История создания романа пушкина евгений онегин

История создания романа — А.С.Пушкин роман «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» — произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет — с мая 1823 г. по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г.

У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался «на едином дыхании», а складывался — из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества.

Работа над романом охватывает четыре периода творчества Пушкина — от южной ссылки до Болдинской осени 1830 г. 

Обратите внимание

Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина и новые замыслы, ради которых он бросал текст «Евгения Онегина». Некоторые стихотворения («Демон», «Свободы сеятель пустынный…») возникли из черновиков романа. В черновиках второй главы (писалась в 1824 г.

) мелькнул стих Горация «Exegi monumentum », ставший через 12 лет эпиграфом к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Казалось, сама история была не очень благосклонна к пушкинскому произведению: из романа о современнике и современной жизни, каким поэт задумал «Евгения Онегина», после 1825 г.

он стал романом о другой исторической эпохе. «Внутренняя хронология» романа охватывает около 6 лет — с 1819 г. по весну 1825 г.

Все главы издавались с 1825 г. по 1832 г. как самостоятельные части большого произведения и еще до завершения романа стали фактами литературного процесса.

Пожалуй, если принять во внимание фрагментарность, прерывистость работы Пушкина, можно утверждать, что роман был для него чем-то вроде огромной «записной книжки» или поэтического «альбома» («тетрадями» иногда называет главы романа сам поэт).

В течение семи с лишним лет записи пополнялась горестными «заметами» сердца и «наблюдениями» холодного ума. 

Он был исписан, изрисован

Рукой Онегина кругом,

Меж непонятного маранья

Мелькали мысли,замечанья,

Портреты, числа, имена,

Да буквы, тайны письмена,

Отрывки, письма черновые… 

Словом, резюмирует автор, это был «искренний журнал», «дневник мечтаний и проказ», весьма похожий, заметим, на сам роман. 

Первая глава, опубликованная в 1825 г., указала на Евгения Онегина как на главного героя задуманного произведения. Однако с самого начала работы над «большим стихотворением» фигура Онегина потребовалась автору не только для того, чтобы выразить свои представления о «современном человеке».

Была и другая цель: Онегину предназначалась роль центрального персонажа, который, подобно магниту, «притягивал» бы разнородный жизненный и литературный материал. Силуэт Онегина и силуэты других персонажей, едва намеченные сюжетные линии по мере работы над романом постепенно прояснялись.

Важно

Из-под густых наслоений черновых записей проступали («дорисовывались») контуры судеб и характеров Онегина, Татьяны Лариной, Ленского, был создан уникальный образ — образ Автора.

Роман «Евгений Онегин» — труднейшее произведение Пушкина, несмотря на видимую легкость и простоту. В.Г.Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», подчеркнув масштаб пушкинского « труда многолетнего ».

Это не критическая похвала роману, а его емкая метафора.

За «пестротой» глав и строф, сменой приемов повествования скрывается стройный замысел принципиально новаторского литературного произведения — «романа жизни», который вобрал в себя огромный общественно-исторический, бытовой, литературный материал.

Источник: http://lit-helper.ru/p_Istoriya_sozdaniya_i_analiz_romana_Evgenii_Onegin_Pushkina_A_S

Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем описываются события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

Читая его мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах.

Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов — эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой — персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа. “Евгений Онегин” — реалистичный роман.

Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах.

 Источник: http://www.testsoch.net/tvorcheskaya-istoriya-sozdaniya-romana-evgenij-onegin/

Источник: https://sites.google.com/site/romanevgenijonegin/-evgenij-onegin-kak-velicajsee-proizvedenie-a-s-puskina/istoria-sozdania-romana

Сочинение на тему История создания и сюжет романа А.С Пушкина «Евгений Онегин»

Шедевры − не важно, литературные, музыкальные или другие − не рождаются одномоментно, результату предшествует упорная работа, тщательная отделка и редактура. Достаточно лишь вспомнить, как выглядели черновики Пушкина, Достоевского, Толстого: листы, испещрённые исправлениями, зачёркиваниями, свидетельствующими о глубочайшей работе мысли.

На создание «энциклопедии русской жизни», романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкину потребовалось более 7 лет. Поэт, поставив окончательную точку в своём гениальном творении, подсчитал, что работа над романом длилась «7 лет 4 месяца 17 дней».

Семь лет − немалый срок: по сути, писать в 1823 году начинал один человек, юный, горячий в суждениях, а закончил в 1830 году другой, серьёзный, умудрённый жизненным опытом, много переживший и прочувствовавший.

В той редакции, к которой мы, читатели, привыкли и любим, роман вышел в 1833 году.

Совет

В это «собранье пёстрых глав», Пушкин, безусловно, вложил всю свою душу: замысел романа рос и мужал вместе с поэтом. События, описываемые в произведении, относятся к периоду с 1819 по 1825 год: то есть, к эпохе бурной политической мысли, зарождения и развития антиправительственных кружков и обществ, что впоследствии вылилось в восстание на Сенатской площади.

Первоначальный замысел предполагал создание романа в 9 главах, однако дальнейшая работа над ним внесла свои коррективы: поэт исключает одну главу, а именно «Путешествие Онегина», сохранив её в качестве приложения.

Кроме того, написана 10я глава, посвящённая тайным «сходкам» будущих декабристов (глава эта частично сохранилась в зашифрованном виде).

Таким образом, роман в стихах состоит из 8ми глав, каждая из которых логически завершена и вместе с тем связана с последующей и предыдущей.

Из этих восьми глав читатель узнаёт о судьбе главных героев, их знакомстве, влюблённости Татьяны и непонимании друг друга, их прозрении и последней встрече в модном петербургском салоне.

Пушкин расстаётся со своим главным героем «в минуту злую для него» − после отповеди Татьяны, финал остаётся для Онегина открытым: разочарованный в возможности личного счастья, найдёт ли он успокоение в борьбе за счастье соотечественников, станет ли декабристом?

Но также, помимо основной сюжетной линии, в романе описана жизнь разных слоёв населения России: от крепостных крестьян до модного петербургского общества; «Евгений Онегин» изобилует историческими именами и событиями, кроме того, поэт включил в него дословные народные песни и приметы. В.Г.Белинский ёмко и точно обозначил роман, назвав его «энциклопедией русской жизни». И произведение в полной заслуживает это гордое звание: тонкие психологические моменты, любовная линия мастерски переплетены с историческими событиями и целым миром исконно народной жизни.

Источник: https://literk.ru/sochinenie-na-temu-istoriya-sozdaniya-i-syuzhet-romana-a-s-pushkina-evgeniy-onegin/

История создания «Евгений Онегин»

История создания «Евгений Онегин» — страница №1/1

«Евгений Онегин» по праву считается основным, центральным произведением Пушкина. Работа над ним, продолжавшаяся около восьми с половиной лет (9 мая 1823-5 октября 1831 гг.), падает на период наивысшего расцвета творчества Пушкина-поэта (в дальнейшем он все больше и больше обращается к прозе). Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним он называл подвигом – из всего своего творческого наследия, только «Бориса Годунова» Александр Сергеевич характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма.

Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения.

Из романа также пришлось исключить одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в слишком резком тоне.

Обратите внимание

Оставлять эту главу было слишком опасно – Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он уничтожил эту главу.

Читая «Евгения Онегина», мы все время ощущаем присутствие автора, который неизменно выражает свое личное отношение к совершающемуся, дает свою оценку всему, о чем он рассказывает и что показывает в своем произведении, – героям, положениям, в которые они попадают, их реакции на это, их поведению, поступкам.

В «Евгении Онегине» нашел свое наиболее полное воплощение один из значительнейших замыслов поэта: дать образ «героя времени», типический портрет современника – человека нового, XIX столетия.

  1. Главные герои (характеристика)

Евгений Онегин.

Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нём человека холодного, сухого и эгоиста по натуре.

Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает, недоволен не только людьми, но и самими собою.

Онегин – не Мельмот, не Чайлд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не великий человек, а просто – «добрый малый, как вы да я, как целый свет». Онегин – добрый малый, но при этом недюжинный человек.

Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист,– так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то Онегин – страдающий эгоист.

Татьяна Ларина.

Главная героиня романа «Евгений Онегин». Эталон и пример для бесчисленных женских персонажей в произведениях многих русских писателей, «национальный тип» русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены.

Впервые Татьяна появляется во 2-й главе (XXIV). Её младшая сестра Ольга – предмет страсти онегинского соседа Владимира Ленского, через которого в дом Лариных попадает Онегин.

На обратном пути из поместья оба приятеля обсуждают сестер (3, V), и Евгений удивляется, что Владимир, будучи поэтом, влюбляется в скучную Ольгу, а не в меланхоличную Татьяну.

Важно

Далее мысли его не заходят, в то время как у Лариных начинают судить-рядить, и прочат его в женихи Татьяне.

«Пора пришла, она влюбилась». Начитавшись любовных романов, девушка воображает Онегина их героем и пишет ему любовное признание «Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу ещё сказать?…» (III, «Письмо Татьяны к Онегину»).

Через несколько дней после получения письма Онегин приезжает к ним в поместье, находит девушку в саду и делает ей выговор (4 глава, начало).

5 месяцев спустя, в Татьянин день, на именины Лариной, Евгений и Владимир приезжают к ним в гости, причем до свадьбы с Ольгой остается всего пару недель. Накануне на святках (25 декабря- 5 января) суеверная Татьяна гадает (5, Х), и ночью с 5 на 6 января ей снится сон про лес и медведя, который оборачивается Евгением.

Этот большой медведь оказывается «Онегину кумом, точно так же, как по-медвежьи толстый генерал, муж Татьяны, появляющийся в восьмой главе, оказывается онегинским родней и другом». На именинах Онегин, разозленный тем, что Ленский притащил его с собой, флиртует с Ольгой, что влечет за собой вызов на дуэль (5, XLV).

После убийства Ленского, отъезда Онегина, а затем и свадьбы Ольги с уланом, скучающая Татьяна забредает в опустевшее поместье Онегина (6, XV).

Там она начинает читать его книги, в частности, Байрона, и её посещает ужасающая мысль о предмете своей страсти – «Уж не пародия ли он? Москвич в Гарольдовом плаще…» (6, XXIV).

Мельком упоминается, что она отказала искателям своей руки – Буйнову, Ивану Петушкову, гусару Пыхтину. Примерно год спустя после дуэли, зимой, мать-старушка везет Татьяну в Москву на ярмарку невест. Они останавливаются у кузины Алины в Харитоньевском переулке (бывший адрес самого Пушкина). На балу её замечает «какой-то важный генерал», который берет её в жены.

Вернувшись из путешествия осенью 1824 года, Онегин возвращается в свет, где видит позврослевшую Татьяну в малиновом берете (8, XIV), которая замужем около 2 лет за важным генералом, князем, другом и родней Онегина.

Читайте также:  Анализ рассказа заячьи лапы паустовского

«Ужель та самая Татьяна?» (8, XX). Он влюбляется безумно в светскую даму, которая вежливо его игнорирует.

Совет

Ослабевший, он пишет письмо: «Но чтоб продлилась жизнь моя, / Я утром должен быть уверен, /Что с вами днем увижусь я» (8, «Письмо Онегина к Татьяне»).

Затем он засыпает её кучей писем, на которые все нет ответа. При встрече в свете она сурова и окружена крещенским холодом, на лице лишь след гнева. Это происходит зимой, Онегин надолго запирается в своей квартире, а когда наступает март, нежданно приезжает к Татьяне и застает её плачущей над своим письмом.

«Я вас люблю, (к чему лукавить?),Но я другому отдана; Я буду век ему верна.», говорит она. Татьяна удаляется, Онегин застывает в одиночестве и слышит звон шпор входящего мужа.

Ольга Ларина.

Ольга Ларина – сестра Татьяны Лариной, невеста Ленского. Несмотря на то, что Ольгу любит Ленский, она показана через холодное восприятие Онегина: «Кругла, красна лицом она». Это сделано для того, чтобы показать, что Ленский любит не реальную Ольгу, а придуманный им романтический образ.

Ольга – обычная деревенская барышня, против собственной воли назначенная Ленским на роль его Музы. Эта роль девушке не под силу, но она в том не виновата.

Не виновата она и том, что Ленский неверно истолковывает поведение Ольги, например, на именинах Татьяны.

Готовность без конца танцевать с Онегиным объясняется у Ольги не желанием вызвать ревность и тем более изменить, а просто легкомысленностью ее характера. Поэтому она не понимает причин расстройства Ленского на балу и причин дуэли.

Ольга не нуждается в жертве, которую Ленский готов принести в борьбе за ее любовь на дуэли.

Легкомысленность – вот главная черта этой героини. Погибшего за нее Ленского Ольга оплачет и очень скоро забудет.

«С улыбкой на устах» она тут же выйдет замуж за улана – и уедет с ним в полк.

Владимир Ленский.

Дворянский быт и заимствованная западная культура определили романтический, далёкий от реальной русской жизни настрой мыслей и чувств Ленского. Сосед Онегина, «поклонник Канта и поэт» не имеет ясного представления о реальной жизни.

Обратите внимание

По шутливому замечанию Пушкина, «его стихи Полны любовной чепухи». Ленский молод. Ему «без малого… осьмнадцать лет». Ленский мог сохранить жар сердца, но мог превратиться и в заурядного помещика, который, подобно Дмитрию Ларину, «носил бы стёганый халат» и завершил бы свою жизнь весьма обыкновенно:

Пил, ел, скучал, толстел, хирел

И, наконец, в своей постели

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей..

В Ленском автор постоянно подчёркивает противоречивость: простую, здоровую, «простодушную» натуру и поэтическую страстность, поэтическое горение, восторженность.

Ленскому в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Ленский – отчасти юный Онегин, ещё не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете и начитанный о нём:

Я модный свет ваш ненавижу,

Милее мне домашний круг.

Основная художественная роль Ленского – оттенить характер Онегина. Они взаимно объясняют друг друга. Ленский – приятель, достойный Онегина. Он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, романтическую дружбу до гроба и в вечную любовь.

Ленский благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь. Многие из этих качеств выгодно отличают Ленского от Онегина. Ленский верит в идеалы, Онегин – безыдеален. Душа Ленского наполнена чувствами, мыслями, стихами, творческим огнём.

Как и Онегин, Ленский встречает неприязнь соседей-помещиков и подвергается «строгому разбору». И ему не нравились пиры господ соседних селений.

Няня Татьяны.

В образе няни Татьяны Лариной можно узнать образ, историю жизни, знаменитой любимой няни самого поэта – Арины Родионовны.

Поэт скупо бросает отдельные штрихи, но из них слагается образ крепостной женщины, талантливой сказительницы: «Я, бывало, хранила в памяти немало старинных былей, небылиц про злых духов и про девиц», беспредельно преданной своим господам: «бывало, слово барской воли».

Важно

На этой стороне ее жизни автор не останавливается, предоставляя читателю дорисовать, что должна была переживать выданная замуж девочка 13 лет с мужем, Ваней, который был еще моложе, в «чужой семье», где за любовь свекровь бы «согнала со свету».

Зато автор дает читателю почувствовать чудесную доброту и ласковость няни, «старушки в длинной телогрейке с платком на голове седой». Как она любит Татьяну!

«Дитя мое», «красавица», «пташка», «мой друг», «душа моя» — вот ее обычные обращения к своей воспитаннице. Пушкин запомнил склад речи няни: «И, полно, Таня!», «Пришла худая череда! Зашибло», «Вечор уж как боялась я», «Лицо твое, как маков цвет», — речь няни пестрит простонародными выражениями, она певуча, поэтична.

Трагедию крепостной женщины Пушкин дает почувствовать сквозь призму переживаний Татьяны: выйдя замуж без любви, она вспоминала судьбу своей няни, ей раскрылась вся драма жизни няни – с младых лет до старости в чужой семье.

Пушкин в образе няни-рабы раскрыл глубоко человечные черты, показал во весь рост человека.

Зарецкий – секундант.

Не названный в романе муж Татьяны Лариной – «важный генерал».

В романе упоминаются также отец, Дмитрий Ларин, и мать, Прасковья, Татьяны и Ольги; «княжна Алина» — московская кузина матери сестёр Лариных; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.

Роман начинается ворчливыми мыслями молодого дворянина Евгения Онегина, посвящёнными болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного, чтобы проститься с ним. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника.

Повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина.

Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени:

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Совет

Онегин получил типичное для многих дворян воспитание – сначала гувернантка, затем гувернёр-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук. Пушкин подчеркивает, что воспитание Евгения типично для человека его среды (дворянина, которым с детства занимались учителя-иностранцы).

Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими развлечениями, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре. Евгений уезжает к дяде в деревню. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, но и здесь его одолевает хандра.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблён в Ольгу Ларину, дочь помещика. На весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Ольга красива внешне, но неинтересна Онегину.

Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её, он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.

На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.

Через три года он появляется в Москве и встречает Татьяну. Она важная дама, жена генерала. Онегин влюбляется в неё, но на этот раз отвергают уже его. Татьяна так же любит его, но говорит, что хочет остаться верной мужу.

26 ноября 1949 года главный библиограф ленинградской Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина Даниил Альшиц обнаружил рукопись второй половины XIX века, предположительно с текстом Х главы «Онегина». Как утверждал Давид Самойлов, «ни один серьёзный литературовед не поверил в подлинность текста» – стиль слишком непохож на пушкинский и низок художественный уровень.

  1. Переводы. Всемирная известность романа

«Евгений Онегин» переведён на многие языки мира:

  1. на английский – Уолтером Арндтом, Владимиром Набоковым и другими;
  2. на французский язык – И. С. Тургеневым и Л. Виардо, Жаном-Луи Бакесом и РожеЛегра, Жаком Шираком и другими;
  3. на немецкий язык – Рольфом-Дитрихом Кайлем и другими;
  4. на китайский язык – Су Фу (1942), Люй Ин (1944), Ван Шисие (1981), Ван Джилян (1985, 2004), ФэньЧунь (1982, 1991), Дъин Лу (1996), Лю Цзунцзи (2002), Гу Юньпу (2003), Тянь Гуобин (2003).
  5. на белорусский – Аркадием Кулешовым,
  6. на украинский – М. Ф. Рыльским,
  7. на иврит – Авраамом Шлёнским.
  8. на осетинский язык – Нафи Джусойты.
  1. Поэтические особенности романа

Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырехстопного ямба.

Первые четыре строчки рифмуются перекрестно, строки с пятой по восьмую – попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.

  1. Отзывы о романе «Евгений Онегин»

Ф. Достоевский: «В «Онегине», в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто…»

М. Горький: «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства».

А. Герцен: «Каждая глава «Онегина», которая появлялась после 1825 года, отличалась всё большей и большей глубиной».

Послесловие

Пушкин для нас велик и недосягаем, но мы стараемся осмыслить и понять жизнь его, написанное и высказанное им, приблизиться к его гениальной поэзии.

Обратите внимание

Поэт с нами всю нашу сознательную жизнь, сначала его произведения читают и рассказывают нам родители, затем мы изучаем его по школьной программе, во взрослой жизни мы выбираем сами, какие творения Пушкина нам читать.

Я думаю, что выбор многих читателей будет однозначен и любимым произведением для себя они выбрали роман «Евгений Онегин»

Использованные источники

  1. http://er3ed.qrz.ru/pushkin-onegin.htm#wtoraya
  2. http://evgenij-onegin.ru/
  3. http://nonegin.narod.ru/otziv.html
  4. http://otzovik.com/review_107372.html
  5. http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/evgenij-onegin/onegin_10.htm
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%E2%E3%E5%ED%E8%E9_%CE%ED%E5%E3%E8%ED
  7. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00058001184864026282/
  8. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00099001184864021491
  9. http://xobbit-f.narod.ru/Analiz.html

Источник: http://davaiknam.ru/text/istoriya-sozdaniya-evgenij-onegin

Готовые школьные сочинения

Янв 24 2011

Творческая история создания романа «Евгений Онегин»

Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем описываются события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

Читая его мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах.

Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов — эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой — персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа. “Евгений Онегин” — реалистичный роман.

Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа:

  • И даль свободного романа
  • Я сквозь магический кристалл
  • Еще неясно различал.

Определив роман как “собранье пестрых глав”, Пушкин подчеркивает еще одну сущностную черту реалистичного произведения: роман как бы “разомкнут” во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Тем самым акцентируется внимание читателя на самостоятельной ценности каждой главы.

Уникальным этот роман делает и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов прошлого века. Читая роман мы, как в энциклопедии, можем узнать все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде (”широкий боливар” Онегина и малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов, что шло в театре (балеты Дидло).

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам говорить об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.

Петербург того времени собирал в себе лучшие умы России. Там “блистал Фонвизин”, люди искусства — Княжин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”, “ни о необходимых нахалах”.

Важно

Глазами столичного жителя показана нам и Москва — “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный, пошлый вздор”.

Читайте также:  Критика о слове о полку игореве (отзывы критиков о произведении)

Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось” (читать такие строки москвичу должно быть вдвойне приятно).

Современная поэту Россия — деревенская. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная. Посмотрим на персонажей, представленных нам Пушкиным. Красавец Ленский, “с душою прямо геттингенской”, — романтик немецкого склада, “поклонник Канта”. Но стихи Ленского подражательны.

Они насквозь пародийны, но в них пародируются не отдельные авторы, а сами штампы романтизма. История матери Татьяны достаточно трагична: “Не спросясь совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и плакала сначала”, но заменила счастье привычкой: “Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы”.

Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: “Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут.” Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы.

Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин, Обломов продолжат ее.

Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.

Онегин — светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза — гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни “золотой молодежи”: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.

Совет

Хотя Онегин и учился “чему-нибудь и как-нибудь”, он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой — порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему.

Благородство души, “резкий охлажденный ум” выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: Нет, рано чувства в нем остыли, Ему наскучил света шум…

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью.

Барское воспитание, отсутствие привычки к труду (”труд упорный ему был тошен”) сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет “без цели, без трудов”.

В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни.

Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись “шепота, хохотни глупцов”.

В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в столицу и встречает ту же картину жизни светского общества.

В нем вспыхивает любовь к Татьяне — теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.

Обратите внимание

Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности.

Образ Евгения Онегина открывает целую галерею “лишних людей”. Вслед за Пушкиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

“Евгений Онегин” — реалистический роман в стихах, так как в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века.

В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта — это произведение, в котором “отразился век и современный человек”.

“Энциклопедией русской жизни” назвал В. Г. Белинский роман Пушкина.

В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде (”широкий боливар”, фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны ), меню престижных ресторанов (”бифштекс окровавленный”, сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидро), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П. А. Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе “Евгения Онегина”: “Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодежи”.

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство — то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России — декабристов, литераторов. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, люди искусства — Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни “о соли светской злости”, “ни о необходимых глупцах”, “накрахмаленных нахалах” и тому подобное.

Глазами столичного жителя показана нам Москва — “ярмарка невест”. Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”.

Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось”.

Он гордится Москвой 12-го года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”.

Современная поэту Россия — деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века — поэмой Гоголя “Мертвые души”.

Важно

Красавец Ленский, “с душой прямо геттингемской”,- романтик немецкого склада, “поклонник Канта”, не погибни на дуэли, мог бы по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.

Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя “в сей толпе дворян освободителей крестьян”.

Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой “Дворянского гнезда”, “Войны и мира”, “Вишневого сада”.

Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Творческая история создания романа «Евгений Онегин» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/tvorcheskaya-istoriya-sozdaniya-romana-evgenij-onegin/

История создания Евгения Онегина, анализ произведения

История сотворения «Евгения Онегина» – «плода разума прохладных наблюдений и сердца горестных замет» – выдающимся русским классиком Александром Сергеевичем Пушкиным не припоминает блицкриг.

Произведение создавалось поэтом эволюционно, знаменуя его становление на пути реализма. Роман в стихах как событие в искусстве представлял собой уникальное явление.

Ранее в мировой литературе был написан в этом же жанре только один аналог – романтическое произведение Джорджа Гордона Байрона «Дон Жуан».

Создатель решается на мозговой штурм

Пушкин пошел далее величавого британца – к реализму. Сейчас поэт поставил впереди себя сверхзадачу – показать человека, способного служить катализатором предстоящего развития Рф. Александр Сергеевич, разделяя идеи декабристов, осознавал, что гигантскую страну следует двинуть, как локомотив, с тупикового пути, приведшего все общество к системному кризису.

История сотворения «Евгения Онегина» определяется гиганским поэтическим трудом в период с мая 1823 года по сентябрь 1830 г., творческим переосмыслением русской реальности первой четверти XIX века.

Роман в стихах творился в протяжении 4 шагов творчества Александра Сергеевича: южной ссылки (1820 – 1824 гг.), пребывания «без права самовольного оставления имения Михайловское» (1824 – 1826 гг.

), периода после ссылки (1826 – 1830 гг.), Болдинской озари (1830 г.)

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»: история сотворения

Юный Пушкин, выпускник Царскосельского лицея, по словам правителя Александра I, «наводнивший Россию возмутительнейшими стихами», начал писать собственный роман, пребывая в ссылке в Кишиневе (благодаря заступничеству друзей этапирования в Сибирь удалось избежать). К этому времени он был уже кумиром российской образованной молодежи.

Поэт стремился сделать образ героя собственного времени. В произведении он мучительно находил ответ на вопрос о том, каким должен быть носитель новых мыслях, творец новейшей Рф.

Социально-экономическая обстановка в стране

Разглядим общественную среду, в какой создавался роман. Наша родина одолела в войне 1812 года. Это придало осязаемый импульс публичным рвениям к освобождению от феодальных кандалов. Сначала люд жаждал отмены крепостного права. Такое его освобождение неизбежно тянуло за собой ограничение возможностей монарха.

Сформировавшиеся сходу после войны общества гвардейских офицеров в 1816 году в Петербурге создают декабристский «Альянс спасения». В 1818 г в Москве организуется «Альянс процветания». Эти декабристские организации интенсивно содействовали формированию либерального публичного представления и ожидали комфортного момента для муниципального переворота.

Посреди декабристов было много друзей Пушкина. Он делил их взоры.

Наша родина к тому времени уже стала признанной европейской державой с популяцией около 40 миллионов человек, в ней вызревали ростки муниципального капитализма. Но ее хозяйственную жизнь все еще определяли рудименты феодализма, дворянское землевладение и купечество.

Совет

Эти социальные группы, равномерно теряющие публичный вес, были все еще сильны и воспользовались воздействием на жизнь страны, продлевая феодальные дела в стране.

Они являлись поборниками общества, построенного по устаревшим екатерининским дворянским принципам, присущим Рф XVIII века.

Налицо были соответствующие признаки общественного и экономического кризиса всего общества. В стране проживало много образованных людей, понимающих, что интересы развития требуют огромных перемен и реформ. История сотворения «Евгения Онегина» началась с личного неприятия поэтом окружающего, говоря словами Александра Николаевича Островского, «темного королевства»

Поднявшаяся после массивного ускорения, данного Петром I, и динамизма во время правления императрицы Екатерины II, Наша родина сначала XIX века сбавила темпы развития.

На время написания Пушкиным известного романа в стране еще не было стальных дорог, еще по ее рекам не плавали пароходы, тыщи и тыщи ее трудолюбивых и профессиональных людей были связаны по рукам и ногам узами крепостного права.

История «Евгения Онегина» неразрывно связана с историей Рф начала XIX века.

Онегинская строфа

С особенным вниманием Александр Сергеевич, «российский Моцарт от поэзии», отнесся к собственному труду. Он разработал новый стихотворный ряд специально для написания романа в стихах.

Слова поэта льются не свободным ручьем, а структурированно. Каждые четырнадцать строк четырехстопного ямба соединяются в специфическую онегинскую строфу. При всем этом рифмование постоянно в протяжении всего романа и имеет последующий вид: CCddEffEgg (где строчные буковкы обозначают дамские окончания, а строчные – мужские).

Обратите внимание

Непременно, история сотворения романа «Евгений Онегин» – это история сотворения онегинской строфы.

Конкретно при помощи варьирования строф создателю удается в собственном произведении сделать аналог житейских разделов и глав: перебегать с одной темы на другую, поменять стиль изложения от размышления до оживленного развития сюжета. Таким макаром создатель делает воспоминание непосредственной беседы со своим читателем.

Роман – «собрание пестрых глав»

Что принуждает людей писать произведения о собственном поколении и о собственной родной земле? Почему при всем этом они отдаются этому труду стопроцентно, работая, как будто одержимые?

История сотворения романа «Евгений Онегин» вначале подчинялась плану создателя: сделать роман в стихах, состоящий из 9 обособленных глав.

Спецы по творчеству Александра Сергеевича именуют его «разомкнутым во времени» из-за того, что любая его глава – самостоятельна, и может по собственной внутренней логике окончить произведение, хотя и находит свое продолжение в последующей главе.

Его современник – доктор российской словесности Николай Иванович Надеждин – отдал традиционное описание «Евгения Онегина» не как произведения с жесткой логичной структурой, а, быстрее, как некоей поэтической тетради, заполненной конкретными радужными переливами броского таланта.

О главах романа

Главы «Евгения Онегина» издавались с 1825 по 1832 гг. по мере их написания и печатались в литературных альманахах и журнальчиках. Их ожидали, любая из их становилась реальным событием в культурной жизни Рф.

Читайте также:  Сочинение на тему плохое настроение 11 класс егэ

Но одну из их, посвященную путешествию головного героя к военным поселениям в районе одесской пристани, содержащую критичные суждения, опальный создатель предпочел изъять во избежание репрессий против себя, а позже и уничтожил ее единственную рукопись.

Так же, на сто процентов отдаваясь труду, позднее работал над своим «Медиком Живаго» Борис Леонидович Пастернак, так же писал о собственном поколении Миша Александрович Шолохов. Сам же Пушкин именовал свою более чем семилетнюю работу над этим романом в стихах подвигом.

Главный герой

Описание Евгения Онегина, по воззрению литературоведов, припоминает личность Петра Яковлевича Чаадаева – создателя «Философских писем». Это персонаж с сильной энергетикой, вокруг которого разворачивается сюжет романа и проявляют себя другие персонажи. Пушкин писал о нем как о «хорошем товарище».

Евгений получил традиционное дворянское воспитание, совсем лишенное «русскости». И хотя в нем пылает острый, но прохладный мозг, он человек света, последующий определенным воззрениям и предубеждениям. Жизнь Евгения Онегина небогата. С одной стороны, ему чужды характеры света, он их остро критикует; а с другой – он подвержен его воздействию.

Героя нельзя именовать инициативным, быстрее, это умный наблюдающий.

Особенности вида Онегина

Его образ – катастрофический. Во-1-х, он не выдержал тесты любовью. Евгений прислушался к рассудку, но не к собственному сердечку. При всем этом он поступил великодушно, почтительно отнесясь к Татьяне, дав ей осознать, что он не способен полюбить.

Во-2-х, он не выдержал тесты дружбой. Вызвав на дуэль собственного друга, 18-летнего романтичного юношу Ленского, он слепо следует понятиям света. Ему кажется приличнее не спровоцировать злоязычие старенького записного дуэлянта Зарецкого, чем закончить совсем глуповатую ссору с Владимиром. Кстати, ученые-пушкинисты считают молодого Кюхельбекера прототипом Ленского.

Татьяна Ларина

Употребление имени Татьяна в романе Евгений Онегин было ноу-хау от Пушкина. Ведь сначала XIX века это имя числилось простонародным и неактуальным.

Не достаточно того, темноволосая и не румяная, задумчивая, необщительная, она не соответствовала эталонам красы света.

Татьяна (подобно создателю романа) обожала народные сказы, которые ей щедро говорила няня. Но ее особой страстью было чтение книжек.

Герои романа

Не считая вышеупомянутых сюжетообразующих основных героев перед читателем проходят второстепенные. Данные образы романа «Евгений Онегин» не сформировывают сюжет, но дополняют его.

Это сестра Татьяны Ольга, пустая светская дама, в которую был влюблен Владимир Ленский. Образ няни Татьяны, знатока народных сказок, имеет очевидный макет – няню самого Александра Сергеевича, Арину Родионовну.

Важно

Еще одним безымянным героем романа является обретенный Татьяной Лариной после размолвки с Евгением Онегиным супруг – «принципиальный генерал».

Сонм помещиков как будто импортирован в роман Пушкина из других российских традиционных произведений. Это и Скотинины («Недоросль» Фонвизина), и Буянов («Страшный сосед» В. Л. Пушкина).

Произведение народное

Высшей похвалой для Александра Сергеевича стала оценка, данная первой главе «Евгения Онегина» человеком, которого поэт считал своим учителем, – Василием Андреевичем Жуковским. Мировоззрение было максимально лаконичным: «Ты – 1-ый на российском Парнасе…»

Роман в стихах энциклопедически правильно показал русскую реальность начала XIX века, показал стиль жизни, соответствующие черты, социальную роль разных слоев общества: петербуржского высшего света, дворянства Москвы, помещиков-землевладельцев, фермеров.

Может быть, потому, также из-за комплексного и узкого отображения Пушкиным в собственном произведении ценностей, характеров, взглядов, моды тех пор литературный критик Виссарион Белинский отдал ему такую исчерпающую характеристику: «произведение в высшей степени народное» и «энциклопедия российской жизни».

Пушкин желал поменять сюжет

История сотворения «Евгения Онегина» – это эволюция юного поэта, взявшегося в 23 года за глобальный труд. При этом если в прозе такие ростки уже были (вспомним инкогнито изданную книжку Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»), то реализм в поэзии на то время был бесспорным новшеством.

Окончательный план произведения был сформирован создателем исключительно в 1830 году. Он был неуклюж и вымучен.

Чтобы придать обычный приличный вид собственному творению, Александр Сергеевич решил либо выслать Евгения Онегина вести войну на Кавказ, либо перевоплотить его в декабриста.

Но Евгений Онегин – герой романа в стихах – сотворен Пушкиным на одном вдохновении, как «собрание пестрых глав», и в этом его красота.

Вывод

Произведение «Евгений Онегин» является первым в русской истории реалистическим романом в стихах. Оно является знаковым для XIX века. Роман был признан обществом как глубоко народный. Энциклопедическое описание русского быта соседствует в нем с высочайшей художественностью.

Вобщем, по воззрению критиков, основным героем этого романа все-же является совсем не Онегин, а создатель произведения. Данный персонаж не имеет определенного вида. Это типичное белоснежное пятно для читателя.

Александр Сергеевич по тексту произведения намекает на свою ссылку, говоря о том, что ему «вредоносен Север», и т.д. Пушкин незримо находится во всех действиях, резюмирует, смешит читателя, воскрешает сюжет. Его цитаты лупят не в бровь, а в глаз.

Волею судьбы Александр Сергеевич Пушкин прорецензировал 2-ое полное издание собственного романа в стихах в 1937 году (1-ое было в 1833 г.), будучи уже смертельно раненым на Темной речке поблизости Комендантской дачи. Тираж в 5000 экземпляров планировали реализовать в протяжении года.

Но читатели раскупили его за неделю. В предстоящем классики российской литературы, каждый для собственного времени, продолжили творческий поиск Александра Сергеевича. Они все пробовали сделать героя собственного времени.

И Миша Лермонтов в виде Григория Александровича Печорина («Герой нашего времени»), и Иван Гончаров в виде Ильи Обломова…

Источник: https://tipsboard.ru/istoriya-sozdaniya-evgeniya-onegina-analiz-proizvedeniya/

Сочинение «История создания романа Пушкина «Евгений Онегин»»

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Пушкин работал над своим романом больше восьми лет — с весны 1823 до осени 1831 года.

Сохранившиеся рукописи «Евгения Онегина» показывают, какой громадный труд вложил Пушкин в свое создание, как упорно и тщательно, заменяя по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы и план своего романа, и отдельные его подробности.

Целые дни, не выходя из дому, целые ночи до зари проводил Пушкин в этой трудной и радостной работе. В самом начале своей работы над «Евгением Онегиным» Пушкин писал поэту П. А. Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах-дьявольская разница».

Совет

В самом деле, стихотворная форма придает «Евгению Онегину» черты, резко отличающие его от прозаического романа. В стихах поэт не просто рассказывает или описывает, он при этом как-то особенно волнует нас самой формой своей речи: ритмом, звуками. Стихотворная форма гораздо сильнее, чем прозаическая, передает чувства поэта, его волнение.

Каждый поэтический оборот, каждая метафора приобретают в стихах особую яркость, убедительность. В известных строчках:

* Гонимы внешними лучами, * С окрестных гор уже снега * Сбежали мутными ручьями

* На потопленные луга…

мы непосредственно чувствуем победоносную силу весны, которая гонит зимние снега с гор, и снега бегут от нее, превращаясь в мутные ручьи…

Все действие романа, все описания, все речи действующих лиц, несмотря на их простоту, полное отсутствие нарочитых эффектов, все же благодаря стихотворной форме овеяны особой поэтичностью, музыкальностью. Своеобразный характер придает «Евгению Онегину» и постоянное участие в романе самого поэта.

Онегин встречается с Пушкиным в Петербурге и в Одессе, письмо Татьяны хранится у Пушкина («его я свято берегу»), он рассказывает нам, прерывая ход событий романа, эпизоды своей биографии, делится своими размышлениями, чувствами, мечтами.

В форме лирических отступлений Пушкин включил в свой роман множество прекрасных лирических стихотворений, поэтическое выражение его души —

* Ума холодных наблюдений

* И сердца горестных замет.

Пушкин создал особую форму лирического романа. Стихи в «Евгении Онегине» не текут непрерывным потоком, как почти во всех пушкинских поэмах, а разбиты на небольшие группы строчек — строфы, по четырнадцати стихов (строк) в каждой, с определенным, постоянно повторяющимся расположением рифм.

Этой сложной, трудной формой, при которой ход изложения должен был бы постоянно прерываться, Пушкин пользуется с величайшим искусством.

Обратите внимание

Она помогает ему с легкостью переходить от одной темы к другой, от рассказа к лирическому излиянию или размышлению, а когда ему нужно вести непрерывный рассказ, он делает это так мастерски, что мы вовсе не замечаем перехода от одной строфы к другой.

Сюжет «Евгения Онегина» очень прост и хорошо известен. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то что теперь они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу.

И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинами этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя. Этот простой сюжет излагается у Пушкина по очень четкой, строгой композиционной схеме.

Любовное письмо Татьяны и жестокая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны. Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина.

Между этими главными сюжетными эпизодами — ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны.

На эту простую сюжетную схему нанизано в «Евгении Онегине» множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. И все это «собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных» насыщено лирическими излияниями автора, по большей части очень грустными…

В течение восьми лет работы над романом Пушкин несколько раз изменял и содержание его и композицию. Надо сказать несколько слов об этих изменениях.

«Евгений Онегин» начат был Пушкиным в период перелома в его творчестве, когда он уже разочаровался в романтизме, в его «возвышенных» героях и сюжетах, но не пришел еще к новой, реалистической задаче — познания самой жизни, отражения ее в существенных, типических чертах.

В эту переломную эпоху (1823-1824) Пушкин написал много мрачных, злых, раздраженных стихотворений, таких, как «Сеятель», «Демон», «Разговор книгопродавца с поэтом» и другие.

Важно

Он решительно отошел от своих прежних, столь любимых им самим и читателями романтических героев и героинь, в которых так поэтически и искренне выражались его собственные высокие чувства и думы.

Но этот отход, это разочарование в романтизме он ощущал очень болезненно, так как не дошел еще до того, чтобы увидеть поэтическую прелесть в описании, изображении простой жизни, простых, обыкновенных людей,- он еще по старой романтической привычке относился к этой простой жизни насмешливо, иронически.

Так он и начал в 1823 году свой роман, где хотел полемически, в споре с господствовавшим тогда возвышенным романтизмом показать обыкновенных людей, обыкновенную жизнь во всей ее прозаической наготе, без всякой идеализации, без всякого романтического прикрашивания.

Героем романа он сделал не какого-то таинственного «пленника», или хана Гирея, или изгнанника Алеко, а петербургского молодого франта, героиней — провинциальную барышню, не очень красивую, с деревенским, непоэтичным именем. Весь тон рассказа сначала был насмешливый.

«Я на досуге пишу новую поэму, «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью»,- сообщал Пушкин друзьям в 1823 году. В письме к брату в 1824 году он называет начатый им роман своим лучшим произведением. «Не верь Н.

Раевскому, который бранит его’, — пишет Пушкин,- он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру и цинизм и порядочно не расчухал». Издавая в 1825 году отдельной книжкой первую главу «Евгения Онегина», Пушкин в предисловии называет себя, как автора этого произведения, «сатирическим писателем».

«Сатира» эта была направлена против романтической теории «возвышенного предмета», «возвышенного героя».

Но вот прошло время, Пушкин понял необычайную важность верного, точного, без прикрас изображения простой, обыденной жизни, окружающей нас, важность познания с помощью искусства реальной действительности, какая она Друг Пушкина Николай Раевский приезжал в конце 1823 года в Одессу, и Пушкин читал ему первые главы «Евгения Онегина» есть, и продолжал писать свои роман уже спокойно, без «желчи», без полемики, без нарочитого, «сатирического», «цинического» выпячивания самых прозаических подробностей жизни.

Источник: http://litsochinenie.ru/istoriya-sozdaniya-romana-pushkina-evgeniy-onegin.html

Ссылка на основную публикацию