Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»)
Как называется страна, в которой мы живем? Чуть более десятка лет назад не каждый взрослый мог быстро найти ответ на этот вопрос… Политические невзгоды, экономические потрясения по сей день лихорадят нашу Родину.
Вспоминаются слова из песни к кинофильму «Щит и меч»: «С чего начинается Родина…?» Видимо, у каждого свой ответ на этот вопрос.
Одно я знаю точно — Родину не выбирают! Можно уехать в другую страну, сменить гражданство, но отметка в паспорте не сможет вытеснить из сердца память о месте, где ты родился. Ностальгия всё равно будет возвращать к истокам. Подтверждение можно найти в творчестве многих русских писателей 20 века, вынужденных волею судьбы покинуть Россию. Таковы, например, произведения А. И.
Солженицына.
Герой-рассказчик в рассказе «Матренин двор» также тянется к истокам, об этом рассказывается в произведении: «Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России — если такая где-то была, жила». И символом настоящего, нетленного, русского становится в рассказе героиня Матрена.
Рассказчик поселяется в Тальново, где русское поставлено в условия жесткой зависимости от советского. К примеру, чтобы выхлопотать себе жалкую пенсию, героиня рассказа Матрена вынуждена мыкаться по различным советским учреждениям, ведь «…
собес от Тальново был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы». Церковь – место духовного причастия героини — также находится за пять верст.
Домик «с четырьмя оконцами вряд на холодную некрасную сторону» становится приютом скитальца по необъятной России.
Но не Тальново, как географический объект, обогрело Игнатьича, а Матренин двор – символ лучшей России. Матрёна – праведник, на каких держалась наша родина в дни испытаний, праведник, без которых «не стоит село». Вот она где, исконная крестьянская избяная Россия, брошенная в огонь трагических испытаний века.
Впервые Матрена появляется перед читателем в жалком обличье.
Автор использует прием опосредованной характеристики: он описывает жилище героини, давая понять читателю, что за мир окружает её, какими мыслями и чувствами она живет, какой кажется остальным: «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой… В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам её замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее».
Но и эта изможденность не станет окончательной характеристикой героини: много в ней еще живости и сил, много любви к людям, которая её спасает. А когда она вспоминает свое прошлое, сватовство брата своего мужа, то даже и облик её меняется: «И щеки ее померещились мне не желтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».
Автор отмечает своеобразие речи Матрены (это была отличительная черта всех тальновских жителей), это тоже указывает на её принадлежность к «настоящей» России.
Она не говорила, а напевала: «Услышав за перегородкой сдержанный шумок, я всякий раз размеренно говорил: «Доброе утро, Матрена Васильевна!» И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки.
Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках: «М-м-мм… также и вам! И немного погодя: «А завтрак вам приспе-ел».
Солженицын при создании образа героя не описывал детально весь портрет, а лишь подчеркивал какую-то одну характерную черту.
Так, в образе Матрены автор подчеркивает, прежде всего, грустные замутненные, блекло голубые глаза, простодушно смотрящие.
Эти глаза говорили о многих несправедливостях, которые окружали героиню (пенсию не давали, несмотря на то, что она проработала в колхозе двадцать пять лет, пособие по утере кормильца не платили, так как справок никаких не было).
Также автор говорит о чудесной улыбке Матрены: «Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой… Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить».
Эта способность искренне и лучезарно улыбаться, даже пережив столько страданий и несправедливостей, говорит о великой душе героине. Это же подтверждает её безотказность: несмотря на недуг или обиду, шла Матрена и помогала своим односельчанкам пахать и сеять.
И позже рассказчик скажет ставшую крылатой фразу: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».
А еще для характеристики образа героини автор использует описание других персонажей, в частности, рассказчика, и самохарактеристику героини: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич, — оправдывалась она. — Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала. Свекор кричал: «Матрена! Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить».
Таким обазом, Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь — житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа – как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, чтобы продолжить род людской.
Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/solzhenitsyn-a-i/matrenin-dvor/7325-matrenin-dvor-1
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН: СУДЬБА, ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО. РАССКАЗ «МАТРЁНИН ДВОР», ЕГО АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ
Цели:
- ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством А. И. Солженицына, историей создания рассказа-притчи «Матрёнин двор» и его композиционными особенностями;
- отметить особенности художественного мастерства писателя;
- дать представление о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына;
- совершенствовать практические умения и навыки по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы;
- способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
Оборудование: учебник, портрет А. И. Солженицына, текст рассказа «Матрёнин двор», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
IIрогнозируемые
результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А.И.
Солженицына; знают определение понятия «притча», автобиографическую основу рассказа «Матрёнин двор», содержание рассказа, основные события жизни писателя; понимают идейный смысл рассказа; умеют раскрывать художественное своеобразие рассказа; имеют представление о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; участвуют в беседе.
Все мы жили с ней и не поняли,
что есть она тот самый праведник,
без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город. Ни вся земля наша.
А. И. Солженицын
ХОД УРОКА
- Какой эпизод (эпизоды) рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» можно назвать кульминацией?
- В чём видит М. А. Шолохов истоки мужества своего героя?
- В каких произведениях русских писателей встречалась проблема русского национального характера? («Слово о полку Игореве», А. Н. Толстой «Русский характер», Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…», Н. С. Лесков «Левша», Н. Г. Чернышевский «Что делать?», Л. Н. Толстой «Война и мир».)
- Как вы считаете, какая черта из всех перечисленных самая важная? Что вы вкладываете в это понятие?
- Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
Учитель: Как лихо может измениться жизнь человека за несколько лет! Так уж случилось, что и в России в XX в. произошло множество событий, которые очень серьёзно меняли ход её истории. Александр Исаевич Солженицын…
Он пережил вместе с Россией и её народом все тяготы как военной, так и послевоенной жизни. Он писал о том, что видел сам. Человек, воевавший на фронтах Великой Отечественной и арестованный в конце её как изменник родины. Тюрьмы, лагеря, ссылка и первая реабилитация в 1957 г.
Смертельная болезнь — рак — и чудесное исцеление. Широкая известность в годы «оттепели» и замалчивание в пору застоя. Нобелевская премия по литературе и исключение из Союза писателей, мировая слава и изгнание из СССР.
Что значит Солженицын для литературы нашей, для общества? Постараемся же сегодня на уроке ответить на этот вопрос.
Александр Исаевич Солженицын — писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, яркая личность, вступившая в единоборство с политической системой целого государства и заслужившая уважение и признание всего мира. Творчество А. И. Солженицына — одно из самых сложных и уникальных явлений русской литературы второй половины XX в.
Неподдельный интерес читателей к его фигуре и творчеству определяет его место и роль в современном мировом литературном процессе. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей Родины, приближение к осознанию тех причин, которые привели общество к политическому, экономическому и нравственному кризису.
- Работа над темой урока
- Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. И. Солженицына (см. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют тезисы.)
Предполагаемая запись
Основные этапы жизни и творчества А. И. Солженицына
- 1918-1941 гг. Детство и «университеты». Начало творческой деятельности.
- 1941-1956 гг. Участие в Великой Отечественной войне. Арест, тюрьма, ссылка.
- 1956-1974 гг. Реабилитация и освобождение из заключения. Первые успехи на писательском поприще, признание читателей и критики.
- 1974-1994 гг. Изгнание с родной земли. Литературная и общественная деятельность Солженицына за рубежом. «Фонд помощи политзаключённым и их семьям». Создание и комплектование «Всероссийской мемуарной библиотеки».
- 1994-2000-е гг. Возвращение на Родину. Солженицын на Ставрополье (1994). Писатель и российское общество конца 1990-х — начала 2000-х гг.
- Объяснение учителя
— Первые опубликованные в начале 60-х гг. на Родине произведения Солженицына — повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962), рассказ «Матренин двор» (1963) — появились на исходе хрущёвской «оттепели», в преддверии периода застоя. Были опубликованы и другие рассказы писателя: «Случай на станции Кочетовка» (1963), «Захар Калита» (1966), «Крохотки» (1966).
Солженицына стали называть, с одной стороны, писателем «лагерной» прозы, а с другой — прозы «деревенской».
Сам автор однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, «для художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя ».
Идея свободы и судьбы — одна из главных у Солженицына. Познание возможностей человека сопротивляться обстоятельствам составляет, как правило, главный узел его произведений.
Идея судьбы в творчестве Солженицына связана не только с Божьим промыслом, с предопределённостью, но и со свобо;: ным выбором человека, свободой воли. Идея судьбы соотносится у него с идеей свободы.
В рассказе «Матрёнин двор» подчинение судьбе, сложившимся жизненным обстоятельствам героини связано в сознании с верой в предопределённость своего пути. Обстоятельства, в которых оказалась Матрёна Васильевна, для неё не случайны. Они — знаки её судьбы, заложенной в её душевной струн туре.
Вера в судьбу обусловлена в этом случае социальной неустойчивостью, неустроенностью жизни. Разрушенный дом, пропавший котелок со святой водой обозначили движение судьбы. Грозная развязка завершила жизнь. Её бескорыстие обернулось трагедией. Матрёна — образ судьбы русской женщины.
Запись на доске и в тетрадях
Праведник — 1) Человек, Живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии. 2) Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический словарь русского языка), .
Праведник — 1) У верующих: человек, который живёт праведной жизнью, грехов. 2) Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности (ирон.) («Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля).
- Заслушивание сообщений учащихся об истории создания и публикации рассказа «Матрёнин двор» (см. домашнее задание предыдущего урока)
— О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 1960-е гг., на первое место всегда ставят рассказ «Матрёнин двор» (1959). Его называют блистательным, подлинно гениальным произведением. «Рассказ правдив», «рассказ талантлив»,— отмечалось в литературной критике.
Рассказ был напечатан в 1963 г. в литературном журнале «Новый мир», первоначальное название рассказа — «Не стоит село без праведника» — истоком своим имеет пословицу, восходящую к Библии: «Не стоит город без святого, селение — без праведника».
Без терпения, ограничения, аскетизма, лежащих в основе праведничества Матрёны, народу не выжить, как и без честного да изо дня в день. Но по совету главного редактора журнала «Новый мир» Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено.
По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был изменён ором на 1953-й.
Второе название — «Матрёнин двор» — несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь чёткие границы только в пределах Матрёниного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от неё.
Озаглавив рассказ «Матрёнин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины. Кроме того, Матрёнин двор — это один из ключевых образов рассказа. Описание двора, подробное, с массой деталей, лишено ярких красок: Матрёна живёт «в запущи».
Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка.
«Матрёнин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен», да и отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. И. Солженицына — Исаевич.
Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни — Мильцево Купловского района Владимирской области. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в 50-е гг.
Бедность, нищета крестьянства, утратившего хозяйственные традиции работы на земле.
Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Т. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица.
И, однако, её душевный мир наделён такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрёне, много для меня значит.
Вы указали на самую суть — на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние». (Обращение к эпиграфу урока.)
- Объясните смысл первоначального названия рассказа. (Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Рассказчик — бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелёгкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстаёт образцом незлобивости и скромности, и это при том, что вся её жизнь трагична.)
- Каков, по вашему мнению, символический смысл окончательного варианта названия рассказа «Матрёнин двор»? (Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы — символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название рассказа. Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрёны — то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны — германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, который пропал без вести на войне. Ветшает дом — стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека,— «по рёбрышкам». Погибает Матрёна вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка — окончательно разрушается дом. Избу Матрёны до весны забили, словно гроб,— похоронили.
В рассказе «Матрёнин двор» автор передаёт своё горькое горе о погибшей женщине, изображает жизнь русского села XX в. Перед читателем возникают образы крестьян и крестьянок колхозной послевоенной поры, их бытовые заботы и взаимоотношения.
Прослеживаются изменения в национальном образе жизни и нравах как результат отношений человека и власти в российской глубинке. Связь разных времен, которая проступает из рассказов героини и ассоциаций, всплывающих в сознании читателя.
По Солженицыну, «смысл земного существования — не в благоденствии, а в развитии души»)
- «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов.
- Почему рассказ А. И. Солженицына и образ его героини мы можем рассматривать в контексте темы судьбы женщины, матери? Что на это указывает?
- Кто из русских писателей XIX в. обращался к этой теме?
- Как вы понимаете слова «биография» и «судьба»? В чём вы видите стилевое различие этих понятий?
- Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Многие страницы в творчестве А. И. Солженицына повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать все свои знания и переживания того времени.
Судьба самого автора является «книгой жизни» его страны, соотечественников.
Правда о жизни России и ее народа, правда жизни русской деревни прорывается неумолимо к читательским сердцам в его произведениях.
Произведения писателя пропитаны болью, страданием людей. Читая его рассказы, оставаться равнодушным невозможно. Пример тому — рассказ «Матрёнин двор».
- Подготовить цитатный материал к характеристике образа главной героиня рассказа.
- Творческое задание. Выделить автобиографические моменты в расе «Матрёнин двор».
______________________________________________________________________________________
Приложение «В записную книжку учителя.
Высказывания А. И. Солженицына
- « Образование ума не прибавляет».
- «Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сер и наша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое — всегда в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может помешать».
- «Нет на свете нации более презренной, более покинутой, более чуждой и нужной, чем русская».
- «Интеллигент — это тот, чья мысль не подражательна».
Источник: http://inzach.ucoz.ru/load/pourochnoe_planirovanie/literatura_9_klass/a_i_solzhenicyn_sudba_lichnost_tvorchestvo_rasskaz_matrjonin_dvor_ego_avtobiografichnost_istorija_sozdanija_i_publikacii/61-1-0-701
Не стоит село без праведника… ЧИТАЕМ И ОБСУЖДАЕМ РАССКАЗ А.И.Солженицына «Матрёнин двор» Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей. — презентация
1 Не стоит село без праведника… ЧИТАЕМ И ОБСУЖДАЕМ РАССКАЗ А.И.Солженицына «Матрёнин двор» Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзика Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна<\p>
2 Цели: познакомить учащихся с историей написания рассказа; проанализировать особенности проблематики, помочь понять характер главной героини; осознать нравственные уроки рассказа; выявить уровень умения анализировать фрагмент эпического произведения<\p>
3 Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время… Д.И.Фонвизин …линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, — она проходит через каждое человеческое сердце — и черезо все человеческие сердца… А.Солженицын<\p>
4 Тема рассказа В центре произведения — жизнь патриархального села, где отражается, как процветающие эгоизм и хищность обезображивают Россию. Кто ещё из российских писателей обращался к этой теме?<\p>
5 История создания «Матрёнин двор» второй из опубликованных в журнале «Новый мир» рассказов Александра Исаевича Солженицына. «Основополагающей вещью» всей русской «деревенской» литературы назвал это произведение литературовед Андрей Синявский. Авторское название рассказа «Не стоит село без праведника». Название «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября 1962 года: «Название не должно быть таким назидательным», аргументировал Твардовский. «Да, не везёт мне у вас с названиями», отозвался, впрочем довольно добродушно, Солженицын. Сопоставьте оба названия. В чём вы видите главное отличие?<\p>
6 Смысл названия рассказа Российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Нравственные начала имеют чёткие границы только в границах Матрёниного двора, в более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто очень сильно отличаются от неё. «Не стоит село без праведника» «Матрёнин двор» Матрёна Васильевна Захарова (1956 год)<\p>
7 Автобиографический характер рассказа Известно, что этот рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как быль. Истинное название деревни Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Как вы думаете, исключает ли автобиографичность рассказа восприятие образа главной героини как типического характера?<\p>
8 Судьба главной героини Изба Матрёны Васильевны Захаровой в деревне Мильцево Владимирской области<\p>
9 Судьба главной героини В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе. Одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина много страданий претерпела от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. Пережив на своём веку множество испытаний, Матрёна Григорьева сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду. Лоб её недолго оставался омрачённым…: Матрёна умеет прощать людям, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние — не злоба и воинственность, а доброта и смирение.<\p>
10 Идея и проблематика рассказа подчинены одной цели — раскрыть красоту души Матрёны Идея: на примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей Проблематика: 1.Русская деревня начала 50-х годов 20 века, её жизнь, обычаи, нравы. 2.Взаимоотношения власти и человека-труженика. 3.Карающая сила любви. 4.Особая святость помыслов героини.<\p>
11 Композиция рассказа А.И.Солженицын разделил свой рассказ на три части. 1.Русская деревня начала 50-х годов 20 века, её жизнь, обычаи, нравы. 2.Жизнь и судьба героини рассказа. 3.Уроки нравственности. Как бы вы озаглавили композиционные части рассказа?<\p>
12 Не стоит село без праведника… Прав ли Солженицын, называя отнюдь не идеальную Матрёну праведницей? ПРАВЕДНИК — человек с чистой совестью и душой (В.И.Даль«Толковый словарь живого великорусского языка»); праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник; человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»); тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности («Академический словарь русского языка»)<\p>
13 Репродукция картины В.Е.Попкова «Старость», 1969 г. В чём праведность Матрёны?<\p>
14 Не стоит село без праведника… Моральные качества Матрёны Григорьевны, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя, что она всегда… обезоруживала лучезарной улыбкой. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде. Праведность Матрёны основана на безразличии к материальным ценностям. Героиня не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что у неё есть. После смерти Матрёны многие её укоряли:…и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная;…и глупая, помогала чужим бесплатно, и лишь Игнатьич встал на её сторону, осознав её моральные принципы: Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша….<\p>
15 Нравственный идеал писателя Праведница Матрёна — нравственный идеал писателя. По А.И.Солженицыну, «смысл земного существования — не в благоденствии, а в развитии души». Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит своё назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ.<\p>
16 Тот самый праведник… Репродукция картины В.Е.Попкова «Хороший человек была бабка Анисья», 1973 г.<\p>
17 Перед этим Строгим сельсоветом, Перед этим Стадом у моста, Перед всем Старинным Белым светом, Я клянусь, Душа моя чиста… Пусть она Останется чиста До конца, До тихого креста! Заклинание Н.Рубцов До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Перед этой Скромной, Захолустной Стороной Болотистой моей, Перед жнивой Прелестной и грустной В дни осенних Горестных дождей,<\p>
18 ТЕСТ Прочитайте текст Так и поселился я у Матрёны Васильевны. Комнаты мы не делили. Её кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его ещё в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!» Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрёны и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она ещё не протекала и ветрами студёными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрёны и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога.<\p>
19 ТЕСТ Выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа: А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман. А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия. А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа. А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным. А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.<\p>
20 ТЕСТ Выполните задание В1 — В5 с развёрнутым ответом: В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»? В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»? В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили…» и далее. В4. Напишите название любимого растения героини. В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?<\p>
21 Проверь себя А1А2А3А4А5 АГББВ В1В2В3В4В5 эпитетцитированиеинтерьерфикусыколченога<\p>
22 Использованный материал Источники иллюстраций: penza.ru/images/stories/artpenza/Hudogniki/Chumak/Postupleniya_24_12_09/I MG_0694.jpg Википедия свободная энциклопедия Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. — М.: Экзамен, Егорова Н.В.Поурочные разработки по русской литературе в 11 классе. — М.: Вако, Егорова Н.В. Литературоведческий анализ произведений русской литературы в классе. — М.: Вако, Анализ рассказа:<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/139185/
Александр Исаевич Солженицын
Слово учителя
О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили «Матренин двор». Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением».
«Рассказ правдив», «рассказ талантлив», отмечалось в критике. «Он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса».
Рассказ написан в 1959 году, опубликован в 1964. Первоначально он назывался «Не стоит село без праведника». По требованию цензуры и предложению Твардовского рассказ вышел под заголовком «Матренин двор».
Вопрос
Где происходит действие рассказа?
Ответ
На «сто восемьдесят четвертом километре от Москвы». Точное указание места имеет важный смысл. С одной стороны, оно тяготеет к центру европейской России, к самой Москве, с другой – подчеркнута удаленность, глушь описанных в рассказе краев. Это то место, что наиболее характерно для тогдашней России.
Вопрос
Как называется станция, где разворачиваются события рассказа? В чем нелепость этого названия?
Ответ
Производственно-прозаическое наименование станции «Торфопродукт» режет слух: «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!»
В совершенно иной тональности написаны строки, идущие за этой ироничной фразой: «Ветром успокоения потянуло на меня от названий других деревень: Высокое Поле, Тальново, Часлицы, Шевертни, Овинцы, Спудни, Шестимирово».
В этой противоречивости топонимики – ключ к последующему пониманию контрастов быта и бытия.
Вопрос
От чьего лица ведется повествование? Какова роль рассказчика?
Ответ
Рассказчик, ведущий повествование, будучи учителем-интеллигентом, постоянно пишущий за тускло освещенным столом «что-то свое», поставлен в положение стороннего наблюдателя-летописца, силящегося понять Матрену и все, «что с нами происходит».
Комментарий учителя
«Матренин двор» – произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына и о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956 года «из пыльной горячей пустыни». Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».
Игнатич (под таким именем предстает перед нами автор) чувствует щекотливость своего положения: бывший лагерник (Солженицын был реабилитирован в 1957 году) мог наняться только на тяжелые работы – таскать носилки. У него же были другие желания: «А меня тянуло – учительствовать». И в строении этой фразы с ее выразительным тире, и в выборе слов передается настроение героя, выражается самое заветное.
Вопрос
Какова тема рассказа?
Ответ
Главная тема рассказа «Матренин двор» – «чем люди живы». Это и хочет понять и об этом хочет рассказать Александр Исаевич Солженицын. Все движение сюжета его рассказа направлено на постижение тайны характера главной героини.
Задание
Расскажите о героине рассказа.
Ответ
Героиня рассказа – простая деревенская женщина Матрена. На ее долю выпали многочисленные беды – пленение жениха, гибель мужа, смерть шестерых детей, тяжелая болезнь и обиды – обманы при расчете за адский труд, нищета, исключение из колхоза, лишение пенсии, бездушие бюрократов.
Бедность Матрены смотрит из всех углов. Да откуда придет достаток в крестьянской дом?
«Я только потом узнал, – рассказывает Игнатич, – что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика».
Эти слова будут дополнены рассказом самой Матрены о том, сколько обид она перенесла, хлопоча о пенсии, о том, как добывала торф для печки, сено для козы.
Комментарий учителя
Героиня рассказа – не выдуманный писателем персонаж. Автор пишет о реальном человеке – Матрене Васильевне Захаровой, у которой он жил в 50-е годы.
В книге Натальи Решетовской «Александр Солженицын и читающая Россия» помещены сделанные Солженицыным фотографии Матрены Васильевны, ее дома, комнаты, которую снимал писатель.
Его рассказ-воспоминание перекликается со словами А.Т. Твардовского, который вспоминает о своей соседке тетке Дарье,
С ее терпеньем безнадежным, С ее избою без сеней, И с трудоднем пустопорожним, И с трудоночыо – не полней… Со всей бедой – Войной вчерашней
И тяжкой нынешней бедой.
Примечательно, что эти строки и рассказ Солженицына писались примерно в одно и то же время. И в том и в другом произведении рассказ о судьбе крестьянки перерастает в раздумья о жестоком разорении русской деревни в военную и послевоенную пору.
«Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила…» Эта строка из стихотворения М. Исаковского созвучна и прозе Ф.
Абрамова, который рассказывает о судьбе Анны и Лизы Пряслиных, Марфе Репиной… Вот в какой литературный контекст попадает рассказ «Матренин двор»!
Но рассказ Солженицына написан не ради того только, чтобы еще раз сказать о страданиях и бедах, которые перенесла русская женщина. Обратимся к словам А. Т.
Твардовского, взятым из его выступления на сессии Руководящего Совета Европейской ассоциации писателей: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».
Прочтя эту речь в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».
Вопрос
Как мы можем охарактеризовать Матрену? Как отразились беды на ее характере?
Ответ
Несмотря на перенесенные несчастья, Матрена сумела сохранить в себе исключительную доброту, милосердие, человечность, бескорыстие, готовность всегда прийти на помощь другим, огромное трудолюбие, незлобивость, терпеливость, независимость, деликатность.
Потому она и замуж за Ефима пошла, что в его оме рук не хватало. Оттого она Киру на воспитание взяла, что нужно было участь Фаддея облегчить и как-то связать себя с его семьей.
Любой соседке помогала, в соху во время пахоты шестой впрягалась, на общие работы, не будучи колхозницей, всегда выходила. Чтобы помочь Кире участком земли обзавестись, горницу свою отдала.
Даже кошку хромую из сострадания подобрала.
В силу деликатности своей не желала помешать другому, не могла обременять кого-то. В силу доброты своей бросилась помогать мужикам, увозящим часть ее избы.
Эта благостная душа жила радостями других, и оттого лучезарная, добрая улыбка часто освещала ее простое круглое лицо.
Пережить то, что пережила Матрена Васильевна Захарова, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку»… Какие же душевные силы нужны для этого?!
Вопрос
Как раскрывается характер героини в рассказе?
Ответ
Матрена раскрывается не столько в своем обыденном настоящем, сколько в своем прошлом. Она и сама, вспоминая о молодости своей, призналась Игнатичу: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов ти́желью не считала. Свекор кричал: “Матрена! Спину сломаешь!” Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить».
Молодая, сильная, красивая, Матрена была из той породы русских крестьянок, что «коня на скаку остановит». И такое было: «Раз конь с испугу сани понес в озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановила…» – рассказывает Матрена. И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде – и погибла.
Полнее всего раскроется Матрена в исполненных драматизма эпизодах второй части рассказа. Связаны они с приходом «высокого черного старика», Фаддея, родного брата Матрениного мужа, не вернувшегося с войны.
Пришел Фаддей не к Матрене, а к учителю просить за своего сына-восьмиклассника. Оставшись наедине с Матреной, Игнатич и думать забыл о старике, да и о ней самой.
И вдруг из ее темного угла послышалось:
«– Я, Игнатич, когда-то за него чуть замуж не вышла. Она поднялась с убогой тряпичной кровати и медленно выходила ко мне, как бы идя за своими словами. Я откинулся – и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену… – Он за меня первый сватался… раньше Ефима… Он был брат старший… Мне было девятнадцать, Фаддею – двадцать три… Вот в этом самом доме они тогда жили. Ихний был дом.
Ихним отцом строенный. Я невольно оглянулся. Этот старый серый изгнивающий дом вдруг сквозь блекло-зеленую шкуру обоев, под которыми бегали мыши, проступил мне молодыми, еще не потемневшими тогда, стругаными бревнами и веселым смолистым запахом. – И вы его?.. И что же?.. – В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть, – прошептала она. – Тут роща была… Без малого не вышла, Игнатич.
Война германская началась. Взяли Фаддея на войну. Она уронила это – и вспыхнул передо мной голубой, белый и желтый июль четырнадцатого года: еще мирное небо, плывущие облака и народ, кипящий со спелым жнивом. Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; ее, румяную, обнявшую сноп. И – песню, песню под небом… – Пошел он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала.
И ни весточки, и ни косточки…
Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором».
Вопрос
Можно ли считать, что Фаддей олицетворяет злое начало в рассказе?
Ответ
Бывший возлюбленный и жених является как некий «черный человек», предвещая несчастье, а потом становится непосредственным виновником гибели героини.
Солженицын щедро, семь раз использует эпитет «черный» в пределах одного абзаца в начале второй главы. Топор в руках Фаддея (его отчетливо представляет себе Игнатий в руках этого человека) рождает ассоциации с топором Раскольникова, убивающего невинную жертву, и одновремено с топором Лопахина.
Рассказ вызывает и другие литературные ассоциации. «Черный человек» напоминает и пушкинского мрачного пришельца в «Моцарте и Сальери».
Вопрос
Есть ли в рассказе «Матренин двор» другие символы?
Ответ
Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы-символы крестного пути, праведника, мученика.
Вопрос
Каков символический смысл рассказа?
Ответ
Двор, дом Матрены – то «пристанище», которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после должгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне».
Солженицын не случайно назвал свое произведение «Матренин двор». Это один из ключевых образов рассказа. Описание двора, подробное, с массой деталей, лишено ярких красок: Матрена живет «в запущи».
Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом – погибнет и его хозяйка.
«И шли года, как плыла вода…» Словно из народной песни пришло в рассказ это удивительное присловье. Оно вместит в себя всю жизнь Матрены, все сорок лет, что прошли здесь.
В этом доме она переживет две войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Здесь она постареет, останется одинокой, будет терпеть нужду.
Все ее богатство – колченогая кошка, коза и толпа фикусов.
Символическое уподобление дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира.
Слово учителя
Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развити души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с христианской традицией.
Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ.
Об этом он говорил в своей Нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своем народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».
Литература
Н.В. Егорова, И.В. Золотарева. Литература «оттепели». Творчество А.И. Солженицына. // Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. II полугодие. М., 2004
В. Лакшин. Иван Денисович, его друзья и недруги // Новый мир. – 1964. – № 1
П. Паламарчук. Александр Солженицын: Путеводитель. – М., 1991
Жорж Нива. Солженицын. – М., 1993
В. Чалмаев. Александр Солженицын: жизнь и творчество. – М., 1994
Е.С. Роговер. Александр Исаевич Солженицын // Русская литература XX века. СПб., 2002
Источник: http://trassa.narod.ru/lekzia/solzhenitsin/solzhenitsin2.htm
Матрёнин двор, история создания и публикации
Название | Матрёнин двор |
Название-оригинал | Не стоит село без праведника |
Жанр | рассказ |
Автор | Александр Солженицын |
Язык оригинала | русский |
Написан | 1959 |
Публикация | 1963, «Новый мир» |
«Матрёнин двор» — второй из опубликованных в журнале «Новый мир» рассказов Александра Солженицына. Авторское название — «Не стоит село без праведника», было изменено по требованию редакции во избежание цензурных препятствий. По этой же причине время действия в рассказе изменено автором на 1953 год.
«Основополагающей вещью» всей русской «деревенской литературы» назвал это произведение Андрей Синявский.
История создания и публикации
Рассказ начат в конце июля — начале августа 1959 года в посёлке Черноморском на западе Крыма, куда Солженицын был приглашён друзьями по казахстанской ссылке супругами Николаем Ивановичем и Еленой Александровной Зубовыми, которые поселились там в 1958 году. Рассказ закончен в декабре того же года.
Солженицын передал рассказ Твардовскому 26 декабря 1961 года. Первое обсуждение в журнале состоялось 2 января 1962 года. Твардовский считал, что это произведение не может быть напечатано. Рукопись осталась в редакции. Узнав, что цензура вырезала из «Нового мира» (1962, № 12) воспоминания Вениамина Каверина о Михаиле Зощенко, Лидия Чуковская записала в своём дневнике 5 декабря 1962 года:
После успеха рассказа «Один день Ивана Денисовича» Твардовский решился на повторное редакционное обсуждение и подготовку рассказа к печати. В те дни Твардовский записал в своём дневнике:
Название «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября 1962 года:
Рассказ был опубликован в январской тетради «Нового мира» за 1963 год (страницы 42—63) вместе с рассказом «Случай на станции Кочетовка» под общей шапкой «Два рассказа».
В отличие от первого опубликованного произведения Солженицына — «Одного дня Ивана Денисовича», в целом положительно принятого критикой, «Матрёнин двор» вызвал волну споров и дискуссий в советской прессе. Позиция автора в рассказе оказалась в центре критической дискуссии на страницах «Литературной России» зимой 1964 года. Ее началу послужила статья молодого писателя Л. Жуховицкого «Ищу соавтора!».
Источник: http://www.cultin.ru/books-matrjonin-dvor