Максим Горький. Пьеса «На дне». Видеоурок. Литература 11 Класс
Мы подготовили для вас цикл уроков под общим названием «Навигатор». Они помогут вам лучше понять произведения русской литературы и сориентироваться в материалах, посвящённых этому произведению и размещённых в открытом доступе в интернете.
Предлагаю поговорить о драме Горького «На дне».
Пьеса Максима Горького «На дне» (читайте текст здесь) была написана в самом начале ХХ века. Это время острых социальных противоречий, споров, поисков новых путей развития общества.
Далёкие от нас явления и предметы станут понятнее, если заглянуть в Словарь, а в разделе Исторический фон вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.
В центре пьесы – спор о человеке, велик он или ничтожен, а также полемика о правде и лжи: способен ли человек выдержать правду. Параллельно поднимается множество вопросов: о смысле жизни перед лицом смерти, о призвании, бремени труда, о мечте.
Драма «На дне» вызвала неоднозначные оценки критики, и до сих пор произведение Горького остается предметом изучения. Горький не дает однозначного ответа на вопросы. Вы можете попробовать самостоятельно поразмышлять над ними, если заглянете в раздел Вопросы для дискуссии.
Сюжет в произведении несколько ослаблен, но это не означает, что он отсутствует. В пьесе происходят весьма драматичные события, но двигателем является не внешнее действие, а попытки героев найти правду.
Композиция пьесы строится вокруг двух конфликтов. На поверхности – конфликт любовный. Его завязкой становится появление хозяина ночлежки Костылёва, ревнующего свою жену Василису к Ваське Пеплу.
Кульминация остаётся за сценой: мы узнаём, что Василиса из ревности облила кипятком свою сестру Наташу, которая нравилась Пеплу. Развязка – Васька Пепел убивает Костылёва.
Однако не этот любовный четырёхугольник движет пьесу.
Гораздо более важным оказывается второй, глубинный конфликт – социально-философский. В общем виде его развитие можно представить так: в ночлежке (крайне дешёвой гостинице для бедных) персонажи спорят о правде и смысле жизни.
Неожиданно в ночлежку приходит человек – его появление и есть завязка философского конфликта. Своими словами странник внушает всем обитателям надежду на лучшее. Начинаются ожесточенные споры о правде и человеке, которые в итоге становятся кульминацией.
А развязкой является самоубийство героя по прозвищу Актёр: он не смог жить без спасительного утешения. Кто участвует в этом конфликте? Давайте посмотрим.
Странника, утешающего обитателей ночлежки, зовут Лука. В его имени можно увидеть намёк на лукавство, а также отсылку к евангелисту Луке. Для Горького, который был врагом христианства, это имя – проявление скептического отношения к персонажу.
Среди обитателей ночлежки выделяется независимый Сатин – он привык говорить людям правду, презирает свою убогую жизнь, но не готов заниматься работой, которая ему не по душе. Он ценит свою свободу и видит в человеке масштаб и великое предназначение. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Человек… это звучит гордо!».
Бубнов – жестокий циник, не верящий ни во что хорошее в человеке. С точки зрения Бубнова, на дне жизни обнажается истинная человеческая суть: стирается наслоение цивилизации и остаются лишь животные проявления. В таком случае, по словам Бубнова, есть только одна возможность – пребывать в пассивности и опускаться, потому что всё равно «все люди на земле – лишние».
Однако в пьесе много других значимых персонажей, у каждого своя предыстория и своя судьба в ночлежке. Вспомнить героев вы можете с помощью Краткого содержания.
Перед нами социально-философская драма – пьеса с современной бытовой тематикой и акцентом на общечеловеческих проблемах. В пьесе «На дне» изображена жизнь людей, находящихся в самом низу социальной лестницы. Но именно этим опустившимся людям автор доверяет размышления ни много ни мало – о предназначении человека.
Проблематика пьесы поддерживается художественными приёмами, среди которых так называемый «диалог глухих»: герои говорят из разных углов, и реплики зачатую не связаны между собой. Это подчеркивает разобщённость героев, одиночество человека перед глобальными вопросами.
Отметим также зеркальное отражение эпизодов друг в друге. Например, притча Луки о праведной земле и эпизод с самоубийством Актера. Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А после того пошел домой — и удавился…» — «Эй… вы! Иди… идите сюда!… Там. Актер… удавился!» Это усиливает горько-ироничную, скептическую интонацию пьесы.
Поскольку произведение предназначалось в первую очередь для сцены, рекомендуем вам несколько постановок, созданных в разные годы (речь не идет о том, чтобы посмотреть всё от начала и до конца, но можно сравнить разные трактовки ключевых сцен, например, монолога Сатина о человеке). Эти спектакли вы найдёте в разделе Отражение в искусстве. Пьесу можно не только смотреть, но и слушать (ссылка на аудио), хотя, на наш взгляд, без визуального ряда воспринимать это произведение сложнее. Выбор за вами!
Вы можете также ознакомиться с различными интерпретациями драмы «На дне».
Эти материалы помогут вам для ответа на уроке, при написании сочинения, будут полезны при подготовке к экзаменам и, конечно, дадут вам ключи к пониманию текста.
Вы найдёте их в разделе Исследователи. Также рекомендуем вам лекцию Льва Соболева и урок Дмитрия Быкова «Чехов и Горький против Толстого».
Если вам интересно, кто ещё из писателей размышлял над подобными вопросами, с кем Горький вступает в творческий диалог, посмотрите раздел Сквозные темы. Если вас заинтересовала драма «На дне» и вы хотели бы прочитать что-то похожее по стилю и атмосфере, посмотрите вкладку Настроение.
Перед вами полезные ссылки, факты, мысли исследователей и, самое главное, – вопросы. Читайте, сопоставляйте, размышляйте!
Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/11-klass/maksim-gorkiy/maksim-gorkiy-piesa-na-dne
Своеобразие конфликта и композиции пьесы «На дне» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
- Автор: М. Горький
- Произведение: На дне
- Это сочинение списано 50 141 раз
Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».
Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. Драматизм произведения определяется наличием в нем острого конфликта, затрагивающего отношения человека со средой, с обществом.
Кроме того, драма, как правило, характеризуется завуалированностью авторской позиции. Хотя может показаться, что материал пьесы слишком тяжел для восприятия, однако реализм конфликта, отсутствие нравоучения и являются достоинствами истинно драматического произведения. В горьковской пьесе присутствует все вышеперечисленное.
Интересно, что «На дне», пожалуй, единственная книга Горького, где нет открытого дидактизма, где читателю самому предлагается сделать выбор между двумя «правдами жизни» – позициями Луки и Сатина.
Среди особенностей пьесы назовем наличие в ней сразу нескольких в разной степени выраженных конфликтов. Так, присутствие среди героев людей разных слоев общества обусловливает развитие социального конфликта.
Однако он малодинамичен, так как у хозяев ночлежки Костылевых социальное положение не намного выше, чем у ее обитателей.
Но у социального конфликта в пьесе существует еще одна грань: каждый из ночлежников несет в себе массу противоречий, связанных с их местом в обществе, внутри каждого героя есть свой социальный конфликт, выбросивший их на «дно» жизни.
Развитие любовного конфликта связано с отношениями между Васькой Пеплом и Наташей, в которые вмешиваются притязания на любовь Василисы и ее мужа. Васька Пепел без малейших сомнений оставляет изменявшую с ним мужу Василису ради по-настоящему высокого чувства к Наташе.
Героиня словно возвращает вора Ваську к истинным жизненным ценностям, отношения с ней, безусловно, обогащают его внутренний мир и пробуждают мечты о честной жизни. Но зависть старшей сестры мешает благополучному исходу этой любовной истории. Кульминацией становится грязная и жестокая месть Василисы, а развязкой – убийство Костылева.
Таким образом, любовный конфликт разрешается триумфом отвратительной Василисы и поражением двух влюбленных сердец. Автор показывает, что на «дне» нет места истинным чувствам.
Философский конфликт в драме является основным, он в той или иной мере затрагивает всех героев произведения. Его развитие провоцирует появление в ночлежке странника Луки, который приносит новый взгляд на мир обитателям «дна».
В противоречие вступают две жизненные позиции: ложь во спасение и правда без прикрас. Что же оказывается нужнее людям? Лука проповедует жалость и сострадание, он вселяет надежду на возможность иной, лучшей жизни.
Те герои, которые ему поверили, опять стали мечтать, строить планы, у них появился стимул жить дальше. Вот только не рассказал им старик о трудностях, которые неизбежны на пути к светлому будущему.
Он как бы дает толчок к началу новой жизни, но дальше человек должен идти сам, а вот хватит ли ему для этого сил? Всегда ли иллюзии могут стать поддержкой в трудностях? Герой-антипод Сатин считает, что жалость унижает человека, для жизни человеку нужна правда, какой бы жестокой она ни казалась.
Все философские мысли в пьесе высказываются героями в прямых диалогах и монологах. Из уст Луки звучит: «Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…».
Сатин же изрекает: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Да, очень привлекательны для нас восклицания о том, что «существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» Авторская позиция в драматическом скрыта. Горький не дает прямой оценки слов своих героев. Правда, в другом своем прозаическом произведении «Жизнь Клима Самгина» автор говорит о том, что мы любим людей за добро, которое мы им сделали, и не любим за зло, принесенное им. Когда человека обманывают, скрывают он него что-то, ему, конечно, приносят зло, так как лишают права на информацию и, следовательно, на объективно сделанный выбор. С этой точки зрения, философия Луки не может быть спасительной, его жалость и сострадание не тождественны любви к человеку. Но и Сатин бессилен помочь обитателям ночлежки, так как ему не за что уважать даже себя, на самом деле, он не видит человека в себе, его слова не подкрепляются действием. В этом общая трагедия всех героев. Слова и мечты повисают в воздухе, не найдя опоры в самих людях.
В финале драмы происходит одно убийство и одно самоубийство. Но автор не выносит приговор ни одной из жизненных философий, лежащих в основе пьесы.
Скорее, можно почувствовать общее сожаление о пассивности и слабости людей, оказавшихся на «дне», увидеть их собственную вину в случившемся и осознать тщетность помощи тому, кто сам к ней не готов. Неоднозначность и многоплановость пьесы связаны с глубиной поднятых проблем.
Нельзя видеть в Луке дурацкого «лукавого» старичка, который все время врет, но нельзя и идеализировать его сострадательную любовь. В то же время, Сатин, на первый взгляд, произносит свой монолог, как в бреду, в его воспаленном мозгу всплывают фразы, которых он понахватался из разных мест.
Но своим восторгом он пытается заразить народ, поднять на революцию. Хотя в его словах очевидна подмена ценностей. И может быть, этим образом Горький предупреждал нас об извечно существующей в революции подмене ценностей, в чем и заключается ее трагедия.
Истинная драма всегда современна. Актуальность пьесы «На дне» никогда не умрет, на мой взгляд, потому что при чтении или ее просмотре на сцене мы задумываемся о вечных проблемах выбора своего пути.
Сегодняшний пафос произведения, по-моему, связан с попыткой всего нашего общества подняться со «дна», понять, почему у одних получается выкарабкаться, а у других – нет. Позитивное стремление поднять голову, к сожалению, не всем удается. А кто-то и не пытается.
Это тоже жизненная философия. Таким образом, жизненность драмы «На дне» обусловлена ее правдивостью.
Источник: http://resoch.ru/svoeobrazie-konflikta-i-kompozicii-pesy-na-dne/
Художественные особенности «На дне»
Художественные особенности. Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчеркивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжетной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным углам сцены.
Пьеса «На дне» представляет собой цикл маленьких драм, в которых традиционные кульминационные моменты происходят за сценой (смерть Костылева, издевательства Василисы над Наташей, самоубийство Актера). Автор сознательно уводит эти события из поля зрения зрителя, подчеркивая тем самым, что главное в пьесе — это разговоры.
Драма Горького начинается с появления содержателя ночлежки Костылева. Из разговора ночлежников выясняется, что он ищет свою жену Василису, которая увлечена Пеплом. С появлением Луки происходит завязка действия (конец первого акта). В четверном действии наступает развязка.
Монолог Сатина: «Что такое правда? Человек — вот правда!» является наивысшей точкой накала действия, кульминацией драмы.
Исследователями творчества Горького отмечена еще одна особенность: драматург использует так называемые «рифмующиеся» эпизоды. Зеркально повторяются два диалога Насти и Барона. В начале пьесы девушка защищается от насмешек Барона.
После ухода Луки герои как бы меняются ролями: все рассказы Барона о его прежней богатой жизни сопровождаются одной и той же репликой Насти: «Не было!». Точную смысловую рифму в пьесе составляют притча Луки о праведной земле и эпизод о самоубийстве Актера.
Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А после пошел домой — и удавился…» и «Эй… вы! Иди … идите сюда! …Там Актер удавился!». Подобные фрагменты, по мысли автора, призваны связать части композиции.
Герои пьесы «На дне» не делятся традиционно на главных и второстепенных. Каждый персонаж имеет свою историю, свою судьбу, несет в произведении свою смысловую нагрузку. В пьесе они резко противопоставлены. Автор обращается к антитезе неоднократно. В противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности громко звучит гимн Человеку.
Горький всегда придавал языку огромное значение. И в пьесе именно диалоги придают действию атмосферу напряженности и конфликтности.
Автор вкладывает в уста героя яркие, емкие слова для выражения главной идеи — о назначении Человека: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит гордо!» В речи каждого персонажа отразилась судьба, социальное происхождение, уровень культуры. Например, необыкновенно афористична речь Луки: «Где тепло — там и родина», «Порядка в жизни нет, чистоты», «… ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают».
Таким образом, художественным своеобразием пьесы Горького «На дне» является:
— постановка острых философских проблем;
— отказ от яркой движущейся сюжетной линии;
— «рифмующиеся» эпизоды;
— отсутствие деления на главных и второстепенных персонажей;
— динамичность диалогов, речевая характеристика героев пьесы.
- художественные особенности пьесы на дне
- особености речи клеща на дне
Источник: http://vsesochineniya.ru/xudozhestvennye-osobennosti-na-dne.html
Максим Горький. Пьеса «На дне»
Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в самом начале ХХ века. Это время острых социальных противоречий, споров, поисков новых путей развития общества.
Далёкие от нас явления и предметы станут понятнее, если заглянуть в Словарь, а в разделе Исторический фон вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.
Проблематика
В центре пьесы – спор о человеке, велик он или ничтожен, а также полемика о правде и лжи: способен ли человек выдержать правду. Параллельно поднимается множество вопросов: о смысле жизни перед лицом смерти, о призвании, бремени труда, о мечте.
Драма «На дне» вызвала неоднозначные оценки критики, и до сих пор произведение Горького остается предметом изучения. Горький не дает однозначного ответа на вопросы. Вы можете попробовать самостоятельно поразмышлять над ними, если заглянете в раздел Вопросы для дискуссии.
Сюжет и композиция
Сюжет в произведении несколько ослаблен, но это не означает, что он отсутствует. В пьесе происходят весьма драматичные события, но двигателем является не внешнее действие, а попытки героев найти правду.
Композиция пьесы строится вокруг двух конфликтов. На поверхности – конфликт любовный. Его завязкой становится появление хозяина ночлежки Костылёва, ревнующего свою жену Василису к Ваське Пеплу.
Кульминация остаётся за сценой: мы узнаём, что Василиса из ревности облила кипятком свою сестру Наташу, которая нравилась Пеплу. Развязка – Васька Пепел убивает Костылёва.
Однако не этот любовный четырёхугольник движет пьесу.
Гораздо более важным оказывается второй, глубинный конфликт – социально-философский. В общем виде его развитие можно представить так: в ночлежке (крайне дешёвой гостинице для бедных) персонажи спорят о правде и смысле жизни.
Неожиданно в ночлежку приходит человек – его появление и есть завязка философского конфликта. Своими словами странник внушает всем обитателям надежду на лучшее. Начинаются ожесточенные споры о правде и человеке, которые в итоге становятся кульминацией.
А развязкой является самоубийство героя по прозвищу Актёр: он не смог жить без спасительного утешения. Кто участвует в этом конфликте? Давайте посмотрим.
Персонажи
Странника, утешающего обитателей ночлежки, зовут Лука. В его имени можно увидеть намёк на лукавство, а также отсылку к евангелисту Луке. Для Горького, который был врагом христианства, это имя – проявление скептического отношения к персонажу.
Среди обитателей ночлежки выделяется независимый Сатин – он привык говорить людям правду, презирает свою убогую жизнь, но не готов заниматься работой, которая ему не по душе. Он ценит свою свободу и видит в человеке масштаб и великое предназначение. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Человек… это звучит гордо!».
Бубнов – жестокий циник, не верящий ни во что хорошее в человеке.
С точки зрения Бубнова, на дне жизни обнажается истинная человеческая суть: стирается наслоение цивилизации и остаются лишь животные проявления.
В таком случае, по словам Бубнова, есть только одна возможность – пребывать в пассивности и опускаться, потому что всё равно «все люди на земле – лишние».
Жанр
Перед нами социально-философская драма – пьеса с современной бытовой тематикой и акцентом на общечеловеческих проблемах. В пьесе «На дне» изображена жизнь людей, находящихся в самом низу социальной лестницы. Но именно этим опустившимся людям автор доверяет размышления ни много ни мало – о предназначении человека.
Художественные приёмы
Проблематика пьесы поддерживается художественными приёмами, среди которых так называемый «диалог глухих»: герои говорят из разных углов, и реплики зачатую не связаны между собой. Это подчеркивает разобщённость героев, одиночество человека перед глобальными вопросами.
Отметим также зеркальное отражение эпизодов друг в друге. Например, притча Луки о праведной земле и эпизод с самоубийством Актера.
Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А после того пошел домой — и удавился…» — «Эй… вы! Иди… идите сюда!… Там. Актер…
удавился!» Это усиливает горько-ироничную, скептическую интонацию пьесы.
Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3524
«На дне» — М.Горький — Литература — Каталог статей — Сайт Банахевич Елены Анатольевны
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
(1868 – 1936)
Пьеса «На дне» (1902)
История создания
- Замысел пьесы относится к началу 1900 годов. В середине октября 1902 года Максим Горький сообщил К.П. Пятницкому, что им задуман «цикл драм» из четырёх пьес, каждая из которых буде посвящена изображению определённого слоя русского общества. О последней из них в письме сказано: «Ещё одну: босяки. Татарин, еврей, актёр, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно».
- К написанию пьесы «На дне» Горький приступил в конце 1901 года. 15 июня 1902 года пьеса была окончена. Название в процессе менялось («Без лица», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»).
- Премьера состоялась 31 декабря 1902 года в Московском художественном театре. К.С.Станиславский не только был режиссёром-постановщиком (совместно с Немировичем-Данченко), но и сыграл роль Сатина. Он вспоминал: «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссёров, всех артистов и … самого Горького».
- Постановка пьесы на сцене русских театров встретила большие препятствия со стороны цензуры. До 1905 года играть «На дне» разрешалось только с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.
- Впервые пьеса вышла отдельной книгой в Мюнхене (под заглавием «На дне жизни») в конце 1902 года. В России – в издательстве товарищества «Знание» в Санкт-Петербурге в конце января 1903 года. Спрос на книгу был необыкновенно велик: весь тираж первого петербургского издания в количестве 40000 экземпляров, разошёлся в течение двух недель; к концу 1903 года было продано более 75000 экземпляров – до этого подобным успехом не пользовалось ни одно литературное произведение.
Сюжет и композиция
Экспозиция
Описание обстановки ночлежки Костылева и живущих в ней «бывших людей».
Ночлежка представляет собой «подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой».
Помещение как бы поделено на ячейки, в которых ютятся люди, здесь же стоят инструменты.
Обитатели ночлежки – представители социального дна, опустившиеся в силу обстоятельств.
Здесь бывший телеграфист Сатин, алкоголик Актёр, вор Васька Пепел, слесарь Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, картузник Бубнов, спившийся аристократ Барон, сапожник Алёшка, крючники Татарин и Кривой Зоб.
В доме бывают Квашня, торговка пельменями, и полицейский Медведев, дядя Василисы. Их связывают сложные отношения, часто происходят скандалы. Василиса, жена Костылева, любит Ваську и подговаривает его убить своего мужа, чтобы стать единоличной хозяйкой.
Васька влюблён в Наталью, сестру Василисы, которую та бьёт из ревности.
Завязка
В разгар скандала в ночлежке появляется странник Лука, весёлый и добрый старик. Лука любит людей, пытается каждого утешить, дать надежду. Анне он предрекает загробное счастье, Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське и Наташе советует переехать в Сибирь. Он подобен врачу, который видит, что болезнь неизлечима, и хочет, по крайней мере, избавить от страдания.
Развитие действия
Осознание ночлежниками ужаса своего положения, зарождение надежды под влиянием «благостных» речей Луки, что жизнь станет лучше.
Кульминация
Нарастание напряжённости действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи.
Развязка
Крушение надежд героев: умирает Анна, кончает жизнь самоубийством Актёр, арестован Пепел.
Тематика и проблематика
Социальная
Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. Показан трагизм судеб «бывших людей».
Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…»
Слесарь Клещ: «Работы нет… силы нет… Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»
В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчёркивает их безнравственность.
Философская
В пьесе ставятся проблемы разобщённости людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни.
Источник: http://banakhevich.ucoz.ru/publ/literatura/m_gorkij/m_gorkij_na_dne/101-1-0-252
Пьеса Горького «На дне»
Домашнее задание к уроку
1. Прочитать пьесу «На дне».
2. Собрать материал по каждому обитателю ночлежки.
3. Подумать, как можно сгруппировать действующих лиц.
4. Какова природа конфликта в пьесе?
Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.
История создания пьесы
Более 80 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира, а интерес к ней не ослабевает!
В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Автор неоднократно менял название: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра.
Выделено не место действия – «ночлежка», не характер условий – «без солнца», «дно», даже не социальное положение – «на дне жизни». Словосочетание «На дне» гораздо шире по смыслу, чем все вышеперечисленные.
Что происходит «на дне»? «На дне» – чего, только ли жизни? Может быть, – и души?
Многозначность горьковской пьесы привела к ее разным театральным постановкам.
Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко при непосредственном участии А.М. Горького.
В 1903 году пьеса была отмечена почетной Грибоедовской премией.
Особенности композиции
Вопрос
Где происходит действие пьесы?
Ответ
В подвале, похожем на пещеру, в котором люди вынуждены вести допотопное существование. Отдельные штрихи описания вводят сюда символику ада: располагается ночлежка ниже уровня земли, люди лишены здесь солнца, свет падает «сверху вниз», персонажи ощущают себя «мертвецами», «грешниками», «сброшенными в яму, «убитыми» обществом и в этих сводах похороненными.
Вопрос
Как изображается место действия в пьесе?
Ответ
В авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла.
Везде по стенам – нары. Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут на кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни).
Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.
Вопрос
Перечислите персонажей пьесы с их краткими характеристиками. На какие группы условно можно разделить всех персонажей?
Ответ
Всех обитателей ночлежки можно условно объединить в четыре группы, в зависимости от того места, которое они занимают в столкновении различных позиций, в философском конфликте пьесы.
Первая группа включает Актера, Настю, Пепла, Наташу. Эти персонажи предрасположены к встрече со странником Лукой. Каждый из них живет какой-то мечтой или надеждой. Так Актер рассчитывает вылечиться от алкоголизма, вернуться на сцену, где у него было театральное имя Сверчков-Заволжский.
Теперь вот, правда, не осталось имени, но он устремлен в мыслях к артистической славе. Насте грезится французский студент, которого она якобы страстно любит. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать». Наташа смутно надеется на счастливую участь, когда Василий будет ее крепкой опорой.
Каждый из этих персонажей не слишком тверд в своих устремлениях, внутренне раздвоен.
Лука, о котором подробно мы будем говорить на следующем уроке, призван выявить сущность каждого.
Барон и Бубнов – третья группа. Первый из них постоянно живет прошлым, вспоминая сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели. Полностью опустошенный, он ничего уже не ждет, ни о чем не мечтает.
Второй – Бубнов – тоже иногда обращается к былым годам, когда он натерпелся от жизни, но в основном живет настоящим и признает только то, что видит и осязает. Бубнов – равнодушный циник. Для него понятны только факты, они – «упрямая вещь».
Правда Барона и Бубнова – жесткая, бескрылая правда, далекая от подлинной истины.
Четвертую позицию занимает в пьесе Сатин. При всей ее самобытности она тоже отличается своей противоречивостью. Во-первых, слова, произносимые этим героем, находятся в резком контрасте с его сущностью.
Ведь о правде говорит жулик по роду занятий, арестант и убийца в прошлом. Во-вторых, в ряде случаев Сатин оказывается близким Луке.
Он соглашается со странником, что «люди для лучшего живут», что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать ему и принижать его («Не обижай человека!»)
Образы следует расположить по «лестнице» чинов и положений, так как перед нами социальный срез жизни России начала XX века: Барон, Костылев, Бубнов, Сатин, Актер; Пепел, Настя.
Вопрос
Каков конфликт драмы?
Ответ
Конфликт этой драмы социальный. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду.
Она лишила права на работу Клеща, на семью – Настю, на профессию – Актера, на былой комфорт – Барона, обрекла на голодное существование Анну, на воровство – Пепла, беспробудный запой – Бубнова, проституцию – Настю.
Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.
Вопрос
Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?
Ответ
Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.
Вопрос
Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?
Ответ
В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы.
Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису.
В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь.
Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что кипятком ноги девке сварили» – Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»
Вопрос
В чем своеобразие любовного конфликта в пьесе?
Ответ
Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге.
В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки.
В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.
Вопрос
Что напоминает вам эта ночлежка?
Ответ
Ночлежка является своеобразной моделью того жестокого мира, из которого были выкинуты ее обитатели. Здесь тоже имеются свои «хозяева», полиция, проявляется то же отчуждение, вражда, те же пороки.
Заключительное слово учителя
Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.
Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.
Домашнее задание
Подготовиться к уроку-диспуту о Луке. Для этого: отметить (или выписать) его высказывания о людях, о правде, о вере. Определить свое отношение к высказываниям о Луке Барона и Сатина (IV акт).
Определить композиционные элементы пьесы. Почему Чехов считал последний акт лишним?
Литература
Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001
Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005
Источник: http://trassa.narod.ru/lekzia/gorky/gorky.htm
Тема,сюжет, конфликт и образ пьесы «На дне» М.Горького
Сочинения › Горький М. › На дне
Готовые Домашние Задания
В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне” занимает особое место.
Писатель показал в ней жизнь изгоев, людей, разорвавших связи с обществом и начисто отвергнутых им. На мой взгляд, очень интересно то, что вековечный философский спор о человеке ведут не утонченные представители интеллигенции, а люди с самых нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишенные всех прав.
Они обсуждают духовные, социальные и этические проблемы, которые в пьесе приобрели предельную глубину и напряженность. Обитателей ночлежки не оставляют равнодушными проблемы добра и зла, свободы, совести, чести, счастья, жизни и смерти.
Все это их интересует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он появляется на землю, в чем смысл его жизни? Я думаю, что именно в остром столкновении идей следует искать своеобразие пьесы “На дне”.
Споры, страстное и эмоциональное обсуждение вопросов, волнующих человека, позволяет сделать довольно точное заключение о его характере, о тех чертах, которые обычно бывают скрыты.
Как живые, реальные люди предстают перед нами мрачный фаталист и скептик Бубнов, странник-утешитель Лука, проповедник правды и величия человека Сатин и другие. За каждым из них стоит целая система моральных и эстетических взглядов.
По-видимому, не знали и не читали Ницше и Шопенгауэра, Толстого и Достоевского — реальные противоречия реальной жизни заставляют их мучительно искать объяснение тому положению, в котором они оказались.
В пьесе резко сопоставлены образы героев, их мысли, чувства и переживания. Острые диалоги захватывают внимание читателя, создают атмосферу напряженности и конфликтности. Горький употребляет яркие, емкие слова для выражения главной идеи — о назначении Человека.
Понятие “человек” открывается в творчестве писателя разными гранями, даже в тех произведениях, где, как и в пьесе “На дне”, внимание сосредоточено на темных сторонах жизни. Характерной особенностью пьесы является то, что в ней особенно громко звучит гимн Человеку, как бы в противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности.
Литература прежних лет, изображая “маленьких” людей, униженных и оскорбленных, выражала глубокое сострадание к ним. Но когда люди перестают быть “маленькими”, одной жалости к ним становится недостаточно.
Мне кажется, что образ странника-утешителя Луки введен отчасти и для того, чтобы подчеркнуть эту мысль. До сих пор образ этого “апостола утешающей лжи” вызывает бурные споры.
Кто он — положительный герой или отрицательный, жалеет он людей или равнодушен к ним, стремится исцелить их утешениями или преследует другие цели? Я согласна с точкой зрения Б.
Бялика, что в самой постановке вопроса таится ошибка, “непонимание всей сложности и глубины горьковской пьесы. Дело не в том, жалеет ли Лука людей (конечно, жалеет), и хочет ли помочь им своими утешениями (конечно, хочет), а в том, как он понимает людей, как оценивает человека”.
С одной стороны, Лука видит человека в каждом обитателе ночлежки. Но вместе с тем подобная жалость подразумевает бессилие что-либо изменить в жизни.
Утешения Луки поддерживают иллюзии, которыми живут персонажи пьесы, пытаясь отгородиться от окружающей мерзости.
И действие “сказок” Луки чем-то напоминает наркотики: они не излечивают недуг, но позволяют человеку на какое-то время уменьшить боль, почувствовать себя лучше.
Все это чувствует и понимает Сатин. Я думаю, что именно поэтому он говорит: “Он (Лука)… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…”. Знаменитый монолог Сатина: “Человек! Это — великолепно! Это звучит…
гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью, уважать надо!” — является реакцией на мировоззрение Луки.
Утешающей и примиряющей лжи Горький противопоставляет веру в свободного Человека, которому необходима только правда, какой бы суровой она ни была.
Таким образом, идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького “На дне” обусловлено мировоззренческими проблемами. На их основе строится сюжет, выражается позиция автора.
Изображая в предельно суровых тонах российскую действительность, ломающую людей, причиняющую им горе и страдание, Горький упорно “собирал мелкие, редкие крохи всего, что можно назвать необычным — добрым, бескорыстным, красивым”, стремился выявить в душе самого “уничтоженного” человека неуничтоженные задатки или остатки человечности.
Творчество М. Горького полно любви к человеку и боли за него, за все его унижения. И вместе с тем писатель выражает веру в счастливое будущее человечества.
Сочинения по теме:
- Настоящая сущность человека в пьесе «На дне» М.Горького сочинение
- Местообитание босяков до появления Луки( анализ 1 сцены М.Горького «На дне» сочинение
- Проблем столкновения истинного и ложного гуманизма в пьесе М.Горького «На дне» сочинение
- Лики правды на примере героев пьесы Горького «На Дне» сочинение
Источник: http://1soch.ru/gorkiy-m/na-dne/temasujet-konflikt-i-obraz-pesy-na-dne-m-gorkogo
Анализ пьесы М. Горького «На дне»
Во всех пьесах М.Горького громко звучал важный мотив — пассивный гуманизм, обращенный лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, и противопоставление ему гуманизма активного, возбуждающего в людях стремление к протесту, сопротивлению, борьбе.
Этот мотив составил главное содержание пьесы, созданной Горьким в 1902 году и сразу вызвавшей бурные дискуссии, а затем породившей за несколько десятилетий такую огромную критическую литературу, какую немногие из драматических шедевров породили за несколько веков.
Речь идет о философской драме «На дне».
Пьесы Горького — это социальные драмы, в которых обычна проблематика и необычны герои. У автора нет главных и второстепенных героев. В сюжете пьес главное — не столкновение людей в каких-то жизненных ситуациях, а столкновение жизненных позиций и взглядов этих людей. Это — социально-философские драмы.
Все в пьесе подчинено философскому конфликту, столкновению различных жизненных позиций. И именно поэтому напряженный диалог, часто спор — вот главное в произведении драматурга. Монологи в пьесе редки и являются завершением определенного этапа спора героев, выводом, даже авторской декларацией (например, монолог Сатина).
Спорящие стороны стремятся убедить друг друга — и речь каждого из героев ярка, богата афоризмами.
Развитие действия пьесы «На дне» течет по нескольким параллельным руслам, почти независимым друг от друга. В особый сюжетный узел завязываются отношения хозяина ночлежки Костылева, его жены Василисы, ее сестры Наташи и вора Пепла, — на этом жизненном материале можно было бы создать отдельную социально-бытовую драму.
Отдельно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося «на дно» слесаря Клеща и его умирающей жены Анны. Отдельные сюжетные узлы образуются из отношений Барона и Насти, Медведева и Квашни, из судеб Актера, Бубнова, Алешки и других.
Может показаться, что Горький дал лишь сумму примеров из жизни обитателей «дна» и что, по существу, ничего не изменилось бы, если бы этих примеров было больше или меньше.
Кажется даже, что он сознательно добивался разорванности действия, деля то и дело сцену на несколько участков, каждый из которых населен своими персонажами и живет своей особой жизнью.
При этом возникает интересный многоголосый диалог: реплики, звучащие на одном из участков сцены, как бы случайно перекликаются с репликами, звучащими на другом, приобретая неожиданный эффект.
В одном углу сцены Пепел уверяет Наташу, что никого и ничего не боится, а в другом — латающий картуз Бубнов говорит протяжно: «А ниточки-то гнилые…» И это звучит как злая ирония по адресу Пепла.
В одном углу спившийся Актер пытается и не может продекламировать любимое стихотворение, а в другом Бубнов, играющий в шашки с городовым Медведевым, злорадно говорит ему: «Пропала твоя дамка…» И опять-таки кажется, что это обращено не только к Медведеву, но и к Актеру, что речь идет не только о судьбе партии в шашки, но и о судьбе человека.
Такое сквозное действие носит сложный характер в этой пьесе. Чтобы понять его, надо разобраться в том, какую роль играет здесь Лука.
Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты — надейся!», «Ты — верь!» Лука — незаурядная личность: умен, у него громадный опыт и острый интерес к людям. Вся философия Луки сжата в одном его изречении: «Во что веришь, то и есть».
Он уверен, что правдой никогда и никакую душу не вылечишь, да и ничем не вылечишь, а можно лишь смягчить боль утешительной ложью. Он при этом искренне жалеет людей и искренне хочет им помочь.
Из столкновений подобного рода и образуется сквозное действие пьесы. Ради него Горькому и понадобились как бы параллельно развивающиеся судьбы разных людей. Это — люди разной жизнеспособности, разной сопротивляемости, разной способности верить в человека. То, что проповедь Луки, ее реальная ценность «проверяется» на столь разных людях, делает эту проверку особенно убедительной.
Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни покоя: «Ты — с радостью помирай, без тревоги…» А в Анне, напротив, усиливается желание жить: «… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» Это — первое поражение Луки.
Он рассказывает Наташе притчу о «праведной земле», чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности обмана. А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем с собой: «Не стерпел обмана».
И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего вынести горького разочарования.
Краткие диалоги старика с его «подопечными», переплетаясь между собой, сообщают пьесе напряженное внутреннее движение: растут призрачные надежды несчастных. А когда начинается крушение иллюзий, Лука незаметно исчезает.
Самое большое поражение терпит Лука от Сатина. В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и все спорят о том, кто он такой и чего, собственно, добивается, усиливается беспокойство босяков: как, чем жить? Барон выражает общее состояние. Сознавшись, что он раньше «никогда и ничего не понимал», жил «как во сне», он раздумчиво замечает: «… ведь зачем-нибудь я родился…
» Люди начинают слушать друг друга. Сатин сначала защищает Луку, отрицая, что тот — сознательный обманщик, шарлатан. Но эта защита быстро превращается в наступление — наступление на ложную философию Луки. Сатин говорит: «Он врал… но — это из жалости к вам… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна…
Одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем ему ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Ложь как «религию хозяев» воплощает в себе хозяин ночлежки Костылев.
Лука воплощает в себе ложь как «религию рабов», выражающую их слабость и придавленность, их неспособность бороться, склонность к терпению, к примирению.
Сатин делает вывод: «Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга». И хотя для Сатина его сожители были и останутся «тупы, как кирпичи», а он сам дальше этих слов тоже не пойдет, впервые в ночлежке раздается серьезная речь, ощущается боль из-за погибшей жизни.
Приход Бубнова усиливает это впечатление. «Где народ?» — восклицает он и предлагает «петь… всю ночь», отрыдать свою бесславную судьбу. Вот почему Сатин откликается на известие о самоубийстве Актера резкими словами: «Эх… испортил песню… дурак!» Эта реплика имеет и другой акцент.
Уход из жизни Актера — снова шаг человека, не выдержавшего правды.
Каждый из последних трех актов «На дне» кончается чьей-нибудь смертью. В финале II действия Сатин кричит: «Мертвецы не слышат!» Движение драмы сопряжено с пробуждением «живых трупов», их слуха, эмоций. Именно здесь заключен главный гуманный, нравственный смысл пьесы, хотя она и заканчивается трагически.
Проблема гуманизма сложна тем, что ее нельзя решить раз и навсегда. Каждая новая эпоха и каждый сдвиг в истории заставляют ставить и решать ее заново. Вот почему могут возникать снова и снова споры о «мягкости» Луки и грубости Сатина.
Многозначность горьковской пьесы привела к разным театральным ее постановкам. Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром, режиссерами К.С. Станиславским, В.И.
Немировичем-Данченко, при непосредственном участии М.Горького.
Станиславский позже писал, что всех покорил «своеобразный романтизм, с одной стороны граничащий с театральностью, а с другой — с проповедью».
В 60-е годы «Современник» под руководством О.Ефремова как бы вступил в полемику с классической трактовкой «На дне». На первый план была выведена фигура Луки. Его утешительные речи поданы как выражение заботы о человеке, а Сатина одергивали за «грубость». Духовные порывы героев оказывались пригашенными, а атмосфера действия — приземленной.
Споры о пьесе вызваны разным восприятием драматургии Горького. В пьесе «На дне» нет предмета спора, столкновений. Отсутствует и непосредственная взаимооценка героев: их отношения сложились давно, до начала пьесы.
Поэтому подлинный смысл поведения Луки открывается не сразу. Рядом с озлобленными репликами обитателей ночлежки его «благостные» речи звучат контрастно, человечно.
Отсюда и рождается стремление «гуманизировать» этот образ.
М.Горький психологически выразительно воплотил перспективную концепцию человека. Писатель раскрыл в нешаблонном материале острые философско-нравственные конфликты своего времени, их поступательное развитие. Для него было важно пробудить личность, ее способность к размышлению, постижению сущности.
Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/417-pesa-m-gorkogo-na-dne.html
А.М.Горький. Пьеса « На дне». Проблематика и композиция. | Открытый класс
План
Тема мастер-класса А.М.Горький. Пьеса « На дне». Проблематика и композиция.
Класс-11 Б
Ф.И.О ведущего мастер-класс- Петренко Лариса Юрьевна
Цель-раскрыть суть философского конфликта в пьесе.
Задачи: — закрепить знания о композиции художественного произведения;
— продолжить формирование стремления к адекватным личностно-оценочным суждениям;
— формирование коммуникативных и культурологических компетенций обучающихся на основе анализа и художественно-образного осмысления пьесы М.Горького «На дне»;
— воспитывать сострадание и человечность, стремление понять и полюбить человека, стремление к самовоспитанию.
Ожидаемые результаты:
успешное художественно-образное осмысливание и личностная оценка проблем и содержания пьесы М.Горького «На дне»;
правильный анализ композиции пьесы;
Тема: А.М.Горький « На дне». Проблематика и композиция пьесы.
Цель: раскрытие сути философского конфликта в пьесе .
Задачи:
- закрепить знания о композиции художественного произведения;
- продолжить формирование стремления к адекватным личностно-оценочным суждениям;
- формирование коммуникативных и культурологических компетенций обучающихся на основе анализа и художественно-образного осмысления пьесы М.Горького «На дне»;
- воспитывать сострадание и человечность, стремление понять и полюбить человека, стремление к самовоспитанию.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока:
- 1.Вступительное слово учителя.
В тюремном полумраке костылёвской ночлежки влачат жалкое существование убогие личности- обитатели «дна»., социальной ямы, куда общество без зазрения совести сталкивает отработанный человеческий материал. Автор ведёт нас к пониманию душевного состояния оказавшихся в подвале героев и приобщает к мучительным поискам смысла бытия.
Обучающиеся:
Вот «дно»-модель общества, семья- её эмблема Василиса, религия-лампада её мужа и средство для её наполнения, вот правительство-дачник Медведев в отношениях с обывателями. И результат-судьба человека в обществе.
Учитель:
« Перечитывая пьесу Горького, я убедился , что тот менее всего имел ввиду дразнить душу своего читателя реальным изображением нищеты, падения и надрыва.»
Как вы понимаете смысл данных слов?
( Нет единого сюжета, нет главного героя, нет единого конфликта)
Чтобы перейти к анализу текста, хочется спросить у вас, ребята. А знаете ли вы , чем занимался каждый герой пьесы до ночлежки?
Работа с интерактивной доской ( Приложение, задание №1)
Учитель:
Давайте, ребята, в ходе сегодняшнего урока попытаемся раскрыть суть философского конфликта в пьесе, его проблематику и рассмотреть композицию произведения.
1). Беседа.
1. Какие моменты можно считать определяющими в композиции, в развитии сюжета?
Выводы детей:
Завязка-разговор Василисы и Пепла.
Кульминация— убийство Костылева.
Развязка— арест Пепла
2. Как вы понимаете такое определение жанра горьковской пьесы?
Как вы понимаете смысл термина « социально-философская» ?
Заполните таблицу , указав социальные и философские черты жанра данной пьесы.
Социально- философская пьеса |
|
Тяжесть |
« Пьеса делается, как симфония : есть основной лейтмотив и различные вариации, изменения его» М.Горький |
Бесправие жизни людей «дна» |
|
Сохранение в их душах Человеческих качеств. |
Какой лейтмотив выделили бы как основной в пьесе Горького?
( Спор о человеке, о милосердии, сострадании)
« Основной вопрос, который я хотел поставить , это: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» М.Горький
Учитель:
Как видим, идет усложнение композиции: появляется вторая завязка. Лука как стержень.
- Какую часть определили бы как экспозицию? Почему?
( 1д: до появления Луки: трагическая разобщенность героев, столкновение, несчастья, должен быть выход.)
2.С какой репликой впервые появляется Лука? Прокомментируйте её.
( Умиротворение, открытость людям, любовь)
Как эта позиция подтверждается другими репликами Луки?
3.Почему 1 действие кончается диалогом Анны и Луки? Смысл этого диалога?
а) Причины подобного сострадания, внимания к человеку ( страдание Анны — сострадание).
б) Лука выдвигается в центр.
2). Работа в группах.
2 д.- развитие действия.
Воздействие Луки на ночлежников.
Докажите. Что Лука вносит умиротворенность в души и судьбы героев.
1 группа ( Лука – Актёр)
2 группа (Лука-Анна)
3 группа (Лука-Пепел)
Выводы групп.
В каких репликах Луки из 2 д. раскрывается суть его философии?
« Во что веришь, то и есть…»
« Любить живых надо,…живых…»
« Все, милая, терпят…всяк по – своему жизнь терпит»
« Человека приласкать никогда не вредно»
Какая реплика будет ключевой?
Как с этой философией Луки перекликаются стихи Беранже?( в переводе В.С.Курочкина) Зачитывается вслух учителем.
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,-
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Ответы обучающихся
3. Дать определение термина « кульминация».
В виде развёрнутого ответа рассказать о кульминационном моменте 3д. и выводы записать в тетради.
- Идейная ( притча о праведной земле)
« правда» -то, может, обух для тебя, не всегда правдой душу вылечишь»
- Событийная экстремальная ситуация, когда людям нужна действенная помощь.
4д.- развязка: судьба героев, лишенных поддержки Луки. Результат противоположен тому, чего он хотел добиться.
а) Васька Пепел – рассказ о золотой стране Сибири.
Поедет в Сибирь как каторжник.
б) Трагическая судьба Актера.
В) Незыблемость ночлежки: появляется новый ночлежник, песня.
Докажите, что предвестием крушения правды Луки была смерть Анны.
( Лука пытается уверить Анну в том, что смерть – отдых , спасение, а пробуждает в ней жажду жизни)
В чем заключается правда Луки?
4. Кейс-метод
Предварительно подготовленные в качестве домашнего задания материалы включают в себя афоризмы, отражающие правду Луки – Кейс1 (Приложение 1) (комментирует группа обучающихся).
Учитель:
Что понял Лука за свою долгую непростую жизнь?( вопрос классу )
Учитель:
Каким правдам о человеке противостоит правда Луки?
Обучающиеся рассматривают жизненные позиции героев и комментируют их.
Кейс 2 «Правда Сатина» (Приложение 2)
Вопрос группе:
Есть ли в характере Сатина черты Сатаны?
Что понял Сатин? ( вопросы классу)
Кейс 3 «Правда Бубнова» (Приложение 3)
Вопрос группе :
Человек- вещь, по мнению Бубнова. Что даёт основание Бубнову для подобного вывода?
Кейс 4 « Правда Клеща» (Приложение 4)
Вопрос группе:
А какая она — правда Клеща?
5. Индивидуальные задания
Сильные обучающиеся подготовили вопросы для класса.
( Слайды с вопросами )
Первый обучающийся: « Слушаю я г. Сатина и говорю себе : да, всё это и в самом деле великолепно звучит. Идея одного человека, вместившего в себя всех, человека- бога ( не фетиша ли?) очень красива. Но отчего же .
скажите, сейчас из этих самых волн перегара, из клеток надорванных грудей полетит и взовьется куда-то выше , на сверхчеловеческий простор дикая острожная песня? Ой.
гляди, не страшно ли уж будет человеку-то, а , главное, не безмерно ли скучно ему будет сознавать, что он – всё, и что всё для него и только для него?» ( слайд 1) И.Анненский
Как вы понимаете смысл слов Анненского?
Второй обучающийся: «В режиссерском экземпляре пьесы « На дне» Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: « …хитро поглядывает, коварно улыбаясь, видно, что врет», « проскользнул». Какое представление о Луке отразилось в них?( слайд 2)
Третий обучающийся: «Во 2 д. Лука говорит: « Человек- всё может…лишь бы захотел» . Сравните со словами Сатина : «Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга». Чем объясните совпадение?( слайд 3 )
Четвертый обучающийся: «В финале ни Сатин, ни Лука не вправе претендовать на роль победителя в пьесе – дискуссии. Оба ведущих персонажа терпят поражение перед лицом жизни.» ( слайд 4 ) Н.К.Гей
Почему?
Учитель.
Почему так трагично всё в финале?
Итог беседы
В заключение урока хочется , ребята, сказать о том, что пока мы живем в несовершенном мире. В нем человек , к сожалению, способен потерять веру, и тогда теряет смысл человеческая жизнь. Это самое страшное преступление –преступление против природы человека.
«…Эхе – хе …господа люди! И что с вами будет?»- над этими словами и нам, наверное , следует задуматься.
- Подведение итогов урока .
- Домашнее задание: написать сочинение по пьесе А.М.Горького «На дне» ( темы №4, 5,6 учебника В.Чалмаева, Русская литература XXвека)
Приложение
Кейс 1 «Правда Луки»(его портрет)
« Все мы на земле странники…»
« …Не в слове –дело, а- почему слово говорится?- вот в чём дело!»
« Во что веришь, то и есть»
« Понять хочется дела – человеческие … а на тебя гляжу — не понимаю»
« Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит…а человек- научит… да! Человек может добру научить очень просто!»
« Любить живых надо…живых»
« Есть люди, а есть – иные- человеки…»
« Я говорю- есть земля , неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней- родит» ( это « человеки» в оценке Луки)
« Верно: человек должен уважать себя».
Обучающиеся:
А рассказ Луки о праведной земле- это рассказ о вере человека в лучшее, ради которого-то и стоит жить.
На этой вере в завтрашний день и держится человек, вся жизнь цивилизованного общества.
Заронить эту веру в лучшее, научить ей, сохранить эту способность верить в лучшее, развить это в людях- вот, на мой взгляд, позиция Луки.
Жестокой, убийственной, голой правде несокрушимого гнёта бесчеловечных обстоятельств противостоит упрямая, светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. И вера эта- не ложь, а правда Луки.
Кейс 2 « Правда Сатина»( его портрет)
« Лучшее – и человек тоже»
« И чем больше способен он это лучшее в себя вобрать и ради него жить, тем он больше человек»
« Надо уважать человека»
« Человек- свободен , он – правда; Он Человек-бог! Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное- дело его рук и его мозга»
« Хорошо это …чувствовать себя человеком!2
« Что это значит? Человек — бог! ( абстрактность , декларация , высокомерие)
Уважать не только потому, что в нём: «…ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном, а потому, что ( Всё- в одном), Один- во многих и многом: часть людей, народа…»
Обучающийся:
Гимн Сатина- вера в Человека ( Человека-бога)
Стремится Сатин к философствованию – и только.
Кейс 3 «Правда Бубнова»
«…Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся…всё сотрётся, да!»
« На что совесть? Я не богатый…»
« А кто пьян да умен — два угодья в нём…»
« А нитки – то гнилые!»
« Здесь господ нету…всё слиняло, один голый человек остался…»
«Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё»
« Дурость человеческая» ( об Алёшке)
« А чем жить будешь? ( Василисе)
« Сколько в ней зверства, в бабе этой…»
« Все хотят порядка, да разума нехватка»
« … да и все люди на земле – лишние»
« Мне и хочется на волю…эх!
Цепь порвать я не могу» ( из песни)
« И одна — не бедна, коль умна…»
«…храбрость у места, когда в лес по грибы идешь…а здесь она ни к чему»
« Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь ты правду про себя…да и все её знают…»
« Все люди живут … как щепки по реке плывут…строят дом…а щепки- прочь…»
« Все так: родятся, поживут, умирают, и я помру…и ты…Чего жалеть?»
« Любят врать люди…»
« А я вот… не умею врать! Зачем? По –моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»
Кейс 4 «Правда Клеща»( портрет )
« Им легко деньги достаются… Они не работают…»
« Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я- рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь , я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…»
« Я здесь полгода прожил…а все равно как шесть лет»
« Живут без чести, без совести»
« Какая правда? Где- правда? Вот правда!( треплет руками лохмотья на себе) Работы нет…силы нет! Вот- правда. Пристанища …пристанища нету! Издыхать надо… вот она. Правда! Дьявол! На…на что мне она — правда? Дай вздохнуть…вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить – дьявол – жить нельзя…вот она – правда!»
« Он…жалостливый был…у вас вот…жалости нет»
«…надо жить – по закону…по- евангелию…»
Задание №1
а) чиновником в казенной палате Лука
б) сторожем при даче Барон
в) телеграфистом Клещ
г) слесарем Сатин
д) скорняком Актёр
е) артистом Бубнов
Источник: http://www.openclass.ru/node/244372