Характеристика и образ элен курагиной в романе толстого война и мир

Элен Курагина

Произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир» вызывает двоякое мнение у любителей литературы. Одни читают громоздкий роман запоем, а другим не хватает сил, чтобы прочесть все произведение, поэтому нередко эта книга пылится на верхних полках книжного шкафа.

Те же, кто умудрился прочесть все произведение от корки до корки, уверяют, что «Война и мир» – это вершина русской литературы.

Ведь Толстой смог показать читателям не только противопоставление мирного и военного времени, но и колоритных персонажей, которые обладают и положительными, и отрицательными чертами характера.

Роман «Война и мир»

Можно сказать, что Лев Николаевич, как и Николай Гоголь в «Мертвых душах», выявил человеческие психотипы.

Обратите внимание

Но если некоторые антагонисты вызывают уважение и обзаводятся любовью поклонников (к примеру, Драко Малфой из «Гарри Поттера»), то у беспечной Элен Курагиной вряд ли найдутся преданные фанаты, потому что в ней сочетаются лицемерие, безнравственность, бездуховность и равнодушие.

Однако в любом случае Лев Николаевич знакомит завсегдатаев книжных лавок с этим персонажем достаточно близко, ведь только умные люди учатся на чужих ошибках, пусть даже и вымышленных.

История создания

Лев Николаевич Толстой трудился над своим основополагающим произведением с 1863 по 1869 годы. Первоначально роман должен был рассказывать о декабристе, который возвращается вместе с семьей в Российскую Империю.

Но когда автор начал додумывать описание главного героя, он волей-неволей переместил действие в 1812 год.

Как известно, это было сложное время для отечества, потому что из-за отказа Александра I поддерживать континентальную блокаду Наполеона Бонапарта в России началась Отечественная война.

Лев Николаевич Толстой

Писатель вдохновился кровавыми событиями минувших лет и даже побывал в деревне Бородино, где и произошло великое сражение. Чтобы не быть голословным и подкреплять свои мысли фактами, гений литературы опирался на научные труды историков и записи мемуаристов.

В его руки попали творения Сергея и Федора Глинки, Михаила Сперанского, Огюста Мармона и прочих писателей. Но главная цель Толстого была не в расписывании распрей между Российской Империей и сторонниками Франции или действий командиров и солдат.

Он хотел показать мышление и изменение человека в эпоху потерь и неудач. Мэтру удалось выписать 550 персонажей, но читатели запомнили только главных действующих лиц: Наташу Ростову, Пьера Безухова, Андрея и Марью Болконских, Элен и Анатоля Курагиных.

Биография

Хоть Лев Николаевич и любил скрупулезно описывать даже, казалось бы, непримечательные детали, о биографии Элен Курагиной, антигероини с экстравагантной внешностью, упоминается вскользь.

Известно лишь то, что девушке еще нет 25 лет.

Однако читатель без труда сможет сделать логический вывод, основываясь на неординарном поведении этой барышни: ее родители не приложили усилий, чтобы дать дочери должное воспитание.

Элен Курагина

Эта женщина обладает неприятной манерой поведения, не ценит любовь и семейное благополучие; все, что ей надобно от мужчин, – это материальный достаток. Сама Элен не выстраивает цели и средства достижения денежного богатства, ибо не привыкла работать, а мечтает блистать на балах.

Поэтому красавица с черными глазами и белокурым цветом волос без зазрения совести готова менять спутников жизни как перчатки; она является явным антиподом Наташи Ростовой, которая руководствуется не разумом, а велением сердца. Из сюжета «Войны и мира» становится известно, что Элен приняла предложение руки и сердца от Пьера Безухова, узнав новость о том, что этому молодому человеку досталось наследство от отца.

Элен Курагина и Пьер Безухов

Безухов, одурманенный красотой Элен, повел ее под венец, и спустя некоторое время узнал о ее изменах с офицером Долоховым, которому официальный муж Курагиной вскоре бросил перчатку. Любовник супруги был ранен, но не смертельно.

Важно

Далее девушка узнает, что ее «возлюбленный» желает переехать в город на Неве. Элен не горюет по этому поводу, потому что ждет лишь одного – части наследства. Когда Курагина сама оказалась в Петербурге, она создала себе образ несчастной женщины, которую «подлый» муж бросил на произвол судьбы.

Борис Друбецкой

Не успела эта героиня забыть Безухова, как тут же окунулась в любовные перипетии. Она принимает ухаживания от собственного «пажа» Бориса Друбецкого. Кроме того, когда графиня оказывается в Литве, она начинает романтические отношения с молодым принцем. Но когда ее возлюбленные оказываются в одном месте, она попадает в неловкое положение.

Стоит отметить, что Толстой питал интерес к изменению характера человека и его личностному росту, а персонаж так или иначе должен иметь жизненные цели. Есть герои, которые поняли, что их поведение не соответствует принципам справедливости, добродетели и разумности. Однако с Элен Курагиной этого не происходит, она как никто другой олицетворяет пословицу «горбатого могила исправит».

Элен Курагина и Наташа Ростова

Чтобы выйти из казусной ситуации, девушке пришлось спрятать свою сущность под маской жертвы. Хитрая барышня поговорила с Друбецким, чтобы тот срочным образом закрепил с ней отношения узами брака, а она пообещала, в свою очередь, принять католичество. В точности такая же беседа была проведена и с молодым принцем.

Между красавицей стоял выбор из двух видных мужчин, но желаемому не было суждено сбыться, так как в 1812 году графиню одолела болезнь. Курагина, не привыкшая доверять российской медицине, обратилась к итальянскому доктору, который выписал героине «чудодейственное» средство.

Хоть об этом в романе не упоминается, некоторые исследователи думают, что графиня хотела сделать аборт. Другие же, выдвинувшие две официальные версии причины смерти Курагиной, не согласны с догадками о прерывании беременности. Поэтому на вопрос, от чего умерла Элен Курагина, можно ответить так: или от передозировки лекарства, выписанного итальянцем, или от неожиданного приступа стенокардии.

Экранизации и актрисы

Писатель относился к своему творению скептически и писал как-то коллеге по цеху Афанасию Фету в письме:

Но знал бы Лев Николаевич, что роман «Война и мир» послужит материалом для киноадаптации не только в России, но и в Голливуде. Кинолент по мотивам эпопеи немало, поэтому рассмотрим известные произведения.

«Война и мир» (1956)

В 1956 году «Фабрика грез» порадовала заядлых киноманов одноименным фильмом по роману Толстого, а кинорежиссером выступил небезызвестный Кинг Видор, попытавшийся постичь русскую душу.

Анита Экберг в роли Элен Курагиной

Примечательно, что картина мало чем отличается от оригинальной рукописи, но уделяет больше внимания верности и изменам, а также личностным переживаниям главных героев. Роль Курагиной досталась актрисе Аните Марианне Экберг, которая разделила съемочную площадку с Генри Фонда, Мелом Феррером, Одри Хепберн, Витторио Гассманом и другими актерами.

«Война и мир» (1967)

Режиссер Сергей Бондарчук тоже внес в список полнометражных картин свое видение «Войны и мира», причем кинодеятель снял самую крупнобюджетную картину в истории СССР, порадовав зрителей новой операторской съемкой и дорогими декорациями.

Ирина Скобцева в роли Элен Курагиной

Работа над этим фильмом длилась шесть лет, а после выхода в свет картина стала лидером советского проката. Образ Элен примерила актриса Ирина Скобцева. Другие роли исполнили Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов и прочие звезды киноискусства.

«Война и мир» (телесериал, 2007)

Австрийский режиссер Роберт Дорнхельм представил зрителям интерпретацию известного романа, изменив сюжет.

Виоланте Плачидо в роли Элен Курагиной

Помимо этого, создатели многосерийного фильма отошли от канона, отобрав на роли актеров, внешность которых не соответствует описанию главных героев. Например, блондинку Курагину сыграла шатенка Виоланте Плачидо.

«Война и мир» (телесериал, 2016)

Зимой 2016 года на канале «BBC One» начала транслироваться адаптация романа Толстого в формате мини-сериала.

Таппенс Мидлтон в роли Элен Курагиной

В основном сюжет вращается вокруг взаимоотношений главных героев. В безнравственную антигероиню перевоплотилась Таппенс Мидлтон, а других персонажей играли Пол Дано, Джеймс Нортон, Джесси Бакли и Лили Джеймс.

Интересные факты

  • Британский сериал «Война и мир» помог популяризовать русское произведение у иностранных читателей. По сообщению издания «The Guardian», жители Лондона и других городов начали скупать печатные издания «Войны и мира». За неделю книжные магазины распродали порядка 3500 экземпляров оригинальных томов.
  • Неудивительно, что после сериала 2016 года произведение Толстого начало пользоваться спросом. Ведь зрителю показали не философскую глубину мысли и изменение героев, а сюжет любовных отношений.

Элен и Анатоль Курагины в телесериале «Война и мир»

  • К тому же режиссер Том Харпер постарался раздеть актеров; стоит вспомнить сцену, где Андрей Болконский купается вместе с батальоном. Кинодеятель также поменял характер Элен Курагиной, которая выглядит не как представительница высшего общества, жаждущая денег, а как нимфоманка, кидающаяся на шеи мужчин.
  • Лев Николаевич описывал платоническую любовь Элен и Анатоля, однако продюсер британского сериала Эндрю Дэвис постарался поместить этих героев на одно ложе. В оправдание создателю можно сказать: узкий круг исследователей считает, что писатель в действительности намекал на интимную связь между братом и сестрой.

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/person/1502-elen-kuragina.html

Характеристика Элен Курагиной (Война и мир)

Лев Николаевич Толстой требовательно относился к женским образам своих героинь. Автор пренебрежительно указывал на неправильные черты лица, но настойчиво акцентировал внимание на внутренних достоинствах.

Наоборот, на фоне прекрасного облика писатель часто показывал низменность инстинктов.

Образ и характеристика Элен Курагиной в романе «Война и мир» является карикатурным портретом красавицы, не обременяющей себя материнскими хлопотами и правилами приличия.

Как выглядела героиня

Дочь Василия Курагина была красивой девушкой. Ее черные глаза жгли сердца мужчин. Силуэт княжны напоминал линии античной скульптуры, привлекая взгляды кавалеров. Тугой корсет подчеркивал соблазнительный изгиб талии.

Мраморного цвета выпуклый лоб прекрасно сочетался с выбранной прической. Ухоженные волосы девушки отличались ярким блеском, подчеркивая блики драгоценностей, обильно украшающих ее шею, грудь и голову.

Светская львица одевалась согласно парижской моде, носила платья с глубоким декольте, полностью открывая полные белые плечи.

«Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру…».Женщина умела двигаться величественной спокойной походкой, шумя тканями одежды так, что каждому воспитанному молодому человеку хотелось подать ей руку, чтобы помочь присесть или подняться.Элен прекрасно понимала, что женская улыбка является сильным инструментом в деле соблазнения мужчин, она обворожительно улыбалась умело и часто. Белизна зубов оттеняла белизну тела.

Характер и поведение

Элен росла с детства избалованной, с возрастом приобретая черты эгоцентризма. Смыслом жизни княжны стали разные увеселительные мероприятия, где можно было находиться в центре внимания мужчин.

О высоком статусе девушки свидетельствует вензель, которым она владеет в подтверждение того, что является выпускницей Смольного института для фрейлин ее величества.

После замужества графиня Безухова стала элегантной дамой, о ней говорят, как об умной собеседнице, способной поддержать разговор высшего общества.

Женщину всегда выделяет холодное спокойствие, подтверждающее, что она всегда контролирует ситуацию. Круг дружеских знакомств Элен очень широкий:

Совет

У ней бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью.
Графиня Безухова знает, как вести хозяйство в самом богатом петербургском доме.

Бывать у нее на вечере считается весьма престижно,быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума.

Знакомства женщины достигают уровня высоких государственных деятелей, через которых она улучшает карьеру мужа:Элен, которую сам Румянцев удостаивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной.

Брак

Как только Пьер Безухов получил титул графа и стал самым богатым женихом России, семья Курагиных окружила его тесным кольцом заботы. Элен пустила в ход свои чары, пытаясь привязать к себе обеспеченного жениха.

Наивный молодой граф не успел опомниться, как оказался женатым человеком:он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены.Выходя замуж, героиня руководствуется выгодой и жадностью.

Лев Толстой осуждающе относится к женщинам, не желающим рожать и воспитывать детей, поэтому в глазах автора графиня Безухова является бездушным образом прозябающей в веселье и излишествах кокеткой. Семья для Элен – это только способ устроить личное материальное положение. Шикарный образ жизни требует много денег.

Граф Безухов, униженный бесчисленными изменами жены, разочаровывается в их браке. Для него Элен раскрылась, как глупая женщина, играющая своим статусом и богатством. Ничто не интересует ее, кроме удовольствия плотских утех.

Мужчины в жизни Курагиной

Героиня воспринимает измену не как предательство, а способ жизни. Личность, наделенная эгоизмом, никому не изменяет, потому что никого не любит, кроме себя.Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, видит в Пьере Безухове источник собственных доходов.

Когда в доме Безуховых появился Долохов, между ним и хозяйкой сразу возникла взаимная симпатия. Обоих объединяло безнравственное отношение к жизни, страсть к удовольствиям и праздные привычки. Элен нужны были эмоциональные волнения вокруг своей персоны, она мастерски устраивала интриги, доводя мужчин до гнева, ревности, отчаяния.

