Характеристика костылина и его образ в рассказе толстого кавказский пленник

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в рассказе Кавказский пленник

Лев Толстой известен прежде всего своими масштабными произведениями. «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина» – эти романы вспоминаются в первую очередь. Но есть среди произведений Толстого и рассказы, простые и правдивые. Один из них – «Кавказский пленник». Два главных персонажа – Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика этих героев представлена в статье.

Прежде чем привести сравнительную характеристику Жилина и Костылина, стоит рассказать о том, с чего начиналась работа над «Кавказским пленником». Замысел произведения возник у писателя в молодости.

В основу сюжета легли события, произошедшие с Толстым во время его службы на Кавказе. В 1853 году Толстой едва не попал в плен. Как истинный художник, он сохранил это событие в своей памяти, а позже, вернувшись в Ясную Поляну, перенес на бумагу.

Обратите внимание

Правда, герою Толстого не удалось избежать пленения. Иначе сюжет не был бы столь занимательным.

Рассказ был впервые опубликован в 1872 году. Сам автор высоко ценил свое произведение и вспоминал о нем даже в трактате «Что такое искусство?». Критики хвалебно отзывались о «Кавказском пленнике». Важная особенность рассказа – простота изложения, которая не свойственна Толстому-романисту. Самуил Маршак назвал произведение «образцом маленькой повести для детей».

План

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в статье дана одновременно с изложением рассказа. Автор создал два ярких портрета. Один принадлежит главному герою, другой – его антиподу. Есть еще несколько интересных образов.

Но на уроках литературы ученики прежде всего составляют сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Почему? Поступки этих героев иллюстрируют авторскую идею. Один храбрый и благородный. Другой – трус и предатель.

Подобное противопоставление мы видим в произведениях других русских писателей, например в «Капитанской дочке».

Составим план сравнительной характеристики Жилина и Костылина:

    Внешность. Татары. В плену.

Письмо от матери

Главный герой рассказа – офицер по фамилии Жилин. Однажды он получает письмо от матери. Та просит сына приехать, проститься. Женщина чувствует скорую смерть, а потому поспешно подыскивает ему невесту. В то время на Кавказе было очень опасно. Повсюду сновали татары (так в XIX веке называли всех мусульман). Жилин не должен был покидать крепость без сопровождения солдат.

В тот момент, когда Жилин раздумывал о том, не отправиться ли ему одному, без сопровождения солдат, к нему подъехал на лошади еще один офицер и предложил ехать вместе. Автор дает описание главному герою: это был невысокий, крепкий мужчина.

Составляя сравнительную характеристику Жилина и Костылина из «Кавказского пленника», стоит упомянуть: фамилии своим героям автор дал неслучайные, они соответствуют внешнему облику. Жилин – крепкий, жилистый.

Костылин – грузный, полный, неповоротливый.

Итак, главный герой соглашается ехать. Но при условии: не разъезжаться ни при каких обстоятельствах. На вопрос о том, заряжено ли ружье, Костылин отвечает утвердительно.

Сравнительную характеристику Жилина и Костылина составлять нужно на основе сцены захвата в плен. Офицерам не удалось далеко отъехать от крепости – появились татары. Костылин в тот момент отъехал чуть поодаль.

Когда увидел приближающихся татар, стрелять не стал, а бросился прочь. Главный пункт в сравнительной характеристике Жилина и Костылина из «Кавказского пленника» – это поведение в критической ситуации. Первый никогда не терялся, был храбр.

Второй повел себя трусливо, предав товарища.

Выкуп

Татар было человек тридцать, и Жилину, конечно, не удалось им противостоять. Впрочем, быстро он не сдался.

«Не дамся живым», – так он подумал, и эта мысль как нельзя лучше раскрывает внутренний мир героя рассказа «Кавказский пленник». Характеристики Жилина и Костылина автором даны уже в начале произведения.

Но что же дальше произошло с офицером? Какова судьба предателя, который, увидев татар, «что есть духу закатился к крепости»?

Как уже сказано, Жилин был невысок, да удал. Несмотря на то что остался один, еще долго боролся с татарами, набросившимися на него. Однако те победили и увели пленника в свой аул. На него надели колодки и отвели в сарай.

Важно

Для того чтобы составить полноценную характеристику героев Жилина и Костылина, нужно вспомнить о том, как главный герой вел себя в плену. Ведь позже туда угодит и офицер, предавший его.

Татары, захватившие Жилина в плен, по-русски не говорили – позвали переводчика. Русского офицера привели к главному – Абдул-Мурату – и сказали, что он теперь его хозяин.

Тот, с помощью переводчика выдвинул требование: Жилина отпустят после того, как за него внесут три тысячи монет. Но у пленника богатых родственников не было, да и мать он не хотел расстраивать.

Татарам он сразу сказал, что больше пятисот рублей дать не сможет.

Жилин понял: с татарами робеть нельзя. Разговаривал он с ними уверенно, даже с некоторым вызовом. Вдруг привели Костылина. Оказалось, ему не удалось убежать.

Он, в отличие от главного героя, вел себя смирно и тут же написал письмо домой – попросил выслать пять тысяч рублей. Жилин тоже написала, но адрес указал неверный. Он был уверен, что сбежит рано или поздно.

При этом потребовал от татар, чтоб они держали его вместе с товарищем. Даже в такие минуты он думал не только о себе, но и о другом пленнике, который, к слову, этого не заслуживал.

В сравнительной полной характеристике Жилина и Костылина нужно непременно сказать: главный герой, в отличие от второго пленного офицера, был готов бороться до последнего.

Жилин – это человек, привыкший к борьбе. Он не писал больше писем домой, понимал, что матери, которой он сам раньше отправлял деньги, не собрать и пятисот рублей. Он вынашивал план побега. В сочинении «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» важно рассказать о том, как вели себя в плену офицеры.

Костылин либо спал, либо считал дни. Он написал еще одно письмо родственникам. Тосковал, скучал по дому, о побеге и не помышлял. Слишком труслив был, чтоб решиться на такой шаг.

Жилину стало скучно, а был он «на всякое рукоделие мастер». Начал делать игрушки из глины. Однажды смастерил куклу и подарил Дине – дочке своего «хозяина».

Совет

Девочка сперва испугалась, но со временем перестала бояться русского пленного и даже прониклась к нему симпатией. Вскоре Жилин смастерил Дине из глины еще одну куклу.

И она, в знак благодарности, принесла ему молока (татары держали своих узников на сухом пайке).

Дина стала каждый день приносить Жилину молока, а иногда, если повезет, лепешек или баранины. Вскоре весь аул узнал, что русский на все руки мастер. Вызвал однажды Жилина к себе Абдула и приказал отремонтировать сломанные часы, и тот быстро справился с заданием.

К пленному русскому стали приезжать и из ближних деревень. То часы починить, то ружье. Спустя два месяца он стал немного понимать язык жителей аула. Как-то обратились к нему с просьбой вылечить одного татарина. Этого уже Жилин не умел, но пошептал на воду и дал ее выпить больному. Татарин, к счастью, выздоровел.

Старый джигит

Обитатели аула полюбили русского пленного. Хозяин однажды признался: «Я бы тебя отпустил, но слово дал, да и денег потратил на тебя». Не любил Жилина только старый татарина, ходивший всегда в чалме.

История этого человека весьма интересная. Когда-то русские разорили деревню, убили всю его семью. Остался в живых только один сын, да и тот перешел на сторону врага. Старик отыскал изменника и убил его.

Он ненавидел русских и не раз требовал убить Жилина.

Жилин мастерил игрушки для татарских детей, наблюдал за жизнью аула. Но с участью своей не смирился. Но знал, что выкуп за него платить некому. Жилин понемногу делал подкоп в сарае. Костылин в этом участия не принимал. Он смиренно ждал денег, которые ему должны были прислать богатые родственники.

Жилин и не думал бежать один. Он разрабатывал план побега, но никогда бы не покинул аул без Костылина. Тот долго отказывался бежать. Костылину было страшно, к тому же дороги он не знал. Но жалости от татар ждать не приходилось. Один из них был убит русским солдатам.

Жилин было ловким и выносливым. Костылин – медлительным, неповоротливым. Тихой летней ночью они наконец решили бежать. Вылезли из сарая и отправились в сторону крепости.

Вот только Костылин то и дело останавливался, вздыхал и охал. Если б Жилин сам бежал, он не попался бы снова в руки татар. Костылин начал жаловаться и причитать. Словом, вел себя совсем не так, как подобает офицеру.

Жилину пришлось тащить его на себе – бросить товарища он не мог.

Беглецов быстро настигли татары. Отныне шансы на спасение стали совсем малы. Абдула обещал Жилину, что убьет их, если не получит в течение двух недель выкуп. Теперь их держали в темнице, порознь. Колодки не снимали и на свежий воздух не пускали.

Дина

В темнице было совсем мало места. Делать подкоп не имело смысла. К Жилину стала приходить Дина: приносила лепешки, черешню. А однажды сказала: «Тебя убить хотят». Абдуле старики приказали уничтожить пленных, а на Кавказе перечить страшим не полагается. Жилин попросил девочку принести ему длинную палку, с помощью которой он смог бы выбраться из подвала. Но она отказалась – боялась отца.

Как-то дочь Абдулы все же принесла ему длинный шест. В тот день почти никого не было в ауле, о чем она и сообщила Жилину. Костылин бежать не хотел, но помог товарищу выбраться из подвала. Жилин попрощался с ним. Дина проводил его до окраины аула.

Возвращение

Но и на этот раз не обошлось без приключений. Жилин уже подходил к крепости, когда увидел татар. К счастью, неподалеку находились казаки, которые ринулись на его крик. Жилин был спасен. Еще долго он рассказывал товарищам о том, что ему довелось пережить эти месяцы.

Костылин вернулся через месяц. За него все-таки выплатили пять тысяч рублей. Привезли его еле живым.

Костылин – слабый человек. В отличие от Жилина, готов на какие угодно унижения, лишь бы не бороться. Но он не подлец. Во время первого побега он просит товарища оставить его, не тащить на себе. Но тот отказывается. Принцип Жилина: погибнуть, но не оставить друга в беде.

Герои воспитаны в разных условиях. Автор почти ничего не говорит о семье Жилина, но известно, что он небогат, незнатен. Однако он привык заботиться не только о себе, но и о матери. Костылин же из богатой знатной семьи. Вероятно, за него всегда кто-то принимал решение. Он не привык действовать – привык плыть по течению.

«Кавказский пленник» в кинематографе

Рассказ дважды экранизирован. Впервые в 1975 году. Второй фильм по произведению Льва Толстого вышел в середине девяностых. Снял его Сергей Бодров-старший. Однако в киноленте 1995 году события происходит в годы Первой чеченской войны.

Источник: http://www.nastroy.info/post/sravnitelnaya-harakteristika-jilina-i-kostyilina-v-rasskaze-kavkazskiy-plennik

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа «Кавказский пленник» – Сочинение

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами — Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показы­вая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.

Читайте также:  Сочинение внешность пьера безухова в романе война и мир

В начале рассказа писатель сводит этих героев вме­сте. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный по­ступок, потому что торопится к матери, а Косты­лин — только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был».

«А Костылин — мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усилива­ется смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно на­звать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым.

Обратите внимание

А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и под­держка, а сам он ничего не может.

Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опас­ность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Кос­тылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем впе­рёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.

Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие харак­теров героев проявляется тогда, когда они оба оказы­ваются в татарском плену.

Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тыся­чи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, не­сколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.

Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привыч­ками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить лю­дей.

Этим он сумел расположить их к себе и даже за­воевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце.

На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро­дами.

А Костылин «по целым дням сидит в сарае и счита­ет дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря сво­ему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жи­лин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.

Важно

Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.

В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам.

Толстой ис­пытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».

Здесь искали:

  • сравнительная характеристика жилина и костылина
  • характеристика жилина и костылина из рассказа кавказский пленник
  • характеристика жилина и костылина

Источник: http://sochineniye.ru/sravnitelnaya-harakteristika-zhilina-i-kostylina-geroev-rasskaza-kavkazskij-plennik/

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Автор презентации:

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Жилин и Костылин.

Сравнительная характеристика героев

рассказа Л.Н.Толстого

«Кавказский пленник»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Цель:

обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;

учить сжато излагать повествовательный текст;

развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

продолжить работу по развитию культуры речи школьников

развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Человек сам отвечает за свою судьбу.

Л.Н.Толстой

Береги честь смолоду, а платье снову.

Сам погибай, а товарища выручай.

Пословицы

Вспомним прочитанное.

Композиция рассказа «Кавказский пленник»

действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями.

Экспозиция:

Завязка:

Развитие действия:

Кульминация:

Развязка:

Эпилог:

Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза.

Жилин и Костылин попадают в плен. Жизнь в плену у татар. Первый побег.

Второй побег из плена.

Жилин оказывается в своей крепости.

Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

Характеристика литературного героя

Характер – это …

совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Совет

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник»,

ведь пленников двое?

В плен попадают два офицера,

но лишь один из них / Костылин / оказался по-настоящему «пленён».

Другой офицер / Жилин /сумел освободиться,

именно он – герой рассказа Толстого.

Сравним характер и поведение Жилина и Костылина,

т.е.дадим им сравнительную характеристику

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Происхождение, род занятий

Костылин

Смысл фамилии

Внешность

Русские дворянине, офицеры, участники кавказской войны.

Жилы кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый.

Костыль высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди.

«Не велик ростом, а удал».

«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Предусмотри-тельность

Костылин

Отношение к лошади

«Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»…

«Жилин уж наперёд прикормил её (собаку)».

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (купил жеребёнком и сам выездил)».

«Матушка, вынеси, не зацепись ногой».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время встречи с татарами

Костылин

«Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».

Смелый, решительный, готовый скорее умереть, чем сдаться врагам живым.

Трус, не поддержал товарища.

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение в плену

Костылин

«Написал письмо, а на письме не так написал, – чтобы не дошло. Сам думает: Я уйду».

«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит».

«А сам высматривает, выпытывает, как ему бежать».

Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Мнение татар о пленниках

Костылин

Наблюдательность

«Джигит»

«Смирный»

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».

«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время первого побега

Костылин

«Перепрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает».

«Костылин всё отстаёт да охает».

Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше, выдаёт себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) .

Знает дорогу, ведёт за собой товарища, помогает ему.

«Бросать товарища не годится».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Подготовка ко второму побегу

Костылин

Выносливость

Смекалист, находчив: наделал игрушек для Дины, попросил её принести шест для второго побега.

Непротивление судьбе: «и слышать не хочет» о повторном побеге.

«Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади».

«…не годится товарища бросать».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

ВЫВОД

Жилин

Костылин

Добрый, думает о матери, жалеет её, надеется на себя, обдумывает побег.

Слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери

Раскис, упал духом.

Сумел прижиться в ауле

Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам.

Ему интересны другие люди, любит детей.

Не принимает других людей, думает лишь о себе, эгоист.

Великодушный, честный.

Способен на предательство, трус

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему так по-разному сложились судьбы героев?

Какие основные черты характера они проявили?

Жилин

Костылин

Стойкость, жизнелюбие, товарищество, нравственная сила и душевная красота.

Безволие, предательство, эгоизм, физическая и духовная слабость.

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого:

«Человек сам отвечает за свою судьбу»?

Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Объясните смысл русских пословиц

« Береги честь смолоду, а платье снову»,

«Сам погибай, а товарища выручай »,

опираясь на прочитанное произведение

Чему научил вас рассказ

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

СПАСИБО

ЗА УРОК!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/zhilinikostylinsravnitielnaiakharaktieristikaghieroievrasskazalntolstoghokavkazskiipliennik

Костылин

Второстепенный персонаж рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник». Русский офицер, служит на Кавказе, попадает в плен к татарам вместе с главным героем Жилиным, но по слабости и нерешительности характера отказывается сбежать, когда подворачивается возможность.

История создания

Писатель Лев Толстой

Лев Толстой подготовил школьное пособие, по которому дети должны были учиться чтению, письму и арифметике. Рассказ «Кавказский пленник» писался специально для этого пособия, а опубликован был впервые в литературно-политическом журнале «Заря» в 1872 году. Рассказ назван автором так же, как одна из поэм Александра Пушкина.

В основе рассказа частично лежит личный опыт Толстого, который служил на Кавказе в 50-х годах XIX века и едва не попал в плен. Толстой ехал верхом вместе с чеченцем, который был его большим другом.

Обратите внимание

Спутников настигли преследователи, которые имели некий повод мстить другу Толстого, и собирались взять обоих в плен. Однако ситуация разрешилась благополучно — погоню заметил часовой, и Толстого с другом отбили.

По собственному признанию писателя, это был «чувствительный» эпизод в его биографии, который, видимо, и вдохновил Толстого на рассказ.

«Кавказский пленник»

Сюжет рассказа таков: два российских офицера, Костылин и Жилин, на Кавказе попадают в плен. Татары держат тех в сарае, а на ноги героям надевают колодки, чтобы не сбежали. От обоих требуют написать письмо с просьбой о выкупе.

Костылин

В финале рассказа Жилину удается сбежать из плена, в то время как пассивный Костылин от побега отказывается. Герой чувствует себя скверно и говорит, что сил бежать у него нет.

На успешный исход этого предприятия Костылин не рассчитывает и смиряется с тем, что ему не вырваться.

Татары отпускают героя только через месяц после того, как Жилин благополучно сбегает, – когда татары получают за Костылина выкуп, собранный родственниками.

Читайте также:  Образ и характеристика цыганка в повести детство горького сочинение

Костылин — русский офицер из обеспеченного дворянского рода. Герой служит на Кавказе, но к военной жизни не привык. Это изнеженный человек, который плохо переносит трудности и легко сдается. Физическая подготовка Костылина оставляет желать лучшего — во время попытки побега герой постоянно отстает и жалуется на измученные ноги.

Кадр из фильма “Кавказский пленник” (1975 год)

Неуклюжесть героя тоже создает проблемы — тот запинается о камни, шумит, позволяет себе издавать крики и не думает о том, что выдает собственное местоположение преследователям. Герой оправдывает собственную фамилию, всю дорогу являясь «костылем» для Жилина — то есть, мешая главному герою выбираться из неприятностей.

Внешне Костылин грузен, красен лицом. Из-за лишнего веса герой сильно потеет и плохо приспособлен к пешим переходам по лесу. Помимо этого, он еще и труслив и, едва увидев татар, норовит спрятаться в крепость.

Как товарищ Костылин ненадежен. Герои выезжают из крепости с обозом, но в итоге решают от обоза оторваться и ехать вдвоем, чтобы добраться до места скорее. Офицеры договариваются не разъезжаться и держаться вместе.

Однако при первых признаках опасности Костылин бросает Жилина и сбегает. Татары подстрелили лошадь Жилина, и тот из-за предательства товарища попадает в плен.

Сам Костылин, впрочем, тоже скоро оказывается в плену в том же горном ауле, что и Жилин.

Жилин пишет письмо домой

Бороться с обстоятельствами Костылин не склонен. Попав в плен, герой смиряется с ситуацией и пишет письмо домой, чтобы родные заплатили за него выкуп, без каких-либо условий и мыслей о побеге.

После этого Костылин решает, что все необходимое сделано, и больше не предпринимает ничего, а только пассивно ждет, когда из дома пришлют деньги. Идею побега герой встречает с пессимизмом.

Костылин убежден, что незнание местности и ночная темнота — препятствия, которые не преодолеть.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Жилин

Жилин — полная противоположность Костылину.

Герой не перекладывает ответственность за собственное спасение на семью и, когда от него требуют написать матери с просьбой о выкупе, пишет на письме неправильный адрес.

В плену Костылин ведет себя пассивно: либо спит, либо ждет вестей о выкупе, который должны прислать родные. Жилин же не сидит в плену без дела и мастерит кукол для местной ребятни.

Жилин сумел вызвать симпатию у Дины, тринадцатилетней дочери человека, в плену у которого находится. Девочка приносит герою лепешки и мясо, а позже помогает сбежать.

Важно

Днем ноги героев заковывают в колодки, но это не мешает Жилину изучать аул и окрестности. Прогуливаясь, герой прикидывает, в каком направлении располагается российская крепость, как лучше бежать.

Ночи герой проводит, делая в сарае подкоп.

Жилин сбегает из плена дважды. В первый раз через подкоп. Костылин отправляется вместе с ним. Жилин собран, решителен и готов идти до конца, в то время как изнеженный и неповоротливый Костылин сильно задерживает их обоих.

В результате героев ловят и возвращают обратно. После побега героев отправляют не в сарай, а в яму, а колодки перестают снимать на ночь.

Однако Жилин ухитряется сбежать и оттуда, в то время как Костылин сдается и от побега отказывается.

Иллюстрация к рассказу “Кавказский пленник”

Различия между Жилиным и Костылиным прослеживаются даже во внешности и жизненных обстоятельствах.

Жилин невысок ростом, «удал» и ловок, происходит из небогатой семьи, оптимистично смотрит на вещи и не смиряется с обстоятельствами. Разница между героями проявляется даже в отношении к лошадям.

Костылин во время погони жестоко избивает лошадь плетью, как неодушевленный предмет, в то время как Жилин разговаривает с лошадью и просит ту «вынести».

В то время как Костылин ждет помощи со стороны, Жилин рассчитывает только на собственные силы. При этом Жилин не бросает товарища на произвол судьбы и пытается сбежать вместе с Костылиным, даже несет того на себе. Герой не боится татар, в то время как Костылин относится к горцам со страхом. Неудивительно, что у таких разных героев — разные судьбы.

Экранизации

В 1975 году вышел фильм «Кавказский пленник» режиссера Георгия Калатозишвили. Лента снималась на киностудии «Грузия-фильм», в роли Костылина выступил актер Владимир Солодников.

Олег Меньшиков и Владимир Солодников а роли Костылина

Второй фильм вышел в 1996 году. Это не буквальная экранизация рассказа Толстого, а лента, снятая по мотивам. События разворачиваются в 90-е годы прошлого века в обстановке Чеченской войны. Герои попадают в плен к человеку из горного аула, чей сын тоже томится в плену. Жилина и Костылина захватывают, чтобы организовать обмен пленными.

Режиссер — Сергей Бодров-старший, роль прапорщика Костылина, которого в фильме именуют «Саня», исполнил актер Олег Меньшиков. Съемки проходили в Казахстане и Дагестане, в частности в городе Дербент и у Хучнинского водопада. Фильм номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/person/6860-kostylin.html

Образ и характеристика Костылина в рассказе «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой) | Литерагуру

(356 слов) Лев Николаевич Толстой мастерски сотворил галерею уникальных и неординарных персонажей в своих трудах.

К примеру, в произведении «Кавказский пленник» автор, помещая людей в одинаковые ситуации, раскрывает их положительные и отрицательные качества.

Один из основных персонажей произведения – офицер Жилин, его можно охарактеризовать, как отважного и добросовестного человека. Второй главный герой – русский офицер Костылин, который, по сути, является антиподом напарника. О нем хочется поговорить подробнее.

Автор описывает Костылина, как человека слабого, избалованного и чересчур ленивого. Его фамилия возникла от слова «костыль».

Возникает предположение, что Толстой как бы подсказывает его фамилией, что Костылину необходима помощь других людей, как физически нездоровым людям.

Герой совершенно не может принимать серьезные решения самостоятельно, он прячется от ответственности и проблем, порой даже не только в переносном смысле.

Совет

Костылин — друг Жилина, это показывает нам автор в самом начале рассказа. В пути они отрываются от своей группы, чтобы как можно раньше попасть домой. Но Костылин едет за кампанию, потому что легко попадает под влияние чужих людей.

В какой-то момент их настигли татары, Жилин сражался до конца без какого-либо оружия и взывал о помощи к Костылину, у которого оно, к слову, было. Однако напарник предает его, поддается трусости и сбегает. Безоружному офицеру не удается отбиться от татар, и его берут в плен.

По воли случая беглеца приводят в этот же аул. Русских офицеров закрывают в сарае. Главный татарин заставляет пленных написать родственникам записки о выкупе за них. Костылин в этой ситуации заботится лишь о собственной жизни и соблюдает все озвученные требования горцев.

И даже, когда Жилин корпит над составлением плана побега, Костылин не проявляет никакого участия.

Русские офицеры сбегают от татар, и даже тогда Костылин ведет себя низко. Персонаж не прекращает жаловаться о том, что сапоги натерли ему ноги. Жилин — человек чести, поэтому не может оставить друга и несет его на себе. Как итог: их снова ловят и возвращают обратно в плен. Снова бежать из плена трусливый Костылин не решился, и предпочел ждать выкуп.

«Кавказских пленников» было двое, но один нашел силы для преодоления трудностей и смог сбежать, а второй проявил слабость и эгоизм и решил покорно ждать выкупа. Но никакие деньги не принесут герою свободу. Костылин – пожизненный пленник, ведь он находится в заключении у собственного бессилия.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-i-harakteristika-kostylina-v-rasskaze-kavkazskij-plennik-l-n-tolstoj/

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (по повести Л.Н. Толстого “Кавказский пленник”) – Сочинения

Сравнивая Жилина и Костылина в повести «Кавказский пленник» автора Л.Н. Толстого, можно выделить два важных аргумента, на которые явно указывает автор. Прежде всего, это схожесть главных героев.

И Жилин, и Костылин по происхождению дворяне, оба являются офицерами армии, оба служат на Кавказе, и отправляясь в отпуск, попадают в плен. Так много схожих моментов, одна ситуация с аналогичными условиями, но насколько разное их поведение.

Один – герой, второй – слабый духом и телом человек.

Две противоположные личности в условиях одинаковой среды. Именно путем сравнения характеров, автор задается целью донести читателю главную мысль о человеке, показать, каким должен быть настоящий герой и как много зависит не от обстоятельств и ситуации, а от самого человека.

Обратите внимание

Развязка всей истории начинается после того, как Жилин получил письмо от мамы, которая просит навестить ее перед смертью, что бы проститься. Любящий сын без особых раздумий отправляется в дорогу.

Но поскольку одному ехать было опасно, на пути можно было наткнуться на татар, домой герои повести возвращались группой, осторожно и очень медленно. Жилин спешил к матери, а Костылин его поддержал, так они решили поехать вперед, оторвавшись от всей группы.

Очевидно, это была плохая идея, поскольку уже совсем скоро они наткнулись на татар. Оказавшись в плену, в критичных условиях и проявилась вся суть человеческая и Костылина, и Жилина.

Если коротко описывать характеры двух героев, то Жилин – решительный и находчивый, он умеет прощать и ценить, а Костылин – смирный, слабый предатель. Одним словом Жилин удалец, Костылин – колода.

В повести «Кавказский пленник», Л.Н. Толстой открывает перед читателем человеческую суть, делает он это красиво и лаконично, сравнивая разных людей, оказавшихся в одинаково сложных условиях.

Для меня Жилин истинный герой, ведь только достойный уважения и почета человек всегда остается собой, в любых ситуациях. В его характере чувствуется сильная воля, храбрость и мужество, благородство и находчивость.

Относительно Костылина все понятно, человек заботится исключительно о себе и своем благополучии, ему не присущи чувство долга, верности и дружбы. Даже больше, Костылин безвольный и безответственный человек, способный на подлость и предательство.

В своем окружении, мне хотелось бы видеть больше людей схожих с Жилиным, и полностью исключить представителей похожих на Костылина.

Источник: https://sochinenienatemu.com/kavkazskij-plennik-tolstoj/sravnitelnaya-harakteristika-zhilina-kostylina-po-povesti-l-n-tolstogo-kavkazskij-plennik/

Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н. Толстого “Кавказский пленник”

Слайд 1

Жилин и Костылин с равнительная характеристика героев (Урок по литературе для 5 класса)

Слайд 2

Что общего у героев? 1) Служили на Кавказе. 2) Жилин и Костылин – дворяне. 3) Оба офицера русской армии, 4 ) Оба отправляются в отпуск и попадают в плен.

Слайд 3

Портрет в характеристике героев Костылин : «… мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льётся». «Грузный» – тяжёлый «Толстый » – полный «Красный» – вспотевший . Жилин: «Невелик ростом, а удал был».

Слайд 4

Полез Жилин в дыру, раскопал пошире , чтоб и Костылину пролезть, и сидят они — ждут, чтобы затихло в ауле. А у хозяина сторожка была — пестрая собака, и злая-презлая; звали ее Уляшин . Жилин уже наперед прикормил ее. Жилин по звездам примечает , в какую сторону идти.

Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал . Ну,— думает Жилин ,— нынче бежать надо », и говорит Костылину . А Костылин заробел .

Черты характера героев

Слайд 5

Важно

Отношение героев к природе. Жилин любит и понимает природу. « Костылин так и упал со страху. А Жилин смеётся, говорит: «Это олень, слышишь, как рогами лес ломит? Мы его боимся, а он нас боится».

Читайте также:  Жюли карагина в романе война и мир сочинение образ характеристика

Слайд 6

Жилин Г лавная цель Жилина – освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно следит за тем, что происходит в татарском ауле, ждёт подходящего момента. Поднимается на гору, чтобы определить дорогу, даже подкармливает заранее хозяйскую собаку. Старается всё предусмотреть.

Жилин вызывает симпатию не только у хозяина, где живёт, но и у простых татар своей храбростью, мастерством. Завязывается крепкая дружба с Диной. Костылин Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость.

Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок.

Слайд 7

Делаем вывод: Поступки , мотивы поступков, взаимоотношение героев – это необходимо для сравнительной характеристики. Дальше пробуем обобщить наши представления о Жилине и Костылине : Жилин – смелый, решительный, мужественный человек. Это герой. Костылин – слабый, нерешительный. Слабый телом и духом человек.

Слайд 8

Офицерская честь – это совесть и Бог, Марш атаки под шквальным обстрелом, Боль разлуки и мудрость житейских дорог, Гимн отважным, достойным и смелым.

Офицерская честь никогда не предаст, Не уронит Гвардейского стяга, Ветеранам седым благодарность воздаст Не изменит Священной Присяге… Офицерская честь – не интрига, не месть, Не скандал, не дуэль, не коварство, Просто, если жива офицерская честь,– Значит, есть постамент государства! Вл.Слепак

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/04/19/sravnitelnaya-kharakteristika-geroev-rasskaza-ln-tolstogo

Жилин и Костылин в рассказе «Кавказский пленник»

Ознакомившись уже с первыми строками рассказа «Кавказский пленник», даже не видя поступков двух офицеров, а только по их внешнему описанию, можно подумать, что Л.Н. Толстой изначально их противопоставляет.

Жилин обладает решительностью, но и предусмотрительности он не лишён, проявляя осторожность в опасной ситуации и рассчитывает свои силы, исходя из обстоятельств. А Костылин легкомысленно относится к происходящему.

Попав в плен из-за трусливого поступка Костылина, они ведут себя по-разному.

Жилин, понимая, что кроме матери у него никого нет, а у неё нет денег заплатить выкуп, сознательно пишет другие данные, чтобы письмо не пришло по нужному адресу, Костылин же, не единожды просит денег в своём письме, чтобы его выкупили. Этот фрагмент рассказа свидетельствуют о порядочности одного и слабоволие другого, привыкшего надеяться на чью-либо помощь, а не на себя самого.

Совет

Жилин в плену старается занимать себя рукоделием, он мастерит кукол, ремонтирует часы, лечит татар, чем вызывает уважение самого хозяина. Костылин, напротив, бездельничает целый день, даже не пытаясь найти себе занятие.

Именно благодаря своей находчивости, Жилин организовывает побег. Но слабо выносливый Костылин не терпит боль, и Жилин, не подумав бросить его, несёт на себе. Побег не удаётся, но Жилин не отчаивается и бежит с помощью девочки Дины, с которой успел подружиться в плену.

А Костылин просто ожидает, когда за него заплатят и освободят.

Жилина можно охарактеризовать, как человека упорного, смелого, не покоряющегося обстоятельствам, ищущего выход даже там, где его, казалось бы, нет.

Костылин вызывает чувство презрения у читателя, так как его трусливость обернулось предательством, а пассивное ожидание разрешения ситуации при помощи других никак нельзя причислить к положительным качествам. Сила духа присутствуют в Жилине на протяжении всего рассказа, тогда как Костылин ведёт себя как слабая личность и не вызывает уважения.

Также автор выявляет позицию неприятия враждебного отношения между народами, демонстрируя нам, как общение Жилина и Дины переросли в дружбу, что по удачному стечению обстоятельств помогает ему спастись в итоге.

Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник» показывает, как обнажается личностная суть двух русских офицеров, Жилина и Костылина, когда они попадают в плен. Это произведение учит осознанию, что человек, упорно следующий к цели, оказывается победителем. Сила духа, упорство в любых жизненных ситуациях закаляют характер личности и позитивно её характеризуют.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/09/zhilin-i-kostylin-v-rasskaze-kavkazskij-plennik.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Сочинение 5 класс.

События этого рассказа Л. Н. Толстого происходят на Кавказе во время кровопролитной, завоевательной войны при Николае I, пославшем русские войска на завоевание кавказских земель. Сюжет повести прост и ясен.

Русский офицер Жилин, служивший на Кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. Вместе с ним в плену оказался и офицер Костылин, малодушный и трусливый человек. Жилин бежит из плена, но неудачно. Вторичный побег удается.

Жилин, преследуемый татарами, спасается и возвращается в военную часть. Содержание повести составляют впечатления и переживания героя. Это делает повествование эмоциональным, волнующим.

Обратите внимание

Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина. Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин) . Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой.

Толстой тщательно выписал характеры обоих героев, ярко показал, как по-разному они ведут себя в одинаковых обстоятельствах. Жилин – скромный русский офицер, «хоть не велик ростом, а удал» . Он мужествен, смел, прямодушен и гуманен. В его руках всякое дело спорится, умеет и часы починить, и игрушки из глины лепить для Дины.

Жилину противопоставлен контрастный персонаж – товарищ по полку офицер Костылин. Это грузный, толстый, нерешительный и малодушный человек. В трудный момент, когда на офицеров по дороге напали татары, Костылин бросает товарища и скачет в крепость.

Встретившись с Костылиным в плену, Жилин не покидает товарища, а во время бегства из плена даже несет его на спине, когда у Костылина заболели ноги. Жилин проявляет волю, мужество, находчивость. Костылин же эгоистичен и крайне пассивен.Замечателен образ татарской девочки Дины. Она обаятельна, добра, по-детски наивна. К Жилину она испытывает чувство сострадания и любви.

Дина украдкой бегает к яме, где он сидит, носит ему молоко, лепёшки и, наконец, устраивает побег. Жилин — яркий представитель русского народа, которому свойственны стойкость, широта души, миролюбие.Писатель явно симпатизирует главному герою. Да и фамилия у него подходящая: жилистый, двужильный — так говорят о выносливом человеке.

Всем своим произведением Толстой призывает читателя с уважением относиться к обычаям и традициям людей всех национальностей. Писатель утверждает, что нет «хороших» и «плохих» национальностей, а есть хорошие и плохие люди, и при этом совершенно не важно, какого цвета у них глаза, волосы и кожа…

Заканчивается повесть трогательной встречей Жилина с казаками и солдатами. Повесть отличается чертами историко-бытового и приключенческого жанра. Она одинаково активно воздействует и на чувства, и на сознание читателя-ребенка. Ведь в произведении изображаются военные события.

Нарисован образ мужественного героя, среди персонажей действует героиня-девочка. Повесть волнует детей острым сюжетом, энергично развивающимися событиями. Она доступна им своим образным языком, живым диалогом. «Кавказский пленник» – высокохудожественная, подлинно русская повесть.

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/kavkazskij-plennik-tolstoj-l-n/5037-zhilin-i-kostylin-v-rasskaze-kavkazskij-plennik-sravnitelnaya-kharakteristika

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

Пленник — путешественник, разочарованный жизнью русский европеец, отправившийся с Запада на Восток, из «цивилизованного пространства» — в область диких естественных нравов, вслед «за веселым призраком свободы». Но именно здесь он попадает в неволю.

 Как и полагается герою «байронической» (т. е. построенной по жанровым законам «восточных повестей» Дж. Г.

Байрона) поэмы, он оказывается в парадоксальном положении раба, восхищенно наблюдающего за свободной жизнью горцев, своих поработителей.

Важно

Естественно, в него влюбляется юная и гордая черкешенка; сердце европейца охлаждено, однако он как бы принимает ее любовь, сохраняя при этом верность своей единственной возлюбленной — свободе.

Сюжет получает логичное развитие — следует решительное объяснение П. с черкешенкой, которая предлагает ему поменять одну неволю на другую — забыть «свободу, родину» и навсегда соединиться с нею семейными узами.

Он не может «остылым сердцем отвечать/ Любви младенческой, открытой»; она не в силах понять, что такое любовь не к женщине, а к воле; зато в силах пожертвовать собою — ради этой «идеальной» любви своего любимого. П.

свободен; Черкешенка гибнет в бурных водах реки; позже, отводя упреки в излишнем трагизме развязки, Пушкин иронично заметит: «Другим досадно, что пленник не кинулся в реку вытаскивать мою черкешенку (характерно местоимение «мою», а не «свою») — да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках, — тут утонешь сам, а ни черта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблен в черкешенку — он прав, что не утопился» (письмо П. А. Вяземскому от 6 февраля 1823 г.). А годом ранее Пушкин обмолвился: «Характер Пленника неудачен; доказывает это, что я не гожусь в герои романтического стихотворения» (письмо Горчакову от окт. 1822 г.).

 Это важное признание: хотя собраны, суммированы черты всего преждевременно остывшего поколения 1810— начала 1820-х гг. (потому он и не назван по имени), тем не менее жанр «байронической» поэмы предполагал подчеркнутый автобиографизм героя, узнаваемость авторского лица в его обобщенных чертах.

Пушкин формально соблюдает это правило; в посвящении к поэме он прозрачно намекает на обстоятельства своей жизни, пересекающиеся с обстоятельствами жизни П. («Я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем; / Я жертва клеветы и мстительных невежд…»). Но этим дело ограничивается; характер П.

статичен; описания его внешности условны, однообразны и перифрас-тичны: «…и на челе его высоком/ Не отразилось ничего».

Тем не менее критика встретила поэму благосклонно; пушкинского героя немедленно сопоставили с героем «Шильонского узника» Байрона (поэма была переведена В. А. Жуковским одновременно с выходом «Кавказского пленника») — см.

Совет

отзыв П. А. Плетнева в журнале «Соревнователь» (1822); с Чайльд Гарольдом — в отзыве П. А. Вяземского, ставшем манифестом русского романтизма (Сын Отечества, 1822). Образ П.

мгновенно разошелся во множестве литературных « копий ».

Однако на словесность повлиял не только характер «разочарованного героя» (к которому, на новом витке творчества, в поэме «Цыганы», вернется сам Пушкин) — достаточно назвать гусара в «Эде» Е. А. Баратынского и Печорина в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

Но и самая сюжетная схема— русский в «восточном» плену, спасаемый влюбленной горянкой. Схема эта может упрощаться, разлучаясь с любовной темой, — так произойдет в одноименном рассказе Л. Н.

Толстого о пленном офицере Жилине, который столь долго служит на Кавказе, что давно перестал быть «европейцем» и стал просто честным русским солдатом, и которого освобождает из плена девочка Дина. (Т. е.

образ Жилина строится на взаимоисключающем соединении психологического портрета Максим Максимыча из «Героя нашего времени» с сюжетной судьбой П.) Схема эта может предельно усложняться, как в повести того же Л. Н.

Толстого «Казаки», где столичный офицер Оленин, попав на Кавказскую линию, влюбляется в казачку Марьяну и с ужасом обнаруживает непреодолимую культурную пропасть, навсегда разделяющую их. Наконец, слагаемые сюжетной формулы, «вычисляющей» пушкинского героя, могут вообще меняться местами — как в рассказе В. С.

Маканина «Кавказский пленный» (1995); здесь русские солдаты 1990-х гг. берут в плен чеченского юношу, чтобы поменять его на свободный проход своего отряда через засаду горцев, и один из них почти влюбляется в юного пленника, что не спасает последнего от гибели. Но как бы ни видоизменялась сюжетная схема П., как бы ни запутывалась литературная генеалогия, все равно восходящая к нему «родословная» последующих героев очевидна.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=136557

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector