Образ помещика троекурова в повести а. с. пушкина «дубровский», — сочинения по литературе
Читайте также:
ПОВЕСТЬ «ДУБРОВСКИЙ»
Часто считают, что носителем основной идеи произведения является положительный герой, что в его образ воплощены те главные мысли, ради которых автор взялся за перо. Откроем страницы повести, написанной более чем полтора столетия назад.
Одно из позорнейших явлений царской России — крепостное право, узаконившее господство одного человека над другим, превратившее живую душу в чье-то имущество, давшее возможность господину влиять не только на положение другого, но и определять его судьбу, счастье, распоряжаться его жизнью.
Автор изображает роскошную псарню Троекурова, отмечая, что иной дворянин позавидует «любой здешней конурке», дикие забавы русского барина, когда гостя неожиданно вталкивают в комнату к свирепому медведю.
Описывает также бесцеремонное обращение с гостями, прилюдное оскорбление их за столом. С учителями-гувернерами он «не церемонится и уже двух засек до смерти».
Поскольку богатого самодура никто не останавливает, возникает чувство вседозволенности, ощущение себя этаким царьком, центром Вселенной.
В его речи звучит самодовольное: «мой псарь Парамошка», «мой француз», он командует исправником. Даже обедня в храме не начинается, потому что ждут Кирила Петровича. Дьячок согласится скорее «лаять на владыку, чем косо взглянуть на Кирила Петровича «.
Желание Троекурова «безо всякого права отнять имение» у старого друга, потому что тот не стерпел оскорбления, свидетельствует о том, что для этого человека не существует никаких моральных преград. Пользуясь покровительством необузданного хама, открывает рот мелкое хамье.
Желая лакейски услужить, потакая капризам барина, крепостной псарь оскорбляет соседа-помещика, человека, старше себя по возрасту и по положению, — мол, барин заступится, а крепостные крестьяне воровски вырубают деревья в его роще — мол, пока они разберутся между собой, можно поживиться.
Попирает закон землевладения и наследования продажное судейское племя — им ведь много заплачено.
Слишком редко попадались на пути Троекурова люди, для которых честь и достоинство были превыше всего, чтобы суметь ему вовремя остановиться, возводя минутный каприз в степень желания власти любой ценой. Развращенный вседозволенностью, Кирилл Петрович развращает находящиеся рядом слабые души, сам при этом теряя достойных собеседников и друзей, саму способность искренне уважать и любить людей.
Даже первый порыв стыда за состояние старого друга продиктован более эгоизмом, чем сердечным участием: ведь все остальные в его окружении, те, кто давно подчинились и покорились, — мелочь, мало достойная уважения. Даже единственную дочь он выдаст замуж за титул, за состояние, усмотрев в пожилом князе «равного себе», не думая о счастье Маши.
Из-за него выброшен из жизни молодой, подающий надежду офицер Владимир Дубровский: утрата отца, потеря дома, источника существования, положения в обществе, вместо начинающейся военной карьеры или жизни небогатого помещика — сомнительное существование человека вне закона. Его, принесшего всем столько зла, заслужившего наказания, пощадит из-за дочери благородный мститель. Троекуров же не пощадит никого, просто он не подумает ни о ком.
Почему возможно существование подобных троекуровых? Какая сила стоит за ними? Позорное явление России — крепостное право. Рабство людей, превращающее в рабство души самих господ. Устои самодержавия, против которого всю жизнь восставал Пушкин.
Тирания и деспотизм, с которыми боролись лучшие люди России.
Страницы повести «Дубровский», а точнее страшный в дикой бесчеловечности своей, в необузданном эгоизме грубый Троекуров, который показан гениальным поэтом как типичное явление русской действительности, — это обвинение, брошенное поэтом самодержавию.
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/obraz-pomeshhika-troekurova-v-povesti-a-s-pushkina-dubrovskij/
Характеристика Троекурова в романе «Дубровский» описание образа Кирилы Петровича » Сочинение на EraInfo.ru
Троекурову все позволено и он ни в чем не знает отказа. Он позволяет себе неуважительное отношение к окружающим. Но его дворовые ему преданы, так как хорошо понимают его положение: усадьба Троекурова самая богатая в округе, а сам барин пользуется неограниченной властью.
Взаимоотношения с Андреем Гавриловичем Дубровским
Окружающих Троекуров презирает, унижает, и всяческий раз, старается показать свое превосходство. Однако во взаимоотношениях со старшим Дубровским характер Троекурова показан иначе. Этот независимый бедный помещик вызывает у него чувство уважения.
Они знакомы давно, вместе служили, почти одновременно стали вдовцами, каждый воспитывал ребенка. Дубровский – единственный человек, который мог позволить себе высказывать собственное мнение при Троекурове.
Но, когда Андрей Гаврилович пытается указать на то, что люди в доме Троекурова живут хуже собак, всесильный барин гневается и начинает мстить, выбирая самый страшный способ – незаконно отобрать имение, раздавить соседа, заставив его унижаться и подчиниться его власти.
Для него нет ничего невозможного, так как он богат. Его не заботит нравственная сторона поступка.
Его вспыльчивость всем известна, а когда она немного утихла, и помещик решил простить бывшего друга, оказалось поздно. В один миг своенравный и властолюбивый барин Троекуров сумел разрушить судьбы.
Отец и дочь
Не менее ярко раскрывается характеристика Троекурова из романа «Дубровский» во взаимоотношениях с дочерью Машей.
Даже, несмотря на свою любовь к ней, он не делает исключений, обращаясь с дочерью так же, как и с другими.
Он суров и своенравен, в некоторые моменты жесток, поэтому Маша не доверяет ему своих чувств и переживаний. Она выросла на книгах, которые сумели заменить общение с жестоким отцом.
Главная цель его жизни – это богатство и получить его он пытается любым способом. Решая отдать дочь старику в жены, имеющего много денег и власти, он не останавливается ни перед чем. Счастье Маши для отца ничего не значит – главное, быть богатым и могущественным.
Образ Троекурова в романе «Дубровский» указывает на большинство людских пороков. Это и черствость души, и слабоумие, и развращенность, и неумеренное властолюбие и жадность.
Но не все в жизни оценивается богатством.
История Троекурова поучительна и автор заставляет задуматься об одной простой истине, которая была озвучена попом еще в начале романа, на поминках Дубровского старшего: «Суета сует… и Кирилу Петровичу отпоют вечную память… разве похороны будут побогаче… а Богу не все ли равно!»
Источник: http://erainfo.ru/xarakteristika-troekurova-v-romane-dubrovskij-opisanie-obraza-kirily-petrovicha/
Образ помещика Троекурова в романе «Дубровский»
Образ помещика Троекурова в романе «Дубровский»
Для Пушкина этот роман был ответом на развитие западной прозы. В 1830 году опубликован роман «Красное и черное» Стендаля, в 1830—1831 годах — «Шагреневая кожа» Бальзака, в 1832 году — «Индиана» Жорж Санд.
«Дубровский» — социально-психологический роман. Замысел романа возник в конце сентября 1832 года. В сентябре 1832 года Пушкин встретился с П. В. Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского — белорусском дворянине Островском, ставшем жертвой судейского беззакония в начале 1830-х годов.
В романе дана картина жизни русского провинциального дворянства. Старый русский барин Кирила Петрович Троекуров происходит из знатного рода, очень богат, с большими связями. И Дубровский, и Троекуров — представители родового дворянства, которое не было единым.
Троекуров — отставной генерал-аншеф. Прямых сведений о величине его состояния нет. «Упоминается, что село Покровское — одно из нескольких имений. Барский дом — огромный каменный. На псарном дворе были пятьсот гончих и борзых, лазарет для больных собак и отделение, где суки ощенялись.
Выезжает Троекуров «в коляске шестернею». Пятиглавая каменная церковь построена на средства Кирилы Петровича и ежегодно украшается его «приношениями». Следует упомянуть о положительных сторонах Образ помещика Троекурова. Он — большой хлебосол.
На одном из приемов в его доме накрывали стол на восемьдесят приборов.
Расчетливых планов выдать дочь Машу за обязательно богатого человека у него не было. Андрею Гавриловичу он однажды сказал, что отдаст за его сына Машу, хотя тот «гол как сокол». Он лишен подобострастия и ведет себя надменно с людьми самого высшего звания.
Случайная ссора Троекурова с Андреем Гавриловичем Дубровским имела своим следствием лишение А. Г. Дубровского прав на его деревеньку с «семидесятые душами». «Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала… Он решил помириться с своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив его достояние».
Но угрызения совести редко посещают Троекурова. Он привык к тому, что все подчиняются ему, спешат исполнить его прихоти. В уездном суде встречают его с глубоким почтением. От его приглашений никто не смеет отказаться. «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю… всем затеям довольно ограниченного ума».
На одном из праздников Троекуров приказал запереть ворота и никого не выпускать со двора до следующего утра. Лучшею шуткою у Троекурова была травля какого-нибудь гостя медведем. Разозленный Троекуров мог «разорить дотла» деревню и осадить самого помещика в его усадьбе.
Учитель-француз сообщает Владимиру Дубровскому, что Образ помещика Троекурова — образ гордый и своенравный, жестокий в обращении со своими домашними, что он засек двух учителей до смерти. Отметим, кстати, что Троекуров предложил учителю жалованье три тысячи рублей в год и все готовое.
Сопоставить это роскошное жалованье можно с годовым доходом шесть тысяч рублей помещика Обломова («Обломов» Гончарова), владельца трехсот пятидесяти душ в двух деревнях.
Пушкин упоминает и о крепостном произволе Помещика Троекурова по отношению к женщинам. В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных.
«Окна во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирилы Петровича». Исправник говорит женщинам в Кистеневке, что Троекуров до них «большой охотник».
В доме Троекурова была большая библиотека, но он никогда не читал ничего, кроме «Совершенной поварихи».
Самодурство Образ помещика Троекурова в полной мере проявилось и к дочери Маше. Он выдал ее замуж за князя Верейского, которого она не любила. После прочтения романа у читателя формируется отрицательное мнение о дворянстве и крепостном праве в России. Это происходит из-за сильного эмоционального воздействия Образ помещика Троекурова.
Источник: http://historylib.net/obraz-pomeshhika-troekurova-v-romane-dubrovskij/
Образ Кирилы Петровича Троекурова в романе А. С. Пушкина «Дубровский»
Авантюрно-приключенческий роман А. С. Пушкина «Дубровский» — одно из лучших его произведений. В нем Пушкин размышляет над наиболее острыми проблемами своего времени, рисует яркие характеры, интересные судьбы.
Образ Кирилы Петровича Троекурова один из самых интересных в романе. Это очень колоритный образ.
Кирила Петрович — старинный русский барин, отставной генерал-аншеф, вдовец, воспитывающий дочь. Он очень богат и знатен, имеет многочисленные связи. Соседи и знакомые трепещут при одном только упоминании имени Троекурова, многие из боязни готовы угождать малейшим прихотям именитого барина.
Кирила Петрович подобные знаки внимания воспринимает как должное, ибо, по его мнению, иного отношения к его особе просто быть не может. Троекуров ведет себя надменно даже с людьми самого высокого звания. Он никогда не удостаивает никого своим посещением, зато к себе требует повышенного внимания.
Это самолюбивый и тщеславный человек, избалованный и извращенный.
Троекуров, по утверждению автора, «выказывал все пороки человека необразованного». Кроме того, он «привык давать полную волю всем порывам своего пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
Кирила Петрович ни в чем не знает отказа, ему все дозволено. Он не чувствует меры в еде и два раза в неделю страдает от обжорства. Помимо этого, каждый вечер Троекуров бывает «навеселе».
Кирила Петрович позволяет себе завести недвусмысленные отношения с мамзель Мими, а когда та рожает ему сына Сашу, он тайно отсылает ее в другое поместье.
При этом еще «множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирилу Петровича», бегают по его поместью, но им не посчастливилось, как Саше, быть признанными богатым папашей.
Со своими дворовыми барин очень строг, но они остаются ему преданы, так как чувствуют, что хозяин их имеет в округе большой авторитет, и это им самим придает весу.
Иначе, чем с другими, складываются отношения Троекурова с Андреем Гавриловичем Дубровским. Этот бедный, но смелый и независимый дворянин вызывает у Троекурова настоящее уважение. Однако оно быстро сменяется гневом, когда Дубровский позволяет себе слишком отчаянно, по мнению Кирилы. Петровича, отстаивать собственную честь.
Троекуров выбирает самый страшный способ мести: он намеревается лишить соседа крыши над головой незаконным путем, унизить, раздавить его, заставить повиноваться. «В том-то и сила, — утверждает Троекуров, — чтобы безо всякого права отнять имение».
Кирила Петрович подкупает суд, не задумываясь о нравственной стороне дела, а когда, немного остыв, решается на примирение, оказывается слишком поздно. Своенравный и властолюбивый барин в два счета разрушает жизнь не только своего недавнего товарища, но и его сына.
«От природы не был от корыстолюбив, — говорит автор о Троекурове, — желание мести завлекло его слишком далеко…»
Троекуров, как и все люди его круга, имеет излюбленные забавы. Только забавы Кирилы Петровича вряд ли покажутся разумными человеку здравомыслящему. Страшным и жестоким испытанием становится для многих гостей Троекурова встреча с медведем.
Необыкновенное удовольствие испытывает барин, видя, как мечется из угла в угол до смерти напуганный человек, оказавшийся один на один со здоровенным медведем.
Всеобщему осмеянию предает Кирила Петрович того, кому «посчастливится» оказаться в тайной комнате, и он нисколько не задумывается, что не только подвергает другого человека смертельной опасности, но и наносит ему тяжелую душевную травму.
Настоящим потрясением становится для Кирилы Петровича мужественное поведение Де-форжа, который, не дрогнув, стреляет в животное, так как по-другому свою честь в данной ситуации защитить не может. Только такие поступки, смелые и отчаянные, заставляют Троекурова увидеть в человеке человека.
Не менее ярко раскрывается характер Троекурова во взаимоотношениях с дочерью. Несмотря на любовь к Маше, Кирила Петрович в обращении с ней так же своенравен, порой даже суров и жесток, поэтому между отцом и дочерью нет доверительных отношений. Чтение романов заменяет Маше живое общение с близким человеком.
Мольбы и слезы дочери, принуждаемой идти замуж за нелюбимого, но богатого старика, не трогают Троекурова. Он остается, тверд в своем намерении и, вступив в сговор с Верейским, хладнокровно отдает за него Машу. Ведь богатство — высшая ценность для Кирилы Петровича, и счастье единственной дочери по сравнению с этим — ничто.
В образе Троекурова А. С. Пушкин обличает многие пороки, свойственные высшему сословию того времени: душевную черствость, умственную ограниченность, развращенность нрава, неумеренное властолюбие и своеволие.
Действие романа происходит в 1820-е годы, но создается впечатление, что это произведение актуально и для нашего времени.
Источник: http://5litra.ru/soch/17-obraz-kirily-petrovicha-troekurova-v-romane-a-s.html
Дубровский характеристика образа Троекуров Кирила Петрович
ДУБРОВСКИЙ
(Роман, 1832—1833; опубл. 1841)
Троекуров Кирила Петрович— родовитый дворянин, богатый владелец с. Покровского, генерал-аншеф в отставке, самодур, гроза всех окрестных помещиков; отец Маши, возлюбленной Дубровского.
Прототип Т. — помещик Козловского уезда гвардии подполковник Семен Крюков, в 1832 г. неправедно отсудивший имение у подпоручика Ивана Муратова. Ссора Т.
с его бывшим другом, отцом главного героя, приведшая к разорению Дубровских, помешательству, а затем и смерти старого помещика, служит завязкой трагического сюжета о дворянине, который вынужден стать разбойником и при этом без памяти влюблен в дочь своего главного обидчика.
В отличие от образа Дубровского (и отчасти Маши) образ Т. не мог быть скомпонован из готовых литературных «блоков», хотя история с судебной тяжбой повторяет сюжетные положения «Ламмермурской невесты» (роман В. Скотта): тяжбу между старым Рэвенсвудом и Эштоном.
Самый тип русского барина-самодура, причем современного, а не взятого напрокат у допетровской истории, не был детально разработан отечественной словесностью. Исключения вроде князя в романе В. Нарежного «Российский Жилблас» не в счет; богатый опыт русской комедиографии конца XVIII в.
по сценическому изображению типа невежественного помещика прямому переносу на литературную почву не подлежал. Образы Праволова (помещика, отнимающего имение у «бедной и безгласной» вдовы Свенельдовой) и «великолепного разбойника Буянова» из нравоописательного «помещичьего» романа Д. Н. Бегичева «Семейство Холмских…
» (1832) лишь намечали черты нового литературного типа. Новизна героя предполагала большую подробность и колоритность изображения; социальный портрет барина Т. отчасти затмил собою образ «благородного разбойника» Дубровского.
Т. именно самодур; то есть человек избалованный и распущенный до безобразия, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи — вот формула его жизнеощущения. Обжорство, пьянство, сластолюбие (по двору бегает множество крестьянских ребятишек, как две капли воды похожих на Т.
; во флигеле, как в гареме, заперты шестнадцать горничных — трагическая проекция замка «двенадцати дев» из поэмы «Руслан и Людмила») — вот его времяпрепровождение. Унижение слабых, «благородные увеселения русского барина» вроде травли зазевавшегося гостя медведем — вот его удовольствие. «Совершенная повариха» — вот единственное его чтение.
(Притом что в доме — обширная библиотека, ключи о которой отданы дочери Маше.)
При этом Т. — не прирожденный злодей; уважает чужую решительность — именно поэтому он до поры до времени искренне дружил с бедным соседом, владельцем 70 душ Андреем Гавриловичем Дубровским. (В первоначальном варианте тема «богатства» Т. и «безродности» Дубровского-старшего, его бывшего сослуживца, была осложнена политическим мотивом: после екатерининского переворота 1762 г.
, расколовшего дворянство, один продолжил службу, другой вышел в отставку.
) А если в конце концов, после ссоры на псарне, решил «наказать» старика Дубровского и с помощью взяток отсудить у него единственное имение Кистеневку; если довел прежнего товарища сначала до умопомешательства, а затем и до смерти, — то не из корыстолюбия, а единственно по самодурству, из желания удовлетворить прихоть мести. Недаром после «победного» приговора суда совесть в Т.
ропщет; он гневно насвистывает гимн «Гром победы раздавайся» (что делает всегда в дурном расположении духа); и в конце концов едет мириться. Другое дело, что поздно — поздно и физически (старик уже при смерти), и метафизически. (Дела переходят в руки Дубровского-младшего, который через слугу передает Т. унизительный приказ убираться восвояси.)
Точно так же, когда Владимир, ставший «благородным разбойником», под видом француза-учителя Дефоржа поселяется в доме Т. — и хладнокровно убивает «увеселительного медведя», Т. не только не жалеет о смерти любимого Миши, но и восхищается «Дефоржем», как некогда восхищался стариком Дубровским.
Беда не в Т.
лично, а в социальном устройстве российской жизни; оно развивает в необразованном, непросвещенном — хотя и родовитом — дворянине худшие наклонности; слабого делает слабее, а в сильном порождает веру в безграничие его власти: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».
Даже самое живое и естественное из всех человеческих чувств — любовь к детям, искажается до предела; Т. души не чает в своей Маше, но устраивает судьбу дочери не только вопреки ее воле, но и вопреки ее счастью, исходя из соображений выгод и невыгод родства, приобретаемого через брак.
Это тем более страшно, что помещик как бы отражается в подвластных ему крестьянах; «троекуровские» столь же спесивы, сколь он сам. Недаром сквозь весь текст романа проходит метафора своры, псарни: именно троекуровский псарь дерзит Дубровскому-старшему — и как бы сталкивает помещиков лбами; слуга Дубровского-младшего, посланный барином прогнать Т.
со двора, переиначивает приказ: «Пошел вон, старый пес», после чего няня Егоровна удовлетворенно замечает: «небось поджал хвост». А ключом к сцене храмового праздника Троекуровых (1 октября) служат слова, которые внезапно обезумевший старик Дубровский произнес сразу после объявления неправедного приговора: «псари водят собак в Божию церковь».
Если — по православной традиции — собака входит в храм, святыня считается оскверненной; вслед за этими словами Дубровский-старший швыряет в заседателя чернильницей (как Мартин Лютер при явлении черта). Все это неизбежно демонизирует социальную жизнь, изображенную Пушкиным; а значит, и сквозь образ Т. тоже начинают просвечивать своим темным светом демонические черты.
(Недаром в сцене храмового праздника, открывающей 2-й том романа, он изображен молящимся и кланяющимся с гордым смирением.)
На демонической подоплеке социальных проблем (и решающих их персонажей) Пушкин сосредоточится в следующем прозаическом опыте, повести «Пиковая дама» (1833). Пока же он ограничивается полунамеком на «ирреальную» подоплеку событий и занят поиском реального выхода из реальных противоречий; ищет — и не находит.
До царя, которыый, особенно после Отечественной войны 1812 г.
, должен быть хранителем российской справедливости, далеко; умы дворян не просвещены; «дво-рянско-крестьянский» бунт не только не может быть последовательно-благородным, но и не способен разрушить сословные перегородки; больше того, до ухода в честные разбойники Дубровский имеет отдаленный шанс жениться на Маше (ибо Т.
, по крайней мере на словах, некогда допускал такую возможность) — бунт лишает его и этой надежды. Остается лишь помнить об истине, которую автор вкладывает в уста попа, направляющегося на поминки по старику Дубровскому: «Суета сует… и Кирилу Петровичу отпоют вечную память… разве похороны будут побогаче… а Богу не все ли равно!»
Источник: http://lit-helper.com/p_Dubrovskii_harakteristika_obraza_Troekurov_Kirila_Petrovich
Сочинение «Кирилл Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)»
Роман А. С. Пушкина «Дубровский» — произведение о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение. Проникшись состраданием к участи некоего Островского, Пушкин в своем романе воспроизвел правдивую жизненную историю, не лишив ее, конечно, авторского вымысла.
Герой романа, Андрей Гаврилович Дубровский — отставной поручик гвардии, небогатый помещик.
Живет он весьма скромно, но это не мешает ему поддерживать добрососедские отношения с Кирилой Петровичем Троекуровым, известным всей округе барином, отставным генерал-аншефом, очень богатым и знатным человеком, имеющим многочисленные связи и весомый авторитет.
Все, кто знает Троекурова и его нрав, трепещут при одном только упоминании его имени, они готовы угождать малейшим его прихотям. Сам именитый барин подобное поведение воспринимает как должное, ибо, по его мнению, именно такого отношения его особа и заслуживает.
Троекуров надменен и груб даже с людьми самого высокого звания. Никто и ничто не способно заставить его преклонить голову. Кирила Петрович постоянно окружает себя многочисленными гостями, которым он демонстрирует свое богатое имение, псарню и которых шокирует сумасшедшими забавами. Это своенравный, самолюбивый, тщеславный, избалованный и извращенный человек.
Единственный, кто пользуется уважением Троекурова, — это Андрей Гаврилович Дубровский.
Троекуров сумел разглядеть в этом бедном дворянине смелого и независимого человека, способного горячо отстаивать чувство собственного достоинства перед кем бы то ни было, умеющего свободно и прямо высказывать собственную точку зрения. Подобное поведение — редкость в окружении Кирилы Петровича, поэтому иначе, чем с другими, сложились его отношения с Дубровским.
Правда, троекуровская милость быстро сменилась на гнев, когда Дубровский пошел наперекор Кириле Петровичу.
Кто виноват в ссоре? Троекуров властолюбив, а Дубровский решителен и нетерпелив. Это человек горячий и неосмотрительный. Поэтому несправедливо было бы возлагать вину только на Кирилу Петровича.
Троекуров, безусловно, неправильно повел себя, не только позволив псарю оскорбить Андрея Гавриловича, но и поддержав слова своего дворового громким смехом. Не прав он был и когда рассердился на требование соседа выдать Парамошку для наказания. Однако и Дубровский виноват.
Он прутьями проучил пойманных покровских мужиков, ворующих у него лес, и отобрал у них лошадей.
Подобное поведение, как утверждает автор, противоречило «всем понятиям о праве войны», а написанное несколько ранее письмо Троекурову по тогдашним понятиям об этикете было «весьманеприлично».
Коса нашла на камень. Кирила Петрович выбирает самый страшный способ мести: он намеревается лишить соседа крыши над головой, пусть даже и неправедным путем, унизить, раздавить его, заставить повиноваться.
«В том-то и сила, — утверждает Троекуров, — чтобы безо всякого права отнять имение». Богатый барин подкупает суд, не задумываясь ни о нравственной стороне дела, ни о последствиях совершающегося беззакония.
Своенравие и властолюбие, горячность и пылкий нрав в два счета разрушают дружбу соседей и жизнь Дубровского.
Кирила Петрович отходчив, через некоторое время он решается на примирение, так как «от природы не корыстолюбив», но оказывается слишком поздно.
Троекуров, по словам автора, всегда «выказывал все пороки человека необразованного» и «привык давать полную волю всем порывам своего пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
Дубровский не захотел смириться с этим и понёс тяжелое наказание, обрекая на нищету не только себя, но и собственного сына. Обостренное честолюбие и уязвленная гордость не позволили ему трезво взглянуть на сложившуюся ситуацию и пойти на компромисс, ища примирения с соседом.
Будучи человеком глубоко порядочным, Андрей Гаврилович не мог предположить, как далеко Троекуров может зайти в желании отомстить, как легко может быть подкуплен суд, как без законного основания могут выставить на улицу.
Он мерил окружающих своей меркой, был уверен в собственной правоте, «не имел ни охоты, ни возможности сыпать около себя деньгами», а потому «мало беспокоился» о возбужденном против него деле. Это сыграло на руку его недоброжелателям.
Обрисовав конфликт между Троекуровым и Дубровским-старшим, А. С. Пушкин обличил жесткость и мстительность, показал цену горячности, остро поставил нравственные вопросы своего времени, которые очень близки и сегодняшнему читателю.
Источник: http://litsochinenie.ru/kirill-petrovich-troekurov-i-andrey-gavrilovich-dubrovskiy-po-romanu-a-s-pushkina-dubrovskiy.html
Образ Кирилы Петровича Троекурова в романі А. С. Пушкіна «Дубровский» – Твір по добутку А. С. Пушкіна “Дубровский” | Справочник школьника — лучшие уроки по всем предметам E-uroki.kiev.ua
Образ Кирилы Петровича Троекурова один из самых интересных в романе. Это очень колоритный образ.
Кирилла Петрович — древний русский господин, от-ставной генерал-аншеф, вдовец, воспитывает дочь. Он очень богатый и знатный, имеет многочисленные связи. Соседи и знакомые трепещут при одном только упоминании имени Троекурова, многие из боязни го-товы угождать малейшим прихотям именитого бары-на.
Кирилла Петрович подобные знаки внимания вос-принимает как должное, потому что, по его мнению, другого отношения к его личности просто быть не может. Троеку-Ров ведет себя надменно даже с людьми самого высо-кого звание. Он никогда не вдостоює никого своим посещением, зато к себе требует повышенного внима-ния.
Это самолюбивый и тщеславен человек, хата-лованный и извращен.
Троекуров, по утверждению автора, «проявлял все пороки человека невежественного». Кроме того, он «привык давать полную волю всем порывам своей пылкой удачи и всех выходок достаточно ограниченного ума».
Кирилла Петрович ни в чем не знает отказа, ему все позволено. Он не чувствует меры в еде и два раза в не-делю страдает от обжорства. Кроме этого, каждый вечер Троекуров бывает «весело».
Кирилла Петро-Вич позволяет себе завести недвусмысленные отноше-ния с мамзель Мими, а когда и родит ему сына Сашу, он тайно отсылает ее в другое имение.
При этом еще «множество босых ребятишек, как два каппы-воды похожих на Кирилла Петровича», бегают по его имении, но им не повезло, как Саше, быть признанными богатым папашей.
Со своими дворовыми господина очень строгий, но они ос-таются ему преданы, потому что чувствуют, что их хозяин имеет в округе большой авторитет, и это им самим предоставляет весе.
Иначе, чем с другими, складываются отношения Троекурова с Андреем Гавриловичем Дубровским. Этот бедный, но смелый и независимый дворянин вы-указывает в Троекурова настоящее уважение. Однако оно быстро сменяется гневом, когда Дубровский позволяющей-ет себе слишком отчаянно, по мнению Кирилы.
Пет-Ровича, отстаивать свою честь. Троекуров вы-бирает самый страшный способ мести: он намеревает-ся лишить соседа крыши над головой незаконным путем, унизить, раздавить его, заставить повиновать-ся. «В том-то и сила, — утверждает Троекуров, — что-бы без всякого права отнять имение».
Кирилла Петро-Вич подкупает суд, не задумываясь о моральной стороне дела, а когда, немного охладев, решается на примирение, оказывается слишком поздно. Свое-Нравный и властолюбив господин за две секунды разруша-ет жизни не только своего недавнего товарища, но и его сына.
«От природы не был корыстный, — го-говорит автор о Троекурове, — желание мести затянуло его слишком далеко…»
Троекуров, как и все люди его круга, имеет излюб-ленни забавы. Только забавы Кирилы Петровича вряд ли покажутся разумными человеку здравомыс-лящему. Страшным и жестоким испытанием стано-вится для многих гостей Троекурова встреча с медве-дем.
Необыкновенное удовольствие испытывает ба-рин, видя, как мечется из угла в угол до смерти напугана человек, оказавшийся один на один со здоровенным медведем.
Всеобщему осмеянию претак-ет Кирилла Петрович того, кому повезет оказаться в тайной комнате, и он нисколько не заду-мывается, что не только подвергает другого человека смертельной опасности, но и наносит ему тяжелую ду-шевную травму.
Настоящим потрясением становится для Кирилы Петровича мужественное поведение Где-Форжа, что, не дрогнув, стреляет в животное, потому что по-другому свою честь в данной ситуации за-щитить не может. Только такие поступки, смелые и отчаянные, заставляют Троекурова увидеть в челове-ке человека.
Не менее ярко раскрывается характер Троекурова в отношениях с дочерью. Несмотря на любовь к Маше, Кирилла Петрович в обращении с ней так же своенравный, порой даже суровый и твердый, поэтому меж-ду отцом и дочерью нет доверительных отношений. Чтение романов заменяет Маши живое общение с близким человеком.
Мольбы и слезы дочери, принуж-даемой идти замуж за нелюбимого, но богатого стари-ка, не затрагивают Троекурова. Он остается тверд в своем намерении и, вступив в сговор с Верейским, хладно-кровно отдает за него Машу.
Ведь богатство — выс-шая ценность для Кирилы Петровича, и счастье един-ственной дочери по сравнению с этим — ничто.
В образе Троекурова А. С. Пушкин разоблачает мно-многие пороки, присущие высшему состояния того времени: душевную черствость, умственную ограни-ченность, распущенность нравов, неумеренное вла-столюбие и произвола.
Действие романа происходит в 1820-е годы, но соз-дается впечатление, что это произведение актуально и для нашего времени
Сохрани — » Образ Кирилы Петровича Троекурова в романе А. С. Пушкина «Дубровский» — Сочинение по произведению А. С. Пушкина “Дубровский” . Появился готов произведение.
Источник: http://e-uroki.kiev.ua/index-10115.htm
Образ Троекурова (по повести А. С. Пушкина «Дубровский»)
Пушкин Александр Сергеевич — Образ Троекурова (по повести А. С. Пушкина «Дубровский»)
Повесть Пушкина, хотя и называется «Дубровский», но начинается она с рассказа о знатном старинном русском барине Кириле Петровиче Троекурове. Пушкин как будто предупреждает нас, что Троекуров сыграет важную роль в судьбе отца и сына Дубровских. Что же это за человек?
«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение». При его имени трепетали даже губернские чиновники. И лишь его товарищ и сосед Дубровский вел себя независимо.
Дубровский был беден, тем не менее, Кирила Петрович, надменный в отношениях с людьми, уважал этого человека. Однажды один из людей Троекурова обидел Дубровского, заметив, что собакам Троекурова живется лучше, чем иным дворянам (намек был явно на Андрея Гавриловича). Оскорбленный Дубровский покинул имение. Троекуров искренне недоумевал, отчего старый приятель обиделся.
Он вовсе не жаждал ссоры, просто с Дубровским он вел себя так, как привык вести себя со всеми остальными. «Он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Это происшествие рассорило бывших товарищей. Со временем вражда между ними не только не затухала, но и разгоралась.
Дубровский проучил плетью людей Троекурова, воровавших его лес, а их лошадей забрал себе. Троекуров в отместку забрал у Дубровского больше: он незаконным путем лишил его поместья. Однако удовлетворения Кириле Петровичу это не принесло. При его богатстве поместье Дубровского не имело никакого значения. Он отправляется к Дубровскому мириться.
Это говорит о том, что Троекуров не злодей, просто он привык ко вседозволенности, которую давало ему его богатство.
У Троекурова была хорошая библиотека, но книг он не читал, кроме одной по названию «Совершенная повариха». Троекуров любил принимать гостей, но ему доставляло удовольствие зло подшучивать над ними. В его доме была любопытная комната, куда обычно заталкивали новичков.
В комнате находился привязанный медведь. Несчастный гость метался из угла в угол, пока не находил безопасное место. Троекурову нравились смелые люди. Так, когда Дефорж—Дубровский, попав в эту комнату, застрелил медведя, он отметил про себя мужество этого человека.
Троекуров души не чаял в дочери, но обращался с ней сурово. То потакал ее прихотям, то был жестоким. Как ни упрашивала его Маша не отдавать ее за старого Верейского, Троекуров был непреклонен.
Что представляет собой Кирила Петрович Троекуров? Злодей? Я считаю, что нет. Он жил так, как привык жить, как позволяло ему его богатство. Троекуров жил по собственным правилам и считал эти правила единственно верными. И еще он привык к тому, что деньги и связи дают ему власть над людьми.
obraz-troekurovaобраз троекурова (по повести а. с. пушкина «дубровский»)
Повесть Пушкина, хотя и называется «Дубровский», но начинается она с рассказа о знатном старинном русском барине Кириле Петровиче Троекурове. Пушкин как будто предупреждает нас, что Троекуров сыграет важную роль в судьбе отца и сына Дубровских. Что же это за человек?
«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение». При его имени трепетали даже губернские чиновники. И лишь его товарищ и сосед Дубровский вел себя независимо.
Дубровский был беден, тем не менее, Кирила Петрович, надменный в отношениях с людьми, уважал этого человека. Однажды один из людей Троекурова обидел Дубровского, заметив, что собакам Троекурова живется лучше, чем иным дворянам (намек был явно на Андрея Гавриловича). Оскорбленный Дубровский покинул имение. Троекуров искренне недоумевал, отчего старый приятель обиделся.
Он вовсе не жаждал ссоры, просто с Дубровским он вел себя так, как привык вести себя со всеми остальными. «Он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Это происшествие рассорило бывших товарищей. Со временем вражда между ними не только не затухала, но и разгоралась.
Дубровский проучил плетью людей Троекурова, воровавших его лес, а их лошадей забрал себе. Троекуров в отместку забрал у Дубровского больше: он незаконным путем лишил его поместья. Однако удовлетворения Кириле Петровичу это не принесло. При его богатстве поместье Дубровского не имело никакого значения. Он отправляется к Дубровскому мириться.
Это говорит о том, что Троекуров не злодей, просто он привык ко вседозволенности, которую давало ему его богатство.
У Троекурова была хорошая библиотека, но книг он не читал, кроме одной по названию «Совершенная повариха». Троекуров любил принимать гостей, но ему доставляло удовольствие зло подшучивать над ними. В его доме была любопытная комната, куда обычно заталкивали новичков.
В комнате находился привязанный медведь. Несчастный гость метался из угла в угол, пока не находил безопасное место. Троекурову нравились смелые люди. Так, когда Дефорж—Дубровский, попав в эту комнату, застрелил медведя, он отметил про себя мужество этого человека.
Троекуров души не чаял в дочери, но обращался с ней сурово. То потакал ее прихотям, то был жестоким. Как ни упрашивала его Маша не отдавать ее за старого Верейского, Троекуров был непреклонен.
Что представляет собой Кирила Петрович Троекуров? Злодей? Я считаю, что нет. Он жил так, как привык жить, как позволяло ему его богатство. Троекуров жил по собственным правилам и считал эти правила единственно верными. И еще он привык к тому, что деньги и связи дают ему власть над людьми.
Источник: http://www.school-essays.info/obraz-troekurova-po-povesti-a-s-pushkina-dubrovskij/
Образ помещика Троекурова в повести А. С. Пушкина «Дубровский»
Часто считают, что носителем основной идеи произведения является положительный герой, что в его образ воплощены те главные мысли, ради которых автор взялся за перо. Откроем страницы повести, написанной более чем полтора столетия назад.
Одно из позорнейших явлений царской России — крепостное право, узаконившее господство одного человека над другим, превратившее живую душу в чье-то имущество, давшее возможность господину влиять не только на положение другого, но и определять его судьбу, счастье, распоряжаться его жизнью.
Автор изображает роскошную псарню Троекурова, отмечая, что иной дворянин позавидует «любой здешней конурке», дикие забавы русского барина, когда гостя неожиданно вталкивают в комнату к свирепому медведю.
Описывает также бесцеремонное обращение с гостями, прилюдное оскорбление их за столом. С учителями-гувернерами он «не церемонится и уже двух засек до смерти».
Поскольку богатого самодура никто не останавливает, возникает чувство вседозволенности, ощущение себя этаким царьком, центром Вселенной.
В его речи звучит самодовольное: «мой псарь Парамошка», «мой француз», он командует исправником. Даже обедня в храме не начинается, потому что ждут Кирила Петровича. Дьячок согласится скорее «лаять на владыку, чем косо взглянуть на Кирила Петровича ».
Желание Троекурова «безо всякого права отнять имение» у старого друга, потому что тот не стерпел оскорбления, свидетельствует о том, что для этого человека не существует никаких моральных преград. Пользуясь покровительством необузданного хама, открывает рот мелкое хамье.
Желая лакейски услужить, потакая капризам барина, крепостной псарь оскорбляет соседа-помещика, человека, старше себя по возрасту и по положению, — мол, барин заступится, а крепостные крестьяне воровски вырубают деревья в его роще — мол, пока они разберутся между собой, можно поживиться.
Попирает закон землевладения и наследования продажное судейское племя — им ведь много заплачено.
Слишком редко попадались на пути Троекурова люди, для которых честь и достоинство были превыше всего, чтобы суметь ему вовремя остановиться, возводя минутный каприз в степень желания власти любой ценой. Развращенный вседозволенностью, Кирилл Петрович развращает находящиеся рядом слабые души, сам при этом теряя достойных собеседников и друзей, саму способность искренне уважать и любить людей.
Даже первый порыв стыда за состояние старого друга продиктован более эгоизмом, чем сердечным участием: ведь все остальные в его окружении, те, кто давно подчинились и покорились, — мелочь, мало достойная уважения. Даже единственную дочь он выдаст замуж за титул, за состояние, усмотрев в пожилом князе «равного себе», не думая о счастье Маши.
Из-за него выброшен из жизни молодой, подающий надежду офицер Владимир Дубровский: утрата отца, потеря дома, источника существования, положения в обществе, вместо начинающейся военной карьеры или жизни небогатого помещика — сомнительное существование человека вне закона. Его, принесшего всем столько зла, заслужившего наказания, пощадит из-за дочери благородный мститель. Троекуров же не пощадит никого, просто он не подумает ни о ком.
Почему возможно существование подобных троекуровых? Какая сила стоит за ними? Позорное явление России — крепостное право. Рабство людей, превращающее в рабство души самих господ. Устои самодержавия, против которого всю жизнь восставал Пушкин.
Тирания и деспотизм, с которыми боролись лучшие люди России.
Страницы повести «Дубровский», а точнее страшный в дикой бесчеловечности своей, в необузданном эгоизме грубый Троекуров, который показан гениальным поэтом как типичное явление русской действительности, — это обвинение, брошенное поэтом самодержавию.
Источник: http://shkolyaru.ru/klassicheskaya/pushkin/587-obraz-pomeshhika-troekurova-v-povesti-a-s-pushkina-ldubrovskijr.html