Последовавший за этой связью скандал закончился дуэлью между Безуховым и Долоховым, и ранением любовника. Пьер шокирован своей способностью убить человека, разрывает отношения с женой, подписывая ей все доверенности на имущество, которые она требует.

Получив относительную свободу действий, Элен возвращается в Петербург, надев маску оскорбленной несчастной женщины. Графиня Безухова делает своим фаворитом Бориса Друбецкого. Однако присутствие молодого любовника не мешает ей развить серьезный роман с принцем соседнего государства.

Принц требует разрыва со всеми кавалерами женщины, что озадачивает Элен. Разорвать старую любовную связь с придворным всемогущим чиновником намного сложнее, чем кажется. На фоне пережитого стресса героиня заболевает и умирает, впервые не достигнув своей цели.

Вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших её, она вверилась какому-то итальянскому доктору, лечившему её каким-то новым и необыкновенным способом.

Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1434-harakteristika-elen-kuraginoy-voyna-i-mir.html

Образ и характеристика Элен Курагиной в романе Война и мир, внешность, характер

Меню статьи:

  • Происхождение, внешность
  • Брак с Пьером Безуховым
  • Причина смерти

Один из принципов, позволяющих более детально и глубоко понять суть произведения, поступки и характеры героев, заключается в исследовании биографических данных, предпочтений и позиции автора касаемо того или иного вопроса. Одним из важных моментов для понятия персонажей Л.Толстого является его позиция к семье и места женщины в общественной жизни.

Толстой был убежден, что женщина должна посвятить свою жизнь семье; забота о членах семьи, воспитание детей – вот что должно интересовать женщину.

Читайте также:  Образ и характеристика мальчика манолина в рассказе старик и море хемингуэя сочинение

Она должна не просто научить детей принципам морали, но и быть абсолютным носителем этих качеств, быть примером для подражания. Исходя из этой позиции, часто, герои произведений Толстого делятся на два лагеря.

Обратите внимание

В первом находятся идеальные, с точки зрения Толстого, носители моральных качеств, принципов и позиций персонажи.

Они всегда действуют, руководствуясь чувством справедливости, их поступки сопоставляются с законами чести. Другие же, напротив, имеют антиморальный облик – они ведут аморальный, распутный образ жизни.

Ложь, коварство, интриги – эти слова зачастую являются постоянными спутниками для их характеристики.

Как раз к персонажам второго типа и относиться Елена Васильевна Курагина – дочь придворного чиновника, князя Василия Сергеевича Курагина.

Происхождение, внешность

Автор не подает информацию о детстве и юности Элен, поэтому провести параллель в диахроническом срезе невозможно. О полученном образовании девушки мы тоже мало что можем узнать. Вполне вероятно, что она окончила Смольный институт.

Толстой не говорит это прямым текстом, но факт того, что она носила шифр, дает право сделать такое предположение (шифр также носили фрейлины, поэтому абсолютной уверенности в этих данных нет). Сколько было лет Елене на момент начала романа – тоже вопрос спорный, потому что Лев Николаевич не дает этой информации.

Курагину часто в начале текста называют «молодой», что дает возможность ориентировочно определить ее возраст, выделив промежуток 18–25 лет.

Такая позиция связана с тем, что после 25 лет девушки считались старыми, они мало вызывали интерес, даже будучи красивыми и знатными, а ситуация с Еленой совсем не такая. При этом ее возраст не меньше 18 – в противном случае возрастная ценз был бы причиной удерживания интереса по отношению к ее особе.

В процессе развития сюжета романа можно проследить как быстро и резко порой меняется внешность персонажей. Елена Курагина – героиня, которой удается сохранить себя практически без кардинальных изменений. Черные глаза, глянцевые волосы, античное телосложение, полноватые руки, красивая грудь, белая кожа – Толстой довольно скуп на описание внешности Елены, поэтому судить о ее внешности только по описанию невозможно. Больше информации можно получить, анализируя реакцию на нее окружающих.

Уже с первых страниц романа мы узнаем о немыслимой красавице и кокетке Елене – она способна очаровать каждого. И мужчины, и женщины с любопытством рассматривают ее и это не удивительно – уникальная красота, умение вести себя в обществе вызывает восторг и чувство зависти у многих. «Как она красива!» – то и дело восклицают ей вслед молодые кавалеры.

Такое расположение было вызвано, скорее всего, не только природными данными девушки – она выглядела всегда жизнерадостно, на ее устах застыла милая, искренняя улыбка – такой настрой не может не располагать к себе, ведь гораздо проще, приятней и легче общаться с человеком, который позитивно настроен, которого радует общение с вами (даже если это всего лишь игра), чем с унылой флегмой, которая не видит выхода сама, да еще и к тому же затягивает в свою трясину окружающих.

Елене нравится проводить время в высшем обществе, и она делает это мастерски. У нее отточено все: и пластика движений, и манера говорить, улыбаться. Она знает как себя вести и делает это на высшем уровне.

Кажется, что она знает весь Петербург – Елена очень общительна. Девушка проявляет себя очень сдержано, спокойно, что так же располагает к общению с ней.

В обществе бытует мнение, что она – женщина высокого ума и глубоких знаний. Но, на самом деле все совсем не так – ее слова часто понимают неправильно, в них пытаются отыскать какой-то скрытый смысл, которого на самом деле нет.

Брак с Пьером Безуховым

Елена – корыстная женщина. Она стремится быть богатой – это дает ей возможность выглядеть в другом свете в привлекаемом ее обществе. Ей совсем не важно, кто будет ее муж, сколько ему будет лет, и как он будет выглядеть. Именно такая позиция стала губительной для их взаимоотношений и брака с Пьером Безуховым.

Знал ли Пьер о неразумном поведении Елены, о том, что девушка его не любит? Вполне вероятно, у него возникала тень сомнения на этот счет, но тот факт, что он знал князя Василия (ее отца), да и саму Елену с самых малых лет, позволил закрыть глаза на многие вещи.

И так, он стал «обладателем красавицы жены», но, на удивление Пьера, это не принесло ему счастья, а стало причиной разочарований. Елена, после замужества не собиралась менять своих привычек – она все так же часто проводила время вне дома, либо же устраивала званые обеды в своем новом, а точнее семейства Безуховых, доме.

Важно

Обрушившееся на нее богатство позволило еще больше быть в центре внимания. Ее дом, недавно отстроенный, еще старым графом, стал поводом для гордости. Ее наряды стали еще более вычурнее и открытие – слишком оголенная спина и грудь – для нее это было обыденностью.

Как видим, все у Елены направлено на привлечение внимания к себе – вызывающая одежда, дорогие шикарные вещи, умение держаться в обществе и вести беседу.

Пьер с первых же дней женитьбы почувствовал на себе всю ошибочность своего поступка.

В последнем, вероятно заключено сразу два непримиримых факта – графиня Безухова не желала быть матерью априори – ей была чужда сама мысль о беременности и материнстве – это бы не позволило ей так же легко наслаждаться светской жизнью. К тому же, и Пьер ей был отвратителен – она вышла замуж руководствуясь исключительно желанием обогатиться.

В браке явно проявляется еще один ее порок – она тяготеет к изменам мужу. До брака с Пьером ходили слухи о ее любви с братом Анатолем, но князь Василий пресек ситуацию грозящую закончиться инцестом. Курагин территориально разлучил влюбленных, и таким образом спас семью от позора.

Но вряд ли это способствовало устранению влечения между братом и сестрой. Анатоль часто приезжал к, уже замужней сестре, и предавался целованию ее обнаженных плеч. Елена была от этого в восторге и не пресекала подобные действия.

На этом любовные похождения женщины не заканчиваются – влиятельные господа один за другим пополняют ее список любовников. Наивный Пьер, как обычно бывает с доверчивыми мужьями, узнает об этот самым последним и даже после прямых доказательств измены не желает верить в коварство и падение нравами жены.

Совет

Он всерьез уверен, что это клевета. Исходя из того, что Безухов не был дураком, можно выделить еще одно качество Елены – умение переубеждать и внушать необходимую информацию.

Она явно умеет воспользоваться ситуацией и хорошо разбирается в людях. Ее действия по отношению к мужу еще раз подтверждает это. Графиня не боится перегнуть палку – она твердо уверена, что Пьер несмотря ни на что не выставит ее на улицу, а будет терпеть все ее выходки. И это осуществляется в полной мере. После дуэли с Долоховым – одним из ее любовников – Елена превращается в фурию, она бесстыдно обвиняет мужа в неподобающем поведении, несмотря на всю свою неправоту. Вспышка гнева, вызванная этим скандалом со стороны Пьера ее усмирила, но ненадолго – чувства мужа поутихли, и она снова пользуется его финансами и влиянием.

Со временем у женщины возникает желание развестись с мужем. Дело не в том, что такое положение вещей для нее стало слишком тягостным, а в том, то она планирует выйти замуж за другого человека. Православие не предусматривает таких процессов, поэтому Елена принимает католичество. Однако ее планам на вторичное замужество не суждено было сбыться – она скоропостижно умирает о болезни.

Причина смерти

Причина смерти Безуховой стала поводом для дискуссий в самых разных кругах читателей и исследователей. Толстой не объяснил, что именно стало причиной смерти, а неопределенность всегда манит и влечет открыть завесу тайны.

Одними из распространенных версий являются сифилис и прерывание беременности. В пользу абортативных последствий говорит тот факт, что Пьер не замечал у себя никаких признаков заражения ни во время брака с Еленой, ни после.

Факт заражения сифилисом после прекращения всяких контактов с мужем также исключается – болезнь за такой короткий срок не могла стать причиной смерти.

Елена не была предрасположенной к материнству, поэтому ее желание избавиться от нежелательной беременности вполне возможно.

В подтверждение этому говорит еще и тот факт, что некоторое время графиня принимала какие-то капли – именно таким образом осуществлялся аборт в то время.

Одним словом, возникновение кровотечения в результате аборта велико, но, так как Толстой не дает однозначного ответа, утверждать, что это единственно правильная версия невозможно.

Таким образом, Елена Курагина, она же, впоследствии, графиня Безухова, является абсолютно негативным персонажем. Ее внешние данные – это единственное, что можно сказать позитивного о ней.

Толстой был уверен, что такая модель поведения недопустима для женщины (не только высшего общества, но и любой представительницы прекрасного пола).

Поэтому не жалел красок для изображения уровня нравственного упадка и деградации героини.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-ehlen-kuragina.html

Образ Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены.

В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века.

Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали для семьи всем.

Обратите внимание

Положительные образы женщин из дворянской среды приобретают еще большую рельефность, психологическую и нравственную глубину на фоне образа Элен Курагиной и по контрасту с ним. Рисуя этот образ, автор не жалел красок, чтобы четче выделить все его негативные черты.

Элен Курагина – типичная представительница великосветских салонов, дочь своего времени и класса.

Ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где женщина играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие – блистать на балах и рожать детей, умножая количество русских аристократов.

Важно

Толстой стремился показать, что внешняя красота не означает красоту внутреннюю, душевную. Описывая Элен, автор придает ее внешности зловещие черты, как будто в самой красоте лица и фигуры человека уже заключен грех. Элен принадлежит свету, она его отражение и символ.

Спешно выданная отцом замуж за внезапно разбогатевшего нелепого Пьера Безухова, которого привыкли презирать в свете как незаконнорожденного, Элен не становится ни матерью, ни хозяйкой. Она продолжает вести пустую светскую жизнь, которая ее вполне устраивает.

Впечатление, которое производит Элен на читателей в начале повествования, – это восхищение ее красотой. Пьер издали любуется ее молодостью и великолепием, ею восхищаются и князь Андрей, и все окружающие. «Княжна Элен улыбалась, она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную.

Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собой блеск бала».

Толстой подчеркивает отсутствие мимики на лице героини, ее всегда «однообразно-красивую улыбку», скрывающую внутреннюю пустоту души, безнравственность и глупость. Ее «мраморные плечи» создают впечатление восхитительной статуи, а не живой женщины. Толстой не показывает ее глаз, в которых, видимо, не отражаются чувства.

Важно

На протяжении всего романа Элен ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах. Именно так думают все в семье Курагиных, где не знают, что такое совесть и порядочность. Доведенный до отчаяния Пьер говорит жене: «Где вы – там разврат, зло».

Это обвинение можно отнести ко всему светскому обществу.

Пьер и Элен противоположны по убеждениям и характеру. Пьер не любил Элен, он женился на ней, сраженный ее красотой. По доброте душевной и искренности герой попал в ловко расставленные князем Василием сети. У Пьера благородное, отзывчивое сердце.

Элен же холодна, расчетлива, эгоистична, жестока и ловка в своих светских похождениях. Ее натуру точно определяет реплика Наполеона: «Это прекрасное животное». Героиня пользуется своей ослепительной красотой. Терзаться муками, каяться Элен никогда не станет.

В этом, по мнению Толстого, ее самый большой грех.

Своей психологии хищника, захватывающего жертву, Элен всегда находит оправдание.

После дуэли Пьера с Долоховым она лжет Пьеру и думает только о том, что о ней скажут в свете: «К чему это поведет? К тому, чтоб я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, который лучше вас во всех отношениях».

Только это ее беспокоит, в мире высшего света нет места искренним чувствам. Теперь героиня уже кажется читателю безобразной. События войны выявили уродливое, бездуховное начало, которое было сущностью Элен всегда. Данная природой красота не приносит счастья героине. Счастье нужно заслужить духовной щедростью.

Смерть графини Безуховой так же глупа и скандальна, как и ее жизнь. Запутавшись во лжи, интригах, стремясь при живом муже выйти замуж сразу за двоих претендентов, она по ошибке принимает большую дозу лекарства и умирает в страшных мучениях.

Образ Элен существенно дополняет картину нравов высшего света России. Создавая его, Толстой показал себя замечательным психологом и тонким знатоком человеческих душ.



Источник: https://infopedia.su/13x199f.html

Сочинение на тему «Образ Элен Курагиной в романе «Война и мир»: краткая характеристика»

«Война и мир» — величайший из романов Л. Толстого, считающийся классикой мировой литературы. В произведении описано множество положительных персонажей, но есть и антигерои, среди которых необходимо обратить внимание на Элен Курагину.

Читайте также:  Анализ рассказа шолохова обида

С семьей Элен Толстой знакомит читателя, когда описывает последние дни старого графа Безухова. Уже тогда Василий Курагин рыщет, словно коршун, над умирающим человеком, чтобы заполучить его имущество. Появление Пьера путает карты. Наследство Безухова уходит из рук.

Вот тогда появляется план, центральной фигурой которого является княгиня Курагина. Она молода и очень красива. Мужчины не отходят от нее, желая получить благосклонность.

Элен знает, какой силой обладает. Она готова выйти замуж только за очень состоятельного и влиятельного человека.

Совет

Так уж случилось, что внезапно Пьер, на которого княгиня раньше не обратила бы внимание, имеет все надлежащие качества.

Элен постепенно заманивает наивного графа в свои сети и женит его на себе. План удается. Новоиспеченная графиня Безухова блещет в обществе, устраивает приемы, которые в тягость ее супругу, и сама выезжает в свет. Она слывет умной, красивой женщиной. Ею восхищается, ее любят. Но Элен скучно.

Как-то ее брат решает увести у князя Болконского его милую и добродушную невесту. Элен помогает ему разрушить жизни Андрея и Наташи забавы ради. Холодность и жестокость сплелись в этой женщине. Она не испытывает угрызений совести. Для нее чувства других – игра.

Чтобы развлечься, Элен проводит вечера с Долоховым. Когда об этом узнает Пьер, он вызывает на дуэль противника. Зная, что муж не умеет стрелять, графиня не препятствует убийству. Напротив, она обвиняет во всем графа за его черствое отношение и недоверие к ней. Но Пьер ей больше не верит и хочет разорвать узы брака.

Красавица рада подобному исходу. Муж ей мешает, но нужны средства. И Элен хитростью забирает у Безухова большую часть имений.

Распустив слухи о мучениях и тяготах брошенной женщины, графиня отправляется в Петербург. Там ее ухажером становится Друбецкой. Правда, он ей неинтересен. Элен надеется выйти замуж за одного старого вельможу, но сталкивается с трудностью. Из Вильно приезжает принц, с которым она некогда имела близкие отношения. Он тоже намерен жениться.

Графине ничего не стоило вскружить голову двум мужчинам. Она их обманывает, и ей снова беспрекословно верят.

Богатство Элен, ее козни, обман не приносят радости. Она умирает в одиночестве. Причина смерти неведома, быть может, потому что никто этим не интересуется. Толстой постепенно подводит читателя к мысли: каждый получает по заслугам. Добро побеждает зло!

Источник: https://sochinenienatemu.com/vojna-i-mir-tolstoj/obraz-elen-kuraginoj-v-romane-vojna-i-mir/

Описание образа Элен Курагиной «Война и мир»

Мое желание — попытаться разгадать все то совместимое и несовместимое, внутреннее и поверхностное в одном из персонажей романа Толстого «Война и мир» — красавице Элен.

Может быть, мы в конце концов и придем именно к этому словосочетанию: красавица и чудовище.

В каждом человеке есть свои достоинства и свои недостатки, некоторые из них мы даже порой не замэчаем, просто не обращаем на них внимания.

Обратите внимание

Редко баланс хорошего и плохого уравновешивается, чаще всего друг от друга мы слышим о ком-то: добрый, злой; красивый, некрасивый; плохой, хороший; умный, глупый.

Что нас заставляет произносить те или иные прилагательные, характеризующие человека? Конечно же, преобладание одних качеств над другими:- зла над добром, красоты над уродством.

При этом рассматриваем мы как внутренний мир личности, так и внешний облик.

И случается, что красота способна скрыть зло, а добру удается сделать незаметным уродство. Увидев человека в первый раз, мы совсем не думаем о его душе, мы замечаем только внешнюю привлекательность, но часто состояние души противоположно внешнему облику: под белоснежной скорлупой оказывается протухшее яйцо.

Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере Элен. Элен — душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но и только… притом из-за влекущей внешней оболочки.

Она знает, какова она, и именно этим пользуется. А почему бы и нет?.. Элен всегда уделяет большое внимание своей внешности. Писатель подчеркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души.

Элен — красавица, но она же — чудовище. Эту тайну раскрыл Пьер, правда, лишь после того, как сблизился с Курагиной, вернее, после того, как она женила его на себе. Как бы это ни было подло и низко, Элен заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он ее любит, как только Безухов оказался богат.

Поставив себе цель, Курагина хладнокровно добивается ее путем обмана, что заставляет нас почувствовать холод и опасность в океане ее души, несмотря на поверхностную прелесть и сверкание.

Даже когда после дуэли мужа с Долоховым и разрыва с Пьером Элен понимает, что она натворила (хотя это и входило в ее планы) во имя достижения своей цели, она все равно принимает это как неизбежное, по крайней мере, убеждена, что поступила правильно и ни в коем случае ни в чем не виновата: таковы, дескать, законы жизни. Тем более, что деньги-то от нее не ушли — ушел лишь муж.

Элен знает цену своей красоте, но не знает, насколько она по своей натуре чудовищна, ведь самое страшное, когда человек не ведает, что он болен, и не принимает лекарства.

«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер, — представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются». С Безуховым нельзя не согласиться.

Важно

Может возникнуть спор только лишь из-за ее ума, но если внимательно изучить всю ее стратегию по достижению цели, то и ума-то особо не заметишь, скорее, догадливость, расчет, житейский опыт. Когда Элен добивалась богатства, она его получила с помощью удачного замужества.

Это самый простой, не требующий ума, привычный для женщины способ разбогатеть. Ну а когда она возжелала свободы, то опять же нашелся самый легкий способ — вызвать ревность в муже, который в конце концов готов отдать все, лишь бы она навсегда исчезла, при этом Элен не потеряла денег, а также не утратила положения в обществе.

Цинизм и расчет — вот главные качества героини, позволяющие ей достигать поставленных целей. В Элен влюблялись, но никто ее не любил. И это еще одно доказательство ее чудовищности.

Лично мне она представляется божественно красивой статуей из белого мрамора, на которую смотрят, восхищаются, но никто не считает ее живой, нихто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, — камень, холодный и твердый, там нет души, а значит, нет отклика и тепла.

В каждом человеке есть свои достоинства и свои недостатки, некоторые из них мы даже порой не замечаем, просто не обращаем на них внимания.

Хотя бывают такие моменты, когда в близком человеке, которого вы очень хорошо знаете, замечаешь что-то совершенно новое, о чем даже не подозревал. И опять-таки положительное сильно отличается от отрицательного.

Редко баланс хорошего и плохого уравновешивается, чаще всего друг от друга мы слышим: добрый, злой. Красивый, некрасивый. Плохой, хороший. Умный, дурак.

Что нас заставляет произносить те или иные прилагательные, характеризующие человека? Конечно же преобладание одних качеств над другими: зла над добром, красоты над уродством.

Совет

Но рассматриваем мы как внутренний мир личности, так и внешний облик. И случается, что красота способна скрыть зло, а добру удается сделать незаметным уродство. Увидев человека в первый раз, мы совсем не думаем о его душе, мы замечаем только внешнюю привлекательность, но часто состояние души противоположно внешнему облику: под белоснежной скорлупой оказывается протухшее яйцо. Л.

Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере Элен. Элен — душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но и только… притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, знает, чего стоит, именно этим пользуется. А почему бы и нет?..

Элен всегда уделяет большое внимание своей внешности. Чаще всего от нее услышишь: «Мне подходит это… », но не: «Я люблю…» Автор произведения «Война и мир» указал на тот факт, что сама Элен желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Элен — красавица, но она же — чудовище.

Эту тайну раскрыл Пьер, правда, лишь после того, как приблизился к ней, после того, как она женила его на себе. Как бы это ни было подло и низко, Элен заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он ее любит. Это весьма резко изменило наше отношение к Элен, заставило почувствовать холод и опасность в океане ее души, несмотря на поверхностную прелесть, сверкание и теплоту.

Далее Л. Н. Толстой опять очень конкретно и без всяких сомнений приводит нам доказательства чудовищности Элен, которая не живет, а существует, и скорее даже не как человек, а как животное, которому нужна еда, жилище, и только…

Элен ставит перед собой цель, при сем стремления ее не слишком отличаются от тех, коих пытается достичь, наверное, любой человек, но то, как она приходит к цели, заставляет сжиматься сердце от негодования, сразу хочется отвернуться от грязи, оставшейся после нее на дороге жизни, в судьбах других людей.

И когда Элен понимает, что она натворила (хотя это и входило в ее планы) во имя достижения своей цели, все равно принимает это как неизбежное, по крайней мере, убеждена, что поступила правильно и ни в коем случае ни в чем не виновата: таковы, дескать, законы жизни.

Элен знает цену своей красоте, но не знает, насколько она по своей натуре чудовищна, ведь самое страшное, когда человек не ведает, что он болен, и не принимает лекарства. «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер, — представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются».

С Пьером нельзя не согласиться. Может возникнуть спор только лишь из-за ее ума, но если внимательно изучить всю ее стратегию по достижению цели, то ума-то особо не заметишь, скорее, догадливость, расчет, житейский опыт. Когда Элен добивалась богатства, она его получила с помощью Пьера.

Это самый простой, не требующий ума, привычный для женщины способ разбогатеть.

Ну а когда она возжелала свободы, и опять же нашелся самый легкий способ — вызвать ревность в муже, который в конце концов готов отдать все, лишь бы она навсегда исчезла, при этом Элен не потеряла денег, а также не утратила положения в обществе.

Все осталось при ней лишь благодаря ее догадке о том, что существуют две религии. Для читателя не были сюрпризом слова Элен: «Я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня отжившая религия», ведь это было одним из главных пунктов ее плана по достижению намеченной цели.

Обратите внимание

Завести роман сразу с двумя — это не сложно, но обвинить в непорядочности и того и другого, для этого нужно иметь достаточно наглости, неприкрытого цинизма и эгоизма. Элен всегда все делала правильно. Неужели такая женщина может служить эталоном человека, которому не суждено ошибаться?! В Элен влюблялись, но никто ее не любил. И это еще одно доказательство ее чудовищности.

Лично мне она представляется божественно красивой статуей из белого мрамора, на которую смотрят, восхищаются, но никто не считает ее живой, никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, — камень, холодный и твердый, там нет души, а значит, нет отклика и тепла. И чего доброго, таких красавиц и чудовищ на свете не счесть… Или все-таки не так?..

Источник: http://historylib.net/opisanie-obraza-elen-kuraginoj-vojna-i-mir/

Книга Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы. Содержание – Образ Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» ..

Начало Отечественной войны 1812 года открывает новую страницу в жизни толстовской героини. Человек проверяется во время тяжелых испытаний. Наташа проявила себя как истинная патриотка России.

Во время отъезда семьи Ростовых из Москвы Наташа добилась, чтобы подводы отдали для перевозки раненых солдат, а в их доме разместился госпиталь. Героиня Толстого по зову сердца навещает умирающего князя Андрея.

После смерти Болконского Наташа переживает глубокое горе, не может общаться даже со своими близкими.

В эпилоге Толстой показывает нам Наташу через семь лет, когда она стала женой Пьера Безухова и матерью четверых детей. Писатель подчеркивает контраст между пустой светской жизнью и полной высокого смысла семейной жизнью.

Наташа спокойна и уверенна в себе, она идеальная жена и мать. Душа ее осталась прежней, в ней все те же чуткость, понимание, внимание к общественной жизни мужа.

Толстой был убежден, что воспитание детей и забота о семье – самое важное дело в жизни общества и лучше, мудрее, чем это сделает женщина, не сделает никто.

Образ княжны Марьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья.

Важно

Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в Ясной Поляне со своим отцом и француженкой-компаньонкой.

Многое совпадает в характере и во внешнем виде героев. Князь Волконский был горд, властолюбив, вел замкнутый образ жизни, презирал весь свет. У Марьи Николаевны были некрасивая внешность и «лучистые глаза». Ее по сватовству выдали замуж за отца Толстого.

Княжна Марья в романе – это художественный образ, поэтому полного совпадения с прототипом быть не может. Она показана кроткой и нежной девушкой, далекой от жизни великосветского общества, а потому неразвращенной. В создании этого образа Толстой выступает как тонкий психолог и реалист. Он пишет о самых сокровенных и тайных мыслях княжны, таких, которых она сама пугается.

Читайте также:  Анализ рассказа одна ночь быкова сочинение

Отец ее, Николай Андреевич Болконский, в прошлом влиятельный екатерининский вельможа, был сослан в свое имение Лысые Горы в правление царя Павла I.

Человек с тяжелым характером, он превратил дочь в служанку и сиделку, «заедает ее век». Князь постоянно доводит дочь до слез, унижает ее, издевается над ней, швыряя тетрадки и называя ее дурой.

Он человек деспотичный и злой, капризный эгоист. Только на пороге смерти старый князь осознал, как был несправедлив к дочери.

Несмотря на полную изоляцию и подчиненность, даже рабство, княжна Марья живет в постоянном ожидании любви и желании иметь семью. Девушка знает, что она некрасива, и очень переживает.

Толстой рисует ее портрет: «Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопиками выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Душа княжны была прекрасна, как ее глаза, которые лучились добром и нежностью. Из-за своей внешности княжна терпит унижения. Она не в силах забыть скандальное сватовство к ней светского распутника Анатоля Курагина, который ночью позвал на свидание компаньонку-француженку Бурьен. Княжна всем прощала, одинаково хорошо относилась ко всем: к мужикам, родственникам, отцу, брату, невестке, племяннику, Наташе Ростовой.

Героиня, несмотря на трудную судьбу, мечтает о простом человеческом счастье.

По мысли Толстого, любая женщина живет в постоянном ожидании любви: «Чувство это было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя».

В духе христианской морали, внушенной всем женщинам чуть не с рождения, княжна Марья считала даже мысли о любви искушением дьявола. Она хотела бы отказаться «навсегда от злых помыслов, чтобы спокойно исполнять волю» Бога.

Совет

Полная зависимость от отца, страшные мысли о его смерти, душевные муки по этому поводу заставляют княжну Марью искать утешения в религии, но ее религиозность истинная, идущая от чистоты души.

Она старается покорно сносить оскорбления отца, находя силы в том, что помогает старому и больному человеку. Христианское смирение толкает ее на путь свершения добрых дел. Княжна Марья, помогая бедным, начинает чувствовать себя нужной и полезной.

Постепенно раскрываются красота души и сила характера этой девушки, цельность ее натуры и стойкость в решении вопросов.

При наступлении французов княжне Марье приходится самой заниматься делами принадлежащих ее семье крестьян. Она от всего сердца хочет помочь крестьянам, когда от старосты Дрона узнает о бедственном положении мужиков.

Еще до того, как она узнала о том, что крестьяне сговорились остаться у французов, она решает помочь им и разделить между ними все запасы хлеба, хранившиеся в Богучарове.

Княжна Марья показала себя истинной патриоткой, когда гордо отказалась от предложения своей компаньонки-француженки остаться у французов. В ее характере проступает непоколебимая честность представителей семьи Болконских.

Страдания и одиночество научили княжну Марью думать. Она показана как редкая в дворянской среде умная женщина. Она одна поняла, какую опасность таит в себе богатое наследство, внезапно полученное Пьером.

Казалось бы, княжна Марья – провинциальная барышня, но перед нами сильный человек, бесстрашно смотрящий в лицо опасности. От врагов ее спасает гусар Николенька Ростов.

Обратите внимание

Автор описывает долгие ухаживания, зарождение взаимных чувств и, наконец, свадьбу и счастливую семейную жизнь этой пары. Княжна Марья умна, беззаветно любит мужа и оказывает на него облагораживающее влияние.

Богатый внутренний мир отражается и в дневниках княжны, посвященных детям.

В образе княжны Марьи гораздо больше жизненной правды, чем в других персонажах романа. Следить за развитием ее судьбы интересно, ее страдания вызывают уважение, а поступки понятны и справедливы. Любовь и семья стали для нее наградой и высшей ценностью в жизни.

Образ Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены.

В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века.

Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали для семьи всем.

Обратите внимание

Положительные образы женщин из дворянской среды приобретают еще большую рельефность, психологическую и нравственную глубину на фоне образа Элен Курагиной и по контрасту с ним. Рисуя этот образ, автор не жалел красок, чтобы четче выделить все его негативные черты.

Элен Курагина – типичная представительница великосветских салонов, дочь своего времени и класса.

Ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где женщина играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие – блистать на балах и рожать детей, умножая количество русских аристократов.

Важно

Толстой стремился показать, что внешняя красота не означает красоту внутреннюю, душевную. Описывая Элен, автор придает ее внешности зловещие черты, как будто в самой красоте лица и фигуры человека уже заключен грех. Элен принадлежит свету, она его отражение и символ.

23

Источник: https://www.booklot.org/genre/nauchnoobrazovatelnaya/yazyikoznanie/book/sochineniya-na-otlichno-russkaya-literatura-911-klassyi/content/2968297-obraz-elen-kuraginoy-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir/

Характеристика Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Княжна Элен Курагина еще до своего замужества покорила «весь Петербург», то есть ту его узкую прослойку, которую принято называть высшим обществом. Ее полное имя в девичестве – Елена Васильевна Курагина.

Эта женщина по-разному представляется художникам и кинематографистам всех стран. В романе «Война и мир» Элен Курагина – яркий образ. Познакомимся с ней подробнее.

Семья Элен Курагиной

Элен – дочь князя Василия и сестра Анатоля и Ипполита Курагиных. Л. Толстой не показывает Элен в семейной обстановке. Только по косвенным намекам можно понять, какая холодная и бездушная обстановка в ней царит.

Прежде всего тон в семье задает заядлый интриган и царедворец князь Василий. Он просто всегда держится как можно ближе к людям выше него по положению и от которых можно что-то получить.

И всегда отдаляется от тех, кто стоит ниже, чем он (как, например, обратившаяся к нему с просьбой за сына дочь его старинного покойного друга обнищавшая княгиня Друбецкая).

Жена князя абсолютно пустое место, которой практически внимания в произведении не уделено. Лишь в конце можно понять, что женщина она достаточно отвратительная (завидует своей собственной дочери). В романе постепенно, страница за страницей, глава за главой, в полный рост встает Элен Курагина. Образ, который создает Л. Толстой, далек от идеала.

Отношения с братьями и Пьером

Ее брат Анатоль при всей его красоте циничен и мерзок во всех своих проявлениях. Они с сестрой составляют достойную пару. Их отношения настолько двусмысленны, что отец удаляет Анатоля от сестры, поскольку он опасается инцеста.

Лишь на лице скудоумного Ипполита Куракина, как в зеркале, отражается вся сущность этой семьи. Пьер знает Элен с детства. Их отцы – дальние родственники. П. Безухов долгое время провел за границей и встречает в салоне А. П. Шерер ослепительно похорошевшую девушку на выданье.

Ей нужен лишь подходящий кандидат. А у Пьера она вызывает чувства, которых он сам стыдится. Он ощущает что-то гадкое при встречах с Элен. Но в то же время князь Василий старается устраивать их встречи как можно чаще. Это обсуждает весь Петербург.

Все считают Пьера женихом, но он не делает решительного шага.

Обручение

Задача князя Василия – выдать дочь замуж за человека с состоянием. Ему попадается простодушный Пьер Безухов. Из лап этого семейства, поставившего перед собой определенную цель, вырваться невозможно. Пьер, сам не понимая, как это происходит, обручается с Элен. Пьер, как агнец на заклании, сидит рядом с Элен.

Он слышит, как скрипит ее корсет, чувствует запах ее духов, но что-то мешает ему сделать последний шаг и попросить ее руки. Пьер и раньше думал, что она глупа, и он не испытывает к ней любви, только страсть, которую и сам не уважает. Но Елена Васильевна при всей ее глупости совсем не простушка.

Когда отец приходит в комнату, где сидит совершенно одуревший от происходящего Безухов, Курагина грубо целует мужчину, и все – они обручены. Скоро свадьба. Это не сатира. Толстой показывает жизнь такой, какая она есть. Сцена обручения – прекрасная характеристика Элен Курагиной как циничного существа.

Внешность Елены Васильевны

Эта молодая белокурая девушка, прекрасная, как мраморная статуя, созданная великолепным скульптором, совершенна с головы до ног. В ее внешности нет изъянов. И она хорошеет год от года на протяжении всей своей жизни.

Она рано расцвела. На первых же страницах романа она предстает юной девушкой, которая уже привыкла к своей всепобеждающей красоте. И далее она становится внешне все совершеннее.

Такова характеристика Элен Курагиной, пленительной красавицы.

А как же, если вчитаться в роман, она выглядит? У нее черные глаза, белокурые волосы, тело античной красоты, которое всегда составляет единое целое с ее платьем. При первом появлении в салоне Анны Павловны Шерер она одета в бальный наряд с шифром.

Совет

Шифр указывает на то, что она либо выпускница Смольного института, либо фрейлина. В начале романа ей приблизительно от восемнадцати до двадцати двух лет. В другом случае ее никто бы не назвал молодой девушкой.

Каждый, кто ее видел, восхищался прекрасной Элен.

Черты характера Элен

Улыбка не сходит с лица Елены Васильевны. Она просто обворожительна. Но вместе с тем однообразна и не имеет оттенков. Она всем улыбается одинаково.

Платья Елена Васильевна предпочитает очень открытые. Она стремится продемонстрировать идеально красивую грудь, плечи, спину и руки. Чтобы ее прелесть была заметнее, она периодически поправляет украшения на груди, тогда ее всепобеждающая красота становится еще заметнее.

А манеры? Графиня Безухова умеет себя подать. Во-первых, она элегантна. Во-вторых, всегда спокойна и величава. Она не ходит, а плывет. И держит себя в свете молчаливо и достойно. Просто сказать ей нечего, поэтому на все обращенные к ней речи она отвечает односложно, сопровождая слова однообразной улыбкой.

Это характеристика Элен Курагиной, которую неоднократно подчеркивает Л. Толстой. Все в ней производит впечатление глубокого ума, который на деле просто практичен, груб и циничен.

Общительность графини Безуховой

У себя дома она сумела устроить салон, в который все стремились попасть. Ее близкими друзьями становится «весь Петербург».

Светские люди, которых знают как людей любезных и умных, дипломаты, русские и иностранные, – все спешат засвидетельствовать свое почтение графине.

Если человека принимают у нее в доме, то он автоматически получает признание и во всех домах Петербурга. Дипломат Билибин готовит свои лучшие «словечки», чтобы впервые высказать их в салоне Безуховой.

Обратите внимание

Если она посещает театр, то само ее присутствие в ложе становится похожим на представление. Самые знатные и умные мужчины спешат к ней, а все остальные наблюдают за этим зрелищем. Выставить себя безо всякого стеснения и смущения напоказ – забота Елены Васильевны. Скромность не ее стихия. Это тоже характеристика Элен Курагиной.

Глупость и пустота свободно, без усилий с ее стороны, успешно скрываются. В обществе за ней прочно утвердилась репутация женщины столь же умной, сколь и прекрасной. Лицемерие, как и у ее отца, у Елены Васильевны в крови. Она умела говорить совершенно естественно то, о чем не думала, и совершенно просто и легко льстить.

Что скрыто за аристократическими манерами

Элен Курагина и Пьер Безухов после свадьбы еще больше отдалились друг от друга. Их брак несчастлив. Пьер с отвращением смотрит на красавицу-жену. Жена, светская львица, считает мужа дураком и не скрывает этого. Она не желает иметь детей. Муж видит грубость ее мыслей и вульгарность выражений. Пьер с ужасом осознает, что женщина она развратная. У нее есть любовник – Долохов.

Он понимает, как мерзко она повлияла на чистое существо – Наташу Ростову. Элен совершенно естественно знакомит брата Анатоля, известного повесу, с невестой князя Болконского. Вкрадчиво, спокойно и с удовольствием они наблюдают за растерявшейся девушкой. Наташа Ростова не в силах противостоять двойному давлению и готовится убежать с Анатолем.

Она простодушно поддалась его красоте и обаянию зла.

Лишь позже, когда побег раскрылся и прошло время, Наташа Ростова (не без влияния Пьера) снова способна радоваться жизни и понять, в какую пропасть толкала ее прекрасная Елена Васильевна.

А жизнь Элен Курагиной идет своим чередом. После того как Пьер оставил жену и она вырвала, так как женщина она корыстная, значительную часть состояния, Элен сблизилась с высокопоставленным вельможей, а позже, в Вильно, и с иностранным принцем. Вернувшись в Петербург, она прилагает усилия сохранить связь с обоими, не оскорбив ни одного из своих любовников.

Планы Елены Васильевны Курагиной

Она собирается принять католичество и развестись с Пьером. Тогда она сможет и располагать значительным состоянием и выйти снова замуж. Вера как таковая ее не интересует.

Для нее, рожденной в православной семье, нет никакой разницы между католичеством и любой другой верой, если она поднимет ее еще выше по социальной лестнице. И она получает документы, позволяющие ей принять католичество. Это еще раз подчеркивает полную беспринципность светской дамы.

Лишь скоропостижная смерть от грудной ангины прерывает эти безнравственные и далеко идущие намерения.

Важно

Л. Н. Толстой обрисовал убедительный облик Елены Васильевны. Обманчивость и коварство красоты представляет собой Элен Курагина. Образ полон жизненной силы. Толстой показывает ее во всей полноте чудовищного цинизма и мощной животной силы, которая нужна ей для побед, намеченных ею.

Источник: https://autogear.ru/article/244/352/harakteristika-elen-kuraginoy-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector