Характеристика и образ барона в пьесе горького на дне

Образ и характеристика Барона в пьесе На дне Горького сочинение

Теперь у Барона даже нет документов (известно, что у него имеются «негодные» документы, то есть, вероятно, поддельные):

Живя в ночлежке для бедняков, Барон не может привыкнуть к нищенской жизни и порой «показывает из себя барина»:

Известно, что Барон помогает торговке Квашне в ее делах на базаре. Вероятно, за эту работу он получает какие-то деньги:

Обратите внимание

Барон учится у своего приятеля, шулера Сатина, жульничать в карты, но это у него не очень получается и соперники замечают его уловки:

Судя по всему, Барон состоит в любовной связи с 24-летней девушкой Настей, которая также живет в ночлежке (судя по всему, девушка зарабатывает на жизнь «непристойной работой»):

При этом Барон смеется над тем, что Настя читает любовные романы и верит в принцев:

Барон пренебрежительно относится к Насте из-за ее простого происхождения и образа жизни:

Барон, ЗЗ года. — Барон — носящий звание, достоинство баронства, низшей ступени именитого (титулованного) дворянства. Из наследственных баронских родов в Российской империи большинство было прибалтийского и иностранного происхождения.

Из-за широкого распространения этого титула и увеличения числа его носителей (зачастую не имевших никаких имений) он потерял общественном мнении всякое уважение Тем более что баронство жаловалось иногда  и купцам.

Негативно насмешливо окрашенные выражения барон ские замашки, баронить уже в середине XI столетия имели значения «величаться, пускать пыль, корчить вельможу» . Отсюда — один шаг до пробаронить, пробарониться — разориться вчистую, спустил имение.

Таким образом, прозвище этого персонажа отражает не только его прошлый социальный статус и не только одно из качеств его характера — стремление почваниться высоким происхождением.

Впрочем, кличка этого персонажа вызывает и ассоциацию со знаменитым вралем, увековеченным писателем Э.Распе — бароном Мюнхгаузеном. Подобная ассоциация заставляет отнестись ко всему, что рассказывает обитатель костылевской ночлежки, по меньшей мере с недоверием.

Важно

его воспоминания о прошлом — слишком общие, из которых, кажется, самая запоминающаяся и чаще всего повторяемая деталь  — кофе со сливками, который барон пил лежа в постели — следует признать плодом фантазии.

На подобные размышления наталкивает и относительно бедная и грубая речь персонажа.

Обращает на себя внимание точно указанный возраст персонажа — 33 года. И это символично. Спаситель именно в 33 года принял крестную муку во имя искупления рода человеческого.

Именно поэтому традиционно считается, что к этому моменту человек должен состояться как личность и как член социума, прославить свое имя. Между тем Барон к 33 годам окончательно потерял себя — даже имя, без которого «нет человека».

Не случайно, конечно, что в акте IV он, задав себе страшный вопрос: «Ведь зачем-нибудь я родился … а?» — не может дать ответа.

Другие работы по этой теме:

  1. Характеристика героя Актер, На дне, Горький Актер Актер – один из персонажей пьесы М. Горького “На дне”, обитатель ночлежки. Настоящего имени он не называет, так как сам его забыл по причине…
  2. Скупой рыцарь характеристика образа Барон СКУПОЙ РЫЦАРЬ (Сцены из Ченстоновой трагикомедии “The covetous Knight”, 1830) Барон – отец молодого рыцаря Альбера; воспитан прежней эпохой, когда принадлежать к рыцарству значило прежде…
  3. Почему М. Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы – “На дне жизни”? по пьесе На дне (Горький А. М.) Максиму Горькому пришлось раздумывать над заглавием для своей социальной пьесы. Изначально у него было несколько вариантов: “Ночлежка”, “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни” и все…
  4. Характеристика героя Василиса, На дне, Горький ­Василиса Василиса – персонаж пьесы Горького “На дне”; жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла. Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа…
  5. Характеристика героя Лука, На дне, Горький Лука Лука – один из главных действующих лиц в пьесе Максима Горького “На дне”, неоднозначный персонаж, пожилой странник, неожиданно появившийся в ночлежке. У него богатый…
  6. Характеристика героя Дед, Детство, Горький Дед Василий Васильич Каширин – дедушка Алеши, главного героя в автобиографическом произведении М. Горького “Детство”. Это был небольшой, сухонький старичок с суровым нравом. Его Алеша…
  7. Характеристика героя Костылев, На дне, Горький ­Костылев Костылев – персонаж произведения М. Горького “На дне”; содержатель ночлежки, в которой происходит действие пьесы; муж хитрой и коварной Василисы. Костылеву 54 года, а…
  8. Характеристика героя Квашня, На дне, Горький ­Квашня Квашня – одна из персонажей пьесы Максима Горького “На дне”; жительница ночлежки; торговка пельменей. Квашня добрая женщина, что можно понять по ее отношению в…
  9. Характеристика героя Клещ, На дне, Горький Клещ Клещ – персонаж пьесы М. Горького “На дне”, один из постояльцев ночлежки, слесарь по профессии, муж Анны. В начале пьесы он идеализирует упорный труд,…
  10. Характеристика героя Данко, Старуха Изергиль, Горький Данко Многими исследователями творчества Горького, отмечается некая связь образа его героя Данко с образами Моисея, Прометея и Иисуса Христа. Даже его имя имеет один корень…

Источник: https://novoevmire.biz/other/obraz-i-harakteristika-barona-v-pese-na-dne-gorkogo-sochinenie.html

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне». на Сёзнайке.ру

Лука — пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Это человек с богатым жизненным опытом, о чем говориться в словах: «Мяли много, вот и мягок».

Лука считает всех людей жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися лишь в соболезновании и утешении. Лука- сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватились отчаявшиеся люди. Поэтому он и вселяет во всех надежду о светлом будущем.

И ему верят. Умирающей Анне говорит, что на том свете, в раю, не будет мучений, что после смерти она обретет покой и вечное блаженство на небе. Ваське Пеплу внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь. Актеру обещает назвать город, где бесплатно лечат от алкоголизма в роскошной лечебнице.

Подкрепляя своего слова примером о пользе жалости, Лука рассказывает, как некогда сам пожалел грабителей, чем спас их, ибо в противном случае они убили бы его и сами бы погибли на каторге. Он также рассказывает притчу о «праведной земле»- о бедном человеке, который верил в существование такой земли, но разочарованный тем, что на карте у ученого таковой не оказалось, повесился

Связь этой притчи с жизнью в ночлежке очевидна. Обитающие испытывают такое же чувство. Они хотят видеть свет в конце туннеля и интуитивно видят его, но все надежды резко рушатся. Возможно, все было бы иначе, если бы Лука указал им на верный путь. Но он этого не сделал.

Совет

Люди тянутся к Луке, потому что его бредни временно скрашивают тяжесть действительности. Принцип Луки — «ложь во спасение».

Он не верит в возможность изменения жизни и лживыми обещаниями хочет сгладить все противоречия, примерить с рабской приниженностью, скрыть действительные причины тяжелого положения трудящегося народа, внушая мысль о том, что общественное устройство установлено раз и навсегда.

Пагубное влияние Луки испытали почти все обитатели ночлежки, и надежды их оборвались трагически: повесился Актер, в тюрьму попал Пепел, тяжело умирает Анна, захотевшая после слов Луки еще немного пожить на этом свете.

Лука верит в силу мечты: «Человек-все может… Лишь бы захотел…», хотя сам знает, что все его утешения ложны. Н а вопрос Пепла: «Зачем ты все врешь?»- Лука отвечает: «И …чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»

Нельзя не отметить, что имя героя очень примечательно. С одной стороны, оно явно происходит от слова «лукавый», которое имеет двоякий смысл.

Это, во-первых, хитрый, себе на уме, скрытный, обманывающий человек, а, во-вторых, добродушный, игривый, шутливый человек. Оба эти полюса заключены в слове «лукавый» и в характере самого персонажа.

И, конечно же, это имя принадлежит одному из евангелистов. Получается, перед нами некий носитель мудрости, дающий людям какое-то свое Евангелие — определенную правду.

Неожиданное исчезновение Луки свидетельствует о его поражении. Его обман не возвысил людей, а только унизил их. Они перестали верить в силы человека, воспринимая только то, что человека можно жалеть и утешать иллюзиями.

Обратите внимание

Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.

Конкретно на вопрос положительный или отрицательный это герой, мы ответить не можем. Даже автор дает нам представление двуличного человека.

Образ Луки является самым главным в пьесе «На дне». Он заставляет задуматься     об истинном и ложном представлении, о гуманизме. А еще наводит на размышления о возможности человеческого счастья: не может быть человек счастлив, пока человек не свободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Но человек достоин счастья и свободы потому уже, что он человек.

План

  1. Время написания пьесы — смысл названия.
  2. Герои пьесы до появления Луки.
  3. Лука — его роль и место в пьесе.
  4. Отношение к Луке других персонажей пьесы и автора.

Пьеса «На дне» написана A.M. Горьким в 1902 году.

Первоначально автор хотел назвать свою пьесу «Без солнца», «На дне жизни», но в итоге остановился на названии «На дне», которое, по-видимому, несет большую смысловую нагрузку и позволяет раскрывать не только социальные проблемы, но и затрагивает целый ряд нравственных проблем.

В самом деле, автор, показывая жизнь обитателей ночлежки, останавливает внимание зрителе не только на внешних действиях и событиях, его внимание привлекают скорее переживания и мысли героев, он пытается заглянуть на «дно» человеческой души, то есть добраться до самых истоков и причин положения «опустившихся», потерявших себя и смысл жизни людей. Именно поэтому на сцене воспроизводится обыденная жизнь (вспомните, как начинается пьеса — реплика, звучащая первой после открытия занавеса, «дальше», как бы подчеркивает текучесть, повседневность всего происходящего).

Пьеса открывается развернутой ремаркой, воспроизводящей подвал, похожий на пещеру. Люди обречены здесь жить какой-то допотопной, доисторической жизнью, вынуждены вести поистине пещерное существование. Жизнь обездолила этих людей. Она лишила их всех основных человеческих прав:

—   на работу — Клеща;

—   на семью — Настю;

—   на благополучие — Барона;

—   на профессию — Актера.

Этих людей, которые так любят свободы, жизнь по существу лишила и этого блага. И не случайно свою они воспринимают как тюрьму, а под сводами их обители звучат слова песни: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», «Днем и ночью часовые стерегут мое окно».

И вот в ночлежку приходит удивительный человек — Лука. Примечательно имя этого героя. С одной стороны, оно явно происходит от слова «лукавый», которое имеет двоякий смысл. Это, с одной стороны, хитрый, себе на уме, скрытный, обманывающий человек, а с другой стороны, добродушный, игривый, шутливый человек.

Оба эти полюса заключены в слове «лукавый» и в характере самого персонажа. И нельзя не отметить, что это имя принадлежит одному из евангелистов. Значит перед нами нений носитель мудрости, дающий людям какое-то свое Евангелие — определенную правду. Не зря ведь он странник. Понятие это часто соприкасалось с понятием «правдоискателя».

Лука много ходил по земле, много видел. Он искренне любит людей, желает им добра, для него важнее каждый человек. До появления Луки в ночлежке никому не приходило в голову задумываться над смыслом своего существования: жили люди, словно «озябшие», а появился Лука и немножко отогрел их. Ко всем он старается подойти со словами утешения.

Важно

Анну он успокаивает разговором о блаженной тишине, которая ожидает ее после смерти. Пепла соблазняет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Актеру он сообщает о бесплатных, прекрасных лечебницах, где излечивают от алкоголизма. Повсюду Лука сеет слова утешения и надежды.

Этот герой убежден, что человека надо уметь пожалеть, особенно, когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Но это сострадание обретает у Луки весьма своеобразную форму. Он полагает, что людям страшна подлинная правда жизни, так как она слишком сурова, «обух для людей».

Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить их жизнь, привнести в нее сказку, красивый обман, розовую мечту, «золотой сон». После первого разговора со стариком Актер чувствует, что в его душе пробуждается что-то давно забытое. Горький показывает эти изменения скупыми ремарками: «задумавшись», «улыбается», «смеется», говорит как бы «проснувшись».

Актер вспоминает свое имя, свое любимое стихотворение, а ведь «в любимом — вся душа». И, может быть, то, что он добровольно уходит из жизни, означает, что проснувшийся в нем Человек ужаснулся тому, как живет Актер, и не захотел больше жить так.

Сатин, в уста которого Горький вкладывает знаменитые слова о Человеке, говорит о том, что Лука «проквасил сожителей», то есть заставил их задуматься, разбудил в душах этих людей давно забытое, открыл для них какой-то выход. «Старик прав, — говорит Сатин. — Он для вас же все делал, он подействовал на меня, как кислота на ржавую монету». В уста Луки Горький вложил такие слова: «Человек добру может научить очень просто».

Читайте также:  Сочинение мой любимый писатель поэт пушкин

Помогла ли на самом деле кому-нибудь из обитателей ночлежки утешительная философия Луки? Скорее всего, ответ на этот вопрос будет отрицательным. После исчезновения Луки (а он исчезает также неожиданно, как и появился) сладостные сны рассеялись, и наступает горькое разочарование.

Появление Луки с его проповедью утешения и рассказами от Праведной земле укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных дум и мечтаний. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают кульминации в сцене убийства хозяина ночлежки Костылева.

Совет

Суровая правда жизни опровергает философию утешения Луки. Странник, появившийся в ночлежке, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды, мечты. Но после его ухода еще тяжелее становится жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что уже не могут ничего изменить в своей судьбе. Им, в общем-то, нечего ждать.

И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил старик, а дороги не показал.

Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате он понимает, что «никогда уже не выберется отсюда».

Образ Луки, созданный М. Горьким на страницах пьесы «На дне», заставляет задуматься об истинном и ложном представлении, о гуманизме. А еще наводит на размышления о возможности человеческого счастья: не может быть человек счастлив, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует не каждом шагу. Но человек достоин счастья и свободы потому уже, что он человек.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/2169——-l-r

Образ Луки в пьесе Горького «На дне»: характеристика персонажа, цитаты и высказывания

В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой “На дне”, без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Откуда появился странник

Максим Горький не раскрывает тайну происхождения Луки, лишь мимолётно говорится о его скитальческой жизни. У странника нет ни родины, ни хоть какого-то определённого места жительства. Сам он говорит об этом так: “Старику – где тепло, там и родина”.

Жители ночлежника также не интересуются прошлым старика, они озабочены своими проблемами и попытками “выйти в люди”, а не влачить существование “на дне” весь остаток жизни.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца, проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова, каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками, отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Отношения Луки с другими героями пьесы “На дне”

Персонажи относятся к старцу двояко:

  • одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
  • другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.

После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась.

Обратите внимание

Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец.

Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля, где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.

Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса Горького “На дне” богата глубокомысленными фразами и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.

Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу “На дне” Горького:

Итог

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

  • драматург раскрыл всю подноготную поведения и характера персонажей;
  • нам всегда понятно, по каким причинам герой поступает так, а не иначе;
  • вся пьеса – веское доказательство того, что любовь, понимание и надежда необходимы человеку, кем бы он ни был.

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/obraz-luki-v-pese-maksima-gorkogo-na-dne.html

Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»

    Драматургия Горького очень интересна своей проблематикой, силой философских размышлений. Определенного совершенства в этом плане достигла пьеса «На дне», представляющая совокупность социально-философских воззрений писателя.

    В экспозиции с помощью обширной авторской ремарки и высказываний персонажей обрисован «подвал, похожий на пещеру», в котором живут, дерутся, умирают воры, шулера, проститутки, бывшие работники: слесарь Клещ, картузник Бубнов, телеграфист Сатин, Актер, Барон.

Их положение мало чем отличается друг от друга, несмотря на то, что одни, как Клещ, надеются «вырваться», другие, как Сатин, хотят «забыть о человеческой жизни».

Все они находятся на разных ступенях падения «на дно», но тем не менее, они освобождены от социальных признаков, различий, оставшись голыми.

    Такая характеристика персонажей дает возможность с необычной точки зрения показать общественный конфликт. Здесь тоже есть хозяева, но они действуют в микроскопическом масштабе.

Итак, «хозяева жизни» в произведении представлены содержателем ночлежки Костылевым, лицемерным, трусливым, отвратительным старикашкой, выжимающим прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв, и его женой Василисой, жестокой, жадной хищницы, прокладывающей себе путь преступлениями.

    Костылев, хозяин ночлежки, появляется в пьесе в первом акте. И первая же его фраза способна внушить к нему неприязнь. Старик входит в подвал в тот момент, когда Актер пытается вывести умирающую Анну в сени подышать свежим воздухом. Увидев их, Костылев заявляет: «Ах, и хороша парочка, баран да ярочка».

Важно

Сразу становится понятным, что в этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Чуть позже хозяин ночлежки обещает Клещу накинуть на того еще «полтинничек» на его основную плату.

На это Клещ отвечает ему: «Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь…» Костылев отвратительный персонаж, Горький, дабы подчеркнуть это, дает ему возможность рассуждать над добротой. Какая сатира!.. «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ».

И эти слова мы слышим от человека, буквально давящего нечеловеческими условиями своих жителей, о которых сам потом говорит: «А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…». Стоящие в социальном плане ниже, в моральном плане обитатели подвала кажутся гораздо человечнее этого «хозяина жизни».

Практически в каждом из подвальных «босяков» можно найти какие-либо хорошие качества, пусть извратившиеся из-за подобной бесчеловечной жизни, но они есть. В Костылеве же мы не можем найти ни одной положительной черты.

    Показателен в плане «хозяев жизни» и образ жены Костылева Василисы. У этой женщины нет никаких моральных устоев. Выйдя замуж за старика ради денег и определенного социального статуса, она показала свою жизненную позицию. Она «умная баба», умеет приспосабливаться к любой обстановке.

    Изначально мы узнаем о Василисе лишь то, что она является любовницей вора Васьки Пепла. Но что это? Настоящие чувства, эмоции или снова холодный расчет, поиск постоянной выгоды? Скорее второе.

Конечно, при старом муже иметь молодого любовника хорошо, а если еще от любовника есть и другая, денежная выгода… Василиса знает, что Васька зависит от нее, понимает, что может сдать его полицейским в любой момент и заставляет его воровать.

Как долго это длилось – неизвестно, Горький подводит нас к тому моменту, когда Пепел решил взбунтоваться: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…» Выясняется, что Васька Пепел любит младшую сестру Василисы.

Совет

А хозяйку ночлежки любить невозможно, потому что это красиво сложенное чудовище. За красивой внешностью стоит страшная, уродливая сущность. Сам Пепел говорит о ней очень точно: «души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..».

Но и в этой ситуации Василиса не теряется, а предлагает Василию отдать свою младшую сестру Наташу, за что тот должен будет убить Костылева. Нам сразу же становится понятно, что никаких светлых эмоций у Василисы к Пеплу не было. Желая одним махом расправится со всеми, она подбивает Ваську на преступление.

В противном случае она обещает окончательно замучить свою младшую сестру. И вышло все именно так, как задумала Василиса. Увидев беседующих Ваську и Наташу, она загоняет сестру домой, запирается с ней в комнате и начинает ту жестоко избивать. Горький не показывает нам эту сцену, но, уже зная, на что способна эта чудовищная женщина, становится страшно. 

    Сцену драки можно назвать кульминацией социального конфликта драмы. По неосторожности Пепел все-таки убивает Костылева. Теперь ему грозит тюрьма или каторга. Василиса сделала свое страшное дело, одним махом она избавилась сразу же от троих: мужа, любовника и сестры.

И ничего страшного, что ее забирают в участок вместе с Васькой. Она «умная баба», всегда сможет выкрутиться. Именно такие люди и способны жить в подобных жизненных условиях. Ее вряд ли что-то сможет когда-нибудь свалить, она слишком хитра и изворотлива для этого.

А если говорить о разрешении социального конфликта, убийство Костылева было совершенно бессмысленным. Оно не разрешило социальных противоречий. Обитатели ночлежки вернулись к своим занятиям.

А в качестве хозяйки подвала станет, скорее всего, выступать Василиса, и легко себе представить, что жизнь под ее гнетом станет для «босяков» совершенно невыносимой.

    Таким образом, Горький через образы Костылева и Василисы показал моральный уровень «хозяев жизни» дна. В этом плане они упали еще ниже обитателей ночлежки, ибо в них не осталось ничего человеческого.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/na-dne/2657-obrazy-khozyaev-zhizni-v-pese-m-gorkogo-na-dne

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»

Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки. Именно с ним связан основной философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?».

Лука — странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

На долю Луки выпадает миссия утешителя. Он всех успокаивает и каждому обещает избавление от страданий. Причем Лука ничего не придумывает. Умея удивительно тонко чувствовать мечты и желания людей, он только убеждает их в том, на что они и сами в глубине души надеются.

Обратите внимание

В основе жизненной позиции Луки лежит им же высказанная фраза: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне он советует не бояться смерти, потому что смерть освободит ее от боли и мучений. Актеру он говорит о возможности излечения от алкоголя в специальной лечебнице.

Читайте также:  Образ и характеристика князя верейского в романе дубровский пушкина

Пепел после слов Луки начинает верить, что он найдет свое счастье с Наташей на «золотой стороне» Сибири.

Обитатели ночлежки по-разному относятся к старику. Так, Настя, например, после ухода Луки говорит: «Хороший был старичок!». Клещ особенно подчеркивает, что Лука жалостливый.

И даже антагонист Луки Сатин замечает, что Лука «был как мякиш для беззубых», что он подействовал на него, «как кислота на ржавую монету». Зато Барон называет его шарлатаном, а тот же Клещ говорит, что старик правды не любил.

И опять, как ни странно, Сатин бросается на защиту Луки. Он прерывает Барона словами: «Молчать!.. молчать о старике!» Как же все-таки оценивать Луку?

Ряд исследователей связывает имя Луки с лукавым, с искусителем. Но все же это не вполне так. Он никого не соблазняет и не искушает. Однако со словом «лукавый» в значении «хитроватый» его имя, видимо, связано. Лука не так прост, как кажется на первый взгляд: это незаурядный человек с большим жизненным опытом.

Он быстро ориентируется в ситуации, почти к каждому находит подход. Кроме того, имя героя ассоциируется и с евангельским апостолом Лукой. Перед нами некий носитель мудрости, выразитель своей правды, связанной значительным образом с христианскими заповедями.

Рассказ Луки о том, как он двух грабителей, замышлявших убийство, пожалел и накормил (то есть ответил на зло добром), как раз и подтверждает это.

Все же при всей сложности и неоднозначности Лука заслуживает уважение. Этот человек прежде всего добр и отзывчив. Он искренен в своем отношении к людям «дна». Кроме того, он никому не навязывает своих взглядов.

Важно

И самое главное, он сам не имеет никакой личной выгоды от этой лжи. По убеждению Луки, человек живет «для лучшего».

Значит, следует укрепить его мечты, надежды, чувство собственного достоинства, что он и делает, движимый жалостью и милосердием.

Вопрос об отношении автора к Луке весьма сложен. Известно, что писатель не раз называл его жуликом, святошей и пройдохой. Да, действительно, свое сострадание Лука выражает в своеобразной форме — в форме лжи, красивой сказки.

Но ложь его не бытовая, ее порой даже можно назвать высокой. Это вид христианской лжи во спасение. Он полагает, что правда слишком страшна для людей, и поэтому хочет приукрасить их существование, привнося в него «золотой сон».

Обратите внимание

Как бы Горький ни выступал против своего героя, тем не менее, он получился у писателя лучше, мудрее и добрее, чем тот его изначально задумывал. Когда в финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, то автор отказывает им в этом: Сатин сразу и бесповоротно пресекает все разговоры.

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький создает очень интересный и противоречивый образ. С одной стороны, Лука добр и помогает людям не падать духом. С другой стороны, его ложь приводит к тому, что наиболее слабые духом люди не выдерживают, и их возвращение из края мечты в ужас повседневной жизни слишком тяжело переносится ими. Так, например, утрата веры ведет Актера к самоубийству.

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников.

Совет

Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности.

Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин — мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель.

Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.

Источник: http://5litra.ru/soch/1052-obraz-luki-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Характеристика пьесы «На дне» Горького М.Ю

Характеристика пьесы

«На дне» Горького М.Ю

Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы.

Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова — пьесы утонченных настроений, переживаний.

У Горького — столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал Горький в реальности. Одна за другой появляются его драмы, многие из них показательно названы «сценами»: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).

«На дне» как социально-философская драма. Из цикла этих произведений глубиной мысли и совершенством построения выделяется «На дне».

Поставленная Художественным театром, прошедшая с редким успехом, пьеса поразила «несценическим материалом» — из жизни босяков, шулеров, проституток — и своей, несмотря на это, философской насыщенностью. «Преодолеть» мрачный колорит, устрашающий быт помог особый авторский подход к обитателям темной, грязной ночлежки.

Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души.

Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «…все слиняло, один голый человек остался». Из-за «облинялости», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности.

«Темное царство» позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего.

Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога». В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, — о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клещом. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз». В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые…» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу…» Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя». Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.

Своеобразие внутреннего развития пьесы. Обстановка меняется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.

Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут… По сто лет, а может быть, и больше — для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.

Писатель, не менее чем человеческое разобщение, не приемлет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и Наташе в некоей «праведной земле» Сибири; актеру — в мраморной лечебнице; Клещу — в честном труде; Пасте — в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодотворную почву тайно взлелеянных иллюзий.

Атмосфера II и III актов другая по сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «…отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи…» Актер говорит Наташе: «Я — уезжаю, ухожу… Ты — тоже уходи…» Пепел уговаривает Наташу: «…

в Сибирь-то по своей воле надо идти… Едем туда, ну?» Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: «Идти некуда». Бубнов когда-то «вовремя спохватился» — ушел от преступления и навечно остался в кругу пропойц и шулеров. Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: «После тюрьмы нету хода». А Клещ с болью признается: «Нет пристанища… ничего нет».

В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека драму с редкой обнаженностью. Круг существования будто замкнулся: от равнодушия — к недостижимой мечте, от нее — к реальным потрясениям или гибели.

Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.

Значение IV акта. В IV акте — прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое — начинается брожение ранее сонной мысли босяков. Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников.

Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе «закон новый». Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду. Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.

Обратите внимание

Барон, признавшись, что «никогда и ничего не понимал», раздумчиво замечает: «…ведь зачем-нибудь я родился…» Это недоумение связывает всех. А предельно усиливает вопрос «Зачем родился?» Сатин. Умный, дерзкий, он верно расценивает босяков: «тупы, как кирпичи», «скоты», ничего не знающие и не желающие знать.

Потому Сатин (он «добр, когда пьян») и пытается защитить достоинство людей, открыть их возможности: «Все — в человеке, все для человека». Рассуждения Сатина вряд ли повторятся, жизнь несчастных не изменится (автор далек от любого приукрашивания). Но полет мысли Сатина завораживает слушателей. Впервые они вдруг чувствуют себя малой частицей большого мира.

Актер потому и не выдерживает своей обреченности, обрывая жизнь. Странное, до конца не осознанное сближение «горькой братии» приобретает новый оттенок с приходом Бубнова. «Где народ?» — кричит он и предлагает «петь… всю ночь», «отрыдать» свою судьбу. Вот почему на известие о самоубийстве Актера Сатин откликается резко: «Эх… испортил песню… дурак».

Философский подтекст пьесы. Пьеса Горького социально-философского жанра и при своей жизненной конкретности была устремлена, несомненно, к общечеловеческим понятиям: отчуждения и возможных контактов людей, мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души.

Персонажи «На дне» лишь интуитивно прикоснулись к истине, не изжив ощущения безысходности. Такая психологическая коллизия укрупнила философское звучание драмы, раскрывшей общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей.

Сочетание вечного и мгновенного, устойчивости и одновременно шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.

Источник: http://libaid.ru/katalog/gg/gorkij-maksim/3303-kharakteristika-pesy-na-dne-gorkogo-m-yu

Герои пьесы «На дне» Горького: характеристика, образы и судьбы — Статейный холдинг

Драма «На дне» является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев пьесы «На дне» будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный экономический кризис.

Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей.

Это привело к тому, что появилось большое число «босяков», опустившихся на дно жизни.

Важно

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители «дна». Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы «На дне» – именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его внутреннего мира. Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила – это все находит отражение в произведении. Герои пьесы «На дне» – люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь.

Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди «дна», изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его – каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные.

Читайте также:  Анализ и мораль басни волк на псарне крылова 5 класс

Почему же «на дне» жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Герои пьесы «На дне»: таблица

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел – представитель «воровской династии». Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором.

Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну «казенную палату», в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении – это Сатин.

Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было…»

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы «На дне», автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы «На дне» не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут воспоминаниями о прошлом. Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя.

При этом характеристика героев пьесы «На дне» дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о хлебе насущном, поскольку они живут впроголодь.

Авторская характеристика героев пьесы «На дне» говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое.

Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения «ночлежный» образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со «дна» вынесет на поверхность.

Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой –слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. «Вот, погоди… умрет жена…» –говорит он.

Совет

Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей.

Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое загробной жизни, в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его – уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя.

Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Обратите внимание

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью.

В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы «На дне» Сатин и Лука выражают противоположные мнения.

Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: «Человек!.. Это звучит… гордо!»

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы «На дне» Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со «дна».

Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: «Я и так не убегу».

На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со «дна», и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде.

Он считает, что назначение сильного человека – искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. «Со дна» могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства.

Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы «На дне». Верой в человека проникнуто все произведение.

Источник: fb.ru

Сохрани статью себе в соцсеть!

Источник: https://teora-holding.ru/geroi-pesy-na-dne-gorkogo-harakteristika-obrazy-i-sudby/

Образ Луки в пьесе Горького На дне: цитатная характеристика по высказываниям героя

Вне зависимости от литературного направления, в котором работает писатель, каждый хоть единожды уделял внимание философской теме смысла жизни и проблемам, которые люди преодолевают в течение всей жизни. Пьеса Горького «На дне» в полной мере затрагивает социально-философскую тематику. Характеристика Луки из пьесы об опустившихся людях поможет найти ответы на важные вопросы о смысле бытия.

Персонажи

У М. Горького имеется немало произведений, в которых он затрагивает животрепещущие темы, близкие каждому человеку. Но особенно выдающимся творением является пьеса « На дне», которая интригует читателя.

Действие пьесы разворачивается в ночлежке, принадлежащей супружеской паре Костылевых. Здесь нашли себе пристанище люди, очутившиеся на самом дне общества.

У каждого персонажа имеется своя история жизни, которая впоследствии свела их под одной крышей.

Жители ночлежки:

  • Анна;
  • Васька Пепел;
  • Актер;
  • Сатин;
  • Настя;
  • Барон;
  • Клещ;
  • Бубнов;
  • Лука и пр.

Образ Луки в пьесе Горького На дне

До тех пор пока в доме не появился Лука, все обитатели сосуществовали рядом друг с другом в склоках и ругани. Странствующий старик, оказавшись в ночлежке, проявляет живой интерес к ее обитателям.

Жители костылевского дома выработали враждебные взаимоотношения. Бездушие и жестокость проявляется в издевательствах над Настей, которая, продавая свое тело, верит в будущую настоящую любовь.

Тяжело больной Анне обитатели ночлежки не дают спокойно умереть. Подсмеиваются над желанием ее мужа Клеща выбраться из нищеты, считая его напрасным и несбыточным. Тяжелая жизнь и окружающее общество сделало этих персонажей черствыми и злыми.

С появлением в ночлежке Луки многое меняется.

Влияние Луки на ночлежников

Странствующий старик к каждому ночлежнику нашел свой подход и подобрал слова, которые тот хотел услышать. Так, умирающей от чахотки Анне, которая очень страшилась смерти, старец пообещал райскую загробную жизнь без лишений и боли.

Женщина уже без страха стала относиться к неминуемому концу своей жизни. Без осуждения Лука отнесся к проститутке Насте, которая наивно верила в возможность появления искренней любовной истории в своей жизни.

О большой вероятности начала новой жизни он говорил Ваське Пеплу, который терпел плохое отношение к себе со стороны жены Костылева. Ему Лука предлагал уехать в Сибирь и там начать жить по новому укладу. Старец искренне верил, что каждый человек достоин если не лучшей жизни, то доброго участия ближнего.

Бывшего работника сцены Актера Лука уверил в том, что в одном городе, название которого не помнит, имеется бесплатная лечебница для пьющих людей. Воспрянув духом, ветеран творческой профессии бросил пить, желая накопить денег на поездку в этот город.

Проповедник вынудил обитателей ночлежки задуматься о природе человека, о правде и лжи, справедливости и праве на мечту и счастье. Каждый стал мыслить о превратности собственной судьбы и возможности ее изменения к лучшему, несмотря на «злую правду жизни».

Люди, оказавшиеся на обочине жизни, из уст странника слышат примирительные, сострадательные и участливые высказывания в свой адрес.

Ложь или правда?

В свое время произведение вызвало в обществе резонанс мнений по образу Луки в пьесе Горького. Что лучше, горькая правда или сладкая ложь? На этот извечный вопрос до сих пор нет ответа. Не сошлись в едином мнении и жители ночлежки. Сильный персонаж Сатин предпочитал суровую правду.

Он не нуждался в лживых обещаниях, а вот несчастная Анна без них страшилась умирать. Лука оказался проницательным старцем, который мог чувствовать нужду ближнего человека и предугадывать его сокровенные желания.

По жизни он шел со своей верой, которая мечты и фантазии ставила на первое место. Алкоголику Актеру он посоветовал бросить пагубное пристрастие и отправиться в лечебницу, которая излечит от зависимости навсегда.

Обратите внимание

Поняв, насколько важно Насте обманываться в том, что в нее крепко влюблен один студент, странник стал успокаивать девушку, когда прочие стали насмехаться и подвергать ее слова сомнениям.

Противоречивый образ Луки

Философский спор всегда возникает вокруг того, как человеку стоит вести себя и поступать перед житейскими трудностями.

Персонаж странника у читателя нередко вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, старец наряду с притчами смог внушать в людей веру в лучшее будущее. Но основной проблемой являлось то, что в большинстве случаев слова были лживыми.

На протяжении всего произведения даже сам автор меняет свое отношение к этому яркому персонажу. Если изначально странник преподносится в радостном цвете, то ближе к окончанию читатель понимает, что все его увещевания так и не принесли желанного результата. Ни один герой так и не смог выбраться со дна общества.

Даже более того, Актер, лишенный духовной поддержки и понявший, что ему не суждено бесплатно излечиться от зависимости, покончил с собой. Возможно, если бы слова проповедника не разбередили ему раны и не дали ложную надежду, мужчина не решился бы на столь отчаянный поступок.

Философский вопрос пьесы заключается в определении, что же для человека лучше, утешительная ложь или истина.

Несмотря на то, что Лука был единственным человеком, который искренне проявлял интерес к обитателям ночлежки, принес ли он пользу своими несбыточными утешениями?

Сатин, к примеру, считал, что всех можно поделить на две категории:

Люди, по его мнению, всегда будут нуждаться в чьей-то поддержке и одобрении своих действий, а «человеки» и без того наделены силой духа.

Важно

Нетрудно с первого взгляда определить, каким образом действует Лука на всех жителей ночлежки. Всем своим видом и поведением старец призывает окружающих к христианскому смирению и участию к ближнему. Когда ему задали вопрос о том, существует ли Бог, странник ответил, что если в него верить – существует, а если не верить – не существует.

У старца свое индивидуальное понятие о правде как таковой. Автор пьесы собственное отношение к Луке не скрывает, не оправдывает своего героя и не осуждает. Горький считал, что спасение человечества – в правильном понимании значимости сострадания и истине.

Максим Горький даже в финале пьесы не позволяет судить поступки и поведение Луки жителям бедного дома. Эту участь он оставляет читателю.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/harakteristika-obraza-luki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector