История семьи мелеховых в романе тихий дон шолохова

История семьи Мелеховых в романе Шолохова Тихий Дон

История Мелеховых красной нитью пронизывает все произведение Шолохова. Мы начинаем знакомиться с Мелеховыми с истории о Прокофии и его трагически умершей жены, а заканчивается повествование возвращением Григория Мелехова.

Среди сельчан, живущих на хуторе, семья Мелеховых выделяется с самого начала. Прокофий чужой, абсолютно непохож на казака, и его сын такой же бедовый. Соседи называют эту семью турками из-за их смуглой кожи и дикой красоты.

Пантелей Прокофьевич делает все для своей семьи, именно благодаря ему дом Мелеховых имел зажиточный вид. В доме живет Пантелей с женой, два их сына со своими женами, дочь, а позже и внуки.

Обратите внимание

Но давно сложившийся уклад жизни хутора Татарский нарушают войны. Вначале наступает Мировая война, ей на смену приходит Гражданская. Мужчины семьи оказываются ввязаны в страшные события, происходящие в стране и в мире.

Пантелей Прокофьевич, глава рода, родился раньше положенного срока. Несмотря на это он выжил, быстро встал на ноподнялся, женился, завел хозяйство и обзавелся детьми. В романе говорится, что он хромал, носил серьгу в виде полумесяца и до самой старости так и не поседел.

Глава семейства обладает вспыльчивым и властным характером, он женит своего сына на Наталье, не придавая никакого значения его мнению и желаниям. Кроме того, он частенько бьет жену, младшего сына, осаживает вожжами Дарью.

Но семья для Пантелея Прокофьевича – это смысл всей его жизни, зачастую семья для него важнее чести. Он очень любит членов своей семьи и переживает за них.

Несмотря на то, что Григорий уходит из дома с Аксиньей, отец привозит ему обмундирование. И конечно, он испытывает гордость за сыновей, которые получили офицерские чины.

А Наталью, которая уходит к родителям, он возвращает в свою семью и относится к ней с должным вниманием и уважением.

Жена Мелехова является хранительницей дома. Он любит свою семью и старается защищать детей от вспыльчивого отца. Потеря Петра, его смерть для Василисы Ильиничны – самая настоящая беда. И только ожидание возвращения Григория в отчий дом придает ей сил, чтобы жить дальше. И к женщинам в семье хранительница очага относится тепло, старается их понять.

Так, она принимает в семью Наталью и поддерживает ее как свою дочь, потому что понимает, как тяжело молодой женщине – ведь муж ее не любит. Она же скрывает от главы семейства информацию о постыдной болезни Дарьи – ведь тогда Пантелей Прокофьевич выгонит ее из дома.

Важно

Она старается сохранить хорошие отношения с Аксиньей и вместе с ней ждет возвращения Григория с войны.

Старший сын в семье – Петр. Он пошел в мать и внешностью и характером. Он очень любит своего брата Григория.

А еще он – воплощение справедливости и это показывается в картине, когда он вступается за односельчан на мельнице и защищает Аксинью от мужа. Но на войне Петр открывается читателю с неожиданной стороны.

Н быстро поднимается по служебной лестнице на счастье отцу. Но война приводит его к смерти, и он умирает, унижаясь перед односельчанами и умоляя о пощаде.

Абсолютной противоположностью брата является Григорий. Он пошел в отца и внешностью, и характером. Григорий не принимает насилия и не понимает противостояния внутри страны.

Он все мечется двумя сторонами и никак не может выбрать, потому что обещания светлого будущего с обеих сторон приводят к многочисленным смертям.

Ничего не решив, Григорий хочет уйти с Аксиньей, но жизнь лишает его любимой женщины и всякой надежды на свое счастье.

Дуняша – единственная дочь в семье, тоже пошла в отца. Но при этом ей свойственна женская нежность и чуткость. Поэтому она заменяет мать детям Григория. Дуня и сын – это все члены семьи Григория.

Совет!

Наталья – это очень яркий женский персонаж в произведении. Она связала себя узами брака с Григорием, но не почувствовала любви с его стороны. Она борется за мужа, но не может простить его и умирает, избавившись от последнего ребенка.

Дарья – полная противоположность Наталье. Она быстро оправляется после смерти мужа, и дальше легко идет по своему жизненному пути. Но все же заканчивается ее жизнь драматично.

На примере семьи Мелеховых можно наблюдать историю практически любой семьи, которой коснулись Мировая и Гражданская войны. От большой семьи после всех событий остается только Григорий, его сестра и маленький сын.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sholohov/istoriya-semi-melekhovyh-v-romane-tihij-don

История семьи Мелеховых в романе Тихий Дон Шолохова

Роман Шолохова «Тихий дон» повествует об истории семьи Мелеховых в годы Первой мировой и Гражданской войн.

С мастерством, присущим великому литератору, он выписывает образы своих героев, и они предстают перед нами как живые.

История этой семьи словно слепок со всей России того времени – трагичная и обыденная одновременно. В то время каждая семья была, как плугом перепаханная, как бывает в годы больших перемен.

Мелеховы – семья большая. Глава семьи Пантелей Прокофьевич, наполовину турок; его жена, потомственная казачка, Василиса Ильинична; их дети – Петр, Григорий и Дуняшка; жена Петра – Дарья. Живут они размеренной крестьянской жизнью.

Быт казаков настолько красочно описан Шолоховым, что создается ощущение, что ты видишь это своими глазами. Понятно, что, если бы не война, так бы и прожили эти люди – женились, рожали и воспитывали детей, умирали. Однако каждый казак с рождения готовился отцом к военной службе.

Поэтому к войне донские казаки были привычны и уходили на нее, как в наше время люди уходят на работу.

Родители в то время были для детей непререкаемым авторитетом, а глава семьи правил домашними безраздельно. Так было и в семье Мелеховых, но турецкая кровь не позволяла Григорию полностью подчиняться отцу. Между братьями вообще большой контраст. Мягкий, покладистый Петр, похожий на мать, и вспыльчивый, весь в отца, непокорный Григорий. Объединяет их любовь к семье и к казацкой земле.

В самом начале повествования, автор рассказывает о трагической смерти матери главы семьи – Пантелея Прокофьевича. То, что мать его была турчанкой, привезенной отцом из дальних походов, хорошо объясняет характер этого человека.

Он вспыльчивый, жесткий даже порой жестокий с окружающими.

Судя по роману, в молодости от него сильно страдала его жена – Ильинична, но с годами характер его стал мягче и это хорошо видно в тот момент, когда Пантелей Прокофьевич возвращает домой жену своего сына Григория – Наталью.

С Революцией начинается излом семьи Мелеховых. Автор проводит нас со своими героями по всем трагическим эпизодам слома старого государственного строя и построения нового. Жители одного хутора, годами живущие дружно, становятся лютыми врагами.

Обратите внимание

Как страшен эпизод убийства Петра своим односельчанином – Мишкой Кошевым. Но вся суть слома семейных традиций в полной мере проявляется, когда Дуняшка решает выйти замуж за убийцу своего брата.

Не возможно этого понять и осознать, если сам в такое время не жил.

К концу повествования от большой семьи Мелеховых остаются в живых только Дуняшка, Григорий и сын его – Мишатка. Но этот маленький мальчик, на мой взгляд, символ надежды на возрождение, на новую жизнь.

Ведь это ему – последнему Мелехову, предстоит возродить семью, чтобы не прервался род.

Он и есть – символ России, которая всегда возрождалась, измученная и израненная, она все равно вставала, и стоять будет вечно.

← Образ и характеристика Евгения Листницкого в романе Тихий Дон ← Федор Подтелков в романе Тихий Дон↑ ШолоховОбраз и характеристика Ильи Бунчука в романе Тихий Дон → История жизни Григория Мелехова в романе Тихий Дон →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/sholohov/istoriya-semi-melekhovyh-v-romane-tihij-don

Семья Мелеховых в романе “Тихий Дон”: характеристика, описание членов семьи

Семья Мелеховых.Художник С. Корольков

Семья донских казаков Мелеховых – это группа центральных персонажей романа “Тихий Дон” Шолохова.

В этой статье представлена краткая характеристика членов семьи Мелеховых в романе “Тихий Дон” (описание героев).

Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон”

Семья Мелеховых в романе “Тихий Дон” состоит из следующих членов семьи:

Характеристика членов семьи Мелеховых (описание героев)

1. Пантелей Прокофьевич Мелехов

Пожилой донской казак Пантелей Прокофьевич Мелехов – отец главного героя, Григория Мелехова. По происхождению Пантелей Мелехов наполовину турок (по матери).

В молодости бил и изменял своей жене Ильиничне, но на старости лет остепенился. Энергичный и трудолюбивый старик, вспыльчивый и упрямый. В своей большой семье является настоящим главой.

Умирает от тифа во время Гражданской войны.
     Смотрите: Характеристика Пантелея Мелехова

2. Ильинична 

Василиса Ильинична Мелехова, или просто Ильинична – пожилая донская казачка, мать семейства Мелеховых, мать главного героя, Григория Мелехова. Ильинична – трудолюбивая, гостеприимная и рачительная хозяйка.

Она вынесла много обид и измен со стороны своего вспыльчивого мужа. Мудрая и заботливая жена, мать и бабушка. После смерти мужа и сына Петра старушка Ильинична теряет смысл жизни. Она умирает, не дождавшись сына Григория с фронта.

     Смотрите: Характеристика Ильиничны

3. Петро Мелехов

Петр Пантелеевич Мелехов – старший сын в семье Мелеховых, старший брат главного героя, Григория Мелехова. Смирный, тихий человек. На войне он старается угодить и начальству и подчиненным, за что получает награды и повышения.

Важно

Петро терпит измены своей “беспутной” жены Дарьи. У Петра и Дарьи рождается ребенок, который умирает во младенчестве. Петр погибает во время Гражданской войны от рук коммуниста Мишки Кошевого.

     Смотрите: Характеристика Петра Мелехова

4. Григорий Мелехов

Григорий Пантелеевич Мелехов – главный герой романа, младший их двух сыновей Мелеховых. Григорий – молодой донской казак, своенравный, храбрый и честный человек.

В ходе Гражданской войны он сначала воюет на стороне “красных”, затем переходит на сторону казаков-повстанцев, а затем снова воюет за “красных”. Всю свою молодость Григорий проводит на фронтах Первой мировой войны и Гражданской войны.

Война опустошает его и уносит жизнь почти всей его семьи.   
     Смотрите: Характеристика Григория Мелехова, 

5. Дуняша Мелехова 

Дуняша (Евдокия Пантелеевна) Мелехова – младшая сестра главного героя, Григория Мелехова. В начале романа Дуняша является веселым подростком. С годами Дуняша превращается в красавицу-казачку. Она выходит замуж за Мишку Кошевого, виновного в смерти ее брата Петра. Дуняша помогает брату Григорию в тяжелых ситуациях. 

      Смотрите: Характеристика Дуняши Мелеховой

6. Дарья Мелехова

Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова, старшая сноха в семьей Мелеховых. Дарья – ленивая, легкомысленная женщина, которая думает только о развлечениях и “игрищах”. У Дарьи и Петра рождается ребенок, который умирает во младенчестве.

Дарья изменяет мужу, как только остается без его присмотра. После смерти Петра Дарья ведет беспорядочную жизнь и заболевает сифилисом. Она отказывается лечить болезнь, чтобы на хуторе не узнали о ее позоре. Дарья кончает жизнь самоубийством.

    Смотрите: Характеристика Дарьи Мелеховой

7. Наталья Мелехова 

Наталья Мелехова (в девичестве Коршунова) – жена главного героя, Григория Мелехова, младшая сноха в большой семье Мелеховых. Наталья – добрая, трудолюбивая женщина. Она выходит за Григория замуж по любви, но муж бросает ее ради соседки Аксиньи.

Совет!

Спустя время Григорий возвращается к Наталье и у них рождается двое детей. Счастливая жизнь с Григорием длится недолго. Наталья узнает, что Григорий снова видится с Аксиньей. Беременная Наталья делает аборт, который проходит неудачно. Она умирает.

    

     Смотрите: Характеристика Натальи Мелеховой


8. Полюшка и Мишатка Мелеховы (дети Григория и Натальи)

В 1915 г. у Натальи и Григория рождается двойня – мальчик Мишатка и девочка Полюшка. В конце романа дочь Полюшка умирает осенью 1921 г. У Григория остается сын Мишатка.

Это была краткая характеристика членов семьи Мелеховых в романе “Тихий Дон” Шолохова: список членов семьи с кратким описанием.

Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон”

Источник: http://www.literaturus.ru/2017/01/chleny-semji-melehovyh-tihij-don-opisanie-harakteristika.html

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»

В центре событий в сюжете произведения «Тихий Дон» стоит семья Мелеховых. Повествование начинается с описания семьи и заканчивается им же.

Читайте также:  Сочинение влияние искусства на человека 11 класс

В романе описываются события страшного времени для славянского народа – Первая Мировая и Гражданская войны. Через горе, несчастья, болезни, голод и смерти пришлось пройти каждой семье в тот период. И семья Мелеховых – не исключение. Однако, автор именно эту семью выделяет на фоне всех других казаков.

Мелеховы выделяются среди остальных хуторян за счет «диковатой» красоты. Местные хуторяне даже прозвали их «турками». Дом семьи Мелеховых можно назвать богатым благодаря стараниям старшего Мелехова, главы семейства. Он, его жена и дети, среди которых двое сыновей и одна дочь, живут мирно и в ладу друг с другом.

Но жизнь оборачивается с ног на голову с наступлением войны. Рушатся казачьи семьи, жизнь хутора идет под откос. Каждый дом теряет близкого человека. Но весь ужас тех событий автор показывает на примере семьи Мелеховых.

Характеристика членов семьи Мелеховых

Следует познакомиться с каждым обывателем дома Мелеховых, чтобы глубже узнать уклад и историю этой семьи.

Отец семейства Пантелей Прокофьевич – человек властный со вспыльчивой натурой. Ветреную жену старшего сына Дарью он учит жизни отнюдь не гуманными способами. Поучает он и младшего сына Григория за непослушание. Узнав о его связи с замужней женщиной Аксиньей, тот насильно женит Григория на скромной и тихой девушке Наталье из семьи Коршуновых.

Несмотря на свой жесткий характер и быструю возбудимость, Пантелей Прокофьевич любит свою семью и прикладывает как можно больше усилий для хорошей жизни и мира внутри дома.

Он очень внимателен и ласков к молодой жене Григория, сочувствует детям и переживает за их судьбу. Смысл жизни Пантелея Прокофьевича – в семье и поддержании быта.

Он крепок и тверд душой, и только смерть родных смогла сломить его.

Василиса Ильинична, жена Пантелея, женщина мягкая и добрая. Она, как настоящая мать и хозяйка своего семейства, отдает всю свою любовь и душевную теплоту детям, заботясь о них и часто даже оберегая от вспыльчивости мужа. Василиса Ильинична со всем пониманием относится к новому члену семьи – Наталье. Она прощает даже ветреность Дарьи.

Обратите внимание

А когда та, нагулявшаяся от мужа на стороне, зарабатывает страшную болезнь сифилис, Василиса Ильинична всячески пытается укрыть болезнь от мужа, так как знает, что иначе Дарья будет выгнана с их дома.

Большое сердце и огромная широта души позволяют хозяйке семейства простить Михаила Кошевого, виновного в смерти ее старшего сына, и принять его, как своего зятя, мужа дочери Дуняши.

Петр и Григорий, являясь родными братьями, сильно отличаются друг от друга по характеру и судьбе. Петр взял характер матери, потому мягок и спокоен. Любит и поддерживает каждого члена семьи.

Однако военные события меняют героя. Петр оказался приспособленным к войне и смертям, быстро дослужился до чина, дав отцу повод для гордости.

В войне он видит перспективы, однако, униженный, прося пощады, погибает от рук Кошевого.

Григорий совсем не таков, как его старший брат. К войне он не может быстро привыкнуть. Имея сильное чувство справедливости, на протяжении всего романа, он находится между выбором перед партией красных и белых и не может определиться в пользу тех или иных.

Хоть он и принял вспыльчивый и взрывной характер своего отца, он не может принять насилие и неоправданные смерти. Он не понимает и не хочет понять войну и ее смысла. Но события тех времен отражаются и на душе этого героя. Он становится твердым и опустошенным, забывая о том, что такое слезы и боль.

Последние порывы Григория к любви и надежде на лучшую жизнь кончаются провалом. Он теряет возлюбленную и родных, оставшись с маленьким сыном и сестрой.

Дуняша – младшая дочь Пантелея Прокофьевича и Василисы Ильиничны. В начале произведения читатель знакомится с веселым подростком Дуняшей.

Но по мере приближения романа к финалу, Дуня вырастает и становится взрослой и красивой девушкой-казачкой. По своему характеру она взяла черты как отца, так и матери.

Имея твердость в намерениях, она однозначно желает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу ее старшего брата. А мягкость в сердце побуждает Дуняшу взять на себя роль матери для сына Григория.

Жены братьев Мелеховых, как и они сами, различаются друг от друга. Наталья – мягкая, красивая девушка, созданная для семейного счастья и любви, которая, однако, так и осталась в тени своего мужа. Григорий никогда не любил Наталью, от чего та неимоверно страдала, неоднократно даже пытаясь покончить с собой.

Жена старшего брата Дарья – девушка ленивая, ветреная и не обремененная принципами морали. Она часто изменяет мужу и не относится к жизни с серьезностью. Автор приводит ее к смерти, предварительно наградив сифилисом.

Страшные события, охватившие наше государство в начале прошлого столетия, повлияли на уклад каждой семьи. Семья Мелеховых – не исключение. Почти каждого обывателя этого дома забрала из мира живых трагическая смерть. Григорий с сыном и Дуняша остались одни, опустошенные, разбитые, но не покинувшие надежду на лучшую жизнь.

Источник: http://sochinyalka.ru/2018/11/semya-melehovyh-v-romane-tihij-don.html

Тема семьи в романе “Тихий Дон” (М. Шолохов) | Литерагуру

(353 слова)

Шолохов считал, что семья — хранилище нравственности, и мысль семейная в романе «Тихий Дон» раскрывается на протяжении всей эпопеи.

Вначале автор знакомит нас с историей казачьих куреней, с их жизненным укладом, с их традициями, чтобы мы поняли, как гражданская война перевернула эти вековые устои, какой перелом произошел в быте и нравах казаков.

Позже на примере семей Коршуновых, Мелеховых и Листницких (эти семьи в центре повествования в «Тихом Доне») Шолохов показывает, какое великое значение имеет в нашей жизни семья.

Важно

В первой книге перед нами предстает полномасштабная картина жизни казаков — образ семьи Мелеховых.

Например, мы видим драку Пантелея Прокофьевича с сыном и узнаем, что честь («Не срами отца!») и единый дух товарищества («Не пакости соседу!») издавна считались для этого народа основополагающими ценностями.

В казачьих станицах также есть строгая иерархия: сын подчиняется отцу, главе рода, а женщины подчиняются мужчинам. К примеру, Григорий хоть и не хотел жениться на Наталье, все же был вынужден это сделать, ведь такова была воля отца.

Семья в романе «Тихий Дон» — это не только основа станичной жизни, но и ее история. Каждое семейство хранит и передает своим детям определенные черты, повадки и даже судьбы. Например, первой части рассказывается о корнях Григория, и мы понимаем, в кого он такой непокорный и упертый. Его предки по мужской линии были абсолютно такими же, поэтому можно сказать, что судьба его была предрешена.

Автор не закрывает глаза на дикость семейного уклада казаков, которая иногда дает о себе знать. Он не приукрашивает распутное поведение Дарьи, ее хамские выходки и деревенские замашки.

Также он поведал читателю горькую правду об изнасиловании Аксиньи: ее обесчестил родной отец. За это его забили камнями жена и сын. Такие поступки возможны только тогда, когда семья не выносит сор из избы и живет единым духом.

Поэтому даже негативные примеры служат доказательством того, что семья в «Тихом Доне» имеет исключительную ценность.

Поражение белой армии стало концом семьи Мелеховых и всего традиционного станичного уклада. Не было теперь казаков, сынов, отцов, братьев, остались только белые и красные.

Совет!

Погиб Петр, потерял свой авторитет отец Григория, умерла Дарья, бунтует Дуняша. «У всех все рухнулось», — говорит Пантелей Прокофьевич своему неприкаянному сыну Григорию.

На примере распада семьи Мелеховых автор показывает разрушение всего казачества.

Источник: https://LiteraGuru.ru/tema-semi-v-romane-tihij-don/

Шолохов М.А. “Тихий Дон”. Семья Мелеховых

Род  Мелеховых

Описание членов семьи

Григорий Мелехов – главный герой романа, младший сын в семье донского казака Мелехова: «…В отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».  

Прокофий – родоначальник семьи Мелеховых, дед Григория: «…Непокорно нес белесо-чубатую голову, – лишь под скулами у него пухли и катались желваки да промеж каменных, по всегдашней неподвижности, бровей проступал пот».

 

Турчанка – жена Прокофия, бабка Григория: «…Из Туретчины привел он жену – маленькую, закутанную в шаль женщину. Она прятала лицо, редко показывая тоскующие одичалые глаза. Пахла шелковая шаль далекими неведомыми запахами, радужные узоры ее питали бабью зависть. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы».

 

Пантелей Прокофьевич – отец Григория: «Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным.

Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил /…/ жену».

 

Ильинична – мать Григория – казачка: «…Некогда красивая, теперь сплошь опутанная паутиной морщин, дородная».

 

Петр – старший брат Григория: «…Напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый».

 

Дарья – жена Петра: «…Крутые черные дуги бровей»; «Гладкая кобыла… у ней только что на уме – игрища да улица».

 

Дуняша – младшая сестра Григория: «…В длинных, чуть косых разрезах глаз искрились черные, в синеве белков, застенчивые и озорные миндалины»; «отцова слабость»,

 

Наталья – жена Григория: «…Смелые серые глаза… от худобы казавшиеся чрезмерно большими, светились парным блеском»; «На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка»; «…Плотный сбитень тела, высокие красивые ноги, бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд».

 

Аксинья – возлюбленная Григория, жена Степана Астахова: «…Тяжёлый узел волос, точеная шея с курчавыми пушистыми завитками волос»; «бесстыдно-жадные, пухловатые губы»; «статная фигура, крутая спина и налитые плечи»; «тепло похорошевшие глаза светились сумасшедшим счастьем, вызывающе смеялись».

 
Михаил Кошевой
– приятель Григория, потом (в гражданскую) враг, в конце романа – муж сестры Григория Дуняши: «…Безулыбчивые глаза, равнодушный, измотанный взгляд»; «твердое, восковое лицо».  

Танюшка – дочь Григория и Аксиньи, умершая в раннем детстве от «глотошной» (скарлатины): «…Чернявая головка, вся в Григория», «с осмысленным любопытством глядели с лица ребенка глаза Григория».

 

Полюшка – дочь Григория и Натальи, умершая в детстве от «глотошной»: «…Блестящие черные глазенки, вся-то до капельки на батю похожая».

 

Мишатка – сын Григория и Натальи: «…Угрюмоватый, с неласковым мелеховским взглядом».

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

«Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным.

Читайте также:  Сочинение на тему если бы я был учителем

Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…»

Пантелей Прокофьевич – истинный казак, воспитанный на традициях доблести и чести. На этих же традициях он воспитывал своих детей, проявляя порой черты крутого характера. Глава семейства Мелеховых не терпит непокорности, но в душе добрый и чувствительный.

Обратите внимание

Он умелый и трудолюбивый хозяин, умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари.

Обратите внимание

На него, а еще в большей мере на его сына Григория, ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриархальным нравам хутора Татарского.

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием.

Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин.

Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Пантелей Прокофьевич умирает на чужбине, вдали от родного дома, которому отдал все свои силы и бесконечную любовь, и в этом трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое – семью и кров.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом.

Важно

Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора.

Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер.

Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость.

Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные».

Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели.

Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером.

Совет!

В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой.

Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата.

С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать.

Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, — один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья.

Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях.

Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», — говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали.

Обратите внимание

Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично.

Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Патриархальность и традиции в семье Мелеховы

В семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме.

Пусть поступки круты, тон старших решителен и непреклонен (младшие сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий и порывистый Григорий), однако всегда ли злоупотребляет Пантелей Прокофьевич своей властью, всегда ли излишне рукоприкладство?

Пантелей Прокофьевич женит Григория, и тот не спорит не только от сыновней покорности: Гришка опозорил семью своим бесстыдным романом с замужней соседкой.

Кстати, Гришка покорился не только отцу, но и матери – именно Ильинична решила женить Григория на Наталье и уговорила мужа: «…точила его, как ржавь железо, и под конец сломила его упрямство».

Словом, приказного тона, грубости было немало – но насилия в патриархальной семье не было никогда.

Грубость же во многом объяснялась влиянием казарменных армейских нравов, но никак не патриархальностью. Особенно любил «крепкое словцо» Пантелей Прокофьевич.

Так, родную жену не раз ласкал словами: «карга старая», «замолчи, дура», ну и жена, любящая, преданная, «полоскала свою половину»: «Ты чего ж это, крючок старый! Сроду безобразник, а под старость дюжей свихнулся».

Кипела в Прокофьевиче «турецкая кровь», но именно он был одним из центров, сплачивающих семью.

Важно

Другим центром патриархальной семьи была религия, великая христианская вера, семейный образ – икона в красном углу.

Хранительницей веры выступает в романе казачья семья, особенно в лице старших её представителей. Пришла черная весть о гибели Григория, в те траурные дни, когда «он старел день ото дня», когда «слабела память и мутился рассудок», только разговор с отцом Виссарионом вразумил старика: «С этого дня переломил себя и духовно оправился».

Особо хочется сказать о разводе. Само понятие даже не существовало в казачьем лексиконе. Семья благословлялась Богом! Брак был нерасторжим, но, как все земное, не являлся незыблемым.

Встретив Григория недалеко от Ягодного, куда сын ушел с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич спрашивает: «А Бог?» Григорий, не так свято веривший, в подсознании все же вспоминает о Нем.

Не случайно «мысли об Аксинье и о жене» неожиданно вспыхивают в его голове во время присяги, когда «подходил под крест».

Кризис веры имел губительное значение для всей России, особенно для семьи: перестает действовать «двойной закон самосохранения», когда семья хранила веру, а вера защищала единство семьи.

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Источник: http://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/sholokhov_m_a_tikhij_don_sistema_personazhej/85-1-0-900

История семьи мелеховых тихий дон

  • Семья Мелеховых в романе Тихий Дон

    В романе Тихий Дон М. Шолохов с большим мастерством показал трагические моменты в революции и гражданской войне и совершенно по-новому, опираясь на исторические материалы, свой собственный опыт, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. Тихий Дон называют трагедией-эпопеей.

    И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману.

    Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.

    Совет!

    Трагедии героев разворачиваются на фоне переломных для нашей страны событий старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система.

    Все это и обусловило качественно новое решение таких вечных вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы.

    Человек для Шолохова самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, это, прежде всего, его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

    Мелеховский двор на самом краю хутора , так начинается роман, и на протяжении всего повествования Шолохов рассказывает о представителях этой семьи. Жизнь обитателей дома предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий и борьбы.

    Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений. Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность.

    Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени.

    Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

    В начале повествования автор знакомит читателя с главой семьи Пантелеем Прокофьевичем: Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным.

    Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу) , носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства… Пантелей Прокофьевич истинный казак, воспитанный на традициях доблести и чести.

    На этих же традициях он воспитывал своих детей, проявляя порой черты крутого характера. Глава семейства Мелеховых не терпит непокорности, но в душе добрый и чувствительный. Он умелый и трудолюбивый хозяин, умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари.

    Обратите внимание

    На него, а еще в большей мере на его сына Григория, ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриархальным нравам хутора Татарского.

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/shkoli/istoriya-semi-melehovih-tihij-don/

    Какие семьи изображены в романе Тихий Дон? – Сочинение

    В романе «Тихий Дон», как и в «Войне и мире» Л.Н. Толс­того, свое воплощение нашла «мысль семейная». Какие семьи изображены в романе М.А. Шолохова?

    Это казаки-середняки Мелеховы, богатая казачья семья Коршуновых, бедняки Кошевые, соседи Мелеховых Астаховы (Степан и Аксинья), купцы Моховы — все они жители хутора Татарского, а также отец и сын Листницкие- дворяне, чье имение Ягодное расположено неподалеку.

    Некоторые семьи имеют предыстории, например Мелеховы. Автор объясняет, откуда «повелись в хуторе горбоносые, диковато­красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — турки».

    Сначала семейные связи определяются традиционными со­циально-бытовыми условиями: брак Григория и Натальи породнил семьи Мелеховых и Коршуновых. Молодые казаки дружат между собой, даже молодой Листницкий участвует в скачках с «хуторски­ми ребятами». Но совсем редким для хуторских нравов был уход Григория из семьи с любимой женщиной в наемные работники к Листницким.

    Старшее поколение связано общим «служивским» прошлым; так, отставной генерал Листницкий — сослуживец Прокофия Мелехова. Только Моховы и Листницкие заметно отделяются социальными барьерами от остальных. Когда Митька Коршунов «обгулял» Лизу Мохову, его повинное сватовство с презрением отверг ее отец.

    Первая мировая война, кажется, только сплотила представи­телей разных семейств. Большинство молодых казаков воюет, все на одной стороне.

    Читайте также:  Образ и характеристика ленского в романе евгений онегин пушкина сочинение

    И когда Григорий первый в хуторе заслужил геор­гиевский крест, это была радость для всего Татарского. Но меняется психология людей, вынужденных убивать.

    Евгений Листницкий по­зволяет себе соблазнить Аксинью, так как на фронте «рисковал жиз­нью»: «Мне все можно!»

    Важно

    Трагически изменились взаимоотношения между людьми, ког­да началась гражданская война. Михаил Кошевой (красный) уби­вает Петра Мелехова, сжигает дома богатых хуторян, в том числе и Коршуновых, убивает деда Гришаку.

    Митька Коршунов, служащий в карательном отряде, в отместку задушил старую мать Кошевого, сжег его домишко вместе с детьми сестры Михаила — Марьи.

    Расстрелян хуторской атаман Мирон Коршунов, который совсем не­давно помог Кошевому, как единственному кормильцу, освободиться от военной службы.

    Но на войне люди проявляются по-разному. Митька Коршунов признается: «Люблю войну!» Григорий (если исключить месть за брата) не расстреливал пленных, был против мародерства, за что его понижали в звании.

    Степан Астахов, которого Григорий спас во время боя, признался, что трижды стрелял ему в спину, мстя за Аксинью. Кошевой руководствуется только прямолинейной политической догмой: «Какая она, политика, злая, черт!.. Он (Григорий) мне — как брат». Но «под разговор и зарезать можно».

    Григорий думает иначе: «Ежли все помнить — волками надо жить». Для Дуняшки, Ильиничны, Натальи кровное родство — непреходящая ценность.

    К концу повествования из шести семей (Моховы уехали за Донец, Степан — в Крым) в живых остались сестра и сын главно­го героя и трое казаков среднего поколения: председатель ревкома Михаил Кошевой, еще не вернувшийся с войны Митька Коршунов и Григорий Мелехов. В открытом финале нет ясной перспективы их возможного будущего.

    Здесь искали:

    • семьи в тихом доне
    • семья коршуновых в романе тихий дон
    • семьи в романе тихий дон

    Источник: http://sochineniye.ru/kakie-semi-izobrazheny-v-romane-tihij-don/

    Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

    ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней.

    Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий.

    В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России.

    Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать летописцем донского казачества. Так же, как в свое время А. Островский «открыл» всей России особенности психологии и нравов купеческого сословия, так Шолохов познакомил страну и весь мир с жизнью казаков, которых в царской России воспринимали исключительно как карателей, а об их повседневном быте не было известно почти ничего.

    Для автора донская земля – родная. Он до самой мелкой черточки знает душу, мысли, чувства казаков, знает их песни, красоту природы этих мест.

    Писатель начинает повествование в мае, когда у крестьянина работа идет круглые сутки.

    Ему знакомы все тонкости крестьянского труда, он умеет запрячь коня, взяться за соху, грабли, вилы, любит и поэтизирует сельский труд. Роман притягивает читателя своей правдивостью и достоверностью.

    Совет!

    Важна для понимания книги история возникновения казачества. Оно началось с отчаянно смелых людей, крепостных крестьян, искавших свободы. Первые казаки бежали от деспотизма помещиков из России на Дон. Местные плодородные земли всегда были интересны кочевым народам и подвергались неоднократным набегам.

    Новым хозяевам Донской земли приходилось часто защищаться от врагов. Так исторически сложилось, что казаки были и воинами, и хлеборобами. Царям не нравилась казачья вольница, но со временем они поняли, что иметь на границах вооруженное мобильное войско очень выгодно.

    За право свободно жить на своей земле казаки должны были по первому требованию предоставлять правительству казачьи отряды для борьбы с теми, на кого укажут. Каждый казак должен был иметь коня, сбрую, седло, военную форму и оружие. Все это семья справляла ему за свой счет.

    В среде казаков до сих пор очень важны военные традиции, которые в мальчиках воспитываются с раннего детства.

    На примере казачества исторические события в стране выглядят более четко. Роман начинается с описания мелеховского куреня.

    Автор подробно изображает уклад жизни казачьей семьи, роль каждого человека в этом маленьком личном государстве. Это сильные, веселые, работящие люди, заботливые хозяева.

    Мы видим, с какой радостью они трудятся, как отдыхают, слышим песни, шутки, наблюдаем за отношениями в семье, где у отца и матери непререкаемый авторитет.

    Казаки живут в согласии с родной землей и природой. Писатель показывает жизнь казаков параллельно с жизнью природы. Дон для них – батюшка. У него тоже своя жизнь: то он течет полноводной рекой, то мелеет, вместе с этим изменяется и жизнь людей на его берегах.

    Обратите внимание

    Пейзажи у Шолохова всегда полны значения: грозы, ветер, бури предвещают трагические события в судьбах героев.

    Так, перед началом Первой мировой войны природа предвещает беду: «Ночами в хутор сползала с гребня густая текучая духота, ветер насыщал воздух пряным запахом прижженных трав… Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары… вхолостую палила молния, ломая небо… По ночам на колокольне ревел сыч». Писатель рисует жизнь единым потоком, не отделяя природу от людей. Шум ветра, колыханье хлебов, крик птицы – все вплетено в события романа, на все отзывается душа человека. Любуясь природой, казаки учатся любви к жизни, ко всему живому.

    Автор неторопливо рассказывает историю семьи Мелеховых, начиная с описания турчанки, которую дед привез с войны. Далее повествуется о большой любви Григория и Аксиньи, о его женитьбе на Наталье.

    В романе Шолохова много персонажей, автор описывает их облик, привязанности, манеру поведения. Красочно и живо рассказывается о сватовстве и свадьбах, рождениях детей и похоронах.

    Со знанием дела говорится о любви казака к лошадям, об оружии, о воспитании молодых воинов.

    Картины семейной жизни Шолохов чередует с историческими потрясениями в стране.

    Разброд и брожение умов после революции 1905 года, мировая война, падение самодержавия, корниловский мятеж, расстрел людей третьего июля, революция 1917 года – все это напрямую коснулось каждой казачьей семьи.

    Повествование переносится из одной враждующей стороны в другую, затем обратно в казачью станицу, охватывая десять лет истории. Так писатель создает широкую панораму эпохи и историю своего народа.

    Писатель не забывает никого, показывает мировоззрение бедноты и зажиточных казаков, их различия в воинских званиях, талантливость и склонность к суевериям. В мастерски написанных массовых сценах Шолохов виртуозно владеет диалогом, показывая настроение толпы. Примером может служить съезд казаков в станице Каменской, где важна каждая реплика, ее смысл вливается в общий ход собрания.

    Важно

    Главной удачей автора является создание образов и раскрытие судеб главных героев эпопеи. В этом он проявил себя как художник, умеющий замечательно написать портрет человека, и как психолог, знаток человеческого сердца.

    В качестве средств выразительности автор использует все: мимику, жесты, походку, стиль речи, привычки, отношения с разными людьми.

    Читатель помнит «вислый коршунячий нос», «миндалины горячих глаз», «звероватую» улыбку Григория Мелехова, опасную притягательную женственность Дарьи, жгучую страстность и готовность к самопожертвованию Аксиньи, суровый нрав Пантелея Прокофьевича, мудрость и терпение Ильиничны.

    В грандиозной эпопее Шолохова около 600 героев, каждый из которых принимает участие в величайшей трагедии ХХ века – русской истории.

    Источник: http://resoch.ru/semya-melexovyx-v-romane-tixij-don/

    История семьи Мелиховых в романе Тихий Дон – художественный анализ. Шолохов Михаил Александрович

    ия семьи Мелиховых в романе Тихий Дон

    В 1925 году Шолохов начинает «Тихий Дон», который первоначально назывался «Донщина» и мыслился как роман о 1917 годе, о корниловскощ мятеже. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме История семьи Мелиховых в романе Тихий Дон.

    Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Первые две книги романа выходят в 1928 году. В 1929-м начата была публикация третьей книги «Тихого Дона».

    Полностью она вышла в 1932 году, когда уже печаталась и первая книга «Поднятой целины».

    Успех у читателей, радостная одержимость в работе. В письмах к друзьям, в беседах с корреспондентами Шолохов сообщает о том, что работает одновременно и над пьесой, и над циклом охотничьих рассказов. В эти же годы он собирал по праздникам в своем доме в станице Вешенской детей, сочинял для них веселые песенки и стихи.

    Когда я думаю об этих годах в жизни Шолохова, я вспоминаю «болдинскую осень» в творчестве Пушкина. Колоссальный взрыв творческой энергии, чувство безграничных возможностей. И первые удары судьбы.

    Трудно было поверить мещанину с его ограниченным кругозором, с его стремлением низвести талантливое до серенького, повседневного, будничного в то, что в глухой казачьей станице молодым писателем, не окончившим из-за войны даже гимназии, создана книга такой художественной мощи, такого размаха, как «Тихий Дон».

    Забывался пример Горького, который из «босяков» шагнул сразу в большую русскую литературу.

    Совет!

    Мало кто знал и о том, что Шолохов во время почти трехлетней жизни в Москве состоял в группе молодых писателей «Молодая гвардия», принимал участие в работе семинаров и т. д.

    А главное — учился сам, осваивал опыт мировой и русской литературы. Внимательный читатель легко найдет следы учебы у Толстого, Чехова, Гоголя даже в третьей книге «Тихого Дона».

    Вокруг произведений Шолохова завязывается ожесточенная полемика в' советской критике двадцатых — тридцатых годов. Вульгарные социологи обвиняли его в «объективизме».

    На Западе делались попытки использовать произведения Шолохова в антисоветских целях.

    Так, одно из первых изданий «Поднятой целины» на французском языке завершалось сценой «бабьего бунта»,— вот, мол, чем закончилась коллективизация в СССР.

    В трудных условиях работал Шолохов над завершением «Тихого Дона». Но именно четвертая книга романа, опубликованная в 1940 году, блистательна и совершенна. Виден зрелый мастер, для которого нет тайн человеческого сердца, который ощущает «горько-гадкую» жизнь во всех ее неисчислимых проявлениях.

    «Тихий Дон» — одно из самых замечательных произведений литературы XX века.

    Ромен Роллан, размышляя в начале тридцатых годов о том, что давала молодая литература Западу, обращался прежде всего к творчеству Шолохова.

    В статье «О роли писателя в современном обществе» он писал: «Лучшие из новых произведений советской литературы (например, книги Шолохова) продолжают, в основном, великую реалистическую традицию предшествующей эпохи, составляющую душу русского искусства, которую обессмертили произведения Толстого.

    Обратите внимание

    Те же широкие полотна, где выступают целые пласты человечества в окружении природы; тот же объективный взгляд, широкий кругозор, который отражает, не искажая; то же стремление скрыть художника и раскрыть предмет его искусства,— в то время как на Западе искусство слишком часто — лишь румяна, маска на лице действительности»

    Но Шолохов был не только продолжателем великих реалистических традиций русской литературы XIX века,— он стал одним из открывателей новых путей в искусстве. Это новое не только в изображении событий революции и гражданской войны, навой социалистической действительности, это новое и в принципах художественного осмысления и познания человека.

    В «Тихом Доне» встает бурная эпоха, одна из поворотных эпох в истории человечества. Мы видим сталкивающиеся в ожесточенной, непримиримой борьбе классы. Перед нами жизнь во всей ее полноте, любви, страданиях, обманутых ожиданиях и свершившихся надеждах.

    Сотни действующих лиц на страницах эпопеи Шолохова. История семьи Мелеховых, трагическая повесть о любви Григория и Аксиньи, Григория и Натальи; большевики, такие как Михаил Кошевой, Котляров, Штокман, казаки, матросы, красноармейцы…

    Вся полнота действительности предстает в поразительном богатстве красок, лиц, положений.

    Источник: http://www.testsoch.info/istoriya-semi-melixovyx-v-romane-tixij-don-xudozhestvennyj-analiz-sholoxov-mixail-aleksandrovich/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector