Характеристика и образ марьи гавриловны в повести метель пушкина сочинение

А.С. Пушкин «Метель»

По­весть «Ме­тель» яв­ля­ет­ся одним из пяти про­из­ве­де­ний, ко­то­рые вхо­дят в цикл «По­ве­сти Бел­ки­на». Кроме того, в этот цикл вхо­дят «Вы­стрел», «Гро­бов­щик», «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель» и «Ба­рыш­ня-кре­стьян­ка» (рис. 1). Эти про­из­ве­де­ния были со­зда­ны в зна­ме­ни­тую Бол­дин­скую осень 1830 года.

Рис. 1. Ил­лю­стра­ции Н. Яры­ги­на к по­ве­стям «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель» и «Ме­тель»

Пуш­кин при­е­хал в Бол­ди­но осе­нью 1830 года ре­шить во­прос с день­га­ми на сва­дьбу. Он пред­по­ла­гал про­быть там не более ме­ся­ца, но в гу­бер­нии бу­ше­ва­ла страш­ная бо­лезнь – хо­ле­ра, и ни­ко­го не вы­пус­ка­ли из-за ка­ран­ти­на. По­это­му он про­был там прак­ти­че­ски всю осень. За это время он на­пи­сал более со­ро­ка про­из­ве­де­ний, среди них «По­ве­сти Бел­ки­на».

Обратите внимание

Цикл по­ве­стей имеет такое на­зва­ние, так как ав­тор­ство Пуш­кин при­пи­сал про­вин­ци­аль­но­му по­ме­щи­ку Ивану Пет­ро­ви­чу Бел­ки­ну. По­ве­сти Бел­ки­на рас­ска­за­ны как за­ни­ма­тель­ные ис­то­рии об обыч­ных людях про­сто­го зва­ния. А ав­тор-со­би­ра­тель – такой же про­стой че­ло­век из той же со­ци­аль­ной среды.

Через ге­ро­ев видна Рос­сия, с ее ре­аль­ны­ми за­бо­та­ми, каж­до­днев­ным бытом. Когда рас­сказ­чик из той же со­ци­аль­ной среды, что и его герои, это при­да­ет до­сто­вер­ность про­из­ве­де­нию. Вспом­ни­те: вы уже встре­ча­лись с та­ки­ми про­из­ве­де­ни­я­ми. На­при­мер, «Ве­че­ра на ху­то­ре близ Ди­кань­ки», ав­тор­ство ко­то­рых Н.В.

Го­голь при­пи­сал па­сеч­ни­ку Ру­до­му Пань­ку.

 Анализ повести «Метель»

По­весть Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на «Ме­тель» пред­ва­ря­ет эпи­граф из бал­ла­ды Ва­си­лия Ан­дре­еви­ча Жу­ков­ско­го «Свет­ла­на». Вспом­ним, что такое эпи­граф.

Эпи­граф – это неболь­шой текст, пред­ва­ря­ю­щий про­из­ве­де­ние, в нем может быть сфор­му­ли­ро­ва­на тема, сжато вы­ра­же­на ос­нов­ная идея или сфор­му­ли­ро­ва­на про­бле­ма. 
Ниже при­ве­ден эпи­граф из по­ве­сти «Ме­тель».

Кони мчат­ся по буг­рам,
Топ­чут снег глу­бо­кой…
Вот, в сто­рон­ке божий храм
Виден оди­но­кой.

Вдруг ме­те­ли­ца кру­гом;
Снег валит кло­ка­ми;
Чер­ный вран, сви­стя кры­лом,
Вьет­ся над са­ня­ми;
Вещий стон гла­сит пе­чаль!
Кони то­роп­ли­вы
Чутко смот­рят в темну даль,
Воз­ды­мая гривы…

Глав­ные, несу­щие ос­нов­ную на­груз­ку слова – ме­те­ли­ца, вран, даль. Все они яв­ля­ют­ся сим­во­ла­ми тра­ги­че­ских со­бы­тий, ко­то­рые ка­ким-то об­ра­зом свя­за­ны с ме­те­лью.

Слово «вдруг» имеет боль­шое зна­че­ние, так как мно­гое в жизни про­ис­хо­дит слу­чай­но. По­че­му по­весть на­зва­на «Ме­тель»? В ме­тель по­па­да­ют три героя.

Ме­тель – это та сти­хия, ко­то­рая вне­зап­но вры­ва­ет­ся в их жизнь и ме­ня­ет судь­бу каж­до­го.

Важно

Герои по­ве­сти: Марья Гав­ри­лов­на – бо­га­тая неве­ста, Вла­ди­мир – бед­ный ар­мей­ский пра­пор­щик, и Бур­мин – гу­сар­ский пол­ков­ник. Автор с иро­ни­ей от­но­сит­ся к Марии Гав­ри­ловне и Вла­ди­ми­ру:

«Марья Гав­ри­лов­на была вос­пи­та­на на фран­цуз­ских ро­ма­нах и, сле­до­ва­тель­но, была влюб­ле­на. Её из­бран­ник был бед­ный ар­мей­ский пра­пор­щик, на­хо­див­ший­ся в от­пус­ке в своей де­ревне.

Само по себе ра­зу­ме­ет­ся, что мо­ло­дой че­ло­век пылал рав­ною стра­стью и что ро­ди­те­ли его лю­без­ной, за­ме­тя их вза­им­ную склон­ность, за­пре­ти­ли до­че­ри о нем и ду­мать, а его при­ни­ма­ли хуже, неже­ли от­став­но­го за­се­да­те­ля.

Наши лю­бов­ни­ки были в пе­ре­пис­ке, и вся­кий день ви­да­лись на­едине в сос­но­вой роще или у ста­рой ча­сов­ни (рис. 2). Там они кля­лись друг другу в веч­ной любви, се­то­ва­ли на судь­бу и де­ла­ли раз­лич­ные пред­по­ло­же­ния.

Пе­ре­пи­сы­ва­ясь и раз­го­ва­ри­вая таким об­ра­зом, они (что весь­ма есте­ствен­но) дошли до сле­ду­ю­ще­го рас­суж­де­ния: если мы друг без друга ды­шать не можем, а воля же­сто­ких ро­ди­те­лей пре­пят­ству­ет на­ше­му бла­го­по­лу­чию, то нель­зя ли нам будет обой­тись без нее? Ра­зу­ме­ет­ся, что эта счаст­ли­вая мысль при­ш­ла спер­ва в го­ло­ву мо­ло­до­му че­ло­ве­ку и что она весь­ма по­нра­ви­лась ро­ма­ни­че­ско­му во­об­ра­же­нию Марьи Гав­ри­лов­ны.

На­сту­пи­ла зима и пре­кра­ти­ла их сви­да­ния; но пе­ре­пис­ка сде­ла­лась тем живее.

Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич в каж­дом пись­ме умо­лял ее пре­дать­ся ему, вен­чать­ся тайно, скры­вать­ся несколь­ко вре­ме­ни, бро­сить­ся потом к ногам ро­ди­те­лей, ко­то­рые, ко­неч­но, будут тро­ну­ты на­ко­нец ге­ро­и­че­ским по­сто­ян­ством и несча­сти­ем лю­бов­ни­ков и ска­жут им непре­мен­но: “Дети! при­ди­те в наши объ­я­тия”».

Рис. 2. Шма­ри­нов Д.А. (1907–1999). Ил­лю­стра­ции к по­ве­сти «Ме­тель»

Марья Гав­ри­лов­на очень хо­те­ла, чтобы ее от­но­ше­ния с Вла­ди­ми­ром раз­ви­ва­лись, как во фран­цуз­ском ро­мане, где один беден, а дру­гой богат, и это пре­пят­ству­ет их любви.

Вла­ди­мир очень под­хо­дил для этой роли.

Все это было по­хо­же на игру, но когда же игра за­кан­чи­ва­ет­ся и ста­но­вит­ся страш­но за ге­ро­ев? Ко­неч­но же, когда Марье Гав­ри­ловне снит­ся про­ро­че­ский сон, ведь смерть Вла­ди­ми­ра ста­нет ре­аль­но­стью.

«За­пе­ча­тав оба пись­ма туль­ской пе­чат­кою, на ко­то­рой изоб­ра­же­ны были два пы­ла­ю­щие серд­ца с при­лич­ной над­пи­сью, она бро­си­лась на по­стель перед самым рас­све­том и за­дре­ма­ла; но и тут ужас­ные меч­та­ния по­ми­нут­но ее про­буж­да­ли.

Совет

То ка­за­лось ей, что в самую ми­ну­ту, как она са­ди­лась в сани, чтоб ехать вен­чать­ся, отец оста­нав­ли­вал ее, с му­чи­тель­ной быст­ро­тою тащил ее по снегу и бро­сал в тем­ное, без­дон­ное под­зе­ме­лие…

и она ле­те­ла стре­мглав с неизъ­яс­ни­мым за­ми­ра­ни­ем серд­ца; то ви­де­ла она Вла­ди­ми­ра, ле­жа­ще­го на траве, блед­но­го, окро­вав­лен­но­го. Он, уми­рая, молил ее прон­зи­тель­ным го­ло­сом по­спе­шить с ним об­вен­чать­ся…

дру­гие без­об­раз­ные, бес­смыс­лен­ные ви­де­ния нес­лись перед нею одно за дру­гим.»

Страш­но за ге­ро­ев ста­но­вит­ся, когда Маша по­ни­ма­ет, что по­след­ний раз видит своих ро­ди­те­лей. Она не хочет по­ки­дать отчий дом. Несмот­ря на вещие сны, на жа­лость к ро­ди­те­лям и чув­ство вины перед ними, Маша все-та­ки от­прав­ля­ет­ся в цер­ковь. Опи­са­ние ме­те­ли – пе­чаль­ное пред­зна­ме­но­ва­ние для бег­лян­ки.

«Они сошли в сад. Ме­тель не ути­ха­ла; ветер дул нав­стре­чу, как будто си­лясь оста­но­вить мо­ло­дую пре­ступ­ни­цу. Они на­си­лу дошли до конца сада. На до­ро­ге сани до­жи­да­лись их.

Ло­ша­ди, про­зяб­нув, не сто­я­ли на месте; кучер Вла­ди­ми­ра рас­ха­жи­вал перед ог­лоб­ля­ми, удер­жи­вая ре­ти­вых.

Он помог ба­рышне и ее де­вуш­ке усесть­ся и уло­жить узлы и шка­тул­ку, взял вожжи, и ло­ша­ди по­ле­те­ли.»

Пуш­кин на­звал Марью Гав­ри­лов­ну мо­ло­дой пре­ступ­ни­цей. По­че­му? Дело в том, что Марья Гав­ри­лов­на пре­сту­пи­ла нрав­ствен­ный хри­сти­ан­ский закон, по­ве­ле­ва­ю­щий чтить волю ро­ди­те­лей. Со­сто­я­ние Вла­ди­ми­ра схоже с чув­ства­ми ли­ри­че­ско­го героя сти­хо­тво­ре­ния Пуш­ки­на «Бесы» (рис. 3).

Бесы

Мчат­ся тучи, вьют­ся тучи;

Неви­дим­кою луна

Осве­ща­ет снег ле­ту­чий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чи­стом поле;

Ко­ло­коль­чик дин-дин-дин…

Страш­но, страш­но по­не­во­ле

Средь неве­до­мых рав­нин!

«Эй, пошел, ямщик!…» – «Нет мочи

Коням, барин, тя­же­ло;

Вьюга мне сли­па­ет очи;

Все до­ро­ги за­нес­ло;

Хоть убей, следа не видно;

Сби­лись мы. Что де­лать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кру­жит по сто­ро­нам.

По­смот­ри: вон, вон иг­ра­ет,

Дует, плюет на меня;

Вон – те­перь в овраг тол­ка­ет

Оди­ча­ло­го коня;

Там вер­стою небы­ва­лой

Он тор­чал пе­ре­до мной;

Там сверк­нул он ис­крой малой

И про­пал во тьме пу­стой».

Мчат­ся тучи, вьют­ся тучи;

Неви­дим­кою луна

Осве­ща­ет снег ле­ту­чий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кру­жить­ся доле;

Ко­ло­коль­чик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?» –

«Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злит­ся, вьюга пла­чет;

Кони чут­кие хра­пят;

Вот уж он да­ле­че ска­чет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова по­нес­ли­ся;

Ко­ло­коль­чик дин-дин-дин…

Вижу: духи со­бра­ли­ся

Средь бе­ле­ю­щих рав­нин.

Бес­ко­неч­ны, без­об­раз­ны,

В мут­ной ме­ся­ца игре

Читайте также:  Сочинение на тему почему я хочу работать в полиции

За­кру­жи­лись бесы разны,

Будто ли­стья в но­яб­ре…

Сколь­ко их! куда их гонят?

Что так жа­лоб­но поют?

До­мо­во­го ли хо­ро­нят,

Ведь­му ль замуж вы­да­ют?

Мчат­ся тучи, вьют­ся тучи;

Неви­дим­кою луна

Осве­ща­ет снег ле­ту­чий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчат­ся бесы рой за роем

В бес­пре­дель­ной вы­шине,

Виз­гом жа­лоб­ным и воем

Над­ры­вая серд­це мне…

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к сти­хо­тво­ре­нию «Бесы». Ху­дож­ник: Н. Ка­ра­зин. 1898 год

Куда «при­ве­ли бесы» Вла­ди­ми­ра, когда ме­тель утих­ла? (на кра­си­вую рав­ни­ну, «устлан­ную белым вол­ни­стым ков­ром» – это слов­но пред­ве­стие судь­бы «бед­но­го ар­мей­ско­го пра­пор­щи­ка», ко­то­рый будет смер­тель­но ранен под Бо­ро­ди­ном и успо­ко­ит­ся на­ве­ки).

Чем за­кон­чит­ся по­хи­ще­ние Марьи Гав­ри­лов­ны? Утром она вста­нет и при­дет к зав­тра­ку, а ве­че­ром сля­жет в го­ряч­ке.

Обратите внимание

Ро­ди­те­ли решат дать мо­ло­дым воз­мож­ность об­вен­чать­ся, но Вла­ди­мир при­шлет по­лу­су­ма­сшед­шее пись­мо, в ко­то­ром по­про­сит о нем за­быть на­все­гда.

(Здесь автор на­ру­ша­ет по­сле­до­ва­тель­ность по­вест­во­ва­ния: мы не знаем, что про­изо­шло в церк­ви. Для чего? Автор со­зда­ет ин­три­гу, чтобы вы­звать еще боль­ший ин­те­рес к по­вест­во­ва­нию.)

Какие ис­то­ри­че­ские со­бы­тия за­сло­ня­ют собой ис­то­рию Марьи Гав­ри­лов­ны и Вла­ди­ми­ра? Война 1812 года, битва при Бо­ро­дине, где Вла­ди­мир будет ранен, а затем умрет уже в Москве на­ка­нуне вступ­ле­ния фран­цу­зов; окон­ча­ние войны, воз­вра­ще­ние из по­хо­да наших пол­ков, бо­е­вых офи­це­ров, «об­ве­шан­ных кре­ста­ми».

Далее автор по­вест­ву­ет об от­но­ше­ни­ях Марьи Гав­ри­лов­ны и гу­сар­ско­го пол­ков­ни­ка Бур­ми­на. 
«Мы уже ска­зы­ва­ли, что, несмот­ря на ее хо­лод­ность, Марья Гав­ри­лов­на все по-преж­не­му окру­же­на была ис­ка­те­ля­ми.

Но все долж­ны были от­сту­пить, когда явил­ся в ее замке ра­не­ный гу­сар­ский пол­ков­ник Бур­мин, с Ге­ор­ги­ем в пет­ли­це и с ин­те­рес­ной блед­но­стию, как го­во­ри­ли та­мош­ние ба­рыш­ни. Ему было около два­дца­ти шести лет. Он при­е­хал в от­пуск в свои по­ме­стья, на­хо­див­ши­е­ся по со­сед­ству де­рев­ни Марьи Гав­ри­лов­ны.

Марья Гав­ри­лов­на очень его от­ли­ча­ла. При нем обык­но­вен­ная за­дум­чи­вость ее ожив­ля­лась.

Бур­мин был в самом деле очень милый мо­ло­дой че­ло­век. Он имел имен­но тот ум, ко­то­рый нра­вит­ся жен­щи­нам: ум при­ли­чия и на­блю­де­ния, безо вся­ких при­тя­за­ний и бес­печ­но на­смеш­ли­вый.

По­ве­де­ние его с Ма­рьей Гав­ри­лов­ной было про­сто и сво­бод­но; но что б она ни ска­за­ла или ни сде­ла­ла, душа и взоры его так за нею и сле­до­ва­ли.

Он ка­зал­ся нрава ти­хо­го и скром­но­го, но молва уве­ря­ла, что неко­гда был он ужас­ным по­ве­сою, и это не вре­ди­ло ему во мне­нии Марьи Гав­ри­лов­ны, ко­то­рая (как и все мо­ло­дые дамы во­об­ще) с удо­воль­стви­ем из­ви­ня­ла ша­ло­сти, об­на­ру­жи­ва­ю­щие сме­лость и пыл­кость ха­рак­те­ра.»

Важно

Герои тя­ну­лись друг к другу, она ви­де­ла, что небез­раз­лич­на ему, но не по­ни­ма­ла, что удер­жи­ва­ет его от объ­яс­не­ния. Скоро тайну рас­крыл сам Бур­мин, и мы узна­ем, что про­изо­шло че­ты­ре года назад.

Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин со­хра­нил ин­три­гу до конца про­из­ве­де­ния. Бур­ми­на тоже за­кру­жи­ла ме­тель, и он ока­зал­ся в той самой церк­ви, где Вла­ди­ми­ра ждала Марья Гав­ри­лов­на.

Вот что он рас­ска­зы­ва­ет:

«Буря не ути­ха­ла; я уви­дел ого­нек и велел ехать туда. Мы при­е­ха­ли в де­рев­ню; в де­ре­вян­ной церк­ви был огонь. Цер­ковь была от­во­ре­на, за огра­дой сто­я­ло несколь­ко саней; по па­пер­ти хо­ди­ли люди. «Сюда! сюда!» – за­кри­ча­ло несколь­ко го­ло­сов. Я велел ям­щи­ку подъ­е­хать.

«По­ми­луй, где ты за­меш­кал­ся? – ска­зал мне кто-то, – неве­ста в об­мо­ро­ке; поп не знает, что де­лать; мы го­то­вы были ехать назад. Вы­хо­ди же ско­рее». Я молча вы­прыг­нул из саней и вошел в цер­ковь, слабо осве­щен­ную двумя или тремя све­ча­ми. Де­вуш­ка си­де­ла на ла­воч­ке в тем­ном углу церк­ви; дру­гая терла ей виски.

«Слава богу, – ска­за­ла эта, – на­си­лу вы при­е­ха­ли. Чуть было вы ба­рыш­ню не умо­ри­ли». Ста­рый свя­щен­ник по­до­шел ко мне с во­про­сом: «При­ка­же­те на­чи­нать?» – «На­чи­най­те, на­чи­най­те, ба­тюш­ка», – от­ве­чал я рас­се­ян­но. Де­вуш­ку под­ня­ли. Она по­ка­за­лась мне недур­на… Непо­нят­ная, непро­сти­тель­ная вет­ре­ность…

я стал подле нее перед на­ло­ем; свя­щен­ник то­ро­пил­ся; трое муж­чин и гор­нич­ная под­дер­жи­ва­ли неве­сту и за­ня­ты были толь­ко ею. Нас об­вен­ча­ли. «По­це­луй­тесь», – ска­за­ли нам. Жена моя об­ра­ти­ла ко мне блед­ное свое лицо. Я хотел было ее по­це­ло­вать… Она вскрик­ну­ла: «Ай, не он! не он!» – и упала без па­мя­ти.

Сви­де­те­ли устре­ми­ли на меня ис­пу­ган­ные глаза. Я по­вер­нул­ся, вышел из церк­ви безо вся­ко­го пре­пят­ствия, бро­сил­ся в ки­бит­ку и за­кри­чал: “Пошел!”».

Бур­мин не смог скрыть эту ис­то­рию от Марьи Гав­ри­лов­ны, так как ис­кренне любил ее и хотел быть че­стен по от­но­ше­нию к ней.

 Заключение

Как судь­ба на­ка­зы­ва­ет каж­до­го из ге­ро­ев? Вла­ди­мир уми­ра­ет, Маша на­ка­за­на че­ре­дой ис­пы­та­ний, вы­пав­ших на ее долю (за­му­же­ство с незна­ком­цем, смерть Вла­ди­ми­ра, смерть отца, невоз­мож­ность выйти замуж), Бур­мин, так же как и Маша, на­ка­зан судь­бой за то, что он по­сту­пил необ­ду­ман­но – же­сто­ко по­шу­тил. Герои осту­пи­лись, но они рас­ка­и­ва­ют­ся, и за это по­лу­ча­ют про­ще­ние у судь­бы.

Какую роль сыг­ра­ла сти­хия (ме­тель) в судь­бе всех трех ге­ро­ев? Раз­ве­ла Марью Гав­ри­лов­ну с Вла­ди­ми­ром, но со­еди­ни­ла с Бур­ми­ным; по­мог­ла рас­крыть­ся ха­рак­те­ру каж­до­го из них; рас­по­ря­ди­лась жиз­нью ге­ро­ев: на­ка­за­ла их за лег­ко­мыс­лие, за­ста­ви­ла прой­ти через стра­да­ния и воз­на­гра­ди­ла за все пе­ре­жи­тое. То есть ме­тель тоже глав­ный, если не ос­нов­ной, герой по­ве­сти.

Вопросы к конспектам

На­пи­ши­те со­чи­не­ние на тему «Роль судь­бы в по­ве­сти «Ме­тель» А.С. Пуш­ки­на.

1. Кто яв­ля­ет­ся глав­ным ге­ро­ем по­ве­сти «Ме­тель»?2.

В чем ав­тор­ская иро­ния по от­но­ше­нию к этим мо­ло­дым людям?3. Когда игра кон­ча­ет­ся и ста­но­вит­ся страш­но за ге­ро­ев?4.

По­че­му автор на­чи­на­ет рас­сказ об одном герое, бро­са­ет его, ухо­дит к дру­го­му?5. Чем за­кон­чит­ся по­хи­ще­ние Марьи Гав­ри­лов­ны?

6. Что же было в церк­ви, что про­изо­шло?

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3326

Повести Белкина характеристика образа Марья Гавриловна. Цитаты

ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА (1830; опубл. 1831) МЕТЕЛЬ Марья Гавриловна — героиня повести, сюжет которой (равно как «Барышни-крестьянки») рассказан Белкину девицей К. И. Т.

Марья Гавриловна — «стройная, бледная и семнадцатилетняя» дочь добрейшего помещика Гаврилы Гавриловича Р*** из села Ненарадова; имеет романическое воображение (подобно рассказчику и герою «Выстрела», героям «Барышни-крестьянки», самому Белкину).

То есть она мыслит литературными формулами, воспринимает жизнь как романную фабулу. Мир провинциальной читательницы французских романов и только что (к началу действия повести) появившихся русских баллад раскрывается перед читателем.

Совет

Естественно поэтому, что когда, в конце 1811 г. («в эпоху, нам достопамятную» — накануне Отечественной войны) в М.

Г. влюбляется бедный армейский (т. е. не принадлежащий к гвардейской элите) прапорщик, а родители смотрят на него косо, она замышляет нечто романное. Планируется тайное венчание, после которого, как полагается, последует сначала кульминация — родительский гнев, а затем развязка — прощение и призыв: «дети!

придите в наши объятия!» Все обставлено соответственным образом — написаны письма подруге и родителям, запечатаны тульской печаткой («два пылающие сердца с приличною надписью»); накануне ночью героиню преследуют во сне балладные видения, — и вдруг наутро после побега читатель обнаруживает М. Г. дома, в ее собственной постели, только несколько бледную. На следующий день она занемогает. Инсценировка «романа» в жизни не удалась.

Читайте также:  Анализ рассказа любовь к родине или путешествие воробья платонова

Вполне балладная метель, сбившая с пути жениха, Владимира, как некая стихия Провидения, вторглась в задуманный ими «сюжет».

«Живая жизнь» предложила развязку настолько литературную, настолько прихотливую, что в «настоящем» романе она показалась бы надуманной, неправдоподобной. (До поры до времени подробности не раскрываются.

) Пережив известие о смерти Владимира от ранения на поле Бородина, а затем и смерть отца, М. Г.

переезжает в другое наследственное имение, становится богатой невестой, но отвергает всех женихов, — как Пенелопа, ждущая своего Одиссея.

Намеки на странность ее положения содержатся в сравнениях рассказчика; если до сих пор Владимир сравнивал ее с девственной Лаурой из сонетов Петрарки, то теперь рассказчик сравнивает ее с древнегреческой героиней — «девственной Артемидой».

Делается это в надежде, что грамотный читатель обратит внимание на некоторую несообразность (Артемида была одновременно и девственницей, и вдовой не успевшего «познать» ее галикарнасского царя Мавзола, которому хранила верность) и уловит намек на непростые обстоятельства. Но — по законам новеллы — все разъясняется только в финале. Близ *ского имения М.

Г. в 1815 г. поселяется раненый полковник Бурмин «с Георгием в петлице и с интересной бледнос-тию». Романическое сердце М.

Г. не выдерживает; но романическое же сознание продолжает работать в заданном направлении. Она ведет дело к решительному объяснению — не ради возможного брака, а вопреки ему; М. Г.

вновь заготовила красивую развязку. (Конечно, тоже романическую.) Однако напрасно она воображает себя героиней романа (пруд, ива, белое платье, обязательная книга в руках, гусар); напрасно припоминает первое письмо St-Preuex из романа Ж. Ж.

Обратите внимание

Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» (соответственно, представляя себя замужней Юлией, чьим платоническим другом после ее свадьбы стал прежний возлюбленный Сен-Пре).

В момент объяснения оказывается, что Бурмин и есть тот самый «незваный жених», которого балладная метель в декабре 1811 г.

случайно занесла в жадринскую церковь и с которым (как наконец-то узнает читатель) М. Г. была по ошибке обвенчана той страшной ночью. В 1815 г. они не узнали друг друга — ибо виделись лишь одно мгновенье (подняв глаза на человека, ставшего ей мужем, М.

Г. тотчас упала в обморок, а Бурмин уехал).

Вновь развязка, которую предлагает героям таинственный ход жизни, рушит все их замыслы — и вновь оказывается куда более литературной («романической»), чем может себе позволить «правдоподобная» литература. А М.

Г. превращается в героиню истории, которую не могла бы и выдумать. Сюжетных аналогов у положений, в которые попадают герои «Метели», множество — от повести В.

И.

Панаева «Отеческое наказание (Истинное происшествие)», 1819 (барчук Калл ист «в шутку» занимает место жениха в момент венчания невесты-крестьянки; после 5 лет отсутствия возвращается; влюбляется в «племянницу» соседки Ейлалию; не может жениться, ибо женат; в конце концов, выясняет, что это и есть его жена, воспитанная отцом как барышня), до комедии Лашоссе «Ложная антипатия», 1733. Но сами герои, их переживания, «правда страстей», аналогов не имеют; традиционный сюжетный фон резко оттеняет неповторимость образов.

Вы прочитали материал на тему: Повести Белкина характеристика образа Марья Гавриловна

Источник: http://www.cka3ku.com/povesti-belkina-xarakteristika-obraza-marya-gavrilovna/

Сюжет и герои повести Метель А.С. Пушкина

Анализ сюжета повести «Метель». Характеристика героев повести. Общий анализ произведения.  

Героиня повести «Метель» Марья Гавриловна влюбляется в одного мужчину, однако в силу обстоятельств венчается с другим, незнакомым ей человеком.

Мужем чужой невесты становится проезжий гусар Бурмин, сразу после венчания исчезнувший из ее жизни, казалось, навсегда.

Дальнейшая жизнь героини складывается таким образом, что, потеряв своего прежнего возлюбленного, волею судьбы она все же обретает потерянного мужа, словно обряд венчания установил между ними незримую связь.

Важно

Сюжетообразующей линией повести является любовь героини к двум мужчинам. Поначалу Марью Гавриловну полюбил живущий по соседству прапорщик Владимир: «Клялись друг другу в вечной любви», — сильно полюбили друг друга молодые люди.

Затем любовью к героине проникается полковник Бурмин: «Я вас люблю, — сказал Бурмин, — я вас люблю страстно», — признается гусар в любви Марье Гавриловне.

Бурмин заметно выделяется среди многочисленных «искателей» руки богатой невесты, чем привлекает к себе ее внимание: «Все должны были отступить, когда явился в ее доме раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице… Марья Гавриловна очень его отличала», — замечен офицер героиней.

При этом Бурмин обращает внимание, что Марья Гавриловна «отличала его»: «Она очень ему нравилась; вероятно и он … мог уже заметить, что она отличала его», — обратили друг на друга внимание молодые люди

Можно заметить также, что основные персонажи произведения находятся в постоянном общении между собой. К примеру, Марья Гавриловна и Владимир часто встречались:

«Любовники были в переписке и всякий день видались», — ежедневно общались влюбленные. Также Марья Гавриловна поддерживает общение с Бурминым, позволяя тому «видеть и слышать» ее «ежедневно», каждый раз ожидая от гостя «приятного разговора».

Ряд героев отличает способность долго хранить привязанность друг к другу. К примеру, Марья Гавриловна была настолько привязана к памяти о Владимире, что даже соседи «дивились ее постоянству»:

«Она берегла все, что могло его напомнить», — хранит память о возлюбленном героиня. Сходным образом Бурмин достаточно скоро ощутил свою привязанность к Марье Гавриловне: «Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно», — признается офицер женщине в своей сильной привязанности к ней. Тем самым герои повести склонны к привлечению внимания, общению, привязанности и любви. Подобные потребности относят к коммуникативному типу. Между тем персонажи ведут себя и противоположным образом, а именно: не замечают чего-либо, проявляют необщительность, забывают былые привязанности, поступают жестоко. Действительно, некоторые герои демонстрируют свое невнимание неугодным им людям. Например, родители Марьи Гавриловны словно не замечают притязаний бедного армейского прапорщика на руку их дочери: «Родители … запретили дочери о нем и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя». Для сравнения, Марья Гавриловна не обращает внимания на многочисленных «искателей» ее руки: «Женихи кружились и тут около милой и богатой невесты; но она никому не подавала и малейшей надежды», — оставляет героиня без внимания ухаживания женихов. По ходу действия повести персонажи неоднократно проявляют необщительность. Так, все свидетели тайного венчания Марьи Гавриловны помалкивают о случившемся: «Тайна была сохранена более чем полудюжиной заговорщиков», — отмалчиваются свидетели венчания. При этом некоторые персонажи отличаются особым умением хранить секреты: «Терешка-кучер никогда ничего лишнего не высказывал, даже и в хмелю», — не болтает лишнего кучер. В противоположность Марье Гавриловне Владимир старается порвать свою привязанность к некогда любимому человеку. «Он объявлял им, что нога его не будет никогда в их доме», — гордо удаляется несостоявшийся жених. Сходным образом Бурмин в молодости отличался «непростительной ветреностью», легко забывая свои увлечения: «Молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою». Некоторые персонажи повести подчас поступают жестоко. К примеру, родители Марьи Гавриловны достаточно жестко дают понять Владимиру, что не благословят его брак с дочерью: «Воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию», — считает прапорщик жестокими родителей своей возлюбленной. В свою очередь, Владимир жестоко обходится с утомленной лошадью, когда опаздывает на венчание: «Он ударил по лошади; бедное животное пошло было рысью, но скоро стало приставать и через четверть часа пошло шагом, несмотря на все усилия несчастного Владимира», — измучил животное жених.

Читайте также:  Сочинение зачем нам нужен речевой этикет? 7 класс

Обращает на себя внимание, что персонажей произведения отличает не только определенный набор стремлений, но и способ удовлетворения своих желаний.

Так, страстно полюбив Марью Гавриловну, Бурмин поглощен помыслами о ней: «Воспоминание об вас, ваш милый, несравненный образ, отныне будут мучением и отрадою жизни моей», — напомнило Марье Гавриловне страстное признание гусара строки из Сен-Пре. Для сравнения, Владимир, полюбив Марью Гавриловну, не останавливается ни перед чем, чтобы обвенчаться с ней.

Между тем после срыва своего предприятия он навсегда оставляет свою избранницу. Вскоре уходит из жизни и отец героини: «Гаврила Гаврилович скончался… Но наследство не утешало ее… Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне выступления французов», — ощущает одиночество Марья Гавриловна.

Совет

Между тем Владимир поначалу был чрезмерно привязчив в своем желании добиться руки любимой женщины: «В каждом письме умолял ее предаться ему», — настаивает мужчина на своем предложении.

После расставания с Владимиром Марья Гавриловна, хоть и была привязана к родному дому, постаралась дистанцироваться от связанных с ним «печальных воспоминаний»: «Обе они оставили Нерадово, место печальных воспоминаний», — уезжает Марья Гавриловна с подругой из своего поместья.

Во время разговора персонажи иногда стремятся выговориться, а в какой-то ситуации берут паузу в общении. Так, после долгого общения с Марьей Гавриловной Бурмин, наконец, решает объясниться со своей избранницей: «Бурмин … объявил, что искал давно случая открыть ей свое сердце».

Между тем Марья Гавриловна, намеренно приближая «минуты романического объяснения», в подходящий момент берет паузу в общении с Бурминым: «Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом взаимное замешательство, от которого можно было избавиться разве только внезапным и решительным объяснением», -нарочито замолчала героиня.

Марья Гавриловна была озадачена поведением явно влюбленного в нее Бурмина, так как она «еще не слыхала его признания». Полагая, что «робость была единственною тому причиною», женщина решила проявить особую внимательность к своему гостю: «Подумав хорошенько, она …

положила ободрить его большею внимательностию», — стала Марья Гавриловна подчеркнуто обходительна со своим гостем. В свою очередь, перед тем, как объясниться с Марьей Гавриловной, Бурмин «потребовал минуты внимания», призывая прислушаться к его словам.

Проведенный анализ характеров персонажей повести «Метель» показывает, что ее героям присущи коммуникативные потребности. Персонажи различаются как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами характера.

Главные герои произведения заметно выделяются на фоне прочих персонажей, чем привлекают к себе повышенное внимание. В определенных случаях персонажи словно не замечают неугодных им людей. Подчас герои призывают других обратить на что-то особое внимание, а иногда сами проявляют повышенную внимательность по отношению к кому-либо. Основные персонажи находятся в общении между собой. Между тем в некоторые моменты герои произведения проявляют необщительность. В каких-то случаях персонажи стремятся выговориться, а в какой-то ситуации берут паузу в общении.

Как правило, герои произведения долго хранят привязанность к близким им людям, однако ряд персонажей прежние привязанности легко забывают. При этом если одни герои излишне привязчивы в своих домогательствах, то другие, наоборот, в определенных случаях отчего-то стараются дистанцироваться.

Сюжетообразующей линией произведения является тема любви. Вместе с тем некоторые персонажи подчас поступают жестоко. По ходу повествования двоих мужчин всецело поглощают чувства к главной героине. При этом одного из них обстоятельства вынуждают навсегда оставить предмет своих вожделений.   Анализ персонажей характеристика сюжета повести Метель.  

Источник: http://referatwork.ru/analiz_proizvedeniy_i_harakteristika_personazhei_pushkina/section-5.html

Метель в повести А.С. Пушкина

6 класс. Сочинение на тему «Метель в повести А.С. Пушкина».

 Какую роль в жизни человека может сыграть случай? Что он способен преподнести любому из нас и чем обернется? На самом деле, иногда именно случай может кардинально изменить ход судьбы и даже малейший эпизод в жизни может стать точкой отправления в счастливое будущее.

 Именно тот вопрос беспокоил и Александра Сергеевича Пушкина. В его сознании часто всплывали мысли о том предопределена ли судьба человека и можно ли что-то поменять в ней. Эти размышления побудили в нем стремление написать свою повесть «Метель». Он в очередной раз пытался поимпровизировать с судьбами своих героев.

 Главными действующими лицами повести стали, простая провинциальная барышня по имени Марья Гавриловна и бедный прапорщик Владимир. Между этими обычными людьми возникла божественная сила любви. Они были привязаны друг к другу крепкими узами взаимного чувства.

Обратите внимание

 Но, как обычно бывает, на пути влюбленных возникают проблемы. К сожалению, родители главных героев не хотели признавать отношения своих детей. Они категорично были против их союза. Но влюбленные решают не сдаваться и убежать из дому.

Пара поставила себе цель, чтобы там ни было повенчаться, даже если это придется сделать тайно. Для церемонии все уже было готово. Но тут началась сильная метель. Судьба решила поиграть в неожиданности. Жених оказался в поле, где снег запутал его пути.

Вместо него в церковь пожаловал странник. Случаем судьбы он и стал мужем Марьи Гавриловны.

 В этой повести метель сыграла злую шутку, она стала олицетворением злых сил и перепутал все планы в жизни главных героев. Это жестокое вмешательство в судьбу людей привело к трагическим событиям. Разбитый горем Владимир погиб в битве на войне.

А участь молодой девушки была не менее неприятной, ведь имея официального супруга, она больше не может выйти замуж по любви. Но ведь этого мужа она совсем не знает — он для нее чужой человек. Такая шутка судьбы просто безжалостно полосанула острым лезвием по жизням бедных влюбленных.

Она стала черным пятном на светлом будущем молодых людей.

 Но это был еще не конец истории. Судьба решила еще раз поиграть с главными героями. На пути Марьи Гавриловны встретился Бурмин. Они внезапно полюбили друг друга, но камнем преткновения стало их прошлое.

Молодые люди считали, что их совместное счастье просто невозможно.

Но тут, решив поделиться друг с другом своим горем, они внезапно поняли, что теми несчастными, которых ошибочно повенчали тогда, во время сильной метели, были именно они.

 Вот так игры судьбы смогли свести дороги совершенно разных людей и принести им счастье.

Источник: https://sochinenija.3dn.ru/publ/6_klass/metel_v_povesti_a_s_pushkina/6-1-0-22

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector