Князь ипполит курагин в романе война и мир толстого сочинение

Семья Курагиных в романе «Война и мир»: характеристика

Меню статьи:

Проблема взаимоотношений в семье – одна из ключевых тем, интересовавших Л.Н. Толстого. Возможно ли достичь счастья в семейной жизни и как это сделать – это становится буквально центральной проблемой многих произведений Толстого.

Роман «Война и мир» не стал исключением.

Описания аристократических семей дают возможность не только воссоздать картину типичного высшего общества, но и узнать о взаимоотношениях и принципах взаимодействия людей различных темпераментов и жизненных позиций.

Состав семьи, положение в обществе

Семья Курагиных – одна из самых влиятельных семей в аристократических кругах. В этом заслуга нескольких аспектов. В первую очередь необходимо отметить, что такое положение семьи создавалось не одним поколением. Значительное влияние было достигнуто благодаря стараниям князя Василия, который имел престижную должность и влиятельные знакомства в правительственной верхушке.

Следующее поколение мало придавало значения поддержанию статуса семьи – они лишь пользовались достижениями своих предков.

На момент повествования семья Курагина состоит из князя Василия Сергеевича, княгини Алины и их троих детей: Ипполита, Анатоля и Елены.

Василий Сергеевич Курагин и Алина Курагина

Василий Сергеевич Курагин – глава семейства Курагиных. В начале романа ему больше 50-ти лет. Он достиг значительных высот в своей службе. Князь Василий был важным чиновником, он даже лично знал императрицу.

Кроме того, среди его знакомых были и другие чиновники из верхушки правительственного аппарата.

Такое знакомство он поддерживает не исходя из общих интересов, а ради корысти – такие значимые связи сослужить отличную службу и помочь решить важные вопросы.

Обратите внимание

Князь Василий умеет пользоваться расположением людей, он обладает талантом убеждения. Кроме того, он умеет втираться в доверие. К сожалению, такая тенденция работает только с посторонними людьми.

По отношению к своим членам семьи его талант дает существенные промашки, а его дети время от времени совсем выходят из-под родительского контроля.

Князь Василий женат. Княгиня Алина – его жена – практически не описана Толстым. О ней известно, что она толстая и не совсем привлекательная женщина. У них в браке родилось трое детей. Внешность ее дочери Елены становится предметом зависти княгини Алины. Это чувство настолько сильное, что не позволяет женщине полноценно жить.

Ипполит Васильевич Курагин

Возраст этого сына княгини Алины и князя Василия не указан. Известно, что он состоит на службе в посольстве в должности секретаря. В отличие от других детей, Ипполит не отличается красотой и привлекательностью. Он обладает спокойным темпераментом. Молодой человек сдержан и учтив.

Умственные способности Ипполита желают лучшего – он довольно глупый человек, но при этом обладает талантом к изучению иностранных языков – Ипполит хорошо владеет английским и французским.

Анатоль Васильевич Курагин

В отличие от спокойного Ипполита, Анатоль в прямом смысле этого слова стал головной болью князя Василия. Младший сын Курагиных – любитель роскошной и вольготной жизни – пьяные дебоши, постоянные гулянья, проигрыши в карты – это все доставляло немало хлопот Василию Сергеевичу.

Точный возраст Анатоля в романе также точно не указан – единственный его возрастной маркер – «молодой человек». Анатоль не женат. Да, учитывая его поведение и пристрастие к кутежам и дебошам, это не удивительно.

Анатоль Курагин привык играть чувствами людей. Так, например, он из прихоти расстраивает помолвку Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Чувство вины или неловкости при этом молодой человек не испытывает. Мысль о том, что он не просто создал неприятности своими действиями девушке, но и нанес ей психологическую травму, его даже не посещает.

Сватовство его к Мари Болконской также не отличается тактичностью. Мари была далеко не красавица, брак с ней был крайне выгодной партией в материальном плане для Курагиных, однако вольготное поведение Анатоля и его заинтересованность прислугой стали причиной отказа.

Князь Василий пытался дать своим детям хорошее образование. Анатоль учился за границей (скорее всего во Франции), но, все было без толку – научить чему-либо человека, не желающего обучаться, стало непосильной задачей.

Анатоль прожигал свою жизнь – его не интересовали ни возможность сколотить состояние, ни военная служба, ни гражданская. Единственное, что вызывало у него удовлетворение – пьянки и общество женщин.

Итог жизненного пути Анатоля крайне не определен. Последние известия о нем мы узнаем в госпитале, куда князь Андрей Болконский попал после ранения. Именно там он встретился со своим заклятым врагом, но положение Анатоля было крайне жалким – после ампутации ноги он никак не мог прийти в себя. Предположительно, что Анатоля постигла смерть.

Елена Васильевна Курагина

Не менее колоритным персонажем семьи является дочка князя Василия и княгини Алины – Елена. Красавица Елена обладала восхитительной внешностью. Тонкий стан, правильные черты лица, пропорциональное строение тела всегда привлекало мужчин различных возрастов и вызывало чувство зависти у женщин.

Умом же, как и все дети Курагиных, Елена не отличалась, а вернее отличалась его отсутствием, но в отличие от своих братьев у девушки прекрасно получалось создать иллюзию его присутствия. Определенная мимика, задумчивый вид, помогали убедить окружающих, что она девушка незаурядного ума.

Елена очень падка к деньгам – ради богатства она выходит замуж за Пьера Безухова, ломая при этом и свою жизнь, и его.

Мнительный Пьер не смог пресечь развратное поведение жены и в итоге стал причиной насмешек и издевок со стороны окружающих.

Важно

Елена умела поставить себя в отношениях с мужем – он верил ей вопреки всем слухам и даже после анонимного письма о любовных похождения Елены не хотел поверить в ее предательство.

Многочисленные любовники Елены – не единственное темное пятно в ее биографии. В свое время ходили слухи о влюбленности Елены и Анатоля и, хотя доказательств их любовной связи в романе нет, все же многочисленные намеки дают понять, что, вполне вероятно, одной платонической любовью дело не закончилось.

Елена всегда ценила в людях только внешнюю привлекательность, поэтому не удивительно, что со временем ее неприязнь к тучному и не отличающемуся красотой Пьеру стала ее тяготить.

Единственный вариант женщина видит в разводе, но это не позволяет сделать ее религия. Для этой цели Елена становится католичкой, однако осуществить свое намерение она не успела – девушка скоропостижно умирает. Точная причина ее смерти не известна, предположительно, что Елена умерла вследствие кровотечения открывшегося после неудачной попытки избавиться от нежелательной беременности.

Таким образом, семейство Курагиных не отличается высокоморальностью или благородством. Практически все представители семьи были охвачены жаждой денег, привязанностью к разврату. Курагины не отличались гуманным отношениям к окружающим, а больше всего в людях ценили внешнюю красоту и привлекательность.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-semya-kuraginyh.html

Семья Курагиных в романе «Война и мир»

Во всех больших произведениях Л. Н. Толстого семейная тема проходит красной нитью, но, пожалуй, только семья Курагиных в романе «Война и мир» вызывает столько отрицательных эмоций у читателя.

Поистине, автор был беспощаден в изображении этих персонажей.

Характеристика и описание семейства Курагиных в романе «Война и мир»

Рассмотрим по пунктам, что представляет собой эта семья, какие у них цели, занятия, интересы, отношения между собой и к окружающим.

Где живут Курагины

Князь Василий, отец семейства, появляется в первых строчках романа в салоне Анны Шерер. Это кружок высшего света, место, где встречаются аристократы, приближенные к императору сановники. Все они имеют огромное влияние на судьбы страны.

Немыслимо представить, чтобы они жили где-либо еще, как не в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Кроме Анатоля Курагина, который «отослан» отцом в Москву за то, что тот стоил ему слишком многих денег — сорок тысяч рублей в год. В Москве Анатоль жил скромнее, в конно-гвардейских казармах.

Автор не указывает, где располагался дом Курагиных в столице, не описывает его интерьеров, возможно, подчеркивая этим духовную неосновательность их семейства.

Отношения в семье Курагиных между детьми

Младшее поколение князей Курагиных представляет собой тип светских, испорченных богатством и знатностью молодых людей. Они веселы и легки в общении, ими можно увлечься, но даже между собой они не способны на высокие чувства.

Анатоля и Элен связывает притяжение двух красивых, здоровых животных. Они симпатизируют друг другу и порой помогают «по-братски» в достижении своих страстей, связанных с похотью и деньгами. Каждый из них по-своему успешен: Анатоль – знаменитый в высшем обществе повеса, Элен – красавица и светская львица.

Они любуются друг другом и чувствуют практическую пользу – роль одного усиливает роль другого. Их взаимная симпатия даже вызвала нелицеприятные толки в свете (возможно, не без оснований, как намекает автор), отчасти из-за этого Анатоля и отправили в Москву.

Совет

Старшему сыну Ипполиту в романе уделено меньше внимания. Он изображен дегенератом, не способным на какие-либо искренние чувства. Все в нем напоказ, с самым уверенным видом он произносит совершенные глупости. Впрочем, это не мешает ему занимать дипломатический пост.

Его брат и сестра вполне довольны Ипполитом просто потому, что он Курагин, один из них. Они готовы были бы и посодействовать ему в карьере, если бы это потребовалось, потому что все Курагины должны жить хорошо и иметь приличное положение в обществе, иначе просто не мыслимо. К тому же брат и сестра ценят его за то, что он безвредный дурак, он им не опасен, как конкурент.

Проблема отцов и детей Курагиных

Отношение князя Василия к своим детям подкупает своей открытой, беззлобной циничностью. Анатоля он хочет выгодно женить, потому что тот слишком дорого ему обходится. Элен выдает замуж за Пьера, так как надеется и сам поживиться миллионами Безуховых.

Дети считают практицизм и бездуховность родителей нормой, они с полуслова понимают отца и способствуют всем его начинаниям.

Читайте также:  Сочинение по рассказу васюткино озеро астафьева

Как это ни парадоксально, проблемы отцов и детей в семействе Курагиных нет. Здесь царит почти полная гармония. Почти — потому что, хотя нет идеологических противоречий между ними, но есть противоречия интересов на уровне богатства, знатности, удовольствий.

Княгиня Курагина (редко появляющийся в романе персонаж) мучается завистью к дочери, когда Элен вступает в «блестящий» брак с Пьером Безуховым. Анатоль злится на отца, когда тот не дает ему денег.

Отношение к слугам Курагиных

Для князей Курагиных слуги – это просто слуги, почти неодушевленные существа, призванные обеспечивать их комфорт. Князья не вступают с ними в человеческое общение, это «не комильфо».

Тон отношений с ними барски-презрительный. Это утвержденная форма общения, переступать за которую – табу.

Отношение к войне и Наполеону у Курагиных

Любые политические или религиозные взгляды во вселенной Курагиных не столь важны в сравнении с их личными интересами. Князь Василий в силу своего общественного положения высказывает некоторые политические воззрения, всегда близкие к общему направлению мыслей его окружения. Даже во время войны он ищет только собственную выгоду.

Ипполит способен рассказать патриотический анекдот, возвышающий его Государя над другими европейскими владыками. Перед войной он презрительно отзывался о Бонопарте, считая его недостойным выскочкой. Анатоль и Элен, младшие дети Курагиных, совершенно не интересовались политикой.

Когда началась война 12-го года, это коснулось всех русских людей. Но Курагины в ней хотели только выжить, что не всем удалось. Анатоль был ранен в битве при Бородино, ему ампутировали ногу, после чего он скончался. Элен сбегает за границу и впоследствии умирает от постыдной болезни.

Авторское отношение к Курагиным

Лев Николаевич, как антитезу другим героям, вывел в образах Курагиных беспринципных индивидуалистов. В дни тяжелых испытаний они оказались бесполезным и даже вредным грузом для Отечества. Народ победил Наполеона вопреки таким людям.

По глубокому убеждению Толстого, в семье должно быть теплое, человеческое начало, основанное на взаимной любви, терпении, бескорыстной помощи ближнему. Только такой союз можно называть истинной семьей.

Анализируя судьбы своих героев, Толстой приходит к выводу, что жизненная философия Курагиных ведет к гибели их самих и несет вред окружающим.

Анатоль соблазняет юную наивную Наташу, будучи сам женат, тем самым разрушив ее будущий брак с Андреем Болконским. Распутное поведение Элен приводит Пьера на грань жизни и смерти, а затем — к глубокому духовному кризису.

Сравнительная характеристика семей Болконских, Ростовых, Курагиных

Драматично и трогательно описаны семейные отношения Болконских. Старый грозный князь, которого и боятся, и искренно любят его дети. Трепетная Мари, обожающая своего брата.

Когда Андрей Болконский осознает, что желает славы, людского почитания, он, пройдя суровые испытания, раскаивается в этом, меняет свою жизнь. Анатолю рефлексия вообще не свойственна.

Он не только о других людях, но и о себе не задумывается.

Семейство Ростовых Толстой описал с особенным вниманием. Здесь царит любовь. Пылкая, обаятельная Наташа – душа этой семьи. Ее обожают даже слуги, несмотря на ее капризы.

Когда Николай, старший из детей Ростовых, проигравшись в карты, небрежно просит отца оплатить его долг, тот, смутившись, быстро соглашается. Через минуты, устыдившись своего поступка, Николай со слезами просит прощения. Такая сцена немыслима в семействе Курагиных.

Цитатная характеристика семьи Курагиных

Словами Пьера Безухова автор дает краткий диагноз всем Курагиным: «О, подлая, бессердечная порода!».

Об Элен он говорит: «Где вы — там разврат, зло».

Глава семьи, князь Василий, так говорит о своих отпрысках: «Мои дети — обуза моего существования. Это мой крест». Ипполита он характеризует «покойным дураком», а Анатоля, младшего сына, — «беспокойным».

Цитата Элен из романа говорит сама за себя: «Я не такая дура, чтобы иметь детей».

Источник: https://1001student.ru/literatura/semya-kuraginyh-vojna-i-mir.html

Болконские и Курагины в романе «Война и мир»

«Война и мир» — одно из самых монументальных произведений русской литературы и, без сомнения, лучшее творение Л.Н. Толстого. Роман охватывает промежуток времени почти в десятилетие, показывает судьбы целых поколений, и особое внимание в нём уделяется портретам семей. Крайне интересным представляется сравнение Болконских и Курагиных.

Несмотря на то, что оба семейства выходцы из дворянского рода, понятия о том, что есть семья и истинные ценности у Болконских и Курагиных сильно разнятся.

Однако сначала о сходствах — помимо очевидного благородного происхождения их объединяет тот факт, что главы семейства остались без своих жён. И Василий Курагин, и Николай Болконский были вынуждены заботиться о детях самостоятельно.

Всё бремя родительской опеки легло на их плечи, и они изо всех сил старались сделать так, чтобы их отпрыски были счастливы. Правда, представления о благах у них абсолютно разные.

Семья Болконских в романе представлена Николаем Болконским, его сыном Андреем и дочерью Марьей. Николай — человек военный, строгих нравов и жёсткой дисциплины, что проявляется во всём.

Он искренне любит своих детей, но часто просто не умеет показывать эту любовь.

Потому хоть его слова порой глубоко ранят их, и Марья, и Андрей знают, что на самом деле отец готов жизнь за них отдать, так же как отдал бы и за Родину.

Отношение к России занимает особое место. Несмотря на то, что Николай Болконский давно отошёл от военной службы, он не перестаёт переживать за судьбу государства и народа. Для него истинные ценности — это долг Родине, отвага, честь, следование традициям и сохранение чувства собственного достоинства.

Обратите внимание

Очень похож на отца князь Андрей. Он не искал лёгкой славы и денег, поэтому хоть у него и была возможность пойти в армию в более высоком звании, чем адъютант, он ею не воспользовался. Привык, как и отец, всего добиваться своим трудом.

Чувство патриотизма Болконского было так велико, что он попросил Кутузова направить его в отряд, получивший смертельно опасно задание.

Не мог князь Андрей находиться в стороне, хотел быть на передовой и вершить судьбу своей страны самостоятельно.

Всего себя отдавая России, Болконский был несколько скуп в проявлении чувств с родными. Перед «маленькой княгиней», как часто называл в романе Л.Н. Толстой Лизу Болконскую — жену князя, Андрей чувствует вину.

Она подарила жизнь его сыну и умерла при этом. Однако встреча с Наташей Ростовой будто возродила в князе погасший огонь жизнелюбия, правда, именно в отношениях с ней ещё больше подчёркивалась натура Болконского.

Они были совершенно разными.

Марья Болконская всегда видела смысл жизни в том, чтобы устроить чужое счастье. На протяжении романа она совершает много поступков во благо других, в чём-то жертвуя собственными интересами.

Однако в конце её чрезвычайная доброта, кротость и добрый нрав были вознаграждены, и она обрела истинное женское счастье с Николаем — братом Наташи Ростовой.

Ещё Марья очень религиозна, она верит в Бога и живёт по его заповедям.

Если в семье Болконских сосредоточены лучшие человеческие качества, то Курагины совсем другие. Василий — чиновник, а потому высокомерное отношение для него является поведенческой нормой. Он любит интриги, искусно их плетёт, чему обучил и всех детей. Пороки сопровождают Василия Курагина и всю его семью.

Важно

Поучая детей, он делает их себе подобными — завистливыми, алчными и готовыми на всё ради достижения своей цели. Лишь один из его детей, а именно Ипполит не слишком сведущ в светском обществе. Он, так же как и другие родственники горд и самоуверен, но это сочетается с глупостью, поэтому Ипполит часто становится предметом насмешек.

Другие дети Василия — Элен и Анатоль имели гораздо больший успех в свете. Элен — настоящая красавица, но душа её крайне уродлива. Обманом она завлекает Пьера Безухова в сети брака, а после изменяет ему с его же товарищем. Единственное, что интересует её — это деньги и любование собственной персоной.

Элен — настоящая распутница и хотя об этом знает весь свет, её охотно принимали на раутах. Анатоль под стать сестре производил настоящий фурор своим появлением. Дамский угодник, нарцисс, видящий жизнь лишь как череду сплошных удовольствий — вот те слова, которые точно характеризуют его. Для него нет понятия чести, оно просто пустой звук.

Сначала он разбивает сердце княжне Марье, когда обещав жениться, заводит интрижку с её же горничной, а после увлекает Наташу Ростову, прекрасно зная о том, что она обещана другому.

В той ситуации, где Андрей Болконский проявил бы уважение и сохранил не только свои честь и достоинство, но других причастных к ней, Анатоль поступает иначе.

Он идёт на поводу у собственных желаний, не задумываясь о последствиях.

В романе «Война и мир» не существует двух более разных семей, чем Курагины и Болконские. Одни ратуют за честь, справедливость, помощь ближнему, олицетворяя всё самое лучшее, что есть в России и русских людях, другие же есть воплощение порока, всего самого дурного. Л.Н. Толстой чётко даёт понять, что есть истинные ценности и как он относится к ним.

Это прослеживает по судьбам героев. Ни один из семьи Курагиных никогда не был счастлив по-настоящему, и Элен, и Анатоль постигла весьма трагичная участь, в то время как семья Болконских обрела счастье. Некоторые познали его уже на пороге смерти, но даже это великая честь.

Писатель не зря так ярко обозначил черты самого доброго и светлого и противопоставил их всему плохому, Л.Н. Толстой будто хотел показать, что и представил семьи Курагиных, и представитель семьи Болконских есть в каждом из нас. Однако кем быть решать только самому человеку. Стоит только помнить о том, что всякое зло наказуемо, а добро — вознаграждено.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/02/bolkonskie-i-kuraginy-v-romane-vojna-i-mir.html

Сочинение на тему: Семьи Болконских и Курагиных в романе «Война и мир»

Тема семьи – одна из основных в эпопее Льва Толстого «Война и мир». Сопоставляя, сталкивая и заставляя взаимодействовать разные типы семей, автор показывает, каким должен быть истинно русский семейный уклад, какие ценности должно хранить в семье, и как они (или их отсутствие) влияют на формирование личностей младшего поколения.

Читайте также:  Сочинение правдин в комедии недоросль фонвизина

Болконские и Курагины одинаково богаты и знатны. Обе семьи имеют высочайшее положение при дворе и древнюю историю. Отцы семейств – Николай Андреевич Болконский и князь Василий – оба пекутся в той или иной степени о счастье отпрысков. Однако понятия о счастье у этих мужчин очень уж разнятся.

В роду Болконских ценятся духовность, ум, независимость, высокие представления о долге и чести, радостное и самозабвенное служение Родине. Князь Николай, глава семейства, в прошлом занимал высокий государственный пост. Но времена изменились, и служить России стало невозможно, нужно было прислуживать тем, у кого больше власти.

Николай этого не вытерпел, ушел со службы и буквально заточил себя в родовом поместье. Василий Курагин, напротив, яркий образец карьериста. Для него прислужить – не проблема, у него нет высоких моральных принципов, которые бы это запретили.

Совет

Занимая при дворе значительную должность, князь Василий всеми силами старается «пристроить» сыновей на «нагретые» служебные места, а дочь удачно выдать замуж.

Болконский во главу угла ставит заботу об образовании детей, о развитии всех их способностей и душевных наклонностей.

Поэтому Мария и Андрей не толь ко высоконравственные и духовно богатые люди, настоящие патриоты, истинные дворяне, но и блестяще образованные и развитые молодые люди.

Андрей всеми силами стремится приносить пользу Родине, служить Отечеству так, как служил его отец. Мария скромна и набожна, читает, как сказали бы сегодня, запоем, обожает музыку.

Старшего Курагина , напротив, заботят лишь личные корыстные интересы. Детям он стремится дать богатство, положение в обществе, красивую безопасную жизнь – и только. Духовностью тут и не пахнет. Дети мало чем отличаются от отца: Ипполита папочка пристроил в дипломаты, вечно беспутничающий Анатоль «числится» в полку, а Элен – просто жадная до денег пустышка.

Столь же различны и внутрисемейные отношения в родах Болконских и Курагиных. Курагины не придают внутрисемейным связям никакого значения, удерживают отношения просто для вида. «Мои дети – это обуза моего существования», — высказывается князь Василий.

Дети, без сомнения, что-то подобное думают о папе и друг о друге.
В семье Болконских, напротив, сохраняется традиционно русский уклад. Дети любят и уважают отца, его слово для них – закон.

Отец так же любит и уважает детей, всеми силами заботится о их счастье.

Не зря автор так подробно описывает быт Болконских. У них есть настоящий Дом, настоящий семейный очаг. А вот о быте Курагиных в романе не сказано ни слова. Потому что Дома там нет, как и семьи…

Название произведения:

Источник: http://po-literature.ru/sochinenie-na-temu-semi-bolkonskih-i-kuraginyh-v-romane-voyna-i-mir.html

Сочинение на тему: Семья Курагиных в романе «Война и мир»

         Василий Курагин

         Имя Василий в переводе с греческого языка «царь», фамилия Курагин переводится на русский язык как экономный, задумчивый,  бессодержательный.  Василий Курагин – отец Элен, Анатоля и Ипполита, также он является дальним родственником графа Безухова. Возраст детей Василия колеблется от 20 до 30 лет.

         Внешность: В салоне Шерер Василий Курагин был в придворном, шитом мундире, в чулках, в башмаках и звездах, лицо его было в светлом выражении, он был с надушенной и сияющей лысиной,  когда он улыбался, в его улыбке было что-то неожиданно грубое и неприятное.

         Василий Курагин был князем, говорил он «на том изысканном французском языке всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы». Светское общество считает Курагина  уважаемым человеком, его окружают женщины, которые восторгаются им.

Обратите внимание

Курагин рассыпает светские любезности, а сам подсмеивается над всеми. На самом деле он просто пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих целей. Он циничен и корыстен, во всем ищет выгоду, главное в его жизни – деньги.

Его отношение к окружающим снисходительное, алчность – основная черта характера князя Василия.

         Элен Васильевна Курагина (Безухова)

         Ее имя переводится с французского языка, как « светлая, избранная». Васильевна – царская, Курагина – экономная.  Ее отец – Василий Курагин, братья Ипполит и Анатоль, муж – Пьер Безухов.

         Часто упоминается  ее «однообразная, неизменяющаяся улыбка и античная красота тела.

В салон Шерер  она входит «шумя своею белою бальною полой, убранною плющом и мохом и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, прошла,  как бы любезно представляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой по тогдашней моде, груди и спины. Элен была так хороша, как будто ей совестно было за свою красоту»

         Графиня Элен была замужем за Пьером, но не любила его, а вступила в брак только ради собственного обогащения. В Вильно она сблизилась с одним влиятельным вельможей, за  которого хотела выйти замуж. Опять – таки она его не любила, а хотела выйти замуж из-за денег и статуса. Ради этого она предала святое – веру.

         Так же, как и ее отец, она корыстна и цинична, в свете она умеет быль молчаливо – достойной, производя впечатление умной женщины. Элен – душа общества, ею восхищаются и хвалят, но при этом она одна из самых глупых женщин в мире, так о ней говорит Толстой.

         Анатоль Васильевич Курагин

         Имя Анатоль переводится как «рассвет, восход, восток». Отчество переводится как «царский», а фамилия «экономичный». Он женат на польской девушке и скрывает это.

Важно

         Анатоль красив, чрезвычайно хорош собой. Он высокий красавец с добродушным и «победительным видом», «прекрасным большим глазами и русыми волосами».

         Основными чертами Анатоля была наглость, глупость, самоуверенность и спокойствие, когда он с кем-либо разговаривал,  в речи не употреблял красивых выражений, речь его была проста. Относится к женщинам  с презрением, привык нравиться и не испытывать ни к кому серьезных чувств.

         Ипполит  Васильевич Курагин

         Его имя переводится как «распрягающий коней», отчество означает «царский», а Курагин – «экономный».

         «Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой- красавицей, но, несмотря на это он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной улыбкой».

  У брата лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо.

Глаза, нос, рот – все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение».

         Ипполит Курагин – был князем, главное, что в нем можно отметить это его необычайная глупость,  и самоуверенность. Отец называет сына «покойным дураком», а Толстой говорит о нем, что тот глуп, но не приносит никому вреда. Несмотря на странности характера, князь Ипполит имел успех у женщин и был дамским угодником.

         Вывод: Отношения в семье фальшивы и лицемерны, все члены этой семьи живут ради своего удовольствия и удовлетворения, для этой семьи характерно бездушие и самовлюбленность, презрение к людям, отсутствие чести и совести, стыда и бездетность.

Источник: http://testsoch.ru/vojna-i-mir/sochinenie-na-temu-semya-kuraginyix-v-romane-vojna-i-mir.html

Мысль семейная в романе Толстого «Война и мир» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Теснейшим образом с темой народа в романе связана темасемьи и дворянства. Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский,Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен).

По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений.

Совет

В романе «Война и мир» тема семьи по замыслу автора служит важнейшим средством организации текста. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения.

В системе всех основных образов романа автор выделяет несколько семей, на примере которых выражает свое отношение к идеалу домашнего очага, – это Ростовы, Болконские, Курагины.

Ростовы и Болконские – это не просто семьи, это жизненные уклады, основанные на национальных традициях.

Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых – благородно-наивной семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала XIX века.

В ходе повествования Толстой знакомит читателя со всеми представителями семейства Ростовых, рассказывая о них с глубокой заинтересованностью и симпатией.

Дом Ростовых в Москве считался одним из самых гостеприимных, а потому одним из самых любимых. Здесь царил добрый, беспечный и всепрощающий дух благожелательной любви.

Это вызывало у некоторых добродушную насмешку, но никому не мешало пользоваться радушной щедростью графа Ростова: доброта и любовь всегда притягательны.

Наиболее ярким представителем семьи Ростовых является Наташа – обаятельная, естественная, жизнерадостная и наивная. Все эти черты дороги Толстому, и за них он любит свою героиню. Начиная с первого знакомства, писатель подчеркивает, что Наташа не похожа на других героев романа.

Мы видим ее дерзким ребенком, когда на именинах она бесстрашно, несмотря на присутствие графини Ахросимовой (которую боялся весь свет), спрашивает, какое пирожное будет подано на сладкое; затем повзрослевшую, но все такую же живую, непосредственную и обаятельную, когда ей предстоит принять первое важное решение – отказать Денисову, сделавшему ей предложение. Она говорит: «Василий Дмитрич, мне вас так жалко!.. Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить…» В словах Наташи нет прямой логики, но при этом они трогательно чисты и правдивы. Позднее мы видим Наташу с Николаем и Петей в Михайловске, в гостях у дядюшки, когда она исполняет русскую пляску, вызвав восхищение у окружающих; Наташу влюбленную в князя Андрея, а потом увлекшуюся Анатолем Курагиным. По мере взросления развиваются и свойства характера Наташи: жизнелюбие, оптимизм, влюбчивость. Толстой показывает ее и в радости, и в горе, и в отчаянии, и показывает так, что читатель не может сомневаться: все ее чувства искренни и неподдельны.

Обратите внимание

По ходу повествования мы много важного узнаем и графе Ростове: о денежных заботах Ильи Николаевича; о его гостеприимстве и добродушии; о том, как неподражаемо и задорно танцует он Данилу Купора; о том, сколько стараний он прилагает для устройства приема в честь Багратиона; о том, как в порыве патриотического восторга, вернувшись из дворца, где он слышал и видел императора, отпускает своего младшего несовершеннолетнего сына на войну. Графиню Ростову Толстой почти всегда показывает глазами Наташи. Главная ее черта – любовь к детям. Для Наташи она – первый друг и советчик. Графиня понимает своих детей с полуслова, всегда готова предостеречь их от ошибки и дать нужный совет.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа мать горького

С особо трогательной симпатией относится Толстой к Пете – младшему сыну Ростовых. Это прекрасный, добрый, всех любящий и всеми любимый мальчик, так похожий на Наташу, верный товарищ ее игр, ее паж, беспрекословно выполняющий все желания и прихоти сестры.

Он, как и Наташа, любит жизнь во всех ее проявлениях. Он умеет пожалеть пленного французского барабанщика, зовет его ужинать и угощает жареным мясом, так же как звал всех к себе в дом, чтобы накормить и обласкать, его отец, граф Ростов.

Гибель Пети – яркое свидетельство бессмысленности и беспощадности войны.

У Ростовых любовь – основа жизни семьи. Здесь не боятся высказать свои чувства ни друг перед другом, ни перед друзьями и знакомыми. Любовь, доброта и сердечность Ростовых распространяются не только на ее членов, но и на людей, волей судьбы ставших их близкими. Так, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный жизнерадостностью Наташи, решается изменить свою жизнь.

В семье Ростовых никогда не осуждают и не упрекают друг друга даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из ее членов, заслуживает осуждения, будь то Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег и поставивший семью под угрозу разорения, или Наташа, пытавшаяся бежать с Анатолем Курагиным.

Здесь всегда готовы оказать помощь друг другу и в любую минуту встать на защиту родного человека.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с Болконскими. Но Болконские, в противоположность Ростовым, придают большое значение своей родовитости и богатству. У них не принимают всех без разбора. Здесь царит особый порядок, понятный только членам семьи, здесь все подчинено чести, разуму и долгу.

Во всех представителях этого семейства ярко выражено чувство фамильного превосходства и собственного достоинства. Но вместе с тем, в отношениях Болконских присутствует естественная и искренняя любовь, скрытая под маской высокомерия.

Важно

Гордые Болконские по складу характера заметно отличаются от уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение этих двух родов, в представлении автора, возможно лишь между нехарактерными представителями этих семей (Николай Ростов и княжна Марья).

Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга.

Но если описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, то Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова), завсегдатаев балов и светских раутов. Жизненный уклад семьи Болконских основан на любви и сплоченности.

Всех представителей семейства Курагиных объединяет аморальность (тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка устроить побег Наташи), расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Не случайно представители семьи Курагиных относятся к высшему свету. С первых страниц романа читатель переносится в петербургские гостиные большого света и знакомится со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами.

По ходу повествования Толстой срывает с этих людей покровы внешнего блеска и утонченных манер, и читателю открывается их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне Анны Павловны Шерер.

Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду.

Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.

Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели».

Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, обсуждаются выгодные партии для женитьбы или замужества.

В этом свете «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Достаточно вспомнить искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

Совет

Князь Василий Курагин – глава семейства Курагиных – яркий тип предприимчивого карьериста, стяжателя и эгоиста. Предприимчивость и стяжательство стали как бы «непроизвольными» чертами его характера.

Как подчеркиваетТолстой, князь Василий умел пользоваться людьми и скрывать это умение, прикрывая его тонким соблюдением правил светского обхождения. Благодаря этому умению князь Василий многого добивается в жизни, потому что в обществе, в котором он живет, искание разного рода выгод является главным в отношениях между людьми.

Ради своих корыстных целей князь Василий разворачивает весьма бурную деятельность. Достаточно вспомнить кампанию, развернутую с целью женитьбы Пьера на его дочери Элен. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых – мышеловка захлопнулась.

Началась осада Марии Болконской, богатой невесты для Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту «операцию».

О какой любви и семейном благополучии может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией рассказывает Толстой о князе Василии, когда тот одурачивает и обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения, скрывая свои поступки под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.

Элен – единственная из всех детей князя Василия, кто не тяготит его, а доставляет своими успехами радость. Это объясняется тем, что она была настоящей дочерью своего отца и рано поняла, по каким правилам нужно играть в свете, чтобы добиться успеха и занять прочное положение. Красота – единственное достоинство Элен.

Она это прекрасно понимает и использует его как средство для достижения личной выгоды. Когда Элен проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех присутствующих мужчин. Выйдя замуж за Пьера, она стала блистать еще ярче, не пропускала ни одного бала и всегда была желанной гостьей. Открыто изменив мужу, она цинично заявляет, что не желает иметь от него детей.

Пьер справедливо определил ее сущность: «Там где вы, там и разврат».

Сыновьями князь Василий открыто тяготится. Младший сын князя Василия – Анатоль Курагин – вызывает отвращение уже в первый момент знакомства. Составляя характеристику на этого героя, Толстой заметил: «Он, как красивая кукла, ничего нет в глазах». Анатоль уверен, что мир создан для его удовольствий.

Обратите внимание

По словам автора, «он был инстинктивно убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем он жил», что он «должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе». Толстой неоднократно подчеркивает, что Анатоль красив. Но его внешняя красота контрастирует с его пустым внутренним обликом.

Безнравственность Анатоля особенно ярко проявляется во время его ухаживания за Наташей Ростовой, когда она была невестой Андрея Болконского.

Анатоль Курагин стал для Наташи Ростовой символом свободы, и не могла понять она, со своей чистотой, наивностью и верой в людей, что это свобода от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого. Второй сын князя Василия – Ипполит – охарактеризован автором как повеса и фат.

Но в отличие от Анатоля, он еще и умственно ограниченный, что делает его поступки особенно нелепыми. Толстой уделяет Ипполиту в романе достаточно мало места, не удостаивая его своим вниманием. Красота и молодость Курагиных принимает отталкивающий характер, ибо эта красота неискренняя, не согретая душой.

Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной Толстой изобразил с иронией и сарказмом. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам.

А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для Курагиных и Друбецких все средства хороши, чтобы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе.

Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства, хотя на самом деле единственной целью этого является стремление завести выгодные знакомства.

Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Источник: http://resoch.ru/mysl-semejnaya-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir-sochinenie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector