям.<\p>

Совет!

8 Сравнительная характеристика героев ОБЛОМОВШТОЛЬЦ Образ жизни, идеалы. Обстоятельства, влиявшие на формирование героев. Праздность, пассивность. Культ покоя, абсолютного безделья. Крепостническая среда, взрастившая лень Обломова, сформировавшая его психологию и «гнусную привычку получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других…». (Н. Добролюбов) Активность, кипучая коммерческая деятельность. Культ труда. Деятельная атмосфера в семье Штольца.<\p>

9 Сравнительная характеристика героев ОБЛОМОВШТОЛЬЦ Обстоятельства, влиявшие на формирование героев. Воспитан нежно… ни холода, ни голода «никогда не терпел, нужды не знал…». Отсутствие связи с внешним миром. Воспитан в непрестанной деятельности. Связи с деловыми людьми.<\p>

10 Сравнительная характеристика героев ОБЛОМОВШТОЛЬЦ Несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой Ильинской Познаёт счастье настоящей жизни и ничтожество прошедшей благодаря чувству к Ольге и самой Ольге, однако инертность, апатия Обломова оказались сильнее любви. Замкнутый круг интересов прозаически неутомимого, деятельного Штольца неприемлемы для требовательной, ищущей, самоотверженной Ольги, стремящейся идти вперёд.<\p>

11 Способы художественной типизации художественных образов: ОБЛОМОВШТОЛЬЦ внешность диалоги, споры (основной способ раскрытия характеров героев, их взглядов) внутренние монологи своеобразие языка героев: особенности лексики, манера говорить характеристика сопоставляемых героев другими персонажами Внешность: леность, медлительность движений, отсутствие «всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Внешность: Мускулистость, костистость фигуры.<\p>

12 Способы художественной типизации художественных образов: ОБЛОМОВШТОЛЬЦ ретроспекция (отступление в прошлое героев) бытовая деталь роль пейзажа в раскрытии характеров контраст – главный идейно-композиционный приём, позволяющий глубже понять мысли, чувства, поступки героев доверительный тон повествования, сочетающий в себе мягкий юмор (а порой и иронию) и лиризм Полнота, обстоятельность, яркость, пластичность обрисовки Обломова, изображённого в типичных патриархально- крепостнических условиях. Схематизм, бледность, эмоциональная безликость Штольца, не показанного в типичных для него обстоятельствах.<\p>

13 Сравнительная характеристика героев ОБЛОМОВШТОЛЬЦ Идейно- нравственный смысл образов Неспособность к труду, неприспособленность к жизни («Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить»), отсутствие высокой цели. Предприимчивость, кипучая деятельность Штольца, для которого содержанием, целью жизни является труд (как средство собственного обогащения, личного благополучия).<\p>

14 Сравнительная характеристика героев ОБЛОМОВШТОЛЬЦ Идейно- нравственный смысл образов Позиция автора: добродушное отношение к Обломову, к изображаемой жизни – при отрицании её основ (Обломов – порождение и следствие «обломовщины», исторически уходящий тип носителя дворянской культуры). Позиция автора: бесстрастное отношение к Штольцу: делец новой формации, представитель людей новой эпохи, однако практицизм Штольца, ограниченность его интересов далеки от нравственных идеалов.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/127663/

Характеристика главных героев в романе Гончарова «Обломов»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Андрей Штольц — ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность.

Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто невозможно.

Штольц настолько погряз в рутинной суете жизни, что выбраться из нее уж не смог. Андрей — человек действия, он не в состоянии остановиться и созерцать, подобно Обломову, ему необходимо постоянное движение вперед. Жизнь для Штольца — это жизнь разума, преобладающего над сердцем.

Ольга Ильинская намного ближе Штольцу, чем Обломову.

Она тоже живет рассудком, не задерживаясь долго на одном месте. Штольц для Обломова — своеобразный демон искуситель, который пытается затащить Обломова в искрящийся суетливый мир, а Илья Ильич этому отчаянно сопротивляется.

Такое положение вещей ничуть не омрачает их дружбу, напротив, Штольц — единственный человек, которому Обломов доверяет свои самые сокровенные мысли и чувства.

Именно ему Илья Ильич говорит о своих переживаниях, откуда мы узнаем, что он далеко не однозначная натура, что его, подобно всякому живому человеку, тоже обуревают страхи, сомнения, противоречия.

Обратите внимание

Мы узнаем, что Обломов пытался «жить и гореть, но огонь его двенадцать лет томился, сжигая свою темницу, и, наконец, погас». Обломов долгие годы томился на службе, так и не сделал карьеру, потому, как не захотел, а точнее, не смог опуститься до мелких интриг, которые претили его природе.

Образ Обломова неразрывно связан с миром его вещей. Автор мастерски использует литературный прием, когда по описанию предмета мы узнаем много интересного о его обладателе.

Так, например, туфли и халат Обломова (широкие, мягкие) словно отражают широкий и мягкий нрав их хозяина, его покладистый и добродушный характер.

Не потому ли так любят бывать у Обломова его друзья? Пусть в его квартире не царит идеальный порядок, пусть сам хозяин встречает их в старом халате и потрепанных туфлях, но зато это едва ли не единственное место, где можно отдохнуть душой от всеобщей суеты и духовного холода в этом мире, где царит разум.

В отличие от Обломова Штольц личность вполне одиозная, ему не мешают жить «лишние» мысли о своем предназначении, месте в жизни и прочие философские изыски. Он точно знает, что, когда и как сделать, чтобы было так, как надо. Как ни странно, в читателе такая цельность не вызывает симпатии.

Я не могу сказать, что в Штольце нет положительных черт характера. Напротив, этим человеком можно восторгаться, но он никогда не будет нам так близок, как Обломов.

Скорее его положительные черты затвердели в этой суматохе, когда нет времени задуматься о верности идеалам, да и самих то идеалов, кроме неких меркантильных интересов, почти не осталось. Он твердо знает, чего хочет от жизни и каким образом достичь поставленной задачи.

Так зачем же останавливаться и задумываться о своей судьбе. Ему вполне достаточно мелкого бюргерского счастья, когда «дом — полная чаша», преклонение друзей, уважение врагов, красивая жена с богатым приданым, хорошие связи — чего еще может желать человек? Но нет.

Важно

Именно такие люди в конце жизни часто думают, что что то упущено, чего уже не вернешь, когда вроде все есть, а чего то не хватает. Осознание, что они просто забыли жить, наслаждаться каждым моментом бытия, приходит не ко всем.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

До самого конца Штольц не оставляет попыток встряхнуть Обломова, «вернуть его к жизни», но ему это не удается.

Да, Обломов умирает, его огонь давно погас, но он жил в согласии с собой, добросовестно храня свои идеалы и не отступая от своих принципов ни на йоту.

Штольц — представитель уже нового времени, когда традиции и обычаи не несут такого значения, как в патриархальном обществе. Но это время, когда утрачивается сама суть русского духа, без которого уже нет той Руси, которой гордился Гончаров.

Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе.

Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына».

Два последних образа — полные противоположности друг другу, их смело можно назвать линиям, которые никогда не пересекутся — они просто находятся в разных плоскостях. Единственное, что их объединяет — это Илья Ильич Обломов.

Ольга Ильинская — это молодая решительная девушка. Ее требования к жизни высоки, но и сама она готова приложить достаточно усилий, чтобы получить желаемое. Жизнь Ольги похожа на бурную реку — постоянно в движении.

Совет!

Ольга не отступится от поставленной задачи, но и не будет тратить времени на осуществление задуманного, если видит, что затея обречена на провал. Она слишком разумна, чтобы тратить свое драгоценное время на бессмыслицу. Свое яркостью и неординарностью она и привлекла внимание Обломова.

Обломов полюбил ее той чистой, бесхитростной и искренней любовью, на которую из всего окружения Ольги, пожалуй, только он один и способен. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла. Она слишком любила себя, чтобы заметить его в своем ослепительном блеске. Образ Ольги Ильинской неоднозначно трактуется критиками.

Кто то видит именно в ней достойный синтез рассудочности, образованности и духовности. Кто то, напротив, винит ее в поверхностности и неспособности к высокому чувству. Мне кажется, что Ольга — это обычный человек, стремящийся к комфорту и уюту, только понятие благосостояния у нее несколько иное, чем у Обломова.

В действительности они оказались слишком разными людьми, у которых во время хватило духу это признать. Зачем было мучить друг друга, если ясно, что ничего не выйдет? Ольге и в самом деле больше подходит Штольц, такой же здравомыслящий человек, как и она сама.

Агафья Матвеевна Пшеницына — совсем иной образ. Это тип настоящей русской женщины, зрелой, сознательной, обладающей простой житейской мудростью, которая бывает намного более полезной, чем все трактаты по психологии, вместе взятые. Ей никогда не придет в голову пренебречь интересами человека, живущего рядом с ней, она не бросится отстаивать свои права.

Возможно, ради нее мужчина не совершит подвиг, но именно рядом с такой женщиной он ощутит себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной никогда не придет в голову попытаться переделать человека. Психологически она намного ближе Обломову, в ней есть та естественность, которая помогает угадывать тайные мысли другого человека.

Все то, чего была лишена Ольга, Обломов находит в Агафье.

Ольга и Агафья являются полными антиподами и по складу характера, и по образу жизни. Но не случайно на смену Ольге в жизни Обломова появляется Агафья Пшеницына. Гончаров искренне верил, что надо описывать жизнь такой, какая она есть, без прикрас.

Важно

Именно поэтому его произведения начисто лишены всякой дидактики, он доверяет читателю в том, что тот вынесет верное суждение о романе.

Обратите внимание

Мне кажется, что герои Гончарова, будучи взятые из реальной жизни, описанные без прикрас, не являются ни «плохими», ни «хорошими», так же как и обычный человек не может быть только плохим или только хорошим. Ольга молода, привлекательна, умна.

Агафья в свою очередь умудренная жизнью женщина, ее желания сходны с идеалами Обломова. Она хочет простого женского счастья и иметь возможность заботиться о ком то. Обломов же хочет испытать тот уют, по которому он истосковался. А у Ольги другие представления о счастье, и в данном случае нельзя никого судить.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/xarakteristika-glavnyx-geroev-v-romane-goncharova-oblomov/

Образ Обломова — анализ героя романа «Обломов»

Содержимое:

Произведение «Обломов» Гончарова — социально-психологический роман, увидевший свет в 1859 году.

В книге автор затрагивает ряд вечных тем: родителей и детей, любви и дружбы, поиска смысла жизни и другие, раскрывая их через жизнеописание главного героя — Ильи Ильича Обломова — человека ленивого, апатичного, чрезмерно мечтательного и совершенно неприспособленного к реальной жизни.

Образ Обломова в романе Гончарова является центральным и наиболее ярким мужским образом произведения. По сюжету книги читатель знакомится с Ильей Ильичем, когда герой уже достиг тридцати с лишним лет и представляет собой полностью сформировавшуюся личность.

Как многие мужчины в его возрасте он мечтает о большой семье, детях, милой, хозяйственной жене и благополучном закате жизни в родном поместье — Обломовке. Однако все эти представления о далеком прекрасном будущем остаются только в грезах героя, в реальной жизни Илья Ильич не делает абсолютно ничего, что хотя бы на шаг приблизило его к идиллической картине, которую он давно распланировал в своих мечтах.

Дни Обломова проходят в непрерывном безделье, ему даже лень подняться с постели, чтобы поприветствовать гостей.

Вся его жизнь — это сонное царство, мечтательная полудрема, состоящая из непрерывного нанизывания и создания несбыточных иллюзий, которые изматывали его морально и от которых он порой уставал и изнеможенный засыпал.

В этой однообразной, приводящей к деградации жизни Илья Ильич прятался от реального мира, отгораживался от него всеми возможными способами, боясь его активности и не желая брать на себя ответственность за свои действия, а уж тем более трудиться и уверенно переступать через неудачи и поражения, продолжая движение вперед.

Почему Обломов старается уйти от реальной жизни?

Чтобы понять причины эскапизма Обломова, стоит кратко описать атмосферу, в которой воспитывался герой. Родная деревня Ильи Ильича — Обломовка, находилась в отдаленной от столицы, живописной и тихой местности.

Красивая природа, спокойная размеренная жизнь в поместье, отсутствие необходимости трудиться и чрезмерная опека родителей привели к тому, что Обломов не был готов к трудностям жизни вне Обломовки.

Воспитанный в атмосфере любви и даже обожания, Илья Ильич думал, что встретит подобное отношение к себе и на службе. Каково же было его удивление, когда вместо подобия любящей семьи, где все поддерживают друг друга, его ждал коллектив, настроенный совершенно по-другому.

Важно

На работе никто не интересовался им, никому до него не было дела, так как каждый думал лишь о повышении собственного жалования и продвижения по карьерной лестнице.

Чувствуя себя неуютно, после первой же ошибки на службе Обломов, с одной стороны, опасаясь наказания, а с другой, найдя повод для увольнения, сам уходит с работы. Больше герой не пытался куда-то устроиться, живя на деньги, которые ему присылали из Обломовки и все дни проводя в постели, таким образом, надежно укрывшись от забот и проблем внешнего мира.

Обломов и Штольц — образы-антиподы

Антиподом образа главного героя в романе «Обломов» Ильи Ильича является его друг детства — Андрей Иванович Штольц. По характеру и жизненным приоритетам Штольц — полная противоположность Обломова, хотя они и являются выходцами из одного социального класса.

В отличие от ленивого, апатичного, мечтательного и живущего исключительно своим прошлым Ильи Ильича, Андрей Иванович всегда стремится вперед, его не пугают неудачи, так как он знает, что в любом случае сможет достигнуть своей цели, достичь все больших высот.

И если смыслом жизни Обломова является иллюзорный мир, который он выстраивает в своем воображении и ради которого живет, то для Штольца таким смыслом остается упорный труд.

Несмотря на то, что в произведении герои противопоставляются как два разнонаправленных начала и два антитетичных типа личности — интровертный и экстравертный, Штольц и Обломов органично дополняют друг друга и нуждаются…друг в друге.

Без Андрея Ивановича Илья Ильич наверняка бы окончательно запустил дела в Обломовке либо продал ее за копейки кому-то вроде Тарантьева.

Штольц яснее всего понимал пагубное влияние на друга «обломовщины», поэтому всеми силами старался вернуть его в реальную жизнь, забирая с собой на светские приемы либо заставляя читать новые книги.

Совет!

Введение автором в повествование такого персонажа как Андрей Иванович помогает лучше понять образ Ильи Ильича. На фоне своего друга Обломов, с одной стороны, выглядит пассивным, ленивым, не желающим ни к чему стремится тюфяком.

С другой же стороны, раскрываются и его положительные качества — душевное тепло, доброта, нежность, понимание и сочувствие к близким людям, ведь именно в беседах с Ильей Ильичем Штольц обретал душевное равновесие, потерянное в постоянной жизненной гонке.

Раскрытие образа Обломова через любовь

В жизни Ильи Ильича было две разных любви — стихийная, всеохватывающая, бурная и оживляющая любовь к Ольге Ильинской и тихая, умиротворяющая, основанная на уважении, полная спокойствия и однообразия любовь к Агафье Пшеницыной. Образ Ильи Ильича Обломова по-разному раскрывается в отношениях с каждой из женщин.

Любовь к Ольге была тем ярким лучом, который мог бы вытащить героя из «болота обломовщины», ведь именно ради Ильинской Обломов забывает о любимом халате, начинает вновь читать книги, у него словно вырастают крылья, так как появляется реальная цель — возможное счастливое будущее с Ольгой, семья и собственное благоустроенное поместье.

Однако Илья Ильич не был готов полностью меняться, ему чужды были стремления Ильинской к постоянному развитию и достижению новых высот. В отношениях с Ольгой Обломов первый начинает отступать и первый пишет ей письмо, в котором говорит, что ее любовь — не истинные чувства.

Этот поступок можно рассматривать не только как слабость героя, его страх перед изменениями и внутреннюю пассивность, но и как лучшее понимание сферы чувств, отличное интуитивное чутье и понимание психологии других людей. Илья Ильич подсознательно ощущал, что их жизненные пути слишком разные, что Ольге нужно намного больше, чем он готов ей дать.

И даже если он попробует стать для нее тем самым идеалом нежного, доброго, чувственного, но при этом непрерывно развивающегося, деятельного человека, то будет до конца жизни несчастным, так и не обретя желанного счастья.

После тяжелого, но заранее предначертанного расставания Обломова и Ольги, герой находит утешение окруженный заботой Пшеницыной. Агафья по натуре своей является идеалом «обломовской» женщины — малообразованной, но при этом очень доброй, душевной, хозяйственной, заботящейся о комфорте и сытости мужа и обожающей его.

Чувства Ильи Ильича к Пшеницыной строились на уважении, которое постепенно переросло в тепло и понимание, а затем в спокойную, но сильную любовь.

Вспомним, что когда Штольц пытался забрать Обломова с собой он не хочет ехать не потому, что ему лень, а потому что ему важно остаться со свое женой, которая смогла дать ему то счастье, о котором он так долго грезил.

Заключение

Анализ образа Обломова дает понять, что интерпретировать Илью Ильича как однозначно положительного либо отрицательного героя нельзя. Он по-своему привлекает читателя, но и вызывает антипатию своей ленью и пассивностью, что указывает на многогранность натуры персонажа, его внутреннюю глубину и, возможно, мощный нереализованный потенциал.

Обломов — сборный образ типичного русского человека, мечтательной, созерцательной личности, которая всегда надеется на лучшее и истинное счастье видит в однообразии и спокойствии.

Как указывают критики, Илью Ильича Гончаров во многом списал с самого себя, что делает роман еще более интересным для современного читателя, интересующегося творчеством великого русского писателя.

Обратите внимание

Подробный анализ образа героя романа Гончарова пригодится 10 классам при написании сочинения на тему «Образ Обломова в романе «Обломов».

Прислал: Давыдова Юлия . 2017-10-15 18:15:20

Источник: http://pomosh-shkolniky.iusite.ru/847_obraz_oblomova_8212_analiz_geroya_romana_171_oblomov_187.htm

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Гончаров умел рисовать пленительные женские портреты и создал целую галерею женских образов.Ольга Ильинская — главная героиня романа «Обломов» — один из самых замечательных персонажей в русской классической литературе. Гончаров очень доброжелателен к своей героине.

Ольга наделена проницательностью, уравновешенностью, гордостью. Автора восхищает чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в прекрасном голосе.

Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги: «Нос образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые — признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…

» Походку героини автор описывает как «легкую, почти неуловимую». В личности Ольги — особая одухотворенность, призванная быть ангелом-хранителем Обломова и разбудить его уснувшую душу.

В личности Ильинской критик Писарев справедливо находил «естественность и присутствие сознания — что отличает Ольгу от обыкновенных женщин. Из этих двух качеств вытекает правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства, стремление к развитию, умение любить просто и серьезно, без хитростей и уловок… Ольга растет вместе со своим чувством…

» Ольга не способна покорно подчиняться своей судьбе. Она мечтает спасти Обломова, заставить его «жить, действовать, благословлять жизнь», спасти его погибающие ум и душу.Но когда Ольга убеждается в тщетности своих усилий, видит, что любимый человек не соответствует ее высокому представлению об идеале, она порывает с ним.

Ольга, как она сама говорила, полюбила образ Обломова, который она себе создала. Она хотела сделать из Обломова человека с большой буквы, и у него были все качества для этого. Душу Ольги грела мысль о том, что она сможет вернуть человека к жизни, заставить его делать то, чем он никогда не занимался, заинтересовать тем, что его никогда не интересовало.

Ольга делала это ради себя и ради Обломова.Ильинская живет богатой духовной жизнью, она полна стремления к деятельности. Она мечтает о герое, который соединил бы в себе высокий ум и страстное чувство с энергией, волей и большой целью в жизни. Ей кажется, что Штольц соответствует ее идеалу, но жизнь с ним не полностью удовлетворяет Ольгу: «Мне грустно бывает иногда.

Все тянет меня куда-то еще…» Тихое счастье со Штольцем не могло удовлетворить Ольгу. Если бы Гончаров продолжил рассказ об Ольге и Штольце, ее сильный характер и постоянная потребность в деятельности обязательно привели бы Ольгу к разрыву со Штольцем. Добролюбов видел в героине романа передовую русскую женщину и подчеркивал в Ольге стремление к борьбе во имя благородных, а.

Важно

не эгоистических целей: «Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать давать ей советы — принять их как новую стихию жизни и склонить голову.

Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный…»По мнению героини, только движение вперед, ко все более высокому идеалу достойно настоящего человека. Ольга стремится к чему-то невероятному и никому не известному.

Она мчится в другой мир, ввысь, в неведомые просторы, и за ней не успеть ни Штольцу, ни тем более Обломову. Ольга не могла любить Штольца. Она полюбила бы человека выше ее по разуму, у которого она ежедневно могла бы находить что-то Новое, неизведанное. А Штольц предпочитал спокойную, размеренную и уравновешенную жизнь.Агафья Матвеевна в романе противопоставлена Ольге.

Агафья подарила Обломову рай. Ее любовь ничего не требует от Обломова и идет на жертвы сама. Это любовь от природы: «она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и без музыки нерв…

Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку».Отношение к себе Агафьи Матвеевны Обломов воспринимает как должное. Именно так должно быть, именно так было в детстве, в Обломовке. Обломов сблизился с Пшеницыной, «он каждый день все более и более дружился с хозяйкой: о любви ему и в ум не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес…

и содрогался, когда вспоминал о ней».В любви к Ольге у Обломова было что-то противное его внутреннему миру, неестественное, а потому бесполезное. Разум Обломова считал, что любовь должна быть яркая, пылкая, а сердце его стремилось к тихой, спокойной любви, не требующей подвигов. А Агафья Матвеевна нуждалась в ком-то, ради кого она могла бы сделать все.

Агафья Матвеевна самоотверженна и преданна, в своей любви к Обломову она готова утонуть, отдать ему все свои силы, все плоды своих трудов. Кажется, что вся ее жизнь прошла в ожидании человека, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне.

Обломов именно таков: он ленив — это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок, «по-голубиному нежен» — это трогает женскую душу Агафьи, привыкшую к мужской грубости и невежеству.

Как заботливо Агафья ведет хозяйство за Обломова, с какой любовью каждое воскресенье готовит для него пирог, с каким самопожертвованием втайне от него она закладывает свои вещи!Очень трогательны любовь и сочувствие грубой женщины к беспомощному и опустившемуся до полного упадка души барину. Простая женщина полна материнской нежности. Не случайно имя Агафья означает «добрая».

Совет!

Агафья напоминала Обломову мать, Обломовку. Ее дом — это и есть маленькая Обломовка. Поселившись у Пшеницыной, Обломов попал в ту среду, воспоминания о которой сохранились у него с детства. Отношения Обломова и Пшеницыной напоминают отношения матери и сына.

Она нежно любит Илью Ильича, трогательно заботится о нем, предоставила ему домашний очаг, обеспечила спокойствие и гордится его привязанностью. Смысл жизни этой доброй и мягкой женщины — в ее преданном чувстве к Обломову.Анисья — жена Захара — тоже очень интересный образ.

Это «живая, проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой, с бегавшими живо во все стороны глазами, крепкой шеей и грудью и красными, цепкими, никогда не устающими руками». Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: живостью, проворностью, легкостью, гибкостью, умом.

При жизни Обломова Анисья сглаживала все конфликты между барином и слугой, а после его смерти полностью взяла мужа под свою опеку. Без нее он был таким же беспомощным и беззащитным перед жизнью, как и Обломов без опеки Пшеницыной.В семье Захара — непростые отношения. Я думаю, это не любовь, а обыкновенные ровные отношения между не очень горячо любящими друг друга мужем и женой. Гончаров говорит: «Страсть надо утопить в женитьбе». Анисья и Захар — одни из многих, которые утопили страсть в женитьбе или у которых страсти не было вообще. Захар делает вид, что не прислушивается к советам жены, а потом следует им. Анисья —   мудрая женщина, она видит и знает странное свойство Захара, как и других мужчин, ни в коем случае не признаваться в том, что женщина может быть умнее их. На какой-либо совет Анисьи Захар всегда указывал жене на кухню и говорил, что это не бабье дело, а потом делал именно так, как ему советовала жена. Захар не переносил, когда Анисья умудрялась подхватить на лету упущенную им тарелку, а жена, поставив тарелку на стол, под залпы упреков с усмешкой выходила из комнаты. Такие отношения с Захаром Анисья воспринимала как должное и чувствовала себя вполне счастливой.

Без этих интересных женских образов роман «Обломов» был бы неполным, неярким. Женские образы дополняют как образ главного героя, так и образы остальных персонажей романа и помогают понять позицию автора.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/kollektsiya-sochinenij-po-russkoj-literature-5-11-klass/10-klass/2703-zhenskie-obrazy-v-romane-i-a-goncharova-oblomov

Образ Обломова в одноименном романе Гончарова

В традиционно и просто построенном романе Гончарова «Обломов», впервые опубликованном в 1859 г., возраст, внешность, привычки и костюм главного героя – это первое, о чем сообщает нам автор уже на первых страницах своего повествования.

Илье Ильичу Обломову в начале романа года тридцать два или тридцать три. Рост средний. Наружность приятная. Глаза темно-серые. Руки маленькие и пухлые. Плечи мягкие. Тело не по годам обрюзгшее. Чересчур белый, «матовый» цвет рук, шеи и плеч свидетельствует о том, что тело нашего героя для мужчины уж как-то слишком изнежено.

Обратите внимание

Это закономерно, если принять во внимание образ жизни Обломова, сводящийся к постоянному лежанию в постели, а лежание — его нормальное состояние. Настоящий восточный халат (без талии и кистей) — вот естественный, привычный и неизменный костюм Обломова.

К халату полагались и особые туфли – не просто мягкие, но такие длинные и широкие, чтобы ноги, опущенные с постели на пол, сразу попадали в них.

Характер и его истоки

Почему же Обломов впал в это состояние вечного ступора, постоянного лежания? Читатель узнает, что Илья Ильич не нашел себя в службе мелкого чиновника, с точки зрения Ильи, пустой.

Когда же, в самом начале второй части романа, на сцене появится друг и полный антипод Обломова – Штольц, и этот друг заведет разговор о том, как стыдно Илье Ильичу не выезжать «в свет», читатель опять-таки согласится с Обломовым, что разговоры «в свете» так же мелочны и бессмысленны, как и «государственная» служба.

Перед нами – доведенный до логического конца (кто-то скажет – до абсурда) типичный образ из так называемой галереи лишних людей.

Недаром эта галерея начиналась с комедии Грибоедова с характерным названием «Горе от ума», ведь лишним человеком в том обществе, где всё совершается по давно установившейся инерции, всегда оказывается умный человек.

Лучший ответ на вызов «качения по инерции» дает именно Обломов – самый инертный персонаж русской литературы: он просто лег и вообще никуда не катится.

Но катится в пропасть жизнь Обломова, и он отлично это сознает. Имение разорено вором-старостой, плут-хозяин гонит с квартиры – всё равно рано или поздно придется встать с постели.

Более того, Илья прекрасно сознает и то, что он искусственно остановился в своем развитии, что у него есть призвание – душевное золото, которое лежит в недрах этой телесной горы и всё никак не становится ходячей монетой.

«Отчего я такой?» – спрашивает сам себя всё еще не вставший с постели Обломов. В ответ ему снится сон. По своему содержанию глава «Сон Обломова» – не столько сон, сколько воспоминания Ильи Ильича о счастливом детстве всеми любимого и всех любящего помещичьего отпрыска в родной Обломовке.

Ответ на вопрос Обломова предельно прост: во всем виновата крепостническая Обломовка – собирательный образ крепостнической России. Обломов – типичный представитель паразитического класса помещиков-крепостников, без каких-либо «намеков на Европу» – и это в эпоху, когда России (накануне отмены крепостного права в 1861 г.) предстоял очередной «европейский выбор».

Обломов и другие герои

«Представителем» этого европейского выбора в романе является антипод Обломова, полунемец-полурусский Штольц. Искренне любя Илью, Штольц задумал план его спасения, действуя на нежное сердце друга через красивую, умную, чуткую девушку Ольгу Ильинскую.

Однако девушка сама влюбляется в Илью, которого на первых порах ей удается вывести из его домашнего «укрытия» на Божий свет. И у Ильи серьезные намерения в отношении Ольги. Вот только на простые житейские действия Обломов органически неспособен. Неизбежный разрыв тяжело переживается обоими героями.

Ольга вскоре находит утешение в браке со Штольцем, а Обломов – в браке с простой мещанкой Агафьей Пшеницыной, давшей ему наконец то, что он искал – покой, беспечность и даже обветшалый, по приказу Ольги заброшенный халат, на который Агафья наложила полагающиеся ему заплаты.

Однако образ жизни Обломова не проходит даром для его здоровья, и после третьего инсульта («апоплексического удара») он умирает. Сына Обломова, рожденного ему Агафьей и названного в честь Штольца Андреем, берут к себе на воспитание Андрей и Ольга Штольцы.

Понятие «обломовщина»

Поступив весьма предусмотрительно, Гончаров не стал дожидаться от критиков ярлыка «обломовщина», который заслужил бы главный герой как «типичный представитель». Автор поручил навесить на главного героя этот ярлык его антиподу Штольцу. Но Штольц – не истина в последней инстанции, а холодный делец, к тому же полунемец и капиталист.

По произведению: «Обломов»

По писателю: Гончаров Иван Александрович

Источник: https://goldlit.ru/goncharov/904-obraz-oblomova

Система образов романа “Обломов” И. А. Гончарова

В соответствии с идейно-тематическим содержанием строится система образов романа, в центре которой оказывается главный герой – Обломов. Он получил крайне противоречивые толкования и оценки в критике.

Добролюбовская критическая оценка Обломова, увидевшего в нем символ краха всей крепостнической системы, отражение комплекса “лишнего человека”, доведенного до логического конца, за которым возможны только распад и гибель, оспаривалась критиком А. В. Дружининым. Он в статье “Обломов”, роман И. А.

Гончарова” сходится с Добролюбовым в том, что в образе Обломова отражены существенные стороны русской жизни. Но при этом критик утверждает: плоха “обломовщина”, “истоки которой – гнилось и растление”; другое дело – если это “незрелость общества и колебания чистых душою людей перед практицизмом”,что бывает в молодых странах, как Россия.

Важно

Вывод Дружинина: Обломов достоин не презрения, а любви. Критик даже находил в Обломове черты былинного героя, подобного спящему до времени Илье Муромцу, а в Обломовке – утраченный патриархальный рай.

В дальнейшем мнения критиков и читателей Склонялись либо к добролюбовской – критической – оценке, либо к точке зрения, близкой Дружинину, при которой характер Обломова расценивался как положительный. Так, например, русский философ и поэт “серебряного века” B. C.

Соловьев назвал Обломова “всероссийским типом”, “равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей”. Поэт и критик той же поры И. Ф. Анненский, не идеализируя Обломова, утверждает, что герой не лишен эгоизма и мягкотелости, однако “в нем нет самодовольства, этого главного признака пошлости”.

В работе крупнейшего философа середины XX века Н. О. Лосского подчеркивается, что объяснение лености Обломова развращающим влиянием крепостного права верно лишь отчасти, во многом она связана с особенностями национального характера. Эта позиция наиболее близка авторской.

Писатель дает разностороннюю характеристику своему герою с помощью различных художественных средств, одним из которых является сопоставление Обломова с другими героями.

Для выявления в нем черт “обломовщины” Гончаров использует “двойников”. Это ряд второстепенных образов романа: Захар, слуга Обломова, являющийся его карикатурным отражением; Алексеев, “человек без поступков”; Тарантьев -“мастер говорить”, но не делать. В то же время каждый из этих образов имеет и самостоятельное значение и функцию в романе.

Другая группа – внесюжетные персонажи: это посетители, которые приходят к Обломову в его квартиру на Гороховой улице.

Они призваны показать среду, в которой живет герой, и в то же время представляют собой персонификацию той деятельности, которая захватывает людей этого круга.

Совет!

Франт Волков – это светский успех, чиновник Судьбинский – карьера, беллетрист Пенкин -“игра в обличительство”. Такая “деятельность” не способна наполнить жизнь Обломова, не может “пробудить” его.

Гораздо более значимо сопоставление Обломов – Штольц, построенное по принципу антитезы. Штольц – антипод Обломова. По замыслу автора, в нем должны были соединиться разные национальнокультурные и общественно-исторические элементы.

Недаром его мать – русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой – передала Андрею свою духовность, а отец – немец, прививший сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы.

Такое соединение, по мысли писателя, должно было создать характер гармоничный, чуждый всякой крайности.

Но реализация замысла внесла свои коррективы, обнаружив определенную ограниченность такой личности.

Действительно, апатии и бездеятельности Обломова противопоставлены энергия и динамизм Штольца, но авторские симпатии все же не на его стороне, так как рациональность и практицизм приводит этого героя к потере человечности, а идеал писателя -“ум и сердце вместе”.

Недаром, начиная с Добролюбова, критики относились к Штольцу в основном негативно.

Героя упрекали в рассудочности, сухости, эгоизме, да и сам автор с сомнением относился к такому качеству, как практицизм, который с середины XIX века выделяется как отличительная черта русских деловых людей, волевых, предприимчивых, но часто излишне рационалистичных или нравственно неустойчивых. Ведь для писателя, как и для Обломова, важна не просто деятельность сама по себе, а то, к чему она ведет.

Обратите внимание

Идеал же Штольца слишком прозаичен и приземлен. “Мы не Титаны с тобой, – говорит он своей жене Ольге, – склоним головы и смиренно переживем трудную минуту”.

Такова логика человека, видящего практическую сторону дела и готового сосредоточиться на частных вопросах, не разрешая главного.

Но иное дело – натуры, подобные Обломову, мучимые “общечеловеческим недугом”, а потому не удовлетворенные решением частных проблем. Именно они обладают непостижимой силой воздействия на женские сердца.

Особую роль в романе играют женские образы. Главные из них – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – также представлены на основе антитезы. Ольга Ильинская, по мысли автора, близка той гармоничной человеческой норме, о которой мечтал писатель. Ее нравственное формирование было свободно от влияния сословноограниченной среды.

В ней соединяется душевная чистота и устремленность к идеалу, красота и естественность, артистичность натуры и здравый ум. Ольга – характер в такой же мере чаемый автором, как и реальный, отсюда его некоторая неопределенность.

Ей удается на какое-то время пробудить Обломова ото сна, но изменить сущности его характера она не в состоянии, а потому их любовь заканчивается разрывом. Ольга признается: “Я любила будущего Обломова”.

Таким, каков он есть, его принимает другая героиня – Агафья Матвеевна Пшеницына. Она – антипод Ольги во всем. Даже их портретная характеристика резко контрастна.

Подчеркнуто духовному облику Ильинской, в чертах которой отражалось “присутствие говорящей мысли”, богатство внутренней жизни, противопоставлен портрет Пшеницыной с ее “полными, округлыми локтями”, “простотой” душевных движений.

Важно

Тем удивительнее то, что именно Агафье Матвеевне удалось просто и естественно, не задумываясь, воплотить ту самоотверженность в любви, которая оказалась непосильной для Ольги в ее любви к Обломову.

Источник: http://home-task.com/sistema-obrazov-romana-oblomov-i-a-goncharova/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector